Традиционные жилища разных народов. Конспект непосредственной образовательной деятельности «Жилища разных народов


Как и все живые существа, обладающие способностью передвижения, человек нуждается во временном или постоянном убежище или жилище для сна, отдыха, защиты от непогоды и нападения зверей или других людей. Поэтому заботы о жилище, наравне с заботами о пище и одежде, должны были, прежде всего, волновать ум первобытного человека. В очерках первобытной культуры мы говорили, что уже в каменном веке человек пользовался не только пещерами, дуплами деревьев, расселинами скал и т. п. естественными убежищами, но и выработал разнообразные типы построек, которые мы можем видеть у современных народов на всех ступенях культуры. С тех времен, когда человек получил способности добывать металлы, его строительная деятельность быстро пошла вперед, облегчая и обеспечивая другие культурные достижения.

«Если подумать о гнездах птиц, о плотинах бобров, о помостах на деревьях, делаемых обезьянами, то вряд ли окажется возможным предполагать, что человек был когда-либо неспособен устраивать себе приют того или иного рода» (Э. Б. Тейлор, «Антропология»). Если он не всегда его устраивал, то потому, что, переходя с места на место, мог найти пещеру, дупло или другое естественное убежище. Южно-африканские бушмены живут и в горных пещерах, и устраивают себе временные шалаши. В отличие от животных, способных только к одному виду построек, человек создает, в зависимости от местных условий, постройки различного типа и постепенно их совершенствует.

Так как прародина человека находилась в тропической области, то там и появилась первая человеческая постройка. Это был даже не шалаш, а навес или ширма из двух воткнутых в землю кольев с поперечной перекладиной, к которой прислонялись с наветренной стороны древесные ветви и громадные листья тропических пальм. С подветренной стороны навеса горит костер, на котором готовится пища, и около которой греется семья в холодную погоду. Такие жилища устраивают себе ходящие совершенно голыми туземцы центральной Бразилии и австралийцы, а иногда и современные охотники в северных лесах. Следующим шагом в устройстве жилища является круглый шалаш из воткнутых в землю веток с густой листвою, связанных или переплетенных верхушками, образующими над головою род крыши. Наши круглые садовые беседки, крытые ветвями, имеют большое сходство с таким шалашом дикарей.

Некоторые из бразильских индейцев вкладывают в работу уже больше искусства, так как делают из связанных верхушками молодых деревьев или воткнутых в землю шестов остов, который затем покрывают большими пальмовыми листьями. Такие же шалаши устраивают и австралийцы в случае продолжительной стоянки, покрывая остов из ветвей корой, листьями, травой, иногда даже накладывают дерн или обмазывают шалаш снаружи глиной.

Таким образом, изобретение и постройка круглого шалаша - дело нехитрое и доступное для самых отсталых народов. Если бродячие охотники переносят с собой шесты и покрышку шалаша, то он превращается в палатку, которую более культурные народы покрывают шкурами, войлоком или парусиной.

Круглый шалаш так тесен, что в нем приходится только лежать или сидеть на корточках. Важным усовершенствованием явилась постановка шалаша на столбы или стены из переплетенных ветвей и земли, т. е. постройка круглых хижин, какие в древние времена были в Европе, встречаются и теперь в Африке и других частях света. Чтобы увеличить вместимость круглой хижины, внутри ее выкапывали яму. Это копание внутренней ямы надоумило устраивать стены шалаша из земли, и он превратился в землянку с конической плоской крышей из древесных стволов, хвороста, дерна и даже камней, которые накладывались сверху для защиты от порывов ветра.

Крупным шагом в строительном искусстве была замена круглых хижин четырехугольными деревянными домами, стены которых были гораздо прочнее земляных стен, легко размываемых дождями. Но сплошные деревянные стены из горизонтально положенных бревен появились не сразу и не везде; их постройка стала возможной только при наличности металлических топоров и пилы. Долгое время стены их делались из вертикальных столбов, промежутки между которыми заполнялись дерном или переплетенными прутьями, иногда промазанными глиною. С целью защиты от людей, зверей и разливов рек, стали появляться знакомые уже читателям постройки на столбах или на сваях, какие и теперь встречаются на о-вах Малайского архипелага и во многих других местах.

Далее, усовершенствованием человеческого жилья явились двери и окна. Дверь долго остается единственным отверстием первобытного жилища; позже появляются световые отверстия или окна, в которых и теперь во многих местах применяется вместо стекла бычачий пузырь, слюда, даже лед и т. п., а иногда они только затыкаются на ночь или в дурную погоду. Очень важным усовершенствованием было внесение очага или печи внутрь дома, так как очаг не только позволяет поддерживать в жилище желательную температуру, но сушит и вентилирует, делая жилище более гигиеничным.

Типы жилищ культурных народов: 1) дом древнего германца; 2) жилище франков; 3) японский дом; 4) египетский дом; 5) этрусский дом; 6) древнегреческий дом; 7) древнеримский дом; 8) старинный французский дом; 9) арабский дом; 10) английский особняк.

Типы деревянных построек разных времен и народов чрезвычайно разнообразны. Не меньшим разнообразием и еще большим распространением отличаются постройки из глины и камня. Деревянный шалаш или хижину построить легче, чем каменную, и, вероятно, каменная архитектура возникла из более простой деревянной. Стропила, балки и колонны каменных зданий, несомненно, скопированы с соответствующих деревянных форм, но, разумеется, на этом основании нельзя отрицать самостоятельного развития каменной архитектуры и все в ней объяснять подражанием.

Первобытный человек пользовался для жилья естественными пещерами, а затем стал устраивать себе искусственные пещеры там, где залегали мягкие горные породы. В южной Палестине сохранились целые древние пещерные города, высеченные в толще скал.

Искусственные пещерные жилища до сих пор служат приютом для человека в Китае, северной Африке и др. местах. Но такие жилища имеют ограниченную область распространения и появляются там, где человек уже обладал довольно высокой техникой.

Вероятно, первое каменное жилище было такое же, какие встречаются у австралийцев и в некоторых других местах. Австралийцы строят стены своих хижин из подобранных на земле камней, ничем не связанных между собою. Так как не везде можно найти подходящий материал из необделанных камней в виде плит слоистых горных пород, то человек стал скреплять камни глиною. Круглые хижины из необтесанных камней, скрепленных глиною, и теперь встречаются в северной Сирии. Такие хижины из необделанных камней, а также слепленные из глины, речного ила и грязи вместе с тростником и были началом всех последующих каменных построек.

С течением времени камни стали обтесывать, чтобы их можно было приладить один к другому. Очень важным и крупным шагом в строительном деле была обтеска камней в виде прямоугольных каменных плит, которые укладывались правильными рядами. Высшего совершенства такая обтеска каменных глыб достигла в древнем Египте. Цемент для скрепления каменных плит долго не употреблялся, да и не был нужен, настолько хорошо эти плиты прилегали друг к другу. Цемент, однако, давно стал известен и древнему миру. Римляне употребляли не только обыкновенный цемент из извести и песка, но и водоупорный цемент, к которому прибавлялся вулканический пепел.

В странах, где было мало камня, и был сухой климат, очень распространены постройки из глины или грязи, смешанной с соломою, так как они дешевле и даже лучше деревянных. Высушенные на солнце кирпичи из жирной глины, смешанной с соломою, известны были на Востоке со времен глубокой древности. Постройки из таких кирпичей и теперь широко распространены в сухих областях Старого Света и в Мексике. Обожженные кирпичи и черепица, необходимые для стран с дождливым климатом, были позднейшим изобретением, усовершенствованным древними римлянами.

Каменные постройки покрывались первоначально тростником, соломою, деревом, остов крыши и теперь делается из дерева, деревянные балки только в наше время стали заменять металлическими. Но уже давно люди додумались до устройства сперва ложных, а затем истинных сводов, В ложном своде каменные плиты или кирпичи кладутся в виде двух лестниц до тех пор, пока верхи этих лестниц не сойдутся настолько, что их можно покрыть одним кирпичом; такие ложные своды делают дети из деревянных кубиков. Подобие ложных сводов можно видеть в египетских пирамидах в развалинах зданий Центральной Америки и в храмах Индии. Время и место изобретения истинного свода неизвестно; древние греки его ни употребляли. Его ввели в употребление и довели до совершенства римляне: от римских мостов, куполов и зал со сводами произошли все позднейшие постройки этого рода. Жилище человека служит дополнением к одежде и так же, как и одежда, зависит от климата и географической среды. Поэтому в различных областях земного шара мы находим преобладание различных типов жилища.

В областях с жарким и сырым климатом, населенных голыми, полуголыми или одетыми в легкую одежду людьми, жилище предназначается не столько для тепла, оно играет роль защиты от тропических ливней. Поэтому жилищем здесь служат легкие шалаши или хижины, крытые соломой, бамбуком, тростником и пальмовыми листьями. В жарких и сухих областях пустынь и полупустынь оседлое население живет в глиняных домах с плоской земляной крышей, хорошо защищающих от солнечного зноя, а кочевники в Африке и Аравии живут в шатрах или палатках.

В более или менее влажных местностях со средней годовой температурой от 10° до + 20°Ц. в Европе и Америке преобладают тонкие стенные каменные дома, крытые соломой, камышом, черепицей и железом, в Корее, Китае и Японии - тонкостенные деревянные дома, крытые большею частью бамбуком. Интересной разновидностью последней области являются японские дома с подвижными внутренними перегородками и наружными стенами из циновок и рам, которые могут отодвигаться, открывая доступ воздуху и свету и предоставляя возможность обитателям выпрыгнуть на улицу в случае землетрясения. В тонкостенных домах европейско-американского типа рамы одиночные, печи отсутствуют или заменяются каминами, а на китайско-японском востоке - грелками и жаровнями. В сухих местностях этой области оседлое население живет в таких же каменных домах с плоскими крышами, как и в сухих тропических странах. Шалаши здесь применяются весной, летом и осенью. Кочевники живут здесь зимой в землянках, а летом в войлочных кибитках или юртах, остов которых делается из дерева.

В областях со средней годовой температурой от 0° до +10° Ц поддержание теплоты в жилище играет решающую роль; поэтому кирпичные и деревянные дома здесь толстостенные, на фундаменте, с печами и двойными рамами, с засыпкой потолка сверху слоем песка или глины и с двойным полом. Крыши кроются соломой, тесом и дранкой (гонт), толем, черепицей и железом. Область толстостенных домов с железными крышами является также областью городских многоэтажных домов, крайним выражением которых служат американские «небоскребы» в десятки этажей. Кочевники полупустынь и пустынь здесь живут в землянках и войлочных юртах, а бродячие охотники северных лесов в шалашах, крытых оленьими шкурами или берестой.

Полоса с более низкой годовой температурой характеризуется на юге теплыми зимними деревянными домами, крытыми тесом, а севернее, в области тундр, у полярных кочевников и рыболовов - переносными шатрами или чумами, крытыми оленьими, рыбьими и тюленьими шкурами. Некоторые полярные народы, напр., коряки, зимой живут в вырытых в земле и обложенных внутри бревнами ямах, над которыми возводится крыша с отверстием, которое служит для выхода дыма и для входа и выхода в жилище по постоянной или приставной лестнице.

Кроме жилья, человек возводит разнообразные постройки для хранения запасов, для помещения домашних животных, для своей трудовой деятельности, для различных собраний и т. п. Типы этих сооружений чрезвычайно разнообразны, в зависимости от географических, хозяйственных и бытовых условий.

Жилища кочевников и бродячих охотников ничем не ограждаются, но с переходом к оседлости появляются заграждения около усадьбы, около участков, занятых культурными растениями или предназначающимися для загона или пастьбы скота.

Типы этих заграждений зависят от наличности того или иного материала. Они бывают земляные (валы, рвы и канавы), плетеные, жердевые, досчатые, каменные, из колючих кустарников и, наконец, из колючей проволоки. В гористых местностях, напр., в Крыму и на Кавказе, преобладают каменные стенки, в лесостепной полосе - плетни; в лесистых местностях с небольшими распаханными пространствами, ограждения устраиваются из жердей и кольев, а местами из валунов. К заграждениям относятся не только усадебные или сельские заборы, но и деревянные и каменные стены старинных городов, а также длинные укрепления, которые в былые времена воздвигались для защиты целых государств. Таковы были русские «сторожевые черты» (общее протяжение 3600 км), которые строились в XVI-XVII веках для защиты от татарских набегов, и знаменитая Китайская стена (закончена в V веке новой эры), длиною в 3300 км, защищавшая Китай со стороны Монголии.

Выбор места для человеческого жилья определяется, с одной стороны, природными условиями, т. е. рельефом, свойствами грунта и близостью в достаточном количестве пресной воды, а с другой - возможностью добывать в избранном месте средства к существованию.

Населенные пункты (отдельные дома и группы домов) располагаются обыкновенно не в низинах или котловинах, а на возвышениях, имеющих горизонтальную поверхность. Так, напр., в горных селениях и городах отдельные улицы по возможности располагаются в одной плоскости, чтобы избегнуть лишних подъемов и спусков; поэтому линии домов имеют дугообразную форму и соответствуют изогипсам, т. е. линиям равной высоты. В одной и той же горной долине гораздо больше поселений на том склоне, который лучше освещается солнцем, чем на противоположном. На очень крутых склонах (свыше 45°) человеческие жилища, за исключением пещерных, совсем не встречаются. Для человеческого жилья лучше всего супесчанная или легкая суглинистая почва. При устройстве жилья избегают почвы заболоченной, глинистой или слишком рыхлой (сыпучий песок, чернозем). В многолюдных поселениях недостатки почвы, препятствующие передвижению, устраняются посредством мостков, тротуаров и различного устройства мостовых.

Главной причиной, определяющей возникновение и распределение человеческих поселений, является пресная вода. Речные долины и берега озер бывают наиболее населены, а в междуречных пространствах жилища появляются там, где грунтовые воды имеют неглубокое залегание, и устройство колодцев и водоемов не представляет непреодолимых затруднений. Безводные пространства безлюдны, но быстро заселяются с устройством искусственного орошения. Из других причин, притягивающих человеческие поселения, важная роль принадлежит месторождениям полезных ископаемых и дорогам, в особенности железным. Всякое скопление человеческих жилищ, селение или город, возникает только там, где завязывается узел человеческих сношений, где сходятся дороги или происходит перегрузка товаров или пересадка.

В человеческих поселениях дома или бывают разбросаны без всякого порядка, как в украинских селах, или выпячиваются рядами, образуя улицы, как это мы видим в великорусских деревнях и селах. С увеличением числа жителей, село или город растет или в ширь, увеличивая число домов, или в высоту, т. е. превращая одноэтажные дома в многоэтажные; но чаще этот рост происходит одновременно в обоих направлениях.

К постройке нового дома славяне относились очень серьезно, ведь в нем предстояло жить многие годы. Заранее подбирали место для будущего жилища и деревья для строительства. Лучшей древесиной считалась сосна или ель: дом из нее получался крепким, от бревен исходил приятный хвойный запах, да и люди в таком доме болели реже. Если поблизости не было хвойного леса, то рубили дуб или лиственницу. Стройка начиналась поздней осенью. Мужики со всей деревни валили лес и прямо на опушке строили бревенчатый сруб без окон и дверей, который так и оставался стоять до ранней весны. Делалось это для того, чтобы бревна за зиму «улеглись», притерлись друг к другу.

Ранней весной сруб разбирали и переносили на выбранное место. Периметр будущего дома отмечался прямо на земле с помощью веревки. Для фундамента по периметру дома выкапывали яму глубиной 20-25 см, засыпали ее песком, закладывали каменными глыбами или просмоленными бревнами. Позже стали использовать кирпичный фундамент. Сверху плотным слоем укладывали берестяные пласты, они не пропускали воду и предохраняли дом от сырости. Иногда в качестве фундамента использовался четырехугольный бревенчатый венец, установленный по периметру дома, а уже на него складывали бревенчатые стены. По старым языческим обычаям, которые даже и сегодня у русского человека уживаются с истинной христианской верой, под каждый угол венца закладывали клочок шерсти (для тепла), монетки (для богатства и благополучия), ладан (для святости).

При строительстве дома имело значение даже количество бревен в стенах, оно было различно, в зависимости от принятых в данной местности обычаев. Существовало много способов скрепления бревен по углам, но наиболее распространенными были два – сруб «в обло» и «в лапу». При первом способе по углам дома оставались неровные выступы, которые назывались остатком. Такие домики нам знакомы с детства по иллюстрациям к русским народным сказкам. Но выступающие части бревен в избах имели особое значение – предохраняли углы дома от промерзания морозной зимой. Зато сруб «в лапу» позволял расширить пространство дома. При этом способе бревна соединялись друг с другом на самых концах, это было намного сложнее, так что этот способ использовался реже. В любом случае бревна очень плотно прилегали друг к другу, а для большей теплоизоляции щели протыкали мхом и конопатили.

Покатая крыша выкладывалась щепками, соломой, осиновыми дощечками. Как бы ни было странно, самой долговечной была соломенная крыша, потому что она заливалась жидкой глиной, высыхала на солнце и становилась крепкой. Вдоль кровли укладывали бревно, украшенное с фасада искусной резьбой, чаще всего это был конь или петух. Это был своеобразный оберег, защищающий дом от бед. Перед тем, как приступить к отделочным работам, в крыше дома оставляли небольшое отверстие на несколько дней, считалось, что через него нечистая сила должна вылететь из дома. Пол застилали половинками бревен от двери к окну. Между фундаментом и полом оставалось пространство, которое служило подполом для хранения продуктов (подклеть), здесь же хозяин мог устроить мастерскую, а зимой в подклети держали скот. Сама комната называлась клетью, в нее можно было попасть через низкую дверь с высоким порогом, окна в русской избе были маленькими, обычно их было три с передней стороны и одно сбоку.

В русской избе обычно была одна комната. Главное место в ней занимала печь. Чем больше была печь, тем больше тепла она давала, кроме того, в печи готовили пищу, на ней спали старики и дети. С печью было связано много обрядов и верований. Считалось, что за печью живет домовой. Сор из избы выносить было нельзя, и его сжигали в печи.
Когда в дом приходили сваты, девушка забиралась на печь и следила оттуда за разговором родителей с гостями. Когда ее звали, она слезала с печи, и это означало, что она согласна выйти замуж, а свадьба неизменно заканчивалась тем, что в печь бросали пустой горшок: на сколько черепков разобьется, столько и детей будет у молодых.

Рядом с печкой находился так называемый «бабий угол». Здесь женщины готовили пищу, занимались рукоделием, хранили посуду. От комнаты он был отгорожен занавеской и назывался «кут» или «закут». Противоположный угол назывался «красным», святым, здесь стояла икона, висела лампадка. В этом же углу располагался обеденный стол с лавками. Вдоль стен под потолком были прибиты широкие полки, на них стояла праздничная посуда и шкатулки, которые служили украшением дома, или хранились нужные в хозяйстве вещи. В углу между печью и дверью под потолком была вделана широкая полка – полати.

В древнерусской избе было не так уж много мебели: уже упомянутый стол, лавки вдоль стен, на которых не только сидели, но и спали, небольшой открытый шкаф для посуды, несколько массивных обитых железными полосами сундуков для хранения одежды и белья – вот, пожалуй, и вся обстановка. Полы покрывались вязаными или сотканными половиками, одеялами служила верхняя одежда.

По старой традиции первой в дом пускали кошку, а уж потом входили сами. Кроме того, из старого дома забирали горячие угли в горшке, как символ домашнего очага, приносили домового в лапте или валенке, иконы и хлеб.

Простые крестьяне жили бревенчатых избах, а бояре и князья строили для себя дома побольше и украшали их побогаче – терема и палаты. Теремом называлось высокое и светлое жилое помещение, построенное над сенями или просто на высокой подклети. В терем вела лестница с высоким крыльцом, украшенная резьбой и опирающаяся на резные же деревянные столбики.
Само помещение часто расписывалось и также украшалось резьбой, в большие окна вставляли кованые решетки, а высокая крыша даже покрывалась настоящей позолотой. В тереме находились горницы и светлицы, в которых, согласно народным сказкам, жили девицы-красавицы и все свое время проводили за рукоделием. Но были в тереме, конечно, и другие помещения, соединявшиеся переходами и лестницами.

Вплоть до XVI века дома в Древней Руси были деревянными, они часто горели, так что от построек тех времен практически ничего не осталось. В XVI веке появляются каменные здания, а потом и кирпичные. Они строятся по тому же принципу, что и деревянные дома, даже резьба по камню повторяет мотивы, характерные для деревянного зодчества, но простой народ еще несколько веков предпочитал жить в бревенчатых избах. Так было и привычнее, и здоровее, и дешевле.

Гренландия: Строение из блоков плотного снега. Иглу - жилище эскимосов

Грузия: Каменное здание с хозяйственными постройками и оборонительной башней. Сакля - жилище кавказских горцев

Россия: Здание с обязательной «русской» печью и погребом. Крыша - двускатная (на юге - четырехскатная). Изба - традиционное жилище русских

Конак - двух- или трехэтажный дом, встречающийся в Турции, Югославии, Болгарии, Румынии. Это выразительная постройка под широкой тяжелой черепичной крышей, создающей глубокую тень. Часто такие «особняки» напоминают букву «г» в плане. Выступающий объем верхней комнаты делает постройку асимметричной. Строения ориентируют на восток (дань мусульманству). При каждой спальне есть крытый вместительный балкон и паровая баня асам. Жизнь здесь всецело изолирована от улицы, а большое количество помещений удовлетворяет все нужды хозяев, потому надворные постройки не нужны.

Северная Америка: жилище индейцев Северной Америки, шалаш на каркасе, изготовленном из тонких стволов, покрытом циновкой, корой или ветками. Имеет куполообразную форму, в отличие от типи, жилищ конической формы. Вигвамы строят североамериканские индейцы

Жилища на деревьях в Индонезии сооружают подобно сторожевым выш-кам - на шести- или семиметровой высоте над землей. Постройку возводят на заранее подготовленной привязанной к ветвям площадке из жердей. Балансирующее на ветвях сооружение нельзя перегружать, но оно должно выдержать большую двускатную крышу, венчающую постройку. У такого дома устраивают два пола: нижний, из саговой коры, на котором расположен очаг для приготовления пищи, и верхний - настил из досок пальмы, на котором спят. В целях обеспечения безопасности жильцов такие дома строят на деревьях, растущих у водоема. Попадают в хижину по длинным лестницам, связанным из жердей.

Фелидж - шатер, служащий жилищем бедуинам - представителям кочевого народа туареги (необитаемые районы пустыни Сахары). Шатер состоит из покрывала, сотканного из верблюжьей или козьей шерсти, и шестов, подпирающих сооружение. Такое жилище успешно противостоит воздействию иссушающих ветров и песка. Даже такие ветры, как жгучий самум или сирокко, не страшны кочевникам, укрывшимся в шатрах. Каждое жилище поделено на части. Левая его половина предназначена для женщин и отделяется пологом. О богатстве бедуина судят по числу шестов в шатре, которое порой достигает восемнадцати.

Японский дом в Стране восходящего солнца испокон веку строят из трех основных материалов: бамбука, циновки и бумаги. Такое жилище наиболее безопасно во время частых землетрясений в Японии. Стены не выполняют функцию опоры, поэтому их можно раздвигать или даже снимать, они служат одновременно и окном (сёдзи). В теплый сезон стены представляют собой решетчатую конструкцию, оклеенную полупрозрачной бумагой, пропускающей свет. А в холодное время года их покрывают деревянными панелями. Внутренние стены (фусимы) также являют собой передвижные щиты в виде рамы, обтянутые бумагой или шелком и помогающие разбить большое помещение на несколько маленьких комнат. Обязательным элементом интерьера является небольшая ниша (токонома), где находится свиток со стихами или живописью и икебана. Пол застилают циновками (татами), по которым ходят без обуви. Черепичная или тростниковая крыша имеет большие навесы, которые предохраняют бумажные стены дома от дождя и палящего солнца.

Жилища троглодитов в пустыне Сахаре представляют собой глубокие земляные ямы, в которых сделаны внутренние помещения и двор. На склонах холмов и в пустыне вокруг них расположены около семисот пещер, в некоторых из них и по сей день живут троглодиты (берберы). Кратеры достигают десяти метров в диаметре и в высоту. Вокруг внутреннего двора (хауша) расположены комнаты до двадцати метров в длину. Нередко жилища троглодитов имеют несколько этажей, лестницами между которыми служат завязанные веревки. Кровати - небольшие альковы в стенах. Если берберской хозяйке нужна полочка, она просто выкапывает ее в стене. Впрочем, возле некоторых ям можно увидеть телеантенны, а иные превращены в рестораны или мини-гостиницы. Подземные жилища хорошо спасают от жары - в этих меловых пещерах прохладно. Так решают в Сахаре квартирный вопрос.

Юрты - особенный тип жилища, которым пользуются кочевые народы (монголы, казахи, калмыки, буряты, киргизы). Круглое, без углов и прямых стен, переносное строение, прекрасно приспособлено к образу жизни этих народов. Юрта защищает от степного климата - сильных ветров и перепадов температур. Деревянный каркас собирают в течение нескольких часов, его удобно перевозить. Летом юрту ставят прямо на землю, а зимой - на деревянную платформу. Выбрав место для стоянки, в первую очередь кладут камни под будущий очаг, а затем устанавливают юрту согласно заведенному порядку - входом на юг (у некоторых народов - на восток). Войлоком обтягивают остов снаружи, из него же делают дверь. Войлочные покрытия дают прохладу летом и сохраняют тепло очага зимой. Сверху юрту перевязывают ремнями или веревками, а некоторые народы - красочными поясами. Пол устилают шкурами животных, а стены внутри - тканью. Свет проникает через дымовое отверстие вверху. Поскольку окон в жилище не предусмотрено, для того чтобы узнать о том, что происходит за пределами дома, нужно внимательно прислушиваться к звукам снаружи.

Южная Индия: Традиционное жилище Tодов (этнос в Южной Индии), бочкообразная хижина, сделанная из бамбука и тростника, без окон, с одним маленьким входом.

Испания: из камня, высотой 4-5 метров, круглого или овального сечения, диаметром от 10 до 20 метров, с конической крышей из соломы на деревянном каркасе, одна входная дверь, окна отсутствовали вообще или имелось лишь небольшое оконное отверстие. Пальясо.

Практически у каждой нации или малой народности есть своё жилище. Эти строения - отражение какой-то идеи, представлений людей об удобстве, красоте, комфорте и уюте. Конечно, для рассказа о каждой национальной постройке народов мира потребуется написать книгу, и не одну. Здесь приведён перечень нескольких необычных и уникальных по внешнему виду жилищ.

На первый взгляд, иглу - весьма странное национальное жилище эскимосов Аляски, мало подходящее для проживания. Но при более подробном рассмотрении оно оказывается весьма удобным.

Строительный материал, который применяется для возведения постройки - лёд, иногда снег. Из него вырезаются глыбы, что-то вроде огромных кирпичей, и возводится строение куполообразного вида.

Внутри этого национального жилища для создания уюта и тепла всё выстилается шкурами животных. Эти сооружения до сих пор возводятся эскимосами для проживания и защиты от морозов.

А в ряде стран такую идею используют для постройки ресторанов, арт-объектов и увеселительных заведений. Форма привлекает посетителей, которые хотят убедиться, а на самом ли деле внутри иглу тепло, хоть он и сделан из снега и льда.

Эти сооружения возводятся из камня и характерны для горцев, проживающих на Кавказе. В их основе - кирпич и глина.

Крыша такого национального жилища - плоская. Окна - неширокие, больше напоминают бойницы. Этажей в сакле могло быть несколько. А окна зачастую отсутствовать напрочь.

Изначально убранство таких построек было более чем скромным. Пол делался земляным, а для обогрева и приготовления пищи посреди жилища возводился примитивный очаг.

Юрта - необыкновенное национальное жилище, которое чаще всего использовали кочевые народы степей и пустынь: казахи, монголы и другие. В чём его преимущество?

Этот дом - полностью разборный. Его основу составляют гибкие жерди, покрывается строение циновками. Собрать и разобрать юрту можно меньше, чем за 2 часа.

Пастухи Центральной Азии до сих пор пользуются именно такими жилищами, так как они невероятно удобны для тех, кто постоянно перемещается. К тому же юрты проверены временем и никогда не подводили.

Как следует из названия, такой дом характерен для славянских народов. Основа его - брёвна, которые складывались в коробку, зачастую без использования гвоздей - сруб.

Он разборный, и при желании можно перевезти постройку и поставить на новом месте. Обычно в избе была одна комната и кухня, посреди которой стояла печь.

Топили по-чёрному, дымоходы и трубы появились позже. А также сзади основного сруба возводился хозяйственный пристрой, в котором содержался скот, хранились припасы.

Такое национальное жилище можно встретить на территории Молдавии и Румынии. Основная часть строения располагалась под землёй, крыша покрывалась тростником.

Эта постройка отменно защищала от резких перепадов температуры и ветров. Пол вымазывался глиной, дом отапливался очагом.

Вардо - одно из национальных жилищ народов мира

Это передвижной дом, которым чаще всего пользовались кочевые цыгане. Если рассмотреть его внимательно, то можно удивиться, как удобно устроена эта кибитка.

Внутри неё всё отлично приспособлено для проживания, есть спальные места, ящики для хранения одежды, небольшая печка для приготовления пищи и обогрева. Все бытовые принадлежности хранились в небольшом сундуке позади вардо.

А снизу кибитки было сооружено что-то вроде кладовки, куда помещались ненужные на данный момент предметы и даже жили куры. Внешне вардо был невероятно красив, украшен резьбой, искусно расписан. Он издалека бросался в глаза.

Это национальное жилище изобрели индейцы навахо. Такая конструкция, возведённая из жердей и веток, тщательно обмазывалась глиной.

Иногда также пристраивался небольшой коридорчик, дверей не было, вход занавешивался отрезом ткани.

После того, как в США появилась железная дорога, навахо стали использовать для строительства хоганов деревянные шпалы, которые были более надёжными.

Это национальное жилище, характерное для некоторых областей Италии. Возводится оно из крупных камней.

Благодаря тому что стены получаются толстыми, зимой в трулло очень тепло, а летом - прохладно.

Крыши - конусообразные. Обычно в этих постройках по 2 этажа, подниматься на верхний ярус приходилось по приставной лестнице.

Это японское традиционное жилище. Строилось оно обычно из легкодоступных и подручных материалов: бамбука, сена, грязи, глины.

Стен не было, для разделения пространства использовались ширмы, это помогало легко менять внутреннюю планировку.

Крыши делались соломенными и низкими, чтобы дождь или снег не задерживались на их поверхностях.

Рондавель

Такое жилище характерно для африканской народности банту. Сам дом имеет круглое основание и возводится из камня.

Каждый такой дом - это целая история, наполненная традициями. Любое из этих национальных жилищ заслуживает подробного изучения, так как невероятно интересно узнать, почему народами мира была взята за основу именно такая форма, эти материалы и такой принцип постройки.

Про национальные типы жилья народов мира можно сказать словами песни - их лепили из того, что было: народы севера - из снега, славяне - из брёвен, индейцы - из стеблей кукурузы. Национальные жилища непременно становились отражением образа жизни и уклада своих обитателей. Некоторые национальные жилища строить уже давно перестали, какие-то строятся только для демонстрации туристам, но вот дома из дерева очень популярны до сих пор.

1. Иглу

Народ - американские эскимосы
Материал: лёд, снег, шкуры и кишки тюленей

Если построить иглу правильно, то там будет всегда свежий воздух, тепло и сухо. Американские эскимосы строят их из укладываемых по спирали блоков льда и утрамбованного снега. Размеры блоков различаются, чтобы кверху жилище сужалось - куполообразное иглу более просторное и лучше сопротивляется ветру. Вход в иглу расположен ниже уровня пола, благодаря чему из жилища вытесняется более тяжёлый углекислый газ, освобождая место кислороду, при этом сохраняется тёплый воздух. Поэтому внутри иглу поддерживается довольно комфортная атмосфера. Стены жилища адсорбируют избыток влаги, поэтому в нём всегда сухо. В качестве освещения в иглу использовались плошки с китовым или тюленьим жиром. От их тепла стены лишь слегка оплавляются, но не тают, поскольку они активно охлаждаются снаружи морозным воздухом. Ледяные стены прозрачные и пропускают свет снаружи, но обычно для сохранения в иглу тепла, их завешивают шкурами, а где нужно, эскимосы делают окошки из тюленьих кишок и чистого льда.
Между соседними иглу жители вырывали в снегу тоннели. Так раньше выглядела снежная деревня. Сейчас же умение правильно строить ледяной дом важнее военным или туристам-экстремалам, ведь построенное за час убежище может спасти жизнь заплутавшему путнику.

2. Землянка

Народ - славяне
Материал: древесина, солома, земля

Тысячу с лишним лет назад предки современных славян жили не в избах, а в их предшественницах - землянках. Устроена она была так: в земле рыли яму глубиной в половину или полную высоту стен, затем на её дно клали 3-4 бревенчатых венца, а внутри устраивался из камней и глины очаг. Сверху делался накат из брёвен, прикрываемый дёрном или соломой. Вместо двери - лаз высотой не более метра, прикрываемый парой связанных вместе половинок брёвен и пологом. В землянке и пол был земляным - почву обильно поливали водой, а когда та высыхала, подметали.
Исчерпав ресурсы земли, древние славяне перекочёвывали на новое место. Там они выкапывали новую землянку, а прежнюю разбирали на брёвна, которые сплавляли по реке к новой стоянке. Со временем жизнь славян стала более оседлой, а дома - капитальными, которые уже не углублялись в грунт. Для выхода дыма начали делать продыхи вначале в стенах, а затем в крыше.


Вряд ли кто мечтает оказаться в самолёте, летящем с отказавшими двигателями, попавшем в шторм или сильный боковой ветер. А ведь все это и многое друго...

3. Добо

Народ - индонезийцы
Материал: дерево, листва

В далёком прошлом племя короваев и другие племена Полинезии и Индонезии промышляли охотой за головами, в том числе и друг друга. Поэтому и свои дома они строили на высоте 30-50м среди леса, спасаясь от хищников, соседей-людоедов и невесть откуда взявшихся белых демонов с огнедышащими палками. Учёные впервые посетили племя караваев в 1970-е годы, а до тех пор последние не имели представления о большом мире. Даже сейчас грамоту освоили лишь единицы из этого народа.
Свои жилища - добо короваи делают высоко над землёй, а сваями служат тонкие стволы деревьев. Над ними возводится квадратная площадка из тонких жердей и листьев, а затем и стены из того же материала. Кровля покрыта листьями. Чтобы погостить в доме у коровая, придётся взбираться по стволу дерева. Многим белым это не под силу, а вот местные с этой задачей справляются легко, даже у беременных женщин или женщин с грудными детьми это не вызывает затруднений. Наверху короваи даже научились разводить огонь.

4. Вигвам и типи

Народ - североамериканские индейцы
Материал: стволы деревьев, кора вяза и берёзы, камыш, тростник, трава, листья кукурузы, ткань, шкуры

У индейцев Северной Америки были разные жилища - более известные вигвамы и менее известные типи, между которыми много общего. Но если вигвам предназначался для 25-30 человек, то типи - для одной семьи.
Типи больше напоминает небольшую конусообразную палатку, им пользовались преимущественно племена, кочевавшие по Великим равнинам. В верхней части конуса было отверстие для выхода дыма, а каркас типи индейцы делали из можжевеловых или сосновых жердей, которые сверху покрывали сыромятными кожами, а после появления европейцев - часто заменялись парусиной. Иногда шкуры украшались традиционными племенными узорами, подвесными амулетами, охотничьими или военными трофеями.
В вигвамах жили индейцы из лесов северной части Северной Америки. На его каркас шли гибкие тонкие стволы, которые покрывались корой вяза или берёзы, циновками, сплетёнными из травы, камыша, тростника или кукурузных листьев, а также кусками ткани и шкурами. Современные вигвамы служат только для ритуальных целей.


В какой бы стране мира ни проводилась свадьба, она обязательно ассоциируется с ощущениями счастья и взволнованности. В подавляющем большинстве случаев...

5. Труллы, пальясо и нураги

Народ - испанцы, итальянцы
Материал: дерево, камень, солома

Ещё в бронзовом веке этруски строили нураги - высокие каменные башни конусообразной формы с круглым сечением. Не установлено, служили ли они жильём, может быть, там обитала только местная знать или располагались храмы. Доподлинно известно, что они были построены без связующего раствора, методом сухой кладки. Гораздо позднее, в Средние века, итальянцы научились строить каменные дома с коническими крышами - труллы. Их также строили без раствора, с той целью, чтобы можно было быстро разрушить, когда приближается сборщик налогов на недвижимость.
Примерно так же выглядели старинные жилища в соседней Испании. Их строили в Галисии, расположенной на северо-востоке страны. Галисийцы называли их пальясо или пальоса. Каркас здания был из дерева, стены из камня, а крыша соломенной. Последняя часто спускалась к самой земле, что делало домик с единственно заметным отверстием - входным, похожим на сказочное жилище гномов. Пальясо имел диаметр 10-20 метров, а внутри было обычно одно помещение, реже отделялся загон для скота.

6. Юрта

Народ - монгольские и тюркские кочевники
Материал: жерди и войлок

Самому старому изображению юрты примерно полторы тысячи лет, но считается, что их массовое строительство началось в XIII веке. Юрту можно назвать большой, удобной складной палаткой, где в центре устраивается очаг, а дым выходит через отверстие в крыше, которое также служит для освещения. В плохую погоду или просто на ночь это отверстие прикрывали куском войлока, просто потянув за аркан. Деревянный каркас юрты делали из решёток, складывающихся на манер гармошки, осями которых были длинные жерди, сходящиеся куполом. Поверх каркас полностью обтягивался войлочной кошмой, благодаря этому в юрте всегда было тепло и отсутствовали сквозняки, а в жару снималась боковая кошма. Пол в юрте застилался коврами.
Помещение делилось на большую по размеру мужскую половину, расположенную на восточной стороне и на меньшую женскую, которые разделялись занавесью. В мужской части стены украшали талисманы, оружие и конская упряжь. В женской части можно было увидеть утварь, запасы провизии, постельное белье и одежду женщин и детей. У входа ставили шкаф для посуды и ступу, в которой взбивали кумыс, всё это символизировало достаток семьи. Многие монголы живут в юртах и сейчас, а в соседнем Казахстане их устанавливают к национальным праздникам или специально для туристов.


В цивилизованных странах законы одинаково распространяют своё действие на всех граждан независимо от их статуса. И действие этих законов распространяе...

7. Сакля

Народ - грузины
Материал: дерево, камень, глина

Грузины исстари привыкли строить свои сакли монументально - из камня. Часто они имели несколько этажей и многочисленные бойницы, поскольку служили как для жилья, так и в качестве убежища при нападении.
Сакли также строили и в Крыму, но там они выглядели иначе - небольшие домики из глины, дерева, высушенного на воздухе саманного кирпича (суглинок смешанный с соломой или другими наполнителями), с плоской крышей. Сакли обычно строили на склонах гор террасами, плотно примыкающими друг к другу, поэтому крыша нижней сакли служила полом или двором для сакли, находящейся на уровень выше. Самые старые крымские сакли состояли из единственной комнаты с земляным полом, без окон и с очагом посередине, дым от которого выходил через отверстие в потолке.

8. Дом из дёрна

Народ - исландцы
Материал: дерево, камни, дёрн

Конструкция исландских домов из дёрна напоминала землянку. Они веками строились на этом острове с суровым климатом, на котором было мало древесины, хорошо защищавшей от холода. В таких домах исландцы жили с IX до середины прошлого века. Строились они так: на ровной площадке из больших плоских камней выкладывался пол, на котором возводился деревянный каркас, способный выдержать вес дёрна. В каркасе были предусмотрены оконные и дверные проёмы, а снаружи его в несколько слоёв обкладывали дёрном.
Дом делился на несколько помещений, в самом большом из которых был очаг. Помещение для скота располагалось чуть ниже, благодаря чему его тепло также участвовало в обогреве дома. С XIV века вместо больших домов из дёрна стали строить несколько меньшего размера, но связанных между собой. Их наполовину углубляли в землю. К сожалению, в них присутствовала избыточная влажность.


По самому характеру своей деятельности контрабандисты должны обладать богатой фантазией и смекалкой, которые явно направлены не на благие дела. При со...

9. Икукване

Народ - южноафриканские племена зулусов
Материал: тростник

Большой куполообразный дом из тростника у зулусов назывался икукване. Его строили из тонких длинных прутьев, тростника и высокой травы, которые переплетались между собой и связывались верёвками. Вход в дом преграждал специальный щит. Путешественники замечали, что это национальное жилище необыкновенно гармонировало с окружающим пейзажем. В икукване не было предусмотрено окон, свет давал только огонь очага.
Дом строили мужчины и женщины, но первые только отвечали за поставку стройматериалов. Притащив материалы и очертив границы будущего дома, мужчина считал свою работу выполненной, а далее трудились только женщины. Пол там был из смеси песка из термитника с навозом, который после выварки утрачивал характерный запах, а термитный компонент добавлял прочности.

10. Фелидж

Народ - бедуины
Материал: дерево, шкуры овец, коз и верблюдов

Шатёр арабских кочевников бедуинов называется фелидж. Его каркас из переплетённых тонких жердей накрывался тканью, полученной из козьей или верблюжьей шерсти. Она была настолько плотной, что не пропускала влагу дождя. Днём покрытие приподнималось для проветривания, а в сильный ветер или на ночь возвращалось на место. В Сахаре ночи весьма холодные, поэтому после заката бедуины наглухо задраивали все окна и вход.
В фелидже есть мужская и женская половины, разделённые узорчатой занавеской. Очаги есть в обеих половинах. На полу стелились циновки. Жилище это мобильное - легко разбирается и собирается, что необходимо кочевому племени.

Руки в Ноги . Подписывайтесь на наш канал в