Чем отличается от всех других стилей рококо. Барокко vs Рококо


Эти стили имеют много общих черт, при этом между ними есть и свои существенные отличия.

Общие характеристики стилей ампир, готика, барокко и рококо

Ампир и барокко – одни из самых ярких и величественных стилей, при этом возникали они в разные эпохи, поэтому отличаются подходом к оформлению сооружений, основываясь на философиях, характерных для определенного исторического периода.

На первый взгляд эти два направления настолько разные, что, казалось бы, у них ничего не может быть общего. Однако стили барокко и ампир имеют некоторые общие характерные черты – это подчеркнутая театральность и декоративность.

Стили барокко, ампир и готика, а также рококо, в качестве декоративных элементов при оформлении зданий активно использовали лепнину. Все они были основаны на возведении архитектурных памятников, поэтому в каждый из периодов развития ампира, барокко, готики, отмечалось развитие архитектуры.

Правда, был ориентирован на наследие Древней Греции и Рима, а готика – на Средневековье. Если свойственным является соблюдение геометрически правильных форм, то для готики – наличие стрельчатых окон, арок, веерных потолков и прочих элементов, устремленных в небо.

Барокко, рококо и ампир – направления классического стиля, именно поэтому они имеют общие черты. Для этих стилей свойственна симметрия и гармония, особенно это касается дизайна интерьера. Отдавалось предпочтение использованию натуральных материалов. Цветовая гамма должна быть теплой, светлой, пастельной. Цветовые контрасты применялись крайне редко.

Ампир, готика, барокко и рококо имеют еще ряд общих характеристик. Прежде всего, это роскошь, известно, что их применяли для оформления интерьеров аристократии. Именно поэтому эти направления часто называют дворцовыми или королевскими. Кроме того, для всех этих направлений характерными были просторные помещения с высокими потолками, особенно это проявлялось в таких стилях, как ампир, барокко и готика, рококо это касается в меньшей степени.

Наиболее активно среди всех способов декорирования использовалась лепнина, также при оформлении дизайна интерьера применялись настенные росписи, разнообразные изделия из дерева. Мебель с элементами резьбы – распространенное явление, свойственное всем этим направлениям.

Шторы были тяжелыми, с множеством благородных складок, что подчеркивало особое значение помещения. Большие зеркала являлись неотъемлемой частью классицизма.

Обязательным также было наличие большой люстры в качестве основного осветительного прибора, как правило, она была из дорогого хрусталя. Разнообразные бра и торшеры тоже широко использовались в интерьере.

Чем отличается барокко от стиля ампир при оформлении интерьера

Несмотря на множество сходств между роскошными «королевскими» стилями, все же есть существенные отличия барокко и ампира. Если говорить о периоде возникновения направлений, то барокко появился гораздо раньше – это конец XVI века, ампир, как течение, образовался лишь вначале XIX столетия.

Известно, что барокко, как стиль, просуществовал значительно дольше, чем , при этом он не смог так широко распространиться и надежно утвердиться на территории России.

В XIX веке во многих городах нашего государства возводились здания в величественном ампирном стиле. Более того, даже в наше время можно встретить сооружения с характерными чертами этого направления.

Родиной барокко стала Италия, предназначался стиль для оформления папских покоев. Ампир зародился во Франции и был предназначен для прославления Наполеона Бонапарта, достижений французской армии и самого государства. Период и место возникновения – это еще не все, чем отличается барокко от стиля ампир.

Отличия ярко прослеживаются и при оформлении интерьера помещений. Для барочного дизайна свойственным является напольное покрытие в виде натурального камня без ярко выраженных рисунков. Стены отделывались штукатуркой или краской.

Ампирный интерьер характеризовался наличием на полах дорогих ковров, которые придавали помещению роскоши и уюта. В XIX веке стены оклеивали натуральными тканями.

Цветовая гамма барочных помещений была сдержанной, насыщенной, но не яркой. Если обратить внимание на имперские помещения, оформленные согласно правилам ампира, прослеживается закономерность применения ярких цветов с нежными пастельными оттенками, создающими контраст.

Подчеркнутое богатство, величественность, помпезность – все это объединяет между собой королевские направления в искусстве.

Баромкко (итал. barocco -- «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca -- «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) -- характеристика европейской культуры XVII--XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI--XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

Рококом (фр. rococo, от фр. rocaille -- дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) -- стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» -- это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и «рокайльщик» -- это мастер, создающий такие убранства. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного», и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.

Нежные и светлые краски, характерные для живописи рококо, у Буше до того уж нежны, что в них чудится нечто кондитерское -- не живопись, а воздушное пирожное. Вместе с тем они очень изысканны: розовые, бледно-зеленые, дымчато-голубоватые. Буше, в сущности, неживописен: его манера довольно суха, фактура матово-гладкая, у него нет перетекания, вибрации и глубины тонов, он подбирает краски, как цветы для букета, однако букет красив. В живописи рококо легкие оттенки тона закрепляются и изолируются как самостоятельные цвета. Им давали названия в духе «галантной» стилистики: «цвет бедра испуганной нимфы», «цвет потерянного времени» и т. д. Подобными утонченными красками расцвечивались и произведения прикладного искусства, которое занимало важное место в культуре рококо. Тот же Буше, мастер очень искусный, много работал в области декоративной живописи, делал эскизы для гобеленов, для росписи по фарфору. В мебели, посуде, одежде, экипажах стиля Людовика XV сказывалось опять-таки влечение к придуманному, желание воплотить мечту -- мечту изрядно вычурную, которая сама была порождением лицемерной общественной атмосферы французской монархии. Хотелось освободиться от скованности, официозности (вот откуда пристрастие к сельским идиллиям и пасторалям), но власть реальности такова, что она сама определяет облик тех воздушных замков, которые над нею надстраивают и в которых думают от нее спастись. Воздушные замки рококо были довольно искусственны и хрупки, хотя * по-своему красивы. Аристократический «мятеж» против грубой реальности сказывался в том, что естественной тектонике, естественным свойствам материалов и пропорциям предпочитались атектоничность, иные, чем в натуре, пропорции, отвергались законы силы тяжести. Прикладное искусство, однако, создавало вещи, которыми можно было пользоваться; этим оно как бы доказывало возможность пренебречь грубыми законами вещества, поставить на их место другие, созданные фантазией.

Развитой художественной теории периода барокко не было создано ни в Италии, на его родине, ни в других странах. Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал.)русск., Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр.)русск.. В рассказах Боскини о достоинствах венецианской живописи принципы барокко не были чётко сформулированы, но сам характер сравнений и форма описания свидетельствуют о предпочтениях автора, выражаемых им не античной скульптуре и Рафаэлю, а Тициану, Веронезе, Веласкесу иРембрандту. Боскини подчёркивал главенствующую роль барочного колорита, а также несовпадение живописной формы с пластической. В комментариях о выразительности возможности живописи пятном и об оптической иллюзии слияния мазков, у Боскини проявился тип мировосприятия, близкий барочному

Пьетро да Кортона сравнивает картины эпохи барокко не с трагедией, что характерно для картин классицизма, а с эпической поэмой и присущей ей широтой повествования, множеством разнородных сюжетов, красочностью и свободной композицией. В академических спорах с АндреаСакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление».

Корни барокко уходят в архитектуру эпохи Возрождения. Первый действительно большой и величественный ансамбль создал в Ватикане Браманте. Это двор Бельведер протяжением 300 метров, который был построен в едином стиле при сохранении различных функций зданий (Бельведер с античными скульптурами, регулярный сад, Ватиканская библиотека и театр под открытым небом.) Но все формы архитектуры довольно спокойные, уравновешенные. Это ещё не барокко.

Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507--1573). Он не имел таких возможностей как Браманте в использовании многих стройматериалов и площадей. Поэтому его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III (понтифик в 1550--1555 годах) был небольших размеров. Вилле присущи уже все черты барокко -- единый ансамбль с павильонами, садом, фонтаном, ступеньками различных типов, связывающие террасы разного уровня. Вилла ещё сильно отделена от окружающей среды, замкнута на себя, как большинство зданий Возрождения, а её архитектура тоже уравновешена, как и большинство сооружений эпохи Возрождения.

Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Если для барокко характерна монументальность и массивность, то в рококо наоборот, главными считаются изящество и лёгкость.

В архитектуре рококо практически исчезают прямые линии. Если они и присутствуют, то тщательно скрываются за затейливым орнаментом украшений. Функциональность и стремление к органичному сочетанию различных частей сооружения ушли вместе со стилем барокко. Рококо превыше всего ставит изящество и лёгкость. Несмотря на то, что в этом стиле отсутствовала, какая бы то ни было, рациональность, существует огромное множество построек в этом стиле, до сих пор поражающих воображение красотой архитектурного замысла.

Основные характеристики рококо - асимметричные, динамичные формы. Если говорить о цветовой палитре - это пастельные оттенки розового, голубого, желтого и зеленого, а также золотой и белый цвета. Орнаменты в интерьере рококо - это побеги цветов и растительные экзотические мотивы, чаще всего китайские яркие мотивы, используются для оформления интерьеров орнаменты и изображения времен года, и обязательно, просто непременно золотые компоненты, ведь в гамме рококо золото присутствует везде и всегда, его используют для выделения главных и наиболее значимых элементов оформления. А для общего фона больше уместны пастельные цвета - белые и кремовые, зеленые и розовые. Коричневая деревянная мебель отлично гармонирует с этой пастельной гаммой. Скажем, стиль рококо в интерьере - это действительно больше интерьеры, нежели архитектура строений. Вершина этого стиля - отель «Субиз» во Франции в Париже.

Стиль бароккко в интерьере призван показать богатство и престиж владельца дома эпохи 17-18 века. Дизайну барокко свойственны динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Стиль барокко в интерьере использует криволинейные и архитектурные формы (колонны, архитектурный декор). Пластичные формы украшений, витиеватые и сложно переплетенные орнаменты создают возвышенность и объемность. Широко используется золото (золочение), серебро, медь, кость, мрамор и различные породы дерева.

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.

Сперва, когда он был еще ребенком (он был коронован в возрасте 5 лет), в моду вошли короткие курточки, называемые брасьер, богато украшенные кружевами. Тогда же в моду вошли штаны, ренгравы, похожие на юбку, широкие, также обильно украшенные кружевами, которые продержались долго. Позже появился жюстокор (с французского это можно перевести: «точно по корпусу»). Это -- тип кафтана, длиной до колен, в эту эпоху его носили застегнутым, поверх него носили пояс. Под кафтан надевали камзол, без рукавов. Кафтан и камзол можно сопоставить с более поздними пиджаком и жилетом, в которые они превратятся через 200 лет. Воротник у жюстокора сначала был отложной, с полукруглыми вытянутыми вниз концами. Позже его сменило жабо. Кроме кружев, на одежде было много бантов, на плечах, на рукавах и штанах -- целые серии бантов. В предыдущую эпоху, при Людовике XIII, были популярны сапоги (ботфорты). Это -- полевой вид обуви, их носило обычно военное сословие. Но в то время были часты войны, и в сапогах ходили повсюду, даже на балах. Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже по прямому их предназначению, -- в поле, в военных походах. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. До 1670 года они украшались пряжками, затем пряжки были вытеснены бантами. Сложно украшенные пряжки называли аграф.

Так как законодательство моды прочно закрепилось за Францией, то даже в тех случаях, когда новшество или изобретение принадлежало другой стране, периоды моды принято до сегодняшнего дня делить по уже давно утвердившимся династическим хронологиям.

Костюм Рококо. Еще в начале века фаворитка Людовика XIV госпожажаМонтэспань, чтобы скрыть беременность, надела свободное домашнее платье, колоколом ниспадавшее вниз. Эта свободная и непринужденная форма как нельзя кстати пришлась ко двору и в несколько лет стала модной и распространенной женской одеждой (контуша). Контуша надевалась на корсет и юбку, в свою очередь надевавшиеся на панье -- канифасовую или полотняную юбку, жестко проклеенную или поставленную на тростниковые круги, диаметр которых последовательно уменьшался к талии.

По сравнению с громоздким металлическим вертугадэном это было довольно легкое сооружение, которое при ходьбе упруго колебалось, приводя все платье в движение и открывая на ходу ногу в туфельке на высоком каблуке. Контуша на спине имела особый покрой: полотнище ткани было закреплено на плечах в глубокие складки, свободно распускавшиеся книзу, что придавало платью своеобразную форму и особую прелесть (складка Ватто) (рис. 123). Спереди у корсета была металлическая планшетка, которая делала плоской и жесткой грудную клетку и поднимала грудь вверх. Если корсаж и корсет представляли одно целое, то рукава пристегивались или прикалывались к нему (рис. 124). Они делались по объему верхней части руки, расширялись книзу, доходя до сгиба локтя, и заканчивались особой формы манжетом из трех частей.

Во имя изящества были убраны на время сложные шляпы и чепцы, волосы, гладко собранные на макушке или затылке, уложенные в небольшие букли естественного цвета или напудренные рисовой пудрой, обрамляли легко и просто фарфоровые лица женщин. Иногда макушки прикрывались небольшой накладкой из дорогого кружева, сеткой из граненых камней, жемчужной розеткой или в прическу вкалывалась имитация цветка, изысканного произведения ювелирного искусства.

Кажущаяся простота изящно выполненного во всех деталях костюма доставалась дорогой ценой.

Сравнение барокко и рококо

В чем же разница между барокко и рококо?

Название стиля барокко происходит от итальянского слова barocco , что переводится как «странный», «нелепый», «причудливый», «тяготеющий к излишествам». Этот стиль в некотором роде иллюзорен: он желает убедить зрителя в роскоши и размахе, которых на самом деле может и не существовать в реальности.

Он возник в Италии XVI века, прежде могущественной, но стремительно терявшей свои позиции на мировой арене. Знать и церковники старались продемонстрировать мнимые богатство и мощь: не имея денег на постройку дворцов, они обратились к искусству.

Барокко в живописи: «Благая весть», 1644, худ. Филипп де Шампень (Philippe de Champaigne)

возрождение барокко рококо

Стиль рококо (название его ведет происхождение от французского слова rocaille - «ракушка» и иногда произносится как «рокайль») появился во Франции в начале XVIII века, естественно развив и видоизменив характерные черты барокко. Был выражен преимущественно в интерьерных решениях (а не во внешнем оформлении зданий), а также в предметах мебели, живописи, одежде.

Рококо в живописи: Никола Ланкре, «Танцующая Камарго»

Характерные черты стиля

Контрастность, напряженность, динамичность образов. Стремление к показной пышности и роскоши, яркая помпезность, экспрессия. Сочность декора. Сочетание реального и иллюзорного. Темные цвета.

Галантность, стремление скрыться от реальности в пасторальной идиллии. Изящество, легкость, игривость, затейливость, изысканность. Празднично-ликующий стиль. Светлые тона.

В архитектуре

Парадность, холодность, напыщенность, тяжеловесность, монументальность, торжественность, масштабность, величественность, пространственный размах. Строгая симметричность. Кривые линии, словно перетекающие одна в другую. Эффект движения за счет использования света и тени.

Оригинальность, причудливость, произвольность деталей. Воздушность, витиеватость. Более мягкие и сглаженные формы. Асимметричность. Изобилие фигурной отделки и изогнутых, ломаных линий, впалых или выпуклых. Всё подчиняется капризу архитектора.

В интерьере

Большие, масштабные помещения. Популярность настенной живописи. Богатство цвета, крупные, щедро украшенные детали (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры). Цветовые контрасты.

Массивная мебель - в первую очередь предмет искусства, применяется для украшения интерьера. Широкие кровати с балдахинами, огромные шкафы, зеркала с золочеными рамами, гобелены на стенах. Мягкая мебель обивается дорогой яркой тканью.

Маленькие комнаты с невысокими потолками. Стены обиваются деревянными панелями, текстилем. Изобилие тончайшей резьбы, лепнины и позолоты на потолке и стенах. Узорчатый паркет и ковры на полу. Отсутствие контрастности. Элементы декора сливаются в единую композицию. Обилие мелких украшений и завитков. Внимание к деталям, выполненным с ювелирной точностью. Оформление интерьера в пастельных и нежных тонах: голубоватом, розовом, салатовом, сиреневом. Комнаты декорируются зеркалами в резных рамах, светильниками, статуэтками, скульптурами, ширмами.

Мебель становится более изящной и легкой, для нее характерны изогнутые ножки. Ее обильно украшают искусной резьбой, наносят позолоту.

В искусстве

Динамичность композиций, броскость, цветистость, выразительность и характерность персонажей, незаурядность сюжетов.

Изысканная декоративность, камерность, прихотливость и легкость в игре форм. Вместо ярких красок и контрастности - пастельные, приглушенные тона. Преобладание пастушеских мотивов и обнаженной натуры. Игривые, кокетливые образы.

Всё подчиняется этикету. Пышность, чопорность, сложность, прихотливость, обилие украшений (банты, кружева, шнуры, вышивка, ленты, драпировки). Подчеркивание значительности и зрелости. Вычурность и неестественность внешнего вида.

Утонченность, женственность и даже жеманность, изящество, хрупкость, стройность, рафинированность, намеренное искажение естественных линий тела человека. Стремление подчеркнуть юность, молодость.

Архитектура и интерьеры эпохи Просвещения и Нового времени вряд ли кого-то оставляют равнодушными - они вызывают либо бурный восторг, либо категорическое отрицание. Но и сегодня архитекторы обращаются к стилям барокко, ампир, рококо, потому что людям нравится эта эстетика, она находит отклик в их душах. Однако часто разницу между этими историческими стилями может понять только специалист. Расскажем о том, чем отличаются барокко, рококо и классицизм, как они появились и каковы их характерные признаки.

Понятие больших стилей в искусстве

Стиль - это устойчивая форма чего-нибудь, в нашем случае - произведения искусства, архитектуры. Большие стили являются следствием эволюции художественного мышления, осмысления пространства и времени, развитием общественного видения мира. Стиль - это своеобразное мировоззрение эпохи. В истории искусства наблюдается смена доминирующих стилей, поэтому разные эпохи ассоциируются с определенным, устойчивым художественным мышлением. Однако стили -барокко, рококо, классицизм и другие - никуда не исчезают. Всегда есть творцы, которые находят художественные ресурсы в существующих направлениях. Особенно на современном этапе развития искусства, когда наблюдается их сосуществование. Обычно исследователи говорят о том, что есть большие стили, такие как готика или барокко, и направления, такие как ампир или символизм. Каждый стиль характеризуется собственным набором выразительных средств, что и позволяет относить произведения к тем или иным течениям.

История барокко

На излете эпохи Возрождения в Италии возникает новый стиль. Он стал противовесом классицизму и рационализму. Специалисты считают, что появление его обусловлена тремя факторами: это изменения о мире, связанные с великими географическими открытиями, контрреформация в католицизме и развитие в архитектуре ордерной системы. Также есть точка зрения, что возникновение барокко вызвано желанием Италии и Рима удержать за собой звание культурного центра Европы. К 16 веку итальянская аристократия растратила свои богатства, и средств на возведение роскошных дворцов уже не хватало. Тогда, чтобы продолжать поражать представителей других стран своим богатством, и были придуманы новые выразительные формы, призванные поражать воображение зрителей. В эту эпоху меняется жизнь людей, набирает вес научное познание мира, люди начинают заниматься разными видами деятельности.

Из Италии стиль распространяется по всей Европе. Во Франции он выразился в виде «большого стиля» Людовика Четырнадцатого, в котором объединились классицистические традиции и элементы барокко. Этот стиль охватил разные виды искусства, но наиболее ярко он проявился в архитектуре и оформлении интерьеров.

В нескольких странах была популярна в Италии и Нидерландах расцветает живопись в стиле барокко. В Испании и ее колониях данный стиль получил не только массовое распространение, но и усиление, его еще называют ультрабарокко. Испанцы распространяют свою версию стиля и на Латинскую Америку. А вот Англия почти полностью избежала повального увлечения барочной пышностью.

Барокко и рококо стали разными формами диалога с классицизмом. Барокко было его явным антиподом, а вот рококо позже пыталось примирить избыточность, присущую барочной архитектуре и живописи, и строгость классицизма. Эпоха барокко продлилась с 16 до 18 века и оставила огромное художественное наследие, которое и сегодня восхищает людей и находит продолжателей этой традиции.

Отличительные черты

Каждый стиль - готика, барокко, рококо, ампир как поздний классицизм - имеет свой набор выразительных средств. Основные эпитеты, подходящие для описания барокко - это "пышность" и "избыточность". Ведь не напрасно этот термин чаще всего переводят как "причудливый, склонный к излишествам". Его отличительными чертами являются торжественность, величавость, избыточность. Стиль призван выразить полноту жизни, наслаждение ею. В архитектуре и живописи этой эпохи наблюдаются монументальность и динамизм, разнообразная игра цвета и света, контрасты. Художники этого периода часто обращались за вдохновением к античным мотивам. Барочные произведения стремятся к интенсивной зрелищности и иллюзорности. Художник стремится обмануть зрителя, создать для него пространство там, где в реальности его нет. Итальянская аристократия хотела за счет живописи придать своим покоям максимально роскошный вид, отсюда и появляется это нагромождение всего, обрушение на зрителя массы выразительности, чтобы у него перехватило дух и он уже был не в состоянии всматриваться в детали.

Барокко в интерьере

Барочная живопись создавалась в первую очередь для оформления палаццо итальянских аристократов. Постепенно стиль охватил весь интерьер. Для барочных помещений характерны большие объемы, масштабность. Стены обильно украшаются живописью. Узнать барочные интерьеры просто: в них всегда обилие позолоты, деталей, резьбы, лепнины с растительными мотивами: виноградные лозы, листья, цветы, множество скульптуры на античные темы. Авторы интерьеров в этом стиле активно используют прием цветового контраста. Мебель в этих интерьерах всегда массивная, с резьбой, богатыми драпировками, с богатыми тканями, гобеленами. Для создания иллюзии простора часто используются зеркала, нарисованные пейзажи, продлевающие перспективу комнат.

Барокко в архитектуре

Художественные стили в разной степени проявляются в разных видах искусства. Барокко и рококо, так же как классицизм, максимального размаха достигли в архитектуре. Эпоха барокко знаменита своими величественными постройками. Среди них Королевский дворец в Мадриде, палаццо Кариньяно в Турине, Фрауэнкирхе и Цвингер в Дрездене, фонтан Треви в Риме. Барочные постройки отличаются большими объемами, они стремятся произвести грандиозное впечатление на зрителя, используя для этого колонны, кариатид, вогнутые и выгнутые фасады, сложный декор фасадов. Типичными постройками эпохи стали дворцы, ансамбли площадей с фонтанами и скульптурой, парковые ансамбли с красивыми павильонами, монастырские и церковные комплексы. Барочные здания стремятся выглядеть максимально дорого, в них так и бьет по глазам избыточность всего.

История рококо

На смену чрезмерному барокко приходит более утонченная и соразмерная реальности новая эпоха - рококо. Барокко стремилось во что бы то ни стало поразить зрителя, а его французский вариант старался показать вкус художника и владельца помещения. Возникает этот стиль, или, как говорят некоторые специалисты, направление, во Франции в начале 18 века. После смерти Людовика Четырнадцатого жизнь перемещается из огромных дворцов в салоны и дома аристократии. При следующем Людовике жизнь становится веселее, аристократия стремится получить все удовольствия сразу, предчувствуя трагические времена. И на этом историческом фоне появляется новый стиль, в наибольшей степени он проявился в оформлении жилищ.

Специфические черты

Рококо становится естественным продолжателем барочных традиций, однако в нем ощущаются и капли классицизма. Новое направление старалось преодолеть нечеловеческие масштабы барокко. Это направление связано с уходом в мир фантазии, в нем нет желания потрясти зрителя. Напротив, здесь цель - создать впечатление легкости, фантазийности, жизнерадостности. Основные черты этого направления - воздушность, обилие света, изысканность и затейливость.

Рококо в интерьере

Главные отличия барокко и рококо заключаются в том, что заказчиком первого был короли, высшая знать, и стиль был предельно парадным, а второй был предназначен для оформления частной жизни, он уже призван не только производить внешний эффект, но и быть удобным для жизни. Поэтому этот стиль в наибольшей степени проявился в дизайне интерьеров. Планировка помещений в стиле рококо уже не была анфиладной, а составляла асимметричные комплексы. В оформлении интерьеров преобладают закругленные, плавные линии. Помещения становятся меньше, камернее, потолки уже имеют высоту, соразмерную человеческому росту. Во всем ощущается стремление к комфортной жизни. Поэтому в этот период создается чрезвычайно удобная мебель. Цветовая палитра становится нежнее, часто используются сочетания белого с нежными розовым, светло-зеленым, голубым, сиреневым. Помещение наполнялось множеством аксессуаров: вазы, текстиль, различные фигурки. В эту эпоху появляется представление об интерьере как целостном ансамбле. Эпоха Людовика XV - это время зарождения частного коллекционирования, и в своих интерьерах люди выставляли экспонаты своих собраний.

Рококо в архитектуре

В период рококо строительство смещается с возведения дворцов и огромных архитектурных ансамблей в сферу частного строительства. Поэтому рококо преимущественно представлено в виллах и домах аристократии. Поэтому в данном стиле преобладают небольшие постройки, в декоре используется мотив рокайля (завитка, напоминающего ракушку) и картуши. Фасады, как и интерьеры, окрашиваются в пастельные цвета. Строения отличаются асимметричностью, плавными линиями, изощренностью. Главное в архитектуре этого периода - прихоть заказчика и фантазия архитектора. Наибольшего рассвета этот стиль достиг в архитектуре Баварии. Знаменитые постройки в стиле рококо - Малый Трианон в Версале, дворец Сан-Суси в Потсдаме, Испанская лестница в Риме.

Сходство стилей рококо и барокко

Сравнивая эти два направления в искусстве, стоит помнить: одно вытекает из другого. И пусть в разной степени, но и барокко, и рококо являются антагонистами классицизма. Оба стиля строятся на причудливости, изогнутых линиях, растительных и античных мотивах. Оба направления в большой степени реализовались в интерьерах и архитектуре, в живописи представлены меньше, чем другие стили.

Различия стилей

Размышляя над вопросом о том, чем отличается барокко от рококо, стоит помнить исторический контекст. Барокко - это время великих надежд, а рококо - период предчувствия крушения. Поэтому главное отличие между ними - это масштаб. У барокко все грандиозное, все с размахом. А в рококо все мельче, изящнее. Вместо скульптур - статуэтки, вместо массивной мебели - более легкая и удобная. Для барокко характерна симметрия, театральность, размах, торжественность, парадность. А для рококо - тонкость, изящество, камерность, нюансы, галантность. В барокко все серьезно, а в рококо важна игривость, легкость.

ЭЛЕМЕНТЫ СТИЛЯ БАРОККО

Природные формы - листья, раковины и улитки. В отделке стен и потолков активно используется скульптура.

Росписи барокко и рококо имеют много общего с театральными декорациями.

Дизайну барокко свойственны динамичность образов (изогнутые лестницы и сложная планировка и геометрия пространственных форм - овал, эллипс, шестиугольник и т.д.),

вычурная отделка, стремление к величию и пышности, грандиозности (балдахин, киворий Собор Св.Петра),

любовь к большим колоннам, коринфский ордер, волюты в роли контерфорсов,

к совмещению реальности и иллюзии - иллюзия пространства, перспективы, анфилада, как символ бесконечности.

Барокко в интерьере использует криволинейные и архитектурные формы (колонны, архитектурный декор).

Пластичные формы украшений, витиеватые и сложно переплетенные орнаменты создают возвышенность и объемность.

Широко используется золото (золочение), серебро, медь, кость, мрамор и различные породы дерева.

Стены в стиле барокко: Выбор отделки стены для стиля барокко велик и зависит скорее от желаемого общего впечатления, главное - отсутствие однотипности и присутствие различных вставок, бордюров, даже архитектурного декора.

Использоваться могут текстильные обои, деревянные панели (чаще окрашенные), штукатурка (без рельефа), лепнина (чаще золоченая). Стена в стиле барокко должна быть неоднородна, а скорее изящна и витиевата, чтобы соответствовать мебели.

Широко используются шпалеры (гобелены) - тканые ковры без ворса. Кроме гобеленов, для усиления впечатления роскоши, часто используют парчу.

Потолок в стиле барокко: Прежде всего, это продолжение стены, её задумки, фактуры и даже рисунка, без резкого прерывания и контраста. Также как и на стенах, в интерьере барокко используется лепнина, золочение. Для придания изысканности применяют фресковую роспись.

Одинаково используются как ровные потолки, так и выполненные в виде сводов. Зачастую в стиле барокко именно фреску используют для ощущения объёмности и высоты потолка.

Пол в стиле барокко: Одинаково используется как керамический пол (имитация мрамора или майолики), так и деревянный. Выбор паркета в стиле барокко также весьма разнообразен, от мелкого штучного, до художественного. Размер плитки, паркетной доски, либо количество полос у ламината, впрочем, как и цвет всего перечисленного, остается на ваш личный выбор соответствия общему интерьеру. Единственным условием будет отсутствие резкой цветовой контрастности пола от общего тона отделки. Как дополнение в интерьере барокко используются расписные ковры (небольшая часть пола).

Мебель в стиле барокко: лакированная, с изогнутыми ножками, богата сложными позолоченными резными элементами. Кресла с сильно отогнутой спинкой и удлиненным сиденьем для вытянутых ног. Диваны в стиле барокко напоминают несколько соединенных друг с другом кресел. Обивка яркая, часто украшена бахромой, верхний край спинки дивана волнистый. Отлично впишутся в интерьер стиля барокко комоды с выдвижными ящиками, двухстворчатые шкафы, витрины. Столы с массивной столешницей из мозаики и цветного мрамора, круглой, реже прямоугольной формы. Края столов украшены резьбой и инкрустированы в виде голов баранов, львов или женских фигур. Кровать выбирают массивную, акцентируя внимание на красиво украшенном изголовье кровати.

Предметы декора в стиле барокко: В качестве декоративных элементов интерьера в стиле барокко применяется зеркала, скульптуру и живопись (копии Рубенса, поздний Рембрант, Караваджо). Основной темой для живописи были: портреты, городские пейзажи, море, французские жанровые сцены с интерьерами барочных дворцов. На стены вешаются больших размеров зеркала, украшенные массивной лепниной с позолотой.

Напольные часы, украшенные бронзой, постаменты для скульптур, шкатулки на столе, канделябры, для кабинета - старинный глобус и настенная карта. Будуары украшают плотными полотнами со сложным тканым рисунком. В оформлении применяется материя с рисунком с цветами, птицами или пейзажами.

Стиль рококо часто использовался в интерьерах немецких дворцов и павильонов.

Рококо - это стиль, существовавший в XVIIIв. во Франции, на юге Германии и Австрии. Стиль рококо перекликается с очень сдержанным неоклассическим стилем. Чаще используется в гражданском строительстве.

Слово «рококо» происходит от французских и испанских слов со значением «похожий на раковину»

Благодаря плану интерьер кажется очень простым. Интерьер декорирован в стиле рококо в бело-золотой и розовой гамме, роспись сводов переплетается с пышным лепным орнаментом. Только мраморный пол отличается простым рисунком.

Рококо - это блестящее завершение стиля барокко.

Если для барокко необходима вся гамма эмоций - от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо - лишь изысканно тонких, изящных. "Изящный" - ключевое слово данной эпохи.

Именно в эту эпоху приходит мода на "китайщину" или шинуазри (chinoiserie). В интерьерах появляются передвижные ширмы, зрительно изменяющие пространство; гобелены с изображениями цветов, пагод, людей в китайской одежде; знаменитый китайский фарфор, изысканные орхидеи, тонкоствольные деревья, аквариумные рыбки, а также изящная лакированная мебель китайских мастеров, будто созданная для рококо.

Стиль "Людовика XV", но, в отличие, от барокко он не был чисто придворным искусством. Большинство построек рококо - это частные дома французской знати и загородные дворцы. Комнаты в них не располагались анфиладой (как в XVII в.), а образовывали ассиметричные композиции. В центре обычно располагался парадный зал (салон). Углы комнат закругляются, все стены украшаются резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость. Комнаты становятся поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную для будуаров (мадам Пампадур). барокко рококо стиль интерьер

Оформление салонов и будуаров слегка перенасыщено предметами в отличие от более сдержанной эпохи барокко. В колорите преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цветовые сочетания - белое с голубым, зелёным или розовым и непременное золото. Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д. МЕБЕЛЬ И ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ ИНТЕРЬЕРА

Барочная мебель не сильно отличается от той, что существовала во времена Ренессанса. При этом формы шкафов изменились, дверцы и выдвижные ящики стали изогнутыми, иногда они имеют очертания зданий.

Резной лиственный орнамент, фигуры людей и животных, аллегории и геральдические символы были излюбленным декоративным элементом наряду с пилястрами, колоннами и другими архитектурными элементами.

Барочная мебель имеет внушительные размеры, рококо, напротив, стремится е изяществу и элегантности.

Стены в стиле рококо: В отделке стиля рококо используется дробный орнамент и сложные изогнутые формы, а также тонкие рельефные резные и лепные обрамления, переплетения, узоры, завитки, разорванные картуши, маски-головки амуров и гротески в сочетании с рокайлей (морские ракушки). Тканевые обои. В обилие белая или золоченая лепнина.

Потолок в стиле рококо: В стиле рококо потолок однотонный с декоративными элементами лепнины. Они покрываются позолотой или окрашиваются в белый цвет. Потолок часто делают продолжением стены в виде переходящих узоров. При помощи падуги -- плавного полукруглого перехода, который декорируется тонким орнаментом. В качестве украшения потолка - тематическая фреска.

Пол в стиле рококо: одинаково в стиле рококо используется как деревянный пол, так и керамический (к примеру, имитация мрамора). Выбор паркета для стиля рококо в интерьере весьма разнообразен, от мелкого штучного, до художественного. Также в стиле рококо в интерьере используются расписные ковры, занимающие небольшую часть общей площади.

Мебель в стиле рококо: В основном небольшая по размерам, но весьма удобна. В интерьере рококо используются уютные стулья, кресла, диваны, шез-лонги и тому подобное. Появляются так называемые бержери - двойные диваны. Большое распространение в стиле рококо получили диванчики, канапе, кушетки, а также хрупкие на вид, но очень удобные скамеечки. Декор мебели в стиле рококо имеет волнистые контуры, гнутые ножки, прихотливые орнаменты в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, ромбовидной сетки и обилие золочёной бронзы. В изобилии мягкая мебель.

Мебель в эпоху рококо обычно изготавливалась из липы и ореха, дуба, эбенового дерева которые поддаются тонкой резьбе - техника «буль, маркетри». Украсят комнату вошедшие в моду секретер, картоньерка (шкафчик для бумаг), декоративный столик-геридон предназначенный для одной статуэтки, вазочки или пепельницы. Для хранения вещей подойдет лаковый комод с волнистым фасадом.

Предметы декора в стиле рококо: Позолоченные канделябры, часы, фарфоровые статуэтки, гобелены, ширмы - обязательные элементы стиля рококо. В обилие используются зеркала и картины, весящие ассиметрично. На диванах и креслах - шелковые подушки и пуфы с сюжетной вышивкой.

Шкатулки, вазочки и мелкие статуэтки можно расставлять буквально везде. Интересный факт - именно стиль дизайна рококо внес в интерьер такое новшество как аквариум в интерьере.