Сладков сорока и заяц краткое содержание. Николай сладков (1920–1996)
Чуткая музыка всюду живёт,
Только прислушаться надо.
– Кто из вас понимает язык животных?
– Кого боится Заяц, назовите его врагов.
– Как вы понимаете выражение «заячья душа»?
– Каким показан Заяц в этом лесном разговоре? Почему вы так решили?
ЛЕСНЫЕ ШОРОХИ
Сорока и Заяц
– Слушай, Заяц, все говорят, что осина страсть горькая. А ты, смотрю, грызёшь её и даже не жмуришься!
– А я, Сорока, осинку на третье блюдо употребляю. Когда на первое только воздух свежий, на второе – прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще мёда покажется!
– Почему Заяц ел горькую осину и не жмурился? Что значат слова Зайца о том, что на первое блюдо у него только свежий воздух, на второе – прыжки по снегу?
– Какая главная мысль произведения?
На доске – иллюстрация (слайд) «Лесной разговор Лисы и Зайца».
– Прочитайте самостоятельно.
4. Творческое задание.
– Придумайте ответ Зайца Лисе. Сравните с тем, как это написано у автора.
IV. Итог урока.
Инсценировка диалога.
Заранее подготовленные дети в масках разыгрывают диалог-вывод Н. Сладкова «Заяц и Белка»:
– Ты слышал новость, Заяц?
– Я всё, Белка, слышу: эвон уши-то у меня какие!
– Так что же ты своими ушами слышал?
– Я слыхал, что тебя, Белка, Лиса съела!
– Ну, это что! А я вот слыхала, что ты, Заяц, Лису съел!
– Вот это да! Что же мне теперь делать?
– Известно что: глазам верить, а не ушам!
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий,
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?
с. Никулин
Сравнение произведений Н. Сладкова и Е. Чарушина.
Урок 21
Н. НОСОВ «ЗАТЕЙНИКИ»
Цели: познакомить с рассказом Н. Носова «Затейники»; развивать навыки беглого и правильного выразительного чтения; учить с помощью интонации передавать настроение и чувства героев, составлять план рас-сказа.
Ход урока
I. Организационный момент.
− Отгадайте загадку:
Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его? ... (Незнайка.)
II. Объявление темы урока.
На доске: рисунок с изображением Незнайки; выставка книг о сказочном герое.
− Какие книжки про Незнайку вы знаете? («Незнайка в цветочном городе», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».)
− Кто придумал Незнайку и его друзей из Цветочного города? (Это писатель Николай Николаевич Носов.)
− Если вы составите слово из данных слогов, то узнаете название рас-сказа Н. Носова.
На доске:ТЕЙ ЗА КИ НИ
− Какое слово получилось?(Затейники.)
− На уроке прочитаем рассказ «Затейники», составим его план.
III. Работа по теме урока.
− Ребята, а кого называют затейниками? (Тех, кто затевает интересные дела или игры.)
− Подберите синонимы к слову «затейники». (Фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки.)
Первичное чтение рассказа «Затейники» учителем.
– «Затейники» – первый рассказ, написанный Н. Носовым.
– Что вас рассмешило в этом рассказе? Что удивило?
Выборочное чтение.
− Кто герои рассказа? Назовите их имена. Большие они или маленькие?
– Какую игру затеяли ребята? Что они для этого сделали?
– Чего испугались ребята? Как об этом написано в рассказе?
– Почему ребята больше не стали играть в «Три поросёнка»?
– Доводилось ли вам играть в страшные и смешные истории из книг? Какие игры знаете вы?
– Стихотворение А. Барто познакомит вас с игрой, которая называется «Гуси-лебеди».
Стихотворение читает учитель или заранее подготовленные дети:
Малыши среди двора
Хоровод водили,
В «гуси-лебеди» игра,
Серый волк – Василий.
– Гуси-лебеди, домой!
Серый волк под горой!
Волк на них и не глядит,
Волк на лавочке сидит.
Собрались вокруг него
Лебеди и гуси.
– Почему ты нас не ешь? –
Говорит Маруся.
– Раз ты волк, так ты не трусь! –
Закричал на волка гусь. –
От такого волка
Никакого толка!
Волк ответил:
– Я не трушу,
Нападу на вас сейчас,
Я доем сначала грушу,
А потом примусь за вас!
А. Барто
Беседа по вопросам учебника.
Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм.
5. Составление плана и пересказ текста.
1. Чтение сказки «Три поросёнка».
2. Постройка домика.
3. Может быть, это серый волк?
4. Так и не стали играть в «три поросёнка».
− Используя план, перескажите рассказ по цепочке.
– Получилось ли у вас так же смешно, таинственно, страшно, как у автора? Почему? (Н. Носов использует диалоги, они делают рассказ смешным и интересным.)
Чтение рассказа по ролям.
– Прочитайте рассказ про себя и обозначьте карандашом роли. Обязательно ли читать слова автора? Какие из них можно не читать? Возьмите их карандашом в скобки.
– Подумайте, как (с какой интонацией) нужно произносить слова героев в каждом эпизоде.
IV. Итог урока.
− Интересным ли был для вас урок? Почему?
− У Н. Н. Носова много других произведений о детях. Книги писателя вы можете взять в библиотеке.
Учитель знакомит детей с выставкой книг Н. Носова.
Урок 22
Г. САПГИР «ЛЮДОЕД И ПРИНЦЕССА,
ИЛИ ВСЁ НАОБОРОТ»
Цели: познакомить с произведением Г. Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»; воспитывать положительное отношение к чтению.
Ход урока
I. Организационный момент.
− Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и дружны.
II. Объявление темы урока.
− На уроке познакомимся со стихотворением-сказкой Г. Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». Г. Сапгир писал стихи для взрослых, но узнали его именно как детского поэта. А начиналось все так…
«В 1960-е годы в Москве жило-было издательство, выпускавшее книжки для самых маленьких. Оно так и называлось – «Малыш». В этом издательстве жил-был главный редактор по имени дядя Юра, а если по-взрослому – Юрий Павлович Тимофеев. Он-то и попросил как-то раз поэта Генриха Сапгира: «А напиши-ка ты для нас стихи!»
– О чем? – спросил Сапгир.
– О чем угодно. Ну, например, о том, что на дворе апрель.
– А если апрель, то можно я напишу про котов?
– Хорошо, – сказал дядя Юра.
И получились такие стихи:
Мяу! Наконец тепло. Весна.
В апреле кошкам не до сна.
Не понимаю, как в апреле
Ребята могут спать в постели.
Гуляли бы себе по крышам
Под месяцем большим и рыжим.
− И после этого детские стихи посыпались у Сапгира, как яблоки с яблони, если её потрясти. Так появились на белый свет “Людоед и принцесса, или Всё наоборот”».
Кира Сапгир
III. Работа по теме урока.
Ответы к стр. 58 — 59
Николай Сладков
Ивовый пир
Зацвела ива — гости со всех сторон. Кусты и деревья ещё вокруг голые, серые; ива среди них как букет, да не простой, а золотой. Каждый ивовый барашек, как пуховый жёлтый цыплёнок, сидит и светится. Пальцем тронешь — пожелтеет палец. Щёлкнешь — золотой дымок запарит. Понюхаешь — мёд.
Спешат гости на пир.
Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.
Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди, ободки на животах лопнут.
Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылышки мельтешат. Крошечные вертолётики.
Жуки какие-то копошатся.
Мухи жужжат.
Бабочки крылья распластали.
Шершень на слюдяных крыльях полосатый, злой и голодный, как тигр.
Все гудят и торопятся.
И я там был, медовые барашки нюхал.
Вот отцветет ива, зазеленеет, потеряется среди других зеленых кустов. Тут и пиру конец…
1. Перечитай первый абзац рассказа «Ивовый пир». Найди и подчеркни сравнения.
Зацвела ива — гости со всех сторон. Кусты и деревья ещё вокруг голые, серые; ива среди них как букет, да не простой, а золотой . Каждый ивовый барашек, как пуховый жёлтый цыплёнок , сидит и светится. Пальцем тронешь — пожелтеет палец. Щёлкнешь — золотой дымок запарит. Понюхаешь — мёд. Спешат гости на пир.
2 ∗ . Реши кроссворд. Найди ответы в рассказе «Ивовый пир».
1. У кого раздулись животы, как бочки?
2. Кто неуклюжий, как медведь?
3. Кто крылья распластал?
4. Кто похож на крошечный вертолётик?
5. Кто злой и голодный, как тигр?
3. Перечитай рассказ Н. Сладкова «Одуванчик и Дождь». Какими ты представляешь героев? Запиши или нарисуй.
Николай Сладков
Одуванчик и Дождь
— Ура! Караул! Ура! Караул!
— Что с тобой, Одуванчик? Уж не заболел ли? Ишь жёлтый весь! Чего ты то «ура», то «караул» кричишь?
— Закричишь тут!.. Корни мои рады тебе, Дождю, радёшеньки, всё «ура» кричат, а цветок «караул» кричит — боится, что пыльцу испортишь. Вот я и растерялся — ура, караул, ура, караул!
Жил один заяц. Заяц как заяц. Только, кто его знает почему, любил он перед другими похвастать тем, чего у него и не было: и сильный он, и храбрый он, и охотник он…
Вот однажды заяц на поле убитую косулю нашёл. Задрал косулю волк, да помешал ему кто-то. Ушёл волк, половину туши оставил.
Только подсел зайчишка к косуле - сорока мимо летит.
Увидала, какую добычу заяц упромыслил, подсела на ветку, поздоровалась, говорит:
Эй, сосед, ты где такую тушу добыл?
Убил, - говорит заяц.
Удивилась сорока - заяц косулю убил! От удивления рот раскрыла, хвост опустила, крылья растопырила.
А хвастун не унимается:
Я охотник такой, что если бы по-настоящему охотился, всех бы зверей давно перебил. Только жалко их мне. Я, - говорит, - сколько хочешь могу зверя добыть! Вот косулю съем, пойду медведя добывать.
Поклонилась сорока зайцу:
Эй, сосед, научи меня! Я всегда несытая.
Отчего не научить, - отвечает заяц. - Это совсем простое дело, так охотиться-то. Надо только пошире рот раскрыть да крикнуть. Совсем это простое дело. Разве ты кричать не умеешь?
Как не умею?! Я кричать хорошо умею, - говорит сорока, а сама думает: «Зачем я пойду медведя искать, когда под носом у меня заяц?»
Взлетела сорока повыше, рот раскрыла - да ка-ак крикнет! Так крикнула, что синицы, которые поблизости на ветках сидели, на землю свалились.
Только сорока зайца и видела… Перепугался он до смерти, кинулся бежать. Куда убежал, никто не знает.
Посидела сорока, подумала: «Как так не упал заяц, а удрал? Видно, мало я кричала. Ну, другой раз, как добычу увижу, сильней кричать буду».
Стала сорока по лесу летать. Как увидит зверя - давай кричать, давай стрекотать, что есть силы.
Сама она ни одного зверя своим криком не убила. А охотники приметили, что сорока над зверем кричит. Как застрекочет в лесу - охотник туда! Старается сорока, стрекочет, рот разевает, крылья распустит, хвостом стрижёт, думает: «Вот я его сейчас убью! Вот-вот!» А охотник тут как тут - в зверя выстрелит, с собой унесёт.
Только бывает и так, что сорока охотника увидит. Радуется: «Ох, какой большой! Вот я его сейчас!» И всех зверей перепугает: ни себе, ни охотнику.
Лиса и Заяц
− Почему это, Заинька, у тебя такие длинные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ножки?
− А всё потому, Лисонька, что уж очень у тебя шажки тихие да уж очень острые зубки!
Ястреб и Оляпка
− Ну, Оляпка, попадись: сейчас я тебя сцапаю!
− А я, Ястреб, от тебя в полынью нырну.
− А я тебя у полыньи подкараулю!
− А я во вторую полынью выскочу.
− А я у второй подкараулю!
− А я тогда в первую выскочу.
− А я... И долго ты так от полыньи к полынье будешь мотаться?
− Да пока тебе за мной гоняться не надоест!
Сорока и Волк
− Эй, Волк, чего ты хмурый такой?
− От голода.
− И рёбра торчат, выпирают?
− От голода.
− А воешь чего?
− От голода.
− Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока: от голода, от голода, от голода! Чего это ты нынче такой неразговорчивый?
− От голода.
Воробей и Синица
− Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?
− Э-э, не угадала!
− Опять не угадала!
− Какое же тогда, Воробей?
− Рогатка. Из пушки-то по воробьям не стреляют, а из рогатки − только успевай отскакивать! Я-то уж знаю, я-то стреляный воробей!
Сорока и Заяц
− Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!
− Э-э, Сорока, всё равно плохо...
− Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
− Э-э, Сорока, невелико счастье...
− Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!
− Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня всё равно заячья...
Волк и Сова
− Мы, Сова, с тобой во всём одинаковые: ты серая, и я серый, у тебя когти, и я хищник. Почему же встречают нас люди по-разному? Тебя хвалят-расхваливают, меня клянут-проклинают.
− А ты, Волк, что ешь-то?
− Да всё больше жирных барашков, да козлят, да телят...
− Ну вот видишь! А я всё мышей вредных. Похожи мы с тобой по одёжке, да разные по делам!
Ласка, Белочка и Медведь
− Я, Ласочка, к зиме беленькой стала − как берёзка!
− А я, белочка, серенькой − как осинка!
− Ну а я, Медведище, как ёлочки: зимой и летом одним цветом!
Дятел и Тетерев
− Здравствуй, Тетерев! Со вчерашнего дня не виделись. Где летал, где спал?
− Летал я «над», спал «под».
− Что это за ребус такой: то «над», то «под»?
− Это не ребус, а снег. Летал над снегом, ночевал под снегом.
− Ишь какая у тебя жизнь развесёлая. А я, горемыка, всё «в» да «в». Летаю в лесу, прыгаю в ёлках, ночую в дупле. Ску-учно!
— Сорока и Волк; Медовый дождь; Рыбьи пляски!
Сорока и Волк
– Эй, Волк, чего ты хмурый такой?
– От голода.
– И рёбра торчат, выпирают?
– От голода.
– А воешь отчего?
– От голода.
– Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока: «от голода», «от голода», «от голода»! Чего это ты нынче такой неразговорчивый?
– От голода…
Медовый дождь
На небе ни облачка, а по листьям дождь шуршит! Листья мокрые и блестящие, капельки с листьев скатываются в траву. И на лицо капли падают. Вытираю лицо ладонью и чувствую на губах… вкус мёда! Выставил под дождь ладонь, лизнул, понюхал – так и есть: мёд. Шуршит в лесу дождь медовый, на траве роса медвяная!
А пчёл не видно, и на небе ни облачка…
Смотрю растерянно по сторонам.
На мокрые листья садятся полосатые, как тигры, осы и шершни. По сырым травинкам карабкаются шустрые муравьи.
И муравьи, и осы сосут медовые капли.
И вдруг понимаю, что дождинки медовые не с неба падают, а с листьев клёна! Нависли клёны как туча зелёная, из-под каждого листа падают капли. А из-под дерева – дождь!
Оказалось, на изнанке листьев расселись тли, уткнули в лист хоботки и сосут сладкий кленовый сок. Неисчислимые стада тлей! И все сосут. Сок вытекает, тли роняют капельки – шумит сладкий древесный дождь!
Для всех сладкоежек июнь в лесу – медовый месяц.
Рыбьи пляски
До восхода висело над горизонтом лиловое облачко с огненным ободком. Солнце поднялось багровое, и всё – земля и небо – окрасилось в красный цвет.
Сижу под ивовым кустом с узкими красными листьями. Над головой свистят крылья уток, и крылья у них снизу – розовые.
Необыкновенный рассвет!
Красные волны дробятся в красной реке. Алые клубы пара шевелятся над волной. Чёрные чайки с криками мечутся в вышине, как чёрное вороньё над заревом пожара. Будто обожжённые, они заламывают крылья и падают в горящую реку, выплескивая снопы искр.
Всё ближе чайки, всё резче их крики.
И вдруг из красных волн стали выпрыгивать чёрные рыбки. Узкие, как листики ивы. Вылетят стоймя и стоймя же, хвостом вниз, падают в красную воду. Вот вылетел целый косячок и рассыпался веером. Вот опять: одна за одной, одна за одной!
Рыбьи пляски!
Гляжу во все глаза. Неужто и рыбья кровь вспыхнула в это удивительное красное утро?
А посреди реки, в сутолоке волн, движутся два чёрных пятнышка: пятнышко поменьше и пятнышко побольше. Из воды торчит плоская головка да спина горбинкой.
Вот нырнула, будто растаяла, а из воды тотчас выметнулись рыбки и заплясали: вверх-вниз, вверх-вниз!
Чайки увидали – упали, заломив крылья. Стали хватать рыбок прямо на лету.
Всё стало обыкновенным…
Солнце поднялось – и чёрные чайки стали белыми, чёрные рыбки – серебристыми, красная вода – серой. Лиловое облачко на горизонте шевельнулось и растаяло.
Хищники – чайки и выдра – вслед за пляшущими рыбками скрылись за поворотом реки.
А я сидел у коряги и записывал то, что видел.