Ландшафтный дизайн и озеленение территории. Кто такой ландшафтный дизайнер? Разнообразие стилей и их характеристика


Ландшафтный дизайн - это область ландшафтной архитектуры, которая отличается от ландшафтного проектирования тем, что по сравнению с последним ориентирована на меньшее пространство, проекты быстрее реализуются по времени.

Также существует понятие садового дизайна, но у нас в стране оно не прижилось: чаще всего под понятием ландшафтный дизайн подразумевают и сам ландшафтный дизайн, и садовый, а иногда и ландшафтное проектирование.

Ландшафтный дизайн сочетает в себе элементы как искусства, так и науки. Его результат - функциональное, эстетически приятное расширение внутреннего жилого пространства вовне. Одна из фундаментальных функций ландшафтного дизайна - гармоничное сочетание современных технологий (строений и зданий) и природного окружения. Чтобы сделать хороший дизайн, специалист по ландшафтному дизайну должен обладать достаточными знаниями в области дизайна, общих принципов искусства, и рабочего материала.

Элементы искусства в ландшафтном дизайне.

Основные элементы искусства (которые используются в ландшафтном дизайне) включают в себя: цвет, линию, форму, текстуру и масштаб. Безусловно, их нельзя рассматривать по отдельности, без отрыва друг от друга, но рассмотреть природу каждого из них в отдельности необходимо, т.к. только после этого можно приступать к их взаимодействиям между собой.

У каждого из нас свой стиль и, в конечном итоге, свои требования к жизни. И каждый стремится к идеалу, тому образу, который рисуется мыслями, планами, ритмом жизни и уровнем финансов.

Хочется, чтобы участок был красивым. Может быть даже хочется, чтобы чувствовался дизайн пространства, интерьера, ландшафта.

Представление о красивом обустроенном жилище мы уже имеем, но представление о ландшафтном дизайне сложилось еще не у всех.

Еще не у всех существует представление о том, как должен выглядеть участок земли, прилегающий к дому, представление о модных направлениях и классических, представление о ландшафтной архитектуре.

Нет ничего лучше, чем выйти летним или осенним вечером в беседку: солнце скрывается за горизонтом, наступает особое время суток- время таинственной умиротворенности. Длинные тени, размытые силуэты... Поистине время для романтиков!

Все, что Вас окружает, должно вызывать чувство необыкновенной легкости и тихой радости.

Шикарный зеленый газон, нежный шелест листвы и цветов на клумбе, журчание маленького ручейка, может быть, плеск рыбок, успокаивающие глаз и божественно пахнущая живая изгородь из роз, цветущих почти все лето, или хвойных, не теряющих свой цвет зимой.

Ландшафтный дизайн - это разработка и внедрение мероприятий по преобразованию и оформлению земельного участка. Существует множество решений обустройства территории земельного участка. Это и возведение альпийских горок, и оформление газонов и клумб, организация освещения и полива, включение малых архитектурных форм (скульптур, беседок, мостиков, качелей), искусственных водоемов и многое другое. От того, насколько профессионально разработан и внедрен проект ландшафтного дизайна, зависит, будет ли на участке уютно и комфортно.

Процесс разработки проекта включает в себя несколько этапов. Прежде чем приступить к работе, дизайнер обговаривает с заказчиком его предпочтения и сумму, которой заказчик располагает. Если это значительная сумма, то клиент может стать обладателем реального произведения искусства ландшафтного дизайна, которое прослужит довольно долго.

Некоторые пожелания клиента могут оказаться невыполнимыми по ряду причин. Например, земельный участок недостаточно просторный или характеристика почвы не позволяет проводить те или иные работы на участке. Поэтому грамотному дизайнеру необходимо обладать внушительным багажом знаний в самых разнообразных областях: геологии, физике, фен-шуй, биологии, химии, геометрии и т.д.

На следующем этапе дизайнер осматривает территорию земельного участка, фотографирует его и берет пробу почвы для химического анализа. На основании проведенных осмотров и исследований готовится эскиз, охватывающий все составляющие элементы проекта. В некоторых случаях на рассмотрение заказчику предоставляется, по его желанию, объемный бумажный макет будущего ландшафта.

На современном этапе выделяют разные стили ландшафтного дизайна: регулярный, сельский, пейзажный, природный, японский, китайский, смешанный. Воплощение того или иного дизайнерского решения зависит не только от платежеспособности клиента, но и от характеристик его участка. К примеру, в зависимости от особенностей почвы на участке и назначения будущего искусственного водоема разрабатывается технология его создания и обустройства. Холмистый земельный участок – идеальный вариант для возведения альпийской горки.

СРЕДСТВА

Закон простоты

Выразительность должна достигаться минимальным набором изобразительных средств. Это аксиома любого художника-прикладника. Оговорюсь сразу: речь не идет о минимализме как художественном направлении. (Убеждена, что в России он прижиться не может. Менталитет у нас не тот.)

Перегруженность – первый враг художественного беспорядка. Убрать все композиционно лишнее – психологически тяжелейшая задача для цветовода, когда вопрос касается цветов. Но если мы говорим о дизайне участка, выбор в пользу отдельных растений за счет остальных сделать все равно придется. Фаза накопления должна перейти в фазу осмысления. Этот закон политэкономии работает и на отдельно взятом садовом участке.

Первым, конечно, хочется ликвидировать то, что меньше всего жалко. В борьбе с собой можно предложить такую уловку. Сделать заново какой-нибудь кусочек по всем правилам, не жадничая, не подсаживая то, что не посадить невозможно, да больше некуда. Потом следующий кусочек. Так, метр за метром, участок будет преображаться в сад, а мировоззрение меняться.

Эклектика, то есть смешение художественных стилей – достаточно провальная затея на небольшом жизненном пространстве. Как правило, стиль задается уже построенным домом. А также сараем, баней, гаражом, колодцем, которые надо либо как-то обыгрывать, либо попытаться замаскировать.

Не пытайтесь объять необъятное. Когда хочется разнообразия, садовые стилевые изыски лучше свести к схеме «зеленых комнат», о чем неоднократно писали все цветоводческие журналы. А японский садик устройте где-нибудь возле гаража, в невидимой зоне.

Столь же вредно смешивать разномастные камни и деревяшки. Из случайных, найденных в окрестностях или привезенных на участок друзьями, которые завершили свои проекты, создать что-нибудь приличное удастся вряд ли. Такой «вынужденный набор» подчеркнут скорее нашу бедность, чем фантазию. Хорошие камни приходится покупать, и в достаточном количестве.

Жесткая геометрия (круги, прямые и острые углы) создает излишнюю напряженность, как и всё то, что не встречается в дикой природе (например, валунчики одного размера, бусами лежащие по краю водоема. К тому же они зрительно съедают и без того небольшую площадь.)

Прямые параллельные линии также являются врагом художественного беспорядка. Тем большим, чем меньше размер участка. Четкий ряд одинаковых растений вдоль забора больше акцентирует его, чем маскирует. Дорожка от калитки до крыльца, проходящая поблизости от забора, смотрится особенно тягостно, если забор попытались закрыть зеленой стенкой. Простейший выход из положения – сделать дорожку извилистой, обыграв ее изгибы. Например, посадить кустик, который придется обходить. Или сделать дорожку переменной ширины за счет окружающих ее цветов. И не важно, что ходить вы будете все равно по прямой. А можно высадить плавно изогнувшейся линией настолько яркие цветы, что они возьмут на себя основную зрительную нагрузку.

Главное правило садовой геометрии гласит: кривая линия должна быть осмысленной. У нее должны быть начало, конец и логика. Об этом стоит вспоминать не только прокладывая по клумбе технологическую дорожку, но и высаживая весной рассаду. Кстати, располагать ранние бордюрные цветы непосредственно вдоль дорожки совершенно не обязательно, и, может быть, даже вредно. Они вполне могут поддерживать свою игру линий и пятен в глубине клумбы. На фото 1 показан пример членения клумбы размером 24×5,5 м. Для масштаба рядом стоит человек ростом 1,78 м. Дорожки образуют один рисунок, примулы другой, более вытянутый. Луковичные тоже посажены линиями и пятнами. Получается как бы сетка, наброшенная на сетку. Летом цветоносы высоких растений смыкаются, образуя свой красочный ковер, и первого «этажа» становится не видно.

Закон доминанты

Или, точнее, закон соподчинения и доминанты. Тема царя и его подданных. В любом художественном произведении есть главное и второстепенное. Любое действо разыгрывается в определенных декорациях. В саду это вертикали и горизонтали.

Планировка сада начинается именно с определения доминантных мест. Монотонность утомляет. Мы разбиваем ее вертикалями деревьев и пергол, яркими пятнами цветочных групп. Но и напряженность утомляет не меньше. Восклицательных знаков не должно быть слишком много. Планируя доминанту, следует учесть простое, но важное правило. Чем ярче пятно, тем больше должна быть вокруг него нейтральная территория. Размеры подбираются экспериментально.

Причем доминантой может быть и не самое дорогое, что у вас есть. У нас на участке, расположенном в зоне заказника, где запрещена посадка деревьев и кустарников, в роли доминанты успешно выступают самые заурядные подсолнухи (фото 2). Все гости очень любят фотографироваться возле них.

К слову, в практике градостроительства на Руси доминантами всегда были церковные колокольни. Когда их снесли в двадцатые годы, Москва стала плоской, как сковородка, и разрушить эту пространственную монотонность были призваны сталинские высотки.

На участке в роли фона обычно выступает газон. Однако и газон может быть королем, если его окружает почтительная свита из неброских цветов и кустарников. В музыке такой прием называется тихой кульминацией.

Ландшафтный дизайн — этот термин сейчас знаком не только , но и жителям мегаполиса. Ведь всем людям хочется преобразить свой мир, создать тот сад, где языком самой природы будут выражены их представления о совершенстве, тем более, для озеленения и благоустройства всегда найдётся место, будь то загородный участок, крыша многоэтажки или просто лужайка возле ресторана.

Как правило, фирмы, занимающиеся ландшафтными работами, предлагают специализированные профессиональные услуги. В таких бюро можно заказать ландшафтный дизайн и ландшафтное проектирование, благоустройство территорий (беседки, освещение, дренаж), озеленение (устройство зелёных изгородей, газонов, цветников, клумб, посадку деревьев и кустарников, зимние сады, фитодизайн интерьера, альпийские горки, рокарии, миксбордеры), мощение дорожек, декоративные водоёмы. Основным принципом работы хороших фирм является сочетание опыта и качества, плюс максимальное удовлетворение пожеланий заказчика.

В отличие от огородничества или садоводства, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность, — это искусство и практические действия по озеленению и благоустройству. Главная задача ландшафтного дизайна - создание гармонии и красоты в сочетании с удобным использованием инфраструктуры построек. Хорошие фирмы предлагают такие услуги, выполненные на высоком профессиональном уровне.

Введение

Дипломная работа разработана по теме "Благоустройство и озеленение загородного участка. Малые архитектурные формы для искусственных водоемов"

Актуальность данной работы обусловлена высокой популярностью и востребованностью ландшафтного дизайна. В работе использованы современные материалы в области проектирования различных в функциональном отношении объектов.

Данная работа посвящена ландшафтному проекту, созданному в процессе учебного дизайн-проектирования.

Целью работы является анализ и обобщение разработанного ландшафтного дизайн-проекта по благоустройству прилегающей территории загородного дома.

Ландшафтный дизайн

Определение ландшафтного дизайна

Слово дизайн в переводе с английского означает рисунок, чертеж, проект, но одновременно и сам процесс проектирования, а, кроме того, и его результат -- проект. Вместе с известным из географии термином "ландшафт" ландшафтный дизайн предполагает проектирование ландшафта, организацию пространства под открытым небом. Ландшафтное проектирование - научное направление, создавшееся из художественного синтеза и взаимодействия географии, истории, искусствоведения, философии, городского строительства и т.д. Ландшафтный дизайн включает в себя обустройство городских парков, самих городов, озеленение, садоводство. Перед началом обустройства окружающего пространства любого объекта, будь то дачный сад, или городской парк, нужно знать, что любой ландшафт и каждая отдельная его часть таит в себе не только возможности, но и ограничения.

Необходимо не только выделить основные художественные особенности, но и учитывать естественные законы развития ландшафта.

Создание ландшафта и способы формирования его композиции, прежде всего, зависят от природных условий: климата, который создает условия для комфортного отдыха и определяет выбор растительности; рельефа, который обуславливает решения технического и художественного плана (из-за особенностей рельефа формируется природное разнообразие и культурный ландшафт); почвы и растительности - они обуславливают возможности озеленения и т.д.

Именно поэтому оценка геоморфологического состояния почвы и вероятности изменений на раннем этапе работ - обязательное условие для организации правильного дизайна участка. На стадии проектирования должен быть создан подробный анализ ландшафта участка. Должны быть детально рассмотрены все элементы, расположены и на проектируемой территории, и в пограничной территории. Во время процесса надо изучить почву и флору окрестностей. И только выполнив все исследования, можно начать проектирование ландшафта.

Основные принципы ландшафтного проектирования

Выбор "идеи".

Проектирование любого ландшафта должно быть подчинено четко сформулированной внутренней идее. В наиболее известных историко-культурных ландшафтах последовательность пейзажей обязательно продумывалась, увязывалась с маршрутом прогулок, внешним природным окружением. Между особенно эффектными видами вводились пейзажные паузы, чтобы дать посетителю эмоциональную передышку, а затем удивить вновь открывающимися выразительными ландшафтами. Этот прием ландшафтного дизайна позволяет избежать однообразия и создать постоянную смену картин. Что актуально даже при проектировании маленького участка, т.к. даже будучи ограниченным размером, дизайнер, проводя грамотное зонирование должен придерживаться какой-либо идеи (например, средиземноморского сада или классического французского сада "a la Versaille", но ту важен размер участка), либо сада "natural garden".

Организация пространства.

Любой ландшафт представляет собой объемно-пространственную структуру, которая состоит из следующих элементов:

· планировочных (аллеи, тропинки, площадки и т.п.)

· объемных (формы рельефа, камни, древесно-кустарниковая и травянистая растительность, крупные архитектурные сооружения и малые формы)

· плоскостных (водоемы, лужайки, поляны, партеры и т.д.)

При создании планировочной композиции ландшафта важен учет закономерностей его зрительного восприятия.

К ним относятся:

Закон линейной перспективы. Как правило, предметы выглядят лучше, если расположены, либо на горизонтальной поверхности, либо на поверхности с небольшим подъемом.

Но некоторые объекты проектирования наиболее интересны при рассмотрении сверху или снизу. В частности, планировочные элементы ландшафта (водоемы, лужайки и др.) выглядят наиболее выигрышно при рассмотрении их сверху, а некоторые объемные элементы (деревья с архитектурной или шаровидной формой кроны) более эффективно смотрятся на фоне неба, поэтому на них лучше смотреть снизу.

Кроме этого, расстояние между зрителем и отдаленным предметом оптически сокращается, если скрыть лежащую между ними местность (кулисами кустарников понижением рельефа). Глаз наблюдателя в данном случае не имеет масштаба для сравнения, поэтому интересный пейзаж окружающей местности будет зрительно включаться в культурный ландшафт.

Закон воздушной перспективы имеет большое значение для ландшафтного дизайна. Чем дальше от наблюдателя располагается предмет, тем больше смягчаются его окраска и очертание. Скажем, использование на значительном удалении от зрителя древесно-кустарниковой растительности с мягкими очертаниями крон и синеватым оттенком листвы и хвои значительно усиливает впечатление глубины пейзажа. Расположение насаждений с серебристой, пестролистной и светлоокрашенной листвой на переднем плане будет оптически приближать их к наблюдателю.

Свет и тень.

В ландшафтном дизайне особое значение имеют данные по освещенности, контраста света и тени, цветовой гаммы, но особенно важна их роль в пейзажном стиле, поскольку именно он заинтриговывает посетителей постоянной сменой цветовых и световых форм природы в течение суток и сезонов года. С помощью светотени можно подчеркнуть выразительность, объемность растительных групп и архитектурных сооружений. Следует учитывать ориентацию по сторонам света, направление и силу освещения солнечных лучей в разное время суток.

Боковое освещение наиболее контрастно высвечивает фактуру растительности и архитектурных сооружений, поскольку наиболее благоприятным условием освещения пейзажей является угол падения солнечных лучей 15-45*С.

Различают утреннее, дневное и вечернее освещение. Утреннее освещение наиболее эффектно. Тени ясные и четкие, в наибольшей степень оттеняют все особенности формы предметов. Поэтому чтобы использовать эффект от освещения утренними лучами, необходимо располагать главные части ландшафта к северу, югу, западу от точки наблюдения. Дневной свет слишком яркий, в нем золотятся и плохо читаются формы. Поэтому обозреваемые пейзажи не должны располагаться в южном и юго-западном направлении. Объекты ландшафта, предназначенные для вечернего освещения, следует спроектировать от наблюдателя на юг и восток.

Цветовая гамма насчитывает более 130 оттенков, а общий колорит пейзажей меняется не менее 9 раз в году. В создании колористки ландшафта одинаково важен не только общий подход к цвету, но и продуманность деталей. Для ландшафтного дизайна важно влияние цвета на организм человека.

Например, красный, оранжевый, желтый, розовый, пурпурный цвета возбуждают и вызывают бодрое и радостное настроение. Напротив, фиолетовый, синий, зеленый обладают успокаивающим действием, способствующим замедлению пульса и снижению артериального давления.

Важно чтобы цветовые сочетания строились на принципах цветовой гармонии: либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета. Важно, чтобы не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса или перенасыщенности цвета.

Однако цвета нельзя использовать в одинаковых количествах. Они не должны занимать равные площади, т.к. нарушится оптическое равновесие.

Цвет и свет.

Цвет и свет в ландшафте тесно взаимосвязаны. Красный цвет при ярком дневном освещении выступает вперед, приближается; при сумеречном - служит фоном и создает впечатление глубины. Желтый цвет приподнимает поверхность. Она кажется более обширной. Белый и желтый распространяется на близлежащие более темные цвета. А голубой при дневном освещении удаляет предмет, поэтому его часто используют для оптического расширения небольших участков. При сумеречном свете темно-синий, фиолетовый и черные цвета уменьшают объем. Зеленый цвет самый спокойный. Он уравновешивает другие цвета. Например, газон слишком яркий, роскошный бордюр. Однако в больших пространствах зеленого цвета человек подчас чувствует себя не комфортно, пытаясь отыскать взглядом какой-либо элемент цвета. Сейчас в моде в ландшафтном дизайне монохромные сады, где превалирует зеленый цвет. Но, кажется, в нашем климате, где мы имеем зиму 6-7 месяцев в году (т.е. превалирует белый цвет), за несколько месяцев весны-лета хочется буйства красок, впрочем, возможно это субъективное мнение данного ландшафтного дизайнера.

Внесение цветового пятна, эффекта "света-тени" может оживить монотонность зеленого. Важнейшие приемы для ландшафтного дизайна - это ритм, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия.

Прием ритмичного построения является повторение отдельных элементов и расстояний между ними, примером могут служить аллейные посадки. Устойчивое впечатление ритма формируется при повторении элементов не менее 4-6 раз, для избегания эмоционального переутомления ландшафтный дизайнер включает в них скульптуру, цветники, фонтаны, мини-водоемы, чередуют различные декоративные древесно-кустарниковые группы.

Контраст.

Контраст - сильно выраженное различие объектов по одной или нескольким характеристикам - по форме, цвету, открытости и закрытости пространства, цвету и тени.

Можно использовать в ландшафтном дизайне сразу несколько контрастных признаков, но контраст не должен быть слишком частым и резким.

В ландшафтном дизайне количество декоративных признаков для группы (древесно-кустарниковой, части бордюра и т.д.) максимально составляет 11.

При построении ландшафтной композиции обязательно сочетание контраста и нюанса. Нюанс представляет собой тонкий переход, едва уловимое отличие форм, красок и пространств. Нюансные отношения предназначены для наблюдения с очень близких расстояний, поэтому они требуют особой внимательности и продуманности. Как мы упоминали, в ландшафтном дизайне могут использоваться цветовые нюансы, например, в древесно-кустарниковой группе могут быть использованы виды контрастные по ряду признаков (форма кроны), но с нюансовыми оттенками - схожесть по плотности кроны и цветению.

Симметрия и асимметрия.

В ландшафтном дизайне гармония и симметрия могут быть достигнуты в результате использования двух приемов - симметрии и асимметрии.

Динамическое равновесие асимметричной композиции при обзоре должно создавать впечатление, что сумма элементов ландшафтной картины по одну сторону направления луча зрения (водоемов групп деревьев, солитеров, их цвета, освещенности и др.) уравновешивается соответствующей суммой контрастных элементов с другой стороны.

Для симметричной планировки характерны внесение упорядоченности строгости; четкое осевое деление территории, где одинаковые основные элементы композиции, а также их более мелкие части и детали располагаются на равном удалении от главной осевой перспективы, что создает впечатление торжественности.

Иногда симметрия и асимметрия переплетались в одном ландшафтном произведении. Особенно это заметно было в России, где парадная, примыкающая к дому часть, была выполнена в традиционно классическом стиле (симметрично), а парковая часть была в пейзажном стиле (т.е. асимметрично).

Необходимо разнообразие в ландшафтной архитектуре не только в генеральном плане сада, но и в деталях. Использование пространства и его умелое заполнение является важнейшей задачей ландшафтной архитектуры.

Основные стилевые направления ландшафтного дизайна

Стиль - это, прежде всего использование определенных растительных элементов и сочетание отдельных растений, вид декоративной отделки. Он должен хорошо сочетаться со стилем дома. Выбирая стиль, также надо учитывать и разнообразие моды, национальные особенности, традиции, природные условия земли. Также важны особенности территории, внимательно обдумать детали и позаботиться об экологии.

Различаются формальный (геометрический) и свободный (пейзажный) стили.

Формальный стиль.

Этот стиль в наше время не столь популярен, как раньше. Его характерные черты: строгость линий, регулярность, геометричность форм и участков и симметричность. Подрезание деревьев и кустов придет им различные геометрические формы. Формальный стиль обычно придает территории строгий, благородный вид, ощущение порядка и организации. Но особенно строгий стиль может перерасти в излишнюю помпезность.

Пейзажный стиль.

Создается на востоке, позже распространяется по всей Европе. Особенность стиля - сохранение естественности (гармония дикой природы). Например, наблюдая водоем свободных очертаний, в голову не придет мысль, что это - создание рук человека. Такой ландшафт создавать сложно потому, что изменение необходимо как можно больше приблизить к самой природе. Симметрическое расположение объектов гармонично входит в естественный пейзаж. Свободный стиль придает участку романтичности. На такой территории господствуют свобода и гармония.

Ландшафтный дизайн придет на помощь не только для того, чтобы придать более привлекательный внешний вид приусадебному участку, но и станет отличным способом значительно увеличить его стоимость. Это настоящее искусство, которое полностью преобразит сад и сделает его пригодным для отдыха после трудного дня всей семьей. Кроме этого будет возможность принимать в нем гостей и устраивать всевозможные празднества.

Видео — что из себя представляет ландшафтный дизайн

Что такое ландшафтный дизайн

Включает в себе огромное количество изменений:

  • возведение всевозможных малых архитектурных форм утилитарного либо же декоративного характера;
  • , а также дорожек;
  • озеленение (цветники, газоны, альпийская горка) и многое другое.

Подобными вещами должны заниматься только специалисты, и даже самые сумасшедшие проекты будут вполне осуществимы. Неопытным садоводам-любителям зачастую трудно разобраться во всех нюансах предстоящей работы, ведь существует инженерная, а также ботаническая аспекты ландшафтного дизайна.

Основные требования к разработке дизайна

Для начала стоит составить проект, который должен до мельчайших подробностей учитывать все особенности будущего строительства. Необходимо составить точный план зеленых насаждений, учитывающий их быстроту роста, вид грунта, его кислотность и т.д. После этого идут работы по внедрению , а также освещения.

Разнообразие стилей и их характеристика

Ландшафтный дизайн является одновременно и работой, и в то же время настоящим искусством. Он может полностью отображать стиль хозяина сада и быть источником его вдохновения. Существует несколько самых распространенных стилей:

  • пейзажный;
  • японский;
  • классический;
  • деревенский.

Все они существенно отличаются друг от друга и имеют свои «изюминки». Например, пейзажный стиль характеризуется плавными переходами и линиями, а при его обследовании будет казаться, что все это было создано самой природой.

Сад в японском стиле полон символов, которые отображают вкусы его владельца. В участвуют разнообразные миниатюры, выполненные из камня, гальки, карликовых растений, а также мха.

Классический стиль появился еще во времена Римских императоров и характеризуется своей строгостью в комплексе с правильными линиями и формами. Он не перегружен мелкими деталями и одновременно крайне изящно смотрится.

Деревенский стиль на первый взгляд кажется неухоженным, но поразил многих своей практичностью. Неприхотливые, а также яркие цветы, виноград и различные могут создать настоящий райский уголок.

Выбирая стиль для сада, следует руководствоваться только собственными предпочтениями. Тогда он станет превосходным , а также наполнит дом красотой и гармонией.

тема 4 Ландшафтный дизайн

Ландша́фтный диза́йн - искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования (инженерный аспект), с другой стороны, ботаники и растениеводства (биологический аспект), и, с третьей стороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории (особенно из истории культуры) и философии. Кроме того, ландшафтным дизайном называют практические действия по озеленению и благоустройству территорий.

В отличие от садоводства и огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность (повышение урожайности садово-огородных культур), ландшафтный дизайн - более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна - создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей.

Задачи ландшафтного проектирования участков - это, прежде всего, создание гармоничных и красивых ландшафтов, а также оптимизация пространства и реализация возможностей функционально использовать территорию. Грамотное ландшафтное проектирование, которое выполняют опытные специалисты, учитывает назначение территории, ее размер, экологические условия. Более того, удачный ландшафтный дизайн способен во многом изменить к лучшему и исходные данные: создать более благоприятный микроклимат, видоизменить рельеф, сделав его более интересным и привлекательным, улучшить экологию, за счет посадки растений, дающих кислород и фильтрующих атмосферу, устройства искусственных водоемов, увлажняющих воздух.

История ландшафтного дизайна

Как известно, начало ландшафтного дизайна связано с представлением рая на Земле, поэтому не угасает стремление человека создать возле своего жилища райский уголок. Каждый народ имеет свое представление о рае, зависящее от религиозных течений и веяний, природных условий той или иной страны. И как бы человек ни называл свой дом, начиная с античных времен и заканчивая современностью, «замки», «крепости», «дворцы» или коттеджи, - все они неразрывно связаны с Природой, со стремлением к прекрасному. О красоте древних садов мы можем судить по старинным картинам и фрескам, которые сохранились до нашего времени. К примеру, роспись в Садовой комнате в Доме Ливии в Риме, выполненная в I веке до н.э., отражает идеализированный образ райского места. Со сменой эпох менялось и представление о красоте. Сады не являются здесь исключением.

Высокий уровень садового искусства в античный период базировался исключительно на развитой культуре садоводства древнего Востока, которая представляла собой одну из основ мировой культуры садового искусства вообще. Древние римляне и греки использовали сад в качестве жилища столь же часто, как и сам дом. Готическое понимание образности не слишком располагало к дальнейшему развитию искусства сада. Характерной чертой пространственного решения готических садов было их геометрическое деление на участки правильной формы.

Большое значение для развития садового искусства имела эпоха Возрождения. Возникли новые тенденции в развитии мысли, в стремлении личности к свободе, к радостям жизни. Изменились и взгляды на понимание места сада в жизни человека. Сады становятся не только естественным компонентом великолепных поместий феодалов, но и занимают значительное место в городских застройках. Вместо труднодоступных крепостей начинается строительство замков. И ограниченные по площади, стесненные средневековые сады крепостей теперь заменяются обширными садами замков и парками.

Ренессансные сады напоминали «зеленые кабинеты», в которых можно было уединиться среди душистых растений в красивой беседке. Каждый такой участок планировался согласно единственной, только ему предназначенной теме. Соединялись такие «кабинеты» декоративными переходами с аллеями, лестницами, арками и другими садовыми строениями.

Во времена барокко (конец XVI и начало XVII веков) в садах стали модными скульптуры (в том числе и сформированные из зеленых растений), стало больше внимания уделяться цветовому решению садового ландшафта. Этот период знаменателен пышными формами, богатым убранством и роскошью. Одним из самых главных вкладов в искусство сада периода барокко является переход сада в прилегающий ландшафт. Это достигалось либо благодаря созданию специальных смотровых площадок с видом на соответствующий участок, либо фактическим слиянием сада с окружающим ландшафтом путем устройства аллей, тропинок и т.д.

Эпоха классицизма в садовых строениях и планировке отличается строгими геометрическими формами и сдержанностью. Нужно отметить, что смена стилей не происходила стихийно. Стили нагромождались друг на друга постепенно вытесняя более старые веяния. Особенно такое нагромождение стилей обозначилось в XIX веке, где стал преобладать «вещицизм» и приспособление к тому или иному стилю. Отличительной чертой архитектуры данной эпохи стал стиль модерн. И лишь когда Европой овладел дух английского стиля садов и парков, сформировалось правильное отношение человека к природе.

XX век (особенно его конец) отличается революционными преобразованиями в архитектуре зданий и ландшафтном дизайне. Появились новые, совершенно фантастические конструкции в садовой архитектуре. Домашний интерьер стал приближаться к садовому ландшафту, сместились и стали менее заметными границы их разделяющие.

Большой отпечаток на формирование стилей оказывали традиции и культура различных народов. Особенно часто архитекторы прибегали к восточной архитектуре доминирующую роль в которой играли Китай и Япония. Японский бонсай (искусство выращивания растений в сосудах) и китайский ландшафтный Фэн-Шуй использовались дизайнерами всех времен и народов. Рассматривая садовые строения из кирпича и камня, мы упоминали роль стилизованных животных в ландшафтном дизайне Фэн-Шуй. Но этим искусство Фэн-Шуй не ограничивается. Секрет этого искусства (или целой науки) заложен в глубоких знаниях законов природы, которые применяют при формировании ландшафтного участка. Многие считают, что процветание Тайваня и Гонконга связано именно с Фэн-Шуй, так как каждый уважающий себя бизнесмен в этих странах пользуется услугами специалистов данного искусства. Грамотная планировка помещений и садовых участков, тесная взаимосвязь их размещения и расположения относительно сторон света, выбор формы относительно местности - вот отличительная черта Фэн-Шуй. Эти знания законов природы помогают максимально правильно использовать их при формировании ландшафта.

Входу на территорию участка уделяется особое внимание, так он отделяет две условные зоны. Переходя эту границу, простой горожанин становится хозяином. Поэтому ворота являются символом его благополучия и удачливости. Хорошо, когда ворота выполнены в виде арки, то есть, закруглены сверху. Арка символизирует радугу - «небесные врата» и приносит удачу хозяину участка. Точно такой же смысл имеют арки, разделяющие отдельные зоны участка. Они могут быть каменными, деревянными, металлическими или в виде зеленых насаждений. Все зависит от того, в каком секторе участка расположена арка. В южном секторе арка делается деревянной, на юго-западе - кирпичной или каменной, а в западном секторе - желательно делать её из металла.

Размещение дома на участке тоже имеет очень важное значение. Фасад его должен смотреть на юг, восток или юго-восток, менее благоприятное направление фасада на юго-запад или запад и нежелательно северное и северо-западное направление. Через вход в дом проникает благотворная энергия, поэтому важны его парадность и солидность.

Важным атрибутом участка являются садовые строения и цветники. Цветы должны иметь различный оттенок, но их тоже следует размещать по зонам. Так, красные цветы в южном секторе сада приносят удачу, а для запада и северо-запада лучше подходят белые и желтые цвета. На востоке и юго-востоке уместны любые растения, кроме колючих насаждений, которые могут принести нежелательные (колючие) перемены.

Наверное, сейчас невозможно точно определить, где появились первые беседки и другие садовые строения, предназначенные для отдыха. Доподлинно известно, что в Древнем Египте строили деревянные беседки за много веко в. до н.э. Небольшие, легкие с раздвижными дверями садовые домики, напоминающие беседки и навесы, уже много веков строят в Китае и Японии. Среди южных народов всегда были популярны навесы, беседки, перголы, которые помогали укрыться от лучей палящего солнца. Особенно популярны были такие сооружения в странах Средиземноморья, которые нашли свое отражение в греческих портиках и римских колоннадах эпохи Возрождения. Беседки без стен, имеющие в плане форму квадрата или восьмиугольника, уже много веков строят в Англии и Нидерландах. Как правило, они строились на самом видном месте и являлись центром роскошного сада или парка, украшая его своими формами и архитектурой. Такие беседки - газебо были позаимствованы многими европейскими странами и стали широко известны всему миру. Из Европы архитектура беседок перекочевала, а Америку вместе с первыми поселенцами. Первоначально они ставились в садах и приусадебных парках только богатых людей как символ благополучия и связи с Европой. Не обошли стороной беседки и Россию, на которую оказывала большое влияние культура Франции и Англии. Практически ни одна богатая усадьба не обходилась без садовой беседки, в которой проводили досуг наши знатные предки. Вместе с беседками широко применялись деки, навесы, террасы, примыкающие к дому или построенные на склоне холма и имеющие дощатый настил. Над этими сооружениями трудились знаменитые архитекторы, создавая воистину произведения искусства. О внешнем виде садовых строений того времени мы можем судить по многочисленным художественным полотнам, которые сохранились до наших дней. И в настоящее время находится немало любителей архитектурных форм прошедших столетий. Но в архитектуре XX века (особенно в его второй половине) произошел революционный сдвиг. Этому способствовало появление в строительстве новых современных технологий и материалов (пластмассовые и алюминиевые профили, различные виды современной кровли и т.д.). Поэтому в садах и приусадебных парках наших современников можно встретить строения самых разнообразных форм и стилей. Но все они преследуют одну цель - создание уютной зоны отдыха на лоне природы.

Виды ландшафтных работ

    Декоративное покрытие садовых дорожек

    Живая изгородь

    проектирование ландшафтного дизайна

    строительство заборов

    дорожки и площадки

    выбор газона

    подпорные стены

    строительство прудов и бассейнов

    водонапорные сооружения

    системы полива

    посадки крупномеров

    посадка хвойных растений

Законы и приемы ландшафтного дизайна

Рассмотрим основные правила создания ландшафтной композиции, используя гармоничное сочетание свойств пространственных структур: геометрической формы, величины, фактуры, положения в пространстве, цвета, освещенности. Пренебрежение этими правилами ландшафтного дизайна может стать причиной того, что вместо прекрасного, радующего взгляд сада Вы получите лишь беспорядочно размещенные, не связанные между собой элементы.

- Единство и соподчиненность . В построении ландшафтной композиции существует 2 принципа: разделение и объединение. Разделение, ограничение отдельных частей наблюдается при зонировании участка, выделении различных типов пространств. Например, Вы планируете создать в своем саду въездную зону, зону отдыха, огород и сад, детскую площадку, хозяйственную зону и т.д. Каждая из этих зон несет свою смысловую и практическую нагрузку, т.е. она отличается от других по задачам, способам оформления, размерам, форме и т.д. С другой стороны, для того чтобы Ваш сад выглядел гармоничным и целостным, Вам необходимо объединить различные элементы. Для этого необходимо выявить что-то одно, наиболее важное для Вас, и подчинить этому главному все остальные части (это может быть тематическое подчинение, доминирование цвета, формы и т.д.).

- Пропорции. Соблюдение правильных пропорций при построении композиции чрезвычайно важно, так как дисбаланс в пропорциях исказит всю картину сада в целом. Для того, чтобы не ошибиться с выбором пропорций, используйте Закон золотого сечения: при делении отрезка на 2 части бOльшая часть относится к меньшей, как весь отрезок относится к бOльшей части 3:5: При нарушении закона исчезает чувство равновесия и комфорта. Пример: Вы хотите построить композицию из деревьев и кустарников. Чтобы композиции воспринималась целостно, Вы можете выбрать дерево высотой 8 метров, рядом разместить кустарник или некрупное дерево приблизительно 5 метров высотой и завершить композицию высадкой среднерослого 3-метрового кустарника. Таким образом, правило Золотого сечения 8:5:3 позволит Вам добиться правильных пропорций всей группы посадок.

Симметрия и асимметрия. Посадки и другие элементы ландшафтного дизайна могут размещаться в саду симметрично т.е. равноудалено от осевой линии, либо асимметрично. Для сада в формальном стиле подойдут, безусловно, симметричные посадки: это могут быть аллеи по бокам дорожек, симметричные партерные цветники и т.д. Для сада в пейзажном стиле, стиле кантри надо отдать предпочтение асимметрии, свойственной Природе.

Ритм. Это повторение какого-либо элемента ландшафтного дизайна с определенным временным или пространственным интервалом. Интервал может быть систематическим (например, аллея), а может быть и произвольным чередованием.

Контраст. Этот прием использует сильно выраженное различие пространственных форм (светлый темный, большой маленький, высокий низкий, гладкий шершавый и т.д.). Для создания такого эффекта из уже известного нам правила Золотого сечения убираем один элемент 8:5 убираем: Контраста можно добиться на различности форм: пирамидальная плакучая, шаровидная колоновидная; по фактуре: шероховатая глянцевая поверхность листьев; по цвету растений или декоративных элементов.

Нюанс. Это тонкий переход от одного объекта к другому, характеризующийся незначительным различием в свойствах объектов (например, композиция из флоксов светлых тонов с преобладанием белых и некоторого количества розовых цветов; или композиция из хвойников с постепенной сменой цвета от желтого к желто-зеленому, затем ярко-зеленому и, наконец, темно-зеленому тону).

Масштабность. Это свойство композиции, которое объединяет элементы сада по одному какому-либо свойству. Не должно быть так, чтобы элементы становились стеной, ширмой, т.е. необходимо соблюдать прозрачность, элементы композиции должны соответствовать росту человека.

Законы линейной и воздушной перспективы

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Линейная перспектива это изменение величины и формы предмета по мере удаления от него:

    все параллельные линии в перспективе сходятся на линии горизонта в одной точки

    вертикальные линии в перспективе всегда остаются вертикальными;

Воздушная перспектива -изменение цвета,яркости и четкости предмета по мере удаления от наблюдателя. Различные цвета по-разному изменяются по мере удаления от зрителя: желтый цвет становится зеленым; оранжевый – грязно-красным; зеленый – голубовато-синим; фиолетовый цвет растворяется; белый выглядит более эффектно на темном фоне и кажется ближе, чем на самом деле; черный растворяется и светлеет; красный приближает предмет к зрителю, синий, наоборот, удаляет.

Деревья с мягким контуром и с листвой холодного оттенка следует размещать на дальнем плане ландшафта. Там же размещаются синие и голубые пятна цветников и темные хвойные или лиственные композиции.

Построение пейзажной картины.

Пейзажная картина – часть пространства сада, которую визуально (зрительно) можно выделить из общего пространства, мысленно заключив в рамку. Пейзажная картина должна быть целостной, иметь центральный элемент, который не обязательно располагается по центру угла зрения. При этом все элементы пейзажной картины должны просматриваться, не закрывая и не заслоняя друг друга.