Чем вам грозят «духовные практики. Духовные практики: Начальный уровень


Иногда человеку трудно даются какие-то стрессовые ситуации или тяжелые полосы неудач. Подавленность и уныние понижают качество жизни, вводят в депрессию. Дни превращаются в безрадостное, серое существование.

Применяющие духовные практики люди морально восстанавливаются, восполняют внутренние энергоресурсы и находят себя. Можно взглянуть на себя со стороны, изучить свой внутренний мир, наметить пути личностного роста и развития.

Что это такое

Духовные практики бывают разные, но все они состоят из комплекса занятий, которые помогают человеку в самопознании, укрепляют силу воли и самодисциплину. Такие упражнения помогают познать Бога, заглянуть внутрь себя, побороть комплексы и страхи.

С древних времен люди задавались вопросами о своем происхождении, цели существования. В определенный момент появилась потребность в создании определенной системы, которая приносила бы мир и покой в душу. Такие системы стали существовать благодаря древним религиозным традициям. Например, йога - это индуистский философский порядок.

Понятие затрагивает изучение глубоких человеческих чувств и переживаний (любви, счастья, одиночества, радости и прочих). Практикующие заглядывают внутрь себя, ищут смысл добра и зла, жизни и смерти.

Для чего нужны

Каждый день цивилизованный человек соблюдает элементарные правила личной гигиены: чистка зубов, душ, мытье рук перед едой и прочее. Все это защищает от болезней и расстройств. Точно так же и душа периодически требует очищения. Повседневная жизнь засоряет внутреннюю энергию негативными мыслями, отрицательными эмоциями, которые разрушают гармонию и равновесие. Изучения души дает необходимый внутренний отдых, моральную релаксацию и легкость.


С чего начать занятия

После того, как выяснено, зачем нужны возвышенные психологические искания, нужно определиться, в каком направлении двигаться.

С чего начать занятия:

  1. Выбор высоких (религиозных) обычаев и ценностей (православных, католиков, мусульман и других). Сейчас существует достаточно разных религий. Главный критерий выбора своей религии - человек должен ощущать комфорт.
  2. Найти человека (наставника) с опытом, который мог бы ответить на любые вопросы.
  3. С первых дней нужно выделить ежедневные часы для упражнений.
  4. Регулярное чтение тематической литературы - неотъемлемая часть занятий.

Психологический настрой

Цель любой нравственной деятельности - успокоение разума, перемена мировоззрения, возможность соединить в себе разрозненные элементы духовности. Необходимы время и регулярность. Важно с помощью силы воли побороть в себе лень и ежедневно выполнять упражнения, чтобы втянуться. Не стоит ломать себя, все должно быть в радость, в удовольствие.

Физическая подготовка

Выполнение статических и динамических упражнений требует определенных физических навыков. Нельзя рисковать своим здоровьем, нужно начинать с таких занятий, чтобы не навредить себе. Постепенно накопленный опыт позволит перейти к более сложным задачам и увеличить тренировки.


Направления духовных практик

Здесь существует великое множество направлений. Важно правильно выбрать именно свое. Не запрещено пробовать различные учения. Если от занятий душа находится в умиротворении и безмятежности, значит есть результат, выбор сделан верно.

Медитация

Углубление в себя, сосредоточенность на чем-то или на ком-либо помогает успокоиться, расслабиться и душой, и телом. Медитация путем отстранения очищает мысли, усмиряет негативные эмоции. Главная польза от медитации в повседневной жизни - умение сконцентрироваться на главном, не реагировать на отвлекающие факторы.


Йога

Регулярное выполнение физических упражнений помогает не только привести свое тело в прекрасную форму, но и способствуют развитию выдержки, терпимости, внимания. Существует достаточное количество курсов йоги, но все они направлены на физическое развитие тела, достижение баланса внутренних сил, на обретение гармонии.

Современные направления йоги:

  • хатха-йога - классическая школа, где учат дыхательной гимнастике, расслаблению, самым простым асанам;
  • аштанга-виньяса - йога, подходящая любителям активного темпа: упражнения проходят энергично и быстро, требуется хорошая физическая форма;
  • айенгар - очень медленная йога, требующая долгого удержания асан;
  • кундалини - направлена на очищение энергии, на поднятие настроения;
  • бикрам - помогает сбросить вес, избавиться от токсинов, так как упражнения проводятся в разогретом помещении;
  • тантра - занятия проходят в паре и открывают сексуальную энергию, избавляя от комплексов;
  • сукшма-вьяяма - суставная гимнастика;
  • нидра - эффективно помогает снять стресс, расслабляет тело, успокаивает.


Единоборства

У многих единоборства ассоциируются с насилием или воспринимаются как спорт. Действительно, в боевых искусствах главное - развитие отличной физической подготовки, тренировка силы, ловкости, внимания. На самом деле, многие единоборства являются сложными философскими учениями.

Вот список самых известных и популярных в народе боевых искусств с морально-нравственным кодексом:

  • тхэквондо;
  • айкидо;
  • джиу-джитсу;
  • дзюдо;
  • самбо;
  • каратэ.

Некоторые используют боевые искусства лишь как тренировку, для других - это внутренний рост и развитие.


Телесно-духовные системы

В здоровом теле - здоровый дух. Истощенный, больной организм не даст человеку сконцентрироваться на своей личности, на положительном результате работы. Только здоровый, подвижный и гибкий человек сможет раскрыть красоту своего тела и своей души.

Дыхательно-энергетические занятия

С помощью дыхательно-энергетической гимнастики человек восполняет энергетический баланс, убирает физический или психологический дискомфорт, снимает стресс. Начать упражнения стоит с небольшой интенсивностью по 15 минут в день. Постепенно количество и продолжительность сеансов можно увеличивать.


Аскетизм и пост

Для укрепления связи с Богом, для соблюдения моральной и физической чистоты некоторые прибегают к аскетизму. Аскеза - это добровольное и осознанное ограничение самого себя.

Известны следующие аскезы:

  • аскеза тела - соблюдение поста в еде, совершение паломнических поездок, ограничение телесных радостей и желаний;
  • аскеза речи - говорить правду, не критиковать, не осуждать, не сплетничать, не навязывать свою точку зрения, уметь выслушать, уходить от скандалов;
  • аскеза разума - жесткий контроль эмоций, усмирение гордыни, избегание негативных мыслей и эмоций.


Статические упражнения

Не всем по душе динамические тренировки, кому-то больше подойдут статические занятия. В йоге статическими упражнениями считаются удержания асан настолько долго, насколько хватает выдержки.

Польза статических упражнений:

  • выносливость;
  • гибкость;
  • ловкость;
  • сила;
  • снижение веса.

Такие упражнения подходят для пожилых людей с повышенным давлением, для перенесших травму. После статических упражнений заметно укрепляется здоровье. Идеально, если есть возможность совмещать динамические занятия и статические.


Чтение мантр и аффирмаций

Мантра - это очищающее слово, имеющее божественную силу и свет. Чтение мантр влияет не только на тело, но и освобождает разум, наполняя его позитивной энергией. Мантры обладают уникальной способностью привлекать желаемые материальные блага.

Аффирмация - благоприятное высказывание, дающее в сознании установку на достижение цели, на позитивное будущее. Мысли, эмоции и слова окрашивают жизнь человека. Если они изначально будут жизнерадостными, то будут оказывать благоприятное воздействие. Позитивное, доброе, хорошее притягивает такое же извне, и, наоборот, отрицательное и негативное привлечет к себе множество страхов и комплексов.


Чтение молитв

Верующий человек постоянно должен общаться с Богом. Молитва - это самый легкий, доступный способ установить божественную связь. Чтобы помолиться, можно сходить в храм, а можно сделать это дома в одиночестве. Через молитву можно попросить здоровье себе и близким. Другим необходима защита. Также можно просить направить по жизни. В других случаях верующий в молитве выражает благодарность и хвалу Всевышнему.


Другие виды

В современном мире каждый по-разному находит себя. Некоторые способы психологических исканий имеют многовековые корни и используют опыт и знания традиционных религий, другие существуют совсем недавно.

Кроме перечисленных выше существуют и другие направления:

  1. Церемонии (ритуалы) - выражение благодарности или выражение просьб в виде определенных действий. Предназначены для успокоения душевных терзаний или, наоборот, провоцируют мощное психологическое воодушевление.
  2. Места силы - энергетически уникальные места, которые меняют психологическое состояние человека (египетские пирамиды, Храм Гроба Господня, озеро Байкал и другие).
  3. Ченнелинги - телепатическое принятие ценных психологических сообщений из высших каналов.
  4. Энергетические практики - управление энергиями для исцеления души и тела, для очищения от негатива, для корректировки судьбы.
  5. Изучение литературы - анализ различных священных писаний изменяет личность, позволяет выявить глубинный смысл любых жизненных событий и ситуаций.

Что выбрать

Новичкам сложно сориентироваться в многообразии направлений йоги, аскез, медитаций и прочего. Первое, на что стоит обратить внимание при выборе - все должно быть ясным и понятным. Что хорошо для девушек - может быть неприемлемо для мужчин.

Бывает, что партнеры ищут свой внутренний путь в одной системе, но такое положение должно сложиться естественным образом. Нет ничего страшного, когда муж и жена придерживаются разных учений (к примеру, одна занимается йогой, а другой нашел себя в боевых искусствах).


Для женщин

Женское естество отличается от мужского. Если мужчины более стойко воспринимают различные жесткие ограничения и правила, то для женщины это может обернуться настоящей энергетической катастрофой. Более того, женщина может заболеть. Например, редкие голодания - это нормально, но более частые ограничения в еде приведут к сбою в гормональном фоне, к ослаблению женской силы. Кроме того, от всех мероприятий леди должна получать удовольствие. Только при этом можно достичь высот самосовершенствования.

Для мужчин

Сильный пол стремится развивать в себе лидерство, чтобы вести за собой. Поэтому ему подойдут практики ориентированные именно на это. Мужчина, практикуя, накапливает в себе мужскую энергию. Жесткие аскезы, затворничество, ледяные обливания, обеты молчания - все это как нельзя лучше подходит мужчинам.


Польза и результаты

Естественным результатом станет полное изменение как внутреннего мироощущения, так и повседневной жизни. Перемен потребуют все сферы: начиная от обычных бытовых мелочей, заканчивая образом мыслей. Нужно постоянно прислушиваться к себе, изучать свое тело, реагировать на все преобразования души и тела.

Изменение режима дня

Перестройка внутреннего мира человека заставит перестроиться и режим дня. В основном меняются часы сна и бодрствования. Например, после трех часов сна человек может два часа бодрствовать. В это время он медитирует, выполняет статические упражнения или изучает священные писания.


Нормализация нервной системы

Новый образ жизни заставляет человека по-другому воспринимать привычные вещи. Запахи, цвета и вкусы ощущаются иначе. Чувства и эмоции переживаются насыщенней и ярче.

Изменение рациона питания

Упражнения влекут за собой не только психологические изменения. Спустя время человеку потребуется изменить и свой рацион питания.

Рацион питания практикующего:

  1. Чистая вода. Различные напитки, привычные для повседневной жизни, перестанут удовлетворять. Появится потребность употреблять большее количество воды в день. Вода аккумулирует положительную энергию и выводит отрицательную.
  2. Правильное питание. Система заставляет слушать свой организм, поэтому отказ от вредной, тяжелой еды станет естественным.
  3. Отказ от красителей, консервантов, вредных добавок.


Повышение чувствительности

В результате морального развития высока вероятность обострения чувствительности. Скорее всего, возникнет чувство неприятия к ненатуральным материалам. Кожа моментально среагирует на синтетические ткани в одежде, на вредные компоненты косметических средств.

Восстановление нормальной массы тела

После начала занятий могут наблюдаться колебания массы тела. Также на это влияют изменения в рационе питания и режима дня. Чтобы не обзавестись лишними килограммами, регулярно стоит заниматься физическими упражнениями.


Повышение запаса энергии

Не избежать изменений и в энергетической системе. Практикующий со временем начинает чувствовать ауры окружающих. Ощущает качество энергии: негатив или позитив. Иногда практикующий начинает чувствовать чужое состояние души, ощущает его, как свое, поэтому ему сложно бывать в местах большого скопления людей (магазины, рынки, концертные выступления и другие).

Видео

В ролике рассказывается, как повысить качество своей жизни и достичь духовного роста.

Внутреннее развитие - первый шаг на пути к счастливой жизни. Обращаясь к духовным практикам, человек укрепляет свое биополе, восполняет энергетические ресурсы и находит свое истинное предназначение.

Следовать по пути духовного совершенствования проще, если придерживаться нескольких духовных практик, которые преображают человека. Они помогут вам достигнуть просвещения, стать ближе к Богу, познать себя и . Вы можете ежедневно применять некоторые духовные практики, которые не потребуют много времени, но принесут благотворный эффект.

Наиболее популярные духовные практики

В современном мире есть огромное количество духовных практик, которые помогают человеку обрести личное счастье, изобилие, духовное и материальное процветание. Через созидание мы становимся неотъемлемой частью Вселенной, которая начинает действовать согласно нашим желаниям и предпочтениям. Очистить душу и тело, зарядиться положительной энергией и раскрыть в себе скрытый потенциал вам помогут духовные практики.

Медитация

Медитация имеет различные формы и виды. Цель данной практики состоит в том, чтобы достичь внутренней гармонии, приведя тело в полное физическое расслабление. Такие упражнения позволяют выходить из постоянного мыслительного процесса и сконцентрировать все свое сознание на одном конкретном объекте.

Медитация помогает отделить разум от интеллекта со всеми его стереотипами, образцами поведения и комплексами , позволяет полностью погрузиться в себя. Она является наиболее эффективной из всех духовных практик. Это связано с тем, что медитация дает нам возможность управлять разумом, под влиянием которого находится наше сознание.

Молитвы, мантры, аффирмации

Молитвы наряду с мантрами и аффирмациями оказывают воздействие на энергетические центры, отвечающие за эмоциональную, интеллектуальную и коммуникативную функцию человека.

Аффирмации представляют собой короткие утвердительные предложения, непрерывно повторяющиеся в мыслях или вслух, чем-то напоминающие мантры. Устойчивые выражения помогают управлять эмоциями и отходить от стереотипов и устоявшихся убеждений.

Мантра , в отличие от аффирмации, как правило, не несет в себе никакого смысла. Она способствует снижению вибраций ментального поля, дает энергию, приводит разум в состояние покоя и часто используется для медитаций.

Молитва является самой популярной духовной практикой. Она выражается в мысленном или устном обращении к Высшим Силам. Люди обращаются с просьбой о помощи, поддержке, со словами покаяния или благодарности. Благодаря молитвам наши эмоции и энергетика очищаются, появляется больше энергии и вдохновения, восстанавливается психический баланс и появляется чувство облегчения.

Аскеза, воздержание и пост

Под аскезой подразумевается отказ от чего-либо по собственному желанию. В славянских народах она выражается в виде поста . Данная практика применяется в каждой религии. Она также может выражаться в голодании, в сексуальном и словесном воздержании, отшельничестве. Смысл аскезы состоит в том, что внимание и жизненная энергия телесных и эмоциональных областей перенаправляется в духовную сферу. Аскеза помогает контролировать эмоции и инстинкты, вырабатывать силу воли, накапливать энергию, укреплять здоровье и избавляться от стресса . Однако чрезмерные ограничения способны нанести вред, поэтому в данной практике не следует заходить слишком далеко.

Существует множество различных духовных практик, и все они способствуют развитию нашего внутреннего мира. Вышеупомянутые практики имеют наибольшую известность во всем мире, применяются в различных религиях и народах. При правильном и регулярном их использовании вы сможете достигнуть положительных перемен в вашей жизни и найти истинное предназначение . Будьте счастливы, отличного настроения, и не забывайте нажимать на кнопки и

16.07.2017 04:27

Каждый день у человека появляются новые нужды и желания. Существуют эффективные практики, которые помогают привлекать...

Обзор техник и практических советов по очищению сознания

Эта страничка создана, в первую очередь, для тех, кто не любит много читать или глубоко погружаться в теорию, и хочет поскорее попробовать практику. Здесь собраны ссылки на все техники и методы, предложенные на сайте самопознания , а также на дополнительные материалы, которые имеют к ним непосредственное отношение и могут помочь на пути духовного роста.

Продвинутые читатели могут спросить, почему практика здесь названа духовной, ведь сайт не имеет конкретной религиозной направленности, его автор не является последователем какой-либо религии, а техники мало чем похожи на какие-либо духовные ритуалы и методы постижения Бога или Абсолюта.

Отличие духовной практики от практик по улучшению жизни

Разница в том, с какой целью вы применяете эти методы, техники, упражнения, медитации и другие инструменты, предложенные на сайте. Большинство людей, занимаясь собой, хотят что-то улучшить в своей жизни, избавиться от психологических проблем, разобраться со своими чувствами и желаниями - сделать, так сказать, косметический ремонт своей жизни. Тогда это просто практика по улучшению жизни, и ее вряд ли можно назвать духовной.

А если, занимаясь практикой, вы ставите целью (то есть, хотите познать свою истинную природу), ищете настоящий , желаете постичь Высшие Законы, познать Истину, развить в себе хорошие качества характера на благо всем - это уже ближе к духовной практике. Высшей целью духовной практики является - познание своей истинной природы, что ведет к постижению Высшей Реальности.

Что касается техник, изложенных на сайте, они работают и в том, и в другом случае, если, конечно, применять их, как написано, и придерживаться общих правил и рекомендаций. А «косметический ремонт» может стать началом серьезной духовной практики и новым этапом в вашей жизни.

Обзор техник

Прежде чем начинать практиковать, следует внимательно прочитать и стараться следовать им. Если что-то непонятно по теории или практике, можно спросить на форуме, пройдя по ссылке в конце каждой статьи, написать ЛС админу, или воспользоваться формой обратной связи, чтобы отправить письмо на ящик.

Очень важно поддерживать свою жизнь , потому что в других, более низких энергиях, практиковать очень трудно, и результаты не такие быстрые и яркие. Поэтому старайтесь каждый день все больше и больше привносить в свою жизнь элементов благости, которые будут вытеснять более низкие энергии. Особенно это важно, если Вас интересует духовное самопознание и просветление. Жизнь в благости гарантирует стабильные успехи в духовной практике.

В некоторых разделах древних ведических писаний осознание тождества Брахману считается только частью самопознания (первым этапом), так как Брахман - это один из трех аспектов Бога (Абсолютной Истины). Утверждается, что после первого этапа последует второй и третий (если заниматься соответствующей духовной практикой), после чего человек (сознание) обретает вечность, знание и блаженство. Второй этап - это осознание Параматмы (Сверхдуши - аспекта Бога, который находится в сердце каждого), и третий этап - осознание Бхагавана, личностного Аспекта Бога, то есть Бога как Высшей Личности. Познавая все и свои вечные отношения с Ним, человек обретает целостное знание, вечность и блаженство, и больше никогда не возвращается в материальный мир, оставаясь в мире духовном. Однако, следует понимать, что, несмотря на то, что человек качественно не отличен от Бога (создан по образу и подобию), он отличен количественно, подобно тому, как искра, являясь частичкой огня, не является ни пламенем, ни, тем более, источником огня. И с этой точки зрения считается неполным знанием. Но это с точки зрения других духовных школ.

Что касается практики самопознания, предложенной на сайте, то здесь заявленной целью является с телом и умом, что приводит к осознанию своей истинной природы (качественного тождества Брахману), как она описана в статье « ». Однако, это не повод сбрасывать со счетов два других аспекта Бога, поэтому, если вам интересно, изучайте данную тему глубже, есть много соответствующих сайтов, лекций, семинаров и книг. Например, можно прочитать книгу " ", которую я рекомендую всем, кто интересуется данными темами.

Кстати, - это часть духовной практики, которая рекомендована в ведических писаниях для познания личностного аспекта Бога через развитие взаимоотношений с Ним. Это отдельная и очень большая тема, которая называется бхакти-йога; она интересна, увлекательна и достойна изучения, но пока что на данном сайте не обсуждалась.

Возможно, кого-то также заинтересуют , добро пожаловать.

И напоследок, тем, кого интересует ведическое знание, могу порекомендовать послушать онлайн-трансляции ведического радио через интернет. Там можно задать вопрос в прямом эфире и получить ответ, опирающийся на глубокую мудрость Вед. Будьте счастливы и быстрого вам самопознания!

В конце урока атеизма учительница говорит детям:
- А теперь, детки, давайте трижды прокричим в небо «Бога нет!»
Вдруг видит, что Вовочка не включился в процесс. Спрашивает:
- А ты, Вовочка, почему не кричишь со всеми?
На что он отвечает:
- Если Бога там нет, че орать? А если есть, нафига портить отношения?



Распространяя материалы сайта , ставьте, пожалуйста, ссылку на источник.

Время чтения статьи — 15 минут.

В мире все больше людей интересуется разнообразными духовными практиками и конечно не в последнюю очередь это связано с информационным взрывом, который настиг нас на рубеже тысячелетий, благодаря появлению интернета в широком пользовании.

Однако, духовный путь никогда не был прост, и долгие тысячелетия не случайно имел эпитеты знания тайного, сакрального и даже опасного для профанов и оттого, что многие люди сейчас с легкостью могут отыскать священные тексты в интернете, вовсе не стал другим. Но, с другой стороны, законный вопрос, а что же вообще делает его таким непростым и таким тайным, и не является ли это просто выдумкой религиозных адептов, желающих получить монополию на знание. Да и знание ли это? В этой статье мы попытаемся ответить на некоторые вопросы, в частности и о том, какие подводные камни можно встретить, занимаясь столь популярной в наше время медитацией.

Шок от духовности.

Лет 10 назад мне рассказали одну историю, которая, как мне кажется, может послужить хорошей иллюстрацией для главного тезиса статьи, и хотя она о человеке практикующем японский дзен, она может иметь отношение ко многим людям занимающимся духовными практиками.

В США есть довольно много дзенских монастырей, связано это с тем, что после войны изрядное количество японцев эмигрировало в Америку и дзенские монахи вовсе не были исключением. Были среди них и довольно известные учителя , которые эти монастыри и открывали, естественно по японскому образу и подобию.

Один из таких монастырей много лет посещала женщина, которая задолго до этого занималась всякими духовными направлениями вроде йоги, индуизма и, в общем, слыла продвинутым практиком. Она не жила там постоянно, но при этом регулярно принимала участие в периодах интенсивной практики — в Японии они называются о-сессин и проводятся почти ежемесячно, а длятся одну неделю. О-сессин довольно суровое время, спать приходится мало, а практиковать много, иногда по 10 часов в день отводится только на сидячую медитацию. Тем не менее, множество людей проходит через этот опыт и делает это неоднократно.

Та женщина, назовем ее Дженни, была как раз из таких людей.

Дженни все знали очень хорошо, как позитивного, веселого, никогда не унывающего человека, однако однажды, после одного из о-сессин она почувствовала себя очень плохо. В какой-то момент она стала демонстрировать из ряда вон необычное поведение, она рыдала, кричала, что медитация это зло, что она ненавидит дзен и своего учителя. После этого она уехала и больше не возвращалась. Этот случай запомнился всем еще и потому, что Дженни, никогда не давала даже намеков на то, что с ней может произойти подобное и случившееся стало для многих полной неожиданностью и шоком.

Случаи подобные этому вовсе не редкость, несмотря на сложившееся на западе, и в том числе и в нашей стране, мнение о духовных практиках, как об инструменте, решающем многие, если не все проблемы человека.

К сожалению, часто бывает, когда люди охотно и помногу говорят о том, какие чудесные ощущения и результаты дает практика, а об обратной стороне медали предпочитают помалкивать. Приводит это к тому, что многие, столкнувшись лицом к лицу с внутренними психологическими трудностями, пытаются разобраться в них самостоятельно, не задавая вопросов учителям, а также другим практикующим.

Этот подход и порождает случаи подобные описанному, когда человек не выдерживает внутреннего напряжения и заканчивает свои упражнения, прекращая заниматься этим навсегда или очень надолго.

Многие причины имеют психологический характер.

В восточных духовных учениях часто говорят об эго личности, справедливо относя истоки страдания человека именно к нему и его стремлениям.

Психология также не обходит стороной тему эго. И если говорить, например, о психоанализе , где тема эго раскрывается достаточно полно, то с точки зрения этого учения, исток психологических проблем человека, а это ни что иное как внутренний дискомфорт (страдание), лежит в области неудовлетворенных желаний личности.

Разочарование от того, что твои желания не удовлетворены не исчезает бесследно, а локализуется в бессознательном человека и создает психологическое напряжение, которое проявляется в виде невротического состояния и поведения.

Это напряжение может проявляться двояко, как негативное психологическое состояние, которое по сути является страданием, или (и) в виде поведения, которое также часто является дезадаптивным, поскольку причины того, как мы реагируем на что-то, часто лежат не столько в самом текущем событии, сколько в нашем прошлом. Неудивительно, что такое поведение также часто не приводит к решению проблем, а наоборот, к их усугублению.

Этим и занимаются психологи, которые теми или иными способами корректируют поведение человека, когда архаичные поведенческие модели из прошлого просто заменяются на те, которые более актуальны на данный момент.

Например, если вы хотите построить отношения с партнером, то наиболее эффективным будет строить их исходя из сегодняшней ситуации, а не тянуть из прошлого старые проблемы с родителями и проецировать их на события, не имеющие отношения к настоящему моменту. К сожалению, многие люди поступают именно так, что становится поводом для появления все новых и новых проблем. И наше внутреннее напряжение только усиливается, приводя к неврозу и невротическим же реакциям.

Все это имеет свои последствия во многих сферах жизни, и если в обычной жизни мы можем долгое время «сливать» это напряжение, пользуясь многочисленными психологическим защитами, то для человека серьезно занимающегося такими вещами как медитации, это не всегда проходит, особенно, когда практика становится действительно интенсивной и эффективной.

Именно по перечисленным причинам некоторые психологи настоятельно рекомендуют не пренебрегать психотерапией людям, которые практикуют.

Почему практика приносит проблемы.

Все дело в том, что роль медитации – получение нового психологического опыта и этот опыт:

— во-первых, требует постоянно переходов на новые уровни осознанности бытия (прогресса).

— во-вторых, инициирует перемены, которые чаще всего входят в противоречие со скрытыми архаичными и не осознаваемыми нами моделями поведения.

— в-третьих, сокрытое доселе напряжение, накапливаемое нами в области бессознательного, начинает проявляться в виде эмоциональных состояний, доселе нам незнакомых, ведь эффективная практика ослабляет традиционные психологические защитные механизмы .

По перечисленным причинам происходит то, что можно назвать эмоциональным срывом, когда человек просто не выдерживает того, что происходит внутри него. Иначе говоря, это означает, что мы начинаем испытывать страдания, интенсивность которых в какой то момент превышает порог толерантности.

Возникает естественное желание устранить страдание и каждый делает это по-своему. В принципе вариантов не так уж и много.

В самом простейшем случае это обычное бегство, то есть, совершенно правильно связав свое негативное состояние с тем, что вы делаете, то есть с практикой, вы просто удаляете ее из своей жизни, перестав этим заниматься. Естественно такой путь не всегда приводит к желаемому результату, ведь если перемены в вас уже начались, то простого бегства может быть недостаточно.

В довольно большом количестве случаев включается рационализация и человек начинает объяснять себе то, что с ним происходит, просто перекладывая ответственность за происходящее на внешнюю причину. Можно например, убедить себя, что этот метод не подходит вам лично (что, кстати, может быть правдой), обвинить в происходящем с вами учителя, который недостаточно компетентен в своем деле, найти причину в неподходящем окружении и т.п.

Можно обвинить в неудачах самого себя, сказать себе, что у вас просто недостаточно способностей, много негатива, что у вас плохая карма, ну и так далее.

К сожалению, весьма часто такие мнения подкрепляют другие практикующие активно подкидывая подобные идеи друг другу.

Проблемы идущие от самой практики.

Мы затронули (и вероятно далеко не все) психологические причины, а теперь перейдем к другому ряду причин – как бы внешних проявлений этих психологических моментов, о которых мы поговорили.

Их несколько и все они так или по-другому связаны с мотивацией и происходящим из нее ожиданием.

Конечно, трудно ждать от человека, который пришел в первый раз в религиозную группу, понимания истинной сути религии.

При этом абсолютно у каждого есть, пусть и смутное, внутреннее понимание зачем он это делает и что он в итоге хотел бы получить. Происходит это понимание из тех моментов, что мы знали ранее о религии, о себе самом и об окружающем нас мире. Чаще всего это причудливая смесь верований, стереотипов и невротических реакций нашей личности, о которой мы уже упомянули раньше.

Можно ли назвать все это заблуждениями с точки зрения той же религии? Несомненно. Но с другой стороны, именно наши первоначальные стремления становятся источниками вдохновения и, на первых порах, важным стимулом к движению вперед.

Ожидания и предположения.

Первое о чем хочется сказать, это ожидания. Подавляющее количество людей абсолютно не переносят событий, которые идут в разрез их ожиданиям. Конечно, мы начинаем практиковать по разным причинам, но в основе всегда лежит ожидание результата. В этой плоскости и лежит первая проблема.

Почти никто не готов к тому, что любая духовная практика это годы, а чаще десятилетия напряженного труда.

Наша личность всегда рассчитывает на быстрый или даже немедленный результат, поэтому, в большинстве случаев, первое разочарование от занятий приходит уже в первые насколько месяцев занятий.

Тех, кто привык напряженно трудиться чтобы добиться цели, также может ждать разочарование.

Мы все привыкли к тому, что если вкладывать упорство и усилия, то непременно наступает хороший результат и такой поход касается большинства социальный мероприятий, в которых мы участвуем. Однако, результат духовной практики далеко не всегда связан напрямую с затраченными усилиями. Чтобы позволить внутреннему опыту произойти, нужно измениться, многие из нас готовы интенсивно трудиться, однако очень немногие готовы при этом измениться внутренне, на это и нужно время.

Порой происходит и вот что. Человек ожидая быстрого результата и не получив его, испытывает разочарование. Возможные последствия этого мы уже рассмотрели раньше, но есть еще одно, которое мы не упомянули, разочаровавшись в конкретной практике, секте или религии, человек начинает поиск другого, более подходящего для себя места или учителя.

Само по себе это не является проблемой, ведь в этом деле нет ничего более естественного, чем сомнения и поиск. Проблема в том, что именно этот этап часто затягивается очень надолго и длиться он может годами. Естественно, одна из причин такого положения дел — наше скрытое сопротивление и нежелание меняться, которое очень сложно распознать, зато очень легко утопить в различных рационализациях.

Думай и чувствуй правильно.

Еще одна причина связана с тем, что люди, как правило, слабо себе представляют, что же такое в действительности религия и каковы ее истоки и с этим связано большое количество личных представлений о практике и о том, каков должен быть конечный результат. Удивительно, что на деле это приводит к тому, что любой практикующий совершенно точно знает как быть должно, а как быть не должно.

Такое «вроде бы знание» порождает еще одну волну ожиданий, которая связана с тем, что мы начинаем ждать от себя и окружающих совершенно определенного поведения — правильных внешних реакций, правильных эмоций и так далее.

В этом случае мы обычно уже не ждем немедленного результата, но зато мы ждем определенного результата , о котором у нас уже есть свои смутные или даже четкие представления.

Например, есть распространенное мнение, что в духовном месте все должно быть, что называется «чинно и благородно», то есть мы сами, другие люди и тем более учитель должны вести себя совершенно определенным позитивным образом, исходить из безусловной любви и понимания, выполнять предписания доктрины и так далее. Самое печальное, что те же требования предъявляются к своему внутреннему миру и есть ожидание, что внутри нас, как практикующего и потому приобщившегося к высокой духовности существа, также все должно быть о-кей.

Конечно, при таком раскладе, внутренние проявления злобы, агрессии, сильной привязанности и т.д. принимаются как неприемлемые и либо подавляются (до определенного момента), либо порождают разочарование в себе. Все то же самое предъявляется и к другим членам группы, нередко даже в большей степени, чем к себе самому.

Однако, настоящая практика всегда связана с постоянным выходом за пределы привычного и способна порождать состояния, о которых мы и не подозревали.

Поэтому очень хорошо, если практикующий человек знает, что такие вещи могут происходить, и даже возможно, они являются свидетельством того, что то, что вы делаете — на самом деле работает. К сожалению, реальность состоит в том, что о таких вещах говорят редко, а многие люди предпочитают вообще не говорить о состояниях, которые считают неправильными, что и приводит к еще одной волне разочарований и непонимания.

Идея духовного совершенства

И еще одно препятствие, о котором хотелось бы сказать, носит куда более тонкий и далеко не такой явный характер, зато поджидает нас на любом этапе практики.Связано оно с тем, что у нашей личности всегда есть идея своего собственного усовершенствования, которая приходит из наших социальных представлений о том, что есть успех и что есть благо.

В нескольких словах это можно выразить вопросом —«а чего ты добился в жизни»?

Именно в таком формате эта идея приносится из социума и тут же проецируется на практику.

Конечно, живя в социальном мире мы постоянно сталкиваемся с выполнением определенных задач, которые всегда связаны с началом, выполнением и завершением. Завершение знаменует достижение цели, которая проецируется на наш общественный и личный ЭГО СТАТУС.

Здесь возникнет естественный вопрос — почему тот же самый подход нельзя использовать, когда дело касается вещей духовных и возможно ли вообще такое явление как «духовный рост» или «духовный прогресс»?

С одной стороны, все вроде бы очевидно, вот есть учитель, который всего достиг, потому он и учитель (статус), а есть ученики, которые только находятся на пути (растут, достигают?) и рано или поздно, затратив необходимые усилия, также станут учителями. Именно таким образом абсолютное большинство (конечно с известными вариациями) представляет себе задачу. И вроде бы все здесь правильно, не подкопаешься.

Все дело в мотиве?

Но есть один нюанс, и связан он с мотивом. Все дело в том, что путь усовершенствования есть на самом деле, но он вовсе не связан напрямую с конечной целью реализации духовного пути, которая, несомненно существует. Так в чем же дело?

Как уже было сказано, тонкость в мотиве. А именно, каким мотивом вы руководствуйтесь, мотивом самосовершенствования или же нет. Мотив совершенствования, это ни что иное как эгоистичная цель, и не имеет отношения к реализации пути, более того, она весьма препятствует этой реализации, хотя и позволяет добиться значительных успехов — решить психологические проблемы, стать сильным и полным энергии и даже выглядеть, как учитель, а иногда и реализовать амбиции и стать учителем. И таких людей довольно много, куда больше чем настоящих учителей.

*Среди таких людей есть две категории: мошенники, хорошо отдающие себе отчет в том, что никакими учителями они не являются, а также люди, свято верящие в то, что они и вправду учителя. И обмануть в этом себя несложно, ведь такой самообман всегда сладок».

Каков же другой мотив, позволяющий на самом деле не уйти в сторону? В этом то и состоит вся сложность.

Мне видится, что этот мотив наиболее полно представлен в буддийской доктрине Махаяны, давайте ей и воспользуемся для объяснения.

Мотивация в Буддизме Махаяны.

В Буддизме Махаяны есть такое понимание пути, как путь Бодхисаттвы.

Бодхисаттва это существо целиком и полностью посвятившее себя спасению всех живых существ и дающее соответствующую клятву. Иногда ее понимают как отказ от личного блага Блаженства Нирваны до тех пор, пока самое последнее существо во вселенной не достигнет просветления.

И такой посыл, казалось бы пропитанный совершенным альтруизмом, на деле нечто гораздо более сложное и неоднозначное.

Во-первых, в рамках той же доктрины индивидуальное освобождение вообще не возможно.

Во-вторых, любой эгоистический мотив сам по себе весьма осложняет дело, ибо привязанности к чему бы то ни было препятствуют даже не достижению, а закреплению определенных состояний сознания и об этом немало написано в буддийских текстах.

Получается, что эгоизм представляет из себя именно тех персонажей-демонов, которых в изобилии можно найти на входе в любой буддийский храм. Интересно, что иногда их называют стражами учения, которые охраняют его от профанов или от тех же демонов.

Идея личности — главное препятствие.

Что это все значит? Если принять во внимание все сказанное, то станет очевидно, что самое эффективное препятствие на пути, это ни что иное, как желание себя усовершенствовать, стать лучше, правильнее, достичь просветления, стать учителем. А еще сюда же можно отнести и такие вещи, как попытка избавится от страдания или же наоборот, обрести счастье.

Нетрудно понять, под каким флагом зарождаются все эти мотивы, это ни что иное, что в христианстве называют грехом гордыни, который, не исключено, именно вследствие свойства чинить препятствия в пути, и называют самым страшным.

Многие знают и христианское выражение «Воистину легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царствие небесное». О каком же богатстве идет здесь речь? Можно предположить, что с точки зрения любой религии это ни что иное как «Я Сам», то есть наша личность, которая и представляет из себя для нас самую большую ценность и источник привязанностей.

Здесь рождается, казалось бы, неразрывный замкнутый круг.

Получается, что с одной стороны, главным препятствием на пути является наше эго-личность, а с другой, именно она ответственна за выбор этого пути, а также за те идеи, которые стимулируют и вдохновляют нас.

На самом деле понятно, что ничтожно мало людей садится медитировать или практикует молитву для того, чтобы спастиживых существ, абсолютное большинство практикует для себя, руководствуясь либо откровенно эгоистичными мотивами, либо этими же мотивами, но в завуалированной форме, когда эгоизм прикрывается доктриной или собственной красивой идеей практикующего.

Так последователь махаяны может легко утверждать, что практикует ради всех существ, поскольку так говорит его доктрина, а на деле, скрывая от себя истинный мотив, жажду просветления для себя.

Выход в принятии всех обстоятельств.

И здесь немного оптимизма.

На самом деле, эгоистичный подход и те состояния, которые мы считаем негативными, ни что иное, как просто неотъемлемый и необходимый этап, который рано или поздно будет пройден при условии того, что мы понимаем и принимаем эту реальность.

Важно понять, что есть реальные обстоятельства, в которых мы находимся и нам, так или иначе, их необходимо принять как данность .

Кто-то из нас богат, кто-то беден, кто-то здоров, кто-то болен, но в любом случае, эта та данность, в которой мы существуем и которую необходимо принять как точку отсчета, как то, что у нас есть сегодня, здесь и сейчас.

То же самое касается и внутренних обстоятельств. Возможно сегодня в нас есть добро и сострадание, но одновременно есть и гнев, злость, уныние, эгоизм, при этом и то и другое естественная данность сегодняшнего дня, которую, как и внешние условия, необходимо принять целиком и полностью.

Возникает естественный вопрос, а что это означает, принять так, как есть? Значит ли это, что сам факт нашего знания об этих обстоятельствах уже и есть их приятие? Здесь есть два ключевых момента, которые совершенно необходимо реализовать — честность и, собственно, само приятие.

Первое необходимо для того, чтобы обнаружить и осознать в себе присутствие того, что нам видеть не очень то хочется.

Второе позволяет нам принять обстоятельства нашей жизни полностью, что означает осознание полной ответственности за то, что я есть и за то, что происходит вокруг меня.

И есть еще третье, которое связано с нашим намерением практиковать, которое должно пересилить стремление к психологическому комфорту любой ценой – девиз которым давно пронизано все наше общество.