Что относится к пунктуации в русском языке. Знаки препинания


Пунктуация - (лат. punctuatio, от лат. punctum - точка) -совокупность общепринятых правил постановки знаков препинания. Последние являются составной частью графической системы языка, условными обозначениями для расчленения речи в её письменной форме, средством оформления письменной речи. Они помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему - понять их .

Русская пунктуация как система знаков сложилась в основных своих чертах к XVIII в. Развитие пунктуации обычно связывают непосредственно с изобретением книгопечатания. Пунктуацию «изобрели» именно типографские работники. Их задача заключалась в такой подаче текста, чтобы читатель легко воспринимал прочитанное. И только значительно позднее, когда определённая пунктуационная система уже действовала, на расстановку знаков препинания стали оказывать серьёзное влияние писатели.

Первые попытки осмысления пунктуации на Руси связаны с именами М. Грека, Л. Зизания, затем - М. Смотрицкого. Теоретической разработке вопросов пунктуации уделил внимание и М. В. Ломоносов. В «Российской грамматике» он определил количество и назначение знаков препинания, осмыслил пунктуационную систему в целом. Он считал, что правила расстановки знаков должны определяться смысловой стороной речи и её структурой.

В дальнейшем разработка вопросов теории пунктуации (с учётом её истории) пошла по пути выявления не одного какого-либо принципа в ущерб другим, а комплекса принципов .

В основе современной русской пунктуации лежат несколько принципов: грамматический, смысловой, интонационный. Основной принцип пунктуации - грамматический. Этот принцип предписывает ставить знаки в предложении в соответствии с его грамма-

тическим строением. Таковы, например, знаки в конце

предложения, знаки между частями сложного предложения, между однородными членами предложения и др. Так в предложении Сегодня быть он обещал, да, видно, почта задержала обратите внимание на запятую после союза «да»: паузы после него нет, а знак ставится, поскольку мы должны выделить вводное слово с двух сторон.

Смысловой принцип - это подчинённый принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с оттенками смысла. Применяется тогда, когда именно знак препинания позволяет правильно интерпретировать смысл предложения, а грамматически нередко возможны варианты. Так, в предложении Кот нёсся на трёх лапах, а четвёртой, передней лапой бил петуха по спине, если не поставить запятую между двумя определениями, не считая их однородными по контексту, то получится, что у кота три лапы, на которых он несётся, и ещё четыре передних.

Интонационный принцип также является подчинённым, так как предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с особенностями интонации. Например: Да. Да! Да?! Да... .

Постановка знаков препинания определяется пунктуационной нормой. Пунктуационная норма - разновидность языковой нормы, исторически сложившееся и теоретически осмысленное оформление высказывания на письме. Пунктуационной норме, отражённой в пунктуационном правиле, противопоставляется пунктуационная ошибка. Пунктуационная ошибка - это неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим .

Основной единицей пунктуации как прикладного раздела языкознания является пунктограмма. Термин «пунктограмма» возник в 70-х гг. ХХ в. по аналогии с термином «орфограмма», однако употребляется менее активно. Пунктограмма (от латинского punctum точка и греческого урарра буква, письменный знак) - закономерно воспроизводимый в письменной речи знак препинания, соответствующий правилам пунктуации. В понятие пунктограммы включается и отсутствие знака в том или ином месте предложения, если это отсутствие значимо, т. е. регламентировано правилами. Словесное выражение пунктограммы обычно включает название синтаксической единицы и указание на знак, его функ-

цию. Пунктограмма выражает пунктуационную задачу; знак препинания - результат её решения, полученный путём применения правила, а также выбранный исходя из коммуникативной целесообразности (если правило допускает варианты) .

В русской пунктуации употребляется десять знаков: точка, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки.

Функцию знака препинания выполняет также абзац.

Различаются знаки отделяющие и выделяющие.

Отделяющие знаки: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие. Они обычно являются одиночными (непарными) знаками и служат для отделения одних частей текста или синтаксических компонентов от других. Так, точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие отделяют одно предложение от другого; запятая и точка с запятой - части сложного предложения, однородные члены предложения; тире - прямую речь и реплики диалога. Из отделяющих знаков только запятая и точка с запятой могут быть как одиночными, так и повторяющимися (при однородных членах предложения, между частями сложного предложения).

Выделяющие знаки - парные знаки: две запятые, два тире, скобки, кавычки. Они употребляются для выделения с обеих сторон таких синтаксических отрезков, как обособленные и уточняющие члены предложения, сравнительные обороты, вводные и вставные конструкции, обращения, придаточные части внутри главных частей в сложноподчинённых предложениях, прямая речь, цитаты. Выделяющий знак считается одним знаком, хотя он и парный. Обратите внимание: по контексту может быть употреблена только одна, правая или левая половина выделяющего знака (двойного тире или запятых), если конструкция, выделяемая им, стоит в начале или в конце предложения.

Необходимо помнить, что некоторые из указанных знаков препинания могут выступать только в какой-либо одной из названных функций, другие - в разных функциях. Так, всегда отделяющие знаки - точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, точка с запятой; только выделяющие - скобки и кавычки. Запятая и тире могут быть и отделяющими и выделяющими знаками препинания.

Вопросы и задания

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1. Что регламентируют пунктуационные нормы?

2. Сколько знаков препинания в русской пунктуации?

3. Какую функцию выполняют отделяющие и выделяющие знаки препинания?

4. Какие знаки препинания могут быть как отделяющими, так и выделяющими?

5. Какие принципы пунктуации действуют в современном русском языке?

6. В чём состоит основной принцип русской пунктуации?

7. Что такое пунктуационная ошибка?

Задание 2. Выполните задания на выбор одного или нескольких правильных ответов из представленных.

1. Пунктуация:

а) определяет нормы и правила употребления знаков препинания;

б) предписывает правила построения предложений;

в) изучает грамматические свойства слов;

г) является системой единообразных написаний;

д) исследует звуковые единицы языка.

2. Знаки препинания являются составной частью:

а) синтаксиса; в) морфологии; д) графической

б) пунктуации; г) акцентологии; системы языка.

3. Знаки препинания выполняют функции:

а) соединения речевых звеньев;

б) выделения синтаксической структуры в предложении;

в) отделения синтаксических структур друг от друга;

г) передачи на письме интонаций живой речи;

д) соединения слов в более сложные конструкции.

4. Принципы русской пунктуации:

в) смысловой;

5. Ведущий принцип русской пунктуации:

а) грамматический; г) интонационный;

б) морфологический д) традиционный.

в) смысловой;

6. Пунктограмма:

а) выражает пунктуационную задачу;

б) указывает на вариативнсть постановки знака препинания;

в) является закономерно воспроизводимым в письменной речи знаком препинания;

г) обозначает графически ошибку в постановке знака препинания;

д) указывает на несоответствие знака правилу.

7. Отделяющие знаки:

в) скобки; д)точка.

г) кавычки;

в) скобки; д)тире.

г) многоточие;

а) запятая;

б) точка с запятой;

8. Выделяющие знаки:

а) точка с запятой;

б) многоточие;

9. Запятые в предложении «Там, далеко над лесом, зарождалась заря» являются знаками:

а) отделяющими;

б) выделяющими.

10. Запятые в предложении «Этот человек, надо вам заметить, жил в здешних местах недавно» являются знаками:

а) отделяющими;

б) выделяющими.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания. Понятие пунктограммы и пунктуационной ошибки

релевантные научные источники:

  • Ответы к экзамену по дисциплине Синтаксис современного русского языка

    | Ответы к зачету/экзамену

    Синтаксис как раздел грамматики. Предмет синтаксиса. Связи синтаксиса с лексикой, фонетикой, словообразованием. Современные направления в изучении синтаксиса. Основные единицы синтаксиса. Специфика

  • Ответы на вопросы к экзамену по Русскому языку и культуре речи

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.13 Мб

    1. Соотношение понятий русский язык и русский литературный язык 2. Предметы и задачи культуры русской речи (определение речи обязательно!) 3. Основные особенности элитарной речевой культуры 4.

  • Синтаксис современного русского языка

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.2 Мб

Пунктуация – это

1) система знаков препинания;

2) нормы и правила употребления знаков препинания, исторически сложившаяся в русской письменности;

3) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и пра­вила их употребления на письме.

Главное назначение пунктуации – способствовать пониманию читателем письменного текста, его структуры, синтаксической и смысловой. Текст, написанный без знаков препинания, читается в три-пять раз медленнее, чем текст оформленный. (Лекант)

В основе слова препинание лежит корень -пя-, от которого ведут свое начало такие слова, как запя­тая, пнутъ, препона и др. Все эти слова содержат в себе в той или иной степени значение препятствия, преграды, обстановки, задержки. Так и знаки препинания совпадают с остановками в речи, с интонацией, с переходом к новой мысли, к новому понятию.

ПУНКТУАЦИОННОЕ ПРАВИЛО

Пунктуационное правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора знака препинания (т. е. его употребление или неупотребление). Условия выбора знака препинания – это грамматические, смысловые и интонацион­ные особенности предложений и их частей.

Примечание. Место в предложении, где необходима поста­новка знаков препинания, можно найти по опознавательным признакам (приметам). Опознавательные признаки применения пунктуационных правил:

1) морфологические: наличие причастий, деепричастий, междометий, союзов, отдельных частиц;

2) синтаксические: наличие двух и более грамматических основ, обращений, вводных слов, обособленных членов предло­жения, однородных членов, чужой речи;

3) звуковые: произношение со звательной и другими видами интонаций;

4) смысловые: выражение причины и др.

(М.Т. Баранов, Т. Костяева… Справочник по русскому языку для учащихся)

ПРИНЦИПЫ ПУНКТУАЦИИ

1. Интонационный принцип . (Л.В. Щерба, А.М. Пешковский, Л. А. Булаховский) знаки препина­ния - показатели ритмики и мелодики речи. (Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию: точка на месте большого понижения голоса и длительной паузы; вопроси­тельный и восклицательный знаки, интонационное тире, в ряде случаев многоточие и т. д . (...)

Тёплый ветер, дувший с юга, стих.

Дувший с запада резкий ветер вдруг неожиданно стих.

2. Синтаксический (грамматический) принцип. (Я. К. Грот) знаки препинания делают наглядным синтаксический строй речи, выделяют отдельные предложения и их части. Это получило отражение в формулировке большей части пунктуационных пра­вил:

как точка, фиксирующие конец предложения; знаки на стыке частей сложного предложения (когда имеется в виду их отграничительная роль); знаки, выделяющие разнообразные конструкции, но грамматически с ним не связанные, т. е. не являющиеся его членами (вводные слова, сочетания слов и предложения; вставки, обращения; междометия); знаки при однородных членах предложения; знаки, выделяющие приложения, определения - причастные обороты и определения - прилагательные с зависимыми словами, стоящие непосредственно после определяемого слова или оторванные от него другими членами предложения (...)

3. Логический (смысловой) принцип. пунктуация обеспечивает пони­мание текста. (Но довольно часто случается так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное, т. е. конкретный смысл диктует и единственно возможную структуру.

Например: Трое перед фотографией, напряжены (И. Ильф).

Трое перед фотографией напряжены.

Смысловой принцип в расстановке знаков пре­пинания выявляется особенно наглядно при обособлении, а также при присоединительных членах предложения (...) Конкретные смысловые оттенки, фиксируемые в предложении, могут (...) варьироваться, и потому в пунктуации, покоящейся на таком принципе, всегда есть нечто субъективное, индивидуальное (...)

ВЫВОДЫ: все три принципа действуют в ней не разобщённо, а в единстве (...) Выделять же отдельно принципы сейчас можно лишь условно, для удобства изучения (...)

Таким образом, если учесть, что синтаксические единицы речи создают­ся для того, чтобы передавать мысли и эмоции, то станет оче­видным совмещение действия всех трёх принципов в единой пун­ктуационной системе. (Валгина)

Интонация и пунктуация – дети одного отца – смысла речи.

Некоторые случаи несовпадения интонации и пунктуации

1) Паузы нет, а запятая есть:

Он сделал несколько прыжков, но, поняв, что их не догнать, отстал.

Нам странно слышать, что, если человек заболел, он должен иметь деньги на врача.

Узнав, что случилось, они немедленно приехали.

Вывод: письмо «по слуху» - источник ошибок.

2) Пауза есть, а запятой нет.

Прорубленная через вековой сосновый лес _просека уходила далеко за горизонт.

Ещё осенью за связь с партизанами гитлеровцы сожгли деревню.

И плывя в края иные по морской воде, ты другой такой России не найдёшь нигде.

Знаки препинания и их функции.

11 знаков препинания:

точка (.), вопро­сительный знак (?), восклицательный знак (!),

многоточие (...), запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:),

тире (-), скобки (круглые) (), кавычки (« ») абзац (красная строка)

Функции ЗП:

    Отделительная (точка, ?, !, ;, …, :, кр.строка) – отделяют отрезки текста друг от друга

    Выделительная (скобки, кавычи, одиночные тире и запятая)

Курс пунктуации новой школы основан на интонационно-грамматическом принципе, в отличие от школы классической, где интонация практически не изучается. Хотя в новой методике используются классические формулировки правил, но они получают дополнительное смысловое и интонационное обоснование. В целом новый метод основан на знании грамматики и позволяет расставлять знаки препинания без заучивания формальных правил, в том числе наилучшим образом выражая авторскую семантику текста.

* * *

компанией ЛитРес .

© Наталия Петровна Киреева, 2016


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вводная лекция.

Основы русской пунктуации

Вступление

1. Русская пунктуация является высокоразвитой системой, способной обеспечить ясное и однозначное прочтение текста, однако современный пользователь языка, не владея в должной мере ее преимуществами, значительно скован в своих действиях . Все эти проблемы можно решить, если и , отраженные в действующих правилах пунктуации.

2. В основе русской пунктуации лежат три принципа : семантический (смысловой), грамматический (структурно-синтаксический) и интонационный. В действительности, эти три принципа тесно связаны между собой , как связаны форма и содержание любого явления.

3. Интонация и грамматика предложений (то есть форма речи) зависят друг от друга , поэтому во многих случаях интонационный и грамматический принципы постановки знаков препинания следует рассматривать как

Интонационный принцип не менее важен, чем грамматический. Различные синтаксические конструкции имеют определенную интонацию: перечислительную, разделительную, пояснительную, исключительную, при этом каждый вид интонации моделируется (описывается) с помощью трех основных элементов : а) интонационное (тоническое) ударение , б) паузы различной длительности. в) различный темп

4. Для описания русской пунктуационной системы можно применить различные методы, и представленное в данном курсе новое описание принципиально отличается от классического. В новом описании выбор знака делается по смыслу, а не формальным правилам, при этом принятое решение можно проверить на слух.

В то же время в новой методике используются именно классические формулировки правил , которые получают дополнительное семантическое и интонационное обоснование.

5. Решение пунктуационных задач начинается с грамматического анализа , а интонационный анализ предложения является заключительным этапом , при этом важно помнить следующее:

А) Постановка знаков пунктуации проверяется в устной речи уже содержит информацию о выборе нужных знаков.

Б) В том случае если грамматика предложения допускает два (три) варианта решения, то следует учитывать такой важный факт: постановка или отсутствие пунктуационного знака, а также выбор конкретного знака (запятая, тире, двоеточие) меняет интонацию предложения и выражает различные смысловые оттенки . Таким образом, именно интонационно-семантический метод анализа помогает сделать окончательный выбор нужного знака препинания, чтобы наилучшим образом выразить авторскую мысль.

В) При составлении текста обязательно проверяйте его «читаемость», то есть деление на интонационные отрезки с помощью пауз. Если текст «не читается», то это значит, что его грамматическая форма требует доработки.

Г) Если вы освоили интонационный метод достаточно уверенно , то можете ставить знаки препинания не по правилам, а по слуху, разбивая текст на фразы и обозначая паузы между ними подходящими знаками в соответствии для данной грамматической конструкции (эта методика подойдет вам, уважаемые писатели).


Вводная лекция включает следующие темы :

1. Проблемы современной пунктуации

2. Основные принципы пунктуации

3. Как действует интонационный принцип (интонационная модель предложения)

4. Интонация различных синтаксических конструкций

5. Два описания русской пунктуации (общепринятое и новое)

6. Краткая история пунктуации (историческая справка)

Тема 1. Проблемы современной пунктуации

§1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА

Современная русская пунктуация – это система пунктуационных знаков, обеспечивающая ясное и однозначное прочтение текста и имеющая большие потенциальные возможности для обозначения новых грамматических форм. Но почему тогда многие считают, что правила пунктуации неоправданно сложны и вся система нуждается в реформировании? Это можно объяснить следующими причинами:

А) Русская пунктуация мало изучена и освоена (не понята закономерность ее построения).

Б) Современный пользователь языка, не владея в должной мере ее преимуществами, значительно скован в своих действиях многочисленными формальными правилами .

Все эти проблемы можно решить, если отойти от описательного метода и сформулировать объективные законы , отраженные в существующих классических правилах. В этом случае:

А) учебный процесс будет значительно упрощен;

Б) пользователи языка получат большую свободу при построении письменного текста;

В) отпадет желание реформировать систему , имеющую понятное и логически обоснованное содержание.


§2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ПУНКТУАЦИИ (ЧТО МЫ ИМЕЕМ)

1. До настоящего времени остаются действующими «Правила орфографии и пунктуации» 1956 года, в которых в очень кратком изложении определяется область применения каждого знака. Правила пунктуации с современными поправками изложены в академическом справочнике под ред. Лопатина.

В течение более чем полувека с момента издания «Правил» было выпущено множество различных учебных пособий с более подробным рассмотрением материала, однако описательный характер первоисточника в них сохранился.

2. Имеются теоретические наработки , в которых пунктуация определяется как часть графической системы языка, обеспечивающей точное и полное выражение содержания речи. Также сформулированы основные принципы пунктуации : смысловой (семантический), структурно-синтаксический (грамматический) и интонационный.

В то же время все эти достижения лингвистической науки излагаются только во вводных частях учебников , а правила пунктуации в основном формулируются исходя из грамматического принципа.

3. В школьной практике интонационный принцип практически не изучается, даже перечислительная интонация никак не определяется – это просто «особая» интонация. В высшей школе подробно изучаются составляющие элементы интонации, но на практике эти знания не применяются.


§3. КАК ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ

Во-первых , следует отказаться от описательного характера правил без указания их мотивации. Правила должны быть сведены в единую систему , реально отражающую действие названных принципов.

Во-вторых , следует в полной мере использовать интонационный метод анализа, так как именно с помощью интонации различаются парные грамматические конструкции. Применение интонационно-структурного метода позволяет решить те вопросы, которые в настоящее время регламентируются большим количеством правил.

Тема 2. Основные принципы пунктуации

§1. ПОНЯТИЕ О ПУНКТУАЦИИ

Пунктуация – это часть графической системы русского языка, наука о правильном выборе знаков препинания при оформлении письменной речи, а также сама система знаков препинания. Знаки препинания ставятся между словами или группами слов, с их помощью происходит смысловое членение письменной речи .

К основным знакам препинания относятся: точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки.

По своим функциям знаки препинания делятся на три группы:

А) Отделительные знаки служат для отделения предложений в тексте и оформления отдельного предложения как законченного. К ним относятся точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки.

Б) Разделительные знаки служат для определения границ между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного. К ним относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие.


Примечание

Иногда отделительные и разделительные знаки объединяют в одну группу, так как они выступают как одиночные знаки


В) Выделительные знаки служат для выделения отдельных речевых отрезков в простых осложненных и сложных предложениях (обособленные члены, придаточные предложения, вводные слова, обращения), а также для оформления прямой речи. К ним относятся парные знаки : две запятые (или одна на границе предложения), два тире, тире и двоеточие, двойные скобки, двойные кавычки.


§2. ТРИ ПРИНЦИПА РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ

1. Взаимосвязь трех принципов пунктуации

В основе русской пунктуации лежат три принципа : семантический (смысловой), грамматический (структурно-синтаксический) и интонационный. В действительности, эти три принципа тесно связаны между собой , как связаны форма и содержание любого явления.

2. Семантический (смысловой) принцип

Письмо должно точно и полностью выражать содержание высказывания , при этом знаки препинания должны способствовать ясности в изложении мыслей , в отделении одной части высказывания от другой.

3. Интонационно-грамматический принцип

Содержание речи выражается формой речи , которая основывается на двух принципах грамматическом и интонационном . Интонация и грамматика предложений связаны между собой: простое предложение, сложное предложение, предложения с однородными и обособленными членами – все эти синтаксические конструкции имеют определенную интонацию.

Соответственно, во многих случаях интонационный и грамматический принципы постановки знаков препинания следует рассматривать как единый интонационно-грамматический принцип.

Только грамматический или только интонационный принципы являются частными случаями в общей системе пунктуации.

4. Только грамматический принцип

Возможности интонации являются ограниченными , и не все грамматические связи можно передать интонационными средствами. Так, в сложных предложениях не всегда интонационно можно выделить обособленные члены , так как интонация сложного предложения строится таким образом, чтобы выразить старшую синтаксическую структуру .

В этом случае знаки препинания ставятся в соответствии с грамматическим принципом, например:

Денщик уже не спал, а, готовя ужин, суетился вокруг печи. Здесь пауза после союза А отсутствует, но запятая ставится.

5. Только интонационный принцип

Одна и та же грамматическая форма может иметь разное содержание в зависимости от интонации. Это, например, относится к наличию или отсутствию пауз между группами слов, которые определяют их грамматические связи, сравнить: ходить – долго не мог и ходить долго – не мог . В таких синтаксических конструкциях, как бессоюзное сложное предложение, интонация является основным средством для выражения смысловых связей между простыми предложениями и определяет постановку знаков препинания, например:

А) Молодежь ушла, в клубе стало скучно (запятые, перечислительная интонация, автор не указывает причинно-следственную связь между событиями.

Б) Молодежь ушла - (поэтому) в клубе стало скучно (тире, значение «причина-следствие», разделительная интонация).

В) Молодежь ушла : (так как) в клубе стало скучно (двоеточие, значение «следствие-причина», пояснительная интонация).

Таким образом, в приведенных примерах знаки препинания ставятся в соответствии с интонацией , при этом речь идет об одной и той же грамматической форме .


§3. РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ И ИНТОНАЦИОННОЙ ФОРМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Грамматическая форма предложения уже выражена в устной речи

Для передачи грамматической формы предложения знаки препинания являются дополнительным средством , так как грамматические связи между словами или простыми предложениями в составе сложных предложений уже выражены различными способами (например, окончаниями слов в словосочетаниях, порядком слов в простых предложениях, союзами в сложных предложениях).

2. Особенности интонации можно передать только с помощью знаков препинания

Для передачи интонационной формы предложения знаки препинания являются основным и единственным средством, поэтому их постановка в обязательном порядке должна соотноситься с интонацией предложения. Это становится особенно важным, когда только с помощью интонации выражаются разные смысловые связи между частями предложения (как, например, в БСП ).


– Но если интонационный принцип так важен, нельзя ли при выборе знаков препинания пользоваться преимущественно им?

– В самом общем виде правила постановки знаков препинания привязаны к конкретной грамматической конструкции, поэтому в любом случае необходимо определить ее вид, поэтому без грамматики обойтись сложно .

В то же время люди, много работающие с текстами, могут чисто интуитивно пользоваться интонационным методом , не определяя грамматическую форму предложения.


ИЗ ФОРУМА (вот она, интуиция!)

Очень часто я именно так и делаю: ставлю знаки препинания так, как слышу и вижу.

Пишу часто под импульсом. Летаю в облаках. Заземление у меня отсутствует.

Видимо, игры подсознания. Больше не знаю, как объяснить!

Правда, перечитав позже, я способна увидеть, где я ошиблась с запятой.

Тема 3. Интонационная модель предложения

§1. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНТОНАЦИИ

1. Интонация – весьма сложное явление в языке

С одной стороны, интонация подчиняется объективным законам , то есть наблюдается определенная связь между грамматической формой речи и ее интонацией.

С другой стороны, влияние субъективного фактора также велико: достаточно вспомнить, сколько различных смысловых оттенков можно придать одной и той же фразе только с помощью интонации.

2. Замена реальной интонации интонационной моделью

При изучении любого сложного явления необходимой задачей является построение его модели, в которых подчеркивают существенные особенности явления и, наоборот, отвлекаются от свойств менее значимых.

3. Элементы интонации

Среди существенных элементов интонации , которые мы легко различаем на слух, можно назвать следующие:

А) Интонационное (тоническое) ударение , то есть повышение или понижение тона (голоса) ударного слога. Повышением или понижением тона называют изменение частоты произносимого звука ; при этом восходящий тон передает идею незаконченности , а нисходящий – идею законченности .

Б) Паузы различной длительности.

В) Различный темп при произношении отдельных речевых отрезков.


Примечание

Паузы в соответствии с их длительностью условно можно разделить на три вида:

ПЗ1 короткая пауза – не обозначается знаками препинания

ПЗ2 нормальная пауза (или просто пауза) – обозначается запятой

ПЗ3 увеличенная пауза – обозначается тире или двоеточием.

При создании интонационной модели перечисленные элементы являются основными , именно они формируют фразу как основной структурный элемент речи .


§2. ФРАЗА КАК ОСНОВНОЙ СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Определение

Фраза – это речевой отрезок , состоящий из ряда слов и имеющий интонационный центр, то есть ударный слог, на котором происходит повышение или понижение тона (голоса). Фразы отделяются друг от друга паузами различной длительности и характеризуются определённым темпом произношения (примеры различных фраз будут приведены ниже).

2. Фраза является основным структурным элементом речи

Интонация связывает группу слов, входящих во фразу, в единое целое. Таким образом, фраза является тем структурным элементом , из которого затем строятся различные синтаксические конструкции (словосочетания, простые и сложные предложения и т.д.) Любая синтаксическая конструкция – это набор из двух или большего количества фраз нисходящего или восходящего тона.

Если фраза является распространенной , то для удобства произношения она делится с помощью коротких пауз на части (или синтагмы ). Синтагма отличается от фразы тем, что она не всегда имеет интонационное ударение (то есть повышение или понижение тона на ударном слоге).

Тема 4. Интонация различных синтаксических конструкций

§1. ИНТОНАЦИЯ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Рассмотрим следующее простое предложение: Огромные белые облака медленно плывут по небу.

А) Оно строится следующим образом:

Огромные белые облакА это фраза восходящего тона, ударение падает на слово облака , далее пауза (условное обозначение ПЗ1), далее фраза нисходящего тона медленно плывут по нЕбу , ударение на слове по небу.

Б) Позиция ударного слога

Обычно интонационное ударение падает на ударный слог последнего слова фразы , но могут быть выделены и другие слова в составе фразы, что является авторским решением при составлении текста или при его художественном чтении. Смещение ударения на другие слова приводят к его логическому выделению (на слово в этом случае падает логическое ударение) .

В) Грамматическая связь слов в предложении

Слова, входящие в предложение, соединяются между собой грамматической связью , которая проявляется на уровне основы предложения (подлежащего и сказуемого), а также словосочетаний, входящих в предложение.

Г) Новое качество (актуальное членение простого предложения)

в то же время предложение не является простым соединением предикативной основы и словосочетаний с помощью интонации оно делится на две части , выражающие дополнительное смысловое соотношение тема – рема , или предмет и сообщение о предмете.

2. Структурные варианты

Группировка главных и второстепенных членов в составе фразы может быть различной, при этом обычно образуется уравновешенная конструкция из примерно равного количества слов в каждой части. Наиболее часто встречаются следующие виды разбивки :

А) Группа подлежащего – группа сказуемого (или наоборот):

На западе догорала (ПЗ1) последняя заря.

Хмурившаяся с утра погода (ПЗ1) начала разъясняться.

Б) Предикативная группа (подлежащее и сказуемое) – обстоятельство (или наоборот):

Облака вытягиваются по небу (ПЗ1) длинными туманными прядями.

Терек бурлил (ПЗ1) в проснувшемся лесу.

В) Другие варианты

Наряду с приведенными стандартными формами разбивки могут встречаться и другие, более сложные, например: Наружности он был (ПЗ1) богатырской.

3. В простом предложении мы впервые сталкиваемся с проблемой постановки знаков препинания

Пауза, разделяющая две фразы в составе простого предложения, часто воспринимается как сигнал к постановке запятой , но запятая в простом предложении не ставится в соответствии со следующим правилом:

Простое предложение имеет определенную интонационную структуру, а именно: фраза восходящего тона – короткая пауза (обозначает перелом интонации) – фраза нисходящего тона.

Данная интонационная форма воспринимается как стандартная , соответственно, знаки препинания в простом предложении отсутствуют.

4. Интонация распространенных предложений

Если фразы простого предложения имеют значительный объём (более 3-4 слов), то они разбиваются на смысловые части (синтагмы ) с помощью коротких пауз, которые необходимы для нормального произношения текста, например:

В июльские вечера (пауза) опьяняющий медвяный запах липы (пауза, повышение тона) поглощает все другие запахи города (понижение тона).

Даже после заката солнца (пауза) тополь не упускает возможности воспользоваться (пауза, повышение тона) последним теплом и светом (понижение тона).

5. Особенности решения

А) Распространенное обстоятельство

Распространенное обстоятельство в начале простого предложения обычно выделяется паузой, если оно относится ко всему предложению. При значительной распространенности оно составляет отдельную фразу с собственным интонационным ударением и выделяется запятой.

Б) Наличие нескольких пауз

– Почему в простом предложении ставят лишние запятые?

– Наличие нескольких пауз в распространенном простом предложении часто приводит к тому, что их на письме обозначают запятыми, что является ошибкой.

В) Запятые в простом предложении ставятся только в том случае , если оно является осложнённым однородными или обособленными членами (в этом случае происходит перестройка интонационной схемы предложения).


§2. ПЕРЕЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

1. Перечислительная интонация выражает сочинительную связь между однородными членами

При наличии однородных членов в интонации простого предложения происходят существенные изменения, а именно: на первое место выдвигается необходимость выразить сочинительную связь между однородными членами , так как интонация в этом случае является основным способом выражения этой связи.

2. Элементы перечислительной интонации

В предложении с однородными членами каждый однородный член является интонационным центром отдельной фразы. Интонация такого вида называется перечислительной , а паузы между однородными членами на письме обозначаются запятыми , например:

Примечание. Отметим, что однородные отношения между определениями можно выразить не во всех случаях , например:

Неглубокое , но чистое Озеро (короткая пауза, повышение тона) лежало перед нАми (понижение тона).

В этом случае старшей конструкцией является структура простого предложения, состоящая из двух фраз. Но это же предложение можно перестроить так, чтобы однородные отношения можно было выразить (с ударением на однородных прилагательных):

Перед нами лежало неглубОкое (пауза, повышение тога), но чИстое озеро .


§3. ИНТОНАЦИЯ ОБОСОБЛЕНИЯ

1. Определение

Обособление одного или нескольких членов предложения – это выделение их в устной речи с помощью интонации, а на письме – с помощью запятых или тире.

2. Особенности интонации обособления

Интонацию обособленных членов можно назвать интонацией обособления. Обособленный оборот является отдельной фразой восходящего или нисходящего тона , то есть имеет интонационное ударение, и выделяется паузами.

3. Различное положение обособленных оборотов в предложении

Обособленные обороты могут находиться в начале, в конце или в середине предложения, в соответствии с этим меняется интонационная модель предложения :

А) Поражённый страхом (повышение тона, пауза), я иду за матушкой (обособленный оборот находится в начале предложения и является фразой восходящего тона)

Б) Мы вошли в рощу (повышение тона, пауза), влажную от дождя (обособленный оборот находится в конце предложения и является фразой нисходящего тона)

В) Разговор его (повышение тона, пауза), свободный и любезный (повышение тона, пауза), вскоре рассеял мою застенчивость (обособленный оборот находится в середине предложения и произносится с общим пониженным (вставочным) тоном.)


– Что означает выражение «общий пониженный тон»?

– Интонация обособления оборота, стоящего в середине предложения, называется «вставочной», что обеспечивается ровным, но измененным относительно главного сообщения тоном (такое изменение может обозначаться небольшим понижением тона, а также незначительным ускорением темпа речи).


§4. РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

1. Тире между подлежащим и сказуемым

Примером разделительной интонации является интонация простого предложения, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым. В этом случае предложение состоит из двух фраз восходящего и нисходящего тона, которые разделяются увеличенной паузой. Такая интонация называется восходяще-нисходящей .

2. Разделительное тире

Разделительное тире обозначает увеличенную паузу (ПЗ3) на месте пропуска глаголя-связки быть между подлежащим и составным именным сказуемым.

Группа подлежащего обычно составляет фразу восходящего тона, а группа сказуемого – фразу нисходящего тона, например:

Наш долг (пауза) – защищать крепость.


§5. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНАЯ, ИЛИ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ, ИНТОНАЦИЯ

1. Бессоюзное сложное предложение

Предупредительную, или пояснительную, интонацию удобно рассмотреть на примере бессоюзного сложного предложения. При предупредительной интонации в конце первого предложения делается неполное понижение тона и значительное увеличенная (предупредительная) пауза (ПЗ3), далее следует второе предложение с собственной интонацией. Такая интонация называется нисходяще-нисходящей .

2. Особенности предупредительной интонации

Предупредительная интонация соответствует двоеточию и имеет значение последующего пояснения, изъяснения или следственно-причинных отношений:

А) Забил снаряд я в пушку туго и думал (ПЗ3): угощу я друга (изъяснение).

Б) Она несла чашку какао и, поставив её перед Павлом Петровичем, вся застыдилась : (ПЗ3), горячая краска разлилась алой волной по её миловидному лицу (пояснение).

В) Нередко я плакал, читая (ПЗ3): так хорошо рассказывалось о людях (следствие – причина).


§6. ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

1. Особенности присоединительной интонации

Присоединительный член предложения имеет собственную интонацию в соответствии со своей структурой (например, интонацию однородных членов для присоединяемого однородного ряда).

Перед присоединительным членом делается полное понижение тона , как в конце предложения, но пауза (ПЗ3) имеет меньшую длительность по сравнению с паузой между предложениями или паузой в случае предупредительной интонации.

2. Присоединительный член в конце предложения выделяется с помощью тире:

Мы зашли в ельник (ПЗ3) – тёмный, пропахший запахом хвои (присоединительный член является однородным рядом определений с перечислительной интонацией).

От этого зависит наше счастье (ПЗ3) – настоящее и будущее (присоединительный член является однородным рядом определений, соединенных союзом И и составляющих одну фразу нисходящего тона).


§7. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

1. Особенности исключительной интонации

Исключительная интонация применяется в предложениях с присоединительными членами , которые в середине предложения обособляются с помощью тире. В этом случае присоединительный член предложения является отдельной фразой с изменённым темпом речи и общим пониженным тоном и выделяется с двух сторон увеличенными паузами (ПЗ3), например:

Посидели (ПЗ3) – больше для приличия (ПЗ3) – ещё несколько минут.

2. Область применения

Исключительная интонация с измененным темпом речи применяется также для выделения вводных предложений и вставных конструкций , при этом распространенные вставные конструкции представляют собой высказывания второго плана с собственной интонацией:

Мой приход (ПЗ3) – я, конечно, это мог заметить (ПЗ3) – смутил гостей.


§8. ПОСТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ИНТОНАЦИЕЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В приведенной ниже обобщенной таблице показано соответствие между видом синтаксических конструкций, интонацией и используемыми знаками препинания.

Тема 5. Два описания русской пунктуации (общепринятое и новое)

§1. ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ НОВОГО ОПИСАНИЯ

1. Знаки препинания и интонация

Предложение в устной речи состоит из интонационных речевых отрезков , разделенных паузами. Такое представление предложения условно можно назвать его интонационной структурой, или интонационной моделью.

Знаки препинания на письме помогают выявить и уточнить интонационно-грамматическую структуру предложения. По словам К. Паустовского, «Знаки препинания – это как нотные знаки, они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Соответственно, интонация позволяет «не рассыпаться» устной речи.

2. Особенности русской пунктуации

Систему пунктуации не стоит рассматривать только как формальные общепринятые правила оформления письменной речи, не связывая ее с устной речью . Постановка знаков препинания связана с интонационно-грамматической структурой предложения и может определяться на слух. Таким образом, в устной речи практически всегда есть подсказка , помогающая сделать правильный выбор.


§2. ОБЩЕПРИНЯТОЕ ОПИСАНИЕ ПУНКТУАЦИИ (В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА РАССМАТРИВАЕТСЯ ВЫБОР ТИРЕ В БСП ) (КЛАССИКА ЖАНРА)


– А почему в качестве примера рассматривается именно эта тема?

– На примере БСП особенно ясно видны недостатки классического варианта и достоинства интонационного решения.


В БСП делается выбор в большинстве случаев между тремя знаками препинания – запятой, тире и двоеточием, причем этот выбор регулируется большим количеством правил. Вы можете выучить все правила, успешно применить их к вашему предложению, но при этом окажется, что тире может заменять двоеточие, да и запятую тоже можно иногда поставить.

1. Как создаются правила

В классическом варианте для каждого вида грамматической конструкции определяются дополнительные семантические признаки конкретных предложений (противопоставление, резкий переход, пояснение, следствие, условие и др .) и для каждого из них формулируются правила с примерами-образцами. Например, в БСП при значении противопоставления между его частями ставится тире.


2. Как выбираются знаки препинания

Вы определяете грамматику вашего предложения, а также дополнительные семантические признаки, а затем для своего примера пытаетесь подобрать соответствующее правило и похожий пример-образец.

Таким образом, знаки препинания ставятся по следующей схеме :

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА → СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК 1 → ВЫБОР ЗНАКА ПРЕПИНАНИЯ ПО ПРАВИЛУ 1

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА → СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК 2 →ВЫБОР ЗНАКА ПРЕПИНАНИЯ ПО ПРАВИЛУ 2 И Т.Д.

Примеры

Грамматическая форма – БСП , знак препинания – тире, смысловые факторы перечислены (противопоставление, следствие, причина, условие, сравнение и т.д.)

1. Неожиданное присоединение, быстрая смена событий (можно вставить союз И ):

2. Противопоставление (можно вставить союзы А, НО ):

3. Вторая часть является следствием или выводом:

На улице дождь – выйти невозможно.

4. Первая часть обозначает время или условие (можно использовать союзы ЕСЛИ, КОГДА ):

5. Вторая часть является сравнением:

Посмотрит – рублем подарит.

6. Вторая часть имеет присоединительный характер:

На стене ни одного образа – дурной знак.

7. Вторая часть (обычно неполное предложение) имеет значение изъяснения:

8. Вторая часть обозначает причину:

Василий Кузьмич замолк – мы въезжали в село

3. Комментарий

Перед нами типичный пример описательной науки , предлагающей запомнить 8 правил, между которыми трудно уловить какую-либо связь . Кроме того, по правилу 7 (значение изъяснения) и по правилу 8 (следственно-причинные отношения) тире фактически выполняет функцию двоеточия (как их различить ?).

В описательном варианте количество правил имеет тенденцию к постоянному увеличению , так как рассматриваются всё новые и новые варианты , но при этом вы можете так и не найти подходящий для вас образец.

При таком подходе семантика предложения как бы отодвигается на второй план, главная задача корректора текста – найти подходящее правило и указать ссылку на него .


– Но разве возможно более простое решение?

– Возможно, если мы не будем действовать таким сложным путем, а сразу воспользуемся обобщенным смысловым значением каждого знака пунктуации и соотнесем его с соответствующей интонацией .


§3. ПРИМЕР НОВОГО ОПИСАНИЯ ПУНКТУАЦИИ ДЛЯ БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Другая рабочая схема

Схема решения меняется и приобретает следующий вид:

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА (БСП ) → ОБОБЩЕННЫЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК (разделение, присоединение, пояснение, перечисление) → СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ИНТОНАЦИЯ И ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ

В БСП применяются два вида тире : разделительное и присоединительное, что соответствует разделительной и присоединительной интонации. Двоеточие соответствует пояснительной интонации, а запятая перечислительной или присоединительной .

2. Разделительная интонация делит БСП на две части

нисходяще-восходящая , повышение тона – пауза – понижение тона.

Обобщенный смысловой фактор связан с делением предложения две фразы , разделенные паузой, и включает две темы :

А) резкий переход или противопоставление (БСП как аналог ССП с сочинительными союзами)

БСП как аналог ССП , пропущены союзы И, А, НО:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.

Б) прямая последовательность событий (БСП как аналог СПП с подчинительными союзами)

Прямая последовательность событий – это «причина – следствие, время – событие, условие – событие, факт – вывод».

Дополнительная характеристика: БСП как аналог СПП , в котором на первом месте стоит придаточное предложение , при этом можно вставить соответствующие подчинительные союзы ТАК КАК, КОГДА, ЕСЛИ, КАК :

Ехал сюда – рожь только начинала желтеть.

Волков бояться – в лес не ходить.

Посмотрит – рублем подарит.

Примечание

При обратной последовательности событий (следствие-причина, вывод – факт) используется пояснительная интонация и ставится двоеточие.

3. Присоединительная интонация в БСП обозначает неоднородность отношений между частями БСП

Общая характеристика: интонация нисходяще-нисходящая , с полным понижением тона перед паузой.

А) При отсутствии увеличенной паузы ставится запятая, в этом случае второе предложение распространяет тему первого предложения, например:

Дождь кончился, можно было выйти из укрытия (распространение)

Б) При наличии увеличенной паузы ставится тире , которое обозначает взаимообусловленность предложений: На стене ни одного образа – дурной знак (присоединение).

Присоединительная интонация в БСП отличается как от перечислительной, так и от пояснительной интонации:

А) Присоединительная интонация обозначает неоднородные отношения в общем случае (без конкретизации их направленности);

Б) Перечислительная интонация выражает однородные отношения ;

В) Пояснительная интонация выражает неоднородные отношения определенной направленности , а именно когда вторая часть поясняет первую .

4. Когда тире заменяет двоеточие (теория)

– А можно как-то обосновать замену двоеточия тире в БСП ?

А) Тире вместо двоеточия может использоваться для выражения любых отношений , где используется двоеточие, – изъяснительных, пояснительных и следственно-причинных .

Б) В этом случае пояснительная интонация заменяется присоединительной интонацией .

В) Возможность такой замены обусловлена тем , что пояснительная и присоединительная интонация является нисходяще-нисходящей и отличается только по наличию предупредительной паузы.

Г) В этом случае присоединительная интонация , в отличие от пояснительной, обозначает общую обусловленность отношений без указания на ее направленность.

5. Замена двоеточия тире (практические примеры)

А) Применение присоединительной интонации (вместо пояснительной) при изъяснении обозначает отсутствие предупредительной паузы, ускоренный темп речи :

Иногда мне думается – надо бежать.

Б) Применение присоединительной интонации (вместо пояснительной) для выражении следственно-причинных отношений связано с желанием автора обозначит обусловленность событий , не конкретизируя их как следственно-причинные или причинно-следственные:

Василий Кузьмич замолк – мы въезжали в село.

5. Комментарий

– Но чем всё-таки интонационное решение задач проще обычного?

Для ответа рассмотрим в качестве примера самое простое предложение:

Сидим дома, на улице холодно и ветрено.

При классическом решении нужно установить тип отношений как следственно-причинный и вспомнить правило, которое рекомендует в данном случае ставить двоеточие, а также вспомнить, что иногда тире может заменить двоеточие. А вы видите, что в предложении стоит запятая. Так это неправильно? Что делать?

Совсем другие возможности предоставляет вам интонационно-грамматический метод . В этом случае автор по своему желанию может выразить различные смысловые отношения между частями БСП:

А) представить их как независимые сообщения (запятая, перечислительная интонация ) или как сообщения, связанные одной темой, при этом второе сообщение распространяет тему первого сообщения (запятая, присоединительная интонация );

Б) обозначить зависимость событий (тире, присоединительная интонация );

В) обозначить направленность этой зависимости как «следствие – причина » (двоеточие, пояснительная интонация).


Все преимущества такого решения можно обобщить следующим образом:

А) Выбор знака делается по смыслу, а не формальным правилам .

Б) Выбор знаков препинания семантически и логически обоснован , в том числе обоснована замена двоеточия тире при смене интонации.

В) Принятое решение можно проверить на слух.


§4. ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ПУНКТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ (КРАТКОЕ НАПУТСТВИЕ)

1. Определите вид синтаксической конструкции

Решение пунктуационных задач начинается с грамматического анализа . Прочитайте предложение и определите его вид : простое или сложное, наличие определительных или обстоятельственных оборотов, одноименных членов и вводных выражений и др.

2. Вспомните базовые положения по теме , например:

Однородные или неоднородные определения

Однородные определения раскрывают одну тему, а неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон.

Обособленные и необособленные определения

Определение обособляется после определяемого слова и не обособляется перед определяемым словом, в то же время в виде исключения обособление возможно в любой позиции (все варианты принципиально различны по интонации ).

Бессоюзное сложное предложение

Для разделения простых предложений используются:

А) запятые (независимые предложения),

Б) тире (аналог ССП с пропущенными сочинительными союзами А, НО ),

В) тире или двоеточие (аналог СПП с пропущенными подчинительными союзами).

3. Применение интонационного анализа

А) Основные этапы

Интонационный анализ предложения проводится после грамматического анализа и является заключительным этапом при решении пунктуационной задачи. Структура любого предложения (его интонационная модель) состоит из отдельных фраз, разделенных паузами и имеющих тоническое ударение .

Убедитесь, что ваше предложение делится на такие фразы-отрезки, соотнесенные с грамматикой данного предложения. Выберите нужный знак препинания на границе между интонационными фразами , например:

Так я и просидел на камне до самого вЕчера, вглядываясь вдаль и пытаясь рассмотреть там корАбль .

Это простое предложение, осложненное однородными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Предложение состоит из двух фраз, при этом однородные обстоятельства, связанные союзом И, составляют одну фразу, запятая между ними не ставится.

Запятая ставится на границе двух фраз для выделения обособленного оборота, состоящего из двух деепричастных оборотов.

Б) Постановка знаков пунктуации проверяется в устной речи : правильно прочитанный (в том числе при диктовке) текст уже содержит информацию о выборе нужных знаков.

Если грамматика предложения допускает два (три) варианта решения, то следует учитывать следующее: постановка или отсутствие пунктуационного знака, а также выбор конкретного знака (запятая, тире, двоеточие) меняет интонацию предложения и выражает определенные смысловые оттенки.

Если вы составляете текст, обязательно проверяйте его «читаемость» , то есть деление на интонационные отрезки с помощью пауз. Если текст «не читается», то это значит, что его грамматическая форма требует доработки.

4. Если вы хорошо освоили интонационно-грамматический метод

А) Пишем по слуху

Если вы освоили интонационный метод достаточно уверенно, но можете ставить знаки препинания по слуху , разбивая текст на фразы и обозначая паузы между ними подходящими знаками в соответствии с разделительными, пояснительными, присоединительными или перечислительными отношениями .

Б) Когда можно забыть о правилах

Забудьте на время о правилах , когда составляете текст; расставляя знаки препинания, старайтесь сделать его максимально выразительным .

В) Вас просят объяснить выбор знака?

Теперь можно вспомнить грамматику и даже правила, но уже применительно к готовому решению. Здесь вы будете на высоте , имея возможность объяснить смысл любого правила и семантические особенности парных вариантов .

Всегда начинайте свой ответ с определения вида синтаксической конструкции.

Г) Вас просят «дать ссылочку»?

Это уже «сложнее», так как потребуется некоторый опыт ориентации в существующих классических правилах (Лопатин или Розенталь) .

Впрочем, освоиться в этом совсем не сложно - открывайте правила и ищите соответствующие темы. Теперь вы сами можете объяснить выбор того или иного решения у Лопатина и Розенталя.


§5. ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ПУНКТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ (ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА)

1. Постановка задачи

Причастный оборот может занимать различную позицию относительно определяемого слова. Причастный оборот может обособляться или не обособляться , что на письме обозначается определенными знаками препинания, а в устной речи им соответствует различная интонация.

2. Три варианта постановки знаков препинания для причастного оборота

А) Заранее оседланные лошади (пауза) уже стояли у ворот (исходный вариант)

Это простое предложение , построенное по смысловому принципу тема-рема , состоит из двух фраз, разделенных короткой паузой. Знаков препинания нет, определительный оборот входит в одну фразу с определяемым словом и не имеет собственного интонационного ударения.

Б) Лошади , (пауза) заранее оседланные , (пауза) уже стояли у ворот .

Это простое предложение с обособленным определением, обособленный оборот составляет отдельную интонационную (вставочную) фразу и выделяется запятыми.

Предложение состоит из трех фраз, смысловой статус оборота повышен , это полупредикативная конструкция , а всё предложении является аналогом СПП с придаточным определительным.

В) Заранее оседланные , (пауза) лошади уже стояли у ворот .

Обособленный оборот стоит перед определяемым словом, но отделяется запятой (нестандартное решение). Соответственно, статус оборота еще более высок , ему приписывается дополнительное обстоятельственное значение. Предложение состоит из двух фраз и является аналогом СПП с придаточным времени (подчеркивается временная последовательность действий).


Таким образом, изменение грамматической и интонационной структуры предложения позволяет автору выразить дополнительные смысловые оттенки (одна или две ситуации в неосложненном или осложненном предложении, дополнительное обстоятельственное значение обособленного определительного оборота в препозиции).

Тема 6. Краткая история русской пунктуации (историческая справка)

§1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

1. Знаки препинания и их употребление до XVIII века

В древнерусской письменности текст не членился на слова и предложения, однако уже тогда встречались такие знаки препинания, как точка, крест, волнистая черта .

Они делили текст на смысловые отрезки или обозначали остановку в работе писца , однако в дальнейшем эти знаки не получили широкого распространения.

2. Раздельное написание слов

Начиная с XVI века в рукописных изданиях утверждается принцип раздельного написания слов , и между словами и предложениями начинают ставиться знаки препинания.

3. Пунктуация и введение книгопечатания

Большое значение для развития пунктуации имело введение книгопечатания . В середине XV века итальянские типографы изобрели пунктуацию для европейской письменности , которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор.

4. Развитие русской пунктуации

Современная русская пунктуация является результатом длительного и сложного взаимодействия пунктуационной системы, которая была установлена в европейских странах после введения книгопечатания, и тех приёмов употребления знаков, которые складывались в русской письменности с XVIII столетия и до настоящего времени.

Первые попытки осмысления пунктуации связаны с именами М. Грека, Л. Зизания, М. Смотрицкого. Теорию пунктуации излагал М. Ломоносов в «Российской грамматике», который писал: «Строчные знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам» (семантический и грамматический принципы ).

Правила у Ломоносова были сформулированы самые общие, но они мало чем отличаются от современных правил, что свидетельствует о стабильности и устойчивости русской пунктуации!

А вот знаменитый Я. Грот стремился понять интонационное оформление речи, а не менее известный Л. Щерба также считал фразовую интонацию основой пунктуационных правил .


§2. ИСТОРИЯ ОСНОВНЫХ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

1. Точка

Древнейшим знаком препинания является точка, которая встречается уже в памятниках древнерусской письменности (лат. punktum – точка). Различались точки разного вида : срока – точка в середине строки и собственно точка , которая ставилась внизу, причем они могли быть разного размера и цвета.

2. Запятая

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая (от глагола пять в значении держать, останавливать ), этот знак встречается уже в XV веке. Запятая указывала на незаконченность действия и давала возможность сделать паузу при чтении.

3. Двоеточие

Двоеточие как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

4. Тире

Тире – от tirer (фр.) – растягивать, знак препинания, который применяется во многих языках. Его название установилось не сразу. В «Российской грамматике А. А. Барсова (1771 год) он назвается «молчанка », затем «черта ». В русскую письменность тире ввел Н. М. Карамзин .

Этот знак часто встречается в его «Бедной Лизе», но при этом выполняет различные задачи: с помощью тире обозначаются паузы, усиливаются контрасты, передаются эмоции героев. В дальнейшем у тире появляются более четкие правила употребления .

Слово тире встречается с начала 1820 годов. А. Х. Востоков в «Сокращенной русской грамматике» (1831 год) назвал его «знаком мыслеотделительным ».

5. Вопросительный знак

В русском языке XVI – XVIII веков вопросительный знак назывался «точка вопросительная ». Он отмечен в печатных книгах XVI века, однако для выражения вопроса закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] употреблялся знак [;].


6. Восклицательный знак

Восклицательный знак назывался «точка удивления ». Правила постановки «удивительного знака» определяются в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова (1755).

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 2. Лекции по пунктуации (Н. П. Киреева) предоставлен нашим книжным партнёром -

ОСНОВЫ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ

Пунктуация (лат. punktum – точка) – это система специальных графических средств (знаков препинания) и совокупность правил их использования в письменных текстах. Она является необходимым дополнением к орфографии. Пунктуация и орфография – это прикладные разделы лингвистики (имеют практическое значение).

Знание и строгое соблюдение правил пунктуации, как и правил орфографии, необходимо каждому грамотному человеку, и особенно филологу (и учителю).

Оно и помогает пишущему правильно передать свои мысли на письме, а читающему быстро и точно понять написанное.

Казнить (: - ,) нельзя (: - ,) помиловать.

При этом если орфография имеет дело с передачей на письме слова, то действие пунктуации распространяется на связную (?) речь в целом.

Употребляемые по соответствующим правилам знаки препинания позволяют членить связную речь на предложения, выделять в предложениях какие-то части и устанавливать между ними определенные отношения.

Русская пунктуация сформировалась (?) исторически, в отличие от орфографии сформировалась относительно поздно (к концу 19 века).

Ее рождение связано с возникновением книгопечатания (начало 16 века) и развитием на Руси школьного образования. Предшествующий период, когда письменные тексты переписывались от руки и находились в обиходе очень узкого круга лиц (писцов и чтецов), не было особой надобности в пунктуационном оформлении таких текстов. В древнерусской письменности текст вообще не членился на части.

Знак препинания «.» (точка), различные сочетания точек или делили текст в основном на смысловые отрезки или фиксировали остановку работы писца.

В некоторых рукописях 15-го века уже появляются ЗП («,» «;»), хотя на всем протяжении 16-го века они не находили широкого распространения. Постепенно начинают входить в обиход такие ЗП, как «?», «()», «:».

Изобретение книгопечатания коренным образом изменило эту ситуацию. Возникла необходимость адекватного отражения в графической форме определенных лингвистических свойств реальной речи, в частности тех, которые не могли быть обозначены только буквами алфавита.



С этой целью и стали прибегать к специальным пунктуационным знакам.

В начале 18 века в русских письменных текстах использовались 8 пунктуационных знаков:

Запятая,

-«;» полуточие,

Двоеточие,

- ! (удивительный знак),

Знак переноса (-) (единительный (?) знак)

- «()» - скобки (вместительный знак)

Тире впервые в России в конце 18 века начал употреблять Карамзин

Кавычки (знак отменительный) в это же время

Многоточие стало употребляться с начала 19-го века (впервые употребил А.Х. Востоков).

Как видно, в начале 19-го века в русском письме употреблялись почти все известные в настоящее время знаки препинания, и пунктуационная система оказалась уже в основном сложившейся, хотя и не вполне упорядоченной.

Правила же расстановки ЗП установились постепенно под влиянием издательской и писательской практики, а также грамматических исследований.

Первоначально же руководство пунктуационной практикой было в основном делом типографских мастеров и носило произвольный (?) характер.

Но по мере накопления соответствующего опыта, увеличения количества печатных книг и числа грамотных людей потребовалось внести в эту практику порядок, подчинить (?) ее каким-то правилам.

Разработка этих правил и последующее их совершенствование (?) в свою очередь потребовали осмысление (?) основ пунктуации, выявление общих признаков, на которых должна строиться пунктуация.

Первые попытки теоретического осмысления пунктуации относятся к 16-17 вв – это Максим Грек, Лаврентий Зизаний, Милентий Смотрицкий, однако наибольшее влияние на развитие пунктуации оказали работы Тредиаковского и Ломоносова. Эти ученые видели назначение пунктуации в отражении на письме смыслового и синтаксического (?) расчленения речи.

Ломоносов обобщил к середине 18 века правила употребления известных к тому времени знаков препинания, однако наибольшая заслуга в упорядочении русской пунктуации в 19 веке принадлежит академику Гроту (книга «Русское правописание» - первый в России свод правил орфографии и пунктуации, эта книга выдержала 20 изданий).

Без существенных изменений эти правила действуют до настоящего времени.

В понимании основ русской пунктуации имеются три направления:

1) логическое,

2) синтаксическое,

3) интонационное.

1. Логическое направление (представители Буслаев, Овсянико-Куликовский) - представители этого направления основным назначением пунктуации считали смысловое членение речи и передачу смысловых отношений расчлененных частей текста. Исходя из положения, что «для большей ясности и определительности в отражении мысли и на письме принято отделять слова и целые предложения знаками препинания», Буслаев определяет назначение пунктуации, так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двойное назначение (?):

1) Способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть предложения от другой.

2) Выражают … и его отношение к слушающему.

Абакумов, Шапиро

2. Синтаксическое направление – представители этого направления (Грот, Булич) исходили из того, что пунктуация делает наглядным (?) синтаксический строй речи. Ак. Грот считал, что посредством основных знаков препинания (точка, запятая, точка с запятой, двоеточие) дается указание большей или меньшей связи между предложениями, а также между частями предложения, которое служит для облегчения читателю понимания писаной речи.

3. Интонационное направление – сторонники этого направления (Востоков, Давыдов, Пешковский, Щерба) полагали, что пунктуация служит для обозначения ритмики и мелодики фразы, иначе – фразовой интонации. Пешковский считал, что пунктуация отражает в … большинстве случаев не грамматическое, а декламационно-психологическое (?) расчленение речи.

Однако это разделение направлений носило в значительной мере условный характер, оно отражало не свойственное (?) представителям разных направлений ограниченное понимание пунктуации только как логической или только синтаксической, или только как интонационной по своему назначению, а скорее различие в их взглядах на то, какой из указанных принципов является для русской пунктуации ведущим. Представители всех трех направлений признавали, что ЗП призваны способствовать ясности в изложении мыслей, облегчить читателю понимание письменной речи и иметь общеобязательные значения для читающего.

Русская пунктуация характеризуется большой устойчивостью. Развиваясь постепенно, она не претерпела серьезных изменений, ломки (?), хотя отдельные ее правила постоянно уточняются и …, но …

Устойчивость русской пунктуационной системы объясняется тем, что определяющие ее принципы позволяют передавать на письме и смысловую, и синтаксическую, и интонационную структуру речи, и ЗП, как правило, членят речь на связанные по смыслу и интонационно оформленные синтаксические единицы.

ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ

Современная русская пунктуация строится на основе трех принципов:

1) структурный;

2) семантический

3) интонационный

… из которых основными являются семантический и структурный принципы.

В соответствии со структурным принципом знаки препинания являются, прежде всего, показателем синтаксического членения письменной речи, именно этот принцип и придает пунктуации стабильный характер. В соответствии с эти принципом ставится большинство знаков препинания.

Структурно обязательными являются следующие знаки:

Точка (ставится на конце предложения и на границах или стыках частей сложного предложения);

Которые выделяют какие-то части синтаксических единиц, не связанных со структурой предложения;

Которые выделяют члены предложения (ОБЧП, ОЧП)

… ПРИМЕР

Структурно-обязательные знаки общеупотребительны, строго регламентированы общепринятыми правилами, а значит общеобязательны. Такие знаки ставятся га основе правил, не допускающих никаких вариантов («правила-диктаторы»). Они не могут быть факультативными, авторскими.

Структурно обязательные знаки пунктуации образуют обязательный минимум пунктуационных правил, изучаемых в школе. Этими правилами должны владеть все носители русского языка.

Структурный принцип, обусловленный структурными свойствами синтаксического строя русского языка, это фундамент, на котором строится современная русская пунктуация и который создает стабильность пунктуационных правил.

Семантический принцип

В соответствии с данным принципом пунктуация предполагает обязательный учет и семантики синтаксических единиц.

Синтаксическое членение одновременно отражает и смысловое членение, т.к. грамматически значимые части высказывания совпадают с логически значимыми, со смысловыми отрезками речи.

Часто пунктуация регулируется преимущественно смыслом высказывания, при этом смысловое членение подчиняет себе структурное, т.е конкретный смысл диктует единственно возможную структуру.

Он, (-) мой сосед, под Сталинградом(,) за эту Волгу воевал.

Отчасти русская пунктуация строится и на интонационном принципе, когда мы ставим знак препинания, ориентируясь на соответствующую интонацию. Прежде всего это такие ЗП, как

интонационное тире

многоточие

В ряде случаев выбор ЗП зависит целиком от интонации

Придут дети, пойдем в цирк.

Придут дети – пойдем в цирк (отношения обусловленности)

Но интонационный принцип действует лишь как выразительный (?), неосновной – это особенно ярко проявляется, когда интонационный принцип «приносится в жертву» структурному.

Олень раскапывает передней ногой снег и, если есть корм, начинает пастись (перед «если» пауза не ставится)

Интонационный принцип действует, как правило, не в чистом виде, поскольку сама интонация является следствием заданного смыслового и структурного членения предложения.

Ходить – долго не мог.

Ходить долго – не мог . (интонация зависит от смысла)

Смысл высказывания неразрывно связан со структурой и интонацией предложения, этим объясняется то, что действующие в СРЛЯ правила расстановки ЗП не могут быть сведены к какому-либо одному из названных принципов, а отдельные знаки препинания в каждом конкретном случае употребления … (передают?) то синтаксическую, то логическую, то интонационную структуру речи, или являются синтетическими, т.е. одновременно членят речь на смысловые и грамматические отрезки и характеризуют его смысловую и интонационную структуру.

Переправа, переправа! Берег левый,–

Берег правый,

Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава

кому темная вода, (-)

Ни приметы, ни следа.

… их удаление из текста или замена другими ЗП … на понимании смыслового или эмоционального содержания текста, … цель высказывания(?), эмоциональную окраску и смысловые отношения между частями.

Для современной науки характерно структурно-семантическое понимание основ пунктуации, которое находит отражение в большинстве научных и учебно-методических работ.

Интонация при этом не рассматривается как основа современной пунктуационной системы, т.к. ЗП не всегда имеют соответствие в интонации. Часто паузам (?) устной речи на письме не соответствуют знаки препинания, или, наоборот, знаки препинания (не предполагают(?)) постановку пауз. Именно в этих случаях учащиеся и допускают наибольшее количество ошибок.

НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ СЛУЧАИ НЕСООТВЕТСТВИЯ ЗНАКОВ ПУНКТУАЦИИ И ИНТОНАЦИИ

1) Есть паузы, но нет ЗП:

А) Между распространенными составами подлежащего и сказуемого (предикативные паузы)

Взвод на правом берегу / жив здоров на зло врагу.

Б) После обстоятельственного детерминанта в начале предложения.

После этой ужасной встречи / у кузнеца даже была лихорадка.

В) После определяемого слова, имеющего предшествующее (?) определение, и перед определяемым словом после распространенного определения.

И чернеет там зубчатый, за холодною чертой, недоступный, непочатый /лес/ над черною водой.

Г) перед союзом «и», соединяющим однородные сказуемые

Она подняла на меня глаза / и насмешливо улыбнулась

Нет паузы, но есть ЗП.

А) Между союзом и ОБЧП

Все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят над гаванью.

Б) На стыке двух подчинительных союзов

Старик предупредил, что, если погода не улучшится, об охоте нечего и думать.

В) На стыке сочинительного и подчинительного союза или союзного слова

Мостик был наплывной, и, если ступить на него, побежать по нему, он, конечно, закачается и начнет прогибаться.

Г) Между союзом и вводным словом

Отвечай: побьем мы немца или, может, не побьем?

Эти примеры показывают, что письмо «по слуху» , т.е. основанное на чисто интонационном принципе, не может быть грамотным; знаки препинания расставляются в зависимости от того, какие грамматические и смысловые отношения возникают в предложении.

Смысловыми же отношениями в конечном счете определяется и интонация в высказывании.

Т.о., современная пунктуация отражает структуру, смысл и интонацию высказывания. Самым большим достижением современной пунктуации является то, что все три принципа действуют не разобщено, а в единстве.

1. Обозначает границы между предложениями (структурный принцип)

2. Обозначает законченность сообщения (семантический принцип)

3. Понижение тона, пауза (интонационный принцип).

Именно сочетание принципов (Валгина) является показателем развитости современной русской пунктуации, ее гибкости, позволяющей отражать тончайшие оттенки смысла и структурное многообразие.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

Знаки препинания – это условные графические обозначения, которые применяются для отражения на письме грамматического, смыслового и интонационного членения речи.

В русской пунктуации используется 10 знаков препинания:

Точка с запятой

Двоеточие

Восклицательный знак

Вопросительный знак

Многоточие

ЗП в современной пунктуационной системе РЯ имеют закрепленные за ними функции: ЗП либо отделяют части текста друг от друга, либо выделяют какие-либо отрезки внутри частей (текста?). В соответствии с этим ЗП делятся на две группы:

Отделяющие ЗП.

Выделяющие ЗП.

ОЗП – к ним относятся одиночные знаки, которые членят письменный текст на значимые в структурном и смысловом отношении части:

К ВЗП относятся парные знаки, которые служат для выделения в предложении особо значимых его частей (придаточных в составе СП, ОБЧП, обращений, вводных компонентов, вставных компонентов, чужой речи).

Знаки «запятая» и «тире» являются знаками-хамелеонами, потому что они могут выступать и в роли отделяющих (одиночные) и в роли выделяющих (парные).

Он стал печален, неразговорчив, внешние следы бакинской жизни – преждевременная старость – остались у Грина навсегда. (преждевременная старость – обособленное приложение)

Пунктуация призвана отражать на письме синтаксические, смысловые, а отчасти интонационные особенности текста, при этом в одних случаях учитывается (усиливается?) одна из названных функций (?), а в других – другая. Это находит отражение в конкретных правилах употребления отдельных знаков препинания. Выбор знака препинания фактически зависит от того, в каких смысловых отношениях находятся между собой компоненты предложения.

Но часто эти отношения можно оценить по-разному, в результате чего возникают пунктуационные варианты , а именно:

Разные, но одинаково допустимые знаки в предложениях сходной синтаксической структуры.

Варьируя знаки препинания, пишущий выдвигает на первый план какой-либо один важный для него в данном случае из оттенков смысловых отношений.

Оленин стал стучать слегка - ничто не отзывалось.

Насмешливые (,) светлые глаза его были еще налиты сном, снежинки белели на бровях

Наряду с общепринятой и предусмотренной правилами постановкой знаков препинания, в авторских текстах мы часто сталкиваемся с отступлениями от этих правил (авторские знаки ).

В большинстве своем эти отступления оправданы и обуславливаются стремлением придать знакам препинания какие-то дополнительные функции (?), использовать их для более точной передачи интонационно- выразительных особенностей звучащей речи (это допустимо только в художественной речи).

В художественной литературе широко используются такие знаки препинания, которые выражают эмоционально-экспрессивные (?) качества письменной речи и разнообразные оттенки смысла. Вся пунктуационная система широко, полно и многообразно служит здесь одним из существенных и ярких средств передачи как смыслового, так и эмоционально-экспрессивного содержания. Часто это используется в поэзии (лирике). Много примеров в стихотворениях Вознесенского, Евтушенко, Рождественского.

Номер – есть, а звонить некуда.

Мы верим людям, птицам, деревьям…

Бросаемся, дрожа от капели, то в штопоры, то в мертвые петли. (усиливается драматизм)

Песню свою, отправляясь в полет, - помните! (логический акцент на слове)

Странно, сладко, неизбежно надо мне (-) бросаться в многопенный вал, вам (-) зеленоглазою наядой петь, плескаться у ирландских скал. (с помощью тире противопоставляются герои и их позиции)

Изредка в художественной речи знаки препинания вообще могут отсутствовать. Это художественный прием, который призван подчеркнуть особую ритмико-мелодическую структуру целого произведения или какой-либо его части.

Она как озеро лежала

стояли очи как вода
и не ему принадлежала
как просеки или звезда

Джойс «Уллис» (встречаются фрагменты с полным отсутствием знаков препинания – «поток сознания»).

Индивидуальное использование знаков препинания (в художественной речи) означает вовсе не нарушение пунктуационной системы, а расширение и обогащение практики ее применения.

Стилистический, выразительный диапазон современной русской пунктуации очень широк. Однако в основных своих значениях и употреблениях знаки препинания едины в различных текстах. Это придает знакам препинания необходимую стабильность.

Пунктуация - это:

  1. Система знаков препинания
  2. Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме
В общеобразовательной программе изучается 10 знаков препинания: точка (. ), вопросительный знак (? ), восклицательный знак (! ), многоточие (... ), запятая (, ), точка с запятой (; ), двоеточие (: ), тире (- ), скобки (круглые) () , кавычки (" " ). Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков, значение которых особо подчеркивается пишущим. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

Пунктуационное правило

Пунктуационное правило - это инструкция, в которой указывают условия выбора знака препинания (т.е. его употребления или неупотребление). Условия выбора знака препинания - это грамматические, смысловые и интонационные особенности предложений и их частей.

Примечание.

Место в предложении, где необходима постановка знаков препинания, можно найти по опознавательным признакам (приметам). Опознавательные признаки применения пунктуационных правил:

  1. морфологические: наличие причастий, деепричастий, междометий, союзов, отдельных частиц;
  2. синтаксические: наличие двух и более грамматических основ, обращений, ввоных слов, обособленных членов предложения, однородных членов, чужой речи;
  3. звуковые: произношение со звательной и другими видами интонаций;
  4. смысловые: выражение причины и др.

Функции знаков препинания

Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Они делятся на три группы: на отделительные (в тексте), разделительные и выделительные (в предложении).

Отделительные знаки препинания

К ним относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Они используются:

  1. для отделения каждого слова предложения от последующего в тексте;
  2. для оформления отдельного предложения как законченного.
Выбор одного из четырех отделительных знаков определяется смыслом и интонацией предложения.

Знаки препинания в конце предложения

Правила:

  • В конце повествовательного и побудительного предложений ставится точка, если в них дополнительно не выражены эмоции (чувства).
  • В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак.
  • В конце любого предложения по цели высказывания ставится восклицательный знак, если в них дополнительно выражено чувство.
  • Многоточие ставится в конце предложения, если пишущий делает большую паузу.

Разделительные знаки препинания

К ним относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Разделительные знаки препинания служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (запятая и точка с запятой), в сложном - для разделения простых предложений, входящий в его состав.

Выбор разделительных знаков препинания определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.

Выделительные знаки препинания

Выделительные знаки препинания служат для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний, предложений, обособленных второстепенных членов), а также прямую речь.
Выделительными знаками препинания являются запятая (две запятые); тире (два тире); восклицательный знак; скобки двойные; двоеточие и тире, употребляемые вместе; кавычки двойные.

Выбор выделительных знаков препинания определяется синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.

Случаи, когда пунктуационный знак не ставится

  • Между подлежащим и сказуемым, которое присоединено союзом как .
  • Между однородными членами, соединенными одиночными союзами и, или.
  • Перед приложением, если союз как употреблен в значении «в качестве ».
  • После причастного оборота, если он стоит перед определяемым существительным и не имеет причинного значения.
  • Перед наречиями, образованными из деепричастий.
  • Между простыми предложениями в сложносочиненном предложении с союзом и при наличии общего члена.
  • Между однородными придаточными, соединенными союзом и .
  • Между согласованными определениями, если они характеризуют предмет с разных сторон.