Либеральные ценности в сознании россиян.


Термин «либерализм» происходит от лат.liberalis – свободный. Либерализм оформился в борьбе буржуазии против феодальных порядков в XVII-XVIII веках. К классикам либеральной мысли относятся Дж. Локк, Д. Юм, Ш. Л. Монтескье, Вольтер, Б. Констан, Ф. Гизо, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, А. Смит, Дж.С. Милль, В. Гумбольдт, И. Бентам, А. де Токвиль и др. В России либеральные идеи развивали в начале XX века П. Струве, П. Милюков и др. Классическим изложением принципов либеральной идеологии стали Декларация независимости США (1776) и французская Декларация прав человека и гражданина (1789).

Основные ценности либерализма

Свобода, которая в либерализме является:

а) негативной («свободой» от вмешательства, вторжения в частную жизнь, от произвола властей и т.д.), т.е. предполагается, что человек не должен встречать внешних преград для реализации своих интересов, которые не противоречат нормам закона;

Б) абстрактной, т.е. свободой человека вообще, без учета его пола, возраста, расовых, национальных, социальных и др. особенностей;

В) индивидуальной, т.е. ее носителем является индивид, отдельно взятый человек, а не группа, класс, нация, государство и т.д.

Права человека, в первую очередь, естественные неотъемлемые права на жизнь, свободу и собственность.

Индивидуализм, проявляющийся в возможности предоставления человеку права самому устраивать собственную жизнь. Как отмечал Дж. Милль , «человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».

Номократия – власть законов, и эгалитаризм – предполагающий равенство всех перед законом, обладание равными правами.

Плюрализм мнений, взглядов, основанный на признании существования в обществе различных профессиональных, религиозных, политических и др. ассоциаций, ни одна из которых не может иметь превосходства над другими.

Для классического либерализма характерно отрицание патернализма, проявляющегося в опеке со стороны государства над своими подданными. И. Кант считал государственный патернализм «наихудшим деспотизмом, какой можно себе представить». В качестве альтернативы А. Смит предлагал отвести государству роль «ночного сторожа», ограничив его деятельность выполнением трех функций:

2. Обеспечение правосудия, заключающееся в обязанности государства устанавливать правовые нормы и способствовать их всеобщему соблюдению, а также ограждать каждого гражданина от несправедливости и обеспечивать беспристрастное правосудие.

3. Создание и содержание общественных учреждений, которые окупаются для общества в целом, а частным собственникам выгоды не дают.

Экономические кризисы и рабочие движения заставили либералов искать новые способы защиты индивидуальной свободы. Возникла необходимость пересмотра взаимоотношения государства и общества. Впервые неолиберальная модель была опробована на практике в США во времена Нового курса президента Ф. Рузвельта в 30-х годах XX столетия. Чтобы вывести страну из затянувшегося экономического кризиса, была предпринята попытка введения рычагов государственного управления в экономику при сохранении политического плюрализма и основы капиталистического строя. Такая модель, основанная на гибком сочетании государственных и негосударственных методов управления экономикой, получила название «государства всеобщего благоденствия». Во второй половине XX века правящие либеральные партии многих стран Западной Европы признали допустимым некоторое вмешательство государства в экономику, а в социальной сфере решились на политику патернализма.

Отличительные черты неолиберализма:

Отказ от невмешательства государства в экономику.

Арбитраж государства. Идея общества как саморазвивающегося механизма была дополнена тезисом о необходимости его коррекции со стороны государства, а также о проведении политики активной социальной помощи незащищенным слоям населения.

Расширение функций государства, которое рассматривается как неизбежный процесс, уравновешивающий мощь других организаций (бизнеса и профсоюзов).

В настоящее время либеральные и неолиберальные идеи воплощаются на практике в деятельности различных либеральных партий, которые образовали несколько международных объединений, крупнейшее среди которых – Либеральный интернационал, созданный в 1947 году.

В Беларуси либеральные идеи известны со времен статутов Великого княжества Литовского, где закладывались идеи правового государства, хотя и в пользу одного сословия – шляхты. В Российской империи в роли великих либеральных реформаторов выступали Александр II, П. Столыпин. К представителям русского либерализма можно отнести М. М. Сперанского, также «западников» – П. В. Анненкова, В. П. Боткина, Т. Н. Грановского, К. Д. Кавелина, Б. Н. Чичерина и др. Либеральные идеи лежали в основе деятельности части народников. В конце XIX – начале XX вв. они пронизывали творчество ряда видных российских социологов и правоведов, таких как С. А. Муромцев, Н. М. Коркунов, М. М. Ковалевский, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, Л. И. Петражицкий и др. Однако с наибльшим откликом в массовом сознании идеи либерализма стали развиваться в России и Беларуси только в конце XX столетия.

В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций XVIII-XIX вв. Теоретики классического либерализма Дж. Локк (1632-1704 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.), Ш.-Л. Монтескье (1689-1755 гг.) выражали интересы третьего сословия, ведущего борьбу с феодальной реакцией. Их идеи легли в основу концепции либеральной демократии.

Центральное место среди идей либерализма занимает идея индивидуальной свободы. Либерализм отстаивал самоценность человеческой личности и ее право на самостоятельное преследование личного интереса. Индивидуализм в понимании эпохи Просвещения – это способность утвердить себя как носителя разума, способность преобразовать реальность в согласии с требованиями разума, сделать ее достойной природы человека.

Либеральная доктрина естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность требовала от общества предоставления личности максимальной свободы для самореализации. Естественным и единственным ограничением такой свободы являлась свобода другого индивида.

Либеральная теория "общественного договора" обосновывала суверенность народа как источника власти и формирование государства как договора между народом и правительством. Охрана личной безопасности и прав собственности была первопричиной для социального договора, согласно которому объединение людей в содружество и подчинение правительству и есть защита их безопасности и собственности. Правительство – лишь опекун общественных прав. Если правительство не сумело защитить права граждан, значит, не оправдало их доверия и, следовательно, не может больше претендовать на подчинение со стороны граждан.

Идея сопротивления деспотической власти занимала важнейшее место в идеологии и политической борьбе XVII-XVIII веков. Мнения либералов в основном расходились в вопросе о способах сопротивления власти, превышающей свои полномочия. В целом же либерализм признавал право на революционное сопротивление деспотизму и оправдывал не только революции в Англии и Франции, но и американскую войну за независимость.

Кроме принципа управления с согласия граждан, либерализм обосновывал и принцип управления на основе закона. Целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться. Классический либерализм решительно выступал за равенство граждан перед законом, защищал правовые основы демократии и парламентаризма. Равенство в свободе по всеобщему закону – таков либеральный императив права.

В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали протекционизм, политическое вмешательство в экономику. Основную функцию государства либералы того времени видели в охране частной собственности, установлении общих рамок свободной конкуренции, охране порядка и контроле за законопослушанием граждан, а также в защите внешнеполитического суверенитета страны.

Наиболее последовательную концепцию либеральной демократии и конституционализма сформулировал один из ведущих идеологов американской буржуазной революции Т. Пейн. Пейн считал государство необходимым злом: чем оно меньше, тем лучше для общества. Наделенные неотъемлемыми правами, свободные и равные от природы индивиды предшествуют государству как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Государство считается законным и цивилизованным лишь в том случае, если оно образовано на основе активного согласия граждан, конституционно оформлено и зафиксировано с помощью парламентских представительных механизмов. Такое представительство и такое правительство не имеют каких-либо особых прав, они имеют только обязанности перед своими гражданами.

В демократическом представительном правлении либералы видели достаточно эффективный механизм защиты интересов личности и общества. Теоретики либерализма, в частности, Дж. Локк и особенно последователи Ш.-Л. Монтескье, обосновали принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Система сдержек и противовесов рассматривалась как препятствие к узурпации власти кем бы то ни было, будь то личность, партия, ветвь власти или большинство. Демократическое большинство, не ограниченное ничем, тоже может стать деспотом, считали либералы. Поэтому в демократии должен существовать центр сопротивления демократии, т.е. выборному деспотизму большинства. Права меньшинства должны быть гарантированы. По сути дела, либералы отстаивали право на политическую оппозицию.

В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссу. Свобода мнения и слова для либерала важнейший принцип жизнедеятельности.

Либерализм сыграл огромную роль в разрушении идеологических ценностей традиционного общества. Он утвердил новый демократический символ веры:

Индивидуализм, который видит основную задачу общества и государства в обеспечении каждому индивиду возможностей для развития его способностей;

Свобода, которая должна обеспечиваться в рамках закона в максимально возможных пределах для каждого индивида;

Равенство, как утверждение того, что все люди равны от природы и имеют равные права и возможности;

Братство, понимаемое как сотрудничество людей в создании благополучного общества и отказ от использования своей свободы во зло другим.

В 20 веке приобретает черты современного мира – НЕОЛИБЕРАЛИЗМ.

Основная его сущность – главное условие самореализации индивида – это зрелое гражданское общество. Государство вправе регулировать частнособственнические отношения и обязано обеспечивать экономическую стабильность и социальную справедливость, а точнее гарантировать каждому члену общества прожиточный минимум, достойное вознаграждение за предприимчивость и талант.

Консенсус управляющего и управляемого, развивать промышленную демократию путем стимулирования участия масс в управлении производством и политическом процессе и предпочтительность исполнения плюралистических форм организации и осуществления политической власти.

Неолиберализм, в отличие от либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики, рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста.

Что такое либерализм? Каждый человек ответит на этот вопрос по-своему. Даже в словарях даются разные определения этого понятия. Данная статья рассказывает, что такое либерализм, простыми словами.

Определения

Можно выделить несколько наиболее точных определений понятия «либерализм».

1. Идеология, политическое течение. Оно объединяет почитателей парламентаризма, демократических прав и свободного предпринимательства.

2. Теория, система политических и философских идей. Она сформировалась в среде западноевропейских мыслителей в XVIII-XIX вв.

3. Мировоззрение, свойственное идеологам из числа промышленной буржуазии, которые отстаивали свободу предпринимательства и свои политические права.

4. В первичном смысле - вольнодумство.

5. Чрезмерная терпимость, снисходительность, примирительное отношение к плохим поступкам.

Говоря о том, что такое либерализм, простыми словами, следует отметить, что это политическое и идеологическое течение, представители которого отрицают революционные методы борьбы в достижении определенных прав и льгот, выступают за свободное предпринимательство, внедрение в жизнь демократических принципов.

Основные принципы либерализма

Идеология либерализма от других теорий политической и философской мысли отличается особенными принципами. Они были сформулированы учеными еще в XVIII-XIX вв., а представители данного течения стремятся воплотить их в жизнь до сих пор.

1. Человеческая жизнь - абсолютная ценность.
2. Все люди равны между собой.
3. Воля личности не зависит от внешних факторов.
4. Потребности одного человека важнее коллективных. Категория «личность» первична, «общество» - вторична.
5. У каждого человека есть естественные неотчуждаемые права.
6. Государство должно возникать на основе общего консенсуса.
7. Человек сам создает законы и ценности.
8. Гражданин и государство несут ответственность друг перед другом.
9. Разделение власти. Господство принципов конституционализма.
10. Правительство должно избираться путем честных демократических выборов.
11. Терпимость и гуманизм.

Идеологи классического либерализма

Каждый идеолог этого течения понимал, что такое либерализм, по-своему. Эта теория представлена множеством концепций и мнений, которые иногда могут противоречить друг другу. Истоки классического либерализма можно увидеть в работах Ш. Монтескье, А. Смита, Дж. Локка, Дж. Милля, Т. Гоббса. Именно они заложили основы нового течения. Основные принципы либерализма были разработаны еще в эпоху Просвещения во Франции Ш. Монтескье. Он впервые высказался о необходимости разделения властей и признания свободы личности во всех сферах жизни.

Адам Смит обосновал, что такое экономический либерализм, а также выделил его главные принципы и характеристики. Дж. Локк является основоположником теории правового государства. Кроме того, он один из самых видных идеологов либерализма. Дж. Локк утверждал, что стабильность в обществе может существовать только в том случае, если оно состоит из свободных людей.

Особенности либерализма в классическом понимании

Идеологи классического либерализма основное внимание уделяли понятию «индивидуальная свобода». В отличие от абсолютистских идей, их концепции отрицали полное подчинение личности обществу и социальным порядкам. Идеология либерализма отстаивала независимость и равенство всех людей. Свобода воспринималась как отсутствие каких-либо ограничений или запретов на реализацию осознанных поступков личности в рамках общепринятых правил и законов. Государство, по мнению отцов классического либерализма, обязано обеспечить равенство всех граждан. Однако человек должен самостоятельно беспокоиться о своем материальном положении.

Либерализм провозглашал необходимость ограничения сферы деятельности государства. Его функции должны быть сведены до минимума и заключаться в охране порядка и обеспечении безопасности. Власть и общество могут существовать только при условии подчинения законам.

Модели классического либерализма

Отцами классического либерализма считаются Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Ст. Милль, Т. Пэйн. Они отстаивали идеи индивидуализма и свободы человека. Для того чтобы понять, что такое либерализм в классическом понимании, следует рассмотреть его интерпретации.

  1. Континентально-европейская модель. Представители этой концепции (Ф. Гизо, Б. Констан, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спиноза) отстаивали идеи конструктивизма, рационализма во взаимодействии с национализмом, придавали большее значение свободе внутри общества, чем для отдельных индивидов.
  2. Англосаксонская модель. Представители этой концепции (Дж. Локк, А. Смит, Д. Юм) выдвинули идеи правового государства, неограниченной торговли, были убеждены в том, что свобода играет большее значение для отдельного индивида, чем для общества в целом.
  3. Североамериканская модель. Представители этой концепции (Дж. Адамс, Т. Джефферсон) разрабатывали идеи неотчуждаемых прав человека.

Экономический либерализм

В основе этого направления либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют так же, как и природные. Государственное вмешательство в эту область считалось недопустимым.

Отцом концепции экономического либерализма считается А. Смит. Его учение было основано на следующих идеях.

1. Лучший стимул экономического развития - личный интерес.
2. Государственные мероприятия по регулированию и монополии, которые практиковались в рамках меркантилизма, вредны.
3. Развитие экономики направляется «невидимой рукой». Необходимые институты должны возникать в естественном порядке без вмешательства государства. Фирмы и поставщики ресурсов, которые заинтересованы в росте собственного достатка и действуют в рамках конкурентной рыночной системы, якобы направляются «невидимой рукой», что способствует удовлетворению общественных потребностей.

Возникновение неолиберализма

Рассматривая, что такое либерализм, определение необходимо давать двум понятиям - классический и современный (новый).

К началу XX в. в этом направлении политической и экономической мысли начинают проявляться кризисные явления. Во многих западноевропейских государствах происходят забастовки рабочих, индустриальное общество вступает в полосу конфликтов. В таких условиях классическая теория либерализма перестает совпадать с реальностью. Происходит формирование новых идей и принципов. Центральной проблемой современного либерализма становится вопрос социальных гарантий прав и свобод индивида. Этому в немалой степени способствовала популярность марксизма. Кроме того, необходимость социальных мер рассматривалась еще в работах И. Канта, Дж. Ст. Милля, Г. Спенсера.

Принципы современного (нового) либерализма

Для нового либерализма свойственна ориентация на рационализм и целенаправленные реформы с целью усовершенствования существующих государственных и политических систем. Особое место занимает проблема сопоставления свободы, справедливости и равенства. Существует понятие «элита». Она формируется из наиболее достойных членов группы. Считается, что общество может достигнуть триумфа только благодаря элите и умирает вместе с ней.

Экономические принципы либерализма определяются понятиями «свободный рынок» и «минимальное государство». Проблема свободы приобретает интеллектуальную окраску и переводится в область морали и культуры.

Особенности неолиберализма

Как социальная философия и политическая концепция, современный либерализм имеет свои особенности.

1. Государственное вмешательство в экономику необходимо. Правительство должно защищать свободу конкуренции и рынок от возможности возникновения монополизма.
2. Поддержка принципов демократии, справедливости. Широкие массы должны активно участвовать в политическом процессе.
3. Государство обязано разрабатывать и реализовывать программы, направленные на поддержку малообеспеченных слоев населения.

Отличия классического и современного либерализма

Идея, принцип

Классический либерализм

Неолиберализм

Свобода - это…

Освобождение от ограничений

Возможность саморазвития

Естественные права человека

Равенство всех людей, невозможность лишить человека его естественных прав

Выделение экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав индивида

Возвышение частной жизни и противопоставление ее государству, власть следует ограничивать

Необходимо проводить реформы, которые улучшат взаимоотношения гражданина и власти

Вмешательство государства в социальную сферу

Ограничено

Полезно и необходимо

История развития русского либерализма

В России уже в XVI в. зарождается понимание того, что такое либерализм. В истории его развития можно выделить несколько этапов.

1. Правительственный либерализм. Возник в высших кругах российского общества. Период правительственного либерализма совпадает со временем правления Екатерины II и Александра I. По сути, его существование и развитие охватывает эпоху просвещенного абсолютизма.
2. Пореформенный (консервативный) либерализм. Яркими представителями этой эпохи были П. Струве, К. Кавелин, Б. Чичерин и другие. В это же время в России формируется земский либерализм.
3. Новый (социальный) либерализм. Представители этого направления (Н. Кареев, С. Гессен, М. Ковалевский, С. Муромцев, П. Милюков) отстаивали идею создания для каждого человека достойных условий жизни. На этом этапе сформировались предпосылки для образования партии кадетов.

Эти либеральные направления отличались не только между собой, а и имели много различного с западноевропейскими концепциями.

Правительственный либерализм

Ранее мы рассмотрели, что такое либерализм (определение по истории и политологии, признаки, особенности). Однако в России сформировались аутентичные направления этого течения. Ярким примером является правительственный либерализм. Он достиг пика своего развития в период правления Александра I. В это время либеральные идеи распространяются в дворянской среде. Правление нового императора началось с ряда прогрессивных преобразований. Было разрешено свободно пересекать границу, ввозить иностранные книги и т. д. По инициативе Александра I был создан Негласный комитет, который занимался разработкой проектов новых реформ. В его состав вошли приближенные императора. В планах деятелей Негласного комитета было реформирование государственной системы, создание конституции и даже отмена крепостничества. Однако под воздействием реакционных сил Александр I решился лишь на частичные преобразования.

Возникновение консервативного либерализма в России

Консервативный либерализм был достаточно распространенным в Англии и Франции. В России это направление приняло особенные черты. Свое начало консервативный либерализм берет с момента убийства Александра II. Реформы, которые разработал император, были осуществлены лишь частично, а страна по-прежнему нуждалась в преобразованиях. Возникновение нового направления связано с тем, что в высших кругах российского общества начали понимать, что такое либерализм и консерватизм, и старались избежать их крайностей.

Идеологи консервативного либерализма

Для того чтобы понять, что такое пореформенный либерализм в России, необходимо рассмотреть концепции его идеологов.

К. Кавелин является основателем концептуального подхода к этому направлению политической мысли. Его ученик, Б. Чичерин, разработал основы теории консервативного либерализма. Он определял это направление как «позитивное», целью которого является осуществление необходимых для общества реформ. При этом все слои населения должны отстаивать не только свои идеи, а и считаться с интересами других. По мнению Б. Чичерина, общество может быть сильным и стабильным только в том случае, если оно опирается на власть. При этом человек должен быть свободным, так как он является началом и источником всех социальных отношений.

Разработкой философских, культурных и методологических основ этого направления занимался П. Струве. Он считал, что только рациональное сочетание консерватизма и либерализма может спасти Россию в пореформенный период.

Особенности пореформенного либерализма

1. Признание необходимости государственного регулирования. При этом должны быть четко выделены направления его деятельности.
2. Государство признается гарантом стабильности отношений между различными группами внутри страны.
3. Осознание того, что в период нарастания неудач реформаторов возможным становится приход к власти авторитарных лидеров.
4. Преобразования в экономике могут быть только постепенными. Идеологи пореформенного либерализма утверждали, что необходимо следить за реакцией общества на каждую реформу и проводить их с осторожностью.
5. Избирательное отношение к западному обществу. Необходимо использовать и воспринимать только то, что отвечает потребностям государства.

Идеологи этого направления политической мысли стремились воплощать свои идеи через обращение к массовым ценностям, которые сформировались в процессе исторического развития общества. Именно в этом состоит цель и отличительная черта консервативного либерализма.

Земский либерализм

Говоря о пореформенной России, нельзя не упомянуть о том, что такое земский либерализм. Это направление возникает в конце XIX - начале XX вв. В это время в России происходила модернизация, что привело к росту численности интеллигенции, в кругах которой сформировалось оппозиционное движение. В Москве был создан тайный кружок «Беседа». Именно его работа положила начало формированию идей либеральной оппозиции. Членами этого кружка были земские деятели Ф. Головин, Д. Шипов, Д. Шаховский. Рупором либеральных оппозиционеров стал журнал «Освобождение», который издавался за границей. На его страницах говорилось о необходимости свержения самодержавной власти. Кроме того, либеральная оппозиция выступала за расширения прав и возможностей земств, а также за их активное участие в государственном управлении.

Новый либерализм в России

Либеральное течение в политической мысли России приобретает новые черты к началу XX в. Направление формируется в обстановке резкой критики понятия «правовое государство». Именно поэтому либералы ставят перед собой задачу обосновать прогрессивную роль правительственных институтов в жизни общества.
Важно отметить, что в XX в. Россия вступает в полосу социального кризиса. Его причиной новые либералы видели обыденную экономическую неустроенность и духовно-нравственную катастрофу. Они считали, что человек должен иметь не только средства для существования, но и досуг, который он будет использовать для своего совершенствования.

Радикальный либерализм

Говоря о том, что такое либерализм, следует отметить существование его радикального направления. В России он оформился в начале XX века. Главной целью этого движения стало свержение самодержавия. Ярким примером деятельности радикальных либералов была Конституционно-демократическая партия (кадеты). Рассматривая данное направление, следует выделить его принципы.

1. Преуменьшение роли государства. Надежды возлагаются на спонтанные процессы.
2. Достижения поставленных целей различными способами. Не отрицается возможность использования методов принуждения.
3. В области экономики возможны только быстрые и глубокие макрореформы , которые охватывают максимально возможное число аспектов.
4. Одной из главных ценностей радикального либерализма является соединение опыта мировой культуры и развитых европейских государств с проблемами России.

Современный российский либерализм

Что такое современный либерализм в России? Это вопрос до сих пор остается дискуссионным. Исследователи выдвигают разные версии о зарождении этого направления, об его принципах и особенностях в России.
Ученые выделяют некоторые черты современного либерализма в России. Рассмотрим их подробнее.

1. Рассуждения о политическом устройстве нередко выходят за пределы либерализма.
2. Обоснование необходимости существования рыночной экономики.
3. Поощрение и охрана прав частной собственности.
4. Возникновение вопроса о «российской идентичности».
5. В области религии большинство либералов выступает за толерантное отношение к другим конфессиям.

Выводы

Сегодня в либеральном направлении политической мысли существует множество течений. Каждое из них выработало свои принципы и особенные черты. В последнее время в мировой общественности ведутся споры о том, что такое врожденный либерализм, существует ли он вообще. Следует отметить, что еще французские просветители утверждали, что свобода - это право, но понимание ее необходимости доступно не каждому.

В целом же можно сказать, что либеральные идеи и преобразования являются неотъемлемой чертой современной жизни.

Либерализм

Ирина Бусыгина
Андрей Захаров

Истоки либерализма

Либерализм представляет собой довольно старую систему взглядов и убежде­ний. Иногда его генеалогию даже возводят к Великой хартии вольностей, ко­торая в XIII столетии ограничила абсолютизм королевской власти в Англии. Приверженность «свободам» в экономике, политике, социальной жизни орга­нически связывает классический либерализм с генезисом буржуазного обще­ства, становлением рыночных отношений, борьбой с феодализмом.

Либерализм как идеология, наряду с социализмом и консерватизмом, опреде­лял фундаментальные принципы и направления общественного развития на­чиная с конца XVIII века. И в качестве таковой в большей степени, нежели конкурирующие с ним течения, оказался способным к серьезной эволюции, поскольку смог сочетать в себе не слишком совместимые, а зачастую и явно противоречивые идеи, доктрины и концепции. Говоря о причинах популяр­ности либеральной идеи, важно отметить, что либерализм считает своей це­лью благополучие и счастье не социальных групп, а всех людей и, следователь­но, расширение возможностей, обеспечивающих личности беспрепятствен­ное развитие. Именно об этом заявили его апологеты из числа английских утилитаристов: «Наибольшее счастье для наибольшего числа людей».

Основы классического либерализма были заложены Джоном Локком и Ада­мом Смитом, которые провозгласили права на «жизнь, свободу и собствен­ность» в качестве естественных прав человека. Этим они существенно повли­яли, в частности, на Американскую революцию 1776 года. Позже, в XIX веке, либеральную мысль развивали Бенжамен Констан, Алексис де Токвиль, Джон Стюарт Милль. В XX столетии наиболее заметными теоретиками либерализ­ма были экономисты, в частности Людвиг фон Мизес и Фридрих фон Хайек. Центральным в классическом либерализме является идеал практически нео­граниченного индивидуализма. Именно из этого идеала выводится представ­ление о государстве как о «ночном стороже», который занимается по преимуществу проблемами внешней безопасности и не вмешивается в экономичес­кую и социально-политическую жизнь общества.

На тезисах Джона Локка развивалась концепция либеральной демократии; он разработал теорию общественного договора и естественного права. Многие положения политической философии и этики Локка были восприняты и раз­виты затем Шарлем Монтескьё и другими мыслителями. В противовес кон­цепции эгоистического человека, выдвинутой Томасом Гоббсом, Локк утверж­дал, что в естественном состоянии все люди свободны и равны, а значит, не враждуют друг с другом, так как поведение человека изначально подчиняется морально-этическим установлениям, имеющим божественное происхождение и силу природных законов.

Исходное положение локковской доктрины - независимость индивида, из ко­торой вытекают тезисы о труде как основании и оправдании собственности, а также о договорном характере полномочий государства.

На классический вопрос Гоббса «если имеет место "война всех против всех", то каким образом возможен социальный порядок?» Локк дал следующий от­вет, выражающий суть либеральной альтернативы: восстановление социаль­ного порядка из хаоса возможно лишь при обеспечении автономного прост­ранства для каждой личности. Таким образом, социальный порядок зиждется на предпринимательском духе и воле отдельных лиц и оправдывается в той ме­ре, в какой он защищает права личности (В. Леонто­вич).

Согласно либеральным идеологам, минимальное про­странство личной свободы можно гарантировать лишь в том случае, если естест­венный индивидуализм бу­дет введен в рамки закона. «Либерал вполне ясно понимает, что без помощи принуждения существование общества будет в опасности, и за правилами по­ведения, соблюдение которых необходимо для обеспечения мирного сотруд­ничества, должна стоять угроза силы, иначе всей системе общества будет по­стоянно угрожать произвол любого из его членов. Нужно иметь возможность принудить человека, который не уважает жизнь, здоровье, личную свободу или частную собственность других, следовать правилам жизни в обществе» (Людвиг фон Мизес).

Основные принципы индивидуалистического общественного порядка, отста­иваемого либерализмом, предельно кратко и ясно были изложены во фран­цузской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. В ней провозгла­шены четыре главных права, лежащих в основе либерального общества: а) свобода; б) собственность; в) безопасность; г) право на сопротивление насилию или подавлению.

Основные ценности либерализма

Во-первых, максимально широкая свобода для индивида во всех сферах обще­ственной жизни. При этом либералы полагают, что она все же не может быть, как уже сказано, «безграничной, ибо тогда все непрерывно сталкивались бы друг с другом, и «естественная» свобода привела бы к социальному хаосу, при котором не удовлетворялись бы даже минимальные нужды, а свободу слабых подавили бы сильные» (Исайя Берлин). Это разумное ограничение свободы закреплено «общественным договором», предполагающим наличие конститу­ционализма, разделения властей, принципа сдержек и противовесов.

Во-вторых, в роли базового экономического, политического и социального принципа для классического либерализма выступает индивидуализм. При этом, однако, либерализм защищает не индивидуализм «вообще», зачастую оказывающийся непродуктивным, а автономную активность человека, направляемую в социально конструктивное русло. Так же обстоит дело и со сво­бодой - не декларация свободы «вообще», но защита свободы личности, кото­рая достигла определенного уровня развития и доказала (на основе выдвигае­мых либерализмом критериев) свой цивилизационный статус.

В-третьих, либерализм отстаивает правовое и политическое равенство, а так­ же равенство возможностей, поскольку все люди рождены одинаково свобод­ными. Равенство в свободе выступает одним из оснований либеральной мо­рали.

Наконец, в-четвертых, терпимость и плюрализм рассматриваются либерализ­мом в качестве важнейших основ социально-политического взаимодействия в обществе. Этот принцип напрямую связан со всеми вышеперечисленными.

Либеральная идеология проникнута прогрессистским духом и при этом сугу­бо рационалистична, то есть исходит из веры в прогресс и силу человеческо­го разума. Как отмечает Иммануэль Валлерстайн, она «отражала уверенность человека в том, что для обеспечения естественного хода истории необходимо сознательно, постоянно и разумно проводить в жизнь реформистский курс». Важно отметить, что сочетание идеалов свободы и равенства в идеологии классического либерализма образует линию внутреннего напряжения, кото­рая с эволюцией либеральной идеологии становится все более выраженной и значимой. Кроме того, говоря о базовых постулатах либерализма, стоит еще раз упомянуть и крайне популярную для него идею о необходимости добро­вольного согласия подчиненных на власть над ними.

Либерализм, государство и международные отношения

Локк объяснял договорный характер государства таким образом: люди добро­вольно подчиняются политической власти посредством «соглашения с други­ми людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополуч­но и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и на­ходясь в большей безопасности, чем кто-либо, не являющийся членом общест­ва». То есть такое государство представляет собой единый политический организм, в котором большинство имеет право решать и действовать за всех остальных, а участие в политическом сообществе - государстве - накладыва­ет на индивида обязанность подчиняться его решениям. Главной же целью объединения в государство является сохранение собственности объединив­шихся; при этом собственность трактуется крайне широко - как «жизнь, сво­бода и владение».

В целом либеральному толкованию государства и его места в общественной жизни присуще фундаментальное противоречие. Корень его в том, что, защи­щая личность от «избыточных» притязаний со стороны государственной вла­сти, либералы традиционно настаивали на внедрении всеобщего избиратель­ного права, которое, в свою очередь, заметно укрепляло государство и его ин­ституты, придавая им еще большую легитимность. Таким образом, они одно­временно и тяготели к государству, и отторгали его. В частности, данный конфликт довольно ярко проявился в деятельности либеральных партий в России, начиная с конституционных демократов и заканчивая Союзом правых сил.

Либеральная идеология полагает, что взаимодействие государств на междуна­родной арене в целом ориентировано на то, чтобы покончить с войной, ут­вердить мир и добиться всеобщего экономического процветания. Слова «соб­ственность», «свобода» и «мир» в программе либерализма находятся в одном ряду. Отметим, что либеральное видение развития мировой политической си­стемы во многом связано с именем Вудро Вильсона, двадцать восьмого президента Соединенных Штатов и одного из основателей Лиги Наций, который в своих научных работах и политических декларациях провозглашал откры­тость, демократичность и этичность внешнеполитической деятельности и дипломатии. По мнению Вильсона, подобно тому, как каждый гражданин до­стоин индивидуального политического права на участие в выборах, так и каж­дый народ может претендовать на коллективное политическое право - на суверенитет. Иначе говоря, «призыв Вильсона к самоопределению наций стал всемирным эквивалентом всеобщего избирательного права» (Валлерстайн). Хотя государства при либеральном подходе признаются главными участника­ми международных отношений, они являются далеко не единственными игроками на этом поле: взаимодействие государств, по мнению либералов, обя­зательно должно регулироваться межправительственными организациями и международным правом. Наряду с ними активную роль призваны играть и неправительственные организации - правозащитные, экологические, транс­национальные корпорации и пр. Согласно либеральной модели, государства ориентируются не только на максимизацию прибыли, но и на взаимовыгод­ное сотрудничество. Фактор силы в этой модели уступает место другим, бо­лее эффективным средствам влияния - экономическим и правовым рычагам и механизмам.

Либерализм и концепция свободы

Как уже отмечалось выше, на первое место в своей ценностной системе либе­ралы ставят свободу индивида - по известной формуле Милля, «человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно». Для приверженцев клас­сического либерализма борьба за свободу означала борьбу за уничтожение внешних ограничений, накладываемых на физическую, экономическую, по­литическую и интеллектуальную свободу человека.

Представляется возможным выделить несколько общих взаимосвязанных по­ложений либерального видения свободы. Во-первых, важен примат экономи­ческой свободы, которая является наиважнейшей частью общей свободы ин­дивида. При этом гарантом и мерой свободы предстает частная собствен­ность.

Во-вторых, принципиальное значение имеет экономический порядок рыноч­ного типа, который выступает как необходимое (хотя и явно недостаточное) условие индивидуальной свободы. Именно рынок способствует не только ут­верждению и росту экономической свободы индивида, но и укреплению сво­боды политической, которая трактуется как отсутствие принуждения одних людей другими.

В-третьих, экономическая свобода, как индивидуальная, так и общественная, является в глазах либералов средством достижения политической и граждан­ской свободы. Здесь речь идет, в частности, и о рынке, который позволяет резко ограничить прямое вмешательство государства в жизнь общества. От­сюда и основные лозунги классического либерализма: «максимум личных сво­бод - минимум государственного вмешательства», «государство - слуга наро­да, а не его хозяин» (Милтон Фридман).

Таким образом, суть либеральной концепции свободы состоит в защите авто­номии личности и провозглашении свободы как главной цели общественного развития.

Неолиберализм

Эволюция либерализма была органически связана с динамикой капиталисти­ческого производства, и поэтому в минувшем столетии классические идеалы либералов подверглись серьезному пересмотру. Прежде всего, корректировка затронула роль рынка и государства. Так, центральное место в идеологии «но­вого курса» президента Франклина Рузвельта, затем распространившейся по всему западному миру под именем неолиберализма, заняли принцип государ­ственного вмешательства в экономическую деятельность, а также идея соци­альной ответственности государства. Эта «этатистская» переориентация либерализма была связана, прежде всего, с именем из­вестного британского эко­номиста Джона Мейнарда Кейнса. В конечном счете его идеи не только воздей­ствовали на экономическую практику, но и были инкор­порированы в либеральную идеологию.

Таким образом, новый, или социальный, либерализм отличает признание позитивной роли государства в экономической и общественной жизни; однако эта роль позитивна лишь в том случае, если государственное регулирование способствует реализации либе­ральных ценностей, защите прав и свобод личности. Другой отличительной чертой стал отказ от былого равнодушия к социальным вопросам. Новые либе­ралы полагают, что государственное вмешательство в принципе способно сгла­живать социальные конфликты и защищать современное общество от потря­сений. Социальный либерализм тяготеет к позитивной трактовке свободы.

По мнению неолибералов, рынок отнюдь не естественный механизм, веду­щий к гармонии в обществе, а искусственный инструмент, который нуждает­ся в совершенствовании правил игры, а также в беспристрастных судьях и ар­битрах. Отрицая концепцию государства как «ночного сторожа», новые либе­ралы поддерживают его активную роль в «социальном рыночном хозяйстве», которое исключает крайности как безграничного либерализма, так и тотального коллективизма.

Неолиберализм учитывает и новые реалии международных отношений. В своей модели неолибералы особо выделяют такие положения, как взаимо­связь политики и экономики, ослабление анархии в международной среде в силу упрочившейся взаимозависимости государств и т.д. Неолиберализм включает в себя множество направлений, которые отчасти пересекаются, но при этом рассматриваются как самостоятельные концептуальные школы. В частности, к их числу относятся теория комплексной взаимозависимости, рассматривающая неформальные отношения между внешнеполитическими элитами, теория международных режимов, теория демократического мира. Некоторые исследователи усматривают в появлении неолиберализма свиде­тельство краха либеральной идеи. По их мнению, в своей модернизирован­ной форме либерализм отказывается от собственных устоев, капитулируя пе­ред консерватизмом и социализмом. В подтверждение подобных выводов они ссылаются на тот неоспоримый факт, что в современную эпоху обеспечение прав человека с трудом сочетается с гарантией прав народов. В итоге либе­ральная политика начинает приобретать «точечный», избирательный харак­тер; ее критерии по-разному применяются в различных ситуациях, а либера­лов в связи с этим все чаще обвиняют в приверженности к «двойным стандар­там». Кризис либерализма становится темой все более оживленных интеллек­туальных дискуссий.

Либеральная идеология в России

Одной из важнейших особенностей российского либерализма является то, что он во многом развивался в государственнических формах. По мнению Алексея Кара-Мурзы, отечественный либерализм в последние годы представлял собой крайне прагматичную и свободную от морализаторства концепцию. Но в то же время был более консервативен и менее радикален, нежели либерализм запад­ный, поскольку оказался лишенным «цивилизационных тылов» (традиций римского права, сословной автономии и т.д.) и развивался в «пространстве по­вышенного исторического риска». Практически все русские либералы всегда были убеждены в том, что только государственная власть в России может слу­жить орудием прогресса. То есть, он не столько отстаивал права личности, сколько стремился к мягкому видоизменению государственного строя.

Слабостями российского либерализма были его «зажатость» между охрани­тельством и нигилизмом, высокая степень зависимости от патронажа государ­ства или общины. Поэтому он неизменно проигрывал революционно-ради­кальным партиям в начале XX века, а спустя столетие столь же однозначно проигрывает национально-патриотическим движениям и «партии власти».

Конкретные проявления отечественного либерализма крайне многообразны. Решая основную проблему - как избежать хаоса и при этом защитить автоно­мию человеческой личности, - наши либералы вступали в самые неожидан­ные союзы и альянсы с силами, которые, по их мнению, были способны гаран­тировать защиту индивидуальных прав и свобод. К русской либеральной тра­диции можно отнести и ранних славянофилов, и «либералов-государственни­ков» (Бориса Чичерина, Петра Струве), полагавших, что только сильное правительство способно охранить частные права и свободы, в то время как расчет на общество ненадежен.

В начале прошлого века русский либерализм получил реальный шанс высту­пить в качестве главного гаранта социального порядка. Однако либеральная альтернатива оказалась несостоятельной; либералы так и не сумели противо­поставить разнузданной русской «воле» творческую и ответственную «свобо­ду» (А.А. Кара-Мурза).

Еще совсем недавно, под занавес уходящего тысячелетия, наши либералы по­лагали, что Россия снова находится перед выбором; они надеялись, что стра­на хотя бы на этот раз сможет реализовать закономерный и одновременно вы­нужденный либеральный проект. Но, как оказалось, Россия вновь обнаружи­ла невосприимчивость к либерализму; либеральные ценности пока не востре­бованы ни обществом, ни властью.

Литература

И. Берлин. Философия свободы. Европа.

И. Берлин. Философия свободы. Россия. - М.: Новое литературное обозрение, 2001.

И. Валлерстайн. После либерализма: - М.: УРСС, 2003.

Л. фон Мизес. Либерализм в классической традиции. - М.: Начала-Пресс, 2004.

А.Ю. Мельвиль (ред.). Категории политической науки. - М.: РОССПЭН, 2001.

В.В. Леонтович. История либерализма в России. - М.: Русский путь, 1995.

Политология. - М.: Проспект, 2004.

Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. - М.: 2000.

М. Шабанова. Социология свободы: трансформирующееся общество. - М.: МОНФ, 2000.


Либеральные ценности. В современных теориях либерализм редко связывается с именем Канта. Между тем именно Кант разработал исходные положения, характеризующие принципы свободы людей в обществе и нераздельность свободы и права. Положения, указывающего суть концепции свободы человека, которое стало классической формулой либерализма: "никто не может принудить меня быть счастливым так, как он хочет (как он представляет себе благополучие других людей); каждый вправе искать своего счастья на том пути, который ему самому представляется хорошим, если только он этим не наносит ущерб свободе другого стремиться к подобной цели - свободе, совместимой по некоторому возможному всеобщему закону со свободой каждого другого..." Принцип "вправе сам", отдающий приоритет праву и ответственности за свою судьбу "самому" человеку, - является основополагающим в теории либерализма. «Вправе сам» или «только сам свободомыслящий борец за собственное счастье», вот идеологические ценности капитализма. Во времена становления капитализма эти ценности сыграли свою революционную функцию, обеспечили комплектование производящей группы новым преобладающим видом работником (в то время) – работником физического труда. Миллионы людей в погоне за личным счастьем, покинули «насиженные» места и сгорели в топке индустриальной революции. В наше время это консервативные ценности, потерявшие привлекательность для граждан. Либерал это красивая обёртка и мерзкое наполнение, колбаса без мяса, например. Зайдите в любой магазин при засилье либералов и выбирайте сами. Индивидуалист и эгоист это синонимы. Максимальная свобода подразумевает свободу от долга, чести, закона и совести. Свободомыслие позволяет оправдать предательство, воровство, убийство и т.д. Красивая обертка либерала это свободомыслящий человек, политически вольнодумец. Либерал без красивой обертки – это эгоист, презирающий любые морально-этические ценности, кроме денег и собственности, которому наплевать на народ, страну проживания и развитие личности и общества. Капиталистические идеологические ценности постоянно увеличивают процент либералов в обществе. Во время Наполеоновского нашествия практически каждый русский рассматривался как враг французам. Во время первой мировой войны случаи добровольного сотрудничества с агрессорами были единичны. Во время второй мировой войны сотрудничество носило массовый характер, независимо от национальности (французы, немцы, русские, поляки и т.д.), как впрочем, и партизанское движение. В наше время в случае военной агрессии сотрудничество будет всеобщим, а попытки партизанщины – единичными. Современное общество это общество (в подавляющим числе) эгоистов, где каждый воюет против всех за свое личное счастье, которое определяется количеством собственности и денег - доминирующими нормами либерала. Сможет своровать – сворует, выгодно предать, обмануть, убить – сделает.


«Ничего личного, только бизнес», «вовремя предать, это предвидеть», «ты стоишь столько, сколько у тебя денег» - расхожие фразы нашей действительности. Это действительность любого современного либерального общества, независимо от региона нахождения, вероисповедания и т.д. Ураган прошел в США, короткое время безвластия и проявили себя убийцы, насильники, мародеры и грабители. Либералу комфортно жить среди тех, кого он презирает, обманывает и поучает. Но общество, подавляющая часть граждан которого носители менталитета либерала, это общество самоуничтожения. Либеральные ценности выполнили свою эволюционную функцию и уже уничтожают общество.