Миссионерские путешествия апостола павла карта. Миссионерское путешествие павла


Поистине невозможно переоценить важность значения св. ап. Павла в деле распространения христианства.

Всматриваясь в его жизнь и деятельность, мы видим, что она отчетливо делится на два периода.

Первый период – период наиболее интенсивной благовестнической деятельности апостола, который обнимает собой три великих его миссионерских путешествия с проповедью Евангелия в пределах Малой Азии и греко-македонской части Европы

Второй период жизни св. ап. Павла охватывает его узы, сначала кесарийские, а затем римские. В этот период деятельность апостола, естественно, лишена была той кипучей активности, которой она отличалась в первый период.

Почти тридцать лет служил он своему Небесному Господу и Учителю с беспримерной верностью и самопожертвованием; бесчисленные опасности и борьба, гонения на суше и на море, в городах и пустыне, среди язычников и иудеев, он переносил с таким мужеством, которое только возможно при высшей Божественной помощи. «Со времен апостольских миссионерское служение всегда было сопряжено с величайшими трудностями, а иногда с риском для жизни миссионера» . Он более всех апостолов потрудился, и труд, и его подвиг были не самыми легкими (2 Кор. 11, 23-31). От Иерусалима до Рима пронес ап. Павел Евангелие, на его долю выпало проповедовать о Боге Распятом в самых цивилизованных странах тогдашнего мира, где несравненно труднее было переломить общественное сознание и совесть в пользу новой религии.

Однажды, во время молитвы в храме, Господь явился своему ученику и сказал: «Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22 ,21). Так была решена судьба апостола. Отныне он становится проповедником Евангелия «среди народов» и всю свою жизнь посвящает этому великому делу. «Миссия среди язычников является исполнением повелений данных воскресшим Господом. Стоит вчитаться… в Господни повеления, содержащиеся в Деяниях (1,8; 9, 15-16; 17, 21; 22, 6-11; 26, 12-23), и станет ясно, что… движущая сила миссии среди язычников заложена в словах Воскресшего Господа» .

Апостол Павел соединил в себе два противоположных свойства, для того чтобы действительно вынести Евангелие из узких границ иудейства и предложить языческому миру. Во-первых, он должен был происходить из недр иудейства, потому что только в этом случае он мог основательно изучить жизнь под законом и убедиться собственным опытом в бессилии этого мнимо-спасительного средства. Во-вторых, апостол должен был быть свободным от национальной ненависти к языческому миру, так как ею было пропитано все палестинское общество. В-третьих, ап. Павел отдавал себе отчет в том, что без подтверждения его призвания остальными апостолами и без сотрудничества с ними его труды могут быть бесплодными (Гал.2,2). Поэтому он согласует свою деятельность с ними и добивается подтверждения особенности своей миссии: он призван быть апостолом необрезанных, язычников.

ПЕРВОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Для проповеди Евангелия язычникам Павел предпринимает длительные и многотрудные путешествия. В свое первое миссионерское путешествие апостол отправляется в 47 году. Миссионеры пошли в Селевкию, а оттуда водным путем отправились на Кипр, на родину Варнавы. Далее Дееписатель упоминает проповедь апостолов в Саламинских синагогах. Они проходят весь остров и останавливаются в Пафе. Проконсул Сергий Павел, на службе у которого состоял лжепророк, захотел услышать Слово Божие и призвал Варнаву и Савла. «В Деяниях вскользь сказано, что проконсул «уверовал», но более вероятно, что он лишь проявил благосклонность. Во всяком случае, Лука не говорит, что он принял крещение» . Далее апостолы направились в Пергию, в Памфилии. Здесь Иоанн- Марк отделяется, по неизвестной нам причине, от основной группы миссионеров и отправляется в Иерусалим. Продолжая свое первое миссионерское путешествие, Павел и Варнава прибывают в Антиохию Писидийскую, и в субботу отправляются в синагогу. «Там, как обычно, вначале шло чтение закона и пророков. Затем начались выступления присутствующих. Начальники синагоги пригласили выступить находившихся здесь гостей-чужестранцев Павла и Варнаву» . Павел встал и «дал знак рукой», т.е. он жестом привлек их к вниманию и начал свою первую речь – Деян. 13, 16–41, выбрав тему, которая занимает центральное место в христианском учении: спасение через Господа нашего Иисуса Христа.

Результатом проповеди были следующие события:

1). «В следующую субботу почти весь город собрался слушать Слово Божие» (Деян. 13, 44).

2). «Иудеи, увидевши народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел» (Деян. 13, 45). «Их, вероятно, встревожило не только упоминание об Иисусе Христе, но и утверждение Павла, что закон Моисеев не может дать отпущение грехов».

Видя, что Слово Господне быстро распространилось по стране, а также огромный успех проповеди апостолов и ее последствия в деле распространения Евангелия иудеи, прибегнув к помощи «почетных женщин и первых людей» (Деян.13,50), выгнали ап. Павла и ап. Варнаву из страны. Из Антиохии Писидийской миссионеры отправляются в Иконию, и, придя в город, апостолы пошли в иудейскую синагогу для проповеди. И снова, как и в Антиохийской синагоге, их проповедь имела такой огромный успех, что «уверовало великое множество Иудеев и Еллинов» (Деян.14,1). «Под уверовавшими «Еллинами», несомненно, разумеются прозелиты – обращенные в иудейство язычники» . О проповеди апостолов в Дервии мы знаем только то, что они приобрели «довольно учеников» (Деян.14,21). Отсюда Павел и Варнава отправляются в обратный путь: Листра, Икония, Антиохия Писидийская. Евангелист Лука не говорит нам, сколько длилось первое путешествие св. апостола Павла. «Надобно полагать, что в продолжение его протекало около двух лет» .

ВТОРОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

После того как миссионеры провели какое-то время в Антиохии, апостол Павел предложил Варнаве отправиться в путь, чтобы проведать своих братьев в тех городах, где святые апостолы проповедовали Слово Божие. Надо заметить, что свое первое путешествие миссионеры начали по повелению Святого Духа, которое было выражено антиохийскими пророками (Деян.13,1-3). А второе миссионерское путешествие было предпринято по личной инициативе апостола Павла. Павел с Силой отправились в Малую Азию, где посетили Сирию, Киликию, Дервию и Листру. «Нет оснований полагать, чтобы начало второго путешествия не могло быть поздним летом этого же года, напр., 1-го сентября 49 года, через десять месяцев после возвращения из первого путешествия» . Апостол вновь приходит в те два города, которые были его последней остановкой в первом путешествии (Деян. 14, 16–19). Здесь же к миссионерской группе присоединяется Тимофей. После того как миссионеры прошли Фригию и Галатийскую страну, Св. Дух не допустил их идти с проповедью в Асию и Вифинию. Каким образом апостолам было сообщено не идти с миссией в эти области, нам неизвестно. Возможно, это могло быть прямое откровение. Также это мог быть чей-то добрый совет. Апостол Павел и его спутники могли истолковать определенную ситуацию, как доказательство того, что, Св. Дух определяет им другую область для проповеди.

«Миновав Асию во время своего второго путешествия, Павел мог перенести благовестие в Европу» . В итоге миссионеры оказываются в Троаде, и здесь ночью апостолу Павлу было видение. Ему явился македонянин, который просил Павла: «Приди в Македонию и помоги нам» (Деян. 16, 9). Здесь Дееписатель впервые начинает описывать события от первого лица, и он останется до конца книги непосредственным очевидцем и участником всех событий. Миссионеры отправляются в Самофракию, затем в Неаполь и далее прибывают в Филиппы, где остаются несколько дней. В Филиппах не было синагоги, но был молитвенный дом около реки, где иудеи собирались для молитвы и могли совершать обрядовые омовения. И в субботний день апостолы отправляются на берег реки и вступают в беседу с находившимися там женщинами. «Для того чтобы образовать синагогу, должно было собраться как минимум десять мужчин, глав семьи; так как, очевидно, в данном случае таких не было, они собирались молиться на берегу реки» . Однажды, когда апостолы вновь направлялись в молитвенный дом, они встретили служанку, которая была одержима «духом прорицательным» (Деян. 16, 16). Ап. Павел повелел нечистому выйти из служанки, и она тотчас же умолкла. Вместе с демоном ушла и надежда хозяев рабыни на заработки, и они, схватив Павла и Силу, повели их на площадь, где находились те, кто обладал властью. И перед начальниками обвинили святых апостолов в том, что те «сеют возмущение и, будучи Иудеями, проповедуют обычаи, которых Римляне не могут потерпеть». «Власть имущие» велели сорвать с апостолов верхнюю одежду и бичевать их, несмотря на то, что и Павел, и Сила имели римское гражданство. Надо заметить, что не было никакого судебного разбирательства, только обвинение и наказание. Тюремщик, как и ему приказали, поместил их в самую охраняемую камеру и сковал их ноги в колодки. Ночью, в то время, когда апостолы молились, произошло землетрясение. И двери всех камер тюрьмы отворились и «у всех узы ослабели» (Деян. 16, 26). Тюремный страж проснулся и, увидев, что все двери открыты, решил, что все заключенные убежали, и хотел покончить жизнь самоубийством, умертвив себя мечом. Но Павел спас стражника от смерти, сказав: «Все мы здесь» (Деян. 16, 29). Обратившись ко Христу, страж крестился сам, а также и его домашние. Апостолы не стали настаивать на своем пребывании в городе, где их присутствие оказалось нежелательным. Филиппы были первым европейским городом, в котором язычники возбудили гонение на проповедников Христа.

Далее из повествования видно, что из города апостол Павел отправился в путешествие с Силой, а Лука и Тимофей остались. Миссионеры, пройдя Амфиполь и Аполлонию, пришли в Фессалонику. Апостол Павел на протяжении трех суббот говорил в Иудейской синагоге. Некоторые из иудеев присоединились к Павлу и Силе, также за ними последовали эллины и «знатных женщин немало» (Деян. 17,4). Обвинения со стороны иудеев посеяли панику как среди народа, так и среди городских начальников, но последние, разобравшись в ситуации и «получив удостоверение от Иасона и прочих» (Деян. 17, 9) отпустили их. Церковь Фессалоники дала новых сподвижников Павлу из числа бывших язычников, но и первая испытала притеснения от римских властей.

Неверующие иудеи из Фессалоники не довольствовались тем, что выгнали апостолов из своего города. Они последовали за проповедниками Евангелия в Верию, так же как и иудеи из Иконии и Антиохии пришли в Листру и настроили толпу против миссионеров (Деян. 14, 19). Возможно, апостол Павел заблаговременно получил предупреждение о грядущей опасности, так как братия «отпустила Павла, как будто идущего к морю» (Деян. 17, 14), а затем проводила до Афин.

«Город Афины был центром языческого просвещения – наук и искусств – и идолов, которых было множество по всему городу» . В спор с Павлом вступили последователи двух популярных философских течений:

1) эпикурейцы: «Что хочет сказать этот суеслов?» (Деян. 17, 18);

2) стоики: «Кажется, он проповедует о чужих божествах» (Деян. 17, 18).

Причиной спора была проповедь апостола об Иисусе Христе и Его Воскресении. Ап. Павел, встав среди Ареопага, обратился к окружающим, сказав: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны» (Деян. 17, 22), и начал излагать учение о Боге краткими, но очень убедительными словами. Отметим, что обращение в ареопаге в полной мере открывает всеобъемлющий характер благовестия Павла, который провозгласил Бога во всей Его полноте как Создателя, Жизнодавца, Правителя, Отца и Судью.

Павел покинул Афины и пришел в Коринф, где встретился с Акилой и Прискиллой, «остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток» (Деян. 18, 3). По субботам же миссионер посещал синагоги, где «убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян. 18, 4) в истинности своего учения. Ночью в видении Господь явился своему преданному ученику и сказал: «Не бойся, но говори и не умолкай» (Деян. 18, 9). Христос утешил своего апостола и одобрил Его миссию в Коринфе. Он поддерживает труды миссионера и говорит, что: «у Меня много людей в этом городе» (Деян. 18, 10), тем самым заверяет ап. Павла в целесообразности распространения Евангелия среди коринфян. И миссионер остается там «год и шесть месяцев» (Деян. 18, 11), продолжая свои труды. Римская власть, несмотря на давление со стороны иудеев, не зафиксировала нарушение прав, охраняемых законом, или злой умысел против кого-либо или против государственных законов со стороны Павла.

Апостол «пробыв еще довольно дней» (Деян.18, 18) в Коринфе, отправляется в Сирию. Прибыв в Ефес, апостол «сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями» (Деян. 18, 19). Мы можем только предположить, что его миссия в Ефесе была успешной и хорошо воспринята, т.к. иудеи «просили его побыть у них долее» (Деян. 18, 20). Второе миссионерское путешествие явилось важным шагом в деятельности апостола Павла: благодаря ему, христианство перешагнуло пределы Малой Азии и достигло Европы. «Это путешествие продолжалось три года и занимает в Книге Деяний отрывок от 15, 36 до 18, 22» .

Именно благодаря его миссионерскому служению во время второго путешествия малоазийские Церкви были расширены организацией галатийских Церквей; основан был целый ряд Церквей на европейском континенте, в пределах тогдашней Македонии и Греции; окончательно был утвержден вопрос о принятии язычников в Церковь без соблюдения закона Моисеева. Как правило, Павел благовествует в синагоге, что даёт ему возможность сблизиться с язычниками, которые симпатизируют иудаизму. Если же ему мешали войти в синагогу, он проповедует там, где для этого есть возможность.

ТРЕТЬЕ МИССИОНЕРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Исходной точкой третьего миссионерского путешествия апостола Павла также стала Антиохия Сирийская. «3-е миссионерское путешествие началось около августа 52 года» . И снова апостол покидает эту страну с намерением посетить и ободрить верующих, принадлежащим к молодым Церквам Малой Азии: Галатию и Фригию. Вначале миссионер снова посещает Ефес, тем самым выполнив обещание, данное жителям города в свой прошлый визит (Деян. 18, 21). Здесь он встречает 12 учеников Иоанна Крестителя, которые слышали о Христе, но не слышали ничего о Святом Духе. Апостол возложил на них руки, давая свое апостольское одобрение происходившему крещению, так же как делали Петр и Иоанн в Самарии. Далее ап. Лука повествует о том, что Павел в течение 3 месяцев проповедовал в Ефесской синагоге о Царстве Божием. Отделившись от общественной синагоги, ап. Павел в течение двух лет «проповедовал в училище некоего Тиранна» (Деян. 19, 9). Дееписатель ничего не говорит нам о том, кем был Тиранн: «Вероятно, был иудейским учителем, имел в своем доме частную синагогу, так называемую «Бет-миндраш», которая названа здесь евангелистом Лукой училищем» . Когда апостол трудился в Ефесе, ему были даны особые знамения Божественного благоволения: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19, 11–12).

После двух лет миссионерской деятельности в Ефесе ап. Павел задумал посетить новые Церкви в Македонии и Греции, далее посетить Иерусалим, «побыв там, я должен видеть Рим» (Деян.19,21). Здесь апостол впервые говорит о своем желании посетить Рим. Павел послал в Македонию двоих своих учеников: Тимофея и Ераста, а сам, по неизвестной для нас причине, остался на некоторое время в Асии. Далее Дееписатель описывает мятеж, который был спровоцирован серебряных дел мастером Димитрием против «пути Господня» (Деян. 19, 23). «Разъяренная толпа ремесленников… направилась к жилищу св. Павла. Но слух о бунте быстро разнесся по Ефесу дошел и до христианского квартала. Бунтовщики искали самого Апостола. Но он стараниями своих братьев был скрыт от толпы, так что мятежники могли схватить только двух спутников Апостола, македонян Гаия и Аристарха» , в итоге городской мятеж остановил «блюститель порядка» (Деян. 19, 35). «Целью Луки в изложении этого сюжета, очевидно, является апологетика или политика. Он хотел показать, что Риму не в чем обвинять христиан вообще, и Павла в частности» .

Рассказав нам о встрече Апостола Павла с философами в Афинах (Деян. 17, 16–33), Дееписатель пишет о посещении им Коринфа (Деян. 18,1–17) и Эфеса (Деян. 18, 18–21 и Деян. 19, 1–20). Эти миссионерские визиты проходили по одинаковой схеме: сначала проповедь иудеям, их негативное отношение к Евангелию, отправление с благовестием к язычникам и многочисленные плоды в виде новых обращенных. После мятежа ап. Павел не покинул сразу Ефес, а организовал собрание верующих, на котором дал слова наставления. Далее апостол посетил Македонию, а затем отправился в Елладу. В Элладе миссионер пробыл три месяца: «Вероятно, большую часть этого времени он провел в Коринфе» . Затем апостол планировал отправиться в Сирию, но «по случаю возмущения, сделанного против него Иудеями» (Деян. 20, 3), он решил отправиться в Сирию, сначала посетив Македонию. В Филиппах к апостолу Павлу присоединяется ап. Лука (с Деян. 20, 6 повествование начинается от 1-го лица), и они вместе «после дней опресночных» (Деян. 20, 6) отплыли в Троаду.

В Троаде миссионерская группа пробыла неделю, и Дееписатель повествует нам только об одном случае из миссии апостолов, произошедшем за это время – воскрешении Павлом юноши Евтиха. Далее ап. Лука рассказывает нам о том, как группа миссионеров прибыла в Милит, посетив прежде Асс, Митилину, Хиос, Самос, Трогилию. Апостол и его спутники посещают Кос, Родос, Патару и прибывают в Тир, где были «ученики» (Деян. 21, 4). Путешественники пробыли в Тире на протяжении недели. Во время этой остановки местные христиане «по внушению Духа» предостерегают ап. Павла о посещении Иерусалима, но апостол со спутниками продолжили свой путь и отправились в Птолемаиду. Прибыв в Птолемаиду и пробыв там всего лишь день, группа миссионеров отправилась в Кесарию, а по прибытии в город остановились в доме Филиппа «одного из семи диаконов… У него были четыре девицы, пророчествующие» (Деян. 21, 8–9). «Замечание о том, что четыре дочери Филиппа были девицами, которые пророчествовали, связано с особым почтением эллинистического мира к пророчествующим девственницам» . Дееписатель завершает повествование о третьем миссионерском путешествии словами: «После сих дней, приготовившись, пошли мы в Иерусалим» (Деян. 21, 15). Группа миссионеров из Кесарии во главе с апостолом Павлом отправилась в Иерусалим: «Вместе с вступлением Апостола в Иерусалим окончилось его третье путешествие, начатое из Иерусалима же» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЗАСЛУГИ АПОСТОЛА В ДЕЛЕ МИССИОНЕРСКОГО СЛУЖЕНИЯ

В истории христианства ап. Павел занимает совершенно особое место. Он был первым богословом, первым благовестником христианской свободы. «В книге… находится много сведений о раннем учении. Оно содержится, в основном в многочисленных речах, дающих образцы апостольской проповеди» . Большинство речей апостола имеют практически одинаковую структуру: введение (обращение), основной текст речи, обычно керигматического характера и призыв к покаянию. Но все они как нельзя лучше соответствуют той исторической обстановке, среди которой они произносятся. За исключением одной прощальной речи, направленной к пресвитерам в Мелите, все остальные апостол держит к чистым иудеям или язычникам.

Точное познание миссионерских трудов Павла, безусловно, необходимо для понимания и оценки подвига Христа и христианства на всем протяжении, с начала до последнего момента. Апостольское учение ап. Павла является наиболее надежным научным средством к познанию истинного Евангелия Христова. В истории человечества невозможно найти более целостный образ, чем образ ап. Павла. От первых шагов своей миссионерской деятельности до темницы в Риме он сохраняет единство в своем учении и деятельности. Это единство учения и целостность личности созданы его верой в Христа Спасителя. «Богословие апостола воплощало его веру, а вера апостольская наполнялась божественным содержанием» .

Самые главные заслуги апостола Павла в миссионерском служении состоят в том, что:

1. Посредством своих миссионерских трудов он пересадил христианскую религию на новую почву в собственно мир греко-римской культуры.

17.Эрлих Э. Портрет Иисуса и Его Апостола. Люблин, 1992.

18.. . Язычник // Иисус и Евангелия. Словарь. М.,2003.

45–49 годы – первое миссионерское путешествие апостола Павла (Деян. 13, 1–14, 28).

Сопровождает апостола Павла апостол от 70-ти Варнава и (часть путешествия) апостол Марк.

45 год – Антиохия Сирийская, Селевкия, остров Кипр, Саламин, Паф, Пергия.

46 год – Антиохия Писидийская, Икония.

47 год – Листра, Дервия.

48 год – обратный путь: Листра, Икония, Антиохия Писидийская, область Памфилия.

49 год – Пергия, Атталия, Антиохия Сирийская.

События первого путешествия : Обращение к вере кипрского проконсула Сергия Павла в Пафе . Проповедь в синагоге в Антиохии Писидийской . Исцеление хромого в Листре , обожествление апостолов, а потом попытка побить их камнями.

49 год – участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме. Размолвка с апостолом Варнавой.

49–52 годы – второе миссионерское путешествие апостола Павла (Деян. 15, 36–18, 22).

Сопровождают апостола Павла апостол от 70-ти Сила и апостол Лука.

49 год – Антиохия Сирийская, Тарс, Дервия, Листра.

50 год – Икония, Антиохия Писидийская, Троада, Филиппы, Фессалоники, Верия, Афины.

50–52 годы – Коринф: Первое послание Фессалоникийцам (52 год). Второе послание к Фессалоникийцам (52 год) .

52 год – Ефес, Кесария, Иерусалим.

События второго путешествия : Встреча в Листре с Тимофеем. Крещение в Филиппах Лидии и темничного стража, инцидент с прорицательницей и арест апостолов. Общение с Иасоном, возмущение иудеев в Фессалониках . Проповедь апостола Павла в Афинах в ареопаге, обращение ко Христу Дионисия и Дамари. Общение в Коринфе с Акилой и Прискиллой, обращение ко Христу начальника синагоги Криспа, нападение на апостола Павла иудеев, суд проконсула Ахаии Галлиона.

52 год – возвращение в Антиохию Сирийскую.

53–58 годы – третье миссионерское путешествие апостола Павла (Деян. 18, 22-21, 14).

53 год – Антиохия Сирийская, Дервия, Листра, Икония, Антиохия Писидийская.

54–57 годы – Ефес: Послание к Галатам (55 год). Первое послание к Коринфянам (57 год).

57 год – Троада, Филиппы: Второе послание к Коринфянам (57 год) .

58 год – Коринф: Послание к Римлянам (58 год). Обратный путь: Филиппы, Троада, Асс, Митилены, остров Самос, Трогиллия, Мелит, остров Кос, остров Родос, Патара, Тир, Птолемаида, Иерусалим.

События третьего путешествия : Встреча в Ефесе с крестившимися Иоанновым крещением, проповедь в училище Тиранна, бунт изготовителей серебрянных сувениров. Воскрешение в Троаде юноши упавшего с третьего этажа. Беседа апостола Павла с ефесским духовенством в Милите . Пророчество Агава в доме диакона Филиппа в Кесарии .

58 год – арест в Иерусалиме.


58–60 годы – узы в Кесарии.

60–61 годы – четвертое миссионерское путешествие апостола Павла . (Деян. 27, 1–28, 16).

Сопровождает апостола Павла апостол Лука.

60 год – Кесария, Сидон, остров Кипр, Миры Ликийские, Книд, остров Крит: Хорошие пристани и Финик, остров Мальта.

61 год – Сиракузы, Ригия, Путеол, Три гостиницы, Аппиева площадь, Рим.

События четвертого путешествия : Кораблекрушение у берегов Мальты , исцеление отца начальника острова Публия.

61–63 годы – первые узы в Риме: Послание к Ефесянам (63 год). Послание к Филиппийцам (63 год). Послание к Колоссянам (63 год). Послание к Филимону (63 год).

Сразу после освобождение из уз в Риме написано послание к Евреям (63 год).

63–66 годы – Последнее путешествие апостола Павла: Ближний Восток, Крит, Македония, южная Франция, Испания.

Во время этого путешествия написаны: Первое послание к Тимофею (65 год). Послание к Титу (65 год).

66–67 годы – вторые узы в Риме. Второе послание к Тимофею (67 год).

67 год – мученическая кончина апостола Павла в Риме.

После своего первого миссионерского путешествия апостол Павел, проведя некоторое время в Антиохии, предпринял новое путешествие - в Малую Азию.

Апостол Христов шёл ободрить и укрепить в вере христианские Церкви, основанные им ранее, а также проповедать святое Евангелие в других городах и странах. Если проследить по карте путь апостола по малоазийскому полуострову в Грецию, то невозможно не удивиться масштабу этого путешествия. Даже в наше время, когда всюду устроены хорошие дороги и существуют разные способы быстрого передвижения, такой поход занял бы много сил и времени.

Спутниками святого Павла были апостолы Сила и Тимофей.

Пройдя Фригию и Галатию, служители Христовы намеревались идти с проповедью слова Божия на север, в сторону Чёрного моря, однако, как повествует Книга Деяний апостольских, они не были допущены туда Духом Святым.

Миновав Мисию, апостолы пришли в Троаду. Здесь, в Троаде, святому Павлу было видение. Ему явился некий муж македонянин и сказал: “Приди в Македонию и помоги нам”. Служители Христовы растолковали это видение как повеление Божие идти с проповедью в Македонские страны. Немедленно сев на корабль, апостолы отправились в Неаполь, а затем в Филиппы. Здесь, в Филиппах, служители Христовы пробыли несколько дней.

Обычно, приходя в какой либо город, святой апостол Павел шёл проповедовать в местную синагогу. В Филиппах из-за малочисленности еврейского населения синагоги не было.

Поэтому, как повествуется в Книге Деяний, в день субботний апостолы “вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами” (Деян.16:13). Среди собеседниц был одна женщина, по имени Лидия. Слушая благовестие апостола Павла, она пожелала креститься. Вместе с ней крестились и все её домашние.

Лидия имела в Филиппах свой дом и упросила Павла и его спутников остановиться у неё. Живя здесь, служители Христовы проповедовали Слово Божие в Филиппах и его окрестностях.

Как-то раз, когда апостолы направлялись в молитвенный дом, на пути им встретилась одна служанка, “одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим” (Деян.16:16).

Спасения”.

Одержимая делала это много дней до тех пор, пока апостол Павел не повелел именем Иисуса Христа злому духу выйти из неё. “И дух вышел в тот же час”, - гласит Книга Деяний.

Тогда господа этой служанки, увидев, что она перестала предсказывать и этим лишила их источника постоянного дохода, пришли в невероятный гнев. Набросившись на Павла, они повлекли его к начальникам города, а те, не разобрав в чём дело и даже не выслушав апостолов, сорвали с них одежды, жестоко избили палками и, заковав в цепи, бросили в темницу.

Ноги апостолов забили в колоду. И днём и ночью темницу охраняли стражники. Положение казалось безнадёжным, но Павел и Сила не падали духом, а молились Богу, прося укрепить их в испытаниях. Вдруг около полуночи произошло великое землетрясение, от которого сотряслось всё основание темницы. Тотчас отворились все двери, и цепи арестованных ослабли.

Стражник, пробудившись от сна и увидев, что двери темницы открыты, извлёк меч и хотел умертвить себя, думая, что узники бежали. Но Павел громко крикнул ему: “Не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь”.

Тогда страж, в трепете припав к Павлу и Силе, сказал: “Государи мои! что мне делать, чтобы спастись?” - Они же ответили ему: “Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасёшься ты и весь дом твой”.

Стражник вывел узников из темницы и привёл к себе в дом. В ту ночь он и все его родные приняли святое крещение. На следующий день воеводы, очевидно, остерегаясь последствий своих беззаконных действий, послали городских служителей освободить апостолов из темницы.

Когда те пришли, чтобы тайно освободить узников, апостол Павел воспротивился: “Нас, Римских граждан, - сказал апостол, - без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? Нет, пусть придут и сами выведут нас” (Деян.16:37).

Услышав, что узники - римские граждане, воеводы, испугавшись наказания за свой поступок, пришли лично извиниться перед апостолами и попросили их удалиться из города.

Пробыв ещё некоторое время в доме Лидии, служители Христовы покинули город Филиппы и отправились с проповедью Евангелия в другие города Македонии.

Ученые посчитали, что Павел преодолел более 16000 километров в разных миссионерских путешествиях, и это несмотря на то, что в то время не было быстрых самолетов, поездов и автомобилей. Павел тяжело трудился, переходя из города в город главными дорогами Римской империи. В городах он проповедовал и образовывал христианские общины, которые затем старался опять посещать для наставления. Павел постоянно вел с ними переписку, и до нас дошли самые главные его письма и послания. В итоге Павел совершил 5-ть путешествий, которые описал его друг и соратник Лука в Книге Деяния.

Обращение Павла,

путешествие в Дамаск, Аравию, Иерусалим, Тарс и Антиохию.

Множество христиан, когда после смерти Стефана начались гонения в Иерусалиме, искали убежища в других городах и странах. Иудей Савл ревностно преследовал христиан, получив письмо от первосвященников, которое давало право арестовывать христиан и в цепях доставить их в Иерусалим из Дамаска в Сирии (Ден.9:1-9).

1. Павел видит явившегося ему Христа на пути в Дамаск . Произошло невероятное чудо: Сам Господь явился Павлу, Павел ослеп, а Христос сказал идти в Дамаск и ждать дальнейших указаний.

2. Анания крестит Павла в Дамаске (Ден.9:10-19). Бог чудесным образом дает видение простому ученику Анании и дает задание крестить «Мой избранный сосуд». «Пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! прозри. И я тотчас увидел его. Он же сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его,

потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян.22:13-16).

3. Павел уходит в Аравию (Гал. 1:16-18). Многие ученые считают, что между событиями в Ден.9:22 и Деян.9:26 прошло не менее 3-х лет. Проведя какое-то время в уединении в Аравийской пустыне Савл (Павел) вернулся в Дамаск, а потом в Иерусалим.

4. Павел проповедует Христа, но эллинисты грозят убить его (Деян.20:20-29). Даже апостолам сначала тяжело было поверить, что бывший гонитель веры стал одним из них. Павел бежал в Кесарию, а затем апостолы отсылают его в родной город Тарс ради безопасности.

После гонений в Иерусалиме многие верующие перебрались в Финикию, Кипр и Антиохию, проповедуя благую весть (Деян.11:19-26). Большинство из них проповедовало только иудеям, но в Антиохи начали принимать веру язычники. Церковь послала туда Варнаву для изучения ситуации, и ему понравилось то, что он увидел. После этого Варнава отправился в Тарс, чтобы захватить с собой Савла (Павла) для проповеди Евангелия в Антиохи.

Первое миссионерское морское путешествие апостола Павла.

1. Павел и Варнава отплывают на Кипр . Руководители Антиохийской церкви избрали Павла и Варнаву для благовестия на западе (Деян.13:4-12). Вместе с Иоанном Марком они сели на корабль в Селевкии и поплыли через Средиземное море на Кипр. Они проповедовали в Саламине, крупнейшем городе острова, а затем отправились через остров в Паф.

2.Елима волхв . В Пафе братья проповедовали проконсулу острова Сергию Павлу, но лжепророк волхв Вариисус отвращал проконсула от веры. После слов Павла лжепророк ослеп, а проконсул принял веру. Затем Павел, Варнава и Иоанн Марк оставили Паф и высадились в Перги, в районе Памфилии, на узкой полосе между морем и Таврскими горами (Деян.13:13-52). Иоанн Марк оставил попутчиков в Перги, а Павел с Варнавой по крутой дороге поднялись на плато Писидии в Галатии. Когда иудеи не стали слушать Павла, он начал проповедовать язычникам, и иудеи выгнали Павла и Варнаву из Антиохи Писидийской (Деян.14:1-20). После этого они спустились с гор, и пошли на восток к Ликаонии. Сначала они пришли в Иконию, торговый центр на дороге из Асии в Сирию, но затем вынуждены были бежать в Листру, в 40 км. к югу.

3. В Листре Павла и Варнаву принимают за богов после излечения Павлом хромого от рождения . Братья всю славу за чудо отдают Богу. В Листру прибыли иудеи из Антиохи и Иконии и, возбудив народ, побили Павла камнями. Павла вытатащили за город, думая, что он умер. Но Павел чудесным образом остался в живых, поднялся и вернулся в город. На следующий день Павел с Варнавой совершили путешествие до приграничного города Дервии на расстоянии 80 км. Потом братья тем же путем вернулись обратно. Из Антиохи Писидийской Павел и Варнава, спустившись с гор, отправились обратно в Памфилию на побережье (Деян. 14:21-28). Сначала они остановились в Перги, в которую приплыли, а потом пошли на запад в Атталию, главный порт, через который товары из Асии отправляли в Сирию и Египет. Там они нашли корабль, отплывавший в Селевкию, порт Антиохи Сирийской. Так закончилось первое миссионерское путешествие.

Второе миссионерское путешествие апостола Павла.

1. Павел и Сила отправляются в путь (Деян.15:36-41). Павел предложил Варнаве посетить братьев в городах, где они раньше проповедовали. Но Варнава захотел взять с собой Иоанна Марка, который их оставил. Павел не был с ним согласен и взял с собой Силу, а Варнава с Марком отплыли на Кипр.

2. Тимофей присоединяется к Павлу и Силе (Деян.16:1-8). Павел и Сила путешествовали по суше - по римской дороге через Киликию и киликийские ворота - ущелье в Таврских горах - на северо-запад в Дервию, Листру и Иконию. В Листре к ним присоединился Тимофей. Дух велел не ходить братьям в Асию, поэтому они повернули на север к Вифинии. Дух снова запретил им, и они повернули на запад через Миссию и портовый город Троаду.

3. Видение Павлу. В Троаде Павел увидел видение, в котором его призывали проповедовать в Македонию (Деян.16:9-40). Павел, Сила, Тимофей и Лука сели на корабль, и сначала приплыли на остров Самофракию, а затем в Неаполь, порт возле города Филиппы. Город Филиппы стоял на дороге Игнатия, основной транспортной артерии, связывающей восточные провинции с Италией.

4. Обращение Лидии, Павел и Сила в темнице . В Филиппах братья обратили женщину из Фиатир, которая приехала сюда торговать багряницею. А затем за проповедь их посадили в тюрьму, где они обратили стражника со всей его семьей. Лука остался в Филиппах, а Павел, Сила и Тимофей продолжили путешествие по дороге Игнатия до Амфиополя, Аполлонии и Фессалоники (Деян.17:1-34).

5. Мятеж после проповеди Павла в синагоге. Иудеи подняли мятеж, подключили городских начальников и выгнали братьев из города. Братья бежали в Верию, но когда их враги из Фессалоники стали их преследовать, Павел отплыл морем в Афины. Сила и Тимофей остались в Верии для ободрения верующих.

6. Павел спорит с философами в Ареопаге . В Ареопаге Павел проповедовал Афинским философам, а затем совершил путешествие в Коринф (Деян.18:1-23). Коринф являлся одним из величайших торговых центров империи, расположенный на узком перешейке между Эгейским и Адриатческими морями.

7. Павел работает с Акиллой и Прискиллой . Павел нашел в Коринфе Акиллу и Прискиллу и вместе с ними делал палатки, а по субботам проповедовал в синагоге Иудеям и Эллинам. После этого Павел отплыл из Кенхрей, порта Коринфа и посетил Ефес. После Ефеса Павел поплыл в Кесарию, а затем в Иерусалим, чтобы рассказать о своем путешестии. После Иерусалима Павел опять вернулся в Антиохию.

Третье миссионерское путешествие апостола Павла.

1. Павел посещает христианские общины (Деян.19:1-40). Вероятно, Павел и Сила отправились в 3-е миссионерское путешествие, чтобы исправить заблуждения основанных ими церквей и «утверждать уверовавших». Братья двигались на север, а потом на запад и посетили многие города, в которых побывали раньше. Но на этот раз они шли более прямой дорогой на запад, к Ефесу. В районе Дервии и Листры они встретили Тимофея и взяли с собой.

2. Мятеж во время двухлетнего пребывания Павла в Ефесе (Деян.20:1-5). В результате бунта в Ефесе Павел отправился в Троаду.

3. Павел отплывает в Македонию . Из Троады Павел поплыл в Македонию, а затем в Ахаию и Коринф, чтобы разрешить возникшие там проблемы.

4. Павел возвращается в Македонию. Из Коринфа Павел собирался прямо отправиться домой в Антиохию Сирийскую, но против него был открыт заговор, и ему пришлось вернуться в Македонию и Троаду тем же путем (Деян.20:6).

5. Воскрешение Евтиха из мертвых (Деян.20:7-38). В Троаде Павел много учил братьев и сестер до полуночи. Юноша Евтих уснул и упал, но Павел его воскресил. Из Троады Павел по суше пришел в Асс, потом сел на корабль до Милитины и Самоса, направляясь в Милит. В Милит он позвал старейшин Ефесской церкви, чтобы попрощаться и дать последние наставления. Из Милита корабль отплыл в Кос, Родос и Патару (Деян.21:1-17).

5. Павел возвращается в Иерусалим на праздник Пятидесятницы . В Патаре Павел и его товарищи сели на тоговое судно, плывущее Финикию. Они побывали на Кипре и высадились в Тире, затем в Птолемаиде, а потом в Кесарии. Из Кесарии Павел по суше направился в Иерусалим.

Путешествие Павла в Рим.

Павел принес известия о результатах своего 3-го путешествия старейшинам Иерусалимской церкви, которые порадовались за его служение (Деян.21:18-23:35). Но вскоре иудеи выступили против Павла и убедили Римские власти арестовать его. Был обнаружен заговор людей, желавших убить Павла, поэтому его ночью отвезли в Антипатриду, а потом перевезли в провинциальную тюрьму в Кесарии.

В Кесарии началось путешествие в Рим протяженностью в 3200 км. (Деян.27:1-28:1). Чтобы не выходить в открытое море, корабль плыл вдоль берега. В Мирах Павел сел на судно, которое направлялось в Италию. Они с трудом добрались до Книда, потом до Крита и высадились в Хороших Пристанях. Следующей остановкой был Финик, но корабль отнесло ветром к югу от острова Клавда, а потом он дрейфовал 2-е недели, пока не потерпел крушение у берегов острова Мелит.

На острове Мелит мореплаватели провели 3-и месяца (Деян.28:1-6). Потом они на другом корабле проплыли 160 км. до Сиракуз, столицы Сицилии, потом до Риги и наконец они бросили якорь в Путеоле. По дороге в Рим Павел побывал на Аппиевой площади и в Трех Гостиницах.

Во 2Кор.11:23-32 Павел описывает свои невероятные путешествия: «Три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах». Путешествия апостола были полны опасностей и испытаний, но Павел думал не о себе, а о других людях.

48. Обзор миссионерских путешествий апостола Павла

После обращения Савл в течение трех лет находился в Аравии и уже потом почувствовал, что созрел для проповеди. Ее он начал в Дамаске. Но оттуда скоро вынужден был бежать, так как стал подвергаться преследованиям со стороны иудеев и областного правителя царя Ареты (см. Деян. 9, 19-25; 2 Кор. 11, 32). Кстати, именно упоминание Ареты, установившего свой контроль над Дамаском на не очень долгое время, позволяет датировать эти события серединой тридцатых годов.

Павел пришел в Иерусалим для знакомства с апостолами - руководством Церкви. Понятно, что как поначалу в Дамаске, так и на этот раз в Иерусалиме, к нему не сразу прониклись доверием. Решающую роль сыграла рекомендация Варнавы, так что в конце концов:

Узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения (Гал. 2, 9).

Некоторое время Павел жил в родном Тарсе, а «по-настоящему его миссионерские пути начинаются с Антиохии, культурной столицы эллинизма», куда Павла призвал Варнава.

«Выбор Варнавы был не случайным. Он знал от Павла, что тот поставлен Самим Христом для проповеди язычникам, а именно в Антиохии произошли первые массовые обращения в христианство «эллинов» (греков, сирийцев, римлян). Возникновение смешанной еврейско-эллинской общины создало множество сложных проблем, которые, как надеялся Варнава, Павел мог помочь разрешить».

Действительно, мы увидим, что значительную часть своей благовестнической энергии Павел будет тратить на то, чтобы найти решение очень важной проблемы: как примирить в одной Церкви две ее столь разные части, как христиане из иудеев (иудео-христиане) и христиане из язычников (языко-христиане). С одной стороны были люди с богатым опытом Священной истории и знанием Богооткровенного Закона, а с другой стороны - те, кто до этого никогда не слышал о едином истинном Боге и не был знаком с Законом как Его Словом. Или, пользуясь образами знаменитой притчи: как старшему брату трудно было преодолеть свою ревность при виде столь «расточительной» милости Отца, так и блудному сыну трудно было поверить в возможность быть принятым в Отчий дом (см. Лк. 15, 11-32).

Многие послания апостола Павла будут посвящены именно этой теме - спасения и примирения (ср. Еф. 2, 14; § 39. 3) во Христе всех - и иудеев, и язычников.

«Эта проблема оставалась одной из самых трудных и болезненных. Защитники соблюдения правил, обязательных для членов ветхозаветной общины, ссылались на прямые свидетельства слова Божия (например, Быт. 17, 9-10). Апостол не отрицал, что эти правила даны по воле Господней, но указывал на спасающую веру во Христа, которая лишает сотериологического значения как формальную принадлежность к израильской общине, так и ее обряды. Однако в полном своем объеме вопрос окончательно решен не был. Он просто потерял свою актуальность, когда иудейская община окончательно отвергла христианство, а христиане-евреи постепенно растворились в массе христиан-эллинов (или же образовали обособленные иудео-христианские секты)».

Различают три миссионерских путешествия ап. Павла, в рамках которых он постепенно евангелизировал Малую Азию и Грецию. Рассказ св. Луки в Деян. и данные Павловых посланий в целом соответствуют друг другу, хотя о своем первом, «дособорном» (см. ниже) путешествии ап. Павел нигде в своих посланиях не упоминает.

Карту миссионерских путешествий ап. Павла можно найти в конце почти любого издания Библии или Нового Завета, не говоря уже о специальных атласах Библейской истории.

В своих путешествиях Павел действовал примерно по одному и тому же сценарию. Спутники останавливались в более-менее крупных населенных пунктах, причем только в тех, где была синагога, в которой собиралась местная иудейская община. Перво-наперво Павел шел - как правило, в субботу - именно туда. Ведь там он был свой, он знал, как себя вести и имел право участвовать в молитве и рассуждениях о Законе. Но главное, он мог там обратиться к людям, которые по определению должны были узнать об Иисусе как ожидаемом ими Мессии и уверовать в Него. Реакция была различной: кто-то уверовал и принимал Крещение, но большая часть с негодованием отвергала услышанное, иногда покушаясь даже на жизнь Павла (см. Деян. 14, 19). Тогда Павел обращался к язычникам (см., например, Деян. 13, 46), часть которых, кстати, благодаря той же синагоге уже уверовала в Единого Бога (т.н. «боящиеся Бога», см. § 6). В конечном итоге язычники, обратившись ко Христу, и становились основной паствой Павла.

Первое миссионерское путешествие (46-49-е годы)

В свое первое миссионерское путешествие ап. Павел отправился вместе с Варнавой и Иоанном, прозванным Марком (вероятно, будущим евангелистом Марком, см. § 42. 3). Маршрут его охватил остров Кипр и города южного побережья Малой Азии. Это самое небольшое по географии из путешествий апостола. Но уже здесь наряду с успехом своей миссии (уверовал проконсул Кипра) он столкнулся и с непониманием, и с неприятием со стороны синагоги, и с преследованиями:

И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим (Деян. 14, 19; ср. Деян. 13, 50; 14, 5 и др.; 2 Кор. 11, 23-27).

И уже в это время дала о себе знать проблема вхождения язычников в Церковь, выросшую из ветхозаветных традиций. Вернувшись из первого путешествия, Павел принял участие в соборе, на который собрались в Иерусалим апостолы-руководители Церкви, чтобы и обсудить данную проблему.

Апостольский собор

Вопрос о необходимости соблюдения всех норм иудейского Закона язычниками, принимавшими христианство, был первым вопросом, который Церковь решила путем соборного обсуждения. Апостолы собрались в Иерусалиме в 49-м году под председательством первого Иерусалимского епископа - ап. Иакова Праведного. Здесь были и другие столпы Церкви, такие, как Петр. В их числе был и Павел. Решение собора было изложено в форме послания к антиохийской церкви, потому что именно в ней - первой крупной языко-христианской общине - вопрос возник в наиболее острой форме. Собор освободил христиан из язычников от соблюдения иудейских обрядов, предписав лишь «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15, 29). Такое решение стало церковной санкцией, которой Павел руководствовался в своей дальнейшей проповеди (см. Гал. 2, 1-10).

2-е миссионерское путешествие (50–53-й годы)

География 2-го миссионерского путешествия охватила гораздо большие территории, чем 1?го. На этот раз ап. Павла сопровождали Силуан (Сила), Лука (будущий евангелист и дееписатель) и Тимофей.

Апостол пересек пролив и ступил на европейскую землю. В Македонии и Греции - в Филиппах, Фессалонике и Коринфе - были основаны новые общины. В них вошли в основном бывшие язычники, хотя в Коринфе, например, крестился сам начальник синагоги. В Афинах Павел выступал не только в синагоге, но в Ареопаге, существенно скорректировав и свою проповедь. Он говорил об Иисусе не как о Мессии, а как о Муже, которого воскресил Бог-Творец, сотворивший небо и землю и «от одной крови произведший весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (см. Деян. 17, 22-31). Правда, проповедь в Афинах тогда не возымела особого успеха (см. Деян. 17, 32-34).

С новообразованными общинами ап. Павел продолжал общаться и по отбытии от них, посылая письма (послания). Мы будем приводить наиболее вероятную хронологическую последовательность написания Павлом посланий по ходу рассказа о его благовестнической деятельности. Уже во время 2-го миссионерского путешествия Павел из Коринфа написал два послания к христианской общине в Фессалонике (1 и 2 Фес. ), которую вынужден был спешно покинуть под угрозой гонений со стороны местных иудеев. Впоследствии отношения Павла с образованными им общинами были различны: от искренней дружбы (как с филиппийцами), до вынужденных довольно неприятных объяснений, когда Павел должен был доказывать свой апостольский авторитет (как в случае с коринфянами).

3-е миссионерское путешествие (53–58-й годы)

3-е миссионерское путешествие по своей географии было во многом повторением 2-го: ап. Павел главным образом посещал уже основанные им общины или, если не имел возможности посетить их лично, писал послания. Именно таково происхождение весьма объемных и эмоциональных Посланий к Коринфянам (1 и 2 Кор. ). Павел писал коринфянам, находясь уже в Ефесе - крупном малоазийском центре, который стал вскоре и своеобразной «штаб-квартирой» христианской проповеди в округе.

Вероятно, во время 3-го миссионерского путешествия были написаны также Гал . и Рим . Если под галатами подразумеваются христианские общины, которые основал Павел в малоазийской провинции Галатии во время 1-го или 2-го миссионерских путешествий, то Послание к Римлянам обращено к общине, в которой Павел еще никогда не был, но которую непременно хотел посетить как знаменитую многочисленную столичную церковь. Иначе говоря, ап. Павел в любом случае собирался посетить Рим, но, наверное, не предполагал, что попадет туда, находясь под стражей.

Арест, путешествие в Рим и кончина (59–67-й годы)

Вернувшись в Иерусалим из 3-го путешествия, Павел был арестован римскими властями. Надо отдать должное - это фактически спасло ему жизнь. Звание римского гражданина не позволило допустить самосуд иудейских фанатиков, и он мог требовать законного суда перед кесарем. Два года он просидел в тюрьме в Кесарии, а после этого под конвоем его отправили по морю в Рим. Это было трудное плавание, оно закончилось кораблекрушением у берегов Италии (на острове Мальта). В конце концов Павел достиг Рима.

Последнее, что сообщается в Деян. - это то, что он ожидает суда Кесаря. Об исходе этого суда ничего достоверного не известно. По одним сведениям, имеющимся у Евсевия Кесарийского, Павел был осужден и казнен во время гонений при Нероне, которые длились с лета 64-го года до смерти Нерона в 68-м году. По другим, как утверждает св. Климент Римский, около 95-го года (1-е Послание св. Климента к Коринфянам, 5, 7), ап. Павел принял мученическую смерть (был обезглавлен мечом как римский гражданин), успев осуществить свой давний замысел: посетить Испанию (см. Рим. 15, 24). В Мураториевом фрагменте (около 180-го года) утверждается, что последняя часть Деян., где говорится о том, как «Павел покинул Рим и дошел до Испании», утрачен. Наиболее общепринятой датой смерти апостола считается 67-й год - в одно время с ап. Петром.

Находясь в узах, апостол написал целую группу посланий, называемых «посланиями из уз» («тюремными посланиями»): Флп ., Флм ., Кол . и Еф .

Наконец, уже на закате свой жизни, когда апостол явственно почувствовал, что необходимо позаботиться о дальнейшем сохранении проповеданного Благовестия в основанных им общинах и о внутреннем их благочинии и единстве, он написал послания своим верным преемникам, которых поставил руководить церквами - Тимофею и Титу (1 и 2 Тим. и Тит .). В поздней церковной традиции эти три послания были названы Пастырскими.

Из книги Священное писание Нового Завета автора Милеант Александр

Обзор учения ап. Павла Послания св. ап. Павла имеют в составе Нового Завета великое значение, ибо в них мы находим глубокое и всестороннее раскрытие и разъяснение истин евангельского учения. Кроме отдельных, особо любимых ап. Павлом истин Христовой веры, как например: о

Из книги Библия автора Библия

Послания апостола Павла

Из книги Кем был Иисус из Назарета? автора Ястребов Глеб Гарриевич

1. Свидетельство апостола Павла Самые ранние из известных нам христианских текстов - это письма апостола Павла. Они содержат древнейшие упоминания о воскресении Иисуса. Довольно кратко об этом говорится уже в самом древнем из сохранившихся Павловых писем (ок. 50 н. э.): «Мы

Из книги Апостол Павел автора Ренан Эрнест Жозеф

Глава XXII. Общий обзор деяний Павла Павлу предстоит прожить еще более трех лет, и эти три года не будут самыми бездеятельными в его полной трудов жизни. Мы покажем даже, что и карьера его апостольских путешествий, по всем видимостям, продолжалась. Но эти путешествия шли уже

Из книги Послание к Галатам автора Стотт Джон

3. Реакция Апостола Павла (ст. 8–10) Положение дел в галатийских церквях вам должно быть уже ясно. Лжеучителя искажали Евангелие, и поэтому последователи Павла переходили к иному благовествованию. Первой реакцией Апостола было бесконечное изумление, ошеломление. Стих 6:

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

1:12 - 2:4 Павел объясняет, почему нередко меняет маршруты своих миссионерских путешествий 12 Этот стих Павел начинает, вступаясь за свою честь. В своих взаимоотношениях с коринфянами он всегда действовал в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по

Из книги Иисус. Надежда постмодернистского мира автора Райт Том

Свидетельство апостола Павла: 1 Кор. 15 Многие, вероятно, скажут вслед за популярными богословами: «Неужели Павел, первым упомянувший о воскресении, вел речь не о духовном теле? Разве в его представлении воскресение не носило нематериальный характер? И разве явление Христа

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ПАВЛА СВ. АПОСТОЛА ПОСЛАНИЯ раздел новозав. *канона, состоящий из 14 посланий. В каждом из них, кроме Евр, ап.Павел во вступительных словах называет себя по имени. П.а.п. принято делить на 4 группы: 1) Ранние послания (1–2 Фес; иногда к ним присоединяют Гал); 2) Большие послания

Из книги Толковая Библия. Том 11 автора Лопухин Александр

Глава XXV. Фест в Иерусалиме, жалобы иудеев на Апостола Павла (1-6). Апостол на суде Феста (7-12). Агриппа II-й (с Вереникою) в Кесарии ознакомляется от Феста о деле Павла и изъявляет желание слышать его (13-27) 2 Первосвященник - Измаил, сын Фаби, которого Феликс поставил на место

Из книги Библейские легенды. Легенды из Нового Завета. автора Автор неизвестен

Глава XXVIII. Окончание путешествия Апостола Павла в Рим - от Мальты до Рима (1-14). Прибытие в Рим (15-16). Двукратная беседа Павла с римскими иудеями (17-29). Заключение книги Деяний Апостольских (30-31) 1 "Узнали..." - очевидно, от жителей острова о его названии Мелит - нынешняя Мальта,

Из книги Библия. Современный русский перевод (SRP, RBO) автора Библия

ПУТИ АПОСТОЛА ПАВЛА Апостол Павел спешил в Иерусалим. По пути он остановился в Кесарии, в доме Филиппа.Пришел из Иудеи пророк по имени Агав, вошел в дом Филиппа, взял пояс Павла, связал себе руки и ноги и сказал: - Владельца этого пояса свяжут иудеи в Иерусалиме и отдадут

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Послания апостола Павла

Из книги Путешествие ко святым местам в 1830 году автора Муравьев Андрей Николаевич

Послания апостола Павла

Из книги Что такое Библия? История создания, краткое содержание и толкование Священного Писания автора Милеант Александр

Обзор русских путешествий в Святую землю «Се аз недостойный, игумен Даниил, худший во всех мнисех, смирен сый грехи многими, недоволен о всяком деле блазе, понужен мыслию своею, нетерпением своим, восхотех видети святый град Иерусалим и землю обетованную и места святая:

Из книги автора

Послания апостола Павла Значение посланий святого апостола Павла Из всех новозаветных священных писателей более всего в изложении христианского учения потрудился апостол Павел, написавший 14 посланий. По важности своего содержания они справедливо называются «вторым

Из книги автора

Обзор учения апостола Павла Послания Павла имеют в составе Нового Завета великое значение, ибо в них мы находим глубокое и всестороннее раскрытие и разъяснение истин евангельского учения. Кроме отдельных, особо любимых апостолом Павлом, истин Христовой веры, как,