Греческий православный монастырь Искушения на Сорокадневной горе, рядом с Иерихоном. Гора искушения в палестинском иерихоне и мои хождения по ней


Несколько лет назад на форуме ассоциации экстремального туризма Сарма обсуждали, возможно ли пройти к монастырю Каранталь или же это совсем дохлый номер, учитывая, где расположена сия достопримечательность. Тогда же там пришли к выводу, что соваться своим ходом туда не стоит, и попадание туда до попадания в руки палестинской полиции, израильской армии или террористов маловероятно. На том история с Каранталем заглохла. В принципе, единственным полулегальным способом посещения монастыря для израильтян на сегодняшний день является примыкание к группе православных паломников. Но эту группу вначале нужно найти, потом прикинуться паломником, а потом проскочить вместе с огромной толпой в автобусе через все КПП. Способ не самый приятный, да и не очень интересный.

А посему я, isr_max , который вообще ничего не боится, а также raul22 , который уже просто привык, пошли иным путем (то есть своими ногами) и не только успешно попали в монастырь, но еще и с миром вернулись домой. Всего Большое иерихонское путешествие заняло два дня и потребовало небольшой предварительной подготовки, длившейся несколько недель.
NB: монастырь Каранталь расположен, фактически, в Иерихоне, который в настоящее время полностью находится под палестинским протекторатом. Доступ израильтянам на территории класса А запрещен и карается как штрафом, так и уголовной ответственностью.





Монастырь Искушения или монастырь Каранталь (греч. ????????? ??? ?????????; араб. ??? ?????????, Deir al-Quruntal) - православный греческий мужской монастырь, расположеный на северо-западной окраине Иерихона. Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Иисуса Христа дьяволом. Поскольку искушал дьявол его 40 дней - согласно Новому завету, Иисус молился в пещерах этой горы 40 дней и 40 ночей, - то и гора получила соответствующие числительное название - Сорокадневная гора.
Над монастырем расположены развалины хасмонейской крепости Док, чья правильная форма стен является прекрасным украшением горы, наряду с соседствующей на соседнем холме тренировочной израильско-палестинской военной базы.

Сам Каранталь был основан господином Харитоном Исповедником в 340 году, известным нам также по Суккийской Лавре в нахаль Ткоа и Фаранской Лавре около Эйн Прат. За период своей долгой истории монастырь неоднократно разрушался и восстанавливался, в основном, на деньги Российской Империи.

Так, в середине 19 века архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Великой пост (православный монастырь в это время был разорен): "...они удаляются сюда из Иерусалима чрез неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…" . Брали ли монахи в то время с собой плеер и свечку, по примеру монаха Ефрема из Мар Сабы, Леонид не сообщил.


А вот еще несколько интересных цитат из Нового завета, связанных с пребыванием выдающейся личности Христа в пещерах горы Искушения.
"Здесь Ему явился дьявол-искуситель и потребовал, чтобы Он превратил камни в хлеб, на что получил ответ: "Не хлебом единым жив человек". Тогда дьявол перенес Его на крышу храма и потребовал броситься вниз, "ибо написано: "Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею". Однако Иисус ответил: "...написано также: "не искушай Господа Бога твоего". Тогда дьявол вознес Его на самую высокую гору и посулил Ему все царства мира, если Иисус поклонится ему. Иисус сказал ему в ответ: "Отойди от меня, сатана".




Помимо древних икон и единственного монаха, заведующего монастырем, в Карантале две достопримечательности: камень, на котором сидел Иисус, когда его искушал дьявол, и алюминиевый чайник.

Если с камнем все понятно (похожий хранится, кстати, в церкви Всех наций в Иерусалиме, только на нем Иисус сидел во время последней молитвы в Гефсимании), то с чайником история более интересная. Вкратце, в центральном зале нижнего этажа монастыря есть небольшой колодец, откуда черпается вода, подводимая прямо из источника Элисея, бьющего в самом Иерихоне. Черпается вода, как вы уже догадались, тем самым чайником. Однако на этом история не заканчивается. Черпать воду имеет право только мужчина, женщине сие не позволяется, поэтому паломницы ищут какого-нибудь мужчину поблизости и просят его начерпать чайничком водички в бутылочку.

Поскольку монастрырь, фактически, представляет собой большую двухэтажную пещеру с комфортабельным балконом, его внутреннее убранство сформировано скальными стенами и копотью.


Помещение монастыря достаточно небольшое по сравнению с той же лаврой Георгия Хозевита, однако благодаря некой камерности, в Карантале масса деталей, деталюшечек и просто штуковин, которые интересно рассматривать. Ну и излюбленная монахами Иудейской пустыни истошно-голубая краска.





Ворота в Каранталь, как правило, закрыты и открывают их лишь после 10-минутного стучания медным кольцом о дверную плату. Обязанности администратора заведения исполняет вовсе даже не грек и при определенной настойчивости внутрь он вас пустит. За дверью начинаетсяя длинный узкий коридор - фактически, вы идете по карнизу горы, к которой были пристроены стены. Вдоль коридора расположен десяток келий и музей. Кельи комфортные, "с евроремонтом". Судя по всему, используют их для размещения высокопоставленных гостей монастыря. В день нашего посещения Каранталя они явно пустовали. Пройдя по коридору с "живой водо" и скамейками, вы попадаете непосредственно в пещеру, где и расположены святыни монастыря.



Около колодца с чайником есть лестница, ведущая на второй этаж. Собственно, там и расположен второй ништяк Каранталя - камень Искушения (см. фото выше).



Доска объявлений.

Космо.

Интересный элемент декора.


Единственной посетительницей в то раннее утро, в которое мы нарушили спокойствие иерихонской губернии, была эта милая женщина, которая все переживала, помогут ли ей набрать воду из источника в бутылку. Потом женщина впала в экстаз и просидела, не двигаясь, около часа.

Уже выходя из монастыря, нас настигло ужасное, а именно, туристическая группа из США. Буквально на лестнице состоялся чудесный диалог с запыхавшейся американкой:
- Скажите, это монастырь?
- Да.
- А он красивый?
- Очень.
- То есть стоит посмотреть?
- Конечно, стоит. Тем более, что вы уже в него пришли.
- Джон, иди скорее сюда, говорят, здесь есть, на что посмотреть, - уже обращаясь к еще больше запыхавшемуся после подъема мужу.


Как я и обещала, балкон с видом на тренировочную армейскую базу. С которой "все видят".



Поистине загадочное место недалеко от Иерихона, окутанное тишиной и благодатной аурой. Для христианских паломников это одна из наиболее популярных достопримечательностей . Это место, где Иисус провел 40 суток в размышлениях. Ныне здесь располагается мужской монастырь, высеченный в скале. Он включен в по версии нашего сайта.

Свое название монастырь получил в честь события, описанного в Евангелиях, а именно искушения Иисуса Христа дьяволом на протяжении 40 дней. Многие называют это место Каранталь (в пер. с арабского «сорок»). Имело ли это событие место или нет, сейчас сложно сказать, но ученые склоны считать, что «искушение» в этом случае означало борьбу с собой, со своими страхами и сомнениями.

Главный храм располагается в труднодоступном месте, но паломников это не останавливает. До скальной пещеры на вершине горы Каранталь нужно подниматься пешком, как минимум, полчаса. Есть возможность добраться на канатке из Иерихона, и даже после этого минут 15 нужно идти в гору.

Главной достопримечательностью монастыря является кусок скалы, который хранится в невзрачной, маленькой комнатке при вечно горящей лампадке. По Библии именно на этом камне Иисус провел все сорок дней в молитвах. Есть здесь и собственная обзорная площадка, откуда можно полюбоваться долиной реки Иордан. Нужно иметь в виду, что площадка всегда обдувается сильными ветрами.

Самый первый монастырь на горе был построен еще Св. Харитоном в IV столетии. Он просуществовал довольно долго, но потом был разрушен персами. Новая лавра строилась по инициативе православной церкви прямо в скале над Иудейской пустыней.

Фото достопримечательности: Монастырь Искушения

В направлении Иордана

Древний библейский регион с его историей, топонимикой, архитектурой, искусством, традициями привлекает внимание многих. Особенное отношение к нему у верующих: здесь начинает оживать Библия, и ветер пустынь стирает грани тысячелетий. Моя поездка, хотя и была запланирована, состоялась не сразу, но зато выпала на день рождения (как подарок свыше). Программа складывалась из возможностей и пожеланий, а одним из главных пожеланий было окунуться в воды Иордана. Место купания находится в семи километрах от города Иерихона. А сам город, как выяснилось, весьма интересен и любит русскую речь.

«Город пальм»

В 30 км от Иерусалима расположен Иерихон, упоминающийся в Библии также как «город пальм» и полностью оправдывающий это название и сегодня. Погруженное в Иудейскую пустыню поселение находится на 260 м ниже уровня моря, поэтому здесь значительно теплее, и губы сохнут от солнца. По мнению археологов, Иерихону 10 тысяч лет.

Иерихонские трубы

Первая возникающая с этой местностью ассоциация, конечно, «иерихонские трубы» — библейское повествование о взятии города евреями, пришедшими в Обетованную землю. Шесть раз в течение шести дней еврейское войско со своими священниками, трубящими в трубы, обходило город, и на седьмой раз в седьмой день стены обрушились (ср. Нав. 6, 1-20). Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города — и обрушившиеся стены, и остатки дворцов династии Хасмонеев и Ирода Великого.

Гора искушения

На северо-западной окраине Иерихона возвышается Гора искушения (Сорокадневная, или Каранталь). В ее верхней части устроен греческий монастырь, главной святыней которого является камень, на котором молился Иисус Христос во время сорокадневного поста, готовясь к Своему земному служению, и где Он был искушаем сатаной.

И сказал Ему диавол: Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня сатана; написано: Господу Богу твоему покланяйся, и Ему одному служи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив всё искушение, диавол отошёл от Него до времени (Лк. 4, 1-12).

Высота горы составляет 380 м. На разных уровнях видны многочисленные пещерки, свидетельствующие о жизни отшельников, подвизавшихся здесь с первых веков христианства. Подъём в гору занимает 20-30 минут по извилистой дороге, для желающих сократить дистанцию работает подъёмник. В монастыре можно подать записки о здравии и упокоении близких, имена должны быть написаны печатными буквами.

Подворье св. Иоанна Предтечи

В 1867 г. начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин), собиратель «Русской Палестины», 200-летие которого будет праздноваться в этом году, приобрел в Иерихоне участок с целью приема паломников, направлявшихся к Горе искушения и месту крещения Господня на реке Иордан. Вот как он описывает это место в дневнике: «Часа в три мы достигли своего Иерихонского приюта... Чисто, светло, уютно, просторно... При доме есть и большой сад с маслинными, лимонными, апельсиновыми, гранатовыми деревьями, даже бананами, не говорю уже об огромных смоковницах и даже развесистых ивах. Но что всего занимательнее, так это виноградные лозы баснословной величины».

Дом мытаря Закхея

Купленное место памятно в первую очередь тем, что здесь стоял дом покаявшегося мытаря Закхея, о котором в Евангелии говорится следующее: Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк.19,1-10).

Гробница Кириака Отшельника

В результате проведенных на этом участке раскопок были найдены колонны византийского храма VI в. и мозаичное надгробье преподобного Кириака. Для сохранения гробницы возвели часовню во имя пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

«Престол нашего храма стоит на могиле преподобного Кириака Отшельника — величайшего святого V века, — рассказывает старшая монахиня подворья Анна (Гармидер). — Полторы тысячи лет Господь хранит над его головой мозаику и надпись на греческом языке, что здесь находится могила пресвитера преподобного Кириака, «построившего сей храм». А другую мозаику мы обнаружили, когда сажали деревья. На старых картах это место было обозначено как Лавра Кирияка Отшельника».

Участок Закхея был возвращен президентом Палестинской национальной администрации Ясиром Арафатом Российскому государству в 2000 году. На тот момент в паломнической гостинице, принимавшей в XIX веке даже августейших паломников, были конюшни, а с пристроенного к часовне второго этажа на первый через дыру стекали грязные потоки прямо к гробнице. Бывший тогда начальником Русской духовной миссии митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий с помощниками привели участок в порядок. В часовне смогли возобновить богослужения и начать реставрацию гостиницы.

«Недавно были установлены новые ворота, сделаны мостовая вдоль фасада гостиницы и ограждение здания, о чем мы просто мечтали, — продолжает монахиня Анна. — В прежние времена торговцы развешивали свой товар прямо на наших стенах, окнах, днем приходилось свет включать. Окно нельзя было открыть, потому что с улицы человек мог протянуть руку и поздороваться с тобой. Ещё сделали ночную подсветку по фасаду, теперь здание гостиницы напоминает старую Москву».

В числе предстоящих работ — реставрация фресок часовни и нескольких отдельных построек подворья. «Там сводчатые потолки, маленькие закругленные окошки, на дереве железные декоративные элементы, очень красивые, они греют своей стариной», — уточняет матушка.

«Фреска преподобного Кириака в часовне слева над жертвенником и вся западная стена храма сильно подвержены грибку. Мы не можем реставрировать их, потому что пластами начинает все осыпаться, сначала надо делать гидроизоляцию», — поясняет она. Общая смета предстоящих работ составляет 80 тысяч долларов. «Нам надо сохранить этот участок и облаголепить его для паломников, среди которых может оказаться такой же Закхей, который из начальника Налоговой службы стал епископом Кесарии Палестинской, апостолом и впоследствии принял мученическую смерть за Христа», — добавляет монахиня Анна.

Музейно-парковый комплекс Российской Федерации

На центральной улице Иерихона, к которой прилегает ещё один русский — Иосафовский участок, приобретенный в 1883 г. Императорским православным палестинским обществом и возвращенный уже в наше время, в 1994 г., — по указу Д.А. Медведева (в бытность президентом России) был построен Музейно-парковый комплекс. На территории парка среди растений, упомянутых в Библии, продолжает плодоносить смоковница Закхея (гигантский фикус-сикомора). В музее представлены находки совместной российско-палестинской археологической экспедиции, датируемые I в. До н.э.- XVIII в. н.э. Среди них иудейские, византийские, римские, исламские монеты, посуда, предметы быта, церковная утварь, византийская мозаика VI века. На основе найденных артефактов археологи предположили, что на месте нынешней Иоасафии мог быть монастырь. Местные жители очень полюбили парк: молодожены приезжают сюда фотографироваться, а улицу назвали именем российского политика.

Монастырь Михаила Архангела

От Иерихона до реки Иордан расстояние семь километров. По пути — греческий монастырь Архангела Михаила, в котором в VI веке подвизался преподобный Зосима Палестинский. По традиции ближневосточных обителей, монахи на время Великого поста уходили из монастыря в пустыню или пещеры для большей аскетики и возвращались (иногда не все, кто-то погибал) за неделю до Пасхи, в Вербное воскресенье. Следуя этому правилу, монах Зосима ушёл в пустыню, где однажды повстречал преподобную Марию Египетскую, бывшую блудницу, силой своего покаяния достигшую святости и, собственно, рассказавшую ему свою историю.

Монастырь Герасима Иорданского

В Иорданской долине также находится монастырь преподобного Герасима Иорданского, основанный в V веке вокруг пещеры, где останавливалось Святое семейство, убегавшее в Египет. В нижнем храме-пещере сохранилась древняя фреска Иисуса Христа, Божией Матери и Иосифа Обручника. Среди учеников преподобного Герасима был Кириак Отшельник. Около 575 года эти места посетили византийские монахи Иоанн Мосх и Софроний Иерусалимский, записавшие истории многих монахов-пустынников, отшельников, мирян и объединившие затем их в колоритной книге «Луг духовный».

Современный вид обитель приобрела благодаря реконструкции в 1882-1885 годах, инициатором которой выступил всё тот же архимандрит Антонин (Капустин). Верхний храм украшает иконостас, подаренный Русской духовной миссией в 1884 году. Колонны и стены расписаны фресками, изображающими монахов-отшельников, которые подвизались в Иудейской пустыне, либо основателей монашеской жизни: преподобных Антония Великого, Евфимия Великого, Илариона Великого, Харитона Исповедника, Зосимы Палестинского, Марии Египетской, Георгия Хозевита и др.

Река Иордан

Вода в Иордане землистого цвета, по берегам — тростник. Омовение в ней для христиан подобно второму крещению — очищению от грехов тех, кто пришел с покаянием, к чему призывал на этих берегах две тысячи лет назад Иоанн Креститель. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (Мф. 3, 5-6). Здесь же крестился Господь Иисус Христос. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 16-17). В XIX веке у русских богомольцев был обычай: в рубахах, в которых они окунались в Иордан, завещали их хоронить.

«Для успокоения приезжают в пустыню, приезжайте в Иерихон»

Каждодневную суету в современном Иерихоне останавливает громкий призыв муллы. «Но он и христианину напоминает о молитве», — считает монахиня Анна и приглашает приехать еще раз на Иоаннопредтеченское подворье отдохнуть, потрудиться, пройти по горным тропам, вновь окунуться в воды Иордана. «Для успокоения приезжают в пустыню, — вспоминает она слова знакомой флорентийской паломницы и повторяет: — Приезжайте в Иерихон».

Монастырь Искушения или монастырь Каранталь (греч. Μοναστήρι του Πειρασμού; араб. Deir al-Quruntal) - православный греческий мужской монастырь в Палестинской автономии, на территории Западного берега , в Иудейской пустыне на северо-западной окраине Иерихона. Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Спасителя дьяволом. В память этого события получили название и сам монастырь, и гора, на которой он расположен (гора Искушения, Сорокадневная гора или гора Каранталь).





Внутреннее убранство монастырского храма.

К монастырю, закручиваясь серпантином, ведет широкая горная тропа, по которой можно подняться пешком.

В монастыре круглый год стоит прохлада, частично вырубленный в скале и использующий естественные своды пещеры, он надежно защищен и от капризов погоды, и от посягательств неприятеля.





Вход в пещеру, в которой Иисус Христос проводил время во время сорокодневного поста на горе Каранталь. В вырубленной в скале православной церкви, с позволения единственного в наше время смотрителя и насельника – греческого монаха – паломники, сопровождаемые священником, могут отслужить молебен. Смотритель принимает поминальные записки и записки о здравии, а также пожертвования на церковь.

У подножия Сорокадневной горы расположилось небольшое кафе с вывесками на русском языке…

Добрый день, дорогие читатели и подписчики блога!
В продолжении публикации о Иудейской Пустыне хотелось бы рассказать вам о местечке Иерихон, которое по-своему уникальное и мне понравилось не меньше, чем другие места в Израиле. Он находится в северной части Иудейской Пустыни примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима и является своеобразным оазисом в пустыне.

Иерихон — оазис в Пустыне

Палестинский Иерихон называют, во-первых, самым «подземным» городом мира (260 м ниже уровня моря), а во-вторых – самым «старым» на земле. Ему уже около шести тысяч лет! У меня такие гигантские цифры просто в голове не укладываются .

А еще Иерихон — «город пальм». Ведь он выгодно отличается плодородной почвой и дождливой весной. Здесь тепло круглый год, а посреди зимы цветут лимонные, апельсиновые и абрикосовые сады. А сколько там финиковых пальм!

Говорят, что Марк Антоний когда-то подарил (!) этот безумно красивый город египетской царице Клеопатре. Вот какие подарки должны делать мужчины свои любимым

Несколько раз Иерихон посещал Иисус Христос. Кстати, знаменитое исцеление двух слепых тоже произошло именно здесь.

Легенда об «иерихонских трубах»

В начале двенадцатого века под стенами Иерихона появились древние евреи, руководимые Иисусом Навином. Евреи-кочевники перешли через Иордан, оставив на том берегу свои семьи, скот и имущество. Они окружили кажущиеся неприступными крепостные стены. Согласно легенде, израильтяне шесть дней обходили город кругом, а на седьмой – по команде закричали и затрубили в семь «юбилейных труб». Это создало сильнейший резонанс, от которого городские стены не выдержали и развалились.

Необъяснимое событие описывается и в Библии, и в книге Иисуса Навина:

«…и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны и взяли город» (И. Нав. 6:19).

Раскопки показали, что в то время укрепления Иерихона состояли из двух рядов высоких стен: толщиной в два и четыре метра. Так вот, одна стена была найдена упавшей наружу, а другая – внутрь города!

Что же произошло в Иерихоне сотни лет назад? Эта загадка не разгадана до сих пор. Пока что самая популярная (хотя и самая скучная версия) – банальная сейсмическая активность.

Так, продолжаем легенду. По приказу Иисуса Навина все коренное население города вместе с животными было уничтожено, а город сожжен дотла. При раскопках, действительно, были обнаружены следы жутких пожаров. Многие годы это место считалось проклятым…

Вот слова Иисуса Навина:

«Проклят перед Господом тот, кто восстановит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его, и на младенце своем поставит врата его» (И. Нав. 6:25).

Несмотря на заклятье, через 400 лет окрестные жители решили отстроить красивый город заново. Намерение, казалось бы, похвальное, но и тут не обошлось без кровавых ужасов.

Один из тех, кто взялся восстановить Иерихон, решил избавиться от «заклятья Иисуса Навина» и принес в жертву… двух собственных сыновей. Причем тело старшего положил в основание города, а над телом младшего – установил ворота. Очень милая история, не правда ли?

А теперь пару слов о том, что я увидела в самом Иерихоне.

Гора Искушений (Соблазна)

Гора Искушения в Иерихоне

К западу от Иерихона возвышается гора Каранталь (Сорокодневная или Искушения), где Христос постился долгих 40 дней. Причем, все это время Иисуса настойчиво искушал дьявол. Он уговаривал Христа:

  • превратить камни в вино (искушение голодом);
  • броситься вниз со скалы – дескать, ангелы все равно не дадут ему разбиться (искушение гордыней);
  • поклониться дьяволу (искушение верой).

На отвесе горы Каранталь «прилепился» монастырь Искушения, в который можно добраться либо по узкой горной тропе, либо по…канатной дороге. Мы выбрали, конечно, не легкий путь и поднялись по узкой горной тропе примерно за час(!), уставшие как черти



По узкому проходу внутри монастыря мы попали в пещеру, где молился Христос. Нам показали камень, на котором Он сидел! И мы его даже потрогали.



Камень, у которого молился Иисус на Горе Искушения

Раскопки Тель Ес-Султан

В паре километрах от центра современного Иерихона были найдены остатки самого древнего в мире поселения человека (8000 лет до н.э.). С арабского «тель» переводится как «насыпь». В те времена старые дома попросту засыпались, а на их месте строили новые.

Во время раскопок были обнаружены руины домов, украшения, инструменты и еще какие-то полезные штучки из кости, глины, камня и кремния. К сожалению, сегодня здесь остались лишь обломки камней, которые раньше были частями башен и лестниц.

Рядом с холмом Тель Ес-Султан – источник пророка Елисея. По легенде, пророк опреснил его «горькие воды». И с тех пор эта «отфильтрованная» вода орошает сады города…