Икона божьей матери все виды. Какие бывают типы икон Богородицы


Иконы Богородицы – Православная Церковь почитает многие: Казанскую, Владимирскую, Иверскую и многие другие. Так почему их так много? Об этом наша статья!

Почему так много икон Богородицы?

Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе.

Особое покровительство

В истории христианства есть страны и народы, которые ощущали свою тесную связь с Богородицей. В их числе, например, Грузия — по Преданию, эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди, и Божия Матерь навсегда обещала Грузии свое покровительство. На Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Она именовалась Королевой Польши. А в Средние века Ливония (часть Латвии) называлась «Терра Мариана» — земля Марии.

Но все-таки на Руси Богородицу почитали особо. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице (празднику Успения). В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божией Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример — , которая сопровождала Россию на протяжении всей ее истории.

Согласно восточно-христианской традиции Богородицу принято изображать в вишневом мафории (плате), синей тунике и голубом чепце. На мафории обычно изображаются три золотые звезды — символ девства «до Рождества, в Рождестве и по Рождестве» и символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Сына. Кайма на мафории – знак Ее прославления. Например, на мафории Богоматери Донской исследователи увидели надпись и расшифровали ее, и в ней действительно прочитывается прославление Богородицы

Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются основам веры, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Обилие икон в русских церквях и домах верующих по сей день удивляет иностранцев. Иконы Богородицы тем более любимы, что Ее образ, близкий народной душе, кажется доступнее, ему открывается сердце, может быть, даже легче, чем Христу.

«И при всей доступности этого образа лучшие иконы содержат глубочайший богословский смысл, — говорит искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея. — Образ Богородицы сам по себе столь глубок, что богородичные иконы оказываются одинаково близки и простой неграмотной женщине, в любви своей к Матери Божией принимающей каждую богородичную икону за самостоятельную личность, и интеллектуалу-богослову, усматривающему даже в самых простых каноничных образах сложный подтекст».

Верная лоция

Учение Церкви о Богоматери напрямую связано с христологической догматикой и основано прежде всего на тайне Боговоплощения. «Через иконописный образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений, — объясняет Ирина Языкова. Дева Мария дала жизнь Богу в Его человеческой природе — тварь вместила Творца, и через это пришло спасение к Ней и ко всему человеческому роду. Христоцентричность икон Богородицы — также и верная лоция, которая помогает разобраться в море различных иконографий». На большинстве икон Божией Матери Она изображена с Младенцем. Их отношения, представленные на иконе, можно разделить по трем христианским добродетелям — вера, надежда, любовь — и так запомнить три типа иконографии. Итак:

В иконографии, получившей название Знамение или Оранта, Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся») с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Икона Божией Матери «Знамение». Москва, XVI в.

Вера — иконография, получившая название Знамение или Оранта. Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся»), с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком — в это мы верим . Самые известные иконы этого типа: Курская-Коренная, Знамение, Ярославская Оранта, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Никопея.

Надежда — иконография называется Одигитрия (греч. «путеводительница»). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Ее лице и всех нас, в левой руке держит свернутый свиток — символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, — она наша ходатаица, помощница, наша надежда . Самые известные иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных.

Любовь — иконография Умиление или Елеуса — «милующая», как ее называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом . Самые известные иконы этого типа: Владимирская, Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская, Взыскание погибших.

Иконография Умиление или Елеуса – «милующая», как ее называют греки – это наиболее лиричный из всех типов иконографии. Фигуры Богородицы и Младенца Христа представлены прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. «Умиление». Конец XIV в. Благовещенский собор Московского Кремля

Свеча светоприемная

В церковной поэзии Богородица величается «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим» (почитаемой более херувимов и славной более серафимов), «невестой неневестной» (невестой, не бывшей замужем), «Матерью Света» (Матерью Христа). Византийская гимнография соединила в себе черты пышной восточной поэзии и глубокой греческой метафорики. На Руси в тонкости богословия тогда не слишком вникали, но почитание Богоматери носило не менее высокий и поэтичный характер, чем в Византии. Образ Богородицы обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы.

Четвертый тип иконографии Богородицы – акафистный – основан на гимнографии. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. Например, композиция иконы «Богоматерь – Гора нерукосечная» строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты – ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орашенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная

Именно на гимнографии, то есть на церковной поэзии, основан последний, четвертый тип иконографии Богородицы — акафистный . Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. «Например, композиция иконы “Богоматерь — Гора Нерукосечная”, — рассказывает Ирина Языкова, — строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты — ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная (один из символических образов Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила –истолковании сна Навуходоносора о камне (см. Дан 2: 34). Царь видел истукана, разлетевшегося в прах от удара камня, который внезапно сам отвалился от горы. Камень — прообраз Христа, Который разрушит все предшествующие царства, величие которых держалось на богатстве, власти и угнетении. То, что камень без постороннего вмешательства оторвался от горы, стало прообразом рождения Христа от Девы: “Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос…”. Примеров акафистных икон — великое множество (“Неопалимая Купина”, “Нечаянная радость”, “Богоматерь — Живоносный Источник” и прочие), и в большинстве своем это поздние иконографии, созданные не ранее XVI – XVII веков, в тот период, когда богословская мысль теряла свою глубину и оригинальность, и ее направление более разливалось по поверхности, нежели шло вглубь».

В основу сюжета иконы «Неопалимая Купина» положено толкование св. Григорием Нисским и св. Феодоритом видения пророку Моисею горящего и несгораемого тернового куста (купины). Святые богословы трактуют несгораемую купину как символ-прообраз Богоматери-Приснодевы, неопалимо вместившей в себя огненное естество Сын Божия. На илл.: «Неопалимая Купина». Сер. XVI в. Кирилло-Белозерский монастырь

Первообраз

Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука, причем есть даже такая иконография, где апостол пишет, а Богородица ему позирует. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустой почве. «Мы знаем из Нового Завета, что апостол Лука был врачом, образованным человеком, но о том, что он был художником, в Писании не сказано, — говорит Ирина Языкова, — к тому же иконописание как традиция возникло не ранее IV века. Но именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице, и именно апостол Лука создал для нас образ Богородицы. А поскольку Евангелие в древности называли словесной иконой, как и икону называли живописным Евангелием, то в этом смысле можно сказать, что апостол Лука был первым иконописцем, хотя прямо кисточкой по доске, скорее всего, не водил».

Существует еще одно предание о первообразе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде, недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм. Придя в Иерусалим, апостолы просили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. И придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Эта икона — Лиддской Божией Матери — почитается до сих пор. Но, по словам Ирины Языковой, ее действительный исторический путь проследить навряд ли возможно. В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб — сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III – IV вв.). Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в собственном смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года, где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.

Следы истории

Как из четырех типов иконографии могли возникнуть 700 разных икон, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом все еще подходит под описание своего типа? «С первых греческих икон делались списки, — объясняет Ирина Языкова, — они распространились по всему миру и “зажили” своей жизнью. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть, зафиксировать следующие иконописцы, делая новые списки. Они хотели «привязать» икону к своей местности, рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы на их земле.

Например, третья рука у иконы «Троеручица» добавлена святым Иоанном Дамаскиным в память о чуде, которое случилось с ним самим. Во времена иконоборчества (VIII в.) за свои сочинения в защиту икон св. Иоанн был подвергнут казни по приказу Дамасского халифа — ему отсекли правую руку. Он молился Богородице перед Ее иконой, и Пречистая восстановила отрубленную руку, так что великий святой и далее мог славить Христа и Божию Матерь в своих писаниях. Потом в знак уважения икону переписывали уже с тремя ручками, и эта иконография закрепилась.

Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» — также свидетельство иконоборческих времен, когда икона подверглась нападению отвергавших священные изображения: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло нападавших в ужас. Такую же рану можно видеть и на иконе «Ченстоховской», которая претерпела нападения в XV веке: разбойники, ограбившие Ясногорский монастырь, вывезли и икону. Но лошади, запряженные в обоз с награбленным, встали; разъяренные грабители решили «наказать» икону и ударили по ней мечом — из раны на щеке Богородицы снова истекла кровь. Святотатцы замерли от ужаса, а в это время подоспели монахи и вернули святыню в монастырь.

Рублевы

Новые, принятые Церковью иконографии вдохновлены древними образцами, но с умом и сердцем переработаны иконописцем в своей интерпретации. «Если сравнить, например, Рублевскую Владимирскую икону с оригиналом XII века — то это совершенно разные иконы, — отмечает Ирина Языкова. — Владимирский образ XII века — это аристократическое произведение живописи того времени: тончайшие нюансы, глубокий взгляд, полный скорби, который вас пронзает. Но у Рублева Богородица на молящегося совсем не смотрит, она ангельская, прозрачная, она совершенно в других мирах. Здесь сохранена иконографическая схема, мы узнаем, что это Владимирская икона, но если их сопоставить — увидим, насколько по-разному воспринимали образ Богородицы греческий мастер XII века и русский мастер XV .

Новая икона должна родиться изнутри Церкви, соборно. Например, в 1917 году владыка Афанасий Сахаров восстановил праздник Всех святых, в земле Российской просиявших (почему-то он был забыт во время никоновских реформ). Владыка искал иконописца, который бы мог написать икону праздника. Нашел, но не был доволен результатом. И только спустя двадцать лет родилась эта сложнейшая иконография — когда владыка встретил Марию Николаевну Соколову, которую мы теперь знаем как монахиню Иулианию. Владыка Афанасий продумал эту икону богословски, написал службу празднику и передал свое видение иконописцу, и только тогда Мария Николаевна, опираясь на интерпретацию владыки, создала художественный образ богословия праздника».

Не всегда новые иконы бывают безупречны. По словам Ирины Языковой есть две основные ошибки, которые допускают многие современные иконописцы: одни бездумно множат копии, не вкладывая в них свой собственный молитвенный опыт и переживание, а другие, наоборот, пишут совершенно новые образы «от ветра головы своея», нисколько не оглядываясь на церковные традиции.

«Взять, например, современную икону, написанную после гибели подлодки “Курск”, — рассказывает Ирина Языкова. — Художник воспользовался древней иконографией Курской иконы — в центре Богородица, вокруг которой изображены пророки. Но только он вокруг Божией Матери написал погибших моряков! Это же полное непонимание сути, икона — это не мемориальная доска, где написаны имена погибших и тем более их портреты. Икона — это окно в невидимый мир. Икона — это прежде всего лик, это общение. Мы можем поминать этих людей, но пока они не канонизированы — мы не можем молиться перед ними. Таким образом, художник создал светское нецерковное произведение.

Но вместе с тем я уже больше двадцати лет наблюдаю за творчеством нескольких современных мастеров, которые, как мне кажется, работают очень серьезно, творчески. С одной стороны — канонично, с другой — Дерзновенно. И я, зная их жизнь, понимаю, что они имеют на это право. Один иконописец мне как-то сказал, что икона — это путь, и она сама тебя ведет. Он занялся иконописью в 16 лет, много копировал в период ученичества, и первые его работы были очень скованные, но он писал-писал-писал, жил церковной жизнью, а потом взял и написал чудотворную икону «Неупиваемая чаша». Этот образ сейчас известен во всем мире. Это воссозданная иконография, которую написал наш современник, Александр Соколов. В ее основу был положен некогда существовавший в Серпуховском монастыре, но утраченный в двадцатые годы образ, от которого остались только списки и словесное описание. Все думают, что это древняя икона, потому что она чудотворная. Но есть свои Рублевы и в наше время!»

Консультант службы приходского консультирования Раиса Константиновна Егорова подготовила и прочитала лекцию об иконографии образа Пресвятой Богородицы.

Лекция ее отличалась информативностью. Но главным в ней было не обилие сведений, а содержание, наполненное богословским смыслом. Многочисленные сведения по иконографии образа Пресвятой Богородицы, имеющиеся в различных источниках, были не просто добросовестно пересказаны, а творчески осмыслены. Так, при перечислении типов изображения Пресвятой Богородицы она каждый раз обращалась к иконам Божией Матери, находящихся во всех трех приделах нашего Успенского храма. А при рассмотрении конкретных икон Раиса Константиновна обращала внимание не только на атрибуты одежды Пресвятой Богородицы и Ее Божественного сына, но и раскрывала смысл иконы с догматической точки зрения.

Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие учение Его, вместе с тем научились любить и почитать Пречистую Его Матерь, на которую Он Сам указал как на Заступницу и Покровительницу, когда, будучи на кресте, отдал Ей в наследие весь род христианский в лице Иоанна Богослова.

Изображения Богородицы занимают исключительное место в христианской иконографии, свидетельствуя о Ее значении в жизни Церкви. Почитание Богородицы основано на догмате о Боговоплощении: «Неописанное слово Отчее, из тебе Богородице описася воплощаемь…» (кондак первой недели Великого поста). Первые христиане не знали икон в нашем понимании этого слова.

Самое древнее изображение, дошедшее до нашего времени — катакомбные росписи. Катакомбы — это погребальные пещеры в Риме, где ранние христиане проводили богослужение и на стенах и камнях сохранились изображения раннехристианских времен. На этих изображениях есть сцены Благовещение и сцены Рождества Христова. Часто встречается сцена поклонения волхвов.

В 3 веке получают распространения рельефные изображения Евангельских сюжетов, притч, аллегорий и т.д., но до иконы еще было далеко. Первые сюжеты с изображением Богородицы носили исторический характер, они иллюстрировали события священной истории, но по сути своей еще не были теми святынями, перед которыми возносились христианские молитвы Пречистой Деве.

Эфесский собор в 431 году, осудил ересь Нестория, который до конца не признавал соединения в личности Христа двух природ – Божественной и человеческой, а потому отрицал Богоматеринство Девы Марии, называя Ее «Христородицей», а не как «Богородицей». Собор догматически утвердил за Девой Марией право наз. Богородицей, т.к. через рождение Иисуса от Святого Духа Мария участвует в Тайне Боговоплощения. Христианская культура несколько веков искала адекватный способ выражения христианского откровения.

Еще во дни земной жизни Матери Божией и ближние и дальние спешили к ней, чтобы видеть и слышать Ее, чтобы получить от Нее благословение и наставление; те же, которые не имели возможности предстать пред Матерью Господа своего скорбели, изъявляя горячее желание видеть хотя бы изображение лика Богородицы. Много раз и от многих христиан слышал это благочестивое желание апостол Лука, и чтобы удовлетворить их, он изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках; потом написал еще две иконы и принес все три к Богородице. Увидев Свое изображение на иконах, Она повторила Свое пророческое слово: «Отныне ублажат Мя вси роди». И добавила: «Благодать Родшагося от Мене и Моя с сими иконами да будет».

Существует еще одно предание о первообразе — это нерукотворный образ Богородицы, который возник еще при Ее жизни, на столпе храма, построенного в г. Лидде (недалеко от Иерусалима). Святые апостолы Петр и Иоанн Богослов молили Божию Матерь посетить и своим присутствием осветить и благословить построенный храм.

Пречистая Дева сказала: « Идите с миром, там и Я с вами буду». Придя в храм, они увидели на одном из опорных столпов (колонна ) дивный красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Затем и сама Матерь Божия посетила Лиддский храм. От этого образа стали происходить чудотворения. С тех пор, узнав о чудесном явлении, в храм стекались толпы паломников со всего света.

В 4 веке к власти пришел император Юлиан Отступник. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного изображения. Однако как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось внутрь столпа, и осталось таким же ярким и прекрасным. Поняв тщетность своих усилий, они ушли. Страх перед могуществом Богоматери оказался сильнее страха перед императором.

В 8 веке к гонениям на христиан в римской империи добавились бесчинства иконоборцев. Патриарх Константинопольский Герман, посетив Иерусалим и Лидду, не побоялся и повелел написать список с чудотворной нерукотворной иконы Божией Матери. Он увез его с собой в Константинополь и молился перед ним каждый день. Но за ревностное иконопочитание его низложили и изгнали. Предчувствуя свою кончину, он решил спасти икону. Написав письмо римскому папе Григорию с объяснением ситуации, он спрятал его в икону, вышел с нею на берег моря и пустил святыню на волю Божию. На другой день икона чудесным образом достигла Рима и пребывала в алтаре храма святого апостола Петра. Через более сто лет, когда на Востоке было восстановлено почитание икон, во время богослужения, на глазах у всех молящихся в храме, икона снялась со своего места и над головами верующих по воздуху вышла из церкви. Вскоре икона приплыла в Константинополь и была принесена императору Михаилу и матери его царице Феодоре, восстановившим иконопочитание. С этого времени икона получила еще одно название Римская (Лиддская).

После Эффеского собора появляются первые иконы Богородицы, в собственном смысле слова. То есть возникает иконописание, как традиция.

Через образ Богородицы раскрывается нам глубина Богочеловеческих отношений. Дева Мария, давшая жизнь Богу в Его человеческой природе, становится матерью Бога (Богородицей). И поскольку это материнство надприродно, то в нем таинственным образом сохраняется и Ее девство. Тайна Богоматери в том и состоит, что через Девство и Материнство Она является новой Тварью и почитание Ее связано именно с этим.

Внешний вид Богородицы, кроме древнейших изображений, известен по описаниям церковных историков. По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом, который заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, пишет: «Матерь Божия была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом…».

На иконах Богородица традиционно изображается в определенных одеждах: мафорий — верхняя одежда, широкая, в разложенном виде круглая. В середине круглый прорез, чтобы прошла голова, края этого прореза около шеи обшивается широкой или узкой каймой. Мафорий одевался поверх туники и по длине опускался немного ниже колен. Туника – длинная нижняя рубаха до пола. Ее цвет на иконах Пресвятой Девы установлен голубой, как символ девственной чистоты. Но может быть разных оттенков синего, темно-синего и темно-зеленого. Женщина того времени всегда должны покрывать голову, и на иконах Божией Матери мы всегда видим на Ее голове легкий плат (чепец), подбирающий и закрывающий волосы, поверх которого надето покрывало. Покрывало, подобно мафорию, было круглым, разрезанным спереди до центра или прорезом для лица. Его длина была до локтей. В иконографии тона плата Богородицы темно-красные – в напоминание о царственном происхождении Пречистой и о перенесенных Ею страданиях. Кроме того, красный, как цвет крови, свидетельствует о том, что от нее, Чистейшей Девы, заимствовал Свою плоть и кровь Сын Божий. По краям плат отделан золотой каймой и бахромой. Золотая кайма – знак прославления Царицы Небесной – символизирует пребывание Ее в Божественном свете и Ее причастность к славе Господней и благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. Иногда одежды Богородицы золотые, что символизирует поток благодати Божией, а изредка мы можем видеть Божию Матерь, облаченную в синий мафорий. Для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери. Непременной принадлежностью головного покрывала Богородицы являются три звездочки. Это символ Ее Приснодевства. Она — Дева до Рождества Христова (звездочка на правом плече), Дева — в самый момент непостижимого рождения Сына Божия (звездочка на челе), и остается Девою после рождения Своего Божественного Сына (звездочка на левом плече). Вместе с тем 3 звезды являются еще и символом Пресвятой Троицы. На некоторых иконах фигура Богомладенца закрывает одну из этих звезд, зна меную вочеловечение Сына Божия – Второй Ипостаси Пресвятой Троицы. Другая важная деталь одеяния Богородицы – поручи (нарукавники ). Поручи – деталь облачения священников, на иконах – это символ служения Божий Матери (а в Ее лице – и всей Церкви) Главе Церкви Первосвященнику Иисусу Христу.

Начиная с 6 века, надпись на иконе «Матерь Божия» дается по традиции в греческом сокращении.

На Богородичных иконах ризы Богомладенца Христа почти всегда золотисто-желтого, разных оттенков цве та и украшены золотым ассистом (по складкам одежды штрихи из сусального золомта или серебра) — признак Божественного Света. Этим Святая Церковь выделяет Его младенчество из обычного для всех людей. И указывает на Его совечное, и сопрестольное Богу Отцу Существо.

Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой.

Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично — покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях принято изображение с покрытой головой. Но в некоторых иконографических вариантах мы видим изображение Богоматери с непокрытой головой, например: московский образ Богородицы «Взыскание погибших». В некоторых случаях плат заменен венцом (короной, диадемой ), например: Балыкинская икона Божией Матери.

Обычай изображать Богородицу с непокрытой головой западного происхождения, как знак Ее Приснодевства. Покрытая голова Богородицы не просто дань восточно — христианской традиции, а глубокий символ — знак Ее Материнства и полной принадлежности Богу. Даже венец на Ее голове не может заменить покров, ибо венец (корона) — знак Царства. Действительно, Божия Матерь — Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому правильно изображать венец поверх плата, как видим на иконах Богородицы Ченстоховская икона, «Млекопитательница», «Споручница грешных», «Державная», «Достойно есть» и др.

Божия Матерь изображается в рост, сидя, по пояс, по плечи. На Руси гораздо большее распространение получили поясные иконы Богородицы, а написание фигуры в рост или сидящей на троне было по большей части использовано в монументальных композициях – во фресках и в иконостасе.

Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются, и спутником жизни, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Иконы Богоматери тем более были любимы, что Ее образ близок народной душе, доступен, ей открывалось сердце, может даже больше, чем Христу. В народном сознании господствовали представления о Боге, как Грозном Судии, а Божией Матери — вечной Заступнице, способной смягчить гнев Божий. В Евангелии первое чудо Христос совершает именно по просьбе Матери, как бы уступая Ей в Ее ходатайстве за простых людей. Однако в народной фантазии пределы такого ходатайства могли принимать несоизмеримые масштабы, искажающие образ Христа. Тем не менее, зная любовь народа к Богородице, Ее близость к человеческому сердцу, порой наивному в своей человеческой вере, Церковь учила народ Божий через Богородичные иконы. И при всей доступности этого образа иконы содержат глубочайший богословский смысл.

Условно все многообразие икон Богоматери можно разделить на группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из сторон Ее служения. Иконографическая схема является выражением богословской идеи. Основными, ведущими в иконографии Богородицы являются три типа икон: «Оранта», «Одигитрия», «Умиление». По преданию три иконы апостола Луки, представленные Богородице, и заложили эти типы икон.

1 тип – «Оранта» лат. Молящаяся. Богоматерь представлена с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонными наружу, т.е. в традиционном жесте заступнической молитвы. Эта молитвенная поза известна с Ветхозаветных времен. Первые изображения Богородицы «Оранты» встречаются уже в римских катакомбах. Ее поза предельно статична, величественна и монументальна. Богородица представляет сама по себе интерес, не только, как родившая Христа, но и как, молящаяся за род христианский. Богоматерь как бы раскрывается навстречу Христу, который нисходит через Нее на землю, воплощается в человеческом образе и освещает Своим Божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм – отсюда Богоматерь «Оранта» трактуется, как олицетворение христианского храма, а также всей Новозаветной Церкви. Примером может быть икона Божией Матери «Нерушимая стена». Эпитет «Нерушимая стена» заимствован из акафиста Богоматери: «радуйся, царствия Нерушимая стена» (икос12). На поясе висит лентион (полотенце), которым Она утирает столько слез скорбящим. Этот образ входит в состав сложных композиций праздников Вознесения, Покров…

Фигура Богородицы, изображенная в полный рост с Богомладенцем в круглом медальоне на уровне груди, именуется «Великая Панагия» , что означает «Всесвятая» . Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографии лежат тексты из Ветхого Завета – пророчество Исайи: «Итак сам Господь дает вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Ис.7,14), и из Нового Завета – слова Ангела в Благовещении: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1,35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Примером может быть Мирожская икона Божией Матери и др.

В 11-12 веках появляется поясное изображение икон типа «Великая Панагия», которые в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали наз. «Знамение» . Одно из значений славянского слова зна мение – чудо. И действительно, изображение Младенца Христа на лоне Богородицы – это символ самого величайшего чуда, чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог, вместился в человеческое тело. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается Святая Святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. «Чрево Твое пространнее» — так величается Богоматерь в акафисте. Мы Ее видим в момент предстояния Богу: «се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» (Лк.1,38). Иконографический тип «Знамение» иногда именуют «Воплощение».

Слово зна мение родственно славянскому глаголу зна менаю – созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери, как символ молитвы; Младенец Христос в круге, как символ Евхаристии; орлец – коврик под ногами используется в архиерейском Богослужении, что говорит о предстоянии Богу за весь род человеческий, поручи на руках Богородицы – символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю.

К этому типу относятся икона Божией Матери «Знамение», икона Божией Матери «Неупиваемая чаша».

Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» явилась миру, как неистощимый источник помощи для тех, кого неодолимо влечет губительная страсть винопития. Благословляющий Богомладенец написан стоящим в чаше — чаше Причащения. Эта чаща действительно неупиваемая, или неиспиваемая, потому что Агнец ее «всегда едомый и никогда же иждиваемый». А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, ходатайственно возносит Богу эту жертву – Своего закланного Сына, заимствовавшего плоть и кровь от Ее пречистых кровей, в пренебесный жертвенник за спасение всего мира, и предлагает в снедь верным. Она молится за всех грешников, всем хочет спасения, вместо низких губительных пристрастий призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения. Она возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

К типу Оранты относится икона «Невеста Неневестная», она была келейной иконой преподобного Серафима Саровского. Сам святой называл ее «Радость всех радостей». Перед нею, стоя на коленях в молитве, он скончался. Положение рук, скрещенных на груди (жест смиренного молитвенного поклонения) по смыслу близок жесту Оранты. Образ Богородицы явлен здесь в момент принятия Ею Благой вести: «се раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк.1,38).\

Близкий к типу Оранты тип изображения Кириотисса — греч. Владычица , изображенная в рост стоящая Богородица, поддерживающая рукой Младенца в центре груди, но Она не молится, раскинув руки, а держит Младенца. Иногда подобный тип изображения называют Никопея Кириотисса — греч. Владычица-Победодательница . Этот образ восходит к одному из первоначальных Богородичных изображений Знамение. Создание первообраза Кириотиссы, по преданию, приписывается апостолу Луке. Свое название Никопея Кириотисса получила от того, что в Византии у этого образа просили заступничества перед битвами императорские войска. Также икона считалась хранительницей императорского дома. Получивший большое почитание образ Богоматери «Живоносный источник» восходит к первообразу Никопеи Кириотиссы. В православной традиции Богоматерь называют Живоносный Источник. Прославляют Ее, как Источник жизни, ибо от нее родится Христос – Путь, Истина, и Жизнь.

Другой тип иконографии Одигитрия , греч. Путеводительница – это один из наиболее распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем Иисусом, который написан и не младенцем, и не в детском возрасте, и не взрослым, здесь он вечный. По преданию Богородица родила Иисуса Христа в 15 лет, что вполне соответствует южным народам, а на иконе Богородица приобретает некоторую суровость, уже не юная, взрослее намного. Это богословская динамика, которая изображается на иконах Божией Матери. Иконописцу интересно показать не юную девушку, ставшую матерью, а важно изобразить Богоматерь.

Иконы этого типа строятся следующим образом: фигура Богородицы представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, а другой указывает на Него. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас, нередко жест направлен и на предстоящих. В другой руке Он держит свернутый свиток (закон), иногда есть варианты развернутого свитка, скипер и держава, книга. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы – в чудный Божий свет, от греха – к спасению, от смерти – в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница — Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, а теперь Она – мост для нас на пути к Нему. Жестом Богородица ориентирует нас духовно, направляя нас к Христу, ибо Он «есть Путь и Истина и Жизнь». Она несет наши молитвы к Нему, Она ходатайствует за нас перед Ним, Она сохраняет нас на пути к Нему. Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип Богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты и изображения в рост.

По преданию, самая первая Одигитрия (Влахернская икона Божией Матери), написанная апостолом Лукой находилась сначала в Антиохии, затем в Иерусалиме, а с 5 по 8 век пребывала в Константинополе, во Влахернском храме, где она прославилась многими чудесами. Именно с этой иконой патриарх Сергий обходил в 626г. стены Константинополя с молебнами при осаде столицы варварами. В память этой и других побед, одержанные благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы, было установлено, ежегодно в субботу 5 седмицы Великого поста совершать Празднование Похвалы Пресвятой Богородице (Суббота Акафиста).

К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Иверская, «Троеручица», «Споручница грешных», Петровская, Кипрская, Иерусалимская, Алабатская, Ченстоховская, Грузинская, «Страстная» и многие другие.

Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы «Троеручица» добавлена св. Иоанном Домаскиным, когда по его молитве Богородица восстановила его отрубленную руку. Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» возвращает нас во времена иконоборчества, этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья истекла кровь, что повергла свидетелей в неописуемый ужас. На иконе «Страстная» обычно изображают двух ангелов, летящих к младенцу с орудиями страстей, тем самым предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжета изменена поза Младенца Христа – Он изображен в полооборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Матери.

Богородица говорит всему человеческому роду, что путь истинный — это путь к Христу, на этих иконах Одигитрия предстает путеводительницей к Богу и вечному Спасению.

В 11-12 в в Византии появился тип изображения Богородицы, близкий к Одигитрии, но Богоматерь восседает на престоле, а Младенец Христос на коленях, называется. Панахранта греч. Всемилостивая . Трон символизирует царственное величие Божией Матери, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей. На Руси в 13в. Наибольшее почитание получила Печерская (Свенская) икона Божией Матери с предстоящими преподобными Феодосием и Антонием Печерскими. К этому типу относятся наиболее известные иконы Богородицы «Державная», «Всецарица» и другие. Присутствие в композициях ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам святых Отцов не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: «Чеснейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим».

Не ранее 10 века встречается еще один распространенный иконографический тип иконы Божией Матери Елеуса греч. Милующая , а на Руси Умиление . В греческом искусстве данный тип именовался Сладкое лобзание . Эпитетом «Умиление» в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование «Умиление» стали связывать с определенной иконографической схемой. Характерной особенность иконографии Умиление является соединенность ликов Спасителя и Богородицы. Богомладенец прильнул к щеке Девы Марии, рученками и ликом устремлен к Матери, а Мать лицом и всем своим существом устремлена к младенцу, их любовь безгранична. В этом типе икон представлена не просто бытовая сцена взаимного ласкания матери и ребенка – это взаимоотношения Творца и Его Творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание в искупление всечеловеческого греха. Любовь на иконе соединяет небесное и земное, Божественное и человеческое, выраженное сопряжением нимбов и соприкосновением двух ликов. Поскольку Богородица символизирует Церковь Христову, икона показывает всю полноту любви между Богом и человеком – ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Тип умиления – один из наиболее мистических типов Богородичных икон. Здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом.

Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери. И не случайно. Много тому причин: и древнее происхождение от апостола Луки, и события связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву, и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар…

У этого типа есть варианты изображения: ласкающая Младенца Богоматерь может быть сидящей, поясной, стоящей; Младенец может восседать на правой или на левой руке.

Из икон типа Умиления наиболее известны Федоровская, Владимирская, Донская, «Достойно Есть», Почаевская, Киккская, «Взыскание погибших», Волоколамская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Ярославская, Толгская и другие. Есть оплечные варианты Елеусы: Корсунская, Игоревская, Касперская иконы.

Особой разновидность Умиления является изображение Младенца, сидящего на руке Богоматери и болтающего ножками. Этот извод стал очень популярным в 15-16 вв. и получил название «Взыграние». Примером такого типа может служить Яхромская икона Божией Матери. Характерный жест этой композиции – Младенец ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия. 21

Редкий вариант Умиления представляет тип Млекопитательница . Богоматерь кормит грудью Младенца Христа. Такая деталь – не только интимная подробность, но раскрывает еще одну тему в прочтении образа Богородицы. Мать, вскармливая Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком Слова Божьего (1Петр.2,2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой» (Евр.5,12).

Икона Богородицы «Утоли моя печали». Икона относится к иконографическому типу «Умиления». Пресвятая Богородица изображена с Младенцем Христом, у которого в руках развернут свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». В этих словах – есть тайный смысл образа. Левую руку Богоматерь приложила к голове, склоненной в умилении к Богомладенцу. Кажется, будто Она вслушивается в молитвы, к Ней обращенные. Название образа происходит от одной из стихир пятого гласа на вечернем богослужении в понедельник.

Мы рассмотрели три главных типа иконографии Божией Матери с Младенцем Христом. Их отношения, представленные на иконе можно разделить по трем христианским добродетелям – вера, надежда, любовь – и так заполнить эти три типа иконографии.

Вера — иконография Оранты. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком — и мы в это верим. Надежда — иконография Одигитрии. Христос сказал о себе: «Я Путь и Истина и Жизнь» (Ин14,6), а Богородица, та кто помогает идти по этому пути — она наша ходатательница, помощница, наша надежда.

Любовь – иконография Умиления. Здесь Богородица, как символ души, находящейся в близком общении, любви с Богом.

Еще один тип изображения Богородицы — это одиночное без Младенца, обычно развернутая на три четверти с молитвенным жестом рук, называется Агиосоритисса греч. Заступница , получил распространение еще в 5 веке. Скорее всего, этот образ входил в Деисус греч. Моление — алтарную преграду, долгое время заменявшую иконостас (высокий иконостас сформировался в 15 веке). Простой Деисус состоял из трех икон: Спаса, Богоматери и Иоанна Крестителя. Два последних представлены в позе моления – в повороте к Спасу и воздетыми руками. По преданию, Агиосоритисса и представляла собой именно Богоматерь Деисусную.

Со временем Агиосоритисса выделилась из Деисуса и получила отдельные имена, такие как Параклисис греч. Просительница , а на Руси Боголюбская . Богородица в роли заступницы и посредницы.

Признаки этого типа изображения:

*одноличное, без Младенца, представление Приснодевы;

*наличие полуразворота влево или вправо к Спасу, направление взгляда: на зрителя, на Спаса вверх или вниз;

*подчеркнутый жест моления – обе руки, воздетые к Спасу (в руке может быть развернутый свиток моления), положение рук: сложены вместе, значительно разведены, скрещены на груди, или отсутствуют в оплечных изображениях.

* изображение ростовое, поясное, оплечное.

Кроме этого известно множество композиций, основанных на богослужебных текстах и песнопениях (гимнографиях), объединяемые под общим именованием «акафистные иконы» .

Основной смысл икон этого типа – прославление Матери Божией. Этот тип скорее собирательный, так как иконография здесь строится не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрации того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. Композиция иконы строится из наложения изображения Богоматери с Младенцем Христом предыдущих типов с дополнительными элементами, символами Ветхозаветных прообразов.

Пример «Неопалимая Купина». Есть два изображения этой иконы. Первое — «Неопалимая Купина» изображается в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается видимая по пояс Богоматерь с Младенцем на руках. Это редкое изображение. Гораздо чаще мы видим другое изображение, но в ней более сложная иконографическая схема, это поздняя иконография 16-17 веков.

В церковных песнопениях Богородица нередко сравнивается с Неопалимой Купеной, несгорающим терновым кустом, который видел пророк Моисей на горе Хорив (Исх. 3,2). Сходство Неопалимой Купины и Матери Божией заключается в том, что как Ветхозаветная Купина осталась невредимой во время охватившего ее огня, так и Пречистая Дева Мария, родившая Иисуса Христа, до Рождества и после прибывала Девою.

В центре иконы находится изображение Богородицы с Младенцем, в своих руках Она держит ряд символических атрибутов, связанных с Ветхозаветным пророчеством: Гору из пророчества Даниила, Врата Иезекииля, Лестницу Иакова, прислоненную верхним концом к плечу Богоматери – знамение того, что через Богородицу на землю сошел Сын Божий, возводящий на небо всех верующих в него. Иногда пишут жезл – символ Спасителя, называемый в церковных песнопениях «жезлом от корня Иесеева» и другие. Это изображение заключено в восьми конечную звезду, образованную двумя четыреугольниками – зеленым и красным (естественный цвет Купины и цвет, объявшего ее пламени). Вокруг изображаются четыре Ветхозаветных сюжета: Моисей перед Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево. Другая тема иконы – служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил рождению Бога от Девы – их изображение располагаются в лучах восьми конечной звезды; среди них архангелы и безымянные ангелы — олицетворение стихий, известные из апокрифов. В углах красного четырехугольника – четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел. Григорий Двоеслов так дал объяснение этим символам, что Христос принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев), вознесся на небо (орел). Иногда с символами животных изображается книга – тогда говорится о символике евангелистов. Евангелист Матфей символизируется человеком, потому что излагает о мессианском посланничестве в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелиста Луку изображают тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя, о котором излагает евангелист. Евангелист Марк – символизируется львом, раскрывая могущество и царственное достоинство Христа. Евангелист Иоанн – орел, изображает высоту учения Христова и сообщаемых в нем Божественных тайн.

Теперь о Калужской иконе Божией Матери. Источники иконографии не до конца ясны. Образ Пресвятой Богородицы, читающий книгу пророка Исаии, опирается на сюжет из апокрифического Евангелия Псевдо-Матфея. В нем среди занятий Богоматери в Иерусалимском храме названо чтение книг Священного Писания. Книгу держит Она в правой руке, а левую молитвенно прижимает к груди.

Есть один интересный факт, связанный с обретением иконы в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово. Следует заметить, что родственница Хитрово была замужем за племянником Евдокии Лопухиной, который имел усадьбу в шестидесяти километрах от Тиньково. Евдокия Лопухина – последняя русская царица, первая жена Петра1, мать царевича Алексея, в последствии была подстрижена в монахини с именем Елена. И во время пребывания в Суздальском Покровском монастыре был написан ее портрет в монашеских одеждах с раскрытой книгой. Это было почти за сорок лет до обретения Калужской иконы Божий Матери. На иконе Богородица соблаговолила предстать в облике поразительно схожим с прижизненным портретом царицы Евдокии Лопухиной. Как были и были ли связаны Калужская икона Богоматери и портрет Лопухиной, остается неизвестным. Пресвятая Богородица не только при своей жизни являла нам свой образ, но и по сей день Матерь Божия не оставляет и утешает нас.

В 1863 году игумен скита во имя Святого Пророка Иоанна Предтечи на Афоне с несколькими братьями по делам скита отправился в Молдавию. Одним из дел было приобрести для обители икону Богородицы. С этой целью иноки стали искать художника, отличавшегося благочестием и воздержанием, чтобы заказать ему нужную икону. Такой художник, преклонных лет, был найден в Яссах. С ним был заключен договор, чтобы он во время работы усердно постился и не доверял исполнения заказа никому другому. Когда иконописец, принялся за работу, по благословению и старческой немощи более уповая на помощь Богоматери, чем на собственные силы, работа шла успешно. Но когда были написаны одежды и он приступил к написанию Божественных ликов, работа остановилась: иконописец никак не мог написать лики хорошо. Афонские иноки, утешая себя и скорбевшего иконописца, советовали ему молиться Богородице о помощи. Он так и поступил, стал сугубо молиться и поститься. Однажды он провел весь день в молитве и на следующий отправился в мастерскую. Подойдя к иконе, он с изумлением увидел, что лики Богоматери и Младенца Христа готовы. Благоговейный трепет объял иконописца, и он не смел прикоснуться кистью к ликам, изображенным на иконе с полным совершенством. Эта икона называется «Самонаписавшаяся».

Сущестует необычный образ Богородицы, наз. Светописанный, который явился в Афонском Пантелеимоновом монастыре в 1903 году. Во время раздачи милостыни при Святых Вратах Пантелеимоновой обители была сделана фотография, на которой впоследствии оказался, запечатлен образ Богоматери, принимающей милостыню из рук старца-инока в числе неимущих братьев. Пресвятая Дева соблаговолила запечатлеть Свои Божественные черты с помощью фотографии, что с греческого языка переводится как светописание. Полученный образ и получил наименование – «Светописанный». Не когда святой Андрей, Христа ради юродивый, обходя Небесные Обители, желал видеть там Богоматерь, но услышал голос, говорящий ему, что Пресвятая Богородица снизошла в мир на помощь всем, призывающим имя Ея.

Пресвятая Богородица нередко является, особенно на Святой Горе Афон, «просто», скрывая Свою славу. Так и в этом случае, Матерь Божия снизошла в виде убогой просительницы, приняла из рук старца-монаха милостыню, чтобы утешить неимущих братьев, поддержать добрую традицию Обители. Фотография послужила фактором уверения в бытии духовного мира. К столетию была создана иконописная «версия» фотографии для богослужебного использования и составлена служба.

Такие иконы имеют для Церкви особое значение. Они не просто возносят наш ум к первообразу, но являют нам божественные черты самих первообразов. Они являются одним из видов Божественного откровения.

Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности, как это можно видеть из огромного количества икон, посвященных Ей. Можно насчитать более 860 наименований икон Богоматери. Для большинства икон установлены отдельные празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки иногда акафисты.

Один западный богослов так выразил смысл почитания Богородицы: «самым лучшим почитанием Марии является подражание Ей в Ее любви к Своему Сыну и Господу нашему Иисусу Христу». Этой любви и учат нас Богородичные иконы.

Помимо икон Богородицы к Ее иконографии относятся иконы Богородичных праздников, дни годового богослужебного круга, установленного в честь Пресвятой Богородицы.

Верующие люди всегда с особым благоговением относились к Иконе Божьей Матери, с ней связаны многие чудеса и знамения. И если вы собираетесь в своих бедах и горе получить скорое утешение- прибегайте с верою и молитвой к Царице Небесной, и она обязательно ответит на ваши мольбы помощью и утешением.

Давайте, рассмотрим, какие иконы Божьей Матери есть, и узнаем к какому образу прибегать в каких проблемах.

Владимирская икона Божьей Матери

Люди всегда с особым благоговением относились к Владимирской иконе, с ней связаны многие чудеса и знамения. Перед ней совершалось помазание на царство государей и императоров. При избрании всероссийских митрополитов, а затем патриархов жребий клали в пелену в киоте Владимирской иконы, надеясь, что Богородица сама укажет угодного Ей человека.

По преданию, эта икона была написана евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой матерью и Праведным Иосифом. В середине XII века святыня попала в Россию. Когда ее везли в Суздаль, недалеко от Владимира кони остановились и не смогли двинуться с места. На этом месте и был воздвигнут Успенский собор, где установили чудотворную икону, именуемую с тех пор Владимирской. С переносом столицы из Владимира в Москву переехала и икона. В 1395 году Владимирская Божья матерь явилась во сне захватчику Тамерлану и заставила его отступить от Москвы. С тех пор икона считается покровительницей столицы и всей Руси.

Не только в защите России от врагов проявляется ее чудотворная сила. Со времен князя Боголюбского очень большое число людей получают духовное и телесное исцеление искренне попросив о помощи икону Владимирской Божией Матери.
Защищает от несчастных случаев

Когда князь Андрей Боголюбский повез икону в Ростовские земли, на пути его встала полноводная река. Князь послал человека на поиск брода, но очутившись на середине бурной реки камнем ушел на дно. Князь помолился иконе, и случилось чудо - человек выбрался из воды невредимый.
Облегчает роды

Летописи утверждают, что жена князя Андрея тяжко мучилась и более двух дней не могла разрешиться от бремени. Князь отстоял службу и когда она закончилась омыл икону водой, а воду отправил княгине. Сделав единственный глоток она тотчас родила здорового ребенка и выздоровела сама.

Лечит болезни сердца и сосудов

Наибольшую силу проявляет в лечении болезней связанных с сосудами и сердцем. Об этом есть масса свидетельств со времен уже почти забытых до наших дней. Известна история о женщине из Мурома страдавшей от сердечного недуга. Отправив во Владимир все свои драгоценности она попросила святой воды от иконы Богородицы. И когда отпила привезенной воды, незамедлительно излечилась.
Спасает от смертельных случайностей

Князь Боголюбский построил Золотые ворота во Владимире. Многие люди пришли посмотреть на них. Но вдруг, при большом скоплении людей, ворота отделились от стен и упали. Причиной тому стала невысохшая известь. Под завалом осталось целых 12 человек. Узнав о трагедии князь Боголюбский стал молиться перед иконой Богородицы. Искренняя мольба была услышана. Ворота подняли и все люди оказались живы, ни у кого не было найдено никаких повреждений.

Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Кто-кто, а скорбящие люди ни в России, ни на планете не переводятся. Образ Богоматери «Всех скорбящих Радость» уже в одном своем названии дает надежду — и даже не надежду, а уверенность, что скорби будут преодолены и исцелены, а радость, так желанная человеческим сердцем, обретена. В одной из молитв перед этим образом так говорится о Богородице: «Больных посещение, немощных покров и заступница, вдовиц и сирых покровительница, матерей печальных всенадежная утешительница, младенцев немощных крепость, и всем беспомощным всегда готовая помощь и верное прибежище».


Поэтому пред иконой Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» молятся все обиженные, угнетенные, страдающие, те, кто находится в отчаянии или скорби, а также те, кто болен неизлечимо. В ней ищут утешения и защиты все, кому неоткуда больше этого получить — и получают просимое по своим молитвам.
Особо мощная икона, даже раковые заболевания излечиваются у тех, кто с верою сильною к ней прибегает, ища помощи. Написали ее в 17 веке и находится она на Афоне.
История проявления ее чудесной силы тоже интересна. Однажды, когда паломники прибыли в монастырь, к иконе подошел один странный человек, что-то невнятно бормоча. И вдруг воссиял лик Богородицы, и кинуло с силою парня на земь.
Все были шокированы, а парень на колени упал, и стал молиться, слезами обливаясь. Он признался, что магией занимается, и пришел специально проведать, сможет ли на иконы воздействовать. И такой урок получил силы Небесной, что раскаялся, и даже иноком того монастыря стал.

Икона Божией Матери «Достойно есть» (или «Милующая»)

Была икона Богородицы, которая носила название «Милующая». И вот в 10-ом веке к одному послушнику Карейского монастыря, что расположен на Афоне, ночью во время молитвы Богородице явился странник какой-то. В келью напросился, и стал петь с ним вместе молитвы. А потом пальцем на каменной глыбе, что мягче воска стала, написать песнь «Достойно есть…» и сказал, Гавриилом его зовут. И исчез.

Потом каменную глыбу исследовали, и подтвердили, что написанное могло быть архангелом Гавриилом, и песнь эту стали исполнять в молитвах полностью, как небесным гостем написано было. А икона еще одно название получила.

Пред иконой Пресвятой Богородицы “Милующая”, или “Достойно есть”, молятся при душевных и телесных болезнях, при окончании всякого дела, при эпидемиях, о счастье в браке, при несчастных случаях.

Казанская икона Божьей Матери

Однажды Матроне - десятилетней дочери одного из погорельцев, стрельца Даниила Онучина - было видение: во сне к ней явилась Пресвятая Богородица и велела извлечь из земли на месте пожарища ее икону. Наутро девочка поспешила рассказать о своем чудесном сновидении, но никто - даже родители, даже архиепископ - не приняли ее слова всерьез.

И лишь когда сон повторился на вторую, а затем на третью ночь, Матрона упросила своих родителей начать поиски иконы. И на том самом месте, которое было указано малышке во сне, они нашли сияющую икону, будто новую - ничуть не подпорченную временем.

Весть об удивительной находке и ее чудесах мгновенно облетела весь город. Когда икону торжественно несли в Благовещенский собор, два слепца прозрели во время крестного хода. И вот уже утратившие веру жители уверовали вновь, избавившись от слепоты духовной, и пошли к обретенной иконе молить о прощении, исцелении и защиты от напастей.

Есть и еще одна дата 4 ноября 1612 года, когда русские войска народного ополчения прогнали из Китай-города польских захватчиков. Победу связывают с образом иконы Казанской Божьей Матери, так как войны молились ей перед битвой.

Сейчас празднование Иконы Казанской Божьей Матери проходит 21 июля и 4 ноября в память об этих событиях.

  • Перед иконой Казанской Пресвятой Богородицы православные молятся об исцелении от любой телесной немощи, но прежде всего просят исцелить от слепоты. Просят и прозрении духовном, о наставлении на верный путь, если в душе вдруг начал слабеть огонь веры.
  • Молятся Царице Небесной и о поддержке в сложных жизненных ситуациях, когда сил бороться с обстоятельствами уже не хватает. В любых печалях и скорбях идут к Божьей Матери за утешением и наставлением.
  • Недаром Казанская икона называется Путеводительницей: она помогает принимать правильные решения, направляет в пути к благой цели, уберегает от напастей и ошибок. Часто в описаниях чудес рассказывается, что Богородица являлась во снах людям, просящим у нее помощи, и говорила, как нельзя поступать и что нужно делать, чтобы избежать беды или исправить ее последствия.
  • Просят не только за себя и близких, но и за всю страну: молят Богородицу об избавлении от нашествий врагов, о помощи воинам в защите Родины, о благополучии России. Ведь Казанская икона помогла одержать множество великих побед и спасти страну от захватчиков.
  • Не только в беде приходят к Казанской иконе, но и в радости. Ей благословляют молодоженов при вступлении в брак. С этой иконой связывают много примет. Например, если жениться в день празднования иконы Казанской божьей матери, то брак обещает быть ладным и счастливым.
  • И не только молодым, а любым семьям Богородица помогает сохранить гармонию и благополучие, спасает от ссор и неприятностей. Дома, в которых есть Казанская икона, находятся под ее защитой. Преклоняясь перед бесконечной Любовью и Милосердием Матушки Богородицы, девушки и женщины всех возрастов обращаются к ней с просьбой помочь им сохранить домашний очаг.
  • И, конечно, особенно благосклонно Божья Матерь относится к детям. Недаром видение о Казанской иконе было явлено именно маленькой девочке. Поэтому родители часто ставят образ этой иконы рядом с детской кроваткой и просят Богородицу взять чадо под свое покровительство. И она помогает ребенку на жизненном пути, оберегая его от печали и несчастий.

Икона Божией Матери “Млекопитательница”

Эта икона в радость всем рожающим, кормящим грудью, кто о здоровье малышей молится.

Необычная иконография, где Богородица Богомладенца грудью кормит. Был этот образ близ Иерусалима изначально, в лавре, носящей имя Саввы Освященного. А в 18 веке передан сыну сербского государя, а им уже на Афон привезен. Там поныне образ и находится, в Хиледарском монастыре. В России же образ появился совершенно неожиданно — на верхушке дерева, там и храм построили в честь новообретенной чудом иконы. И много исцелений возле нее получено было в разные времена.

Много еще известных икон Богородицы существует, часто люд русский к ее помощи прибегал и получал просимое. Потому как Пречистая, сама когда-то человеком на земле бывшая, особо нас, людей, понимает, и часто помощь свою благословенную оказывает. И многим в рождении помогает, и в обретении супружества, и в печалях разных утешает, и в болезнях всевозможных. Все-бо Ей по силе, на все Ее просьбы Спаситель милостиво отвечает.

Иверская икона Божьей Матери

К Иверской Божьей матери обращаются с мольбами о достатке, о защите от болезней, врагов, клеветы и темных сил.

Иверская Богородица сама назвала себя Великой Защитницей для верующих, когда чудесным образом оказалась в Иверском монастыре на Афоне (Греция). В IX веке воины царя Феофила Иконоборца были посланы истребить святые иконы. В одном доме кто-то из них ударил копьем в щеку Богородицы, и из раны потекла кровь. Чтобы спасти образ, хозяева отдали его морю, и икона стоя двинулась по волнам. Однажды монахи Иверского монастыря увидели на море огненный столп — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Икону поставили в храме, но утром ее обнаружили над монастырскими воротами. Так повторилось несколько раз, пока Богородица, явившись одному из монахов во сне, не сказала, что не желает быть хранимой, а сама будет Хранительницей. Икона была оставлена над вратами, почему ее часто называют «Вратарницей».

Икона Божьей Матери «Семистрельная»

Обычно Богородицу пишут с Сыном или со святыми и ангелами, но здесь она изображена в одиночестве, а мечи (стрелы) символизируют боль, которую испытывала Пресвятая Дева Мария на земле. Число же семь также обозначает семь главных человеческих грехов-страстей, которые Богородица без труда читает в каждом человеческом сердце. Также Она готова молить Сына о каждом из нас, молящих о её заступничестве, и о искоренении в нас этих греховных мыслей.

Перед «Семистрельной» читают молитвы от непримиримых врагов. Во время войны читают, чтобы оружие врагов обошло защитников Отечества и родственников воинов. Перед иконой ставят не менее семи свечей. Эта икона может показать семь чудес, или помочь узнать будущее на семь лет. Молебен перед данным образом поможет при вспышках семейных или соседской вражды. Икона защищает от нетерпимости людей по отношению к Вам. Также она поможет при вспышках раздражения, злобы или гнева.

Икона Божией Матери «Целительница»

Чудотворная икона «Целительница» получила свою известность еще с IV века от Рождества Христова. Древнее церковное предание о том, что сама Царица Небесная помогла исцелить человека и является сюжетом этой чудотворной иконы.

Перед чудотворной иконой «Целительница» молятся об исцелении от различных болезней. По молитвам перед чудотворной иконой «Целительница» излечиваются любые болезни, даже те, перед которыми современные ученые врачи безнадежно опускают руки.

Икона Божией Матери «Умиление»

При обращении к Богородице «Умиление» молятся об исцелении от недугов.

Икона находилась в келье преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл к Господу. Другое название иконы – «Радость всех радостей». Так часто называл эту икону сам преподобный Серафим.

Икона Божьей Матери — одна из самых почитаемых иконописных образов среди Православного мира. Именно образ Пресвятой Богородицы всегда был, есть и будет символом заступницы и хранительницы русского народа. Достаточно лишь вспомнить тот факт, как икона Казанской Божьей матери, по историческим сведениям, помогала русскому народу победить в Великой Отечественной войне. На войну войска вступали с высокоподнятой иконой Пресвятой Богородицы, а именно Казанской Божьей матери. Тоже было и при отечественной войне 1812 года. С тех пор и повелось, что образ Богоматери стал являться защитницей и покровительницей земли Русской, а ее икона — символом веры и упования на спасение всех православных людей.


Но, не смотря на указанное общее значение, существует несколько разновидностей икон Девы Марии и вариаций их иконописи, и у каждого вида имеется свое особенное значение для православного верующего. Ниже мы приведем иконографические типы изображений Пресвятой Богородицы и их догматическое значение.

Существует пять видов изображения Божьей матери, визуализируемых в иконографии:

1. Одигитрия (Путеводительница);

2. Елеуса (Умиление);

3. Оранта, Панагия и Знамение (Молящаяся);

4. Панахранта и Всецарица (Всемилостивая);

5. Агиосоритисса (Заступница).

Первый тип — Путеводительница

Одигтрия — самый распространенный вид иконописи Божьей матери, по некоторым сведениям, впервые написанный евангелистом Лукой. Данный тип обычно изображается следующим образом: Пресвятая Богородица показана по пояс или же в случае иконы Казанской Божьей матери - по плечи, реже — во весь рост. Характерным признаком ее расположения считается легкий наклон головы в сторону своего сына Иисуса Христа. Держит Богоматерь его на левой руке, а правой рукой указывает на него. Иисус Христос же в левой руке держит свиток, реже — книгу, что символизирует образ Христа Вседержителя.

Значение данного типа икон — взаимные отношения матери и сына. Но смысловая нагрузка в данном случае не выражение безграничной любви, как в других иконах святых, а указание на Иисуса Христа, как царя Вседержителя. С догматической точки зрения — это значение явления в мир Небесного Царя и Судьи и указание на него Девой Марией как на истинный Путь для каждого верующего. Потому данный тип иконографии и называется Путеводительница.

Второй тип — Умиление

Елеуса всегда изображается так: Дева Мария прижимает к своей щеке Иисуса Христа, тем самым проявляя к нему свою любовь, нежность и сострадание. В данном типе изображения между сыном и матерью нет расстояния, что символизирует безграничную любовь и единение. И поскольку образ Божьей Матери является символом и идеалом рода человеческого (Церкви земной), а Иисус символом Церкви Небесной, данный тип иконописи Пресвятой Богородицы имеет значение единения небесного и земного, божественного и человеческого. Также, одно из основных значений - выражение безграничной любви Бога к людям, так как любовь и сострадание Девы Марии, изображаемое на иконе напоминает нам о его великой жертве ради спасения всего человечества.

Третий тип — Молящаяся

Есть три подвида данного типа изображения Богоматери в иконописи - Оранта, Панагия и Знамение. Наиболее популярное — Знамение. Дева Мария изображается по пояс или во весь рост с поднятыми вверх руками, а Иисус Христос изображается по середине на уровне груди своей матери и его голова находится в святом ореоле (медальоне). Значение этого подтипа икон — Благовещение Девы Марии о рождении Иисуса Христа, предзнаменование Рождества Христова и последующих событий, происходящих после него. Данный тип иконографии Богородицы Девы отличает ее от других икон монументальностью и симметричностью в изображении.

Четвертый тип — Всемилостивая

В данном типе изображения Богоматерь восседает на троне или престоле, который символизирует ее царственное величие, а на коленях она держит сына Иисуса Христа. Значение этой иконы — величие Девы Марии, как всемилостивой царицы и заступницы земной.

Пятый тип — Заступница

В пятом типе Агиосоритиссы Богоматерь изображается без своего сына Иисуса Христа. Образ ее выполняется в полный рост и повернут вправо, а руки воздаются к Богу, в одной из которых может находиться свиток с молитвой. Значение иконы — моление о заступничестве человечества Пресвятой Богородицей перед Иисусом Христом.

Итак, мы рассмотрели 5 видов иконописи Богоматери в православной традиции и их догматическое значение. Но в народе также существует свои значения, приписываемые каждой из них. Мы уже писали о силе и действии чудотворных икон , и иконы Божьей Матери здесь не исключение, а скорее наоборот — показатель. У каждой из представленных типов икон свои чудотворные свойства.

Одной из немногих, кто способен намолить иконы, является Марфа Ивановна . Ее способность наделять иконы велими возможностями уже давно не стоит под сомнением. Таким огромным количством спасенных судеб не может похвастаться, пожалуй, никто. Именно она первая поняла, что к каждому человеку нужен индивидуальный подход, а значит и намоление иконы необходимо делать индивидуально для каждого человека. Намоленные Марфой Ивановной иконы будут служить зищитой на протяжении очень долгих лет.

Рассмотрим молитвы иконе Божьей Матери, а также наиболее популярные иконы и приметы связанные с ними.

Светлый лик

Светлый праздник Рождества, праздник веры, надежды и любви. Праздник света в душе каждого из нас, который боле 2000 лет пришел к нам с нею в этот день. Дева Мария, Пресвятая Дева, Богородица, Мариам, Царица Небесная, Сеиде Мариам - так обращаются к ней в разных странах, разные люди. Когда мы видим ее, обращаемся к ней - этот свет становится больше. Именно светлые лики Богородицы составляют большинство исцеляющих и чудотворных икон. К ней обращались во время великих бедствий, войн, эпидемий, пожаров. Легенды о случаях чудесного избавления входят в Историю русского государства.

Десятки типов ее изображений - более 800 создавалась на протяжении многих веков, основанных на исторических событиях, отражают особе место Божьей Матери в христианской культуре. Сведений о ней осталось немного, но именно ее мы видим в самых важных событиях, но какой? По разным сведениям различают от 4 до 6 основных типов икон Богородицы, остальные называют изводами - то есть вариантами основных образов.

Оранта (Молящаяся)

Так ее изображали еще первые христиане - в виде молитвенного обращения: в фас, по пояс и с поднятыми руками, согнутыми в локтях, а на фоне сферы Спас Эммануил.

Иконы этого типа еще называют Панагия (всесвятая) , а на Руси этот образ именуют Знамение в память о штурме осажденного Новгорода в 1169 году, когда согласно преданию из пронзенного стрелой образа Богородицы потекли слезы.


Образ Молящейся Божьей матери с Иисусом Христом самый распространенный в православной иконописи. Самыми известными образами Знамения являются - Абалакская, Нарвская, Царскосельская, Курская-Коренная . Особое место занимает чудотворная икона Божьей Матери Неупиваемая чаша , где Христос изображен в золотом кубке. Многим эта икона стала известна после выхода повести И. С. Шмелева "Неупиваемая Чаша" (1918).

Одигитрия (Путеводительница)

Изображения Одигитрии строгие и прямоличные, Божия Матерь держит Младенца Христа на левой руке, указывая на него правой, их головы не касаются друг друга. Одигитрия древнейший тип изображения Богородицы, который восходит у первому в истории иконописцу апостолу Луке. Здесь она предстает как путеводительница к Богу и вечному спасению.


На Руси к наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: Смоленская, Иверская (Вратарница), Тихвинская, Иерусалимская, Троеручица, Страстная, Споручница грешных.

Елеуса (Умиление)

Образы Богородицы, принадлежащие к типу Елеуса - полны нежности и умиления, любви земной и небесной, божественной и человеческой. Младенец-Христос припадает левой щекой к правой щеке Богоматери, Божия Матерь прижимает к Себе Сына.


В греческом варианте этот тип икон называют Гликофилуса. Сладкое лобзание - один из чудотворных образов, так же относящихся к Умилению, написанный, по преданию, евангелистом Лукой. Самая трогательная из чудотворных икон - Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. Она знает, какие страдания ждут его. Богоматерь Умиление - один из наиболее мистических типов богородичных икон. Сюда же относят и другие удивительные по красоте и силе иконы - Донская , Взыграние младенца, Млекопитательница, Взыскание погибших.


Самой почитаемой в России стала Владимирская икона Божией Матери, именно ее чаще всего можно увидеть в венчальных парах вместе с образом Спасителя. Именно образ Умиления находит самый большой оклик в сердце человека, ведь идея жертвенного служения, боль и скорбь матери всегда была близка и понятна на Руси.

К иконам типа Умиление относятся: Владимирская, Волоколамская, Донская, Федоровская, Жировицкая, Взыскание погибших, Почаевская .

Панахранта (Всемилостивая)

На иконах этого типа Божия Матерь изображена сидящей на престоле, держащей. На коленях она держит Младенца Христа. Престол здесь выполняет роль символа славы Богородицы, как самой совершенной, из рожденных на Земле.


В России наиболее известны Державная и Всецарица .

Агиосортисса (Заступница)

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке.

Другие иконы, на которых Богоматерь изображается одна, могут быть отнесены к одному из основных типов, например Остробрамская - к Знамению, так же как и Невеста Неневестная (ее иногда называют Умиление, это келейная икона преп. Серафима Саровского), или к разряду Акафистных , прославляющих ее. Это, например, одна из самых чтимых икон - Богородица Семистрельная или Умягчение злых сердец.

Любой иконописный тип — это не свод безусловных правил, которые обязательны для исполнения, но направление мысли и цель, к достижению которой стремится иконописец. Поэтому каждый образ уникален, хотя и достаточно узнаваем в своем догматическом содержании и художественном решении.


В родах Помощница, Спорительница Хлебов, Козельщанская, Целительница, Умиление

Принято изображать Богородицу в одеждах двух цветов: вишневом мафории (или синем как у Феофана Грека), синей тунике и голубом покрове. На мафории изображают три золотые звезды - как знак ее непорочности и кайма как знак ее прославления. Мафорий (плат замужней женщины) - означает Ее Материнство, прикрытый им голубой или синий цвет платья - Девство. И в написании образа Богородицы никогда не используют черный цвет - цвет скорби, ведь она - свет и надежда.

Иконография Богородицы это огромная часть нашей культуры. Многие ее образы можно назвать молодыми, например Державная была найдена в 1917 году, спрятанной в подвале церкви, а написана она была в конце XIX века. Каждая из сотен известных икон Божией матери имеет свою символику и значение, свою историю…