Рождественская служба в храме: история и особенности. Традиции Рождества


Рождественское богослужение православной церкви является продолжительным и чрезвычайно важным мероприятием, цель которого почтить память Сына Божьего и помочь людям приобщится к добродетелям.

Попразднество - шестидневный цикл повторяющихся гимнов и песнопений в честь Помазанника Иисуса.

Приготовление к празднеству. Воздержание

Церковное празднование начинается с религиозных приготовлений. За 40 дней до 7 января верующие начинают Рождественский пост, очищающий душу от греховных помыслов и тело от вредного влияния «тяжелой» пищи. Воздержание, представляющей собой аскетическую природу, позволяет подойти к священному дню должным образом.

Во время поста нельзя употреблять пищу животного происхождения и заниматься небогоугодными делами, порочащими вечную душу.

  • Рекомендованный рацион в этот период довольно строг. Необходимо исключить не только мясо, но и алкоголь с рыбою.
  • В первый день поста христианские верующие накрывают стол и произносят соответствующие молитвы, хваля Всевышнего за щедрость и милосердие.
  • Рождественское богослужение не проходит без приготовления кутьи - традиционного праздничного блюда.
  • Еще одним украшением стола являются компот и блины на воде. Ими угощали колядующих, чтобы привлечь в дом счастье и достаток.
  • В выходные разрешается готовить пищу с растительным маслом.
  • В период поста рекомендовано чаще, чем обычно, посещать церкви. Это позволяет духовно очищаться.
  • Существовала традиция по привлечению богатства. Хозяйки ходили в гости к подругам, занимались рукоделием и просили у Господа финансового благополучия.
  • В начале поста рекомендуется помогать нуждающимся едой или деньгами. Это приносит большую удачу на следующий год.
  • В канун Рождества не следует вкушать праздничную пищу до появления первой звезды. Здесь прослеживается аналогия с появлением небесного светила в момент рождения Иисуса Христа.
Важно! Без ежедневной молитвы пост превращается в обыкновенную диету. Церковь настоятельно рекомендует регулярно просить Господа о защите, благополучии и лучшем будущем.

Праздничная кутья

Традиции для кануна Рождества

Пост заканчивается с появлением первой звезды на ночном небосклоне, и жизнь разворачивается в новый виток. Предки имели веру, что временной отрезок прошел положенный путь и возобновляет отчет с самого нуля. В прошлом они оставляли все тяжелое и ненужное, поэтому рождественские традиции являются символом рождения и обновления.

  • В современной культуре празднование воспринимается как дополнительный отдых, оно входит в группу новогодних каникул. У людей появляется хороший повод порадовать членов семьи и приятно отдохнуть.
  • В это время две силы борются в человека. Добро устремляет людей к колядам и песнопениям, а темная сторона влечет на ведьмин шабаш.
  • Перед празднованием принято тщательно убирать жилье и начищать посуду. В храмах и домах устанавливали елку, символизирующую вечное существование. Для Рождества характерно сочетание красного и зеленого оттенка, а в качестве символики используются фигурки ангелов, осликов, младенцев в яслях и свечи.
  • Раздача подарков - любимая детьми и самая веселая часть праздника. Переодевшись в Деда Мороза, один из членов семьи приносит сласти и игрушки в мешке. Дети получают подарки с условием, что будут себя вести хорошо и слушаться взрослых.
  • Во время пиршества ведутся беседы о добродетелях и правильных поступках. Раньше за стол приглашались соседи и нищие, в образе которых мог явиться Господь. Каждый человек пробовал все блюда и благодарил за угощения. Сначала подавали закуски, потом супы с лепешками, а десерты - в конце.
  • В церковных условиях на канун праздника идет Рождественская литургия. Она начинается утром 6 января и заканчивается утром следующего дня. Пришедшие верующие присутствуют на службе, исповедуются и причащаются. От количества людей зависит продолжительность церемонии.
На заметку! Рождение святого Помазанника предсказывалось пророками Ветхого Завета и ожидалось века. Иисус Христос появился на свет более 2000 лет назад в пещере около города Вифлеема. Он пришел, чтобы искупить земные грехи, понеся суровую смерть на кресте. Бог вошел в плоть, чтобы человек обрел божественную природу.

Сочельник

В канун Рождества (Сочельник), 6 января, проходит Вечерня, представляющая собственно начало празднования.

Сочельник представляет собой завершение Рождественского поста, который длился 40 дней. В этот день верующие соблюдают самый строгий пост. Принимать пищу не разрешено до появления первой звезды, которая символизирует пришествие в мир Спасителя.

Во время вечерни служится Всенощное бдение и Литургия Василия Великого. По окончании службы в храм вносят изображение звезды Вифлиема, появившейся на небе во время рождения Иисуса.

Всенощное бдение

Всенощное бдение - последующая часть церковного служения с пениями красивейших канонов и прикладываниями к святому лику Спасителя. Это богослужение продолжается от заката до рассвета (с 18 до 6 часов утра) и символизирует аскетическое отречение от сна в пользу молитв и песнопений в честь Господа.

  • Практика известна со времен Ветхого Завета: апостолы рекомендовали круглосуточно бодрствовать и памятовать о пришествии Мессии.
  • В период гонений христиане устраивали собрания именно в ночное время, в тайных местах (кладбищах или катакомбах).
  • С II по IV века монахи не спали, читая молитвы Иисусу и воспевая Псалтири. Так как они прятались в горных пещерах, было опасно покидать эти места в ночью, так как возникала вероятность сорваться в пропасть. Поэтому они не смыкали глаз, восхваляли Господа, а отдыхать шли только на утро.

Василий Великий в своих сочинениях использовал термин «агрипния», что означает «отсутствие сна». Он утверждает: такая практика была широко распространена на Востоке и проходила в канун каждого воскресения, в святую ночь Пасхи и в праздник Богоявления.

Богослужение на Рождество Христово

Порядок всенощного бдения

Существует особая церковная структура всенощного бдения:

  1. Начинается оно с малого колокольного звона и девятого Часа, где произносятся псалмы и молитвы.
  2. Далее идет малая вечерня, великий колокольный звон и зажжение лампад.
  3. Горящие свечи устанавливаются в специальное место перед главными вратами иконостаса.
  4. Иерей глубоко кланяется настоятелям церкви, святым изображениям, хорам певчих, братьям. Он входит в алтарную и надевает епитрахиль, совершает молитву, окуривает кадилом алтарь, отворяет Святые врата и отходит.
  5. Пономарь и священник громко произносят: «Восстаните!», а иерей продолжает окуривать иконы и собравшихся.
  6. Помощник настоятеля читает священное послание к Всевышнему, а после - Псалом 103, который многократно повторяется. В конце ритуала иерей встает перед Святыми вратами и читает светильничные молитвы.
  7. Далее все служители заняты великой ектенией (прошением). После молитв и стихиров в храме появляется духовенство, совместно с которым поется «Богородице Дево» и произносится благословение пшенице, вину и елею.
  8. После чтения апостольских посланий идет полиелейная утреня - самая торжественная часть Всенощного бдения.
  9. Завершается все Часами (первым, третьим, шестым) и Литургией.

Попразднество

На следующий день празднуют Собор Пресвятой Богородицы.

Попразднество - богослужебный период, который характеризуется воспоминаниями о великом происшествии в христианском мире. Священнослужители прославляют само событие и всех участников. Чаще этот период продолжается шесть-семь дней до утренней праздничной службы 7 января.

Попразднество завершается отданием праздника, где происходят самые торжественные богослужения с молитвами и песнопениями.

Важно! Перед празднованием Рождества каждый христианин обязан соблюсти строгий сорокадневный пост, чтобы очистится и стать ближе к вечному блаженству. Существуют особые традиции поведения за трапезным столом, а также в церковных условиях. Соблюдая все эти правила, верующие вспоминают появление Мессии и отдают должное его невероятному подвигу.

Посмотрите видео о богослужении на Рождество Христово

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным: «Я возвещаю вам, - говорит Ангел вифлеемским пастухам, - великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

Православная Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе!"

В пределах предпразднества и попразднества праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней.

В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками.

В Православной Церкви в навечерие совершаются часы, называемые Царскими, потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.

Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда, во мраке вертепа, но сияет всем народам. Перед Евангелием воскуряется кадильный фимиам - в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденному Христу

В Рождественских Богослужениях читаются евангельские повествования, а хор и прихожане поют особые песнопения, посвященные Рождеству Христову. В текстах этих песнопений часто используются образы евангельских повествований о Рождестве Христовом.

В великие церковные праздники многие прихожане стремятся причаститься. Поэтому еще до начала всенощного бдения начинается исповедь: ведь к причастию надо подготовиться достойно, а исповедь накануне принятия Святых Христовых Таин - необходимая часть такой подготовки.

Храм постепенно заполняется верующими. Затепляются свечи, прихожане прикладываются к иконам.

Среди прихожан храма всегда много детей. Рождество Христово - праздник, особенно любимый детьми, поэтому в этот праздник в церкви детей заметно больше, чем в другие церковные праздники.

В Рождественский сочельник, в морозную погоду дети приходят на службу в теплой одежде, но на праздничную литургию детей стараются одеть в праздничные одежды.

Украшенные Рождественские ёлки, запах свежей хвои, теплый свет затепленных свечей создают неповторимый колорит праздника. В здании храма воссоздается теперь уже почти забытая атмосфера праздника.

Начинается Богослужение Рождественского всенощного бдения с великого повечерия. В совместных молитвах принимают участие все прихожане храма.

Во время великого повечерия проводится каждение алтаря и всего храма. Хор и прихожане поют тропарь праздника. Это очень красивое и по-детски простое песнопение, в котором излагается основной смысл праздника:

Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума:
в нем бо звездам служащии
звездою учахуся
Тебе кланятися Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты Востока;
Господи, слава Тебе!

Существует множество распевов этого тропаря, все очень красивые - и трудно назвать лучший.

Важной составной частью Рождественского всенощного бдения является освящение хлеба, пшеницы, вина и елея. Освящение начинается с чтения особых молитв, называемых литией. Эти молитвы читаются у входа в храм. В литийных молитвах церковь просит ходатайства перед Богом у всех святых.

Во время освящения проводится каждение, и читаются молитвы об умножении благодатных Божьих даров.

После литии начинается чтение шестопсалмия - шести избранных псалмов из Псалтири.

Во время чтения шестопсалмия в храме гасится весь свет и только у псаломщика в руках остается зажженная свеча.
Дети завороженно слушают, возможно, не до конца понятные слова псалмов.

Во время чтения шестопсалмия священник перед алтарем читает особую молитву.

После окончания чтения псалтири начинается утреня.
Прихожане затепляют свечи.
Храм снова наполняется светом.
Дети тоже стараются поставить свечи самостоятельно.

Отверзаются Царские врата.

Хор поет светлое и торжествующее песнопение

С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся:
Яко с нами Бог.
Услышите до последних земли:
Могущии, покоряйтеся:
Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете:
И иже аще совет совещаваете, разорит Господь:
Яко с нами Бог.
И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас:
Яко с нами Бог.
Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся:
Яко с нами Бог.
С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся:
Яко с нами Бог!

С горящей свечой в руке священник проводит каждение сначала алтаря, затем праздничной иконы.

Проводится также каждение всего храма. Прихожане во время каждения склоняют головы.

Во время утрени читаются Евангелие и Апостол.

Во все время всенощного бдения звучат особенные Рождественские песнопения.
Умиротворяющие ангельские слова звучат в песнопении, предваряющем литию:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя,

благодарим Тя великия ради славы Твоея.

Господи, Царю Небесный, Боже,

Отче Вседержителю,

Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе,

и Святый Душе.

Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь,

вземляй грехи мира, помилуй нас.
Вземляй грехи мира, приими молитву нашу.

Седяй одесную Отца и помилуй нас.

Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос,

во славу Бога Отца, аминь.

На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам!
Благословен еси, Господи Боже отец наших,

и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим

Господи! прибежище был еси нам в род и род.

Аз рех: Господи! помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.
Господи! к Тебе прибегох: научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет.

Пробави милость Твою ведущим Тя!

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,

и ныне и присно и во веки веков, аминь.

Святый Безсмертный, помилуй нас.

Святый Боже, Святый Крепкий,

Святый Безсмертный, помилуй нас!

На утрене звучит величание

Величаем Тя,

Живодавче Христе,

нас ради ныне плотию рождшагося

от Безневестныя и Пречистыя

Девы Марии

В заключительной части вечернего Богослужения проводится елеопомазание, во время которого священник крестообразно помазует лоб прихожан освященным маслом (елеем). Особенную радость елеопомазание доставляет детям. Надо видеть сияющие их глаза после елеопомазания! В них радость от ощущения своей причастности к празднику, от ощущения себя такими же прихожанами, как и взрослые.

…Подходит к концу всенощное бдение. Его основное настроение лучше всего передается словами песнопения

Всяческая днесь радости исполняются,

Христос родися в Вифлееме

Завершилась служба всенощного бдения.

На отпусте священник поздравляет прихожан с праздником.
Завтра утром - праздничная Рождественская литургия!


Празднование Рождества Христова 7 января начинается с подготовительного периода. За сорок дней до празднования события рождения нашего Господа мы начинаем Рождественский пост, очищая душу и тело для того, чтобы должным образом войти в праздник и участвовать в великой духовной реальности Христова пришествия. Период Рождественского поста отражается в церковной жизни рядом литургических особенностей, которые указывают на грядущий праздник.

Канун Рождества

В канун 6 января во всех православных храмах проходит Вечерня, которая обычно следует за часами, непосредственно начинает празднование, потому что, как мы знаем, литургический день начинается с вечера. Тон праздника задается пятью стихирами на «Господи воззвах…» Они – поистине взрыв радости о даре Христова воплощения, которое совершилось ныне. Восемь библейских чтений показывают, что Христос явился исполнением всех пророчеств, что Его Царство – Царство «всех веков», что вся человеческая история обретает в Нем свой смысл, а центром Его прихода в мир была вся вселенная.

Сочельник

Сочельник - кульминация сорокадневного Рождественского поста. День самого строгого поста. Верующие не вкушают пищу до первой звезды, появившейся на небе, которая напоминает нам о пришествии в мир Спасителя.

В этот момент в православных храмах совершается Вечерня, после которой служится Всенощное бдение и Литургия Василия Великого. Священнослужители читают отрывки из Ветхого Завета, указывая особо о пришествии Господа нашего Иисуса Христа на землю, как нашего Спасителя. После проведения службы в центр храма вносится символическое изображение Вифлеемской звезды, взошедшей на небо во время рождения Сына Божьего.

Всенощное бдение состоит из Великого Повечерия и Утрени. Первая часть длится более 60 минут и делится на 3 части. На службе поются песнопения особенные, праздничные. Затем бдение плавно переходит в Утреню.

Всенощное бдение и Литургия

Поскольку праздничная Вечерня уже была отслужена, Всенощное бдение начинается с Великого повечерия и радостного возгласа пророка Исаии: «С нами Бог!» Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется канон «Христос рождается…» – один из самых красивых канонов в православном богослужении. Во время пения канона верующие прикладываются к иконе Рождества Христова. Далее следуют стихиры на Хвалитех, в которых радостно соединяется вся праздничная тематика:

Веселитеся, праведнии,
Небеса, радуйтеся,
Взыграйте, горы, Христу рождшуся!
Дева сидит, херувимом подобящися,
Носящи в недрех Бога Слова воплощенна;
Пастырие Рожденному дивятся,
Волсви Владыце дары приносят,
Ангели воспевающе глаголют:
Непостижиме Господи, слава Тебе!

Заключает празднование Рождества Христова непосредственно Литургия дня с ее праздничными антифонами, которые возвещают:

Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих.

Попразднество

На следующий день совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Матерь Божию, Церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение. Человечество Христа – конкретно и исторически – есть то человечество, которое Он воспринял от Марии. Его Тело – это прежде всего Ее тело, Его жизнь – это Ее жизнь. Праздник Собора Пресвятой Богородицы, вероятно, является в христианской традиции наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.

Шесть дней попразднества продолжаются до 13 января и завершают рождественский период. В течение этих дней на богослужениях Церковь повторяет гимны и песнопения, прославляющие воплощение Христа, напоминая, что источник и основание нашего спасения можно отыскать только в Том, Кто, будучи предвечным Богом, ради нас пришел в мир и родился как маленький Младенец.

Присутствие в храме в ночь с 6 на 7 января - дело индивидуальное. Некоторые семьи приходят в храм вместе с маленькими детьми, испытывая особый трепет и уважение к великому празднику. Кто–то, в силу своего здоровья просто не может посетить службу и наблюдает за всем происходящим по телевизору. Благо, в наши дни не запрещены трансляции из храмов, которые идут в прямом эфире. Поэтому если есть желание принять участие в службе, но нет возможности посетить храм, то это можно осуществить заочно, используя телевизионную трансляцию.

Наступил один из важных христианских праздников — Рождество Христово. К этому торжеству православные готовились на протяжении 40 дней молитвами и постом.

Праздник Рождества Христова православные отмечают в ночь с 6 на 7 января - в этот день заканчивается рождественский пост, и после службы в церкви, верующие садятся за стол. Посещение рождественского богослужения - отдельный важный ритуал для христианина.

Особенности Рождественского Сочельника 2019, который выпадал в этом году на воскресенье

Самый строгий день рождественского поста - это Сочельник, 6 января. Вплоть до появления первой звезды (напоминание о Вифлеемской звезде, которую когда-то увидели волхвы) необходимо воздерживаться от мясной пищи, развлечений и прочих удовольствий. Особое внимание нужно уделить праведным мыслям и подготовке к службе в храме. Только после возвращения с литургии можно сесть за праздничный стол, однако желательно обойтись без излишеств - Рождество отмечают не для того, чтобы наесться и напиться.

«Сочельник выпадает на воскресенье, поэтому вечерня, которая обычно совершается в это день утром и объединяется с литургией, будет совершаться тоже утром, но после литургии, – говорит Всеволод Чаплин. – В сам день Рождества будет совершаться литургия Василия Великого. Она более пространная, более длинная по времени, служат утром и ночью два раза. Это главная служба, на нее очень важно прийти, исповедаться, причаститься святых тайн.»

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по традиции возглавит праздничную службу в храме Христа Спасителя. Мы покажем трансляцию ночного богослужения. Начало — в 23.00 по московскому времени.

Когда начинается Рождественская служба в храмах Москвы

Русская православная церковь отмечает Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января. Рождество второй по значимости после Пасхи великий двунадесятый праздник.

В эту ночь патриарх Московский и всея Руси Кирилл обычно возглавляет праздничное Рождественское богослужение в кафедральном соборном храме Христа Спасителя, где соберутся тысячи верующих.

Праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.

Во сколько начинается Рождественская служба в храмах Москвы

Храм Христа Спасителя. 6 января: исповедь начнется в 8 утра, начало первого всенощного бдения состоится в 17 часов, начало второго всенощного бдения - в 23 часа, по окончании всенощного бдения состоится ночная литургия Василия Великого.

Храм Святителя Николая в Хамовниках. 6 января в 17 часов состоится всенощное бдение. 7 января в 00.00 часов состоится торжественная литургия и исповедь.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском . 6 января в 17 часов состоится всенощное бдение. 7 января в 00.00 часов состоится божественная литургия, в 7 утра - ранняя литургия, в 10 утра - поздняя литургия.

Храм Преображения Господня в Тушине . 6 января в 17 часов состоится всенощное бдение, исповедь начнется в 23 часа. 7 января в 00.00 часов состоится начало литургии, в 8.40 состоится поздняя литургия.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе (Литовский бульвар, дом 7а). 6 января в 17 часов состоится начало всенощного бдения, правило ко Святому Причащению - в 23 часа. 7 января в 00.00 часов состоится начало праздничной литургии, поздняя литургия начнется в 8.40.

Богослужебные указания за 6 января 2019 года

Неделя 32-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец . Глас 7-й. Предпразднство Рождества Христова. На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).

Прмц. Евге́нии.

Служба совершается по Марковой главе Типикона под 24 декабря: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся Неде́ля пред Рождество́м Христо́вым, святы́х оте́ц, деке́мврия в 24-й день». Служба Недели пред Рождеством Христовым, святых отец, находится в Минее 18 декабря63.

Календарные заметки:

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1–14. Лит. – Недели пред Рождеством Христовым: Евр., 328 зач., XI, 9–10, 17–23, 32–40. Мф., 1 зач., I, 1–25.

На вечерне (совершается отдельно от литургии): Евр., 303 зач., I, 1–12. Лк., 5 зач., II, 1–20.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 1064: отцов, глас 6-й – 6: «Яви́ся ми́ра конце́м…», «Сла́вою украша́ется…», «Облиста́ ве́село…» (каждая стихира – дважды), и предпразднства, глас тот же – 4: «Незаходи́мое Со́лнце…» (дважды), «На плеща́х носи́мый Херуви́мских…», «В безслове́сных я́слех…». «Слава» – отцов, глас тот же: «Дании́л, муж жела́ний…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Верте́пе, благоукраси́ся…» (догматик гласа не поется).

Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Госпо́дь воцари́ся…», со стихами (по обычаю). Паримии отцов – 3.

На литии стихиры предпразднства, глас 5-й: «Но́сиши Ада́мов зрак…», «Младе́нца, воплоща́ема из Нея́…», «Сия́ ра́бски Чи́стая…» (см. в Минее 24 декабря на «Господи, воззвах»). «Слава» – отцов, глас 3-й: «Пра́отцев собо́р…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Благоукраси́ся, Вифлее́ме…» (см. в службе отцов).

На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й: «До́ме Евфра́фов…», «Вифлее́ме, земле́ Иу́дова…», «Прииди́те вси, Христо́во Рождество́…» (со своими припевами; см. в службе отцов) . «Слава» – отцов, глас тот же: «Ра́дуйтеся, проро́цы честни́и…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Се вре́мя прибли́жися…» (см. в службе отцов).

По Трисвятом – тропарь отцов, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…» (дважды), и тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написова́шеся иногда́…» (единожды; см. в Минее 24 декабря).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й: «Разруши́л еси Кресто́м Твои́м смерть…» (дважды). «Слава» – тропарь отцов, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…», «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написова́шеся иногда́…» (см. в Минее 24 декабря).

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии66 – седален отцов, глас 4-й: «Во отце́х, Бо́же…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 2-м стихословии – седален отцов, глас 8-й: «Пра́здник пра́зднуим, ве́рнии…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

Непорочны67 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Седален отцов, глас 8-й: «Авраа́ма, Исаа́ка же и Иа́кова…». «Слава, и ныне» – ин седален, глас тот же: «Из недр Оте́ческих низше́л еси…». Степенны и прокимен – рядового гласа (в данном случае – 7-го). Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: отцов со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и предпразднства (см. в службе отцов) на 6.

Примечание. В каноне отцов (глас 6-й, ирмосы: «Волно́ю морско́ю…») первые два тропаря в каждой песни – воскресные, поэтому воскресный канон рядового гласа Октоиха не поется (см. Типикон, 24 декабря, Маркова глава).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни – ипакои отцов, глас 8-й (единожды).

По 6-й песни – кондак («Весели́ся, Вифлее́ме…») и икос отцов, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Светилен отцов69: «От се́мене вво́дится…». «Слава» – ин светилен отцов: «Патриа́рхов избра́ннии…», «И ныне» – светилен предпразднства: «Весели́ся, Вифлее́ме…» (см. в службе отцов).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6 : отцов, глас 5-й – 3: «Возвы́си твой глас…», «Гряди́, на о́гненную иногда́ возсе́дый, Илие́…», «Яви́ся, Я́же от ве́ка на земли́…», и предпразднства, глас 4-й – 3: «Иса́ии глас исполня́ется…», «Написа́вся с рабы́ Влады́ка…», «Све́тлый же и одушевле́нный о́блак…». «Слава» – отцов, глас 8-й: «Зако́нных уче́ний сосло́вие…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 10-я.

Примечание. Чтение часов на́вечерия переносится на пятницу (22 декабря). В Сочельник Рождества Христова (24 декабря) совершаются обычные трехпсалмные часы.

На часах – тропарь воскресный, глас 7-й: «Разруши́л еси Кресто́м Твои́м смерть…». «Слава» – тропарь отцов: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…». Кондаки отцов: «Весели́ся, Вифлее́ме…», и предпразднства: «Де́ва днесь Преве́чное Сло́во…» (см. в Минее 24 декабря, на утрене по 6-й песни канона), читаются попеременно.

Примечание. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 279), тропари на часах читаются следующим образом: «тропарь воскресный на всех часах, Слава – отцев и предпразднства попеременно (о тропаре предпразднства умолчено, но он должен быть по аналогии с другими предпразднственными днями)».

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны отцов72, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и предпразднства, песнь 6-я – 4.

На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропарь воскресный, глас 7-й: «Разруши́л еси Кресто́м Твои́м смерть…», тропарь отцов, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…», тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написова́шеся иногда́…» (см. в Минее 24 декабря). «Слава» – кондак отцов, глас 1-й: «Весели́ся, Вифлее́ме…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 3-й: «Де́ва днесь Преве́чное Сло́во…» (см. в Минее 24 декабря, на утрене по 6-й песни канона).

Поется Трисвятое.

Прокимен – Песнь отцев, глас 4-й: «Благослове́н еси, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших…», стих: «Яко пра́веден еси о всех…».

Апостол – Недели пред Рождеством Христовым (Евр., зач. 328).

Аллилуиарий – отцов, глас 4-й: «Бо́же, уши́ма на́шима услы́шахом…», стих: «Спасл еси нас от стужа́ющих нам…».

Евангелие – Недели пред Рождеством Христовым (Мф., зач. 1).

Поется «Достойно есть…».

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода…»; и отцов: «Ра́дуйтеся, пра́веднии…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».

Примечание. «Ве́стно бу́ди: А́ще случи́тся на́вечерие Христо́ва Рождества́ в суббо́ту или́ Неде́лю, пост не быва́ет…» (Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»). Это предписание Устава означает, что в Рождественский Сочельник, совпавший с субботой или воскресеньем, по совершении Литургии (до вечерни) разрешается немного подкрепиться пищей без масла: «По отпуще́нии же [Литургии свт. Иоанна Златоуста, – Сост. ] снеда́ем по уло́мку хле́ба, и от вина́ вкуша́ем ма́ло, и отхо́дим в ке́ллии своя́. При часе́ же 7-м дне начина́ем вече́рню» (Там же; ср.: Типикон, 6 января, 2-е «зри»).

По установившейся церковной практике, сразу по окончании Литургии совершается 9-й час и великая вечерня праздника Рождества Христова. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе́ же 7-м дне», т. е. по-нашему – в 1-м часу дня (см. Типикон, 25 декабря)73. Таким образом, по мысли Типикона, великая вечерня совершается отдельно для того, чтобы обеспечить ей более торжественное служение. Бывает звон в великий кампа́н и во вся тяжкая (ср.: Типикон, 25 декабря).

По совершении 9-го часа иерей произносит начальный возглас вечерни: «Благословен Бог наш…». Чтец или хор: «Аминь». Чтец75: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды).

Примечание. Если 9-й час перед вечерней не совершался, то в начале вечерни должно быть прочитано обычное начало. Иерей: «Благословен Бог наш…». Чтец или хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды).

Псалом 103-й (читается). (Священник во время предначинательного псалма по обычаю читает светильничные молитвы перед царскими вратами.) Ектения великая.

«Блажен муж» – 1-й антифон. Ектения малая (возглас: «Яко Твоя держава…»).

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «А́вгусту единонача́льствующу на земли́…». (Совершается обычное каждение.)

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен дня, глас 8-й: «Се ны́не благослови́те Го́спода…», стих: «Стоя́щии во хра́ме Госпо́дни…»76.

Чтение восьми паримий праздника. После 3-й паримии, по обычаю, отверзаются царские врата. Чтец возглашает: «Глас шестый» и сам поет тропарь: «Тайно родился еси в верте́пе…». По Уставу, как тропари, так и псаломские стихи следует петь. Но обычно, по установившейся практике, зафиксированной в Синодальных нотных изданиях, поются только последние слова тропаря. Поэтому исполнение этих тропарей со стихами совершается в следующем порядке:

Чтец возглашает тропарь: «Тайно родился еси в верте́пе, но Небо Тя всем пропове́да, якоже уста́, звезду́ предлага́я, Спа́се, и волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе», и сам поет: «С ни́миже помилуй нас».

Певцы

Чтец произносит 1-й стих: «Основания Его на гора́х святых, любит Господь врата́ Сио́ня па́че всех селений Иа́ковлих, преславная глаго́лашася о тебе, гра́де Божий. Помяну́ Раа́в и Вавилона, ве́дущим Мя. И волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С ни́миже помилуй нас».

Чтец произносит 2-й стих: «И се иноплеме́нницы, и Тир, и людие Ефио́пстии, си́и бы́ша та́мо. Ма́ти Сион рече́т: Человек, и Человек роди́ся в нем, и Той основа́ и́ Вышний. И волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С ни́миже помилуй нас».

Чтец произносит 3-й стих: «Господь пове́сть в писа́нии людей и князе́й сих, бывших в нем, яко веселя́щихся всех жилище в Тебе. И волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С ни́миже помилуй нас».

Чтец произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С ни́миже помилуй нас».

Чтец произносит: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. И волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С ни́миже помилуй нас».

Чтец возглашает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе, но Небо Тя всем пропове́да, якоже уста́, звезду́ предлагая, Спа́се, и волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе», и сам поет его окончание: «С ни́миже помилуй нас».

Затворяются царские врата. Так же исполняется тропарь и по 6-й паримии. На клиросе поют завершающие его слова: «Жизнодавче, слава Тебе».

По окончании 8-й паримии отверзаются царские врата. Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем…». Хор: «Аминь». (Трисвятое не поется.) Диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец: Прокимен, глас 1-й: «Господь рече́ ко Мне: Сын мой еси Ты, Аз днесь роди́х Тя»; стих: «Проси́ от Мене, и дам Ти язы́ки достояние Твое, и одержа́ние Твое – концы земли́».

Апостол – Евр., зач. 303.

Аллилуиарий, глас 5-й: «Рече́ Господь Го́сподеви моему: седи́ одесну́ю Мене, до́ндеже положу́ враги Твоя подно́жие ног Твоих77»; стих: «Жезл силы по́слет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде́ врагов Твоих»; стих: «Из чре́ва прежде денни́цы роди́х Тя, кля́тся Господь, и не раска́ется».

Примечание. Существует традиция совершения каждения перед чтением Евангелия (как на полной Литургии).

Евангелие – Лк., зач. 578. (По обычаю, Евангелие читается диаконом на амвоне.)79 После чтения Евангелия царские врата затворяются.

Сугубая ектения: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…»; молитва главопреклонения и возглас: «Бу́ди держа́ва Ца́рствия Твоего́…»80.

Затем диакон: «Премудрость». Хор: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Хор: «Аминь. Утверди́, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст (краткий праздничный) произносится в открытых царских вратах81: «И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

По отпусте великой вечерни на середине храма поставляется горящий светильник, и около него изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника Рождества Христова, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш…», «Слава, и ныне» – кондак праздника, глас 3-й: «Дева днесь Пресу́щественнаго раждает…». (Величание не поется.) Затем поются многолетны: «Великаго господина…»82.

Примечание. «И вхо́дим в трапе́зу, и яди́м соверше́нно: ры́бы же не яди́м, но со древянома́слием, и со́чиво обварено́, или́ кутию́ с ме́дом: испива́ем же и вина́ в сла́ву Бо́жию: в неиму́щих же страна́х пие́м пи́во; предлага́ется же и чте́ние – поуче́ние Кири́лла, архиепи́скопа Иерусали́мскаго, ему́же нача́ло: Я́коже у́бо во Иису́са Христа́ наде́емся… » (Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»).

63 См.: Минея-Декабрь. М., 2002. Ч. 2. С. 50–73.

64 Стихиры Октоиха не поются.

65 Стихиры на стиховне Октоиха не поются.

66 Седальны Октоиха не поются.

67 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

68 В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо к воскресным тропарям канона отцов использовать припев: «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему».

69 Ексапостиларий воскресный Октоиха не поется.

70 Хвалитные стихиры поются с соответствующими стихами хвалитных псалмов (от отметки «на 6»), дополнительные стихи («Благослове́н еси, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших…», «Яко пра́веден еси о всех…»), указанные в Минее к стихирам отцов, опускаются. Стихиры Октоиха не поются.

72 Блаженны Октоиха не поются.

73 Существует мнение, что статьи Типикона под 25 декабря имеют русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагают по современному счету. См.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44.

74 О тропарях и кондаке на 9-м часе см. выше.

75 Согласно Уставу, «Прииди́те, поклони́мся…» и предначинательный (103-й) псалом читается предстоятелем, по сложившейся практике – чтецом.

77 В Апостоле: «…подно́жия нога́ма Твои́ма».

78 «В Московских церковных ведомостях , 1900, № 50, в статье О чтении Апостола и Евангелия на вечерне в на́вечерие Рождества Христова в субботу и Неделю (данную статью см. в «Богослужебных указаниях» на 2001 год, с. 632–641. – Сост. ) замечено и основательно доказано, что в нашем Уставе – ошибка и что исправить ее надобно таким образом: в навечерие Рождества Христова всегда следует читать из Послания к Евреям, зачало 303 и Евангелие от Луки, зачало 5, и если навечерие случится в понедельник, вторник, среду, четверг и пяток, то читать на Литургии Василия Великого, сливающейся в один состав с вечерней; если же навечерие случится в субботу или воскресенье, то – на великой вечерне, совершаемой отдельно от Литургии Златоуста. Следовательно, праздничные чтения (Евр. 303 и Лк. 5) никогда и ни при каком условии не должны быть отменяемы и заменяемы другими.

В субботу пред Рождеством Христовым, если она с тем вместе будет субботой пред Неделей святых отцов, пред Рождеством Христовым, то есть если случится в период с 18 по 23 декабря, на Литургии Златоуста надобно читать Гал. 205 и Лк. 72. Если же сия суббота будет следовать за Неделей пред Рождеством Христовым, то есть если случится 24 декабря, то на Литургии Златоуста надобно читать Гал. 207 и Мф. 53; на вечерне же, как сказано выше, Евр. 303 и Лк. 5; что же касается Гал. 205 и Лк. 72, то они в этом случае читаются в субботу, предшествующую Неделе святых отцов, пред Рождеством Христовым» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 379–380).

79 При этом литургийный диалог диакона и священника перед чтением Евангелия («Благослови́, влады́ко, благовести́теля…», «Бог, моли́твами свята́го сла́внаго…») не произносится. После аллилуиария – «Премудрость, про́сти, услы́шим свята́го Ева́нгелия…», и далее по обычаю.

80 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 84.

81 На произнесение отпуста отверзаются царские врата.

Рождество для христианина - это гораздо больше чем наряженная елка и подарки. Этот день считается вторым по значимости после Пасхи, которую называют «Праздник праздников». Рождество Христово - это одновременно событие мирового масштаба, не теряющее важности несмотря на прошедшие века, и очень личный для каждого православного человека праздник. Ведь Христос родился для всех и для каждого.

Те, кто хорошо знаком с христианством, понимают, что воплощение Бога на земле - уникальное событие, которое приблизило человека к создателю. Праздник этот наполнен удивительной радостью и умиротворением, но при этом и некоторой грустью, потому что родился этот младенец для тяжелой миссии.

Поэтому главное в праздновании Рождества - это отнюдь не ломящийся яствами стол, хотя и это важная часть любого праздника, а рождественская служба.

Многих впервые приходящих на эту ночную службу волнуют вопросы, сколько длится рождественская Божественная литургия, что читается и поется на этой службе. Эта статья и предназначена ответить на подобные вопросы.

Из чего состоит рождественская служба?

Служба начинается поздно вечером в Сочельник, то есть 6 января. В 11 вечера начинается праздничное богослужение, которое длится до 3-4 часов утра. Из Всенощного бдения, часов и Божественной литургии Василия Великого и складывается рождественская служба. Литургия обычно совершается утром, но праздничные литургии происходят ночью, сразу после Всенощного бдения и часов. Так же происходит и на Пасху.

Всенощное бдение включает в себя утреню и повечерие. Не надо удивляться, что названия служб не соответствуют времени суток. В церкви существует суточный цикл богослужений, но на великие праздники утренняя и вечерняя служба объединяются во Всенощное бдение. Утреня совершается по чину великих праздников. На ней поется канон «Христос рождается…»

Собственно литургия длится не так уж и долго и завершает весь цикл праздничных богослужений. Скорее всего, люди, которые задают вопрос, сколько длится рождественская литургия в храме, имеют в виду рождественскую службу в целом. Ведь приходят молящиеся на всю ночь, а не под конец.

Текст рождественской литургии во многом аналогичен текстам литургий в обычные дни. Рождественскую отличают поющиеся на ней праздничные антифоны: «Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих».

Причастие на Рождество

Совершается на рождественской литургии и причастие. Для многих христиан очень радостным событием является не только присутствие на праздничных службах, но и Причастие на них.

Исповедь на этой службе происходит не во всех храмах, ведь она длительна и насыщенна, в храм приходит много людей, а в некоторых местах служат всего один или два священника.

Чаще всего исповедь перед рождественской литургией проводится заранее, за 1-2 дня. В некоторых храмах есть даже возможность два раза причаститься после одной исповеди. К примеру, исповедуют вечером 3 января, а причастие происходит на литургиях утром 4 и ночью 7. При этом важно прочитать оба раза Последование ко Святому Причащению.

Готовимся правильно

Как подготовиться к рождественской литургии? Сочельник проводится в строгом посте, голодать до первой звезды совсем не обязательно. Идет эта традиция с тех пор, когда вечерня начиналась после обеда, а после нее следовала литургия Василия Великого, которая оканчивалась уже в темное время. После нее и можно было вкушать пищу, и именно это означало «до первой звезды».

Так что гораздо важнее 6 января по возможности посетить храм, а не голодать. Противоположная традиция - приготовить в этот день 12 постных блюд - тоже не установлена церковью, и лучше провести этот день спокойно, молитвенно и сосредоточенно, а не в суете. Зато можно приготовить сочиво - блюдо из зерен пшеницы и меда. Лучшей подготовкой к рождественской литургии в храме будет чтение духовной литературы, изучение предстоящего богослужения. Это придаст сил на долгой службе, потому что все, что поется и читается, станет понятным.

А вот ставить свечки и прикладываться к иконам, когда храм переполнен, совсем не обязательно.

Символика праздника

Все рождественские традиции, которые позже перенеслись на празднование Нового года, имеют глубокий смысл. Например, елка - символ вечной жизни благодаря своей вечнозеленой хвое. На вершину ее надевается восьмиконечная звезда, обычно серебристая или золотая, которая напоминает о Вифлеемской. Это в советское время ее заменили пятиконечной и красной. В сочельник же принято ставить на подоконник горящую свечу - знак того, что мы ждем Христа, освещаем путь в зимней темноте.

Дары волхвов

На рождественской литургии читается отрывок из Евангелия о поклонении волхвов. Кстати, обычай дарить подарки на Рождество связан именно с этим эпизодом Священного Писания. Так же, как волхвы преподносили Младенцу Христу свои дары, так же и мы дарим подарки друг другу. Эти дары - золото, ладан и смирна (мирра) - символичны. Золото преподнесли Младенцу как Царю, ладан - как Богу, смирну - как Человеку, которому предстоит страдать и умереть, ведь это вещество применялось при бальзамировании погребаемых тел.

Символика подготовки к Рождеству

Чтобы еще глубже погрузиться в смысл праздника, вернемся немного назад. Предпразднство Рождества, то есть особые церковные службы, предваряющие праздник, длится со 2 января по 6 января. У других праздников предпразднство длится всего 1 день. И что интересно, церковные службы в период подготовки к Рождеству имеют параллель с текстами служб Страстной седмицы. Это напоминает нам о том, что Воплощение Спасителя - это первый шаг к Его искупительной миссии.

Более того, само рождение в виде беззащитного ребенка - огромный шаг Бога навстречу к людям, временный отказ от своей безграничной силы, как это называется в Богословии - кенозис (от греч. Снисхождение).

Родился Младенец не в царских палатах, а в яслях, Марии и Иосифу не нашлось даже в гостинице места. Не с добром встретил его мир. Преследования будущего Мессии начались с самого рождения. Царь Ирод, узнавший от волхвов о том, кто родился в Вифлееме, устроил избиение младенцев, потому что боялся, что новый Царь отнимет у него власть. Марии и Иосифу с младенцем удалось бежать в Египет.

Мир в душе

Никому было невдомек, что родился Иисус не для земной власти. «Царствие Мое не от мира сего» - говорил Спаситель. Царствие Небесное до конца времен так и не наступит на земле. Но мы можем открыть наши сердца Христу, и тогда Он будет царить в наших сердцах, и в них наступит мир. Ведь по словам Христа, «Царствие Божие внутри вас есть».

Стремиться к этому можно в любое время года и в любой период жизни, а православные праздники будут напоминать о самом главном - о Боге, о любви, о нашей собственной душе. Если Рождество Христово оставило в человеке именно такой след, значит, оно прошло для него не напрасно и он встретил его правильно независимо от того, соблюдал ли он какие-то традиции.