Сознание как предмет философского исследования. Сознание как предмет философского анализа



Понятие сознания. Сознание – предельно широкая и глубокая по объему категория философии, обозначающая субъективную реальность, идеальное отражение человеком, его мозгом и психикой внешнего мира; духовный мир человека, его осознанное переживание собственного бытия в мире, отношение к внешнему миру.
Человек – существо разумное, мыслящее, наделенное сознанием. При помощи сознания человек активно ориентируется во внешнем мире, познает его, вступает с ним в субъектно-объектные отношения. Благодаря сознанию существуют духовный мир личности, ее эмоции, переживания, тревоги и мечты, надежды, фантазии. Именно благодаря сознанию человек существует как Homo sapiens, существо разумное, мыслящее.
Сознание человека, внутренний мир его души является объектом изучения философии и многих специальных наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, психиатрии, физиологии высшей нервной деятельности. Науки рассматривают сознание, как фактор человеческой деятельности, как способ регулирования отношений природы и общества, как продукт социального общения. При этом сознание предстает в единстве познавательных (гносеологических), ценностных (аксиологических), волевых и коммуникативных (социальных) параметров.
Научный анализ человеческого сознания еще далек от своего конечного результата. Сам объект изучения – сознание человека, его внутренний мир, душа – столь сложен, что, несмотря на огромные успехи науки, здесь еще очень много белых пятен, много непознанного, неясного, скрытого от пытливого взгляда ученых.
Сознание является результатом, историческим продуктом социальной, общественной формы бытия. Ключ к пониманию сознания – в истории человека, человеческого социума, ведь сознание обуславливает активный, творческий характер социальной формы бытия, придает человеческой истории черты самодвижения. Сознание – высшая форма отражения окружающего мира, форма ориентации человека в окружающей среде и в самом себе, результат социального развития. Сознание отдельного индивида неотделимо, немыслимо без развития общественного сознания.
Проблема сознания – это, в конечном счете, вопрос о соотношении психического, физиологического и социального: если человек разумный – венец эволюции материи, то мысль – высшее свойство мыслящего материала головного мозга человека, коры его больших полушарий. Становление человеческого сознания связано с развитием речи, языка, этого практического сознания, носителя социального опыта человечества.
Проблема сознания в философии. Вопрос о сознании, его происхождении, сущности и развитии, трактовка этого вопроса в различных философских школах и направлениях различна. При анализе феномена сознания еще в античные времена философы разделились на два лагеря: материалистов и идеалистов. В связи с этим существуют различные подходы к философскому анализу феномена сознания, такие как материализм, идеализм, дуализм, гилозоизм, пантеизм.
Большинство представителей материалистических философских систем рассматривают сознание как особую форму отражения. Если отражение – один из атрибутов движущейся, развивающейся, изменяющейся материи, то сознание, с материалистических позиций, – это высшая форма отражения в мозгу человека внешнего мира, итог эволюции живой природы, это способность самого сложного из известных сегодня материальных образований – человеческого мозга – отражать окружающий мир в форме идеальных образов.
Если материалисты рассматривают сознание в плане эволюции материи и усложнения форм отражения, то философы-идеалисты подходят к анализу сознания с диаметрально противоположной стороны, считая, что сознание – творец, демиург, что не природа в ходе своего развития порождает мысль, а наоборот, мысль порождает природу, что природа – система застывших, окаменевших мыслей или совокупность, комплекс ощущений мыслящего человека, субъекта.
Идеалистическая философия осмысливает сознание, духовное, идеальное как фактор, независящий от материального, предшествующий и даже порождающий его. Идеальное, говорят представители объективного идеализма, – это подлинное, вечное совершенное бытие, в отличие от бытия материального, которое, по их мнению, конечно несовершенно, иллюзорно. Дух, разум, идеальное предшествует материи или сосуществует с ней. Таков «мир идей» Платона, «абсолютная идея» Гегеля. В идеализме «мир идей», «абсолютная идея» активны; материя, природа – пассивны. Аристотель утверждал, что активный дух оформляет, одухотворяет, придает надлежащий вид инертной, аморфной, равнодушной к собственному существованию материи, наделяя ее внутренней формой, а значит сущностью и смыслом.
Несколько иначе решают проблему сознания сторонники другого философского направления – субъективного идеализма, считающие неправомерным тезис о существовании объективной реальности, независимой от воли, сознания разума субъекта: мир, в котором живет человек – суть комплекс, совокупность ощущений, представлений, переживаний, настроений, впечатлений мыслящего субъекта. Наиболее крупные представители субъективного идеализма – Д. Беркли, И. Г. Фихте, Д. Юм. Позиции, близкие этому течению, в наше время занимают некоторые сторонники неопозитивизма, критического рационализма, экзистенциализма.
Своеобразную позицию по вопросу сознания занимает такое философское направление, как дуализм, крупнейшим представителем которого в философии Нового времени был Декарт. Дуалисты утверждают, что в основе бытия существует два независимых, равнозначных, равноправных начала – материальное и духовное. Так, Декарт, в своей философской системе исходит из того, что причина движения – бог, творец всей природы и самого человека – в основе бытия которого два начала – бездушный и безжизненный телесный механизм с волевой, мыслящей и сознающей душой.
Своеобразную трактовку феномена сознания дает гилозоизм – философское учение, отрицающее грань между живой и неживой природой, полагающие всю материю в той или иной степени живой, одушевленной наделенной чувствами, психикой, душой.
Близкую к гилозоизму позицию занимают представители философии пантеизма, максимально сближающей друг с другом понятия «бог», «природа», «душа». Идеи пантеизма близки раннему суфизму, ярким представителем которого был выдающийся мыслитель средневекового Востока аль-Газали. В европейской философской традиции Нового времени идеи пантеизма развивали Джордано Бруно и Бенедикт Спиноза.
Пристальное внимание анализу сознания уделяют многочисленные течения современной, постклассической философии. Например, философия психоанализа, связанная с именами 3. Фрейда, К. Юнга. Э. Фромма, большое внимание уделила изучению бессознательного, его роли в духовном бытии субъекта, влиянию бессознательного на сознание, поведение личности.
Неотомизм – философия современного католицизма – исходя из теологической концепции божественного сотворения всего сущего, рассматривает душу, сознание человека как основу личности, формообразующую по отношению к телу индивида, смыслом и целью существования которого является созерцание большого блага, откровения божьего
Интересную трактовку сознанию дает современная философия существования – экзистенциализм. Так, немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс утверждает, что в центре философии лежит некое проявление сознания, как человеческая фантазия, отражающая поиск мыслью человека, его разумом смысла бытия. Французский экзистенциалист Ж. П. Сартр, полемизируя с концепцией бессознательного у 3. Фрейда, считал, что сознание – суть мера бытия психического, это осознание личностью собственного существования, свидетель своего бытия.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агенство по образованию ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт Учётно-статистический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по философии на тему №27:

Сознание как предмет философского анализа

Челябинск - 2007


Введение. 3

1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества

сознания и предпосылки его возникновения и развития. 4

2. Структура сознания. Сознание и язык. 4

3. Что такое бессознательное как феномен психики? Объясните

соотношение понятий: психика – сознание – бессознательное. 4

Заключение. 4

Список литературы.. 4


Введение

Проблема сознания всегда привлекала при­стальное внимание философов, ибо определе­ние места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его дей­ствительностью предполагает выяснение при­роды человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагива­ют исходные мировоззренческие и методоло­гические установки любого философского на­правления. Естественно, что подходы эти бы­вают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой фор­мы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма ха­рактеризуется прежде всего выделением чело­века как своеобразной реальности, как носи­теля особых способов взаимодействия с окру­жающим миром, включая и управление им.

Тема «Сознание как предмет философского анализа» является актуальной, так как сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и ду­шевной жизни человека в их единстве и цело­стности, а также способов контроля и регуля­ции его взаимоотношений с действительнос­тью, управления этими взаимоотношениями.

Цель: Рассмотреть сознание как предмет философского анализа

1. Рассмотреть материальное и идеальное. Основные характеристики и

качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

2. Раскрыть структуру сознания. Сознание и язык

3. Выяснить Что такое бессознательное как феномен психики?

4.Объяснить соотношение понятий: психика – сознание – бессознательное


1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

В науке долгое время широкое распространение имело дуалисти­ческое представление о сознании и мозге. Сознание рассматри­валось как нечто надфизическое, лежащее поверх мозга или в его «порах».

Сознание мыслилось как некое активное существо, пользующееся мозгом как орудием для реализации своих целей. Оно как бы пер­сонифицировалось и мыслилось как человек в человеке. Счита­лось, что между духовно-идеальным и материальным лежит про­пасть, для преодоления которой у нас нет ни моста, ни крыльев.

Со­знание - субъективный образ объективного мира. Субъек­тивность образа - не произвольное привнесение чего-то от субъ­екта. Будучи отражением действительности, образ не существует и не может существовать вне конкретно-исторической личности со всеми ее индивидуальными особенностями. Он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от бо­гатства или бедности практического опыта людей, от уровня исто­рического развития знаний человечества.

Субъективность обра­за, за исключением случаев патологии, обмана и заблуждений, не является свидетельством слабости человеческого сознания. Имен­но это обеспечивает возможность познания человеком объектив­ного мира. Если бы образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным отражением, то никакое познание не было бы возможным.

Идеальность образа состоит лишь в том, что он несводим ни к определенным внешним объектам, ни к материальным физиоло­гическим процессам в мозгу. Последние строят образ, но не явля­ются им. Физиологические процессы головного мозга выступают как носители идеального содержания лишь в том случае, когда их результат соотносится человеком с объектом отражения. Именно отнесенность мозговых процессов к объективному миру и делает эти процессы психическими, идеальными. Идеальное - это данность объекта субъекту. И подавляющее большинство людей осознает вещи, себя, свои мысли, абсолютно не подозревая, что творится в самом мозгу. И это потому, что человеку (да и жи­вотному) даны не физиологические состояния его мозга, а внешний мир - объект.

Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами тех физичес­ких, химических и физиологических процессов, которые происходят в это время и в этой связи в мозгу и которые составляют матери­альную основу сознания. Далее, одни и те же физиологические ме­ханизмы осуществляют не только разные, но и прямо противопо­ложные мысли.

В пределах теории познания мысль, сознание, идеальное про­тивоположны материальному, а за этими пределами их нельзя про­тивопоставлять как абсолютные противоположности.

Сознание существует не только как нечто принадлежащее дан­ному субъекту, но и в виде форм общественного сознания, зафик­сированных средствами языка. Нельзя отрицать реальности сознания: душа - это особая форма бытия сущего. Такой реальностью является и вся духовная куль­тура общества и внутренний духовный мир каждого человека. Мысль действительна. Но ее действительность идеальна. Для вся­кого другого человека мое сознание существует как реальность, ко­торую он воспринимает через чувственные формы ее обнаружения: поступки, слова, жесты, мимику.

Для понимания души важным является следующее определение идеальности: идеальное есть нечто противоположное материальному, но такое, которое в то же время сохраняет свое совечное единство с ним. Когда мы говорим, что душа имматери­альна, т.е. нечто идеальное, мы имеем в виду ее смысловую сущ­ность во всем составе ее компонентов - сознании, самосознании, чувствах, воли, разума, памяти и т.п., но для понимания сути дела мы допускаем условную аналогию между душой и словом. Можно ли слово мыслить лишь в чистом виде смысла? Смысл слова немыслим вне своей материальной оболочки знака - в виде потоков членораздельных звуков или различного рода начертаний в письменной речи. Нам представляется, что и душа, будучи связанной с деятельностью человеческого мозга, имеет вместе с тем и свое специфическое материальное облачение в тончайшую «ткань» биопо­ля, ауры, что придает ей относительно самостоятельное бытие, на чем издревле строится допущение бессмертия души. Можно, види­мо, мыслить ауру как некое подобие эфира - этого тончайшего вида материи. Идея эфира, возникнув в древние времена, сохраня­ет свой неистребимый характер по сию пору.

Сознание - одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания.

Сознание - это выс­шая, свойственная только людям и связанная с речью функ­ция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мыслен­ном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Сознание - результат длительного развития человеческого общества. Элементы психической и сознательной деятельности имеются уже у высших, особенно стадных, животных, использую­щих звуковую сигнализацию и жесты для обмена информацией, но настоящее человеческое сознание появляется не как простое продолжение и усложнение психической деятельности этих животных, а вследствие глубоких принципиальных изменений. Основой этих изменений явился труд.

Многообразие информации, которую должны были переда­вать друг другу наши предки, требовало таких знаков, каждый из которых сообщал бы не об одном-единственном предмете или действии, а об объектах различных, но обладающих общими чер­тами и потому требующих одинаковой реакции со стороны чело­века. Знак должен был быть общим для определенного класса объектов и общим для всех участников трудового процесса. Представить себе наглядно то общее, что имеется во всех случаях, когда подбегают, прячутся, ударяют и т. п., совершенно отвлекаясь от многочисленных разли­чий между этими актами, можно лишь очень туманно или вовсе невозможно. Вполне наглядными при таком отражении остаются лишь знаки, посредством которых участники общения передают их друг другу.

Отражение того общего, что есть в целом классе явлений (бег вообще, удар вообще, скала вообще), при отвлечении от различий между явлениями данного класса, отражение зависимостей, свя­зей между явлениями дается в мышлении. Мышление - важ­нейшая особенность человеческого сознания. Звуковая же систе­ма знаков, посредством которой создаются такие отражения и при помощи которой осуществляется общение, называется язы­ком. Таким образом, коллективный труд требовал образования мышления и языка, возникновение и развитие которых неотде­лимы друг от друга.

Всякий раз, когда люди неправильно отражали существующие в объективной дей­ствительности связи, их попытки овладеть ими терпели неудачу. Миллиарды раз повторялись такие попытки, то удачные, то бес­плодные, пока не сформировалось умение отражать события и их взаимосвязи так, как они имеют место в действительности. Наши предки стали овладевать обычными, на каждом шагу встречаю­щимися, повторяющимися связями. Так возникли умозаключения, т. е. выведение из некоторых известных исход­ных посылок определенного нового знания на основе связей, ко­торые называются логическими. С течением времени способность логично умозаключать укоренилась, так как многие поколения на практике убедились, что логические связи соответствуют отно­шениям и взаимодействиям между самими событиями, действия­ми или вещами. Возникла присущая человеческому мышлению логика.

Таким образом, сознание со всеми его атрибутами (ощу­щениями, мышлением, логикой и т. д.), возникшее в процессе чрезвычайно длительного превращения стада животных в челове­ческое общество и порожденное, как и язык, общественной трудовой деятельностью, представляет собой (как и язык) явле­ние специфически общественное.


Эпистемологии (К. Лоренц, Д. Кэмпбелл и др.), возникшей благодаря успехам биологии, генетики человека, когнитивной психологии, теории информации и компьютерной науки, утверждается, что познание как необходимый атрибут человеческого бытия детерминировано механизмами органической эволюции. Конечно, следует учитывать еще и социальную сторону человеческого познания, определяемого различными...

Значений термина "природа", которые появились на достаточно позднем этапе развития культуры и имеют свои конкретно-исторические и философские основания. Выпишем теперь эти отмеченные ранее два значения в общем перечне и в более точной формулировке: 4) Природа как совокупность естественных условий существования человека, человеческого общества и человеческой культуры и как источник необходимых...

Предвидение Эспинаса оказалось исторически оправданным: в 60-е годы XX столетия польский философ Тадеуш Катарбинский (1886–1981) сделал понятие праксиология популярным и общеупотребимым. У истоков философского осмысления техники Для того, чтобы методически уяснить происхождение философии техники, воспользуемся разрабатываемой А.Н. Чанышевым гносеогенно-мифогенной моделью генезиса общей...

Все это представляет собой познавательный образ, отражающий факты исторической действительности. Для чего нужно исследование исторических фактов? Изучая историю, человек выясняет закономерности её развития. Анализ исторических фактов и событий позволяет представить мировую историю как единый процесс и понять движущие причины этого процесса. При установлении исторического факта выявляется...

Философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего основного вопроса. при подобном подходе к сознанию сталкиваются две альтернативных позиции - материалистическая и идеалистическая. Идеалистический подход рассматривает сознание в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Такой взгляд был у античных философов: Платон – разумная часть души я-я главной, формулировка идеального в противовес материальному (душа, опыт, познание, бессмертие души). Платин- не все в душе осознанно, человеческий разум – функция души. Материализм, исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности не является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым. Значительный материал о физиологических основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности, поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическими процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания "Я" как такого образования, которая хотя и похоже на "Я" других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое "Я", анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

Философские сознание: 1-познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. 2- творчески-конструктивная, проявляющаяся в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании предметов не существующих в природе. 3- регулятивно-управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром. 4- прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их

Философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего основного вопроса. при подобном подходе к сознанию сталкиваются две альтернативных позиции - материалистическая и идеалистическая. Идеалистический подход рассматривает сознание в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Такой взгляд был у античных философов: Платон – разумная часть души я-я главной, формулировка идеального в противовес материальному (душа, опыт, познание, бессмертие души). Платин- не все в душе осознанно, человеческий разум – функция души. Материализм, исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности не является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым. Значительный материал о физиологических основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности, поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическими процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания "Я" как такого образования, которая хотя и похоже на "Я" других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое "Я", анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.



Философские сознание: 1-познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. 2- творчески-конструктивная, проявляющаяся в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании предметов не существующих в природе. 3- регулятивно-управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром. 4- прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их

23. Бессознательное как предмет философского исследования: З.Фрейд, К.Юнг.

Бессознательное – когда объект не осознает мотив действий (сновидение, гипноз, состояние аффекта, паника). З.Фрейд представил бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Психика человека состоит из 3 пластов: 1- Оно- самый нижний и самый мощный, в нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти. 2- Я (эго) – небольшой слой сознательного, 3- сверх-Я- идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. Сфера Оно оказывает решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Человек – существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо). Человек по Фрейду – эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Юнг выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское Оно. Он выделил в нем помимо личностного бессознательного, еще и коллективное бессознательное, которое я-я отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляет общечеловеческие первообразы – архетипы (образ матери-родины, богатыря). Совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, который наследуется новыми поколениями. Архетипы лежат в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного. Человек – прежде всего существо архетипное.

24. Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Понятия «знание» и «понимание».

Гносеология – учение о познаваемости мира, рассматривает проблемы человеческого познания, возможности и границы чел-го познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека.

Познание- процесс приобретения знания; деятельность, целью которой я-я идеальное восприятие действительности. Результатом познание я-я знание.

Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды. Эти трудности связаны, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а в Новое время, сформировался агностицизм Юма и Канта. И хотя агностицизм имеет основания в сложностях самого познавательного процесса, однако согласиться с его пессимистическими выводами о познавательных потенциях человека было бы ошибкой. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Это решение базируется на том, что наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, его способность познавать мир.

Cущность познавательного отношения человека к миру составляет отражение действительности. Уже происхождение сознания, органически связано с таким всеобщим свойством материи, как отражение. Это свойство в его специфических, развитых формах находит свое проявление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через органы чувств и нервную систему, отражает его. Но само это взаимодействие предполагает контакт человека с миром, формы и характер которого определяются его опытом, социальной практикой. Иными словами, познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Объектом познания является не только природа, но и общество. субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель.

Знание- отражение объективных характеристик действительности в сознании субъекта.

Сознание является наиболее сложным и труднодоступным для изучения предметом. В философии сознание начинает рассматриваться только с эпохи Нового времени ХVIIXVIII вв. То есть сначала наука занималась сознанием больных людей а затем перешла к сознанию здоровых людей.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 9

Сознание как предмет философского анализа

План:

  1. Проблематичность философского осмысления феномена сознания ;
  2. История философского осмысления феномена сознания ;
  3. Философские концепции сознания .
  1. Сознание является наиболее сложным и труднодоступным для изучения предметом. В философии сознание начинает рассматриваться только с эпохи Нового времени (Х VII - XVIII вв. ) , в психологии – в конце Х I Х века. Для науки необходимо было выяснить структуру сознания психически больного человека, чтобы предотвращать всевозможные расстройства. В последствие в психиатрии появилась социология, которая начала заниматься исследованием сознания здоровых людей. То есть, сначала наука занималась сознанием больных людей, а затем перешла к сознанию здоровых людей.

Причины трудностей в изучении сознания:

А ) Нематериальный характер сознания: сознание является материальной вещью, т.е. его нельзя потрогать, ощутить, попробовать на вкус, взвесить и тому подобное.

Б ) Парадокс близлежащего. Сознание, с одной стороны, является наиболее близким для нас явлением: всё, что мы воспринимаем, чувствуем, ощущаем, мы знаем только потому, что у нас есть сознание. Но именно поэтому мы не обращаем на сознание особого внимания. Мы обращаем внимание на предметы, события, а на само сознание нет.
К примеру, мы не обращаем внимания на свет, хотя то, что мы видим, мы видим только потому, что есть солнечный или электрический свет. Если бы не было света, то мы бы вообще ничего не увидели. Тем не менее, мы обращаем внимание преимущественно на предметы, которые видим в свете, а сам свет мы не замечаем. Это делает сознание наиболее сложным и труднодоступным для изучения.

  1. В античности как такового представления о сознании не было. Вместо сознания было понятие о душе. Душа – это нематериальная, идеальная субстанция, которая, как правило, противоположна телу.
    С точки зрения идеализма, душа вечная и неизменная. Именно благодаря тому, что есть эта вечная субстанция, тело двигается, выполняет какие-то виды работ и действий. Душа дает цели всему.
    С точки зрения материалистов, душа состоит из материи, она конечна и смертна. Например, Демокрит утверждал, что душа состоит из атомов. Согласно его учению, душа умирает раньше, чем тело. Смерть – это выдох без вздоха. Человек выдыхает и его душа рассеивается в воздухе ; атомы, из которых состоит душа, распадаются и человек умирает.

В Средние века, душа – это частичка Бога в человеке. Душа, с точки зрения Средневековой философии, бессмертна и вечна, то есть в Средневековой философии господствует идеалистическое представление о душе: тело человека умрет, превратится в прах, а душа останется.

В Новое время в философии появилось первое представление о сознании. Это напрямую связано с переходом к метафизике познания. Первоначально в метафизике познания сознание отождествлялось как разум. Таким образом, сознание и разум идентичны друг другу.
В Новейшее время, в связи с переходом к новой метафизике, меняются представления о сознании. Сознание перестает отождествляться с разумом и начинает мыслиться как нечто иррациональное и неразумное. Разум составляет лишь отдельную часть сознания. В новой метафизике было выдвинуто предложение, согласно которому сознание представляет собой лишь поверхностную плёнку в нашем мире. Сознание – это всего лишь « мыльный пузырь » , поверхность ; а бытие человека бессознательно.

  1. Философские концепции сознания:

А ) Объективный идеализм . Согласно этой концепции, сознание представляет собой некую высшую реальность, которая существует независимо от человека. Сознание есть не что иное, как высший разум (или абсолютный дух ) . Каждый человек является носителем этого высшего разума, только он этого, как правило, не знает. Это незнание происходит от того, что человек поддаётся обманам чувств и, следовательно, его высший разум становится затемненным. Человек должен прорваться сквозь этот обман чувств и открыть в себе понятие высшего разума. Если индивид достигнет этого состояния, то он станет равен Богу (или поймет, что Бога нет ; поскольку только высший разум делает человека Богом ) .

Наиболее последовательно такой подход представлен в концепции (теории ) Гегеля.

Б ) Субъективный идеализм . Согласно этой концепции, сознание каждого отдельного человека является единственной реальностью. Нет никакого высшего сознания, есть только множество маленьких отдельных сознаний.
Общим между объективным и субъективным идеализмом является то, что сознание представляет собой источник бытия. Только в объективном идеализме речь идёт о проблеме высшего разума, а в субъективном – о сознании каждого отдельного человека.
В ) Метафизический материализм . Согласно этой концепции, сознание рассматривается как пассивное отражение материи. С точки зрения метафизического материализма, первично существует материальный мир, который не зависит от нашего сознания. В свою очередь, наше сознание лишь пассивно отражает этот мир.

Г ) Вульгарный материализм . Согласно этой концепции, сознание является лишь продуктом деятельности центральной нервной системы (мозга ) . До сих пор у ученых нет точного ответа, каким образом центральная нервная система порождает сознание и порождает ли она его вообще: является ли действительно сознание продуктом мозга или же нет. Существует множество теорий, но к однозначному ответу наука ещё не пришла. В свою очередь, вульгарный материализм этих затруднений не принимает. Для него всё просто: сознание – это продукт мозга.

Д ) Диалектический материализм . Согласно этой концепции, сознание является продуктом диалектического развития материи. Сущность сознания, с точки зрения диалектического материализма, заключается в переводе материального в идеальное состояние. Таким образом, сущность сознания является обратным действием для деятельности. В свою очередь, деятельность, с философской точки зрения, – это перевод идеального состояния в материальное.
Простейшим примером перехода из материального в идеальное состояние является какой-либо предмет.
К примеру, в данный момент мы видим материальный объект – стол. После ухода из учебной аудитории, стол превратится в идеальное состояние, так как он останется в нашей памяти.
Преимущество сознания по отношению к материи: сознание позволяет сохранять предмет в памяти более длительное время. Материальный предмет может исчезнуть, развалиться, а в сознании он продолжит своё существование.
Многие исторические предметы, давно ушедшие из жизни, сохранились в сознании и были переданы посредствам летописей, различных записей и прочего.
Во-вторых, сознание позволяет фиксировать наиболее общие и значимые признаки предметов. Следовательно, сознание улучшает нашу деятельность и практику, поскольку оно сохраняет наиболее общие, наиболее значимые признаки предметов.
С точки зрения диалектического материализма, сущность сознания заключается в:

  • переводе материального в идеальное состояние, то есть в образ или понятие ;
  • преобразовании предмета в идеальное состояние: выделяет его общие признаки, модифицирует его, пытается найти другие признаки и характеристики.
    Например, рассматриваемый объект – птица. Человек видит птицу и начинает выделять её общие признаки. Одним из таких признаков являются крылья. Затем человек преобразует эти общие признаки и изобретает самолёт.
    Таким образом, с точки зрения материализма, сознание является средним звеном (промежуточным этапом ) .

6 ) Современные неклассические философские концепции сознания .

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

2460. Общество как предмет философского анализа 2.92 MB
Основными характеристиками общества являются: А Совместная цель; Б Совместная деятельность. Если нет автономности то это уже не общество а всего лишь группа общества. Основные сферы общественной жизни: Материальнопроизводственная сфера является одной из главных сфер общества.
2560. ПОЗНАНИЕ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА И КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ 52.77 KB
Среди различных форм видов уровней организации знания важно выделить три его разновидности: а знание как информация об объективном мире природы и общества знаниеинформация; б знание о внутреннем духовнопсихическом мире человека в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания знаниерефлексия; в знание о целях и идеальнотеоретических программах преобразования природного и социокультурного миров знаниестратегия. Исходя из этого становление и развитие познания необходимо рассматривать в параллели к важнейшим...
13708. Предмет и объекты анализа финансовой отчетности 37.69 KB
Предмет и объекты анализа финансовой отчетности Анализ от греч. Экономический анализ это систематизированная совокупность методов способов приемов используемых для получения выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторого субъекта хозяйствования. Процедура проведения анализа состоит из разделения проблемы на составляющие части более доступные для изучения. Выделяются такие тематические виды экономического анализа как экономический анализ в проектной деятельности инвестиционной деятельности в финансовой и...
7040. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ 12.09 KB
Раздел философии в котором исследуются проблемы познания его возможностей и границ путей и средств достижения истины называется гносеология от греческого слова гнозис – познание. Для европейской философии гносеологическая проблематика всегда была важнейшей: вспомним античное деление философской мысли или кантовское перечисление основных вопросов философии которое начиналось с формулировки Что я могу знать. Антропология от греческого антропос человек – это раздел философии в котором изучается природа естество человека его...
8112. Сознание 7.2 KB
Сознание есть свойство высокоорганизованной материи человеческого мозга в идеальных образах отражать материальный мир. Сознание есть высшая форма свойства отражения присущего всей материи. Сознание есть продукт становления и развития человека и человеческого общества.
14554. Психика и сознание 13.45 KB
Нервную систему человека образуют десятки миллиардов взаимосвязанных между собой нейронов. Так возникает головной мозг достигающий своего максимального развития у человека. Развитие мозга человека формирование коры больших полушарий происходило в процессе исторического развития человека. Развитие психики Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем требующих осмысления законов природы.
1060. Хайдеггеровская концепция природы философского вопрошания 24.2 KB
Античная психология Душа источник активности тела обладает функциями познания и регуляции поведения Определение основных проблем психологии связанных с исследованием познания активности тела способов регуляции поведения и пределов свободы человека Психология Средневековья Душа исследование видов активности тела и особенностей познания прежде всего чувствительного познания мира Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс Психология Возрождения и Нового времени Сознание – его содержание и пути его...
1057. Сознание как высшая форма развития психики 1.36 MB
Психические процессы как первичные регуляторы поведения человека 6 1. Психика человека представляет собой весьма сложную систему состоящую из отдельных подсистем ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Отсюда и непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Главная идея этой концепции Выготского заключается в том что мысль находящая свое завершенное выражение в осознаваемой форме зарождается в сознании человека как неразличимый сгусток смысла.
1302. Психологическое воздействие на массовое сознание через формирование общественного мнения 32.68 KB
Психологическое воздействие на массовое сознание через формирование общественного мнения. Сегодня в начале ХХI века формирование информационного общества невозможно без эффективного взаимодействия системы средств массовой информации массовой коммуникации и массового сознания...
6889. ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ. СФЕРА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ОТРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 7.04 KB
Итак психика это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой Основным понятием психологии является понятие психического образа Психический образ целостное интегративное отражение относительно самостоятельной дискретной части действительности это информационная модель действительности используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности. С сознанием связана рефлексивная способность человека т....