Можно ли избавиться от токсического стыда. Что такое токсический стыд


Желание принадлежать к группе - одна из основных человеческих потребностей. Проблема в том, что группа, в которую мы стремимся попасть, уже имеет свои принципы и требования. Порой, наше стремление к ней присоединиться так велико, что мы приспосабливаемся силой, жертвуя собой, отказываясь от важных для себя вещей,

Рассказывает Беата Косяцка.

Этим принадлежность и отличается от приспособления. Принадлежность заключается в том, что, вступая в группу, мы вносим в нее себя, свои ресурсы, и они дополняют эту группу. Их принимают, и мы можем функционировать в этом сообществе, не меняя себя. Но часто группа требует, чтобы мы от чего-то отказались, переделали себя в соответствии с тем, как функционировала эта группа до сих пор. Ее членам не нужен наш ресурс, они хотят, чтобы мы стали похожими на них. Стыд используется в таком случае как инструмент для «подгонки» нового члена к группе.

Добавляет Иоанна Хмура.

Токсический стыд - это противоположность ощущения собственной ценности. Это внутреннее послание, которое мы адресуем сами себе: «Ты не достаточно хорош», «Ты не достоин» любви и успеха, ты никому не нужен, ты этого не заслуживаешь. Испытывая токсический стыд, мы видим нормы, требования, ожидания и принципы более жесткими, чем они есть на самом деле. Он заставляет нас воздержаться от выступления на собрании, не дает попросить о помощи или сделать что-то, чего мы хотим, даже если это не запрещено и даже не считается предосудительным.

К выходу стыда из-под контроля могут привести три вещи: скрытность, молчание и осуждение. Когда так происходит, мы болезненно переживаем чувство стыда и, что естественно, стараемся избежать этой боли. Очень часто в таких ситуациях мы хватаемся за средства незамедлительного действия: наркотики, алкоголь, таблетки, всевозможные «голизмы»: шопоголизм, трудоголизм, сексоголизм, впадаем в другие зависимости, например, от интернета, социальных сетей, компьютерных игр, и даже просто от шоколада, уборки или бесконечных разговоров по телефону.

Говорит Беата Косяцка.

Автор книги «Гнев, вина и стыд» Лив Ларссон (Liv Larsson) говорит, что чувство стыда могут испытывать даже трехмесячные младенцы, и что оно связано со зрением, а точнее, со зрительным контактом между ребенком и родителями.

В нашем психосоциальном развитии наступает такой момент, когда мы осознаем, что наши действия вызывают у окружающих определенную реакцию. Мы хотим, чтобы эта реакция была положительной, давала нам ощущение безопасности, одобрения. Поэтому мы исключаем все, что может угрожать реализации этой потребности. Мы хотим нравиться нашим родителям, получать похвалу, так как это гарантирует выживание. Часто достаточно специфического взгляда, чтобы ребенок запомнил: это действие повторять не следует, из-за него родитель может отдалиться. То, за что родители стыдят ребенка, часто связано с тем, что вызывает стыд у них самих. И, скорее всего, ребенок начнет испытывать стыд в тех же сферах. А, как мы знаем, у разных людей это могут быть очень разные вещи.

Объясняет Иоанна Хмура.

Родители часто используют стыд в качестве инструмента воспитания. Культура соперничества, сравнения и оценок, которой мы пропитываемся с ранних лет жизни (в семье, в детском саду и школе) способствуют развитию стыда. Психологи предостерегают, что ребенок, которого постоянно стыдят, превращается в пассивного взрослого, который боится вступать в интимные связи, не ставит перед собой сложных задач и имеет низкую самооценку.

Чувство стыда развивается в питательной среде критики, сравнений, осуждения, а способствует ему перфекционизм. Оно зарождается в отношениях, а потом изолирует нас от близких и общества.

Если нам удастся каким-то чудом переломить стыд и открыто поговорить с близкими, знакомыми, коллегами по работе, окажется, что «не одна только я». Многие опаздывают с платежами, Ася из отдела кадров ненавидит свою фигуру, а Мажена, которая так красиво одевается, маскирует одеждой полные бедра, потому что ей некогда заняться спортом.

Мы живем в культуре соперничества, сравнений, оценок и создания недостижимых идеалов. Списки богатейших людей, постоянные новости из жизни знаменитостей, которым все удается. СМИ наслаждаются демонстрацией или, скорее, созданием красивых преуспевающих людей, а маркетинг базируется на создании идеалов, к которым должны стремиться клиенты, покупая рекламируемые продукты и услуги. Сложно не сравнивать себя со стройной блондинкой на рекламном щите или с улыбающимся белоснежными зубами красавцем за рулем последней модели Ferrari из глянцевого журнала. «Столько красивых восхитительных людей, видимо, я хуже, раз не могу позволить себе такую машину/ у меня нет такой фигуры»…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Свитов Сергей – Ученик Воронежского Института Практической Психологии и Психологии Бизнеса. Рассматриваю психологию как реальный инструмент изменений и приобретения навыков. Если рассматривать психологию как "супчик для души", жевания соплей, и сантименты, то результаты будут носить случайный характер. Ищите меня в

Стыд возникает в качестве социального регулятора возбуждения – ребенок оказывается захваченным врасплох в момент возбуждения, связанного с удовлетворением какой-либо его потребности, возбуждение при этом резко блокируется, появляется стыд. Переживание стыда всегда является следствием прерывания поддержки в поле – self как естественный процесс в поле внезапно лишается какой бы то ни было поддержки со стороны среды, до этого момента присутствовавшей. Оставшийся избыток возбуждения в этой ситуации может быть инвертирован и направлен вовнутрь, что проявляется в интенсивных вегетативных реакциях – дрожи, потоотделении, гиперемии, сжимании тела для того, чтобы спрятаться или исчезнуть («провалиться сквозь землю»). Одним из важнейших этиологических факторов формирования стыда у ребенка является развитие его в поле высоких ожиданий со стороны родителей с одной стороны, и нечувствительность среды по отношению к его переживаниям – с другой.

Необходимо также отметить, что стыд является следствием интроективной природы психики человека. Причем интроекция в генезе стыда имеет двойное, даже амбивалентное значение. С одной стороны, стыд формируется как реакция на столкновение с интроектами (например, с убежденностью, что «то, что я делаю – отвратительно» и, как следствие, – «я сам отвратительный» или набором «долженствований»). С другой, именно интроект о своем собственном существовании и важности для других способствует увеличению свободы обращения со стыдом, трансформируя его в смущение в контакте. Этот интроект представляет собой виртуальную поддержку поля, при его отсутствии человек лишается опоры в виде убежденности в ценности своего существования или вообще начинает сомневаться в нем, следствием чего является возникновение сильных переживаний, в том числе и стыда, лежащего в генезе хронического принципиально неудовлетворимого стремления к признанию со стороны среды. Кроме того, необходимо отметить, что стыд достаточно часто актуализируется в кризисные периоды жизни человека ввиду того, что психологические кризисы инициируют иногда достаточно радикальные изменения в self. При этом вдвойне значимым оказывается соответствующее подтверждение со стороны среды.

Стоит разделять стыд творческий и стыд токсический. Первый – это естественная реакция на приближение и психологическое «обнажение» в контакте, другой – способ прервать контакт ввиду невыносимости его переживания. Токсический стыд разрушает контакт так быстро, как никакое другое негативное переживание. Способы разрушения контакта при этом соответствуют способу обращения человека с возникающим у него стыдом. Например, переживание стыда может быть трансформировано в реализацию замещающего его гипервыраженного стремления к признанию с сопутствующими ему требованием подтверждения значимости и зависимостью от объекта-носителя этого подтверждения. Подавленный токсический стыд часто также инициирует тенденцию предательства по отношению к себе, выражающуюся стремлением быть не тем, кем человек является на самом деле. Значительное место в этом процессе имеет исполнение определенной социальной роли с релевантным ей внешне презентируемым образом человека, который насыщается характеристиками, являющимися не реальными, а желаемыми. Отсюда этиологически проистекает внутренне невыносимое ощущение себя самозванцем с соответствующим ему сильным желанием спрятаться и страхом быть разоблаченным. Переживание стыда также с успехом может заменить полярный феномен компенсаторного характера – гордость с сопровождающей ее часто тенденцией к психологическому эксгибиционизму. Способ организации контакта при этом зачастую связан со значительной долей эпатажа.

Иллюзия контроля окружающей среды и своей собственной жизни также могут на время облегчить тревогу, маркирующую подавленный стыд, при срыве же этого механизма возможно отыгрывание рэкетных эмоциональных образований в форме ярости, злости, обиды, вины и т.д. Кроме того, важным фактором, определяющим феноменологию переживания стыда, является сопутствующий ему страх быть отверженным. Поэтому остановка в контактном способе переживания стыда поддерживается со стороны реактивной тенденции к опережающему отвержению: «Пусть лучше первым отвергну я, чем потом отвернутся от меня». Разрушение таким образом контакта выступает надежным превентивным средством относительно любого переживания, в том числе и стыда.

И. Погодин из "Феноменология некоторых ранних эмоциональных проявлений"

Стыд – одно из самых распространенных чувств, которое испытывают люди. Токсичный стыд – это эмоциональное состояние, при котором вы чувствуете себя плохим, ничтожным или испорченным. Стыд называется токсичным, когда не имеет разумных причин, в то время как здоровый стыд возникает, если мы поступаем аморально, например, проявляем агрессию.

Истоки токсичного стыда

Токсичный стыд начинается с переживания психологической травмы. Травма – это понятие, которое люди связывают с чем-то экстремальным, например, сломанными ребрами или изнасилованием. Но есть много травматичных переживаний, которые люди не считают серьезными. Им трудно понять, как пренебрежение в детстве может стать формой насилия.

Токсичный стыд вызывают травмы, пережитые в детстве и юности, если ребенок сталкивался с ними многократно. Когда родители регулярно унижают и наказывают ребенка, он впитывает их обидные и несправедливые слова, которые определяют его отношение к себе.

Какие убеждения характерны для токсичного стыда?

– Я непривлекателен;

– Я ничего не значу;

– Это все моя вина;

– Я ничего не могу сделать правильно;

– Я не достоин ничего хорошего;

– Я плохой;

– Я заслуживаю того, как ко мне относятся;

– Мои желания и потребности никого не интересуют;

– Никто меня не любит;

– Я не могу быть собой;

– Я должен скрывать свои истинные мысли и эмоции;

– Мне никогда не исправиться.

Люди, страдающие от токсичного стыда, часто испытывают хроническую тревожность или обладают низкой самооценкой. Некоторые из них направляют раздражение и боль на себя, а другие причиняют ущерб окружающим, формируя антисоциальное или нарциссическое расстройство личности.

Токсичный стыд часто сопутствует чрезмерному чувству вины. Человек не только сгорает от стыда, но и чувствует себя виноватым за то, что он не контролирует. Он принимает ответственность за эмоции других людей, или переживает о том, что другие люди несчастны, особенно если это как-то связано с ним.

Последствия токсичного стыда

Нелюбовь к себе. Поскольку такие люди обычно страдают от низкой самооценки и проявляют (или успешно подавляют) ненависть к себе, это проявляется в саморазрушении, тяге к нанесению себе повреждений, недостатке эмпатии, неумении общаться.

Пустота. Такие люди чувствуют хроническую пустоту, одиночество и недостаток мотивации. Они не хотят ничего делать, не имеют целей в жизни или делают только то, что позволяет им ненадолго отвлечься от тяжелых чувств.

Перфекционизм. Люди, испытывающие токсичный стыд, становятся перфекционистами, поскольку с детства вынуждены соответствовать завышенным стандартам. Их наказывали и стыдили, когда они переживали неудачу.

Нарциссизм. На другой стороне спектра находятся жертвы токсичного стыда, которые развивают грандиозные фантазии о том, как они станут богатыми, знаменитыми, могущественными и завоюют весь мир. Они надеются, что в разгар триумфа болезненные чувства уйдут, но этого не происходит, даже когда им сопутствует успех.

johnhain / Pixabay

Патологические отношения. Многие люди, страдающие от токсичного стыда, вступают в нездоровые отношения, так как не знают, как выглядит нормальная связь или не способны создать и поддерживать ее. Обычно они соглашаются на подобие отношений, где оба партнера несчастны, но слишком слабы, чтобы решиться разорвать их, или считают, что не заслуживают ничего лучшего. Даже нездоровые или основанные на насилии отношения для них лучше, чем одиночество, потому что помогают отвлечься от эмоциональной боли.

Подверженность манипуляциям. Когда вы охвачены стыдом или чувством вины, манипуляторы знают, на какие кнопки нажать, чтобы вызвать эти эмоции, а затем заставить вас пойти на все, лишь бы избавиться от болезненных переживаний. «Почему ты делаешь мне больно?», «Ты не хочешь быть со мной, а выбираешь стать одиноким неудачником?», «Это все твоя вина», - это лишь некоторые из манипуляций, которые часто используют абьюзеры.

Заключение

Дети, пережившие психологическую травму, часто испытывают стыд. Так как стыд остается неосознанным, он превращается в хронический, порождая низкую самооценку, отвращение к себе, чувство вины, неконтролируемый гнев и ощущение собственной неполноценности.

Это приводит к нездоровому поведению: стремлению причинить вред другим, гиперответственности, самоуничижению, токсичным отношениям, неумению заботится о себе, плохим границам, повышенной чувствительности к тому, как вас воспринимают другие, восприимчивости к манипуляции и эксплуатации.

Экология сознания. Психология: Люди часто начинают строить свою жизнь на основе этой ложной личности и попадают в разные передряги. Например, находят партнера, который им не подходит, начинают учиться на того, что им не нравится, ходят на работу, которая им отвратительна

Желать чего НЕЛЬЗЯ желать

Среди разных токсичных форм психической деятельности есть довольно важный, я бы сказала даже базовый. Это токсичный стыд.

Вообще, сразу стоит отметить, что стыд сам по себе является нормальным проявлением психики человека. Фактически - это опознавание того, что ты пересек собственные границы , и находишься в зоне недозволенного. «Недозволенное» может быть личностно или социально обусловлено. Т.е. какие-то вещи недопустимы для вас лично, какие-то не допустимы в обществе.

Эрик Эриксон считал, что стыд начинает формироваться в возрасте около 1 года 3-х месяцев - 1 года 6-ти месяцев. По его классификации это 2 стадия развития личности. До нее ребенок не отделяет себя от матери или другого человека, кто постоянно находится с ребенком. Получая необходимое для себя в регулярном порядке, разделяя эмоции, у ребенка формируется доверие к окружающему миру.

Затем, в возрасте года он начинает осознавать себя как отдельную личность. Но все еще видит себя глазами значимого лица, к которому привязан. У ребенка начинают формироваться границы и он постоянно проверяет их. Малыш совершает повторные заходы до границ дозволенного и наблюдает за реакцией значимого взрослого. Именно поэтому истерики часто происходят именно на глазах родителей, а на людях ребенок может вести себя вполне разумно.

Кроме того в этом возрасте начинают закладываться всякие моменты с пристойным поведением, пользованием горшка и вообще основы «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок получает информацию, что писать и какать в штаны плохо. Если ты это сделал, то пересек границу. Мать посылает ему недовольный взгляд и, он чувствует себя плохо. Кроме того ребенка уже не поощряют бегать с голой попой и т.п. В норме, человек может ощутить просто определенное кратковременное замешательство или замешательство, после чего вернуться в свои границы.

Таким образом, стыд - это такое психическое образование, которое нам говорит, что окружающие поведение наше не одобряют и нас не любят за то, что мы так себя ведем . На самом деле, когда человек становится взрослым, ему уже не надо таскать маму с собой для того, чтобы она ему давала сигналы о правильном и достойном поведении.

Образ матери с набором «хорошо и плохо» остается в памяти в виде так называемого интроекта (некой информации, которая воспринята без осмысления и критики).

Однако, информация может быть весьма различной. У кого-то это может касаться основ правил поведения в обществе, горшка и других базовых моментов, у другим родители могут вместить столько «плохо», и эта информация может быть такой запутанной и противоречиво, что ребенок постоянно находится в замешательстве от происходящего. Иногда в это время ребенок может получать от своей матери или отца знания о том, что само его существование «плохо» и, соответственно, постыдно. Я сам - постыдный факт.

Вот это и есть основа токсичного стыда. Человек имеет в себе внутренний образ родителя, который по сути является частью личности самого человека, который постоянно долбит другую часть личности своим неодобрением.

Как вообще происходит процесс само пристыживания:

1. Человек идентифицирует свое поведение, как постыдное. Тут опять у каждого свой набор, постыдного. У некоторых такие ситуации могут быть довольно точно определены, у других размыты. Кто-то знает, что пройти вперед пожилого в общественный транспорт – не совсем достойно, кто-то же имеет установку «вести себя не как мужик». В последнем случае, при хорошей фантазии можно развернуть воображение на полную катушку, и практически что угодно признать постыдным.

Или довольно распространенное убеждение, что чувствовать гнев постыдно. Поэтому человек рассердившись на кого-то запускает процесс самопристыживания сразу после эмоциональной вспышки. А так как люди могут чувствовать гнев и раздражение довольно часто в процессе общения с окружающей средой, то человек может довольно активно гнобить сам себя.

2. В памяти всплывает факт, что за постыдные действия лишают любви и отвергают.

3. Дальнейшая активация памяти и всплывание массы постыдных фактов, которые складываются в коллаж и оценивают всю личность как постыдное явление в этом мире.

4. Отвержение самого себя, как невозможное и болезненное существо. Уход и избегание своей собственной личности.

Кроме того эти процессы могут идти по круги или даже по спирали. Вспоминая и отвергая себя, человек вновь отправляется к первому пункту списка и совершает повторное путешествие по дороге самопристыжения.

Здесь побег от себя можно осуществить 2 разными способами.

Можно отключить свое недремлющее око внутреннего родителя химическим путем (наркотики, алкоголь), либо развить зависимость, которая будет сама отключать человека от критического самонаблюдения (игромания, расстройства приема пищи)

Второй, способ создание ложной личности, которую хотели бы видеть родители или другие значимые люди. Далеко не всегда, те качества, которые имеет ложная личность подходят личности истинной. Быть общительным, если вы интроверт довольно напряжно или днями на пролет склеивать модель корабля экстраверту, потому, что папа был усидчивым и вдумчивым аккуратистом. Если ты не такой как папа, и у тебя есть другие желания, типа побегать с приятелями на улице – это постыдно. Тебя не станут принимать и любить.

Но самое главное, что люди часто начинают строить свою жизнь на основе этой ложной личности и попадают в разные передряги. Например, находят партнера, который им не подходит, начинают учиться на того, что им не нравится, ходят на работу, которая им отвратительна.

Если они начинают размышлять, что что-то нужно менять и проявлять свое Я и свои интересы, запускается процесс стыда. В итоге человека парализует на уровне психики, потому что он желает того, чего нельзя желать . Более того если человек вступает в противоборство с собой, то вырвавшись на мгновение от внутреннего недремлющего ока он делает импульсивное и необдуманное действие, которое часто приводит к плохим результатам. Потом у него достаточно времени и есть новый материал для коллажа своей позорности, для практики самопристыжения.

Довольно характерно, что этот механизм стыда может запуститься в самый неожиданный момент. Например, ребенок вырос и до определенного времени выполнял желательную для родителей программу довольно успешно, а потом что-то поменялось или он достиг некого предела своей компетентности. И тут началось.

Этот механизм очень характерен для людей с нарциссическими чертами, а так же для жертв и созависимых . Нарциссы часто могут споткнуться на середине жизни о свой детский опыт и не смочь подняться. Самопристыжение и паралич воли может остановить их от исправления собственного положения и довести до суицида. Их сознание сужается до внутреннего диалога о собственной ничтожности, а так как ничтожность для таких личностей практически смертельная рана, они находятся в безвыходной ситуации. Именно это одна из причин почему нарциссы часто идут на употребление наркотиков и становятся алкоголиками. Это обезболивающее для их личности, которое помогает им существовать.

Однако это явление в меньшей степени может присутсвтовать и у людей с другими типами личности, не позволяя им развиваться и принимать прелести жизни. опубликовано