Что такое фоторепортаж? Несколько вспышек в репортаже. Пузырьки в виде боке


С уверенностью можно отметить тот факт, что в «письменной» журналистике жанр репортажа является одним из самых востребованных и наиболее распространенных. Однако, не только печатной журналистики приглянулся этот жанр. Активно находит он свое применение и в фотожурналисткой практике. Огромное множество фотопубликаций, созданных в репортажном варианте украшают полосы как и интернет-изданий, так и бумажные масс-медиа. Однако, зачастую, фотографы, особенно на региональном уровне (по моим наблюдениям) не всегда достаточно точно представляют себе то, что являет собой фоторепортаж. Ниже я собрала основыные правила создания и признаки фоторепортажа, выделила его ключевые моменты и особенности.

В переводе с французского «репортаж» означает-»сообщать»(http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/127230/%D0%A0%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%B6), а Большой энцеклопедический словарь определяет жанр репортажа как « жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.»(http://slovar.cc/enc/bolshoy/2115114.html)

В нашем же варианте, к слову репортаж прибавляется еше один корень -фото, т. е. Выражать свою мысль журналист будет не с помощью ловкого пера, а с помощью фотографии.

Отсюда можно сделать вывод, что главной задачей и отличительной чертой фоторепортажа(основываясь на терминологической трактовке жанра в словаре), является его документальность,т.е. Построение фотоматериала на фактах с реального места события.

Порой, случается так, что в одном снимке фотографу не удается запечатлеть то или иное событие. Здесь приходит на помощь жанр фоторепортаж.

Изучая все особенности и нюансы фоторепортажа, фотографы учились не только по порядку соединять фотоэлементы но и выражать свое к ним отношение.

Свои первые попытки реализовать себя, репортаж находит на страницах журналов, хотя истоки фоторепортажа берут свое начало в 19 веке.

Решающую роль в становлении фоторепортажа сыграла русско-японская война-такой вывод я встретила в книге К. В. Чибисова «Очерки по истории фотографии»(ст 93). Автор говорит о том, что тираж газет во время войны вырос, а на их страницах то и дело появлялось все больше снимков с места сражений.

За годы своего существования фоторепортаж терпит множество изменений своей структуры. Творческая позиция фотожурналистов, стремясь уйти от протокольного представления на снимках событий развивает в себе возможность более творческой и информативной подачи материала. Идет усиление публицистического элемента.(

«Не смотря на то, что фоторепортаж относится к системе информационных жанров, не следует понимать что его сущность заключается лишь в протоколировании действительности. В нем, как и во многих других жанрах заложена возможность авторского самовыражения.» (ворон ст 50)


Сейчас, современный фоторепортаж представляет собой единение пространства и времени на фотоснимке. Увеличение психологической нагрузки на изображениях, стремление изобразить не только действия но и эмоции героев, духовное становление человека уже перешло в тенденцию.

Мы выясняем, что главной отличительной особенностью фоторепортажа является то, что он позволяет дать более полную информацию об объекте съемки. В фоторепортаже, в отличие от фотозаметки мы выделяем не только содержание события, но и его сюжет.

Как было отмечено выше, фоторепортаж относится к группе информативных жанров, следовательно, мы подводим черту под еще одним выводом-он, фоторепортаж, должен нести ответы на вопросы «что?» ,»где?»,»когда?», именно эти вопросы ставятся в приоритет в информационных жанрах журналистики в любом ее виде) . «Но главный вопрос, на который должен отвечать фоторепортаж -»как?»»(ворон ст 53). Представление фотоснимков с хронологическим порядком становления того или иного события,позволяет нам, как читателям, проследить всю его историю. Не менее важно присутствие текста под фотографиями. В нашем понимании текст дополняет и осуществляет содержательную нагрузку, создает эффект присутствия автора на месте события.

Хочу отметить, что фоторепортаж подразумевает собой не одно фото, а целый фоторяд. Подобный вывод логичен, т. к. главная цель фоторепортажа- полное информирование потребителя о событии. А выразить всю полноту действия в одном снимке довольно сложно. «Фоторепортаж характеризуется соотношением фабулы и сюжета. Фабула задается реальностью, а вот сюжет выстраивает автор. Соответствие действительному ходу события как бы растворяет его в фабуле. Но поскольку фиксируемый в развитии «кусочек» жизни в публикации этого жанра предстает в той или иной мере как законченное действие (снимая, скажем, спортивный поединок, фотожурналист проследит все его этапы, покажет и его развязку),то фоторепортаж, как правило, имеет и фабульное завершение. .»-так рассуждает Ворон говоря о специфике жанра в плане отражения реальности на сниках(ворон ст52).

Анализируя фотографии этого жанра, можно с уверенностью сказать, что фоторепортаж находит свое приминение в различных сферах человеческой деятельности, будь то спорт(Владимир Вяткин «спорт»https://vk.com/album57929179_98818079), социальная тема(Ян Даго «Африканские дети» http://www.rosphoto.com/reportage_photography/54_reportazhnyh_fotografa-2426) и многие другие. Иными словами, фоторепортаж в выборе темы неограничен никакими рамками. Именно благодаря этой особенности мы можем говорить о творческом подходе и развитии фотожурналиста.

Если говорить уже о методах съемки фоторепортажа, то, например, Я.Д. Фельдман выделяет два типа: это репортажная (фотограф не пытается повлиять на ход происходящих событий, фиксирую подлинное происходящее) и постановочная(заключается в предварительной организации сюжета с целью фотосъемки. Происходит фиксация заранее подготовленного эпизода.)(фельдман ст 178)

Подобный способ съемки позволяет сделать снимки более художественными, что не часто удается работая с камерой в «полевых» условиях, когда для художественности просто может не хватить времени. Фельдман оправдывает второй способ съемки говоря, что «Элементы профессиональной организации события, которое снимают, не означают его фальсификации - это только приспособление для съемки и получения наилучших вырази- тельных результатов. Подлинное со- бытие может быть хроникальным или в какой-то мере подготовленным, что, в общем, не нарушит его подлинности.» Ниже мною представлена наиболее полная классификация видов репортажной съемки, выведенная А.И. Лапиным(Лапин ст 169)Итак принято выделять следующие разновидности жанра:

1. Хроникальный фоторепортаж.(большая детализация действий, более широко представлена картина происходящего)

2. Интерпретирующий репортаж(последовательное изображение действий, суждение автора составляет существенную часть содержания)

3.Событийный фоторепортаж.

Событийное фото выступает как свидетельство некоего масштабного события. Чистый, художественно не организованный кадр. Ее важность и ценность заключается в том, что она представляет собой ценное документальное доказательство, живое и беспристрастное, правдивое свидетельство. Здесь не требуется авторской оценки. От фотографа требуется лишь умение быстро реагировать на происходящее, умение оценивать нестандартность ситуации.(лапин ст)

4. ситуационная фотография.

Ситуационная фотография отличается от событийной значительным содержанием при внешней незначительности происходящего. Мы можем предположить, что самым важным в этом виде считается не простая фиксация события в том или ином фрагменте, а его осмысление. Осмысление важная часть аналитической деятельности, из этого следует, что мы можем назвать ситуационную фотографию аналитической.

Такая фотография становится аналитической, иногда даже неся в себе философское, поэтическое осмысление жизни. Проанализировав это заключение мы понимаем, что снимки обретаю субъективное изображение, т. к. автор не стремится в первоочередном порядке передать происходящее, он ищет скрытый смысл в незначительных деталях, случайных жизненных проявлениях.

5. Фотография момента

фотограф здесь выступает в роли некоего пророка. Он точно не знает что случится дальше, но он должен предугадать, как сложится его кадр, учитывая стремительное развитие действий на том или ином событии.

6. фотография детали

В этом случае какая либо деталь, частность становится гораздо важнее и содержательнее по смыслу,чем главный объект. Однако, следует помнить, что не всякая деталь может «зазвучать» на изображении. Всякое изображение способно иметь в себе нескончаемую массу деталей. В этом случае необходимо найти и подчеркнуть ту, которая могла бы иметь подтекст или смысл.

7. Изобразительная фотография.

Следующий вид репортажной фотографии-фотография изобразительная. Основное внимание фотограф на таком роде снимках, уделяет непосредственно самой организации изображения. Не важно что будет на снимке, будь то важная деталь, фрагмент события, выразительный момент, все равно большую значимость несет в себе именно построение изображения. Главное, чем стоит руководствоваться фотографу, это максимальная резкость изображения, точная передача фактур предметов, огромное внимание уделяется печати фотоизображения на бумаге, проработка мельчайших деталей.

Заявленная цель каждого фоторепортажа – донести тот или иной сюжет до целевой аудитории или до как можно большего числа людей. От других фотографических жанров репортажная фотография отличается стремлением к максимальной объективности, серьезности и достоверности. Если репортажный фотограф хорошо сделал свою работу, потребитель информации получит возможность сформировать свое собственное мнение.

Внутри жанра стоит упомянуть об отдельных направлениях фоторепортажа: политическом, экологическом, спортивном, сельскохозяйственном, производственном, криминальном, научном.

Виды фоторепортажа

Сегодня принято выделять две больших группы репортажных фотосъемок:

  • Обычный (повседневный) репортаж.
  • Событийная репортажная фотография.

Обычный фоторепортаж фиксирует сюжеты из повседневной жизни. Это могут быть будни людей с интересной работой. Или с неинтересной работой, но под неожиданным ракурсом. Объектами съемки могут быть также люди с особыми талантами и увлечениями, люди различных конфессий и мировоззрений. В повседневном репортаже может быть отражено конкретное событие или его последствия. Например, как вам такой сюжет: «Неубранная столица после дня города»?

Липецк после дня города (2013 год)

Событийным репортажем является фотосъемка конкретных событий – выставок, форумов, научных конференций, праздничных мероприятий, футбольных матчей.
Можно выделить несколько ключевых отличий коммерческого фоторепортажа от фотожурналистики:

  • В первом случае репортажный фотограф работает по четкому брифу клиента.
  • Количество фото. По итогу съемочного дня клиент должен получить от вас 300-600 обработанных фотографий. Если огрублять, то за 1 час съемки интересного мероприятия (хорошо оформленного, красиво забрендированного) репортажный фотограф должен сделать порядка 100 фотографий.
  • Качество фотографий. Клиент с полным правом ожидает от фотографа качественный материал: обработанные фото, каждое из которых передает дух мероприятия, фиксирует каждого выступавшего. Часто некоторым заказчикам недостаточно «дословной» передачи реальности на фото – от фотографа может потребоваться умение несколько «приукрасить» реальность с помощью интересного ракурса. Как сфотографировать спикера на фоне полупустого зевающего зала так, как будто он на вручении «Оскара» в голливудском концертном зале Dolby Theater? Если для вас это – загадка, впереди у вас долгая дорога к обретению мастерства фотографа, первый шаг к которому – данная статья.

По определению репортажная фотография нацелена на создание максимально достоверной картины. При этом создание объективных образов с помощью такого отчасти субъективного средства, как фотография, в полной мере невозможно. Поэтому в большинстве случаев следует избегать некоторых излишне художественных приемов, а также существенной обработки изображений в постпродакшне, так как это может иметь пагубные последствия для целей репортажа.

Репортажная фотография: выбор темы

Чтобы репортаж пользовался успехом, важно прежде всего выбрать интересную тему и подобрать подходящий предмет для съемки. Заявленная цель каждого фоторепортажа – донести тот или иной сюжет до целевой аудитории или как можно большего числа людей. Другими словами, речь идет о привлечении внимания читателя к теме и о представлении разных точек зрения на проблематику. Благодаря этому потребитель информации получает возможность сформировать свое собственное мнение. Описанные выше цели достигаются посредством серии дополняющих друг друга фото.
Целесообразно оглядеться и посмотреть на свое окружение. Качественный репортаж невозможен без хорошего знакомства с материалом, локацией, с людьми и контекстом. Эти знания приходят только через интенсивное изучение предмета в течение длительного периода. Это позволяет фотографу узнать еще до фотосессии, в какой момент возникнут ситуации, лучше всего подходящие для фотосъемки и на какие технически детали нужно обратить внимание. Кроме того, репортажный фотограф будет испытывать меньше помех при работе, если будет знать, чего можно ожидать от местного населения. Значительная часть людей негативно реагируют, когда их фотографируют без их разрешения. Поэтому придется научиться либо устанавливать контакт с незнакомцами (но таким образом, чтобы фото не лишалось естественности), либо фотографировать незаметно для объекта съемки.
При поиске темы вашими первыми вопросами могут быть такие:

  • В чем я хорошо разбираюсь, что я знаю лучше, чем другие?
  • Может быть, моя работа или мой город могут дать материал для захватывающего фоторепортажа?
  • Интересно ли другим мое хобби или мой любимый вид спорта
  • Какие вопросы из моей повседневной жизни могут заинтересовать других людей?

Некоторые большие фоторепортажи возникли потому, что у фотографа в семье или в кругу друзей были люди, страдавшие от болезни или инвалиды, и именно об их судьбах он захотел рассказать миру. Объектами съемки могут быть также люди с особыми талантами и увлечениями, люди различных конфессий и мировоззрений. Многие маленькие поселения и их особенности могут стать благодатным материалом для создания запоминающейся серии фотографий. Более того, если вы хотите развить свои навыки в жанре фоторепортажа, то ваш отпуск, смена времен года в лесах и полях, праздничные мероприятия в вашем районе, могут стать отличными сюжетами для тренировки.

И напоследок

В завершение - еще пара вопросов. В чем вы давно мечтали разобраться, но вам не хватало времени или усидчивости? Что бы вы хотели увидеть снова и лучше узнать?

Репортажная фотография - прекрасное средство для удовлетворения собственного любопытства. А без искреннего интереса к теме вряд ли можно создать воодушевляющий репортаж, потому фотография – это средство передачи не только информации, но и увлеченности фотографа объектом съемки.

Профессионализм фотографа при создании репортажа заключается в том, чтобы показать ситуацию объективно и беспристрастно, сохранить четкую хронологию событий, а также подметить запоминающиеся и характерные детали, которые станут «изюминкой» всей съемки.

Что нужно для съемки фоторепортажа?

С точки зрения технического оснащения каких-либо специальных требований нет. Достаточно иметь фотоаппарат, объектив и, если съемка будет в помещении - вспышку или светосильную оптику (в случаях, когда вспышка будет привлекать нежелательное внимание.) В принципе, камера может быть любой.

Особенность съемки фоторепортажа - отсутствие времени на подготовку: выбор точки съемки, фокусировку, установку экспозиции. Фотографу необходимо «поймать» мгновение, которое уже не повторится. Поэтому желательно, чтобы камера позволяла делать снимки быстро и точно. Лучше всего с эти справится зеркальная камера.

Но, на самом деле, определяющее значение в съемке фоторепортажа имеет опыт и практика, а не технические характеристики оборудования.

Где учиться?

Естественно, ни один фотограф не рождается с умением всегда быть в нужное время в нужном месте. Так что навык съемки фоторепортажей нужно тренировать, причем много и часто. Практиковаться можно, посещая различные культурные мероприятия. Также начинающие фотографы часто тренируются, снимая фотоотчеты из ночных клубов.

Сегодня ночная жизнь кипит почти во всех городах нашей необъятной Родины, поэтому найти площадку для оттачивания профессиональных навыков можно без особого труда. При этом фотограф даже может обойтись без лишних трат: часто руководство клуба специально приглашает фотографов на вечеринки. В обмен на фотографии их пускают на мероприятия бесплатно.

Также для обучения мастерству фоторепортажа подойдут различные спортивные состязания, выставки и мастер-классы, общественные события (митинги, пикеты, собрания). Последние хороши тем, что позволяют запечатлевать сильные эмоции, интересные детали.

Составляющие фоторепортажа

У фоторепортажа есть свои законы жанра, которые необходимо соблюдать.

1. Непредвзятость. Снимки должны объективно и честно отображать события. Личное отношение к тому или иному событию или человеку не должно влиять на подачу материала.

2. Художественная выразительность. Для того, чтобы сделать хороший фоторепортаж, недостаточно просто последовательно снять все, что происходит вокруг. Мастерство фотографа-репортера заключается в том, чтобы показать всю суть события при помощи выразительных деталей. Для этого нужно учиться подмечать незаметные, на первый взгляд, детали и «ловить» живые эмоции участников мероприятия.

3. Повествовательность. Фоторепортаж - это, фактически, законченное произведение искусства, которое даже без каких-либо пояснений должно создавать объективную и полную картину происходящего. Из этого вытекает следующая особенность жанра.

4. Время. Для того, чтобы дать зрителю максимально точное представление о событии, снимки должны располагаться в хронологической последовательности.

Чтобы сделать действительно хороший фоторепортаж, необходимо внимательно следить за происходящим, следить за эмоциями участников или зрителей. Также, если придется снимать какое-либо давно запланированное мероприятие, очень полезно заранее связаться с организаторами и попытаться уточнить его программу. Это позволит лучше ориентироваться на месте, составить примерную концепцию репортажа, выбрать удобное место для съемки.

Как снимать?

Во-первых, в течение всего мероприятия фотоаппарат должен быть наготове. Это позволит быстро реагировать на происходящее, мгновенно делать снимок при возникновении нужного кадра. Если фоторепортер лишен возможности передвигаться непосредственно по месту съемки (демонстрация, парад, спортивное шествие и т.д.), необходимо произвести настройку резкости по тому месту, где люди непременно должны пройти. При этом скорость затвора устанавливается с учетом скорости передвижения людей.

Масштабные шествия лучше всего снимать с высоких точек (3-4 этаж). При этом желательно выбирать освещение сбоку, а кадр строить не прямо, а слегка по диагонали.

Публичные выступления, конференции и заседания лучше снимать с высоты примерно в 2-3 метра, а, возможно, и выше. Во время перерывов участников мероприятия лучше снимать с высоты уровня глаз, стараясь при этом не привлекать внимания. Это позволит сделать живой, реалистичный кадр без нарочитого позирования.

Если ваш фоторепортаж будет использован в печатном издании, старайтесь избегать обилия мелких деталей. Дело в том, сетка растра для газетного клише довольно крупна и разбивает изображение на точки, которые делают мелкие детали смазанными и плохо различимыми. Так что для газет больше подойдут изображения с крупным передним планом. Присутствие мелких деталей при публикации снимков в журналах или интернет-ресурсах допустимо.

Что делать, если ничего не происходит?

Такой вопрос может встать перед фотографом-репортером, скажем, при съемке какого-либо официального мероприятия или научного симпозиума. Основная сложность подобных мероприятий в том, что с точки зрения картинки там нет ничего необычного и неординарного.

Совершенно естественно, что светила науки или же государственные деятели будут обсуждать важные вопросы с серьезными выражениями на лицах, а не станут устраивать лазерное шоу с канканом и конфетти. Поэтому задача фоторепортера - изобразить видимость какого-либо действия там, где этим действием, казалось бы, и не пахнет.

Так что здесь упор стоит делать эмоции и детали. Стоит снимать каждого выступающего. Конечно, значительная часть снимков, в конечном итоге, отсеется, но чем больше вариантов, тем лучше. Тем более, что снять говорящего, особенно, если он вступил в спор с оппонентом - это непростая задача.

Здесь может быть огромное количество брака - то закрытые глаза, то несуразно открытый рот, то перекошенное в нелепой гримасе лицо. Но игра стоит свеч: если вы сможете удачно снять человека в пылу дискуссии, то получите очень эмоциональный и выразительный кадр, который, возможно, станет «изюминкой» репортажа.

Чтобы сделать хороший кадр, старайтесь нажимать спуск затвора в момент, когда человек делает паузы между предложениями. Это позволит снять человека с более-менее благопристойным выражением лица и, в то же время, к примеру, поймать интересный жест, как бы подтверждающий только что сказанное.

Ни в коем случае нельзя забывать и про детали места проведения мероприятия: сцену, трибуны, проекторы и прочие фрагменты интерьера. А когда вы «примелькаетесь» и перестанете привлекать внимание публики, можно заняться и зрителями. Чаще и проще всего получаются кадры, на которых посетитель мероприятия внимательно смотрит на сцену и как бы набирается опыта у выступающего.

Сначала у вас, в основном, будут получаться именно такие снимки. Но по мере роста профессионального мастерства вы научитесь ловить и другие эмоции: скуку, возмущение, скепсис или же неприкрытую иронию от сказанного оратором.

Также сделать фоторепортаж более интересным можно, снимая различные детали: красиво разложенные программки мероприятия, приветливых девушек в одежде с символикой организации, различные вывески и украшения.

Умело разбавляя такими снимками нескончаемое море «говорящих голов», вы сделаете интересный отчет даже о самом, казалось бы, скучном мероприятии.

Сделать хороший фоторепортаж - это непростая задача. Здесь очень многое будет зависеть от наблюдательности и способности «поймать момент». Подготовиться и просчитать все возможные варианты развития событий при съемке репортажа сложно, однако основным моментам вполне можно научиться. Фотографу необходимо запомнить основные особенности репортажного жанра и правила съемки, а также постоянно оттачивать свое мастерство.

«Первое слово, которое я бы исключил из журналистского лексикона, - это слово „объективный”». В. Юджин Смит, фотограф

Другой язык

Слово «репортаж», как и многие другие, пришло к нам из европейских языков. Французский глагол reporter имел бытовое значение - «переносить», «перемещать», а английское report в переводе означает «доклад», «отчет» или «сообщение». Получается, что журналист или репортер тоже перемещает новости и события из реальности в другую плоскость, а фотографический репортаж есть некое сообщение, послание зрителю, в основном читателю газеты или журнала, но не с помощью слов и предложений, а с помощью зрительных образов. Проще говоря, фоторепортаж - это рассказ о жизни в картинках-фотографиях, ведь всегда «лучше один раз увидеть».

Фотографический язык универсален , потому что ему не надо слов, и если репортерские снимки профессиональны и талантливы, то суть происходящего понятна зрителям независимо от их национальности и страны проживания. Вы можете рассматривать фотографии, сделанные в другом месте планеты, или листать иллюстрированный журнал, не зная языка и не понимая текста, но тем не менее, глядя на картинки, сумеете уловить смысл происходящего.

Фотографический язык эмоционален , потому что не только может передать с большой силой чувства, настроения, переживания, но и вызвать в душе смотрящего свои сопереживания, представления и ассоциации. Репортажные снимки в силу своей документальности могут заставить человека поверить, что он тоже был там, на месте, и пережил событие вместе с его участниками.

Фотографический язык выразителен , потому что в лучших своих образцах репортажная фотография не только протоколирует и показывает жизнь без прикрас, но создает собственный художественный образ, который в дальнейшем может жить совершенно самостоятельно.

Разумеется, для того чтобы фоторепортаж превратился в самодостаточное произведение, необходимо, чтобы событие или тема сами по себе были фотогеничны, чтобы фоторепортер думал, когда снимал, и знал, что он этим хочет сказать. Чтобы бильд-редактор газеты, журнала или организатор выставки выбирал и ставил снимки в соответствии с логикой события, а фотопечать или полиграфия были качественными. Лишь при этих необходимых условиях репортаж может состояться как художественное повествование. Но все это относится к профессиональному репортажу, а как же любители?

Как и любому языку, фотографическому репортажному необходимо учиться, только с первого взгляда все кажется простым и ясным. Что там репортаж? Взял камеру, пришел, увидел, несколько раз нажал на кнопку, снял - и все, шедевры готовы. К сожалению, такое наивное представление о репортерской съемке в наше время распространено и свойственно не только простым обывателям, но даже тем, кому приходится иметь дело с репортажной фотографией в силу профессии.

Любой язык использует слова, фразы, предложения. Для фотографа-репортера изобразительный материал - люди и живая реальность, которую он видит через видоискатель, и может перенести ее на фотографию лишь с помощью форм, линий, светотени, цвета и других изобразительных средств. Другого не дано. Он может снять одну, или серию фотографий, или отслеживать своих героев на протяжении долгого времени, но, пожалуй, самый важный момент - оказываться в нужное время в нужном месте .

А где же автор?

Фотоаппарат как никакой другой инструмент приспособлен к фиксации действительных событий, поэтому практически любой человек, взяв в руки камеру и немного помучавшись, может рассказать о своей или чужой жизни собственным фотографическим языком. Вот кто-то берет камеру и механически снимает свой дом, семью, собаку, простодушно оставляя в домашнем альбоме память о реальных людях и событиях. В этих простых фотоснимках-утверждениях есть лишь подлежащее и сказуемое, а человек с камерой говорит прямой речью: «Вот мой дом, моя семья, моя собака…» Все остальное, что «дом красивый», а «собака очень большая», зрителю уже видно на снимке. Но если фотограф приложит немного усилий, преодолеет натуру (как свою собственную, так и ту, что снимает) и если повезет, то на фотографиях проявятся и атмосфера дома, места, характеры членов семьи и даже собаки. Такая домашняя съемка еще не репортаж, но если человек с камерой был искренен, то зритель увидит и почувствует дух времени даже на снимках, сделанных просто для семейного альбома, ну, может быть, не тотчас, а спустя какое-то время. Фотографии из семейных архивов обладают тем же свойством, что и коньяки: чем больше выдержка, тем они интереснее окружающим.

Говоря о профессиональном репортаже, замечу, что любое событие развивается и меняется каждое последующее мгновение, и фотограф выбирает и останавливает в этой череде именно те, которые, на его взгляд , наиболее полно и выразительно передают суть происходящего. Несмотря на точность воспроизведения камерой подлинных фактов, авторство снимков может быть достаточно просто установлено по почерку фотографа. Даже одно и то же событие, самое протокольное мероприятие, два классных репортера, стоя рядом друг с другом, все равно снимут по-разному, и если вы знакомы с их фирменным стилем, то не составит труда узнать, кому принадлежит тот или иной снимок.

Выдающийся мастер репортажа Анри Картье-Брессон говорил, что «…факт сам по себе неинтересен. Интересна точка зрения, с которой автор к нему подходит». Любой факт может быть интерпретирован фотографом, и если событие развивается во времени по своему сценарию, то от желания репортера зависит, что попадет в кадр, какую точку съемки он выберет, в какой момент нажмет на кнопку. Лицо красивого человека может быть искажено гримасой, в движениях танцоров есть промежуточные фазы - стоп-кадр зафиксирует и эти мгновения.

Западная новостная фотография очень ценила кадры знаменитостей, застигнутых врасплох: зевающих, спотыкающихся или ковыряющих в носу. Ту же самую стилистику стремились использовать и в газете «Коммерсантъ», где фотографы независимо от их собственного видения были «заточены» на «шкодную» картинку. «Нас все интересует, но ничто не волнует. Нам не нужен просто портрет ньюсмейкера, нам нужно, чтобы он делал что-то из ряда вон выходящее» - вот своеобразное кредо «Коммерсанта». В этом случае общий фотографический язык газеты подчинял себе индивидуальный стиль и видение каждого из фотографов.

Авторский почерк фотографа не появляется сам собой, фоторепортеры, снимая долгие годы, находят для себя какие-то только свои излюбленные приемы: это может быть нижняя точка или широкоугольник или съемка длинным фокусом через отражения в зеркалах и т. д. Специально зацикливаться на этом не надо, свой почерк может выработаться у каждого, кто много снимает и размышляет, что снимает.

Из истории фоторепортажа

Смысл самого слова «репортаж» двойственен: с одной стороны, репортажем мы называем способ, метод документальной съемки. С другой - фоторепортаж - это еще и жанр фотожурналистики, рассказ о реальном, невымышленном событии с помощью фотографий. В этой двойственности нет ничего противоречивого, репортаж как фотосерия снимается, как правило, репортажным методом. Предполагается, что фотограф, репортер снимает жизнь «как есть», не вмешиваясь и не приукрашивая ее. Однако не все так просто.

С самых первых своих шагов репортажная фотография не была обычной фиксацией действительности по типу «все как оно есть». Громоздкая техника и низкая чувствительность фотопластинок не позволяли снимать жизнь на ходу, и фотографы-репортеры постоянно пользовались постановочными методами съемки. Посмотрите на снимки начала ХХ века, редко где вы увидите простую ежедневную жизнь, в основном преобладают постановочные, групповые портреты, этнографические сюжеты, немного реже исторические события. Сама по себе фотосъемка в то время была явлением скорее исключительным, чем будничным и рядовым. И герои фоторепортажей прошлого по просьбе фотографа вставали в позы, замирали на время длительной выдержки и оставались на страницах иллюстрированных журналов и в истории как участники реальных событий тех времен. Собственно, мы их другими и не представляем.

По мере совершенствования техники репортажная природа фотографии брала верх, появились компактные камеры, светосильные объективы и высокочувствительные пленки, чисто технически необходимость в позировании и организации правдивой мизансцены для съемок отпала. Многие сюжеты стали доступными для моментальной съемки, и фотографы начали снимать будничную реальность по ходу жизни, не пользуясь постановкой, или, как мы говорим, в репортажной манере.

Снять как есть нельзя режиссировать

На протяжении многих десятков лет теоретики и практики журналистской фотографии спорят: возможно ли вмешательство фотографа-документалиста в реальную жизнь, можно ли снимать документальную фотографию, используя постановку, и этично ли называть постановочные снимки репортажем?

Методом работы многих репортеров советского времени была постановка. Выполняя идеологический заказ, газетный и журнальный фотограф снимал не жизнь как есть, а приукрашенное подобие радости, энтузиазма и оптимизма. Я думаю, что сейчас каждый фоторепортер решает сам, можно ли вторгаться в происходящее, и насколько, и где та грань, за которой простое общение с людьми в кадре перерастает в заданность и режиссуру.

По сей день можно увидеть репортеров, которые, держа в руках скорострельные цифровые камеры и поливая ими «от бедра», просят «натуру» встать так, сделать так, посмотреть эдак. И в этом, возможно, нет ничего плохого, если поставленная композиция органична, могла произойти на самом деле, если «уши» режиссуры не торчат из фото, а сам снимок явился плодом сотрудничества фотографа и «натуры». Важно, чтобы при постановке фотограф не навредил себе, своим «актерам» и не наврал зрителям.

Зачем я все это говорю? Фотолюбитель не репортер и может снимать как он хочет, но если фотограф перерастает уровень домашнего альбома, то проблема честности в документальной съемке обязательно встанет перед каждым, кто выходит снимать жизнь как она есть.

Оставим теоретические размышления и посмотрим на репортажную съемку с практической стороны.

Снимая событийный репортаж, надо сначала уяснить самому себе, что именно происходит, затем по ходу действия выбирать ключевые, кульминационные моменты и снимать их по возможности с разных сторон и ракурсов, ловя решающее мгновение . Хорошо, когда фотограф-репортер знает заранее, как развивается событие, и чувствует его внутреннюю логику, тогда он не пропустит основные моменты и будет в нужной точке в нужное время. Что может быть интересно и фотографу, и зрителю? В первую очередь любые проявления эмоций, неожиданные реакции, движения, жесты, наиболее характерные типажи, смысловые несовпадения, например персонажей и фона. А в голове в то же самое время пусть складывается композиция, выбирается точка съемки, идет внутренний непрерывный творческий процесс.

Структурно репортаж должен содержать общий, средний и крупный планы , чтобы зрительно было не скучно смотреть серию фотографий. Репортаж, состоящий только лишь из одних средних планов, утомителен и невыразителен. На общих планах, где видна ситуация вообще, желательно дать и адрес - узнаваемые символы места действия: здания, памятники, характерные силуэты на заднем плане. Кроме того, можно стилистически разнообразить репортаж, включив в него, к примеру, портрет - как крупный план, пейзаж - как общий, и жанровый снимок - как средний план. Весь репортаж должен держать главный снимок - наиболее выразительный и обобщенный кадр-символ, квинтэссенция происходящего. Если такой снимок сделать не удалось, то и весь репортаж, можно сказать, не состоялся.

Тяжело снимать событие, находясь на расстоянии, как говорится, «если ваши снимки недостаточно хороши, значит, вы подошли недостаточно близко».

Для западных фоторепортеров адресом и символом Советского Союза были серп и молот, армейская униформа, кремлевские башни, бабушки в платочках, огромные лозунги, написанные кириллицей, и многое другое. Для нынешней России бабушки, униформа и лозунги остались, но появились и новые символы: знаки православия, нищие, бездомные, роскошь новых русских. Как-то раз, выполняя заказ одной фирмы, я снимал для журнальной публикации поездку известного господина по самым красивым местам Петербурга и сделал множество сюжетов. Я был сильно удивлен, когда фотографии, снятые рядом с фигурами атлантов Эрмитажа, после некоторых раздумий были отвергнуты. Атланты были восприняты не как адрес России и Петербурга, а как символ африканской страны, в них увидели нечто египетское, а вовсе не питерское. В чем была ошибка: в моих стереотипах или узости восприятия иностранцем России?

Начинающим профи

Если ваша съемка - банальная пресс-конференция, то лучшее время для хороших кадров самое начало, когда все рассаживаются за столом, здороваются и неформально общаются. Дальнейшая часть - разговоры и выступления - может быть полезна для съемки портретов и характерных жестов, эмоций. Если событие - свадьба и вы не хотите протокольных карточек, то сосредоточьте внимание на лицах гостей, их реакции, каких-то забавных мелочах. Интересен не собственно сам поцелуй, а миг до него, когда губы еще не встретились. Если гости уже орут нетвердыми голосами «Горько!» и начали отсчет, то можно смело разворачивать камеру в их сторону.

Если фотограф снимает спорт, то хороший спортивный репортаж будет включать не только кадры собственно спортивных достижений - забитых голов, острых моментов, финишей, но и эмоции спортсменов, болельщиков, тренеров. Обратите внимание не только на победителя, иногда проигравшие спортсмен или команда выплескивают море эмоций и дают фотографу возможность сделать хороший снимок.

Для профессиональных репортеров протокольная съемка государственных деятелей и политиков всегда оставалась непростым делом. Время рукопожатий и короткого первого общения ограничено секундами, в течение которых необходимо сделать выразительный снимок. Место съемки может быть удалено от места действия, а площадка для фотографов слишком мала, чтобы уместить всех аккредитованных, поэтому каждый стремится занять наиболее выгодную точку. При этом каждый постоянно пытается предвидеть развитие ситуации: какие моменты могут случиться, какой будет ракурс, куда могут переместиться политики и т. д.

Снимая репортаж, не забывайте иногда чередовать горизонтальные и вертикальные снимки: если вам придется отдавать их в газету или журнал, то разнообразие форматов поможет лучше скомпоновать блок из фото.

Иногда есть необходимость в простом дублировании сюжетов. Что я имею в виду? Допустим, вы снимаете общий план, повторите то же самое, но чуть крупнее и, наконец, крупно самое основное. В настоящий момент, может быть, вы не сможете оценить, какой из планов более выигрышный, но, просматривая отснятый материал в спокойной обстановке, проще выбрать из трех похожих снимков лучший. Когда газетные репортеры снимают портрет, они непременно сделают дубли с поворотом головы персонажа в одну и другую сторону, анфас и т. д. При подборе снимков в репортажный блок или создании макета газетной полосы фотографу или дизайнеру будет проще организовать грамотный фоторяд, используя почти одинаковые фото, но с разными поворотами и направлением взгляда персонажа.

Для репортажа как серии обязательно нужны какие-то заполняющие сюжеты или фотографии-связки, которые можно заменять. Разумеется, речь не идет о ключевом, главном снимке или моменте, который держит весь материал, просто иногда замена второстепенных репортажных сюжетов может улучшить фоторассказ в целом, изменить тональность, настроение репортажа или, наконец, придать ему законченность. Газетные и журнальные снимки могут отличаться по характеру. Газете, как правило, нужен броский, хорошо читаемый и яркий снимок с простой композицией, который привлечет внимание зрителя к материалу. Журнал читают не спеша, перелистывая и разглядывая картинки, поэтому снимок может содержать больше мелких деталей, воздуха и однотонных цветовых пространств, в которые можно хорошо вписать заголовок или небольшие выжимки из основного текста.

Если мы говорим о репортаже как об очерке или серии, то и здесь надо рассмотреть все возможные варианты. Главный герой очерка не должен выступать лишь в одной роли. Любого человека - музыканта, спортсмена или политика - интересно увидеть еще и в обыденной жизни, дома, на даче или в непривычном для окружающих амплуа. Иногда фотографу необходимо прожить какое-то время со своими героями в их среде. Привыкнув к постоянному клацанью затвора и к присутствию репортера, люди уже не будут обращать внимание ни на камеру, ни на фотографа, а продолжат жить своей «обычной, но прекрасной жизнью» - вот тут вы и наснимаете шедевров.

Если говорить о фотожурналистике, то можно условно разделить всю фотографию, снимаемую репортажным методом, на такие категории:

  • Новостная фотография или пресс-фотография - съемка текущих событий, от местного до международного масштаба, очень оперативна и, как правило, отражает сегодняшний день.
  • Репортаж - те же новости, но с осмыслением, анализом причин, последствий, фотограф работает не как фиксатор события, но пытается быть и аналитиком. Второй эшелон информации, работа для еженедельников. В этом жанре работали многие известнейшие фотографы.
  • Документальная фотография - тот же репортаж, но снимаемый долго, иногда годами, и не всегда по заданию редакции, работа, посвященная интересной и, как правило, значимой теме.
  • Стрит-фото - моментальные жанровые или городские сценки, непричесанные, забавные или философские, такое зеркало разнообразной жизни, зависимое не от событий, а только от субъективного взгляда фотографа.

Стрит-фото

Есть такое направление в репортажной фотографии. Поклонники стрит-фото предполагают - и в этом есть свой резон, - что обычные люди не ведут себя «как есть», то бишь естественно и натурально, увидев нацеленный на них объектив фотокамеры. Поэтому, чтобы запечатлеть самую что ни на есть реальную и настоящую жизнь, чтобы фотоснимки были «чисты» от присутствия фотографа, надо снимать «натуру» таким образом, чтобы она и не догадывалась об этом. И снимать надо, находясь в самой гуще обыденной жизни, штатными объективами или широкоугольниками. На этот счет придумано немало уловок, разработаны методики фотосъемки «навскидку», придуманы способы, как неприметно одеваться, и другие хитрости.

Итоги

К сожалению, в последнее время настоящая репортажная и документальная фотография становится востребованной в газетах и журналах все реже, ее заменила так называемая пресс-фотография - изображение, используемое для редакторских или дизайнерских нужд. Иллюстрация необходима, чтобы газетная полоса читалась и выглядела хорошо, а качество собственно сюжета - дело второе. Считается, что хороший фотограф - не тот, кто делает отличные картинки, а тот, кто делает снимки бесперебойно, приемлемого качества, кто всегда под рукой и вовремя возвращается в редакцию с задания.

Но к любителям фотографии это не имеет никакого отношения, вы просто берете камеру в руки - и вперед, на улицы фиксировать уходящее время. И совершенно не надо задумываться о терминологии, как можно назвать тот или иной жанр. Все, что вы снимаете, будет оценено зрителями, а вам просто надо сделать репортажные шедевры.

Другие уроки Александра Беленького вы можете прочесть в его книге «Фотография. Школа мастерства».

Многие сейчас заняты бурной деятельностью в Интернете, имеют активную жизненную позицию. Ведут блоги, в которых, помимо всего прочего, освещают различные события и мероприятия. Митинги оппозиции, открытие выставок, какие то вечеринки. Фотографирование события с целью рассказать о нем другим называется фоторепортажем . Давайте обсудим техническую сторону этого дела.

Всем известна старинная истина: информирован - значит готов к делу. Информация - это главное орудие в любом деле. Вот мы и постараемся вооружить вас. Расскажем, как подготовиться к съемке фоторепортажа.

Снаряжение фотографа

Самое первое - вы должны быть обладателем удобного фоторюкзака или кофра. Кофр - это специальная сумка для фотоаппаратуры. С тяжелыми и неудобными сумками трудно быть мобильным, с ними просто неудобно передвигаться. А передвигаться вам нужно оперативно. Кофр и рюкзак должны быть достаточно плотными, лучше - на каркасе. Это для того, чтобы в сутолоке или давке аппаратура, находящаяся в нем, была в безопасности. Во времена пленочной фотографии умельцы даже самостоятельно мастерили такие прочные кофры, что фотограф на них мог спокойно встать, для того чтобы сделать снимок с верхней точки. Сумка для аппаратуры, плюс ко всему, должна быть вместительной - ведь в ней нужно разместить несколько камер, объективов, вспышку и тысячу других мелочей. Причем разместить всё это надо так, чтобы любую веешь можно было за секунду и не задумываясь, на автопилоте, так сказать, достать и точно так же положить на место.

Оптика фоторепортера

Теперь про объективы. Их нужно несколько. Первым делом - широкоугольник, объектив с фокусным расстоянием от 16 до 35 мм. С его помощью удобно захватывать в кадр большие пространства, не отходя далеко от происходящего события. Он незаменим при съемке групповых сцен, архитектуры, общего плана мероприятия. А такие кадры необходимы в репортаже, они несут очень много информации.

Длиннофокусником хорошо снимать удаленные объекты, к которым трудно или вообще невозможно подойти. Это и отдельные лица из толпы присутствующих, и какие то детали происходящего, чтобы не привлекать всеобщего внимания. Например, плакаты в руках митингующих оппозиционеров.

Удобнее, конечно, пользоваться одним объективом с переменным фокусным расстоянием. Это так называемые зум-объективы. В этом случае отпадает необходимость постоянной смены объективов во время работы (ох, как неудобно было фотографам еще лет 20-25 назад, когда таких чудес техники еще не было). Самый оптимальный вариант зума для репортажной съемки - 16-300 мм. Но беда в том, что качественных объективов с такими параметрами довольно мало и они дороги. Поэтому приходится иметь как минимум два объектива - 18-70 мм и 70-300 мм.

Объектив для съемки фоторепортажа должен обладать хорошей светосилой. Далеко не всегда приходится снимать при хорошем освещении и в таких условиях, что нельзя применить вспышку. Смысл в ней, например, отпадает, если вы находитесь в 30-40 метрах от объекта съемки.

Вспышка и аксессуары

Вспышка тоже нужна. При съемке в помещении без нее чаще всего не обойтись. Вспышка должна хорошо взаимодействовать с вашей камерой и её автоматикой, обладать достаточной мощностью. Хорошо, если вспышка будет оснащена фильтром-рассеивателем. Не забудьте и о достаточном запасе элементов питания. Вспышки - очень активные потребители их энергии. Так же нужно взять с сбой и запасные аккумуляторы для фотоаппарата, лучше - не один комплект. И несколько карт памяти. Почему флешек несколько? Всё просто. Лучше если заглючит одна на 4 гига, чем такая же на 32. Все они так ненадежны. И, кроме всего прочего, маленькие, легко теряются.

Если событие, о котором вам нужно будет сделать фоторепортаж, планируется на улице, а возможно и на фоне красивого пейзажа или архитектуры, хорошо иметь с собой светофильтры. На то, зачем они нужны в данном случаем, мы сейчас отвлекаться не будем. Об этом вы сами почитаете в других источниках.

Теперь давайте поговорим о том, как снимать.

Еще до того, как начать снимать, до начала мероприятия нужно понять - а что, собственно, вы хотите показать и сказать своим зрителям или заказчикам. Сформулируйте для себя главную цель заранее. Это очень поможет вам в поисках нужного кадра, в выработке общей схемы, концепции репортажа. По возможности хорошо бы почитать сценарий мероприятия, чтобы знать, кто, когда и откуда выйдет и заранее приготовиться к этому, без суеты занять нужную точку съемки.

Организатор мероприятия тоже может заказать вам фоторепортаж. Заказчику нужно угождать, делать как можно больше кадров с его логотипом, снимать так, чтобы в кадре почаще были первые лица фирмы-заказчика, значимые гости мероприятия. Это заказчику обычно нравится. Может случиться, что ваши снимки он использует не только в своем корпоративном альбоме, но еще и в собственной рекламе. А это - уже другая тема для беседы и у вас с ним, да и у нас с вами.

В фоторепортаже нужно отразить дух, масштаб всего происходящего. А это - общие планы. Необходимы и средние планы - собственно факт события: вручение грамоты, выступление кого-то на трибуне. Выигрышно смотрятся крупные планы, например, лица участников. Хороши детские лица. Они порой очень эмоциональны и способствуют передаче зрителю настроения происходящего. Можно и вообще укрупнить детали, показать, например, чьи-нибудь глаза, логотип фирмы на чашке с чаем. Еще раз обратим внимание - не забывайте о важных гостях. Это ваш, так сказать, пассивный пиар, реклама вас как фотографа. Это важно, это заделка на будущее.

  • На съемку постарайтесь придти пораньше, до начала мероприятия. У вас будет время и возможность оценить место события, точки съемки, возможности освещения и многое другое, что поможет работать без суеты.
  • Во время съемки репортажа не отказывайте присутствующим в групповом портрете. Снимайте просящих. А потом смело давайте им свои визитки. Это ли не бесплатная реклама?
  • Не считайте кадры. Снимайте смело и много. Благо, современные цифровые камеры, в отличии от старых плёночных, позволяют это сделать. А когда есть из чего выбирать - значит и результат будет лучше. Для этого нужно обзавестись несколькими флешками.
  • Старайтесь быть вежливыми и улыбчивыми и вообще - побольше позитива. Это располагает людей к вам.
  • Больше снимайте движение. Движение - это жизнь. Статика - это натюрморт. Мёртвая натура.
  • Не забывайте следить за настройками фотокамеры. Возможно, в процессе работы вы могли случайно задеть какую-нибудь кнопочку или рычажок и сбить настройки. Потом жалеть будете.
  • Если вы - не один фотограф на мероприятии, если рядом работают ваши коллеги, старайтесь не мешать им. Не перекрывайте им кадр, не лезьте в кадр других. Опытный фотокорреспондент должен всегда поддерживать товарища и спиной чувствовать чужие объективы.
  • Во время компьютерной обработки снимков следите за балансом белого цвета. Экспозиция и тональность снимков в репортаже должны быть одинаковыми.
  • Людям нравятся яркие репортажные снимки. Старайтесь сделать свой репортаж не только насыщенным событиями, но и насыщенным в цветовом плане. Он может быть даже слегка вызывающим и в том, и в другом отношениях.

Подборка фотографий: