Интересные вещи баухауз. Стиль Баухауз в интерьере: описание и фото


Стиль баухаус отражает традиционную немецкую практичность. Даже в его названии выражено стремление к простоте: "bauhaus" в переводе с немецкого означает "строить дом". Именно под таким названием впервые сформировались новые принципы архитектурного дизайна.



Совсем немного истории

Годом основания стиля считается 1919-й, когда в германском городе Веймар молодой архитектор Вальтер Гропиус, заняв кресло руководителя новой высшей школы строительства и конструирования, предложил сосредоточиться на объединении индустриальных возможностей производства с простыми, но эстетичными формами.

Первые же проекты наглядно продемонстрировали перспективность нового взгляда на архитектуру, и стиль баухаус мгновенно стал символом новой эпохи индустриализации. Вскоре принципы нового стиля были отражены и в интерьерах.












Характерные черты

Основные характерные черты стиля баухаус были определены еще его основателями:

  • функциональность,
  • простота,
  • эстетизм.

При этом особое внимание уделялось максимальному использованию всех возможностей промышленного производства. Иными словами, создатели стиля стремились к промышленному, потоковому производству красивых и удобных вещей, в которых будут использованы новейшие разработки и материалы.

По сути, баухаус — это конвейерное производство шедевров, в которых красота форм неотделима от практичности, а простота является синонимом удобства.

Во многом именно благодаря стилю баухаус дизайн стал постепенно проникать в дома и квартиры рядовых граждан со средним достатком.













Форма, материалы и цвета

Баухаус легко определить в стиле интерьера и, в особенности, в стиле мебели. Его отличительные черты — прямые плоскости и линии, строгие геометрические формы, отсутствие лишних, отвлекающих и нефункциональных деталей.

Наличие металла в мебели практически безошибочно указывает на баухаус. Именно этот стиль доказал, что даже холодность стали может стать символом уюта и комфорта.

Являясь рупором индустриализации, баухаус не стесняется искусственных материалов, умело и эффектно сочетая их с деревом, стеклом, натуральной кожей и камнем.

Мебель в стиле баухаус — это кожа, грубая ткань, хромированные металлические элементы, пересекающиеся по диагонали стальные трубки. Весьма выразительна мягкая мебель в этом стиле — гнутые стальные трубки, строгие прямоугольные подушки, отсутствие подлокотников в креслах. Концепция встроенной мебели, яркими представителями которой являются шкафы-купе, тоже создана в рамках этого стиля.

Баухаус не отказывается от использования декора, но несколько по-иному смотрит на его использование. Декор в интерьере баухаус — не самостоятельное украшение, а часть общей идеи — красивый, но непременно функциональный.

Цветовая гамма в баухаусе, это обязательное сочетание холодных и теплых оттенков. Камень и светлая штукатурка непременно "разбиваются" теплотой натурального дерева, холодность металла и стекла — кожей или текстилем.








3 концепции стиля баухаус

  • Пространство — это жизнь.

Согласно концепции баухаус, человек должен жить не среди вещей и предметов мебели. Все они лишь его помощники, а не красивое и бесполезное окружение, поэтому каждый предмет мебели или декора должен быть простым — без излишней и пустой пышности.

Такие массивные и габаритные предметы как шкафы, необходимо встраивать, освобождая пространство для жизни.

  • Минимум украшений.

Создавая этот стиль, не следует увлекаться узорами, орнаментами, декоративным оформлением. В искусственных материалах отдавайте предпочтение однотонным глянцевым или матовым поверхностям, а заботу о декоративной привлекательности натуральных материалов оставьте самой природе: кожа, камень, дерево — фактура и декоративность каждого из этих материалов украсит помещение сама собой.

Весь дизайн, когда либо созданный человечеством, не возникает из ничего и не исчезает бесследно. Внешний вид предметов, которые сегодня окружают и менеджеров среднего звена, и богемных художников - не ислючение. В новой серии материалов Platfor.ma будет разбираться в том, откуда растут корни у современного дизайна. Начнем с одного из главных направлений - школы простоты и функциональности — баухауз, которая определила дизайн Apple и Ikea.

Здание школы Баухауз-Дессау

Баухауз, как высшую школу строительства и художественного конструирования, в 1919 году создал и возглавил Вальтер Гропиус, художник и ремесленник в одном лице. Главной концепцией школы было соединение искусства со строительной техникой, а идеология заключалась в ответственности дизайнера перед человеком, обществом и развитием культуры в целом.

С 1919 по 1925 годы школа существовала в Веймаре (Германия), затем в 1926 году переместилась в Дессау. Именно там Гропиус спроектировал здание школы, которое до сих пор считается шедевром архитектуры функционализма. Интерьер и внутреннее оборудование были созданы самими учениками и преподавателями школы.

Вальтер Гропиус — немецкий архитектор, учредитель Баухауса.

Преподаватели были творчески смелыми, активными, одержимыми поиском новых идей. Они разделяли взгляды Гропиуса на единство искусства и ремесла. «Художник — лишь высшая степень ремесленника», — говорил он. В Баухаузе преподавали лучшие представители искусства ХХ столетия: Иоханнес Иттен, Василий Кандинский, Пит Мондриан, Людвиг Мис ван дер Роэ.

Стержнем обучения была идея ремесленных средневековых цехов, которые работали по принципу «мастер — подмастерье — ученик». В начале студенты изучали основы ремесел и свойства материалов, а главной задачей было отойти от классического восприятия искусства как отдельных форм, свести воедино все его виды, от живописи до архитектуры. Прикладная часть включала в себя эксперименты с формой сырого материала, его свойствами и работу с механизмами. Параллельно постоянно изучалась и углублялась теория цвета, рисунка, формы.

В 1928, после Гропиуса школу возглавил Ханнес Майер. Он привнес в учебный процесс две новые дисциплины: экономику и психологию. В мастерских же школы Майер наладил массовое производство мебели и деталей интерьера, главными принципами которых были дешевизна и минимальное количество деталей. За счет недорогого производства максимально функциональных вещей их могли позволить себе все слои населения. В целом же в стенах школы создавалось невероятное количество предметов интерьера, посуды, мебели, плакатов, которые в итоге и начали представлять баухауз как стиль.

Bauhaus by Magdalena Droste

«Большинство артефактов дизайна на протяжении почти всего периода жизни человечества обладали одной общей чертой: они делались для богатых и могущественных.

После Первой Мировой войны, русской революции и парочки финансовых кризисов внезапно появилось огромное поле дизайнерской деятельности - создание продуктов, которые гораздо лучше, чем без дизайна, но не дороже в производстве.

Продуктов, привлекательность которых создаётся не за счёт дополнительной работы (например, внешней орнаментировки, которая требует времени на нанесение), а за счёт неотъемлемых свойств объекта. Всё - чтобы создавать предметы, которые смогут себе позволить даже люди необеспеченные. Характерным примером этой лавины является Баухаус».

Но несмотря на это, в Дессау к школе относились враждебно, что привело к практически полному сокращению дотаций. В 1932 году новый директор школы Людвиг Мис ван дер Роэ «перевез» Баухауз и открыл его как частное предприятие в Берлине. Но уже на следующий год, с ростом влияния нацистов, школу пришлось закрыть, как «рассадник коммунизма». Многие преподаватели вынуждены были скрываться от преследований и эмигрировали в США.

Зародившись в Германии, баухауз как стиль имел огромное влияние не только в Европе. В Америке его идеи успешно развивали архитекторы и дизайнеры Чарльз и Рэй Имз. В 1929 году, проведя медовый месяц в Европе, Чарльз Имз впервые и познакомился с работами школы. Вернувшись домой, он основал в Сент-Луисе архитектурное бюро, где идеи баухауза пропагандировали уже на территории США. Впрочем, работы Имз заслуживают отдельной статьи.

Eames Aluminum Group Executive Chair Eames Molded Plywood Dining Chair Eames Wire Chairs

Школа просуществовала всего 14 лет, но стиль и идеи людей, которые свято верили в простоту формы и функционализма, сделали огромный вклад в культуру не только того времени, но и в дизайн и архитектуру современности.

LE1 loudspeaker, 1960. Design: Dieter Rams. Manufacturer: Braun

Сейчас эта идеология функциональности и простоты формы наиболее ярко выражена в скандинавском графическом дизайне и архитектуре . В одежде идеи баухауза можно обнаружить в стиле нормкор , а в промышленном дизайне - у Apple и Ikea.

К примеру, первый каталог Apple открывали слова «Простота - предел совершенства». А сам Стив Джобс говорил, что идеальный продукт - это базовая сущность и простота без излишеств.

Основные принципы баухауза можно выразить так:

Художник должен быть ремесленником, без отрыва от ручного труда и технологии;

Нужно обучаться смежным профессиям, не зацикливаться на изучении узкой специализации;

Простота формы и функциональность — основа хорошего дизайна;

Следует учиться у мастеров, которые владеют прикладными знаниями дисциплины;

Проектировать промышленные строения и системы с высокой ответственностью перед социумом и культурой

Все просто и гениально. Как и сам баухауз

Баухауз - самая влиятельная школа прикладного искусства, дизайна и архитектуры XX века.За четырнадцать лет своего существования она произвела художественную революцию, стала тем местом, где художники и ремесленники разных стран пытались переосмыслить мир. Представители Баухауза стали основоположниками принципа практической полезности и рациональности форм, заложили новый подход к обучению, работе с городскими ландшафтами, мебелью и предметами быта.

В этой статье мы расскажем про основные этапы ее становления и про то, как и кем были заложены принципы самого смелого учебного учреждения XX века. Также вы узнаете о досуге и знаменитых вечеринках студентов Баухауза и о некоторых работах, созданных его мастерами и студентами.

Баухауз в Веймаре 1919-1925


Первое здание университета Баухауз в Веймаре, построенное в 1904 году

25 апреля 1919 года в Веймаре открылась Высшая школа строительства и художественного конструирования - Баухауз. Ее директором стал Вальтер Гропиус. Еще находясь на фронте Первой мировой войны, будучи уже известным архитектором, Вальтер мечтал об учебном заведении, которое изменило бы значение дизайна и мир вообще. Такая возможность представилась ему на посту директора крупнейшей школы дизайна XX века.

Гропиус считал, что каждый художник должен знать ремесло и нет разницы между художником и ремесленником. Эти и другие принципы он заложил в декларации 1919 года. «Архитекторы, скульпторы, художники, мы все должны обратиться к ремеслам». Революционный дух манифеста соответствовал духу послевоенного времени. Манифест сопровождала Гравюра Лайонела Фейнингера (Lyonel Feininger) «Собор».


Эта гравюра по дереву Лионеля Фейнингера была включена Вальтером Гропиусом в основополагающий манифест и программу Баухауза в 1919 году

«Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник - лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника. Здесь источник истинного формотворчества.»

Подход к отбору и обучению студентов

Гропиус решил, что у студентов Баухауза должно быть по два наставника по каждому предмету. Мастера и ремесленники обучали профессии, художники прививали эстетическое вдохновение и чувство вкуса. Первыми преподавателями стали Иоганнес Иттен, Лионель Фейнингер и Герхард Маркс. Позднее к ними присоединились Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь. Многие из первых студентов впоследствии оставались в Баухаузе в качестве мастеров.

Студентам Баухауза было от семнадцати до сорока пяти лет. Учитывая тяжелый военный период, Гропиус убедил Веймарское министерство образования отменить плату за обучение и назначить финансовую помощь тем студентам, чьи работы были коммерчески успешны.

Поступить в Баухауз могли и мужчины, и женщины. В первые годы девушки распределялись преимущественно в ткацкие и текстильные цеха. Гропиус считал, что работа с металлом и архитектура не подходят женскому типу мышления. Интересно, что одна из самых известных студенток Веймарского Баухауза Марианна Брандт работала именно в металлическом цехе и в 1928 году стала его руководителем.

Василий Кандинский, 1922–1933, Преподаватель / 1923–1933, Заместитель директора

Иоханнес Иттен, 1919–1923 - заместитель директора

Ласло Мохой-Надь, 1923–1928 - преподаватель

Герхард Маркс, 1919–1924 - преподаватель

Гропиус сам придумал программу обучения в Баухаузе. Большая ее часть была связана с ручной работой. Он был уверен, что ручной и машинный труд не различаются по своей сути, а отличаются только возможными масштабами производства. Только человек, знающий ремесло и работающий с материалами, способен качественно и профессионально управлять машинами. Он хотел, чтобы студенты не чертили на бумаге, а работали с материалами и создавали реальные объекты.

Учебная программа Баухауза в Веймаре

Первая учебная программа Баухауза состояла из трех курсов: подготовительного, практического и строительного. На подготовительном студенты изучали основы формы и работы с материалами. На практическом - занимались ремеслом, создавали продукцию для массового потребления, детально изучая проблемы формы и цвета. В каждой мастерской обучали работе с определенным материалом: камнем, деревом, металлом, глиной, стеклом, текстилем, цветом. На строительном курсе подмастерья работали уже на строительных площадках.


Диаграмма Гропиуса

Такой подход к обучению давал ученикам Баухауза возможность почувствовать радость от создания новых объектов. Студенты должны были понимать, что их будущее связано с промышленностью и массовым производством.

Одним из первых преподавателей подготовительного курса стал швейцарский художник Иоганнес Иттен, которому Гропиус лично предложил присоединиться к школе. Из Вены, где Иттен преподавал, с ним приехало шестнадцать учеников, они стали первыми студентами Баухауза.


Йоханнес Иттен занимается с учениками физическими упражнениями на крыше школы, 1931

Иттен разработал «форкурс» - новый метод художественного образования, призванный помочь художнику найти свой путь, не подавляя его личность. В Баухауз поступали люди разного уровня подготовки, знания ремесла и истории искусств. На форкурс, по настоянию Иттена, зачисляли всех, кто хотел заниматься искусством.

Форкурс длился один семестр: студенты должны были раскрепоститься и освободиться от условностей; выбрать профессию и материал, с которым интересно работать; изучить законы цвета и формы. После курса студенты переходили в интересующие их мастерские для изучения непосредственно ремесла.

«Чтобы развить чувство единства форм, я давал шрифтовые упражнения, предлагая поработать над шрифтом и различными формами, используя принципы квадрата, треугольника или круга»

Для расслабления и концентрации студентов Иттен начинал занятия с медитации и дыхательных упражнений. На курсе художественной грамоты они, наоборот, хаотично двигались и танцевали, чтобы понять, как изобразить ритм на бумаге.

Композиция из разных по конрасту форм, Веймар 1920

Упражнение на контраст форм и контраст светлого и темного, Веймар 1920

Упражнение с круговыми формами, Веймар 1920

Белые и черные круги. Ф. Дикер, Веймар, 1919

После ухода Иттена из Баухауза в 1923 году подготовительный курс стал вести Ласло Мохой-Надь, а с 1928 - художник и дизайнер Джозеф Альберс.

Выставка 1923 года в Веймаре

Спустя 4 года после основания Баухауза правительство Тюрингии (куда входит Веймар) начало активно интересоваться результатами его работы, возник вопрос о целесообразности подобного использования денег налогоплательщиков. В 1923 году в Веймаре состоялась выставка работ студентов Баухауза.


Основным экспонатом на выставке стал образцовый жилой дом Хауз-ам-Хорн - пример функционального строительства, оснащенный всем необходимым для современной жизни. Такой дом был доступен обычному рабочему, был экологичен и воплощал основные принципы Баухауза.


Жилой дом Хауз-ам-Хорн
Интерьер кухни дома

Театральный курс

Одной из причин формирования театрального курса было желание объединить студентов и преподавателей, сформировать между ними дружеские отношения. Предполагалось, что театр должен не только использовать художественные приемы, но и законы механики, оптики и прочие научные знания.


Групповое фото танцоров Триадического балета, 1927
Костюм, разработанный немецким художником Оскаром Шлеммером для «Триадического балета», 1922

В 1922 году на сцене Национального театра в Штутгарте состоялась премьера постановки «Триадический балет» (или балет «Триада»), для которой немецкий художник Оскар Шлиммер разработал четыре типа костюма-формы: «Вращающаяся архитектура», «Марионетка», «Технический организм» и «Метафизическая выразительная форма».

Оформлением сцены театра в Дессау также занимался Шлеммер, который присоединился к Баухаузу еще в 1920 году. Именно Шлеммер нарисовал знаменитый логотип Баухауза.

Работа курсов

У каждого мастера Баухауза был свой подход к преподаванию теории и ведению практических занятий. Рисование, конструирование, пение, психологические практики или танцы - все это способствовало раскрытию личности, осознанности и творческого потенциала студентов. Мы уже о самых знаменитых предметах, придуманных в стенах Баухауза. Ниже представлены менее известные работы и наброски, созданные в процессе обучения.

Василий Кандинский присоединился к школе в 1922 году, позднее стал помощником директора и проработал в этой должности до 1933 года. Он был одним из самых влиятельных мастеров Баухауса. Его занятия включали в себя теорию цвета, аналитический рисунок и основы художественного проектирования. В классе Кандинского студенты изучали отношение цвета к форме через анализ отдельных элементов, таких как линия, точка и плоскость.

Немецкий композитор Гертруда Грунов преподавала в Баухаузе «Теорию гармонизации». Она считала, что способность личности к самовыражению зависит от чувства цвета, звука и формы. Развитие чувствительности, логические упражнения и даже отдельные психологические сеансы были составными частями курса Грунов.

Пауль Клее ставил перед собой задачу обучить студентов основам цвета и форм так, чтобы они могли работать с ними самостоятельно. Он избегал на своих занятиях сложных дискуссий, стремясь к гармонии и естественности. Из-за своего мудрого и проникновенного способа передачи знаний в Баухаузе Клее получил прозвище «magician» (маг, волшебник).

Танцы нон-стоп

В Баухаузе были организованы музыкальные и танцевальные вечера, лекции и концерты. На них могли приходить не только студенты, преподаватели, другие дизайнеры и архитекторы, но и местные жители. Таким образом художники могли пообщаться с простыми людьми, для которых они проектируют свои объекты, а люди, не связанные с искусством, узнать немного больше о дизайне и архитектуре.


Четыре ученика Баухауза в кружке: Роберт Ленц, Хин Бредендик, Лони Нейман и Герман Готель

Танцы, фестивали и маскарады, купание в общественных водоемах (по некоторым сведениям - голышом), боксирование - все это было неотъемлемой частью студенчества Баухауза и привлекало к себе немало внимания. Танцы были популярны в зимнее время. Фаркаш Мольнар в эссе 1925 года «Жизнь в Баухаузе» писал, что зима - это «сезон, когда нужно танцевать, чтобы быть здоровым». Он также отмечал особую красоту студенток Баухауза.

«Кандинский предпочитает появляться, украшенный, как антенна, Иттен - как аморфный монстр, Фейнингер - как два правильных треугольника, Мохой-Надь - отрезок, пересекаемый крестом, Гропиус - Ле Корбюзье…»

Повод для праздника находили очень просто. Так, например, в ветреный день был организован «Фестиваль воздушных игр» - более двухсот самолетов самых разных размеров, форм и цветов поднялись над головами студентов и мастеров. Отдельного внимания стоят костюмированные вечеринки. Каждый костюм на них был уникальным, созданным вручную специально для конкретного вечера.

Баухауз в Дессау 1925-1931


Здание школы со стороны входа
Комплекс Баухауза в Дессау. Общежитие справа

Новое здание в Дессау, построенное по проекту Гропиуса, включало в себя зону с мастерскими и классными комнатами, сцену и обеденный зал для студентов, административный сектор, двадцать восемь апартаментов, а также прачечные и ванные комнаты. Комплекс был возведен всего за год - к 1926 году.

В Дессау произошли некоторые изменения в расписании. Теперь один класс вел только один мастер (обязательное участие в обучении художника и ремесленника больше не требовалось). Был значительно расширен архитектурный факультет, добавлен курс типографии и верстки.


Мастера школы на крыше здания в 1926 в Дессау
Пауль Клее и Василий Кандинский за завтраком. Дессау, 1929

В 1925 году преподаватели и последователи Баухауза отказались от использования в своих работах прописных букв, поддержав тем самым шрифт Universal, разработанный австрийским графическим дизайнером Гербертом Байером. Германское общество инициативу не поддержало - в немецком языке с прописных букв начинаются существительные.


Герберт Байер создал типографскую идентичность Баухауза

Закрытие Баухауза

Вальтер Гропиус был директором школы 9 лет, в 1928 году его сменил Ханнес Мейер , руководивший курсом архитектуры. Гропиус сам выбрал себе преемника. Недопонимание с муниципальными властями вынудили Мейера покинуть пост уже спустя 2 года. В 1930 году руководство принял .

Мис оставался директором до окончательного закрытия Баухауза в 1933 году в Берлине, куда школа переехала годом ранее. Здание школы в Дессау заняла национал-социалистическая партия.

Во время нацистского режима многие архитекторы-евреи эмигрировали из Германии в Палестину. Более 4000 зданий было построено в Тель-Авиве в 30-е годы. Эти сооружения - всемирное культурное наследие ЮНЕСКО - носят название «Белый город».

Почему Баухауз так важен?

Ниже представлен текст, который был размещен на обложке книги австрийского художника Герберта Байера «Баухауз 1919-1928». Книга была издана в 1938 году к ретроспективе Баухауза в Музее современных искусств в Нью-Йорке, когда принципы Баухауза уже имели значительное влияние в мире искусства и дизайна.

  1. Баухауз смело принимает машины, как инструмент, достойный художника;
  2. Баухауз решает проблему хорошего дизайна для массового производства;
  3. Баухауз собирает на своих факультетах больше выдающихся художников, чем любая другая школа искусств;
  4. Баухауз преодолевает пропасть между художниками и промышленностью;
  5. Баухауз ломает систему, которая разделяет «изобразительное» и «прикладное» искусство;
  6. Баухауз понимает, что можно обучить технике, но нельзя обучить творческой изобретательности;
  7. Здание Баухауза в Дессау - главное архитектурное сооружение 20-х годов;
  8. Методом проб и ошибок Баухауз придумал новый и современный вид красоты;
  9. И, наконец, потому что влияние Баухауза распространилось на весь мир и особенно сильно сегодня в Англии и Соединенных Штатах.

Баухауз был первым подобным учебным заведением, его идеи и принципы мгновенно распространились среди креативного сообщества XX-века и остаются актуальными по сей день.

Почти 100 лет назад ученики Баухауза придумали дома, предметы и мебель, без которых мы не представляем своей жизни сегодня. Доступность, функционализм и эстетика - этими критериями руководствуются многие современные дизайнеры и архитекторы. «Меньше - лучше» - принцип, который мы понимаем уже почти интуитивно.

Мы подготовили для вас подборку интересных материалов, если вы хотите узнать о Баухаузе больше

Смотреть

Лекция цикла Анны Броновицкой «Архитекторы ХХ века. Часть 2», посвященная директору Баухауза Вальтеру Гропиусу:

Лекция Артема Дежурко в Еврейском музее и центре толерантности:

на английском

на английском

Книга Евы Форгач (Éva Forgács) о феномене и развитии Баухауза « » Éva Forgács

Посетить

События 2019 года, посвященные 100-летию Баухауза , от Strelka mag;

Официальный сайт, посвященный

Bauhaus , как направление архитектуры, с отличительными особенностями форм и функций сформирован в Германии в начале прошлого века — в 1920-х годах, а затем продолжил своё развитие в США, после 1930-го года.

Особенности архитектуры Bauhaus.




Есть ряд характеристик Bauhaus / международного стиля архитектуры:
1) Минимум орнамента, максимум функциональности;
2) Использование асимметрии и повторяющейся симметрии;
3) Максимальное использование пространства помещений;

Bauhaus здания, как правило, кубической формы с прямыми углами (хотя некоторые встречаются с закругленными углами и балконами); имеют гладкие фасады и открытую планировку.


Со временем архитектурный стиль Bauhaus получал признание архитекторов и инженеров и распространился по всему миру. Американская форма архитектурного стиля Bauhaus трансформировала имя стиля в международный.

Международный стиль


Некоторые критики утверждают, что к архитектуре Bauhaus могут относиться здания построенные только в Германии, а все остальное следует относить к международному стилю — в то время как другие используют оба термина как синонимы одного явления. Редакция журнала поддерживает идею взаимозаменяемых понятий.

Термин международный стиль был принят после публикации книги историка Генри-Рассел Хичкока и архитектора Филиппа Джонсона, которая совпала с выставкой 1932г в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA). Книга называется «Международный стиль».


Bauhaus архитектура посвящена социальному аспекту дизайна с созданием новых форм доступного для людей жилья.

Формирование и развитие стиля Bauhaus архитектуры произошло еще и благодаря прогрессу в строительных материалах и инженерии. Развитие строительных технологий, использование железобетона позволило придавать бетонным стенам любую форму.школе дизайна Баухаус , которая функционировала с 1919 по 1933 (первая в Веймаре, затем в Дессау), на прямую зависел от развития технологии в целом. Целью школы стало соединение всех искусства в рамках концепции дизайна. Чтобы создать эти новые связи и использовать технологии, недоступные ранее, совмещая их с новыми формами и образами, от каждого из своих 700 студентов школа требовала забыть все, что они знали на сегодняшний день.

Лучшие представители искусств того времени были приглашены Гропиусом для преподавания в школе —
художники : Пауль Клее, Василий Кандинский, Лионель Фейнин, Оскар Шлемер;
влиятельные архитекторы : Мис ван дер Роэ, Ханнес Майер, и сам — все внесли вклад в становление и формирование образа Bauhaus / международного стиля в архитектуре, промышленном дизайне и графическом дизайне.

Современная дизайнерская мода в интерьере и архитектуре находится на этапе пересмотра классических, формировавшихся веками стилей. Пересматривается взгляд на функциональность жилья, его эргономичность и эстетическое выражение. При этом существует довольно узкий пласт направлений, появившихся сравнительно недавно. К таким относится стиль баухауз, который зародился в начале прошлого столетия и по-прежнему сохраняет базовые принципы организации жилого пространства в условиях индустриальной эпохи.

Общие сведения о стиле

Формирование истоков стиля происходило в Германии в 20-х годах. Идеологом направления считается Вальтер Гропиус, который в 1919 году занимал кресло руководителя школы конструирования и строительства. На ее базе и был организован круг дизайнеров и архитекторов, которые выработали концепцию стиля.

Надо отметить, что оттенок индустриализма - не единственное, что к тому моменту было отражено в новой концепции. Основоположники направления стремились воплотить в нем потребности нового человека того времени. Как ни странно, многое из заложенного в первоначальных принципах актуально и на сегодняшний день. В то же время баухауз - архитектурный стиль, который выходит далеко за рамки интерьерного дизайна. И это касается не только стилистических черт, но и конструкционного исполнения, форм и материалов.

Принципы стиля

В основе стиля лежит принцип сращивания ремесла и прикладного искусства. Это значит, что художник становится творцом и мастером на одном уровне с ремесленниками, предлагая свои произведения для рядовых потребителей. Иными словами, стиль предлагает создание не сугубо практичных форм и предметов, а подлинных произведений искусства, которые занимают место в архитектурном ансамбле или же интерьере частного дома.

Для объединения искусства и ремесленничества был сформулирован принцип координации усилий специалистов разного профиля, которые бы могли вместе решать художественные, технические и экономические задачи, неизбежно возникающие на разных этапах строительства. На текущий момент баухауз - стиль в дизайне, который можно характеризовать как функциональный, простой и в то же время современный. Концепция направления в отличие от многих стилей не отбрасывает идеи обустройства жилья с привнесением технологичности. И если для направления хай-тек подобные решения во многом выглядят как элементы эстетического выражения, то баухауз использует их в практических целях.

Материалы для отражения стиля

Ограничений по выбору материальной базы стиль накладывает немного, но есть явный уклон в сторону тяжелых, долговечных и надежных конструкций. В частности, главным материалом можно назвать металл. Сегодня он практически не используется в интерьерах, но внешняя отделка вполне может быть выполнена с применением металлического сайдинга, профильных конструкций и балок.

В помещениях доминируют пластиковые и стеклянные поверхности. Но и в этом случае надо отметить, что оба материала должны пройти специальную обработку - пропитку или закалку для придания прочности и надежности. Есть место и для кожаных изделий, которые украшают собой дома в стиле баухауз, привнося также оттенки естественности. Что касается непосредственной отделки поверхностей, то штукатурка является главным средством оформления стен для этого стиля. По крайней мере, она выступает основой, на которой может быть применена и покраска, и оклейка обоями.

Цветовые решения

Пожалуй, это один из самых демократичных стилей в плане выбора цветов. Через оттенки поверхностей и декоративных элементов баухауз практически не выражается. В таких домах можно встретить и холодные, и теплые цвета. С другой стороны, можно выбрать тактику следования духу индустриального стиля. И тогда вновь на первый план выйдет тяжелая или как минимум нейтральная фактура, подчеркиваемая бежевыми, серыми и даже черными цветами.

Но при этом нельзя сказать, что консерватизм и аскетизм - главное, что должен отражать стиль в интерьере баухауз. Фото, представленное ниже, свидетельствует о том, что этому направлению также могут быть свойственны оттенки игры и контраста. Добавление синего, желтого и зеленого оттенков разбавят скучную палитру и едва ли сделают интерьер менее привлекательным и эстетически выразительным.

Требования к освещению

Если в выборе цветового оформления предоставляется определенная свобода, то для освещения существуют вполне конкретные правила. Прежде всего, организация размещения приборов должна быть разделенной. Для каждой функциональной зоны в помещении предусматривается своя группа источников. Причем упор делается на встроенные светильники, крупные люстры, торшеры и плафоны. И в этом контексте можно подчеркнуть сходство современной моды на светодиодное точечное освещение и стиля баухауз, который также тяготеет к функциональности и технологичности. Выбирать модели светильников следует по критериям мощности, массивности и яркости. Света должно быть много, но при этом надо помнить о комфортности для глаз. К примеру, LED-источники желательно использовать только в оснащении потолка. А для классических конструкций в тех же торшерах и люстрах применять обычные лампы накаливания.

Подходящие предметы мебели

В подходе к организации мебельной обстановки доминирует практичность. Иногда даже в ущерб эргономике. Так, дизайнеры рекомендуют отказываться от кресел с подлокотниками и дополнительными приспособлениями, повышающими комфорт. Оптимальным выбором будут компактные, трансформируемые предметы, которые не будут занимать много места и позволят рационально использовать свои функции. В плане материалов можно вспомнить, что баухауз - стиль в интерьере, который ориентируется на металл, пластик и стекло. Действительно, мода на экостили в данном оформлении не прослеживается, в чем, впрочем, есть свои положительные моменты. Корпуса из пластика и металла отличаются долговечностью и функциональностью, хотя и не всегда смотрятся эстетично, как мебель из натуральных материалов.

Элементы декора

К декоративным материалам и особенно украшениям как таковым стиль равнодушен. Полностью отказываться от подобного оформления не стоит, но желательно, чтобы оно носило определенную смысловую нагрузку. Это могут памятные картины, фотографии, фамильные подсвечники и т. д. В то же время стиль баухауз не накладывает ограничения на совмещение эстетической привлекательности и функциональности компонентов интерьера. Это значит, что вносить желаемые оттенки декора можно через текстиль, ковровые покрытия, ту же отделку стен и приборы освещения. Каждый элемент стоит выбирать исходя из общей стилистики помещения, на которую делается упор в рамках направления баухауз.

Отражение стиля в архитектуре

Данное направление в архитектуре изначально ориентировалось на строительство многоквартирных домов. Это были трех-четырехэтажные дома, формировавшие целые поселки для рабочих. Соответственно, речь могла идти только о квартирах малой площади, из чего и происходит определенное стремление к минимализму. Например, стиль баухауз в архитектуре предполагает устройство монохромных гладких поверхностей. Если же переносить этот жанр на современную почву строительства частных домов и коттеджей, то он может органично уложиться в концепцию оптимизации пространства. Это будет дом, в сооружении которого рационально использовались недорогие стройматериалы. Близка этому направлению также идея каркасного строительства на базе домкомплектов. В данном случае и сам процесс возведения здания будет оптимизирован.

Заключение

С точки зрения современного жителя мегаполиса, данный стиль предлагает немало интересных и оригинальных решений. За счет минимальных ресурсов он позволяет организовать самобытный неповторимый интерьер. Но также следует учитывать ограничения, которыми отличаются дома в стиле баухауз - как во внешнем оформлении, так и во внутреннем устройстве. В частности, придется отказаться от повышенной комфортабельности и декоративности. Эти качества обеспечиваются уже по остаточному принципу, а первое место отводится функциональности и простоте. При этом нет ограничений в части использования современных коммуникаций, технологичного оборудования и аппаратуры. Как и в период своего зарождения, так и в наши дни этот стиль идет навстречу техническому прогрессу и приветствует новые средства, расширяющие возможности эксплуатации жилого пространства.