Сретение господа нашего иисуса христа. история праздника


В православии много великих и важных праздников, один из них - Сретение. Этот день одновременно и радостный, и скорбный, напоминает нам о прошлом и наполняет размышлениями о будущем, о жизни вечной.

Православный праздник Сретение Господне отмечается верующими людьми ежегодно 15 февраля. Если же дата выпадает на дни Великого поста, то праздник отмечается скромно, без «размаха». Смысл его особый, и совсем не тот, который привыкли ему придавать в народе, считая, что именно в этот день зима встречается с весной.

Происхождение праздника

В переводе с церковнославянского языка «сретенье» означает «встреча».

Семья исполнила ветхозаветный обычай: на 40 или 30 день после рождения ребенка (в зависимости от пола) мать была обязана прийти в святую обитель для принесения ритуальной очистительной жертвы.

Мария принесла пару голубиных яиц - такая жертва была позволена лишь беднякам. Священник после ее принесения принимал из материнских рук в свои руки дитя и высоко понимал его, обратившись в сторону алтаря. Это означало вручение чада Богу. Одновременно он прочитывал молитвы о принесении выкупа и благодарении за рождение первенца.

В этот праздничный день православные христиане вспоминают, как Иисуса Христа Его родители принесли в Иерусалимский храм. Там его встретил старец Симеон. Ему Господь предсказал долгую жизнь - он не должен умереть, пока не увидит новорожденного Спасителя мира. Симеон, взяв Христа на руки, воскликнул, что это именно тот ребенок, который спасет весь род человеческий. Так и произошла встреча Ветхого и Нового Заветов, знакомство с Мессией.

При встрече в храме присутствовала Анна-пророчица, 84-летняя женщина. Она, взглянув на малыша, тоже признала в Нем Сына Божиего. Они вместе прославили Господа.

Симеон умер со спокойным сердцем в возрасте 360 лет. Он никогда не боялся смерти, но ждал ее. Он всем рассказывал, что держал в своих руках Мессию!

Важно! Отсюда и сохранился обычай очищения женщин после родов на 40-й день. Обычно в это время мать приносит дитя в церковь, над женщиной читаются специальные очистительные молитвы, после чего она как полноправная прихожанка вновь сможет посещать богослужения и участвовать в таинствах.

Хотя Дева Мария не имела нужды в очищении, потому что была источником чистоты и святости, она, имея глубокое смирение, подчинилась предписанию закона.

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Божественная суть праздника

История события Сретения Господня исходит от самого события встречи новорожденного Мессии и Пречистой Марии с праведным Симеоном. В духовном смысле эта встреча является символом встречи Ветхого и Нового Заветов.

Имя седого старца, который встретил в храме Деву Марию с младенцем Иисусом - «Симеон», что в переводе означает «слушание».

Симеон является примером пророков ветхозаветного периода, которые слушали глас Божий, понимали и подчинялись воле Божией, пророчествуя и проповедуя приход Мессии - Сына Божьего, которой принесет погрязшему во грехе человечеству Новый Завет Любви и Милосердия.

Ветхозаветная Церковь несет в себе суть Закона через страх Божий: законы ты можешь не понимать, но обязан беспрекословно выполнять, не отступая ни на шаг в сторону. Это была вера в Единого Творца, которая построена на страхе наказания, направляя людей с рабским менталитетом к правильной жизни.

Новозаветная Церковь в образе Пресвятой Богородицы Девы Марии дает человечеству спасительную веру в образе Иисуса Христа, которая является выше Закона, потому что несет в себе саму суть понимания Любви, Прощения, Милосердия.

Человек должен сам возжелать спасения, понять смысл земной жизни, он по своей воле должен делать все так в своей жизни, чтобы ему была дарована милость Божия. Человек должен принять Бога сердцем, а не только разумом, выйти из состояния рабства и вернуть себе Образ и Подобие, по которому создал нас Творец, став настоящей дочерью или сыном Света.

Иконография

Праздничная икона включает пять фигур.

В самом центре расположен Богомладенец Иисус, рядом с Ним Богородица, а на небольшом возвышении стоит Симеон.

Царица Небесная передает Свое Благословенное Чадо седовласому старцу (на других образах Богоприимец уже удерживает на руках Христа). Его честная глава склонена к ребенку и создается впечатление, что он произносит пред Ним свое пророчество.

Иосиф Обручник стоит слева, в руках он держит пару голубей, а справа показана Анна-пророчица, держащая в руках свиток.

Сретенские обычаи

Праздник является двунадесятым. В церквях совершается служение праздничной литургии.

Верующие стараются соблюдать праздничные традиции:

  • люди посещают храм и стараются причаститься;
  • родители стараются в этот день окрестить своих детей;
  • если нет возможности посетить церковь, то люди совершают моление дома;
  • по окончании богослужения происходит освящение свечей, прихожане их забирают домой;
  • все стараются творить добро, помогают нуждающимся, заботятся о родных;
  • перед праздником люди наводят порядок в доме, но 15 февраля любые работы запрещены;
  • принято дарить друг другу Богородичные иконы.
Это интересно! Ранее на Руси было принято делать предложение руки и сердца невестам. Это считалось показателем истинного и горячего чувства к женщине. Так же ранее было принято венчаться на Сретение.

Сретение Господне. Миниатюра. Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Запреты на Сретение

  • нельзя ругаться, сквернословить;
  • запрещено заниматься физическим трудом, рукодельничать, стирать белье, работать в огороде;
  • люди старались в праздничный день не мыться, но принять душ все же позволительно (толкование запрета таково: чтобы протопить баню - нужно наколоть дрова, принести воды, следить за печью - а это все есть работа);
  • не рекомендуется отправляться на Сретение в путешествие, считается, что дорога может плохо закончиться для путников.

Исключение в отношении разнообразных работ составляют те случаи, когда труд направлен во благо других людей.

Языческие традиции

  • в праздничный день особенно обильно кормили кур, им давали много сена и корма для увеличения яиц и отличного приплода;
  • совершался подсчет зимних запасов: зерна, овса, хлеба - если осталась половина из запасенного - то все хорошо, если же меньше - то пора «затягивать поясок;
  • хозяюшки выпекали хлеба, блины, пироги и прочие вкусности исключительно круглой формы, прославляя Солнце и угощая всех страждущих;
  • люди гуляли пели, танцевали, веселились, скучать и горевать было запрещено и считалось плохой приметой;
  • сжигали чучело - богиню Любви, основой которого служила солома и ветки, снаружи ее украшали цветами, лентами, надевали специально сшитую праздничную яркую одежду;
  • когда солнце достигало небесного зенита, люди совершали обряд: они призывали богатый урожай и теплые дни;
  • влюбленные просили у богини Любви гармонии в отношениях, взаимопонимания, счастья и покровительства;
  • богиню упрашивали незамужние девушки даровать им суженого, а парни упрашивали о встрече с красивой и любящей будущей женой;
  • сретенская вода считалась волшебной, ее набирали в полночь в трех колодца (считалось, что обрызгав ею тяжелобольного человека, он непременно выздоровеет);
  • младенцев старались искупать в сретенской водице, дабы малыш рос здоровым.
Важно! Рождественский цикл церковных праздников завершается на 40-й день после Рождества Христова. В Сретение священники освящают свечи и воду перед заказными молебнами, прихожане потом ее набирают и несут домой.

В период земной жизни Иисус Христос звал всех людей к Себе, так же и сейчас он зовет к вере и праведному житию каждого человека, а пришедшим к Нему дарует благодать, душевный покой, Спасение и жизнь вечную.

Посмотрите видео о Сретении

Православный праздник Сретение Господне в народной традиции символизирует не только встречу Христа с праведником Симеоном, но и встречу зимы с весной. Это неудивительно, ведь старославянское слово «сретение» означает «встреча». сайт рассказывает об истории этого древнего солнечного праздника, а также его основных приметах и интересных христианских традициях.

Что такое Сретение и когда его празднуют

На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Православные христиане отмечают праздник ежегодно 15 февраля. В православии Сретение относится к посвященным Христу двенадцати (двунадесятым) важнейшим праздникам и всегда отмечается в один и тот же день.

Филипп де Шампань. Принесение во храм

Смысл библейской легенды

Сретение Господне связано с библейской легендой, описанной в Евангелии от Луки. Согласно преданию, в этот день - сороковой после рождения Иисуса - Дева Мария принесла в храм младенца, чтобы совершить совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.

Как того требовал ветхозаветный закон, женщине, родившей мальчика, нельзя было переступать порог храма 40 дней (и 80, если на свет появлялась девочка). Также в церковь нужно было принести Господу благодарственную очистительную жертву - годовалого ягненка, а во оставление грехов - голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных». Кроме того, на 40-й день нужно было посетить храм и для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта - освобождения от четырёхвекового рабства.

И хотя Дева Мария не нуждалась в очищении, поскольку Иисус родился от непорочного зачатия, она переступила порог храма в знак смирения. Навстречу ей вышел старец Семион (по-древнееврейски означает «слышание»). По преданию, старец прожил 360 лет: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).


Фра Бартоломео. Сретение

В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть. Симеон взял на руки младенца и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Кто такая Анна Пророчица?

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 - 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 - 38).


Франческо Бассано-младший. Сретение Господне

Сретение в традиционном представлении славян

Традиционно Сретение принимается славянами как долгожданная встреча уходящей и ослабевающей зимы с наступающей весной. Уходят холода и тёмные ранние вечера, световой день постепенно увеличивается, а это означает, что весна уже очень близко.

Что можно и что нельзя делать в Сретение

На Руси Сретение как праздник любили за то, что в этот день прежде всего нужно было веселиться и отдыхать, в то время как ссоры, брань и излишне усердная работа были неуместны, так как могли обидеть солнце. На Руси в Сретение принято было гулять на свежем воздухе, угощаться блинами, которые символизируют светило, всячески веселиться и радоваться скорейшему приближению весенней поры. Не зря мы уже неоднократно упомянули солнце - праздник Сретение напрямую связан с обрядами «ублажением небесного светила», которое является самым ярким природным символом весны.

На Сретение нельзя печалиться и скучать, а также не принято выполнять работу. Даже все дела по дому и быту, кроме приготовления пищи, оказывались под запретом. Также не принято было в этот день совершать уборку в доме, подметать и работать на дворе и в огородах. По поверию считалось, что такие действия могут навлечь беды не только на человека, но и на его близких и даже на всю деревню. Кстати, стирка и мытьё тоже оказывались в Сретение под запретом.

Среди запретов в Сретение также брань и ругань - в этот солнечный день она сулит сплошные неприятности.

15 февраля Церковь отмечает двунадесятый праздник - Сретение Господне. Дата этого праздника неизменна и привязана к Рождеству. Слово «сретение» значит «встреча».

В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22 - 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2, 29 - 32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35).

В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, "которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 37 - 38).

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

Икона праздника

В центре иконы Сретения — Богородица и старец Симеон бережно, обернутыми одеждой руками принимающий младенца Христа. Справа от Симеона изображают пророчицу Анну, так же, как и он, ждавшую прихода Спасителя. Слева от Богородицы — Иосиф, в руках которого клетка с голубями — жертвой за очищение после рождения ребенка.

Красная пелена поверх строений храма на иконах традиционно символизирует, что действие происходит внутри помещения.

Праздник Сретения отмечается на 40-й день после Рождества, так как на 40-й день заканчивалось время очищения женщины после родов и по закону она должна была принести жертву очищения. В православии этот обычай нашел отражение в «молитвах на сороковой день», читаемых над матерью ребенка.

Праведный Иосиф держит в руках корзинку с двумя голубями.

Первый голубь — жертва за первенца, положенная по закону Моисееву. Когда ангел Господень сошел на землю и убил всех первенцев мужского пола в земле Египетской, он не тронул детей тех, кто, по наставлению Моисееву, отметил свою дверь кровью ягненка. В воспоминание об этом событии все первенцы мужского пола должны были быть посвящены Богу, и за них полагалось приносить Богу символическую «заместительную» жертву — голубя.

Второй голубь — жертва очищения и благодарения после рождения ребенка, которую полагалось принести Марии, Матери Христа.

Жертва за первенца также тесно связана и с празднованием иудейской Пасхи. Как и в момент бегства из Египта, иудеи каждый год на Пасху вкушали специально приготовленного пасхального агнца, кровь которого спасла их первенцев от смерти.

Пасхальный агнец — это образ Христа, принявшего смерть за всех первенцев мира. Таким образом праздник Сретение отсылает нас напрямую к Распятию и Воскресению Христа — «первенца из мертвых», как поется в пасхальном песнопении.

Голубой цвет одежды Божией Матери означает невинность и чистоту. Сретение невозможно причислить ни к господским, ни к богородичным двунадесятым праздникам. Например, убранство храма и одеж-ды священнослужителей на Сретение «богородичного» голубого цвета. Эта символика ведет свою преемственность от главных праздников в Иерусалимском храме, во время которых первосвященник надевал одежды голубого цвета.

Старец Симеон, по преданию, был одним из 70 «толковников», переводивших в III веке книги Священного Писания на греческий по заказу египетского правителя Птолемея II. Предание говорит о том, что он, переводя строчку из книги пророка Исаии «се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис 7 :14) усомнился, как дева может родить, и хотел перевести «дева» как «молодая женщина», что вполне допускает многозначность соответствующего слова в еврейском тексте Библии. Тогда ему явился ангел и пообещал, что Симеон не умрет, пока сам не увидит Деву и рожденного от нее Спасителя Израиля.

«Септуагинта» — перевод книг Священного Писания Ветхого Завета на греческий язык, выполненный 70-ю толковниками, одним из которых, по преданию, был старец Симеон. Септуагинта наряду с другими, более поздними, рукописями легла в основу христианского канона Священного Писания Ветхого Завета, утвержденного Лаодикийским собором в 360 году.

Принимая на руки Христа, Симеон произнес слова, переданные нам дословно евангелистом Лукой: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Эту молитву мы слышим в храме на каждой вечерне, по-церковнославянски она начинается словами «Ныне отпущаеши…» .

Пришедшей к жертвеннику Марии старец предрек, что Ее Младенцу Самому предстоит стать искупительной жертвой преступления Адама и Евы . Она же станет свидетельницей Его искупительной жертвы и душу ее «пройдет оружие».

Фильм митрополита Илариона «Сретение Господне». Студия «Неофит»

В этот день христианская Церковь вспоминает события, описанные в Евангелии от Луки, а именно встречу в иерусалимском храме младенца Иисуса со старцем Симеоном на сороковой день после Рождества.

Сретение Господне - один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, это значит, что его всегда отмечают 15 февраля.


Что означает слово Сретение?

На церковно-славянском языке «сретение» означает «встреча» . Праздник установлен в память об описанной в Евангелии от Луки встрече. В тот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.

Какую жертву в древней Иудее нужно было совершить после рождения младенца?

По ветхозаветному закону женщине, родившей мальчика, в продолжение 40 дней (а если рождалась девочка - то и все 80) было запрещено входить в храм. Ей также следовало принести Господу благодарственную и очистительную жертву : благодарственную - годовалого ягнёнка, и во оставление грехов - голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Кроме того, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в храм и для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, но Моисеев закон , установленный в память исхода евреев из Египта - освобождения от четырёхвекового рабства.

Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, потому что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. Она пришла в храм из смирения и дабы исполнить закон. Очистительной жертвой Богородицы стали два голубка, поскольку семья, в которой родился Иисус была бедной .


Рембрандт ван Рейн. Сретенье

Кто такой Симеон Богоприимец?

По преданию, когда Дева Мария переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец. Звали его Симеон. По-древнееврейски Симеон означает «слышание».

Предание говорит, что Симеон прожил 360 ле т. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н.э. по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий.

Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он увидел слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Однако ему явился Ангел и запретил менять слово, обещав, что Симеон не умрёт, пока сам не убедится в исполнении пророчества.

В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть . Праведник взял на руки младенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

В VI веке мощи его были перенесены в Константинополь. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». В воспоминание об этом евангельском событии в православном богослужении каждый день звучит Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».


Рембрант ван Рейн. Симеон Богоприимец 1627-1628

Кто такая Анна-пророчица?

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 - 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 - 38).

Как начали праздновать Сретение Господне?

Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников. Праздник известен на Востоке с IV века, на Западе - с V. Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке относятся к концу IV века. Тогда Сретение в Иерусалиме ещё не было самостоятельным праздником, а называлось «сороковым днём от Богоявления». Следует отметить, что до VI века этот праздник совершался не так торжественно.

При императоре Юстиниане (527-565), в 544 году Антиохию поразила моровая язва, уносившая ежедневно несколько тысяч человек. В эти дни одному из христиан было явлено указание совершать празднование Сретения Господня торжественнее. Бедствия действительно прекратились, когда в день Сретения было совершено всенощное бдение и крестный ход. Поэтому Церковь в 544 году установила торжественно праздновать Сретение Господне.

С V века укоренились наименования праздника: «праздник Встречи» (Сретение) и «праздник Очищения». На Востоке его и теперь называют Сретеньем, а на Западе он назывался «праздником Очищения» до 1970 г., когда было введено новое именование: «Праздник Жертвования Господнего».

Икона “Умягшение злых сердец”

Что значит икона «Умягшение злых сердец»?

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, которая называется «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение» . На ней символически изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесённое им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: «Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк. 2, 35).

Богоматерь изображена стоящей на облаке с семью пронзившими сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь означает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни.

Какие приметы существуют на Сретение?

К середине февраля в России начинают ослабевать морозы, и в воздухе чувствуется приближение весны. В нашей стране по погоде на этот праздник обычно определяли сроки начала весенних полевых работ. По народным приметам Сретение - это граница между зимой и весной, о чём свидетельствуют народные поговорки: «Сретенье - зима с весной и летом повстречалась», «Солнце на лето, зима на мороз».

По погоде в праздник Сретения крестьяне судили о наступающих весне и лете, о погоде и урожае. О весне судили так: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна». Считалось, что если на Сретение оттепель - весна будет ранняя и тёплая, если холодный день - жди холодной весны. Выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне. Если на Сретение снег через дорогу несёт - весна поздняя и холодная. «На Сретение утром снег - урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечеру - поздних». «На Сретение капель - урожай пшеницы». «На Сретенье ветер - к плодородию фруктовых деревьев».

15 февраля (31 января по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Пятница 38-й седмицы по Пятидесятнице (тридцать восьмой недели после великого двунадесятого праздника Пятидесятницы — Святой Троицы). День постный , на трапезе благословляется рыба. В Русской Православной Церкви сегодня совершается великий двунадесятый праздник Сретения Господня .

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко»,каждый, кто хотя бы раз был в православном храме на Всенощном бдении, слышал эти евангельские слова. Они принадлежат святому Симеону Богоприимцу, ветхозаветному праведнику, которому Бог даровал очень долгую жизнь (около 300 лет), для того чтобы этот старец смог встретить Богомладенца Христа и тем самым соединить две эпохи и два Завета: Ветхий и Новый.

Но обо всём по порядку. Из Ветхого Завета мы знаем, что после грехопадения и изгнания из Эдема люди жили долго: Адам прожил 930 лет, Авраам — 175, Моисей — 120. Но со временем средние сроки земной жизни приблизились к современным. Так, в одном из псалмов царя Давида есть такие строки: «Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет» (Пс. 89:10), что в переводе на современный русский означает: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет».

Но почему же старцу Симеону были дарованы долгие три столетия, которые явно его тяготили? Об этом мы узнаем из Евангелия от Луки и многих апокрифических текстов, общий смысл которых сводится к следующему.

Праведный Симеон был одним из тех переводчиков и толкователей, которым в III веке до Рождества Христова египетский царь Птолемей II поручил перевод Священного Писания с древнееврейского языка на греческий. И когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи, то, прочитав слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), решил, что это описка, и поспешил исправить слово «Дева» на «Жена». В этот момент Ангел остановил руку переводчика и сказал, что тот не умрёт, пока не увидит Самого Христа.

Прошло более двух столетий, и однажды, когда старец Симеон находился в Иерусалимском храме, Дева Мария принесла туда Богомладенца (это было на 40-й день после Рождества). Именно этот эпизод и стал центром евангельского повествования. Повествования, символически значимого по той причине, что момент встречи (по-церковнославянски — «сретения») святого Симеона и Господа завершил ветхозаветную историю, лишённую искупительной Жертвы Христа. Так, святитель Феофан Затворник об этом событии написал следующее: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству...»

Патриаршее служение в праздник Сретения Господня. Фото: Сергей Власов/ patriarchia.ru

Как ни удивительно, в современной литературе наиболее пронзительно это событие описал поэт, в личной жизни далёкий от православной традиции, — Иосиф Бродский. В стихотворении «Сретение», посвящённом Анне Ахматовой, он удивительно точно передал чувства старца Симеона, освободившегося от тяготившей его на протяжении долгих столетий земной ноши:

Он шёл умирать. И не в уличный гул

он, дверь отворивши руками, шагнул,

но в глухонемые владения смерти.

Он шёл по пространству, лишённому тверди,

он слышал, что время утратило звук.

И образ Младенца с сияньем вокруг

пушистого темени смертной тропою

душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту чёрную тьму,

в которой дотоле ещё никому

дорогу себе озарять не случалось.

Светильник светил, и тропа расширялась.

И сегодня, когда православные христиане празднуют этот великий двунадесятый праздник, каждому из нас стоит хотя бы немного почувствовать себя старцем Симеоном, чтобы понять, что самое главное в жизни нашей бессмертной души — её встреча с Господом.