Восстание китайских боксеров. Боксерское восстание


Взрыв ненависти по отношению к иностранцам подспудно вызревал уже давйо. Недовольство «заморскими дьяволами», «иностранными варварами» становилось весьма широким, причем проявлялось оно прежде всего на местном уровне, главным образом в антимиссионерских выступлениях. Миссионеры активно действовали в Китае; именно они прежде всего контактировали с китайским крестьянством. Естественно, что они первыми испытали на себе мощь традиционной структуры и силу сопротивления Китая всему чуждому, что как раз и олицетворяли в конце XIX в. миссионеры. С лета 1898 г. и особенно после провала реформ антимиссионерское движение все нарастало и в ряде мест начинало принимать организованные формы. Под лозунгом «Поддержим Цин, уничтожим иностранцев!» повстанцы в различных провинциях страны разрушали христианские церкви и дома миссионеров, преследовали принявших христианство китайцев (их было весьма немного), а заодно громили лавки иностранных торговцев, помещения иностранных консульств в торговых центрах. Открытая поддержка державами курса на реформы расставила все на свои места. Страна после ста дней реформ оказалась накануне мощного народного взрыва, взрыва ярости, направленного против хозяйничавших в стране иностранцев, против вторгшегося в Китай колониального капитала, против всех тех новых порядков, которые противостояли старому, привычному, нормативному, опиравшемуся на мощные пласты тысячелетий, на окрашенный в конфуцианские и даосскр‑буддийские тона цивилизационный фундамент.

Ощущая поддержку населения, правительство Китая в конце 1898 г. встало на более жесткие позиции по отношению к иностранцам, отказывая им в просьбах о концессиях либо аренде территорий. Обстановка в Пекине становилась все более накаленной. Иностранные миссии ввели в город вооруженные отряды для своей охраны. В Пекине и по всей стране распространились слухи о предстоящей расправе с иностранцами, а также листовки, в которых высмеивались европейцы, особенно миссионеры. Возглавило антииностранное движение общество «Ихэтуань» («Отряды справедливости и мира»), доктринальная основа которого восходила к даосско‑буддийским верованиям, суевериям, традиционным приемам китайской гимнастики и кулачного боя (за что восставшие позже получили в европейской прессе наименование «боксеров»), не говоря уже о ритуалах, амулетах, заклинаниях и т. п.

Выступления ихэтуаней начались в провинции Шаньдун еще в 1898 г. и были направлены против немецких миссионеров, солдат и специалистов, намечавших трассу железной дороги. Местные власти пытались навести порядок, но движение, несмотря на это, все ширилось. В 1899–1900 гг. оно переместилось в столичную провинцию Чжили. Многочисленные отряды расположились близ Пекина и Тяньцзиня. Обеспокоенные иностранные дипломаты настаивали на принятии решительных мер против повстанцев, но цинское правительство не спешило с этим. Обстановка тем временем становилась все более угрожающей. В конце мая 1900 г. на совещании посланников держав было принято решение направить в Пекин дополнительный контингент войск для охраны миссий. Кроме того, в адрес цинского правительства были направлены заявления угрожающего характера, которые 17 июня были подкреплены захватом крепости Дагу близ Тяньцзиня сводным отрядом иностранных войск, что фактически означало объявление войны.

Цыси колебалась, не зная, что предпринять. Большинство ее советников склонялось к поддержке ихэтуаней и использованию подходящего момента для того, чтобы дать отпор державам. Именно эта точка зрения и возобладала. Императрица открыла ворота Пекина перед ихэтуанями, а также ввела в город регулярную армию, солдаты которой тоже были резко настроены против иностранцев. 11 июня в Пекине солдаты убили на улице советника японского посольства Сугияму, 20 июня – немецкого посланника Кеттелера. Это означало объявление войны, что и было официально подтверждено императорским указом от 21 июня (в ответ на ультиматум держав от 19 июня). Указ официально санкционировал восстание ихэтуаней, хотя и стремился поставить их действия под контроль властей.

Следует заметить, что и после официального объявления военных действий цинское правительство продолжало колебаться и стремилось сохранить за собой пути к отступлению. В принципе это можно понять: несмотря на официальную защиту ихэтуаней, власти отчетливо сознавали, что они имеют дело с неуправляемой стихией, которой следовало опасаться. И хотя стихия пока что шла в русле лозунга «Защитим Цин, уничтожим иностранцев», ручаться за будущее не представлялось возможным. Державы же реагировали на ситуацию бурно и действовали весьма активно. В короткий срок была создана 20‑тысячная союзная армия восьми держав, 3 августа она выступила на Пекин. Хорошо вооруженные дисциплинированные войска интервентов легко одолели сопротивление повстанцев и 14 августа заняли столицу. Бежавшая в Сиань Цыси, быстро оценив обстановку, взвалила всю вину за поражение на ихэтуаней. Указ от 7 сентября обвинил именно их в создавшемся положении, после чего цинскме войска выступили против ихэтуаней. Восстание было подавлено, потоплено в крови, а год спустя, 7 сентября 1901 г. Ли Хун‑чжан от имени цинского правительства подписал с державами так называемый Заключительный протокол, по условиям которого Китай извинялся за причиненный державам ущерб, обеспечивал им ряд новых льгот и привилегий и к тому же обязывался выплатить в качестве контрибуции 450 млн. лянов серебра.

Восстание ихэтуаней было, по сути, последней вспышкой агонии старого Китая. Оно не было обычным крестьянским движением, ибо острие его не было направлено – как то было во времена тайпинов – на защиту социальной справедливости, против произвола властей, за восстановление желанной нормы. Это было отчаянное выступление рушащейся старой традиционной структуры в свою защиту, за сохранение привычкой нормы, против вмешательства чужаков, против колониализма. Именно поэтому и стал возможным пусть временный, но все же союз восставших с властями – тех и других объединяли общие интересы. Почему же их союз не привел к победе?

Традиционный Китай оказался слаб не потому, что восставшие были плохо вооружены, хотя это сыграло свою роль. Слабость его определялась совокупностью многих причин и не в последнюю очередь тем, что империя находилась на нисходящем витке своего цикла, что внутренняя коррупция и произвол в стране достигли предела, что уже не было единого стержня, единой политики, вокруг которой могли бы сплотиться все. Страну раздирали противоречия, верхи боялись низов и не доверяли им, а низы, в свою очередь, презирали верхи за разложение и приспособленчество, за их готовность сотрудничать с колонизаторами. Конечно, подобные ситуации не раз бывали в истории Китая на аналогичном витке циклического династийного развития империи. И они, как о том говорилось, – решались за счет мощных народных движений либо внешних вторжений, игравших очистительную роль, восстанавливавших порушенную злоупотреблениями норму. Собственно, тайпинское восстание и было такого рода движением, но оно не преуспело, причем в значительной мере из‑за вмешательства тех же держав. Восстание ихэтуаней было иным по духу, по направленности, что и естественно: в этот момент главным, что угрожало привычной норме, было вмешательство чуждых привычной норме сил – не просто иностранцев, которые со временем могли бы китаизироваться, как то случилось с теми же маньчжурами, но структурно иных сил, грозивших всей системе как таковой. Как знать, при ином стечении обстоятельств события, быть может, могли бы повернуться иначе. Но в самом начале XX в. Китай был еще не готов к организованному сопротивлению. Оно началось стихийно, запуталось в противоречиях и не имело времени для стабилизации. Все это и предопределило сравнительно легкую победу небольшого войска держав над беспомощным одряхлевшим гигантом. И победу эту не следует считать неожиданной: она была логичной в ряду других поражений Китая, например в войнах с Францией и Японией.

Вслед за победой держав Цыси предприняла, теперь уже от своего имени, вторую попытку реформ. Целью ее «новой политики» было стремление как‑то приспособиться к изменившимся обстоятельствам, модернизировать экономику страны, аппарат административного управления. Были проведены реформы армии, судопроизводства, создано министерство по делам торговли. В 1905 г. была отменена система государственных экзаменов, альтернативой которой стала сеть начальных, средних и высших учебных заведений. В Китай вернулись бежавшие из него несколько лет назад реформаторы; причем основное знамя преобразований поднял теперь Лян Ци‑чао, призвавший страну к осознанию чувства национальной общности, к пробуждению в народе гражданских чувств. И эти призывы находили свой отклик. Китай стремительно радикализировался. Образованная молодежь, немалая часть которой получала образование за границей, прежде всего в быстро развивавшейся Японии, была настроена весьма патриотично, ее буквально переполняли гражданские чувства, звавшие на борьбу за возрождение родины, за ее будущее. Страна была. накануне новых важных событий.

Причины боксёрского восстания коренились в экономико-политическом противостоянии Китая и великих держав того времени, но в религиозном аспекте восстание выразилось во всеобщем протесте китайцев против иноземных религий, прежде всего, против христианства. Следует отметить, что и сами западные миссионеры иногда вели себя не лучшим образом в отношении китайцев, проявляя высокомерие и корыстолюбие, презрение и жестокость к местному населению. Поэтому восставшие относились к христианским проповедникам так же, как и к прочим иностранцам, то есть как к разорителям Китая, а к китайским христианам - как к предателям. Название восстания было дано европейцами по его эмблеме - сжатому кулаку.

Июнь года дал китайской земле первых православных мучеников. “Из 1000 человек православной паствы Русская Духовная миссия потеряла 300 человек; некоторые из них отреклись от Православия, но другие, в числе 222, явились святыми исповедниками и мучениками за веру Христову” . Приведем описания подвига некоторых из них со слов тогдашнего Начальника Духовной миссии архимандрита, впоследствии митрополита Иннокетия, и архимандрита Авраамия:

“Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине было 11 июня г. Еще накануне по всем улицам были расклеены прокламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелится их укрывать. В ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, появившись во всех частях Пекина, нападали на христианские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие, в ужасе перед истязаниями и смертью, отрекались от православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедывали Христа. Страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах. Розыски и истребление христиан продолжались и все последующие дни восстания. По истреблении жилищ христиан, их самих выводили за городские ворота в языческие кумирни боксеров, где производили им допрос и сжигали на кострах. По свидетельству самих язычников-очевидцев, некоторые из православных китайцев встречали смерть с изумительным самоотвержением. Православный катехизатор Павел Ван (нужно отметить, что как русская, так и английская транскрипция китайских имен далека от единообразия, и имена китайских новомучеников иногда встречаются в совершенно непохожем виде) умер мученически с молитвой на устах. Учительница миссионерской школы Ия Вэн была мучима дважды. В первый раз боксеры изрубили ее и полуживую забросали землей. Когда она очнулась, ее стоны услышал сторож (язычник) и перенес ее в свою будку. Но через несколько времени боксеры вновь схватили ее и на этот раз замучили до смерти. В обоих случаях Ия Вэн радостно исповедала Христа перед своими мучителями...

Среди пострадавших за Иисуса Христа были албазинцы. Климент Куй Лин, Матфей Хай Цюань, брат его Вит, Анна Жуй, и многие другие, не боясь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28), без страха встретили мучения и смерть за Спасителя мира, моля Бога о просвещении гонителей и о прощении им грехов...

Среди мучеников и исповедников Христовых из китайцев особо славен священник Митрофан Цзи-Чун со всею своею семьею. Он родился в г. и 25 лет от роду принял посвящение в сан от рук Японского Епископа Николая... Митрофан был человек смирного характера, очень осторожный и молчаливый, миролюбивый и незадорный; когда случалась хотя бы и очень тяжелая обида, он не старался оправдывать себя. Он не хотел принимать священного сана и постоянно отказывался, говоря: “Малоспособный и малодобродетельный человек как осмелится принять этот великий сан?” Но, понуждаемый архимандритом Флавианом и убеждаемый учителем, повиновался, хотя и знал, что с принятием священства конец его не будет благоприятен. При арх. Флавиане свящ. Митрофан был ему помощником в переводе и проверке книг (речь идет о переводах богослужебных книг на китайский язык, выполнявшихся членами Русской Духовной Миссии; вместе с церквами боксеры сожгли и типографию, уничтожили шрифты и наборные доски). В продолжении пятнадцати лет он неутомимо служил Богу, терпя и от своих, и от внешних много обид и оскорблений, и наконец впал в тихое помешательство. После этого он более трех лет жил вне ограды Миссии, получая половину прежнего жалования. Во всю свою жизнь свящ. Митрофан не был любостяжательным, а многие злоупотребляли этим.

В г. 1 июня вечером здания Миссии были сожжены боксерами. Многие христиане, укрываясь от опасности, собрались в доме священника Митрофана. Среди собравшихся были и прежние недоброжелатели о. Митрофана, но он не гнал их. Видя, что некоторые малодушествуют, он укреплял их, говоря, что наступило время бедствий, и трудно избежать их. Сам он по нескольку раз в день ходил смотреть на сожженную церковь. 10-го июня вечером, часу в десятом, солдаты и боксеры окружили жилище о. Митрофана. В это время там было человек до семидесяти христиан; более сильные из них убежали, а о. Митрофан и многие другие, преимущественно женщины и дети, остались и были замучены. О. Митрофан сидел на дворе перед домом; боксеры искололи ему грудь, как соты, и он упал под финиковым деревом.

Соседи оттащили его тело на место, где была богадельня Миссии. Потом о. иеромонах Авраамий подобрал тело о. Митрофана, и в г., когда в первый раз совершался праздник в честь мучеников, оно вместе с другими положено было в храме мучеников под алтарем. На месте, где был замучен о. Митрофан в 1920-е г.г. поставлен крест, и в праздник мучеников туда заходит крестный ход и там совершается поминовение.

В семействе о. Митрофана были жена Татьяна из фамилии Ли, и три сына: старший Исаия, Сергей, и Иван. 10 июня вечером Татьяна спаслась от боксеров при помощи невесты своего сына Исаии, но на другой день, 11 числа утром, и вместе с другими, всего 19 человек... казнена была через отсечение головы на месте, где теперь “Треугольник” - богадельня для нищих. Исаия, 23 лет, служил в артиллерии. 7 июня боксеры казнили его через отсечение головы на большой улице около ворот Пин-цэ-мынь, так как раньше известно было, что он христианин. Мария, 19 лет, невеста Исаии, за два дня до боксерского погрома пришла в дом о. Митрофана, желая умереть в семье своего жениха... Сергей, сын о. Митрофана, трижды пытался убедить ее скрыться, но она отвечала: “Я родилась около церкви Пресвятой Богородицы, здесь и умру”, и осталась на месте, где была церковь. Вскоре пришли туда солдаты и боксеры, и она мученически скончалась, почитая смерть отшествием в место блаженного упокоения.

Ивану было тогда 8 лет. 10 июня вечером, когда убили его отца, боксеры разрубили ему плечи и отрубили пальцы на ногах; нос и уши были отрезаны. Невесте брата его Исаии удалось спасти его от смерти, и она спрятала его в отхожем месте. На вопрос людей, больно ли ему, он отвечал, что страдать за Христа не больно. Мальчишки издевались над ним... Иван просил у соседей воды, но они не только не дали ему, но и прогнали. Протасий Чан и Иродион Сюй, тогда еще не крещеные, свидетельствуют, что они видели этого мальчика с израненными плечами и ногами; раны были в вершок глубины, но он не чувствовал боли и, будучи опять взят боксерами, не обнаруживал страха и спокойно шел. Один старик выражал о нем сожаление, говоря: “Чем виноват мальчик? вина родителей, что он стал дьявольским последователем”. Другие поднимали его на смех и поносили, или просто бросали на него презрительные усмешки. Так он был веден, как агнец на заклание”.

В те дни приняли мученичество и инославные христиане. Погибло до 30 тыс. католиков и 2 тыс. протестантов; из 2500 протестантских миссионеров было убито 134, т.е. около 5 процентов. Как дань их памяти, приведем рассказ очевидца событий 9 июля г. у губернаторского дворца в Тайюане при большом стечении народа:

“Первым вывели мистера Фартинга, баптистского миссионера из Англии. Жена рвалась за ним, но он мягко отстранил ее и, сопровождаемый солдатами, пошел вперед и опустился на колени, не произнося ни слова. Голова его отлетела в сторону от одного удара тесака. За ним последовали мистер Ходдл, мистер Бэйнон, доктор Ловитт и доктор Уилсон; каждый был обезглавлен с первого удара. Но тут губернатор Ю Шин потерял терпение и приказал, чтобы охрана, вооруженная длинными саблями, помогла убить остальных. Следующими были мистер Стоукс, мистер Симпсон, и мистер Уайтхауз.

Когда с мужчинами было покончено, дошла очередь до женщин. Миссис Фартинг вела за руку двух детей, крепко прижимавшихся к ней, но солдаты развели их и с одного удара обезглавили мать. Палач отрубил головы детям, вполне проявив при этом свое мастерство; солдаты же оказались куда менее ловкими, и некоторые женщины, прежде чем умереть, получали удар за ударом. Миссис Ловитт была в очках; она держала за руку сына, когда ей рубили голову. Она говорила: “Мы все прииехали в Китай чтобы передать вам добрую весть о спасении через Иисуса Христа; мы не сделали вам ничего плохого. За что же вы нас?” Солдат забрал у нее очки и убил ее.

Когда разделались с протестантами, вывели католиков. Епископ, седой старик с длинной бородой, спросил губернатора, почему он устроил такое злодейство. Ответил ли ему губернатор, я не слыхал, но видел, как он вытащил саблю и наотмашь разрубил старику лицо: кровь ручьем лилась у него по бороде, когда ему рубили голову.

Сразу вслед за ним обезглавили священников и монахинь. Потом привели мистера Пигготта и его спутников из близлежащей окружной тюрьмы. Он все еще был в наручниках, как и мистер Робинсон. Он говорил, обращаясь к окружающим, вплоть до последней секунды, когда его обезглавили с одного удара. Мистер Робинсон принял смерть совершенно спокойно. Когда отрубили голову миссис Пигготт, она еще держала за руку сына: его убили тотчас вслед за ней. Потом убили остальных женщин, и еще двух девочек.

Всего в тот день обезглавили 45 европейцев; из них было 33 протестанта и 12 католиков. Изрядное число христиан-китайцев тут же разделили их участь. Успело стемнеть, пока дело было сделано, и тела оставили на месте до утра. За ночь их раздели, сняли часы и кольца. Наутро их вытащили к Южным Воротам, а головы в клетках выставили на городской стене. Все кругом удивлялись твердости и спокойствию иностранцев: ни у кого, кроме двух-трех малолетних детей, не было видно ни страха, ни слез”.

Восстание «ихэтуаней» - годов, антихристианское по своей сути, привело к появлению первых китайских мучеников-христиан: как католиков, так и православных. В году Русская Православная Церковь прославила в лике местночтимых святых 222 китайских мученика, пострадавших во время этого восстания. Сонм мучеников китайских возглавил священномученик Митрофан Цзи, первый православный китайский пастырь, принявший благодать священства при поставлении выдающимся русским миссионером, равноапостольным Николаем Японским. В память их установлено было совершать в день начала избиения христиан в Пекине, 11 июня (24 июня по новому стилю). Позже на месте их погребения была выстроена церковь.

Восстание «ихэтуаней» было рубежом для истории Православия в Китае. На крови святых мучеников возросла Православная Церковь в Поднебесной Империи. В году в Китае насчитывалось уже 32 православных храма, прихожанами которых были 6000 китайских христиан. Православная Церковь открывала миссионерские станы по всей территории Китая, как в городах, так и в глухих уголках провинций, занималась переводами, благотворительностью, создавала систему православного образования, книгоиздательством.

На месте подвига святых мучеников Боксерского восстания в Пекине установлен крест. День их памяти отмечается в православных календарях.

См. также

Первые христианские мученики из православных китайцев. “За Церковь”, 1936

Полуколониальное положение Китая, разграбление его иностранцами, голод и эпидемии привели к концу XIX века к кровавому восстанию, которое было направлено против засилья европейских держав.

В течение XIX века Цинская империя попала под полный контроль европейцев. Сильно отставая в технологическом развитии. Китай не мог противостоять европейской экспансии и прямому военному вторжению. В результате, проиграв несколько войн, к концу столетия Цинская империя была поделена на сферы влияния между Великобританией (провинции вдоль реки Янцзы, Бирма и Гонконг), Францией (южные провинции и о. Хайнань), Германией (рудники провинции Шандунь) и Россией (вся Маньчжурия). К европейцам присоединилась Япония, контролировавшая провинцию Фуцзянь.

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОССТАНИЯ

Экономическое положение Цинской империи было ужасным. Китай был повязан множеством неравных договоров, не позволявших использовать собственные порты, вести самостоятельную внешнюю политику и торговлю. Опиум и многочисленные миссионеры ослабляли национальный дух и способствовали дальнейшему порабощению китайцев.

Дешевые иностранные товары приводили к массовому разорению кустарного производства, в результате чего миллионы ремесленников оказывались без средств к существованию.

Строительство железных дорог, организация почтово телеграфной связи приводили к тому, что без средств остались представители традиционных видов транспорта и связи: лодочники, возчики, носильщики, погонщики, охранники и смотрители посыльных служб. При строительстве дорог уничтожались поля, разрушались дома, сносились кладбища. Положение простых китайцев с каждым днем становилось все хуже. А вместе с этим росла их ненависть к иностранцам.

Все это усугублялось засухой и эпидемией холеры, которая случилась в северных провинциях Китая.

«СВЯЩЕННЫЕ ОТРЯДЫ»

К концу 1890-х годов в северных провинциях стали стихийно возникать и активно действовать боевые отряды. Именовали они себя: «Ихэцюань» («Кулак во имя справедливости и согласия»), «Ихзтуань» («Отряды справедливости и мира»), «Иминьхуэй» («Союз справедливых»), «Дадаохуэй» («Союз больших мечей») и т. д. Когда сопротивление перекинулось на северо-восточные провинции, самыми распространенными названиями отрядов стали «Ихэцюань» и «Ихэтуань». Ихзтуани называли себя «священными отрядами».

Всех их объединяла ненависть к иностранцам, главным образом к миссионерам, а также к китайцам-христианам. Члены отрядов соблюдали традиционные религиозно-мистические ритуалы, регулярно занимались боевыми искусствами (цюань), напоминавшими европейцам кулачный бой, за что впоследствии и были прозваны англичанами «боксерами».

Отряды пополнялись обедневшими крестьянами, разорившимися ремесленниками, транспортными рабочими и демобилизованными солдатами. Не оставались в стороне женщины и подростки.

Тем не менее группы ихэтуаней не имели общего руководства и были плохо организованы. Имели место случаи грабежей местного населения и мародерство.

Первые столкновения с китайскими и иностранными войсками начались в ноябре 1897 года. К лету 1898-го появились первые жертвы среди мирного населения и к концу года ситуация полностью вышла из-под контроля местных властей.

К концу 1898 года в волнениях принимало участие более 25 тыс. человек. Восстание начало перекидываться на соседние провинции.

2 ноября 1899 года лидер движения ихэтуаней Чжан Саньдуо «принес жертву знамени» и официально объявил о начале восстания против династии Цин и иностранцев, хотя де-факто оно началось еще в 1898 году.

Численность восставших быстро росла: в 1899 году их количество оценивалось в 40 тыс. человек, а к июню 1900 года уже в 150 тыс. Ихэтуани с неоправданной жестокостью вырезали христианских проповедников, европейцев, китайцев, принявших христианство. Отряд уничтожали железнодорожные станции, телеграфные линии, мосты, учреждения и жилища иностранцев.

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ИМПЕРАТРИЦЫ

Несмотря на неспособность китайского правительства противостоять засилью иностранных держав, оно справедливо опасалось реакции на начавшееся истребление иностранцев и уничтожение их собственности. Были предприняты попытки подавить восстание силой. Между повстанцами и китайской армией постоянно возникали столкновения. Однако, после того как принц Дуань-ван — главный советник китайской императрицы Цы Си — обратил ее внимание на хорошую бойцовскую подготовку отрядов повстанцев, на которую династия могла опереться в борьбе с европейцами, отношение к ихэтуаням со стороны властей изменилось. 28 мая 1900 года Цы Си выпустила указ о поддержке восстания. За убитых иностранцев были назначены награды. 9 июня председателем кабинета министров был назначен ярый сторонник ихэтуаней принц Дуань-ван. Императрице Цы Си поднесли сфальсифицированный доклад о том, что иностранные державы собираются ее низложить и вернуть власть императору Гуансюю, которого она отстранила от дел. В результате 21 июня 1900 года императрица Цы Си объявила войну Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, Японии, США и России.

После объявления Цинской Империей войны мировым державам ихэтуани официально были объявлены «йиминами» (чистосердечными людьми) и зачислены в милицию под общим командованием принца Гуна.

К июню разрозненные отряды стали стягиваться к Пекину и Тяньцзиню. 11 июля 1900 года основные группы ихэтуаней вошли в священную столицу Цинской империи. Началось объединение повстанцев с армией Дун Фусяна. Было принято решение вооружить и обучить ихэтуаней для отпора иностранцам.

Императрица Цы Си была довольна успехами отрядов — многие чужеземцы бежали. Казалось, еще немного, и ихэтуани совместно с армией изгонят из страны всех иностранцев.

ПЕКИН В ОГНЕ

Между тем в Пекине начались грабежи и погромы. Опьяненные безнаказанностью ихэтуани убивали не только иностранцев и китайских христиан, но даже китайцев, у которых обнаруживали европейские вещи: часы, спички, электрические лампы. Убивали и грабили и просто зажиточных пекинцев. Были перерезаны все телеграфные и электрические линии в столице и окрестностях. Железнодорожные пути разворочены, а станция сожжена. На пекинских улицах были убиты германский посланник Кеттелер и японский советник Сугияма.

900 иностранцев и около 2800 китайцев-христиан укрылись в укрепленном Посольском квартале, осада которого продолжалась с 20 июня по 14 августа, когда уланы Бенгальского полка совместно с осажденными сняли блокаду. За 55 дней осады погибло 68 иностранцев — 55 солдат и офицеров, 13 гражданских.

Не лучше обстояли дела в провинциях. Сотни иностранцев, в том числе русских, оказались в осадном положении. Так бои в Тяньцзине шли круглосуточно. Потери русского отряда составили более 200 человек убитыми и ранеными. В Дундинане ихэтуани сожгли храм и школу русской православной миссии. В Мукдене — уничтожили здания больницы и школы. Бунтовщики разрушали полотно КВЖД, убивали железнодорожных рабочих и инженеров. Китайская артиллерия обстреливала Благовещенск. Был блокирован Харбин.

Отряды ихэтуаней формально подчинялись нескольким принцам, а общее командование осуществлял принц Гун. Но реально повстанцы подчиняться им не хотели, т. к. те не были «посвященными», да и не могли, по причине слабой организации. Увязнув в убийствах и грабежах ихэтуани и китайская армия упустили время для решительных действий.

ИНТЕРВЕНЦИЯ

Еще в мае 1900-го для защиты своих подданных на рейд порта Дагу собирается международная эскадра европейских стран. 10 июня русские войска под командованием вице-адмирала Е. Алексеева были направлены в провинцию Чжили для подавления восстания. Сводный англо-американский отряд адмирала Е. Сеймура (2 тыс. моряков и морских пехотинцев) двинулся на Пекин для обеспечения безопасности европейцев, но не дошел до столицы, остановленный восставшими. Взятие Пекина ихэтуанями заставило мировые державы действовать быстро и согласовано. Формируется альянс восьми стран: Англии, Франции, США, Японии, России, Италии, Германии и Австро-Венгрии. 4 августа экспедиционный корпус численностью до 20 тыс. человек под командованием русского генерала Николая Линевича, составленный из российских, британских, американских, японских, французских войск, двинулся на Пекин, 14 августа, взорвав ворота Тянанмынь, русские и американские войска ворвались в китайскую столицу. Уличные бои шли двое суток. В захваченном Пекине союзники устроили массовый грабеж.

Императрица Цы Си бежала на запад, в Сиань. 9 сентября она издает указ о беспощадной расправе с «ихэтуанями», доведшими страну до кровопролития и иностранной интервенции.

Несмотря на поражение в Пекине, ихэтуани продолжают активно сопротивляться. Только в октябре 1900-го русским войскам удается полностью очистить от них все крупные города Маньчжурии.

В начале 1901 года уцелевшие ихэтуани объединились в «Армию честности и справедливости». После многочисленных боев в провинциях Ляонин и Хэйлунцзян армия была разгромлена в декабре 1901 то русскими войсками. Это ознаменовало окончание «Боксерского восстания» — восстания ихэтуаней. Последние ихэтуани были ликвидированы к концу 1902 года.

Результатом восстания стало ухудшение положения Китая. В сентябре 1901 года китайское правительство подписало очередной неравный договоре 11 державами, названный «Боксерским протоколом». Договор,
в частности, обязывал казнить всех лидеров повстанцев, запрещал все организации религиозного толка и направленные против иностранцев, китайским властям запрещался самостоятельный сбор налогов. Кроме того, запрещалось в течение двух лет ввозить в страну оружие и боеприпасы.

К выплате была назначена огромная контрибуция — 450 млн лян серебра (из расчета 1 лян — на каждого жителя Китая). 1 лян — 37,3 г — по обменному курсу 1902 года около двух рублей серебром.

Россия получала 29 % репараций, Германия — 20 %, Франция — 15,75 %, Британия — 11,25 %, Япония — 7,7 %, США — 7,3 %, оставшаяся сумма была разделена между остальными государствами-членами коалиции.

2903

Учебник истории склонен преподносить события во фрагментарном формате. Последовательные параграфы делят историческую панораму на разрозненную информацию, отдельно описывая внешнюю политику, внутреннюю социально-экономическую обстановку, а величайшие достижения в культурной сфере обозначаются сухим перечислением. В итоге запоминаются несколько фактов из собственной истории, зачастую без дат и имен, но с четким пониманием - кто друг, а кто враг.

Собрать отдельные фрагменты в общую картину непросто. Но необходимо, чтобы объективно понимать логику исторического движения и подтекст ежедневных новостей. Приумножая научные знания, развивая художественные традиции, создавая мировые религии, человек за десятки тысяч исторических лет так и не научился жить без войны. могла бы стать символом человеческого гения созидания во имя войны.

Ихэтуаньское восстание

Конец XIX века окончательно соединил планету единым экономическим узлом. И взмах крыльев «финансовой бабочки» на лондонской бирже, породил крестьянские волнения в северной части китайских земель. Одна бедная провинция смогла втянуть в военный конфликт половину мира. Как такое возможно? Причин несколько (внешние, внутренние, стихийные):

1. Европейская колониальная экспансия. Промышленное развитие западной части света требовало новых рынков и источников прибыли. Эти проблемы решались за счет «цивилизационных коллег», не успевающих за техническим прогрессом. Проникновение в традиционный уклад китайского общества многочисленных европейских представителей, которые относились без уважения к местной культуре и традициям, вызывало заслуженную неприязнь со стороны коренного населения. Особенно тяжело изменения переживали жители северных провинций, где ускоренное строительство железных дорог и фабрик оставило без работы тысячи людей ручного труда. Дороги прокладывались по засеянным полям, жилым домам и деревенским кладбищам. Традиционная китайская промышленность разрушалась, избытком европейских, японских и американских промышленных товаров.

2. Поражение Китая в Первой опиумной войне 1842 г. Подписание унизительного договора, сделало Поднебесную империю западной полуколонией, неспособной вести самостоятельную политическую линию. Неуважительное отношение иностранцев усугублялось нерешительной внутренней политикой. Династия Цынь, создавшая и сохранившая многие архитектурные , не смогла уберечь свой народ от международной экспансии.

3. Засуха. Несколько неурожайных лет подряд и вспышка эпидемии холеры стали последней точкой. В народе все бедствия связывали с появлением «заморских дьяволов».

В таких условиях начали формироваться многочисленные повстанческие отряды: Ихэтуань, Ихэцюань, Иминьхуэй, Дадаохуэй и др. Борьба с иноземцами быстро достигла северо-восточных провинций. Члены отряда считали себя справедливыми войнами и священными борцами. Всех членов отряда объединяла ненависть к иностранцам.

Вскоре «Ихэтуань» стало общим названием для всего освободительного движения. Ряды его быстро пополнялись десятками тысяч беднейших крестьян, ремесленников, демобилизованных солдат, а также женщин и подростков. Народное ополчение имело свой устав, в котором были прописаны нормы правильного поведения для настоящего ихэтуаньца. Многие борцы соблюдали специфические религиозно-мистические ритуалы. Главные цели участников восстания корректировались на протяжении всей войны, но большинство склонялось к трем основным задачам:

1. Спасти страну от европейских захватчиков.

2. Изгнать или уничтожить всех иноверцев, включая китайцев-христиан.

3. Низложение династии Цын.

Дословный перевод отряда честности и справедливости - Ихэтуань - отряд и кулак. Трудности перевода трансформировали слово «кулак» в «бокс», что дало Ихэтуаньскому восстанию второе название - «Боксерское».

Провал реформ императора Гуансюя, породил недовольство в правящих кругах, которые поддержала вдовствующая императрица Цыси. Сегодня это имя известно, благодаря ее великолепной резиденции - , построенный задолго до описанных событий, но расцвет его пейзажной архитектуры обязан именно ей.

Основные события 1897–1902 гг.

Ноябрь 1897. На местах начинаются столкновения недовольных жителей с китайской армией и иностранными войсками, которые разоряют население, порой опустошая целые провинции.

Июнь 1898. Чиновники на местах уже не справляются с масштабом ситуации. Весь север страны вышел из-под контроля.

2 ноября 1899. Лидер движения ихэтуаней призвал всю страну к борьбе с оккупантами и династией Цин. Именно этот день считается началом Ихэтуаньского восстания. Количество борцов за свободу достигло порядка 100 000 человек.

Зима 1900. Масштаб движения и неопределенность во власти, вынуждают дипломатов и многочисленных миссионеров просить о военном подкреплении.

Май 1900. Ихэтуани сожгли несколько зданий, принадлежащих русской православной миссии. В ответ на антихристианские действия, Российская империя усиливает свое военное присутствие в Китае.

Июнь 1900. Ихэтуаньцы вошли в . Расправу над иностранными оккупантами, поддержала китайская армия. Западная пресса долго писала о бесчеловечных и беспричинных убийствах мирных христиан.

Август 1900. Коалиционные войска взяли Пекин. Самый большой дворцовый комплекс в мире - - стал жертвой боксерского восстания. Помимо бесчисленных человеческих жертв, пострадало художественное наследие мирового значения.

7 сентября 1901. Подписание «Боксёрского протокола» между китайским правительством и 11 странами.

Декабрь 1901. Российская армия уничтожила остатки отряда «честности и справедливости» в Маньчжурии, что считается окончанием народного сопротивления.

Императрица Цыси покинула столицу накануне штурма, бежав в город Сиань, более известный как место захоронения великого императора Шихуанди и его непревзойденной . Вслед за правительницей отступила армия, сдав Пекин без боя.

Ихэтуаньское восстание было подавлено, жизнь китайского народа значительно ухудшилась. Поднебесную империю обязали выплатить контрибуцию, казнить всех повстанцев и установили ряд военных ограничений. Еще до заключения мирного договора, начались раздоры в союзническом лагере, что создало предпосылки для русско-японской войны 1904 г.

Традиционная закрытость восточного общества, бережное отношение к своему культурному наследию, несравнимое трудолюбие помогли сохранить великий . Уникальная страна, существующая со времен Древнего Мира, смогла занять лидирующие позиции в век высоких технологий, благодаря своей мудрости.

Проведя ряд военных реформ и изменений в сфере образования, великая восточная империя смогла победить врага и восстановить свои позиции в регионе. Тысячелетняя история Китая знала много захватчиков и войн, но всегда восстанавливалась, потому что умела следить за полетом бабочки.