Тур Хейердал. Путешествие на плоту Кон-Тики



Имя: Тур Хейердал (Thor Heyerdahl)

Возраст: 87 лет

Место рождения: Ларвик, Вестфолл, Норвегия

Место смерти: Aлассио, Лигурия, Италия

Деятельность: норвежский археолог, путешественник и писатель

Семейное положение: был женат на Жаклин Бир

Тур Хейердал - биография

О возникновении великих цивилизаций ученый мир не перестанет спорить никогда, так как часто одна теория опровергает другую. Тур Хейердал предпочитал не спорить, а действовать. По древним «инструкциям» он строил судно и плыл на нем тысячи миль по океану. Если достигал нужного берега, теория считалась доказанной.

Тур Хейердал - учеба

Оканчивая школу, юный Тур уже определил свое будущее - он будет зоологом. Мать мальчика работала в антропологическом музее, а сам он собрал дома мини-зоопарк, с гадюкой в качестве главного «экспоната». Поступление в 1933 году на естественно-географический факультет университета Осло стало логическим продолжением его мечты...

Тур Хейердал - на тропических островах

Уже заканчивая обучение, студент Хейердал отправился к отдаленным островам Полинезии. Там он надеялся выяснить происхождение отдельных видов фауны. С ним была его молодая жена Лив. Миновав Таити, супруги высадились на необитаемом острове Фату-Хива. Он напомнил им Эдемский сад, в котором они чувствовали себя Адамом и Евой. Вот только соседние острова были населены туземцами-каннибалами, и Тур не расставался с ружьем.

Впрочем, беда пришла не от дикарей, а от тропической инфекции. Ноги супругов покрылись язвами, и пара была вынуждена обратиться за медицинской помощью на острове Хива-Оа. Здесь Хейердал встретил соотечественника Хенри Ли, и тот поведал ему о каменных статуях в местных джунглях. Откуда они там взялись, не знал никто. Также Ли сообщил, что аналогичные статуи есть в Колумбии, на 7 тысяч (!) километров западнее.

Тур был заинтригован: как такое могло получиться? Самое логичное объяснение -люди из Южной Америки просто приплыли на Маркизские острова. Укрепило догадку то, что одного из идолов островитяне звали Тики, как и бога инков. Но ученый мир счел гипотезу полным бредом. Ну не могли дикари построить судно, способное пересечь океан! В поисках доказательств своей теории 25-летний Хейердал приехал в Британскую Колумбию (Канада).

Он рассчитывал найти у местных индейцев предания о мореплавателях. Однако, объехав весь запад Канады, так и не услышал ни одной легенды об индейцах-моряках. Зато узнал нечто другое, и вскоре представил на суд общественности статью о контактах народов тихоокеанских островов и американских индейцев. В ней норвежец обосновал свой вывод, что предки полинезийцев прибыли именно с севера, через Гавайи.

Там же, в Канаде, Хейердала застала Вторая мировая война. Будучи патриотом, Тур записался в армию союзников и попал в диверсионную радиошколу в Британии. В составе морского конвоя его подразделение перевели в Мурманск, откуда бойцы должны были отправиться в норвежский Киркенес.

Изучив документы Хейердала, офицер НКВД удивился: на плечах бойца, который в списках значился как сержант, красовались лейтенантские звезды. Непорядок! Не слушая объяснений, «особист» отправил подозрительного блондина обратно в Лондон. А подразделение, в котором служил Тур, было уничтожено фашистами во время первого же задания... Впоследствии исследователь мысленно благодарил дотошного русского, невольно спасшего ему жизнь.

После войны Хейердал приехал в Нью-Йорк, где презентовал свою работу о переселении американских индейцев на острова Полинезии. Как он и предвидел, никто из академиков его статью вниманием не удостоил. Правда, кто-то посоветовал доказать собственным примером возможность такого путешествия. Учитывая, что Хейердал, чудом не утонув в детстве, панически боялся воды, он должен был отказаться. Вместо этого Тур стал готовиться к плаванию.

28 апреля 1947 года Хейердал с пятью соратниками отбыл на плоту из перуанского порта Кальяо и взял курс на Полинезию. Плот состоял из бревен бальсового дерева и назывался «Кон-Тики» - по имени героя полинезийских сказаний. Конструкция была идентична тем, что строили в древности. Через 101 день изнуряющего плавания, преодолев 4300 морских миль, путешественники добрались до островов Туамоту. Теория, которую никто не принимал всерьез, была доказана.

Кто-то из академиков попытался обесценить достижение Тура, заявив, что и до него было известно о переселении предков полинезийцев из Азии. Но именно Тур доказал, что перед этим они побывали в Америке, находящейся в тысячах миль восточнее. Уже в XXI веке был проведен анализ ДНК полинезийцев и южноамериканских индейцев, показавший высокую степень родства этих этногрупп.

Новую экспедицию исследователь организовал на остров Пасхи. Здесь его интересовали знаменитые идолы. Кто и зачем поставил здесь эти громоздкие скульптуры? И хотя Тур не дал полного ответа на этот вопрос, зато выяснил, что каменные головы - продолжение тел, закопанных в земле. Кроме того, он нашел ранее не известных идолов и развалины зданий, сильно напоминавших доинкские конструкции в Южной Америке...


Разменяв полувековой юбилей, Хейердал по-прежнему не мыслил себя вне науки. В результате долгих размышлений он пришел к очередному сенсационному выводу: древние индейцы и египтяне плавали друг к другу в гости! И вновь решил проделать путь на судне из древней эпохи.

Судно Тур заказал египетским мастерам. Они воссоздали его по старинным рисункам и чертежам из 12 тонн папируса. Хотя Египетский Институт папируса предупреждал, что в соленой воде стебли начнут распадаться, норвежец больше верил мастерам прошлого. Судно назвали «Ра», в честь египетского бога Солнца.

Для нового похода Хейердал набрал международную команду. Врачом экспедиции стал , будущий ведущий «Клуба путешественников». Весной 1969 года «Ра» под флагом ООН отчалил из порта Сафи в Марокко. За 8 недель судно прошло 5 тысяч километров, но до финиша не добралось: «Ра» в соленой воде, как и предупреждали ученые, начал разваливаться. От верной гибели экипаж спасла проплывавшая мимо яхта.

Хейердал не сдавался. Меньше чем через год с тем же экипажем и из той же точки вышла папирусная лодка «Ра-2». На этот раз судно строили специалисты из племени аймар с озера Титикака (Боливия). Через 57 дней «Ра-2», победив Атлантику, финишировала у острова Барбадос. Хейердал оказался прав.


Вскоре Тур решил, что Египет имел связи не только с Америкой, но и с Индией. Для проверки этого предположения он заказал у мастеров из Ирака тростниковый корабль «Тигрис» - точную копию древнешумерского судна. Выйдя из иракского порта Шатт-эль-Араб, «Тигрис» пересек Персидский залив, вышел в Индийский океан и подошел к устью Инда в Пакистане. Теория вновь была подтверждена практикой. 5-месячное плавание «Тигриса» завершилось 3 апреля 1978 года в Джибути: в знак протеста против войны между Эфиопией и Сомали экипаж сжег судно.

Последняя догадка Хейердала

Весной 2001-го 87-летний Тур Хейердал прилетел в Ростов-на-Дону. То было не праздное путешествие: он хотел найти доказательства своей теории, что предками скандинавов были удины, одно из этнических меньшинств Азербайджана. От них, по мнению исследователя, происходит и имя высшего божества викингов -Одина. Ученый считал, что они шли на север именно через придонские степи.

В этот раз доказать свою правоту он не успел: был уже серьезно болен. Несмотря на это. Тур поражал окружающих своей работоспособностью. «Работал допоздна. Свет в его номере горел до двух часов ночи. А в полседьмого утра он был уже на ногах, - вспоминал переводчик Евгений Витковский. - Сначала прогуливался перед гостиницей, потом возвращался в номер - принимал холодный душ, делал зарядку, завтракал и шел на раскопки...»

Ранние годы

Тур Хейердал родился в небольшом городке Ларвик на юге Норвегии в семье Тура и Алисон Люнг Хейердал. Отец владел пивоварней. Мать работала в антропологическом музее, и юный Тур довольно рано познакомился с дарвиновской теорией эволюции . С детских лет Хейердал интересовался зоологией . В доме, где Тур проживал в те годы, он создал небольшой музей, в котором главным экспонатом была гадюка

В детстве Тур страшно боялся воды, потому что дважды чуть не утонул. Как он сам вспоминал впоследствии, если бы лет в 17 ему кто-нибудь сказал, что он будет плавать по океану на утлой лодчонке по нескольку месяцев, он счёл бы того человека безумным. Расстаться с этой боязнью он смог только в 22 года, когда, случайно упав в реку, нашёл в себе силы выплыть самостоятельно.

Любознательным молодоженам казалось, что они смогут прожить в условиях девственно нетронутой природы, подобно Адаму и Еве, без особых сложностей. Однако со временем у Лив и у Тура стали появляться на ногах кровоточащие язвы, им необходимо было срочно показаться врачу, который, к счастью, нашелся на соседнем острове. Вылечившись, молодые люди возвратились на Фату-Хива , но через некоторое время, чувствуя растущую неприязнь со стороны местного населения, были вынуждены вернуться на родину.

О событиях, происходивших с Туром Хейердалом во время стоянки на Маркизских островах , рассказывает его первая книга «В поисках рая» (1938). Она была опубликована в Норвегии , но из-за разразившейся Второй мировой войны оказалась почти забытой. В 1964 году сокращённый русский перевод (Л. Л. Жданова) выпустило советское издательство «Мысль ». Несколько позже, уже прославившись своими другими путешествиями и работами в иных областях, Хейердал опубликовал новый вариант книги под названием «Фату-Хива» (рус. пер. 1978).

Вторая мировая война

С целью найти следы морских путешественников, приплывших из Юго-Восточной Азии в начале каменного века , но так и не достигших Полинезии ранее начала второго тысячелетия нашей эры, Тур Хейердал отправился в Канаду , где стал знакомиться с жизнью местных индейцев . Там его застала Вторая мировая война .

Как истинный патриот, он желал сражаться с врагом и, в конце концов перебравшись в США , завербовался в армию. После окончания диверсионной радиошколы в Англии Хейердала и его товарищей из так называемой «I Group» подготовили к заброске в оккупированную немецкой армией Норвегию . В звании лейтенанта он отправился на американском лайнере в составе конвоя в Мурманск . В конце похода конвой подвергся атаке немецких подводных лодок , которая была отбита с помощью советских кораблей . По прибытии в Киркенес группа Хейердала должна была поддерживать радиосвязь штаба норвежского отряда с Лондоном . Здесь он и встретил окончание войны.

Экспедиция «Кон-Тики»

7 августа, по прошествии 101 дня мореплавания, «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту .

«Кон-Тики» продемонстрировал, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении. Благодаря системе килей и парусу плот доказал свою высокую манёвренность. Кроме того, между бальсовых брёвен в довольно большом количестве скапливалась вода, а это позволяет предполагать, что древние мореплаватели могли использовать её для утоления жажды в отсутствие других источников пресной воды . Вдохновлённые плаванием «Кон-Тики », и другие повторили это путешествие на своих плотах. Книга Тура Хейердала «Кон-Тики » переведена на 66 языков мира. Документальный фильм об экспедиции, снятый Хейердалом во время плавания, получил в 1952 году премию «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм .

Между тем, известны и прямые доказательства контактов между Южной Америкой и Полинезией : наиболее существенным представляется тот факт, что южноамериканский батат является основным пищевым продуктом почти во всей Полинезии . Опытным путём Хейердал доказал, что ни батат, ни кокос не могли достигнуть островов Полинезии «вплавь». По поводу лингвистического аргумента Хейердал приводил аналогию, согласно которой, он предпочитает полагать, что афроамериканцы произошли всё-таки из Африки , судя по цвету их кожи, а не из Англии , как можно было бы считать по их речи.

Первая лодка, названная «Ра», спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта , была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из папируса, добытого на озере Тана в Эфиопии , и вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. По прошествии нескольких недель «Ра» стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться кормой в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена оставить судно.

На следующий год другая лодка, «Ра-II», доработанная с учётом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом - лодка достигла Барбадоса , продемонстрировав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы. Несмотря на то что целью плавания «Ра» было всего лишь подтвердить мореходные качества древних судов, построенных из лёгкого камыша, успех экспедиции «Ра-II» был расценён как свидетельство того, что ещё в доисторические времена египетские мореплаватели, намеренно или случайно, могли совершать путешествия в Новый Свет .

Об этих экспедициях Туром Хейердалом была написана книга «Экспедиции на „Ра“» и создан документальный фильм.

«Сходство между ранними цивилизациями Египта и Мексики не ограничивается лишь пирамидами … И в Мексике, и в Египте существовала высокоразвитая система иероглифической письменности… Учёные отмечают сходство фресковой живописи в храмах и усыпальницах, схожие конструкции храмов с искусными мегалитическими колоннадами. Указывается на то, что при сооружении сводов из плит архитекторы по обе стороны Атлантики не знали искусства сооружения настоящей арки. Обращается внимание на существование циклопических по размеру каменных человеческих фигур, на удивительные астрономические познания и высокоразвитую календарную систему в Мексике и Египте. Учёные сопоставляют удивительную по совершенству практику трепанации человеческого черепа, характерную для культур древнего Средиземноморья, Мексики и Перу, а также указывают на схожий египетско-перуанский обычай мумификации. Эти и другие многочисленные свидетельства сходности культур, взятые вместе, могли бы подтвердить теорию о том, что однажды или неоднократно суда с берегов Средиземного моря пересекали Атлантический океан и принесли основы цивилизации аборигенам Мексики».

Помимо основных аспектов экспедиции, Хейердал намеренно подобрал экипаж, в котором собрал представителей разных рас , национальностей , религий и политических убеждений , с тем чтобы продемонстрировать, как на таком маленьком плавучем островке люди могут плодотворно сотрудничать и жить в мире. Кроме этого, экспедиция собрала образцы загрязнения океана и представила свой доклад в Организацию Объединённых Наций .

Другие исследования

О последнем проекте Хейердала рассказывается в его книге «В погоне за Одином . По следам нашего прошлого». В 2000 году Хейердалом были начаты раскопки в Азове Ростовской области, старинном городе неподалёку от Азовского моря . Он пытался отыскать следы древней цивилизации Асгарда , основываясь на текстах и древних картах, представленных в «Саге об Инглингах » Снорри Стурлусона . В этой саге говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами , и с низовий Дона (Танаквисля/Tanakvísl ) повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании , и, наконец, обосновался в Швеции . Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу (см. также «Дом Инглингов», «Мифические короли Швеции »). Хейердал предположил, что история, поведанная в «Саге об Инглингах», основана на реальных фактах.

Этот проект вызвал в Норвегии резкую критику со стороны историков, археологов и лингвистов и был признан псевдонаучным. Хейердал был обвинён в избирательном использовании источников и в полном отсутствии научной методологии в своей работе. В этой книге Хейердал основывал свои доводы на сходстве имён в норвежской мифологии и географических названий черноморского региона , - например, Азов и асы, удины и Один, Тюр и Турция . Филологи и историки отвергают эти параллели как случайные, а также как хронологические ошибки: например, город Азов получил своё имя (по первому упоминанию в найденных летописях) спустя 1000 лет после того как там, по утверждению Хейердала, поселились асы, жители Асгарда. Резкая полемика, окружавшая проект «В погоне за Одином», во многом была типичной для взаимоотношений Хейердала и академических кругов. Его теории редко получали научное признание, в то время как сам Хейердал отвергал научную критику и сосредоточивался на опубликовании своих теорий в популярной литературе, предназначенной для самых широких масс.

Хейердал был убеждён, что норвежцы и другие скандинавы могут, в частности, проследить свои корни из современного Азербайджана . В последние два десятилетия своей жизни он несколько раз ездил в Азербайджан. В 1994 году он побывал в Гобустане , где изучил наскальные рисунки . В сентября 2000 года Хейердал посетил археологические раскопки на территории церкви в селе Киш . Сегодня напротив этой церкви установлен бюст Хейердалу. Его теория относительно Одина была принята как факт евангелической лютеранской церковью Норвегии.

Хейердал являлся активистом зелёной политики . Мировая известность Хейердала послужила причиной его встреч с известными политиками (в частности, во время визита на Кубу он сдружился с Фиделем Кастро). Он даже выступил с докладом о значении охраны окружающей среды перед последним главой СССР Михаилом Горбачёвым . Хейердал ежегодно участвовал в присуждении Альтернативной Нобелевской премии в качестве члена жюри. В 1994 году Хейердал и актриса Лив Ульман были выбраны норвежцами для выполнения почётной обязанности открытия зимней Олимпиады в Лиллехаммере и предстали перед телевизионной аудиторией, насчитывавшей больше миллиарда человек. В 1999 году соотечественники признали его самым знаменитым норвежцем XX столетия. Он был награждён многочисленными медалями и премиями, а также удостоен одиннадцати почётных степеней университетов Америки и Европы.

Последующие годы

В последующие годы Хейердал был занят многими экспедициями и археологическими проектами. Однако он остался наиболее известен своими морскими путешествиями на лодках и особенным вниманием к вопросам культурного диффузионизма .

Критика

Многие теории Тура Хейердала, особенно теория о заселении Полинезии, подвергались критике. Так, Эрик де Бишоп считал, что имел место лишь культурный обмен между полинезийцами и населением Южной Америки, так как морская техника полинезийцев превосходит технику других народов, что сам доказал плаванием на «Каимилоа». Генетические исследования жителей острова Пасхи (Рапануи) показывают 8-процентный вклад южноамериканских индейцев в геном сегодняшних рапануйцев. Авторы считают этот вклад старше 500 лет. Соответственно, южноамериканский вклад в древних рапануйцев оценён в 10% .

Милослав Стингл называл «легенду о гениальных блондинах» очень похожей на «теории, не так давно поставившие человечество на грань катастрофы ». Однако следует заметить, что доказательная сила научной теории (либо гипотезы) совершенно не зависит от ориентации тех политических сил, которые принимают (если принимают) её на вооружение.

Награды и почётные звания

Библиография

На иностранных языках

На русском языке

  • Хейердал Тур. Путешествие на «Кон-Тики». На плоту от Перу до Полинезии / Пер. Т. Л. Ровинской, В. И. Ровинского. - М.: Молодая гвардия, 1957. - 286 с.: ил. - (Библиотека путешествий).
  • Хейердал Тур. Путешествие на «Кон-Тики» / Пер. Л. Головина, А. Комарова. - М.: Детгиз, 1957. - 368 с.: ил. - (Школьная библиотека).
  • Хейердал Тур. Аку-Аку. Тайна острова Пасхи / Пер. В. Л. Якуба. - М.: Молодая Гвардия, 1959. - 384 с.: ил.
  • Хейердал Тур. В поисках рая / Пер. Л. Л. Жданова. - М.: Мысль, 1964. - 160 с.: ил. - (Путешествия и приключения).
  • Хейердал Тур. Приключения одной теории / Пер. Л. Л. Жданова. - Л.: Гидрометеоиздат, 1969. - 308 с.: ил.
  • Хейердал Тур. Экспедиция «Кон-Тики». «Ра» / Пер. Л. Л. Жданова. - М.: Мысль, 1971. - 486 с.: ил. - (XX век: Путешествия. Открытия. Исследования).
  • Хейердал Тур. Фату-Хива. Возврат к природе / Пер. Л. Л. Жданова. - М.: Мысль, 1978. - 304 с.: ил.
  • Хейердал Тур. Экспедиция «Тигрис» / Пер. Л. Л. Жданова. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 362 с.: ил.
  • Хейердал Тур. Древний человек и океан / Пер. Л. Л. Жданова. - М.: Мысль, 1982. - 350 с.: ил. - (Библиотечная серия).
  • Хейердал Тур. Искусство острова Пасхи / Пер. Л. Л. Жданова. - М. Искусство, 1982. - 546 с.: ил.
  • Хейердал Тур. Мальдивская загадка / Пер. Л. Л. Жданова, В. И. Войтова. - М.: Прогресс, 1988. - 224 с.: ил. - ISBN 5-01-001081-X .
  • Хейердал Тур. По следам Адама / Пер. С. Ю. Лугового. - М.: Вагриус, 2001. - 352 с.: ил. - (Мой XX век). -

В небольшом городке Ларвик на юге Норвегии.

С детских лет Тур интересовался зоологией, любовь к которой привила ему мать, биолог по образованию.

В 1933-1936 годах Хейердал изучал зоологию и географию в университете Осло. В то же время он самостоятельно изучал историю и культуру Полинезии. Во время учебы в университете Тур познакомился с берлинскими учеными Кристиной Бонневи и Яльмаром Брохом, которые разработали и организовали проект, предусматривающий посещение удаленных островов Полинезии и изучение того, каким путем туда могли попасть животные, населяющие острова.

В 1950 году по инициативе Тура Хейердала в Осло был открыт музей "Кон-Тики". В музее выставлен не только оригинал знаменитого плота, но и плавсредства и предметы из других экспедиций Хейердала : папирусная лодка " Ра-II ", на которой в течение двух месяцев путешественник преодолел расстояние в несколько тысяч миль; модель тростниковой лодки "Тигрис" , скульптуры с острова Пасхи и предметы древних народов Латинской Америки.

Тур Хейердал был трижды женат. В первом браке с Лив Кушерон-Торп у него родились два сына Тур и Бьерн. Во втором браке с Ивонной Дедекам-Симонсен у Хейердала родились три дочери — Анетта, Мариан и Хелен Элизабет. В 1996 году Хейердал развелся со своей второй супругой и женился на актрисе Жаклин Бир.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Весной 1969 года из порта Сафи, Марокко, вышла папирусная лодка «Ра» под командованием норвежского путешественника Тура Хейердала. Перед экипажем, состоящим из 7 человек, в числе которых был и наш соотечественник Юрий Сенкевич, стояла задача переплыть Антлантический океан.

Юрий Сенкевич и Тур Хейердал во время путешествия на папирусной лодке "Ра", 1969 год

Проанализировав многие находки, где были изображены папирусные корабли, Хейердал начал задумываться о том, что еще во времена доинкской Америки древние мореплаватели пересекали Тихий океан, используя тростниковые суда. Возможное сходство древних тростниковых судов, которые изготавливались в Мексике и Перу, с папирусными кораблями, используемыми жителями древних цивилизаций Средиземноморья, не отрицалась и другими компетентными исследователями.

В 1969 году Тур Хейердал задумал экспедицию на папирусной лодке через Атлантику. Исследователь предоставил мастерам с озера Чад изображения и модели древних египетских судов. На основе этого материала они соорудили корабль из папируса, который символически был назван "Ра"

В 60-х годах Хейердал встречался с Мстиславом Келдышем, приезжая в СССР. В разговоре речь зашла о будущих экспедициях Хейердала, и Келдыш спросил его: "А почему бы вам не взять с собой русского?" И, вспомнив о вопросе Келдыша, написал советскому академику письмо с просьбой найти ему русского врача, владеющего английским языком и обладающего чувством юмора. Выбор пал на молодого врача, недавно вернувшегося из Антарктиды со станции "Восток" после годовой зимовки, Юрия Сенкевича.
Так Сенкевич оказался в составе интернационального экипажа: Тур Хейердал (Норвегия), Абдула Джибрин (Чад), Норман Бейкер (США), Сантьяго Хеновес (Мексика), Джордж Сориал (Египет), Карло Маури (Италия) и Юрий Сенкевич (СССР)

25 мая 1969 года состоялся старт папирусной лодки "Ра". На борту, кроме 7 человек экипажа, были еще обезьяна Сафи, куры и утка.

Попутный ветер и Северное Экваториальное течение способствовали тому, что "Ра" за 2 месяца плавания преодолел 5 тысяч километров морского пути, но закончилось путешествие тем, что лодка затонула

По словам Юрия Сенкевича, это произошло из-за того, что строители лодки с озера Чад обрубили загнутую корму, решив не руководствоваться расчетами и чертежами Хейердала. А корма была необходима, чтобы лодку не заливало, когда она преодолевает высокие волны. Когда это поняли, корму надставили, но целостность конструкции уже была нарушена. Через месяц после выхода в открытый океан корма стала погружаться в воду, и "Ра" буквально превращалась в подводную лодку.

Вот отрывки из дневника Юрия Сенкевича:
"4 июня. Всего у нас сломалось пять весел и одно утеряно."
"29 июня. Не вызывает сомнений, что мы погружаемся больше и больше, хотя и медленно. Несомненно также, что мы не сможем затонуть, но что "Ра" будет затоплен по палубу - это точно."
"9 июля. Справа рвутся веревки, связывающие папирус. Весь правый борт ходит ходуном и грозит оторваться от нас."

Экипаж мужественно пытался спасти лодку. Под рулевым мостиком находился спасательный плот из пенопласта, рассчитанный на шесть человек, который распилили и укрепили на корме. Это помогло продержаться еще две недели, прежде чем был послан сигнал "SOS".

Сигнал услышали с американской яхты. Слово Юрию Сенкевичу: "Прошло три-четыре дня, мы вот-вот должны были встретиться с нашими спасителями. И, радуясь этому, отправили за борт все лишнее, включая еду и воду, не предполагая, что ожидание встречи растянется еще на пять дней. Эти пять дней были не самыми лучшими в нашей жизни." 16 июля 1969 года измученные путеешственники оставили многострадальную лодку и переместились на яхту «Шенандоа». Так завершилось это первое, но не последнее путешествие.

А уже через год в мае состоялся старт "Ра-2"

От составителя

В чем разница между плаваниями. «Кон-Тики» и «Ра»?

Такой вопрос задавали Туру Хейердалу, когда он вместе с экипажем папирусной лодки осенью 1969 года приехал в СССР и рассказывал о своем новом смелом эксперименте.

В ответ ученый говорил о принципиальном различии между грубым, примитивным плотом и совершенной конструкцией папирусной ладьи. О том, что древние папирусные лодки плохо изучены, очень много пришлось делать ощупью, наугад - отсюда промахи при строительстве. Сравнивал он и погоду: плавание на «Кон-Тики» швед Бенгт-Даниельсон называет лучшим отпуском в своей жизни, а экипаж «Ра» немало помучился из-за капризов ветра и волн.

Но главное, подчеркивал Тур Хейердал: «На „Кон-Тики“ я вышел в океан, чтобы проверить сложившуюся у меня гипотезу о заселении Полинезии, а перед экспедицией „Ра“ у меня не было готовой гипотезы о переселении из Старого Света в Новый через Атлантический океан».

В самом деле, после десятилетних кропотливых исследований, которые предшествовали экспедиции «Кон-Тики», Тур Хейердал очень обстоятельно сформулировал свой взгляд на то, как заселялся островной мир Полинезии в Тихом океане. Но никто не хотел верить, что аборигены Южной Америки были мореплавателями, и тогда он в 1947 году воссоздал и испытал на деле древний плот. Правда, один успешный дрейф не решал вопроса. И после «Кон-Тики» мы видим в 1953 году экспедицию на Галапагосские острова, в 1955–1956 годах на остров Пасхи и другие острова Восточной Полинезии. Что ни год - поездки в разные страны, работа в музеях, изучение литературы. Гипотеза Хейердала вызвала жаркие споры, и он упорно продолжал собирать материал в различных областях науки. О своих исследованиях он рассказывал не только в популярных книгах - «В поисках рая», «Экспедиция „Кон-Тики“», «Аку-аку», но и в статьях (например, сборник «Приключения одной теории», который мы рекомендуем всем, кто хочет лучше разобраться в научной проблеме, занимающей Хейердала), и в обширных монографиях: «Американские индейцы в Тихом океане» и два тома отчета об экспедиции в Восточную Полинезию. Дискуссия продолжается, но заслуга норвежского ученого уже в том, что он чрезвычайно оживил исследовательскую работу этнологов и археологов в Полинезии и Южной Америке, на тысячу лет назад отодвинул датировку заселения острова Пасхи, пополнил багаж тихоокеанистов многими совсем новыми фактами.

Конечно, экспедиции «Ра» тоже предшествовала долгая и тщательная подготовка, - по сути дела, она продолжает тридцатилетнюю работу Тура Хейердала, но в этот раз ставился более узкий вопрос. Правда, такой, который может стать ключом для решения обширной проблемы! Вызовом послужило то, что происходило на конгрессе американистов в 1966 году, где Тура Хейердала попросили руководить симпозиумом о доколумбовых связях с Новым Светом.

Когда зашла речь об Атлантике, всплыл хорошо знакомый капитану «Кон-Тики» довод, будто океан был непреодолимым барьером для древних. Большой разрыв во времени не позволяет сопоставлять культуры, скажем, древних египтян и ольмеков. Но ведь от берегов Африки до Центральной Америки идут течения, дуют попутные ветры, и в Средиземноморье уже в глубокой древности были надежные суда, - значит, в принципе отрицать возможность каких-либо связей через Атлантический океан неверно. И ученый понял, что пришла пора ставить новый эксперимент. Если отпадет довод о барьере, придется, быть может, иначе взглянуть на многие вопросы, по-другому оценить накопленный специалистами материал.

Трудно придумать более романтический и дерзкий опыт: выйти в океан на лодке из папируса! Но в основе и теперь лежала не просто глубокая вера в древнего человека, его ум и руки, а долгая исследовательская работа и серьезнейшая практическая подготовка.

И на этот раз, как перед экспедицией «Кон-Тики», нашлось вдоволь и ученых скептиков, и просто маловеров, пророчивших скорую гибель лодке и экипажу. Но отважное сердце и пытливый ум исследователя победили.

Плот «Кон-Тики» стал научным понятием, после его плавания ученым пришлось пересмотреть свой взгляд на контакты древних народов через Тихий океан. Научным понятием стала и папирусная лодка «Ра»: теперь нельзя с порога отвергать вероятность древних плаваний из Африки в Америку.

Мы предлагаем читателю очень разные материалы, по которым можно судить о работах Тура Хейердала и в Тихом океане, и в Атлантике, можно проследить естественную связь между «Кон-Тики» и «Ра». На первом месте - его научная статья, напечатанная в 1966 году. В ней - теоретическая база многолетних исследований, обоснование взглядов, полемика с видными учеными - этнографами, историками. И программа на будущее: читая о камышовой лодке, теперь мы сразу видим, как закономерно складывался замысел нового научного эксперимента.

Вторая статья, написанная Туром Хейердалом для газеты в 1969 году, показывает нам ту же лодку крупным планом, замысел начинает воплощаться в жизнь.

И наконец папирусная ладья «Ра» в океане, и мы читаем репортаж с ее борта. Скупой рассказ о необычном научном опыте. А также о другом эксперименте: сын беспокойного времени, Тур Хейердал захотел показать миру, что люди самых разных национальностей и убеждений могут вместе делать трудное и ответственное дело.

Итог подводит историк и философ В. М. Бахта, хорошо знающий вопросы, которые занимают норвежского ученого, и его труды.

А впрочем, подводить итог рано! Экспедиция на бальсовом плоту «Кон-Тики» оказалась трамплином для новых интереснейших исследований, и тихоокеанистам сразу прибавилось работы. Так и экспедиция на папирусной лодке «Ра» - только начало. Будут и новые плавания, и другие увлекательные дела

Л. Жданов

Тур Хейердал

Трансокеанские плавания: изоляционизм, диффузионизм или нечто среднее?

Когда между двумя сторонами идет такой долгий и жаркий спор, как между диффузионистами и изоляционистами в американской антропологической науке, обязаны ли мы выбирать одно из двух и делать вывод, что один лагерь прав, а другой ошибается? Разве не может быть, что обе стороны, подходя к аргументам противника как к неделимому целому, которое надлежит либо всецело принять, либо полностью отвергнуть, при атом закрывают глаза на ценные суждения? Всякий, кто наблюдал горячие схватки этих двух лагерей в последние десятилетия (и тем более тот, кто вольно или невольно оказывался вовлеченным в них), неизбежно должен был заметить, что оба они включают людей, глубоко убежденных в правоте своих взглядов и, в силу своего положения в науке, вполне заслуживающих серьезного внимания.