Логопед занятие на тему фрукты. Конспект логопедического занятия для детей с онр


Конспект группового занятия для детей подготовительной группы с ОНР

Тема: «Фрукты»
Цель: расширение и активизация словаря по теме «фрукты».
Задачи:
актуализировать словарный запас по лексической теме «фрукты»;
развивать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
формировать умение образовывать сложные прилагательные;
развивать слуховое внимание, зрительное, тактильное, обонятельное восприятие;
совершенствовать пространственную ориентировку на плоскости;
развивать логическое мышление;
развивать мелкую моторику.
Оборудование: сюжетная картинка сада с фруктовыми деревьями, предметные картинки героев (Капитан Яблоко, граф Лимонхват), фруктов, силуэтные изображения половинок фруктов (киви, персик, груша, яблоко, виноград, апельсин), пескограф, логопедическое пособие "смешанные цвета", почтовые конверты с подсказками, магнитофон, мешочек, натуральные фрукты, кусочки натуральных фруктов в коробках (яблоко, апельсин).

I. Организационный момент:

Учитель-логопед: - Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? (изображение фруктов). Как назвать их одним словом? Где растут фрукты? Фрукты растут в саду на деревьях. Как называется дерево, на котором растут фрукты? (Фруктовое).

- Какой это фрукт? (Яблоко). Как называется фруктовое дерево, на котором растут яблоки/сливы/груши? (яблоня, слива, груша).
- Сегодня мы с вами вспомним все о фруктах.
- Ребята, каких супергероев вы знаете? К вам сегодня пришел необычный супергерой - Капитан Яблоко, фруктовый борец за справедливость! Он пришел к вам за помощью. Во фруктовом саду случилась беда - злой граф Лимонхват похитил фрукты, и держит их в плену! Нужно помочь Капитану Яблоку выполнить все задания Лимона и найти подсказки! Тогда мы спасем фрукты! Вы готовы?


II. Основная часть:

1. Игра «Фруктовые аплодисменты»

Учитель-логопед: - Вот письмо с первым заданием от Лимонхвата (предлагает ребенку достать листок с изображением уха и колокольчика из конверта).


- Что это значит? Первое задание на внимание. Граф Лимонхват спрятал фрукты в стихотворении. Я прочитаю стихотворение, а вы слушайте внимательно. Хлопните в ладоши, если услышите название фрукта:
Фрукты растут на деревьях в саду
Яркие фрукты у всех на виду.
Вот среди веток – груши бочок.
Груша зеленая, как кабачок.
Яблоки красные, синие сливы.
Спелые сливы вкусны и красивы.
Персик румяный укрылся листком.
Ты с этим фруктом, конечно, знаком?
Солнечным соком лимон напоен
Светится золотом желтый лимон.
В кроне зеленой висят апельсины,
Солнцу подставив рыжие спины.
- Молодцы, вы справились с первым заданием!

2. Игра «Фруктовая палитра»

Учитель-логопед: - Ребята, а ведь колокольчик - это наша первая подсказка! Загляните под колокольчик. (Достают свернутый листок с цветовой палитрой). Это наше следующее задание. Нужно найти все фрукты оранжевого цвета и назвать их. (Каждый ребеноквыбирает из предметных картинок все фрукты оранжевого цвета/коричневого/фиолетового).
Оранжевый мандарин, . . . Коричневый кокос, . . . Фиолетовый виноград, . . .

3. Игра «Смешанные цвета»

Учитель-логопед: - А что это за значок? Это перепутанные цвета. Посмотрите, граф Лимонхват перемешал цвета, и теперь фрукты не знают, как называется их цвет. Капитан Яблоко просит вас помочь бедным фруктам и определить название их цвета (логопедическое пособие «смешанные цвета»).
- Какие два цвета вы видите на груше? (Красныйи желтый). Значит эта груша красно-желтая. Повторим вместе - груша красно-желтая.
- Какие цвета вы видите на банане? Банан желто-зеленый (...).
(Красно-желтое яблоко, красно-коричневое яблоко, желто-коричневый ананас).
- Ребята, скажите, а в природе бывают фрукты смешанных цветов? Конечно бывают (показывает натуральные фрукты смешанных цветов).
- Молодцы, справились с заданием. А граф стал еще злее, он приготовил для вас следующее задание.

4. Игра «Ароматные загадки»

Учитель-логопед: - Следующее испытание: угадать, какие фрукты у Лимона в заложниках. Но сделать это нужно только по запаху! (Предлагает детям определить фруктыв коробочках и по запаху).

5. Динамическая пауза

Пальчиковая гимнастика «Апельсин» под песню Е. Железновой «Мы делили апельсин»).
Учитель-логопед: - Посмотрите, что в коробочке, пахнущей апельсином (предлагает ребенку достать содержимое коробочки - листок с нотами).


Это подсказка! Музыкальное задание. Нужно спеть песенку «Мы делили апельсин». Повторяйте за мной движения и подпевайте песенку:
Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа, Загибание пальчиков, начиная сбольшого.
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура. Бросательное движение правойрукой.
Он сердит на нас беда!!! Сжимают кулаки и прижимаютих к груди.
Разбегайтесь кто куда!!! Перебирают пальцами по столу.

6. Игра «Что лишнее?»

Учитель-логопед: - А вот еще одно письмо с заданием от графа Лимонхвата (предлагает ребенку открыть коробочку. Внутри - песок). Граф приготовил задание в пескографе. Давайте пройдем и посмотрим. Назовите, силуэты каких фруктов вы видите? Задание такое - нужно определить, какой фрукт лишний и объяснить, почему:
Яблоко, персик, банан, гранат. (Банан лишний, потому что овальный, а все остальные фрукты – круглые).
Гранат, ананас, слива, апельсин.(Слива лишняя, потому что мелкая, а все остальные фрукты – крупные).

7. Игра «Потерянные половинки»

Учитель-логопед: - Ребята, загляните в волшебную коробочку (предлагает ребенку достать содержимое коробочки - изображение половинок фруктов).


- Граф Лимонхват похитил половинки фруктов. Нужно им помочь. Ребята, выходите по очереди к доске и отгадайте, какого фрукта эта половинка.
- Это половинка персика. А теперь помести ее в верхний правый угол доски (...).

8. Игра «Чудо-мешочек»

Учитель-логопед: - Молодцы, ребята, вы выполнили все задания Лимонхвата и добрались до темницы. Чтобы спасти похищенные фрукты, нужно угадать их на ощупь (предлагает детям определить на ощупь фрукты в мешке).
- Это зеленая треугольная груша. И т. д.

Учитель-логопед: - Ура, все фрукты спасены, вы помогли Капитану Яблоку!
- Ребята, вспомните, какие задания графа вы выполнили?
- Капитан Яблоко дает вам еще одно ответственное задание - помочь бедным фруктам. Посмотрите, они так и остались без половинок. Дома их нужно дорисовать и раскрасить.
Капитан с вами прощается. Все молодцы, до свидания!
Поощрение детей.

Задачи: Занятие № 3. Тема: «Фрукты. Звук и буква «А». 1. Развитие фонематического слуха, развитие умения слышать речь взрослого. 2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 3. Учить словообразованию существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. 4. Учить составлять сложносочиненные предложения с союзом а. 5. Развитие связной речи. 6. Учить детей образованию прилагательных от существительных. предметные картинки с изображением фруктов, картинки для выполнения Оборудование: артикуляционной гимнастики, напечатанная буква «А». Организационный момент. Послушайте стихотворение и скажите о чем оно: Осень добрая пришла, Нам подарки принесла: Яблоки душистые, Персики пушистые, Груши золотистые Осень принесла. ­ О чём я прочитала в стихотворении? ­ Как это можно назвать, одним словом? Сегодня на занятии мы будем говорить о фруктах. Игра «Большой – маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов): яблоко – яблочко; лимон – лимончик; банан – бананчик; апельсин – апельсинчик; Игра «Составь предложение» (составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу): лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон жёлтый, а яблоко красное. Артикуляционная гимнастика. ­ чистим зубки; ­ качели; ­ горка; ­ часики; Игра «Отгадай!». Составление загадок – описаний о фруктах. Желтый, овальный, кислый (лимон). Оранжевый, круглый, ароматный, кисло – сладкий (апельсин). Синяя, овальная, мягкая, сладкая (слива). Зелёное, круглое, гладкое, твердое, сладкое (яблоко). Давайте вспомним, какой звук мы выучили на прошлом занятии? Звук «А» ­ гласный, на письме обозначается красным цветом, его можно пропеть, рот широко открыт, губы похожи на большой круг, горло дрожит, значит, звук «А» образуется при помощи голоса. А чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы пишем, читаем и видим). Физкультминутка. Яблоки Руки поднимаем, яблоки срываем. Руки опускаем, в корзину собираем. Руки поднимаем, и корзину убираем. А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево. И беритесь вновь за дело. Пальчиковая гимнастика «Компот». Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот:

(Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»). Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого пальца). Грушу будем мы рубить. Отожмём лимонный сок, Слив положим и песок. (Опять «варят» и «мешают»). Варим, варим, мы компот. Угостим честной народ. «Звук «А» потерялся в словах». …рбуз, …ист, …стра, …пельсин. Определи, где находится звук «А» в словах (начало, середина, конец). Игра «Какой получится сок, варенье, компот» (образование прилагательных от существительных и ответы на вопросы). Какой сок делают из яблок? (Яблочный). Какое варенье варят из слив? (Сливовое). Какой джем готовят из апельсинов? (Апельсиновый). Какой компот можно приготовить из груш? (Грушевый). Какой джем можно приготовить из абрикосов? (Абрикосовый). Итог занятия. ­ О чем говорили на занятии? ­ Что нового вы узнали? ­ С какой буквой познакомились? Молодцы! До свидания! Литература: 1. Н.В. Нищева. Система коррекционной работы. Спб «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003 год. 2. Н.В. Нищева. Занимаемся вместе старшая группа. Часть 1. Спб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010 год. 3. З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям, Спб «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009 год. 4. Занимательное обучение чтению, Волгоград, 2008 год. 5. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Фронтальные логопедические занятия, Москва «Гном – Пресс», 1999 год.

Зинаида Приведенцева
Конспект логопедического занятия «Овощи-Фрукты»

ЦЕЛЬ : Обобщить и систематизировать знания учащихся об овощах и фруктах : где растут, как их убирают, как употребляют в пищу, как хранят.

Коррекционно-образовательные :

Активизировать и расширять словарь по теме «Овощи » . «Фрукты»

Стимулировать речевую активность детей

Совершенствовать речевые навыки и умения

Формировать зрительный гнозис

Совершенствовать навыки согласования слов в предложении

Формировать грамматический строй речи

Коррекционно - развивающие :

Развивать артикуляционную моторику.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать фонематическое восприятие

Развивать способность к самоконтролю

Развивать длительность и плавность речевого выдоха

Развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение

Развивать координацию движений с речью;

Развивать связную речь;

Развивать зрительное восприятие;

Развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.

Коррекционно - воспитательные :

Формировать навыки сотрудничества на занятии , умение слушать своих товарищей, бережное отношение к окружающему нас миру

Воспитывать умение правильно вести себя

Оборудование : Картинки с изображением овощей (помидор, огурец, репа, свекла, картофель, редис, капуста, морковь, тыква, кабачок, баклажан, горох, лук, чеснок, фруктов (яблоко, груша, слива, персик, банан, апельсин, мандарин, лимон, ананас, киви, арбуз). Муляжи овощей и фруктов . Две корзины. Разрезные картинки. Мяч. Декоративные тыковки с буквами.

I. Организационный момент

Логопед : Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте с вами поздороваемся.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, Утро!

Здравствуй, День!

Нам здороваться не лень! Руки над головой, пальцы раздвинуты в виде лучей.

Показать небо

Показать ветерок (машем руками влево - вправо)

Показать дубок.

Жест вправо

Жест влево

Руки к груди, затем развести в стороны.

II. Основная часть.

Логопед : Ребята, посмотрите, у нас в гостях кто-то был. Все переставил, пошалил. Кто же это мог быть? (ответы детей)

- Смотрите тут записка : «Выполняйте все мои задания, и вы узнаете, кто я. Ваша ….» Кто же это может быть. Вам интересно узнать кто это? (ответы детей)

Тогда вперед выполнять задания.

Дыхательная разминка

Игровое упражнение «Узнай, какой овощ - фрукт спрятан »

Овощи -фрукты накрыты цветной бумагой.

Логопед : Подуем на кусочек цветной бумаги и узнаем, какой овощ или фрукт там спрятался.

Дети выполняют.

Логопед : А тут лежат зеркала, что же с ними делать? (ответы детей)

Правильно, надо сделать гимнастику для язычка, губ и щек.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ и щёк :

«Щёчки яблочки» , Ваши щечки круглые как яблочки, надуем щечки.

«Спрячь сливу за щеку» . Кончиком языка упираемся то в одну, то в другую щёчку.

«Круглая виноградинка» . Вытянуть губки трубочкой, удержав «одну виноградинку» .

«Банан» . Улыбнемся.

Упражнения для языка :

«Язычок пролезает через щель в заборе в сад» Широкий язычок протискивается между зубами.

«Колья забора острые» Покажем острый язычок.

«Лопатка» - «Колышек» . Язычок «лопаткой» положи и спокойно подержи. Язык «колышком» потом потянем тонким острием.

«Листок прикрыл яблочка бочок» . Поднимем язычок вверх закроем сначала верхнюю губу, опустим, закроем нижнюю губу.

Упражнение для жевательно - артикуляционных мышц «Жуем твердую грушу» .

Игра “Разложи фрукты и овощи” - дифференциация «фрукты - овощи »

Логопед : А тут на столе, такой беспорядок и опять записка. «Разложите овощи в корзинку , фрукты в вазу» .

Дети выполняют

Логопед : Молодцы! Смотрите мячик, а давайте поиграем. (ответы детей) Я буду задавать вопросы, а вы мне отвечать.

Образование относительных прилагательных

Игра «Какой сок?»

Логопед :

Какой бывает сок, подумай, не зевай!

Своё словечко быстро, точно называй!

Сок из фруктов - (какой) .

Сок из яблок …. яблочный

Сок из апельсина …. апельсиновый.

Сок из груши ….грушевый.

Сок из ананасов …. ананасовый.

Сок из винограда …. виноградный.

А если мы смешаем сок из яблока, банана, абрикоса, этот сок будет какой? - Ассорти

Ребята, а из овощей можно делать соки ? - Да.

Как назовём сок из моркови? - Морковный.

Из огурца? - Огуречный.

Из свёклы? - Свекольный.

Молодцы! Замечательно!

Игра «Какой салат?»

Логопед :

Много блюд из овощей , салатик назови скорей!

Салат из овощей - (какой) . овощной

Какой салат получится из огурцов…. огуречный

Салат из капусты …. капустный.

Салат из свеклы … свекольный

Салат из моркови…. морковный

Игра «Зоркий глаз» (развитие зрительного гнозиса)

Логопед : Вот мы немного поиграли, отдохнули. Пора и дальше выполнять задания. Посмотрите, конверт (достаю карточки) и в нем задания «Нужно назвать все картинки, которые нарисованы» . Смотрите внимательно, не спешите. Готовы.

Женя, назови, что у тебя изображено (перечисляет) . Молодец! Одним словом это как можно назвать? Правильно! И т. д. у всех детей.

Гимнастика для глаз.

Логопед : Наши глазки устали, нужно им помочь отдохнуть.

«Овощи »

Ослик ходит выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

Логопед : А вот и следующее поручение.

Дидактическая игра «Что как храним?»

Логопед :

Ребята, а знаете ли вы, как хранят овощи ?

А вот мы сейчас и проверим.

На картинку посмотрите,

Что и как храним расскажите.

Разложите овощи и фрукты : те, которые можно хранить сырыми, возле ящика; а те, что нужно консервировать – возле банки .

(на картинках : вишня, слива, клубника, огурцы, помидоры – для банки; морковь, картофель, капуста, чеснок, лук – для ящика)

Игра «Нелепица»

Логопед : А давайте мы немного отдохнем! Поиграем в игру «Нелепица»

Если сказанное соответствует действительности, то вы поднимаете руки вверх и говорите :

Да-да-да – это так!

Если нет, то вы приседаете и говорите :

Нет-нет-нет – все не так!

Зеленый огурец

Сладкий лук

Круглый кабачок

Красная репа

Горький помидор

Сладкий перец

Синий горошек

Логопед : Отдохнули, выполним следующее задание. Посмотрите на столе лежат разрезанные картинки, нужно их собрать.

Игра «Собери разрезную картинку» .

Логопед : - Ребята, у кого получился фрукт, а у кого овощ ?

Логопед : А вот еще один конверт «Загадки»

Сочная, длинная,

Полезная, витаминная,

И с кокетливой косой,

Наслаждается росой.

Пусть до осени сидит,

Как созреет – удивит.

Морковь Вырастаю всем на диво,

Высока, стройна, красива.

Прячу в светлые перчатки,

Золотистые початки.

Пусть не слаще я арбуза,

Но сытней. Я.

Кукуруза

Ты вкусна, кругла, красива!

Свекольник, борщ и винегрет.

А сочна, ну просто диво!

Без тебя уж не обед!

Нам во всем ты помогла,

А зовут тебя.

Свекла Пустые бочонки,

На ветках висят,

В салаты, борщи,

Попадать не спешат!

Перец сладкий

Золотая голова – тяжела, велика.

Золотая голова – в огороде прилегла.

Голова велика, а вот шея тонка.

Тыква Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала. .

В садочке есть плод,

Он сладок, как мёд,

Румян, как калач,

Но не круглый, как мяч, -

Он под самой ножкой

Вытянут немножко.

Груша Круглые зеленые на дереве растут

Как бочок краснеет, тут их и сорвут

Сладкие и спелые соберут в корзинку

Все на вид красивые, прямо как с картинки.

Кислое и сладкое

С кожицею гладкою.

Сочное, душистое

С мякотью лучистою.

Людям всем полезно.

Лечит от болезней!

Даже птичкам зябликам

Вкусно. Это ж.. Яблоко

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали -

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети?

Картошка

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный…

Баклажан

Раскололся тесный домик на две половинки.

И посыпались в ладошки бусинки-дробинки.

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи.

Никого не огорчаю,

А всех плакать заставляю.

Упражнение «Найди пару»

Логопед : Посмотрите, еще одно задание «К каждой картинке нужно подобрать пару»

На доске предметные картинки : зеленый огурец, красный помидор, желтая репа и т. д. У детей по одной такой же картинке. Ребенок выходит к доске, называет свою картинку, находит ей пару, ставит рядом.

У меня красный помидор, на доске красные помидоры. И т. д.

Логопед : Молодцы ребята! Вы выполнили все задания, помогли навести порядок, но мы так и не узнали. Кто так у нас пошалил.

Смотрите, в корзине лежат маленькие декоративные тыковки, а на них написаны буквы. Давайте их достанем и прочитаем. Ой, что-то не получается. (дети пытаются прочесть) .

Мне кажется, если поставить их по росту, то мы сможем прочитать. Давайте попробуем. (Дети ставят по росту тыковки и читают слово «Осень» )

Логопед : Так вот кто к нам приходил. Волшебница Осень.

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла :

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые,

Осень принесла.

(В. Волина)

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

Логопед : Молодцы! Вот и все! Хоть и устали, а задания проказницы Осени мы все выполнили.

Кто вспомнит, что мы сегодня делали? (ответы детей)

Осень добрая пришла,

Вам подарки принесла :

Яблоки душистые.

Спасибо за урок. Можете отдыхать.

Наталья Ахтямова
Конспект логопедического занятия в средней группе на тему «Фрукты»

Задачи :

Образовательные :

Уточнить и расширить представления детей о фруктах ;

Формировать обобщающие понятия «фрукты » ;

Активизировать словарь по теме (фруктовый сад , плоды, слива, яблоко, груша, абрикос, персик, лимон, апельсин, срывать, плоды).

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формы множественного числа существительных;

Совершенствовать грамматический строй речи;

Закреплять падежное согласование существительных;

Закреплять умение использовать в речи простое предложении.

Развивающие :

Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, память, общую, тонкую и артикуляционную моторики.

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательные отношения, навыки сотрудничества, воспитание бережное отношение к природе.

Предшествующая работа :

Рассматривание фруктов , разучивание пальчиковой гимнастики «Фрукты » , чтение сказки В. Сутеева «Яблоко» .

Оборудование или материал :

Игрушка заяц, корзинка, фруктовые деревья , картинки с изображением фруктов , замок, мешочек, фрукты (яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мяч, подарки для детей.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто к нам пришел? (Показываю Зайчика.) Зайка пошел в лес за фруктами , но не нашел их там. Он не знает где растут фрукты и как они выглядят . Поможем Зайке найти фрукты и узнать где они растут? (О. д.)

Сможем ли мы ему помочь? А куда же мы должны отправиться, чтобы найти фрукты ? Вот сегодня мы с вами отправимся в сад и узнаем, что же там растет. Посмотрите, на калитке висит замок. Чтобы его открыть нужно размять наши пальчики.

2. Пальчиковая игра «Фрукты » .

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один :

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос -

Высоко на ветке рос!

Этот пальчик - груша.

Просит : «…., скушай»

Этот пальчик - ананас,

Фрукт для нас

И для вас!

Вот наш замок и открылся!

Вокруг себя повернитесь и в саду окажитесь! (звучит музыка, дети поворачиваются вокруг себя и вместе с логопедом подходят к деревьям , (дереву) на которых есть фрукты ).

2. «Сказочное дерево» .

Ребята, посмотрите, какое сказочное дерево выросло в саду. (На дереве прикреплены картинки с изображением разных фруктов .) Ребята, почему я назвала это дерево сказочным? Ответы детей. А такое бывает? (Ответы детей.) Правильно, такого не бывает. Сейчас мы будем собирать плоды и говорить какой фрукт мы сорвали с дерева . А Зайка будет внимательно слушать и запоминать. (Дети срывают с дерева картинки с изображением фруктов и кладут их в корзину : яблоко, груша, апельсин, лимон, персик, банан и т. д.)

Я сорвал грушу,

Я сорвал яблоко,

Я сорвал апельсин

Я сорвал абрикос

Я сорвал сливу и т. д.

Как можно назвать одним словом то, что мы сорвали со сказочного дерева? (Фрукты .)

Повторите это слово со мной – ФРУКТЫ – и запомните .

Молодцы, мы хорошо потрудились!

5. Артикуляционная гимнастика :

«Раз, два, три, четыре, пять,

В сад пошли мы погулять!

Видим, растет яблонька, а на ней - наливные яблочки. (Дети выполняют упражнение «Щечки-яблочки» - ваши щечки круглые, как яблочки - надуть обе щеки).

Яблочки румяные, сладкие. Ползет мимо червячок, увидел яблочки : «Дай, - думает, - попробую!» (Дети выполняют упражнение «Червячок в яблочке» - высунуть язычок и спрятать его).

Бежали мимо дети. Увидели наливные яблочки, тоже решили попробовать. (Дети выполняют упражение «Жуем твердое яблочко» - имитация жевания).

Яблоки оказались очень вкусные : вдох, пауза, выдох - «Ах! Какое вкусное яблоко!»

Каждый из ребят съел по яблочку, остались от яблок только огрызки. (Дети выполняют упражнение «Огрызок яблока» - втянуть щечки - худышки).

Долго гуляли дети по саду и радостно улыбались. (Упражнение «Банан» - улыбнуться, приподняв уголки губ вверх; губы сомкнуты.)

6. Физминутка.

А сейчас давайте поиграем. Выходите на ковер.

Мы сегодня в сад пойдем, (Дети шагают на месте.)

Фрукты разные найдем

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем фрукты собирать

Груши, яблоки и сливы, (Указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой руке.)

Виноград и апельсины.

Будем с дерева срывать. (Поднимают по очереди то левую, то правую руку, как будто срывая плоды с дерева.)

Всех знакомых угощать. (Протягивают руки вперед ладонями вверх.)

7. Д/ упражнение «Один - много» .

Посмотрите, пока мы с вами играли, Зайка собрал фрукты в мешочек и принес нам. Давайте посмотрим, какие фрукты лежат в мешочке . (Логопед достает фрукты по одному и кладет на одну тарелку 1 фрукт , на другую 2 фрукта ). Проговариваем.

Яблоко - яблоки

Груша – груши

Слива – сливы

Апельсин – апельсины

Лимон – лимоны

8. Игра с мячом «Назови ласково» .

(Дети выходят на ковер и встают в круг.)

Зайке очень понравились фрукты и он называет их ласково. Давайте покажем Зайке как вы умеете называть фрукты ласково . Я буду называть фрукт и бросать вам мяч , вы будете ловить мяч, называть этот же фрукт ласково и возвращать мяч мне. (Бросает мяч первому ребенку.)

Яблоко – яблочко

Лимон – лимончик

Апельсин – апельсинчик

Банан – бананчик

Абрикос – абрикосик.

Логопед . Отлично.

10. Рефлексия.

Ребята, где мы с вами побывали сегодня? Кому помогли? Интересно было? Что было самым интересным? Вам понравилось?

Молодцы! Мне также понравилось с вами путешествовать. Ребята, Зайке понравилось у нас, но ему пора возвращаться домой. Зайка говорит вам «спасибо» и дарит небольшие подарки. (Раздаю детям раскраски по теме) . И нам пришло время возвращаться в сад, но теперь уже в наш детский сад. Вокруг себя повернитесь, в детском саду окажитесь.

Публикации по теме:

Подготовила логопед Багинская А. И. 13.03.2018 г. Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе.

Тема: «Космос» Возраст воспитанников: старшая группа. Программные задачи: Познавательные: расширение представлений о космосе;.

Конспект логопедического занятия «Фрукты» в подготовительной группе Цель: расширение и уточнение знаний детей по теме. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Обучение составлению предложения.

Ход занятия 1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на занятие. - Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое.

Цели:

  • обучение выкладыванию слов из кубиков;
  • развитие речевого дыхания;
  • обучение интуитивному чтению слов;
  • подготовка к постановке звуков [р], [р`];
  • развитие артикуляторной моторики;
  • формирование грамматического строя речи;
  • расширение словарного запаса.

Оборудование: кубики и таблицы Н.А.Зайцева; диск с записью мелодии к песне “Рябина”; складовые карточки: ананас, лимон, банан, слива, апельсин, яблоко, рябина; фрукты: груша, банан, киви, лимон, мандарин, яблоко; индивидуальные зеркала.

Ход занятия

1. Организационный момент

Игра “Волшебный мешочек”

Дети поочерёдно достают из мешочка натуральные фрукты: груша, банан, киви, лимон, мандарин, яблоко. Нащупав рукой предмет, ребёнок называет попавшийся ему фрукт. Когда все фрукты будут выложены на общее блюдо, детям предлагается назвать тему занятия.

2. Пальчиковая гимнастика

Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.

3. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для формирования правильного произношения звуков [р], [р`] проводятся под руководством педагога за индивидуальными зеркалами.

“Грибок”.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

“Маляр”.
Рот открыт. Широким пальчиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

“Лошадка”.
Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

“Автомат”.
Рот закрыт. Напряжённым кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчётливо произнося “т-т-т”. Убыстрять темп.

“Пулемёт”.
Напряжённым кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчётливо и могократно произнося “д-д-д”.

“Барабанщики”.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося “д-д-д”.

“Шмель”.
Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идёт воздушная струя, подключается голос.

4. Работа со складовыми карточками

Педагог предъявляет по одной складовой карточке лицевой стороной: “Прочитайте, что это? Лимон. МО выделено чёрным, значит стоит под ударением”. Аналогично проводится работа с остальными карточками (ананас, банан, слива, апельсин, яблоко, рябина). Затем карточки перемешиваются и предъявляются обратной стороной. Дети пытаются прочитать слова уже без опоры на изображённый рисунок. Кто прочитал – получает картинку. Победил тот, у кого наберётся больше картинок.

5. Пение по таблице

“Ещё раз внимательно посмотрите на картинки, и скажите, какая из них лишняя. Рябина относится не к фруктам, а к ягодам. Рябина из тех ягод, которая не отличается хорошим вкусом, зато она очень полезная и помогает при лечении многих заболеваний. Сегодня на занятии мы пропоём таблицу под мелодию песни “Рябина”. Дети внимательно следят за указкой, которую педагог передвигает по таблице сверху вниз и пропевают склады по таблице вместе с учителем.

6. Игра с мячом

Педагог бросает мяч детям, называя существительные, дети возвращают мяч и образуют от них имена прилагательные.

Яблоко – яблочный
Лимон - лимонный
Апельсин – апельсиновый
Банан – банановый
Груша – грушевый
Слива - сливовый

7. Письмо слов кубиками.

Игра “Карусель”

Стулья стоят по кругу. На каждом стуле по одному из фруктов, рядом заготовленные, но разложенные в беспорядке кубики. Например: если на стуле находится лимон, то рядом должно быть три кубика: ЛЮ-ЛЁ-ЛЯ-ЛЕ-ЛИ-ЛЬ, МУ-МО-МА-МЕ-МЫ-М, НУ-НО-НА-НЭ-НЫ-Н. По команде педагога дети складывают слово из кубиков с опорой на рядом лежащий предмет, затем каждый ребёнок должен прочитать своё составленное слово, по следующей команде дети “разрушают” полученные ими слова и делают переход к следующему стульчику. Игра заканчивается, как только дети возвращаются к своим первоначальным стульям.

8. Итог занятия

“Как называлась тема нашего занятия? В какие игры мы смогли поиграть с помощью фруктов? На мелодию какой песни мы пропели нашу таблицу? Чем интересна рябина?”