Новгородский архиепископ ведал. Лев, митрополит Новгородский и Старорусский (Церпицкий Николай Львович)


Святитель Моисей, архиепископ Новгородский (1325 - 1330; 1352 - 1359), в миру Митрофан, родился в Новгороде. В юности он тайно покинул родительский дом и поступил в Тверской Отроч монастырь, где принял иноческий постриг. Родители нашли его, и по их настоянию он перешел в Колмов монастырь близ Новгорода. В этой обители он был рукоположен в сан иеромонаха , а затем в Юрьеве монастыре возведен в архимандрита . После смерти архиепископа Давида святитель Петр (+ 1326; память 21 декабря) посвятил его в 1325 году в сан архиепископа Новгородского. Однако святитель Моисей недолго управлял новгородской паствой. Раздоры и междоусобные распри, пожары и другие бедствия тяготили его душу, искавшую иноческого уединения. В 1330 году святитель удалился в Колмов монастырь на покой. Но и здесь он оставался недолго. Отыскав пустынное место на Деревянице, он построил там каменную церковь Воскресения Христова . В этом месте святитель провел в иноческих подвигах более двадцати лет. Уступив настоятельным просьбам новгородцев, он снова возвратился к своей пастве. Древний летописец так описывает святителя Моисея: "Он пас Церковь свою, как пастырь добрый; защищал обиженных, берег бедных вдов; собрав множество писцов, на свой счет написал много книг, многих он утвердил в благочестии своими наставлениями". В 1354 году Константинопольский Патриарх Филофей (1354 - 1355; 1362 - 1376) в знак глубокого почитания святителя Моисея разрешил ему пользоваться древним преимуществом Новгородских святителей - носить крестчатые ризы, которые и прислал сам. Он также позволил святителю Моисею самому непосредственно обращаться к Константинопольскому Патриарху. Семь лет продолжалось вторичное святительство архиепископа Моисея, ознаменовавшееся строительством многих церквей в Новгороде и его окрестностях. В 1352 году святителем был построен каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы на Болотове; в 1355 году устроен монастырь в местности, называемой Сковородкой, с каменным храмом в честь святого Архистратига Божия Михаила ; в 1357 году построены храмы еще в трех монастырях: в Радоговицах при Волотовском Успенском храме, в Духовом монастыре и в женском монастыре во имя святого Иоанна Богослова (первый и последний монастыри были основаны святителем).

В 1359 году, почувствовав слабость и болезнь, святитель удалился в основанную им Сковородскую обитель во имя святого Архистратига Божия Михаила и подвизался в ней до самой кончины, наступившей 25 января 1362 года. Он был погребен в соборном храме. Архиепископ Новгородский Сергий в 1484 году, ехавший на кафедру из Москвы, велел священнику открыть гроб святителя Моисея. "Не смею. Владыка, дерзнуть открыть мощи святителя. Это твое дело, святительское, открывать гроб святителя", - ответил священник. "Что на этого смерда и смотреть!" - сказал разгневанный архиепископ, но был вскоре наказан. Лишившись рассудка, он не смог управлять кафедрой и не выздоровел, пока не принял схиму в Хутынском монастыре (+ 1504 в Троице-Сергиевом монастыре).

Установление празднования святителю Моисею на 19 апреля связано с обретением в 1686 году его нетленных мощей.


Если в Новгороде достоинство владыки имело значение самого почетного и нередко как бы верховного лица всей земли, во Пскове видно постоянное стремление оторваться от власти новгородского владыки и беспрестанные столкновения как с личностями владык, так и с механизмом их управления. С XIV-го века является непрерывный ряд недоумений и неудовольствий между Псковом и владыками. В 1307 году происходило немирье у псковичей с Феогностом, неизвестно по какой причине. Во время распри с новгородцами за князя Александра Михайловича, владыка Моисей держал сторону своего города и не давал псковичам благословения. Когда владыка Моисей удалился от дел, псковичи хотели воспользоваться временем: пока еще не было владыки, они выбрали себе особого кандидата в местные епископы, Арсения. В то время псковичи имели особого князя и склонялись признавать покровительство Гедимина. Тогда новый новгородский владыка отправился на Волынь к митрополиту Феогносту для посвящения. Явились и псковские послы со своим Арсением и просили митрополита посвятить его особо епископом в один Псков; но митрополит отказал. Открывается, что псковичи были недовольны тем, что владыка управлял во Пскове через своих подручников; а когда приезжал сам во Псков, то брал подъезд, и такие поборы казались псковичам обременительными. Не так владыка, как окружавшие его лица, надоедали псковичам своими вымогательствами. С владыкой Василием псковичи были долго в очень дурных отношениях: неудача посвятить себе особого епископа раздражила обе стороны - и псковичей, и новгородцев с владыкой. Василий по своем избрании посетил Псков в 1330 г.; но потом семь лет не приезжал владыка во Псков. Когда он прибыл в этот город в 1337 и, по старым обычаям, потребовал суда, то псковичи отказали ему, и Василий проклял Псков. Взаимное нерасположение продолжалось до 1352 года. Тогда сделался мор во Пскове, и псковичи отправили посольство звать Василия и просить его благословения. Василий приехал и благословил Псков. Пребывая долгое время без владыки, Псковская Земля в это время должна была неизбежно терпеть запутанность и остановки в течении церковных дел: в поставлеиии священников, в церковном управлении и судопроизводстве.

Владыка был необходим для псковичей; и потому как ни упрямились псковичи, а всегда дело кончалось тем, что сдавались и просили благословения. Таким образом Псков в церковном вопросе занимал такую же роль в отношении новгородских владык, как новгородские владыки в отношении митрополитов. Как новгородские владыки напрасно хлопотали у патриарха о независимости новгородской архиепископии от митрополита, так псковичи напрасно хлопотали у митрополита об освобождении от новгородского владыки. Во время спора Новгорода с Митрополитом Киприаном, в конце XIV-го века, псковичи склонялись к митрополиту; и когда в 1395 году вместе с патриаршим послом Киприан во второй раз посещал Новгород и оказывал неудовольствие на владыку Иоанна и на всех новгородцев, то обошелся ласково с послами от Пскова, которые привезли ему поминки, и благословил весь Псков. Тогда псковичи отправили своих священников ставиться не к новгородскому владыке, а к митрополиту, и митрополит исполнил их желание. Как новгородцы должны были покориться митрополиту, так и псковичи - новгородскому владыке. Владыка продолжал управлять церковными делами Пскова, но назначал своих наместников и печатников из природных псковичей, а отнюдь не из новгородцев. При Евфимий в 1434 году произошла большая ссора у псковичей с владыкой. Духовенство псковское на самом деле присвоило себе право управляться независимо и делать свои постановления. Теперь владыка держал во Пскове своего наместника, новгородца, а не псковича, который начал придираться и находить незаконными разные письменные постановления, составленные во Пскове, и рядницы (договоры). Владыка прибыл во Псков и потребовал подъезда; но псковичи жаловались, что он приехал не в свое обычное время, и не хотели давать ни суда, ни подъезда. Псковичи жаловались на наместника, а владыка находил его правым, и требовал подъезда с попов. Дело дошло до драки: псковичи побились с "сафьянами", и Евфимий уехал изо Пскова с гневом, не принявши даже поминка, который по обычаю подавался владыке от города во время его посещения. Впоследствии, когда Псков и Новгород сблизились, владыка Евфимий был во Пскове принят с честью (1449), и получил свой подъезд беспрекословно. В 1458 году он тоже был принят радушно.

При его преемнике, Ионе, Псков был чрезвычайно вооружен против своего владыки, и явились снова покушения отторгнуться от новгородской епархии. В 1464 году Псков отправил к великому князю посольство просить, чтоб он велел митрополиту поставить во Псков особого владыку. Это дело великое, - отвечал Иван, - мы будем мыслить о том с нашим отцом митрополитом, а отец наш пошлет созвать наших богомольцев, своих детей - архиепископов и епископов; и если то дело будет подобно, а ваши послы у нас честные люди будут, то мы и сделаем вам, как пригоже будет". Однако, в 1466 году псковичи помирились со своим владыкой и постановили, чтоб ему ездить по старине во Псков и брать свою пошлину, т.е. обычный побор. Владыка Иона прибыл во Псков, взял свой подъезд со священником, пробыл там с неделю и уехал честно.

Но через три года неудовольствие опять возобновилось. Уже давно Псков был город со свободным управлением, но жалел о том, что остается без собственного епархиального начальства: духовенство там позволяло себе делать самовольные распоряжения, а мирская власть вмешивалась в церковные дела. Еще в 1395 году митрополит Киприан обличал псковичей, что миряне судят попов и казнят их в церковных вещах. Суд святителя был непостоянен - случались отступления от порядка, требующие немедленного распоряжения: тогда вече присвои-вало себе право суда; - например, некоторые духовные, овдовевши, женились в другой раз и оставались на священстве: нельзя было признавать таких священниками, дожидаясь приезда или решения владыки. В таких и подобных случаях вече присвоивало себе право отставлять их от должности. Митрополиты запрещали такое вмешательство. Духовенство, оставаясь без собственного владыки, с одной стороны роптало на его наместников, на поборы и налоги, на недостаток правосудия; с другой - на мирян, на вече, которое нарушало неприкосновенность прав сословия. Когда в 1469 году случился неурожай и недостаток хлеба, псковское духовенство решилось устроить собственное самоуправление, и, собравшись со всех пяти соборов Пскова на вече, объявило так: - Видите, сыны наши, что по нашим грехам Бог посылает нам с небеси, ожидая нашего обращения! Мы теперь промеж себя хотим, по правилам св. отец и апостол, поддержать крепость во всем служении священников и устроить свое управление, .- как нам, священникам, жить по номоканону; а вы, сыны, будьте нам поборниками. Правителя в нашей земле нет: нам трудно держать промеж себя крепость; вы же, дети, вступаетесь в церковные дела миром - не по правилам святых апостол и святых отец; и теперь мы, сыны, хотим и против вас поддержать духовную крепость". Вече им дало такой ответ: - "Вы про то ведаете, Божие священство, а мы вам поборники". Тогда они составили грамоту о самоуправлении, выписавши правила из номоканона: как следует управляться в церковных делах, применяясь к церковному законоположению вообще. Грамота эта была положена в ларь в церкви. Выбрали двух правителей церковных из священников (одного из города, другого из Завеличья), как бы сообразно двум посадникам, управлявшим гражданскими делами. Но не было ни согласия, ни порядка. На одного из этих поставленных церковных правителей - священника Андрея Козу, поднялись клеветники, обвиняли его перед вечем. Андрей Коза убежал ко владыке в Новгород и таким образом изменил затеянному делу при самом его начале.

Владыка Иона прибыл во Псков. Город должен был принять его с честью. Сначала Иона был ласков, служил обедни у Троицы, читал синодик на поминовение усопших; а потом стал призывать к себе священников, составлявших грамоту, спрашивал также и посадников. "Кто смел, - говорил он, - учинить это без моего ведома? Я сам хочу судить здесь, а вы что выдумали? Раздерите эту грамоту". - "Ты сам, - отвечали ему псковичи, - отче-владыко, ведаешь, что тебе здесь нельзя часто быть, а случаются дела, что тебе нельзя управить скоро; в последнее время от того делалось большое смущение церквам божиим и церковным делам, и священникам, так что и сказать тебе нельзя всего; - те, которые творили бесстыдства, сами то ведают, потому-то мы выписали из номоканона грамату и положили в ларь, по вашему же примеру, как ты, господин, и прежняя братия твоя, когда были в дому св. Троицы, судили, повелевали и благословляли священников всех пяти соборов, с вашим наместником править всякия священническия дела по номоканону". "Я, - сказал владыка, - должен буду спросить об этом митрополита Филиппа всея Русии и тогда вам дам ответ, как он повелит управить то дело. И сам я слышу от вас, дети, что это христианству сильно и развратно и Божиим церквам мятежно, а иноверным радостно, и видя христиан, живущих в такой слабости, будут они чинить нам укоры за наше небрежение". Псковское духовенство, в ожидании митрополичьего решения, мирно рассталось со своим владыкой. Иона благословил Псков, и священники отдали ему требуемый подъезд без отговорок.

В феврале 1469 года выехал владыка, а в октябре прислал во Псков грамоту от митрополита. Из нее видно было, что Иона жаловался на псковичей, как на непокорную свою паству. Вместе с грамотой первопрестольника русской Церкви пришло повеление и от великого князя. "Дети мои, священники и миряне-псковичи, - писал митрополит, - положите управление священническое на своего богомольца архиепископа; ваш государь, великий князь это вам повествует, и Филипп, митрополит всея Руссии, вас, сыновей своих, весь Псков благословляет. Искони дело то предано управлять святителю, и вам архиепископ шлет вместе с нашим человеком и своего, по имени Автонома, приказывает ему сказать вам тако: благословляю вас - священство и весь Псков, своих сыновей! Если святительские дела положите вы на мне, то сами увидите, как я поддержу, лучше вас, крепость церковнаго управления и священников". Псков принял благословение митрополита вместе с благословением своего владыки, принял и слово своего господина великого князя. Собралось вече; на нем были все священнослужители; они отложили все церковное и священническое управление по номоканону, 5-го января вынули из ларя положенную грамоту, составленную самовольно на основании номоканона, и разодрали ее. Один год и два с половиной месяца лежала она в ларе. И должны были псковичи отказаться от попыток управлять самобытно своей местной церковью, так как за семьдесят пять лет перед тем Новгород должен был отказаться от таких же попыток утвердить самобытность новгородской епархии и независимость ее от первенства митрополита всероссийского. После торжества своего новгородский владыка Иона так круто повернул свое управление над Псковом, что возбудил ропот, который отразился в тоне Псковской Летописи. Летопись упрекает его, что он, вопреки правилам номоканона, призывал к себе из Пскова вдовых священников и дьяконов, и, даром что прежде сам вооружался про-тив священнодействия вдовцов, теперь стал давать им позволение священнодействовать, а за то брал у них по рублю от печати (которой укреплялась позволительная грамота). Вероятно, здесь лично был виноват не сам владыка, а его должностные лица - дьяки, потому что владыка был дряхл и уже приближался ко гробу. Тем не менее, это обстоятельство послужило поводом, что личность Ионы совершенно иначе отпечатлелась в воспоминаниях новгородцев, чем у псковичей: у новгородцев он был святой муж, у псковичей сребролюбец и мздоимец. После падения независимости Новгорода, у псковичей встечаются прежние черты посягательства мирского веча на неприкосновенность духовенства. Так, в 1495 - 1496 г. получено требование от великого князя, чтобы Псков помогал ему в войне с немцами. Псковское вече, приговорив с десяти сох по одному конному человеку в рать, требовало того же с земель, находившихся во владении духовных особ; когда духовные стали сопротивляться, указывая, что по номоканону с церковной земли не следует "рубить, тогда степенные посадники, Яков Афанасьевич Брюхатый да Василий Опимахович, державли некоторых попов и дьяконов в одних рубахах на вече и даже грозили бес-чествовать их кнутом, который тогда уже и во Пскове входил в употребление.

Дата рождения: 13 апреля 1946 г. Страна: Россия Биография:

Родился в с. Залужье Столбцовского р-на Минской обл. Белоруссии в семье священника.

По окончании средней школы, в 1966-1969 гг., служил в рядах Советской армии.

В 1969 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, затем — в Ленинградскую духовную академию.

28 марта 1971 г. пострижен в монашество, 7 апреля рукоположен во иеродиакона, 20 апреля — во иеромонаха.

С 1972 г. исполнял послушание личного секретаря .

В 1975 г. окончил ЛДА со степенью кандидата богословия. В 1975-1978 гг. проходил стажировку в Григорианском университете в Риме.

8 августа 1978 г. возведен в сан архимандрита, 14 октября назначен настоятелем Крестовоздвиженского собора в Петрозаводске и благочинным храмов Олонецкой епархии, одновременно читал курс лекций по сравнительному богословию в ЛДС.

В октябре 1980 г. назначен настоятелем Воскресенского храма в г. Рабат (Марокко).

С 1982 г. исполнял послушание в Москве в .

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. назначен () главой и утвержден (журнал № 169) в должности настоятеля (священноархимандрита) Юрьева мужского монастыря г. Великого Новгорода и Иверского Валдайского мужского монастыря г. Валдай Новгородской обл.

Образование:

Ленинградская духовная семинария.

1975 г. — Ленинградская духовная академия (кандидат богословия).

Епархия: Новгородская епархия (Правящий архиерей) Место работы: Новгородская митрополия (Глава митрополии) Место работы: Иверский Святоозерский Валдайский монастырь (Священноархимандрит) Награды:

Ро-дил-ся в пер-вой по-ло-вине XV в. в бла-го-че-сти-вой се-мье Гон-зо-вых. Ино-че-скую жизнь на-чал в Ва-ла-ам-ской оби-те-ли под ру-ко-вод-ством св. пре-по-доб-но-го Сав-ва-тия Со-ло-вец-ко-го († 1435; па-мять 27 сен-тяб-ря по ста-ро-му сти-лю). В фев-ра-ле 1477 г. свя-той был на-зна-чен ар-хи-манд-ри-том Чу-до-ва мо-на-сты-ря, а 12 де-каб-ря 1484 г. был ру-ко-по-ло-жен в сан ар-хи-епи-ско-па Нов-го-род-ско-го.

Свя-ти-тель рев-ност-но бо-рол-ся за чи-сто-ту пра-во-сла-вия и при-ло-жил мно-го ста-ра-ний для про-све-ще-ния сво-ей паст-вы. Он устро-ил шко-лу для под-го-тов-ки свя-щен-ни-ков, со-ста-вил пас-ха-лию на пер-вые 70 лет вось-мо-го ты-ся-че-ле-тия, к 1499 г. со-брал все кни-ги Свя-щен-но-го Пи-са-ния в од-ну еди-ную «Ген-на-ди-ев-скую Биб-лию». Ему при-над-ле-жит устав-ное ука-за-ние о ли-тур-ги-че-ском по-чи-та-нии рос-сий-ских угод-ни-ков. С 1504 г. свя-ти-тель Ген-на-дий на-хо-дил-ся на по-кое в Чу-до-вом мо-на-сты-ре и 4 де-каб-ря 1505 г. мир-но ото-шел ко Гос-по-ду.

Полное житие святителя Геннадия Новгородского

Свя-ти-тель Ген-на-дий, ар-хи-епи-скоп Нов-го-род-ский, про-ис-хо-дил из ро-да Гон-зо-вых и был, по сви-де-тель-ству совре-мен-ни-ков, "муж са-но-ви-тый, ум-ный, доб-ро-де-тель-ный и све-ду-щий в Свя-щен-ном Пи-са-нии". Пер-во-на-чаль-ное по-слу-ша-ние про-хо-дил в Ва-ла-ам-ской оби-те-ли, под ду-хов-ным ру-ко-вод-ством пре-по-доб-но-го Сав-ва-тия Со-ло-вец-ко-го (па-мять 27 сен-тяб-ря). С 1472 го-да - ар-хи-манд-рит Чу-до-ва мо-на-сты-ря в Москве. Рев-ни-тель стро-го-го устав-но-го бо-го-слу-же-ния.

В 1479-1481 го-дах ар-хи-манд-рит Ген-на-дий вме-сте с Вас-си-а-ном, ар-хи-епи-ско-пом Ро-стов-ским, а за-тем с его пре-ем-ни-ком Иоаса-фом бес-страш-но вста-вал на за-щи-ту древ-не-го уста-ва в воз-ник-шем спо-ре о хож-де-нии "по-со-лонь" при освя-ще-нии но-во-го хра-ма (спор воз-ник в свя-зи с чи-ном освя-ще-ния Успен-ско-го со-бо-ра в Москве).

В 1483 го-ду свя-той Ген-на-дии на-чал стро-ить в Чу-до-вом мо-на-сты-ре ка-мен-ную тра-пез-ную цер-ковь в честь чти-мо-го им свя-ти-те-ля , мит-ро-по-ли-та Мос-ков-ско-го († 1378), ос-но-ва-те-ля оби-те-ли. 12 де-каб-ря 1484 го-да ар-хи-манд-рит Ген-на-дий был по-свя-щен в ар-хи-епи-ско-па Нов-го-род-ско-го. Бла-го-го-вея к па-мя-ти ве-ли-ко-го свя-ти-те-ля Алек-сия, Ген-на-дий, и бу-дучи в Нов-го-ро-де, не пе-ре-ста-вал за-бо-тить-ся о воз-ве-де-нии хра-ма его име-ни: "И среб-ра до-воль-но на со-вер-ше-ние хра-ма то-го и тра-пезы и па-лат по-сы-ла-ше". Вре-мя свя-ти-тель-ства в Нов-го-ро-де свя-то-го ар-хи-епи-ско-па Ген-на-дия сов-па-ло с гроз-ным пе-ри-о-дом в ис-то-рии оте-че-ствен-ной Церк-ви. Иудей-ские про-по-вед-ни-ки, при-е-хав-шие под ви-дом тор-гов-цев в Нов-го-род, еще с 1470 го-да на-ча-ли се-ять меж-ду пра-во-слав-ны-ми пле-ве-лы ере-си и бо-го-от-ступ-ни-че-ства. Лже-уче-ние рас-про-стра-ня-лось тай-но. Пер-вое из-ве-стие о ере-си до-шло до свя-ти-те-ля Ген-на-дия в 1487 го-ду: чет-ве-ро чле-нов тай-но-го со-об-ще-ства, в хмель-ном уга-ре об-ли-чая друг дру-га, об-на-ру-жи-ли пред пра-во-слав-ны-ми су-ще-ство-ва-ние нече-сти-вой ере-си. Как толь-ко это ста-ло из-вест-но свя-ти-те-лю, рев-ност-ный ар-хи-пас-тырь немед-лен-но при-сту-пил к ро-зыс-ку и с глу-бо-кой скор-бью убе-дил-ся, что опас-ность угро-жа-ет не толь-ко мест-но-му нов-го-род-ско-му бла-го-че-стию, но и са-мой сто-ли-це пра-во-сла-вия - Москве, ку-да еще в 1480 го-ду пе-ре-еха-ли во-жди жи-дов-ству-ю-щих. В сен-тяб-ре 1487 го-да он на-пра-вил в Моск-ву мит-ро-по-ли-ту Ге-рон-тию все ро-зыск-ное де-ло в под-лин-ни-ке вме-сте со спис-ком об-на-ру-жен-ных им бо-го-от-ступ-ни-ков и с их пи-са-ни-я-ми. Борь-ба с жи-дов-ству-ю-щи-ми ста-ла глав-ным пред-ме-том ар-хи-пас-тыр-ской де-я-тель-но-сти свя-ти-те-ля Ген-на-дия. По сло-вам пре-по-доб-но-го (па-мять 9 сен-тяб-ря), "сей ар-хи-епи-скоп, быв пу-щен на зло-дей-ствен-ные ере-ти-ки, устре-мил-ся на них, яко лев, из ча-щи Бо-же-ствен-ных Пи-са-ний и крас-ных гор про-ро-че-ских и апо-столь-ских уче-ний". Де-вят-на-дцать лет про-дол-жа-лась борь-ба свя-ти-те-ля Ген-на-дия и пре-по-доб-но-го Иоси-фа с силь-ней-шей по-пыт-кой про-тив-ни-ков пра-во-сла-вия из-ме-нить весь ход ис-то-рии Рус-ской Церк-ви и Рус-ско-го го-су-дар-ства. Тру-да-ми свя-тых ис-по-вед-ни-ков борь-ба увен-ча-лась по-бе-дой пра-во-сла-вия. Это-му спо-соб-ство-ва-ли тру-ды свя-ти-те-ля Ген-на-дия по изу-че-нию Биб-лии. По-сколь-ку ере-ти-ки в сво-их нече-сти-вых мудр-ство-ва-ни-ях при-бе-га-ли к ис-ка-жен-ным тек-стам вет-хо-за-вет-ных книг, от-лич-ным от при-ня-тых Пра-во-слав-ной Цер-ко-вью, ар-хи-епи-скоп Ген-на-дий взял на се-бя огром-ный труд - при-ве-сти в еди-ный свод ис-прав-ные спис-ки Свя-щен-но-го Пи-са-ния. До то-го вре-ме-ни биб-лей-ские кни-ги пе-ре-пи-сы-ва-лись на Ру-си, по при-ме-ру Ви-зан-тии, не в ви-де це-ло-го сво-да, а от-дель-ны-ми ча-стя-ми - Пя-ти-кни-жия или Вось-ми-кни-жия, Царств, Прит-чей и дру-гих учи-тель-ных книг: Псал-ти-ри, Про-ро-ков, Еван-ге-лия и Апо-сто-ла.

Свя-щен-ные кни-ги Вет-хо-го За-ве-та осо-бен-но ча-сто под-вер-га-лись слу-чай-ной и на-ме-рен-ной пор-че. Об этом со скор-бью пи-сал свя-ти-тель Ген-на-дий в по-сла-нии ар-хи-епи-ско-пу Иоаса-фу: "Жи-до-ве ере-ти-че-ское пре-да-ние дер-жат - псал-мы Да-ви-до-ва или про-ро-че-ства ис-пре-вра-ща-ли". Со-брав во-круг се-бя уче-ных, тру-же-ни-ков-биб-ле-и-стов, свя-ти-тель со-брал все кни-ги Свя-щен-но-го Пи-са-ния в еди-ном сво-де, бла-го-сло-вил вновь пе-ре-ве-сти с ла-тин-ско-го язы-ка те из Свя-щен-ных книг, ко-то-рые не бы-ли им об-ре-те-ны в ру-ко-пис-ном пре-да-нии сла-вян-ской Биб-лии, и в 1499 го-ду на Ру-си вы-шел пер-вый пол-ный свод Свя-щен-но-го Пи-са-ния на сла-вян-ском язы-ке - "Ген-на-ди-ев-ская Биб-лия", как ее по-чти-тель-но на-зы-ва-ют по име-ни со-ста-ви-те-ля, ко-то-рая ста-ла неотъ-ем-ле-мым зве-ном в пре-ем-ствен-но-сти сла-вян-ско-го пе-ре-во-да Сло-ва Бо-жия. От бо-го-вдох-но-вен-но-го пе-ре-во-да Свя-щен-но-го Пи-са-ния свя-тых рав-ноап-о-столь-ных Ки-рил-ла и Ме-фо-дия (863-885) чрез Биб-лию свя-ти-те-ля Ген-на-дия (1499) и вос-про-из-во-дя-щую ее пер-во-пе-чат-ную Острож-скую Биб-лию (1581) Цер-ковь со-хра-ни-ла неиз-мен-ным сла-вян-ское биб-лей-ское пре-да-ние вплоть до так на-зы-ва-е-мой Ели-за-ве-тин-ской Биб-лии (1751) и всех по-сле-ду-ю-щих пе-чат-ных из-да-ний. На-ря-ду с под-го-тов-кой Биб-лии круг цер-ков-ных книж-ни-ков при ар-хи-епи-ско-пе Ген-на-дии вел боль-шую ли-те-ра-тур-ную ра-бо-ту: бы-ла со-став-ле-на "Чет-вер-тая Нов-го-род-ская ле-то-пись", до-ве-ден-ная до 1496 го-да, пе-ре-ве-де-ны, ис-прав-ле-ны и пе-ре-пи-са-ны мно-го-чис-лен-ные ру-ко-пис-ные кни-ги. Игу-мен Со-ло-вец-ко-го мо-на-сты-ря До-си-фей, при-быв-ший в Нов-го-род по мо-на-стыр-ским де-лам, несколь-ко лет (с 1491 по 1494) тру-дил-ся у свя-ти-те-ля Ген-на-дия, со-став-ляя биб-лио-те-ку для Со-ло-вец-ко-го мо-на-сты-ря. По прось-бе свя-ти-те-ля До-си-фей на-пи-сал жи-тие пре-по-доб-ных Зо-си-мы (па-мять 17 ап-ре-ля) и Сав-ва-тия (па-мять 27 сен-тяб-ря). Боль-шин-ство книг, пе-ре-пи-сан-ных с бла-го-сло-ве-ния свя-ти-те-ля Нов-го-род-ско-го (бо-лее 20) для Со-ло-вец-кой оби-те-ли, со-хра-ни-лось в со-ста-ве Со-ло-вец-ко-го со-бра-ния ру-ко-пи-сей. Рев-ност-ный по-бор-ник ду-хов-но-го про-све-ще-ния, ар-хи-епи-скоп Ген-на-дий для под-го-тов-ки до-стой-но-го кли-ра ос-но-вал в Нов-го-ро-де шко-лу.

Па-мять о свя-ти-те-ле Ген-на-дии со-хра-ня-ет-ся и в дру-гом его тру-де на бла-го пра-во-слав-ной церк-ви.

В кон-це XV ве-ка над рус-ски-ми ума-ми тя-го-те-ла гроз-ная мысль о ско-рой кон-чине ми-ра, ко-то-рой жда-ли по ис-те-че-нии седь-мой ты-ся-чи лет от со-тво-ре-ния ми-ра. По окон-ча-нии ми-ро-твор-но-го кру-га в 1408 го-ду на Ру-си не осме-ли-лись про-дол-жить пас-ха-лию да-лее 1491 го-да. В сен-тяб-ре 1491 го-да ар-хи-ерей-ский Со-бор Рус-ской Церк-ви в Москве при уча-стии свя-ти-те-ля Ген-на-дия опре-де-лил: "На-пи-сать Пас-ха-лию на ось-мую ты-ся-чу лет". 27 но-яб-ря 1492 го-да мит-ро-по-лит Зо-си-ма "на Москве из-ло-жил со-борне пас-ха-лию на 20 лет" и по-ру-чил епи-ско-пу Фило-фею Перм-ско-му и ар-хи-епи-ско-пу Ген-на-дию Нов-го-род-ско-му со-ста-вить каж-до-му свою пас-ха-лию для со-бор-но-го сви-де-тель-ство-ва-ния и утвер-жде-ния 21 де-каб-ря 1492 го-да. Свя-ти-тель Ген-на-дий окон-чил со-став-ле-ние сво-ей пас-ха-лии, ко-то-рая, в от-ли-чие от мит-ро-по-ли-чьей, бы-ла про-дол-же-на на 70 лет, и, рас-сы-лая по епар-хи-ям одоб-рен-ную Со-бо-ром при-ня-тую пас-ха-лию на 20 лет, при-со-еди-нил к ней и свою, вме-сте с тол-ко-ва-ни-ем на нее и Окруж-ной гра-мо-той, под об-щим за-гла-ви-ем "На-ча-ло пас-ха-лии, пе-ре-ло-жен-ной на ось-мую ты-ся-чу лет". В бо-го-слов-ском тол-ко-ва-нии пас-ха-лии, ос-но-ван-ном на Сло-ве Бо-жи-ем и сви-де-тель-стве свя-тых от-цов, свя-ти-тель пи-сал: "Не скон-ча-ния ми-ра стра-шить-ся по-до-ба-ет, но ждать при-ше-ствия Хри-сто-ва на вся-кое вре-мя. Сколь-ко бла-го-во-лит Бог сто-ять ми-ру, столь-ко про-длит-ся и об-хож-де-ние вре-мен". Вре-ме-на устро-е-ны Твор-цом не для Се-бя, но для че-ло-ве-ка: "Да ра-зу-ме-ет че-ло-век вре-мен пре-ме-ну, чтет сво-ея жиз-ни ко-нец". О сро-ках же свер-ше-ния тво-ре-ния Бо-жия "ни-кто же весть, ни Ан-ге-лы, ни па-ки Сын, но ток-мо Отец". По-то-му свя-тые от-цы, на-и-ти-ем Ду-ха Свя-то-го, из-ло-жи-ли ми-ро-твор-ный круг имен-но как "круг": "Сие учи-ни-ша ко-ло-врат-но, не иму-ще кон-ца". Ере-ти-че-ским пре-льще-ни-ям о ис-чис-ле-нии сро-ков свя-ти-тель про-ти-во-по-ста-вил освя-щен-ный Цер-ко-вью путь по-сто-ян-но-го ду-хов-но-го трез-ве-ния. Свя-той Ген-на-дий из-ла-га-ет бо-го-слов-ские ос-но-вы пас-ха-лии, объ-яс-ня-ет, как при по-мо-щи Аль-фы, ве-ли-ко-го ми-ро-твор-но-го кру-га, мож-но вы-во-дить пас-ха-лию на бу-ду-щее, на-сколь-ко по-тре-бу-ет-ся. Пас-ха-лия свя-то-го Ген-на-дия, по его сви-де-тель-ству, не бы-ла им со-став-ле-на за-но-во, но бы-ла вы-ве-де-на на ос-но-ва-нии преж-не-го пре-да-ния - в част-но-сти, на ос-но-ва-нии пас-ха-лии, на-пи-сан-ной на 1360-1492 го-ды при свя-ти-те-ле Ва-си-лии Ка-ли-ке, ар-хи-епи-ско-пе Нов-го-род-ском (13 июля 1352). По пра-ви-лам ра-бо-ты с пас-ха-ли-ей, утвер-жден-ным свя-тым Ген-на-ди-ем, поз-же, в 1539 го-ду, при ар-хи-епи-ско-пе Нов-го-род-ском Ма-ка-рии, бы-ла со-став-ле-на пас-ха-лия и на всю вось-мую ты-ся-чу лет.

О вы-со-кой ду-хов-ной жиз-ни и мо-лит-вен-ном вдох-но-ве-нии свя-ти-те-ля сви-де-тель-ству-ет со-став-лен-ная им в 1497 го-ду мо-лит-ва к Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це. Кро-ме из-вест-ных по-сла-ний мит-ро-по-ли-там Зо-си-ме и Си-мо-ну, ар-хи-епи-ско-пу Иоаса-фу, епи-ско-пам Ни-фон-ту и Про-хо-ру, по-сла-ния к Со-бо-ру 1490 го-да, ар-хи-епи-скоп Ген-на-дий на-пи-сал цер-ков-ный "Уста-вец" и "Пре-да-ние ино-кам", жи-ву-щим по уста-ву скит-ско-го жи-тия. Оста-вив ар-хи-пас-тыр-ское слу-же-ние, с 1504 го-да свя-ти-тель жил на по-кое в Чу-до-вом мо-на-сты-ре, где мир-но ото-шел ко Гос-по-ду 4 де-каб-ря 1505 го-да. В Сте-пен-ной кни-ге чи-та-ем: "Ар-хи-епи-скоп Ген-на-дий пре-бы в ар-хи-епи-ско-пах де-вят-на-дцать лет, мно-га ис-прав-ле-ния по-ка-за о цер-ков-ном бла-го-ле-пии и о свя-щен-ни-че-ском бла-го-чи-нии, и ере-ти-ки по-сра-ми, и пра-во-слав-ную ве-ру утвер-ди, по-сле-ди же све-ден бысть на Моск-ву, и пол-тре-тья ле-та пре-бысть в мо-на-сты-ри чу-де-си Ар-хан-ге-ла Ми-ха-и-ла и свя-та-го мит-ро-по-ли-та и чу-до-твор-ца, иде-же преж-де бысть в ар-хи-манд-ри-тех, ту и пре-ста-ви-ся к Бо-гу". Свя-тые мо-щи ар-хи-епи-ско-па Ген-на-дия бы-ли по-ло-же-ны в хра-ме Чу-да свя-то-го Ар-хан-ге-ла Ми-ха-и-ла в Хо-нех, в том ме-сте, где по-ко-и-лись до то-го мо-щи осо-бо чти-мо-го им свя-ти-те-ля Алек-сия, мит-ро-по-ли-та Мос-ков-ско-го. Па-мять свя-ти-те-ля Ген-на-дия тво-рит-ся так-же в 3-ю Неде-лю по Пя-ти-де-сят-ни-це, в день, ко-гда Свя-тая Цер-ковь вспо-ми-на-ет всех свя-тых, в Нов-го-ро-де про-си-яв-ших.

Новгородский владыка-архиепископ не только ведал делами церковными, но и играл большую роль в политической жизни Новгорода. Он возглавлял правительственный совет, состоявший в основном из бояр. Он следил за деятельностью веча. Всякое его решение требовало “благословения” владыки. Он мирил спорящие стороны, входя в бушующую толпу в священном облачении и с крестом. Своею печатью владыка скреплял договорные грамоты с иноземцами. Двор владыки у Софийского собора и сам собор были правительственным центром, где собиралась “господа”, здесь хранили государственный архив. Владыка был хранителем государственной казны. У него был свой штат чиновников и даже свой полк, стоящий отдельно от новгородского ополчения. Владыка был крупным землевладельцем.

Вече в Новгороде являлось органом высшей государственной власти, выносило решения, наделяло полномочиями должностных лиц, выступало в договорах с иностранцами от имени феодальной республики.

Сбор веча проводился звоном вечевого колокола. На вече приходили все полноправные жители города. Инициатива созыва веча принадлежала посаднику, князю и самому народу. Все жители города могли присутствовать на вече: бояре, житьи люди, купцы, земцы, ремесленники, городская беднота - поденщики, грузчики, крестьяне близлежащих деревень, т.е. все, кроме холопов. Решения принимались криком. Решающую роль в решении вопросов играл совет господ, включавший в себя родовитых бояр, владыку, князя, посадника и тысяцкого.

Население Новгорода и его земель делилось по своему положению на две группы: “людей лучших” и “людей молодших”. К первой принадлежали бояре, житьи люди и добрые купцы. Это была богатая знать, владевшая землями в разных местах пятин, снабжавшая новгородский рынок товарами из этих земель. Те из богатых семей, которых часто избирали на высшие должности вечем, приобретали особую знатность и название бояр. Менее чиновные, но столь же богатые семьи звались житьими.

Богатство отделило знать от прочего населения. Все бедное население составляло одну массу “черни”, называемой << меньшими” людьми. Это были мелкие торговцы, ремесленники, работники. В пятинах же меньшими людьми звались смерды (крестьяне) и половники (батраки, работающие на хозяев из половины урожая). Смерды жили на государственных землях и были устроены в особые общины, носившие название погостов.

История Новгорода - постоянные междоусобия и смуты. Боярский совет или “совет господ” в своих руках держал политическую власть. Нажимая на зависимую бедноту, бояре проводили через вече необходимые решения. Однако такая зависимость раздражала свободную чернь. Вечевая толпа часто ополчалась против бояр и тогда “худые мужики” начинали бить и грабить своих “лучших людей”. Внутренние противоречия привели к падению феодальной республики. Чуя опасность и не имея сил в открытой борьбе сохранить свою независимость, новгородцы вынуждены были прибегнуть к единственно оставшемуся средству: искать союза с одним врагом, чтобы с его помощью защититься от другого. И в поисках союзников новгородцы разошлись. “Лучшие люди” желали союза с Литвой против Москвы, а “молодшие люди” желали сблизиться с Москвой и бороться с Литвой. Дело кончилось тем, что Московское княжество в 1478 г. завоевало Новгород, а затем присоединило к себе все его земли.

Политический строй Пскова. Как было сказано выше, Псков был крупнейшим пригородом Новгорода. Расположен он на скалистом берегу реки Великой. Первоначально Псков состоял из небольшой крепости - “детинца”, а затем превратился в твердыню, совершенно неприступную для врага. В “детинце” помещался главный собор Святой Троицы, имевшей для Пскова такое же значение, что и Святая София для Новгорода. Псков делился на шесть концов, которые, как и в Новгороде, имели свое особое управление. Земля, принадлежавшая Пскову, была невелика и узкой полосой тянулась вдоль реки Великой и берегов Чудского озера. На ней было создано 12 крепостей, которые окружали главную крепость - Псков.

Такая система укреплений была необходима на западной границе Руси. Псков стоял на рубеже русских поселений, лицом к лицу с немцами и Литвою.

Разросшись и разбогатев на торговле, Псков вышел из-под власти Новгорода и получил в 1348 г. независимость.

В Пскове были те же политические органы, что и в Новгороде. Основным органом власти был “совет господ”. Князья так же, как и в Новгороде, формально были ограничены в своей власти. Вечем и здесь руководила “господа”. Посадник играл и в Пскове важную роль.

Вечевая жизнь Пскова общим строем своим походила на Новгородскую, но вече в Пскове было более благоустроенно и мирно, чем в Новгороде. В Пскове не было столь резкого имущественного различия среди жителей, а поэтому не было столь острых противостояний.

Право и судоустройство в Новгороде и Пскове на первых порах было одинаковым. Но с течением времени развитие права в Великом Новгороде и Пскове пошло отдельными путями.

Памятником законодательства Псковской республики является Псковская судная грамота. В 1843 г. профессор юридического лицея в Одессе Мурзакевич в библиотеке князя Воронцова среди старинных рукописей нашел постановления об устройстве судебных учреждений в Пскове, о порядке судопроизводства, затем постановления уголовные и гражданские. Все найденные акты получили название Псковской судной грамоты.

Прежде всего необходимо отметить, что Псковская судная грамота кроме права собственности знает залоговое право и право пожизненного пользования, так называемую кормлю. Этим правом пользовался переживший супруг. Грамота различает недвижимое (вотчина) и движимое (живот) имущество. В ней оговорены способы получения собственности (по истечении срока давности, приплод, наследство, находка и др.).

Псковская судная грамота особое внимание уделяет залоговому праву. Заложенное имущество не переходило во владение залогодержателя.

В этом источнике права обстоятельно разработано обязательственное право. Грамота знает договоры: дарения, купли-продажи, мены, ссуды, поклажи, личного найма, найма помещения, дарения. Как правило, договоры поклажи, дарения займа свыше 1 рубля заключались в письменном виде или при свидетелях. Договоры, заключенные в состоянии опьянения, признавались недействительными.

В Псковской судной грамоте можно найти много статей, которые регулировали отношения между землевладельцами и феодально зависимым населением - изорниками, огородниками и кочетниками (рыболовами). Изорники (от слова “орать” -пахать), получая от собственника земельный участок, брали от него “покруту” (подмогу) серебром или натурой. Изорники работали “исполу”, т.е. половину урожая отдавали землевладельцу. Они имели право уходить от хозяина только 26 ноября, вернув взятую подмогу.

Псковская судная грамота знает как наследство по закону, так и по завещанию. Перечислены возможные наследники: отец, мать, сын, брат, сестра и другие близкие родственники.

Оставался непоколебимым принцип: “сестра при братьях не наследница”. Были расширены наследственные права супругов: переживший супруг наследовал “вотчину”. При вступлении в новый брак он лишался права пользования вотчиной и она переходила к законным наследникам.

Завещание в Пскове и Новгороде оформлялось письменно, почему и называлось “рукописанием”. Оно должно было утверждаться путем положения его в ларь (архив) Святой Софии (в Новгороде) или Святой Троицы (в Пскове).