Православные церкви в вильнюсе на карте. Православные святыни вильнюса


Православные святыни Вильнюса November 4th, 2014

На Казанскую посчастливилось побывать в одной из святынь Православия - Свято-Духовом монастыре Вильнюса.

Главный храм монастыря был построен в XVI веке - во времена тяжелых гонений на Православие в Литве, когда многие храмы были отобраны униатами.

Храм построен в стиле барокко и является одной из визитных карточек старого Вильнюса. Через него пролегают все туристические маршруты, поскольку начинаются они через Остробрамские ворота, находящиеся недалеко от монастыря, - единственные из сохранившихся ворот оборонительной стены древнего Вильнюса. В этих воротах есть часовня, а в ней располагается одна из православных святынь - Остробрамская икона Божией матери.

Вот вид на часовню со стороны старого города.

То, что видно на снимке - построено католиками в более позднее время вместо часовни, располагавшейся над воротами и принадлежавшей православному монастырю.

Икону привез в Литву князь Ольгерд в XV веке. Князь был женат два раза на русских княжнах, что не позволяло ему оставаться язычником, но Ольгерд скрывал этот факт от народа Литвы, который в своей массе поклонялся языческим богам.

Икону поставили на воротах сначала с внешней стороны, но так простояла она недолго. Скоро начались гонения на Православие. Надвратная часовня, находящаяся в Остром (русском) углу Вильнюса и принадлежавшая Свято-Троицкой обители, была отобрана у православных униатами, а позднее перешла к католикам. Православные пытались сохранить икону у себя, но у них ее отобрали. Сейчас она стоит в перестроенных воротах лицом к городу (на фото за большим окном над воротами).

Потеряв Свято-Троицкую обитель, православные основали новую - Свято-Духову совсем рядом. Теперь храм этой обители является главной православной святыней Вильнюса.

В храме покоятся мощи трех виленских мучеников - Иоанна, Евстафия и Антония, замученных при Ольгерде. Они были уроженцами Вильнюса и имели чисто литовские имена - Нежило, Круглец и Кумец. Святые были дружинниками князя и открыто исповедовали Православие, что подрывало устои языческой Литвы. Мучеников предали жестоким пыткам и казнили. Больше всех мучили Евстафия - хорошо видно его сломаные ступни. На фото - рака с мощами трех мучеников. Замучили их в роще, на месте которой стоит Свято-Троицкий храм, принадлежащий сейчас католикам. Совсем рядом с монастырем.

Сегодня нам повезло - открыли стекло, закрывающее мощи, и удалось приложиться прямо к телам святых. Они сохранились нетленными, все трое лежат в одной большой раке. На мощах освятили икону - увезем в Калининград.

Раньше мощи мучеников хранились в подвальном храме, куда нам также сегодня удалось попасть.

СОБОРЫ И ХРАМЫ ВИЛЬНЮСА

ВИЛЬНЮС - столица и крупнейший город Литвы. Расположен на юго-востоке Литвы, в 33 км от границы с Белоруссией, при впадении реки Вильни в реку Нярис. Площадь города - 394 км², население - 538 968 человек.
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР СВЯТЫХ СТАНИСЛАВА И ВЛАДИСЛАВА
Располагается в историческом центре Вильнюса у подножия Замковой горы. Рядом находится башня-колокольня. Строение в нынешнем виде являет пример архитектуры классицизма.

Христианский храм был сооружён на месте языческого святилища в XV веке. Предполагается также, что храм был основан великим князем литовским Миндовгом (королем литовским с 1223 года).


Храм неоднократно страдал от пожаров (1399, 1419, 1530, 1539, 1542 и позднее). Собор отстраивался и расширялся при поддержке великого князя литовского Витовта. В часовне Святого Михаила Архангела, выстроенной при новом храме в готическом стиле, были похоронены жена Витовта Анна Святославовна (1418) и Витовт (1430).


Над фасадом возвышаются три статуи: посередине Святая Елена с позолоченным крестом, слева Святой Станислав, справа Святой Казимир.


В нишах по обе стороны портика установлены большие скульптуры Моисея и Авраама. Барельефы и скульптуры созданы в 1785-1791 годах. В 1950 году с крыши собора были сняты и уничтожены статуи святых. В 1857-1859 годах в соборе был смонтирован орган, перенесённый из Августинианского монастыря. В 1889 в соборе известным мастером Юзефом Родовичем был построен новый орган


В кафедральном соборе торжественно короновались великие князья литовские от Витовта до десятилетнего Сигизмунда Августа. В 1919 году здесь состоялось торжественное богослужение - инаугурация Университета Стефана Батория. В 1927 году прошла торжественная коронация чудотворного образа Божией Матери Остробрамской



В 1967 году на колокольне были установлены 17 колоколов разной величины, на которых вызванивали мелодии во время празднеств и полуденный сигнал литовского радио.


КОСТЁЛ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ УТЕШИТЕЛЬНИЦЫ
Здания бывшего монастыря чрезвычайно скромного декора и ничего выдающегося собой не представляют. Двухэтажный корпус, выходящий на улицу Бокшто, особенно запущен. Костёл отличается изящными формами позднего барокко. Передний фасад украшает высокая пятиярусная башня с ажурным крестом (высота 41,5 м), выделяющаяся в силуэте Старого города. Храм с единственной башней переднего фасада в Литве представляет собой достаточно редкое явление. Башня украшена ордерными элементами.

В центре нижнего яруса расположен оригинальный портал из треугольных пилястров. Убранство интерьеров и алтари не сохранились.

КОСТЁЛ БОЖЬЕГО ПРОВИДЕНИЯ
Освящён костёл был в 1923 году. С 1925 года храм принадлежал салезианскому братству. После Второй мировой войны костёл был закрыт (1948). Государственный драматический театр, которому было передано здание, использовал его как склад декораций. В 1961 году костёл был возвращён верующим.

Небольшой по размерам храм построен в неоготическом стиле, однонефный, в плане прямоугольный. Апсида ниже и уже основного корпуса.
В костёле находится чудотворная статуя Пресвятой Девы Марии Королевы Мира, перенесённая из недостроенного костёла Сердца Иисуса (на месте которого был построен Дворец строителей). Обновлённая статуя с начала 1980-х годов украшает алтарь костёла Божия Провидения.

В ограде костёла близ входа располагается скульптурная группа, изображающая Христа и коленопреклонённого пожарного.
КОСТЁЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Здание является характерным примером вильнюсского позднего барокко и отличается изящными высокими башнями. Храм базиликального типа, трёхнефный с очень узкими боковыми нефами.

КОСТЁЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
Часовня, закрытая вместе с костёлом в 1864 году, постепенно приходила в упадок. В 1904 году по инициативе инженера Станислава Блажевича она была отремонтирована на пожертвования. Её использовали для отпеваний. После Второй мировой войны она долгое время была заброшена. В 1969 году по проекту архитектора Антанаса Кунигелиса бывшая часовня была отреставрирована. Некоторое время в ней действовал магазин сувениров.



КОСТЁЛ ВСЕХ СВЯТЫХ
Был построен вместе с прилегающим ансамблем кармелитского монастыря в 1620-1631 годах у городской стены рядом с Рудницкими воротами. При восстановлении после пожара во время войны с Москвой в 1655 году был существенно перестроен. В 1743 году у северо-восточного угла была возведена высокая колокольня сложной формы в стиле позднего барокко на месте бывшей башенки.

Главный фасад выполнен в архитектурных формах раннего барокко. Карниз членит его на два яруса, широкие пилястры подчёркивают вертикальную ось и означают внутреннюю структуру. Завершает фасад треугольный фронтон, по бокам которого высятся обелиски. Центральную ось подчёркивает пышный портал с заметным влиянием ренессанса и большие окна.

Увенчанная шлемом в стиле рококо и ажурным крестом, монументальная колокольня состоит из четырёх расширяющихся книзу ярусов с отличающимся оформлением. Отделанные рустом дорические пилястры нижнего яруса контрастируют со встроенными в углы узкими колоннами. Пилястры второго яруса коринфские и декорированы редким лепным мотивом. Боковые, расположенные наискось пилястры третьего яруса обрамляют пары колонн.

КОСТЁЛ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
Внушительных размеров здание из жёлтого кирпича в неороманском стиле. Главный фасад с треугольным завершением возвышается над четырёхскатными крышами квадратных в плане башен по бокам. Фасад декорирован большой розеткой над отделанным колоннами четырёхчастным окном. По обеим сторонам портала в нишах установлены статуи Девы Марии и Распятия.
С противоположной стороны храма полукруглая апсида.

Трёхнефный основной корпус пересекает широкий трансепт. Ниши со статуями украшают трансепт и боковой фасад. В одной из ниш установлена копия скульптуры Святого Гиацинта работы скульптура Болеслава Балзукевича


Внутренний объём образуют три нефа, отделённых рядами пилонов. В главном алтаре располагается многофигурная скульптурная композиция по мотивам «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Над нею размещаются мраморные барельефы вильнюсских костёлов и скульптуры. В алтарях трансепта помещаются копии образов Девы Марии Остробрамской и Ченстоховской. В окнах витражи.










КОСТЁЛ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Костёл двухбашенный и однонефный, в стиле позднего барокко, с оригинальным планом креста, вписанного в прямоугольник. Храм богат архитектурными формами и оригинальными пространственными решениями. Два яруса главного фасада образуют единую композицию, а выше поднимаются две башни и треугольный фронтон между ними. Плоскость фасада членится пилястрами и карнизами.
Прежнее внутреннее убранство сначала костёла, затем церкви уничтожено. Интерьер украшен деревянной скульптурой в стиле барокко с фасада костёла Святой Екатерины.


КОСТЁЛ СВЯТОГО ВАРФОЛОМЕЯ
Перед Второй мировой войной в Вильне обосновались монахи редемптористы и временно пользовались костёлом Святого Варфоломея для своих молебнов. В 1949 году советскими властями храм был закрыт, а его три деревянных барочных алтаря были перемещены в костёл Святого Михаила Архангела в Неменчине; судьба двух других неизвестна. В костёле были устроены мастерские скульпторов.
В 1997 году костёл был передан вильнюсской общине белорусов-католиков.

КОСТЁЛ СВЯТОГО ДУХА
Нижняя часть храма опоясана с трёх сторон корпусами бывшего монастыря, благодаря чему выделяется его верхняя часть с двумя невысокими башнями (36,3 м), четырьмя фронтонами и куполом с фонарём над центральным нефом.


Нынешнее здание - уже, по меньшей мере, пятое, возведённое на этом же месте. Первые здания были выстроены в готическом стиле. Купол с фонарём над центральным нефом костёла возвышается на 51 м.


КОСТЁЛ СВЯТОГО ИОАННА БОСКО
Построен по проекту архитектора Витаутаса Чеканаускаса. Освящён во имя святого Иоанна Боско в 2001 году.


КОСТЁЛ СВЯТОГО КАЗИМИРА
Римско-католический иезуитский неприходской костёл в Вильнюсском деканате; первый образец стиля раннего барокко в Вильне. Костёл вместе с прилегающим монастырём строились иезуитами при щедрой финансовой поддержке Сигизмунда III и Льва Сапеги. Постройка была начата в 1596 году, а окончена в 1604 году. В основание костёла был положен больших размеров камень, найденный на Антокольских горах, откуда его притащили семьсот виленских мещан - усердных богомольцев; впереди процессии шествовали высшие сановники во главе с великим канцлером литовским Львом Сапегой. Камень с надписью был заложен в фундамент при торжественном богослужении. Одновременно рядом с костёлом был заложен монастырь для профессоров иезуитов. Костёл был освящён в честь святого Казимира 12 мая 1604 года.

Храм по существу трёхнефный, но боковые нефы представляют собой не соединённые друг с другом открытые капеллы. Это создаёт впечатление едва ли не прямоугольного объёма. Внутреннее пространство базиликальное.


Над средокрестием на восьмиугольном барабане поднимается высокий купол с фонарём. Диаметр купола составляет 17 м, высота - 40 м. Это первый и самый большой купол в архитектуре Вильнюса


Пристроенный в 1755 году притвор в стиле барокко внёс разнообразие в суровые и лаконичные формы храма. Пилястры и сложно профилированный карниз стен создают впечатление художественной целостности.
Традиции готики и позднего ренессанса (маньеризма) усматриваются в мощных контрфорсах боковых фасадов, круглых лестничных башнях по обе стороны пресбитерия, декоре сводов ризницы.




Святой Казимир

Фрагмент амвона



Орган




КОСТЁЛ СВЯТОГО КАЗИМИРА В НОВОЙ ВИЛЬНЕ
В Новой Вильне работы по образованию католического прихода и строительству приходской церкви начались в 1906 году. В 1907 году был образован приход.
Костёл построен из жёлтого кирпича в неоготическом стиле. Храм однобашенный, с крестом в плане, с трёхстенной апсидой. Три нефа отделены друг от друга пилонами.
В храме имеется изображение Пресвятой Девы Марии - копия Остробрамской Божией Матери.





КОСТЁЛ СВЯТОГО КРЕСТА
Советскими властями в 1949 году монастырь и храм были закрыты. В зданиях бывшего монастыря были устроены квартиры. Храм в 1976 году был отреставрирован. В нём был устроен концертный зал Вильнюсской филармонии, именовавшийся «Малый зал барокко», где проходили концерты органной музыки.
После смены государственного строя остатки монастыря и храм в 1990 году были в порядке реституции возвращены Вильнюсской архиепископии.


Внутри храма находится родник, который, по легенде, забил на месте мученичества францисканцев и особенно благотворен для больных глаз. Интерьер интересен сочетаниями элементов рококо и неорококо. Каменные крестовые своды с опорными арками относятся ко второй половине XVIII века. В 1906 году они были декорированы лепниной.


Всю ширину нефа занимает главный алтарь со сложным ордером и волнообразным карнизом. В главном алтаре находится образ Пресвятой Девы Марии, почитавшийся как чудотворный. Копия его написана на фасаде костёла. Правый алтарь пресбитерия отличается высокой художественностью исполнения. Амвон вычурных форм поддерживают статуи ангелов.
КОСТЁЛ СВЯТОГО МИХАИЛА
Костёл однонефный прямоугольного плана, длиной 30 м и шириной 13,5 м. Цилиндрические своды возвышаются на 15,5 м. Костёл строился в переходный период от готики к ренессансу; это отразилось в его элементах. Черты готики сохранились в укреплённых контрфорсами стенах, характерных узких окнах, высокой крутой черепичной крыше.


Колокольня возвышается в некотором отдалении в углу над воротами во двор костёла. Невысокая колокольня в плане прямоугольная, сдержанных форм. Её изящная лёгкая башенка гармонирует с угловыми башенками главного фасада.


КОСТЁЛ СВЯТОГО НИКОЛАЯ
Сравнительно небольшой безбашенный костёл с массивными стенами построен из красного кирпича. Храм почти квадратный в плане (13,0 на 15,75 м), трёхнефный, зального типа, с короткой трёхгранной апсидой и с диагональными контрфорсами на углах.


В костёле три алтаря. В главном алтаре крест и четыре статуи Святого Христофора, Святой Тересы, Святой Клары и Святого Иосифа с Младенцем между колоннами работы скульптора Рафала Яхимовича. В левом алтаре образ Святого Николая со статуями Святого Казимира и Святого Георгия между колоннами. В правом алтаре барельеф Скобящей Божией Матери.


КОСТЁЛ СВЯТОГО АРХАНГЕЛА РАФАИЛА
Костёл Святого Архангела Рафаила составляет вместе с комплексом зданий бывшего монастыря архитектурный ансамбль позднего барокко. Костёл прямоугольный в плане, трёхнефный, базиликального типа. В нижнем ярусе главного фасада доминирует характерная для перехода от раннего к позднему барокко плоская стена с чётким ордерным членением.


Большой алтарь с группами колонн на высоких пьедесталах и многочисленными фигурными скульптурами относится к стилю рококо. В алтаре находится картина известного художника Шимона Чеховича с изображением архангела Рафаила.



КОСТЁЛ СВЯТОГО СТЕФАНА
Один из первых каменных храмов в предместьях Вильны был построен в 1600 году в Рудницком предместье, где хоронились жертвы эпидемий и голода. Инициатором постройки костёла был иезуит священник Шимон Высоцкий, организовавший сбор денег среди горожан. В 1604 году в костёле проходили пышные торжества канонизации святого Казимира. При храме действовала школа. В 1612 году горожане Андриан и Эмарциан Вежбицкие на свои средства на месте деревянного лазарета при храме возвели каменное здание, рассчитанное на 24 больных, и обустроили три часовни. Во время войны 1655 года костёл пострадал от пожара. Разрушенный тогда же лазарет был отстроен только в 1673 году.


Костёл в плане формы креста с цилиндрическими башенками по углам. Покрыт черепицей. Наружные стены храма позднее были украшены парными пилястрами. Дверь главного входа покрыта кованым листовым железом в узоры. Окна имеют дубовые рамы, а два окна за главным алтарем, с железными рамами - витражи: по левой стороне витраж с изображением святого Стефана, по правой - Сердца Спасителя.

Внутри храм отличается простотой и отсутствием украшений. В XVIII веке интерьер украшали органные хоры и шесть барочных алтарей, погибших в 1794 году. В алтаре одной из капелл находился образ непорочного зачатия пресвятой Девы Марии, написанный Франциском Смуглевичем или его учеником.


КОСТЁЛ СВЯТОГО ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО
Несмотря на то, что храм многократно перестраивался, сохранился основной готический характер его архитектуры. Укреплённые контфорсами стены из красного кирпича, три башни, 19 бойниц-амбразур под крышей в северной стене придают костёлу характер готического храма оборонного типа.


По своим размерам храм - одно из самых крупных готических культовых зданий в Литве. Храм трёхнефный, зального типа; длина составляет 42,2 м, ширина 24 м. Центральный неф в два раза шире боковых нефов. Продолжение центрального широкого нефа - более низкий пресбитерий длиной 20,2 м, отделённый изящной триумфальной аркой и заканчивающийся гранёной апсидой.


Внешний декор костёла здания довольно скромен. Главный и боковой южный фасады отличаются особой выразительностью. Их композиция основана на ритме высоких вертикальных окон и узких контфорсов. В нижней части главного западного фасада основной акцент составляет портал со стрельчатой аркой и профилированной рамой с аркатурой. На главном фасаде, по углам которого размещены две небольшие восьмиугольные башенки, выделяется центральная часть с широким стрельчатым окном посередине и нишами по обе стороны от него, оформленными орнаментами из кирпича. Ниши по обеим сторонам большого окна повторяют формы стрельчатых готических окон. Над нишами орнамент кирпичной кладки. Главный фасад украшает фриз из профилированных кирпичей. Винтовые лестницы внутри башенок ведут в галерею с амбразурами. Верхние ярусы фронтона и башенок фасада носят черты барокко.



КОСТЁЛ СВЯТОЙ АННЫ
Здание небольших размеров, удлинённой прямоугольной формы, длиной 22 м и шириной 10 м. Боковые стены тонкие, с четырьмя парами стрельчатых окон; между ними выступают с внутренней и наружной стороны столбы. Они выполняют функцию контрфорсов, несущих тяжесть сводов.
В стенах пресбитерия с гранёной апсидой они превращаются в изящные декоративные башенки-пинакли, расположенные полукругом у крыши апсиды.

Самым ценным элементом костёла считается главный фасад, «не имеющий себе равных не только в литовской, но и во всей восточноевропейской кирпичной готической архитектуре»


Он отличается необыкновенной пластикой, разнообразием и декоративностью его линий и форм. Правильная симметричная композиция фасада образована тремя грациозными башнями изящной формы и одинаковой высоты, с подчёркнутой средней частью.

В строительстве храма было использован жёлтый фасонный кирпич, тщательно обожжённый, устойчивый к сырости и колебаниям температур, 33 различных форм. После пожара 1761 года закоптелые внешние стены были покрашены в красный цвет.



КОСТЁЛ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ
Каменная церковь была построена в 1650 году. При нашествии московских войск и украинских казаков в 1655 году храм и монастырь значительно пострадали. Восстановительные работы затянулись до 1703 года, когда костёл был заново освящён во имя святой Екатерины. К восточной стороне был пристроен пресбитерий с апсидой.




КОСТЁЛ СВЯТОЙ ТЕРЕЗЫ
После Второй мировой войны в помещениях монастыря было устроено общежитие Вильнюсского педагогического института. В 1971-1976 годах под руководством архитектора Видмантаса Виткаускаса был обновлён фасад костёла, реставрировался интерьер.

КОСТЁЛ СВЯТЫХ ИАКОВА И ФИЛИППА

КОСТЁЛ СВЯТЫХ ИОАННОВ

Орган костела Святых Иоаннов




Колокольня костела Святых Иоаннов

КОСТЁЛ ПЕТРА И ПАВЛА
Снаружи церковь выглядит довольно скромно. Горизонтальные карнизы разделяют фасад на два яруса. Двухъярусный фасад украшают строгие колонны (вместо обычных для барочной архитектуры пилястров), треугольный фронтон, по композиции близкий классическому портику, с рельефом, символизирующим мир, в нише, декоративно оформленный портал и открытый балкон с деревянной балюстрадой. По бокам слева и справа от большого окна и балкона в нишах фигуры святого Августина и святого Станислава.


В костёле девять алтарей; главный - во имя святых апостолов Петра и Павла (остальные - Иисуса Антокольского, Святого Франциска Ассизского, Девы Марии, Пяти Ран Иисуса и алтари в четырёх часовнях).




Главным достоинством костёла является гармонично решённое внутреннее пространство с множеством высокохудожественных скульптурных украшений на сводах пресбитерия, в куполе, в центральном нефе, в капеллах Святого Августина, Женщин, Святой Урсулы, Рыцарей. По своему художественному совершенству и богатству барочных форм интерьер не имеет себе равных в Литве и Польше.

Люстра костёла

Фигурных композиций, горельефов и статуй, изображающих библейские, исторические, мифологические и аллегорические персонажи, фантастические демонические существа, растения и животные, насчитывается более двух тысяч. На куполе костёла изображён Господь, взирающий сверху на всё это. Человеческие фигуры представляют сцены из Нового Завета и самые важные события истории Литвы.

Основные лепные украшения (стукковые рельефы) выполнены итальянскими скульпторами Джованни Пьетро Перти (Перетти) и Джовани Мариа Галли и мастером из Вильны Мацеем Жилевичем

Потолок костёла



Герб




КОСТЁЛ СЕРДЦА ИИСУСА
Состояние: храм не действует
Сохранившееся здание костёла - выдающийся памятник архитектуры позднего барокко. В плане храм греческого креста - единственный в Литве такого типа; увенчан большим восьмиугольным куполом высотой 37 м с двухъярусным барабаном. Купол опирается на стены двухметровой толщины, четыре полукруглых арки и угловые паруса. Наверху возвышается восьмиугольный фонарь с волютами и пилястрами по углам.


Стены сложены из кирпичей и оштукатурены, купол, фонарь и крыши крыты жестью. Волнистые линии пилястров, ниш, карнизов фасадов образуют динамические, гибкие формы.
Интерьер храма хотя и значительно повреждён, но сохраняет пышный пластичный декор в стиле рококо. Сохранились фрагменты росписи стен.
Украшавшие алтари храма картины Чеховича хранятся в Художественном музее Литвы.


НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Основана в XIV веке. С 1871 года в Никольской церкви двадцать лет служил настоятелем Иоанн (Шверубович), отец Василия Качалова. Известный впоследствии русский советский актёр родился и детство (по 1893 год) провёл в соседнем доме, принадлежавшем церкви, о чём сообщает установленная на его стене мемориальная плита.

ОСТРАЯ БРАМА
Представляет собой единственные сохранившиеся ворота городской стены и часовню с чудотворным образом Матери Божией Остробрамской. Ворота построены в готическом стиле в 1503-1522 гг., когда Вильнюс окружила городская стена с пятью, позднее девятью воротами. Позднее над аркой ворот достроен фасад с пятью амбразурами и аттиком в ренессанском стиле. Аттик декорирован Погоней - гербом Литвы, поддерживаемым двумя крылатыми львами-грифами, и рельефной головой Гермеса в крылатом шлеме.
Ниже в нише располагалась икона Спасителя.


Чудотворный образ Матери Божией Остробрамской относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках. Почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь Вильны, Литвы и Беларуси. С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.
Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века. Написана темперой на 8 дубовых досках толщиной 2 см. Размер 200 х 165 см.


ПРЕЧИСТЕНСКИЙ СОБОР
Сооружён киевскими зодчими по образцу собора Святой Софии в Киеве и в 1348 году освящён епископом Владимирским Алексием, митрополитом Киевский и всея Руси, приглашённым великим князем литовским Олгердом.
В 1998 году собор был отреставрирован.



ЦЕРКОВЬ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ


ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

ХОРАЛЬНАЯ СИНАГОГА

Старый город Вильнюса, его еще называют старым местом (литовское название Vilniaus Senamiestis, польское - Stare Miasto w Wilnie) занимает лишь один район столицы Литвы. Именно этот район является старейшей частью города, сохранившей свою историю и архитектуру. Практически все улочки старого города полностью пешеходные, узенькие и вымощены брусчаткой и булыжниками.

В 1994 году старый город был внесен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Будете в Вильнюсе, даже проездом, обязательно прогуляйтесь по улицам старого города, поверьте, будет что вспомнить, за одно познакомитесь с историей средних веков и более современного времени. К тому же, старое место литовской столицы признано одним из крупнейших в Восточной Европе урбанистических комплексов. Здесь перед вами предстанут красивые и просторные площади; узенькие и колоритные улочки; соборы и храмы - католические, лютеранские и православные; музеи, гостиницы, учебные заведения и жилые дома различных архитектурных решений - готика, ренессанс, барокко, классицизм и даже модерн.

Центральные улицы исторической части города усыпаны множеством различных кафе, пабов и ресторанов. Во многих из них можно отведать .

Именно в старом городе сосредоточены основные достопримечательности Вильнюса. Так что, приехав погостить в литовскую столицу, смело отправляйтесь в её историческую и культурную часть - старое място.

Старый город берет свое начало от самой знаменитой и значимой площади Вильнюса – Кафедральной площади .

На этой просторной площади разместились такие достопримечательности, как: Кафедральный собор Святого Станислава, колокольня у Кафедрального собора и памятник князю Гедимину, установленный в самом центре площади.

Неподалеку от площади расположена Замковая гора с Башней Гедимина. В башне находится Литовского национального музея, а на верхнем этаже - смотровая площадка.

За замковой горой раскинулся Горный парк, в котором размещен белоснежный памятник - Три Креста с очень интересной историей.

Обо всем этом - площади с её достопримечательностями, замке и парке мы рассказывали в статье ранее, ознакомиться .

Фото Кафедральной площади. Справа - Кафедральный Собор Святого Станислава и Святого Владислава, у собора колокольня, а прямо по центру - памятник князю литовскому Гедимину.

От этой площади берет свое начало центральная улица старого города - Пилес (Pilies) . Улицу еще называют Замковой улицей (Zamkowa), и не спроста, ведь как помним, она берет свое начало от Замковой горы. В советское время улица носила название Горького.

Ступая на улочку взору открывается «другой мир», столь отличный от привычных нам современных городов. Ты, как будто, делаешь скачек назад во времени. Вообще, мы питаем особую слабость к старым городам Европы, все они чем-то похожи друг на друга, но в тоже время в каждом есть свои очарование и изюминка.

Выходим к Костелу Святых Иоаннов . Полное название костела - костёл Святого Иоанна Крестителя и Святого Иоанна Евангелиста. Здание Костела входит в ансамбль Вильнюсского университета. Костел построен в стиле виленского барокко и является памятником архитектуры.

Рядом с Костелом Святых Иоаннов высится одно из самых высоких зданий старого города Вильнюса - пятиярусная колокольня . Костел и колокольня, долгое время оставались самым высоким сооружением не только старой части города, но и всего Вильнюса. Благодаря этому колокольня и Костел стали архитектурной доминантой панорамы Вильнюса.

Неспешно прогуливаясь дальше, выходим к небольшому палаточному базару с одеждой и сувенирами возле Пятницкой церкви или, как её ещё называют, Храма во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. Это православная церковь, она была первым каменным христианским храмом в городе.

Вблизи церкви находится зеленая зона для прогулок и отдыха - сквер Konstantino Sirvydo . В сквере произрастает большое количество деревьев, установлены скамеечки для отдыха и работает фонтан.

Площадь довольно просторная, имеет треугольную форму. В центре площади размещены лавочки для отдыха и кафе, а вокруг сконцентрировано большое количество достопримечательностей.

Возводя новые здания, их так умело, а самое главное гармонично, вписывают в окружающую архитектуру, что не сразу обратишь на них внимания, а если не приглядываться, то вообще не заметишь и не отличишь от исторических строений прошлых веков. Молодцы литовцы, этому у них стоит поучиться.

Само название «Ратушная площадь» говорит само за себя, центральным строение площади является Городская ратуша .

Ратуша построена в стиле классицизма, поэтому так выделяется на фоне других зданий. В буквальном смысле ратуша, означает дом советов.

Недалеко от ратуши находится Костел Святого Казимира (Svento Kazimiero baznycia, koscioł Swetego Kazimierza). В настоящее время это римско-католический иезуитский неприходской костел. А вот с 1840 по 1915 годы костел был православным кафедральным собором Святого Николая.

В костеле проводят свадебные церемонии и регулярно проходят службы, по воскресеньям даже на русском языке. Русский язык для Вильнюса не удивление, все жители, кому за тридцать, хорошо говорят и понимают по-русски. Молодежь русский знает хуже, но объясниться всё же можно. Это не относится к работникам общественных заведений, все они, вне зависимости от возраста, говорят по-русски. Заходишь в ресторан, с тобой сначала здороваются по-литовски, потом по-английски, и если видят, что ты не понимаешь или начинаешь беседу на ломаном английском, то здороваются на русском. Ещё бы, ведь русских в городе очень много, русская речь доносится отовсюду.

Церковь Святой Троицы и базилианский монастырь .

Церковь Пресвятой Троицы и базилианский монастырь, это действующий по сей день греко-католический храм во имя Пресвятой Троицы и бывший базилианский монастырь.

На фото ворота церкви

Всего через минуту пришли к Костелу Святой Терезы .

Костел Святой Тересы или Святой Терезии (литовское название Sventos Teresės baznycia, польское - koscioł Swiętej Teresy) является приходским римско-католическим костелом. Выполнен в стиле барокко.

И снова мы выходим к Церкви. Церковь Святого Духа . Этот храм в честь Сошествия Святого Духа к апостолам, является важнейшим православным храмом Литвы, памятником истории и архитектуры.

Вообще церквей и костелов в старом городе Вильнюса настольно много, что мы не интересовались всеми, а останавливались у самых внушительных, красивых или просто понравившихся.

Вот мы и прошли весь старый город по его центральным улицам. Вышли к Остробрамским (Аусрос, Аушрос) воротам, через которые можно выйти за пределы старого города или наоборот зайти в старый город, смотря с какой стороны начинать прогулку.

Это единственные сохранившиеся ворота от когда-то окружавшей весь город городской стены.

Ворота Острая брама или Вострая брама (литовское название Ausros Vartai, польское - Ostra Brama) являются одной из важнейших достопримечательностей Вильнюса, объектом туризма и религиозного паломничества, к тому же памятником истории и архитектуры. В русской речи иногда эти ворота называют - Святые Ворота.

Над воротами выстроена часовня, на которой можно видеть чудотворный образ Божией Матери Остробрамской.

Но наша прогулка на этом не заканчивается. Мы ещё прогуляемся по центральным улочкам старого места и просто полюбуемся его прикрасами.

Вильнюс - тихий, уютный город Литвы, расположенный у слияния двух рек Нярис и Вильна в окружении живописных лесистых холмов. Этот город прекрасно сочетает в себе старину с современностью: уединенные средневековые дворики, узкие улочки, боевые укрепления, церкви, костелы, башни, уютные кафе и рестораны, комфортабельные отели. Привлекательность литовской столицы обусловлена благодаря своему колоссальному историческому прошлому, великолепнейшим памятникам архитектуры и культуры и, конечно же, дивной природой.

Достопримечательности Вильнюса отражают, прежде всего, его многоликость и многообразность

По праву город Вильнюс считается одним из самых красивейших и старейших городов Европы. Тот, кто хоть раз побывал в нем, навсегда оставит у себя в душе неизгладимое впечатление, ведь это то самое место, куда хочется возвращаться снова и снова.

Что следует обязательно посмотреть?

Как правило, почти каждая европейская столица имеет свои отличительные символы и особенности: в Париже - Эйфелева Башня, в Лондоне - Биг Бен, в Москве - Кремль, ну а главная достопримечательность Вильнюса - Старый город.


Старый город - крупнейший исторический центр в Восточной Европе, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и сочетающий в себе смешение самых разнообразных стилей: барокко, ренессанс, классицизм, готика. Он насчитывает порядка 70 кварталов. К главным достопримечательностям Старого города относятся Замок Гедиминаса, Кафедральная площадь, университет Вильнюса, старинная улица Пилес, Костел Святой Анны, Ворота Зари.

Символ города, с которым связана красивая история. Согласно легенде, литовскому князю Гедимину во сне приснился волк, который безмятежно выл, стоя на высоком холме. Князь решил, что это сон явился пророческим и приказал построить на этом месте замок, рядом с которым и начал образовываться сам город Вильнюс. На сегодняшний день туристы могут посмотреть только одну Башню Гедиминаса, где расположился музей с экспозицией, сохранившей историю города, а также остатки крепостных стен и руины самого замка. На башне замка есть смотровая площадка, с которой открываются захватывающие чарующие виды на Вильнус.


Кафедральная площадь - одна из главных площадей Вильнюса, расположенная у кафедрального собора Святого Станислава и Владислава. На этой площади в 1996 году был воздвигнут памятник князю Гедимину, напоминающим горожанам об их великом прошлом. Площадь является наиболее оживленным местом в городе: здесь ежегодно проводятся ярмарки, народные гуляния, митинги, военные шествия, концерты, встреча Нового года.

Университет Вильнюса - старейший университет Восточной Европы, крупный научный центр, основателем которого был литовский король Стефан Баторий. Известными выпускниками Вильнюсского университета были такие политические и общественные деятели как Эвалдас Игнатавичюс, Томас Венцлов, Лаймонас Тапинас, Адам Мицкевич и многие другие. Комплекс университета объединил в себе смешение различных архитектурных стилей, представляя собой красочный ансамбль архитектуры: галереи; аркады; залы, украшенные фресками; различные по величине дворики. В его комплекс также входит церковь Святого Яна, костел Святого Иоанна с колокольней. Помимо этого Университет Вильнюса имеет старейшую библиотеку, в которой представлено около 180 редких книг и журналов.

Пилес - самая древняя и нарядная улица Старого города, имеющая весьма живописные городские виды, многочисленные архитектурные и культурно - исторические достопримечательности, уютные кафешки и изысканные рестораны, музеи, сувенирные лавки, янтарные магазинчики. Это одно из самых популярных и излюбленных мест для прогулок как у туристов, так у местных жителей города. В теплую погоду, в праздничные и выходные дни на Пилесе можно встретить уличных музыкантов. На ней редко проводятся праздничные гуляния, всеразличные ярмарки.

Ворота Зари - важнейший исторический и национальный памятник Вильнюса. Главный фасад ворот украшают скульптуры грифонов, держащих в когтях герб Великого Литовского Княжества. Ворота зари представляют собой единственные ворота, сохранившие городскую стену и часовню. В часовне ворот располагается икона Святой Девы Марии, притягивающая огромное количество людей, которые желают прильнуть к ее образу в надежде на излечения от болезней и недугов.

Костелы и церкви

Достопримечательности Вильнюса очень разнообразные, ведь иногда его называют городом соборов, церквей, храмов и костелов.

Это великий шедевр поздней литовской готики, являющийся символом Вильнюса, его визитной карточкой. Костел поражает своей ажурностью, изяществом и легкостью. Вокруг него даже сложилась легенда, согласно которой Наполеон обворожённый его красотой, хотел перенести это прекраснейшее строение на ладони к себе в Париж. Известен тот факт, что во время его строительства было использовано 33 вида кирпича. Благодаря чему здание имеет весьма интересную фактуру и неповторимые узоры.


Кафедральный собор-базилика святых Станислава и Владислава - самый важный католический храм не только в Вильнюсе, но и во всей Литве, являющийся местом проведения народных, христианских и государственных торжеств.

Когда-то в его подземелье проводились погребения знаменитых князей, вельмож и епископов Великого Литовского Княжества: Король Владислава Ваза, Елизавета Габсбургская, Барбора Радвилайте, Витаутас Великий. Главной достопримечательностью собора является барочная часовня Святого Казимира, оставляющее неизгладимое впечатление: стены из черного, белого и коричневого мрамора; уникальный амвон 18 века, имеющий форму куба; деревянные статуи правителей Литвы 18 века, покрытые серебром.


Костел святых Франциска и Бернардина - архитектурный памятник вильнюсской готики 16 века, имеющий оборонительный вид: стены из красного кирпича, 19 бойниц-амбразур, 3 башни. Главное сокровище храма - 14 алтарей, сделанных из камня и дерева. Также в церкви хранится старейшее в Литве распятие. Помимо этого костел прославляется коллекцией красивейших надгробий.

Один из самых выдающихся памятников барокко Литвы, отличающийся уникальным интерьером. Снаружи костел выглядит весьма суровым и сдержанным, но вот внутреннее убранство достаточно красочное и многоликое: в нем насчитывается свыше 2000 человеческих лиц и фигур.


Церковь Святого Духа - главная православная церковь Литвы, построенная с соблюдением плана латинского креста и симметричным силуэтом с двумя башнями. Внутренний интерьер церкви украшен ценнейшими произведениями барочного искусства: трёхъярусный иконостас. В ней покоятся мощи святых Евстрахия, Ивана и Антония. На сегодняшний день при храме действует мужской и женский монастыри, единственные во всем городе.


Музеи

Одно из самых крупнейших в стране хранилищ культурно- исторического наследия Литвы. В настоящее время в нем хранится около 1 миллиона экспонатов. В музейных экспозициях представлены периоды расширения и создания Литовского государства. Отдельные темы посвящены быту, традициям и обычаям литовских крестьян, их культуре и ремеслу.


Дом - музей Казиса Варнялиса - дом знаменитого литовского художника-витражиста. В нем представлены различные коллекции, которые обладают большой ценностью: мебель эпохи ренессанса, древняя графика, скульптура, живопись, коллекция восточного искусства и абстракция самого Варнялиса.

Пречистенский кафедральный Собор – одна из древнейших христианских святынь литовской столицы.

В Литве два храма освящены в честь Успения Богородицы. Один из них – Кафедральный собор в Вильнюсе, известный как Пречистенский. Другой находится в городе Вевисе.

Пречистенский собор, названный так в народе в честь Пречистой Богородицы, – второй по древности христианский храм в столице. Древнее его только Пятницкая церковь.

История

Основание Виленского храма в честь Успения Божией Матери было положено в 1346 году Великим князем Литовским Альгирдасом (Ольгердом) для своей супруги, княжны Тверской Иулиании. Приглашённые киевские зодчие возвели его наподобие Софийского храма Ярослава Мудрого. Освятил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в 1348 г. свт. Алексий митрополит Московский.

Кафедральным Собором храм становиться в 1415 г. после разделения двух митрополий — Киевской и Московской.

Здесь в 1495 г. торжественно встречали царственную невесту Великого князя Литовского Александра Елену, дочь Великого князя Московского Иоанна III. Лишенная возможности построить свою домовую церковь, княжна постоянно бывала на богослужениях в Пречистенском Соборе. Под сводами этого храма она была погребена в 1513 г., рядом с княгиней Иулианией Тверской (1392 г.), супругой Великого князя Альгирдаса, которая принимала деятельное участие в построении храма. По свидетельству Никоновской летописи, здесь похоронен и сам Великий князь Литовский Альгирдас (1377 г.).

В конце XVI в. заключена Бресткая Уния, и Православную общину Литвы постигают испытания, Пречистенский Собор переходит в руки униатов. XVII – XVIII вв. – в следствии смут и частных войн Пречистенский Собор был поражен сильным пожаром, но униатский Свято-Троицкий монастырь, к которому был приписан Собор, не заботился о его реставрации. Пожар в Вильне в 1748 г. вновь повредил здание, в следствии этого богослужения совершались очень редко, а затем и совсем прекратились.

В начале XIX в. главой униатской епархии Булгаком, храмовое здание было продано военному ведомству, затем в 1808 г. Виленскому Университету, где размещается анатомический театр, аудитории, ветеринарная клиника со скотолечебным отделением, библиотека.

В ходе восстания 1830 – 1831 гг. после закрытия Университета здание церкви передано городской управе. В этот период здание заброшенно, в нем ютится беднота, в алтарной части размещается кузница…

В 1864 г. по инициативе митрополита Виленского и Литовского Иосифа (Семашко) начались восстановительные работы под руководством архитекторов — академиков А. Резанова и Н. Чагина, которые, бережно сохраняя древние фрагменты строения, придали фасаду формы, похожие на средневековую грузинскую архитектуру. Богатый пятиярусный иконостас написан старостой собора академиком И.П. Трутневым.

В 1867 году собор посетил император Александр II и выделил на его ремонт из государственной казны 57 тысяч рублей. Работы закончились в октябре 1868 г., и храм был заново освящен архиепископом Антонием (Зубко), с тех пор богослужения в храме не прерываются по сей день. В этом же году освящается отдельный придел во им. свт. Алексия, митрополита Московского чудотворца, именно Алексий освящал в 1348 г. эту церковь.

В 1871 году в Пречистенском храме был освящен второй придел во имя священномученика Макария, митрополита Киевского.

Ведь, еще будучи наместником митрополита, архимандритом Виленского Свято-Троицкого монастыря, о. Макарий совершил благодарственный молебен по случаю венчания княжны Елены, дочери Великого князя Московского Иоанна, и Великого князя Литовского Александра. Примечательно и то, что в 1495 г., в Пречистенском Соборе св. Макарий был возведен в сан Митрополита Киевского.

На стенах Пречистенского Собора размещены четыре мраморных мемориальных доски, на которых начертаны имена лиц, погибших во время Польского восстания 1863 – 1864 гг., без различия их национальностей и вероисповедания.

Войдя в храм, можно увидеть на правой и левой сторонах монументальные иконы святых равноапостальных князя Владимира, княгини Ольги, Константина, Елены и др., привезенных из Исаакиевского Собора Санкт-Петербурга.

У левой колонны храма сооружен киот в память св. прав. Иоанна Кронштадского. Надпись на киоте гласит, что св. Иоанн Кронштадский являлся почетным членом Пречистенской общины. Известно, что в октябре 1893 г., при посещении Вильны, св. Иоанн молился в Пречистенском храме, а в 1907 г. он благословил церковную общину иконою свт. Николая Чудотворца.

На правой же колонне храма находиться киот с иконой Пресвятой Богородицы „Почаевская“ – дар российского императора Александра II, а за колонной большая местночтимая чудотворная икона Божией Матери „Иверская“.

В восьмидесятые годы XX в., при архиепископе Викторине (Беляеве, 1978 – 1989 г.г.), были произведены наружные ремонтные работы храма, при которых на восточной стороне были открыты фрагменты древней кирпичной кладки. Было установлено также, что юго-восточная башня меньше всего подвергалась разрушениям и является ровесницей башни Гедиминаса.

Важнейшим для Православной общины Литвы стал визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в июле 1997 г. Его Святейшество отслужил в Пречистенском Кафедральном Соборе Божественную литургию, обратился к молящимся с духовным напутствием и благословил Пречистенскую общину „Казанской“ иконой Божией Матери, привезенной из Москвы.

В 1998 г., при митрополите Виленском и Литовском Хризостоме, произведено обновление внутреннего интерьера храма, а в 2004 г. и наружные реставрационные работы.

В последние десятилетия Кафедральный Пречистенский Собор приобрел значение, как центр духовного просвещения и религиозной жизни.

При храме работает Воскресная школа. Регулярно организуются концерты, выставки, презентации.

Международный Фестиваль духовной музыки стал уже традиционным.

Вильнюсский Пречистенский Кафедральный Собор. Южный фасад с элементами открытой кладки.

Вильнюсский Пречистенский Кафедральный Собор во время реставрации 1864 года.



Вид издали.

Расчищенные участки кирпичной кладки.

Фасад со стороны реки Вильняле также частично расчищен от штукатурки: не сложно заметить, что кладка сохранила первоначальную стрельчатую форму оконных проемов - одну из наиболее характерных черт готики.

Вид со стороны реки Вильняле.



Звонница (в настоящее время не действующая)

Внутреннее убранство храма очень нарядно. Сразу бросается в глаза столь не характерный для православной архитектуры невысокий купол-октагон, без росписей, с хорошо заметными ребрами. Вместе с тем заметно и наследие православной византийской традиции - под куполом видны паруса, на которых, как и полагается в византийской традиции, устроен световой барабан. Однако этот световой барабан виден только снаружи - тот октагональный купол, который мы видим изнутри, помещен внутрь барабана.

Купол Собора

Поражает своей красотой обильная резьба на внутренней части стен и при входе в храм.

Вильнюсский Пречистенский Кафедральный Собор. Интерьер. Фрагмент резьбы.

Особая гордость Собора – главный иконостас из пяти уровней. Красивейшая роспись делает его совершенно уникальным на территории Литвы.

Вильнюсский Пречистенский Кафедральный Собор. Иконостас.

Представляем собранные фотографии снятые в разные годы.
Просим, если у вас есть другие снимки, на которых изображён наш храм, сообщить об этом. Заранее благодарим.