Основы анимации: как рисовать мультяшные руки. Рука в самой упрощенной форме


Описание урока
Сложность: для начинающих
Продолжительность: средняя

(то, что мы будем создавать)

На этом уроке по фотошопу мы займемся тем, что создадим цикл анимации бегущего на месте человечка. Для того, чтобы превратить наше творение в киноролик, достаточно будет лишь добавить, прокручиваемый справа налево, фон. Анимировать шагающих и бегущих персонажей – не самая простая задача, но, тем не менее, это очень занимательный процесс!

1. Анимация персонажа

Шаг 1
Начнём с добавления на холст направляющих линий, эмитирующих плоскость основания. При создании анимации как бега, так и шага, я предпочитаю обозначать плоскость основания отдельно для каждой ступни. Так походка получится более реалистичной.

Анимация бега и шага во много схожа. Когда персонаж идет, то его голова оказывается в наивысшей точке в “переходный” момент переступания с ноги на ногу. Затем, персонаж опирается на другую ногу, и слегка приподнимается уже на ней.

Когда персонаж бежит, он, в какой-то момент, отрывается от земли обеими ногами, тогда как при обычном шаге земли всегда касается хотя бы одна из ног.

Шаг 2
Начнем рисунок с показанной ниже позы, когда одна из ног пяткой вступает в контакт землей.

Подобные рисунки я, обычно, выполняю в свободной, непринужденной манере. Кроме того, прежде чем добавлять руки, я советую проработать позы и саму анимацию.

Шаг 3
Располагаем вторую ногу. Обратите внимание: на рисунке ниже ступня дальней от нас ноги полностью касается земли. Ближняя к нам нога (правая нога персонажа), в этот момент вот-вот начнет смещаться вперед. Заметьте, как правая нога перекрывает, в процессе своего движения, левую ногу.

Шаг 4
Начинаем работу над нашим третьим по счету рисунком. С учетом того, что мы работаем над циклической анимацией, и бежать наш персонаж будет оставаясь на месте, то его левая ступня (та, что полностью касается пола) должна “скользить” назад, в то время как правая нога будет перемещаться вперед.

Шаг 5
Рисунок – 4: правая нога выносится вперед.

На рисунке ниже вы можете увидеть как я на наши первые четыре рисунка наложил остальные “этапы” бегового цикла. Первые рисунки обозначены черным цветом. Обратите внимание на изменение формы и положения ступни, “проскальзывающей” назад. Именно это и создает иллюзию бега на одном месте. В последующем, к данной анимации можно добавить прокручивающийся фон.

Шаг 6
Рисунок – 5: взмываем вверх! Обе ноги отрываются от земли.

Обратите внимание на то, что на рисунке-5 персонаж расположен выше чем на представленном далее рисунке-6.

Шаг 7
На рисунке 6 персонаж по-прежнему находится в воздухе, но вот-вот коснется земли вынесенной вперед ногой.

Шаг 8
На рисунке-7 нога персонажа, наконец, касается земли (сначала пяткой). Далее, мы просто повторяем только что анимированное движение, только уже для другой ноги персонажа.

Шаг 9
Здесь вы видите, что ближняя к нам ступня полностью опустилась на пол, и опирается на него всей поверхностью подошвы. Постарайтесь добиться того, чтобы каждый рисунок был достаточно хорошо сбалансированным, иначе будет казаться, что наш персонаж падает, лишенный равновесия.

Шаг 10
Точно так же, как ранее в случае с правой ногой, вы можете наблюдать на рисунке-9, что дальняя от нас левая нога персонажа начинает движение вперед. Рисуйте непринужденно! Не бойтесь нарисовать даже то, как левая нога соединяется с нижней частью туловища персонажа, хотя на самом деле мы этого видеть не можем.

Шаг 11
Отрыв от пола. На рисунке – 10 опорная нога толкает персонажа вверх. То есть мы снова повторяем проделанный ранее процесс, но уже в отношении другой ноги.

Шаг 12
На рисунке – 11 персонаж снова полностью отрывается от плоскости пола.

Шаг 13
На рисунке – 12 персонаж еще в полете, не несколько смещен вперед и вниз. А так как мы создаем циклическую анимацию, то при ее проигрывании, за рисунком – 12 сразу последует рисунок – 1. Отличная работа!

Мы неплохо потрудились. Давайте посмотрим, как выглядит наша анимация на данном этапе. Мне кажется, отлично!

Здесь я выделил ближнюю к нам ногу красным цветом, так, чтобы вы более наглядно смогли видеть движение каждой из ног.

2. Анимация рук

В процессе анимации правая рука, как правило, перемещается вперед, одновременно движением вперед левой ноги. Затем, когда вперед начинает перемещаться правая нога, левая рука так же выносится вперед.

Шаг 1
Итак, добавим персонажу руки. Дальняя от нас нога впереди, так же как и ближняя к нам рука. Ближняя к нам нога в крайнем заднем положении, точно так же как и дальняя от нас рука.

Не беспокойтесь из-за деталей. Работайте в стиле наброска пока полностью не закончите с анимацией. Проработку деталей можно оставить на потом. В моем случае руки стилизованы простыми черточками.


(добавляем руки на рисунок-1)

Шаг 2
В тот момент, когда одна нога перекрывает другую, руки так же находятся где-то в серединной стадии их движения. Здесь они как будто встречаются, максимально приближаясь к туловищу с различных направлений.


(руки добавлены на рисунок-2)

Шаг 3
Активнее работаем руками!

Левая рука начинает свое движение вперед, одновременно с правой ногой, так же выносимой вперед. В этот же момент ближняя к нам рука (правая) отводится назад синхронно со “скользящей” назад дальней от нас ногой.


(добавление рук на рисунок - 3)

Шаг 4
Продолжаем! Работаем в прежней свободной манере. Обратите внимание, на положение ближней к нам руки, которая отведена еще больше назад, вместе с дальней от нас ногой, которая находится в крайнем заднем положении.


(руки, добавленные на рисунок - 4)

Шаг 5
У вас отлично получается! Не останавливайтесь!


(добавляем руки на рисунок - 5)

Шаг 6
Заканчиваем с руками


(руки добавлены на рисунок - 6)


(руки на рисунке - 7)


(руки на рисунке - 8)


(рисунок – 9 с руками)


(рисунок - 10 с пририсованными руками)


(руки на рисунке - 11)


(руки на рисунке - 12)

Давайте посмотрим, как выглядит наша анимация с добавленными анимированными руками. На мой взгляд, прекрасно!

3. Симпатичные детали

Теперь, когда работа над движениями персонажа закончена, мы можем подчистить наши рисунки, обозначив окончательный контур четкой черной линией. Здесь уже можно уделить детализации больше внимания. Я, например, добавил глаза. Они не обязательно должны быть очень уж детализированными. Достаточно, если они будут просто узнаваемыми.

Шаг 1


(детализированный рисунок - 1)

Шаг 2
Получается просто замечательно! Для прорисовки моего персонажа я использовал кисть с наконечником среднего размера. Линии не обязательно должны быть совершенно идеальными, вернее, они должны быть несколько небрежными. Так вам удастся подчеркнуть стиль. Некоторые студии работают именно с чернильными линиями, наносимыми при минимальном нажиме. Так, мне кажется, получается даже веселее!

Кисть, наверное, одна из самых сложных частей тела для рисования и доставляет немало хлопот иллюстраторам. Вспомню опять же книжку , где она признается, что у многих художников на рисование рук уходит половина времени, отведенного для создания эскиза. Художник Густаво Фернандес как-то сказал, что можно сделать хорошую карьеру только за счет умения хорошо и выразительно рисовать руки.

Для построения модели руки можно использовать тот же принцип: сначала каркас, потом плоть.

Из запястья лучами расходятся четыре кости, продолжением которых являются пальцы, разделенные на три фаланги. Средний палец самый длинный, указательный и безымянный - примерно одинаковой длины. Большой палец прикреплен к кисти руки у самого запястья:

Один из самых трудных моментов в построении ладони - места прикрепления к ней пальцев. Самый удобный прием мне подарила Наташа Ратковски: нужно обозначить ладонь в виде сегмента кокосовой скорлупы, сразу определив ее объем.

На месте всех суставов тоже нужно нарисовать шары. Пальцы намечаются цилиндрами подходящей толщины:

Полученная таким образом условная модель обводится, в нужных местах обозначаются фаланги пальцев и выступающие костяшки:

По такому принципу можно построить руку в любом положении. Обводя основу, нужно стараться придать кончикам пальцев и ногтям красивую естественную форму. Если ладонь сжата, следует нарисовать складки, образующиеся в середине. Вокруг большого пальца есть мышца, которая не сжимается и всегда обозначается дугой.

Мультяшные руки все же проще в плане реализации, потому что не требуют такого реализма в изображении, но все же существуют правила, которые позволят сделать их наиболее привлекательными. В этой подборке собраны всевозможные примеры рисования рук + рекомендации по рисованию из различных источников.

Christopher Hart "Как нарисовать все, что вы узнали о мультяшках":

Руки главных героев мультсериала Гомера, Барта и других.

Похоже, научиться рисовать человеческую руку сложнее всего, так как она может принимать многие формы и выражать разные эмоции. Анимация не исключение. Вам придется научиться рисовать руки в разных ракурсах так, чтобы показать их в динамике и привлечь к ним внимание зрителя. Нельзя недооценивать силу хорошо прорисованной руки в анимации - это спасет ваши работы от монотонности!

Что необходимо знать

В комментариях к моим курсам меня несколько раз спрашивали, как я рисую персонажей в разных позах и с разными выражениями. Суть в том, что с опытом вы начнете вырабатывать собственный стиль рисунка. Незаметно для других людей, у вас появятся свои небольшие трюки. Эти трюки - позы и выражения, к которым вы будете прибегать гораздо чаще, чем к остальным, а также определенные прически и одежда, которые вам будет удаваться рисовать лучше всего. Это довольно широко распространено, и профессиональные художники прибегают к этому секрету все время!


Однако этого очень сложно добиться в рисунках рук! Возьмем голову для примера. Единственная подвижная часть там - нижняя челюсть. Мы можем менять выражения лица, но глаза, нос и рот остаются на своих местах (по крайней мере, в реальной жизни!) С рукой все по-другому. С любым новым движением кисти все радикально меняется. На самом деле, в сцене с диалогом выражение лица может едва изменяться, но руки будут двигаться очень активно и под разными углами.

Цель этого занятия - превратить человеческую руку в мультяшную руку, поэтому давайте не будем попусту тратить время на изучение названий костей и мышц руки. (На платформе Tuts+ у вас, кстати, будут обширные возможности научиться и этому). Мы, в свою очередь, попытаемся найти упрощенный способ рисовать руку так, чтобы это было практично и эффективно.

1. Рука в самой упрощенной форме


"Мам, привет! Я в интернете!"

Рука состоит из разнообразных костей, особенно в пальцах. Это значит, что все пальцы разной величины и могут сгибаться в разных направлениях. По этой причине важно, чтобы вы научились рисовать руку максимально упрощенным способом и уметь смотреть на нее, как на маленькую головоломку из нескольких ключевых частей. Попытаемся поделить ее на блоки:

Шаг 1

Начнем с тыльной стороны ладони. Давайте нарисуем простой полукруг:


Шаг 2

Теперь нарисуем треугольник, который прикреплен к одной из ее сторон. Вот так:


Спокойствие: мы не рисуем чашку чая!

Шаг 3

Над треугольником нарисуем нечто, напоминающее кончик ножа.


Шаг 4

Пора рисовать пальцы. В зеркальном отражении рисуем первую форму наверху. "Головоломка из руки" готова:


Шаг 5

Отлично! Остается мягкими контурами дополнить недостающие детали:


Контур большого пальца самый хитрый - его необходимо мягко объединить с центром ладони.

Заметьте, что у пальцев разный формат из-за различия в их размерах.

2. Как на ладони

Необходимо знать еще несколько деталей ладони. Взглянем на них:

Шаг 1

Опять мы повторяем процесс вверху, следуя основному шаблону:


Шаг 2

Появляется что-то новенькое - ладонь теперь выглядит немного более сложной, и в ее форме есть характерные отличия, которые необходимо учесть. К счастью, достаточно несколько упрощенных форм, чтобы отобразить ее.


Шаг 3

Теперь мы можем добавить контуры, чтобы закончить рисунок необходимыми деталями.


Обратите внимание, что мы заканчиваем эскиз мягкими скругленными линиями. Думайте о ладони руки как о деликатной скульптуре.

Вид в профиль

Когда рука развернута в профиль, нам видно выступ мышцы у основания большого пальца.



Чем более "детский" у вас стиль рисования, тем проще и ровнее будут ваши линии. Вот мои маленькие секреты, которые помогли мне понять, что руки можно рисовать, основываясь на упрощенных фигурах. Самое главное - стремиться к стилю, который будет отражать личность и динамику в рисунках на финальной стадии.

3. Больше фигур и рука в 3D

Теперь вы можете рисовать плоскую руку до конца своей жизни, правда? Если вы хотите рисовать руки с убедительной глубиной, пользуйтесь той же техникой вверху, только меняйте ракурс камеры! Поиграйте с этой техникой, пока не станете себя уверенно чувствовать.



Чтобы сформировать пальцы, представьте их себе в виде цилиндров, поставленных один на другой. Эта техника поможет нам рисовать пальцы под разными углами, ведь с ее помощью легче "увидеть" руку в пространстве.


Рука или робот?

Форм, в которые может сложиться кисть человека, не счесть. Когда ладонь раскрыта, работают одни правила; когда закрыта - другие! То же самое происходит, когда рука держит предмет, и она должна подстроиться под его форму.

Давайте научимся рисовать кулак. Слегка другой процесс, однако в конце вы увидите, что все сводится к упрощенной прорисовке основных геометрических фигур.


Шаг 1

Для начала упрощаем сгиб мизинца, рисуем нечто подобное на букву "у".


Шаг 2

Мы как бы "обертываем" мизинец вокруг буквы "у". Не забудьте выделить кривую, которая идет от мизинца к запястью.


Шаг 3

Продолжаем рисовать пальцы в пространстве. На этот раз рисуем только три пальца. Позже объясню, почему.


Шаг 4

В последнюю очередь рисуем большой палец и выступающую мышцу у основания большого пальца.


Шаг 5

Хорошо! В несколько шагов мы закончили упрощенный рисунок кулака с одной стороны. Посмотрите, как в грубых чертах форму кулака можно изобразить с помощью "коробочек" разных размеров.


Заметьте, как можно вписать контур кулака в объемные прямоугольные фигуры в пространстве.

Очевидно, если мы будем пытаться упростить каждое положение руки с помощью различных техник, мы быстро устанем. Поэтому помните, что настоящий секрет того, как упростить рисунок руки - это наблюдения из жизни.


Вид с противоположной стороны: упрощенный рисунок.

4. Великолепная четверка

Широко принято в анимации рисовать руки персонажей только с четырьмя пальцами. Это позволяет, помимо усиления динамики персонажа, облегчить жизнь художника. Так ему не приходится беспокоиться о слишком многих деталях.


Руки с четырьмя пальцами разных стилей и размеров.

Замечание: при использовании этой техники вам надо приспособить свои знания о кисти с пяти пальцами к четырем. Концепции необходимо адаптировать, чтобы добиться подходящего и интересного результата.

Стоит уделить внимание кончикам пальцев. В анимации, чем более скруглены и подвижны кончики пальцев, тем более они интересны и динамичны. Когда вы создаете персонажей, думайте об их руках так, будто это отдельные персонажи!


Видите, что эта рука обладает собственным характером?

Еще один хороший повод рисовать руки с четырьмя пальцами: в этом случае у вас есть возможность увеличить размер пальцев, а значит, сделать их более выразительными! Целый ряд известных мультяшных персонажей смогли выгодно выделиться благодаря этой технике: Симпсоны, Багз Банни, Флинтстоуны и Микки Маус.

Тайна мизинца

Одним из самых больших секретов в дизайне такой кисти состоит в максимальном использовании мизинца! Если вы разместите его под другим углом по отношению к другим пальцам, вы разобьете монотонность в восприятии руки.




Выделите положение мизинца в кадре. Посмотрите, насколько меняется характер действия с помощью этой техники. Внимание зрителя теперь сосредоточено на главном предмете в кадре, а личности персонажа придается особая изюминка.

5. Говори с рукой

Когда нам необходимо выразить эмоции в анимационном рисунке, роль рук незаменима! Посмотрите на изображения внизу: руки визуально поддерживают и повторяют выражения лица и язык тела персонажей.


  1. "У меня потрясающая идея!"
  2. "Как я выгляжу, дорогая?"
  3. "Не могу поверить... мне вручают Оскар!"
  4. "Ничего не понимаю... он только что был здесь!"
  5. "Аааа! У меня голова раскалывается!"

Как бы странно ни казалось, руки обладают собственным характером! Они не только поддерживают выражения лица и язык тела, они могут выражать собственные эмоции!


Видите ли вы величие в этих жестах вверху?

Однако зачастую вы окажетесь в ситуации, когда руки не должны отвлекать на себя внимание. В этом случае они должны быть второстепенным персонажем. Персонажей в сценах с действием обычно преувеличивают сильнее, чем персонажей в спокойных сценах.


Заметьте, что в драматической сцене движения незначительны. Здесь нет места для преувеличения. Руки должны подчеркивать чувства персонажей - это один из самых сложных процессов в дизайне.

6. Проверка знаний

Я подготовил небольшой тест, чтобы проверить вашу наблюдательность. Проанализируйте рисунки ниже и попытайтесь определить, какое чувство наилучшим образом описывает каждый. Можете правильно все угадать?


Получится ли вам угадать, что выражает рука на каждом из рисунков?

Поднимите руку!

Теперь вы знаете все секреты искуства рисования мультяшных рук, поздравляю!



Хотя руки - это часть тела, которую очень интересно рисовать, умение создавать дизайны рук в разных стилях не так просто, и только с помощью упорной тренировки можно добиться естественного результата. Даже если ваша цель - рисовать для анимации, не помешает купить хороший анатомический атлас, чтобы понять, как работают мышцы и кости в кистях рук. При этом нет нужды запоминать каждую досконально. Достаточно разобраться, как работает рука в движении. Помните, что выражения персонажа намного важней чем то, что находится под кожей.

Последний совет: когда вам необходимо нарисовать руки, поместите собственные кисти перед зеркалом, либо просто наблюдайте за своими руками. Одна из них будет оставаться неподвижной во время рисования (если только вы не научились рисовать обоими руками одновременно!)