Анастасий меткин. Казанская семинария: выслушаем и другую сторону


Митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина) от должности ректора Казанской духовной семинарии "в связи с возросшей загруженностью делами по управлению Татарстанской митрополией. Синод постановил выразить освобожденному от должности архиерею "благодарность за многолетние труды".

Казалось бы, ничего особенного. Но это для тех, кто не знает, что такое Казанская семинария. Несколько бывших студентов этого учебного заведения тайно живут в Троице - Сергиевой лавре. Они не очень любят общение с прессой и боятся возвращаться в Казань... А сам казанский владыка пребывает в покое и благорастворении воздухов. Пока в нем заинтересованы власти Татарстана, его личность неприкосновенна.

Митрофорный оптимизатор

Лицом православного священника является приход его храма. Лицом епископа - епархия. В Татарстане на два миллиона этнических православных (русских, кряшен, чувашей, мордвы) приходится всего 225 культовых сооружений: храмов, часовен, молельных домов... Для сравнения - на полтора миллиона этнических мусульман - татар приходится 1524 мечети. Число мечетей в РТ имеет склонность к увеличению, а православных храмов - к уменьшению. Владыку Анастасия это не беспокоит. Он считает, что и имеющихся храмов для его паствы слишком много, и было бы неплохо эти храмы "оптимизировать".

Как выглядят православные храмы Татарстана? Храма Казанской Иконы Божьей Матери в Казанском кремле уже не существует: в нем располагается Музей истории и государственности татарского народа. Башенная Успенская церковь Казанского кремля превращена в развлекательный комплекс. Петропавловский собор Казани, куда ходит на Рождество и Пасху большинство верующих города, не сегодня - завтра обвалится от ветхости. Спасо - Преображенский собор Казани в 2011 году был продан епархией богатому грузину Георгию Пурелиани. Батоно Пурелиани первым делом соскреб со стен собора старинные фрески. С Благовещенского собора Казани убраны якорные кресты. Это случилось после того, как на епархию в конце 90-х "наехали" татарские националисты, которым показалось, что этот крест "символизирует оккупацию Казанского ханства Иваном Грозным". Лидер татарских националистов Рафис Кашапов тогда пригрозил епархии: "Не уберете ваши поганые кресты, мы подожжем ваш поганый храм". [...]

Молчун - орденоносец

А что же владыка Анастасий? Молчит. Когда он находится в Татарстане, он предпочитает не выпендриваться. Но стоит ему приехать в Москву и попасть в учреждения патриархии, так его будто подменяют.

"В Татарстане кошмар, что творится", - причитает владыка в Москве. "У нас ваххабиты, салафиты, "Хизб-ут-Тахрир", русские масово переходят в ислам. А я вынужден жить в этом кошмаре и контролировать его". Причитания архиерея вознаграждаются церковными орденами (в 2013 году ему присвоили орден Иннокентия Московского 2-й степени), и самым важным - гарантией неприкосновенности его архиерейства. Второе для Анастасия куда важнее. Если он даже обвешается всеми церковными регалиями, которые у него есть, в Москве он будет лишь одним из множества епархиальных архиереев. А в Татарстане он - особо важная фигура. [...]

Ваххабитский кошмар, которым владыка пугает Москву, его самого никак не касается. Казанский кремль никогда не давал Анастасия в обиду, и в случае чего, укроет его от любых ваххабитов.

Проще сказать: чем больше в Татарстане ваххабитов, тем для Анастасия лучше. Например, когда в декабре прошлого года джихадисты подожгли несколько кряшенских храмов, то муфтий Москвы Альбир Крганов выделил на помощь кряшенам миллион рублей. Деньги были перечислены на счета митрополии, но приходы сожженных храмов не увидели из них ни копейки. Почему? Попробуйте спросить у Анастасия. [...]

"Нетрадиционное" священство

До 19 марта 2014 года Анастасий руководил Казанской духовной семинарией (КазДС). В царское время это учебное заведение дало России многих выдающихся священников, ученых и просветителей. В советское время семинария была закрыта, и возобновила свою работу только в 1997 году. Поднимал духовную школу Александр Журавский - нынешний глава Департамента межнациональных отношений Минрегионразвития РФ, а в те годы работавший в Казанском епархиальном управлении и служивший алтарником в Варваринской церкви Казани. Александр Владимирович буквально "с нуля" возрождал академические традиции Казанской семинарии, мечтая сделать ее центром духовного возрождения Поволжья и противовесом ваххабитской экспансии. Журавский активно занимался духовным просвещением кряшен - тюркоязычного народа Татарстана, принявшего православие задолго до присоединения Среднего Поволжья к России. Увы, благие замыслы Журавского не вписывались ни в планы Казанского кремля, ни в расчеты архиерея. Анастасий в 2001 году "выжил" Журавского с поста ректора семинарии и вынудил его покинуть Татарстан, после чего сам водрузился в кресло ректора семинарии.

После ухода Журавского просветительское начало в семинарии было, мягко говоря, похерено, а взамен него воцарились Содом и Гоморра. В прямом смысле слова.

Механизм воспроизводства "нетрадиционного" священства был описан автором в статье "Голубая луна над Татарстанской митрополией" , опубликованной в январе 2014 года на портале Regnum.Ru. [...]

После "голубых" оргий "наставники" смотрели за состоянием своего "ученика". Если тот после "приключений" не мучился угрызениями совести, молчал и был послушен, он становился "своим". А если впоследствии сам предлагал "принять участие" - то навсегда рукопожатым. Такой "ученик" мог потом рассчитывать на успешное окончание учебы и выгодное трудоустройство. Пример - проректор семинарии иеромонах Филарет (Кузьмин). Он стал проректором в 19 лет, не успев проучиться в семинарии и пары учебных годов. В семинарии его называют "Филя" и "Кузя". Чуть позже отец Кузя получил из рук Анастасия высокую награду РПЦ - наперсный крест с бриллиантами. При этом, руководитель из Кузи из рук вон плохой, а священник - и того хуже.

Что происходит с теми, кто "идет в отказ"? Они, как свидетельствует очевидец, впадают в немилость и сами уходят из семинарии. "Таких больше половины ушедших. Нам запрещают вступать в отношения с девушками, а если у кого-то есть невеста, над ней смеются, унижают, и запрещают венчаться".

Социальный лифт для "нетитульных"

Про содомские дела в КазДС знал весь Татарстан. Почему же народная тропа туда и не думала зарастать? Еще один вопрос: почему никто из семинаристов до сих пор не вздумал обратиться в прокуратуру?

Ответ на первый вопрос: причин много. Кто - то ложился под начальство из карьерных соображений, а кто - то из соображений, что терять уже нечего. Не стоит забывать, что в этнократическом Татарстане нетатарское население лишено каких - либо социальных лифтов. Рассчитывать на карьеру "нетитульный" татарстанец может только в том случае, если примет ислам, породнится с каким - либо татарским влиятельным родом или же сможет понравиться правящей верхушке другим способом. Самый простой способ - это соучастие Казанскому кремлю в его неафишируемых делах, например в вытеснении нетатарского населения из республики. Но и в этой нише, увы, свободных мест уже нет. Желающие давно выстроились в очередь и подновляют номерочки на руках. Оставалась только Казанская духовная семинария.

Ответ на второй вопрос не менее многозначен. " Попытаюсь объяснить, почему студенты не бегут из КазДС и не заваливают прокуратуру исками о домогательствах", - рассказал автору материала бывший воспитанник КазДС. "Начнем с того, что из духовного учебного заведения крайне трудно перевестись. Что касается КазДС, то даже отчислившимся оттуда по собственному желанию не выдают никаких документов о пройденных курсах, ни академических справок: отчислился из КазДС, считай, что и не учился там. [...]

Вторая причина их удерживания в стенах КазДС - специфика самих студентов. [...] туда приходит немало ребят из набожных семей. "Очень многие имеют глубокую искреннюю веру", - вспоминает бывший студент КазДС. " Кто-то из них надеется на помощь Божию, кто-то боится, что глубоко верующие родители не поймут решения и уж точно не поверят, что причиной отчисления из семинарии их любимого сыночка стали грязные домогательства монахов-проректоров. Увы, наш простой верующий народ до сих пор верит в то, что "в Церкви все святые". Даже самый последний мерзавец в рясе воспринимается народом как святой".

Как итог, парни либо жалеют о годах учебы и терпят, либо терпят, потому что верят, либо терпят потому что боятся. В КазДС, благодаря Анастасию и его клевретам, установилась атмосфера страха, доносительства и мести. Ректорат семинарии во главе с Анастасием при любом удобном случае намекает студентам на свои связи в правоохранительных органах Татарстана и в Казанском кремле. Ребята понимают, что их начальство не блефует. Госномер личного автомобиля Анастасия имеет ту же серию, что и номера машин высших чиновников Татарстана. Архиерей на короткой ноге с самим Александром Терентьевым - замом руководителя аппарата президента Татарстана, лицом, особо приближенным к клану Шаймиева . Терентьев в Казанском кремле курирует все сугубо русские и православные вопросы. О результатах его работы можно судить по числу русских, которые обращаются в ислам, по джихадистам русской и кряшенской национальности и по ходу дел в Казанском митрополии. [...]

Что будет дальше?

К сожалению, в православной среде не все верят в то, что над КазДС более десяти лет сияет "голубая луна". Попытки рассказать об этом стоили автору охлаждением отношений с некоторыми православными знакомыми. Ряд этих знакомых занимают не последние должности в структурах Московской патриархии. Как многие помнят, попытки осветить положение вещей в КазДС не совсем хорошо закончились и для протодиакона Андрея Кураева.

Одного из героев скандалов, игумена Кирилла (Илюхина) еще в декабре его уволили из КазДС и перевели служить в Тверскую епархию. Перевели, что называется, с повышением: в Твери господин Илюхин заведует кафедрой в местной семинарии и является советником местного архиерея, митрополита Виктора (Олейника). Илюхин живет в доме тверского владыки и проводит вместе с ним архиерейские службы. От Твери до Москвы - рукой подать. Такое наказание сравнимо со ссылкой прожорливого кота в мясную лавку. Правда, в конце января прокуратура Татарстана начала в отношении Илюхина прокурорскую проверку по фактам совершения преступлений на сексуальной почве, но рясофорный насильник был уже далеко - в Казахстане. Узнав непонятно откуда, что его "прессуют" за казанские дела, он даже решил принять казахстанское гражданство. Опять же назревает вопрос: кто поведал Илюхину о том, что дело «пахнет шухером», кто помог ему уехать в Казахстан и кто оказал в самом Казахстане помощь?

В биографии отца Кирилла есть любопытный факт. В Татарию он попал из Херсонской семинарии. Об этом учебном заведении на Украине ходит слава рассадника «голубого синдрома». Также известно, что в стенах этой семинарии Илюхин подружился с небезызвестным Александром Драбинко - фактическим правителем УПЦ (МП) в последние годы жизни митрополита Киевского Владимира (Сабодана). Отцы дружат до сих пор, и, ежели что, прикрывают друг друга: ведь пребывание в высших сферах Церкви чаще напоминает прогулки по лезвию бритвы, чем благодатное «житие архиерейское». Логично сделать и другой вывод: владыка Александр (Драбинко) имеет своих людей не только на Украине, но и в России.

14 марта Казанская семинария была взбудоражена еще одной новостью : ректор Анастасий временно отстранен от должности "на основании прошения". 18 марта на КазДС словно бомба упала: в отставку подали помощник ректора Виктор Новиков, проректор по учебной работе Филарет (Кузьмин) и курсовой инспектор иеродиакон Владимир (Саливанов). Что из себя представляют первые "голубки", объяснять не надо. Саливанов - того же поля ягода. Кроме гомосексуальной похоти, этот человек страдает тяжелым психическим недугом, состоит на учете. 19 марта отставка всех членов "голубого" ректората была утверждена решением Святейшего Синода. На место Анастасия временно поставлен зампред Издательского совета РПЦ игумен Евфимий (Моисеев).

В Татарстане сейчас многие гадают, почему не только Анастасий покинул любимую им семинарию, но и потянул за собой весь свой ближний круг. Пока что нет ни одной более - менее объективной версии. Скептики советуют не радоваться преждевременно. "Голубой" архиерей ушел из ректоров КазДС, а не из митрополитов.

Впрочем, Анастасий тоже не собирался засиживаться в архиереях. Ему скоро будет 70 лет, а разгульная жизнь не лучшим образом сказалась на здоровье. Он давно искал себе преемника: человека, который предоставит экс - архиерею максимум материальных благ и неприкосновенность. Самое важное: преемник не должен менять положение вещей в епархии. [...]

"Анастасия будут держать на посту митрополита еще долго"

[...] «Сложилось определенное двоевластие в православной общине, когда из Москвы назначен новый ректор Казанской семинарии игумен Евфимий Моисеев, перед которым поставлена задача спасти репутацию учебного заведения, поскольку желание поступать в нее сейчас нет у православной молодежи (будем надеяться, что всё-таки набор на 1й курс будет), и сохранился на своем посту митрополита Анастасий (Меткин) вместе со своей компанией», - говорит татарстанский политолог Раис Сулейманов, эксперт Института национальной стратегии. [...]
«Что-то мне подсказывает, но Анастасия будут держать на посту митрополита еще долго», - говорит эксперт. «Человек, за которым такой грех, будет очень управляемым, им можно будет манипулировать, ведь если он будет непослушным, то правда о нем может оказаться обнародованной. Шантажируя таким образом, можно человека на должности держать "на крючке". Одно мне непонятно: назначает и снимает митрополитов патриархия или кто? Неужели там не осведомлены о наклонностях митрополита и его приближенных в Татарстане? А если осведомлены, то тогда вообще в голове не укладывается, зачем тогда сохраняют такой статус-кво, держать на посту местного архиерея такого человека? Ведь лучшей дискредитацией церкви не найти, чем сохранение на своем посту персонажа с такой подноготной. От себя могу сказать: в мусульманской среде все, я это специально подчеркиваю, абсолютно все от муфтия до рядовых прихожан мечетей знают о сексуальной ориентации руководства православной общины Татарстана. А на исламистских ресурсах в Интернете имя Анастасия (Меткина) употребляется чаще других из всех православных деятелей как доказательство превосходства ислама над православием: посмотрите, у православных геи ходят в митрополитах, а у нас в исламе, чтобы муфтий был гей - не реально! И знаете, мне, как жителю Татарстана, возразить-то на это нечего».

["Портал Credo.Ru", 29.08.2014, "Патриарх Кирилл (Гундяев) наградил за "усердные архипастырские труды" митрополита Анастасия Казанского, главного фигуранта "голубого скандала" в Казани" : Патриарх Кирилл (Гундяев) наградил 28 августа памятной панагией митрополита Анастасия Казанского и Татарстанского, главного фигуранта "голубого скандала" в Казани в декабре прошлого года, сообщает "Портал-Credo.Ru".
Награждение состоялось на праздник Успения в в Успенском соборе Московского Кремля, о чем сообщил официальный сайт РПЦ МП. Официальная формулировка награждения - "во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 70-летием со дня рождения".
Митрополит Анастасий (Меткин) является главным фигурантом скандала, связанного с разоблачением "голубого лобби" в руководстве РПЦ МП и начатого протодиаконом Андреем Кураевым в декабре минувшего года. - Врезка К.ру]

["Новая газета", 15.01.2014, "Каналы самоочищения у церкви замусорены" : Диакон РПЦ Андрей Кураев - об "епископах-мужеложниках" [...]
- Как вы думаете, почему патриарх Кирилл не реагирует на этот достаточно громкий скандал с Казанской семинарией?
- Я не осведомлен о мотивах действий патриарха. Может быть, там готовится прекрасный ответ, реальное постановление об исправлении дел в этой епархии и семинарии. Потому что лучший ответ на слова - это дела. [...]
- А «голубые» пристрастия таких епископов могут быть крючком для таких епископов в руках Кирилла?
- Не знаю. Я про мотивы патриарха не берусь судить. Но мне доводилось слышать от одного епископа, когда мы обсуждали с ним подобный сюжет, такие слова: «Мне не важно, что они делают в постели, мне важны их деловые качества».
- Но содомия - один из самых серьезных грехов?
- Ну видите, у этого «голубого лобби» есть такое оправдание для своей супертолерантной позиции. [...]
- А вы не боитесь, что вы называете имена…
- Имена я не называю, имена называют люди, которые мне пишут. И я эти их рассказы выношу в свои посты, только если: а) это совпадает с моим ощущением от этого человека и бэкграундом - то, что я про него слышал раньше; б) если есть другие свидетельства, подтверждающие это. То есть два свидетельства должно быть как минимум.
- У вас в ЖЖ были названы имена: «Митрополит Казанский и Татарский Анастасий, помощник митрополита - ректор Виктор Новиков, игумен Кирилл (Илюхин), иеродиакон Владимир, епископ Стефан». Вы не боитесь получить от них иски о клевете?
- Я знаю характер такого рода людей, которых называют «тетки»: они трусы.
- «Тетки»?
- «Тетками» их называют, да. Что очень оскорбляет мои религиозные и мужские чувства в этой истории - это то, что почти все епископы, о «голубизне» которых мне довелось слышать, предпочитали пассивную роль.
- То есть, если бы они были активные гомосексуалисты, это бы вас не так оскорбило?
- Тут просто радикальный разрыв ролей: публично предельная претензия владык на властность и такая пассивность в интимной жизни. Меня это поразило. А для церкви такой грех одинаково оценивается, независимо от позиции. Я не знаю, какие у них эксперименты бывают. Характер у этих людей обычно бывает своеобразный, надорванный, но неприятностей и огласки они очень и очень боятся. Поэтому, если они подадут на меня в суд, я в этот суд приведу своих свидетелей. Вряд ли они обрадуются, увидев там тех парней, в которых некогда были «влюблены». - Врезка К.ру]

(Меткин Александр Михайлович; род. 27.08.1944, дер. Столбово Кимрского р-на Калининской обл.), митр. Симбирский. Из семьи председателя колхоза, окончил школу в г. Кимры, с кон. 50-х гг. служил иподиаконом в Успенском храме с. Щёлкова, готовился к поступлению в ДС. Городская администрация потребовала от А. Меткина отречься от Церкви; после его отказа Успенский храм был закрыт, священник снят с регистрации «за привлечение несовершеннолетних к религиозному культу». По окончании в 1963 г. строительного уч-ща А. Меткин работал на машиностроительном заводе в Кимрах.

По совету духовника переехал в Казанскую епархию, чтобы избежать возможных преследований за религ. убеждения, с 1967 г. служил псаломщиком в храмах Казанской епархии. 6 мая 1968 г. архиеп. Казанским Михаилом (Воскресенским) рукоположен во диакона, 7 февр. 1972 г.- во священника. 5 сент. 1976 г. епископом Казанским Пантелеимоном (Митрюковским) пострижен в монашество с наречением имени в честь прп. Анастасия Киево-Печерского . В том же году А. был назначен настоятелем Никольского кафедрального собора Казани и секретарем Казанского епархиального управления. В 1985 г. возведен в сан архимандрита. В годы советской власти А. сохранил многие правосл. святыни, в т. ч. переданные ему иеросхим. Серафимом (Кошуриным) мощи прп. Гавриила (Зырянова) . В 1975 г. заочно окончил МДС, в 1983 г.- МДА. В 1988 г. являлся членом Поместного Собора РПЦ . По рапорту ушедшего на покой по состоянию здоровья еп. Пантелеимона постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Свящ. Синода от 30 нояб. 1988 г. А. был назначен епископом Казанским и Марийским. 10 дек. 1988 г. в Богоявленском Патриаршем соборе состоялось наречение, а 11 дек.- архиерейская хиротония. После разделения Казанской епархии на Казанскую и Марийскую 11 июля 1993 г. А. присвоен титул «Казанский и Татарстанский». 25 февр. 1996 г. возведен в сан архиепископа.

В условиях непростых церковно-гос. отношений, сложившихся после провозглашенного Татарстаном суверенитета, А. отстаивал твердую церковную позицию. В янв. 1994 г. было опубликовано письмо А. Святейшему Патриарху Алексию II , в к-ром сообщалось об отказе гос. чиновников Татарстана возвращать правосл. храмы и святыни верующим, вызванном якобы «противостоянием мусульман». В опубликованном в дек. 1994 г. открытом письме руководству Республики Татарстан, подписанном А. и духовенством епархии, после перечисления конфликтных ситуаций во взаимоотношениях РПЦ и гос-ва в Татарстане критике подверглась и деятельность существующего в Татарстане Совета по делам религий , к-рый фактически поддержал бывш. настоятеля церкви с. Смолдиярова Лаишевского р-на иером. Александра (Миронова; в расколе - «архиепископ Казанский и Марийский»), уклонившегося в раскольническую Российскую православную свободную церковь и лишенного сана указом А., утвержденным 15 марта 1995 г. Святейшим Патриархом Алексием II.

Благодаря А. удалось наладить конструктивный диалог с местными властями, локализовать смолдияровский раскол, начать процесс передачи правосл. храмов и святынь, строительство новых церквей. В 1986 г. на территории Татарской АССР действовало 15 храмов и ни одного мон-ря, к нач. 2001 г. в Казанской епархии (без ставшей самостоятельной Марийской епархии) насчитывалось 154 действующих прихода и 7 мон-рей. В 1996 г. в Набережных Челнах учрежден филиал московского Православного Свято-Тихоновского Богословского ин-та , в 1997 г. создано Казанское ДУ, в 1998 г. преобразованное в ДС, ректором к-рой является А. В окт. 1995 г., когда отмечалось 440-летие Казанской епархии, впервые за послевоенное время была проведена историко-богословская конференция с участием профессоров духовных академий и светских вузов. С 1993 г. издается епархиальная газ. «Благая весть» (с 1995 «Казанские ЕВ»). С 1996 г. на телеканале «Эфир» выходит передача «Казань православная», на ГТРК «Татарстан» - программа «Путь». В 1995 г. восстановлено свт. Гурия Казанского братство . По благословению А. в 1989 г. открыта первая кряшенская (см. Кряшены) община Казани, в 1997 г.- чувашская. По инициативе А. создана епархиальная Комиссия по канонизации святых, в результате деятельности к-рой подготовлены материалы к прославлению многих подвижников благочестия и новомучеников Казанских. С 1998 г. А. является главой Казанского представительства «Православной энциклопедии», указом Патриарха Алексия II от 11 нояб. 1998 г. введен в состав Церковно-научного совета по изданию «Православной энциклопедии».

Решением Свящ. Синода от 15 марта 2012 г. А. утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Богородицкого мужского монастыря г. Казани и Раифского Богородицкого мужского монастыря (пос. Раифа Зеленодольского р-на Республики Татарстан).

6 июня 2012 г. назначен главой новообразованной Татарстанской митрополии и временным управляющим Чистопольской епархией.

8 июля 2012 г. возведен в сан митрополита.Награжден орденами равноап. кн. Владимира 3-й степени, блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (1994), орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени, орденом прп. Серафима Саровского 2-й степени, орденом свт. Алексия (2008), гос. орденом "Знак Почета" (2000).

19 марта 2014 г. освобожден от должности ректора Казанской духовной семинарии, согласно прошению, в связи с возросшей загруженностью делами по управлению Татарстанской митрополией.

Лит.: Наречение и хиротония архим. Анастасия (Меткина) во еп. Казанского и Марийского // ЖМП. 1989. № 5. С. 8-10; Письмо А. Святейшему Патриарху Алексию II // Благая весть. 1994. № 1(11). С. 3; Жизнь, посвященная Богу: Беседа с еп. Казанским и Татарстанским Владыкой Анастасием // Там же. 1994. №7 (17). С. 2; Открытое письмо выездного собрания священнослужителей Казанской епархии руководству Республики Татарстан // Там же. 1995. № 2 (19). С. 4.

А. В. Журавский

Митрополит Анастасий (Грибановский) на посту Первоиерарха РПЦЗ

Митрополит Анастасий (в миру Александр Александрович Грибановский) родился 6/19 августа 1873 г. в селе Братки (по другим сведениям, в селе Грибановке) Тамбовской губернии, в семье священника. В 1893 г. окончил Тамбовскую семинарию, в 1898 г. – Московскую духовную академию, ректором которой был тогда епископ Антоний (Храповицкий). По окончании академии будущий святитель принял иноческий постриг в Тамбове, в 1900 г. назначен инспектором Вифанской духовной семинарии, в 1901 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Московской духовной семинарии В 1906 г архимандрит Анастасий был посвящен во епископа Серпуховского, викария митрополита Московского, с одновременным назначением настоятелем Свято-Данилова монастыря В этой должности владыка Анастасий прослужил до 1914 г., заслужив искреннее уважение верующих москвичей.

Владыка принимал весьма активное участие в празднованиях знаменательных событий: 100-летия Отечественной войны и 300-летия царственного служения династии Романовых По его предложению в 1912 г было совершено молебствие в присутствии Государя и его семьи, не в храме, а на особом помосте, воздвигнутом на Красной площади. В Филях, у Кутузовской избы, владыка Анастасий служил 23 августа молебен в сослужении сорока законоучителей средних учебных заведений.

В 1914 г. владыка Анастасий стал епископом Холмским и Люблинским Возглавляемая им епархия на западной окраине Российской империи оказалась за линией фронта во время Первой мировой войны За свою патриотическую деятельность и мужество владыка Анастасий был награжден орденом Александра Невского с мечами (этот орден обычно получали генералы за крупные победы).

Свойственные владыке спокойствие и деловой опыт были проявлены во время эвакуации, начавшейся в середине 1915 г Помощник варшавского генерал-губернатора сенатор Д Н Любимов пишет в своих воспоминаниях: «На шоссе между Люблином и Холмом, ввиду огромного скопления беженцев, следовавших со своим скарбом за отступавшими нашими войсками, происходило нечто невероятное… С большим трудом продвигаясь между толпами беженцев, я вдруг увидел стоящего среди толпы опиравшегося на посох православного епископа Это оказался прибывший из Холма преосвященный Анастасий За ним была тележка с хлебом и разными яствами, и преосвященный раздавал их проходящим беженцам, благословляя их».

В 1915 г владыка Анастасий был переведен в прифронтовую Кишеневскую епархию, где в 1916 г возведен в сан архиепископа.

После революции владыка являлся деятельным участником Поместного Собора 1917–1918 гг. На Соборе, в декабре 1917 г., он был избран членом Святейшего Синода и Высшего Церковного Совета Владыка поддерживал мнение архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого) о необходимости восстановления патриаршества Свое соборное выступление на эту тему он закончил словами: «Церковь становится воинствующей, она должна защищаться не только от врагов, но и от лжебратии А если это так, то Церкви нужен вождь» В 1919 г владыка Анастасий вынужденно выехал за границу, где помогал митрополиту Антонию налаживать жизнь Русской Церкви и сохранять церковное единство Владыка управлял русскими общинами в Константинополе и его окрестностях В 1923 г на печально известном, по сути обновленческом, «Совещании Православных Церквей», в Константинополе владыка Анастасий выступил с протестом против реформаторства и модернизма С 1924 по 1935 г владыка являлся наблюдающим за делами Русской Духовной Миссии в Палестине.

В 1935 г, вследствие болезненного состояния митрополита Антония (Храповицкого), архиепископ Анастасий переехал в Югославию для участия в делах Синода РПЦЗ и на Архиерейском Соборе в том же году был возведен Сербским Патриархом Варнавой в сан митрополита.

В том же году был отмечен юбилей 50-летия священнослужения митрополита Антония; это празднование «приняло характер великого торжества Православной Церкви В нем приняла живое участие не только Сербская Церковь, но прибыли в Белград представители от других Церквей из разных концов земного шара» Митрополит Антоний преставился 10 августа 1936 г; его преемником на посту Первоиерарха РПЦЗ, как это уже было решено заранее, стал митрополит Анастасий.

Еще в начале 1935 г митрополит Антоний сделал доклад Архиерейскому Синоду РПЦЗ о желательности созыва Второго Всезарубежного Собора с участием клира и мирян.

«Условия, в которых существует за рубежом наша Церковь, – сказал митрополит Антоний, – не имеющая никакой поддержки от государственной власти и растущая в очень значительной мере благодаря работе благочестивых прихожан, делают необходимым привлечение представителей паствы к ближайшему участию не только в приходских, но и в общественных делах… Нам, иерархам, весьма важно от представителей паствы узнавать о ее духовных и прочих нуждах, а с другой стороны, мероприятия, выработанные с участием клира и мирян, могут быть основаны на более всестороннем и подробном обсуждении» Таким образом, очевидно, что жизнь РПЦЗ строилась на истинно соборных началах, как это было решено на последнем Поместном Соборе Российской Православной Церкви в 1917–1918 гг. Участие клира и мирян в соборной деятельности, однако, не подразумевало их полноправия с епископатом «Само собой разумеется, – подчеркивал митрополит Антоний в своем докладе, – что, говоря о такой пользе участия клира и мирян в соборной работе, мы отнюдь не имеем в виду осуществления какой-то церковно-демократической программы. Иерархический надзор и право или, точнее, обязанность епископов произносить решающее слово, должны в соответствии со св канонами и практикой последних русских Соборов оставаться незыблемыми Впрочем, надо с удовлетворением отметить, что до сих пор на наших Соборах как раз миряне особенно ревностно оберегали сохранение полноты канонических прав за иерархией За рубежом имел место только один Собор с участием клира и мирян. Первый Всезаграничный Церковный Собор 1921 г, хотя и подвергается различным укоризнам, все-таки много способствовал укреплению организации Зарубежной Церкви Равным образом нельзя не отметить благое значение епархиальных собраний в некоторых наших епархиях. Все это дает нам основание ожидать, что созыв теперь Всезаграничного Собора способствовал бы сплочению Зарубежной Церкви, укреплению ее организации и упорядочению ее имущественного положения Но не менее, если не более, важной задачей для Собора будет указание православному русскому зарубежью путей духовного возрождения и просвещения эмиграции, обсуждения и выработка мер борьбы с сектантством, противоцерковными течениями за рубежом и, наконец, насколько это возможно, лечение ран, нанесенных душам церковной смутой».

Можно отметить, что за тридцать лет до того владыка Антоний в докладной записке Синоду от 25 ноября 1905 г выступал резко против участия кого бы то ни было, кроме епископов, в будущем Соборе, говоря, что «истинно-церковное учение» состоит в том, что «на Соборе подобает быть только епископам» Аргументировал он свою точку зрения тем, что священникам «хочется иметь женатых архиереев, двоебрачных иереев, упразднения святых постов, упразднения монашества и преобразования святых обителей в приюты для вдов духовного звания… секуляризации духовной школы… автономии духовных академий с полною свободою отрицания всех догматов… Наконец, батюшки на съездах заявляли желание ходить в светской одежде...посещать театры… беспрепятственно расстригаться и снова приниматься за священство, мало того – не поминать Государя, сократить священные службы до возможной степени, упразднить почти все священнодействия, особенно архиерейские и прочее. Далее идти, кажется, некуда Несомненно одно: если подобные речи будут раздаваться на Поместном Соборе, то Церковь отзовется о нем не как о Соборе церковном, а как она отзывалась об иконоборческих скопищах; и на сие скопище придется вновь собирать собор, чтобы его осудить… Итак, не ради умножения епископской чести, а ради сохранения чистоты божественной веры мы восстаем против допущения на Собор кого бы то ни было, кроме епископов».

Видимо, о духовенстве и мирянах РПЦЗ послереволюционного времени митрополит Антоний был лучшего мнения, коль скоро теперь уже не был против их участия в Соборе.

Тогда же при Архиерейском Синоде РПЦЗ была образована, по предложению митрополита Антония, предсоборная комиссия под председательством архиепископа Анастасия Собор предполагалось собрать в 1936 г, но в связи с кончиной митрополита Антония Собор был отсрочен и созван только в 1938 г (подробнее об этом см в разделе «Второй Всезарубежный Церковный Собор»).

Первосвятительское служение митрополита Анастасия в условиях Второй мировой войны требовало многой мудрости и решительности, так как, будучи непримиримым врагом коммунизма, он в то же время не принял и нацизм В сентябре 1941 г митрополит Анастасий преподал благословение русским патриотам на образование Русского корпуса для освобождения народов России от гнета большевизма Корпус не был допущен немцами к участию в военных действиях на Восточном фронте и был оставлен в Сербии для защиты от местных коммунистических формирований Немцы изолировали митрополита Анастасия в Югославии, не допуская его связи с епископами на оккупированной немцами территории СССР.

В связи с приближением Советской армии к Белграду владыка Анастасий и его управление должны были срочно эвакуироваться в Германию Митрополит много потрудился для организации православных общин русских беженцев, защищал свободу последних от насильственной репатриации Прибыв в Швейцарию в 1945 г., митрополит Анастасий наладил связь со своими епископами и издал послание, обличающее советскую политику по отношению к Церкви, сохранив этим свободу Русского Православия за рубежом В ноябре 1950 г владыка переехал в Америку.

После войны началось восстановление церковной жизни разбросанной по всему миру Зарубежной Церкви Особое внимание владыка уделял подготовке образованного духовенства По его благословению в 1948 г при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле была открыта духовная семинария.

14 мая 1964 г. в день Преполовения Пятидесятицы митрополит Анастасий ушел на покой, получив, по решению членов Архиерейского Собора РПЦЗ, титул «Блаженнейший» и сохранив за собой почетное председательство в Синоде Первоиерархом РПЦЗ был избран митрополит Филарет (Вознесенский).

Владыка Анастасий почил о Господе 22 мая 1965 г, в день празднования св. Николая Чудотворца, и похоронен в крипте под алтарем Свято-Троицкого собора в Джорданвилле.

Из Завещания Блаженнейшего митрополита Анастасия:

«…Дорогим моим сопастырям и сослужителям во Христе завещаю непоколебимо стоять на камне Святого и спасительного Православия, свято хранить апостольское предание, блюсти братское единение, мир и любовь между собою и оказывать тому, кому Бог укажет после меня вести корабль Зарубежной Церкви, такое доверие и такое же послушание взаимной любви, какое они оказывали моему смирению.

Краеугольным камнем для их взаимных отношений да послужит 34-е апостольское правило, где так глубоко и ясно выражен дух соборного управления в Церкви.

Что касается Московской Патриархии и ее иерархов, то поскольку они находятся в тесном, деятельном и доброжелательном союзе с советской властью, открыто исповедующей свое полное безбожие и стремящейся насадить атеизм во всем русском народе, то с ними Зарубежная Церковь, храня свою чистоту, не должна иметь никакого канонического, молитвенного и даже простого бытового общения, представляя в то же время каждого из них суду Собора будущей свободной Русской Церкви».

Из книги Белая Церковь: Вдали от атеистического террора автора Маковецкий Протоиерей Аркадий

Митрополит Антоний (Храповицкий) – основатель РПЦЗ Митрополит Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий) родился 17/30 марта 1863 г. в имении Ватагино Новгородской губернии, в семье помещика из старинного дворянского рода Детство его прошло в родной усадьбе и в

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

Митрополит Филарет (Вознесенский) – третий Первоиерарх РПЦЗ Святитель Филарет (Георгий Николаевич Вознесенский) происходил из благочестивой православной семьи Он родился в городе Курске 22 марта 1903 г Отец его был священником и впоследствии, по принятии монашества,

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

Митрополит Виталий (Устинов) – последний Первоиерарх РПЦЗ с дореволюционными корнями Будущий митрополит Виталий, в миру Ростислав Петрович Устинов, родился в Санкт-Петербурге 18 марта 1910 г в семье морского офицера Петра Устинова и Лидии Андреевны (урожденной

Из книги Миссия возможна автора Коллектив авторов

Блаженнейший Митрополит Анастасий (Грибановский) Сочинения митрополита Анастасия немногочисленны, но разнообразны по содержанию Они носят характер церковно-административный, общественно-политический, аскетический, пастырско-богословский и

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Митрополит Мануил (Лемешевский) и митрополит Иоанн (Снычев) Митрополит Мануил, безусловно, был подвижник, но в нем было сильно развито то, что в аскетике называется «самоцен». Это перешло и к Иоанну. Был такой случай. умер, кажется, архиепископ Гурий и начались перемещения

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

АНАСТАСИЙ СИНАИТ прп. (ум. ок. 700), подвижник, борец против ересей, экзегет. О житии А. сохранилось мало сведений. Род. он, по–видимому, в Палестине или Сирии в нач. 7 в. и был знаком сгреч. культурой (в его трудах заметно влияние Аристотеля). В молодые годы, посетив св. места

Из книги Чтение на каждый день Великого поста автора Дементьев Дмитрий Владимирович

МИХАИЛ Грибановский (Михаил Михайлович Грибановский), еп. (1856–98), рус. правосл. духовный писатель. Род. в семье протоиерея г. Елатьмы, Тамбовской губ. Окончил СПб.ДА (1884). На последнем курсе Академии принял постриг и через неск. месяцев был рукоположен во иеромонаха. В 1887

Из книги Чтение Священного Писания. Уроки святых, подвижников, духовных учителей Русской Церкви автора Басин Илья Викторович

Анастасий, архиеп. Тиранский и всей Албании. Цель и мотивация миссии Миссия является внутренней необходимостью для верных и для всей церкви. Если она отвергается, то это является не только уклонением от исполнения долга, но и самоотрицанием.Христианин как член Тела

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Анастасий, диакон Печерский, преподобный Преподобномученик Анастасий, диакон Печерский, подвизался в Ближних пещерах. Иеромонах Афанасий Кальпофийский называет его братом прп. Тита пресвитера († не ранее 1190; память 27 февраля/11 марта). В рукописных святцах он называется

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Преподобный Анастасий Печерский (XII в.) Память его празднуется 22 янв, 28 сент. вместе с Соборам прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-ПечерскихПрп. Анастасий, диакон Печерского

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Приготовление к Великому посту Святая Церковь задолго начинает приготовлять верующих к Великому посту как к спасительному времени всеобщего духовного очищения и освящения. Это очищение и освящение возможны только при условии совершенного оставления греха,

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Епископ Таврический Михаил (Грибановский) (1856 - 1898) Один из самых светлых людей в России XIX века, воистину чистый сердцем, владыка Михаил одним из первых среди русских епископов стал настойчиво говорить о необходимости сделать сокровищницу Православия открытой и

Из книги автора

Али ибн Иса на посту визиря Мунис, брат матери халифа, и прочие военачальники и вельможи приняли участие в процессии, сопровождавшей Али домой из дворца после церемонии вступления в должность. Хакани, его сын и все их чиновники были отданы в руки нового визиря в тот же

Из книги автора

Поучение 2-е. Преп. Анастасий, игумен Синайский (Об отношении к порочным людям) I. Преп. Анастасий, воспоминаемый ныне Церковью, был родом из Сирии или Палестины и в юности получил прекрасное образование и благочестивое христианское воспитание. Придя в возраст и воспитав в

Из книги автора

Митрополит Михаил (первый митрополит киевский +991) Митрополи?т Михаи?л – святой Русской Церкви; память 15 июня и 30 сентября по юлианскому календарю. Согласно церковному преданию, был первым по времени митрополитом Киевским (988 – 991). Предположительно родом из Сирии.Как

Из книги автора

АНАСТАСИЙ, иеродиакон Печерский О житии его известно только, что он был современником преп. Тита и соединенный с ним христианскою любовию почил в конце XII века. В рукоп. святцах называется он диаконом. Мощи его почивают в Антониевых пещерах, в затворах. Память его местно

Выступление митрополита Казанского Анастасия перед семинаристами после отъезда московской комиссии (во главе с о. Максимом Козловым)

Митрополит Анастасий: Я хотел сегодня с вами побеседовать на тему, которая сегодня у нас обсуждается и будет обсуждаться еще очень долго. Сегодня за 15 лет существования духовной семинарии мне совершенно отвратительно не хотелось идти сюда, в стены духовной школы. Я не ожидал, что мы придем вот к такому отвратительному результату, к такому концу, можно сказать концу, потому что то, что вы сделали, это та подлость, которую может совершить человек, каждый человек в своей жизни. Но то, что вы стали подписантами, это, можно сказать, было для вас испытанием, первым испытанием в вашей жизни. Или ты человек, или ты просто-напросто такое существо, которое в любой момент из-за каких-то сиюминутных обстоятельств можешь отказаться.
Вы будущие пастыри. И вот на будущность пастырей как раз и проверялось ваша личность. Каждый субъект проверялся. Вам дали бумажки, и вы на этих бумажках подписали приговор. Вы думали, что подписали приговор одному человеку, но этот приговор вы подписали мне, подписали отцу Филарету, подписали всему руководству духовной семинарии. Вы, видите ли, не согласны с тем, как ведется здесь внутренняя церковная жизнь.
Отец Кирилл не останется в таком состоянии. Он как был священником, так и останется. Но то, что вы сделали, это будет потом отпечатком на всей вашей жизни! Не думайте, что вы все коллегиально решили судьбу его! Нет, вы, каждый в отдельности, решили его судьбу. Вы предали, предали человека. И в первую очередь стали предателями лично для меня, потому что посмотрите результаты этого вашего предательства. 37 человек подписались под тем, что «да, мы знали, что происходит в стенах нашей духовной школы».
Просветив вас, что такое гомосексуализм, о. Максим, начал рассказывать вам, что это такое, и вы стали говорить. 8 человек подписались под своими заявлениямм, что «Да, были такие случаи». А вы что, вы мужчины или не мужчины? Вот вы, попробуйте вот здесь кошку взять, чтобы ее погладить по животу, она дастся или не дастся? С ее согласия только можете это сделать. А тут получается, что вы тут бессловесные животные, вот меня погладили, вот меня за руку подержали. Всё, я страдалец, я теперь жертва, в данном случае.
А почему же вы жертвы? Почему же вы раньше ко мне не подходили? За время вашего пребывания в духовной школе я от вас не видел ни устного, ни письменного заявления о том, что кто-то насилует вашу личность, что кто-то повелевает вами, что кто-то вас заставляет пить вино, выезжать куда-то на квартиры или еще чем-то заниматься. От вас ни одного письма не было, хотя бы шёпота какого-то. Вот здесь сидят отцы-инспектора наши, проректор. Они ни разу не слышали от вас заявления. Где же вы, глупенькие и несчастненькие люди, страдальцы вы наши?! Где же вы раньше-то находились? Всё проходило как-то мимо вас, а вот тут приехала чрезвычайная комиссия московская, и вы говорите: дай-ка я сейчас всё расскажу, что творится в стенах духовной школы, какое безобразие, какие пороки присутствуют в нашей духовной школе.
Мало того, еще я сам видел, как вы, уходя отсюдова, просили телефон дать для контакта с о. Максимом, а если что такое мы будем вам сообщать. Это что? Это предательство. Это самое настоящее предательство! Как Иуда предал Христа, так и вы предаете идеалы нашей духовной школы. Вы всегда говорите, ах, как хорошо в нашей Казанской духовной семинарии, как тут материально все обеспечено. И вы не знаете что ли, как тяжело достается это материальное обеспечение. Ни о. Максим, ни председатель учебного комитета, ни кто там из высших церковных руководителей, палец о палец не ударят, для того, чтобы нам материально помочь, обеспечить питанием, образованием, теми же программами, по которым вы обучаетесь. Это все труд наших преподавателей, это все труд наших руководителей нашей духовной семинарии. Мы думаем, что это все с неба свалилось.
Так жить мы дальше не будем, потому будем применять все строгости. Будем регламентировать нашу духовную жизнь так, как в других духовных учебных заведениях.
Я сейчас сразу вам хочу заявить, что все эти распоряжения, все прошения, которые я вам подписал до этого момента, являются недействительными. Если пришли сюда учиться, так надо учиться тому, к чему вы призваны, а не учиться на борцов, на водителей машин или еще на кого-то. Хотите за двумя зайцами угнаться. Ничего этого не будет! И это касается таких товарищей как Степанов Роман. Потому что он, видите ли, учится на борца, и, по-моему, борцовские качества у него более и более превалируют над качествами христианина православного. Он, видите ли, заявляет, что «инспектор для него не инспектор, а я вот скажу и ты от сюда вылетишь?!» Инспектору на «ты» заявлять о том, что ты отсюда вылетишь!?
Это что такое? Вы думаете, что уже власть в свои руки взяли? Что вы здесь уже приняли духовное руководство в духовной школе? Ничего не получится, друзья мои.
Будет у нас новый проректор по воспитательной части, который будет предъявлять те требования, которые необходимы для каждой духовной школы.
Я хотел бы вас только об одном спросить: а что же вас заставило, дорогие мои друзья, особенно ту восьмерку (посмотрите: только 27 человек подписались, что они ничего плохого здесь, в стенах духовной школы, не видят, а 36 человек, плюс еще восемь человек, видят здесь бардак, видят, что здесь не знаю что творится). Это ваше общее мнение такое? Я хотел бы услышать хотя бы от этих сорока человек, которые против тех порядков, которые существуют в нашей духовной школе.

Иеродиакон Владимир: Да, те 45 человек.

Митроп. Анастасий: Если уж так, то какие предложения вы вносите? Вы осмелели, вы были смелы, когда приехала вот эта комиссия, вы проявили свою смелость, вы подняли руку на меня, подняли руку на руководство нашей духовной семинарии. А чего же здесь-то сидите и молчите?! Чем вы недовольны?
Дмитриев Кирилл, ты ведь ползал там под дверями и подслушивал - чем ты был озабочен в этот момент?

Дмитриев Кирилл (студент пятого курса): Я не подслушивал. Когда это было?

Иеродиакон Владимир: Ну когда это было?!

Иеромонах Филарет: Тринадцатого числа.

Иеродиакон Владимир: Да, в пятницу тринадцатого числа.

Иеромонах Филарет: Около 20-00. Мне еще секунду подсказать тебе? Запись видео прокрутить? Под дверями инспектора ты зачем подслушивал?

Дмитриев Кирилл: Мне просто отца Александра было жалко.

Иеромонах Филарет: Зачем ты подслушиваешь под дверями? Что ты хочешь там услышать? И для кого, самое интересное? Кому ты хочешь дальше это рассказать? Нет, я догадываюсь, конечно. У меня еще пока, слава Богу, интеллект не сдох. Просто от тебя хочется это услышать, чтобы ты сартикулировал это.

Дмитриев Кирилл: Владыка, отец Филарет, я уверяю, я ничего не подслушивал.

Иеромонах Филарет: Я тебе не отец, а Владыка тебе уже не Владыка, по-моему, раз вы так поступаете. Какие отцы?

Митрополит Анастасий: А вы знаете, мы знаем! Вы думаете, все это было тайно? Мы знаем всех этих подписантов: кто подписался «за», кто «против». Всех мы вас знаем теперь, дорогие мои! Так что к вам будет соответствующее отношение!
Неужели за все время нельзя было прийти и сказать: «вот, Владыка, или отец Филарет, вот у меня такие неприятности с отцом Кириллом. Он меня заставляет куда-то ехать на дачу или что-то такое делать...». А вы что, бессловесные? Значит, вам нравилось ездить? Я видел неоднократно, как вы унижались. Мне стыдно было за вас! За вас, подписанты, когда вы на коленках пол мыли у него (отца Кирилла), в квартире убираете, вот это для вас было приятное такое занятие. Хотя это не входило в ваши обязанности. Вы всей душой служили батюшке, и вдруг против этого батюшки: «распни, распни его!».
Я не ожидаю, что вы мне сейчас что-либо сказали хорошего, потому что хорошего от вас ожидать не приходится. Поэтому еще раз хочу сказать, что я прошу отцов-инспекторов и будущего проректора, чтобы все прошения сначала тщательно рассматривались, а потом уже, если будет необходимость, мы можем решить тот или иной вопрос. И никаких этих состязаний спортивных, потому что учимся мы отвратительно, знаний нет никаких. Так, под шумок, все это проходит у нас.

Иеродиакон Владимир: Дожить до пятого курса так, чтобы не разбираться в богослужении! Но зато мы будем ходить заниматься гитарой, в воскресной школе с какими-то девчонками встречаться! В борцовские школы, в бассейны, куда угодно, только вне церкви.

Митрополит Анастасий: Я удивляюсь: какие вы борцы за нравственность?! Видите ли, вас просветили! А то, что, наверно, половина семинарии уже с бабами сожительствует! Мы ведь потом сквозь пальцы смотрим на то. А если говорят, что у священника должна быть девицей матушка. Какие там девицы? Протертые вдовицы у нас появляются! И все это проходит в нарушение канонических правил: рукополагаем вас потом. И вы, просто-напросто... Слишком много предоставляем вам благ.
Ну, естественно, я еще раз хочу поблагодарить вас за тот подарок, который вы мне преподнесли 13 декабря в день моей архиерейской хиротонии, к 25-летию служения в епископском сане. Поэтому мне следует, наверно, задуматься: наверно, пора уже от семинарии духовной как-то отстраниться, потому что так, с такими чадами духовными, просто неохота и нет желания ни общаться, ни работать. Так жить дальше нельзя просто-напросто.

***
Сразу скажу: пунктуацию и орфографию я поправил, чтобы по расшифровке стенограммы нельзя было определить характерные ошибки и по ним вычислить студента.

Кстати, из Устава КазДС:

http://каздс.рф/index.php/o-seminarii/ustav
6. Воспитанникам категорически запрещается приходить на прием к Архиерею без разрешения кого-либо из проректоров. Даже если нарушитель этого требования будет принят Ректором, данный воспитанник может быть наказан на усмотрение проректора по воспитательной части.

Ну тут орфографию я править не стал.

Первое правило политика: никогда не верь ничему, пока не поступит официальное опровержение.

Центр церковной жизни Московской патриархии в эти дни переместился в Ульяновск. Вместе с митрополитом Анастасием (Меткиным), переведенным туда «на понижение» из Казани. Анастасий — центральный персонаж «голубого скандала», раскрученного протодиаконом Андреем Кураевым в конце 2013 — начале 2014 года.

В день приезда Анастасия в Ульяновск, 20 июля, его встречали два священника и около 50 мирян, скандируя «Анаксиос!» («Недостоин!»). Протест, облеченный в строго каноническую форму, да еще и на греческом языке, сторонники Анастасия тут же окрестили «майданом» — чтобы напугать гражданскую власть, которая так же неоднозначно встретила одиозного иерарха. Патриарх Кирилл осудил «восстание черни» и укрепился в своем намерении утвердить Анастасия на Симбирской митрополии любой ценой…

Против чего кричим?

Неизвестное широкой публике греческое слово «Анаксиос» — это теперь пожизненный титул нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия (Меткина), главы Симбирской митрополии Русской православной церкви Московской патриархии (РПЦ МП), охватывающей территорию Ульяновской области. Анастасия назначил в Ульяновск Священный Синод на своем заседании 13 июля с.г. в Санкт-Петербурге. До этого, с 1988 года, Анастасий бессменно сидел на Казанской кафедре — гораздо более богатой и обустроенной, чем Симбирская. Вне всяких сомнений, его понижение по должности стало результатом «голубого скандала» с сильным криминальным оттенком, разразившегося в Казанской епархии, перекинувшегося на епархии-«побратимы» (в первую очередь Тверскую), затронувшего самого патриарха Кирилла (Гундяева) и грозившего расширяться и далее. Скандал вылился в десятки газетных публикаций, ни одна из которых не опровергнута. А на этот случай в церковном праве Православной церкви есть особый канон, фактически объявляющий виновным и недостойным сана епископа, который в течение года не оправдался в выдвинутых против него обвинениях подобного свойства.

Этот канон — 90-е правило Карфагенского Собора (419 г.). Поскольку оно сыграет ключевую роль в нашем деле, прочитаем его внимательно: «Когда на состоящих в клире бывает донос и объявляются некоторые обвинения, тогда… если желают, как и должно, защищать свое дело и позаботиться о доказательствах своей невинности, да учинят сие в течение года, в который должны быть вне общения. Если же в течение года вознерадят очистить свое дело, то после сего никакой глас от них да не приемлется». Переведем на современный язык: если обвиняемый клирик в течение года не докажет свою невиновность в «некоторых обвинениях», то после этого никакие доводы в его защиту уже не принимаются, то есть он официально считается виновным. Обвинения против Анастасия выдвигались давно, но их пик пришелся на начало минувшего года. Значит, согласно действующему закону РПЦ МП, сейчас митрополит официально считается виновным в сексуальном сожительстве с лицами своего пола, в том числе несовершеннолетними, покрывании сексуального насилия со стороны руководства Казанской семинарии по отношению к ее воспитанникам, а также в безосновательных репрессиях в отношении пострадавших. Более мелкие обвинения (например, в принудительном выселении из Казани своего предшественника по кафедре архиепископа Пантелеимона) оставим за скобками.

Понятно, что в светском государстве сексуальная ориентация является частным делом гражданина; уголовная ответственность «за содомию» осталась в советском прошлом. «Социальная концепция» РПЦ МП тоже признает наличие у некоторых людей подобной ориентации, но допускает их к церковному общению, только если они не реализуют эту ориентацию на практике, то есть не вступают с лицами своего пола в интимные отношения. Такой подход основан на прямолинейном осуждении гомосексуализма в Священном Писании — как Ветхого, так и Нового Завета. Соответственно, строгим наказаниям подвергаются священнослужители, особенно епископы, впавшие в мужеложство. На эту тему есть десятки церковных канонов.

Однако в случае с Анастасием гнев народный вызвала не столько его ориентация как таковая (этого в среде высшего духовенства более чем достаточно), сколько вовлечение в действия сексуального характера воспитанников семинарии — лиц, находящихся в заведомо зависимом положении, да еще и с использованием шантажа. В отличие от гомосексуализма самого по себе, такие действия квалифицируются российским Уголовным кодексом как преступление (ст. 133), и в правоохранительные органы Казани поступали соответствующие заявления, по которым даже проводились проверки. Но аппаратные возможности Анастасия всегда позволяли эти дела «загашать», а жалобщики, если это были семинаристы, изгонялись из учебного заведения.

Протодиакон Андрей Кураев — лицо, еще недавно особо приближенное к патриарху — опубликовал множество трагических историй семинаристов и других церковных юношей, подвергшихся сексуальному насилию. Действия безнаказанных лжепастырей многим из них буквально разбивали жизнь и калечили психику. Для полноты картины — фрагмент одной из жалоб воспитанника Казанской семинарии (при ректоре Анастасии): «11 октября 2012 года. В этот день, после семинарского ужина, проректор по воспитательной работе игумен Кирилл (Илюхин) позвонил мне на сотовый телефон и предложил мне встретиться с ним для совместного отдыха. Так как отец Кирилл проректор, я подчинился ему. <...> Затем мы приехали на территорию какого-то храма (не помню, было темно) к друзьям отца Кирилла, где уже к этому времени натопили баню и накрыли… В парилке отец Кирилл схватил меня за половые органы и объяснил, что случайно. Отец Кирилл поил меня алкоголем. <...> Около 7.00 утра я проснулся от боли. Отец Кирилл применял ко мне действия сексуального характера. Я выбежал из дома в одних штанах… Подобное в нашей семинарии происходило не только со мной».

Игумен Кирилл (Илюхин) — многолетний «сподвижник» митрополита Анастасия — лишь после ряда скандалов в прессе и после признания его виновным комиссией Учебного комитета Московской патриархии был уволен со своей должности и из Казанской епархии. Сейчас он благополучно подвизается в Тверской епархии, которую возглавляет коллега Анастасия по ориентации.

Симбирских православных, восставших против назначения им одиозного митрополита, сейчас критикуют с двух сторон. Официоз — за то, что они проявляют непослушание патриарху и Синоду, устраивают «майдан» (и это все пахнет административными, а то и уголовными — по провинциальному рвению — делами). Либеральная общественность — за то, что они гомофобы и отказывают своему новому владыке в праве иметь иную сексуальную ориентацию. Ну, с официозом все понятно, а вот либеральные оппоненты несколько передергивают. Все-таки пафос протеста симбирцев состоит в неприятии: а) уголовных преступлений, покрываемых церковным руководством; б) игнорировании требований канонов и циничной демонстрации своей вседозволенности. Среди «голубого лобби» РПЦ МП есть «тихие» и «буйные» — про «тихих» многие знают, но стараются на них не обращать внимания (дескать, «личная жизнь», «сам ответит перед Богом»), а вот «буйные» своим демонстративным и криминальным поведением просто провоцируют гражданский протест. И этот протест не имеет ничего общего с «гомофобией».

Духовный «майдан»

Но вернемся в «революционный» Симбирск и попробуем восстановить хронологию восстания против Анастасия — по рассказам неформального лидера этого восстания, ключаря старого городского собора протоиерея Иоанна Косых (в местной прессе его уже окрестили «раскольником», хотя из РПЦ МП он никуда не уходил).

Сразу после решения Синода, 13 июля, множество священников Симбирской митрополии высказали недовольство и даже готовность протестовать. Однако когда появилось Обращение клириков и мирян митрополии к ее бывшему уже главе митрополиту Феофану (Ашуркову), подписать его решились лишь два священника, активисты молодежного клуба «Епархиальный» и некоторые миряне. Днем 16 июля об этом Обращении узнали в Московской патриархии — и посыпались звонки оттуда в Ульяновск. С местным благочинным разговаривал сам патриарх Кирилл, который в чрезвычайно резкой форме требовал выявить «зачинщиков» Обращения, заверял, что никто Анастасия не уберет, и ставил ультиматум: «Если до завтрашнего дня конфликт не будет улажен, все священники, которые подписали бумажку, пойдут под запрет до конца жизни». Заметим, что Обращение носит вполне верноподданнический характер, цитирует 90-е правило Карфагенского собора и просит дать ответы на несколько вытекающих из него вопросов. Авторы Обращения отнюдь не уверены в том, что Анастасий действительно виновен, — им непонятно, почему он сам, по этому правилу, как бы признает себя виновным и при этом продолжает служить.

17 июля, во время крестного хода по центру города, посвященного дню Царственных мучеников, протоиерей Иоанн Косых и священник Георгий Рощупкин обратились к народу с проповедью, разъясняя, почему нельзя принимать Анастасия. Эта проповедь стала для них «точкой невозврата». Какие-либо попытки двух отцов вступить в контакт с местным церковным руководством 18 и 19 июля успехом не увенчались.

Наконец, 20 июля днем на роскошном внедорожнике в Ульяновск въехал главный герой нашей истории. За час до Всенощной у входа в Вознесенский кафедральный собор стали собираться недовольные миряне, тут же появились и ярко разодетые казаки с нагайками и саблями, а также неизвестные люди в камуфляжной форме — охранять нового митрополита от его новой паствы. Особо пикантным было положение казачков — любители погонять геев и ненавистники «Гейропы», на сей раз охотно сослужили службу главному герою казанского «гей-скандала». При появлении Анастасия собравшиеся, к которым присоединились и два священника, стали скандировать литургический возглас «Анаксиос!». Это слово — напоминание о славных временах народовластия в христианской Церкви первых веков. Ведь тогда священников и епископов выбирала из своей среды сама община (этот порядок сохранен и в церковных канонах, однако патриарх с Синодом не хотят его исполнять).

Для рукоположения нового епископа в город, где ему предстояло служить, съезжались епископы соседних городов, которые и спрашивали местный народ: «Аксиос?» («Достоин?») И народ, как правило, кричал в ответ: «Аксиос!» Если же по каким-то причинам раздавался хотя бы один возглас «Анаксиос!» («Недостоин!»), рукоположение сразу же приостанавливалось (переносилось) и начинался судебно-канонический разбор: какие обвинения против кандидата имеет кричавший «Анаксиос».

В эпоху государственного православия (в том числе в советские времена) этот диалог превратился в формальность: если гражданская власть уже утвердила кандидата, кто из простого народа посмеет возразить после его рукоположения, а если и посмеет, то кто его послушает? В современных храмах при рукоположении тоже звучит «Аксиос», но поют его мелодично, в алтаре и на клиросе, а народ безмолвствует, не совсем понимая вообще, что это и к чему поется. Но вот симбирский православный народ не безмолвствовал: он вернул «Аксиос — Анаксиос» его древний исконный смысл. И митрополит Анастасий — вполне каноничным путем — получил теперь новое, очень неприятное для него звание: Анаксиос. Так его уже и называют православные в соцсетях.

Анастасий-Анаксиос суетливо пробежал мимо кричащего народа, отгороженного казаками, прикрываясь иконой Божией Матери. Возможно, он ожидал, что в него полетят камни или, в крайнем случае, яйца. Но люди действовали цивилизованно — строго по канонам и по законам. Казачки пытались не пустить православных в храм, чтобы Анаксиос в уединении совершил там свою первую службу на новой кафедре. Но люди в храм вошли и еще несколько минут повторяли свое «Анаксиос!». Казачки и люди в камуфляже, не сняв головных уборов, суетились вокруг православных, порываясь, но не решаясь применить силу. Силу применил в конце концов один почтенный протоиерей, ударив по лицу православную мирянку (фото удара облетело интернет с подписью «Голубая империя наносит ответный удар». Между прочим, облачения духовенства в этот день, как нельзя кстати, были именно голубыми). Через несколько минут люди мирно покинули храм.

Напуганный Анастасий-Анаксиос, заикаясь, произнес свою первую на новом месте проповедь, дав оценку случившемуся. Из этой проповеди становится ясно, что его — ни больше ни меньше — хотели убить, но только Божия Матерь не допустила, а он все равно готов и мечтает погибнуть у престола в алтаре. Протестовавшие миряне — это все «майдан», они проплачены, они обязательно попадут в ад после смерти, а на земле понесут суровое наказание от репрессивной машины. Самый гнусный «враг Церкви» — Кураев, само существование которого у митрополита вызывает «сожаление» (тут явный намек на то, что именно Кураев организовал проплату Госдепом ульяновского «майдана», и только из-за работы «пятой колонны» в ФСБ Кураев до сих пор не арестован как шпион и диверсант). Видно все-таки, что разоблачения протодиакона попали Анастасию не в бровь, а в глаз. Наконец, сравнив свою недовольную паству со свиным стадом, новый владыка пожелал ей быть «низвергнутой в бездну адскую». Ну что ж, родина Ленина долго ждала такого доброго пастыря.

Обращает на себя внимание еще одна деталь первой проповеди Анастасия. По его словам, духовным воспитателем будущего митрополита был всемирно известный старец из Псково-Печорского монастыря о. Иоанн (Крестьянкин), которого в 2000 году посещал Путин. Анастасий дал понять, что старца обвиняли в подобных митрополичьим грехах, за что тот просидел 7 лет в советской тюрьме. Согласно же официальной биографии, о. Иоанн был осужден по ст. 58.10 УК РСФСР — «антисоветская агитация и пропаганда».

Любопытно, что по сути Анастасий не опровергает выдвинутых против него обвинений, как он не опровергал их в течение года, предусмотренного 60-м правилом Карфагенского собора. Вот фрагмент его проповеди 21 июля: «Да, я грешный человек, может, я недостоин по меркам тех людей, которые сейчас стоят во главе этого майдана, но не им судить. Господь мне судья, руководитель, и если Он привел меня сюда, то у престола могу принять мученическую смерть от рук вот таких людей». Получается, что в целом Анастасий не отвергает тех обвинений, которые против него выдвигаются, он лишь считает некомпетентной судебной инстанцией протестующий народ, а готовится дать ответ лишь Богу. То есть, по учению Анастасия, методами церковной демократии и канонов его не сместить нипочем, чего бы он ни натворил.

И последняя деталь. В условиях нынешней российской «симфонии властей» вновь прибывшего на кафедру — тем более митрополию, в областной центр — архиерея должен встречать местный губернатор. Между прочим, провожая Анастасия из Казани, глава Татарстана наградил его высшим орденом республики. Губернатор же Ульяновской области Сергей Морозов, выходец из офицерской среды с некоторым кодексом чести, счел за благо уклониться от встречи с Анастасием, прислав на нее своего заместителя, да еще и одетого подчеркнуто неформально. Со своей стороны, Анастасий уклоняется от любых контактов с прессой, у которой к нему накопилось немало вопросов. Неумело отдуваться приходится привезенному из Казани секретарю (с соответствующей репутацией) Филарету Кузьмину — бывшему 19-летнему проректору Казанской семинарии по кличке Кузя. Явно не веря своим словам, Филарет без конца повторяет журналистам: «Майдан… Толпа привезенных сюда профессиональных митингующих… за определенную плату… пытаются физически и практически уничтожить митрополита».

Очевидно, история с протестом клириков и мирян Ульяновска против патриархийного беспредела только начинается. В этой истории много всего переплелось: и усталость от постоянных унижений и лишения права голоса рядовых клириков и мирян, и неприятие показной, совершенно нехристианской роскоши и образа жизни высшего духовенства, и искренний страх того, что основная религиозная организация России стремительно вырождается, компрометируя сами понятия «христианство» и «православие». Безнадежность нравственного состояния российского общества — результат и тех явлений церковной жизни, о которых говорится в этой статье. Все больше людей выходят из церкви не просветленными, а разочарованными. А сердце человека продолжает жаждать истины, которую заслоняют все новые скандалы в РПЦ МП…

Проблема «голубого лобби» является системной для Московской патриархии. Духовенство старого поколения еще нередко использует термин 1960-70-х гг. «Никодимов грех» — по имени митрополита Никодима (Ротова) — духовного отца и организатора стремительной карьеры нынешнего патриарха. Птенцами «гнезда Никодимова» являются два десятка наиболее влиятельных архиереев РПЦ МП, которые стали епископами 40-50 лет назад, будучи еще совсем юными. После Казанской епархии срочной санации требует Тверская митрополия, где тема гомосексуального насилия за церковной оградой так же активно обсуждается в прессе. Есть еще несколько «горячих» точек, и это, вероятно, темы для будущих публикаций.