Овербукинг - когда пассажиров больше, чем билетов. Овербукинг – что это, что такое овербукинг в гостинице или самолете


Что такое овербукинг и чем это грозит путешественнику? Где вы можете с ним столкнуться во время поездки? Что в такой ситуации делать?

В сфере туризма много подводных камней. Натыкаясь на них, путешественники теряют деньги, время и нервы. Сегодня расскажем об одном из них - овербукинге.

Что такое овербукинг?

Овербукинг - это когда продают больше, чем мест, товаров или услуг есть на самом деле. Делается это в надежде на то, что не все обязательства придется выполнять. Такие надежды базируются на статистике отказов, но порой приводят к неприятным для клиентов результатам.

Зародилась эта маркетинговая политика 60 лет назад в американских авиакомпаниях. Тогда они столкнулись с проблемой - около 10% пассажиров не являлись на рейс и сдавали билет, получая за него полную стоимость. В итоге каждое десятое место во время перелета пустовало и аукалось авиакомпаниям падением прибыли. Было решено продавать билетов больше, чем мест в самолетах. Естественно, стали возникать неудобные ситуации и иногда мест хватало не всем. По официальным данным, не везло 7-8 людям из 10 тысяч. Авиакомпании компенсировали клиентам их издержки и совершенствовали систему овербукинга, что привело ее в довольно адекватный вид. Сейчас попасть в такую ловушку уже сложнее.

Иногда спорные ситуации возникают из-за технических неполадок. Например, был самолет на 250 мест, внезапно у него выявились неполадки и компания успела подогнать только борт на 210 мест. Куда девать еще 40 пассажиров - загадка. Приходится кого-то оставлять на земле и пытаться с ним договориться.

  • Плановый
    Это когда фирма сознательно продает больше билетов, чем у неё есть мест.
  • Экстренный
    Например, когда произошел сбой на сайте и в сеть утекло больше билетов. Или когда самолет сломался, подали другой, но там меньше мест. Разные ситуации бывают. Сюда же можно отнести внезапное появление вип-персоны с золотой картой авиакомпании. Отказывать своему постоянному клиенту фирма не будет, а случайному пассажиру - легко.

Где вы можете столкнуться с овербукингом?

Помимо уже упомянутой сферы авиаперевозок, вы можете столкнуться с овербукингом во время проката машины, покупки круизов и, конечно, аренды отелей. Это одно из самых больных мест туристической индустрии, поскольку здесь помимо случайных технических неполадок существуют серые схемы обмана путешественников.

Как работает схема овербукинга в отелях?

В гостиничном бизнесе овербукинг, как схема обмана, работает так. О технических неполадках сейчас не говорим. Номер бронируется на двух и более человек. Заселяется в него тот, кто первый прибудет на стойку регистрации. Остальным, кому не хватило места, предложат заселиться в другой более хороший отель или номер. В чем подвох?

Как правило, в том, что предлагаемый вам отель или номер не является более качественным. Цена на него искусственно поднята, чтобы вы меньше возмущались. Скорее всего он в силу каких-то причин хуже продается. Дальше от берега, хуже вид из окна, старая отделка, хамский персонал. Причин может быть масса. При прочих равных условиях номер, в который вам предложат переехать, никто бы не купил. Он пустовал бы и не приносил выгоды. А так вас заманили на красивую картинку отличных апартаментов, после чего оставили у разбитого корыта. Естественно, вы согласитесь жить там. Деньги уже заплачены. Ваш отпуск только-только начался и совсем не хочется ни с кем ругаться. В итоге, вы живете в номере похуже, а турфирма и отель получают дополнительные деньги.

Схемы могут различаться. Довольно сложно разобраться, кто же именно несет ответственность за то, что вы остались без своего уютного номера. Что можно сделать?

Что делать, если вам не хватило места?

Если вас лишили номера в отеле и предлагают замену, то не стоит сразу бросаться на баррикады . Вполне возможно, что это действительно сбой техники или ошибка персонала отеля. В таком случае отель постарается сохранить лицо и предложит вам такой же или более хороший номер.

В любом случае, не стоит начинать истерику и обвинять во всем молодых людей на стойке регистрации. Делу это не поможет, поскольку они тут совсем не при чем, а вот их желание вам помочь моментально улетучится.

Вам надо установить контакт с администрацией отеля и добиться того, чтобы вам предложили взамен хоть что-то. А дальше можно будет вести диалог об улучшении ваших жилищных условий.

Вам надо сразу определить, кто еще попал в аналогичную ситуацию . И обменяться контактами. Это может быть полезно, если у вас сложности с общением на иностранном языке. К тому же дополнительная поддержка в виде подписей не помешает, когда вам придется составлять жалобу или заявку на компенсацию.

Требуйте и сохраняйте все документы , имеющие отношения к делу. Фиксируйте свое общение с представителями отеля. Изучите договор с вашей туристической компанией. Если в нем прописано, что фирма может по своему усмотрению менять ваше место проживания, то обыграть ее в суде будет практически не реально. Учитывая, что на этом документе уже стоит ваша подпись.

Как предотвратить подобные ситуации в отелях и аэропортах? Приезжайте заранее . В разумных масштабах, конечно. Используйте надежных туроператоров и авиаперевозчиков, которые не гонятся за моментальной прибылью. Продумывайте запасные варианты трансферов и жилья. Скорее всего они вам не понадобятся, ведь шанс попасть под овербукинг всего около 1%, но кто знает. Вдруг, именно такая подготовка поможет спасти драгоценный отпуск.

Или наоборот, получить испорченный отпуск и много других проблем. Поэтому важно хорошо понимать с чем вы можете столкнуться в путешествии и как из любых трудностей получить выгоду.

Но давайте по порядку.

Овербукинг – своеобразное иностранное слово, которое буквально обозначает «сверхбронирование» или «перепродажа». Отцом понятия «овербукинг» считается профессор Джулиан Саймон, который первым экономически обосновал идею, согласно которой отказ авиакомпании от перевозки становился выгодной для авиакомпании сделкой. Авиакомпания при этом получает сверхприбыли от не пришедших пассажиров. За несколько десятилетий овербукинг принес экономике США более 100 млрд долларов.

В 1976 году дело по овербукингу слушалось в Верховном суде США, который постановил, что федеральное законодательство в этом вопросе соответствует Конституции, но авиакомпании, прежде чем отказать какому-то пассажиру, обязаны поискать добровольца.

Овербукинг встречается чаще, чем можно было бы подумать. И турфирмы продают больше туров, и отели продают больше мест, но в данной статье я расскажу именно об авиакомпаниях, которые продают больше авиабилетов.

Причины, по которым это происходит:

Плановый овербукинг . Статистика показывает, что на любой рейс приходит пассажиров меньше, чем продано авиабилетов. Довольно часто (не афишируя) авиакомпании по этой причине продают больше билетов, чем есть на рейсе.

Ситуативный овербукинг . Каждый самолет проходит тщательную проверку перед полётом. Некоторые самолеты снимаются с рейса и их заменяют на другое воздушное судно, порой меньшей вместимости.
Некоторых пассажиров так же могут перенести с отмененных рейсов на ваш.

Овербукинг в одном классе . При этом перепроданы авиабилеты только одного класса обслуживания - эконом или бизнес. Общее количество проданных на рейс билетов сохраняется.

Золотой овербукинг . Он происходит из-за владельцев золотых карт или VIP пассажиров, которым авиакомпания просто не может отказать.

Что же происходит при перебронировании.

Как правило, ищут пассажира, который готов не лететь этим рейсом. Это происходит или прилюдно – громко объявляют для всех пассажиров или тихо предлагают тем, кто, по их мнению, может согласиться.

Как-то раз я наблюдал подобный случай за границей. Менее минуты понадобилось на то, чтобы найти «жертву», которой заплатили примерно 15000 рублей на наши деньги за согласие перенести время вылета на следующий день.

Как-то раз и мы воспользовались случаем овербукинга в свою пользу. При вылете на рейсе авиакомпании S7 мы купили авиабилет эконом- класса, а летели в бизнес –классе.

В данном случае, просто подали самолет, в котором было перепродано на несколько мест больше, чем пришло пассажиров. В эконом-класс все не поместились и нескольким пассажирам, среди которых оказались и мы, предложили сесть на свободные места в бизнес-классе.

Страшное слово «овербукинг»

На первый взгляд, идея овербукинга выглядит довольно сомнительно. Представьте, что вы заранее покупаете авиабилет, собираете вещи, приезжаете в аэропорт (оплатив проезд до аэропорта самостоятельно) и выясняете, что мест в самолете нет. Каждый может представить свои эмоции…
Но многие страны поддерживают это, а значит зерно истины здесь есть. И даже не одно. Лучше всего заранее разобраться и получать от овербукинга только выгоду.

Прежде всего, необходимо понять, что авиакомпания будет искать любые пути минимизации ваших трудностей и готова вам компенсировать их в виде оплаты отеля, питания, поиска ближайших рейсов, специальных бонусных купонов и т.д.

Овербукинг есть во многих странах. Например, для авиаперевозчиков, зарегистрированных или осуществляющих полеты над территорией Евросоюза компенсация исчисляется так:

Расстояние до 1500 км 125 евро при задержке менее 2-х часов и 200 евро, если дольше.

От 1500 до 3000 км 200 евро при задержке менее 3-х часов и 400 евро, если дольше.

При дальности более 3500 км 300 евро или 600 евро, если задержка более 4-х часов.

При понижении класса обслуживания вам так же должны вернуть до 75% стоимости авиабилета.

Овербукинг в России – готовность №1.

Овербукинг в России де факто существует в большинстве авиакомпаний. Однако он носит пока несколько «дикий», неконтролируемый характер, так как в виде бизнес стратегии данная практика не прописана. Это дает большие возможности для мошенничества, особенно малыми перевозчиками, которые могут искажать в глазах пассажиров реальную ситуацию. Намеренную перепродажу авиабилетов перевозчики списывают на технические сбои программ бронирования.

В феврале 2015 года овербукинг предложил узаконить Дмитрий Медведев. Его инициатива получила неоднозначную оценку среди различных авиакомпаний и всеобщее обсуждение.

На настоящий момент обсуждение документа уже закончено и он готовится к подаче в кабмин.

По этому документу, в случае овербукинга, перевозчик будет обязан:

  • проинформировать пассажира об альтернативном варианте перевозки до пункта назначения;
  • выплатить ему компенсацию и изменить условия договора перевозки, предоставив место на другом рейсе – при согласии пассажира на альтернативный вариант;
  • выплатить ему компенсацию и вернуть уплаченную за авиабилет сумму – при несогласии пассажира на альтернативный вариант.

Как не попасть на овербукинг.

Ваши действия, чтобы избежать овербукинг, должны быть довольно простыми и логичными.

Заранее прийти в аэропорт и пройти регистрацию. После получения посадочного талона вам уже никакой овербукинг не страшен. Вы уже летите и у вас есть свои места.

Пройти электронную регистрацию . При этом, вы так же, уже имеете место и теоретически можете даже не подходить к стойке регистрации, если ваш багаж соответствует условиям ручной клади.

А если вы сдали свой багаж, то даже при добровольном согласии вам будет довольно сложно стать счастливчиком компенсации при овербукинге, так как найти его в контейнере довольно не просто.

В данном случае, как и всегда, опять выигрывают те, кто заранее пришёл в аэропорт и заранее продумал все нюансы путешествия.

Как выиграть от овербукинга?

Не думайте, что это такое уж частое событие. Быть может, особенно если вы редко летаете, вы никогда не столкнетесь с подобными проблемами.

Но опытные путешественники могут получить и выгоды от овербукинга. Вы уже читали выше, как я совершенно бесплатно поменял класс обслуживания и за 1500 рублей (я покупал билет дешевле, чем по тарифу, но это другая история) летел в бизнес классе.

Что нужно для того, чтобы вы оказались в рядах счастливчиков, которые получают компенсации, дополнительный день отдыха или обслуживание бизнес класса?

Билет брать в разгар сезона на популярное направление. Не на первый рейс. Лучший вариант, когда в день отправляется несколько рейсов. При этом есть возможность, что пассажиров будут досаживать при отмене какого-то рейса.

Приходите к стойке регистрации одним из первых (и тут выигрыш) и заранее предупредите, что вы являетесь добровольцем в случае овербукинга. Точно так же можно предупредить, что вы готовы сменить свой класс обслуживания и оставить свой телефон. Это упростит ваш поиск.

Торгуйтесь, если вы попали в число не поместившихся на рейс. Конечно же, авиакомпания постарается минимизировать свои издержки. Ей дешевле дать ваучер на премиальный полет на свои рейсы на большую сумму, чем расстаться с деньгами. Но вы знаете минимальные нормы. К тому же, требуйте повышения класса обслуживания.

Овербукинг при путешествии в составе тура.

До сих пор еще остались люди, которые боятся летать самостоятельно. Если вы путешествуете по путевке, то проблем у вас будет значительно больше.

Тут есть несколько вариантов. Авиакомпания может осуществлять чартерный рейс, выкупленный туроператором, купить блок мест на регулярный рейс со скидкой или купить авиабилеты на обычный регулярный рейс.

Как-то раз я помогал девушкам, которые не попали на пересадочный рейс в Куала-Лумпуре, следуя в составе тура. К сожалению, я подключился уже по прибытию и было, конечно, намного сложнее. Всегда лучше действовать своевременно.

Что нужно помнить в этом случае:

При отправлении вы можете расторгнуть договор и потребовать возврата полной стоимости путевки. Как правило, этого пытается избежать любая туристическая фирма.

При возвращении – это крайне неприятный вариант. Принимающая сторона, скорее всего, полностью умоет руки, благополучно доставив вас в аэропорт. Она может вступить в переговоры с туроператором, требуя от него оплаты рейса, проживания, питания во время ожидания. Как правило, это происходит не часто и довольно вяло. Скорее всего вам придется самим решать эти проблемы.

Сохраните все чеки , чтобы в последующем их предъявить, запишите все названия авиакомпаний и имена лиц, с которыми общались и т.д.

Желаю вам успешных и выгодных полетов по всему миру!
Оставляйте ваши комментарии и вопросы внизу этой статьи.

Авиакомпании допускают нехватку мест, но законов в этой сфере нет.

В закладки

Авиакомпания United Airlines дважды за жёсткое 69-летнего пассажира с рейса, что не помогло избежать критики в адрес перевозчика. Вместе с тем происшествие обнажило проблему овербукинга, от последствий которого не застрахован, кажется, никто.

Принципы овербукинга

Овербукинг или перебронирование продажу большего количества билетов, чем есть кресел на рейсе. Авиакомпании внедрили такую практику в основном ради выгоды.

Перевозчик перестраховывается на случай, если пассажир, к примеру, купил билет по гибкому тарифу и незадолго до вылета отказался от него. Клиенты часто не являются на рейс и по иным, зачастую неизвестным причинам. Так что овербукинги косвенно помогают увеличить загрузку.

К тому же у авиакомпаний бывают технические сложности, что приводит к экстренной замене лайнера на менее вместительное судно. Так что некоторые пассажиры могут остаться на земле, даже если перевозчик ранее этого не допускал.

Со стороны пассажира

Авиакомпания должна узнать о нехватке мест на рейсе (если она такое практикует) задолго до вылета. В этом ей помогают специальные отделы, которые отслеживают и прогнозируют загрузку.

Пассажиру в США и Евросоюзе, оплатившему билет и не попавшему на самолёт, должны выплатить компенсацию. Она зачастую зависит от длины полёта и задержки рейса. В ЕС суммы возмещения от 250 евро. Кроме того, пассажирам должны возместить затраты на еду, напитки и в особых случаях - на номер в гостинице.

Случай United Airlines показал, что иногда пассажиры не соглашаются добровольно покинуть рейс. В таких случаях компании делают случайный выбор при помощи компьютера или смотрят, кто раньше зарегистрировался. Поэтому прибыть в аэропорт или зарегистрироваться онлайн следует заранее.

Порой пассажиров не высаживают, а просто предлагают им пересесть из одного класса в другой. Иногда это оборачивается приятной неожиданностью для пассажира, бесплатно сменившего «эконом» на «бизнес». А вот когда клиентам предлагают понижение в классе, могут возникнуть .

Закон

Практика овербукинга легальна и отрегулирована в США и Европе. Более того, пассажиры из России могут воспользоваться существующими правилами при осуществлении рейсов через иностранные аэропорты.

В России закона об овербукинге пока нет. С предложением урегулировать сферу ещё в 2015 году выступило Министерство транспорта. Документ предусматривал, что российским авиакомпаниям уже со второго квартала 2016 года разрешат продавать больше билетов, чем есть мест на рейсе. Этого не произошло, но власти всё ещё эту идею.

Основные трудности связаны с тем, как рассчитывать компенсации. Этот механизм отсутствовал в ранних версиях законопроекта.

Овербукинг в России сейчас

В то же время перебронирование в России формально не запрещено. И первым делом клиенту необходимо обратиться в авиакомпанию. Но по пассажиров, в России трудно получить возмещение за овербукинг.

Перевозчик должен в течение 30 дней. Претензии к нему, закону, можно предъявить в течение шести месяцев со дня происшествия.

А поскольку нет закона, который позволил бы клиенту решить вопрос напрямую с авиакомпанией, потерпевший, скорее всего, за компенсацией в суд. И будет вправе её получить.

Для иска в суд потребуется ряд документов. Нужны будут авиабилеты, где стоит отметка сотрудников аэропорта, счета (за еду, гостиницу и другие) после непопадания на рейс и отправленная письменная претензия в авиакомпанию. Если перевозчик уже дал ответ, то его тоже стоит приложить.

Решения проблем нехватки мест пока особо не отличаются от некоторых акций авиакомпаний. «Аэрофлот» - главный инициатор и лоббист закона об овербукинге - клиенту пересесть в бизнес-класс, получить бонусные мили или скидку на следующий перелёт.

Насколько эта проблема большая для российских пассажиров - неизвестно, поскольку такие данные российские авиакомпании не предоставляли. По американских перевозчиков, жертвой овербукинга может стать примерно каждый 10-тысячный клиент.

Достаточно часто российские туристы сталкиваются с разными трудностями. Некоторые из них возникают непроизвольно, а другие можно отнести к специально разработанным системам, ориентированным на максимальное извлечение средств с путешественников. Сегодня мы поговорим об одной из них – об овербукинге. Тема достаточно неновая, однако довольно актуальная.

Дословный перевод будет звучать как «перебронирование», «сверхбронирование», «перепродажа». Другими словами, овербукинг – это положение, при котором продается больше мест, чем есть на самом деле. Например, компания продала больше авиабилетов на рейс, чем позволяет вместимость самолета. В таких случаях получается, что и пассажиров регистрируется больше.

Конечно бывает когда по каким-то техническим причинам самолет не может вылететь и его заменяют другим, менее вместительным. Однако все сводится к тому, что в обоих ситуациях часть пассажиров не может вылететь своим рейсом и, чаще всего, это не случайность, а грамотно подобранная стратегия сбыта услуг. Эта стратегия была разработана американскими авиакомпаниями еще в середине 50-х годов прошлого столетия: они выяснили, что, продавая больше положенного, компании смогут увеличить прибыль от продаж билетов на 7%.

Мировая статистика показывает, что в среднем на каждый рейс по каким-либо причинам не попадают около 10 % пассажиров. Это может быть банальное опоздание или обычная смена планов — очень часто пассажиры, стремясь сэкономить, покупают билеты в обе стороны, а обратным рейсом лететь не хотят.

Главный закон бизнеса — минимизировать убытки и увеличить прибыль. Как любая бизнес-сфера, авиакомпании стремятся следовать этим правилам, поэтому ради того, чтобы самолет взлетел с максимальным количеством пассажиров, они идут на такие «трюки», как овербукинг.

Зачастую, использование этого маркетингового хода неблагоприятно сказывается именно на пассажирах. Статистика утверждает, что жертвами овербукинга может стать 1% ежегодно летающих.

Более подробно

Овербукинг широко применяется во всех странах мира, более того, он законодательно регулируется в странах Европы, США и т.д. Все нормы и правила прописаны в уставе Международной ассоциации воздушного транспорта. А что же в России?

Российские экономисты уверяют, что овербукинг должен стать нормой для всех компаний-перевозчиков, основанной на законодательной базе. Однако пока — это только разговоры. На деле — не все авиакомпании применяют эту практику. Среди российских авиакомпаний, Аэрофлот — одна из немногих, которая применяет овербукинг и постоянно предлагает внести правки в законодательство по его применению.

Зачастую овербукинг делиться на две категории:

  • Плановый – когда пассажиры не являются на рейс в силу некоторых причин (в таких случаях пассажиры могут предупредить авиакомпанию и просить о переносе поездки на другую дату. Для подобных ситуаций существуют «билеты полного экономического класса», в которые уже входит неустойка за неявку пассажиров, даже без предварительного предупреждения. В обязанности компании входит возвращение всей стоимости билета либо перенос даты вылета);
  • Ситуативный – когда самолет из-за неисправности либо по другим причинам не может осуществить вылет (в подобных ситуациях его заменяют другим, чаще всего с меньшей вместимостью. И тогда, конечно, не все купившие билеты могут осуществить вылет. В таких случаях первым делом страдают пассажиры эконом-класса. Хотя на западе персонал компании, прежде всего, обязан найти максимальное количество добровольцев (которые особо никуда не спешат), готовых полететь следующим рейсом.

В подобных ситуациях должен быть предусмотрен целый ряд программ, которые, в первую очень, сводят к минимуму все возникшие осложнения. Для этого нужно:

  • как можно быстрее дать возможность пассажиру улететь, посадить на ближайший самолет, в котором будут свободные места (даже если это будет компания-конкурент);
  • покрыть все расходы клиента (номер в отеле, еда);
  • возместить моральный ущерб (чем дольше пассажир ожидает самолет – тем больше сумма компенсации).

Всё вышеперечисленное зачастую относится к международным компаниям. Российские, обычно, руководствуются своими собственными сводками правил. Однако они также могут отправить пассажиров следующим рейсом, выплатить компенсации (если вылет задержан более чем на 12 часов) и т.д.

Если овербукинг коснулся Вас

Не удалось улететь, и задержка произошла не по Вашей вине? В таких ситуациях пассажиру полагается полная материальная компенсация за купленный им билет. Сообщите сотрудникам компании, что Вам не хватило места. Не уезжайте из аэропорта, пока ситуация не разрешится. При нехватке места на регулярном рейсе, можете требовать возврат денег (даже через суд) или пересадку на другой самолет. Летите западной авиакомпанией? Смело требуйте денежную компенсацию за моральный ущерб! А если Вы ожидаете своего рейса длительное время, то имеете полное право получить бесплатное размещение в отеле, еду. Все расходы нужно задокументировать.

Пример компенсации в Европе:

  • если полет до 1500 км при задержке до 2 часов – компенсация 125 евро;
  • если полет 1500-3500 км при задержке до 3 часов – компенсация 200 евро;
  • если полет 3500 и более при задержке более 4 часов – компенсация 600 евро.

Бывают и плюсы

Часто летающие пассажиры, знают — если без принуждения отказаться от посадки в пользу других и немного подождать, можно получить внушительную сумму в качестве компенсации. Если Вы в Европе — смело требуйте отель в центре города, питание и трансфер. Также можно попросить первый класс на следующий рейс. Кроме вышеперечисленных бонусов. Вы получите 400-600 евро и благодарность, соответственно.

Удачных всем посадок и перелетов!

В России обсуждается возможность принятия закона об овербукинге. Если точнее, вероятно, в ближайшем будущем овербукинг будет разделен на добровольный и вынужденный. В настоящее время такая перспектива представляет собой только предложением Минтранса. Однако, если законопроект найдет поддержку, то он будет отражен в Федеральных авиационных правилах.

Что же такое овербукинг?

Для тех, кто хотя бы немного знаком с английским, понятно, что буквально, это сверх-бронирование. То есть, этот термин обозначает ситуацию, когда на одно место продано два или более авиабилетов. Но пугаться не нужно, давайте разберемся во всем более тщательно.

Авиакомпании располагают точной статистикой отказов от перелета по каждому рейсу и направлению. На основании этих данных можно сделать выводы, когда пассажир рискует оказаться на борту лишним, а когда овербукинг вполне допустим. Если сотрудники авиакомпании достаточно профессиональны и опытны, чтобы грамотно управлять рисками, то вынужденные отказы будут сведены к минимуму - один на 10 000 рейсов. Но указанная статистика не включает в себя добровольные отказы, то есть, согласие пассажира подождать следующий авиарейс. А в качестве компенсации за ожидание получить приятный бонус, например, повышение класса обслуживания. Такая практика нашла широкое применение за рубежом, на тех маршрутах, где самолеты отправляются каждые два-три часа.

Минтранс предлагает узаконить овербукинг в России, поскольку до сих пор он не регулируется, но, фактически, существует. То есть, сейчас пассажиры, оказавшиеся «лишними» законодательно никак не защищены. Но при этом, они, разумеется, вправе требовать компенсацию, в том числе, в судебном порядке.

Что касается условий добровольного отказа, Минтранс считает, что размер компенсации должен быть не меньше стоимости самого авиабилета. При этом, авиакомпания не избавляется от других обязательств перед пассажиром, актуальных при отмене или задержке рейса. То есть, компания также будет обязана предоставить питание, трансфер, жилье и т.д.

Кроме того, некоторые категории пассажиров вошли в список, к которым не применим овербукинг. Это беременные женщины, инвалиды и пассажиры с детьми. А также пассажиры, совершающие перелет стыковочным рейсам. Ни тех, ни других авиакомпания не будет иметь права ссадить с рейса с предложением подождать следующего.

На самом деле, права пассажиров прописаны Минтрансом довольно слабо. Есть много моментов, которые придется дорабатывать или менять. Но, пожалуй, законодательно закрепленные нормы все же хоть как-то урегулируют ситуацию. Поскольку, и сейчас российские авиакомпании вполне успешно продают лишние авиабилеты, мотивируя в случае чего сложившуюся ситуацию техническим сбоем. За рубежом, например, многие авиакомпании перед рейсом честно объявляют, что билетов продано больше, чем мест и спрашивают, кто согласен подождать следующего вылета.

Так что, в каких-то случаях, если вы не особенно торопитесь, овербукинг может стать приятным дополнением путешествия, если будет закреплен законодательно. Авиакомпания компенсирует задержку, предоставит отель и питание. Вам останется только погулять по городу, осмотреть достопримечательности, если повезет и будет достаточно времени для следующего рейса. Чтобы, напротив, исключить риск попадания в овербукинг, старайтесь всегда регистрироваться онлайн. Либо, если нет такой возможности, приезжать на регистрацию в числе первых пассажиров.

UPD от 14.01.2016 . Закон об овербукинге будет принят не ранее 2017 года. К такому выводу пришли в результате очередного обсуждения законопроекта в Министерстве Транспорта.

Авиабилеты из Москвы

Куда Дата вылета Дата возвращения Авиакомпания Найти билет

Адлер

Барселона

Бангкок

Дубай

Пхукет

Стамбул

Париж