Жизнь египетского вельможи о чем могут рассказать.


Предположите, в какое время года проходят работы на храмовых землях. Почему вы так думаете? Представьте, как выглядело это же самое место через 2 месяца и через полгода. Чем в эти времена занимались земледельцы?

Конец осени - зима. Потому что в конце ноября заканчивался разлив Нила и вода сходила с полей. Тогда их обрабатывали и сажали урожай. Что и показано на рисунке. Через 2 мес., зимой, земледельцы уделяли массу внимания орошению полей, что делалось при помощи шадуфов. Весной собирали урожай, затем готовились к новому разливу Нила, укрепляя дамбы и оросительные сооружения. Летом, т.е. через пол года, начинался разлив Нила, поля покрывались водой. В это время земледельцы призывались на царские работы – строили усыпальницы фараонов и вельмож.

Вспомните, какие особенные условия для развития земледелия существовали в Древнем Египте. Как выглядел календарь сельскохозяйственных работ в Др. Египте? Какие работы и почему земледельцы выполняли в разное время года?

Весь календарь сельскохозяйственных работ зависел от разлива реки Нил. Июль – октябрь – разлив реки Нил. В ноябре заканчивался разлив Нила и вода сходила с полей. Тогда их обрабатывали и сажали урожай (ноябрь – февраль). Зимой земледельцы уделяли массу внимания орошению полей, что делалось и при помощи шадуфов. Весной (март – июнь) наступала засуха и собирали урожай, затем готовились к новому разливу Нила, укрепляя дамбы и оросительные сооружения. Летом начинался разлив Нила, поля покрывались водой. В это время земледельцы призывались на царские работы – строили усыпальницы фараонов и вельмож.

Каким образом современным ученым стало известно о жизни простых людей Др. Египта?

Из росписей на стенах гробниц вельмож и из записей на папирусах.

Дополните рассказ о труде крестьян, указав, какие еще повинности они выполняли?

Кроме строительства усыпальниц, крестьяне платили налоги в пользу государства. В качестве налогов древние египтяне отдавали часть урожая, те, кто занимался ремеслом, часть изделий. Это шло на содержание дома фараона, вельможам, армии и т.д. Также, они строили дороги, храмы, дворцы и крепости, дамбы, служили в войске.

Зачем писец рассказывал своему сыну о тяжелом труде ремесленника?

Он рассказывал это потому, что сын должен был видеть и ценить разницу между тяжелым физическим трудом и умственным. Что труд писца значительно легче и прибыльнее, что это почетная работа и дает независимость и уважение человеку. Это почетная должность, которая требовала образования, которое стоило дорого, поэтому освоить профессию писца могли более знатные и состоятельные, она зачастую передавалась по наследству, чтобы закрепить за своей семьей более высокое положение.

Составьте рассказ о жизни египетского вельможи.

Вельможи – это знатные и богатые египтяне, которые владели великолепными домами. Эти дома были окружены красивыми садами, внутри украшались росписью. Зачастую у вельмож были и бассейны. Комнаты обставлялись дорогой мебелью из драгоценных пород дерева, украшенной слоновой костью и золотом. Дом в порядке содержала прислуга. Вельможи отдыхали, ездили на охоту. Одежду носили из тонкой льняной ткани. Носили много драгоценностей: браслеты, серьги, кольца, ожерелья. Знатные египтянки носили парики и пользовались косметикой: краской для ресниц и губ, ароматными веществами, маслами. Зачастую глаза подводили и мужчины, что считалось, защищает их от песка и солнца.

Как вы думаете, почему жрецы были очень влиятельными людьми? Почему их опасались фараоны и вельможи, боялись и почитали простые земледельцы и ремесленники?

Египтяне верили в огромное количество богов, от благосклонности которых, они считали зависла их жизнь. Жрецы служили в храмах, сооруженных в честь этих богов. Они единственные знали священные слова – молитвы, с которыми нужно обращаться к богам, только они определяли принял ли бог жертвы и сообщали просителям. Они знали все церемонии и строго следили за их соблюдением. Они были очень образованными людьми – изучали иероглифы, знали наизусть предания и мифы, наблюдали за движением звезд на небе, вели календарь, изучали математику и историю, литературу. Все эти знания были очень необходимы жрецу и требовали долгого обучения. Должность жреца передавалась по наследству. Обучение детей начиналось с пяти лет.

Как вы поняли, почему в Египте вспыхнуло восстание? Кто и против кого его организовал?

Взбунтовались бедняки, крестьяне, ремесленники, рабы. Они выступили против власти фараона, вельмож, чиновников, писцов. Они терпели многочисленные бедствия, выполняли повинности, зачастую голодали. Восставшие устраняли власть знати, сделали зерно общим достоянием. Детей начальников выбрасывали на улицу. Они были против того, что знать передавала должности по наследству. Были опустошены даже пирамиды.

Какие вещественные, письменные памятники рассказывают о жизни простых людей Египта?

Из росписей на стенах гробниц вельмож, из записей писцов, археологические находки (посуда, украшения и т.д)

Напишите короткое сочинение об одном дне из жизни земледельца, ремесленника, вельможи, жреца, чиновника, писца (по выбору).

Земледелец. День для земледельца начался с рассветом. его семья проснулась, был приготовлен скромный завтрак и распределены между всеми обязанности на день. Взрослые занимались сбором урожая. Женщины сжинали колосья серпами. Дети помогали взрослым собирать колосья в снопы. Мужчины собирали снопы и несли к месту, где зерно обмолачивали, гоняя по снопам быков и коров. В полдень, когда стало нестерпимо жарко, семья вернулась домой, был приготовлен обед. Дети расставляли посуду. После обеда занимались домашними делами. Когда жара спала, вернулись к сбору урожая. Работы прекратились поздним вечером, когда уже практически ничего не было видно. Семья вернулась домой и поужинав, отправились спать.

Вельможи. Утро вельможи началось позже, нежели утро крестьянина, и не в жалкой лачуге, а в великолепном доме. Дом был украшен росписями, обставлен хорошей мебелью из драгоценных пород дерева, украшенной слоновой костью. Вельможа надел одежду, из тонкого льна, драгоценности, которые подчеркивали его положение. Завтрак был приготовлен прислугой, на завтрак он кушал свежие фрукты и рис. Жена вельможи следила за слугами, смотрела за домом и детьми. Слуги занимались уборкой, отправлялись за покупками, готовкой еды. Вельможа ушел с частью слуг в город, где выполняя свои обязанности, выслушивал прошения и жалобы горожан, следил за сдачей налогов и выполнением податей. Вернувшись к обеду, который включал большое количество блюд, мяса, овощей и фруктов, занимался домашними делами. Вечером он и его жена отправились в гости к хорошим знакомым, занимавшим такое же высокое положение в обществе. Где они отдыхали, беседовали на различные темы, слушали музыкантов. Домой они вернулись поздно.

Писца. Утро писца началось с сытного завтрака, после чего, он отправился на работу. Сегодня ему предстояло вести учет зерна, которое привозили крестьяне в царское хранилище. Он старательно подсчитывал размер урожая каждого крестьянина и записывал на папирус. Передохнув и покушав, продолжил работать. Когда он закончил работу в хранилище, отправился в дом чиновника, чтобы отчитаться о работе и оставить папирус записями. Они достаточно долго беседовали и оценивали размер урожая. После чего писец смог вернуться домой. Дом писца был небольшой, но в хорошем месте и богато обставлен, без предметов роскоши. Слуг они не держали. Домашним хозяйством занималась жена и дети. Завтра писцу предстояло снова отправиться в хранилище и вести учет зерна.

Используя текст параграфа и документ, расскажите о народном восстании в Египте.

4 тыс. лет назад вспыхнуло народное восстание. Взбунтовались бедняки, крестьяне, ремесленники, рабы. Они выступили против власти фараона, вельмож, чиновников, писцов. Они терпели многочисленные бедствия, выполняли многочисленные повинности, зачастую голодали и умирали на строительстве. Восставшие устраняли власть знати, сделали зерно общим достоянием, громили и грабили дома знати, детей начальников выбрасывали на улицу. Они были против того, что знать передавала должности по наследству. Везде царила разруха и были опустошены даже пирамиды.

К восстанию автор относится негативно, описывает бесчинства, которые творила беднота, как выглядела знать и сочувствует писцам, которые были также ограблены, чьи записи были сожжены. Сочувствует им, так как сам являлся писцом.

Древний Египет - одна из древнейших цивилизаций мира, которая зародилась на северо-востоке Африки. Властителем Египта считался фараон, которому прислуживали вельможи. Ремесленники и земледельцы представляли большую прослойку населения Древнего Египта и находились в подчинении у вельмож. В градации жителей Древнего Египта эти два сословия занимали низменные положения. Далее мы расскажем, как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

Рабочие будни

Земледельцы и ремесленники кормили не только себя, но еще и вельмож, писцов, воинов фараона. Большая часть наработанного земледельцами и ремесленниками уходила в государственную казну. День земледельца в Древнем Египте начинался с восходом солнца, а заканчивался на закате. Вся жизнь земледельца была тесным образом связана с Нилом - одной из величайших речных систем в мире. Когда река разливалась, нужно было следить, чтобы орошенными оставались не только поля и земли вблизи Нила, а также и те, которые были на некотором отдалении. На полях, которые располагались далеко от реки Нил, древние египтяне прокапывали каналы, которые перекрывали специальными плотинами. Когда Нил разливался, плотины отворяли.

После процесса полива крестьяне приступали к севу. Мягкая, плодородная египетская земля удобрялась илом и не требовала каких-то колоссальных усилий при обработке. Жали египетские земледельцы и крестьяне с помощью деревянных серпов, где в качестве режущей части использовались кремниевые вкладыши. Впоследствии серпы стали изготавливать из бронзы. Первые сжатые колосья крестьяне относили своему господину - вельможе.

Еще одну большую прослойку общества в Древнем Египте составляли ремесленники: горшечники, кожевники, ткачи.

Изделия своего труда они не продавали, так как на тот момент не существовало еще товаро-денежных отношений. Однако у историков существуют мнения и гипотезы о том, что некое мерило стоимости было, на древнеегипетских изображениях можно увидеть, как некоторые покупатели несут с собой маленькие коробочки. Предположительно, это были коробочки для измерения зерна. В процессе обмена часто фигурировали не только товары, но и услуги. Например, один богатый вельможа очень щедро вознаградил мастеров-ремесленников, построивших ему роскошную гробницу.

Жилище

Как обстояла жизнь ремесленников и земледельцев в Древнем Египте с бытовой точки зрения?

Следует сказать, что дома ремесленников и земледельцев не могли похвалиться особо изысканным убранством. Основным назначением их жилища была защита от жары днем и от пронизывающего холода и ветра по ночам. В качестве строительного материала использовался не камень, что странно, ведь Египет - страна, богатая камнем, а глина. Причем кирпич лепили из смеси глины и камыша с навозом. Это придавало дополнительную прочность строению. Чтобы попасть в дом ремесленника, нужно было спуститься на пару ступеней вниз, так как уровень пола в доме был ниже, чем уровень земли. Делали это для того, чтобы в доме всегда было прохладно.

Пища

Питались ремесленники и земледельцы достаточно невкусной, но сытной пищей - лепешками из ячменя. Редко употребляли в пищу мясо и овощи и, как правило, получали их от вельмож. Основным продуктом питания ремесленных и крестьянских сословий было корневище папируса, приготовленное специальным образом и приобретавшее в процессе готовки крахмальный вкус. Что же касается напитков простонародья, то основным было пиво. На сельскохозяйственных работах существовал специальный человек, который следил, чтобы земледельцу вовремя подносили напиток. Многие ученые считают, что это все же было не пиво, а квас.

Внешний вид

Атрибуты одежды земледельцев и ремесленников не отличались особым разнообразием. Стандартный костюм выглядел следующим образом: набедренная повязка или юбка длиною до колен, повязка на голову. Ходили крестьяне босиком, сандалии стали использоваться в Древнем Египте в более поздний период расцвета цивилизации.

«Периоды Древнего Египта» - Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек. Нижний Египет - древнее царство, расположенное в северной части Древнего Египта. Несмотря на все усилия царицы Клеопатры, Египет подчиняется Риму. Столицей Верхнего Египта был город Иераконполь. Новое царство. В 331 г. до н.э. Александр Македонский освободил Египет от персидского владычества.

«Искусство Древнего Египта» - План изучения темы Архитектура. 2. Письменность. 3. Живопись. 4. Скульптура. Искусство Древнего Египта. Солнца. Колонны. Храм Амона – Ра в Луксоре. Прочность. Скульптура и живопись. Вход в гробницы Рамсеса VI и Тутанхамона. Природы. Небо. Наша эра. Главным богом в Египте считался. Сила. До нашей эры.

«Военные походы фараонов» - Чем были вооружены египтяне? 2. Боевые колесницы. 3. Военные походы фараонов. Колесница фараона Рамзеса II (1288 г. до н.э.). Какие преимущества давало использование колесниц? Рабы в Древнем Египте. 1. Пешие воины. 4. Положение простых воинов. Кто в нем служил? Военные походы фараонов. Каким оружием пользовались египетские воины?

«Жизнь египетского вельможи» - Задание на урок. Писец-высокопоставленный вельможа-за работой. Вельможи прислуживают фараону. 3.Взаимоотношения фараона и вельмож. Как вы думаете, в чем причина такого разли-чия и неравенства в положении? Вельможа. Фараон. Судебные разбирательства Контроль за сбором нало-гов. Жизнь египетского вельможи.

«Древний Египет урок» - Выяснить значение храма в Древнем Египте. Мифология Древнего Египта. Значение храма в Древнем Египте. Изучение религии древних египтян. Задачи урока. Цель урока. Ответы на вопросы после прочтения. Разработка урока по истории для 5 класса. Чтение мифа об Исиде и Осирисе. История религии Древнего Египта.

«Урок Египет» - Рядом с залом располагается священная комната, где хранится священная ладья. Эхнатон. Здесь стоит статуя бога, которому посвящен храм. В Египте насчитывается около 2000 разных пирамид. Все помещения в храме украшались искусно украшенными колоннами. Возведение пирамид длилось десятилетия. Храм царицы Хатшепсут.

Всего в теме 21 презентация

    Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?

    Представьте себе, вы оказались в гостях у египтянина. Как выглядел его дом? Чем были заняты женщины, дети? Чем вас угощали?

    Из древних записей мы узнаем, что в Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать и два куска ткани. Почему был возможен такой, на наш взгляд, неравноценный обмен?

Сегодня, мои юные историки, мы с вами посмотрим, как жили египетские вельможи. Тема урока: «Жизнь египетского вельможи» .

План:

    О чем могут рассказать гробницы вельмож

    В усадьбе вельможи

    Служба вельмож

    Вельможа во дворце фараона

1 . Кто такой вельможа? Мы с вами рассматривали росписи, созданные древнеегипетскими художниками. Эти росписи были обнаружены на стенах гробниц вельмож. Посмотрите на рис. на с. 58 «Вход в гробницу вельможи». Приближенные фараона задолго до своей смерти приказывали строить для себя каменные гробницы. Стены гробниц художники расписывали красочными картинами с изображением повседневной жизни египтян. После смерти вельможи в гробницу ставили гроб с его телом. Египтяне верили, что все эти изображения оживут и умерший будет любоваться привычными картинами жизни. Найденные в гробницах рисунки и надписи являются очень важными источниками наших знаний о жизни древних египтян.

В Древнем Египте страну мертвых часто называли Аментис, что в переводе значит «запад». Чем можно объяснить это название? Каждый день солнце умирало на западе. И кладбища египетских городов также располагались на западе.

2 . Посмотрите на статую вельможи (с. 40). Правдиво воссоздан облик пожилого вельможи с бритой головой. Весь он полон сознания собственного достоинства.

Художник нашего времени, изучив египетские росписи, создал рисунок, на котором изображена усадьба египетского вельможи (с. 41). Как вы видите, вельможа жил в большом красивом доме, рядом с домом – пруд и фруктовый сад. Давайте представим себе один день из жизни вельможи.

Утром он принимал своих служащих – кого? Писцов, которые докладывали ему о выполнении его поручений. В это же время слуги приносили вельможе полотенце, таз и кувшин с водой для умывания. Один слуга, присев на корточки, растирал душистым маслом ноги вельможи, другой массировал ему спину, третий приводил в порядок ногти.

Если вельможа отправлялся на прогулку, он садился на носилки, которые несли много слуг. Следом за носилками тащили корзины с вкусной едой, опахала. Если он шел пешком, за ним несли кресло, переносную кровать с навесом, дающим тень (а вдруг господин устанет!).

За обедом вельможе подавали на подносах фрукты и овощи, хлеб, жареную птицу, пирожки с финиками и медом, молоко. Во время пира развлекали вельможу музыканты и красивые танцовщицы.

3 . Давайте теперь почитаем о служебных обязанностях вельмож (с. 42 «Фараон давал…).

4 . А теперь представьте, вернулся с войны военачальник фараона. Вошел во дворец, чтобы доложить о результатах похода. Военачальник знатен и богат, но при виде правителя Египта у него от волнения подкашиваются ноги, он теряет дар речи. И хотя вельможа вернулся с победой, ни в чем не повинен, подойдя к трону он встает на колени и падает лицом вниз. Он находится в такой позе, пока фараон не разрешит ему встать и говорить.

Посмотрите на статую фараона Рамсеса. Он представлен сидящим на троне в величественной позе. На его голове корона в виде шлема. В правой руке он сжимает жезл с изогнутым концом – знак его огромной власти. Приближались к нему, подняв руки в знак обожания. Всех подданных, в том числе и вельмож, фараон считал своими слугами.

Конспект урока в 5 классе «Жизнь египетского вельможи»

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с жизнью египетского вельможи;
  2. продолжить формирование умений анализировать исторические факты, распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп;
  3. формировать чувство верности и преданности делу.

Задачи:

  1. формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
  2. метапредметные: владение умениями работать с учебной информацией, анализировать и обобщать факты и обосновывать выводы;
  3. предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания – фараон, вельможа, гробница

ХОД УРОКА

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Вспомните, пожалуйста, что такое государство? Какие признаки государства мы с вами выделяли? О каком государстве мы начали говорить пару уроков назад?

СЛАЙД 1. Посмотрите на слайд и выполните задание. Впишите недостающие слова.

А теперь тоже самое расскажите по карте.

В связи с какими обстоятельствами столицей Египта стал город Мемфис?

Расскажите, почему египтяне так восхваляли Нил? С какими занятиями египтян мы познакомились на прошлом уроке?

Существовала ли торговля в Египте? А что существовало вместо торговли? Вспомните, на какие слои делилось население Египта?

Кто такие фараоны? Вельможи? Писцы?

Кто из них является слугой фараона?

А вельможа? А у меня другая информация из достоверных источников, что не только писцы, но и вельможи были слугами фараона.

Исходя из этого, попробуйте определить какую проблему мы должны поставить на урок? На какой вопрос ответить?

СЛАЙД 2. Являлся ли вельможа слугой фараона?

А что бы вы хотели узнать о вельможе?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

СЛАЙД 3. Жизнь египетского вельможи

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП

Скажите, пожалуйста, а откуда мы можем узнать о жизни египетского вельможи?

Что такое исторический источник?

Дома египетских земледельцев и ремесленников давно разрушились от времени, их могилы занесены песком. Гораздо больше мы знаем, как жили вельможи. И о жизни вельможи мы узнаем из гробниц. А кто из вас уже знает, что такое гробница? СЛАЙД 4.

Какому виду исторических источников мы ее отнесем?

Еще при жизни вельможи для него строили каменную гробницу, стены которой украшали росписями и рельефами. Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому, как вы думаете, кого приказывал изображать вельможа на стенах гробницы? Самого себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить так же, как прежде, и даже лучше.

Сегодня мы почувствуем себя в роли настоящих исследователей. Давайте познакомимся с образом жизни вельможи. Задание: внимательно прочитать 2 пункт в учебнике. Когда будем готовы, поднимаем глазки на меня

Выполните задание, заполните пропуски.

СЛАЙД 5

У (вельможи) был красивый дом. Рядом с домом росли …. (фруктовые деревья, цветы), был… (пруд). Одежда вельможи (из тонких льняных тканей). Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений…(золотые браслеты, кольца, ожерелья). На столах … (вельможи) было вкусная еда (мясо, хлеба и печенья, фрукты, сладости, пиво). Развлекали…. (музыканты, красивые танцовщицы). Носили (вельможу) в … (специальном кресле с навесом).

Какой вывод мы можем сделать? Жизнь вельможи отличалась от образа жизни земледельцев и ремесленников. Можем ли мы ответить на вопрос урока? Являлся ли вельможа слугой фараона?

Посмотрите на название 3 пункта. Как он называется? Служба вельмож. Значит все-таки вельможи являются слугами?

Прочитайте 2 абзац 3 пункта и найдите в учебнике доказательства того, что вельможа действительно был на службе у фараона, поработайте в парах и свой ответ составьте в виде схемы. Какую работу выполнял вельможа?

Схема: СЛАЙД 6.

Можем мы уже ответить на главный вопрос урока? Являлся ли вельможа слугой у фараона?

Но нам предстоит выяснить как сам фараон относился к вельможе.

Об этом вы узнаете из учебника. Ваша задача будет состоять не только в том, чтобы прочитать о взаимоотношениях фараона и вельможи, но и учиться составлять вопросы по тексту. Итак, читаем пункт и составляем вопросы к этому пункту. Такие, чтобы класс смог ответить.

Исходя из того, что мы узнали о взаимоотношениях фараона и вельможи, какой окончательный вывод мы можем сделать по проблеме нашего урока? СЛАЙД 7.

  1. ПРИМЕНЕНИЕ ЗУН

Для того, чтобы закрепить материал, я вам предлагаю небольшую самостоятельную работу. Я вам буду зачитывать утверждения, если вы согласны, то ставим плюсик, если нет, то минус.

Я утверждаю, что ….

  1. Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)
  2. Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)
  3. Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)
  4. Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)
  5. Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)
  6. Вельможа носил много украшений. (Да.)
  7. Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)

Обменяйтесь листочками.

Слайд 8. Ключ.