Шедевры деревянной архитектуры. Главные архитектурные достопримечательности россии Шедевры русской архитектуры


Начиная разговор о русском деревянном зодчестве, надо, прежде всего, определиться с понятием об этом предмете. Ибо в наше время известно множество архитектурных стилей и производственных технологий, связанных со строительством из дерева. Ясно, что не всякую деревянную постройку в России можно отнести к произведениям русского деревянного зодчества.

Если мы признаём, что русское деревянное зодчество – это целостное культурно-историческое явление, воплотившее в себе вкусы и воззрения русского народа, то нам следует отличать его, и не путать с ним произведения, лишь по некоторым признакам схожие, но по сути относящиеся к иным культурным традициям и стилям. Например, многие особняки и дворцы 18-19 веков построены из дерева, но оно служит в них лишь строительным материалом, но не материалом искусства. Бревенчатые стены таких построек обычно обшиты или оштукатурены и выкрашены, а по своим формам и образному звучанию эти стилевые произведения архитектуры не имеют ничего общего с народным зодчеством. Не следует путать с ним и произведения русского модерна. И, конечно, никак нельзя относить к русскому деревянному зодчеству многие современные деревянные постройки, нелепые и эклектичные или же вовсе лишённые архитектурно-художественного образа. Хотя в наше время немало говорят о возрождении традиций, но на деле это встречается очень редко.

Что же такое русское деревянное зодчество? Каковы его основные признаки?

Отличительной чертой русского народного деревянного зодчества является, прежде всего, отношение к дереву не только как к строительному материалу, но и как к материалу искусства. Все естественные конструктивные и эстетические качества дерева здесь не скрываются, а напротив, выявляются и подчёркиваются. При этом, как правило, конструктивные элементы и приёмы являются в то же время и декоративными. Так, повал сруба делается для увеличения свесов крыши и защиты стен от осадков, подчёркивая в то же время красоту и выразительность завершения бревенчатых стен; консольные выпуски брёвен, несущие крыльца, гульбища и балконы, украшаются выразительными подрубками; мощные столбы делаются резными; массивные оконные и дверные косяки не закрываются наличниками, но сами являются украшением проемов; надёжные тесовые кровли с шеломами, потоками и курицами завораживают слитностью оригинального конструктивного решения с красотой и выразительностью форм. Всё конструктивно-функциональное делается одновременно архитектурно-художественным.

Многообразие форм складывается из разного сочетания одних и тех же, многократно повторяющихся в разных постройках, выработанных и отточенных на протяжении веков, традиционных архитектурно-конструктивных приёмов. Неповторимость целого при повторяемости деталей – один из принципов традиционного зодчества. Многие постройки очень похожи, но двух совершенно одинаковых не найти.

Важное свойство традиционных деревянных построек это их сборность-разборность и возможность перевозки.

В старину на Руси из дерева строили всё – храмы и часовни, крепости и дворцы, дома и хозпостройки, города и села, и всё вышесказанное определяло облик не только отдельных построек, но и целых поселений. Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли.

Русское деревянное зодчество – это народное искусство, достигшее высот, поражающих воображение, поистине сказочное, явившее немало шедевров мировой архитектуры. Построенный в 17 веке дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском современники называли восьмым чудом света, а удивительный архитектурный ансамбль Кижского погоста ежегодно привлекает тысячи туристов со всего мира.

Подводя итог сказанному, можно попытаться сформулировать признаки и характеристики русского деревянного зодчества. Это самобытная русская народная архитектура, для которой характерно следование традиции, единство материала, отношение к строительному материалу – дереву – как к материалу искусства, целостность и выразительность форм, слитность пользы и красоты, конструктивности и эстетики, гармония с природой, надежность и долговечность, а также возможность разборки и перевозки построек.

Судьба русского деревянного зодчества, как и всей русской традиционной культуры, сложна и трагична. В древней Руси деревянное зодчество было распространено повсеместно, так как дерево было основным строительным материалом, а плотницким мастерством в той или иной степени владело большинство мужчин. Но деревянные постройки часто страдали от пожаров, поэтому наиболее важные здания – соборы, а со временем и крепости старались строить из камня. Постепенно строительство каменных, кирпичных зданий становилось всё доступнее, а хороших строевых лесов оставалось всё меньше. Деревянное зодчество постепенно перемещалось в труднодоступные и богатые строевыми лесами северные земли. На рубеже 17-18 веков в России начинаются петровские реформы, в корне изменившие весь уклад жизни, обычаи и вкусы высшего слоя российского общества. Русские обычаи были надолго преданы забвению, всячески насаждалась западноевропейская культура. На русском деревянном зодчестве это отразилось самым неблагоприятным образом. Оно вовсе ушло из жизни русского дворянства, а в крестьянской среде центральной России оно хоть и продолжало жить, но уже не развивалось, а со временем упрощалось, мельчало и деградировало. Однако, на русском севере, богатом лесом, населенном преимущественно свободными крестьянами и ремесленниками, деревянное зодчество продолжало развиваться и в 18 веке. Большинство шедевров деревянного зодчества русского севера построено в 17-18 веках. Это и всемирно известный ансамбль Кижского погоста, и Успенский собор в Кеми, и церковь Успения в Кондопоге, и величественные храмы Поонежья и Подвинья. Но в 19 веке новые веяния достигли и этих отдаленных земель. Новые храмы стали возводить либо из кирпича, либо деревянные в новом вкусе, далеком от вековых традиций народа. Старинные же храмы старались переделывать, изменяя и внешний вид, и внутреннее убранство в соответствии с новыми вкусами, навеянными европейской архитектурой северной столицы. Бревенчатые стены древних построек закрывались тесовой обшивкой с покраской, тесовые и лемеховые кровли заменялись железными, на колокольнях традиционные шатры заменялись шпилями, до неузнаваемости изменялись интерьеры – обшивка, покраска, обои, золоченые иконостасы и киоты со стеклами, филенчатые двери и пр. На языке творивших это купцов и духовенства того времени все эти переделки назывались «благолепным обновлением».

Во второй половине 19 века в просвещенном российском обществе пробуждается интерес к народной культуре и русским древностям. Начинается постепенное возрождение самобытной русской культуры, архитекторы и искусствоведы начинают изучать русское народное деревянное зодчество, путешествуют по русскому северу, делая обмеры и зарисовки старинных деревянных построек. В начале 20-го века были проведены первые попытки реставрации деревянных храмов русского севера.

В 20-30-х годах прошлого века храмы были повсеместно закрыты, превращены в клубы, склады или просто заброшены, а иные разрушены. Заброшенная деревянная постройка не может долго сохраняться, она требует присмотра, ухода и периодического ремонта. Начинают протекать прогнившие кровли, гниют нижние венцы срубов, под обшивкой скапливается мусор от птичьих гнезд. Кроме того, многие постройки страдают от пожаров. В результате к концу 20-го века подавляющее большинство памятников деревянного зодчества было утрачено. Однако многие памятники были спасены, реставрированы на местах или перевезены в музеи деревянного зодчества под открытым небом. Усилиями архитекторов-реставраторов второй половины 20-го века, из коих следует отметить, прежде всего, А.В.Ополовникова, многие шедевры деревянного зодчества были тщательно исследованы, обмерены, выполнены проекты их реставрации; многие были реставрированы, поставлены на учет под государственную охрану. Были созданы музеи, научно-реставрационные проектные и производственные мастерские, институты, изданы книги по деревянному зодчеству.

В период «перестройки и реформ» положение в реставрации памятников деревянного зодчества резко ухудшилось. Многократно сократилось государственное финансирование, ухудшилось качество реставрационных работ, неправильные законы и коррупция фактически блокируют развитие реставрационного дела и способствуют уничтожению памятников, которые продолжают повсеместно гибнуть. Мы рискуем потерять наше ценнейшее культурное наследие.

Ансамбль Кижского погоста. Преображенский и Покровский храмы, 18 век. Колокольня, 19 век.




Вид на остров Кижи с высоты птичьего полёта. Заонежье, Медвежьегорский р-н, респ. Карелия

Преображенская церковь - летняя


Покровская церковь - зимняя


Интерьер Покровской церкви


Иконостас Покровской церкви


Церковь Успения в Кондопоге (1774 г.) - лебединая песня русского деревянного зодчества

Шедевр мировой архитектуры, один из узнаваемых символов русской культуры





Церковь стоит на берегу Кондопожской губы Онежского озера

Южная стена


Южное крыльцо. Могучие брёвна!

Алтарная апсида

Примыкание бочки апсиды к восточной стене центрального четверика


Северное крыльцо


На северном крыльце


Интерьер трапезной. Мощные столбы подпирают балки перекрытия



Потолок-небо в центральном четверике



Вид на храм со стороны села


Северная сказка...


Никольская церковь в селе Лявля под Архангельском. 16 век.



Успенская церковь в селе Варзуга Мурманской области. 17 век.

Вознесенская церковь из села Кушерека (Онежский р-н Архангельской области). 17 век.


Перевезена в Музей деревянного зодчества Малые Корелы под Архангельском


Богоявленская церковь в с. Палтога Вытегорского р-на Вологодской обл. 18 век.


Рухнула несколько лет назад...

Колокольня в с. Сельцо Виноградовского р-на Архангельской обл.


Ансамбль Верхнемудьюжского погоста. Сгорел в 1997 г.


Село Лядины Каргопольского р-на Архангельской обл. Горит церковь 18 века. Весна 2013 г.

Храм Рождества Христова в с. Мелихово Чеховского р-на Московской обл. 18 век. Сгорел в 1996 г. Воссоздан в 1999-2000 гг.

Продолжение следует...

Чтобы узнать больше об истории нашей культуры, все что нужно сделать, это посмотреть вокруг. Русская архитектура с ее автографом -куполом-маковкой - расскажет тысячу сказок о прошлом нации.



Русская архитектура со своими куполами в стиле барокко самобытна и узнаваема.


Многочисленные ценные с архитектурной точки зрения здания в больших и малых городах России являются памятниками не только национальной самобытности, но имперскому духу. Наиболее интересные из них:

СМОЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ


Смольный собор, первоначально предназначенный быть центральной церковью монастыря, несомненно, является одним из архитектурных шедевров России. Спроектирован итальянским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, который также является архитектором Зимнего дворца, Екатерининского дворца в Пушкине, большого дворца в Петергофе и многих других достопримечательностей Санкт-Петербурга.

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ


ПЕТЕРГОФСКИЙ ДВОРЕЦ


ДРЕВНИЙ ГОРОД КОЛОМНА



Основанный в 1177 году, этот старинный серый провинциальный городок как памятник архитектуры, полон ярких красок. Его кремль построен из красного кирпича, а цветочные композиции оживляют главную площадь города.

ГОРОД ВЕРЕЯ



Возраст Вереи - более 650 лет (1371 год). Здесь - Рождественский собор местного Кремля, который был перестроен на рубеже 18 века в стиле лофт, неоклассическая колокольня.

ЦЕРКОВЬ ЗНАМЕНИЯ БОГОМАТЕРИ В ДУБРОВИЦЫ


Чрезвычайно ценная с архитектурной точки зрения церковь Знамения Пресвятой Богородицы в небольшом городке Дубровицы мало кому известна, несмотря на то, что находится недалеко от Москвы. Расположена в Золотом Кольце России, дата основания 1690 год.

ТРОИЦКИЙ СОБОР В ГОРОДЕ ПСКОВЕ


Троицкий собор в основном построен в 17 веке, его восстановили после пожара.


ПЕЧЕРСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В НОВГОРОДЕ

Печерский Вознесенский монастырь, основанный в 14 веке, стал духовным и религиозным центром Суздаля и Нижнего Новгорода. Окружен красной кирпичной стеной в стиле традиционного русского кремля.



СПАСО-ЯКОВЛЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В РОСТОВЕ

Основан в 14 веке. Последняя перестройка относится к концу 18 - началу 19-го века в нео-классическом стиле.




Здесь наиболее интересен Спасо-Евфимиев монастырь.




Муром - один из древнейших городов России (почти с 9-го века). Город часто упоминается в российском фольклоре.

Свято-Троицкий женский монастырь, построен в 17 веке. Здесь интересны Казанская церковь, колокольня, деревянная церковь Св. Сергия и др.


Церковь Вознесения с миниатюрными золотыми куполами.



Включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО Кижский погост находится на острове Кижи в Карелии. В его составе — две церкви и колокольни XVIII—XIX веков, огороженные реконструированным забором. По легенде, церковь Преображения Господня (на фото) построил плотник Нестор — без гвоздей и с помощью одного топора


Пожарное депо в архитектурно-этнографическом музее «Хохловка» в 43 километрах от Перми. На территории почти в 40 гектаров находятся 23 памятника XVII-XX веков, среди них — деревянные строения, привезенные со всего Пермского края. Например, это созданное в 1930-х депо попало сюда из деревни Скобелевка

Большая Спасская башня на территории музея «Тальцы» в 47 километрах к югу от Иркутска. Сооружение перенесли из затопленного в 1975 году при строительстве Ангарского каскада ГЭС города Илимска. Башня является частью реконструированной стены Илимского острога — укрепленного населенного пункта XVII века

Построенная в 1774 году Успенская церковь — действующий православный храм в городе Кондопога в Карелии. Это один из главных памятников заонежской деревянной архитектуры

Покровская церковь расположена в Невском лесопарке в Ленинградской области. Строение в форме креста и с 25 главами представляет собой копию постройки 1708 года

Петропавловская церковь в селе Погост (Архангельская область) принадлежит к ярусной деревянной архитектуре: она состоит из нескольких срубов, поставленных один на другой. Этот православный храм был возведен в 1722 году

Музей деревянного зодчества и народного искусства севера России «Малые Корелы» находится в 25 километрах к югу от Архангельска. На площади почти в 140 гектаров расположено около ста изб, амбаров, колодцев, изгородей и ветряных мельниц. Самая древняя постройка, колокольня, была создана в XVI веке

В Костромском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике хранится более полумиллиона экспонатов. Среди них — рукописи XVI века, извлеченные из курганов предметы времен Древней Руси, лубок и авангардная живопись прошлого столетия. Также на территории находятся строения Ипатьевского монастыря, ведущего свою историю с 1432 года

Церковь Ильи Пророка вблизи деревни Цыпино в Вологодской области представляет собой ярусную башню, сложенную из трех восьмиугольных элементов — восьмериков. Построенный в 1755 году храм с трудом дотянул до реставрации 2003 года. К тому моменту верх строения обвалился, из-за чего здание пришлось полностью разбирать и возводить заново

Построенная в 1653 году Старо-Вознесенская церковь в Торжке многократно перестраивалась. В 1780-е под сооружение подвели фундамент, а деревянную крышу заменили железной. В 1828 году была обновлена глава. Последний раз церковь реконструировали в 1980-х

Ярусная церковь Николы 1757 года постройки в музее деревянного зодчества Витославлицы неподалеку от Новгорода. Певучее название заимствовано у села XII века, следы которого археологи нашли в прошлом году. На территории музея находятся сооружения, собранные здесь со всей Новгородской области

Сретенско-Михайловская церковь в Архангельской области была возведена в 1655 году. Это один из немногих дошедших до нас восьмигранных шатровых храмов, купол которого заменяет пирамида. Эклектичный декор фасада церковь приобрела в ходе реставрации 1894-1895 годов