Боги древней греции ника. Что собой представляет древнегреческая богиня Ника? Скульптуры и храмы


Греческий пантеон богов обширен, и для каждой деятельности в нем найдется свой покровитель. Приходя в храмы, люди отчаянно молили богов об удовлетворении их просьб и желаний, лучшей судьбе, благополучии, талантах и победах в сражениях. О последних приходили просить к могущественной Нике. Она внимала рассказам воинов и одаривала их своим благословением.

История создания

Греческая мифология гласит, что Нику также называли Нике. Значение имени богини расшифровывается как «победа». Необычное происхождение представительницы высшей расы наделило ее возможностью приносить победу той стороне, на которой она выступает.

На многочисленных изображениях Ники ее размещают на ладони или , указывая тем самым на потребность богини в поддержке, как среди бессмертных, так и среди простых людей. Ника молода. Ее образ описывается в произведениях и Гесиода, датированных 7 веком до нашей эры. Родословная героини преподносится мельком, без дополнительных деталей.

Стал первым, кто беспрекословно поклонялся Нике. В честь нее император возводил храмы и делал щедрые пожертвования. Возможно, это обеспечило его воинскую славу и многочисленные победы в битвах. Александру Македонскому принадлежала идея украшать голову триумфатора венком из лавра, который был атрибутом, сопутствующим Нике.


Образ богини символизировал успешное завершение войны, победу в любых состязаниях и триумфальный финал любой деятельности. Ника покровительствовала военным, спортивным, музыкальным событиям и даже религиозным мероприятиям, устраиваемым во имя успеха дела.

Нику изображали с крыльями, позволяющими ей быстро перемещаться. Повязка и венок сопутствовали ей в любом мероприятии. Позднее арсенал пополнили пальма и оружие. Предвестница победы, на изваяниях и художественных изображениях героиня парит над триумфатором или ласково кивает ему головой. Иногда ее описывают как женщину, правящую колесницей, или жрицу, совершающую жертвоприношение.

В древнегреческой мифологии


Исходя из мифов и сказаний, принадлежавших перу древнегреческих авторов, Нику считали дочерью титана Палланта и чудовища по имени Стикс. У нее были сестры – Сила, Зависть и Мощь. Афина, дочь Зевса, взяла на себя воспитание девушки, и та сопровождала ее повсюду. Они были неразлучны. Этим объясняется тот факт, что на Акрополе в Афинах есть небольшой храм, посвященный Нике, – Аптерос.

Мать богини и ее сестры, узнав о борьбе титанов и гигантов, переметнулись к врагам. Ника приняла сторону Зевса. Она вела колесницу Громовержца, привлекая удачу. Покровительница помогала музыкантам, актерам, спортсменам – всем, кто хотел узнать вкус победы. Крылатая девушка запросто перелетала от одного войска к другому, не отличаясь постоянством.

Существует много произведений искусства, посвященных небезызвестному персонажу мифов. Ее популярность поражала, поэтому в Риме появилась аналогичная богиня. Ее назвали Викторией. Поводом для появления веры в эту богиню стал перевоз золотой статуи Ники в Рим. Украденная у греческого правителя Пирра, она была установлена в Сенате по велению . Девушка стояла на шаре, олицетворявшем Землю, и держала в руках пальмовую ветвь и лавровый венок, которыми награждала своих избранников. Четыреста лет сенаторы, посещая место службы, совершали жертвоприношения около изваяния, оставляя кубок с вином или масла.


Мореплаватели, желавшие успешного завершения путешествия, украшали носы своих судов изображением богини. Скульптор Фидий был в числе первых ваятелей, изобразивших Нику миниатюрной крылатой девой, умещавшейся на ладони Зевса. Первая скульптура, посвященная богине победы и получившая всемирную популярность, – статуя внутри храма Аптерос. Изображенная девушка держит в руках шлем и гранат, символизирующий достаток и плодородие. У изваяния не было крыльев, что претило традиции изображения богини. Афиняне верили, что, лишив ее крыла, они одержат триумф навечно.

Еще одной любопытной работой древнего скульптора стала Ника Самофракийская. Статую привезли после раскопок в Париж. Археологи нашли 200 осколков скульптуры, которые стараниями реставраторов собраны воедино. Шарль Шампуазо нашел их в 1863 году. Мастерам не удалось восстановить скульптуру: изваяние осталось без головы, рук и крыла, которые позднее повторили из гипса специалисты 19 века. Статуя хранится в Лувре, главном музее Парижа, и продолжает восхищать искусствоведов эстетичностью и утонченностью.

Всем и каждому знакома фигура крылатой Богини победы , силы и скорости – Ники – олицетворения успеха. И это - действительно сметающая все и вся на своем пути Богиня победы, являвшаяся постоянной спутницей Зевса, которого издавна изображают с фигурой Ники в руках. Ведь, как гласит легенда, Богиня помогла Громовержцу в его борьбе с отцом Кроном за власть. Ника помогла Зевсу добиться триумфа, и после этого он с ней не разлучался. Ника - это более позднее проявление поэтических греческих фантазий. У Гомера еще не было упоминаний о ней, а Гесиод (около 700 г. до н.э.) уже приводит ее родословную. Дочь Палниита (сына титана Крия) и богини подземной реки Стикс вошла в греческую мифологию.
Это была темноволосая девушка буйного мятежного нрава, мужественная и сильная духом, добрая, честная и справедливая, с огромными крыльями из золота за плечами. Она пребывала на битвах и турнирах борцов, принимала жертвы после виктории, летела над землей с вестью о благоприятном окончании войны. О ее победах существует множество свидетельств, одно из которых можно найти в орфическом гимне Нике (III-II в. до н.э.).
Ника была особой любимицей царя и полководца Александра Македонского. Жертвенники Богине сооружались царем на всех этапах доблестных походов. Да и более поздние правители украшали памятники фигуркой этой крылатой прекрасной девушки.
Ника помогает богам и людям не только в сражениях, но и в артистических и спортивных соревнованиях, но только тем, кто не желает громкой славы, корысти и наживы, а кому действительно нужна победа.
В III веке или начале II века до н.э. на греческом острове Самофракия была создана и установлена на постаменте в виде носа галеры, на огромной скале у входа в гавань, статуя Ники Самофракийской. Место было выбрано не случайно. Ведь, по Гомеру, с вершины скалы бог моря Посейдон вел наблюдение за ходом Троянской войны. А в ущелье у источника, вроде бы, жила крылатая Ника .
Распростертые крылья и тяжелые складки одежд обвивают устремленную вперед фигуру статуи, передают преодолеваемое сопротивление ветру, стремящемуся прижать ее расправленные крылья, и яростным волнам, бьющимся о скалу у ног Ники. И благодаря этой борьбе, мощные пропорции статуи теряют свою тяжесть, приобретая очаровательную стройность. Немного подавшись вперед в тревожном напряжении и порыве, Ника будто готовится взлететь над морем, наперекор ветру. В руке у статуи - крестообразное украшение вражеского корабля.
1863 год. Французские археологи находят множество фрагментов статуи Ники, которые были бережно собраны. Но, увы, голова и руки Богини не были обнаружены, несмотря на тщательные поиски. Через целый век недалеко от места изначальных раскопок на Самофракии была найдена кисть правой руки. Но о том, принадлежит ли она Нике, до сих пор ведутся яростные дискуссии. Фигура статуи Ники так изящна и выразительна, что, гладя на нее сегодня, забываешь об отсутствии головы и рук. Существуют также изображения Ники – женщины с крыльями, лавровым венком либо пальмовой ветвью, иногда на колеснице. Одна из скульптур греческой Ники была вывезена в Рим. Император Август назвал ее латинским именем Виктория, установил в сенате на шар, изображающий Землю, и вложил ей в руки венок и пальмовую ветвь. Стало ритуалом приношение сенаторами на жертвенник перед началом заседания жертвы из вина и душистого масла. Виктория считалась «девственной хранительницей империи» и воплощением судьбы и могущества Рима. Особенное отношение к ней сформировалось, когда во время пожара во времена царствования Нерона статуя чудом уцелела. Но христианские императоры повелевали убрать Нику из сената, несмотря на противодействие римлян, верных традициям, увидевших в этом ознаменование неизбежного конца Рима.
Сегодня в музее острова Самофраки находится копия Богини, а найденный при раскопках 1863 года оригинал Ники Самофракийской (190 г. до н.) - драгоценность музейной коллекции - можно увидеть в Париже, где он украшает Лувр, наравне с Венерой Милосской.

Ника – богиня победы, крылатая покровительница триумфа и вечная спутница сражений. Дочь титана и самой влиятельной океаниды среди тысяч других. Ника сопровождала не только кровопролитные битвы. В ее покровительстве одинаково нуждались войны на поле боя, участники Олимпиад и люди искусства. Она всегда присутствовала там, где витал дух состязания и неизбежной победы. О прекрасной богине Нике и пойдет речь в нашей сегодняшней статье.

История

Согласно сказанию, родителями богини Ники были бесстрашный гигант Паллад и непредсказуемая океанида Стикс, владычица одноименной реки. Ее имя олицетворялось с чудовищем и было воплощением первобытного ужаса. Однажды во время сражения богов-олимпийцев с титанами Стикс быстро переметнулась на сторону богов и попросила помощи у своих детей Кратоса (сила), Зелоса (злость), Биа (насилие) и Ники (торжество триумфа). Именно Ника встала на сторону Зевса, обеспечив ему победу и всевластие. В благодарность он вознес ее на Олимп, сделав преданной спутницей и правой рукой. Даже величайший древнегреческий скульптор Фидий, создавая свое знаменитое творение, Зевса Олимпийского, вложил громовержцу в руку статуэтку богини. Во многих манускриптах упоминалось, что Ника провела детство вместе с дочерью Зевса Афиной, богиней мудрости и справедливой войны.

Чему покровительствовала богиня?

Богиня Ника, несущая на крыльях своих победу, покровительствовала любым сражениям и соревнованиям. Олимпиады, музыкальные и драматические конкурсы, военные сражения – каждый воитель или конкурсант надеялся на благодать Ники, ведь она была символом успешного результата и триумфа.


Изображение

Богиню Нику всегда представляли в состоянии полета. Ее взгляд устремлен ввысь, а крылья широко расправлены. Это рождало чувство победы и уверенности у бойцов. Зачастую покровительница триумфа держала в руках орудие сражения, отобранное у врага, и оливковый венок. Позже ее стали изображать с посохом Гермеса. Считалось, что божества схожи, оба они являются посланниками богов и предвестниками судьбоносных событий. Также нередко лик божества визуализировали принимающим дары от победителей или парящим над их колесницей.

Самое знаменитое скульптурное изображение богини – изваяние Ники Самофракийской. До наших дней мраморный шедевр дошел, сохранившись частично, без головы и рук. Прекрасная и величественная фигура богини возвышалась на скалистом берегу острова Самофраки, омываемого морем. В ходе долгих изучений было установлено, что богиня Ника стояла на постаменте, напоминающем корму корабля, и трубила в рог, провозглашая торжественную победу. Большим почитателем богини, несущей на крыльях своих победу, был полководец Александр Македонский. Он посвящал ей каждое сражение, возводил храмы и не скупился на дары. Именно Македонский положил начало традиции награждать победителя оливковым венком во славу богини.


Богиня Ника в Греции

У древних греков богиню было принято называть Нике. Храм Нике Аптерос располагался рядом с храмом ее вечной спутницы и подруги Афины, в одноименном городе. Существует легенда о том, что афиняне считали победу слишком непредсказуемой, в любой момент она могла улететь на сторону врага, поэтому они отняли у Нике крылья и поклонялись уже бескрылому божеству.

Богиня Ника в Риме

Римляне вывезли лик божества из самого сердца покоренной Греции. Они дали ей имя Виктория и поставили статую в своем сенате. Каждое заседание начиналось с приношения даров божеству – масла и вина. Во время Великого римского пожара при Нероне изваяние Ники-Виктории уцелело и осталось возвышаться над пепелищем сената. После этого богиню Нику стали называть хранительницей Римской империи.


Богиня в наши дни

По сей день сохранились упоминания и статуи богини Ники (фото вы можете увидеть в статье). Ее изображение часто присутствует на вымпелах и знаменах, а имя - в гимнах. Даже популярная фирма спортивной одежды Nike названа в ее часть. Сохранились и такие древнейшие скульптурные изображения, как Ника Самофракийская. В 1879 году статую перевезли в парижский художественный музей Лувр, где до сих пор она украшает лестницу Дару. Несмотря на то что останки рук и головы так и не нашли, на раскопках было обнаружено 23 фрагмента статуи. После долгих исследований установили, что это части пьедестала - корма корабля. Все они также хранятся в Лувре.

И сегодня эта скульптура богини победы Ники считается таинственной и загадочной. Множество легенд ходит вокруг ее истинной формы и подлинного создателя, чью работу даже современные критики окрестили гениальной. Кто-то считает, что правая рука Ники держала кубок, другие утверждают, что богиня трубила в рог, провозглашая победу Родоса, третьи же предпочитают думать, что обеих рук и вовсе не существовало. Было принято огромное множество попыток воссоздать подлинную форму скульптуры, но все они оказались провальными. Ибо богиня, несущая победу, теряла свой торжественный и легкий вид.

В самом сердце Акрополя находится храм богини Ники, который искусствоведы считают прекрасным и одновременно странным. Он отличается от всех построек Древней Греции, разрушая все строительные принципы того времени. Это храм, возведенный во славу Ники Бескрылой. Внутри святилища величественно стоит фигура богини Ники в одеянии воина. В руках она держит щит и меч, а голову покрывает золотой шлем.


Храм богини Ники пережил несколько реконструкций, поэтому в нем не хватает крыши и нескольких колонн. Однако эта древнейшая постройка по сей день остается одной из прекраснейших достопримечательностей Афин, которую видно со всех уголков города.

В скором времени небожительница стала иконой живописцев. За воодушевлением к ней обращались великие художники и творцы. Например, Эбботт Хендерсон Тайер. Очарованный образом Ники, он создал знаменитую картину-плагиат «Дева». Также в первой половине XIX века писателем Филлипом Томмазо Маринетти был издан «Манифест футуризма». Его создатель противопоставил механику и движение безжизненному лику. И звучит это так: «...ревущий мотор машины работает словно на картечи, – он намного прекрасней, чем скульптура богини Ники».

Виктория, римская богиня победы и олицетворение победы

Виктория, лат., греч. Нике - римская богиня победы и олицетворение победы. На фото: Позолоченная фигура Виктории - Богини Победы на вершине Колонны Победы, именуемой в народе Золотая Эльза (Goldelse).

В древнейшие времена римляне считали ее божественной силой, способствующей победе (особенно в войне). Позже ее возвели в сан богини и дарительницы победы - по образцу греческой Нике. Храм в ее честь был сооружен лишь в начале 3 в. до н. э. на Палатине. Особый размах культ Виктории приобрел при Империи, когда богиня была провозглашена неразлучной спутницей императоров. Кроме нее римляне почитали еще двух древних богинь победы: одна из них называлась Пеллония (Обращающая в бегство [врага]), другая - Вика Пота (Могучая Победительница).

Картина Рубенса «Триумф Виктории».

До нас дошло меньше статуй Виктории, чем сообщений о римских победах. За немногими исключениями это посредственные работы без особых художественных притязаний. К редким исключениям относятся ее статуи в музее Брешии и в парижском Лувре, а также рельеф арки императора Диоклетиана во Флоренции. Одна из ее статуй стояла в римском сенате со времен Августа до 394 г. (была ненадолго удалена оттуда только при императоре Грациане). В 394 г. она была публично разбита как языческий идол. Случайное, но глубоко символичное совпадение: спустя год Римская империя разделилась, и до самого конца истории Древнего Рима в нем уже не праздновали военных побед.

На фотографиях: Бранденбургские ворота в Берлине в колесницей богини Виктории.

Триумфальная колонна (Siegessäule) или колонна Победы - памятник истории Германии и достопримечательность Берлина в центре парка Тиргартен на площади Большая Звезда. Фото 1900 года.

Ника, Нике — в греческой мифологии персонификация победы, дочь океаниды Стикс и Палланта, сына титана Крия (Гесиод, Теогония, 383). Во времена титаномахии она покинула своего отца и вместе с матерью примкнула к олимпийским богам. Как крылатая богиня победы, Ника сопровождала Зевса в его борьбе с титанами и гигантами; она же сопровождает Палладу Афину, представительницу высшей мировой всепобеждающей силы. Как символ успешного результата, счастливого исхода, Нике участвует во всех военных предприятиях, в гимнастических и музыкальных состязаниях, во всех религиозных торжествах, совершаемых по случаю успеха.

Она всегда изображается крылатой или в позе быстрого движения над землей; атрибуты ее - повязка и венок, позднее также пальма; далее - оружие и трофей. У скульпторов Нике или участвует на празднике при жертвоприношении, или является вестницей победы, с атрибутом Гермеса - посохом. Она то ласково кивает головой победителю, то парит над ним, увенчивая его голову, то ведет его колесницу, то закалывает жертвенное животное, то складывает из неприятельского оружия трофей (на балюстраде храма Афины Ники в Афинах).

Скульптура, изображающая Нику, была вывезена в Рим и получила латинское имя Виктория. Золотая статуя, захваченная римлянами, принадлежала ранее греческому царю Пирру. По приказу императора Октавиана Августа она поставлена в здании Сената. Нику изобразили стоящей на шаре, что символизировал Землю. В правой руке, которую девушка держит вытянутой, находится венок, левая рук занята пальмовой ветвью.

На протяжении 4 столетий сенаторы перед заседанием подходили к алтарю, стоявшему у статуи, и приносили жертвоприношения вином и пахучими маслами. Скульптура чудесным образом сохранилась от пожара, устроенного императором Нероном. Римляне считали ее хранительницей империи, она воплощала могущество с судьбу римской империи. По приказу христианских императоров статуя языческой богини была вынесена из сената. Верные традициям, римляне жалели об этом и увидели знамение неизбежной погибели Рима.

В античные времена была традиция украшения носа кораблей изображением Ники. Эта традиция сохранилась и позже.

Выдающийся античный скульптор Фидий вложил громовержцу в правую руку статуэтку богини. В качестве материала для ее изготовления использовали золото и слоновую кость. Ножки трона украшены изображением Ники. Не вызывает удивления, что даже главные божества Олимпа в определенной степени были зависимы от Ники и старались заручиться ее поддержкой.

Особым почитанием пользовалась богиня у Александра Македонского, полководец сооружал ей жертвенники, совершая свои победоносные походы на разных этапах. Позднейшим царям также пришлось по душе украшать свои памятники этой чудесной крылатой девушкой.

Святилище Ники Аптерос было сооружено в Афинах. Богиню изобразили бескрылой. В соответствии с историческим повествованием Павсания, афиняне намеренно сделали изменчивую победу без крыльев, чтобы она поселилась в их городе на постоянное жительство. Храм, посвященный Нике, создал архитектор Калликрат после победы в греко-персидских войнах. Она изображалась в руке Зевса или Афины.