Развивающие логические игры для детей 7 лет. Логические игры


Тренируем логическое мышление (для детей 5-7 лет)

Найди закономерность и подбери пару к слову.

Птица - перья. Рыба - ... (чешуя)
Огурец - овощ. Ромашка -...
Учитель -школа. Врач -...
Стол -скатерть. Пол -...
Утро -завтрак.Вечер -...
Человек -руки. Кошка -...
Рыба -вода. Птица -...
Красный -стоять. Зеленый - ...
Осень -дождь. Зима -...

Кто это? Что это? Догадайся,о ком или о чем говориться.

Зеленый,длинный,сочный. (огурец)
Бурый,косолапый,неуклюжий. (медведь)
Холодный,белый,пушистый. (снег)
Новая,интересная,библиотечная. (книга)
Маленькая,серенькая,пугливая. (мышка)
Белоствольная,высокая,стройная. (береза)

Подбери слова противоположные по смыслу.

Черный -белый.
Большой -...
Веселый -...
Широкий -...
Высокий -...
Добрый -...
Холодный -...
Хороший -...
Толстый -...
Твердый -...
Умный -...
Быстрый -...
Здоровый -...
Горький -...

Подбери слова противоположные по смыслу:

День - ночь.
Зима - ...
Север - ...
Холод - ...
Много - ...
Начало - ...
Первый - ...
Добро - ...
Радость - ...
Далеко - ...

Ответь на вопросы. Назови разные профессии.

Кто варит обед?
Кто строит дома?
Кто пишет стихи?
Кто поет песни?
Кто лечит детей?
Кто шьет одежду?
Кто пишет картины?
Кто красит стены?
Кто летает в космос?
Кто водит машину?

Подумай и реши логические задачи.

1) Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?
2) Что дольше длится: год или 12 месяцев?
3) Марина и Таня пили разные соки -виноградный и яблочный. Марина не пила яблочный сок. Какой сок пила Таня?
4) Костя и Артем были одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую.Костя был одет не в синюю куртку. В куртку какого цвета был одет Артем?

Подумай и реши логические задачи. Объясни свои ответы.

1) Кто быстрее доплывет до берега - утята или цыплята?
2) Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?
3) У мамы есть кот Пушок,дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
4) Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько минут варится одно яйцо?
5) Кто громче замычит,петух или корова?
6) Сколько грибов можно вырастить из семян ели?
7) Сели на воду три воробья,один улетел. Сколько осталось?
8) Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

Послушай рассказы и ответь на вопросы.

1) Вова проснулся утром,подбежал к окну и удивленно воскликнул: "Мама, на улице ночью шел дождь!" Как Вова догадался, что шел дождь, ведь он в это время крепко спал?
2) Выглянув в окно, Вера сказала маме: "Мама, одеваться надо теплее, на улице такой сильный ветер!" Как Вера догадалась, что на улице сильный ветер?
3) Спускается муравей с горы, а на встечу ему - осел. Осел спрашивает муравья: "Скажи, пожалуйста, муравей, какая на горе трава?" "Такая высокая, густая" ,- ответил муравей. Обрадовался осел,поднялся на гору,но как ни пытался щипать траву губами - никак не мог. "Обманул меня муравей", - подумал осел. А вы как думаете,обманул ли муравей осла?
4) Сидят в лодке кот Васька и его хозяин. Хозяин закидывает удочку и приговаривает:
-Ловись, рыбка, большая-пребольшая!
А Васька потихоньку бормочет:
- Маленькая ловись, маленькая!
Почему он так говорит?

Подумай и реши задачи.

1) У Насти было 4 ленты. Одну из них она разрезала на две равные части. Сколько лент стало у Насти?
2) По двору ходили гуси. У всех гусей Саша насчитал 6 лап. Сколько гусей гуляло во дворе?
3) На ветке сидело несколько птичек. У них всего 8 крыльев. Сколько птиц сидело на ветке?
4) Два друга играли в шахматы 3 часа. Сколько времени играл каждый из них?

Прочитай веселые стихи.

Всем ребятам нужно знать:
Два плюс два,конечно,....(пять?)

Всем известно в целом мире:
Пальцев на руке... (четыре?)

Все ребята точно знают:
Кошки очень громко...(лают?)

Скачет наш котенок ловко,
Очень любит он...(морковку?)

Наш Сережа очень шустрый,
Он всегда смеется...(грустно?)

У кота забрали рыбу,
Должен он сказать... (спасибо?)

Самый эффективный способ сформировать базовые навыки и умения у ребенка 6 – 8 лет – это планомерное игровое обучение. В 7-летнем возрасте очень важно развивать мыслительную мобильность, а логические игры для детей – это лучший инструмент, который дает непревзойденные результаты. При этом, современные забавы, не должны способствовать проявлению агрессии или плохому настроению – они обязаны направлять энергетический поток юного геймера в правильное, продуктивное русло.

Развивающие игрушки, как неотъемлемая часть процесса обучения

Погружаясь в пространство всемирной паутины, пытливые непоседы могут чрезмерно увлечься, поэтому главная задача взрослых – следить за граничной чертой между заинтересованностью и зависимостью. Продвинутые малыши с аналитическим складом ума могут браться за более серьезные головоломки. Некоторым ребятам для начала хватит несложных манипуляций с собиранием веселых пазлов. Продвинутая, красочная графика из тривиальных, традиционных игр, делает настоящие шедевры, которые будут оценены по заслуге опытными игроманами.

Подборка компьютерных игр-обучалок от Quicksave формируется с учетом всех возрастных, интеллектуальных и психологических аспектов, требований к безопасности, и содержит в себе:

  • Онлайн развлечения на тренировку памяти, концентрацию внимания и логическое мышление;
  • Таинственные квесты, разнообразные бродилки от первого лица, опасные путешествия в поисках утерянных сокровищ;
  • Математические задания с различными уровнями сложности и т.д.

Наши мини-приложения станут основой для постановки грамотной речи, расширения словарного запаса, закрепления арифметических наработок, логических навыков и прочих нужных характеристик.

Повышение ментального уровня ребенка с Quicksave

Гибкое и подвижное мышление 6-летнего ребенка уже готово к первым испытаниям. Не бойтесь привлекать их к виртуальной реальности – ваше чадо быстрее адаптируется к внешнему миру, если будет идти в ногу со временем.

Правильно расставляйте приоритеты, подбирайте для деток наглядные примеры, яркие образы, чтобы они проявляли неподдельный азарт и искренний интерес на стадии ознакомления с захватывающими флеш-играми из категорий: , . Не упустите отличный шанс играть бесплатно вместе с Quicksave и делать уверенные шаги в создании крепкого фундамента для взрослеющего организма.

В последнее время компьютерные Логические игры для ваших детей 3-4-5-6-7 лет становятся популярными среди родителей. С их помощью возможно не просто развлечься, но и снять стресс, а так же научиться справляться с поставленными задачами. Наиболее популярные онлайн игры любят все, как молодежь, как и пожилые люди. Самыми известными онлайн играми среди детей 4-5 лет считаются аналоги логичных, настольных развлечений, например Монополия или Тетрис. Результаты шведских исследований доказали, что игра – окружает нас в повседневной жизни, это что способствует ускоренному обучению ребенка. Логические игры для ваших детей учат множеству тому, что сможет пригодится во взрослой жизни. Например, правильно мыслить, запоминать, анализировать и сопоставлять факты.
Бесплатные Логические игры для детей 4-5-6 лет онлайн содержат в себе сразу несколько типов: приключения, стратегии и логику. Попробовать себя в такой логической игре можно не только атаковав, но и расти интеллектуально, разрабатывая схемы стратегий и бдительность.
Развивающие логические игры для ваших детей не только помогают передохнуть ребенку, они направляют мышление малыша, развивая в нем способности дедукции, для решения головоломок. Есть разные способы головоломок, одни развивают мышление ребенка, учат принимать решение, другие преподаются в школе на уроке, например математика. Лучший метод развития своего малыша, это поиграть с ним в логическую игру.

Как часто это бывает: ребенок успешно читает, пишет и считает, но почему-то плохо успевает в школе. В чем же причина? Оказывается, в том, что у него не вполне развито логическое мышление. Это сравнительно просто: механически читать, писать и считать. Намного сложнее — анализировать ситуации, делать на их основе свои выводы, сопоставлять, делать собственные умозаключения. Вот почему логические игры так полезны: они дают пишу для размышлений, учат думать, делать выводы на основе полученной информации. Думать, творить, получать удовольствие от новых знаний — вот что требуется ребенку для того, чтобы он был не просто «бегло читающим» или «математически натасканным».

Мы лишь описываем некоторые из подобных игр, но на самом деле арсенал их куда богаче. Игры «Найди отличия между картинками », «Закончи рисунок», «Найди лишнее», «Помоги мышке (или какому-нибудь другому персонажу) выйти из лабиринта », «Разгадай шифр» непосредственно влияют на логическое мышление и развивают его.

Одна из самых популярных игр подобного рода — это так называемый логический квадрат. Это обычный квадрат, расчерченный на девять клеток, в каждой из которых что-то нарисовано, кроме одной клетки, которая остается пустой. Между картинками в каждом ряду квадрата есть определенная связь: если в верхнем ряду, например, последовательно нарисованы круги — маленький, побольше и большой, в среднем тех же размеров треугольники, а в нижнем — квадраты (маленький и побольше), то естественно, что в пустующей клетке ребенок должен будет дорисовать большой квадрат. И мы привели лишь самый простой пример. На самом деле задания логических квадратов можно и нужно постоянно усложнять, оставляя пустующими не одну, а несколько клеток.

Когда ваш ребенок подрастет, то, надеемся, его верными друзьями станут шашки и шахматы — ставшие уже классическими игры, помогающие развить логическое мышление.

Вариантов игр, тренирующих логическое мышление, повторяем, очень много. Предлагаем самые эффективные из них.

Угадай предмет

Возраст: 4 - 8 лет.

Цель игры: развить логическое мышление у детей, научить их точно формулировать свои вопросы и делать умозаключения.

Необходимое оборудование : несколько предметов небольшого размера (таких, чтобы их можно было свободно удерживать в руке): колечко, катушка ниток, зажим для бумаги, маленькие ножницы, мелок и т. д.

Ход игры (можно играть группой). Ведущий незаметно от детей прячет в руке один из предметов и предлагает угадать, что у него в руке. Дети должны задавать наводящие вопросы, на которые можно дать ответ «Да» или «Нет». Выигрывает тот, кто угадает, что спрятано в руке ведущего.

Примечание. Ведущий (лучше, если это будет взрослый) должен правильно «фильтровать» вопросы, обращая внимание остальных участников игры на наиболее толковые из них.

По тому же принципу можно играть и в тематические игры, такие, например, как «Угадай животное»: ведущий загадывает название животного, после чего участники игры задают ему наводящие вопросы, стараясь по признакам (как это животное ест, как ходит и т. д.) угадать «имя» зверя.

Усложняя ход и направленность игры от младшего дошкольного к школьному возрасту ребенка, родители тем самым легко и естественно развивают ум своего малыша, тренируют его способности и навыки, помогают адаптироваться к школе (к новым для него условиям).

Возраст: 5 - 7 лет.

Цель игры : научить детей основам анализа (искать сходные черты у внешне совершенно различных предметов и живых существ).

Необходимое оборудование : картинки с изображением различных предметов (живых и неживых). Картинки эти должны разбираться на пары по определенному сходству. Так, например, пару будут составлять картинки с изображением елки и ежа, потому что и то и другое колючее.

Ход игры (игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей воспитателем или учителем). Ведущий объясняет, что даже у самых разных предметов есть общие черты. Например, ежик не похож на елку (еж — животное, а елка — дерево), но между ними есть общее: их колючки.

Затем, разложив картинки попарно на столе или прикрепив их к доске, ведущий просит игроков найти общее в каждой паре картинок. Побеждает тот, кто сможет найти как можно больше таких аналогичных черт.

Примечание. Для детей постарше задачу можно усложнить. Например, можно предложить им самим расположить картинки попарно и объяснить, чем был обусловлен их выбор.

В качестве предварительной работы предлагаем поручить детям аккуратно раскрасить картинки, которые потом послужат оборудованием для игры. Предлагаем включить в игру следующие изображения:

1) зебра — моряк (зебра полосатая, а у моряка полосатая тельняшка);

2) карандаш — краски (и то и другое служит для рисования);

3) книга — блокнот (и то и другое сделано из бумаги, имеет страницы);

4) дед — кот (и у того и у другого есть усы);

5) тарелка — кастрюля (и то и другое — посуда);

6) улитка — черепаха (и то и другое передвигается медленно).

Можно придумывать и свои варианты парных картинок — по одному или по нескольким разнотипным признакам сходства.

Третий лишний

Возраст: 5 - 7 лет.

Цель игры: развивать у детей умение анализировать, видеть различия среди сходств.

Необходимое оборудование : картинки с изображением различных предметов, растений и животных. Важно, чтобы эти картинки группировались по три, причем две картинки объединялись по какому-то признаку, а одна была лишней, например: тарелка (посуда), чашка (посуда), хлеб (продукт).

Ход игры (в игре может принимать участие неограниченное количество игроков). Ведущий показывает участникам игры по три картинки и просит определить, что из показанного является лишним и почему.

Правильно—неправильно

Возраст: 5 - 7 лет.

Цель игры : научить детей различать истинные и ложные суждения.

Ход игры (в игре может принимать участие практически неограниченное количество участников; ее удобно проводить в группе или в классе). Ведущий (воспитатель или учитель) читает фразы, а дети говорят, верно ли то, о чем в них говорится, или неверно.

Предлагаем следующие фразы.

1. Зебра полосатая.

2. Слон умеет танцевать.

3. Дети водят мам и пап в детский сад (школу).

4. Собаки умеют мяукать.

6. Завтракают утром.

7. Кошки не носят шляпы.

8. Зимой нет снега.

9. Карандашами можно рисовать.

10. Заяц умеет быстро бегать.

Выигрывает тот, кто дает как можно больше правильных ответов.

Примечание . Подобных утверждений можно составить много. Важно, чтобы они были понятны и связывались в сознании детей со знакомыми им реалиями. Если вам захочется самим придумать такие фразы, то обратите внимание на то, что среди них обязательно должны быть высказывания с отрицательной частицей «не»: это слово в нашем сознании, как правило, связывается с понятием «неправильно», хотя на самом деле далеко не всегда частица «не» заключает в себе ложную информацию. Например, заявление «бегемоты не умеют читать» истинно, хоть в нем и есть «не». Суждения, подобные приведенному, помогают избавиться от стереотипного мышления.

Листочки

Возраст: 5 - 6 лет.

Цель игры: развить такие свойства логического мышления, как восприятие целостности предмета.

Необходимое оборудование : вырезанные из плотной цветной бумаги или картона листья. Они должны быть довольно большого размера (примерно 20 х 20 см), разных форм (например лист березы, клена, дуба) и цветов (зеленый, желтый, красный). Заготовки нужно заранее разрезать на равное количество частей (желательно неправильной формы). Всего можно сделать четыре—пять таких заготовок-листьев.

Ход игры . Ведущий (им должен быть кто-то из взрослых) предлагает детям сесть в круг, после чего выкладывает на середину круга разрезанные листочки, перемешав предварительно их части. С помощью считалки или произвольно он выбирает 4—5 (по количеству листьев-заготовок) игроков и дает каждому из них задание. Например, кто-то из игроков будет собирать зеленый листочек, кто-то — желтый, кто-то — красный и т. д. После этого игра начинается. На счет «три» игроки стараются как можно быстрее найти «свои» части и собрать листочек. Выигрывает тот, кто делает это быстрее и правильнее всех. После этого ведущий обязательно подводит итоги, хвалит игрока, первым справившегося с заданием, затем дает команду: «Рассыпались листочки!» По этой команде дети вновь перемешивают листочки, после чего ведущий выбирает новых игроков, и игра возобновляется.

Примечание . Во время игры дети, стоящие вне круга, не должны оставаться пассивными. Их дело — активно «болеть» за игроков.

Такая игра может проводиться на занятиях (или утреннике), посвященных осени. В качестве предварительной работы воспитатель рассказывает об осени, ее основных приметах, о том, как по-разному меняют свою окраску листья дуба, березы, клена и т. д.

В качестве предварительной работы предлагается выучить с детьми стихотворения об осени. Это могут быть и отрывки из классических произведений, например романа «Евгений Онегин», где можно найти немало описаний природы. Можно использовать и стихи детских поэтов. В качестве примера таких «учебных заготовок» предлагаем следующие стихотворения Т. Белозерова.

Сентябрь

По алым перьям снегиря

Течет прохлада сентября.

В сухом бору дремота сосен,

Покоем веет от полей...

На юг уходит наша осень,

Держась за нитку журавлей.

Осень

Осень, осень...

В тучах отсырело —

Даже в полдень светит

Тускло и несмело.

Из холодной рощи

В поле, на тропинку,

Выдуло зайчонка —

Первую снежинку.

Карта острова сокровищ

Возраст: 5—8 лет.

Цели игры: развить у детей абстрактное мышление, научить их соотносить схематическое изображение с реальной местностью.

Необходимое оборудование: карта (схематическое изображение площадки или комнаты, где будут спрятаны «сокровища»), сами «сокровища» (содержание «клада» может быть самым разным: это и игрушки, и сладости).

Ход игры (в игру лучше всего играть родителям со своим ребенком). Кто-то из взрослых дает ребенку карту и объясняет, что если правильно по ней сориентироваться, то можно найти сокровища. Дальше все просто: ребенок отыскивает сокровища, руководствуясь картой. Когда ему это удается, он находит спрятанный мешочек с сокровищами.

Примечание. Эту игру можно проводить и в детском саду или школе. В этом случае в игру можно добавить элемент соревнования. Например, разделите детей на две команды и дайте каждой команде по карте (естественно, карты должны быть одинаковыми). Можно также предложить детям искать сокровища не по карте, а по запискам с загадками (отгадка — намек на название места, где лежит следующая записка) или зашифрованными словами. И еще: если игра командная, то ведущему (воспитателю или учителю) важно проследить за тем, чтобы в игре все обошлось без обид: пусть победители поделятся «сокровищами» с побежденными, ведь доброту и щедрость тоже нужно воспитывать.

Вагончики

Возраст : 5—6 лет.

Цель игры : научить детей находить логическую связь между предметами.

Необходимое оборудование: вагончики от игрушечного паровоза (их можно заменить обычными кубиками), на которых наклеены картинки. Картинки эти должны объединяться в тематические группы. На каждую тематическую группу слов должно быть по одинаковому количеству вагончиков.

Ход игры. Ведущий (старший) произвольно раскладывает на столе вагончики, после чего дает каждому из игроков (одновременно играют 5—6 человек) индивидуальное задание: собрать паровозик из вагончиков-картинок, которые объединены между собой единой темой. После этого игра начинается: игроки ищут среди расставленных в беспорядке вагончиков «свои» и прицепляют их один к другому (или просто выстраивают их в ряд, если картинки наклеены на кубики). Побеждает тот игрок, который сумеет быстрее и правильнее всех выстроить свой паровозик из вагончиков.

Предлагаем следующие темы, объединяющие вагончики «логического поезда».

♦ Овощи — на вагончики наклеиваются картинки с изображением капусты, моркови, свеклы и т. д.

♦ Инструменты — картинки, изображающие пилу, молоток и т. д.

♦ Домашние животные — наклеиваются картинки, изображающие корову, лошадь, козу и т. д.

Можно придумать и другие темы: «Игрушки», «Времена года», «Хорошие поступки» и т. п.

Примечание. Для детей старшего возраста задание можно усложнить. Например, картинки, наклеенные на вагончики, могут изображать различные этапы рисования какого-либо предмета. В этом случае задача ребенка не просто найти объединенные одной темой рисунки, но и расположить их так, чтобы каждый из них являлся логическим продолжением другого.

Желательно, чтобы ребенок не просто правильно расположил вагончики относительно друг друга, но и сумел четко объяснить связь между ними.

Найди тень

Возраст: 5—7 лет.

Цель игры: научить детей видеть аналогии между разными предметами.

Необходимое оборудование: вырезанные из картона и раскрашенные фигурки (например, сказочных героев) и их «тени» — силуэты этих же фигур, вырезанные из темной бумаги.

Ход игры. Ведущий (старший) раскладывает на столе фигурки сказочных персонажей и объясняет детям, что все они потеряли свою тень. Задача игроков — подобрать «тень» (силуэт из черной бумаги) к каждому сказочному персонажу. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее и аккуратнее всех.

Примечание . Для этой игры можно придумать немало вариантов.

1. Фигурки могут быть самыми разными. Мы выбрали тему «Сказочные персонажи», но на самом деле можно предложить детям и другие фигурки, к которым нужно будет подобрать тень. Например, детям помладше можно предложить подобрать «тень» к геометрическим фигурам.

2. Игру можно варьировать, заранее приложив к каждой фигурке «не свою» тень. Для занимательности можно придумать историю о том, как персонажи игры чем-то обидели свою тень, а если ее обидеть, то она начинает показывать «неправильно». После этого можно предложить игрокам переставить тени так, чтобы каждая из них нашла своего хозяина.

3. В эту игру может играть как один ребенок, так и несколько. Игроки могут работать и в паре, помогая друг другу. В последнем случае игра помогает ребенку научиться работать в команде, воспитывает чувство товарищества.

Подумай и ответь

Возраст: 6—7 лет.

Цель игры : учить детей таким логическим действиям, как анализ и синтез. Игра развивает мышление и сообразительность.

Ход игры (в нее может играть неограниченное количество участников). Ведущий загадывает слово. Обязательное условие: слово это должно обозначать материальный предмет (то есть являться конкретным существительным), который состоит из нескольких частей.

После этого ведущий, не называя обозначение предмета, называет его части.

Так, например, загадав слово «чайник», ведущий, не называя его, говорит: «носик», «ручка». Загадав слово «поезд», он перечисляет: «вагоны», «колеса» и т. д.

Задача игроков — догадаться, какое слово загадал ведущий. Выигрывает тот, кто отгадывает название предмета.

Примечание. Если загаданное слово слишком сложно для детей, они могут воспользоваться одной подсказкой (например, спросить, для чего предназначен этот предмет).

Если в игру играют дети старшего возраста, тогда функцию ведущего может взять на себя один из игроков. После того как загаданное им слово было отгадано, игрок может занять место среди других участников, а победивший становится ведущим и загадывает свое слово.

Футбол

Возраст: 7—8 лет.

Цель игры: научить детей логически мыслить, предвидеть ситуацию, просчитывая возможные варианты ходов.

Необходимое оборудование: двойной тетрадный лист в клетку, два карандаша (ручки, фломастера).

Ход игры. Несмотря на название, игра не является ни командной, ни подвижной. По своей сути эта игра ближе к шахматам и шашкам, только проще. Играть в нее могут двое игроков, каждый играет за себя.

Перед началом игры на листке бумаги надо начертить игровое поле. Весь лист бумаги представляет собой «футбольное поле». На расстоянии одной клетки от каждого края листа следует провести четкие линии — это «борта». На двух менее широких противоположных сторонах поля рисуют «ворота» шириной в 8—10 клеток. Затем вычисляют центр поля и на пересечении клеток ставят точку — «мяч». Жребием определяют, кто из игроков будет ходить первым, и после этого игра начинается.

Цель каждого игрока — загнать мяч в ворота противника. При этом необходимо соблюдать определенные правила.

1. Ходить нужно строго по клеткам, очерчивая либо одну сторону клетки, либо пересекая ее по диагонали. Каждый ход игрока состоит из трех таких линий. Следовательно, игрок может двигаться либо по прямой (начертить отрезок, равный длине трех клеток), либо по диагонали (начертить диагональную линию, проходящую через три клетки), либо ломаной линией (например, две прямых, одна диагональная или две диагональных и одна прямая, или прямая + диагональная + прямая).

2. Сделав ход, игрок передает лист противнику.

3. Очерчивая очередной ход, ни в коем случае нельзя пересекать уже имеющиеся линии.

4. Делая ход, нельзя касаться «мячом» бортов, при этом ни одна из трех линий хода также не должна проходить по линиям, ограничивающим поле. Если же игрок «врезался» в борт, то игра начинается с самого начала — от центра игрового поля.

5. Игрок считается победителем в двух случаях: если ему удается загнать мяч в ворота противника и если он делает ход таким образом, что его противнику уже нельзя никуда идти, не нарушив при этом правил игры. Примечание. Время, проведенное за игрой, напрямую зависит от умения противников. Если игроки опытные, то игра может длиться не один час. В целом игра прекрасно развивает смекалку. Освоив ее с ребенком, можно перейти и к более сложным логическим играм — шашкам и шахматам.

Волки и овечки

Возраст : 7—8 лет.

Цель игры: развить у детей логическое мышление и выработать умение заранее просчитывать ходы.

Необходимое оборудование : игровое поле (квадрат со стороной в 30 см, расчерченный на 12 клеток) и 4 игровые фишки (2 светлые и 2 темные).

Ход игры . Для начала ведущий (кто-либо из взрослых) разъясняет детям правила игры. Они достаточно просты: две темные фишки изображают волков, а две светлые — овечек. Игровое поле — это их поляна. Известно, что волкам и овцам вместе делать нечего, поэтому они должны попытаться выгнать друг друга с поляны. Кто останется, тот и победил.

В игре принимают участие два человека: один берет себе две светлые фишки и играет за овечек, а другой берет фишки темного цвета и играет за волков. Таким образом, на поляне оказываются сразу две овцы и два волка.

И волки, и овцы могут передвигаться по игровому полю совершенно одинаково: на одну клетку вперед, назад, влево или вправо (перемещаться по диагонали ни те ни другие не могут). Однако если какая-нибудь неосторожная «овечка» зазевается и окажется на соседней с волком клетке по диагонали от нее, то следующим ходом волк имеет право «съесть» ее, то есть удалить светлую фишку с поляны и самому занять ее место на игровом поле. То же самое относится и к овце: если волк зазевался и оказался на соседней с ней (по диагонали) клетке, то уже овца в праве «забодать» волка, выгнать его с поляны.

Оба игрока делают ходы по очереди, за исключением случая, когда одна из фишек «съедается»: в этом случае игрок, сумевший удалить фишку противника с поля, имеет право на дополнительный ход.

Примечание . Игра «Волки и овечки» не только увлекательна, но и является серьезной тренировкой, готовящей детей к более сложным логическим играм — шашкам и шахматам. Кстати говоря, играть в эту игру можно и в одиночестве, играя одновременно за волков и за овец и не давая одним съесть других.

Как сделать из мухи слона

Возраст : 7—8 лет.

Цель игры: научить детей выстраивать логические цепочки слов. Игра развивает сообразительность и абстрактное мышление.

Необходимое оборудование : лист бумаги, карандаш (шариковая ручка, фломастер).

Ход игры . В эту игру можно играть как одному, так и нескольким игрокам. Количество их может быть практически неограниченным, так как каждый играет за себя. Ведущий (взрослый) объясняет правила, которые достаточно просты. Суть игры состоит в том, чтобы одно слово превратить в другое, последовательно заменяя в нем одну букву на другую. При этом буквы можно и переставлять местами. Оба слова (и начальное, и то, в которое его надо превратить) должны содержать одинаковое количество букв. Все слова цепочки должны быть именами существительными.

Задания могут быть, например, такими: как сделать из мухи слона (слово «муха» преобразуется в слово «слон»), как превратить зиму в лето и т. д.

Выигрывает тот, кто сможет выполнить задание быстрее всех, не забывая при этом и о грамотности.

Примечание. В качестве образца приводим цепочку слов, последовательно превращающих зиму в лето: зима — мина — тина — нить — тень — лень — ноль — толь — лето.

В игру могут играть и двое игроков: один пишет первое слово, другой продолжает, и так по очереди, пока одно слово не преобразуется в другое.

Законченные цепочки из слов получаются не во всех случаях, но такому «превращению» поддаются очень многие слова, особенно если они состоят из небольшого количества букв (четырех—пяти).

Игровое обучение считается одним из самых эффективных способов формирования разнообразных навыков и умений у детей.

Только если для ребенка дошкольного возраста игра – основной способ познания мира, то логические игры для детей 6-7 лет в большей степени направлены на развитие мыслительной мобильности.

При этом игры должны не только учить, но и развлекать: только так можно задержать внимание ребенка и направить его энергию в продуктивное русло.

К шести годам детям вполне по силам самостоятельно прийти к логическим умозаключениям, установить очевидную связь между причинами явлений и их следствием. Мышление становится более гибким и подвижным.

Ребенок может быстрее приспосабливаться, переключаться с одной задачи на другую без потери концентрации внимания.

Появляются первичные навыки мысленно моделировать ситуацию. Однако анализ, на который способен ребенок, все еще достаточно элементарный.

Те очевидные выводы, которые может сделать взрослый на основе имеющихся исходных данных, для детей таковыми являются не всегда.

Практическая деятельность в познавательном процессе все еще является приоритетной.

При этом наглядность и яркость образов по-прежнему играют основную роль в решении задач. Поэтому захватывающая динамичная логическая игра – верное средство учиться с азартом и искренним интересом для ребенка.

Виды логических игр для детей 6-7 лет

Лингвистические, или речевые игры. Формируют правильную речь, расширяют словарный запас, учат подбирать слово точно по смыслу, менять его форму.

  • Графические – ориентированы на закрепление письменных умений.
  • Математические – логика здесь должна подружиться с устным счетом.
  • Комбинированные логические игры для гаджетов (компьютер, планшет, телефон).

Графические игры

Графические игры, которые в 4-5 лет призваны подготовить детскую руку к «суровым» школьным испытаниям письмом, не утрачивают свои позиции. Тренировки по-прежнему нужны и важны, особенно, если не вызывают скуку. Развитие зрительного восприятия также является в графических играх ключевым.

Соединить точки по порядковым номерам (заодно и счет повторили), дорисовать недостающую часть, продолжить узор, раскрасить сегменты рисунка определенным цветом – все эти задания могут объединить логику и усидчивость. Главное, дорогие родители, не действовать по принципу «сиди рисуй и не мешай».

Лучше вместе, вооружившись цветными карандашами, разгадывать графические загадки и головоломки. Можно попробовать устроить соревнование, но во главу угла ставить не только скорость, но и качество выполнения заданий.

Один замечательный папа на форуме поделился таким опытом . После того, как диван по размеру не вписался в комнату, он сокрушенно признался шестилетнему сыну, что рассчитал бы все правильно, и в зоопарк бы пошли вместо того, чтобы целый день мебель переставлять.

Маленький почемучка сразу задал кучу вопросов. И оказалось, что объяснить ребенку, что такое масштаб с помощью листочка в клетку – совсем не сложно.

Измерение и составление плана комнаты заняло целый вечер и превратилось в увлекательную игру. Измерили, уменьшили в масштабе, нарисовали, раскрасили, вырезали и переставляли бумажную мебель, не ограничивая фантазию.

На следующий день занялись детской. И место для ящика с игрушками на «карте комнаты» нашлось.

В 7 лет уже легко можно устроить семейные соревнования по морскому боя, не используя современные гаджеты, а обратившись к традиционному листку в клетку.

Речевые игры на развитие логики

Слово – самый доступный и основной подручный материал. Игры подбираем в зависимости от цели.

  • Развиваем смекалку, быстроту реакции. Например, «цепочка слов»: принцип игры в города, когда последняя буква слова становится первой для нового. Категории: овощи, фрукты, животные – на выбор.
  • Формируем творческое мышление и фантазию. Разгадываем загадки и из получившихся слов составляем сказку, которую можно потом и разыграть.
  • Ориентируемся на понимание. «Пантомима», «Крокодил», т. е. угадываем слово по зрительному образу, показанному участниками игры.

Варианты словесных игр: продолжаем логическую цепочку слов, меняем одну букву, чтобы получить новое слово, ищем ассоциации и т.д. Играем в транспорте, по дороге в школу. Ребенок весело проводит время и думает одновременно.

Настольные логические игры и головоломки

Мозаики, пазлы, лото – производители предлагают бесчисленное количество вариантов. Психологи советуют выбрать 5 настольных тематических игр. Меньше – быстро наскучит, больше – будут просто не задействованы.

Несколько популярных примеров логических настольных игр для детей 6-7 лет:

Подводный мир – яркая и красочная игра. Веселые рыбки, черепашки и лягушата играют в прятки. Игрокам нужно выполнить около 50 логических заданий разной сложности.

Хитрые дощечки – игра головоломка. Цель – собрать и разобрать. Выполнена головоломка из дерева, что дополняет игру приятными тактильными ощущениями.

Коридор для детей . Игра-лабиринт. Свою мышку нужно первой вывести из лабиринта, при этом запутав соперников (их может быть до 4-х).

Принцип домино . Основной плюс – простые правила. Но увеличение кубиков расширяет возможности. Игра имеет несколько уровней сложности. Участвуют 2 игрока.

Извилина . 12 кубиков разного цвета соединены резинкой. В цветовой схеме 80 заданий: изгибаем кубики, чтобы получить заданный схемой результат. Развивает пространственное мышление.

Книги с играми на развитие логики

Любой интернет-магазин представляет подборку тематических книг данного направления. Однако в книжном магазине вы сможете полистать издание, оценить его с точки зрения сложности заданий.

Интересные варианты для скачивания предлагают Bankknigi.com и Mirknigi.com. Формат изданий – DJVU, PDF, т.е для электронных книг и планшетов – бюджетный вариант:

Е. Бойко «Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет»: логические игры могут быть не только статичными. От предложенных – ребенок точно не устанет и не заскучает.

Академия развития. «Большая книга логических игр и головоломок» : задачи в книге разделены по 3 уровням сложности и направлены на развитие речи, внимания, творческого начала. Огромный плюс – небанальные сюжеты и герои, яркий иллюстративный материал.

Т. Образцова «Логические игры для детей» : книга да долгие годы. Игры и задачи для детей и подростков.

В. Запаренко «Большая книга-игра» : со сказочными героями решаем кроссворды и головоломки, ищем выход из замысловатых лабиринтов.

С. Федин «Логические задачи для юного сыщика» : детектив Бусля ведет расследование, разрешая логические задачи. Помочь сыщику смогут очень внимательные ребята.

Компьютерные игры на развитие логики

Современные дети гуглить и гулить начинают практически одновременно. Поэтому компьютерные игры, развивающие логику, — уже не новинка, а традиционная часть процесса обучения.

Основные тематические блоки компьютерных игр:

Ориентированные на развитие памяти и мышления («Лунтик. Тренируем память и внимание»).

В игровой анимационной форме представляющие иностранный язык («Нескучные уроки. Английский язык»).

Игры – путешествия, квесты, или «бродилки», с выполнениями логических задач («Три богатыря и Шамаханская царица»).

Обучающие математике, чтению и т.д. в увлекательной форме с элементами логики («Баба Яга и Проша: год полный забот»).

Обзор онлайн игр на развитие логики

Интернет-ресурсы пестрят разнообразными играми. Поэтому прежде чем разрешить ребенку с головой погрузиться во всемирную паутину, по крайней мере, сыграйте в игру сами.

Уровень сложности подбирайте с учетом возрастных особенностей и уровня «продвинутости» вашего юного пользователя.

Совсем простые игры для начинающих представляет, к примеру, ресурс www/игрыдлядетей24.рф/logicheskie: Найди фигуру, Выбери знак, Придумай напиток, Крестики-нолики и т.д.

Ресурс www/gameflasher.ru/logicheskie/index.html ориентирован на более продвинутых юзеров. Кроме игр, по сути напоминающих тетрис (Помоги кроту построить, Кристалломания, Фруктовые блоки), здесь представление игры стратегии (Жизнь принцев, Надо строить город, Заперт в комнате).

Традиционные игры ребенку понять и освоить легче с современными героями. Например, вместо привычных крестиков и ноликов – разноцветные злые птички (Angrybirds).

Игры на смартфон

Интересные варианты для платформы Андроид

  • Кэтландия – ищем сначала котенка, потом пару ему, выполняя арифметические действия.
  • WungiPirates– в сказочном мире пиратов решаем разные логические загадки.
  • CaptainCat– Ловим рыбку. Логическая игра с приятной графикой. Много уровней сложности. Очень увлекательная.

Для Ipad и Iphone

  • MysteryMathTown– игра-путешествие, закрепляющая навыки устного счета.
  • Изобретения Петсона – самые интересные головоломки.
  • Игра посложнее – Мои первые деньги. Подробности на видео

Во всех логических играх для детей 6-7 лет главное найти баланс между игрой и учебой, и тогда учеба не превратиться в бесконечную непродуктивную игру, а игра не станет скучной учебой.