Техникум какое образование в беларуси. Белорусская система образования


Одиннадцатилетнее школьное образование делится на три ступени:

  • общее начальное образование (1 - 4 классы);
  • общее базовое образование (5 - 9 классы);
  • общее среднее образование (10-11 классы).

Общее начальное и общее базовое образование (1 - 9 классы) являются обязательными. В первый класс дети поступают с 6 лет. Учебники выдаются в школьной библиотеке. Ежегодно постановлением Министерства образования определяется величина единой платы за пользование учебниками и учебными пособиями для каждого класса (около 5 USD), которая составляет приблизительно третью часть от стоимости комплекта. Кодекс Республики Беларусь об образовании устанавливает категории учащихся, частично или полностью освобождаемых от платы за учебники.

В школе обучение ведется на двух официальных языках — русском и белорусском: белорусский язык и литература, история страны преподаются только на белорусском языке, но планируется расширение списка белорусскоязычных дисциплин. Есть школы полностью с белорусским языком обучения.

Иностранный язык в школе начинают изучать с 3 класса. Наиболее распространенные преподаваемые иностранные языки:

  • английский (около 72% учащихся);
  • немецкий (20 %);
  • французский (6%);
  • испанский (1,9%).

Около 0,1% школьников изучают другие языки. Для изучения иностранного языка класс делится на три подгруппы для большей индивидуализации занятий. Количество часов, выделяемых на изучение иностранного языка, находится в пределах от 2-х часов в неделю в обычной средней школе до 6-ти в специализированной.

Старшеклассники на уроке

Особое внимание в школьном образовании уделяется физической культуре и спорту . На занятия физкультурой и спортом в школе отводится три часа в неделю. Школьные стадионы во всех без исключения районах и городах огорожены и приведены в соответствие со спортивными и санитарными нормами.

Основные предметы в школе изучаются в пределах пятидневной недели, в субботу работают спортивные секции и факультативные занятия. Помимо этого в Республике сохранилась и развивается система дополнительного образования : кружки, секции, группы по интересам. Большинство этих занятий проводится на бесплатной основе. В каждом городском районе есть центр дополнительного образования детей и молодежи.

В некоторых городах работают учебно-производственные комбинаты, которые в пределах школьного учебного компонента дают возможность учащимся на уровне общего среднего образования получить рабочую специальность (повар, портной, озеленитель, продавец, парикмахер, слесарь и другие). При успешном окончании этих учебных заведений учащимся присваивается 2-й либо 3-й рабочий разряд или категория.

Учителя в Белоруси

Работа учителей Республики Беларусьоснована на положениях Кодекса об образовании. Согласно квалификационным требованиям и результатам прохождения аттестационной комиссии все учителя квалифицируются:

  • учителя без категории;
  • учителя второй квалификационной категории;
  • учителя первой квалификационной категории;
  • учителя высшей квалификационной категории.

Для прохождения аттестации на вторую категорию необходимо не менее 2-х лет педагогического стажа, для последующих — не менее трех лет с момента присвоения предыдущей категории. Педагоги высшей квалификационной категории периодически проходят аттестацию и подтверждают категорию. В процедуре аттестации учителей основное внимание уделяется результативности преподавания учебной дисциплины (показателям на предметных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, других образовательных соревнованиях). Все учителя Республики проходят обучение и аттестацию по информационным технологиям. В стране разработана и действует система повышения квалификации педагогических кадров.

Уровень заработной платы учителя определяется количеством педагогической нагрузки (одна ставка — 20 учебных часов в неделю), педстажем, категорией. В среднем по республике она составляет в пересчете 300-500 USD, это меньше средней заработной платы по стране.

Учителя несут достаточно высокую учебную, методическую, воспитательную, идеологическую нагрузку. Большинство учителей являются классными руководителями . Еженедельно они проводят классные и информационные часы, организуют работу клуба выходного дня, осуществляют дежурство по школе и столовой, регулярно , ведут работу с родителями, взаимодействуют с правоохранительными органами, общественными организациями. Особое внимание в стране придается идеологической работе, формированию целостной личности учащегося. Учитель совместно с попечительским советом участвует в развитии материально-технической базы учебного заведения. В школах по-прежнему проводят сдачу макулатуры, а в сельских — и металлолома.

Дежурство по столовой

В соответствии с программой информатизации школы постепенно переходят к системе «электронный журнал». Во всех школах классные руководители самостоятельно вносят итоговые оценки в единую республиканскую базу данных. Разрабатывается система оперативного размещения информации о посещаемости и успеваемости на образовательных ресурсах.

Экзамены

Правила проведения выпускных экзаменов в школе с 2015 года немного изменились. По окончании 11 класса вводится обязательный экзамен по истории Беларуси. Одновременно он исключен из состава выпускных экзаменов в 9 классе. Также отменен экзамен по выбору. По окончании общего базового образования (9 классов) учащиеся сдают белорусский язык, русский язык и математику (все в письменной форме). Выпускники 11-х классов проходят экзамены по математике (в письменной форме), иностранному языку (устно по экзаменационным билетам), истории Беларуси (устно по экзаменационным билетам), белорусскому/русскому языку (письменно, по выбору учащегося). Учащиеся из среды национальных меньшинств могут сдавать экзамены по изучаемым языкам (польский или литовский).

Вступительные экзамены в Республике Беларусь организованы аналогично принципам ЕГЭ в России. Республиканский институт контроля знаний разработал технологии централизованного тестирования (ЦТ) . Министерством образования утвержден перечень двух обязательных предметов для каждой специальности, по которым абитуриент должен представить сертификат при поступлении. В процессе подготовки учащийся может пройти платное репетиционное тестирование. В состав предметов ЦТ входят русский язык, белорусский язык, математика, физика, химия, биология, иностранные языки, история Беларуси, всемирная история новейшего времени, обществоведение, география. По результатам тестирования выставляется оценка по 100-бальной шкале. Ежегодно устанавливаются минимальные баллы вступительных испытаний. По некоторым специальностям предусмотрены испытания по творчеству.

Образование после школы

Профессионально-техническое образование в Республике Беларусь осуществляется на базе общего среднего и общего базового образования. 119 профессиональных лицеев, 15 профессионально-технических училищ, 61 профессионально-технический колледж, 15 профессионально-технических училищ обеспечивают освоение учащимися профессиональных знаний, умений и навыков, присвоение квалификаций рабочих и служащих.

Высшее образование в Республики Беларусь обеспечивают 45 государственных высших учебных заведений, 10 учебных заведений частной формы собственности.

В Беларуси обязательно лицензирование образовательной деятельности всех высших учебных заведений независимо от формы собственности. Национальная высшая школа производит подготовку специалистов по 365 специальностям, более чем по 2000 специализациям, что практически удовлетворяет все потребности народного хозяйства.

В 2002 году Беларусь присоединилась к Лиссабонской «Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» 1997 года. Это упростило процедуру признания дипломов белорусских высших учебных заведений, способствовало привлечению иностранных студентов на учебу в Беларусь. В Белорусском государственном медицинском университете в настоящее время обучается более 10% иностранных студентов.

Существуют бюджетное и платное обучение. Для зачисления на платное отделение соблюдаются те же правила при прохождении централизованного тестирования, что и на бюджетное, в том числе, и минимальные проходные баллы. Стоимость платного обучения для граждан Республики Беларусь приблизительно в два раза меньше, чем для иностранных граждан. Стоимость на высокотехнологичные и медицинские специальности выше других и может составлять до 3000-4000 USD в год. Некоторые учреждения образования предоставляют скидки на оплату в зависимости от показателей успеваемости студента. Высшие учебные заведения в большинстве имеют благоустроенные общежития гостиничного типа, в 2014 году на чемпионате мира по хоккею гостей столицы принимала современная студенческая деревня.

Студенческая деревня в Минске

Структура высшего образования включает две ступени. Первая ступень обеспечивает получение квалификации высшего образования и дает право занимать соответствующие должности. Вторая ступень (магистратура) подготавливает специалистов в сфере науки, высшего и среднего специального образования, органов государственного управления, на руководящие должности во все отрасли экономики.

В Беларуси более 4000 дошкольных учреждений (ясли, детские сады, подготовительные школьные группы, детские учреждения семейного типа), которые посещают почти полмиллиона детей (67%).

Программа обучения детей включает родной язык, культуру, народные традиции. Расходы на пребывание детей в дошкольных учреждениях на 88% дотируются государством.

Общее среднее образование является базовым и включает уровни:

· начальная школа (1-4 класс),

· второй уровень (5-9 класс),

· третий уровень (10-11 класс).

Второй и третий уровень завершаются сдачей экзаменов и выдачей сертификатов об общем среднем образовании. Школьное образование начинается с 6-летнего возраста. В Беларуси более 4,5 тысяч общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. В настоящее время система школьного образования подвергается реформе, устанавливающей12-летний полный курс общеобразовательной школы (с возможностью выпуска после 10 класса). Для детей с особенностями физического и психического развития действуют вспомогательные и специальные школы. Выпускники второго и третьего уровня имеют возможность продолжить обучение в средних специальных учебных заведениях (колледжи, техникумы). Поступление в высшие учебные заведения проводится только после окончания полного общеобразовательного курса на основе экзаменов.

В Беларуси 42 государственных и 13 негосударственных высших учебных заведения - Университеты, Академии, институты, в которых обучаются более 260 тысяч студентов по 230 специальностям.

Старейшими образовательными центрами являются Белорусская Сельскохозяйственная Академия, Белорусский, Могилевский и Витебский Государственные Университеты, Белорусская Политехническая Академия, Витебская Ветеринарно-Медицинская Академия. Высшее образование можно получить как на платной, так и на бесплатной основе.

Беларусь приняла мировые стандарты высшего образования, первой ступенью которого является бакалавриат, второй - магистратура. Наиболее одаренные студенты имеют возможность заниматься наукой, поступая в аспирантуру или являясь соискателями.

Принцип непрерывного образования предполагает повышение квалификации после завершения высшего образования; в Беларуси 130 учебных заведений занимаются постдипломным образованием, которым ежегодно охвачены 450 тысяч человек.

Наука

Национальная академия наук Беларуси является высшей государственной научной организацией республики, при государственной поддержке созданы и функционируют Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований (БРФФИ), Белорусский инновационный фонд (Белинфонд), Фонд информатизации Республики Беларусь.

В настоящее время в Беларуси функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тысяч человек, в их числе более 830 докторов наук и 3690 кандидатов наук.

В республике традиционно преобладают исследования и разработки в области технических наук. Приоритетными направлениями научно-технического развития являются также машиностроение, информатизация, лекарства и медицина, экология, сельское хозяйство, развитие перспективных научных исследований и разработок в области лазерных и плазменных технологий, оптоэлектроники, новых материалов с особыми свойствами, методов технической диагностики, химического синтеза веществ, селекции растений, биотехнологий, способов обработки информации, специальной вычислительной техники.

В республике создана национальная патентная система. В 2002 году зарегистрировано 688 патентов на изобретения и 86 патентов на промышленные образцы. Ежегодно белорусские организации патентуют за рубежом 100 - 120 изобретений, при этом более 90% из них в России.

Углубляется взаимодействие с такими международными организациями, как Международная ассоциация по сотрудничеству с учеными из новых независимых государств бывшего Советского Союза (ИНТАС), Международным научно-техническим центром (МНТЦ), Международным центром научно-технической информации (МЦНТИ), Объединенным институтом ядерных исследований, Европейской организации ядерных исследований (Швейцария), Научным комитетом НАТО, SCOPES и другими.

Приоритетным в сфере науки является сотрудничество с Россией в рамках Союза Беларуси и России и странами СНГ.

Экономика

Валюта – белорусский рубль

Беларусь считается одним из самых экономически развитых государств СНГ (бывшего СССР).

По промышленным запасам калийных солей Беларусь занимает одно из первых мест в Европе. Сегодня добываемые в шахтах Солигорска удобрения остаются важнейшей стратегической продукцией страны - они приносят значительную часть экспортной прибыли.

Разведанные запасы нефти невелики: республика сейчас добывает около 2 миллионов тонн в год.

В экономике доминируют несколько холдингов-монстров - производственные объединения «Белнефтехим», «Белэнерго», «Белтрансгаз» и т. д. Доля частного сектора в ВВП не превышает 25%, а на один «Белнефтехим» приходится 45% всей экспортной выручки Белоруссии. Структура промышленности особенных изменений не претерпела - с белорусских конвейеров по-прежнему сходят трактора и самосвалы, но революционных технологий в их производство не внедрено. Рост производительности труда отстает от темпов роста зарплаты, а иностранные инвестиции (главным образом российские) практически не играют роли - 1% ВВП. Единственный скачок в 2002 г. ($450 млн) был связан со строительством ветки газопровода Ямал - Европа. Есть новые производства, работающие на экспорт, но стране без больших природных ресурсов для модернизации этого явно недостаточно. По показателю ВВП на душу населения (по паритетам покупательной способности) страна уступает России, Литве и Польше, но превосходит Украину и - едва ли не вдвое - соседнюю Смоленскую область. Так что же определяет рост белорусской экономики? Белоруссия, несмотря на практически полную зависимость от внешних поставок энергии, стала одной из немногих европейских стран, выигравших от роста мировых цен на нефть. В наследство от СССР Белоруссия получила два современных нефтеперерабатывающих завода - Мозырский и Новополоцкий. Белоруссия сумела быстро отреагировать на возрастающий спрос рынка на нефтепродукты - мощности были частично модернизированы (при участии российской «Славнефти»), а объем перерабатываемой нефти стал ежегодно возрастать. В физическом выражении этот объем вырос с 11,9 млн т в 2001 г. до порядка 20 млн т в 2006 г. Нефтепродукты стали и основной статьей экспорта Белоруссии. В долларовом выражении экспорт нефтепродуктов с 2002 по 2006 г. вырос в 4,7 раза и составил $7,5 млрд. Доля нефтепродуктов в общем товарном экспорте страны в 2006 г. составит 40%. Здесь стоит отметить, что экспорт всех товаров за вычетом нефтепродуктов в 2004-2005 гг. не изменился. По предварительным данным на 2006 г., общий объем белорусского экспорта вновь возрастет, но в значительной мере прирост опять будет базироваться на увеличении экспорта нефтепродуктов.

Размышление о том, какое место белорусские университеты занимают в мире, могут ли оценки рассматриваться как устаревший подход к образованию и почему нашей стране отказали во вступлении в Болонский процесс

Webometrics , в этом году в сфере образования лидируют Калифорнийский институт технологий, Оксфорд и Стэнфорд. Чтобы найти в этом списке хоть один белорусский вуз – придется постараться: БГУ находится на 639-м месте, ГрГУ - на1861-м, а БГПУ - на 2327. В Беларуси высшее образование можно получить в 43 государственных вузах и 10 частных - и со всеми ними что-то не так.

Что значит быть частью Болонского процесса? Это автономия университетов, повышенная мобильность студентов, двухуровневая система «бакалавриат + магистратура», студенческое участие в управлении высшим образованием, сопоставимость образовательных программ (а значит, отлично продуманная структура, кредитная система и обоюдное признание дипломов университетами разных стран) - все вместе создает то самое единое пространство. Кроме косметических изменений в сторону сокращения университетской программы до 4 лет (в том числе за счет удлинения школьной до 12) наша страна двигается навстречу необходимым реформам очень и очень медленно .

«Мы заявляем о том, что нам наплевать на эти европейски ценности, тогда чего ж мы тогда туда щемимся? Не хотите быть такими, как они, – не ходите к ним. Не хотите быть такими, как другие в Болонском процессе, – не подавайте туда заявку. Оставайтесь единственной ни на что не похожей страной. Возможно, еще Северная Корея составит нам компанию» , – иронизирует профессор Дунаев, бывший проректор Европейского гуманитарного университета, член общественного Болонского комитета .

«Учитель на замену » - талантливая драма с участием Эдриана Броди об учителе, специализирующемся на временных назначениях, всеми забытой школе и целом ряде прекрасных сотрудниц и учениц с поехавшей крышей.

4. Большая цена маленькой зарплаты: учителя

Отсутствие уважения со стороны общества и низкие зарплаты, необходимость соответствовать образовательным планам и обширные стандартизации, не оставляющие никаких возможностей для творческих решений, необходимость писать тонны отчетов - вот неполный список радостей, подстерегающих учителей. Хотя на январской пресс-конференции министр образования Маскевич заявил , что учителя не составляют никаких 25 отчетов: «Это не отчеты, это просто информация, которую они направляют в различные организации. Подобной информации может быть и гораздо больше». Одной проблемой меньше, не правда ли?

В связи с непопулярностью профессии, зачастую в учителя берут любого, соответствующего минимальным критериям для данной должности. Известная белорусская художница Зоя Луцевич , переживая за сына, рассказала «КУ» о том, что считает главной проблемой именно процесс отбора кадров. Она предлагает, прежде чем брать кого-то работать с детьми, провести тест на доброту. Какой? Тот же эксперимент Милгрэма , к примеру.

Предполагается, что часть проблем преподавателей можно решить путем повышения зарплаты, что приведет более заинтересованных и профессиональных людей, а тех, кто уделяет много времени сторонней подработке, отвлечет от нее. «К сожалению, происходит по-другому. Когда учителю английского языка повышают зарплату в два раза, он не перестает заниматься подработкой и не начинает внимательнее относиться к потребностям школы. Наоборот, любая дополнительная нагрузка становится для него проблемой, так как удивительно мало стоит на фоне остальной зарплаты», – рассуждает Михаил Мокринский, директор лицея .

Сериал «Школа » Валерии Гай Германики ругают за чернуху и благодарят за остервенение в разоблачении социальных болезней, а журнал «Афиша» отводит ему целую онлайн-рубрику «Германика-дэйли » - про крупные планы, эпилептические припадки и аналогии с Триером.

5. Высокая стоимость

Часто возможность получить качественное образование связана с высокой платой за обучение. Не помогает и плохо развитая система студенческого кредитования.

По данным Министерства образования, стоимость платного обучения на дневной форме в вузах составляет от 800$ до 1600$ , которая даже президентом оценена как достаточно высокая. Интересно, что в докладе ректора БГУ Сергея Абламейко на заседании Профессорского собрания университета прозвучало, что основные доходы университет получает за оказание платных услуг. Бюджетное же финансирование составляет примерно 45%. Вероятно, в других вузах ситуация похожа. Несмотря на это, по заявлениям министра образования, ресурсов для снижения цен в Беларуси нет, напротив, в этом году планируется очередной их рост .

В Беларуси действительно уже давно нет полностью бесплатного образования - ведь та треть, что обучается за счет бюджетных средств, обязана после окончания вуза отработать 2 года по распределению. А при отказе – заплатить полную стоимость , да еще и пересчитанную по новому курсу.

«У кошки четыре ноги, позади у неё длинный хвост»... Республикой ШКИД назвали свою школу имени Достоевского свободолюбивые беспризорники из одноименного фильма.

6. Субъективные системы оценки и ограниченная методология

Одной из главных проблем является сама методология обучения и оценки успеваемости студентов. Упрощенная система с предельно обобщенным подходом приводит к стандартизации: но ведь это массовые институты, и в них учатся самые разные люди с самыми разными способностями. И совершенно не ясно, что именно оценивать: старание в работе, умение мыслить, объем знаний, потенциал?

«Дурацкие доводы о том, что «будешь плохо учиться, будешь дворником работать» не очень срабатывали и в 90-е, сейчас, думаю, тоже. Сужу по своему классу, двоечники оказались ребятами с сильной предпринимательской жилкой, в то время как многие отличники все еще ждут поощрений за красный диплом в жизни. Однако далеко не все эти самые поощрения получают», -

Общее среднее образование призвано обеспечить духовное я физи-ческое становление личности, подготовку молодого поколения к полно-ценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Бе-ларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

В Республике Беларусь функционирует развитая система общего сред-него образования, основы которой были заложены в советский период. Такие достижения советской школы как доступность и бесплатность на-чального, базового и среднего образования, высокие требования к содер-жанию образования и квалификации педагогических работников стали базовыми принципами развития национальной системы общего сред-него образования.

В первые годы после обретения Республикой Беларусь независимости система общего среднего образования оказалась в трудном положении. Школа остро нуждалась в отечественной учебной и методической лите-ратуре. До 1992 г. практически вся учебная литература поставлялась из России, своими были только учебники по белорусскому языку и литера-туре, истории и географии Беларуси. В связи с этим правительством страны было принято решение о создании системы национального учеб-ного книгоиздания для общеобразовательной школы. Начался поэтапный переход школы на отечественные программы, учебники и учебные пособия.

За эти годы общеобразовательные учреждения страны полностью обеспечены учебными программами нового поколения, отечественной учебной литературой, действуют системы стандартизации, экспертизы и подготовки к изданию учебников и учебных пособий. Всего с 1993 г. выпу-щено более 3,5 тыс. учебных изданий, в том числе более 1,5 тыс. наиме-нований отечественных школьных учебников, свыше 400 учебно-методи-ческих пособий для учителей, более 80 наименований отечественных контурных (настенных) карт по истории и географии, свыше 350 наиме-нований программных художественных произведений из серии «Школь-ная библиотека». Новые учебники и учебные пособия стали более до-ступными по содержанию, практико-ориентированными (при сохране-нии фундаментальности и системности построения учебного материала), значительно улучшилось их полиграфическое исполнение.

Со 2-й половины 1990-х годов в стране началась реформа общеоб-разовательной школы. Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1996 г. № 554 утверждена Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь, а также принята Программа реализации реформы общеобразовательной школы в Рес-публике Беларусь. В дополнение к указанным документам по решению Первого съезда учителей Республики Беларусь, прошедшего в Минске в октябре 1997 г., и указаниям Президента Республики Беларусь в 1998 г. были разработаны и одобрены постановлениями Совета Министров го-сударственные республиканские программы: «Учитель», «Сельская школа», «Иностранные языки», «Информатизация системы образования», «Комп-лексный капитальный ремонт зданий школ и других учреждений образо-вания на 1998-2005 гг.» и др.

В результате проводимых преобразований будут обеспечены выход государственной системы общего среднего образования на уровень, отве-чающий передовым мировым образцам, соответствующим запросам лич-ности, общества и государства, повышение престижа образования, создание эффективной системы патриотического, гражданского и духовно-нравствен-ного воспитания. Одновременно происходит переход на 10-летнее обя-зательное общее базовое образование при начале обучения детей с шести-летнего возраста, увеличение до 12 лет срока получения общего среднего образования, осуществление профильной дифференциации на завер-шающем этапе общеобразовательной школы и др.

В период с 1998 по 2002 г. был осуществлен переход начальной шко-лы на обучение с шести лет. За 1998-2004 гг. прошли апробирование новые учебные программы для базовой школы, определен порядок и условия перехода старшей ступени общеобразовательной школы с 12-лет-ним сроком обучения на новую структуру и содержание образования. С 2002 г. начался переход базовой школы на 10-летний срок обучения, который будет завершен к 2008 г. С 2004 г. ведется апробация новых учебных программ 11-12 классов 12-летней школы. Первый выпуск 12-лет-ней школы состоится в 2010 г.

С 2002 г. в школах введена 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся, позволяющая объективно оценить знания и способности учеников. В учебные планы внесены принципиальные из-менения, направленные на расширение свободы выбора содержания обра-зования и обеспечение разноуровневого обучения с учетом индивидуаль-ных особенностей и возможностей учащихся. В общеобразовательных школах проводится активное внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих создание оптимальных условий для физического раз-вития и охраны здоровья учащихся.

Одним из направлений повышения качества образования является создание дифференцированной образовательной среды. В 2004 г. утверж-дена Концепция профильного обучения, на которое перейдет старшая ступень 12-летней школы, и на базе 18 экспериментальных школ рес-публики уже началась ее апробация.

В последние годы сделаны значительные шаги в нормативном обес-печении общеобразовательной школы. Наиболее важными документами являются Положение об учреждении, обеспечивающем получение обще-го среднего образования, утвержденное Министерством образования Рес-публики Беларусь 7 июля 2004 г., № 44 и Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании», принятый Палатой представителей На-ционального собрания Современная модель общеобразовательной школы включает:

общее начальное образование (период обучения - 4 года, I-IV классы);

общее базовое образование (период обучения с учетом начального образования - 10 лет, I-IV, V-X классы);

общее среднее образование (срок обучения с учетом базового обра-зования - 12 и более лет, I-I V, V-X, XI—XII (ХШ) классы).

Начальная школа призвана развивать у ребенка устойчивый интерес к обучению, знанию, освоению базовых навыков учебной деятельности; формировать основы первоначальной грамотности, позволяющей продолжать даль-нейшее обучение. Обучение детей по программе первого класса может проводить как в учреждении, обеспечивающем получение общего сред-него образования, так и в дошкольном учреждении.

Базовая школа несет основную нагрузку по реализации задач обще-образовательной школы, подготовке детей к жизни и труду в обществе. Программа базовой школы характеризуется логичной завершенностью и полнотой знаний, которые предоставляются в рамках государственного учреждения.

Успешное завершение базовой школы предоставляет возможность продолжить образование в лицейских или гимназических классах обще-образовательной школы с целью получения общего среднего образования либо получения общеобразовательного и профессионального образова-ния в профессионально-технических учреждениях и средних специальных учебных заведениях.

В Беларуси создана широкая сеть общеобразовательных учреждений. К учреждениям, обеспечивающим получение общего среднего образова-ния, относятся начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя (сменная) школа (общеобразовательная), гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная школа-интернат (общеобразовательные учебные заведения), а также учебно-педагогический комплекс, в том числе детский сад-школа, средняя школа-колледж искусств, гимназия-колледж искусств, лингвисти-ческая гимназия-колледж и др. В общеобразовательных школах могут создаваться гимназические и лицейские классы, классы с углубленным (профильным) изучением отдельных предметов.

В системе общего среднего образования на начало 2005/2006 учеб-ного года функционировало 4,2 тыс. учебных заведений различного типа, в которых обучалось 1,2 млн. учащихся. Отмечается постоянное сокраще-ние школ традиционного типа, особенно это касается начальных и базо-вых школ, количество которых к началу 2005/2006 учебного года соста-вило 348 и 841 соответственно. Это связано с неблагоприятной демографической ситуацией в стране, особенно на селе, где вследствие сниже-ния рождаемости сокращается численность детей школьного возраста. В результате активно идет процесс реорганизации начальных и базовых школ в более крупные школы, включающие все ступени среднего образо-вания. Одновременно значительно выросла сеть учреждений нового типа. В 2005/2006 учебном году в республике функционировало 160 гимназий (12 гимназий в 1990/1991 учебном году), 35 лицеев (5 в 1990/1991 учебном году), 7 учебно-педагогических комплексов. На начало 2005/2006 учебно-го года в Беларуси было 12 частых общеобразовательных учреждений (650 учащихся).

За последние годы заметно вырос образовательный уровень учитель-ского персонала государственных дневных общеобразовательных школ. В 2000 г. численность учителей системы Министерства образования с высшим образованием составляла 82,9%, на начало 2005/2006 учебного года - 88,1%. За 1990-2005 гг. улучшилось соотношение между числен-ностью учителей и учащихся (в начале 1990-х годов на одного учителя приходилось 12 учащихся, а в 2005/2006 учебном году - 8,5). Такая си-туация в системе общеобразовательной школы позволяет индивидуали-зировать образовательный процесс и улучшить качество образования.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является повышение качества и доступности обра-зования в сельской местности. Для сельской молодежи к началу 2005/2006 учебного года создано 4 гимназии, 3 лицея, более 1000 школ с классами углубленного изучения предметов. При активной поддержке государства продолжается разработка и внедрение различных моделей организации

учебно-воспитательного процесса в сельской школе, расширяется сеть гимназических, лицейских классов, совершенствуется материально-тех-ническая база общеобразовательных учреждений, внедряются современные технологии обучения и воспитания. Реализуются меры, направленные на закрепление педагогических кадров на селе, повышение уровня квалифи-кации учителей сельских школ. Совершенствование учебно-воспитатель-ного процесса в сельских школах происходит и за счет развития про-фильного обучения, которым уже охвачена четверть всех учеников. В со-ответствии с утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150 Государственной программой возрождения и раз-вития села на 2005-2010 гг. к 2010 году планируется увеличить охват уча-щихся сельских школ профильным обучением до 80%.

В сентябре около 1 миллиона учеников пойдут в учебные заведения Беларуси, причем многие из них не являются гражданами этой страны. Официальными для изучения в этих учреждениях Беларуси приняты два языка – это белорусский и русский. Связи России и Беларуси всегда были крепки.

Дошкольная система образования призвана подготовить детей к обучению в школе, дать им старт в мир знаний. Примерно за год до школы в группах детских садов проводятся подготовительные занятия для малышей, с целью безболезненного перехода их на следующий год в школу. К 6-ти годам дети начинают получать школьный курс, который, в зависимости от уровня (базовый и средний) продлиться 9 либо 11 лет.

После 9-ти лет обучения можно выбрать несколько путей развития своего будущего: среднее образование в школе, ПТУ или колледж, где можно получить достаточно престижное образование. В ПТУ дается не только профессия, но и среднее образование по типовой школьной программе. Главным документом, подтверждающим обучение, является аттестат о среднем, средне специальном или средне профессиональном образовании. Любой из этих документов является основным для поступления в ВУЗ. Высшее образование является крайней ступенькой в образовательной системе страны. Именно из ВУЗов выходят самые лучшие специалисты. Качество подготовки и обучения в Беларуси очень высокое, так как государство уделяет ему немало внимания.

Высшее образование в Беларуси находится на очень высоком уровне и охватывает в процентном отношении к выпускникам школ очень значительную часть. Данные показатели стали возможными благодаря доступности учебных заведений в стране. Получать научные знания студенты приходят как в государственные высшие заведения, так и частные. Всего в Беларуси насчитывается 50 ВУЗов. Частные учебные заведения подразделяются на классическую систему, академии, институты и колледжи, выпускающие специалистов уровня высшего образования. Также частный ВУЗ может быть узко профильной направленности. В Беларуси частных высших учреждений не боятся, так как обучение в них контролируется и на всех этапах поддерживается государственными структурами.

Форма обучения может быть выбрана студентом при поступлении. Существует полная дневная форма обучения, вечерняя, удобная для студентов, которые имеют работу и заочная для студентов, например, из другого города. Дневная форма обучения, как правило, длиться в течение 5-ти лет. Студенты, выбравшие эту систему обучения, при успешной учебе могут рассчитывать на государственную поддержку в виде стипендии. Во всех ВУЗах, не зависимо от принадлежности государству или частным лицам, выдается государственный образец диплома. Подчинение всех ВУЗов страны идет Министерству образования Беларуси.

В высших учебных заведениях обучаются также и иностранные граждане, но в основном, на платной основе. Плата в различных заведениях не одинакова и зависит от специальности и формы обучения. Поступить в ВУЗ Беларуси иностранному гражданину не сложно. Главное надо обратиться в понравившийся и предоставить определенный пакет документов, а именно:

  • анкета по образцу ВУЗа;
  • копия паспорта;
  • копия свидетельства о рождении, заверенная нотариусом;
  • аттестат, с вкладышем оценок по изученным предметам или их заверенные копии;
  • медицинские документы, направленные на удостоверение возможности, проживания студента на территории Беларуси (подходит ли климат). Документы должны быть выданы медицинским учреждением страны постоянного проживания абитуриента.

При приеме в ВУЗ студент все копии предоставленных документов должен заменить подледниками и предоставить стандартные фото для документов. Конечно же, обучение на территории страны невозможно без получения визы Беларуси. Еще одним требованием ВУЗов при поступлении, является предоставление медицинской справки о том, что студент не болеет ВИЧ инфекцией.

Документы на прием в институт студент отдает лично. Белорусские законы в системе образования достаточно лояльны и позволяют подавать документы в ВУЗ даже на иностранных языках, например: немецкий, испанский или английский, правда в таких случаях может потребоваться перевод, заверенный нотариусом.

Если студент, приехавший учится в страну, не владеет русским и белорусским языками, ему, скорее всего, придется дополнительно пройти курс обучения, примерно в течение года. Обычно такой работой занимаются сами ВУЗы в рамках общей подготовки к поступлению абитуриентов. Конечно, проходить обучение языкам не обязательно в Беларуси. Русским студентам проще всего поступить в ВУЗы в этой стране.

Программы обучения предусматривают многие нюансы. К примеру, обеспечение иногородних студентов жильем происходит в каждом учебном заведении с помощью специального отдела. Иностранным студентам этот же отдел помогает найти жилье и получить разрешение на проживание на территории страны. Чаще всего за высшими учебными заведениями закреплены студенческие общежития. Такой вид жилплощади достаточно дешево обходиться студентам, хотя проживание там достаточно уютно и комфортно.