Эпоха эллинизма характеризуется. Общая характеристика эпохи эллинизма


Общая характеристика эллинизма.

Эллинизм - это широкое распространение греческой культуры, религии, философии, искусства, экономики, политики и образа жизни на Восток и тесное их взаимодействие с местным общественным укладом. В результате возникла особая синкретическая культура, в которой греки были уже не этническим, а социо-культурным явлением.

Широко распространился греческий язык - койне ("общая"), созданный на основе аттического диалекта, ставший языком Нового Завета. Параллельно койне существовал другой международный, но уже восточный язык - арамейский.

В эллинистическую эпоху рождалось новое мировоззрение, получившее широкое распространение и философское оформление, - космополитизм, осознание себя "гражданином мира". Продолжалось разрушение гражданского мышления людей, но на чужбине греки даже из враждебных городов сознавали духовное единство перед лицом иной культуры; рассеянные по всей ойкумене, они ощущали свою принадлежность эллинскому миру.

Упадок полисной идеологии вел к быстрому развитию индивидуализма. Переживания, чувства, мысли отдельного человека оказались в центре религии, литературы и искусства.

Неустойчивость жизни, социальная нестабильность, войны, перевороты имели результатом широкое распространение фатализма, отраженного в философских и религиозных системах. Космополитизм, индивидуализм и фатализм ярко характеризовали эллинистическую эпоху в плане серьезных духовных изменений.

Греция в эллинистический период.

В Греции началось обезлюдивание: греки отправлялись на Восток, привлеченные неожиданно открывшимся богатством и роскошью этих областей, свою роль сыграли роль и регулярные войны с Македонией. В Балканской Греции после смерти Александра постоянно вспыхивали восстания, особую активность проявляли города Северного Пелопоннеса, в частности Сикион и Аргос, поэтому македонцам становилось все труднее удерживать отдельные области.

В Греции усилились этнические союзы, среди которых выдвинулся Этолийский союз, занимавший запад Средней Греции и, в отличие от Афинского и Пелопоннесского, являвшийся федерацией на основе суверенитета входивших в него областей, то есть был вполне демократичен. На севере Пелопоннеса на антимакедонской основе возродился Ахейский союз, имевший олигархическую направленность и подчинивший почти весь полуостров. Он фактически взял на себя функции гегемона, которые ранее выполнял Пелопоннесский союз.

В III в. до н. э. имели место попытки реформировать государственный строй Спарты. Молодой спартанский царь Агис IV (245-241) выступил за возрождение Ликургова строя. Герусия высказалась против нововведений, сводившихся к переделу земли, уравнению в собственности, гражданских правах и т. д. Агис выступил в народном собрании с предложением разделить земли ста наиболее богатых спартиатов, его самого в том числе, с целью наделить участками неимущих. Аристократия добилась отмены реформ, а Агис был казнен.

Спарта еще сохраняла относительную независимость, когда на смену Агису пришел царь Клеомен III (235-221), вдохновленный теми же идеями. Он действовал более агрессивно, произведя с помощью наемников политический переворот и упразднив институт эфоров. Поддержанный народным собранием, Клеомен разогнал герусию и наделил граждан землей, отменив крупные долги. Его действия вызвали широкое демократическое движение на Пелопоннесе, поскольку в других областях люди захотели повторить реформы царя. Ахейский союз с помощью недавнего врага, Македонии, разгромил войска Клеомена, претендовавшего на объединение Спарты и восстановление ее могущества на полуострове. Клеомен бежал в Египет и там покончил жизнь самоубийством, а Спарта вошла в состав Ахейского союза, и все реформы были отменены.

Таким образом, в Греции в эллинистическую эпоху продолжались внутренние междоусобицы и борьба союзов, постоянно и разрушительно истощавшие силы греков.

Города.

В период эллинизма развернулось широкое строительство городов, в которых большую роль играли постройки утилитарного гражданского назначения. При возведении городов применялась правильная регулярная планировка, и жилые кварталы создавались за счет перекрещивания улиц под прямым углом: город делился на прямоугольные или квадратные сектора, которые в Александрии, например, обозначались по первым буквам греческого алфавита. Это так называемая система Гипподама, архитектора V в. до н. э. Вводя регулярную планировку, он исходил из идеи особенного деления земель между гражданами, когда каждый сектор предназначался для участков различного юридического статуса - такая система привлекала своей практичностью и рациональностью. В городах существовали водопроводы, канализации, в домах - ванны, в центрах создавались особые парковые ансамбли (например, Мусейон в Александрии), искусственные ландшафты, гроты, небольшие насыпные холмы. В Антиохии Сирийской было введено ночное освещение улиц.

У высших слоев общества возникла неудержимая тяга к роскоши и комфорту, отразившаяся и в одежде: горожане, особенно женщины, одевались пестро - именно в эту эпоху появилась бахрома как элемент платья. В некоторых случаях правители даже вводили законы против роскоши. В восточных городах по греческим образцам устраивались гимнасии и палестры. Гимнасии являлись своего рода интеллектуальными центрами, где проходили занятия риторикой, литературой, философией и другими науками, - палестры же предназначались для физических упражнений, но также были местом свободного времяпрепровождения.

В архитектуре эллинистической эпохи наблюдается нарушение строгого стиля, в результате чего возникает эклектика.

Если искусство классической Греции преследовало в основном культовые цели, то эллинистическое искусство – цели декоративные.

В период эллинизма народ был устранен монархами от участия в государственных делах, и это привело к коренным изменениям в области идеологии, и в частности в литературе. Рост индивидуализма, ослабление гражданских чувств вызвали измельчание проблематики литературы. Разрыв между гражданином и обществом становится все ощутимее. Человек эпохи эллинизма почувствовал себя одиноким и беспомощным, он потерялся в открывшемся перед ним огромном мире, он был исключен из общественной жизни новых обширных государственных образований. Ему оставалась сфера личной жизни, свой замкнутый мирок.

Менее популярной была в период эллинизма философия скептиков , объявлявшая всякую истину относительной и всякое познание недостоверным. Борясь с суевериями стоиков, скептики в то же время, подобно им и эпикурейцам, проповедовали «безмятежность» и «свободу от аффектов».

Все эти философские системы характерны для эпохи эллинизма тем, что в них отсутствует местный патриотизм и содержится забота о счастье индивида, более или менее свободного от обязанностей перед государством.

Веком расцвета эллинистической литературы был III в. до н. э. Большое влияние на эту литературу имели написанные в конце IV в. до н. э. «Характеры» Феофраста , ученика Аристотеля. В этом произведении изображались типы людей, отличающиеся определенным сочетанием черт (льстец, скряга, болтун, пьяница, бессовестный, суеверный, зазнайка и т. п.). В русле «Характеров» развивалась так называемая новая (или «новая аттическая») комедия, которую иногда так и называют – «комедия характеров».

Каковы же были главные тенденции, имевшие место в эпоху эллинизма? Какие важнейшие процессы развертывались на протяжении этой новой исторической эпохи? В первую очередь следует отметить, что феноменом эпохи эллинизма стало объединение двух цивилизационных ареалов античного греческого мира и Древнего Востока. Ранее эти два «мира» развивались порознь и даже противостояли друг другу, как бы воплощая исконную борьбу Востока и Запада, а теперь они вошли в единую систему государств. Бесспорно, объединение произошло насильственным путем, в результате военных походов Александра Македонского, но это ни в коей мере не означает, что объединительные процессы не имели внутренних, объективных предпосылок. Не случайно многие ученые считают возможным говорить о периоде «предэллинизма», когда в IV в. до н. э. (пока еще в скрытом виде) шла подготовка к становлению эллинистической цивилизации, причем как в Греции, так и на Востоке.

Основные предпосылки, приведшие к возникновению эллинизма, сложились в древнегреческом обществе IV в. до н. э. и были связаны с кризисом классического полиса. С одной стороны, общество эпохи поздней классики перерастало оказавшиеся со временем тесными рамки античного полиса, тяготело к более широкому объединению, но на греческой почве создать такое объединение не могло. С другой стороны, на Востоке, который к этому времени был уже в значительной своей части объединен под властью персов, были накоплены огромные материальные ресурсы, но они оставались невостребованными из-за недостаточной степени хозяйственного развития, низкого уровня экономических связей между отдельными регионами, а также в силу некоторых специфических черт древневосточного менталитета. Грандиозные сокровищницы персидских царей в Сузах и Персеполе, где в течение веков накопились тысячи тонн драгоценных металлов, совершенно не использовались в хозяйственных интересах.

Таким образом, держава Ахеменидов нуждалась в некой динамичной структуре, которая оживила бы ее экономику. Фактически накануне возникновения эллинистической цивилизации существовали два феномена, которые не могли не вступить во взаимодействие, – «активная бедность» греков и «пассивное богатство» Востока. В результате в эпоху эллинизма возникло общество, не похожее ни на классическое античное, ни на традиционное восточное, но в значительной мере являвшееся их синтезом.

Это взаимодействие греческих и восточных начал охватило практически все области жизни. В экономической сфере для древневосточных обществ было характерно преобладание натурального сельского хозяйства традиционного типа при крайне незначительной роли ремесла и торговли. В греческом мире, наоборот, уже с архаической эпохи началось бурное развитие ремесленного производства и торговли. В эллинистических государствах эти две сферы хозяйствования как бы наложились друг на друга и в результате возникла «смешанная» экономика: сельское хозяйство осталось основой хозяйственной деятельности, но над ним появилась динамичная торгово-ремесленная надстройка.

Если в Греции было достаточно широко распространено классическое рабство, то для патриархального, доэллинистического Востока было характерно закабаление зависимых крестьян, особенно со стороны государства. В эпоху эллинизма и в этой области отмечается взаимодействие двух начал. Рабов классического типа в эллинистических царствах было немного, однако уже само их наличие в немалой степени влияло на обращение с крестьянами, эксплуатация которых зачастую ужесточалась под воздействием «рабских» образцов.

Новые формы приобрели в эллинистическом мире и политические структуры. Ранее на Востоке повсеместно преобладала монархия, характеризовавшаяся порой обожествлением царя и весьма значительной его властью, доходящей до абсолютной (восточная деспотия). По отношению к монарху все без исключения жители государства находились в положении подданных, полностью подчиненных воле правителя. В государстве большую роль играл бюрократический аппарат, на который опирались цари при управлении подвластными им землями. Греческому же миру была свойственна полисная форма государственности с республиканским устройством. Гражданин полиса обладал политической и личной свободой, подчинялся лишь закону и принимал участие в управлении государством. Бюрократии практически не существовало, все должностные лица были выборными. В эпоху эллинизма полисные и монархические принципы государственного устройства тоже вступили во взаимодействие.

Эллинистический царь, или Диадох (III-II вв. до н. э.)

Держава Александра Македонского и возникшие после ее распада эллинистические государства сложились как монархии, причем с огромными, порой абсолютными полномочиями царя (в этом отношении они Ж напоминали восточные деспотии). Однако при этом греко-македонские эллинистические монархи в большей степени опирались на полисы античного типа, основанные Александром Македонским, которые заселяли греками – выходцами из Эллады. Подчас даже некоторым из старых восточных городов давался полисный статус. Полисы стали одним из важных устоев власти государей эпохи эллинизма. Монархи старались поддерживать дружественные отношения с гражданскими коллективами полисов и принимали на себя определенные обязательства, и прежде всего обязательство не нарушать автономию полиса в вопросах внутреннего самоуправления. Они уже не выступали по отношению к греко-македонскому населению в качестве столь же неограниченных властителей, как по отношению к местным жителям. Характерно, что в большинстве эллинистических государств вооруженные силы комплектовались именно из греков– граждан полисов, а не из представителей народов Востока.

Греческие полисы в составе эллинистических монархий представляли собой довольно своеобразные политические образования. В них сложилась (хотя и не была до конца осознана современниками) категория «гражданина-подданного»: граждане эллинистических полисов Востока одновременно являлись подданными того монарха, на чьей территории этот полис был расположен. Это не было чем-то совершенно новым. Ведь, по сути дела, в классическую эпоху такими же гражданами-подданными были жители греческих полисов Малой Азии, находившиеся под властью персидских царей. Так же обстояло дело и в полисах, которые входили в состав территориальных держав, созданных некоторыми тиранами (держава Дионисия Сицилийского, Боспорское царство). Но если ранее в греческом мире подобное явление было нетипичным, то теперь оно получило широкое распространение.

Эллинистические полисы по-прежнему конституировались как гражданские общины с соответствующими выборными органами управления. Но в отличие от полисов предшествующих столетий они не были независимыми государствами. Теперь у полисов был верховный суверен – царь. Как бы ни пытались эллинистические монархи затушевать этот неприятный для греческого свободолюбия факт, давая полисам различные привилегии, даруя им земли, населенные местными жителями, тем не менее новая реальность эпохи постоянно давала о себе знать: отныне полисы ни в какой мере не решали вопросы внешней политики и их гражданским коллективам доверялось лишь внутреннее самоуправление.

Поскольку объединение двух столь разных «миров» было насильственным, во многих отношениях произошло как бы наложение античных структур на традиционные восточные, которое где-то привело к их органичному взаимопроникновению, а где-то – только к механическому сращиванию. В одних сферах преобладали греческие начала, в других – восточные, в третьих – их соотношение было приблизительно равным.

Так как этот «баланс начал» зависел еще и от региона, в котором происходило взаимодействие, то эллинистические государства были образованиями весьма неоднородными и нестабильными. Сложившиеся в них общества оказались крайне сложно структурированными. Пришлые греки – граждане полисов – и местные крестьяне, покорившиеся новым властителям, но сохранявшие устоявшиеся веками обычаи и привычки; потомки македонских полководцев-завоевателей, все больше перестраивавшие свой образ жизни на восточный лад, и представители персидской, египетской, финикийской знати, приобщавшиеся к античной цивилизации; обосновавшиеся в огромных городах Востока эллинские философы, поэты, ученые и рядом с ними – астрологи из Вавилона, маги из Мидии, жрецы из святилищ долины Нила, излагавшие теперь свои учения на греческом языке, – все это, сосуществуя бок о бок, сплелось самым причудливым образом. Эллинистический мир как бы дробился на разные, несхожие «миры».

К тому же масштабы и глубина синтеза греко-восточных начал, роль античных и восточных элементов в нем были, естественно, неодинаковы в различных регионах эллинистического мира. Наиболее интенсивная эллинизация – процесс приобщения местного населения к греческому образу жизни, греческим цивилизационным ценностям – наблюдалась в областях Восточного Средиземноморья: в Малой Азии, Сирии и Финикии, отчасти в Египте. Впрочем, этот процесс затронул, как правило, города, поскольку именно они были основным местом обитания греков; сельское население – а оно повсюду составляло большинство – предпочитало придерживаться старых, догреческих традиций. Кроме того, эллинизация коснулась в основном высших слоев восточного общества, которые имели возможность и желание войти в «греческую среду». Что же касается дальних регионов – Месопотамии, Ирана, Средней Азии, то, за редкими исключениями, по мере удаления от Средиземного моря греческое влияние ощущалось все менее.

В то же время были регионы, где отсутствовало влияние Востока. Речь идет прежде всего о территориях, расположенных на Балканском полуострове (Македония, собственно Греция) и западнее его (Великая Греция). Это были земли, откуда начались завоевания Александра Македонского. В них не было покоренного восточного населения. Однако и эти области составляли неотъемлемую часть системы эллинистических государств, разделяли их историческую судьбу. Дело в том, что эллинистический мир, несмотря на всю свою разнородность, был целостной системой, компоненты которой, в том числе и территориальные, были тесно взаимосвязаны. Любые сколько-нибудь важные события, происходившие в одном государстве, немедленно откликались эхом во всех остальных.

Эпоха эллинизма была временем очень большой мобильности населения. Особенно это касалось греков: решив переселиться на Восток, они зачастую начинали постоянно перемещаться из одной страны в другую. Эллинские воины, торговцы, деятели культуры могли оказаться сколь угодно далеко от родины: и в новой столице Египта Александрии, и в древнем Вавилоне, и где-нибудь в Бактрии или Согдиане. И повсюду они чувствовали себя в известной мере как дома, ибо оказывались среди соотечественников, говорящих на родном греческом языке, среди близких и понятных культурных ценностей.

По сравнению с предшествующими эпохами политическая ситуация радикально изменилась: вместо множества независимых, враждующих друг с другом полисов греческий мир теперь состоял из нескольких относительно стабильных крупных держав. Немаловажно, что эти государства в цивилизационном отношении представляли собой единство, различаясь, в сущности, лишь правящими династиями. Повсюду элита общества состояла из греков и македонян (восточные аристократы, приобщившиеся к греческому образу жизни, воспринимались уже как «эллины»), повсюду государственным языком был греческий. Более того, повсюду господствовала греческая финансовая система, основанная на драхме. Иными словами, наемник, получив жалованье за службу одному эллинистическому царю, вполне мог тратить эти деньги во владениях другого монарха.

Таким образом, система классического греческого полиса, и без того уже расшатанная кризисом IV в. до н. э., в эпоху эллинизма окончательно утратила свою исключительность, уступив место иным реалиям.

Источники

В эллинистическое время было достаточно много эпиграфических памятников, хотя по содержанию они зачастую были более стереотипными и менее информативными, чем в классическую эпоху. Надписи позволяют увидеть, как постепенно приходила в упадок политическая жизнь греческих полисов, как их народные собрания, вместо того чтобы решать важные государственные вопросы, теперь в основном занимались декретированием разного рода почестей эллинистическим монархам.

Страница 1

Эллинизм - это широкое распространение греческой культуры, религии, философии, искусства, экономики, политики и образа жизни на Восток и тесное их взаимодействие с местным общественным укладом. В результате возникла особая синкретическая культура, в которой греки были уже не этническим, а социо-культурным явлением.

Широко распространился греческий язык - койне («общая»), созданный на основе аттического диалекта, ставший языком Нового Завета. Параллельно койне существовал другой международный, но уже восточный язык - арамейский.

В эллинистическую эпоху рождалось новое мировоззрение, получившее широкое распространение и философское оформление, - космополитизм, осознание себя «гражданином мира». Продолжалось разрушение гражданского мышления людей, но на чужбине греки даже из враждебных городов сознавали духовное единство перед лицом иной культуры; рассеянные по всей ойкумене, они ощущали свою принадлежность эллинскому миру. Упадок полисной идеологии вел к быстрому развитию индивидуализма. Переживания, чувства, мысли отдельного человека оказались в центре религии, литературы и искусства. Неустойчивость жизни, социальная нестабильность, войны, перевороты имели результатом широкое распространение фатализма, отраженного в философских и религиозных системах. Космополитизм, индивидуализм и фатализм ярко характеризовали эллинистическую эпоху в плане серьезных духовных изменений. Изучить «эллинизм» как историческую эпоху и понять его во всем его своеобразии нельзя без учета того основного факта, что «эллинизм»- этап в истории античного рабовладельческого общества. В эпоху «эллинизма» мир изменился и расширился. Греческим языком можно было пользоваться от Марселя до Индии, от Каспийского моря до порогов Нила. Национальность отступает на второй план; общий язык и общее воспитание содействуют развитию общей культуры. Литература, наука и, прежде всего, философия связаны в известной мере с более широким миром, чем Греция. Торговля стала международной. «Эллинизм» установил иные формы государства вместо восточной деспотии и эллинского полиса. Но эллинистические монархии на Востоке, Македонская коалиция, Ахейский и Этолийский союзы на Балканах не ликвидировали греческого полиса с его узкими интересами. Конечно, то не были независимые города- государства, но существование их связывало граждан со старыми учредителями полиса.

С другой стороны, и восточная деспотия не была ликвидированы. Приемники Александра продолжали действовать подобным же образом. Даже в области культуры, где «эллинизм» означает коренной переворот, дело не было доведено до конца; не были поглощены восточные культуры, не была забыта эллинская культура классического периода.

Таким образом, эллинизм можно расценивать как прогрессивный этап в истории античности, но с существенной оговоркой. В его начальный период были созданы новые формы экономической, политической и духовной жизни. Но изменения, совершившиеся во всех областях жизни в эллинистический период, были недостаточно глубоки, причины, приведшие к кризису эллинских государств не были преодолены.

Во всех областях культуры эллинизм означает поворот всемирно-исторического значения. Многое было только намечено, эллинистическая экономика не создала условий для окончательной переработки классического наследия, для создания на его основе нового цельного мировоззрения, целостности гармоничной культуры. Противоречия рабовладельческого общества после краткого периода подъема сказались очень быстро и привели к тому, что развитие шло лихорадочными темпами с кратковременными взлетами и длительными периодами упадка; в некоторых областях - философии, литературе - упадок стал хроническим. Но в целом эллиптическая культура - это новая стадия в культурной истории человечества, повлиявшая на весь дальнейший ход ее.

Другие публикации:

Культура Просвещения
Рассматривая культуру эпохи Просвещения, необходимо показать становление просветительского движения в европейских странах, при этом отметить, что оно было связано со становлением буржуазных экономических отношений, обусловивших основные д...

Экранизация комиксов в мире
Рассмотрим различные жанры комиксов и их экранизации по всему миру. Сюжеты из комиксов активно использовали в кино странами Европы. Следует отметить, что во Франции комиксы называются «La bande dessinee» (рисованная полоса) и чаще всего...

Натюрморт
Этот вид художественного творчества стал самостоятельным жанром в живописи голландских и фламандских мастеров в XVII в. живопись того времени содержала в себе скрытую аллегория. Как правило, художники изображали быстротечность всего земно...

Завоевания Александра Македонского на корню перекроили образ античного мира. Греческие полисы пришли в упадок, начинает поднимать голову молодая Римская республика. Однако на фоне всеобщей политической и социальной деградации начинается парадоксальный взлет в духовной жизни - эллинизм. Что это за понятие, стоит узнать поподробнее.

Краткая характеристика эпохи

Эллинистическим периодом историки называют отрезок в истории Средиземноморья, который начался после распада империи Александра Великого и продолжался почти триста лет, до взлета влияния Древнего Рима.

Среди характерных черт эпохи:

  • Греческое культурное влияние в Европе, Северной Африке и Ближнем Востоке переживает наивысший расцвет. Термин «эллинизм» отсылает к самоназванию Древней Греции - «Эллада»;
  • Наступает вторая эпоха великих научных открытий - впервые со времен классической эры (V-IV вв. до н. э.). Благодаря Евклиду произошел переворот в математике, Архимед раскрыл тайны физической науки;
  • Распад империи Александра Македонского привел к формированию эллинистических царств на огромных просторах Юго-Западной и Южной Азии. Параллельно проходит новая волна греческой колонизации в Азии и Африки;
  • Широкое распространение античного влияния сопровождалось частичным принятием обычаев местных (африканских, азиатских) народов. Результатом такого межкультурного взаимодействия стало рождение нового языка, койне, который выступал средством коммуникации для всего Средиземноморья.

Эллинизм в Древней Греции

IV-I века до н. э. для самой Эллады имели особое значение:

  • Античные полисы полуострова Пелопоннес перестали играть сколько-нибудь значительную роль в грекоговорящем мире;
  • Постоянно страдавшие от междоусобных войн, они стали легкой добычей армии Александра Великого. Однако македонские завоевания не только не ослабили культуру эллинов, но распространили ее на огромные территории;
  • Прекращение бессмысленных конфликтов между полисами способствовало стабильной эмиграции наиболее активных и амбициозных жителей Балкан в новые колонии на востоке. В этот период начинается освоение Александрии и Антиохии;
  • Несмотря на снижение политического веса и автономии полисов, эти города-государства продолжают оставаться единственной формой социальной организации на Пелопоннесе. Боле того, Афины и Эфес переживают настоящее возрождение;
  • Среди характерных черт времени - формирование конфедеративных полисных союзов для ответа на потенциальную угрозу со стороны инородцев. Так появилась Лига свободных лакедемонян, управлявшаяся коллегиальным органом, ассамблеей, состоявшим из представителей каждого члена лиги.

Искусство и культура

Ряд исследователей полагают эллинистическое искусство периодом декаданса, противопоставляя его «золотому веку» V века до н. э. Греки стали больше обращать внимание на сохранение своего культурного наследия, нежели чем на создание нового.

Однако даже тогда оставалось место для новых открытий:

  • Архитектура переживала настоящую революцию. Впервые появляется практика планирования градостроительства, вместо прежней хаотической и беспорядочной застройки;
  • Здания возводили в стиле гигантизм. Так, храм Аполлона в Дидиме является одной из самых значительных античных построек (22 на 53 метра) со 108 ионическими колоннами высотой почти 20 метров;
  • Скульптура стала более натуралистичной и более в выразительной, особенно в отражении крайних эмоциональных проявлений. Среди популярных тем ваятелей: страдание, страх, сон. В камне стали отражать реальную человеческую фигуру, а не идеально-фантастические пропорции;
  • По свидетельствам современников, выше всего ценилась в эти годы мозаика - однако до наших ней не дошло ни одного сколько-нибудь выдающегося произведения. Известна лишь римская копия портрета Александра Македонского из Дома Фавна в Помпеях (100 г. до н. э.)

Философия эпохи эллинизма: кратко

В эту эпоху, как и раньше, Афины оставались центром духовной жизни всего Средиземноморья. Однако потеря политической свободы этим полисом привела к формированию специфической философской мысли:

  1. Поиски древнегреческих мыслителей привели их к формированию концепции атараксии, или буквально «невозмутимости». Это особое состояние может быть достигнуто умудренным опытом мужем, который прислушивается лишь к голосу разума, а не крику сиюминутных чувств и эмоций;
  2. Стоики и скептики выдвинули похожее понятие «апатия», что означало осознанный отказ от всех мимолетных веяний бренного мира. Стоики понимали это едва ли не высшей добродетелью, на которую способен гражданин полиса;
  3. Провал греческих государств в борьбе с Римом привел низвержению идеи государства как способа сосуществования людей. Эпикурейцы и киники отвергали саму идею государственной службы. Рождаются понятия: автаркия (политическая самодостаточность), атомизм (обособление) и аскетизм (отрешение от материальных благ и социальных условностей).

Научная мысль

Развитию точных наук способствовал быстрый обмен знаниями между всеми греческими колониями и серьезная поддержка со стороны меценатов. В III веке до н. э. к традиционным центрам исследований на Балканах прибавляется Александрия в Египте.

Наиболее важные научные достижения данной эпохи:

  1. Евклид суммировал весь многовековой опыт работы пифагорейцев и написал фундаментальный труд «Начала», который оставался основным учебником по математике в Европе вплоть до XIX века;
  2. Выдающийся геометр Эратосфен с удивительной точностью рассчитал длину окружности Земли. Он также первым вычислил расстояние от нашей планеты до Солнца и предложил добавлять високосный день раз в четыре года;
  3. Астроном Гиппарх систематизировал античные знания о небесных светилах и составил подробный звездный каталог. Его коллега, Аристарх Самосский, разработал гелиоцентрическую систему;
  4. Медицина тоже не стояла на месте. Праксагор выдвину революционное предположение о том, что кровь может течь по венам. Герофил на основе серии вскрытий представил точное описание нервной системы и печени;
  5. Среди значимых инженерных открытий: зубчатые шестерни, простейшие геодезические приборы, поршневой насос, винт Архимеда и др.

Если римляне не имели равных в античном мире по военной силе и политической организации, то греки правили бал в культуре. Эта балканская цивилизация подарила миру потрясающие образцы в скульптуре, архитектуре, философии и науке даже в период своего заката (т. н. эллинизм). Что это был один из ярчайших периодов в мировой истории, только подтверждают дальнейшие темные времена.