Святой апостол Филипп (†87). Святой апостол Филипп: житие, молитва


Святой апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды (Галилея), был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя (Ин. 1, 43) он пошел за Ним. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин. 1, 46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5-ти тысячам человек (Ин. 6, 7); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (Ин. 12, 21 - 22); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце (Ин. 14, 8).

После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения апостола Филиппа. Апостол Филипп обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили воинов стражи, распустивших этот слух. Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа и набросились на апостола Филиппа, они внезапно ослепли. По молитве апостола все прозрели, и, видя это чудо, многие уверовали во Христа. Апостол Филипп поставил им епископа, именем Наркисс (причтен к лику 70 апостолов).

Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот, где исцелил больные глаза дочери местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством.

Из Азота апостол Филипп отправился в Иераполь Сирийский, где, подстрекаемые фарисеями, иудеи подожгли дом Ира, принявшего к себе апостола Филиппа, а апостола хотели убить. Но, видя чудеса, совершенные апостолом: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока, - раскаялись и многие приняли святое Крещение. Поставив Ира епископом в Иераполь, апостол прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, всюду проповедуя Евангелие и перенося страдания. Его и сопутствовавшую ему сестру Мариамну побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений.

Затем апостол прибыл во Фригию, в город Иераполь Фригийский, где было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея. В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Висящий на кресте у храма ехидны апостол Филипп молился о спасении распявших его от последствий землетрясения. Видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требовать снятия с креста апостолов. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших и поставил им епископа.

Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте.

Сестра его Мариамна погребла его тело и вместе с апостолом Варфоломеем направилась с проповедью в Армению, где апостол Варфоломей был распят (память 11 июня), Мариамна же проповедовала до своей кончины в Ликаонии (память 17 февраля).

Святой апостол Филипп , уроженец города Вифсаиды (Галилея) был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя () он пошел за Ним. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5-ти тысячам человек (); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце ().

После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения апостола Филиппа. Апостол Филипп обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили воинов стражи, распустивших этот слух. Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа и набросились на апостола Филиппа, они внезапно ослепли. По молитве апостола все прозрели, и, видя это чудо, многие уверовали во Христа. Апостол Филипп поставил им епископа, именем (причтен к лику 70 апостолов).

Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот, где исцелил больные глаза дочери местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством. Из Азота апостол Филипп отправился в Иераполь Сирийский, где, подстрекаемые фарисеями, иудеи подожгли дом Ира, принявшего к себе апостола Филиппа, а апостола хотели убить. Но, видя чудеса, совершенные апостолом: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока,- раскаялись и многие приняли святое Крещение. Поставив Ира епископом в Иераполь, апостол прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, всюду проповедуя Евангелие и перенося страдания. Его и сопутствовавшую ему сестру Мариамну побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений.

Затем апостол прибыл во Фригию, в город Иераполь Фригийский, где было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними . По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея. В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Висящий на кресте у храма ехидны апостол Филипп молился о спасении распявших его от последствий землетрясения. Видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требовать снятия с креста апостолов. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших и поставил им епископа. Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте.

Сестра его Мариамна погребла его тело и вместе с апостолом Варфоломеем направилась с проповедью в Армению, где апостол Варфоломей был распят (память ), же проповедовала до своей кончины в Ликаонии (память 17 февраля).

Иконописный подлинник

Новгород. XV.

Святые Симеон Столпник, Иоанн Богослов, апостол Филипп. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

Византия. X.

Св. Филипп. Икона. Византия. X в. 32,8 х 20,2. Монастырь св. Екатерины на Синае. Египет.

Константинополь. 985.

Ап. Филипп. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

Византия. XII.

Эпистилион (фрагмент). Икона. Византия. XII в. Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Византия. 1133.

Ап. Филипп. Миниатюра Евангелия (фрагмент). Византия. 1133 г. Афины.

Афон. XIV.

Апостол Филипп. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в.

На расстоянии примерно 17 километров севернее турецкого провинциального города Денизли на горной возвышенности высотою 350 метров находятся развалины античного города Иераполя Фригийского (Иеараполиса или «Священного города»), связанного с именем святого апостола Филиппа. Он прововедовал и мученически скончался здесь ок.81-95 гг. во времена царствования римского императора Домициана.

Уже издали, подъезжая к этим местам, можно любоваться уникальным зрелищем: белоснежными травертиновыми террасами, представляющими собой налегающие друг на друга слои причудливых водоемов с известняковыми стенами (травертинами).

Длина травертинов составляет 2700 метров, а ширина - 300 (1, с.433). Местонахождение в Турции бывшего города Иераполя Фригийского в Малой Азии имеет ныне название Памуккале (Pamukkale), что в переводе с турецкого означает «хлопковая крепость». Руины города Иераполиса и Памуккале в 1988 году включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и стали туристическим и паломническим центром Турции.

Еще с древних времен эти места с потоками горячей воды, стекающими с горных склонов, и термальными источниками использовались как курортная местность, где приезжающие сюда люди исцеляли многие болезни.

Первые жилые постройки на месте Иераполиса появились еще во II тысячелетии до Р.Х. В 190 году до Р.Х. царь Пергам Евмен 2 построил здесь город и назвал его Иераполис (с гр. - «Священный город»). В 17 году до Р.Х. город пострадал от землетрясения, а через полвека наступил период его расцвета и он приобрел известность в римских аристократических кругах как целебный курорт. Античный бассейн Клеопатры появился после случившегося здесь в VII веке землетрясения, когда мраморные колоны падали в образованный природой водоем, который широко используется и в настоящее время.

Город Иераполь сыграл важную роль в распространении Христианства после того, как здесь мученически погиб один из 12 апостолов - святой Филипп. После этого события город стали называть «Святым городом», а в 395 году он перешел под управление Византии. Равноапостольный царь Константин сделал его столицей области Фригия и одновременно центром епископства. Возведенная здесь церковь во имя святого апотсла Филиппа стала одним из важных христианских мест в Малой Азии. Об этом свидетельствуют данные первых раскопок и картографического исследования, произведенного в этих местах известным немецким археологом и архитектором Карлом Хуманном (Karl Humann; 1839 -1896). Позже здесь работали ученые английского Археологического института(1954-1959 гг.), а также группа ученых Института Археологии Италии под руководством профессора Паола Верзоне.

Исследователям удалось восстановить карту Иераполя Фригийского III-IV веков (3), где ныне под номером 11 на ней значится «Мартирий святого Филиппа», располагавшийся в давние времена за пределами городских стен. Обнаруженные во время археологических раскопок артефакты города, выполненные из камня и мрамора, представлены ныне на выставке в музее Иераполиса. Согласно информации музея, мартириум (мартирий, мартирон) святого Филиппа в форме храма в IV веке был построен на месте гибели и захоронения святого апостола (2, с.11).

Апостол Филипп происходил из галилейского города Вифсаида и он проповедовал Евангелие сначала в Галилее, а позже - в Греции, где обратил ко Христу многих ее жителей. Евсевий Кесарийский приводит сообщение Климента Александрийского о том, что Филипп был женат и имел дочерей. Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. Во времена земной жизни апостола Филиппа существовали города Иераполь Сирийский и Иераполь Фригийский. Согласно «Жития святого апостола Филиппа»

святителя Дмитрия Ростовского апостол Филипп, после проповеди учения Христа в городе Азот, находившемся на восточном берегу Средиземного моря, прибыл в Иераполь Сирийский, где иудеи, подстрекаемые фарисеями, подожгли дом Ира, принявшего к себе апостола Филиппа, которого они намеревались убить (5). Однако совершенные апостолом чудеса: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока, вразумили иудеев. По преданию, многие из них раскаялись и приняли святое Крещение. Поставив Ира епископом Иераполя, апостол Филипп отправился в Сирию, Малую Азию, Лидию, Миссию (Мизию) - всюду проповедуя Евангелие и везде претерпевая за это множество невзгод. Спутницей апостола Филиппа была его сестра Мариамна. По преданию, в этих местах к нему присоединился святой апостол Варфоломей, который в то время проповедовал в соседних городах и послан был от Бога на помощь Филиппу. Не раз их побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений. По преданию, в одном из Лидийских селений, они встретили святого Иоанна Богослова, и вместе с ним отправились в страну Фригийскую. Войдя в город Иераполь Фригийский, они проповедали среди его жителей учение Христа. В этом городе жил один слепой человек по имени Стахий. Святые апостолы силой молитвы просветили его телесные очи, а проповедью Христовой просветили его душевную слепоту. Крестив, Святые остановились в доме Стахия, о прозрении которого пронеслась молва во всем городе. К его дому стал собираться народ. Святые апостолы поучали всех стекавшихся к ним вере во Иисуса Христа. Сюда приносили и многих больных, и святые апостолы исцеляли их молитвой и изгоняли из них бесов. Большое число людей уверовало во Христа и крестилось. Во времена пребывания апостола Филиппа в Иерополе ему стало известно, что город был переполнен идолами, которым поклонялись его жители, посещавшие языческие храмы, в том числе и храм, посвященный змеям.

Апостол Филипп приблизился к храму с обитавшей в нем огромной ехидной и вместе со своей сестрой вооружился молитвой на ехидну, в чем помогал им и святой Иоанн Богослов, который был в то время с ними. Силой молитвы Христовой апостол Филипп умертвил ее и исцелил многих укушенных змеями. После этого Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполь для проповедования слова Божия, а сам пошел в другие города, распространяя повсюду святое благовествование.

Святой же Филипп с Варфоломеем и Мариамной оставались в Иераполе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства. В числе исцеленных в Иераполе была и жена правителя города Анфипата, принявшая Христианство. Узнав об этом, Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. Предание гласит, что за семь дней до кончины апостол Филипп в городе Иераполе предсказал свою смерть.

По наущению языческих жрецов правитель повелел распять святых апостолов. Как только палачи исполнили приказ Анфипата, началось землетрясение, и все присутствовавшие на судилище провалились в образовавшуюся в земле трещину.

Висевший головою вниз на кресте апостол Филипп молился о спасении язычников. Видя происходившее, иерапольцы уверовали во Христа и потребовали отмены казни. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив. Он крестил всех уверовавших и поставил им епископа.

Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, были спасены, скончался на кресте. Святая Мариамна, видевшая страдания и смерть брата своего Филиппа, с любовью обнимала и лобызала снятое с древа тело его и радовалась, что Филипп сподобился пострадать за Христа. Святой Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом Стахия. Новообращенные с честью похоронили тело святого апостола Филиппа. По преданию, на том месте, где истекла кровь святого апостола Филиппа, произросла в три дня виноградная лоза.

Святой Варфоломей с Мариамной после погребения святого Филиппа пробыл несколько дней в Иераполе и, утвердив в вере Христовой вновь основанную церковь, удалился оттуда в Армению, в город Албан, где апостол Варфоломей принял мученическую кончину. Святая Мариамна направилась в Ликаонию и там, обратив многих к святой вере, мирно скончалась.

Мощи святого апостола Филиппа около 560 года были перенесены в Рим, где и ныне они почивают в церкви во имя святых славных и всехвальных двенадцати апостолов. (Chiesa dei SS. Dodici Apostoli; Piazza SS. Dodici Apostoli, 51). В нижнем храме этой церкви находится белая каменная гробница с мощами апостолов Филиппа и Иакова, брата Господня по плоти (4).

Одна рука святого апостола Филиппа хранилась в Константинополе в храме Богородицы Всенепорочной. Византийский император Мануил Комнен даровал ее, как святой и драгоценный залог, племяннице своей Марии, когда выдал ее, в 1167 году, в замужество за иерусалимского короля Амория. В 1204 году святыня эта перенесена была во Флоренцию.

Согласно информационным материалам Памуккале (2,с.11), на месте кончины святого апостола в IV веке был построен храм восьмиугольной формы размерами 20 х 20 метров. Ныне к руинам этого храма можно подняться по широкой лестнице. Руины можно обнаружить слева по направлению в сторону большого амфитеатра. Храм-мартирий имел центральное помещение, где якобы находилась могила святого апостола Филиппа, которая на сегодняшний день не обнаружена (1, с.438-439). При храме с деревянной крышей, покрытой свинцом (2.с.11), была терраса с несколькими помещениями, от которых остались только развалины стен.

Город Иераполь, окончательно перешедший под покровительство турок в 1210 году, неоднократно до этого подвергался разорениям и землетрясениям, а произошедшее в 1534 году сильное землетрясение окончательно разрушило город и расположенный рядом с ним мартирий святого апостола Филиппа.

На территории нынешнего заповедника Памуккале повсюду в сувенирных киосках паломники могут приобрести иконки с изображением святого апостола Филиппа. На территории самого мартирия можно встретить одиночных паломников-христиан. По данным информационного центра Памуккале, здесь уже несколько лет представители Армянской Апостольской Церкви отмечают день памяти святого апостола Филиппа, к ним присоединяются и верующие Православных Церквей.

Литература :

1.Mehling M. Knaurs Kulturfuhrer in Farbe Turkei.-Munchen:Droemer Knaur,1987.

2.The Apostle Philippe.- Pamukkale Introductory Bulletin, N 04. (Б.г.)

3. Pamukkale. Путеводитель. - UNESKO World Heritage. Listing Date of Inscription. 1988.

4. Спутник русского православного богомольца в Риме.

Описание римских священных мест и находящихся в них вселенских святынь. Cоставитель: архимандрит Дионисий (Валединский). Издание Русской Православной Церкви в Риме, 1912 г.

5. Свт. Дмитрий Ростовский. Житие святого апостола Филиппа.

Апостол Филипп был одним из 12 наиболее приближенных к Иисусу учеников.

Он несколько раз упоминается в следующих книгах Нового Завета:

  • В Евангелии от Матфея;
  • В Евангелии от Марка;
  • В Евангелии от Иоанна;
  • В Деяниях.

Филипп в Библии

Об этом апостоле известно немного. В отличие от Петра, Павла или Иуды, он упоминается, но говорят о нем мало. Известно, что он родился в городе Вифсаида. Об этом говорит Евангелие от Иоанна.

Также в Библии сказано, что именно он приводит ко Христу четвертого апостола, Варфоломея. В Евангелии от Иоанна Иисус часто проверяет Филиппа, задавая вопросы. Одной из таких ситуаций была история с насыщением 5000 тысяч человек.

Апостол недоумевал, как Иисус собирается их накормить, и говорил, что хлеб для стольких людей будет стоить около 200 динариев (огромная по тем временам сумма). Тем не менее, Иисус совершает чудо и кормит людей 5 хлебами и 2 рыбами. Теологи утверждают, что разломленные куски еды не убывали, когда ученики раздавали его народу.

Другим упоминанием был приход эллинов (греков) ко Христу, которых привел Филипп. Однако разговор с ними так и не состоялся. Когда Филипп сообщает об их приходе, Иисус говорит, что пришло время Ему прославится. В следующий момент слышится Божий глас с неба о том, что Иисус прославлен и будет прославлен еще больше.

Также во время Тайной вечери, за день до распятия Христа, Филипп просит его показать Отца, и для учеников этого будет достаточно. Однако Спаситель отвечает, что Отец в Нем, а Он в Отце, и учитывая, сколько всего апостолами уже довелось увидеть, они должны это осознавать. Непонимание Филиппа объясняется тем, что Святой Дух, Утешитель, как его называет Иисус еще не сошел на апостолов.

Филипп в преданиях

Священное придание, которое у православных и католиков, считается таким же богодухновенным, как и Библия, говорит, что после смерти и воскрешения Христа, он начал проповедовать в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. В предании говориться, что он дважды воскрешал людей.

Один раз это было в той же Галилее: он вернул жизнь новорожденного. Другой случай произошел в Элладе. Грекам-язычникам не очень понравилась проповедь какого-то иудея. Более того, они были готовы забить его камнями (в то время это была распространенная казнь).

Чтобы этого не случилось ему предъявили следующее требование: они хотели, чтобы он оживил умершего, которого проносили мимо. Несмотря на их ожидания, Филипп выполнил требование, греки были вынуждены его отпустить. Что касается смерти, то однозначного ответа в этом вопросе нет, и есть 2 версии о том, как это произошло. По одной - его обезглавили; по другой - римский проконсул приказ его распять.

  • Почитаемая священная книга гностиков (ранняя христианская ересь) носит имя апостола – Евангелие от Филиппа
  • Любопытно, что Филипп потребовал, чтобы крест для его распятия поставили вверх ногами. Вероятнее всего, что он не считал себя достойным умереть, как Спаситель. Такое же требование в свое время предъявил и апостол Перт
  • Археологи утверждают, что нашли гробницу апостола Филиппа в 2011 году в турецкой области Дэнизли. Это предположение основано на специфической восьмиугольной форме гробницы и письменам внутри нее.

Об апостолах Иисуса Христа известно довольно много, но вот один из них практически нигде не упоминается. Мы говорим об апостоле Филиппе, гробница которого была не так давно обнаружена археологами. Это открытие считается одним из самых важных в новом тысячелетии и всколыхнуло волну интереса к персоне святого апостола. В нашей статье мы приведем краткое житие апостола Филиппа и расскажем о том, как его почитают христиане в наши дни.

Несколько слов о Филиппе

Апостол Филипп был третьим, кого призвал Иисус, сделав своим учеником. Многие сведения о нем довольно противоречивы. В одних источниках указывается, что апостол имел непростой характер и держался особняком от остальных учеников Христа. Ближе всех его знал Иоанн, который и написал о Филиппе в своем Евангелие.

По одним сведениям третий апостол с юношеских лет хранил целомудренность и чистоту тела, изучал право, был не чужд философским размышлениям и много знал о пророках. Поэтому ему так легко было с первого взгляда и слова уверовать в Христа и пойти за ним. Однако апостол Иоанн часто упоминал, что в Иисусе Филипп видел больше человеческого, чем божественного. А потому Господь часто испытывал его, стараясь изменить преданного последователя Христа.

В других источниках приведена совсем иная информация об апостоле Филиппе. О нем рассказывается как о преданном семьянине, который имел жену и нескольких дочерей. При этом упоминается, что дети апостола имели пророческий дар и открыто применяли его.

Сейчас сложно сказать, какая информация о житии апостола Филиппа является достоверной, а какая была придумана позже. Однако мы постараемся собрать воедино наиболее часто встречающиеся факты, которые и будем принимать за истину.

Житие апостола Филиппа

Известно, что родиной Филиппа можно считать Галилею. Отсюда же родом были Андрей и Петр, тоже являвшиеся учениками Христа. Но в отличие от них апостол появился на свет в обеспеченной семье. Родители дали сыну хорошее по тем временам образование, он отлично писал и читал, а Ветхий Завет считался его любимой книгой. Его Филипп изучал особенно тщательно и интересовался местами, где говорилось про пророка, который придет на землю и станет спасителем человечества.

По характеру Филипп был очень разумным и справедливым человеком, он часто вел философские беседы и держал в послушании весь свой дом. Встреча с Иисусом полностью изменила его жизнь и предопределила ее.

В письменных источниках указано, что Филипп встретил Христа на берегах Геннисаретского озера. Апостол взглянул на Спасителя и услышал приглашение последовать за его первыми учениками - Андреем и Петром. Одной фразы Филиппу оказалось достаточно, чтобы принять Иисуса и полюбить Его всем сердцем. Он искренне поверил в Спасителя и даже сумел убедить в этом своего знакомого, которого встретил по дороге. Нафанаил, так звали этого человека, усомнился в правдивости услышанного, но все же пошел за Филиппом, чтобы своими глазами узреть Мессию. После первых слов Христа он тоже уверовал в него и возликовал от того, что смог вовремя присоединиться к апостолам и спастись.

Духовные испытания

Апостол Филипп, как и все ученики, следовал за Иисусом всюду. В Евангелии от Иоанна он упоминается трижды при разных обстоятельствах. И все три раза Христос испытывал своего ученика, пытаясь научить его видеть в Нем в первую очередь божественную искру.

В первый раз Он спросил у Филиппа о хлебах для пяти тысяч слушателей, пришедших для того, чтобы внимать словам Спасителя. И апостол не уразумел правильного ответа, начав раздумывать о том, где взять динары на пропитание для всех присутствующих.

Второй раз Иоанн упоминает Филиппа как человека, приведшего к Христу язычников. Эти иудеи уже давно забыли веру своих предков и приняли от эллинов язычество. Тут Иоанн приводит притчу, которую Спаситель прочитал всем пришедшим.

Третье упоминание касалось Тайной Вечери, когда святой апостол Филипп попросил Христа о чуде узреть Бога и был пристыжен Спасителем за свое неразумение. Иисус ответил ему, что все это время Филипп уже находился рядом с Господом и так и не смог понять этого.

Деяния Филиппа

После распятия Христа достоверных сведений о судьбе апостола отыскать довольно сложно. В Новом Завете он не упоминается, и узнать что-то о его жизни можно только из преданий, обрывки которых сохранились в разных частях света.

После Воскрешения Филипп тянул жребий, как и все остальные апостолы. Ему выпало идти и проповедать о Христе в западную часть Малой Азии. Вместе со своей родной сестрой и апостолом Варфоломеем он прошел множество стран, включая Галлию и Грецию, и в каждую он нес слово Божье, рассказывая о Спасителе, пришедшем на землю ради каждого человека.

Везде, где появлялся Филипп со своими проповедями, он творил чудеса. Известно, что он воскрешал младенцев, исцелял слепых и тяжелобольных, а также совершал другие деяния, которые обращали многих людей в веру. Однако нередко апостол подвергался гонениям и избиениям. Его вместе с сестрой заключали в темницы, а затем под всеобщее ликование горожан гнали до ворот, кидая в Филиппа камни и палки.

Практически в каждом поселении ситуация повторялась, но апостол радовался тому, что люди принимали христианство и становились истинно верующими. Ради этого он жил и был готов отдать жизнь.

Иераполь Фергийский: чудеса веры

В этот город Филипп пришел, чтобы искоренить идолопоклонство, в котором погрязли все местные жители. На каждой улице находились храмы, капища, стояли жертвенники и другие атрибуты языческих культов. Горожане приходили сюда регулярно и приносили положенные дары, чтобы боги были благосклонны к ним.

Главным храмом в Иераполе был жертвенник в честь ядовитых змей. Им поклонялись все местные жители и свято чтили ехидну, считавшуюся священной жрицей храма. Апостол, по преданию, смело зашел в храм и остался наедине с гадиной. Филипп преклонил колени и начал горячо молиться. Силой слова он смог уничтожить ехидну и остался в городе, чтобы полностью свести на нет идолов и места поклонения им.

Слепой старец Стахий был тем горожанином, который приютил апостолов Варфоломея, Филиппа и сестру его. Узнав, что старик уже сорок лет слеп, гости стали возносить молитвы Христу, и Стахий прозрел. Весть об этом чуде разнеслась по всему городу, отовсюду потянулись в дом старца больные и бесноватые. Всем апостолы помогали, а большая часть исцеленных охотно принимала христианство.

Жена градоначальника в это время лежала при смерти, ее покусала змея и шансов на исцеление у женщины не оставалось. Услышав о чудесах в доме Стахии, она приказала отнести ее туда и попросила апостолов о помощи. После молитвы произошло двойное исцеление - тело женщины освободилось от змеиного яда, а душа прозрела, и она уверовала в истинного Бога.

Смерть Филиппа

Градоначальник, вернувшийся домой, был разъярен тем известием, что его жена приняла веру чужестранцев, и приказал бросить их в темницу. На следующее утро был учинен суд над апостолами, которых обвинили в колдовстве. На судилище пришли все жрецы заброшенных языческих капищ, один за другим они обвиняли чужестранцев в том, что их вера - это настоящее колдовство, и необходимо найти предметы, помогающие совершать чудеса. Филиппа и Варфоломея насильно раздели, но ничего не нашли. А вот сестру Филиппа стражам лишить одежды не удалось. Господь защитил девушку огненной стеной, от которой в ужасе отпрянули все присутствующие. Однако градоначальник все же принял подлое решение и приказал казнить апостолов. Их жестоко избили, а на следующее утро повели к капищу ехидны, где и вознамерились умертвить арестантов.

Первым муку принял Филипп, стражники сделали ему проколы в ступнях и продернули через них веревку. Затем мученика распяли вниз головой, следом этой же пытке воины подвергли других осужденных.

Народ, собравшийся на площади, наслаждался видом мучений чужестранцев и кидал в них камнями. Филипп, испытывая нестерпимые муки, взмолился к Господу и вскоре умер. Однако в ту же секунду земля на площади задрожала и разверзлась. В огромную расщелину провалилась большая часть горожан, а оставшиеся в живых упали на колени и начали молиться. Они сняли с креста выживших пленных и приняли христианство через крещение Варфоломеем. Сам он поставил в городе епископа и, похоронив Филиппа, продолжил свой путь, проповедуя слово Божье.

Интересно, что через три дня на месте смерти апостола вырос виноград. Он был напитан кровью мученика и символизировал не напрасную смерть Филиппа. Ведь свою жизнь он отдал за праведное дело и попал на небо к столь возлюбленному им всей душой Господу.

Память апостола Филиппа чтится православной и католической церквями. В свое время он был канонизирован, иконы с его ликом можно встретить во многих храмах и даже небольших церквях.

У католиков день апостола Филиппа - это третье мая. Православные вспоминают о святом двадцать седьмого ноября, в связи с этим даже последующий пост, длящийся вплоть до Рождества, назван в его честь.

Тайны погребения апостола

Так как останки святого мученика были захоронены на месте его казни, горожане решили увековечить его память религиозным сооружением. Прямо над могилой они возвели храм апостола Филиппа, имеющий причудливую форму. Его главной особенностью были восемь углов и небольшие размеры. После этого поклониться останкам святого сюда часто приезжали паломники, каждый стремился внести свою лепту в украшение храма и со временем он стал гордостью города.

На протяжении столетий Иераполь процветал, он стал довольно богатым городом, где всегда было многолюдно из-за приезжающих со всего света торговцев. Но в одиннадцатом веке на эти земли пришли турки. Они безжалостно жгли города и разрушали все религиозные сооружения. Не миновал этой участи и Иераполь. Церковь апостола Филиппа была разрушена, а предварительно осквернена. Город превратился в заброшенные руины.

Практически восемь веков никто не интересовался этим местом. Редкие путешественники, случайно занесенные сюда, отмечали, что кругом находятся только стада домашних животных, да больные проказой. Этих несчастных почему-то всегда манила к себе гробница апостола. Возможно, здесь они надеялись исцелиться от смертельной болезни.

В конце девятнадцатого века в пустующий город пришли ученые. Они развернули на его территории масштабные раскопки, открывая метр за метром новый культурный слой. Приблизительно семь лет назад им удалось добраться до остатков гробницы апостола Филиппа. Это оказалось настоящей сенсацией, ведь до сих пор научный мир считал большую часть преданий о нем вымыслом. Принадлежность гробницы определили по надписям и особой архитектуре. Однако до самой могилы они пока еще не смогли дойти. Поэтому многие продолжают задаваться вопросом о том, окажутся ли на месте мощи святого, которые, по преданию, были увезены в Италию.

Мощи апостола

Согласно заявлению католической церкви, во второй половине шестого века мощи Филиппа были тайно вывезены в Рим. Там их захоронили в подвале церкви, посвященной всем двенадцати апостолам.

Однако не все мощи находятся в римском храме. К примеру, в Константинополе хранилась одна рука святого. Она была преподнесена в качестве драгоценного дара, а приблизительно в тринадцатом веке святыня была перевезена во Флоренцию.

Также не в Италии хранится и глава апостола - ее можно увидеть на Кипре. Святыню поместили в большой ларец, обитый серебром, который стоит в старинном храме в одном из живописных поселений острова. В какое время реликвия попала на Кипр, неизвестно, но ее подлинность подтверждают специальные печати, оставленные императорами Византии.

Церковь апостола Филиппа в Шардже

Этот православный храм считается в некотором роде уникальным, ведь он является первым сооружением подобного типа на всем Аравийском полуострове. Теперь русская община ОАЭ имеет свой величественный храм, куда может приходить со своими бедами и радостями.

Можно сказать, что история этого прихода началась семнадцать лет назад. В это время на Аравийский полуостров часто стали приезжать православные священнослужители для того, чтобы вести службы и общаться с православными. Через четыре года подобных поездок в Шардж с официальным визитом прибыл митрополит и начал вести переговоры о возможном строительстве православного храма.

Четырнадцать лет назад приход был учрежден официально и службы стали осуществляться на официальной основе. Правда, для них приходилось использовать греческие и армянские храмы в других городах.

Строительство храма длилось приблизительно четыре года, практически сразу после установки иконостаса и куполов он был освящен. Примечательно, что особое место в храме занимает икона апостола Филиппа.

Известно, что старейший из образов святого сегодня хранится на Синае. Икона датируется десятым веком нашей эры и была написана в Византии.

Молитвы святому мученику

Православные знают, что молитвы святым всегда являются целебными и несут в себе помощь, а потому необходимо помнить, к кому обращаться в тех или иных ситуациях. Молитву и акафист апостолу Филиппу читают довольно часто, ведь за искренней просьбой всегда стоит большая проблема. Чаще всего к этому святому люди идут тогда, когда их поражает какая-либо болезнь. Так как при жизни апостол часто исцелял людей, то и после своей мученической смерти продолжает помогать всем страждущим.

Если вас мучает какой-либо недуг, то сразу же обращайтесь с молитвой к апостолу Филиппу. Ее текст мы приводим ниже.

Также можно воспользоваться и второй молитвой, она обладает такой же силой и не менее редко читается в церкви и дома перед иконой:

Имейте в виду, что чаще всего святой помогает людям с болезнями глаз и в случае укусов ядовитых гадов.

Акафист святому мы не можем привести в статье полностью, поэтому размещаем только его часть:

Сами священнослужители советуют обращаться к апостолу еще и в стесненных жизненных обстоятельствах, когда вы не видите никакого выхода из череды проблем. Так как святой мученик сам не раз терпел беды и гонения, он всегда помогает обиженным и оскорбленным. Поэтому молитесь чаще, и святой окажет вам помощь. Просите, и дано вам будет.