Большая "семерка ". "Большая восьмерка"


Большая семерка (G7) – это группа из семи промышленно развитых стран: Японии, Франции, США, Канады, Италии, Германии и Великобритании (см. рис. 1). G7 была создана в период нефтяного кризиса 1970-х годов прошлого столетия - как неформальный клуб. Основные цели создания:

  • координация финансовых и экономических связей;
  • ускорение интеграционных процессов;
  • выработка и эффективное проведение антикризисной политики;
  • поиск всех возможных путей преодоления противоречий, возникающих как между странами - участницами большой семерки, так и с другими государствами;
  • выделение приоритетов в экономической и политической сферах.

(Рис. 1 – Флаги стран-участниц «Большой семерки»)

Согласно положениям «Большой семерки», принимаемые на встречах решения должны реализовываться не только через систему крупнейших международных экономических организаций (таких как Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию), но и посредством государственных институтов G7.

Решение о необходимости проведения встреч руководителей вышеуказанных стран было принято в связи с обострением отношений между Японией, Западной Европой и США по ряду финансовых и экономических вопросов. Первая встреча была организована Валери Жискаром д’Эстеном (в то время – президентом Франции) в Рамбуйе 15-17 ноября 1975 года. На нее собрались главы шести стран: Японии, Франции, ФРГ, США, Италии и Великобритании. Канада присоединилась к клубу в 1976 году на встрече в Пуэрто-Рико. С этого времени совещания стран-участников стали называться «саммитами» G7 и проходить на регулярной основе.

В 1977 году в качестве наблюдателей на саммит, который принимал Лондон, прибыли руководители Европейского союза. С тех пор их участие в данных встречах стало традицией. Начиная с 1982 года сфера деятельности «Большой семерки» включила также и политические вопросы.

Первое участие России в большой семерке произошло в 1991 году, когда на саммит был приглашен Михаил Горбачев – президент СССР. Но только в июне 1997 года на встрече в Денвере было принято решение о присоединении к «клубу семи» России. Однако в обсуждении некоторых вопросов Россия не принимает участия и по сей день.

БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА (Group of eight, G8) – международный клуб, объединяющий правительства ведущих демократических государств мира. Иногда ее ассоциируют с «советом директоров» ведущих демократических экономических систем. Отечественный дипломат В.Луков определяет ее как «один из ключевых неформальных механизмов координации финансово-экономического и политического курса» США, Японии, ФРГ, Франции, Италии, Великобритании, Канады, России и Европейского союза. Роль «восьмерки» в мировой политике определяется экономическим и военным потенциалом входящих в нее держав.

У «восьмерки» нет своего устава, штаб-квартиры и секретариата. В отличие от неформального, но более широкоформатного Всемирного экономического форума, она не имеет департамента по связям с общественностью или даже своего вебсайта. Тем не менее, Большая восьмерка является одним из важнейших международных актеров в современном мире. Она стоит в одном ряду с такими «классическими» международными организациями как МВФ, ВТО, ОЭСР.

История возникновения и этапы развития. Своим появлением «Большая восьмерка» обязана серии крупных международных событий, приведших к кризисным явлениям в мировой экономике в начале 1970-х.

1) Распад Бреттон-Вудской финансовой системы и неудачные попытки МВФ и МБРР реформировать мировую валютную систему;

2) первое расширение ЕС в 1972 и его последствия для экономики Запада;

3) первый международный нефтяной кризис октября 1973, приведший к серьезным разногласиям западных стран в отношении общей позиции со странами ОПЕК;

4) начавшаяся в 1974 как следствие нефтяного кризиса экономическая рецессия в странах ОЕЭСР, сопровождавшаяся инфляцией и ростом безработицы.

В этих условиях возникла потребность в новом механизме согласования интересов ведущих стран Запада. С 1973 министры финансов США, ФРГ, Великобритании и Франции, а позже – и Японии – стали периодически встречаться в неформальной обстановке для обсуждения проблем международной финансовой системы. В 1975 президент Франции Валери Жискар д"Эстен и канцлер ФРГ Гельмут Шмидт (оба – бывшие министры финансов) предложили главам других ведущих государств Запада собраться узком неофициальном кругу для общения с глазу на глаз. Первый саммит прошел в 1975 в Рамбуйе с участием США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Японии. В 1976 к работе клуба присоединилась Канада, а с 1977 – Европейский Союз как выразитель интересов всех своих стран-членов.



Существует несколько подходов к периодизации истории «группы восьми».

По тематике встреч и активности выделяют 4 этапа в развитии «Большой семерки/восьмерки»:

1. 1975–1980 – очень амбициозные планы по развитию экономической политики стран-членов;

2. 1981–1988 – возрастает внимание к неэкономическим вопросам внешней политики;

3. 1989–1994 – первые шаги после холодной войны: перестройка стран Центральной и Восточной Европы, СССР (России), кроме того традиционные проблемы развития торговли и долгов. Появляются такие новые темы как окружающая среда, наркотики, отмывание денег;

4. После саммита в Галифаксе (1995) – современный этап развития. Становление «Большой восьмерки» (включение РФ). Реформирование международных институтов («новый мировой порядок).

Механизм функционирования. С точки зрения институционального развития эксперты выделяют 4 цикла:

1) 1975–1981 – ежегодные встречи лидеров государств и сопровождающих их министров финансов и иностранных дел.

2) 1982–1988 – «семерка» обрастает автономными саммитами на уровне министров: торговли, иностранных дел, финансов.

3) 1989–1995 – рождение в 1991 ежегодной «послесаммитовской» встречи «группы семи» с СССР/РФ, увеличение числа ведомств, проводящих свои встречи на уровне министров (например, окружающей среды, безопасности, т.д.);

4) 1995 – н.вр. Попытки реформирования схемы проведения встреч «восьмерки» за счет упрощения повестки дня и принципов ее работы.

В начале 21 в. «восьмерка» представляет собою ежегодные саммиты глав государств и встречи министров или официальных лиц, как регулярные так и ad hoc – «по случаю», материалы которых иногда попадают в прессу, а иногда не публикуются.

Ключевую роль в проведении саммитов играют так называемые «шерпы». Шерпами в Гималаях называют местных проводников, помогающих альпинистам подняться на вершину. Учитывая то, что само слово «саммит» (summit) на английском означает высокую горную вершину, получается, что «шерп» на дипломатическом языке – это главный координатор, помогающий своему президенту или министру разобраться во всех обсуждаемых на саммите проблемах.

Они же готовят черновые варианты и согласовывают окончательный текст коммюнике – основного документа саммита. Оно может содержать прямые рекомендации, обращения к странам-членам, постановку задач для решения в рамках других международных организаций, решение об учреждении нового международного органа. Коммюнике оглашает президент страны, принимающей саммит «восьмерки» с соблюдением соответствующей торжественной церемонии.

Россия в «Большой восьмерке». Вопрос о том, является ли «Большая восьмерка» полноценной восьмеркой, когда «Большая семерка плюс один» стала «Восьмеркой» – вопрос о том, какую роль играла и играет Россия в этой организации вызывает большие споры до сих пор. Ее членство в «Большой восьмерке» поначалу воспринималось с большими оговорками и критикой как за рубежом, так и в самой России. Однако на рубеже 20 и 21 вв. в России и за рубежом появился более серьезный интерес к этой теме, более уважительное и информированное отношение со стороны общественного мнения и СМИ.

С 1991 Россию стали приглашать к участию в работе «семерки». С 1994 это происходило в формате «7+1». В апреле 1996 в Москве состоялся специальный саммит «семерки» по ядерной безопасности с полноправным участием России. А весной 1998 в Москве прошла министерская встреча «Семерки» по проблемам мировой энергетики. В 1998 в Бирмингеме (Англия) «Большая семерка» официально стала «Большой восьмеркой», предоставив России формальное право полноправного участия в этом клубе великих держав. Осенью 1999 по инициативе России в Москве прошла министерская конференция «Восьмерки» по борьбе с транснациональной организованной преступностью.

В 2002 на саммите в Кананаскисе (Канада) лидеры «восьмерки» констатировали, что «Россия продемонстрировала свой потенциал в качестве полноправного и важного участника в решении глобальных проблем». В целом в 1990-х участие РФ сводилось к поиску новых кредитов, реструктуризации внешнего долга, борьбе с дискриминацией российских товаров, признанию России в качестве страны с рыночной экономикой, стремлению вступить в Парижский клуб кредиторов, ВТО и ОЭСР, а также вопросов ядерной безопасности. К началу 21 в. страна оправилась от кризиса 1998 и изменилась роль РФ. На саммите в Окинаве (Япония, 2000) Россия уже не поднимала вопрос о кредитах и реструктуризации долгов. В 2001 на встрече в Генуе РФ впервые выступила в качестве донора по некоторым программам «восьмерки». Только весной 2003 РФ выделила 10 млн. долл. в трастовый фонд Кельнской инициативы Парижского клуба кредиторов, предоставила 11 млн. долл. Всемирной продовольственной программе. До этого российская сторона приняла решение о выделении 20 млн долл. в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией. По участию в программе списания долгов беднейших стран мира Россия – лидер «Восьмерки» по таким показателям, как доля сокращаемых долгов в ВВП и их отношение к доходу на душу населения. Запланировано, что в 2006 председательствовать на саммите «Восьмерки» будет Россия.

Тем не менее, по мнению экспертов-международников, хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, ее экономическая мощь все еще не отвечает уровню остальных стран «Восьмерки», а потому российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов «Группы восьми». Эксперты сходятся к тому мнению, что «стопроцентное» участие страны в работе «Восьмерки» неосуществимо до тех пор, пока она не станет членом двух других ключевых международных организаций – ВТО и ОЭСР.

Значимость. Ценность «Большой восьмерки» заключается в том, что в современном мире главы государств настолько заняты, что у них не бывает возможности выйти за рамки общения с узким кругом приближенных лиц и рассмотрения самых насущных, текущих проблем. Саммиты «восьмерки» освобождают их от этой рутины и позволяют шире, чужими глазами взглянуть на международные проблемы, давая реальную возможность для налаживания понимания и координации действий. По словам Джо Кларка, «они освобождают многосторонние переговоры от присущих им бюрократизма и недоверия». По авторитетному мнению исследовательской группы Атлантического совета, саммиты «восьмерки» все реже поражают мир глобальными инициативами и все больше превращаются в форум для выявления новых угроз и проблем с целью их последующего решения в рамках других международных организаций.

Критика «Группы восьми». Обвинения в элитарности, недемократичности и гегемонизме «Большой восьмерки», требования выплатить так называемый «экологический долг» развитых стран перед третьим миром и т.д. характерны для критики «Восьмерки» со стороны антиглобалистов. На саммите «Большой восьмерки» в Генуе в 2001 из-за самых массовых выступлений антиглобалистов была существенно затруднена работа форума, а в результате столкновений с полицией погиб один из демонстрантов. В июне 2002 во время саммита G8 в Канаде в Мали прошел «антисаммит Большой восьмерки» – собрание активистов антиглобалистского движения из Африки, Европы, Америки, обсуждавшее перспективы экономического восстановления наиболее отсталых стран Африки. В 2003 во французском городке Анмас параллельно саммиту «Восьмерки» в Эвиане прошел форум антиглобалистов, в котором участвовали 3000 человек. Его повестка дня полностью копировала программу официальной встречи в Эвиане, а цель состояла в демонстрации необходимости обсуждения альтернативных программ мирового развития и управления, которое носило бы более гуманный характер и учитывало реальные потребности большинства населения планеты.

Публичная критика «восьмерки» со стороны самой широкой общественности на рубеже веков дополняется критикой деятельности «восьмерки» изнутри. Так группа ведущих независимых экспертов из стран «восьмерки», которая готовит ежегодные доклады к встречам в верхах лидеров стран-членов, в своих рекомендациях к саммиту в Эвиане (2003) отмечала спад эффективности в работе «восьмерки». По их мнению, наблюдающийся в последнее время отказ от самокритики и критического анализа собственной политики членов «восьмерки» привел к тому, что этот форум стал пробуксовывать, утратив способность к принятию необходимых изменений в экономической политике своих членов. Это выливается в активной пропаганде реформ в странах, не являющихся членами клуба, что влечет за собой естественное недовольство остальных членов международного сообщества и угрожает кризисом легитимности самой «восьмерки».

Новые тенденции и планы реформирования «восьмерки». Вопрос о необходимости изменений в функционировании «восьмерки» был впервые поднят еще премьер-министром Великобритании Джоном Мэйджером в 1995. Одним из шагов навстречу ветру перемен стало расширение этого клуба за счет принятия России в 1998. Для того, чтобы уйти от излишнего официоза, который стал сопровождать всякую встречу «восьмерки» и в качестве ответа на критику других участников международных отношений, различные члены «восьмерки» стали выдвигать планы реформирования формата и состава клуба.

Так в Париже выдвигались идеи заменить встречи лидеров на другую форму общения, например видеоконференцию, которая позволила бы избежать нездорового ажиотажа и огромных затрат на обеспечение безопасности при проведении саммитов. Канадские дипломаты выдвигали планы трансформации «восьмерки» в «Большую Двадцатку», которая бы включила в себя Австралию, Сингапур и ряд других новых активных игроков на арене мировой экономики.

Но чем больше участников, тем сложнее становится принимать согласованные решения. В этой связи ряд экспертов даже высказывался за то, чтобы делегировать все представительские функции от европейских стран-членов (Англии, Франции, Италии) к Европейскому Союзу как единому выразителю их интересов, что помогло бы открыть новые места за круглым столом.

В 1997 Тони Блэр осуществил то, что озвучил еще Джон Мэйджор. Он использовал саммит в Бирмингеме для отработки новой модели встреч лидеров «восьмерки». Это был первый саммит, где лидеры встречались наедине, в загородной резиденции премьера, без длинной свиты своих министров, что позволило вести более непринужденный и неформальный диалог. Его характеризовали упрощенная подготовка, более простая повестка дня, короткие и более понятные итоговые документы. Такой формат встреч был в дальнейшем использован в Колоне (1999) и на Окинаве (2000).

Одновременно обновляется и список обсуждаемых тем – новые вызовы 21 века заставляют «восьмерку» заговорить о киберпреступности, терроризме, проблеме возобновляемых источников энергии.

ОСНОВНЫЕ САММИТЫ БОЛЬШОЙ ВОСЬМЕРКИ

1975 Рамбуйе: безработица, инфляция, энергетический кризис, структурная реформа международной валютной системы.

1976 Пуэрто-Рико: международная торговля, взаимоотношения Востока и Запада.

1977 Лондон: безработица среди молодежи, роль Международного валютного фонда в стабилизации мировой экономики, альтернативные источники энергии, уменьшающие зависимость развитых стран от экспортеров нефти.

1978 Бонн: меры по обузданию инфляции в странах «Большой семерки», помощь развивающимся странам через Всемирный банк и банки регионального развития.

1979 Токио: рост цен на нефть и дефицит энергоносителей, необходимость развития атомной энергетики, проблема беженцев из Индокитая.

1980 Венеция: рост мировых цен на нефть и увеличение внешнего долга развивающихся стран, советское вторжение в Афганистан, международный терроризм.

1981 Оттава: рост населения земли, экономические отношения с Востоком с учетом интересов безопасности Запада, ситуация на Ближнем Востоке, наращивание вооружений в СССР.

1982 Версаль: развитие экономических отношений с СССР и странами Восточной Европы, ситуация в Ливане.

1983 Вильямсбург (США, Вирджиния): финансовая ситуация в мире, долги развивающихся стран, контроль над вооружениями.

1984 Лондон: начавшееся оздоровление мировой экономики, ирано-иракский конфликт, борьба с международным терроризмом, поддержка демократических ценностей.

1985 Бонн: опасности экономического протекционизма, политика в области охраны окружающей среды, сотрудничество в сфере науки и технологий.

1986 Токио: определение среднесрочной налоговой и финансовой политики для каждой из стран «Семерки», способы борьбы с международным терроризмом, катастрофа на Чернобыльской АЭС.

1987 Венеция: Ситуация в сельском хозяйстве стран «Семерки», снижение процентных ставок по внешним долгам для беднейших стран, глобальное изменение климата, перестройка в СССР.

1988 Торонто: необходимость реформирования ГАТТ, роль стран Азиатско-Тихоокеанского региона в международной торговле, долги беднейших стран и изменение графика выплат Парижскому клубу, начало вывода советских войск из Афганистана, контингенты советских войск в Восточной Европе.

1989 Париж: диалог с «азиатскими тиграми», экономическая ситуация в Югославии, выработка стратегии по отношению к странам-должникам, рост наркомании, сотрудничество в области борьбы со СПИДом, права человека в Китае, экономические реформы в Восточной Европе, арабо-израильский конфликт.

1990 Хьюстон (США, Техас): инвестиции и кредиты для стран Центральной и Восточной Европы, ситуация в СССР и помощь Советскому Союзу в создании рыночной экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах, объединение Германии.

1991 Лондон: финансовая помощь странам Персидского залива, пострадавшим от войны; миграция в страны «Семерки»; нераспространение ядерного, химического, биологического оружия и обычных вооружений.

1992 Мюнхен (ФРГ): проблемы окружающей среды, поддержка рыночных реформ в Польше, отношения со странами СНГ, обеспечение безопасности ядерных объектов в этих странах, партнерство «семерки» и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, роль ОБСЕ в обеспечении равных прав для национальных и других меньшинств, ситуация в бывшей Югославии.

1993 Токио: ситуация в странах с переходной экономикой, уничтожение ядерного оружия в СНГ, соблюдение режима контроля над ракетными технологиями, ухудшение положения в бывшей Югославии, усилия по мирному урегулированию на Ближнем Востоке.

1994 Неаполь: экономическое развитие на Ближнем Востоке, ядерная безопасность в Центральной и Восточной Европе и СНГ, международная преступность и отмывание денег, ситуация в Сараево, Северная Корея после смерти Ким Ир Сена.

1995 Галифакс (Канада): новая форма проведения саммитов, реформа международных институтов – МВФ, Всемирного банка, предотвращение экономических кризисов и стратегия их преодоления, ситуация в бывшей Югославии.

1996 Москва: ядерная безопасность, борьба с незаконной торговлей ядерными материалами, ситуация в Ливане и ближневосточный мирный процесс, ситуация на Украине.

1996 Лион (Франция): глобальное партнерство, интеграция стран с переходной экономикой в мировое экономическое сообщество, международный терроризм, ситуация в Боснии и Герцеговине.

1997 Денвер (США, Колорадо): старение населения, развитие малого и среднего бизнеса, экология и здоровье детей, распространение инфекционных заболеваний, транснациональная организованная преступность, клонирование людей, реформирование ООН, освоение космоса, противопехотные мины, политическая ситуация в Гонконге, на Ближнем Востоке, на Кипре и в Албании.

1998 Бирмингем (Великобритания): новый формат саммитов – «только лидеры», министры финансов и министры иностранных дел проводят встречи в преддверии саммитов. Глобальная и региональная безопасность.

1999 Кельн (ФРГ): социальное значение глобализации экономики, списание долгов беднейшим странам, борьба с международной преступностью в финансовой сфере.

2000 Окинава (Япония): влияние развития информационных технологий на экономику и финансы, борьба с туберкулезом, образование, биотехнологии, предотвращение конфликтов.

2001 Генуя (Италия): проблемы развития, борьба с бедностью, продовольственная безопасность, проблема ратификации Киотского протокола, ядерное разоружение, роль неправительственных организаций, ситуация на Балканах и Ближнем Востоке.

2002 Кананаскис (Канада): помощь развивающимся странам Африки, борьба с терроризмом и укрепление роста мировой экономики, обеспечение безопасности международных грузов.


25. Международные отношения в Африке. Основные направления и
тенденции. Политика России в регионе.

Так называемая Группа семи была сформирована в 70-х годах ХХ века. Её сложно назвать полноценной организацией. Это, скорее, простой международный форум. Тем не менее список которых приведен в этой статье, имеют влияние на мировой политической арене.

Кратко о G7

"Большая семерка", "Группа семи" или просто G7 - в мире этот клуб ведущих государств называют по-разному. Называть этот форум международной организацией ошибочно, так как данное сообщество не имеет своего устава и секретариата. Да и решения, принятые "Большой семеркой", не обязательны к выполнению.

Изначально в аббревиатуру G7 вкладывалась расшифровка "Группа семи" (в оригинале: Group of Seven). Однако российские журналисты еще в начале 1990-х годов истолковали её как Great Seven. После этого в русской публицистике закрепился термин "Большая семерка".

В нашей статье перечислены все страны "Большой семерки" (список представлен ниже), а также их столицы.

История образования международного клуба

Первоначально "Группа семи" имела формат G6 (Канада присоединилась к клубу немного позже). Лидеры шести ведущих государств планеты впервые встретились в этом формате в ноябре 1975 года. Инициатором встречи стал французский президент Валери Жискар Д"Эстен. Главными темами того совещания стали проблемы безработицы, инфляции, а также мировой энергетический кризис.

В 1976 году к группе присоединилась Канада, а в 1990-х G7 пополнилась еще и Россией, преобразовавшись постепенно в

Идея создания подобного форума завитала в воздухе еще в начале 70-х годов прошлого столетия. Сильных мира сего подтолкнул к подобным мыслям энергетический кризис, а также обострение отношений между Европой и США. Начиная с 1976 года G7 проводит свои встречи ежегодно.

В следующем разделе перечислены все страны "Большой семерки". Список включает столицы всех этих государств. Также указаны представители от каждой страны (по состоянию на 2015 год).

"Большая семерка" стран мира (список)

Какие государства входят в сегодня?

Ниже перечислены все страны "Большой семерки" (список) и их столицы:

  1. США, Вашингтон (представитель - Барак Обама).
  2. Канада, Оттава (Джастин Трудо).
  3. Япония, Токио (Синдзо Абе).
  4. Великобритания, Лондон (Девид Кэмерон).
  5. Германия, Берлин (Ангела Меркель).
  6. Франция, Париж
  7. Италия, Рим (Матео Ренци).

Если посмотреть на политическую карту, то можно сделать вывод, что страны, входящие в "Большую семерку", сосредоточены исключительно в Северном полушарии планеты. Четыре из них находятся в Европе, одна - в Азии, еще два государства расположены в Америке.

Саммиты "Большой семерки"

Страны, входящие в "Большую семерку", ежегодно встречаются на своих саммитах. Встречи поочередно проходят в городах каждого государства из числа членов "Группы". Это негласное правило действует до сегодняшнего дня.

Целый ряд известных городов принимал у себя саммиты "Большой семерки": Лондон, Токио, Бонн, Санкт-Петербург, Мюнхен, Неаполь и другие. Некоторые из них успели принять ведущих мировых политиков дважды или даже трижды.

Темы встреч и совещаний "Группы семи" различны. В 1970-х годах чаще всего поднимались вопросы инфляции и безработицы, обсуждалась проблема стремительного роста цены на нефть, налаживался диалог между Востоком и Западом. В 1980-х в G7 обеспокоились проблемами СПИДа и быстрого роста численности населения Земли. В начале 1990-х годов мир пережил массу крупных геополитических катаклизмов (распад СССР и Югославии, образование новых государств, и т. д.). Разумеется, все эти процессы стали главной темой для обсуждения на саммитах "Большой семерки".

Новое тысячелетие поставило перед новые глобальные проблемы: изменения климата, бедность, локальные военные конфликты и другие.

"Большая семерка" и Россия

В середине 90-х годов Россия начинает активно внедряться в работу "Большой семерки". Уже в 1997 году G7, по сути, меняет свой формат и превращается в G8.

Российская Федерация оставалась членом элитного международного клуба вплоть до 2014 года. В июне страна даже готовилась принять саммит G8 в Сочи. Однако лидеры остальных семи государств отказались принимать в нем участие, и саммит был перенесен в Брюссель. Причиной этого стал конфликт в Украине и факт присоединения Крымского полуострова к территории РФ. Лидеры США, Канады, Германии и других стран "Большой семерки" пока не видят возможности вернуть Россию в состав G7.

В заключение...

Страны "Большой семерки" (список которых представлен в этой статье), вне всякого сомнения, имеют значительное влияние на За всю историю своего существования "Группа семи" провела несколько десятков встреч и форумов, на которых обсуждались насущные вопросы и глобальные проблемы. Членами G7 являются США, Канада, Япония, Великобритания, Германия, Франция и Италия.

|
большая семёрка машина, большая семёрка 4
Группа семи (англ. Group of Seven, G7) - международный клуб, объединяющий Великобританию, Германию, Италию, Канаду, США, Францию и Японию. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. По негласному правилу саммиты группы проходят ежегодно по очереди в каждом из государств-членов.

«Большая семёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «семёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов. Поскольку G7 не имеет устава, официально принять статус члена этого института невозможно.

В 1997-2014 годах в работе группы на равных правах с другими её членами участвовала Россия, а само объединение именовалось «Группой восьми» (англ. Group of Eight, G8), однако после присоединения Крыма к РФ членство России в клубе было приостановлено.

  • 1 Название
  • 2 История
  • 3 Лидеры «Большой семёрки»
  • 4 Председатель
  • 5 Совещания («саммиты»)
  • 6 Лидеры стран «Большой семёрки» с момента её создания
  • 7 Кандидаты
    • 7.1 Участники
  • 8 Саммиты
  • 9 Страны-участницы и их доли в ВВП (Международный валютный фонд)
  • 10 Темы и места встреч «Большой семёрки»
  • 11 Россия и «Большая семёрка». «Большая восьмёрка» (1997-2014)
  • 12 Названия советов
  • 13 См. также
  • 14 Примечания
  • 15 Ссылки

Название

Термин «Большая семёрка», продолжением которого стал термин «Большая восьмёрка», возник в русской публицистике из ошибочной расшифровки английского сокращения G7 как «Great Seven» («Большая семёрка»), хотя на самом деле оно расшифровывается как «Group of Seven» («группа семи»). Впервые употребление термина «Большая семёрка» зафиксировано в статье «Прибалтика обошлась Горбачеву в 16 млрд долларов», газета «Коммерсантъ» от 21 января 1991 года.

История

G6 возникла на совещании глав государств и правительств Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии во дворце Рамбуйе 15-17 ноября 1975 (с начала 70-х годов подобные встречи проводились на уровне министров финансов). 1976 году «шестёрка» превратилась в «семёрку», приняв в свой состав Канаду, а в течение 1991-2002 поэтапно (по схеме «7+1») была преобразована в «восьмёрку» с участием России.

Идея проведения встреч руководителей наиболее промышленно развитых стран мира возникла в начале 70-х годов в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам.

На первое совещание (15-17 ноября 1975) по инициативе тогдашнего президента Франции Валери Жискар д’Эстена собрались главы государств и правительств шести стран: США, Японии, Франции, Великобритании, ФРГ, Италии. На встрече была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, в которой содержался призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказе от установления новых дискриминационных барьеров.

В дальнейшем встречи проводятся ежегодно.

Лидеры «Большой семёрки»

Государство Представитель Должность Полномочия с Полномочия до Фото
Дэвид Кэмерон Премьер-министр Великобритании 11 мая 2010
Германия Германия Ангела Меркель Федеральный канцлер Германии 22 ноября 2005
Канада Канада Стивен Харпер Премьер-министр Канады 6 февраля 2006
Италия Италия Маттео Ренци Председатель Совета Министров Италии 22 февраля 2014
США США Барак Обама Президент США 20 января 2009
Франция Франция Франсуа Олланд Президент Французской республики 15 мая 2012
Япония Япония Синдзо Абэ Премьер-министр Японии 26 декабря 2012
Дональд Туск Председатель Европейского совета 1 декабря 2014
Жан-Клод Юнкер Председатель Европейской комиссии 1 ноября 2014

Председатель

Председателем «семёрки» является в течение каждого календарного года руководитель одной из стран-членов в следующем порядке ротации: Франция, США, Великобритания, Россия (с 2006), ФРГ, Япония, Италия, Канада (с 1981).

Совещания («саммиты»)

Встречи глав государств и правительств стран «Группы семи» проходят ежегодно (обычно - летом) на территории государства-председателя. заседаниях участвуют, помимо глав государств и правительств стран-членов, два представителя Европейского союза, а именно - председатель Европейской комиссии и руководитель страны, председательствующей в данный момент в ЕС.

Повестку дня саммита формируют шерпы - доверенные лица руководителей стран «семёрки».

Лидеры стран «Большой семёрки» с момента её создания

Великобритания - премьер-министры
  • Гарольд Вильсон (до 1976)
  • Джеймс Каллаган (1976-1979)
  • Маргарет Тэтчер (1979-1990)
  • Джон Мейджор (1990-1997)
  • Тони Блэр (1997-2007)
  • Гордон Браун (2007-2010)
  • Дэвид Кэмерон (c 2010)
Германия - федеральные канцлеры
  • Гельмут Шмидт (до 1982)
  • Гельмут Коль (1982-1998)
  • Герхард Шрёдер (1998-2005)
  • Ангела Меркель (c 2005)
Италия - председатели Совета Министров
  • Альдо Моро (до 1976)
  • Джулио Андреотти (1976-1979)
  • Франческо Коссига (1979-1980)
  • Арнальдо Форлани (1980-1981)
  • Джованни Спадолини (1981-1982)
  • Аминторе Фанфани (1982-1983)
  • Беттино Кракси (1983-1987)
  • Аминторе Фанфани (1987)
  • Джованни Гориа (1987-1988)
  • Чириако де Мита (1988-1989)
  • Джулио Андреотти (1989-1992)
  • Джулиано Амато (1992-1993)
  • Карло Адзелио Чампи (1993-1994)
  • Сильвио Берлускони (1994-1995)
  • Ламберто Дини (1995-1996)
  • Романо Проди (1996-1998)
  • Массимо Д"Алема (1998-2000)
  • Джулиано Амато (2000-2001)
  • Сильвио Берлускони (2001-2006)
  • Романо Проди (2006-2008)
  • Сильвио Берлускони (2008-2011)
  • Марио Монти (2011-2013)
  • Энрико Летта (2013-2014)
  • Маттео Ренци (с 2014)
Канада (c 1976) - премьер-министры
  • Пьер Элиотт Трюдо (до 1979)
  • Джо Кларк (1979-1980)
  • Пьер Элиотт Трюдо (1980-1984)
  • Джон Тёрнер (1984)
  • Брайан Малруни (1984-1993)
  • Ким Кэмпбелл (1993)
  • Жан Кретьен (1993-2003)
  • Пол Мартин (2003-2006)
  • Стивен Харпер (c 2006)
Россия (1997-2014) - президенты
  • Борис Ельцин (1997-1999)
  • Владимир Путин (2000-2008)
  • Дмитрий Медведев (2008-2012)
  • Владимир Путин (2012-2014)
США - президенты
  • Джеральд Форд (до 1977)
  • Джимми Картер (1977-1981)
  • Рональд Рейган (1981-1989)
  • Джордж Буш (1989-1993)
  • Билл Клинтон (1993-2001)
  • Джордж Буш младший (2001-2009)
  • Барак Обама (с 2009)
Франция - президенты
  • Валери Жискар д’Эстен (до 1981),
  • Франсуа Миттеран (1981-1995),
  • Жак Ширак (1995-2007)
  • Николя Саркози (2007-2012)
  • Франсуа Олланд (с 2012)
Япония - премьер-министры
  • Такэо Мики (до 1976)
  • Такэо Фукуда (1976-1978)
  • Масаёси Охира (1978-1980)
  • Дзэнко Судзуки (1980-1982)
  • Ясухиро Накасонэ (1982-1987)
  • Нобору Такэсита (1987-1989)
  • Сосукэ Уно (1989)
  • Тосики Кайфу (1989-1991)
  • Киити Миядзава (1991-1993)
  • Морихиро Хосакава (1993-1994)
  • Цутому Хата (1994)
  • Томиити Мураяма (1994-1996)
  • Рютаро Хасимото (1996-1998)
  • Кэйдзо Обути (1998-2000)
  • Йосиро Мори (2000-2001)
  • Дзюнъитиро Коидзуми (2001-2006)
  • Синдзо Абэ (2006-2007)
  • Ясуо Фукуда (2007-2008)
  • Таро Асо (2008-2009)
  • Юкио Хатояма(2009-2010)
  • Наото Кан (2010-2011)
  • Ёсихико Нода (2011-2012)
  • Синдзо Абэ (с 2012)

Кандидаты

  • Европейский союз (с 1977) - председатель Комиссии европейских сообществ / Европейской комиссии -
    • Рой Дженкинс (1977-1981),
    • Гастон Торн (1981-1985),
    • Жак Делор (1985-1995),
    • Жак Сантер (1995-1999),
    • Романо Проди (1999 - 21 ноября 2004),
    • Жозе Мануэл Дуран Баррозу (с 22 ноября 2004, срок полномочий - до 2014).
  • Лидер страны-председателя ЕС:
    • 2003 I - Хосе Мария Аснар (Испания),
    • II - Сильвио Берлускони (Италия),
    • 2004 I - Берти Ахерн (Ирландия),
    • II - Ян Петер Балкененде (Нидерланды),
    • 2005 I - Жан-Клод Юнкер (Люксембург),
    • II - Тони Блэр (Великобритания).
    • 2006 Австрия и Финляндия, 2007 - Германия и Португалия, 2008 Австрия
  • Также участвуют представители Китая (Ху Цзиньтао) и Индии (Манмохан Сингх). Бразилия (Луис Инасиу Лула да Силва) (2005), Мексика (Висенте Фокс), ЮАР (Табо Мбеки), ООН (Пан Ги Мун), Испании.

Участники

Главы стран большой двадцатки: Индия, Китай, ЮАР, Мексика, Бразилия, кроме того в G20 входили Южная Корея, Саудовская Аравия, Турция, Индонезия, Аргентина, Испания, приезжали руководители международных и региональных союзов (ЕС, СНГ).

Саммиты

Дата Принимающая страна Лидер принимающей страны Место Инициативы
November 15-17, 1975 Франция Франция Jean-Pierre Fourcade Château de Rambouillet, Rambouillet
June 27-28, 1976 США США Rafael Hernandez Colon Dorado Beach Hotel, Dorado, Puerto Rico
May 7-8, 1977 Великобритания Великобритания Denis Healey 10 Downing Street, London
July 16-17, 1978 Германия Германия Hans Matthöfer Official residence of the Chancellor of the Federal Republic of Germany Bonn
June 28-29, 1979 Япония Япония Masayoshi Ohira Tokyo
May 28-30, 1983 США США Ronald Reagan Colonial Williamsburg, Williamsburg, Virginia
June 19-23, 1988 Канада Канада Michael Wilson Metro Toronto Convention Centre, Ontario
July 9-11, 1990 США США James Baker Rice University and other locations in the Museum District Houston, Texas
June 1994 Италия Италия Lamberto Dini Naples
June 15-17, 1995 Канада Канада Paul Martin Summit Place, Halifax, Nova Scotia
June 27-29, 1996 Франция Франция Jean Arthuis Musée d"art contemporain de Lyon, Lyon initiative for the 42 heavily indebted poor countries, founding of G20
June 19, 1999 Германия Германия Gerhard Schröder Cologne Financial Stability Forum and G20
February 11-13, 2001 Италия Италия Vincenzo Visco Palermo
February 6-8, 2010 Канада Канада Jim Flaherty Toronto, Ontario
May 10-11, 2013 Великобритания Великобритания George Osborne Hartwell House Hotel and Spa, Aylesbury
March 24, 2014 Европейский союз Европейский союз Mark Rutte Catshuis, The Hague, Netherlands
June 4-5, 2014 Европейский союз Европейский союз Herman Van Rompuy Brussels, Belgium
June 7-8, 2015 Германия Германия Angela Merkel Bavaria, Germany
  • 25-й Саммит G8 (1999)
  • 26-й Саммит G8 (2000)
  • 27-й Саммит G8 (2001)
  • 28-й Саммит G8 (2002)
  • 29-й Саммит G8 (2003)
  • 30-й Саммит G8 (2004)
  • 31-й Саммит G8 (2005)
  • 32-й Саммит G8 (2006)
  • 33-й Саммит G8 (2007)
  • 34-й Саммит G8 (2008)
  • 35-й Саммит G8 (2009)
  • 36-й Саммит G8 (2010)
  • 37-й Саммит G8 (2011)
  • 38-й Саммит G8 (2012)
  • 39-й саммит G8 (2013)
  • 40-й саммит G8 (2014) планировался в Сочи (Краснодарский край, Россия) 4 и 5 июня, но в ходе последних событий вокруг Крыма, саммит был перенесен в Брюссель.

Страны-участницы и их доли в ВВП (Международный валютный фонд)

Динамика ВВП в странах Большой восьмёрки в 1992-2009 годах, в процентах от уровня 1992 года.
  • Франция
  • Германия
  • Италия
  • Япония
  • Великобритания
  • Канада (с 1976)
  • Россия (1997-2014)
2006 Население ВВП
Млн % Млрд $ %
Мир 6345,1 100,0 66228,7 100
США 302,5 4,77 13543,3 20,45
Япония 127,7 2,01 4346,0 6,56
Германия 82,4 1,3 2714,5 4,2
Великобритания 60,2 0,95 2270,9 3,43
Франция 64,1 1,01 2117,0 3,2
Россия 142,5 2,25 2076,0 3,13
Италия 59,1 0,93 1888,5 2,85
Канада 32,9 0,52 1217,1 1,84
Страны «Большой
восьмёрки» вместе
871,4 13,73 30006 45,56

Темы и места встреч «Большой семёрки»

  • 1975 Рамбуйе Безработица, инфляция, энергетический кризис, структурная реформа международной валютной системы.
  • 1976 Сан-Хуан Международная торговля, взаимоотношения Востока и Запада.
  • 1977 Лондон Безработица среди молодёжи, роль МВФ в стабилизации мировой экономики, альтернативные источники энергии, уменьшающие зависимость развитых стран от экспортёров нефти.
  • 1978 Бонн Меры по обузданию инфляции, помощь развивающимся странам через Всемирный банк и банки регионального развития.
  • 1979 Токио Рост цен на нефть, дефицит энергоносителей, необходимость развития атомной энергетики, проблема беженцев из Индокитая.
  • 1980 Венеция Рост цен на нефть, увеличение внешнего долга развивающихся стран, советское вторжение в Афганистан, международный терроризм.
  • 1981 Монтебелло Рост населения земли, экономические отношения с Востоком с учетом интересов безопасности Запада, ситуация на Ближнем Востоке, наращивание вооружений в СССР.
  • 1982 Версаль Развитие экономических отношений с СССР и странами Восточной Европы, ситуация в Ливане.
  • 1983 Уильямсберг Финансовая ситуация в мире, долги развивающихся стран, контроль над вооружениями.
  • 1984 Лондон Начавшееся оздоровление мировой экономики, ирано-иракский конфликт, борьба с международным терроризмом, поддержка демократических ценностей.
  • 1985 Бонн Опасности экономического протекционизма, политика в области охраны окружающей среды, сотрудничество в сфере науки и технологий.
  • 1986 Токио Определение среднесрочной налоговой и финансовой политики, способы борьбы с международным терроризмом, катастрофа на Чернобыльской АЭС.
  • 1987 Венеция Ситуация в сельском хозяйстве, снижение процентных ставок по внешним долгам для беднейших стран, глобальное изменение климата, перестройка в СССР.
  • 1988 Торонто Роль стран АТР в международной торговле, долги беднейших стран и изменение графика выплат Парижскому клубу, начало вывода советских войск из Афганистана, контингенты советских войск в Восточной Европе.
  • 1989 Париж Диалог с «азиатскими тиграми», экономическая ситуация в Югославии, выработка стратегии по отношению к странам-должникам, рост наркомании, сотрудничество в области борьбы со СПИДом, права человека в Китае, экономические реформы в Восточной Европе, арабо-израильский конфликт.
  • 1990 Лондон Инвестиции и кредиты для стран Центральной и Восточной Европы, ситуация в СССР и помощь Советскому Союзу в создании рыночной экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах, объединение Германии.
  • 1991 Хьюстон Финансовая помощь странам Персидского залива, пострадавшим от войны, миграция в страны G7, нераспространение ядерного, химического, биологического оружия и обычных вооружений.
  • 1992 Мюнхен Проблемы окружающей среды, поддержка рыночных реформ в Польше, отношения со странами СНГ, обеспечение безопасности ядерных объектов в этих странах, партнерство G7 и стран АТР, роль ОБСЕ в обеспечении равных прав для национальных и других меньшинств, ситуация в бывшей Югославии.
  • 1993 Токио Ситуация в странах с переходной экономикой, уничтожение ядерного оружия в СНГ, соблюдение режима контроля над ракетными технологиями, ухудшение положения в бывшей Югославии, усилия по мирному урегулированию на Ближнем Востоке.
  • 1994 Неаполь Экономическое развитие на Ближнем Востоке, ядерная безопасность в Центральной и Восточной Европе и СНГ, международная преступность и отмывание денег, ситуация в Сараево, Северная Корея после смерти Ким Ир Сена.
  • 1995 Галифакс Новая форма проведения саммитов, реформа международных институтов - МВФ, Всемирного банка, предотвращение экономических кризисов и стратегия их преодоления, ситуация в бывшей Югославии.
  • 1996 Москва (встреча) Ядерная безопасность, борьба с незаконной торговлей ядерными материалами, ситуация в Ливане и ближневосточный мирный процесс, ситуация в Украине.
  • 1996 Лион (саммит) Глобальное партнерство, интеграция стран с переходной экономикой в мировое экономическое сообщество, международный терроризм, ситуация в Боснии и Герцеговине.
  • 1997 Денвер Старение населения, развитие малого и среднего бизнеса, экология и здоровье детей, распространение инфекционных заболеваний, транснациональная организованная преступность, клонирование людей, реформирование ООН, освоение космоса, противопехотные мины, политическая ситуация в Гонконге, на Ближнем Востоке, на Кипре и в Албании.
  • 1998 Бирмингем Новый формат встреч - «только лидеры», министры финансов и министры иностранных дел проводят встречи в преддверии саммитов. Глобальная и региональная безопасность.
  • 1999 Кёльн Социальное значение глобализации экономики, списание долгов беднейшим странам, борьба с международной преступностью в финансовой сфере.
  • 2000 Наго Влияние развития информационных технологий на экономику и финансы, борьба с туберкулезом, образование, биотехнологии, предотвращение конфликтов.
  • 2001 Генуя Проблемы развития, борьба с бедностью, продовольственная безопасность, проблема ратификации Киотского протокола, ядерное разоружение, роль неправительственных организаций, ситуация на Балканах и Ближнем Востоке.
  • 2002 Кананаскис Помощь развивающимся странам Африки, борьба с терроризмом и укрепление роста мировой экономики, обеспечение безопасности международных грузов.
  • 2003 Эвиан-ле-Бен Экономика, устойчивое развитие, а также безопасность и борьба с терроризмом.
  • 2004 Си-Айленд Вопросы мировой экономики и безопасности, ситуация в Ираке и на Ближнем Востоке, отношения России и Японии, проблемы свободы слова.
  • 2005 Глениглс Глобальные изменения климата и помощь беднейшим странам Африки.
  • 2006 Санкт-Петербург Энергетическая безопасность, демография и образование, укрепление и расширение сотрудничества по борьбе с терроризмом. Ситуация на Ближнем Востоке.
  • 2007 Хейлигендамм Борьба с глобальными изменениями климата и помощь беднейшим странам Африки
  • 2008 Тояко Борьба с ростом цен на продовольствие и топливо, а также с инфляцией в целом.
  • 2009 Л"Акуила Глобальный мировой экономический кризис 2008-2009 гг.
  • 2010 Хантсвилл
  • 2011 Довиль Гражданская война в Ливии. Проблемы энергетики и изменение климата, продовольственная безопасность и питание, преобразования в экономике Афганистана, перемены на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
  • 2014 Брюссель Ситуация на Украине. Обсуждение расширения санкций против России.

Россия и «Большая семёрка». «Большая восьмёрка» (1997-2014)

С 1996 года, после встречи в Москве, Россия начала всё активнее принимать участие в работе объединения, а с 1997 года участвовала в его работе на равных с другими участниками объединения, ставшего после этого группой восьми («Большой восьмёркой»)..

Россия являлась страной-председателем «Большой восьмёрки» в течение 2006 года (председатель - Владимир Путин), тогда же в Санкт-Петербурге состоялся единственный на территории РФ саммит этой организации (встреча, которая прошла в Москве в 1996 году, не была признана саммитом). Заявленные приоритеты периода председательства России в «Большой восьмёрке» - энергетическая безопасность, образование, борьба с распространением инфекционных заболеваний и прочие актуальные темы (борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов, развитие мировой экономики и финансов, развитие международной торговли, сохранение окружающей среды).

На саммите 2012 года Российскую Федерацию представлял председатель правительства Дмитрий Медведев. Президент Владимир Путин отказался от участия во встрече, сославшись на необходимость продолжить формирование Правительства. Дмитрий Медведев объяснил своё появление на саммите необходимостью сохранения выбранного курса внешней политики. Такое решение вызвало критику в СМИ США.

По инициативе России с 2006 года проводятся молодёжные саммиты группы. Каждый год по инициативе Лиги международной молодёжной дипломатии на основе конкурсного отбора проводится формирование российской делегации.

С 1 января 2014 года Россия приняла председательство в «Большой восьмёрке». На 4-5 июня 2014 года планировался саммит лидеров G8 в Сочи. Однако 3 марта 2014 года в связи с Крымским кризисом лидеры всех стран, кроме России, заявили о приостановке участия в саммите. Также прозвучало предложение исключить Россию из «Большой восьмёрки».

18 марта 2014 года глава МИД Франции Лоран Фабиус заявил, что западные страны договорились приостановить участие России в «Большой семёрке».

20 марта 2014 года Ангела Меркель заявила: «Пока нет политических условий для такого важного формата, как G8, более нет самого G8 - ни саммита, ни формата как такового».

В апреле 2015 года министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что «дорога лежит через реализацию минских соглашений, разрешение конфликта на Украине и выполнение Россией взятых ей на себя обязательств. По этому поводу разногласий нет. Это общая позиция „Большой семерки“».

12 мая 2015 года пресс-секретарь администрации президента США Джон Эрнест в ходе пресс-конференции заявил, что в связи с политикой России по украинскому кризису в настоящее время «трудно себе представить» возможность возрождения формата G8 с участием России.

  • Совет глав промышленных государств
  • Совет министров финансов
  • Совет министров иностранных дел
  • Совет министров образования
  • Совет генеральных прокуроров
  • Совет спикеров парламентов промышленных государств

См. также

  • Большая двадцатка
  • Оппозиция Севера и Юга
  • Встреча «Большой восьмёрки» в 2007 году
  • Исламская восьмёрка или «D-8»
  • Гражданская восьмёрка
  • Live 8
  • Шерпа (должность)
  • Юношеская Восьмёрка

Примечания

  1. Министры финансов и главы центробанков G7 встретятся в Риме. РИА Новости (13 февраля 2009). Проверено 13 августа 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  2. Yahoo! Search - Web Search
  3. G8 Summit 2012 (англ.). Проверено 30 мая 2012. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
  4. Телефонный разговор с Президентом США Бараком Обамой (рус.). Проверено 30 мая 2012. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
  5. Дмитрий Медведев провёл пресс-конференцию для представителей российских СМИ по итогам встречи глав государств и правительств «Группы восьми» в Кэмп-Дэвиде (рус.). Проверено 31 мая 2012. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
  6. На саммит G8 Путин посылает вместо себя Медведева (рус.). Проверено 31 мая 2012. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
  7. Резоны Путина пропустить саммит G8 не убедили прессу США (рус.). Проверено 31 мая 2012. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
  8. Председательство в G8 перешло к России - Интерфакс
  9. Все страны «Большой семёрки» заморозили подготовку к саммиту G8 в Сочи
  10. Russia G8 status at risk over "incredible act of aggression" in Crimea, says Kerry.
  11. Глава МИД Франции: западные страны договорились приостановить участие России в G8.
  12. Меркель не считает, что в нынешних условиях формат G8 имеет смысл.
  13. Глава МИД Германии надеется, что G7 опять станет G8. Русская служба Би-би-си (15.04.2015).
  14. Press Briefing by Press Secretary Josh Earnest, 5-12-2015 The White House

Ссылки

  • Официальный российский сайт «Большой восьмёрки»
  • Статистические сборники «Группа восьми» на сайте Росстата
  • G8 Information Centre - Toronto University, Canada
  • О «Группе восьми» на сайте НИУ ВШЭ
  • Большая восьмёрка. Статья в энциклопедии Кругосвет.
  • Что такое Большая Восьмёрка, и почему в нее входит Россия? («In The National Interest», США). Статья в ИноСМИ.

большая семёрка 4, большая семёрка машина, большая семёрка пик, большая семёрка червей

Большая семёрка Информацию О

- 34.42 Кб

Введение

«Семерка» ведущих стран мира в мировой экономике 2

Основные проблемы, решаемые большой семеркой

Россия в большой семерке

Заинтересованность России в участии в большой семерке

Выгоды от российской поддержки большой семерке

Попытки приостановить членства России

Заключение

Список используемой литературы

«Семерка» ведущих стран мира в мировой экономике

Странами с развитой экономикой считаются такие государства, для которых характерно наличие рыночных отношений в экономике, высокий уровень прав и гражданских свобод в общественной и политической жизни. Все страны с развитой экономикой относятся к капиталистической модели развития, правда характер развития капиталистических отношений имеет здесь серьезные различия. Уровень ВВП на душу населения практически во всех развитых странах не ниже 15 тыс. долларов в год (не менее 12 тыс. долл. по ППС), на достаточно высоком уровне гарантируемый государством уровень социальной защиты (пенсии, пособия по безработице, обязательное медицинское страхование), продолжительность жизни, качество образования и медицинского обслуживания, уровень развития культуры. Развитые страны прошли аграрную и индустриальную стадию развития с преобладающим значением и вкладом в создание ВВП сельского хозяйства и промышленности. Сейчас эти страны находятся на стадии постиндустриализма, для которого характерна ведущая роль в национальном хозяйстве сферы нематериального производства, создающей от 60% до 80% ВВП, эффективным производством товаров и услуг, высоким потребительским спросом, постоянным прогрессом в науке и технике, усилением социальной политики государства.

К группе стран с развитой экономикой МВФ относит прежде всего ведущие капиталистические страны, называемые Большой семеркой (G7), куда входят США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада. Данные государства занимают доминирующее положение в мировом хозяйстве, прежде всего по причине своего мощного экономического, научно-технического и военного потенциала, большой численности населения, высокого уровня совокупного и удельного ВВП.

Далее к группе развитых стран относятся относительно небольшие в сравнении с потенциалом G7, но высокоразвитые в экономическом и научно-техническом отношении страны Западной Европы, Австралия и Новая Зеландия.

В 1997 г. экономически развитыми стали считаться такие государства как Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань (так называемые страны-«драконы» Юго- Восточной Азии) и Израиль. Их включение в группу развитых стран стало заслугой за бурный прогресс в экономическом развитии в послевоенный период. Это действительно уникальный пример в мировой истории, когда абсолютно ничего из себя не представляющие еще в 1950-е гг. страны захватили мировое экономическое первенство по целому ряду позиций и превратились в важные мировые промышленные, научно-технические и финансовые центры. Уровень ВВП на душу населения, качество жизни в странах-«драконах» и в Израиле вплотную приблизились к показателям ведущих развитых стран и в ряде случаев (Гонконг, Сингапур) даже превосходят большинство государств Большой семерки. Тем не менее, в рассматриваемой подгруппе есть определенные проблемы с развитием свободного рынка в его западном понимании, здесь действует своя философия становления капиталистических отношений.

Развитые страны являются главной группой стран в мировом хозяйстве. В конце 90-х гг. на них приходилось 55% мирового ВВП (если его подсчитывать по ППС), 71% мировой торговли и большая часть международного движения капитала. На страны «Семерки» приходится более 44% мирового ВВП, в том числе на США - 21, Японию - 7, Германию - 5%. Большинство развитых стран входит в интеграционные объединения, из которых наиболее мощными являются Европейский союз - ЕС (20% мирового ВВП) и Североамериканское соглашение о свободной торговле - НАФТА (24%).

Большая семерка- это регулярные встречи на высшем уровне руководителей семи наиболее экономически развитых государств (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада), проводимые для выработки общих стратегических политических и экономических решений. С 1994 в экономических совещаниях на высшем уровне стран "Б.С." участвует Россия, превратив "Б.С." в "Большую восьмерку".

БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА (Group of eight, G8) – международный клуб, объединяющий правительства ведущих демократических государств мира. Иногда ее ассоциируют с «советом директоров» ведущих демократических экономических систем. Отечественный дипломат В.Луков определяет ее как «один из ключевых неформальных механизмов координации финансово-экономического и политического курса» США, Японии, ФРГ, Франции, Италии, Великобритании, Канады, России и Европейского союза. Роль «восьмерки» в мировой политике определяется экономическим и военным потенциалом входящих в нее держав.

У «восьмерки» нет своего устава, штаб-квартиры и секретариата. В отличие от неформального, но более широкоформатного Всемирного экономического форума, она не имеет департамента по связям с общественностью или даже своего вебсайта. Тем не менее, Большая восьмерка является одним из важнейших международных актеров в современном мире. Она стоит в одном ряду с такими «классическими» международными организациями как МВФ, ВТО, ОЭСР.

2. Основные проблемы, решаемые большой семеркой

«Большая семерка». Уникальное место в системе организаций, занимающихся проблемами развитой подсистемы, занимает неформальный институт - «большая семерка». В силу значимости подсистемы развитых стран он имеет общемировое значение. «Большая семерка» сложилась в середине 70-х годов в составе руководителей США, Японии, ФРГ, Британии, Франции, Италии и Канады, который предпринимает шаги по координации политики ведущих западных стран. Формой ее деятельности стали ежегодные встречи в верхах. Основная цель которых - выработка рекомендаций по наиболее острым экономическим проблемам мирового хозяйства.

Политическая острота экономических проблем предопределила основные вопросы совещаний:

Пути оздоровления экономики;

Проблемы энергетики;

Международная торговля;

Пути стабилизации валютной системы;

Отношения промышленно развитых и развивающихся стран;

Проблемы стран с переходной экономикой.

Усложнение проблем в валютно-финансовой области вызвало необходимость образования дополнительного органа. В 1985 г. в Венеции была учреждена отдельная группа министров финансов и управляющих центральными банками. Им вменено в обязанность ежегодно проводить анализ и сопоставление целей экономической политики и прогнозов экономического развития каждой страны, уделяя особое внимание их взаимной совместимости.

Ежегодные встречи глав государств и правительств, министров финансов семи ведущих западных стран составляют важный элемент механизма координации в мировой экономике. На них были достигнуты договоренности о стабилизации валютных курсов (соглашение в Ла Плаза в 1985 г. и Луврское соглашение 1987 г.), выработана долговая стратегия в отношении беднейших стран и стран со средним уровнем доходов (Торонто, 1988 г., Париж, 1989 г., Кельн, 1999 г.), обозначены пути поддержки реформ в восточноевропейских странах (Париж, 1990 г.) и др.

3. Россия в большой семерке

Своим появлением «Большая восьмерка» обязана серии крупных международных событий, приведших к кризисным явлениям в мировой экономике в начале 1970-х.

1) Распад Бреттон-Вудской финансовой системы и неудачные попытки МВФ и МБРР реформировать мировую валютную систему;

2) первое расширение ЕС в 1972 и его последствия для экономики Запада;

3) первый международный нефтяной кризис октября 1973, приведший к серьезным разногласиям западных стран в отношении общей позиции со странами ОПЕК;

4) начавшаяся в 1974 как следствие нефтяного кризиса экономическая рецессия в странах ОЕЭСР, сопровождавшаяся инфляцией и ростом безработицы.

В этих условиях возникла потребность в новом механизме согласования интересов ведущих стран Запада. С 1973 министры финансов США, ФРГ, Великобритании и Франции, а позже – и Японии – стали периодически встречаться в неформальной обстановке для обсуждения проблем международной финансовой системы. В 1975 президент Франции Валери Жискар д"Эстен и канцлер ФРГ Гельмут Шмидт (оба – бывшие министры финансов ) предложили главам других ведущих государств Запада собраться узком неофициальном кругу для общения с глазу на глаз. Первый саммит прошел в 1975 в Рамбуйе с участием США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Японии. В 1976 к работе клуба присоединилась Канада, а с 1977 – Европейский Союз как выразитель интересов всех своих стран-членов.

Существует несколько подходов к периодизации истории «группы восьми».

По тематике встреч и активности выделяют 4 этапа в развитии «Большой семерки/восьмерки»:

1. 1975–1980 – очень амбициозные планы по развитию экономической политики стран- членов;

2. 1981–1988 – возрастает внимание к неэкономическим вопросам внешней политики;

3. 1989–1994 – первые шаги после холодной войны: перестройка стран Центральной и Восточной Европы, СССР (России), кроме того традиционные проблемы развития торговли и долгов. Появляются такие новые темы как окружающая среда, наркотики, отмывание денег;

4. После саммита в Галифаксе (1995) – современный этап развития. Становление «Большой восьмерки» (включение РФ). Реформирование международных институтов («новый мировой порядок).

Вопрос о том, является ли «Большая восьмерка» полноценной восьмеркой, когда «Большая семерка плюс один» стала «Восьмеркой» – вопрос о том, какую роль играла и играет Россия в этой организации вызывает большие споры до сих пор. Ее членство в «Большой восьмерке» поначалу воспринималось с большими оговорками и критикой как за рубежом, так и в самой России. Однако на рубеже 20 и 21 вв. в России и за рубежом появился более серьезный интерес к этой теме, более уважительное и информированное отношение со стороны общественного мнения и СМИ.

С 1991 Россию стали приглашать к участию в работе «семерки». С 1994 это происходило в формате «7+1». В апреле 1996 в Москве состоялся специальный саммит «семерки» по ядерной безопасности с полноправным участием России. А весной 1998 в Москве прошла министерская встреча «Семерки» по проблемам мировой энергетики. В 1998 в Бирмингеме (Англия) «Большая семерка» официально стала «Большой восьмеркой», предоставив России формальное право полноправного участия в этом клубе великих держав. Осенью 1999 по инициативе России в Москве прошла министерская конференция «Восьмерки» по борьбе с транснациональной организованной преступностью.

В 2002 на саммите в Кананаскисе (Канада) лидеры «восьмерки» констатировали, что «Россия продемонстрировала свой потенциал в качестве полноправного и важного участника в решении глобальных проблем». В целом в 1990-х участие РФ сводилось к поиску новых кредитов, реструктуризации внешнего долга, борьбе с дискриминацией российских товаров, признанию России в качестве страны с рыночной экономикой, стремлению вступить в Парижский клуб кредиторов, ВТО и ОЭСР, а также вопросов ядерной безопасности. К началу 21 в. страна оправилась от кризиса 1998 и изменилась роль РФ. На саммите в Окинаве (Япония, 2000) Россия уже не поднимала вопрос о кредитах и реструктуризации долгов. В 2001 на встрече в Генуе РФ впервые выступила в качестве донора по некоторым программам «восьмерки». Только весной 2003 РФ выделила 10 млн. долл. в трастовый фонд Кельнской инициативы Парижского клуба кредиторов, предоставила 11 млн. долл. Всемирной продовольственной программе. До этого российская сторона приняла решение о выделении 20 млн долл. в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией. По участию в программе списания долгов беднейших стран мира Россия – лидер «Восьмерки» по таким показателям, как доля сокращаемых долгов в ВВП и их отношение к доходу на душу населения. Запланировано, что в 2006 председательствовать на саммите «Восьмерки» будет Россия.

Тем не менее, по мнению экспертов-международников, хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, ее экономическая мощь все еще не отвечает уровню остальных стран «Восьмерки», а потому российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов «Группы восьми». Эксперты сходятся к тому мнению, что «стопроцентное» участие страны в работе «Восьмерки» неосуществимо до тех пор, пока она не станет членом двух других ключевых международных организаций – ВТО и ОЭСР.

"Россия никогда не была полноправным членом G7", - говорит Евгений Ясин. "В 90-е годы у нее для этого не было денег, а "финансовая Большая семерка" преимущественно решает денежные вопросы, - поясняет эксперт. - Потом деньги появились, но Россия передумала жить в условиях демократии". Поэтому, по его словам, до сих пор Россию приглашают участвовать только на заседаниях глав государств G8, но не на финансовых заседаниях. "Так что претензии нашего МИДа безосновательны", - уверен экономист. По мнению генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, драматизировать ситуацию не стоит. "Я считаю, что Россия как раз является полноправным членом G8, просто сами эти заседания - это политические клубы, а у политиков бывают разные фазы взаимоотношений", - говорит он. "По большому счету "Большой семерке" выгодно держать Россию внутри этого клуба, а не вне, чтобы не утерять механизмов влияния на нее", - считает эксперт.

Описание работы

«Семерка» ведущих стран мира в мировой экономике 2
Основные проблемы, решаемые большой семеркой
Россия в большой семерке
Заинтересованность России в участии в большой семерке
Выгоды от российской поддержки большой семерке
Попытки приостановить членства России
Заключение
Список используемой литературы