Нод по развитию речи тема зима. НОД по развитию речи «Зима


Цель:
учить детей использовать полученные знания о зиме, грамотно оформлять в речи свои суждения, умозаключения; использовать имеющийся словарный запас по теме.
Обучать детей составлять рассказ по картине, при описании использовать точные по смыслу подобранные слова.
Развивать диалогическую речь, связную речь.
Закреплять правила безопасности в зимнее время.
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Методы и приемы : рассматривание картины, беседа, рассказ, вопросы педагога, образец высказывания, указание педагога, план рассказа, предложенный педагогом.

Материал и оборудование : картина «Зимние забавы», мольберт, д/и «Правила безопасности в зимнее время», аудиозапись со звуком метели, магнитофон.

Предварительная работа : разучивание физ. минутки «Зимние забавы», рассматривание иллюстраций: «Времена года», «Безопасность зимой».

Ход занятия:
Педагог. Ребята, мы с вами знаем волшебные слова. Когда мы их произносим, с нами что-нибудь происходит. Интересно, что сегодня с нами произойдет?
Произносите их четко, внятно, не торопясь. Готовы?
Пока дети произносят волшебные слова, педагог «превращается в зиму».
Педагог. Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года? (ответы детей).
Педагог. Я – зима — владычица трех месяцев. Знаете каких? (ответы детей).

Педагог. Какая зима бывает? (снежная, хрустальная, холодная и т.д.). Придумайте слова, которые очень похожи на слово снег. (ответы детей – снежный, снеговик, снегурочка, снежок, снежинка).

Педагог. Как изменилась природа зимой?
А вам нравится зимнее время года? Чем оно вам нравится? (ответы детей).

Педагог. Мой знакомый художник написал замечательную картину. Вам не показалось странным, что я сказала «написал», а не нарисовал? Я не ошиблась – так принято говорить: художник написал, (а не нарисовал) картину. Написал он ее о зимних забавах, но я никак не могу придумать к ней название. Вы мне поможете? (дети проходят и садятся на стульчики).

Рассматривание картины и беседа по ней.
Педагог. Давайте внимательно ее рассмотрим.
Какое время года вы видите на картине?
Какая погода стояла в тот зимний день?
Что делают дети? и т.д.
(ответы детей)
Педагог. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, а теперь давайте отдохнем.

Физ. минутка . Зимние забавы.
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком —
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

Подготовка детей к рассказу по картине. Сообщение педагогом плана рассказа .

Рассказ детей по картине .
Педагог. Мне очень понравились ребята ваши рассказы.
Хочу у вас спросить, знаете ли вы правила безопасности в зимнее время? (педагог показывает картинки, а дети объясняют правила безопасности зимой).
Педагог. Загостились вы у меня, пора вам возвращаться в детский сад. До свидания.
Дети произносят волшебные слова: на одной ножке ты покрутись и в детском саде окажись!
Педагог. Что нового вы узнали сегодня, чему научились, что понравилось?

Название: Конспект НОД по развитию речи «В гости к зиме»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи,

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №40 «Снегурочка»
Месторасположение: ХМАО, Тюменская область, город Сургут

Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему «Зима белоснежная» с детьми второй младшей группы »Ягодка» «Зима белоснежная».

Интегрируемые образовательные области:

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Социализация

Чтение художественной литературы

Музыка

Виды деятельности:

Игровая

Познавательная

Музыкально-художественная

Продуктивная

Программные задачи:

Образовательные:

Обогащение яркими впечатлениями через художественные произведения.

Систематизировать знания детей о зиме.

Развивать умение отгадывать загадки.

Расширять словарный запас прилагательных.

Упражнять в согласовании слов в предложении.

Учить самостоятельно составлять описание игрушек.

Совершенствовать здоровье сберегающие технологии. (Пальчиковая гимнастика, тактильная игра-массаж, психогимнастика).

Развивающие:

Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми.

Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.

Формировать эмоциональную отзывчивость.

Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Подводить детей к созданию выразительности с помощью нестандартного способа изображения снега.

Словарная работа:

Активизировать в речи детей слова: снежинка, пушистая, узорчатая, воздушная, холодный, белый, снежок.

Предварительная работа:

Наблюдения, игры со снегом, игры с игрушками зверей, рассматривание картин о зиме, чтение и разучивание стихов о зиме, разучивание игры, пальчиковой гимнастики, разгадывание загадок.

Демонстрационный материал:

Пластиковые снежинки, волшебный сундучок с игрушками зверей, индивидуальные листы с заданиями, вата, клей, снег в ведре, сугробы из такни, ёлочки, аудиозапись «Зимняя мелодия».

Ход занятия:

Вход под легкую музыку.

Приветствие «Здравствуйте». (Установление эмоционального контакта).

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй беленький снежок.

Здравствуйте ребятишки - девчонки и мальчишки. Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую. Ребята, я знаю, что все дети любят отгадывать загадки. И я вам сейчас хочу загадать загадку. «Дел немало у меня. Я белым одеялом всю землю укрываю. Белю поля, дома. Зовут меня…» (Зима) И сегодня я предлагаю вам ребята совершить прогулку в сказочный зимний лес, полный сказок и чудес! Хотите отправиться вместе со мной? – Да!!! А как же мы в лес попадем? Не пешком же мы пойдем?! Пусть санки нас домчат туда. Начнем собираться в дорогу, зимой в лесу холодно, поэтому нужно теплее одеваться. (Тактильная игра массаж «Собираемся на прогулку»).

Обуваем ножки в новые сапожки,

Шапку на головку и завяжем ловко,

На руки перчатки, в добрый путь ребятки. (Под музыку поехали).

Дети, мы уже не в зале, в лес волшебный мы попали, тишина кругом стоит. Ребята, что вы видите на полянке? - Ёлочки. Какие они?- Пушистые, зеленые, большие и маленькие. Сколько их? Какого они цвета? Ребята мы с вами находимся в сказочном лесу, и именно здесь происходит много чудес! А увидеть эти чудеса может только человек с хорошим настроением и добрым сердцем. Давайте найдем свое сердце, прижмем обе руки к нему и прислушаемся, как оно стучит тук-тук-тук. А представьте теперь, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий, теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте пошлем друг другу немного света и тепла своего сердца. (Руки вынесли вперед).

Ребята, а сейчас поднимите головки, посмотрите, что вы видите? Туча. Какая большая туча висит над головой. А как вы думаете, что может посыпаться из тучи зимой? – Снег. Воспитатель дергает, летят снежинки. Какая красота, ловите их. Возьмите в руку и скажите, что это?- Снежинки. Рассмотрите их, какие они?- Белые, пушистые, легкие, воздушные, узорчатые.

А сейчас давайте подбросим снежинки вверх и поймаем их, какие они?- Легкие. Как вы догадались, что они легкие? – Почувствовали руками. Ребята, а что снежинки умеют делать? – Летать, кружиться, падать, таить. Вот и свершилось ребята первое чудо. (Снежинки прилетели из тучи). Давайте покружимся все как снежинки. (Игровое упражнение «Снежок» на развитие положительных эмоций, воображения).

Ой, ребята посмотрите, сколько снега намело под елочку! Дети подходят к елочке, воспитатель достает ведро со снегом. Дети берут снег в ладошку. Рассмотрим, какой он? – Белый, легкий, мягкий. А что можно сделать из снега?- Из него можно лепить. А что можно слепить? - Снежные комочки, снеговика. А сейчас сдавите снег в кулачке, что произошло?- Течет вода, вы ощущаете холод рукой, конечно, ведь зима любит холод, мороз. Рука у нас теплая, поэтому снег постепенно таит. Какой холодный снежок, давайте вытрем ручки.

Слышится рычание. А вот ребята свершилось еще одно чудо. Вы слышите, кто это рычит? Он большой и косолапый, любит лапу он сосать, а зимою крепко спать. – Конечно это медведь. Мы его разбудили, поздоровались. Рассмотрите медведя, какой он? – Коричневый, большой, неуклюжий, лохматый, любит лапу он сосать. Молодцы, вот видишь мишка, мы про тебя все знаем.

Медведь: Я очень люблю, когда про меня читают стихи.

Воспитатель: Ребята, а кто знает стихи про мишку?

Медведь: Молодцы, ребята, мне очень понравились стихи про меня.

Воспитатель: Ребята, а медведь для вас еще приготовил сюрприз. Вот, сундучок. Ой, какой красивы. Давайте посмотрим, что приготовил нам мишка. (Игра «Чудесный сундучок»).

Вот чудесный сундучок

Всем ребяткам он дружок,

Очень хочется всем нам

Посмотреть, ну что же там?

Варя, открой-ка сундучок, достань любую игрушку и расскажи нам о ней.

Это ЗАЙКА - У него белая пушистая шубка, длинные ушки, короткий хвостик. Живет в лесу под кустом. Он умеет быстро бегать, любит морковку.

Это ЛИСИЧКА - У нее золотистый мех и пушистый красивый хвост. Живет она в лесу в норке.

Это ВОЛК – У него серая шубка. Он зубастый и злой. Живет в лесу в логове.

Ребята, а где живут все эти животные? – В лесу. Значит это какие животные? – Дикие.

Ребята, здесь в волшебном сундучке что-то еще лежит. Да это же картина. Посмотрите, какая красивая картина. Что на ней нарисовано? – Ёлочки, туча, сугроб. Какое здесь время года изображено? – Зима. Но на картине не хватает снега. Сейчас мы попробуем это исправить. Показ равномерного приклеивания снега.

На полянку, на лужок тихо падает снежок

Легкие пушинки, белые снежинки. Посмотрите и на Ёлочку упали снежинки, будет ей тепло, и под Ёлочку упали пушистые снежинки, тихо падают и падают, всю землю укрыли снежным одеялом, не холодно теперь земле, не страшны морозы Ёлочке. Но прежде чем вы приступите к аппликации, давайте разогреем наши пальчики. Пальчиковая игра-массаж «Пальчик-мальчик». А сейчас давайте наклеим снег. (Аппликация нестандартным методом снега на развитие положительных эмоций, воображения). Молодцы, сколько снега наклеили, получилась зимняя картина!

Рефлексия:

А теперь ребята с лесом нам пора расстаться

В детский сад всем возвращаться

Скажем громко, полон лес и загадок и чудес

Звонко бубенцы звенят

Все мы едим в детский сад.

И вот вернулись мы в детский сад. Ребята, скажите, где мы были сегодня? Кого встретили? Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу?





БДОУ «Пологрудовский детский сад»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима»

Подготовила:

воспитатель 1 квалификационной категории

Кузьмина Дарья Александровна

2017

Тема НОД: «Зимушка-зима».

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное и физическое развитие.

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

- образовательная: учить отвечать на вопросы, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод моделирования;

- развивающая: развивать навык словообразования, активизировать словарь детей;

- воспитательная: воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе, прививать любовь к поэтическому слову.

Методы и приёмы: письмо от Зимы, беседа о зиме, загадки о зиме, физминутка, игры «Передай снежок», «Доскажи словечко» , рассказ по мнемотаблице «Зима» , сюрпризный момент, рефлексия.

Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад, снежок.

Оборудование : сундучок с заданиями; компьютер; снежок.

Предварительная работа : беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках

Ход НОД I . Организационный момент.
Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты - мой друг

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Ребята, а теперь сядьте все красиво и покажите мне, что вы готовы к занятию.
Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня. II . Мотивация.
Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина? (ответ -
зима )
- Я тоже так думаю! (слайд №1-Волшебница Зима).
Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок -
сундучок – вот он!
Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!
Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).
Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов. Если мы на

них ответим, то получим сюрприз, который приготовила нам волшебница-Зима.

III . Целеполагание.

Вы хотите получить сюрприз? (Ответы детей). Что нужно для того, чтобы получить его? (Ответы детей).

IV . Содержательный, деятельностный этап. 1. Закрепить признаки зимы.

Ваня, скажи пожалуйста, какое сейчас время года?
На дворе зима. А как же называются зимние месяцы?

Стали дни короче, Солнце светит мало. Вот пришли морозы - И зима настала!
Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?
Вот сейчас мы с вами поиграем - я слеплю снежок из снега и буду вам его давать, а вы берите и отвечайте.

Игра «Передай снежок» Какая у нас зима? ( снежная, холодная, морозная );
что бывает зимой? ( метель ветер, река замерзла );
что можно сказать о снеге? Какой он? ( пушистый, мягкий, укрыл всю землю )
Молодцы, хорошо описали зиму!
2. Развитие связной речи.

Рассказ воспитателя «Гостья зима»

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Первичное восприятие рассказанного воспитателем:

Кто пришел к нам в гости?

Какое время года было до этого?

Чем зима накрыла землю?

Какие подарки принесла зима?

Для чего людям нужны эти подарки?

Что такое зимние забавы?

3. Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

4. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:

Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки- подсказки. Слушайте внимательно и скажите мне, кто рассказал особенно интересно и выразительно о гостье зиме. (Пересказывают 2-3 человека)

Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки» .

5. «Снежок - загадка» отгадывание загадок:

Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет. (Зима)

Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)

Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)

Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)

Их треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)

Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые... (Снежинки)

Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет. (Сугроб)

Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой? Не лопатой, не метлой, а железною рукой. (Снегоочиститель.)

Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (Снежная баба)

Кручу, урчу,
Знать никого не хочу. (Метель)

Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова.
6. Игра «Доскажи словечко»: Тихо-тихо, как во сне, падает на землю ……………………………………… снег! С неба всё скользят пушинки - серебристые …………………………. снежинки! На поселке, на лужок, всё снижается ……………………………………………….. снежок! Вот веселье для ребят - все сильнее …………………………………………… снегопад! Все бегут в перегонки, все хотят играть в …………………………………….. снежки! Словно в белый пуховик, нарядился …………………………………………. снеговик! Рядом – снежная фигурка, это девочка ……………………………………. снегурка! На снегу-то, посмотри, с красной грудкой …………………………………… снегири! Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил ………………………………… снег!
Какие слова вы добавляли? (
снег, снежинки, снежок, снеговик …)
На какое слово они все похожи? (
на слово «снег» )
V. Рефлексия.

Вспомните ребята, о чём мы говорили?

Что мы делали?

Что Вам понравилось?

Дата публикации: 24.03.18

Конспект НОД по развитию речив старшейгруппе

на тему «Зима»

Цель: учить детей составлять рассказы с опорой на картинный план и вопросы; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.

Программные задачи:

Образовательные: формировать понятие «времена года», уточнить знания о признаках зимы, учить составлять небольшие рассказы.

Развивающие: развивать речевоедыхание, общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память. Развивать навыки устной связной монологической речи.

Воспитательные: воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Ход деятельности:

Дети проходят в зал, который оформлен как зимний лес (ёлки, деревья, под ними «сугробы»).

Здравствуйте! Добрый день!

Пальчиковая игра: «Как живёшь?»

Как живёшь? - Вот так!

Как бежишь на лыжах? - Вот так!

А как на коньках? – Вот так!

Вдаль глядишь? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Ночью спишь? – Вот так!

Как играете в снежки? – Вот так!

- Ребята, я рада за то, что мы с хорошим настроением начинаем сегодняшний день, а какое сейчас время года?

-Назовите, пожалуйста, зимние месяцы.

Декабрь, январь, февраль.

- А зима, она какая? (белая, снежная, пушистая, буранная, морозная, серебристая, блестящая, красивая, холодная и т.д.).

Ребята, а сегодня я приглашаю вас на прогулку в сказочный, зимний лес. А перед дорогой, давайте послушаем и посмотрим«Зимнюю сказку».

Видеосюжет: «Зимняя сказка».

Ребята, я сказала, что лес сказочный, значит, там нас могут ожидать сюрпризы. А вам не страшно?

Пальчиковая игра «Зимняя прогулка»

Очень холодно зимой,

Но мы пойдём гулять с тобой.

Я надену шубку,

Я надену шапку,

Я надену шарфик,

А ещё платок.

А потом красивые, тёплые, пушистые

Крошки рукавички на руки натяну.

И хотя я маленький, у меня есть валенки.

Вот мы и пришли в зимний лес. Здесь много деревьев. Апод деревьями лежат сугробы. Что лежит под деревьями?

Сугробы. (повторить хором и индивидуально).

Ребята, что лежит под сугробом? Это же снежный ком. Поиграем с ним?

Игра «Снежный ком лови, зимнее слово назови».

(снег, мороз, буран, шуба, Дед мороз, ёлочка, шарф, валенки, варежки, сосулька, снежинка и т.д.).

-Ребята, вы назвали обычные зимние слова. А теперь превращайте их в ласковыеслова.

Игра «Назови ласково»

Зима - зимушка

Горка - горочка

Санки - саночки

Сосулька - сосулечка

Снежинка - снежиночка

Шапка - шапочка

Салазки - салазочки

Ёлка - ёлочка

Звезда - звёздочка.

Ой, какие красивые слова вы знаете! А ротики ваши не замерзли? Поиграем с ними?

Ма - ма - ма - в лесу у нас зима

Ме - ме - ме - мы скучали по зиме.

Ми - ми - ми - санки ты собой возьми.

Ой - ой - ой - с горки катимся зимой.

Лю - лю - лю - зиму снежную люблю.

Молодцы, все зарядились бодростью! Займите свои места.

К нам кто-то идет в гости, кто догадайтесь сами?

Снег катили и месили

Человека мы слепили,

Вместо глаз- два уголька,

Там, где нос-морковка,

А в руках метелка.

Кто, он наш Егорка?(Снеговик)

Выставляется игрушка на стол.

Снеговик приготовил для вас загадку.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица-

Белокожа, круглолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебро.

О чем эта загадка, о каком времени года? (О зиме.) Что за тройка прилетела?

(Три зимних месяца) Назовите их? (Декабрь, январь, февраль) Какой сейчас зимний месяц? (Ответы детей.)

Ребята, на занятии мы будем составлять рассказ о зиме, для этого нам надо отгадать загадки о приметах зимы.

Педагог загадывает загадки и выкладывает отгадки на доску.

Он – пушистый,

Серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станеткапелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

Белый Тихон с неба спихан,

Где пробегает-

Горкой замирает. (Сугроб)

Он вышел- ни кто не видел,

Он сказал-ни кто не слышал..

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

И не снег и не лед,

А серебром деревья убирает. (Иней)

Без досок, без топоров,

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло,

Скользко, весело, светло. (Лёд)

Избушка новая-

Для всех столовая,

Зовет обедать.

Крошек отведать.(Кормушка)

ФИЗМИНУТКА: дыхательное упражнение

Представьте, что у вас на ладошке - снежинка. Сдуваем её нежно, медленно, чтоб она летела долго и медленно.

Игра: «Подбери слово»

Картина с изображением зимнего пейзажа.

Зима что сделала? (пришла, явилась, наступила…)

Снег что сделал? (выпал, закружил, завьюжил, засверкал..)

Сугробы что сделали? (образовались, выросли, появились..)

Лед что сделал с реками и озерами ?(покрыл, сковал, заморозил..)

Иней,что сделал с деревьями? (припушил, нарядил, покрыл, разукрасил..)

Каково зимой птицам? (холодно, голодно)

Что делают дети зимой для птиц?

Посмотрите на схему и послушайте, какие предложения о зимеможно составить:

Наступила зима.

Выпал снег.

Появились сугробы.

Сковал лед.

Деревья покрыты инеем.

Птицам холодно и голодно.

Дети вывешивают кормушки.

Проводится физминутка.

Сегодня у зимы новоселье,

Будет большое веселье.

Дом построен из сугроба-

Вот такой вышины!

Белый коврик у порога_

Вот такой ширины!

Погляди-ка, потолки- ледяные,

Высокие- превысокие, кружевные!

Мы по лестнице шагаем,

Выше ноги: топ, топ!

Двери комнат открываем
Слева-хлоп!

Справа-хлоп!

Мы войдем с поклоном:

Здравствуй, зимушка-зима!

Педагог: Чтобы,ваши рассазы о зимеваши были полными и красивыми, добавим в предложения слова – признаки.

Наступила зима какая? (морозная, холодная, ветреная, снежная, метельная, длинная, лютая)

Итак, наступила холодная, морозная зима.

Выпал какой снег? (белый, пушистый, серебристый, скрипучий, рассыпчатый, холодный, блестящий, сверкающий)

Да выпал белый пушистый снег.

Появились, какие сугробы? (большие, глубокие, мягкие, пушистые)

Появились огромные пушистые сугробы.

Реки и озера сковал, какой лед? (толсты, прозрачный, гладкий, крепкий, скользкий, сверкающий)

Реки и озера сковал толстый прозрачный лед.

Деревья покрыты каким инеем?(белым, пушистым, серебристым, искристым, холодным, колючим)

Деревья покрыты искристым, серебристым инеем.

Каково птицам зимой? (холодно, голодно, грустно, невесело, трудно, зябко)

Птицам голодно и холодно.

Какие кормушки вывешивают дети?(большие, удобные, деревянные)

Педагог: Сейчас вы будете составлять рассказы о зиме, используя схему.

Каждый рассказ от имени снеговика оценивает педагог.

Затем дети сами проводят итог занятия, отвечая на вопросы: о чем вы сегодня вели беседу? Что учились делать? Чей рассказ понравился? Почему?

Цель : развитие речи.
Задачи . Обобщить и систематизировать знания о зиме, её приметах, явлениях. Воспитывать активность, самостоятельность, бережное отношение к природе. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, логически завершать предложения,поясняя причину событий. Активизировать слова снег, снежный, снегурочка, снеговик, снежинка, зимушка-зима. Упражнять в составлении простого полного предложения. Развивать связную речь, навыки общения, речевой слух, память, мышление.

Ход занятия.
Воспитатель: Предлагаю детям послушать рассказ.
"Солнце на небо вышло, заискрились в его лучах снежинки. Дети выбежали кататься на санках, играть в снежки. И какая тут потеха пошла, что мороз - не мороз!"

Вопросы детям.
О каком времени года этот рассказ?
По каким словам вы догадались что речь идет о зиме?
После чего наступает зима?
А какие зимние месяцы вы знаете?
А сейчас я вам предлагаю поиграть в зимние месяцы (на столах изображение домов и лиц-масок символизирующих различное эмоциональное состояние: веселое, мечтательное,грустное).
В этих домах живут зимние месяцы. У каждого месяца своё настроение.
Назовите первый месяц зимы?
Какую поговорку вы знаете о декабре?
Дети . В декабре, в декабре все деревья в серебре.
Воспитатель: В народе декабрь называют веселым месяцем. Почему?
Дети . Потому что пошел снег,мы лепим снеговика, строим горки, снежные крепости, и всем радостно.
Воспитатель: Назовите следующий меся зимы?
Какую поговорку вы знаете о январе?
Дети . Открываем календарь, начинается январь.
Воспитатель: Этот месяц- мечтатель,так как пришел новый год, все загадывают желания,и конечно же мечтают,что они сбудутся.
А какой последний месяц зимы?
Какую поговорку вы знаете о феврале?
Дети . Дуют ветры в феврале,воют в трубы звонко. Змейкой мчится по земле легкая поземка.
Воспитатель: В народе февраль называют грустным месяцем. Почему?
Дети . В феврале дуют холодные ветра,воют метели,всем нам холодно и неуютно.
Воспитатель: А сейчас дети подумайте, кто из вас у какого месяца хотел бы побывать в гостях. (дети выбирают месяц, распределяются по подгруппам
и обосновывают свой выбор).
Воспитатель: Скажите дети чем пахнет зима (морозом)
Как одним словом назовем день зимой (зимний)
А как мы ласково называем зиму чтобы она нас не морозила? (зимушка, красавица,волшебница)

ФИЗМИНУТКА
Воспитатель: А сейчас дети я вам расскажу интересную историю.
Утром шла я в детский сад,
Встретила лесных зверят,
Мне конверт они вручили
В нем заданье для ребят.

(открываем конверт и находим силуэт снеговика)

ЗАДАНИЕ.
Воспитатель: Я буду говорить начало предложения,а вы будете заканчивать предложение добавляя слово-снеговик.
Мы решили слепить-(снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему-(снеговику).
Мы показали друзьям нашего-(снеговика).
Мы играли с нашим-(снеговиком).
Мы рассказали бабушке о-(снеговике).
Воспитатель: У слова "снеговик" есть слова родственники,давайте вспомним и назовем эти слова.
Дети . Снег,снегурочка,снегирь,снежинка.
Воспитатель: Теперь вы попробуйте с каждым из этих слов составить предложения (дети составляют предложения).

ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Расскажите какая погода зимой когда идет снег (снежная,красивая)
Когда сильный мороз (морозная,холодная,солнечная,яркая)
Когда метель вьюга (вьюжная,пасмурная)
Зимой метель что делает (метет)
Из снеговой тучи снежинки что делают (падают,летят,кружатся)
Дождь зима превратит в (снег)
Вода станет зимой чем?
На улице все падали и скользили потому что...
Птицы зимой перебрались поближе к жилью человека,потому что...