Рисунки для инкрустации по дереву. Интарсия и маркетри: инкрустация по дереву


  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false >Печать
  • E-mail
Подробности Категория: Обработка древесины

Инкрустация по дереву

Инкрустация - особый вид мозаики ; украшение предмета, сделанного из одного материала, путем врезания в его поверхность фигурных кусков из других материалов, образующих рисунок, не выступающий над поверхностью(врезаются различные предметы, выполненные из иного материала,в виде пластинок различной формы с украшаемой поверхностью: металла перламутра и т.д.)

Маркетри или инкрустация по дереву , представляет из себя декоративную технику, при которой тонкая однослойная фанера, толщиной 1,6 - 3,2 мм различных цветных пород дерева или другого материала приклеивается к каркасу предмета мебели. Подобная техника приобрела популярность в Англии конца 17 века, где ее стали применять как часть нового ремесла изготовления шкафов. Наиболее популярным типом маркетри стала панель с цветочно-растительным орнаментом, на которой изображалась ваза или букет цветов. Вначале рисунок делался из контрастных, тёмных и светлых, пород дерева, например сикамора или вечнозелёного самшита с грецким орехом; позже панели с растительным орнаментом приобрели великолепную яркость благодаря инкрустации в них окрашенной в зелёный цвет слоновой кости для имитации листьев или в красный для изображения экзотических птиц.

Условия для появления маркетри появились после изобретения во второй половине 16 в. станка для производства пиленного шпона.
С этого момента шпоном стали ценные породы древесины: черное, красное, розовое - ими стали облицовывать мебель из местных недорогих пород.

В маркетри существуют два процесса(см рис. ниже).

Интарсия-врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы или другого цвета древесины.
Облицовывание - нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия.


Блочная мозаика . При блочной мозаике по выбранному рисунку из разноцветных брусочков или пластинок древесины различного сечения склеивают блоки. Затем их разрезают поперек на множество тонких пластинок с одинаковыми рисунками. Пластинки можно вставять в углубления или наклеивать на поверхность изделия.

Паркетри - это набор, при котором мозаика представляет собой простой рисунок, типа паркета из одинаковых прямолинейных геометрических фигур. Этот набор делается способом склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам, или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу.

Когда рисунок заполняет всю поверхность, элементы мозаики врезают один за другим и вклеивают в лист плотной бумаги (набор в бумагу), на которую нанесен контурный рисунок мозаики.


Постепенно всю бумагу заменяют кусочками шпона. Для того, чтобы получить несколько однотипных орнаментальных наборов, необходимо одновременно вырезать фон и рисунок лобзиком. Шпон для фона и другой для вставки наклеивают на бумагу, накладывают один на другой, крепят в нескольких местах клеем. На верхний лист шпона наносят контур рисунка, выпиливают лобзиком. Лист шпона разъединяют, получают сразу два гнезда и две вставки, из которых изготавливают два набора, противоположных по цвету.

Тауширование - оригинальная техника инкрустации древесины металлом: пазы заполняют проволочками, полосками, иногда жидким металлом. Изделия можно украсить серебром, медью, латунью, алюминием, перламутром, пластмассами. Пазы заливают оловом, свинцом, легкоплавкими сплавами. Древесина должна быть плотной, целесообразнее - плодовых пород (рис. 1).

Древесина должна быть совершенно сухой. На строганой, сформированной и выглаженной поверхности древесины размещают рисунок, по контуру которого ножом или долотом делают пазы глубиной около 1 мм. Эти пазы заполняют клеем, а затем проволокой или полосками. При заливке металлом глубина пазов равна 5 мм, а сечение имеет форму «ласточкин хвост». Для заливки делают литники (например из глины), и постепенно заполняют жидким металлом все пазы. Иногда используют дентакрил или эпоксид, смешанные с опилками бронзы, цветных металлов, цветной дробью и т. д.

После охлаждения удаляют излишки клея, поверхность металла и древесины шлифуют и консервируютНасечка
Насечка (тауширование) - очень древний прием украшения драгоценными металлами бронзовых и стальных изделий. Этот способ применялся для декорирования художественных изделий, предметов бытового назначения, боевого снаряжения: мечей, кинжалов, щитов, шлемов, а позднее и огнестрельного оружия.

Сущность процесса заключается в том, что наружные поверхности предметов насекаются и на эти поверхности набивается золотой или серебряный узор - тончайший орнамент из завитков и стилизованных растений, изображения животных, птиц или человека, или осуществляются орнаментированные надписи.

Исторически насечка происходит от древнегреческой «хризографии» - инкрустации бронзовых изделий золотом и серебром. Наиболее древние образцы хризографии относятся еще к древнеегипетской и крито-микенской культуре.

С 9-12 вв. техника золотой насечки распространяется на железные и стальные предметы, и достигает расцвета к 17 в., что подтверждают замечательные памятники древнего вооружения, хранящиеся в Государственной Оружейной палате Московского Кремля.

Выделяют несколько различных самостоятельных приемов золотой насечки:

Врезная таушировка: заключается в том, что на поверхности стального изделия гравируется углубленный рисунок, края которого немного подрезаются, чтобы рисунок держался, а дно насекается. В зависимости от того, каким инструментом и как выполняется углубленный рисунок и накладывается драгоценный металл, инкрустация подразделяется на две разновидности:

Рисунок вырезается штихелем (резцом); в него вбивают молотком соответственно подготовленные фрагменты рисунка из драгоценных металлов;

Рисунок выполняется зубилом-насечкой: технология мало чем отличается от предыдущей, но легче в исполнении, и рисунок упрощен и менее четок.

Набивная, или поверхностная, таушировка (насечка): эта технология отличается от врезной таушировки тем, что для ее выполнения не требуется предварительно вырезать углубление под рисунок. Золото набивается непосредственно на поверхность изделия, которая предварительно насекается зубилом.

Ленточная таушировка (насечка): это наиболее древний прием из набивной таушировки. Он относится к тем временам, когда еще не умели волочить проволоку и вместо нее изготовляли тонкие полоски, отрезанные от раскованного золотого или серебряного листа. Ширина и толщина таких прямоугольных в сечении ленточек не превышала нескольких десятых долей миллиметра;

Таушировка волоченой проволокой: применяется с 16 в. (со времени изобретения волочильных станков). Проволоку накладывают на рисунок непосредственно с мотка и обрезают ее после того, как определенный участок рисунка закончен. Затем прижимают ее зубилом, одновременно вбивая проволоку молотком;

Листовая таушировка с рассечкой: рисунок, так же, как и при инкрустации, вырезается целиком или по частям из листового металла, но подготовленного углубления по нему не делается. Рисунок накладывается на взъерошенную насечкой поверхность и вбивается молотком, а затем рассекается зубилом;

Таушировка с последующей наводкой: для того, чтобы скрыть отдельные ряды проволоки и придать орнаменту большую слитность и цельность, применяется последующая наводка амальгамой, которой слегка наращивают рельеф, и это придает своеобразный эффект всему рисунку, как бы написанному кистью. Амальгама аккуратно накладывается по линиям рисунка, и изделие нагревается для испарения ртути.
Кроме насечки золотом, серебром и драгоценными сплавами применяют и обычные цветные металлы (например, алюминий) и их сплавы (медь, латунь и др.) Также выполняется насечка по твердым породам дерева.

Существует несколько видов техники выполнения мозаики. О некоторых из них вы узнаете из этой статьи. Также вы можете попробовать сделать мозаику по заранее подготовленому дереву в технике интарсия своими руками, пошаговый мастер класс поможет вам в этом.

Создаем мозаику по дереву своими руками в технике интарсия

Один из видов декоративно - прикладного искусства называется интарсия. Это непростая техника, но освоив её, вы сможете создавать удивительно необычные вещи. Изделия ручной работы служат прекрасным украшением интерьера. Для работы выбирают древесину разных цветов и оттенков, затем нарезают на тонкие ленты, сразу обрезая все дефектные места. Полученные полоски склеивают между собой в листы нужных размеров, из которых впоследствии вырезают фрагменты узора для мозаики. Затем детали узора плотно подгоняют и приклеивают друг к другу. По завершении работы, лицевую сторону изделия тщательно полируют. В данной технике можно выполнить вот такое панно.

Но для того чтобы творить шедевры, начинающим умельцам в первую очередь, необходимо научиться пользоваться резаком. Держать его легко, как авторучку или карандаш, тогда и дело будет спориться. А сейчас начните с более легкого задания.

Мастерим деревянную бабочку по уроку для начинающих

Этот урок для начинающих. Изготовление такой бабочки потребует немного усилий, зато она будет красиво смотреться на вашей мебели или на стене. Выполняется бабочка в технике интарсия.

Для работы понадобятся:
  • Кусочки древесины разных цветов и оттенков.
  • Листы бумаги для эскизов.
  • Ножницы.
  • Карандаш.
  • Клей ПВА.
  • Кнопки канцелярские или баллончик клея.
  • Кусок фанеры.
  • Лобзик.
  • Наждак с кругом для шлифовки изделия.

1)Специально для новичков, прилагается простая готовая схема. Стрелки на ней указывают направление волокон древесины, остается нанести оттенки предполагаемого узора, соответственно подготовленному материалу. Распечатайте картинки, сразу несколько экземпляров, из них вы будете вырезать лекало для каждой детали в отдельности.

2)Вырежьте лекала из бумаги и приклейте их на древесину по цвету и направлению волокон (перед началом работы, следует хорошо очистить дощечки от пыли), затем начинайте выпиливать детали. Старайтесь вырезать аккуратно, чтобы фрагменты идеально подходили друг к другу. Малейшая неточность может в итоге вылезти в большую погрешность.

3) Все детали, которые по схеме находятся в одном уровне, склейте между собой и обработайте одновременно.

4)Сгладьте внешние грани, отполируйте детали и склейте их вместе. Затем вырежьте подложку из куска фанеры и приклейте на неё готовую бабочку.

5)Проверьте поверхность изделия, чтобы на ней не осталось никаких изъянов, при необходимости еще разок отполируйте и покройте лаком. Бабочка готова.

Мозаика блочная.

Способ изготовления блочноймозаики требует определённых усилий, если все делать вручную. Но в настоящее время этот процесс механизировали, а изделия, выполненные в этой технике, становятся все более популярными.

Перед началом работы сначала рисуют эскиз. Затем из брусков или пластинок древесины разных оттенков собирают блоки, склеивая их вместе по заданной схеме. После чего, уже готовые бруски разрезают на фрагменты поперек волокон. Таким образом, на торцевой части блоков обозначается одинаковый узор. Готовые блоки наклеивают на поверхность деревянной подложки или готовых изделий, также можно вставлять их в углубления создавая рисунок.

Инкрустация по дереву.

Существует особый вид мозаики как инкрустация по дереву. Изначально инкрустацию делали путем наклеивания фрагментов из тонкой фанеры различных пород деревьев. Чуть позже вместо фанеры стали применять различные материалы – слоновую кость, металл, камни и др. Узор создавался путем врезки фигурок в деревянную поверхность. Изделия, выполненные в такой технике, смотрятся очень эффектно.

Мастерам, для создания более живописного эффекта, не стало хватать естественных оттенков древесины и они стали применять различные приемы обработки дерева – протравку, обжиг, окрашивание в нужный цвет. Узоры стали более яркими и живописными.

Еще один из видов прикладного искусства – резьба по дереву. Если вы освоите основы техники выполнения некоторых элементов, то занятие резьбой покажется вам намного проще, чем казалось на первый взгляд. Хорошим украшением могут стать резные картины, мебель и другие предметы интерьера, можно сделать внутреннюю отделку стен, внешнюю отделку дома - ажурные кружева из дерева способны превратить ваш дом в терем, как на этом фото.

Видео по теме статьи

На шкатулке с бабочками я решила сделать инкрустацию металлом (кстати, это я решила уже в самом конце работы). Вторая шкатулка - инкрустация дерева деревом:)






Нам понадобится:
1) Деревянная или фанерная заготовка.
2) Морилка, все цвета, что вам нравятся. У меня лиственница, дуб, палисандр, красное дерево.
3) Клей ПВА строительный. Клей должен быть густой - это важно. Жидкий клей подтечет даже под накленный трафарет, и четкого рисунка не будет, он смажется.
4) Спрей для временного крепления трафарета.
5) Шкурка.
6) Трафареты.
7) Акриловый лак.
8) Кисточка для морилки и резиновые шпатели.


Заготовку не шкурим. Можно один раз покрыть светлой морилкой, высушить и прошкурить до легкого оттенка. На трафарет наносим спрей для временного крепления. Приклеиваем трафарет и шпателем наносим ПВА, выравниваем, чтобы не было наплывов. Если не планируете многослойное морение, то слой делайте потоньше. И, как я уже писала, клей должен быть густой. Иначе он подтечет доже под наклеенный трафарет, и четкого узора не будет. Открытые места на заготовке лучше заклеить строительным скотчем, чтобы клей не попал, куда не надо:)


Аккуратно снимаем трафарет и даем просохнуть до прозрачности, просушивая каждую сторону. Трафарет моем и сушим после каждого использования.


Вот тут уже видно, что ничего не видно:) Клей высох и стал прозрачным.


Переходим на крышку. Все просушиваем.


Покрываем шкатулку морилкой, сушим.


Шкурим, делая акцент на узоре. Отшкуриваем морилку с узора до светлого состояния. Если хотите получить эффект свечения, то обязательно посмотрите мастер-класс Анастасии Гелла «Свечение в декупаже».


Опять покрываем морилкой, сушим, шкурим, убирая постепенно объем клея и снимая с него морилку. И так, пока не получите нужный цвет дерева, меняя цвет морилки или усиливая его. В самом низу картинки шкатулки готовы к лакировке.


Но я на этом не остановилась и решила одну из шкатулок сделать с имитацией инкрустации металлом. Эту шкатулку лаком не покрываем - это важно.
Для этого нам понадобится:
1) Фольга для горячего золочения (трансферная фольга), у меня старое золото.
2) Утюг.
3) Канцелярские ластики.
4) Жесткая кисточка, шкурка.
Нагреваем утюг, я ставила на лен. Ставим на него ластики и нагреваем. Фольгу кладем на узор и прижимаем горячим ластиком, постепенно проходимся по всему узору. Ластики надо часто менять - раз-два прижали… берем новый. Резинки нагреваются сильно и пальцы горят, лучше это делать в перчатках, но мне неудобно, я делаю так. Убрали фольгу, если где-то не попали, повторям процесс:)




Вот такая грязюка получилась.


Как только шкатулка остынет, берем жесткую кисть и начинаем «вычесывать» узор, можно круговыми движениями. Без лишних усилий, чтобы не стереть позолоту с узора. В тех местах, где щетка не берет (не подобраться), уголком шкурки аккуратно подчищаем. Можно, конечно, это сделать и через трафарет, но это только для крупного рисунка. Мелкий узор не получится сделать через него, так как высота трафарета просто не даст этого сделать. После того как вычистили весь узор, можно еще пройтись морилкой до нужного цвета, морилку с узора просто снимите салфеткой. Фольга не поталь - она не окисляется. После просушки покройте лаком.
Ну и вот результат с одним слоем лака:


Фото рисунка поближе:




А это фото короба под кофе, он еще полностью не готов. Сфотографировала только боковину для примера. Заготовка из фанеры.

Нередко в книгах или статьях можно встретить слова «инкрустированный» или «инкрустация». Часто о мебели и различных предметах искусства говорят: «инкрустировано золотом», или «серебром», или «драгоценными камнями». Но что же это значит? Ответ вы найдёте в статье, а кроме того, узнаете, как выполнить инкрустацию самостоятельно.

Что это означает

Инкрустация - это разновидность мозаики, когда на деревянную основу путём врезания наносятся узоры из пластинок другого материала, чаще всего драгоценных металлов. Название этого вида искусства происходит от латинского слова incrustatio, что в переводе означает «покрытие».

Вставки при инкрустации должны находиться на одном уровне с деревянной поверхностью изделия. Для покрытия используются самые разнообразные материалы:

  • металлы;
  • драгоценные камни;
  • мрамор;
  • керамика;
  • дерево;
  • слоновая кость;
  • перламутр.

Инкрустация - это явление, известное с древнейших времён и успешно развивающееся по сей день.

В античности

Во многих странах Древнего Востока инкрустация служила в качестве дополнения элементов архитектуры и украшения статуй (в частности, этой техникой выполнялись глаза).

Мастера Древнего Египта славились умением украшать различные предметы из вставками драгоценных камней, слоновой кости, синего и белого фаянса. Так получалась богато инкрустированная мебель, а также саркофаги, сундуки, ларцы и т.д.

В Древней Греции и Риме в основном использовалась слоновая кость, которая была очень ценным и весьма трудным для обработки материалом. Из неё вырезались растительные и животные орнаменты, иногда человеческие фигурки. Обычно так украшались предметы, сделанные из однотонного материала.

В Средние века

Не только металлы и камни

Инкрустация - это многогранная область декора, и она имеет свои подвиды. К ним относятся следующие техники украшения поверхности:

  • насечка (металлом по металлу);
  • маркетри (шпоном, или однослойной облицовочной фанерой, по дереву);
  • интарсия.

На последней разновидности остановимся отдельно. Интарсия - это инкрустация В основу врезаются пластинки из другого вида древесины, которая обязательно должна отличаться по цвету и структуре. Основой обычно служит дерево тёмных пород, а украшением - светлых.

Подобная техника зародилась в Древнем Египте, а расцвета своего достигла в средневековой Италии. Это искусство использовалось в основном для мозаичного украшения церковной архитектуры и внутреннего убранства.

В современном искусстве декора интарсия широко используется наряду с остальными видами инкрустации.

Отдельной, наиболее современной разновидностью инкрустации можно назвать Всего существует три метода нанесения блестящих страз:

  • твёрдая поверхность (пластик, металл, стекло, керамика);
  • текстиль (одежда, обувь, сумки и т.п.);
  • человеческое тело (хрустальные татуировки).

В каждом случае действуют свои особенности и ограничения, но объединяет все три методики использование особого клея, на который и крепятся миниатюрные кристаллы.

Инкрустация стразами - очень кропотливая и тонкая работа, для которой используются разнообразные инструменты, от пинцетов до зубочисток.

Инкрустируем сами

Если у вас появился интерес к художественному ремеслу, можно заняться им самостоятельно. Выполненная в домашних условиях инкрустация - это не очень сложно.

Мастера применяют два метода, в зависимости от размера и сложности вставки.

Первый способ - для простого рисунка:

  1. Определяют размеры, форму и местоположение вставки.
  2. Вырезают деталь.
  3. Накладывают её на поверхность изделия и рисуют контур острым инструментом.
  4. По рисунку делают выемку (гнездо).
  5. Вкладывают туда вставку.

Второй способ - для ажурного орнамента, когда вставка маленького размера и сложной формы:


Инкрустация по дереву своими руками может быть сделана без каких-либо специальных инструментов. Но процесс непростой и трудоёмкий. Результат не разочаровывает: вы получаете необычно и стильно украшенное изделие, будь то мебель, кухонная утварь или декоративные предметы.

Ремесло инкрустирования, зародившееся ещё в Древнем мире, остаётся актуальным и востребованным в современном искусстве декора.