Крестное знамение у православных можно ли лежать. "честное слово": крестное знамение


Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.

Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.

Слово «аминь» — значит: истинно, правда, да будет так.

Ч то должен осознавать и переживать христианин, осеняющий себя крестным знамением?

К сожалению, мы очень многие вещи в храме делаем машинально или бестолково, забывая о том, что это - высочайшее средство изменения духовной жизни.

Крестное знамение - это наше оружие. В торжественной, победоносной молитве Кресту - «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…» - говорится, что Крест нам дарован «на прогнание всякого супостата». О каком супостате идет речь? Апостол Павел в Послании к Ефесянам (6,11–13) пишет: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
Мир, который Господь даровал нам, в котором Он дал нам жить, конечно, прекрасен. Но погружен во грех. И мы сами повреждены грехом, наша природа искажена им, и это позволяет падшим духам искушать нас, мучить нас, вести нас по пути погибели. Человек, ведущий духовную жизнь, как правило, понимает, что ему самому себя не изменить - нужно искать помощи у Христа. Когда мы совершаем крестное знамение, мы в первую очередь Его призываем на помощь нам.

Конечно, нельзя понимать осенение крестным знамением как некий магический жест, обеспечивающий результат. Крест знаменует Жертву. Жертву Хрис­та, принесенную во имя любви к нам. Осеняя себя крестом, мы свидетельствуем, что Его жертва принесена за нас, и что Он для нас - главное в нашей жизни. Телесное, физическое движение при этом есть молитва тела, приобщение тела как составляющей нашего человеческого существа к этой жизни в Нем: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Это тоже апостол Павел, Первое послание к Коринфянам (6,19–20). Тело так же искуплено Крестною Жертвою, как и душа. С помощью крестного знамения мы пытаемся распять похоти души и похоти тела. И это беда, что по нерадению нашему крестное знамение становится для нас слишком привычным и совершается нами без благоговения. Здесь нам нужно вспомнить слова пророка Иеремии: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10). Это движение должно совершаться очень серьезно, с глубоким чувством. Почему мы не задумываемся, складывая для крестного знамения пальцы? Ведь это слово, воплощенное в действие: этим, по сути, исповедуется Святая Троица.

Крестное знамение есть ответственное деяние - когда мы его совершаем, мы должны чувствовать и видеть Крест Христов, Его страдания, помнить цену, которая была дана во искупление наших грехов, и ту высоту, на которую мы восходим через крест. Крест соединяет нас с небом, крест соединяет нас друг с другом, потому что Господь Иисус Христос был распят не за меня одного, а за всех.
И как священник, и как христианин я не раз замечал, что люди, умеющие молиться глубоко и не напоказ, совершают крестное знамение очень красиво. В чем именно красота - трудно словами передать, потому что это - отражение красоты их духовного мира. А когда человек крестится или напоказ, или просто потому, что положено - это тоже видно, и вызывает отторжение… и жалость. Вот так в одном и том же движении выражаются разные внутренние состояния человека. В первом случае это плод духовного труда, во втором - скрывающаяся за жестом пустота.

Осеняя себя крестным знамением в тяжелую минуту, мы ищем помощи Христовой. Нам ведь бывает тяжело не только от внешних причин, но и от непонятного ужаса и отчаяния, скопившихся где-то в глубине. Будучи искушаемы, мы совершаем крестное знамение на себе, чтобы отогнать искушение. Сатана имеет возможность воздействовать на нас в той мере, в которой в нас развит грех. Когда-то он в пустыне искушал Христа, предлагая Ему все царства мира (см.: Лк. 4, 5–8). Как он - ничтожество, которое не может жить и не живет, - мог предлагать Сыну Божиему то, что ему, падшему ангелу, не принадлежит? Мог, потому что мир принадлежит ему - через грех. Вот почему он называется князем мира сего - мира измененного, греховного. Но Христос победил его. Тогда, в иудейской пустыне, победа выразилась в отказе от соблазна. Но окончательно она была закреплена крестными страданиями, крестной жертвой. Поэтому и мы осеняем себя крестом, чтоб победить любое искушение от сатаны. Крестом мы попаляем и отгоняем его, не даем ему возможности действовать.
Вспомним, как страшились и как злились злые духи всегда, когда отшельник приходил на пустое место и ставил на нем крест: «Уходи! Это наше место!». Пока не было человека с молитвой и крестом, у них была здесь хотя бы какая-то иллюзия власти. Конечно, злой дух может победить человека, если человек ему поддастся, но человек всегда может победить сатану. Сатана бывает попаляем, потому что человек приобщен к Христовой победе - Крестной жертве.

«Всякий раз, как ограждаешь себя крестным знамением, преисполнись великим дерзновением и всего себя предоставь в благоугодную жертву Богу.» Святитель Иоанн Златоуст.

С раннего детства и до самой смерти верующий христианин носит на себе, на своей груди, крест как знамение Христовой победы, защиты и силы. Каждый день во время утренних и вечерних молитв, во время богослужения и перед вкушением пищи, перед началом учения и по его окончании, мы накладываем на себя знамение Честнаго и Животворящего Креста Христова. Крестным знамением христианин начинает день и с крестным знамением он отходит ко сну, заканчивая день.

Что же символизирует крестное знамение и при каких обстоятельствах возникло изображение креста?

Крестное знамение – это малое священнодействие, в котором христианин, изображая на себе знамение Креста Господня с призыванием Имени Божьего, привлекает на себя Божественную Благодать Святого Духа.

Крест – это главный символ христианства, представляющий собой орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором он был распят для искупления грехов мира. Далеким от Церкви людям кажется, что христиане поклоняются кресту – орудию казни. Это поверхностный взгляд, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной жизни – Кресту животворящему – потому что Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями искупил нас от древнего греха и даровал нам жизнь вечную.

На Кресте мы видим Богочеловека Распятым. Но в Распятии таинственно пребывает Сама Жизнь, подобно тому, как в пшеничном зерне таятся многие будущие колосья. Поэтому Крест Господень почитается христианами как «живоносное древо», то есть дерево, дающее жизнь. Без Распятия не было бы Воскресения Христова, и поэтому Крест из орудия казни обратился в святыню, в которой действует Благодать Божия.

Таким образом, крестное знамение – это освященный Божественной благодатью образ человеческого спасения, возводящий нас к своему Первообразу – к распятому Богочеловеку, принявшему крестную смерть ради искупления человеческого рода от власти греха и смерти.

История развития крестного знамения, берет свое начало еще из ветхозаветных времен. Когда Иерусалим и Храм, построенный Соломоном, были сожжены до основания воинами царя Навуходоносора, а большинство жителей Иудеи были угнаны в Вавилонию, Ветхозаветная Церковь была потрясена постигшей ее трагедией. Под влиянием переживания трагедии в Ветхозаветной Церкви возникает обычай во время молитвы в моменты наибольшего напряжения водить пальцем по своему лбу, изображая последнюю букву алфавита ת (таф), которая была условным начертанием имени Божия. Это движение пальцем по лбу является проявлением молитвы о том, чтобы ангел Господа поставил знак на лбу молящегося, в соответствии с пророчеством Иезекииля: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9:4)

Когда Ветхозаветная Церковь была введена Господом Богом в Новозаветный период, то обычай во время молитвы в моменты наибольшего напряжения водить пальцем по своему лбу, изображая последнюю букву алфавита ת (таф), не исчез, потому что для христиан иметь на челе начертание имени Божия, означало знак принадлежности к избранным Богом. В «Откровении» апостол Иоанн Богослов пишет: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Отк. 14:1)

Что же такое имя Божие и как его можно изобразить на челе? Согласно древней иудейской традиции, имя Божие символически запечатлевалось первой и последней буквами иудейского алфавита, которыми были «алеф» и «тав».

Смысл этого изображения заключаются в том, что человек, изображающий на челе имя Божие – он внешне проявляет свою преданность Богу. Со временем, ради упрощения этого символического действия, иудеи стали изображать одну лишь букву «тав». Весьма примечательно, что изучение рукописей той эпохи показало, что в иудейской письменности рубежа эпох прописное «тав» имело форму маленького креста. Этот маленький крест и означал имя Божие. По сути, для христианина той эпохи изображение креста на своем челе означало, как и в иудаизме, посвящение всей своей жизни Богу. Более того, наложение креста на лоб напоминало уже не столько последнюю букву еврейского алфавита, сколько крестную жертву Спасителя. Когда же Христианская Церковь окончательно освободилась от иудейского влияния, тогда было утеряно понимание крестного знамения как изображения через букву «тав» имени Божия. Основной смысловой акцент был поставлен на отображении Креста Христова. Забыв о первом значении, христиане более поздних эпох наполнили знамение Креста новым смыслом и содержанием. Крестное знамение – это внешнее исповедование своей веры во Христа Распятого (1 Кор. 2:2; 2 Тим. 1:8). Нужно отметить, что для гонителей христиан первых веков, крестное знамение служило главным отличительным признаком, по которому они признавали знакомого человека за христианина. В одном из мученических актов язычник первых веков говорил: «Я потому узнаю, что они христиане, что они каждую минуту делают на своих челах знамение креста».

В конце третьего столетия знаменитый карфагенский церковный учитель Тертуллиан писал: «При всяком приходе и выходе, при одевании и обувании, при банях, при столах, при лампадах, на ложах и седалищах и при всяком деле мы начертываем на челе знамение креста». Спустя столетие после Тертуллиана, святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «Никогда не выходите из дома, не перекрестившись».

Как мы видим, крестное знамение дошло до нас из глубины веков и без него немыслимо наше повседневное богопочитание. В истории Христианской Церкви существовало три формы перстосложения: единоперстие, двуперстие и троеперстие.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т.е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще сохранялось единоперстное. В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда появилась ересь монофизитов (отвергающие человеческую природу в Иисусе Христе), то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие – православия. Тем самым снова во внешние формы богопочитания Церковь вложила глубокие вероучительные истины.

Приблизительно в XII веке в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Однако двоеперстие роднило православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы. На Руси, как уже и было отмечено, троеперстие было введено в XVII веке во время реформ патриарха Никона.

Каждый верующий христианин, осеняя себя крестным знамением, должен знать подлинное значения троеперстия. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца пригнутые к ладони, означают, две природы Иисуса Христа: Божественную и человеческую, т.к. Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал одновременно человеком. Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и призывает Божественную благодать. Неизреченной благостью Спасителя, даровано нам в силе крестного знамения могущественное орудие против всех врагов наших видимых и невидимых. На основании векового опыта проявления этой чудодейственной силы Креста Господня православные христиане веру свою в силу животворящего Креста всегда выражали и выражают в том, что им венчают свои храмы, знаменуют жилища, благословляют своих детей, носят его на груди и непрестанно в молитве употребляют знамение крестное. К сожалению, многие из православных христиан не знают значения крестного знамения, небрежно и неправильно его употребляют, а некоторые очень часто оставляют употребление его в потребных случаях. Благочестивые предки наши, по преданию Церкви, употребляли крестное знамение во всех случаях своей жизни, при входе в дом и при выходе, при начале дела и окончании, когда садились за трапезу и когда вставали из-за нее, когда ложились спать и когда пробуждались, также при нечаянной радости или при внезапном несчастии; никогда не проходили мимо святых икон и церквей Божиих, не перекрестившись.

Если вникнуть в значение крестного знамения, то будет понятно, что это не есть такой наружный обряд, который можно произвольно нарушать или изменять. Нет, крестное знамение есть священный символ веры нашей, и в нем, по изъяснению святых отцов, сокращенно изображается все христианство. Почему мы при молитве знаменуем себя крестом? Почему мы не ограничиваемся другими молитвенными знаками, например возведением очей к небу, воздеянием рук, ударением себя в грудь? Употребление крестного знамения имеет особое значение. Крестным знамением мы выражаем веру в искупительные заслуги Господа Иисуса Христа, Единого Божественного Ходатая и Посредника, без Которого наша молитва никогда не могла бы восходить к престолу Божию.

Соединяя молитву свою с крестным знамением, мы не на себя надеемся, не ради своих заслуг просим Бога, а ради крестных заслуг Христа Спасителя и о имени Его. Такую молитву Господь несомненно приемлет, как сказал Сам Спаситель: «аще что просите от Отца во имя Мое, даст вам» (Ин 16:23), если только наше крестное знамение будет не наружным только движением руки, но выражением внутренней сердечной веры в Божественное ходатайство Иисуса Христа. Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ Креста.

Преподобный Венедикт Нурсийский (480–543) за строгую свою жизнь был избран в 510 году игуменом пещерного монастыря Виковаро. Святой Венедикт с усердием правил монастырем. Строго соблюдая устав постнического жития, он никому не позволял жить по своей воле, так что иноки стали раскаиваться, что выбрали себе такого игумена, который совершенно не подходил к их испорченным нравам. Некоторые решили его отравить. Они смешали яд с вином и дали пить игумену во время обеда. Святой сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою святого креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать животворящего креста».

Таким образом, знамение Честнаго и Животворящего Креста Господня, является для нас особым знаком, через который Господь ниспосылает нам свое Божественное благословение и благодать, поэтому это знамение требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения.

Вселенский учитель Церкви, святитель Иоанн Златоуст, увещевает нас задумываться над этим следующими словами: « Крест – это символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, это основание святости».

Крест! Краткое это слово пронзает, потрясает до сокровенных глубин душу христианина. Взирать на Крест Христов духовными очами веры – значит взирать на таинственный Жертвенник, где заклан был в Жертву за грехи мира Божественный Агнец, Который Своей Пречистой Кровью примирил нас, бывших некогда отчужденными и врагами (Кол. 1:21). Христос победил мир греха, мир тьмы духовной. У нас в руках великое и сильное оружие, дарованное Христом, − Его Крест – знамение нашей веры, всеконечной и всесовершенной победы добра над злом, света над мраком. Это истинная красота Церкви, это оружие мира, непобедимая победа!

Иерей Владимир Кашлюк

Наряду с церковной молитвой православному христианину в помощь дано крестное знамение. Выполняемое с искренней верой и сердечной молитвой, оно поистине может творить чудеса, чему есть немало задокументированных подтверждений. К сожалению, многие люди, особенно в начале своего воцерковления , совершают крестное знамение неправильно и совсем не понимают его смысла. Так как же нужно правильно креститься православным верующим?

Символика крестного знамени

В православии все действия наполнены глубоким смыслом и всегда имеют символическое значение . И, конечно же, крестное знамение в особенности. Православные христиане вместе с представителями некоторых других христианских конфессий верят, что осеняя себя крестом, они отгоняют всех нечистых духов, защищают себя от зла.

Как правильно креститься

Для того чтобы перекреститься, необходимо сложить три пальца правой руки в щепотку, а оставшиеся два пальца прижать к внутренней стороне ладони. Такое положение пальцев не случайно - оно говорит нам о природе Господа нашего Иисуса Христа, который по своей свободной воле пострадал ради спасения каждого человека. Три сложенных пальца вместе - это триединство Бога во Святой Троице (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой). Троица едина, но при этом имеет три отельных ипостаси. Два пальца, прижатых к руке, свидетельствуют о двойном происхождении Христа - он одновременно и Бог, и человек.

Для того, чтобы правильно перекреститься, человек сначала подносит руку ко лбу и произносит «Во имя Отца», далее рука опускается на живот со словами «И Сына», далее идет правое плечо «И Святого» и левое плечо «Духа». В конце совершается поклон и произносится слово «Аминь».

Такая формулировка, опять же, раскрывает природу Бога. Упоминаются все три ипостаси Святой Троицы, а слово «Аминь» в конце утверждает истинность Божественного триединства.

Само по себе наложение на человека крестного знамения символизирует Крест Господень, на котором он был распят. Своим распятием, смертью и воскресением из мертвых Господь наш Иисус Христос сделал орудие позорной казни орудием спасения душ человеческих. Именно поэтому православные христиане издавна используют данный жест как символ сопричастности к смерти Господа, а потом и Его воскрешения.

О Господе Иисусе Христе:

Историческая справка

Крестное знамя использовалось христианами с самого начала зарождения веры. После Воскресения Христа, первые исповедники веры налагали на себя символ орудия его казни одним пальцем, как бы желая показать свою готовность быть также распятыми за Господа.

Позже, в различные периоды времени, существовали обычаи креститься несколькими пальцами, а также всей ладонью. Прикасались при этом к глазам, губам, лбу - основным органам чувств человека, чтобы освятить их.

Важно! С распространением именно православной веры среди христиан стало принято креститься двумя пальцами правой руки, осеняя лоб, живот и плечи.

Примерно в XVI веке распространилась практика осенять грудь вместо живота, поскольку именно в груди находится сердце. Столетие спустя сформировалось и закрепилось правило креститься тремя пальцами правой руки, накладывая их снова на живот, вместо груди. Именно такой способ используется православными и доныне.

Интересно! Приверженцы старого обряда церковного богослужения (старообрядцы) по сей день практикуют двуперстное прикладывание.

Где и как правильно использовать крестное знамение

Каждый, кто считает себя верующим христианином, должен с большим благоговением относиться к крестному знамени. Помимо большой помощи, оно несет собой еще и глубокий духовный смысл. Осеняя себя крестом, человек показывает свою волю быть сопричастным Господу нашему Иисусу Христу в его смерти, а затем и в Воскресении.

Крестное знамение

Исходя из этого, креститься всегда надо внимательно и с молитвой. Если это происходит на богослужении в храме, крестным знамением начинаются и заканчиваются все молитвы и значимые части службы. Также принято креститься при упоминании имен Господа Бога, Пресвятой Богородицы, святых.

Смысл крестного знамения един у всех христианских конфессий. Осеняя себя крестным знамением люди свидетельствуют свою верность Христу. Господь принял на себя крестную смерть, чтобы даровать нам спасение. Само крестное знамение отличается у православных, католиков и старообрядцев. Как правильно креститься православным христианам? Чтобы не запутаться и правильно осенять себя крестным знамением, прочитайте наш материал о том, как правильно креститься.

Как правильно креститься - история

Василий Великий называл крестное знамение одним из тех апостольских Преданий, которые пришли к нам не через Писание, но через обычай. Везде, где апостолы проповедовали Слово Божие, люди, принявшие христианство, начинали изображать на себе знак креста. Крестились во всех странах по разному. На Западе – всей ладонью, в Африке было принято креститься одним пальцем, указательным или большим, в знак веры в одного Бога. Креститься также могли необычно – не крестом полностью, а только чело, уста и сердце. Согласно православной традиции, крестным знамением благословляются меньшие от больших: миряне от священника и дети от родителей.

Ответа на вопрос, почему католики крестятся слева направо, а православные справа-налево не существует. Из-за дальности расстояний, культурных особенностей и различий, крестное знамение отличается в разных странах и конфессиях. Можно сказать, что начало расхождениям положил церковный раскол, который произошел в XI веке. Различаются не только особенности осенения себя крестным знамением, но и облачения священников, храмы, некоторые обычаи. При этом у всех христианских традиций один общий корень – вера во Христа. Так при различии в богослужениях, евхаристический канон в православии и католичестве остается практически идентичным.

Как правильно креститься - перстосложение

Перст – это палец. Православные для осенения себя крестным знамением складывают воедино три перста в знак триединства Господа. Собираются большой, указательный и средний палец. Остальные остаются зажатыми в кулаке. Эти два пальца означают, что Иисус Христос одновременно оставался Богом и человеком.

Слева направо или наоборот? Как правильно креститься православным

  1. Сначала мы полагаем персты на лоб, испрашивая у Господа освящения нашего ума.
  2. Полагаем персты на живот в область солнечного сплетения и просим Бога продлить дни нашей жизни.
  3. Полагаем персты на правое плечо.
  4. Полагаем персты на левое плечо.

Таким образом мы словно рисуем на себе крест, соглашаясь принять на себя волю Бога и следовать за Христом. Чтобы закрепить свою преданность Богу во время богослужений люди также совершают поясные и земные поклоны. Совершая поясной поклон люди кланяются в пояс, а во время земного становятся на колени и челом касаются пола.

Старообрядцы напротив складывают указательный и средний палец, а остальные прижимают к ладони. При этом суть перстосложения остается той же.

Католики осеняют себя крестным знамением, используя всю ладонь и делают это слева-направо, а не справа-налево. Вся ладонь используется в знак язв на теле Иисуса, их было пять – две на ногах, две на руках и одна от копия. В православии считается, что это не догматический, а обрядовый образ креста.

Как правильно креститься перед храмом и в обществе?

Перед православными христианами часто встает вопрос о том, правильно ли креститься в общественных местах. Нет единого ответа на вопрос о том, стоит ли это делать, но важно задать себе вопрос – зачем мы крестимся? Если у человека возникла в этом внутренняя потребность или он читает молитву про себя и хочет перекреститься, то, конечно, в этом не будет ничего плохого. Господь призвал нас к исповедничеству, и православные христиане не должны стесняться и скрывать свою веру в Богу. Если человек делает это напоказ, чтобы показать, что он ведет благочестивую и праведную жизнь, стоит спросить себя, не навредит ли его душе то, что призвано помочь людям? Видимые свидетельства нашей веры не осуждаются, если они направлены во благо. Совершая доброе дело или, осеняя себя крестным знамением, мы являем веру во Христа. Но и намерения у нас должны быть добрыми и благими. Думая о том, что рядом кто-то не умеет креститься или крестится неправильно, мы можем совершить нечто в осуждение, а не в оправдание.

Значение крестного знамения

Православным христианам не стоит осуждать тех, кто не знает, как правильно креститься, ведь благодать и любовь Господа зависят не от того, как мы осеняем себя крестным знамением (хотя делать это стоит согласно основам вероучения). Если человек случайно перекрестился слева-направо, но при этом душой он принял на себя крестный путь Христа и согласился идти за Ним, это не вменяется во грех. Ведь суть крестного знамения в том, чтобы видимым способом явить то, что находится в душе человека – веру и любовь ко Христу.

О крестном знамении.

Как правильно совершать крестное знамение.

История из жизни о крестном знамении.

Крестное знамение для христиан – великая сила. Это защита от зла и помощь в наших добрых делах.

Мы крестимся в горе и в радости. Мы защищаемся крестным знамением в опасности.

Мы совершаем крестное знамение во время молитвы и в момент приближения ко всему святому: когда входим и выходим из храма, прикладываемся к иконам, кресту, православным святыням.

Крестимся перед сном и утром, вставая с постели. Крестимся перед едой и крестим еду.

Мы осеняем крестным знамением дорогих и близких нам людей.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Когда при нас крест, тогда демоны уже не страшны и не опасны».

Одной из самых сильных молитв в беде, опасности считается .

К сожалению, многие не умеют правильно креститься. Большинство из нас черпают знания о том, как себя вести в храме, глядя на других людей, поэтому иногда повторяют чужие ошибки.

Лет десять назад я была в храме на молебне со своей знакомой. Она много читала о православии и была уверена, что азы знает.

Людей было много, мы стояли не в первом ряду, однако, после молебна священник подошел именно к нам и, обращаясь ко всем, показал, как надо складывать пальцы для крестного знамения.

Он объяснил, что символизирует такое сложение пальцев. Она была очень удивлена, потому что об этом не читала. Всё не так просто, как кажется со стороны.

Специальное сложение пальцев для крестного знамения называется перстосложением.

Первые христиане крестили себя одним перстом и только лоб. Это служило символом единого Бога.

На Никейском Вселенском Соборе в 325 году было решено креститься двумя перстами.

При двоеперстии большой палец, мизинец и безымянный палец соединяют вместе кончиками пальцев, что символизирует Святую Троицу.

Средний и указательный соединяют вместе, при этом указательный держат прямым, а средний палец слегка согнутым, что символизирует две природы в Иисусе Христе – божественную и человеческую.

Двоеперстие можно увидеть на старинных иконах и фресках. Кстати, так же до сих пор крестятся старообрядцы.

В настоящее время в Русской православной церкви принято троеперстное крестное знамение.

На Руси оно установлено после реформ патриарха Никона в середине XVII века.

Для троеперстного крестного знамения пальцы правой руки складывают так:

три пальца (большой, указательный и средний) соединяют вместе концами ровно, а два последних пальца (безымянный и мизинец) плотно пригибают к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца это символ Единства Святой Нераздельной Троицы, а два пальца, пригнутые к ладони, символизируют сошествие Сына Божия на землю, Он, будучи Богом, стал человеком, два пальца означают две Его природы – Божескую и человеческую.

Иллюстрация из книги «Закон Божий», которую составил протоиерей Серафим Слободской. Издание четвертое.

Старица Пелагия Рязанская говорила: «При правильном сложении перстов из них исходит невидимый огонь! И когда мы наносим на себя Крестное знамение, то благодатный огонь опаляет, освящает и очищает наше тело».

Как правильно осенять себя крестным знамением:

Сложенными вместе тремя пальцами касаемся лба (для освящения ума), затем верхней части живота (для освящения наших внутренних чувств), затем сначала правого, а потом левого плеча (для освящения наших сил телесных).

Креститься следует неспешно и аккуратно. У тех, кто слишком быстро крестится, часто рука не достает до левого плеча.

Не следует одновременно креститься и кланяться. Начертание креста на теле должно быть завершено и лишь опустив руку можно совершить поклон.

Киевский иеромонах Анатолий говорил:

«Креститься не спеша, чтобы крест был ровный, будто ножом себя разрезаешь. Перекрестился, опускай руку и тогда только кланяйся. Не ломайте крест. «Иже Крестом ограждаеми, врагу противляемся». Ровный крест – это очень важно».

Известно много историй, когда с помощью крестного знамения творились удивительные чудеса, и я расскажу историю из жизни, связанную с крестным знамением.

В начале 90‑х один мой сослуживец на полгода застрял в Греции. Молодой человек тридцати лет Сергей до этого путешествия довольно скептически относился к любой религии, а вернулся глубоко верующим человеком.

Он был крещеным в раннем детстве. Чтобы не огорчать маму, которая сильно волновалась и настаивала, перед путешествием он надел свой крестильный крест.

В Греции они были на регате и решили после соревнований остаться под предлогом внезапного ремонта яхты, посмотреть капстрану и подзаработать у местных фермеров.

Но все пошло не так. Яхта действительно вдруг серьезно поломалась, а починить ее не получалось.

Половина экипажа ежедневно тщетно занималась ремонтом, другие ездили на нелегальную биржу труда, где греки нанимали рабочих в основном для работ по сбору фруктов. Платили мало, иногда только кормили и говорили «спасибо».

Заработанные деньги просто таяли. Запасы еды закончились. Команда уже начала проедать денежный НЗ, который был предназначен исключительно для ремонта и для форс-мажора. Хуже всего было то, что на море резко ухудшилась погода, сильно штормило.

Они не знали, сколько им еще придется здесь пробыть. Хотелось домой и очень хотелось есть.

В команде начались ссоры. Одни считали, что надо бросить яхту и добираться на родину автостопом, другие не соглашались, ведь судно собственность яхт‑клуба.

В таком мрачном настроении Сергей и еще один пожилой член команды оказались на местном рынке в поисках дешевой еды. Цены не радовали, торговцы не хотели уступать.

На выходе с базара они долго мучили по‑английски неприветливого пожилого грека, но он был тверд. От отчаяния Сергей расстегнул куртку и начал ему показывать свои пустые карманы.

И в этот момент грек увидел у него на шее крест, глаза его засияли, он радушно улыбнулся и с вопросом на лице протянул руку, сложенную для троеперстного крестного знамения.

Сергей не понял жеста, но его моментально понял другой член команды. Он показал греку свой крест и сложил также руку для крестного знамения. Торговец мгновенно превратился в добрейшего человека.

Он собрал им несколько коробок овощей и пригласил вечером к себе на ужин. Потом помог с работой и ремонтом. В результате все ребята заработали на ремонт яхты, на пропитание и себе немного.

После этого случая все члены команды стали по‑настоящему верующими.

Вот такая история из реальной жизни.

Да хранит вас Господь, мои читатели!

© Таисия Февронина, 2014