Большой стиль. Стиль короля Людовика XIV


Декоративное наследие Франции до сих пор вдохновляет дизайнеров всего мира. Журнал "AD Architectural Digest. Самые красивые дома мира" опубликовал краткую и вольную историю стилей “французского происхождения”.

Классицизм (1640 - 1710)

За время царствования Короля-Солнца Франция стала не только сильной державой, но и законодательницей мод в архитектуре и интерьере, оттеснив на второй план Италию. Помпезность и величие отличают всё, что было создано в то время: архитектуру, интерьеры и мебель. Возможно, именно за это стиль Людовика XIV любим сильными мира сего?

Портрет Людовика XIV

2.

Замок Во-ле-Виконт (1658-1661) стоил своему хозяину, финансисту Людовика XIV, свободы и состояния: когда ревнивый король увидел роскошное имение, он немедленно отправил Фуке в тюрьму, а замок конфисковал.

3.

Версальский дворец строила та же команда, что и Во-ле-Виконт. Приказ короля “как у Фуке, но круче” был исполнен в точности.

4.

Андре Шарль Буль, придворный мастер Людовика XIV, вошел в историю как самый знаменитый (а теперь и дорогой) краснодеревщик и создатель стиля “маркетри Буля”.

Современная мебель в стиле Людовика XIV:

5.1.

Подсвечник, дерево, металл, Harrison & Gil

5.2.

5.3.

Журнальный столик, дерево, металл, мрамор, Zanaboni

Рококо и неоклассицизм (1715-1800)

Последующие Людовики (XV и XVI) также подарили Франции по собственному стилю: игривый и витиеватый рококо в первом случае, более строгий и сдержанный неоклассицизм во втором. Даже хрупкой и капризной королеве Марии Антуанетте с ее любовью к природе и “простой” жизни удалось оставить след в истории декора. Мария Антуанетта плохо кончила, зато оставила о себе добрую память.

6.

Портрет работы Мари Элизабет Луизы Виже-Лебрен

7.

Малый Трианон с интерьерами в стиле Марии Антуанетты.

8.

Парижский театр “Одеон” - прекрасный образец неоклассицизма, строившийся по образцу вилл Палладио, был открыт 9 апреля 1782 года в присутствии Марии Антуанетты.

9.

Антуан Ватто, основоположник стиля рококо в живописи, называл свои картины изображениями “галантных празднеств” (здесь - “Удовольствия бала”, 1717).

10.

Франсуа Буше (здесь - “Туалет Венеры”, 1750), мастер пасторальных пейзажей и мифологических сцен, был протеже мадам де Помпадур, возлюбленной Людовика XV.

12.

Марка Taillardat делает мебель в главных французских стилях: от Людовика XV до ампира.
На фото - консоль Amélie, дерево, металл.

Современная мебель в стиле Людовиков :

13.1.

Кресло, дерево, текстиль, Chelini

13.2.

Зеркало, металл, Ciulli 1902

13.3.

Стул Royaumont, дерево, текстиль, Taillardat

Ампир (1800-1820)

Агрессивный настрой Наполеона I проявился не только в многочисленных военных кампаниях, но и в насаждении имперского духа в архитектуре и интерьерах. Строгий и воинственный, стиль ампир был вдохновлен великими цивилизациями прошлого: Древней Грецией, Римом и Египтом.

14.

Портрет Наполеона I

15.

Коллекция Joséphine марки Chaumet навеяна ампиром. Тиара: платина, белые и желтый бриллианты.

16.

Триумфальная арка Каррузель (1809) построена в честь побед наполеоновской армии. Главные архитекторы ампира - Персье и Фонтен - украси--ли ее копией квадриги Константина I в Венеции и барельефами, иллюстрирующими баталии Наполеона.

17.

Компьенский дворец был не единственной резиденцией Наполеона, однако именно здесь лучше всего сохранились императорские интерьеры.

18.

Портрет мадам Рекамье” кисти Жак-Луи Давида, 1800
Мадам Рекамье была не только красавицей и светской дамой, но и прародительницей кушетки рекамье.

19.

Кушетка создана Жоржем Жакобом по дизайну художника, Empire, Baker.

Современная мебель в стиле ампир :

20.1.

Ваза Prestige, фарфор, Wedgwood

20.2.

Придиванный столик, дерево, металл, мрамор, Zanaboni

20.3.

Пуф, дерево, металл, текстиль, Francesco Molon

20.4.

Кресло, дерево, текстиль, Francesco Molon

(т. н. «французские королевские стили»), приуроченные каждый ко времени правления одного из Людовиков: раннее барокко, переходный стиль (Людовик XIII, 1610-1643); зрелое барокко (Людовик XIV, 1643-1715); «стиль регентства » - переходный этап между правлением Людовиков XIV и XV; рококо, поздний этап барокко (Людовик XV, 1720-1765).
Во Франции сложилась наиболее своеобразная форма барочного стиля, а мебельное искусство, с его роскошными, величавыми, изящными формами, стало поистине искусством «большого стиля». Рост могущества государства приводит к процветанию искусств, монархи не жалеют средств на создание грандиозных архитектурных ансамблей.

В годы правления Людовика XIII завершено строительство нескольких великолепных сооружений в стиле позднеренессансной архитектуры: парижского Лувра, охотничьего замка короля в Версале. Начиная примерно с шестидесятых годов XVII века роскошная мебель королевских дворцов является, в сущности, повторением итальянских образцов. Дух итальянского барокко заносится во Францию мастерами, прошедшими выучку в Италии.

В 1662 году на базе скромной шпалерной мастерской братьев Гобеленов была организована Королевская мануфактура гобеленов, производившая, помимо прочего, и мебель. Мануфактуру возглавил известный художник Шарль Лебрен. Среди мастеров6мебельщиков, приглашенных Лебреном, был итальянец Куччи. Выходцем из Рима был и Жак Каффиери, талантливый скульптор и бронзовщик.

Однако крупнейшим мастером6мебельщиком эпохи, несомненно, является фламандец по происхождению Андрэ Шарль Буль (1642-1732). Буль первым стал инкрустировать мебель черепахой (т. н. техника «пике»). С этой техникой он познакомился во Фландрии. Первые значительные работы Буля появляются уже в 1672 году. Возглавив после смерти придворного столяра Жана Масэ мастерские в Лувре, он в 1679 году расширил их. Природа наделила Андрэ Шарля многогранным талантом; он и архитектор, и живописец, и мастер художественной мебели, и рисовальщик, и гравер. С его именем связаны известные по всему миру и ревниво хранимые в музейных собраниях изделия мебели в т. н. «стиле Буль» .

Они фанерованы черным деревом и богато украшены бронзовыми накладками и маркетри, набранными пластинками черепахи, олова, позолоченной меди, кости и пр. Формы этой мебели несколько тяжеловаты, контуры прямолинейны, прямоугольные в сечении ножки книзу сужаются, завершения и цоколи решены строго. Ведущий элемент орнаментики - крупные, симметричные мотивы стилизованной лозы.

Произведения Буля производят впечатление строгой величавости; это крупные шкафы, комоды, консоли, декоративные столики, подставки и футляры для часов и др. Мастера, следовавшие приемам Буля, по характеру материала, которым они пользовались, были названы чернодеревцами; чернодеревцы работали в тесном сотрудничестве с маркетерами и бронзовщиками. Буль, так же, как до него Куччи (1664-1673), сам выполнял все работы, связанные с изготовлением и отделкой мебели. Мастерская Буля, в которой работали и четыре его сына, со временем выросла в крупное мебельное предприятие.

В эпоху Людовика XIV парадный интерьер в основе своей носит явно ренессансный характер. Стены украшаются лепными узорами или резным деревом, обтягиваются дорогими тканями, завешиваются гобеленами. В цветовой гамме преобладает сочетание белого с золотом. Величественность форм, некоторый произвол в использовании элементов ордерной архитектуры, обильная, но органически связанная с мебельными формами декорировка - таковы основные особенности стиля Людовика XIV.

Большой стиль - (франц. «Grand maniere», Le style Louis Quatorze) - художественный стиль одного из самых ярких периодов в истории Франции, «золотого века» французского искусства второй половины XVII столетия.

Связан с годами правления короля Людовика XIV (1643-1715), отсюда название. В этом стиле соединились элементы Классицизма и Барокко. Своим образным строем «Большой стиль» выражал идеи торжества сильной, абсолютной королевской власти, национального единства, богатства и процветания, отсюда его эпитет «Le Grand».

В 1643 г. во главе Франции оказался пятилетний наследник престола Людовик XIV, регентшей стала его мать, королева Анна Австрийская. Политику определял первый министр, всесильный кардинал Мазарини. Несмотря на ненависть народа к кардиналу-итальянцу и нелюбовь к «королеве-австриячке», мысль о необходимости прочной абсолютной власти как непременного условия развития французской нации и объединения страны сплотила вокруг трона передовые умы того времени - политиков, дворянство, литераторов и художников. В 1655 г. молодой король на заседании парламента произнес знаменитую фразу: «L"Etat, c"est moi!» («Государство, это я!»). А придворные, не без лести, конечно, прозвали его «Roi Soleil» - «Король-Солнце» (которое всегда светит над Францией). Министр финансов «Короля-Солнца» Ж.-Б. Кольбер «курировал» развитие архитектуры, деятельность Академий. В 1663 г. Кольбером была организована «Академия надписей», специально для сочинения надписей к памятникам и медалям, прославляющим короля. Искусство было объявлено государственным делом. Художникам давались прямые указания прославлять неограниченную королевскую власть, не считаясь со средствами.

Эстетические идеалы

Новые идеалы абсолютизма и должен был отразить «Большой стиль». Им мог быть только Классицизм, ассоциирующийся с величием древних греков и римлян: французский король сравнивался с Юлием Цезарем и Александром Македонским. Но строгий и рациональный Классицизм казался недостаточно пышным для выражения торжества абсолютной монархии. В Италии в это время господствовал стиль Барокко. Поэтому закономерно, что художники Франции обратились и к формам современного итальянского Барокко. Но во Франции Барокко не могло столь мощно, как в Италии, вырасти из архитектуры Классицизма.

С эпохи французского Ренессанса XVI в. в этой стране утвердились идеалы Классицизма, влияние которых на развитие искусства не ослабевало вплоть до конца XIX столетия. В этом состоит главная особенность «французского стиля». К тому же классицистические формы привились на иной, чем в Италии, почве сильных национальных традиций романского и готического искусства. Это объясняет, почему у итальянского Барокко были заимствованы лишь отдельные элементы, а главными формообразующими принципами искусства эпохи Людовика XIV оставались идеи Классицизма. Так, в оформлении фасадов зданий сохранялась строгая классицистическая ордерная разработка стены, но в деталях оформления интерьера, шпалерах, мебели присутствовали барочные элементы.

Влияние государственной идеологии было столь велико, что именно с этого времени отдельные этапы развития искусства во Франции стали обозначать именами королей: стиль Луи XIV, стиль Луи XV, стиль Луи XVI. Обычай такого наименования был позднее обращен и назад, во времена до правления Людовика XIV. Другая важнейшая особенность эпохи заключалась в том, что именно во Франции второй половины XVII столетия сложилось само понятие художественного стиля. До этого, в Италии, идеи Классицизма, лишь начав формироваться, тут же были потеснены Маньеризмом и Барокко.

Классицизм как художественное направление оформился во Франции и с тех пор не Рим, а Париж стал диктовать моду в искусстве и его роль не ослабевала на протяжении последующих XVIII, XIX и XX вв. Впервые в истории, во Франции эпохи Людовика XIV, стиль стал осознаваться важнейшей категорией искусства, эстетики, стал нормой жизни, быта и нравов, пронизывая все стороны придворного этикета (слово, также появившееся при дворе Людовика XIV). Вместе с осознанием стиля приходит эстетизация отдельных формальных элементов, воспитание вкуса, «чувства детали».

И век Людовика, не заносясь в гордыне,
Я с веком Августа сравнить посмею ныне…

Шарль Перро. «Век Людовика Великого»

Франция XVII века – одно из богатейших государств Европы с абсолютной властью блистательного монарха. Франция – центр человеческой вселенной, её Солнце, имя которому – король Людовик.

Стиль, сложившийся во Франции в это время, принято называть «Большим стилем», или стилем «Людовика XIV».

Вообще, в истории искусств, французское барокко традиционно делят на три временных периода:

  • Поздний ренессанс - стиль Людовика XIII (1610-1643 гг.)
  • Зрелое барокко – стиль Людовика XIV (1643-1715 гг.)
  • Стиль регентства (временной промежуток между правлением Людовика XIV и Людовика XV)
    Иногда сюда относят и рококо, однако современные искусствоведы рассматривают рококо как отдельный самостоятельный стиль, правда, сформировавшийся в недрах барокко.
Во время правления Людовика XIV строится множество огромных дворцов с анфиладами парадных комнат. Самым роскошный из них – новая королевская резиденция Версаль, с его дворцами и бескрайними садами. Строительство всего комплекса Версаль началось в 1661 году и длилось 30 лет. Лучшие художники работали над оформление резиденции короля. Версальский дворец – подлинная жемчужина французского барокко, символ победы «нового» живого искусства над «старыми» античными образцами.

Источником вдохновения и традиционным местом обучения для французских мастеровых, архитекторов и художников была Италия. Но в середине семнадцатого века французская культура совершила определенный прорыв. Ей удалось не только наладить собственное производство высокохудожественных вещей, но и стать законодательницей мод для всей Европы. И титул этот сохранился за Францией до сих пор.

Естественно, совершить подобное в течении одного человеческого поколения возможно только путем сильной воли, регламента, законов и распоряжений. Человека, которому Франция обязана своей «культурной революцией», звали Кольбер. Он пригласил известных итальянских мастеров: мебельщиков, мозаичников, резчиков, которые не только работали для короля и двора, но и обучали французских мастеровых тонкостям ремесла.

Множество маленьких парижских мастерских специальным указом Кольбера были объединены под именем Королевской мануфактуры. Художественным руководителем мануфактуры был назначен Шарль Лебрен. Этому предприятию вменялось в обязанности не только снабжать строящиеся дворцы качественными гобеленами, но и готовить ткачей, резчиков, позолотчиков, мебельщиков, лепщиков и других специалистов.

Под руководством Лебрена мануфактура выпустила несколько серии гобеленов на тему величия королевской власти: «Жизнь Людовика XIV», «История Александра», «Королевская резиденция».

По всей Франции указом короля основывается множество мануфактур, Самые известные – в Бовэ, в Лионе, Обюссоне и Феллетене. Они выпускали бархат, парчу, шелк, прекрасные ткани с барочными орнаментами по примеру итальянских, и качеством не уступали последним. Эти ткани использовались при декорировании интерьеров Версальского и других дворцов, обивке мебели.

Кольбер приглашает знаменитых венецианских зеркальщиков, также с целью обучить французских ремесленников этому мастерству. Наглядным результатом этого распоряжения может служить Зеркальная галерея Версальского дворца. Все зеркала галереи выполнены французскими мастерами.

В зеркальной галереи был использован новый для того времени архитектурный прием, все зеркала располагались параллельно окнам, что создавало иллюзию того, что галерея по обе стороны смотрит окнами в сад.

До 1690 года Зеркальная галерея была обставлена мебелью из чистого серебра по проекту Лебрена, однако после 1690 года, согласно королевскому эдикту против роскоши, она была переплавлена на монеты.

Стены облицовывали мрамором, украшали золоченым резным декором или затягивали дорогими тканями. В Версале тканые обои меняли два раза в год. Зимой использовали зеленый или красный бархат с золотом, летом – золотую или серебряную парчу. Также стены обивали золочеными кожами. Этот прием декорирования был очень популярен в то время. Золоченые набивные кордовские кожи на стенах можно было встретить во многих дворцовых апартаментах.

Применяли и классические деревянные панели из дуба или сосны. Сосновые панели тонировали под благородные породы дерева, в конце века панели стали окрашивать в однородные белые, голубые или светло-зеленые тона.

Полы были в основном мраморные. Паркет не получил во Франции такого распространения, как в странах Северной Европы и России. Французские паркеты того времени обычно ромбовидной формы. В моде полы, роскошно инкрустированные серебром, черепаховым панцирем, ценными пародами дерева. Не удивительно, что подобные заказы выполнял и сам Шарль Буль, речь о котором пойдет позже. Он выполнил полы в своей знаменитой технике для нескольких комнат наследника престола. Паркетные полы было принято застилать персидскими коврами и простыми циновками.

В XVII веке меняется традиционная форма камина. Камин теперь выглядит как прямоугольный выступ в стене. Над ним располагается зеркало, а каминную полку украшают парными подсвечниками, вазонами, фарфоровыми безделушками, бюстами, часами. Появляется такая неотъемлемая деталь камина, как экран. Экраны обычно затягивают гобеленовыми тканями.

Мотивы орнамента стиля «Людовик XIV» - это акантовый лист, гирлянды, пальметты, волюты, львиные головы, женские головки.

Мебельное искусство Франции этого периода, как и любое другое, сформировалось на основе итальянских образцов. Ш. Лебрен и Ж. Лепорт издали сборники образцов подобной мебели.

Мебель делается из местных пород дерева, украшается резьбой и позолотой, либо из привозных дорогих пород, очень часто в это время – из черного (эбенового) дерева. В этом случае применяется инкрустация серебром, медью, перламутром, используют накладные пояски и барельефы из золоченой бронзы.

В эпоху Людовика XIV появляется множество новых видов мебели: разнообразные столы и мягкая мебель для отдыха.

Появляется стол с откидной крышкой, получивший название «бюро» (от франц. Burean – сукно). Обычно он выполняется из черного дерева с накладными деталями из золоченой бронзы и богатой резьбой. Ножки украшаются женскими головками, бараньими головами, львиными лапами.

Столешницы столов делаются из массивной плиты цветного мрамора, украшаются мозаикой. Деревянные столешницы украшают инкрустацией и бронзовыми накладками. К концу века на простые письменные столы иногда также клеят сафьян или сукно.


Как и во всей Европе XVII века, убранство дворцовых апартаментов немыслимо без модного в то время кабинета. Французские кабинеты выполнены из эбенового дерева, декорированы по примеру роскошного барочного здания, украшены мозаикой, инкрустацией, резными колонками, кариатидами, карнизами, фронтонами, розетками. Такие кабинеты обычно имели две распашные дверцы, за которыми скрывались выдвижные ящички.

В то время, когда вся Европа отказалась от сундука, как от неудобной народной формы мебели, французы подняли его на пьедестал, вернее на четыре барочные резные ножки, снабдили выдвижными ящиками и назвали «комод».

Век неги и праздности породил множество новой разнообразной мебели для сидения, покоя и отдыха.

Стулья и кресла этого времени – прямоугольной формы, с точеными ножками, высокой спинкой, иногда снабженной двумя выступами для фиксации головы. Они, бесспорно, становятся более свободными и комфортными, подчиняясь моде на широкие юбки своих хозяек.

Мягкая мебель обивается бархатом, кордовскими кожами, глазетом, штучным гобеленом, выполненным на заказ, часто украшается бахромой по нижней кромке сидения. При обойке используют маленькие гвоздики с золочеными шляпками. Набивка – конский волос.

Появляются первые диваны. Сначала они напоминают несколько стульев, составленных в ряд. Опираются такие диваны на шесть или восемь ножек.

В это время мебель начинают покрывать съемными чехлами.

Еще две мебельные формы, сформировавшиеся во Франции на основе народной мебели – обыкновенной скамьи, появились в эту эпоху. Это шезлонг (от франц.- Длинный стул) и кушетка (от франц. - Спать)

Особое внимание стоит уделить знаменитому мастеру того времени - Андре-Шарлю Булю, и мебели в стиле «Буль», популярной в Европе в XVII и XVIII веках. Мебель в стиле «Буль» простой формы и силуэта, однако чрезвычайно богато декорирована. Это настоящие панно, картины с замкнутой композицией, барочные узоры, листья, цветы, бабочки, птицы, валюты и гирлянды. Шкафы, кабинеты, комоды, столы и другая мебель, роскошно инкрустированная ценными породами дерева (интарсия), золотом, серебром, черепаховым панцирем, стеклом и бронзой, латунью, оловом, поделочным камнем (по примеру флорентийских кабинетов).

Орнаментика работ Буля строго симметрично, в связи с чем уместно будет вспомнить своеобразную технику мастера, доведенную им до совершенства. Для получения абсолютно идентичных элементов орнамента он брал две пластинки, например, латунную и черепаховую, слегка склеивал их друг с другом и выпиливал одновременно две одинаковых по абрису детали. Такая техника обеспечивала тончайшую подгонку элементов орнамента друг к другу.


При копировании материалов ссылка на сайт http://сайт обязательна.

Во второй половине XVII века Франция стала ведущей европейской державой. Срочно пришлось догонять и перегонять Италию, в том числе по части вкусов и мод.

По этому случаю при Людовике XIV (1643–1715) был даже заведён специальный департамент, заведующий всеми видами искусств, во главе которого поставили живописца Шарля Лебрена. И тут началось…

В дворцовых интерьерах того периода царило полное парадное великолепие. Новоизобретённый стиль должен был прославлять могущество монарха. Задачу решили просто: больше массивности, резьбы и позолоты. Орнамент при этом строго симметричен. Акантовые листья, фрукты, раковины, маски и головы фав. нов сочетались в нём с военной символикой. К навеянным античным Римом мотивам (шлемам и щитам) добавились знаки «короля–солнца»: лучезарный лик или две переплетённые буквы L. Мастера щедро инкрустировали мебель чёрным деревом, медью, оловом, черепаховым панцирем и перламутром. Наиболее прославленные работы в этой технике созданы краснодеревщиком Андре–Шарлем Булем, почему иногда стиль называют просто «Буль». Примечательная деталь: ножки кресел и табуретов соединяют поперечные перекладины, образующие букву Н или, позднее, Х. Спинки у кресел чинно высокие, а низкие сиденья украшены бахромой. В тот же период распространяется удобная мебель с выдвижными ящиками. Это упразднивший сундуки комод, а также бюро. Другое изобретение эпохи - приставной столик–консоль. Столешница консольных столов часто сделана из мрамора или выложена флорентийской мозаикой, опорой ей служат аллегорические фигуры. (Такие консоли можно встретить в фойе многих роскошных отелей, а также в домах, где принято устраивать приёмы.) Появляется и диван, похожий на несколько составленных вместе кресел. Впрочем, к концу периода интерьеры утрачивают свою помпезность и приобретают грациозность, предвещая последующие стили Регентства и Людовика XV.


Комод как будто весь состоит из маркетри, бронзы и золочения. Антикварный салон Segoura, Париж
Письменный стол антикварная галерея Kraemer, Париж


Консоль, XVII век. Из коллекции антикварного салона Perrin, Парижж

Барокко-самый кардинальный из противоположных минимализму стилей. Такое масло масляное. Когда и маркетри, и бронзовые накладки, и позоло та, и мрамор, и скульптура. Массивность шкафа потрясает. Многодельность работы восхищает. Но что притягивает взор больше всего-это мускулистость атлантов и экспрессивность их поз. Как будто вот–вот надорвутся. Вторая половина XVII века, Франция

Характерная особенность стиля: маркетри настолько богато украшает поверхность мебели, что становится похожим на роспись. Мотивы самые разнообразные: от растительно–цветочных до военных, греко–римских. Ножки шкафа массивные, четырёхугольные, видимо, показались мастеру недостаточно изящными, поэтому он подставил спереди пару куртуазных ножек из золочёной бронзы.



Мебель обтягивают бархатом (в основном тёмно–красного «королевского» цвета), гобеленом и шёлком. Узоры предпочитают цветочные, цвета- контрастные и яркие. Ткани-копии, изготавливаются компанией Prelle


Комод с узорным маркетри, скульптурными резными деталями и золочёными металлическими накладками. Производится компанией СMT
Шкатулка, серебро, посеребрение. Париж, 1704–1712. Из коллекции компании De Leye, Брюссель


В первые годы правления Людовика XIV дворяне сидели в креслах, напоминающих об эпохе короля–предшественника, однако в новом интерьерном контексте они выглядели свежо Внизу Кресло, делается компанией Angelo Cappellini Консоль (с мраморной столешницей) в стиле Людовика XIV. Исключи. тельная по красоте вещь. Точная копия дворцовой, производится компанией Provasi