Чик щик в суффиксах существительных правило. Правописание суффиксов


Суффикс существительных -чик (-щик)

В суффиксе существительных -чик (-щик)

ч

щ

после букв: д, т, з, с, ж

объез д ч ик

в остальных случаях:

бараба н щ ик

Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных.

Задание 1. Вставь суффикс, объясни орфограмму.

Камен….…., водопровод…….., барабан…..…, полиров………, сбор………, газет…….…, рассказ……….., стеколь………., бетон…….…, вагон………. .

Перевод……..…, буриль………, разнос………, портфель…..…, пулемёт…..…, уголь………, набор…….…, компьютер………, забастов………, зачин………. .

Задание 2. Образуй от данных слов существительные

-Чик-, -щик- : баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, часы, резать, кровля, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Заполни таблицу. Поставь знак «+» в соответствующем столбце.

Примеры

-чик-

-щик-

рассказ..ик

заказ..ик

лет..ик

барабан..ик

совет..ик

экскаватор..ик

развед..ик

камен..ик

стеколь..ик

буфет..ик

перебеж..ик

перепис..ик

Задание 4. Вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор графически.

захват…ик объед…ик

экскаватор…ик зачин…ик

ракет…ик инструменталь…ик

заказ…ик режиссер – постанов…ик

попут…ик совет…ик

Задание 5. Найди в тексте слова с изученной орфограммой (с суффиксы -чик (-щик), обозначь суффикс в этих словах.

1. Около полуночи подводчики и Егорушка опять сидели вокруг небольшого костра (Ч.) 2 Объездчик слушал со вниманием и соглашался. (Ч.) 3. Жили на свете два верных дружка, два пулеметчика, два смельчака. (А. Барто.) 4. Летчики увидели над горизонтом тревожные взмахи голубых лучей прожекторов. (В. Ставский.) 5. Грузчики шли бесконечной вереницей по трапу… (Кат.)

II. 1. Шарманщик на ходу привычным движением плеча поправил на спине шарманку и вытер вспотевшее лицо. (Купр.) 2. Хозяин оставил меня на попечение татарина-банщика. (П.) 3. Под окном стучит молоточком чеканщик Гоголев. (М. Г.) 4. На валу каменщики таскали кирпич и чинили городскую стену. (П.) 5. Между офицером и денщиком установились простые, доверчивые отношения. (Купр.) 5. Пришел фонарщик с лестницей, два тусклые фонарика на площади задул. (И.)

III. 1. Пахнет маляр скипидаром и краской. Пахнет стекольщик оконной замазкой. (М.) 2. По званию Яков - черпальщик на бумажной фабрике. (Т.)

Задание 6. Выпиши слова: с суффиксом чик в одну колонку, с суффиксом -щик - в другую.

Фрол Евсеевич ездит на извозчике в издательство за рукописями, а наборщики и печатники переводят те рукописи в книги. (Прилеж.) 2. К вечеру летчик увидел вертолет над сопками. 3. Из города приезжали скупщики. Они были проворные, ловкие, плутоватые, расчетливые. (Сераф.) 4. На Камчатке множество горячих источников, часто они бьют фонтанчиками. (Михайл.) 5. Объездчик очнулся от мыслей и встряхнул головой. (Ч) 6. В окопчике спал мальчик. (Кат.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Тест.

Вопрос № 1

Укажи правильный ответ:

В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ч
В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква щ
В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ж
В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ц

Вопрос № 2

В каком слове на месте пропуска нужно писать букву щ?

развед...ик
перебеж...ик
груз...ик
фонар...ик

Вопрос № 3

В каком слове на месте пропуска нужно писать букву ч?

груз...ик
фасов...ик
часов....ик
танцов...ик

Вопрос № 4

В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву щ?

съём...ик
прицеп...ик
арматур...ик
лёт...ик

Вопрос № 5

В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву ч?

лёт...ик
смаз...к
ростов...ик
пулемёт...ик

Вопрос № 6

Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква ч:

камен...ик, уклад...ик
сортиров...ик, пулемёт...ик
барабан...ик, газет...ик
перебеж...ик, уклад...ик

Вопрос № 7

Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква щ:

забастов...ик, набор...ик
застрель...ик, воз...ик
буриль...ик, разнос...ик
болель...ик, прокат...ик

Вопрос № 8

Укажите лишнее слово:

стакан...ик
лимон...ик
сбор...ик
разнос...ик

  • образовательная – отработка навыка способа действия при выборе написания в существительных суффикса –чик- или –щик-; отработка навыка способа действия при написании суффиксов –ек- или –ик-; отработка навыка правильного выбора О-Е в суффиксах существительных после шипящего;
  • воспитательная – выработка навыка взаимодействия в группе;
  • развивающая – развитие внимания, орфографической зоркости, слуховой и моторной памяти.

ЗНАТЬ: об образовании существительных с помощью суффиксов –ок-, -ек- -онок-, -ик-, -чик-, -щик- и условиях выбора в них гласных о-е, е-и.

УМЕТЬ: применять способ действия для правильного написания суффиксов –чик-, -щик-; владеть способом действия при выборе суффиксов –ек-, -ик-; применять правильно правило при выборе о-е в суффиксах существительных после щипящего.

ХОД УРОКА

Учитель. У нас сегодня урок-взаимообучение. Вы будете работать в 4-х группах. Каждый член группы будет иметь свой номер и свою тему (на изучение тем отводится 2 урока). Мы рассмотрим 3 темы:

Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик). Орфограмма № 33

Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик. Орфограмма № 34

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. Орфограмма № 35

Чтобы учащимся был понятен ход урока, воспользуюсь орг. схемой урока:

1) организационный момент (3 минуты)

4-й этап – все эксперты возвращаются в основные группы и выполняют задания (7 минут)

5-й этап - все эксперты переходят из основных групп в рабочие, чтобы проверить правильность выполнения задания(при появлении спорных моментов, можно обратиться за консультацией к учителю или воспользоваться контрольной карточкой); все эксперты возвращаются в основные группы для взаимопередачи тем. (5 минут)

в основных группах происходит взаимопередача тем. (5 + 20 минут)

7) у выполнение самостоятельной работы каждым учеником. (15 минут)

8) Rf рефлексия (заполнение учащимися последней графы таблиц) (5 минут)

условные обозначения:

У - учитель

у - ученик

э1, э2, э3 - эксперты

Основные группы

Рабочие группы

1 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

Когда учащимся понятен ход урока и они видят его в перспективе, понимают чем они будут заниматься на уроке, можно начинать работу….

2 ЭТАП Учащиеся работают в основных группах по 3 человека в каждой (всего 4 группы) Учащиеся под номером один получают карточку –помощник9показан порядок работы каждого ученика) и учебное задание:

КАРТОЧКА – ПОМОЩНИК для № 1

ИНСТРУКТИВЕАЯ КАРТА

1) Самостоятельно поработай с т/м на стр.97. Прочитай предложенный Т/М под *, ответь на вопросы

2) Прочитай правило (орфограмму № 33), обрати внимание на графическое обозначение орфограммы.

3) Составь о/к или схему орф. № 33 для лучшего понимания (при затруднении обратись к учителю)

КАРТОЧКА

Спишите. Вставьте согласные Ч или Щ. Объясните свои действия. Выделите суффиксы.

Морожен...ик, буфет...ица, копиров...ица, груз...ик, коптиль...ик, фонар...ик, сбор...ик, разнос...ик, спор...ик, обман...ик, буриль...ик, перебеж...ик, зелен...ик, аппарат...ик, перепис...ик, 6ан...ик, вязаль...ик.

1. Этап. По команде учителя вернись в свою рабочую группу для обучения остальных членов группы. Взаимопередачу изученных тем начинают первые номера.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

  1. Покажи, где находится правило в учебнике, предложи товарищам прочитать его самостоятельно, пересказать правило в паре друг другу.
  2. Продиктуй свою карточку членам группы(записывают, комментируя свои действия).

7. Этап.

КАРТОЧКА-ПОМОЩНИК для № 2

1. Этап. Внимательно слушай учителя!

2. Этап. Получи своё учебное задание. Отметь задание в контрольной карточке.

ИНСТРУКТИВЕАЯ КАРТА

1)Самостоятельно поработай с т/м на стр.100.

2) прочитай правило (орфограмму № 34), обрати внимание на графическое обозначение орфограммы.

3)Составь о/к или схему орф. № 34 для лучшего понимания (при затруднении обратись к учителю)

4)Будь готов к работе в группе по обсуждению изученной орфограммы.

3. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для обсуждения изученного материала. ПРИНИМАЙ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ГРУППЫ. Внеси необходимые исправления в свою схему или о/к. если в этом есть необходимость.

4. Этап. По команде учителя вернись на своё прежнее место для работы с карточкой.

КАРТОЧКА

Спишите. Вставьте гласные Е или И. Объясните свои действия.

Арбуз...к - ..., горош...к - ..., бараш...к - ..., аппарит...к - ..., бегемот...к - .... сыноч...к - ..., грибоч...к - ..., берет...к - ..., височ...к - ..., билет...к - .... блокнот...к - ..., брат... к - ..., внуч...к- .... самолет...к - ....

5. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для проверки выполненного тобой задания. При возникновении спорных вопросов обратись к учителю.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

  1. Доступно расскажи изученную тобой орфограмму другим членам группы.
  2. Убедись, что они правильно поняли тебя.
  3. Предложи им самим составить о/к или схему на изучаемую орфограмму.
  4. покажи, где находится правило в учебнике, предложи товарищам прочитать его самостоятельно, пересказать правило в паре друг другу.

7. Этап. Когда взаимопередача тем будет завершена, выполни самостоятельную работу, применив полученные знания.

Стадия рефлексии. Заполнение таблицы.

КАРТОЧКА-ПОМОЩНИК для № 3

1. Этап. Внимательно слушай учителя!

2. Этап. Получи своё учебное задание. Отметь задание в контрольной карточке.

ИНСТРУКТИВЕАЯ КАРТА

1) Самостоятельно поработай с т/м на стр.101.

2) прочитай правило (орфограмму № 35), обрати внимание на графическое обозначение орфограммы.

3) Составь о/к или схему орф. № 35 для лучшего понимания (при затруднении обратись к учителю)

4) Будь готов к работе в группе по обсуждению изученной орфограммы.

3. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для обсуждения изученного материала. ПРИНИМАЙ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ГРУППЫ. Внеси необходимые исправления в свою схему или о/к. если в этом есть необходимость.

4. Этап. По команде учителя вернись на своё прежнее место для работы с карточкой.

КАРТОЧКА

Спишите. Вставьте гласные Е или О. Объясните свои действия.

боч...к, бараш...к, снеж...к, барсуч...нок, веноч...к, башмач...к, височ...к, бельч...нок. береж...к, песоч...к, бож...к, внуч...к, списоч...к, платоч...к, пастуш...к.

5. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для проверки выполненного тобой задания. При возникновении спорных вопросов обратись к учителю.

6. Этап. По команде учителя вернись в свою рабочую группу для обучения остальных членов группы. Взаимопередачу изученных тем начинают первые номера.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

Доступно расскажи изученную тобой орфограмму другим членам группы.

2. Убедись, что они правильно поняли тебя.

3. Предложи им самим составить о/к или схему на изучаемую орфограмму.

4. Покажи, где находится правило в учебнике, предложи товарищам прочитать его самостоятельно, пересказать правило в паре друг другу.

Продиктуй свою карточку членам группы(записывают, комментируя свои действия).

7. Этап. Когда взаимопередача тем будет завершена, выполни самостоятельную работу, применив полученные знания.

Стадия рефлексии. Заполнение таблицы.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Закрепление орфограмм № 33,34,35

Налад…ик, приказ…ик, овраж…к, воротнич…к, петуш…к, стаканч…к, домен…ик, пенёч…к, амбар…к, прыж…к, сверч…к, кладов…ик, друж…к, сплав…к, учет…ик.

УРОВЕНЬ “3”

Спишите, графически обозначьте изученные орфограммы.

УРОВЕНЬ “4”

Запишите слова в три столбика по видам изученных орфограмм. Графически обозначьте изученные орфограммы.

УРОВЕНЬ “5”

А) выпишите словосочетания “глаг. + сущ.”. Графически обоснуйте правописание.

  1. Послышался рож…к стрелочника.
  2. Дина его тянет руч…нками за рубаху изо всех сил.
  3. Мальчик был любимц…м у всех.
  4. Внуч…к вышел поиграть в песоч…к.

б) добавьте к словам суффиксы –чик или –щик. Запишите слова соответственно в две колонки.

Перевд…, перевоз…, настрой…, учёт…, перенос…, скуп…, упаков…, прогуль…, подряд…, бунтов…, набор…

В) Исправьте ошибки, графически обозначьте орфограмму.

Магнитек, лужочик, натюрмортек, огурчик, орешек, пакетек, парашютек, паравозик.

ЛИСТ ВОПРОСОВ

(для организации работы в группе по уяснению изучаемого материала)

НА ПОНИМАНИЕ;

Я правильно понял, что...?

Я не совсем понял, что...?

Я не согласен с тем, что...?

Как можно сказать другими словами...?

Прошу ещё раз повторить...?

Приведи пример того, как...?

В чём заключается основная мысль сказанного?

ВЫРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ;

Я не знаю, какая буква пишется в слове...

Я знаю, какая буква пишется в слове..., но не знаю, почему.

Я не могу применить правило к данному слову.

Я не уверен в том, что...

ОФОРМЛЕНИЕ ОТВЕТА;

Я считаю, что...

Я предполагаю, что...

Так как..., следовательно,...

Если..., то...

Хочу сказать, что...

Хочу обратить внимание на...

Рассмотрев данный пример, я пришёл к выводу, что

Можно сделать вывод, что...

Как организуется задание по карточкам.

Каждый из №/№ 1,2,3 работает над своей карточкой, затем сев для работы в рабочие группы, учащиеся проверяют задание по цепочке, читая по одному слову из карточки и объясняя правописание суффиксов или гласных в суффиксах существительных. При выявлении каких-либо несоответствий в ответах, члены группы могут воспользоваться контрольной карточкой или консультацией учителя.

Как организуется самостоятельная работа учащихся.

Работаю по системе ИОСО (индивидуально ориентированная система обучения), поэтому предлагаю учащимся разноуровневые задания

При выполнении разноуровневых заданий нужно исходить из следующего:

  • каждому ученику должен быть предоставлен выбор уровня сложности;
  • ученик должен понимать, что даже при отличном выполнении задания уровня “3” он может рассчитывать только на “3”;
  • если ученик не справился с заданием своего уровня (даже если это уровень “5”), то его работа должна быть оценена “2” (что, возможно, жестоко, но зато приучает ребенка нести ответственность за свой выбор);
  • нельзя допускать списывания, поэтому после того как дети определили уровень сложности, рекомендуется рассадить их по уровням (если вариант задания только один) или раздать варианты таким образом, чтобы не было возможности списать;
  • учащимся, не освоившим даже уровень “3”, нужно предложить тренировочную карточку, содержащую не только задание, но и правило
  • работа с разноуровневыми заданиями не должна быть стихийной или разовой, к ней нужно заранее готовиться, но, самое главное, ее результаты нужно обязательно анализировать. Для этого можно завести на каждого ученика одну папку (файл), в которой будут храниться все его работы в течение года, на папку можно приклеить контрольный листок

Дата_____________________________________

Систематически предлагая учащимся разноуровневые задания, я постепенно подвожу их к осознанному восприятию четвертной и годовой оценок, что немаловажно (ребенок должен постепенно привыкать к своей итоговой оценке, она не должна быть следствием случая).

Организация работы в группах

На данном уроке работают основные группы из 3 человек и рабочие группы из 4 человек.

Список групп заранее составлен и вывешен, там же указано место сбора каждой группы. Состав группы контролирует учитель.

При работе в рабочей группе распределены роли:

  • Координатор деятельности группы
  • Журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задания, см. лист с вопросами)
  • Регистратор (записывает результаты работы)
  • Активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чём только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль)

АНАЛИЗ УСВОЕННОСТИ МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ.

Ф.И. о/к, вызвавший наибольший интерес № орф.

для с/раб.

№ изучаемых орфограмм Орф. , вызвавшие затруднения. Оценка за с/раб.
33 34 35 33 34 35
1. Андреев А. * 34 4 5 + + * 4
2. Артамонов А. 33 4 4 + + ! 3
3. Баранов С. ** 35 4 4 + + + 4
4. Васильева Ю. 34 5 5 * + + 4
5. Заверюха Д. ** 33 4 4 + + + 4
6. Иванов Д. * 33 5 5 + + + 5
7. Литвинов С. 35 3 4 + + + 3
8. Мельникова О. 35 4 3 + + + 4
9. Новомодный В *** 33 5 5 + + + 5
10. Пасечник В. ** 34 4 5 + + + 5
11. Попова М. 33 4 5 + + + 5
12. Смолина Н. * 35 5 4 + + + 5
13. Фадеев Д. * 34 5 5 + + + 5

Орф. усвоил, всё понятно;

* орф. усвоил, но хотел бы ещё поработать;

С орф. не разобрался, нужна помощь.

В графе “№ изучаемых орфограмм” учащиеся выставляли оценки за качество передаваемых орфограмм.

Всего в классе 13 человек

Выполняло самостоятельную работу 13 человек

Общая успеваемость: 100%

Качество успеваемости: 84,6%

Правописание суффиксов существительных – одна из самых сложных тем в русском языке, которая из-за своего объема и разнообразия требует очень внимательного подхода. Например, чтобы грамотно писать, важно знать, в каких случаях используется суффикс – ек-, а в каких – ик-, понимать значение этих словообразовательных единиц и то, как они работают. Их правописание регулируется достаточно простым правилом, которое нужно запомнить.

Когда используются суффиксы ек ик в существительных

Эти суффиксы в основном необходимы для того, чтобы образовывать от имен существительных слова с уменьшительно-ласкательным значением: барашек, конвертик и так далее. Таким образом, благодаря суффиксам -ек- и -ик- русский язык обогащается существительными с отдельным коннотативным значением. Но почему бы для его передачи не использовать только один из них?

Это объясняется исторически сложившимися особенностями русского языка, которые проявились в процессе его развития, и оттенками значения.

Суффикс -ек-используется не только для того, чтобы придавать слову уменьшительно-ласкательные оттенки – в некоторых случаях он добавляет им пренебрежительную окраску: работничек, разбойничек. То же и с суффиксом -ик- – он используется для того, чтобы передать принадлежность лица к какой-либо области – науке, религиозному или литературному течению, учреждению, области искусства и так далее, а также подчеркнуть его возраст или физическое состояние: электрик, еретик, старик, дальтоник.

Правописание суфффиксов -ек-/-ик-

Гласные в суффиксах существительных ек и ик подчиняются определенному грамматическому правилу. Так, буква е в этой единице словообразования употребляется, когда гласная при склонении “убегает”: листочек – листочка, ботиночек – ботиночка, вареничек – вареничка.

Если же при склонении гласная остается, то в суффиксе пишется буква и: нолик – нолика, кролик – кролика.

При этом предшествующая согласная не влияет на то, какая гласная будет писаться, правило действует и для слов с корнем на шипящую, и для всех остальных.

Необходимо не путать суффиксы ек и ик, где гласные чередуются, с таким суффиксом, как -чик-, который всегда пишется с и: телефончик, пенальчик. Чтобы такой путаницы не происходило, необходимо правильно выделять корень слова.

Что мы узнали?

В русском языке есть чередующиеся суффиксы -ек- и -ик-, которые придают слову уменьшительно-ласкательную окраску. При этом у каждого из них есть свое значение: суффикс -ек- может добавлять словам пренебрежительности, а ик – указывать на принадлежность человека к какой-либо области деятельности либо его состояние. В любом случае их использование подчиняется простому правилу: если при склонении слова гласная становится беглой, то пишется е, если она остается – пишется и. Также есть суффикс -чик-, который всегда пишется с и и который часто путают с суффиксом ик. Чтобы применить грамматическое правило, нужно верно выделить корень слова.

Какие слова с суффиксом -чик-, -щик- вы знаете? Ответить на поставленный вопрос сможет практически каждый человек. Хотя есть и такие люди, которые путаются в постановке данных морфем. В связи с этим представленную статью мы решили посвятить именно этой теме.

Общие сведения

С суффиксом -чик- нередко употребляются в письме с такой морфемой, как -щик-. Следует отметить, что это грубейшая ошибка. Ведь существует строгое правило в русском языке, которое прямо указывает на то, в каком случае следует писать букву «ч», а в каком - «щ».

Особенности суффикса

Как следует писать и говорить: «переписщик» или «переписчик»? Далеко не каждый знает правильный ответ на этот вопрос. Однако специалисты утверждают, что такая лексическая единица имеет суффикс -чик-. Следовательно, правильно требуется писать «переписчик». Хотя во время произношения необходимо использовать только первый вариант.

Основное правило

Как видите, суффикс -чик-, а также суффикс -щик- могут довольно легко вызывать множество сомнений по поводу их написания в тексте. Именно поэтому специалисты рекомендуют запомнить то правило русского языка, которое объясняет выбор определенной морфемы. Для тех, кто его не знает, представим его прямо сейчас.

Если основа оканчивается на такие согласные буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з», то после них требуется писать только суффикс -чик-. Для того чтобы данное правило стало более понятным, приведем несколько наглядных примеров:


Как видите, большинство из представленных слов обозначают те или иные профессии. С суффиксом -чик- также употребляются такие лексические единицы, которые образуют названия лиц по их принадлежности к определенному месту жительства и национальности.

Важно запомнить

Теперь вам известно, какие в русском языке существуют слова с суффиксом -чик- были представлены выше). Однако для правильного написания упомянутых лексических единиц следует знать не только вышеописанное правило. Ведь довольно большое количество людей совершают и такие ошибки, как:

  • раздача + суффикс -чик- будет «раздаччик»;
  • кабак + суффикс -чик- будет «кабакчик»;
  • добыча + суффикс -чик- будет «добыччик» и проч.

Следует особо отметить, что это неверное словообразование. Однако и на этот счет в русском языке имеется отдельное правило, которое звучит следующим образом: перед суффиксом -чик- такие буквы, как «ц», «к» и «ч» заменяются на букву «т». Приведем наглядный пример:


В каких случаях ставится суффикс -щик-?

Теперь вам известно о том, в каких случаях следует писать слово с суффиксом -чик-. Однако в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, в которых применяется морфема -щик-. Как и в предыдущем случае, такой суффикс может ставиться в именах существительных, которые образуют собой названия лиц мужского пола, имеющих ту или иную профессию, занимающихся определенным родом занятий, а также принадлежащих к какой-либо национальности или месту жительства.

Также морфема -щик- пишется в том случае, если основа имени существительного заканчивается на другие согласные буквы, отличные от вышепредставленных («т», «ж», «д», «с» и «з»). Приведем наглядный пример:


Иноязычные слова

Как было сказано выше, слово с суффиксом -чик- пишется в том случае, если основа имени существительного оканчивается на следующие буквы: «т», «ж», «д», «с» и «з». Тогда напрашивается вопрос о том, почему в некоторых лексических единицах используется морфема -щик-, даже если ее основа имеет на конце букву «т». Следует особо отметить, что это не слова-исключения, а лишь иноязычные формы.

Таким образом, некоторые лексические единицы, которые перешли в русской язык с иностранного, могут образоваться при помощи суффикса -щик-, даже если на конце имени существительного стоит буква «т». Но это лишь в том случае, если иноязычное слово оканчивается на 2 согласные. Приведем наглядный пример:

  • процеНТ - процентЩИК;
  • асфалЬТ - асфальтЩИК и пр.

Следует ли ставить «мягкий знак»?

О том, когда пишется слово с суффиксом -чик-, а когда с суффиксом -щик-, мы выяснили. Однако во время написания таких имен существительных нередко возникает и такой вопрос: требуется ли ставить перед морфемой -щик-? Ведь довольно большое количество людей часто пишут представленные слова следующим образом:

  • зачинЬщик;
  • бетонЬщик;
  • табунЬщик;
  • фонарЬщик и проч.

С чем это связано? Дело в том, что согласная «щ» представляет собой мягкую букву, и она нередко так смягчает звук, что некоторые люди пишут перед ней «ь». Однако это неправильно. Ведь в русском языке и на этот счет существует свое правило. Оно гласит, что мягкий знак следует писать в именах существительных только после «л». Приведем наглядный пример:

  • кровельщик;
  • стекольщик;
  • плательщик;
  • прядильщик;
  • пильщик;
  • бурильщик;
  • носильщик;
  • угольщик;
  • кровельщик;
  • строгальщик и проч.

Различай суффиксы

Слово с суффиксом -чик- следует писать только в том случае, если основа имени существительного оканчивается на такие буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з». Но как же тогда объяснить правописание таких лексических единиц, как калачик, диванчик, кирпичик ключик мальчик, пальчик, огурчик стульчик, мячик и пр.? Дело в том, что во всех представленных словах суффиксом выступает не -чик-, а -ик-. Что касается буквы «ч», то она является либо отдельным суффиксом, либо входит в корень. Именно поэтому такие лексические единицы не подпадают под вышеописанные правила. Более того, данная морфема является чередующейся (-ик-/-ек-). И чтобы проверить ее написание, следует просклонять основное слово. Таким образом, суффикс -ек- ставится в тех лексических единицах, при склонении которых гласная буква «е» выпадает. Приведем пример:


Что касается суффикса -ик-, то он пишется в тех словах, при склонении которых буква «и» сохраняется. Приведем пример:

  • диванчик - диванчика;
  • мальчик - мальчика;
  • калачик - калачика;
  • огурчик - огурчика;
  • кирпичик - кирпичика;
  • ключик - ключика;
  • стульчик - стульчика;
  • пальчик - пальчика;
  • личико - личика;
  • мячик - мячика и проч.

Цели:

а) принадлежность к профессии

б) черты характера

– С первым заданием Вы справились.

– Можно фонетически различить эти суффиксы?

  • Объясните, когда пишется суффикс чик?
  • Что влияет на его правописание?
  • /После каких букв пишется?/

    А вот волшебная фраза Вам подарок от нашего гостя: волшебная фраза

    – Почему, скажите, она волшебная?

    – Именно после этих согласных и пишется суффикс чик !

    V. Закрепление.

    Образуйте новые слова.

  • Стекло -> стекольщик
  • Доклад -> докладчик
  • Буфет -> буфетчик
  • Обман -> обманщик
  • Заказ -> заказчик
  • колокол -> колокольчик – какое значение имеет? (уменьшительно-ласкательное)
  • перебежать -> перебежчик
  • табун -> табунщик
  • Каждый из Вас является волшебником. И сейчас в этом вы убедитесь,

    – Ребята, выделите суффиксы в написанных словах?

    – Какое значение имеет в этих словах суффиксы чик//щик? /обозначают принадлежность к профессии/.

    б) Отгадай словечко: с объяснением и выделением суффикса

    Выборочный диктант. Выписать слова с изучаемыми суффиксами. Является текстом? Доказать.

    Профессии на любой вкус.
    Каждый человек может выбрать специальность по своему желанию. При постройке зданий нужны каменщики, пильщики, печники, кровельщики, водопроводчики.
    На железных дорогах работают машинисты, смазчики, заправщики, грузчики, угольщики. Без них не мог бы чётко работать железнодорожный транспорт.
    Труд забойщиков и крепильщиков даёт стране драгоценный уголь.
    Над тонкой обработкой дерева, металлов, камней, трудятся резчики, полировщики, гравёры.

    в) Распределительный диктант. Распределить в колонки в зависимости от значения.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Урок Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) (§16)

    Цели урока: познакомить учащихся с правописанием букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-; со способами действия при выборе таких написаний.

    I. Интеллектуальная разминка .

    Ответьте на вопросы, запишите слова-ответы, выделите суффиксы. Как образованы записанные слова?

    Как называют человека, который умеет:

    1) барабанить – барабан щик

    2) составлять компьютерные программы – программ ист

    3) обучать чему-либо – учи тель

    4) играть в баскетбол – баскетбол ист

    5) ловить рыбу – рыб ак

    6) переводить с иностранного языка – перевод чик

    7) спасать людей – спаса тель ?

    II. Организация наблюдения.

    Этот урок посвятим правописанию суффиксов существительных -чик-, -щик-,(-чиц(а), -щиц(а)) .

    Начнём с наблюдения за существительными. Ответим на вопросы, обратим внимание на слова-ответы, выделим суффиксы, подумаем: как образованы записанные слова?

    Слова барабан щик , программ ист , учи тель , баскетбол ист , рыб ак , перевод чик ,спаса тель – это существительные со значением лица, они образовались при помощи суффиксов со значением лица: -чик- , -щик- , -тель- , -ист- , -ак- ;

    слова плиточ ник , отделоч ник , ток арь – также обозначают лицо, они образованы при помощи суффиксов – -ник- , -арь- ,

    а существительные женского рода закрой щиц а, копироваль щиц а, налад чиц а – при помощи суффиксов -чиц- , -щиц- .

    2. Сложности, возникающие при написании существительных с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а))

    Произнесём слова 1 и 2 столбиков, сравним произношение и написание слов с суффиксами, подумаем: произношение какого суффикса не всегда соответствует написанию:

    В словах разносчик , перебежчик , возчик , смазчица , подписчица произношение и написание не совпадают. А это слова именно с суффиксами -чик- , -щик- , (-чиц(а), -щиц(а) ).

    Чем же объясняется такая разница? Здесь действуют фонетические законы: буквосочетания зч , сч , жч , сщ на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий звук щ .

    3. Правило написания существительных с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), —

    В каких случаях пишем -чик- , -чиц(а) , а в каких -щик- , — щиц(а) ? Чтобы не ошибиться в написании слов с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а)) нужно определить, от какого слова образовано существительное и применить правило:

    После букв д/т , з/с , ж пишется суффикс -чик- : изво зчик , перепи счик , перебе жчик , перево дчик , лё тчик , в остальных случаях пишется -щик- : го нщик , бараба нщик -чик-, -щик- пишется только после л : пи л ь щик , крове л ь щик , боле л ь щик .

    Запомнить буквы з, с, ж, д, т пред которыми пишется суффикс -чик- может помочь фраза « ЗоСя ЖДёТ », в которой все согласные как раз те, которые нужно запомнить. Также вам в помощь рифмованное упражнение:

    Труден и сложен русский язык,
    Есть в нём рабочий суффикс -чик(-щик).
    Любит трудиться, но очень раним,
    Ж-Д-Т-З-С дружат лишь с ним!
    Грузчик, разносчик, водопроводчик –
    Суффикс-трудяга, суффикс-рабочий!

    В словах 2 столбика в существительных женского рода суффиксы –чиц(а), -щиц(а) пишутся по аналогии с существительными мужского рода –чиц(а) пишется после д/т, з/с, ж , а в остальных случаях суффикс –щиц(а) .

    4. Как применять правило

    Потренируемся в правописании суффикса.

    В слове переплёт…ик пишем -чик , потому что слово образовано от глагола переплетать, перед суффиксом стоит т , в соответствии с правилом после т пишем -чик .

    В слове камен…ик , пишем -щик , потому что не после д/т, з/с, ж .

    В слове кровел. щик пишем ь , так как после л; пишем -щик , потому что не после д/т, з/с, ж.

    В существительном вязал…ица пишем также ь , и –щиц , а в слове налад…ица (от наладить) пишем –чиц -, т.к. после д .

    Итак, в существительных после букв з, с, ж, д, т пишется суффикс -чик- (фраза для запоминания согласных: « ЗоСя ЖДёТ »): изво зчик , перепи счик , перебе жчик , перево дчик , лё тчик ; в остальных случаях пишется -щик- : го нщик , бараба нщик , фона рщик . Мягкий знак перед суффиксами -чик-, -щик- пишется только после л :пи л ь щик , крове л ь щик , боле л ь щик .

    III. Обращение к правилу на с. 83.

    IV. Закрепление. Упр. 121-124 (задание 1).

    V. Работа с текстом.

    Глубоководную рыбу крысохвоста недаром называют еще барабанщиком морских глубин. Самец с помощью особых мышц издает звук, похожий на барабанный бой. Этот звук привлекает самку. (Р. Маррис, пер. с англ. А. Голова)

    С помощью каких средств связаны предложения в тексте?

    Выпишите однокоренные слова, выполните их морфемный разбор.

    Выпишите слова, образованные сложением, выполните их морфемный разбор.

    Выделите приставки, объясните их правописание.

    VI. Подведение итогов. Упр. 124 (задание 2).

    VII. Дифференцированное домашнее задание. § 16.упр. 120., упр. 125.

    3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных

    При правописании суффиксов имён существительных можно выделить несколько типов правил:

    1) правописание гласных в суффиксах существительных;
    2) правописание согласных в суффиксах существительных.

    Поскольку правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах существительных было рассмотрено в п. 1.12. Правописание гласных после шипящих, 1.13. Правописание гласных после Ц, в данном пункте этот вид правил не анализируется.

    Правописание н и нн в суффиксах существительных, образованных от прилагательных и причастий, см. в п. 3.3.5. Правописание суффиксов имён прилагательных, 3.8.3. Правописание причастий.

    1. Правописание гласных в суффиксах существитель­ных.

    а) Суффикс -ик пишется, если при склонении гласный сохраняется;

    Ключ ик – ключ ик а.

    суффикс -ек пишется, если при склонении гласный выпадает.

    Замоч ек – замо чк а.

    Суффикс -чик всегда пишется с гласным и (суффикса -чек нет в русском языке!);

    Залив → залив чик.

    б) Суффикс -оньк- пишется после твёрдых согласных, кроме ж, ш;

    Шуба → шуб оньк а.

    суффикс -еньк- – после мягких согласных и ж, ш.

    Заря → зор еньк а, душа → душ еньк а.

    Запомните написание: ба и ньки, за и нька, па и нька ;

    в) В существительных среднего рода суффикс -ец(о) пишется, если ударение падает на окончание;

    суффикс -иц(е) пишется, если ударение падает на основу;

    В существительных мужского рода суффикс -ец- пишется, если при склонении гласный выпадает.

    Гор ец – гор ц а.

    г) Сочетание суффиксов -ич- + к- пишется в существительных, образованных от существительных с суффиксом -иц- (ц чередуется с ч);

    Пугов иц а → пугов ичк а.

    В остальных случаях пишется уменьшительный суффикс -ечк- .

    Им ечк о, Ман ечк а.

    Безударного суффикса -ячк- в русском языке нет (!);

    д) сочетание суффиксов -ин- + к- пишется в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом -ин- ;

    Горош ин а → горош инк а.

    Сочетание суффиксов -ен- + к- пишется в уменьшительных существительных, образованных от существительных на -ня и -на, у которых в множественном падеже родительного падежа мягкий знак не пишется.

    Сос на – сосе н → сос енк а; басн я – басе н → бас енк а.

    Суффикс -енк- пишется в некоторых существительных женского рода.

    2. Правописание согласных в суффиксах существительных.

    а) суффикс -чик пишется в словах, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж;

    Разве д чик, счё т чик, расска з чик.

    суффикс -щик пишется в словах, основа которых оканчивается на другие согласные;

    Пи ль щик, ато м щик.

    б) перед суффиксом -чик к, ц, ч заменяются на т.

    Каба к → каба т чик; разда ч а → разда т чик.

    Суффиксы -чик-, -щик-

    1. В первом училище готовили шлифовщиков, а во втором - наборщиков, печатников и переплетчиков. 2. Смазчик на каждой станции проверял колеса вагонов. 3. На строительстве школы каменщики завоевали первенство. 4. Геологоразведчики нашли новое богатое месторождение нефти. 5. Открыв дверь в комнату сварщиков, девочки остановились на пороге. 6. Каждый вечер к столбам подходил фонарщик с лестницей и зажигал фонари.

    8. Извозчик перевозил на пристань капусту, морковь и свеклу.

    Слесарь-водопроводчик быстро исправил повреждение. 9. Во двор зашел стекольщик и лудильщик. 10. Каждое утро газетчик приносил нам свежую газету. 11. Речи зарубежных гостей передавали переводчики. 12. Впереди пионерского отряда шел барабанщик. 13. Летчик нашел рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти. (Жит.) (98 слов.)

    1. Нашей стране нужны многочисленные квалифицированные кадры рабочих: сборщики промышленного оборудования, электрогазосварщики, переплетчики книг и брошюр, резчики по дереву и камню, пильщики и краснодеревщики. 2. Старик оказался хорошим рассказчиком интересных случаев из своей жизни.

    3. С раннего утра и до позднего вечера на пристани работали грузчики. 4. У берега реки всегда можно было найти перевозчика. 5. На постройке плотины особенно хорошо работали бетонщики и каменщики. 6. В магазине начали работать укладчицы и подносчицы товаров. 7. Учреждению были нужны переписчики и копировщики. 8. Впереди батальона шли знаменщики и барабанщики. 9. На строительстве Московского метрополитена работали гранитчики и облицовщики. (95 слов.)

    1. После окончания войны в колхоз приехал вербовщик из Министерства рыбной промышленности. (Чак.) 2. Собрали мы часовщиков, портных, лудильщиков и собственными руками переделали купеческие хоромы в клуб. (Вас.) 3. Через несколько времени погонщики слонов и надсмотрщики привыкли к диким слонам изъявившим большое любопытство к работе и неутомимость. (Тих.) 4. Зимовщиков очень огорчало, что их питомец (собака) имеет такой изъян. (Водоп.) 5. Барабанщики (…) легким шагом прошли через весь зал. (Вор.) 6. Ругая беспечных возчиков (…) бабка начала укладывать поленницу. (Гайд.) 7. Я отыщу секрет и Ларчик вам открою. (Кр.) 8. И днем, и ночью лесной объездчик охранял лес. 9. Отец купил сынишке маленький барабанчик, фонарик и игрушечный диванчик. 10. По краям полевой дорожки росли одуванчики. (95 слов.)

    Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме:
    Презентация к уроку «Правописание суффиксов ЧИК-ЩИК»

    Данная презентация поможет учителю при изучении темы «Правописание суффиксов чик-щик» на уроке русского языка в 5 классе. Представлена этапность в изучении данной темы

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Правописание суффиксов — Чик -, -Щик- в существительных

    I. Организационный момент Настроить учащихся на изучение нового материала На сегодняшнем уроке вы попробуете себя в роли исследователей и попытаетесь самостоятельно вывести орфографическое правило.

    Наша цель: Познакомиться с суффиксами –чик-, — щик- и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах существительных.

    II. Создание мотивационной установки на изучение темы Создание положительного эмоционального настроя на восприятие темы Ученик готовил информацию о происхождении и значении слова. Слово «профессия» — официальное объявление о своей специальности (лат.) – Задание «Все работы хороши, выбирай на вкус!» Знаешь ли ты профессии? А помогут тебе вспомнить их названия суффиксы. На доске записаны суффиксы: -чик, -щик, -ник, -ист, — ец, -арь, -ёр, -ач Назовите слова с этими суффиксами (наладчик, сварщик, лесник, артист, певец, лекарь, дирижер, скрипач) Правописание большинства из этих суффиксов надо запоминать, и только написание двух суффиксов подчиняется орфографическому правилу. Это суффиксы –чик, -щик.

    1.Ориентировочно-мотивационный акт Создание проблемной ситуации с целью выявления пробелов в знаниях учащихся, таким образом будет осуществлен переход к необходимости изучения этого правила. Совместная с детьми постановка учебной задачи, мотивация на предстоящую деятельность

    Суффикс Наименьшая значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

    Посмотрите на слова, что в них обозначают суффиксы -Чик- и -Щик-: объездчик прокатчик грузчик разносчик перебезчик обойщик Фонарщик Танцовщик Прицепщик Съемщик

    Задание Прочитайте вслух выделенные существительные и скажите, соответствует ли произношение их написанию. Резчик, грузчик, подписчик, рассказчик, перебежчик, переплетчик, летчик, переводчик, шлифовщик, проектировщик, выдумщик, каменщик, разведчик, разносчик Этап выявления недостаточного звена системы знаний, возникновение конфликта между незнанием и знанием. Вывод: произношение не соответствует написанию в тех словах, где суффикс –чик-. Обдумай версию. Если нам не помогает произношение, то как выбрать

    III. Изучение нового учебного материала (поисково-исследовательский акт) 1. Этап целеполагания: подведение учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания), формирование выводов, их фиксирование в модельной форме, удобной для запоминания и «наращивания» в последующей работе

    Основной метод работы – беседа, коллективный диалог Подчеркните слова с суффиксом –чик. Попробуйте выявить закономерность написания этого суффикса. Подсказка: пять лучей – пять условий.

    докла Д чик пулеме Т чик гру З чик забойщик пилильщик Когда пишется суффикс – ЧИК-?

    Правило В суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д-т,з-с и ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ. СмаЗчик (смазать). КамеНщик (не на д-т,з-с,ж).

    IV. Практический этап Учащиеся учатся применять полученные теоретические знания для решения частных практических задач. Задание. Цель задания: Научиться применять выведенное правило на практике.

    Извоз..ик Прессов..ик Рез..ик (по кости) Груз..ик Развед..ик Подбор..ица (мехов) Съем..ик (дачи) Обруб..ик Уклад..ица Формов..ица Смаз..ик Обход..к (путей) Перебеж..ик Аппарат..ица

    Назовите второе значение суффикса -ЧИК-… Сарайчик – грузчик Магазинчик – летчик Стульчик – докладчик Карманчик – подписчик

    Заполни таблицу -ЧИК- Значение лица Уменьшительное значение грузчик фонтанчик

    Отгадайте слово по его толкованию 1.Тот кто перебежал к врагу, изменник — … 2. рабочий, специалист по бетонным работам-… 3. тот, кто подносит, доставляет что-нибудь-… 4.рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке-… 5.рабочий по проходке горных выработок-… 6.рабочий, специалист по типографическому набору-… 7.работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь-… 8.лицо, которое снимает, арендует помещение-… 9.рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь-… 10.работник бани, обслуживающий посетителей-…

    ответы 1.Тот кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик 2. рабочий, специалист по бетонным работам — бетонщик 3. тот, кто подносит, доставляет что-нибудь — подносчик 4.рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке — каменщик 5.рабочий по проходке горных выработок — проходчик 6.рабочий, специалист по типографическому набору — наборщик 7.работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь — учетчик 8.лицо, которое снимает, арендует помещение — съемщик 9.рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь — смазчик 10.работник бани, обслуживающий посетителей — банщик

    Индивидуальное задание вставьте пропущенные буквы: Карточка №1 Камен… Водопровод… Барабан… Полиров… Сбор… Газет… Рассказ… Стеколь… Бетон… Вагон… Карточка №2 Перевод… Буриль… Разнос… Портфель… Пулемет… Уголь… Набор… Компьютер… Забастов… Зачин…

    Проверим себя  1) в каком слове пишется буква – Ч — ? А. Танцов..ик; Б. Забой..ик; В. Груз..ик Г. Обой..ик

    Проверим себя  2) В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? А. прицеп..ик, разнос..ик, пулемет..ик Б. доклад..ик, прокат..ик, обруб..ик В. Перебез..ик, подбор..ица, лет..ик Г. подпис..ик, извоз..ик, проход..ик

    V. Рефлексивно-оценочный акт Цель: создание условий, когда требование к себе через рефлексию собственных действий ученик предъявляет сам. Задание. Представь себе, что твой друг заболел, пропустил урок. Смог бы ты объяснить эту орфограмму другу? Если да, то письменно объясни и приведи примеры.

    Подведем итоги  Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значение суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

    VI. Этап домашнего задания Цель: применение полученных знаний, самоконтроль, развитие речи и творческих способностей. Выучить правило на странице 102 «3» Упр. 248 «4» Составить диктант из 15 слов на данное правило «5» Составить текст (10-12 предложений), используя слова с суффиксами –чик — щик