Сграффито: монументальная графика в новом прочтении. Сграффито – «каменные» картины и изысканные орнаменты в вашем жилище


Многоцветные штукатурки получают последовательным нанесением друг на друга тонких слоев цветных растворов с последующим выцарапыванием, вырезанием на них рисунка. Эту отделку часто называют резьбой по штукатурке потому, что во время работы приходится срезать, выцарапывать один или несколько слоев раствора. В результате можно получить декоративный рисунок, начиная от примитивного орнамента до сложной художественной композиции (рис. 158).


Многоцветная штукатурка «сграффито» проста по выполнению, не требует сложных инструментов.
Растворы для штукатурок «сграффито». Раствор приготовляют в виде жидкого теста. Цвет раствора и его состав может быть различный. Составы растворов для многоцветных штукатурок следующие (в объемных частях):

Растворы для многоцветных штукатурок

Белый


Песок белый.................. 3

Желтый



Охра..................................0,2

Красный

Известковое тесто............... 1
Песок белый................. 3
Мумия......................................0,4

Синий

Известковое тесто............... 1
Песок белый....................................3
Ультрамарин..................................0,3

Коричневый

Известковое тесто............... 1
Портландцемент........... ..... 3
Песок белый....................................3,5
Охра золотистая. . ..........................0,3
Умбра..........................................0,1

Розовый

Известковое тесто................ 1
Песок белый....................................2,5
Кирпич молотый................................0,3

В этих растворах количество пигмента определяется цветом и тоном раствора.
Подготовка поверхностей. Многоцветные штукатурки выполняют в небольших количествах и стоимость их довольно высока. Кроме того, эти штукатурки трудно поддаются ремонту. Чтобы получить долговечные штукатурки, не требующие ремонта, следует не только хорошо приготовить раствор и правильно нанести, но и очень хорошо подготовить поверхность. Подготовка включает тщательную очистку, насечку, выборку швов и промывку поверхностей.
После подготовки производят провешивание, устраивают марки и маяки, наносят обрызг и грунт. Грунт наносят из того же раствора, который приготовляется под декоративную отделку всего фасада. Поверхность грунта нацарапывают бороздками и соответственно выдерживают и просушивают.
Нанесение цветных слоев. Выдержанный грунт до нанесения накрывочных слоев смачивают водой. Как только вода впитается в грунт, приступают к нанесению накрывочных цветных слоев.
Раствор набрасывают или намазывают лопаткой с сокола. Намазывать раствор можно также непосредственно с сокола или полутерком.
Каждый нанесенный слой раствора тщательно разравнивают и одновременно хорошо уплотняют во избежание образования пустот-раковин в толще штукатурки. Этот брак неизбежно приводит к искажению рисунка. Толщина накрывочных слоев должна равняться общей толщине нанесенного накрывочного слоя цветной известково-песчаной, терразитовой или каменной штукатурки. В некоторых случаях, когда на это дается соответствующее указание, толщина слоев многоцветной штукатурки делается меньше. Первый слой многоцветной штукатурки, наносимый на грунт, должен быть не тоньше 5 мм , так как через более тонкий слой может просвечивать грунт. Второй слой может быть от 1 до 2 мм , последующие слои - третий, четвертый и т. д.- могут быть такой же толщины.
Иногда третий и другие слои раствора наносят не лопаткой или полутерком, а с кисти, окрашивая поверхность по сырому слою жидким раствором или известковой краской. Обычная толщина слоя такой окраски от 0,5 до 1 мм . Раствор обычно наносят в три-четыре слоя, а остальные слои подкрашивают известковым колером по сырому слою.
Для примера рассмотрим порядок нанесения многоцветной трехслойной штукатурки. Первый слой, например черный, наносят на грунт и гладко разравнивают полутерком; после схватывания его, через 15-30 мин в зависимости от погоды, наносят второй слой, красный, а когда он подсохнет - третий слой, желтый. Последний слой, нанесенный с лопатки, обязательно хорошо затирают, даже в том случае, если на него будут накладывать еще слои с кисти.
Верхний слой, нанесенный с кисти, лучше всего хорошо загладить лопаткой или кельмой. В большинстве случаев с лопатки наносят не более трех слоев; остальные слои наносят с помощью кисти.
Если по каким-либо причинам нанесенный накрывочный слой пересохнет, его следует хорошо смочить водой и только после впитывания им воды наносить последующие слои.
Инструменты и приспособления. Для нацарапывания штукатурки используют набор резцов различной формы (рис. 159). Одни резцы применяются для подрезания раствора, другие для его выбирания, третьи для зачистки и т. д.

Устройство трафарета и нанесение припороха. Трафарет и тампон для нанесения рисунка припорохом изготовляют следующим образом.
Для изготовления трафаретов применяют картон или плотную бумагу. На картон наносят рисунок, переводя его через копировальную бумагу, обычным рисованием по клеточкам, увеличивая или уменьшая размеры рисунка. Контуры нанесенного рисунка накалывают булавкой или каким-либо другим острым предметом. Расстояние между накалываемыми отверстиями должно быть не более 5 мм , кривые контуры накалывают чаще. Так как трафарет от мокрой штукатурки разрушается, для прочности его пропитывают олифой и хорошо просушивают. После этого кладут его между досками или фанерой и распрямляют.
Для изготовления тампона берут кусок марли и складывают ее в два слоя. Если нет марли, то используют редкую ткань. В марлю или ткань насыпают сухой, просеянный на частом сите мел или пигмент (сухую краску), концы марли или ткани складывают и завязывают, получая таким образом узелок. Если этим узелком наносить удары, то сквозь поры марли или ткани будет проходить мел или краска и оставлять след на поверхности. Цвет пигмента или мела выбирают такой, чтобы он был хорошо заметен на верхнем слое цветной штукатурки.
Изготовленный трафарет укрепляют на поверхности штукатурки, прижимают его руками и наносят тампоном удары по контурам трафарета. От удара тампоном по трафарету пигмент или мел проходит через отверстие трафарета, от чего получается рисунок - припорох в виде точек (рис. 160). Затем трафарет переносят на другое место, где повторяется та же операция.

Выцарапывание. Рисунок выцарапывают по влажной мягкой штукатурке не позднее чем через 5-6 ч после ее нанесения. На пересохшей штукатурке почти невозможно выцарапывание, потому что раствор режется с трудом. Следовательно, накрывочные слои надо наносить на такой площади, которую можно обработать за указанное выше время.
Для этого поверхности разбивают на захватки, учитывая количество имеющихся штукатуров.
К полученным контурам рисунка - припороху приставляют резец и прорезают им узкую борозду. Резец держат в правой руке, так чтобы он был наклонен к поверхности штукатурки под углом 60° (рис. 161).

После обрезки всего раствора по контуру оставшийся между контурами раствор снимают скоблилкой. Глубина среза раствора зависит от того, какой слой раствора имеет нужный для рисунка цвет. Например, вырезается орнамент, состоящий из дубовых листьев с желудями; листья - темно-зеленые, желуди - желтые, а чашечки, в которых находятся жёлуди,- светло-зеленые. Весь орнамент располагается на синем фоне. Таким образом, для выполнения рисунка требуются четыре слоя: нижний, темно-зеленый - для листьев, второй, желтый,- для желудей, третий, светло-зеленый,- для чашечек, четвертый, синий,- поле, на котором расположен орнамент.
При выполнении рисунка чашечки приходится прорезать неглубокую бороздку только на толщину верхнего слоя. Когда выполняется рисунок желудя, глубина бороздки больше. Самая глубокая бороздка будет при выполнении рисунка листьев. Выполнять можно в любой последовательности, т. е. начинать или с листьев, с самого глубокого рисунка, или с чашечек, самого мелкого рисунка.
Срезают и соскабливают раствор осторожно, так чтобы не сделать рваных кромок. Вырезанным рисункам обычно придают песчано-шероховатую фактуру. После выцарапывания всю поверхность обметают мягкой кисточкой.
При мелкорельефной цветной штукатурке «сграффито» на нижний подкладочный слой наносят не толстый, штукатурный слой, а обычную известковую двух-трехкратную покраску по сырой штукатурке. Выцарапанный при этом рисунок имеет тонкий и нежный рельеф.
Работа по выцарапыванию выполняется звеньями из 4-5 человек, в составе двух штукатуров 6-го разряда и двух-трех штукатуров 4-5-го разрядов. Под руководством штукатуров 6-го разряда все звено приготовляет раствор, наносит его и разравнивает. Затем один из штукатуров 6-го разряда занимается со штукатуром 4-го разряда припорашиванием по трафарету, остальные члены звена выцарапывают рисунок.
Выполнение «сграффито» по шаблонам. Этот способ называется имитацией. Выполненные по этому способу рисунки могут быть выпуклыми и углубленными - вдавленными. Для выполнения рисунка такой формы изготовляют шаблоны, которые делятся на формы и лекала. Толщина шаблонов бывает различна, они могут изготовляться из картона, жести, фанеры.
С помощью шаблонов можно получить любой рисунок. Отделка по этому способу производительнее, чем способом выцарапывания, и может быть выполнена менее квалифицированными штукатурами. Так как для выполнения выпуклого, вдавленного, углубленного рисунка нужны шаблоны, отличающиеся от описанных выше, то рассмотрим технику их изготовления на конкретном примере.
Необходимо изготовить шаблоны для выполнения выпуклого и вдавленного рисунка пятиконечной звезды с расположенными в центре серпом и молотом. Для изготовления шаблонов на куске фанеры вычерчиваем звезду в середине с серпом и молотом. Затем пилой-лобзиком выпиливаем звезду и в середине серп и молот.
После выпиливания получается кусок фанеры с вырезанным просветом в виде звезды - форма и лекало в виде звезды. В лекале звезды выпиливаем изображение серпа и молота, просвет от которых будет тоже формой, а оставшаяся фанерная часть - лекалом серпа и молота.
Таким образом получим две формы и два лекала (рис. 162). Форма будет применяться для выполнения выпуклого рисунка, а лекало - углубленного. Так как один шаблон, т. е. лекало или форма, дает только однослойное «сграффито», то для двухслойного надо изготовить второй шаблон, который должен быть больше или меньше первого, а для трехслойного - третий. Форма и лекало имеют вид пятиугольника (рис. 163).



форма, дает только однослойное «сграффито», то для двухслойного надо изготовить второй шаблон, который должен быть больше или меньше первого, а для трехслойного - третий. Форма и лекало имеют вид пятиугольника (рис. 163).
Чтобы во время работы форма и лекало легко вынимались и не делали рваными кромки выполняемого из раствора рисунка, кромки форм и лекал надо срезать на фаску (или на лоск), а шероховатости зачистить. Чтобы удобнее было снимать форму и лекало, к ним рекомендуется прибить ручки.
Изготовив формы и лекало, можно приступить к выполнению рисунка. Для выполнения указанного рисунка нужно приготовить сухие смеси трех цветов: голубого, красного и желтого. Чтобы получить выпуклый рисунок красной звезды с золотым серпом и молотом, поступают следующим образом. Прежде всего берут форму второго шаблона-пятиугольника и устанавливают ее на отделанной штукатурке фаской к поверхности (вниз). Форму можно укрепить гвоздями, придерживать ее руками или приморозить гипсом (рис. 164).
Приготовленный голубой раствор наносят в пространство шаблона, т. е. в форму, разравнивают и затирают. Форма оставляет на поверхности голубой пятиугольник, толщина которого равняется толщине шаблона. На выполненный пятиугольник устанавливают форму звезды так, чтобы звезда находилась в центре пятиугольника. В форму наносят раствор красного цвета, разравнивают и затирают его. После схватывания раствора шаблон снимают, и форма оставляет на поверхности голубого пятиугольника красную пятиконечную звезду (рис. 165).


К звезде прикладывают форму серпа и молота так, чтобы серп н молот находились в центре звезды. В форму наносят раствор желтого цвета, разравнивают и затирают его. После схватывания раствора шаблон формы снимают, и форма оставляет серп и молот (рис. 166).


Чтобы получить углубленный рисунок звезды, также применяют шаблоны, но только в виде лекала. Выполняют рисунок следующим образом. Прежде всего наносят раствор желтого цвета, разравнивают и затирают его. К этому раствору прикладывают лекало серпа и молота и наносят вокруг него раствор красного цвета, разравнивают его на уровне лекала и затирают (рис. 167). После схватывания раствора лекало серпа и молота вынимают и устанавливают лекало звезды так, чтобы ее центр точно находился над серпом и молотом.

Вокруг установленного лекала звезды наносят раствор голубого цвета, разравнивают его и затирают. После схватывания раствора лекало вынимают, и получается красная звезда с золотым серпом и молотом (рис. 168).


На звезду устанавливают лекало пятиугольника так, чтобы звезда была в его центре. Вокруг лекала намазывают, разравнивают и затирают тот раствор, которым оштукатуривают всю поверхность (рис. 169). После схватывания раствора лекало пятиугольника вынимают и получается трехцветный углубленный рисунок (рис. 170).


При намазывании раствора вокруг каждого лекала его следует наносить на площадь несколько большую, чем она занимает. Это необходимо для того, чтобы лекало при установке лежало на цветном растворе для данного рисунка. Чтобы к форме и лекалу не прилипал раствор, их рекомендуется смазывать какой-либо смазкой.
Имитацию такого «сграффито» можно выполнять всеми растворами и придавать рисунку любую фактуру. Во время нанесения раствора совершенно не приходится опасаться попадания раствора на линию рисунка, так как формы и лекала плотно прилегают к поверхности штукатурки.
Имитацию «сграффито» обычно выполняют два человека - штукатуры 6-го и 3-го разрядов. Штукатур 3-го разряда приставляет и поддерживает шаблоны, подносит и перемешивает материал и выполняет ряд других работ.
Выполнение «сграффито» по трафарету. С помощью трафаретов можно получить любые рисунки независимо от количества цветов.
Для изготовления трафаретов берут плотный картон толщиной в 1 мм . На картоне рисуют или переводят на него с помощью копировальной бумаги контуры рисунка. Затем картон кладут на фанеру или строганую доску, берут нож с острым концом и вырезают рисунок. Вырезать следует так, чтобы форма не отделялась от лекала, для чего между ними оставляют мостики, которые соединяют между собой узоры. Для многоцветной штукатурки для каждого цвета изготовляют свой трафарет.
После изготовления трафареты пропитывают олифой и просушивают, затем кладут между двумя листами фанеры или ровными широкими досками и придавливают грузом. Под грузом трафареты выпрямляются. После каждого дня работы или перед обеденным перерывом трафареты следует класть под груз и выпрямлять, а также просушивать.
Кроме трафаретов, для работы необходимы щетинные кисти-ручники разных размеров.
Для набивки рисунка приготовляют раствор из тех же материалов, что и для выполнения «сграффито» путем выцарапывания, но только он должен быть менее густой.
До начала работ подготовленную поверхность смачивают водой и, дав возможность воде впитаться, наносят на нее основной цветной слой раствора полутерками с последующей затиркой или просто кистью за два раза. Затем на только что нанесенный и слегка схватившийся раствор укладывают трафарет, смачивают кисть в растворе и приступают к набивке рисунка. Чтобы трафарет был на одной прямой, по раствору следует пробить намеленным шнуром линии.
Набивать рисунок по трафарету лучше всего вдвоем. Один рабочий держит трафарет, прижимая его к поверхности, а другой набивает рисунок. Раствор перед каждым смачиванием в нем кисти необходимо перемешивать, а смоченную кисть отжимать с таким расчетом, чтобы раствор не затекал под приставленный трафарет. Кистью следует наносить несильные торцующие удары, заполняя тем самым вырезанное пространство рисунка окрашенным раствором. После снятия трафарета на поверхности остается точная копия вырезанного рисунка из цветного раствора.
Во время набивки многоцветного рисунка каждый цвет раствора следует наносить отдельной кистью и только после того, как схватится ранее нанесенный слой раствора. После набивки рисунка под местами мостиков могут остаться не заполненные раствором места, которые исправляют вручную с помощью маленьких кистей.
Если набивается многоцветное «сграффито» с применением нескольких трафаретов, трафареты следует накладывать так, чтобы рисунки совпадали один с другим. При изготовлении трафаретов на их торцовых сторонах делают вырезки, которые являются направляющими при передвижении трафарета во время набивки рисунка. Эти вырезки должны точно совпадать с пробитыми линиями. При набивке рисунка по трафарету следует помнить следующее правило. Нельзя производить набивку рисунка способом закрашивания, что приводит к затеканию раствора под трафарет. Если появляются затеки раствора, их следует счистить отрезовкой или ножом.
После набивки всего рисунка иногда исправляют его кромки, подрезая их ножом, это подчеркивает резкость рисунков.
Набивкой можно получить красивый рисунок, ничем не отличающийся от рисунка, выполненного способом выцарапывания.
Техника безопасности. При подготовке поверхностей, т. е. очистке, насечке, выборке швов, следует работать в защитных очках или респираторах и рукавицах.
Все инструменты должны быть насажены на прочные, гладкие ручки и хорошо заклинены.
Работая с кислотами, необходимо соблюдать следующие правила. Кислоту переносят только вдвоем и хранят в соответствующем месте. Приготовляя раствор, кислоту следует лить в воду малыми порциями и все перемешивать. Работать надо в резиновых перчатках и респираторах.

Если вы задумали ремонт или отделку своего жилья - обращайтесь за квалифицированной помощью в компанию Декада. Мы выполняем отделку и ремонт квартир в новостройках в Москве и Московской области. Нами сданы уже несколько сотен объектов. Среди них и простые бюджетные варианты, и сложные объекты с эксклюзивным дизайном.



Наши специалисты берутся за сложные виды работ, к примеру, декоративная штукатурка "сграффито".

Итальянским словом «сграффито» называют технику создания обладающих большой прочностью настенных изображений. Благодаря высокой стойкости такой отделки к внешнему воздействию (атмосферным осадкам, температуре и влажности) её часто используют для украшения фасадов зданий.

Методы нанесения

Одним из самых простых методов сграффито является нанесение поверх основного слоя штукатурки второго, отличающегося от него по цвету. В состав штукатурки входит 1 часть песка, 1 часть смеси мелкого каменноугольного шлака, туфа разных оттенков, известь. Процарапав верхний слой до нижнего в виде определённого узора, можно получить двухцветную картину.

В случаях, когда требуется получить многоцветное изображение, на стену наносится несколько слоёв (как правило, тёмные раньше светлых), после чего штукатурку соскребают до требуемой глубины. Работа эта очень сложная, и в ней невозможно обойтись без специальных трафаретов.

Техника выполнения

Декорирование техникой сграффито может производиться двумя способами.

Выборка раствора

Первый называется выборкой раствора и начинается с нанесения соответствующего рисунка на картон. Контур изображения наносят на слой штукатурки при помощи трафарета, который создаётся путём наклеивания на картон шаблона и прокалывания его контура шилом или толстой швейной иглой.

Затем происходит подготовка поверхности, на которой должно располагаться сграффито, то есть нанесение на стену нескольких слоёв штукатурки.

Лучше всего будет держаться изображение, созданное на трёх-пяти слоях. При этом первый слой должен иметь толщину около 8 мм, остальные - от 2 до 5 мм. Каждый из слоёв обязательно должен иметь одинаковую толщину по всей площади и накладываться не ранее, чем через 11-12 часов после предыдущего, если раствор известковый, или через 3 часа - при цементно-известковом растворе.

Когда поверхность, соответствующая по размерам рисунку, будет покрыта штукатуркой, на неё необходимо наложить трафарет и постучать марлевым тампоном, наполненным тонкоизмельчённым углём, по контуру рисунка. После чего начинается работа по вырезке фрагментов картины до самого нижнего её слоя.

Выполнение этой операции производится при помощи царапки, ножа, прямого долота, зубчатки и других инструментов для лепных работ. Далее по очереди переходят к следующим слоям.

Вырезать участки нужно начинать не раньше, чем через пару часов после нанесения самого верхнего слоя. На ночь оставлять незаконченное изображение не следует, поэтому лучше начинать последний этап утром. В противном случае возможно излишнее затвердевание раствора, в результате чего он становится непригодным для создания чёткого изображения.

После окончания работ рисунок иногда покрывают закрепителем, который не даёт границам картины раскрошиться и рассыпаться.

Второй способ - набивка рисунка

В этом случае узор на штукатурке не вырезают, а набивают. Чтобы изготовить такое сграффито, опять же понадобятся трафареты - теперь уже отдельные для каждого цвета. На каждом из таких трафаретов вырезаются все элементы с учётом перемычек для поддержки. В начале работы выравнивают и затирают фоновый слой будущей картины.

Минут через 30, когда штукатурка начнёт схватываться, к фоновому слою прикладывают определённые элементы трафарета. Кисточкой, которую окунули в раствор требуемого оттенка, ударяют по стене, попадая по рисунку. Недочёты в набивке устраняют тонкой кистью, а расплывающуюся за края изображения штукатурку удаляют ножом. Следующий слой набивают не раньше, чем высохнет предыдущий.

Сграффито - это древнейшее искусство нанесения изображений на различные предметы. Еще в Древней Греции резьбой по глине украшали керамические изделия. Позднее эта техника распространилась и в Италии, где ее начали использовать для украшения стен. Современную технику сграффито часто применяют для оригинальной отделки стен внутри и снаружи помещения.

Техника выполнения сграффито достаточно проста. Самый простой вариант - это сделать двухцветное сграффито . Для этого на подготовленную и окрашенную стену наносят первый слой штукатурки. Заметьте, что цвета штукатурки и основы должны отличаться. Затем в некоторых местах штукатурку соскребают, вырисовывая определенный рисунок. Таким образом получается двухцветный рисунок.

Чтобы получить многоцветное сграффито , на стену приходится нанести несколько отличающихся по цвету слоев штукатурки. Затем нанесенную штукатурку соскребают на определенную глубину, чтобы обнажить нужный слой.

Сграффито: техника выполнения

Существует два способа рельефного декорирования стен в технике сграффито. Первый способ - это выборка раствора . Сначала следует подготовить трафарет. Перенесите выбранный рисунок с кальки на картон. С помощью толстой швейной иглы на картоне сделайте ряд отверстий, которые будут повторять контуры рисунка. Переносить рисунок можно с помощью обычного марлевого тампона, наполненного мелом или пигментом. Изготовить марлевый тампон очень легко: возьмите квадратный отрезок марли и сложите его вчетверо. В середину положите пигмент и плотно завяжите тампон.

Теперь следует подготовить поверхность, на которой будет находиться сграффито. Для этого на подготовленную основу стены наносят определенное количество слоев штукатурки. Самое прочное сграффито будет получаться из 5 разных слоев . При чем самый первый основной слой будет самым толстым: 7-8 мм. Толщина всех последующих слоев будет колебаться от 2 до 5 мм. Когда штукатурка нанесена на подготовленную поверхность размером 1 м², можно переносить на нее рисунок для сграффито. Для этого наложите трафарет и постучите по нему марлевым тампоном по всему контуру рисунка.


Сграффито выполняют путем вырезания отдельных фрагментов. Сначала вырезают фрагменты самого нижнего слоя штукатурки . Далее вырезают все элементы четвертого слоя и т. д.

В технике сграффито также может быть выполненной с помощью набивки рисунка . Но в этом случае приходится не вырезать орнамент на штукатурке, а набивать его. Для выполнения такого набивного сграффито снова потребуются трафареты. Только на этот раз для каждого цветового элемента рисунка приходится готовить отдельный трафарет. На трафарете потребуется полностью вырезать все элементы, оставив несколько поддерживающих перемычек на рисунке.

Когда трафарет и основная стена готовы, можно приступать к выполнению сграффито. Для этого фоновый слой штукатурки выравнивают и затирают. Когда слой штукатурки уже начнет схватываться (должно пройти 20-30 минут), можно начинать набивать рисунок . Для этого прикладывают трафарет с определенными элементами и кисточкой, смоченной в раствор нужного цвета, выполняют торцующие удары по поверхности стены, придерживаясь вырезанных элементов. Убрав трафарет со стены, можно увидеть, как начинает вырисовываться ваш сграффито. Если в ходе работы некоторые элементы были не закрашены, их набивку заканчивают с помощью тонкой кисти. Также иногда штукатурка может немного расплываться за края рисунка. Не ждите, пока она схватится, сразу же удаляйте излишки штукатурки со стены тонким ножом. К набивке следующего цвета можно приступать только тогда, когда предыдущий слой немного подсохнет.

Отделка декоративной штукатуркой сграффито не занимает слишком много времени. Но всю работу следует выполнять достаточно быстро и аккуратно. Любые погрешности следует сразу же исправлять .

Сграффито: штукатурка

Для сграффито потребуется самая обычная песчано-известковая штукатурка, только более хорошего качества . Также не забудьте, что для закрашивания штукатурки сграффито вам потребуются различные пигменты. Также в некоторых случаях могут понадобиться акриловые краски для выполнения отдельных дополнительных декоративных элементов.

Сграффито отличается от остальной декоративной штукатурки тем, что она выполняется двумя разноцветными накрывочными слоями, нанесенными один на другой. Верхний накрывочный слой прорезается, большая его часть выбирается по определенному рисунку, освобождая нижний слой другого цвета. Этот слой становится фоновым, и оставшаяся часть на нем будет выглядеть аппликацией или вы¬ступающим рельефом. При малой выборке верхнего слоя нижний будет образовывать вдавленный узор или рисунок.

Чаще всего отделку сграффито устраивают на частях граней фасадов больших зданий фризом, пояском, панно и т. п. Вся стена выполняется штукатуркой сграффито в интерьерах общественных зданий - кафе, магазинов, кинотеатров, вокзалов и т. п.

Цветной накрывочный слой этой штукатурки получается при помощи известковых растворов с белым или цветным песком. Песок может быть обыкновенным или просеянным помолом цветного природного до фракции 1,2 мм. Базовый цвет слоям сграффито дают пигменты, стойкие к воздействию щелочей. Нижний слой сграффито, не подвергающийся вырезке и выскребанию, можно выполнять, используя белый и цветной декоративный цемент, и цементно-известковый раствор.

Нижний слой более толстый, составляет 5-6 мм, а верхний - 2-3 мм. Обязательное требование к этим слоям - равномерность их толщины по всей накрываемой ими площади. Верхний слой устраивают на следующий день, т е. не раньше 12-15 часов при использовании известкового раствора или через 3-4 - цементно-известкового.

Штукатурку сграффито можно выполнить и в три цвета. Для этого накладывают кистью тонкий слой (0,5-1 мм) пасты из цветной извести или густого известкового колера по еще непросохшему верхнему слою цветного известкового накрывочного раствора.

Контур рисунка сграффито наносится на штукатурку с помощью проолифленного картонного трафарета. Бумага с рисунком наклеивается на картон, затем контур рисунка прокалывают насквозь тонким шилом.

Рисунок переносится на штукатурку при легком постукивании по местам проколов тампоном из марли, в котором находится тонкоизмельченный древесный уголь.

По образованным таким путем черным точечным линиям прорезают бороздки, а затем между ними, в соответствии с образцом рисунка, удаляют участки накрывки на всю их толщину, обнажая цветную поверхность нижележащего слоя. Эту операцию выполняют способом удаления накрывки в соответствующих местах с помощью стальной стеки, царапки, ножа, зубчатки с косарем, цикли, долот прямых, косых, желобчатых, копьевидных и т. п. инструментов, применяющихся при лепных работах.

При такой обработке штукатурки сграффито необходимо начать вырезку участков верхнего ее слоя не раньше, чем он достаточно затвердеет, т. е. примерно через 2-3 часов, и закончить всю работу по вырезанию рисунка в течение 6-10 часов после нанесения этого слоя. Во всех случаях на участке стены, где нанесены цветные накрывочные слои, требуется вырезку рисунка закончить полностью в течение одного дня, т. е. не более чем за 8-12 часов (в зависимости от температуры и влажности воздуха). При перенесении этих операций на следующий день раствор в тонких слоях либо просыхает и становится хрупким, либо излишне затвердевает и также делается не пригодным для вырезки четкого рельефного рисунка.

Штукатурка сграффито - техника сграффито.

Что такое штукатурка сграффито? Это интересное название с итальянского переводится как выцарапанная штукатурка. Выглядит это как рельефный рисунок, который получается с помощью такого вот художественного выцарапывания на тонком слое штукатурки до нижних слоев. Которая, кстати, должна быть цветной.

Наносить штукатурку сграффито нужно в несколько этапов.

1. Подготовка основания. Нужно загрунтовать поверхность, нанести подготовительный слой (он должен быть цветным).

2. Затем на черновой слой или черновик наносят верхний, накрывочный слой.

3. Потом накалывается контур и по нему выцарапывается рисунок штукатурки сграффито.

Итак, на слой грунта, а он должен почти затвердеть, наносят цветной слой. Называется он подготовительным. Толщина такого подготовительного слоя не должна превышать 7-8 мм. В черновой слой иногда добавляют наполнитель с крупными зернами.

Подготовительный слой не нужно процарапывать. На него надо будет нанести верхний слой, цветной, на котором и будет потом выцарапываться рисунок. В этот слой добавляют мелкий наполнитель – от 0,15 до 0,6 мм.

Для самого верхнего слоя используют уже не зерна, а пудру меньше 0,15 миллиметров.

Перед нанесением контура нужно сделать специальный трафарет будущего рисунка. Трафарет делают из пропитанного картона. Несмотря на олифу, он должен быть достаточно крепким, не разваливаться в руках и не размокать.

Контур для штукатурки сграффито накалывается шилом. Для переноса рисунка на верхний слой штукатурки, контур присыпают или припудривают цветной пылью. После чего начинается само выцарапывание. Это делается стальными инструментами – долотом (полукруглым и прямым), и лопаточкой.

Все это обязательно делается на неокрепшем растворе, то есть спустя 5-6 часов после его нанесения. Профессионалы говорят, что оставлять выцарапывание по штукатурке на следующий день нежелательно, так как слой штукатурки становится хрупким. И рисунок в таком случае получится рваный, неаккуратный.

Отделка декоративными штукатурками. штукатурку сграффито

Декоративную штукатурку применяют при отделке фасадов и интерьеров зданий. Поверхности, отделанные декоративными штукатурками, не требуют последующей окраски. В практике современного строительства чаще всего используют декоративную штукатурку с каменной крошкой, штукатурку сграффито, терразито-вую, тонкослойную на коллоидно-цементного и тонкослойную синтетическую.

Декоративная штукатурка отличается от обычной составом растворов накрывочных слоев, способом их нанесения и обработки. Декоративная штукатурка с каменной, крошкой имитирует твердые каменные породы. Декоративный раствор готовят на месте производства из портландцемента, мраморной, гранитной или крошки. Крошка обычно имеет фракцию 3... 5 Ци: Цвет зависит of сочетания цвета дробленого камня и цвета декоративного раствора. Для этих целей используют цветные Цементы или различные пигменты. Заполнители могут быть светлых тонов, как, например, высевка цветного "Мрамора или rpai нита.. В декоративные растворы добавляют свето- и щелочестой-кие пигменты, такие как охра, сурик железный, окись хрома и др. При устройстве декоративной штукатурки намет выполняют под правило или по маякам из сложного раствора. Она состоит нз обрызга и тщательно выровненного грунта. Для лучшего сцепления накрывочного слоя с грунтом нарезают взаимно пересекающимися бороздками.

Подготовительный слой нанесением декоративного слоя должен быть высушен.

Перед нанесением отделочного слоя раствора высохший грунт смачивают водой из рукава или через удочку от краскопульта. В" жаркое время при отделке фасадов на солнце поверхность штукатурных слоев закрывают влажными мешками или рогожей. Цветной слой штукатурки наносят, непрерывно в пределах, ограниченных архитектурными элементами. Примерно через сутки отделанную поверхность промывают рассеянной струей воды до тех пор, пока не начнет стекать чистая вода, без примеси цементного молока. В результате промывки цементная пыль удаляется и получается чистая поверхность с резко выраженной фактурой крошки.

Существует способ устройства декоративной штукатурки, при котором намет выполняют из обычного раствора, в его состав не входит каменная крошка. В этом случае для нанесения крошки на грунт используют воздушные или механические крошкометы (), что позволяет повысить производительность труда и улучшить качество отделки. Консистенция цветного раствора должна быть такой же, как штукатурного грунта.

Штукатурку сграффито применяют в основном для отделки фасадов зданий, архитектурных элементов.

Сграффито называется декоративная цветная штукатурка, состоящая из грунта и двух или более цветных накрывочных слоев на которых процарапывают силуэтный рисунок. Для штукатурки сграффито используют те. же материалы, что для обычной цветной известково-песчаной штукатурки, но только более высокого качества.

Технология работ при оштукатуривании штукатуркой сграффи

то следующая. На подготовленную поверхность наносят грунт из

того же раствора, который предназначен для оштукатуривания

всей поверхности; грунт нацарапывают и после выдерживания

перед нанесением накрывочных слоев смачивают водой. Накрывоч

ной слой набрасывают или намазывают; во избежание образова

ния пустот каждый нанесенный слой раствора хорошо разравни

вают и уплотняют. Верхний отделочный слой цветной штукатур

ки сграффито должен находиться в одной плоскости с накрывоч-

ным слоем штукатурки всего здания или стены внутри отделыва

емого помещения. Первый цветной слой, наносимый на грунт, дол

жен быть не тоньше 5 мм, последующие слои могут быть 1...2мм,

поэтомуих иногда наносят не полутерком, а кистью, окрашивая

поверхность жидким раствором с мраморной мукой. После 2...4 ч

твердения цветных накрывочных слоев приступают к выполнению

штукатурки сграффито процарапыванием, для чего применяют

инструмент различной формы. Контуры будущих рисунков нано-

сят трафаретами. После процарапывания всю поверх-

обметают кистью прочищают щеткой.

Терразитовой штукатуркой отделывают стены монументальных и общественных зданий. Отличается она от штукатурки с каменной крошкой наличием в ней дробленой слюды.

Состав терразитового раствора назначают в зависимости от заданной крупности каменной крошки, которая колеблетсячот 1 до 6 мм. В растворную смесь добавляют дробленую слюду до 10%" объема цемента. Кроме слюды в раствор часто вводят антрацитовую мелочь, мелкие фракции (1...2 мм) дробленого красного кирпича и мелкозернистые легкие цветные добавки. Каменную крошку употребляют заданной крупности, промытую и просушенную. Песок просеивают через контрольное сито с ячейкой 1,5

Перед нанесением терразитового слоя раствора поверхность основания увлажняют водой. Увлажненную поверхность покрывают последовательно по ходу работы отдельными участками цементным тестом, имеющим густоту сметаны, из белого или цветного портландцемента и воды. Цементное тесто накладывают на полотно полутерка и намазывают слоем 0,5..Л,5 мм на участке поверхности площадью 1...1,5 м2, после чего на него намазывают сплошь декоративный слой терразитового раствора с каменной крошкой специальной металлической гладилкой. Нанесенную массу заглаживают с легким нажимом полотном этого же инструмента. Оштукатуренный участок слегка промывают рассеянной струей воды под напором из краскопульта. Эту операцию выполняют с целью смывания цементного молока с верхнего слоя каменной крошки. После затвердения поверхность терразитовой штукатурки обрабатывают стальными циклями или щетками для создания шероховатой или гладкой фактуры. Иногда терразитовому слою дают отвердеть и на второй или третий день промывают соляной" кислотой, разбавленной водой (0,5 л соляной кислоты на 10 л" воды), а затем - рассеянной струей воды под напором. Под действием соляной кислоты растворяются остатки цементного молока и другие загрязнения на поверхности фактурного слоя. В результат те этого обнажаются зерна каменной крошки и фактура отделанной поверхности становится более рельефной и красочной. Последующую промывку поверхности водой осуществляют для предупреждения пожелтения каменной крошки под влиянием соляной кислоты.

Тонкослойной штукатуркой на основе коллоидно-цементного клея отделывают фасадные поверхности, колонны и внутренние стены административных и общественных зданий. Такая штукатурка позволяет получить фактурный слой необходимого цвета с поверхностью, отличающейся высокими декоративными качествами, долговечностью и водоотталкивающими свойствами.

Для приготовления такой штукатурки применяют сухую смесь коллоидно-цементного клея, песок, гидрофобизирующую жидкость и воду. Сухую смесь коллоидно-цементного клея получают в результате совместного домола в вибромельнице портландцемента с кварцевым песком в соотношении 70:30 по массе до удельной поверхности 5000 см2/г. Чтобы сухая смесь коллоидно-цементного клея имела требуемый цвет, используют цветные портландцемента или в белый цемент добавляют при помоле щелочестойкие светоустойчивые пигменты. Применяемый кварцевый песок должен быть чистым, без комков, гЛинистых, органических и других при-месей Сухую смесь коллоидно-цементного клея приготовляют иг заводах и централизованно доставляют на стройки в полиэтиленовых мешках в которых ее можно хранить не более 15 сут. Для приготовления раствора на основе коллоидно-цементного клея берут речные или горные пески с крупностью зерен до 1 мм, а также пески, получаемые от дробления прочных горных пород (мрамора, гранита, известняка) с пределом прочности при сжатии не ниже 40 МПа. При изготовлении раствора сухую коллоидно-цементную смесь, песок, гидрофобизирующую жидкость и воду загружают в вибрационный смеситель-активатор для приготовления клея. Здесь масса интенсивно циркулирует при двухчастотнои виброобработке, благодаря чему массы снижается. Оптимальное время виброперемешивания раствора 5...7 мин. Консистенция его по конусу СтройЦНИЛ 10 см. Приготовленный таким способом раствор пригоден к употреблению в течение 1,5...2 ч, после чего начинает быстро загустевать. Чтобы увеличить жизнеспособность раствора, непосредственно на рабочем месте в штукатурном ящике или другой емкости проводят повторную его активацию вибробулавой. Жизнеспособность раствора при этом достигает 4 ч. Если нет специального вибросмесителя, раствор можно приготовить в обычной растворомешалке с небольшим объемом смесительной камеры, а затем осуществить его активацию в приемной емкости, в которую опускают на 5...7 мин два глубинных вибратора с булавами. Раствор, приготовленный на мелком песке с крупностью зерен до 1 мм, наносят на обрабатываемую поверхность пневматической форсункой с помощью нагнетательного бачка, а раствор, приготовленный на песке с крупностью зерен до 3 мм для получения более рельефной фактуры,- с помощью растворомета.

Перед нанесением штукатурного слоя на поверхности фасадов оконные проемы закрывают фанерными щитами, защищающими оконные блоки от загрязнения, а поверхность стены для удаления пыли и влаги тщательно промывают водой. Наносят раствор равномерно по всей поверхности слоем 2,5 ...4 мм до получения однородной шероховатой фактуры. Форсунку держат горизонтально или слегка наклонно на расстоянии 60...70 см от обрабатываемой поверхности. Факел раствора должен иметь диаметр 50...60см. Во время отделки температура окружающего воздуха должна быть в пределах 5...30°С. Отделку нельзя производить в дождь и при непосредственном освещении солнцем фасада зданий.

Тонкослойную синтетическую штукатурку начали применять в последние годы для внутренней и наружной отделки с ровной поверхностью.

Синтетический штукатурный состав содержит гидрофобизирующую жидкость и представляет собой суспензию пигмента и наполнителя в пластифицированной поливинил ацетатной эмульсии или в латексе. На строительном объекте штукатурный состав приготовляют в лопастной мешалке путем загрузки в нее водоэмульсионной4 синтетической краски, сухого предварительно просеянного наполнителя, гидрофобизирующей жидкости и жидкого калийного стекла. Чаще используют поливинилацетатную и бутадиенстирольную краски. Наполнителем обычно являются маршалит (естественный мелкий кварцевый песок) и обычный песок. Приготовленный" синтетический штукатурный состав выдерживают в течение 20...30 мин для приобретения тиксотропности, после чего ои должен быть однородным, без комков и посторонних включений. Консистенция состава обычно равна 13... 14 см по конусу СтройЦНИЛ. Время высыхания при 18...20°С -4. Синтетический состав наносят на отделываемую поверхность с помощью пистолета-распылителя или малярного валика слоем 1.5...2 мм. Непосредственно перед нанесением поверхность очищают щетками от загрязнений и пыли. Очищенную поверхность грунтуют синтетической краской, предварительно разведенной водой до вязкости 15...40 с по вискозиметру ВЗ-4. Синтетическую штукатурку наносят по высохшей грунтовке за один или два раза. На отделанной поверхности не должно быть пятен, полос, волосных трещин и других дефектов.

Отделка стен штукатуркой, штукатурка сграффито

Меню ниже.

  • Главная страница. Друзья после клика по пункту меню. На следующей странице, подпункты этого меню будут находиться ниже пункта что нажали.
  • Контакты.
  • Рецепты приготовления, домашние рецепты
  • Бесплатные рецепты +для мультиварки
  • По числам праздники. Проверить, какой сегодня праздник
  • Открытка, открытки +с днем, бесплатные открытки отправить
  • Сценарий дня праздника, сценарии праздников
  • Стихи на все праздники, на русском языке, поздравления +с днем рождения стихи, и другие праздники. Иностранные стихи ниже
  • Казахские поздравления. Поздравления на казахском языке
  • Татарские поздравления. Поздравления на татарском языке
  • Грузинские поздравления. Поздравления на грузинском языке
  • Китайские. Поздравления на китайском языке, пожелания на китайском языке, ???? , ???? , ??????
  • Английские поздравления, поздравления +на английском языке
  • Французские пожелания, поздравления на французском языке, Joyeux anniversaire, Bon Anniversaire,
  • Немецкие поздравления, поздравления +на немецком, с новым годом на немецком
  • Турецкие поздравления. Поздравления на турецком языке, M?barek ramazan , M?barek ramazan bayram?n?z, Kurban bayram?n? kutluyorum
  • Азербайджанские поздравления, поздравления на азербайджанском языке
  • Лучшие приколы, бесплатные видео приколы +без регистрации, приколы видео бесплатно +без регистрации
  • Стр. 1. Учебное видео, учебные видео пособия, пдд учебное видео. Начинаем просмотр с этой страницы
  • стр. 20. Школа эротического танца,+как избавиться +от целлюлита видео,авто ремонт видео уроки, аэрография +на машинах
  • Видео ремонт, строительство
  • Руководство +по ремонту, ремонт +своими руками, ремонт дома, ремонт квартиры +своими руками, +как построить дом
    • стр. 1. Строительство фундамента дома,строительство стен дома, технология кладки
    • стр. 2. Как построить крышу, +как правильно построить крышу
    • стр. 3. Ремонт +своими руками,Паркет
    • стр. 4. Как сделать ремонт +своими руками, ремонт +своими руками
    • стр. 5. Отделка стен штукатуркой, штукатурка сграффито
    • стр. 6. Как сделать +из потолок,+как сделать +из гипсокартона
    • стр. 7. Косметический ремонт квартир,косметический ремонт комнаты
    • стр. 8. Как установить пластиковые откосы
    • стр. 9. Монтаж теплого пола,укладка теплого пола
    • стр. 10. Монтаж теплого электрического
    • стр. 11. Монтаж деревянной +своими руками
    • стр. 12. Монтаж панелей мдф
    • стр. 13. Баня +своими руками
    • стр. 14. Как построить баню, древесина +для бань
    • стр. 15. Бани кровля, окна +в баню, рубленая баня
    • стр. 16. Фундамент бревенчатой бани. бани построить, бани +из бруса +своими
    • стр. 17. Уличные очаги, барбекю, Духовая печь, мангал, азиатский казан, тандыр
    • стр. 18. Как сделать стяжку пола
    • стр. 19. Выравнивание дощатого пола. электропроводка +в доме, +как побелить потолок
    • стр. 20. Ремонт жилых домов,ремонт квартиры зимой
    • стр. 21. Ванная комната +в доме, светильники, торшер И другое
    • стр. 22. Как класть кафельную плитку,системы отопления
  • Сварка видео. сварки
  • Натяжной потолок видео, монтаж, clipso, как монтировать натяжной потолок
  • Bebe lilly, клипы +для детей, детские клипы разные
  • стр. 1. Мультфильмы разные. Даша путешественница, развивающие для детей и другие
  • Аудиокнига, бесплатные аудиокниги, нлп, психологическое воздействие?, манипулирование, как вызвать симпатию
  • Юмор онлайн, юмор слушать
  • Шансон слушать, шансон бесплатно
  • стр. 1. книги авто,книги +по ремонту авто
  • Паспорт станка, скачать паспорта станков бесплатно,книги про станки
  • Как ездить на АКПП, ремонт, akpp, ATF
  • Как покупать автомобиль, Как покупать машину
  • стр. 1. Камасутра, позы +для секса
  • Оптимизация сайта, продвижение сайта, как сделать сайт
  • Погода, погода днем, погода +на 14 дней, погода в россии
  • Новости, -новости-сегодня, авто, автоспорт, баскетбол, безопасность, в мире и другое
  • стр.1 Литература Нло, УФО, уфология, нло реально
  • нло видео фильмы онлайн
  • Конец света. планет, индейцы майя, календарь майя, МАЙЯ
  • Гадание, карты, гадания, гадание +на картах, Червонные карты, Чеpви, бубны, пики, как гадать, Фу Си, Ицзину, ТОЛКОВАНИЯ
  • Сонник, сонник снов, сонник толкование
  • Хиромантия, линия жизни, дермато графика, palmistry
  • Камни талисманы, драгоценные камни, про алмаз, про сапфир, про жемчуг и другие
  • Отравление ядом, адреналин, аконит, неотложная помощь, алкоголь, сурогат алкоголя, альдегиды и другие
  • Лечебные ванны, уход за лицом, маски
  • Программа +для отдыха глаз,упражнения +для отдыха глаз

Здравствуйте, Друзья!
Сегодня хочу познакомить Вас с еще одной очень интересной техникой. Называется она сграффито . Что это за техника? Это техника создания изображений, с помощью нанесения нескольких контрастных по цвету слоев штукатурки. Если в некоторых местах процарапать верхний слой, обнажится нижний, другого цвета и получится двухцветный рисунок.

Сграффито – это очень древняя техника. Ее применяли в керамике еще в Древней Греции и Этрурии. В 15-17 веках эту технику узнали в Италии, где стали использовали для изготовления фресок. В наше время сграффито очень часто используется, как и интерьере, так и в экстерьере.

Оказывается эту технику можно использовать при создании поделок . И вот сегодня хочу предложить Вам по лепке вазы из полимерной глины в технике сграффито.

Для работы нам понадобится:
полимерная глина одного цвета,
масляная краска художественная нескольких цветов (oil paint), контрастного цвета к полимерной глине,
самодельный инструмент,
перчатки обычные,
сухие салфетки,
нож, скалка или лапшерезка.

В качестве основы берем вазу из стекла и обернем ее глиной. Делается очень просто: раскатываем глину и выкладываем ее пластами по поверхности стык встык. Главное избегать «нахлеста» друг на друга.

Аккуратно скалкой прокатываем по поверхности, сглаживаем стыки и выгоняем воздушные пузыри между стеклом и глиной.

Глину нанесли. Теперь можно приступать к декорированию. Для этого в произвольном порядке очень густо наносим масляную краску. Делаем это очень аккуратно, чтобы не повредить поверхность. Можно наносить краску руками. Только предварительно наденьте перчатки.

Не используйте акриловую краску. Она при высыхании образует пленку на поверхности.

Берем сухую салфетку и промакиваем краску. Не растираем! Просто убираем излишки до образования матовой поверхности. Краска впитывается в глину, поэтому не опасайтесь, что Вы полностью сотрете краску. Этого не произойдет

Чтобы промакнуть краску, может потребоваться не одна, а несколько салфеток. За счет того, что салфетка смята, получается очень интересная текстура.


Следующий этап работы — нанести рисунок. Т.е. выцарапать его. Аккуратно, чтобы краской не испачкать открывшийся слой глины, убираем излишки и часто протираем инструмент.

Вот именно на этом этапе включаем всю свою фантазию и применяем все свои художественные навыки

Если при выцарапывании получаются небольшие дефекты — не страшно. После того, как вы запечете глину их можно будет аккуратно срезать лезвием.

И вот результат нашей работы.

А теперь — несколько работ от разных мастеров в технике сграффито для Вашего вдохновения и в качестве