Трианон дворец. Малый трианон


В правой части Большого версальского канала расположился комплекс Трианона, состоящий из Большого и Малого дворцов с их собственным садовым окружением. Малый дворец, или фарфоровый Трианон, – необыкновенное архитектурное сооружение. Весной 1670 года архитектор Л. Лево получил от Людовика XIV повеление начать строительство китайского «Домика удовольствий». Оригинальный павильон, снаружи выложенный фаянсовыми изразцами, король посвятил своей фаворитке маркизе де Монтеспан. Влюбленные получили и «пагоду», архитектура которой с китайским стилем имела мало что общего.

Игрушечное одноэтажное здание Малого Трианона расположилось в глубине небольшого двора. Центр его фасада по моде того времени был украшен пилястрами, поддерживающими классический фронтон. На высокой крыше ступеньками располагались вазы, искусно сделанные «под фаянс». Такие же вазы украшали скамьи дворика и садовые фонтаны.

В самом павильоне главный интерес представляет королевская обстановка. Многочисленных посетителей и туристов интерьеры «Китайского домика» просто изумляют. Его внутренние стены сплошь покрыты дельфтскими изразцами, ими выстланы и полы в залах. Главный салон «Домика удовольствий» выложен белыми с лазурью узорчатыми фаянсовыми плитками. Стены «Зала Амуров» затягивает белая тафта, усыпанная золотыми и серебряными китайскими цветами. В «Комнате Дианы» стояли ширмы, украшенные изображениями экзотических птиц, ваз, цветочных гирлянд и вензелей короля. Такой же узор был на шелке, обтягивающем стены, на коврах и рисунках изразцов.

Фарфоровый «Китайский домик» поистине был сооружением затейливым. В него входили еще «Кабинет благоуханий», специальные комнаты «для приготовления варенья», «для легких блюд», подаваемых перед десертом, и «для супов». При сказочном домике находился и переполненный чудесными диковинками сад, в котором возделывались редкие тогда апельсиновые деревья, дикие каштаны, были высажены левкои, анемоны, испанский жасмин, стамбульские нарциссы.

Малый Трианон стал любимым местом пребывания французской королевы Марии-Антуанетты. Подробное описание о том дает в своем романе «Мария-Антуанетта» австрийский писатель Стефан Цвейг.

Людовик XVI, отчасти по слабости характера, отчасти из галантности, преподносит ей как «Утренний дар» маленький летний дворец Трианон – крошечную страну, суверенное государство в громадном Французском королевстве.

Вот она, ее безделушка, едва ли не самая очаровательная из тех, что были созданы французским вкусом, – нежные линии, совершенные формы, настоящая шкатулка для драгоценностей, оправа, достойная юной и изящной королевы В последующие годы королева совсем немного меняет в убранстве маленького замка. Обнаруживая истинный вкус, она не портит эти помещения, рассчитанные на интимное настроение, ничем роскошным, помпезным, нарочито дорогостоящим. Не к вызывающему великолепию стремятся здесь, не к театральной импозантности, а к неназойливости, приглушенности. Не власть королевы должна подчеркиваться здесь, а прелесть молодой женщины, образ которой тонко воспроизводится всеми окружающими ее предметами.

Трианон – это миниатюрный придуманный мир; символично, что из его окон не видно ни Версаля, ни Парижа, ни селений. За десяток минут можно обойти дворец, и все же это крошечное пространство для Марии-Антуанетты значительно важнее, чем целое королевство с двадцатью миллионами подданных. Здесь королева чувствует себя прекрасно и вскоре до того привыкает к такому свободному образу жизни, что по вечерам ей все труднее становится возвращаться в Версаль.

В Малом Трианоне Мария-Антуанетта желает иметь невинный ландшафт, «естественный» сад, причем самый наиестественный из всех модных естественных садов. В этом «англо-китайском саду» хотят представить не просто природу, но всю природу, на пространстве площадью в пару квадратных километров – весь мир в игрушечных масштабах. Все должно быть на этом крохотном клочке земли: французские, индийские, африканские деревья, голландские тюльпаны, южные магнолии, пруд, речка, гора и грот, романтические руины и сельские хижины, греческий храм и восточный ландшафт – все искусственное, но производящее впечатление настоящего.

Подгоняемые нетерпением королевы, сотни рабочих начинают колдовать над осуществлением планов инженеров и художников. Прежде всего по лугу прокладывается тихий, лирически бормочущий ручеек. Правда, воду нужно вести из Марли по трубам длиной до тысячи футов, и по этим трубам одновременно утекают немалые деньги, но ведь извилистое русло ручейка выглядит так приятно и естественно! Тихо журча, ручеек впадает в искусственный пруд с искусственным островком, к островку перекинут прелестный мостик, по пруду грациозно плавают белые лебеди в сверкающем оперении…

Каждый год у королевы появляются новые прихоти, все более изысканные. Чтобы принять у себя итальянских и французских комедиантов, она дает указание построить маленький театр, чрезвычайно изящный в своих пропорциях. А потом она сама делает прыжок на подмостки сцены. Веселая, шумная компания, окружающая королеву, также увлекается идеей любительских спектаклей. Несколько раз появляется даже король, чтобы отдать дань восхищения своей супруге как актрисе. Таким вот образом карнавал в Трианоне продолжается круглый год: Мария-Антуанетта удаляется в Трианон не для того, чтобы стать рассудительной, а для того, чтобы разнообразнее и свободнее развлекаться.

Чтобы развлечь себя и гостей, она повелела разбить вокруг Трианона небольшую деревушку. Конечно, эта королевская деревня была игрушкой, в которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. Коров здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики. Кроме того, Мария-Антуанетта приказала для реальности нарисовать картины, чтобы на фасадах только что построенных крестьянских домов зияли трещины.

В королевской деревне находились мельница, птичник и молочная. Сейчас в этом месте экскурсоводы обычно рассказывают посетителям занимательную историю о том, что здесь хранятся чашки, формой своей представляющие слепок с грудей Марии-Антуанетты. Из этих чаше королева в «своей молочной» любила угощать гостей молоком от своих коров.

Рассказывают экскурсоводы и о том, что частные королевские покои (например, постель Марии-Антуанетты) впоследствии нередко служили местом скандальных похождений влиятельных особ, которые приезжали сюда комфортно провести ночь.

Во время революции парижане обезглавили королеву, которую ненавидели: для народа она была австриячкой, распутницей и транжирой народного достояния. Рассказывают, что, взойдя на эшафот, королева случайно наступила на ногу палачу, но вежливо сказала: «Пардон, месье, я нечаянно».

О многих приключениях могли бы рассказать дворцы и парки Версаля, и не только о тех, которые происходили несколько веков назад. Например, в 1901 году неподалеку от Малого Трианона разыгрался, если можно так выразиться, «спектакль из прошлого». О существовании физического перемещения лиц во времени люди задумывались давно, потому что всегда встречались феномены, готовые поклясться, что на какое-то мгновение они явно переносились в другую эпоху.

В центре «визита в прошлое» 10 августа 1901 года оказались две англичанки – мисс Моберли и мисс Джордан. Они долго не решались рассказать о случившемся с ними происшествии и только через десять лет, в 1911 году, опубликовали следующие факты.

Мисс Моберли и мисс Джордан каким-то непонятным образом очутились на празднике, где люди в придворных одеждах XVIII века прогуливались группами и беседовали друг с другом. Ветер доносил издали мелодию менуэта, а на холсте, установленном на мольберте, молодая женщина что-то рисовала.

К ее рисунку присматривались две дамы. Младшая из них, светловолосая красавица в серебристом платье и пастушеской шляпе, держала на руках маленькую собачку в ошейнике с колокольчиками. На пришельцев из будущего эти люди не обращали никакого внимания.

Чтобы установить дату события, французские ученые тщательно проанализировали рассказ англичанок и установили, что «праздник» мог произойти между 1770 и 1774 годами.

«Визит в прошлое» сопровождался у юных леди чувством потерянности, подавленности, как будто их окутала «тяжелая угнетающая дремота». Однако психически девушки были абсолютно здоровы и дружно утверждали, что они физически присутствовали в Версальском парке того времени. Более того, они дважды обращались с вопросами, как пройти к Малому Трианону, и получали вежливые ответы…

В 2006 году, после реставрационных работ, деревня Марии Антуанетты была открыта для публики, и сейчас каждый желающий может полюбоваться колоритными сельскими пейзажами 18 века, которые радовали королеву и ее детей.

Ниже в разделе «Как добраться до деревушки Марии Антуанетты», будет приведена подробная общая схема дворцово-паркового комплекса Версаль на русском языке и показан маршрут, позволяющий добраться до поместья Трианон и деревушки королевы. На схеме также показаны другие интересные места Версальского парка.

Для тех, кто только планирует поездку в Париж и Версаль, посмотреть цены и расположение отелей можно на карте, приведенной ниже. На карте показаны отели Версаля. Если вы ищете отель в Париже, уменьшите масштаб карты и сместитесь вправо и вверх, так как столица Франции расположена на северо-востоке от Версаля.

Деревня (ферма) Марии Антуанетты в Версале

В 1783-1786 годах вокруг живописного озера в поместье Трианон архитектором Ричардом Мике была сооружена небольшая деревня, состоящая из окруженных садами традиционных деревенских построек, предназначенных как для получения различных сельхозпродуктов, так и для пребывания королевы.

Мельница

Дом мельника


Дом садовника


Молочная ферма


Голубятня


Будуар королевы

Архитектор, используя сочетание традиционных французских, фламандских и нормандских стилей, построил идеальную деревню, в которой у Марии Антуанетты создавалась полная иллюзия сельской жизни. Несмотря на свой пасторальный облик, деревушка с ее садами, огородами и полями поставляла много продуктов, овощей и фруктов на кухню Версальского дворца, на ферме производилась молочная продукция, которую особенно любила королева.

Пять коттеджей из двенадцати предназначались лично королеве. Там были расположены ее главный дом, салон, будуар, бильярдная, кухня. Эти коттеджи, как и другие постройки, имели деревенский внешний вид, но внутри была создана роскошная обстановка, обеспечивающая комфортное времяпровождение.

Королева любила прогуливаться по деревне со своими детьми в одежде простой крестьянки. К этим прогулкам и развлечениям часто присоединялись ее друзья, круг которых был весьма ограничен.

На схемах и указателях деревушка королевы обозначается как «Hameau de la Reine» (на французском языке) или «Queen’s Hamlet» (на английском языке). На показанной ниже схеме 1 поместья Трианон, на территории которого расположена деревня, она выделена желтой линией (в правом нижнем углу).

Схема 1. Поместье Трианон

1 - Часовня. 2 - Французский сад. 3 - Французский павильон. 4 - Прохладный павильон. 5 - Театра Королевы. 6 - Скала. 7 - Бельведер. 8 - Грот. 9- Сад Жюсье. 10 - Английский сад. 11 - Храм любви. 12 - Дом Королевы. 13 - Башня Мальборо. 14 - Молочная ферма. 15 - Мельница. 16 - Будуар. 17 - Малая кухня. 18 - Ферма. 19 - Дом садовника. 20 - Плоскодонный бассейн с фонтаном. 21 - Фонтан «Каскад». 22 - Амфитеатр. 23 - Верхний партер. 24 - Нижний партер. 25 - Королевский сад. 26 - Фонтан «Подкова».

Поместье Трианон

Желающим увидеть деревню Марии Антуанетты надо покупать общий билет в Трианон. Поместье раскинулось на месте бывшей деревни Trianon и включает Большой и Малый дворцы Трианон с прилегающими к ним парками и уже упомянутую деревушку королевы.

На схеме выше показаны все основные достопримечательности Трианона, и каждый может составить маршрут с учетом своих интересов.

Бельведер и скала

Надо предупредить, что придется много ходить пешком, поэтому обязательно наденьте удобную обувь.

Есть несколько оборудованных мест, где можно отдохнуть.

Бесплатные туалеты есть у входов в Большой и Малый Трианон, а также на территории деревушки. Там же можно купить воду в бутылках. Желающие сэкономить несколько евро могут набрать воду из питьевого крана в зале для отдыха на входе в Малый Трианон. Рядом есть также небольшой буфет, и неплохо взять с собой пару сэндвичей или другой перекус, так как на свежем воздухе быстро разгорается аппетит.

Как добраться до деревни (фермы) Марии Антуанетты. Схема Версаля на русском языке

Вход в сады и парки Версаля бесплатный. На общей схеме 2 дворцово-паркового комплекса красной пунктирной линией показан маршрут до поместья Трианон, на территории которого находится деревушка Марии Антуанетты, от входа в Версальский дворец.

Схема 2. Дворцово-парковый комплекс Версаль

Расстояние от Версальского дворца до дворцов Трианона - около полутора километров. Прогулка неспешным шагом займет 25-30 минут.

Для тех, кто планирует посетить только малый Трианон и деревушку, красными стрелками на схеме показан короткий маршрут по аллее Сент-Антуан (Allée Saint-Antoine). На аллею надо повернуть около круглого водоема Большого канала. Там на правом берегу расположена лодочная станция (на фото ниже). Расстояние от входа в Версаль до Большого канала - примерно один километр (15 минут ходьбы спокойным шагом).

Большой канал

Доехать до дворцов Трианона можно также на туристическом поезде. На схеме 3 показан маршрут и остановки туристического поезда. Место его отправления на схемах 2 и 3 обозначено красным треугольником (от Северной террасы - 28).

Схема 3. Маршрут туристического поезда

Желающие осмотреть сады и фонтаны Версаля, также могут воспользоваться приведенной схемой 2, на которой обозначены самые интересные места.

В парке есть зоны для пикников, для игр в мяч, на большом канале можно покататься на лодке, есть несколько точек общественного питания, предлагающих перекусить, съесть мороженое и выпить прохладительные напитки.

Режим работы и стоимость билетов в поместье Трианон в Версале

Дворцы Трианона и деревня Марии-Антуанетты открыты ежедневно, кроме понедельника и праздничных дней:

· высокий сезон: 12:00 - 18:30;

· низкий сезон: 12:00 - 17:30.

Цена билета на посещение поместья Трианон (Billet Domaine de Trianon), включая осмотр деревни Марии-Антуанетты, стоит 12 евро. Билеты покупаются в кассах Трианона. Одна касса находится рядом с входом в Большой Трианон Grand Trianon (на схеме 1 показан черной стрелкой), другая - рядом с входом в Малый Трианон Petit Trianon (на схеме 1 показан красной стрелкой).

Посетить Трианон можно также по билетам для осмотра всех достопримечательностей Версаля, включая главный дворец. Такие билеты стоят:

на один день (Passeport) - 20 евро;

на два дня (Passeport 2 jours) - 25 евро.

Более подробную и наиболее актуальную информацию можно найти на официальном сайте Château de Versailles .

Режим работы и стоимость билетов на туристический поезд Версаля

Часы работы туристического поезда:

С 1 апреля по 31 октября первое отправление от Северной террасы в 11:10, последнее - в 18:50.

Интервалы движения - 10-20 минут, в зависимости от сезона и времени суток.

Полный билет на весь маршрут туристического поезда стоит 8 евро. Еще за 4 евро желающие могут взять аудиогид. Только обратный билет от дворцов Трианона до конечной остановки - 4,3 евро.

Сравнение вариантов как добраться из Парижа в Версаль самостоятельно и цены можно найти .

Дворцы Большой и Малый Трианон с парком расположены на северо-западе Версальского парка. Мы шли до него пешком больше часа.

По Версальскому парку до него ходит специальный поезд, который стоит 4 евро в один конец.

Из истории Трианона

Ранее здесь находилась деревня, которая так и называлась — Трианон. В 1668 году деревню купил Людовик XIV, чтобы построить дворец. В мраморном дворце — Большой Трианоне короли отдыхали от Версаля.

Первоначально Малый Трианон строился в 1763 по 1768 год для фаворитки Людовика XV — маркизы де Помпадур. Однако сама мадам там не жила – она не дожила 4 года до завершения строительства.

Внутренние помещения дворца отделаны в стиле рококо. Малый Трианон не блещет роскошью, в отличие от соседнего Версаля.

Мария Антуанетта и Версаль

Мария Антуанетта делает малый Трианон своим домом. Он кажется совсем крошечным по сравнению с Версалем. Малый Трианон это — уютное гнездышко, где королева могла уединиться на фоне природы.

Мария Антуанетта увлекалась сельской жизнью и повелела разбить невдалеке от Трианона деревню. Это была образцово — показательная ферма, где к оров ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики.

Парк, разбитый по приказу королевы, также отличается от Версальского. Это ландшафтный парк в английском стиле, где все должно было напоминать нетронутую природу.

Малый Трианон раскрыл для меня характер последней королевы Франции с той стороны, с которой я не привыкла о ней думать. Здесь прослеживается хорошая хозяйка, любящая простую, естественную жизнь, хотя и необремененную тяжелым физическим трудом.

Здесь сказывается ее австрийское воспитание. При дворе Гагсбургов выезды к крестьянам были нормальным явлением.
В своем маленьком дворце королева пыталась отгородиться как от придворных, так и от своего народа. Наверное она была в принципе нормальной женщиной, а вовсе не злодейкой, но ни она, ни ее муж были не способны править. Возможно им не хватило воли или жестокости, чтобы справиться со знатью. Однако фактом остается то, что со своей работой они с мужем не справились.

Во время революции, когда толпа подошла к Версалю, с Людовиком остались только верные ему швейцарцы. Отсюда королевскую семью препроводили в Париж и они больше не вернулись

Для меня Малый Трианон это еще и образец, с которого российская императрица Мария Федоровна (жена Павла I) строила Павловск.

Малый Трианон - небольшой дворец (фр. château), расположенный на землях Версальского дворца во Франции. Спроектирован Анж-Жаком Габриэлем по приказу Людовика XV для его фаворитки маркизы де Помпадур и построен в 1762-1768 годах.

Архитектура

Дворец «Малый Трианон» является прекрасным примером перехода от стиля рококо первой половины XVIII века к более сдержанному, но не менее элегантному классицизму, получившему развитие с 1760-х годов. Внешне дворец прост и элегантен, архитектурно выдержан, нет вычурных украшений периода барокко. Он представляет собой двухэтажный параллелепипед с пятью окнами на каждой боковой грани. Перистили из четырёх колонн со стороны сада и внутреннего двора завершают картину.

Внутреннее устройство

Здание было спроектировано так, чтобы уменьшить взаимодействие между гостями и слугами, как только возможно. Например, задумывались передвижные обеденные столы. Прислуга должна была сервировать их в подсобных помещениях кухни, и затем столы механическим лифтом поднимались бы в столовую. Эти столы так и не были изготовлены, но сохранилась особая структура подвала. В покоях королевы просматривается её характер. Её будуар показывает большую изобретательность: поворотом простой ручки зеркала во всю длину медленно поднимаются от пола и устанавливаются перед окнами. Её спальня, несмотря на простоту, также элегантна и обставлена мебелью французских мастеров Жоржа Жакоба (фр. Georges Jacob) и Жан-Анри Ризенера.

Маркиза де Помпадур застала начало строительства дворца, но умерла за четыре года до его завершения, и дворец достался следующей фаворитке - графине Дюбарри. После восшествия на престол в 1774 году 20-летний Людовик XVI передал дворец и прилегающий парк в качестве частной резиденции своей жене, 19-летней королеве Марии-Антуанетте. Мария-Антуанетта приезжала сюда, чтобы отдохнуть от формальной жизни двора и тяжёлых обязанностей королевы. Всё в Малом Трианоне подчинялось власти королевы. Никто, даже сам король, не мог ступить на эту землю без её приглашения. Это вызывало недовольство среди аристократов, так как сюда допускался только ближний круг королевы. Во второй половине 1770-х годов на месте «образцовой фермы» и ботанического сада Малого Трианона по указанию Марии-Антуанетты архитектором Ришаром Миком при помощи садовника Антуана Ришара и художника-пейзажиста Юбера Робера был разбит новомодный пейзажный парк в англо-китайском стиле. В 1780-м году Ришар Мик возвел Театр Королевы, воспроизводивший в миниатюре версальскую Оперу, где Мария-Антуанетта с удовольствием играла на сцене беспечных и наивных пастушек, и для которой сама писала пьесы. В 1783-1785-х гг. рядом с «образцовой фермой» Людовика XV Ришаром Миком была построена Деревушка Королевы - Амо де ля Рен, архитектура которой питалась народными мотивами Австрии, Нормандии и Фландрии.

Декор интерьера – это великолепная возможность создать жилище своей мечты, воплощающее ваши представления об эстетичности, эргономичности и уюте. Создавая декор своими руками, мы вкладываем в наши дома и квартиры частичку собственной души, делая их оригинальными и индивидуальными. Но для того чтобы получившийся интерьер выглядел по-настоящему гармонично и стильно, необходимо вдохновение. Его вы и найдете на страницах нашего сайта. Выбирая декор кухни или квартиры, мы нередко стремимся сделать его как можно более функциональным. Однако многие забывают о том, что, например, кухня – это далеко не только место приготовления пищи, но и комната, где вся семья собирается для дружеского, теплого общения. Вот почему фото декора для кухни, представленные на нашем сайте, призваны помочь вам сделать правильный выбор. Существуют ли универсальные критерии, по которым следует выбирать декор кухни или квартиры? Разумеется, нет. Каждая квартира, каждая комната неповторима, а потому нуждается в тщательном изучении своих особенностей. Однако дизайнеры разработали несколько простых советов по подбору оптимальных интерьерных решений: декор квартиры должен соответствовать духу своего владельца – только так он сможет принести владельцу ощущение умиротворения и удовольствия от отдыха; декорировать интерьер необходимо, исходя из архитектурных особенностей помещения: нельзя использоваться обилие темных элементов или лепнину в маленьких комнатах, равно как и оформлять внушительные помещения небольшими предметами в стиле прованс; подбирать материалы, предметы декора и интерьера необходимо на основе разработанного стиля помещения и полностью ему подходить, иначе создастся ощущение диссонанса и дискомфорта. Декор квартиры создать не так просто, как кажется. Но просматривая подборку идей интерьерного дизайна на нашем сайте, вы непременно найдете что-то на свой вкус! Создание декора интерьера собственными руками – это не только модно, но и очень интересно! Взгляните на фото декора интерьера, и вы поймете, что такое настоящая красота в стиле hand-made. Вручную расписанные шкатулки, тумбы и столики, оформленные с помощью декупажа, оригинальные украшения и аксессуары для кухни и квартиры – все то, что поможет вам обновить интерьер без лишних затрат, сделав его ярким и запоминающимся! Фото декора квартир, собранные на страницах нашего сайта – это кладезь необычных идей для оформления вашего жилища. Пожалуй, не существует более разнообразных вариантов преображения помещений, чем декор. Он включает в себя множество способов украшения интерьера: роспись стен и мебели; каменные и кованые элементы; витражи; резной декор; украшения из макраме и ручной вышивки; цветочные композиции и многое другое. Декор вовсе не обязательно должен быть дорогим. Для обновления, к примеру, гостиной вполне достаточно заменить текстиль (шторы, пледы, скатерти), украсить стены и полочки парой новых украшений (картин и фигурок) сходной с текстилем стилистики, а вместо привычного журнального столика из дерева использовать забавный пуф броского оттенка – «живой» и красочный интерьер готов. Элементы декора в интерьере занимают главенствующие позиции. Мельчайшие детали способны в корне преображать пространство. Вот почему так важно, чтобы окружающий декор был для вас приятен и позволял чувствовать себя комфортно. Ищите вдохновение, творите и получайте от этого удовольствие вместе с нами.