Большой и малый трианон в версале. Большой Трианон в Версале и фаворитки Людовика XIV Режим работы и стоимость билетов на туристический поезд Версаля


100 великих дворцов мира Ионина Надежда

МАЛЫЙ ТРИАНОН

МАЛЫЙ ТРИАНОН

В правой части Большого версальского канала расположился комплекс Трианона, состоящий из Большого и Малого дворцов с их собственным садовым окружением. Малый дворец, или фарфоровый Трианон, – необыкновенное архитектурное сооружение. Весной 1670 года архитектор Л. Лево получил от Людовика XIV повеление начать строительство китайского «Домика удовольствий». Оригинальный павильон, снаружи выложенный фаянсовыми изразцами, король посвятил своей фаворитке маркизе де Монтеспан. Влюбленные получили и «пагоду», архитектура которой с китайским стилем имела мало что общего.

Игрушечное одноэтажное здание Малого Трианона расположилось в глубине небольшого двора. Центр его фасада по моде того времени был украшен пилястрами, поддерживающими классический фронтон. На высокой крыше ступеньками располагались вазы, искусно сделанные «под фаянс». Такие же вазы украшали скамьи дворика и садовые фонтаны.

В самом павильоне главный интерес представляет королевская обстановка. Многочисленных посетителей и туристов интерьеры «Китайского домика» просто изумляют. Его внутренние стены сплошь покрыты дельфтскими изразцами, ими выстланы и полы в залах. Главный салон «Домика удовольствий» выложен белыми с лазурью узорчатыми фаянсовыми плитками. Стены «Зала Амуров» затягивает белая тафта, усыпанная золотыми и серебряными китайскими цветами. В «Комнате Дианы» стояли ширмы, украшенные изображениями экзотических птиц, ваз, цветочных гирлянд и вензелей короля. Такой же узор был на шелке, обтягивающем стены, на коврах и рисунках изразцов.

Фарфоровый «Китайский домик» поистине был сооружением затейливым. В него входили еще «Кабинет благоуханий», специальные комнаты «для приготовления варенья», «для легких блюд», подаваемых перед десертом, и «для супов». При сказочном домике находился и переполненный чудесными диковинками сад, в котором возделывались редкие тогда апельсиновые деревья, дикие каштаны, были высажены левкои, анемоны, испанский жасмин, стамбульские нарциссы.

Малый Трианон стал любимым местом пребывания французской королевы Марии-Антуанетты. Подробное описание о том дает в своем романе «Мария-Антуанетта» австрийский писатель Стефан Цвейг.

Людовик XVI, отчасти по слабости характера, отчасти из галантности, преподносит ей как «Утренний дар» маленький летний дворец Трианон – крошечную страну, суверенное государство в громадном Французском королевстве.

Вот она, ее безделушка, едва ли не самая очаровательная из тех, что были созданы французским вкусом, – нежные линии, совершенные формы, настоящая шкатулка для драгоценностей, оправа, достойная юной и изящной королевы В последующие годы королева совсем немного меняет в убранстве маленького замка. Обнаруживая истинный вкус, она не портит эти помещения, рассчитанные на интимное настроение, ничем роскошным, помпезным, нарочито дорогостоящим Не к вызывающему великолепию стремятся здесь, не к театральной импозантности, а к неназойливости, приглушенности. Не власть королевы должна подчеркиваться здесь, а прелесть молодой женщины, образ которой тонко воспроизводится всеми окружающими ее предметами.

Трианон – это миниатюрный придуманный мир; символично, что из его окон не видно ни Версаля, ни Парижа, ни селений. За десяток минут можно обойти дворец, и все же это крошечное пространство для Марии-Антуанетты значительно важнее, чем целое королевство с двадцатью миллионами подданных. Здесь королева чувствует себя прекрасно и вскоре до того привыкает к такому свободному образу жизни, что по вечерам ей все труднее становится возвращаться в Версаль.

В Малом Трианоне Мария-Антуанетта желает иметь невинный ландшафт, «естественный» сад, причем самый наиестественный из всех модных естественных садов В этом «англо-китайском саду» хотят представить не просто природу, но всю природу, на пространстве площадью в пару квадратных километров – весь мир в игрушечных масштабах. Все должно быть на этом крохотном клочке земли: французские, индийские, африканские деревья, голландские тюльпаны, южные магнолии, пруд, речка, гора и грот, романтические руины и сельские хижины, греческий храм и восточный ландшафт – все искусственное, но производящее впечатление настоящего.

Подгоняемые нетерпением королевы, сотни рабочих начинают колдовать над осуществлением планов инженеров и художников Прежде всего по лугу прокладывается тихий, лирически бормочущий ручеек. Правда, воду нужно вести из Марли по трубам длиной до тысячи футов, и по этим трубам одновременно утекают немалые деньги, но ведь извилистое русло ручейка выглядит так приятно и естественно! Тихо журча, ручеек впадает в искусственный пруд с искусственным островком, к островку перекинут прелестный мостик, по пруду грациозно плавают белые лебеди в сверкающем оперении…

Каждый год у королевы появляются новые прихоти, все более изысканные. Чтобы принять у себя итальянских и французских комедиантов, она дает указание построить маленький театр, чрезвычайно изящный в своих пропорциях. А потом она сама делает прыжок на подмостки сцены. Веселая, шумная компания, окружающая королеву, также увлекается идеей любительских спектаклей. Несколько раз появляется даже король, чтобы отдать дань восхищения своей супруге как актрисе. Таким вот образом карнавал в Трианоне продолжается круглый год: Мария-Антуанетта удаляется в Трианон не для того, чтобы стать рассудительной, а для того, чтобы разнообразнее и свободнее развлекаться.

Чтобы развлечь себя и гостей, она повелела разбить вокруг Трианона небольшую деревушку. Конечно, эта королевская деревня была игрушкой, в которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. Коров здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики. Кроме того, Мария-Антуанетта приказала для реальности нарисовать картины, чтобы на фасадах только что построенных крестьянских домов зияли трещины.

В королевской деревне находились мельница, птичник и молочная. Сейчас в этом месте экскурсоводы обычно рассказывают посетителям занимательную историю о том, что здесь хранятся чашки, формой своей представляющие слепок с грудей Марии-Антуанетты. Из этих чаше королева в «своей молочной» любила угощать гостей молоком от своих коров.

Рассказывают экскурсоводы и о том, что частные королевские покои (например, постель Марии-Антуанетты) впоследствии нередко служили местом скандальных похождений влиятельных особ, которые приезжали сюда комфортно провести ночь.

Во время революции парижане обезглавили королеву, которую ненавидели: для народа она была австриячкой, распутницей и транжирой народного достояния. Рассказывают, что, взойдя на эшафот, королева случайно наступила на ногу палачу, но вежливо сказала: «Пардон, месье, я нечаянно».

О многих приключениях могли бы рассказать дворцы и парки Версаля, и не только о тех, которые происходили несколько веков назад. Например, в 1901 году неподалеку от Малого Трианона разыгрался, если можно так выразиться, «спектакль из прошлого». О существовании физического перемещения лиц во времени люди задумывались давно, потому что всегда встречались феномены, готовые поклясться, что на какое-то мгновение они явно переносились в другую эпоху.

В центре «визита в прошлое» 10 августа 1901 года оказались две англичанки – мисс Моберли и мисс Джордан. Они долго не решались рассказать о случившемся с ними происшествии и только через десять лет, в 1911 году, опубликовали следующие факты.

Мисс Моберли и мисс Джордан каким-то непонятным образом очутились на празднике, где люди в придворных одеждах XVIII века прогуливались группами и беседовали друг с другом. Ветер доносил издали мелодию менуэта, а на холсте, установленном на мольберте, молодая женщина что-то рисовала .

К ее рисунку присматривались две дамы. Младшая из них, светловолосая красавица в серебристом платье и пастушеской шляпе, держала на руках маленькую собачку в ошейнике с колокольчиками. На пришельцев из будущего эти люди не обращали никакого внимания.

Чтобы установить дату события, французские ученые тщательно проанализировали рассказ англичанок и установили, что «праздник» мог произойти между 1770 и 1774 годами.

«Визит в прошлое» сопровождался у юных леди чувством потерянности, подавленности, как будто их окутала «тяжелая угнетающая дремота». Однако психически девушки были абсолютно здоровы и дружно утверждали, что они физически присутствовали в Версальском парке того времени. Более того, они дважды обращались с вопросами, как пройти к Малому Трианону, и получали вежливые ответы…

Малый Трианон - небольшой дворец (фр. château), расположенный на землях Версальского дворца во Франции. Спроектирован Анж-Жаком Габриэлем по приказу Людовика XV для его фаворитки маркизы де Помпадур и построен в 1762-1768 годах.

Архитектура

Дворец «Малый Трианон» является прекрасным примером перехода от стиля рококо первой половины XVIII века к более сдержанному, но не менее элегантному классицизму, получившему развитие с 1760-х годов. Внешне дворец прост и элегантен, архитектурно выдержан, нет вычурных украшений периода барокко. Он представляет собой двухэтажный параллелепипед с пятью окнами на каждой боковой грани. Перистили из четырёх колонн со стороны сада и внутреннего двора завершают картину.

Внутреннее устройство

Здание было спроектировано так, чтобы уменьшить взаимодействие между гостями и слугами, как только возможно. Например, задумывались передвижные обеденные столы. Прислуга должна была сервировать их в подсобных помещениях кухни, и затем столы механическим лифтом поднимались бы в столовую. Эти столы так и не были изготовлены, но сохранилась особая структура подвала. В покоях королевы просматривается её характер. Её будуар показывает большую изобретательность: поворотом простой ручки зеркала во всю длину медленно поднимаются от пола и устанавливаются перед окнами. Её спальня, несмотря на простоту, также элегантна и обставлена мебелью французских мастеров Жоржа Жакоба (фр. Georges Jacob) и Жан-Анри Ризенера.

Маркиза де Помпадур застала начало строительства дворца, но умерла за четыре года до его завершения, и дворец достался следующей фаворитке - графине Дюбарри. После восшествия на престол в 1774 году 20-летний Людовик XVI передал дворец и прилегающий парк в качестве частной резиденции своей жене, 19-летней королеве Марии-Антуанетте. Мария-Антуанетта приезжала сюда, чтобы отдохнуть от формальной жизни двора и тяжёлых обязанностей королевы. Всё в Малом Трианоне подчинялось власти королевы. Никто, даже сам король, не мог ступить на эту землю без её приглашения. Это вызывало недовольство среди аристократов, так как сюда допускался только ближний круг королевы. Во второй половине 1770-х годов на месте «образцовой фермы» и ботанического сада Малого Трианона по указанию Марии-Антуанетты архитектором Ришаром Миком при помощи садовника Антуана Ришара и художника-пейзажиста Юбера Робера был разбит новомодный пейзажный парк в англо-китайском стиле. В 1780-м году Ришар Мик возвел Театр Королевы, воспроизводивший в миниатюре версальскую Оперу, где Мария-Антуанетта с удовольствием играла на сцене беспечных и наивных пастушек, и для которой сама писала пьесы. В 1783-1785-х гг. рядом с «образцовой фермой» Людовика XV Ришаром Миком была построена Деревушка Королевы - Амо де ля Рен, архитектура которой питалась народными мотивами Австрии, Нормандии и Фландрии.

Дворец Малый Трианон в Версале, как и относящиеся к нему павильоны и постройки, имеет не так мало шансов выпасть из сферы вашего внимания. Тот, кто собирается и посещает в пригороде Парижа, — а эта достопримечательность Франции регулярно входит в Топ-3 самых популярных среди иностранных туристов, — обычно лимитирован во времени и смотрит только «самое-самое». Не подозревая, что настоящие сокровища вкуса лежат вовне Мраморной галереи и парадных залов резиденции «Короля-Солнца».

Как скажет практически любой квалифицированный гид и даже просто специалист по дореволюционной истории Франции, малая королевская (от слова королева, а не король) резиденция в уединенном уголке Версальского парка — целый маленький мир, срез исторической, архитектурной, стилевой эпохи.

Малый Трианон: история и владельцы

Ибо дворец вместе с прилегающими землями некогда подарен самой известной королеве в истории страны, погибшей впоследствии на эшафоте Марии-Антуанетт. И превращен ею в крошечную планету вне мира.

Символ эпохи рококо, изящная бонбоньерка вкуса и стиля вне времени и трендов, дворец стал убежищем австрийской принцессы, так и не прижившейся по-настоящему при французском дворе.

Здесь Мария-Антуанетта предпочитала проводить время, здесь обедала и беседовала с друзьями. Возможно, принимала любовника (ов). Словом, жила именно здесь, а не в гигантском здании, главной монаршей резиденции.

Дворец Малый Трианон и местность его окружающая были превращены (за очень немалые деньги) в крошечную идеальную страну, где все было не так, как в реальном мире. Страну, которую не касались бури предреволюционного времени и куда не было доступа этикету королевского двора.

Страну, жившую по своим законам, и не признававшую никакого другого мира, кроме своего собственного! Здесь правила исключительно сама Мария-Антуанетта и никто, даже король Франции Людовик XVI не мог вступить на землю этого государства в государстве без приглашения.

Любопытно, что сам дворец Малый Трианон был построен Жак-Анжем Габриэлем в 1762-1768 году для любовницы короля Людовика XV, маркизы де Помпадур. Этот же архитектор проектировал Королевскую площадь, ныне известную как площадь Согласия, перестраивал интерьеры Версальского дворца, создавал местную Оперу.

  • Де Помпадур так и не увидела здание завершенным. После в него сразу вселилась новая фаворитка, графиня Дюбарри. Последней хозяйкой стала уже королева следующего царствования…

В парке

Мария-Антуанетта за те 15 лет, что резиденция находилась в ее собственности, повелела разбить парк в только входящем тогда в моду английском стиле. Были построены садовые павильоны и даже отдельный театр Королевы, в миниатюре воспроизводивший версальскую Оперу.

Впоследствии, уже совсем незадолго до революции (1783-1785), в парке возникла целая идиллическая деревня, Hameau de la Reine, с Домом королевы, коттеджами, собственными: фермой, мельницей, голубятней и сыроварней, огородами, цветниками и всем остальным…


«Деревня» королевы

Внутреннее убранство домиков, впрочем, было роскошным — еще бы, сама королева любила прогуливаться здесь ежедневно, таким образом окунаясь в жизнь «простого» народа. Немногочисленные приближенные и приглашенные могли отведать продуктов собственного производства: например напиться молока из кувшина севрского фарфора, поданного самой Марией-Антуанеттой.

Что касается дворца Малый Трианон, то он был полностью перестроен внутри (снаружи зданию оставили его классицистический облик) в едином стиле. Каждая деталь интерьера, начиная от дверных ручек и кончая изящной мебелью и портьерами была тщательно продумана. Поговаривают, что значительную часть внутреннего убранства создавали чуть ли не по эскизам самой королевы.

Время работы и цены на билеты

  • Время работы: 12-17.30 зимой и 12-18.30- в летний сезон. Понедельник — выходной день в Версале

Цены на билеты: € 10 стоит посещения Большого и Малого Трианона, и всех владений Марии-Антуанетты, включая сады

В € 20 обойдется единый «паспорт» на посещение вообще всего Версальского комплекса на день и в 25 € — на 2 дня. Лица до 18 лет впускаются бесплатно вне зависимости от гражданства. Ничего не платят и обладатели Paris-Pass ().

В каждое первое воскресенье месяца с ноября по март — вход бесплатный для всех!


Мельница Малого Трианона
1. Свой рассказ о Версале, я пожалуй построю не в хронологическом порядке, а наоборот, начну с самого малого - а в в Версале это конечно Малый Трианон небольшой дворец Марии Антуанетты.

2. Дворец находится на почтительном расстоянии, но когда вы располагаете временем то прогуливаясь по гигантскому парку Версаля, можно отклониться в сторону и посмотреть место уединения французской королевы. Ведь из его окон не видно ни Версаля, ни тем более Парижа.

3. Но начну по порядку, этот дворец спроектировал Ange-Jacques Gabriel по приказу Людовика XV для его фаворитки маркизы де Помпадур и построен в 1762—1768 гг.
Маркиза де Помпадур умерла за четыре года до завершения строительства, и дворец достался следующей фаворитке — графине Дюбарри. После восшествия на престол в 1774 году 20-летний Людовик XVI передал дворец и прилегающий парк в качестве частной резиденции своей жене, 19-летней королеве Марии-Антуанетте. Кстати, ее вензель можно часто встретить во дворце, она первая французская королева, которая себе это позволила.

4. И именно с королевой Марией Антуанеттой связан расцвет Малого Трианона, королева приезжала сюда, чтобы на время позабыть шумный Версаль - только представьте себе, что вход в Версаль был практически свободный - все кто имел благородную одежду и шляпу мог войти на его территорию, время трапезы короля и королевы были публичными и все дозволялось за этим смотреть - публичность на 200 процентов!!!
Дворец Малый Трианон со стороны парка.

5. В Малом Трианоне было все по другому: здесь все подчинялось власти королевы. Никто, даже сам король, не мог ступить на эту землю без ее приглашения. Это вызывало недовольство среди аристократов, так как сюда допускался только ближний круг королевы.
Даже передвижение прислуги по дворцу было минимизировано - планировалось построить механическое устройство, которое бы перемещало из подвала уже сервированный стол с едой в столовую, но это так и не воплотилось в жизнь.

6. Что ж, войдем во внутрь дворца.

7. После событий французской революции (Людовик XVI был казнен 21 января 1793 года, а девять месяцев спустя — 16 октября — на эшафоте погибла Мария-Антуанетта), дворцовые интерьеры были распроданы-разграблены и он постепенно приходил в упадок но в начале нашего столетия около 250 специалистов трудились целый год, чтобы воссоздать комнаты и сады Малого Трианона в том виде, какими их видела Мария Антуанетта.

8. Этот дворец как маленькая шкатулка - полная противоположность бесконечному Версалю, это пример перехода от стиля рококо к более сдержанному, но не менее элегантному классицизму, получившему развитие с 1760-х годов.

9.

10.

11. Живописные полотна и скульптура во дворце сохранились с периода царствования Людовика XV и посвящены конечно же королеве.

12.

13.

14.

15.

Большой и Малый Трианоны , а также деревня Марии-Антуанетты отлично дополняют Версальский дворец , и олицетворяют собой целую эпоху в истории Франции . Эпоху абсолютной и безграничной власти короля.

Осмотрев, наконец, весь, мы вышли на свежий воздух. Теперь уже безвозвратно. При наличии карты перемещаться по территории Версаля оказалось гораздо проще. Взяв немного правее, мы отправились в Большой Трианон , назначение которого немного отличается от назначения Версальского замка , и который выглядит попроще и не так помпезно. В свое время там жил сам Людовик XIV и его потомки, а также гости, посещавшие Версаль . Обстановочка, конечно, поскромнее, но выглядит тоже всё очень цельно и добротно.

Версальский дворец был официальной резиденцией Людовика XIV . Поэтому там и проводились официальные мероприятия, связанные с государственной службой, такие как
королевские приемы и встречи с главами других государств. Но жизнь любого короля не ограничивалась делами государственными. У него также имелись личные дела. Именно для их организации Людовик задумал возвести небольшой дворец рядом с Версальским .

В 1665 году для воплощения задумки были выкуплены прилегающие территории небольшой деревеньки под названием Трианон . Недолго думая, все постройки снесли, землю расчистили, и обустроили небольшой сад. Этим дело не ограничилось, и в 1670 году началось строительство дворца, получившего название Фарфоровый Трианон . Дворец был отделан фаянсом и керамической плиткой в китайском стиле. В то время фарфор и фаянс никак не разделяли — отсюда такое название.

Большой Трианон в Версале — он же мраморный

Через некоторое время плитка дворца начала трескаться и осыпаться. Людовик подумал-подумал, да и решил снести его, а на его месте построить новый, более основательный и долговечный. Новый дворец богато отделали мрамором, и поэтому он получил название Мраморный Трианон . Когда же, много лет спустя, рядом был построен Малый Трианон , следуя железной логике, слово «мраморный» заменили на слово «большой» . Так и получилось его современное название.

Большой Трианон в Версале — один из залов

Большой Трианон в Версале — один из залов

Людовик XIV шибко полюбил Большой Трианон . Там он отдыхал от государственных забот и людей. Также не отказывал себе в разного рода развлечениях. Известный факт, что Людовик XIV был весьма любвеобильным, поэтому дворец без дела не стоял. Людовик XV хоть и был не менее любвеобильным, Большим Трианоном интересовался не так страстно, и бывал там изредка. А последующих правителей дворец занимал и того меньше.

Завершив прогулку по залам Большого Трианона , мы прошлись по парку, разбитому рядом. Конечно, он не так велик и огромен, как соседний парк Версальского замка , но тоже вполне себе ничего. Тих и спокоен.

Большой Трианон в Версале — снаружи

Выйдя с территории, мы направились в сторону следующего объекта нашего исследования – Малого Трианона . Однако, пошли мы туда не сразу. Решили сперва посидеть на лавочке в тени деревьев, передохнуть и перекусить нашего запрещенного провианта. Как же хорошо, что нам удалось его пронести 🙂

«Когда-то давно точно также сидел и кушал Людовик XIV, только не снаружи дворца, а внутри» , – так думал я, проглатывая последний кусок бутерброда и запивая его водичкой. Каждому свое.

Тем временем, пора было идти дальше. И буквально через 5 минут мы уже стояли напротив небольшого дворца. На фоне предыдущих он выглядел совсем уж скромно. Я бы даже сказал — до неприличия. После вселенского масштаба Версальского дворца и фундаментального спокойствия Большого Трианона , Малый Трианон был как избушка на опушке леса. Хотя он, наверное, таким и задумывался…

Малый Трианон строился Людовиком XV для своей фаворитки маркизы де Помпадур . Но она не дожила до завершения строительства, и дворец перешел «по наследству» следующей фаворитке короля.

После смерти Людовика XV Малый Трианон стал частной резиденцией королевы Марии-Антуанетты – молодой супруги короля Людовика XVI . Именно с ее именем этот дворец в основном и ассоциируется.

Дворец обустроен весьма своеобразно, без особой роскоши и блеска. Когда по нему ходишь, ощущения, что находишься в королевском дворце, нету. Но есть ощущение какого-то таинственного замка, наверное, благодаря его подвалам, маленьким окошкам и принципам минимализма, и даже аскетизма, царящего вокруг.

Малый Трианон в Версале — один из залов

Задумка дворца была в том, чтобы минимизировать контакт между хозяином и прислугой. Небольшие входы-выходы, лабиринты, изгибы стен – все служило этой идее.

Впечатления от прогулки по Малому Трианону казались какими-то скомканными и непонятными. Может, это просто на контрасте от посещения Версальского дворца .

Вообще, в кассах Версаля имеются в продаже двухдневные билеты, и, возможно, для более полного погружения в ауру этого комплекса стоит воспользоваться именно такими. Но у нас в Париже было не так много времени, а посмотреть хотелось побольше. Поэтому мы, как и все, сначала смотрели великолепный и внушительный Версальский дворец, а через пару часов кроткий и безмятежный Малый Трианон .

Бесплатный совет:

Покинув Малый Трианон , мы запетляли извилистыми тропами в сторону творения Марии-Антуанетты – средневековой деревни .

Мария-Антуанетта – дочь императора Священной Римской Империи Франца I и Марии-Терезии . В раннем возрасте была выдана замуж за короля Франции Людовика XVI . Имела натуру творческую и разноплановую. Любила театр и искусство, и не очень любила строгость и сдержанность, присущие королевскому двору. Во многом, именно поэтому и пожелала организовать свой собственный «уголок свежего воздуха» в холодном и помпезном Версале .

Так и появился парк при Малом Трианоне , в пределах которого Мария-Антуанетта отдыхала духовно и физически. Вход в парк был запрещен даже самому королю. Туда можно было попасть только по личному приглашению королевы. Что не особо было по нраву тогдашней французской элите — близким и приближенными к двору людям. Да и в целом, аристократия не сильно жаловала молодую королеву.

Лебедь в парке

Время от времени в садах парка Мария-Антуанетта развлекала себя и своих гостей театральными постановками, для которых сама писала пьесы, и в которых сама непосредственно участвовала. Как правило в ролях простолюдинок и добродушных селянок.

Вскоре, заскучав от унылой иллюзии жизни французских монархов, Мария-Антуанетта решила почувствовать себя полноценной французской селянкой. Эта идея так глубоко засела в ее сознании, что отказаться от нее королева была не в силах. Так и появилась эта небольшая деревенька рядом с Малым Трианоном .

Несколько домиков, пруд, и полноценное домашнее хозяйство. В деревне выращивалось будущее мясо в виде коров, будущая рыба в виде карпов, а также овощи и фрукты в неизменном виде. Плюс много-много разных цветочков и растений, которые королева тоже весьма обожала. Говорят, что сейчас флора парка восстановлена в соответствии с флорой того времени.

Сама Мария-Антуанетта закончила весьма печально, но это участь постигла многих известных французов революционных времен. А вот деревня до сих пор цветет и пахнет. И там до сих функционирует ферма: выращиваются овощи, ходят животные, и плавают рыбы с утками.

С превеликим удовольствием мы прошлись по истоптанным деревенским тропам, фотографируя домики давних времен. В этой деревушке я бы с удовольствием пожил в тишине и спокойствии. Жаль родился не три века позже и вовсе не там 🙂

Гуляя от домика к домику, мы наткнулись на пруд, а точнее на то, что в нем творилось. Такого количество голодных карпов я точно нигде не видел. Плавали они ртами наружу, явно прося еды. Как я говорил выше, у нас был с собой хлебушек, и мы им поделились с голодающими версальскими карпятами. Что из этого вышло, можно глянуть в небольшом видео.

К концу нашей прогулки по деревне опять начался французский ливень, и нам пришлось в спешном порядке покидать сельхозугодья. Особенно радовало, что успели посмотреть всё и уже сами собирались восвояси. Немного поплутав между посадок и заборов, мы выбрались из Версальского комплекса через другие ворота, от которых до нашей станции оказалось даже ближе, чем от главных ворот. Успешно забрались в поезд и поехали домой, где нас ждал отдых и подготовка к завтрашнему путешествию.

Франция долгое время была законодателем мод в Европе , а Версаль – яркий представитель той эпохи. Дворцово-парковый комплекс Версаля по праву считается одним из архитектурных шедевров мира. Побывать в Париже и при этом не побывать в Версале практически невозможно.