Интересные факты о волках. Волк – дикое хищное животное


Волки. Законы волчьей стаи.

Поговорка "Человек человеку волк" родилась очень давно-так говорят о жестоких отношениях между людьми. На самом деле эта поговорка совсем не справедлива. Волки в стае ведут себя очень дружелюбно. В ней каждому отведено свое место и в отношениях царит строгий порядок. Неписаный закон охватывает все стороны жизни стаи.

Основанный на системе доминирования (превосходства), он устанавливает очередность в доступе к пище, право обзаводиться потомством или обязанность подчиняться, дарует привелегию вести себя свободно. Враждебность, ссоры, нападения, драки в стае редки. Все решается недвусмысленными действиями сильных волков, "объясняющими", кто главный, а кто подчиненный. Но чаще вся стая следует воле признанных лидеров. Так благодаря взаимопониманию членов стаи в ней поддерживается гармония. Дружеские отношения играют огромную роль в сплочении стаи.

Но, конечно, волки вовсе не беззлобные милашки. Напротив, по сравнению, скажем, с любой собакой они гораздо агрессивнее и напористее.

Их чувства сильнее и определеннее: уж если волк А любит волка Б, то он любит именно Б, а отнюдь не всех волков на свете. Поэтому волки любят своих - членов своей стаи.

Характер отношений в стае альтруистичен. То есть каждое животное подчиняет свои личные интересы интересам всего «коллектива». При иных взаимоотношениях стая как единый организм существовать не может. Ранг животного зависит от уровня развития психики, а не только от физических данных.



Ведь, как известно, выживает не столько самый сильный, сколько самый умный. А вожаку приходится организовывать охоту (у волков групповой загонный тип охоты, требующий хорошей организации), принимать решения о разделе добычи.


Поэтому в стае царит мир и покой. Младшие слушаются старших и чувствуют себя абсолютно защищенными, а старшие несут бремя ответственности за всех.

Волчья стая имеет семь рангов, это прекрасно организованное общество, где каждый понимает свои права и обязанности. Управление происходит без силовых приемов, все четко организовано, роли распределены, никто никого не удерживает, но почему-то все выбирают совместное существование. Выделение социальных рангов в стае слабо связано с полом и старшинством по возрасту. Эти факторы, как и физическая сила, лишь обеспечивают выполнение полезных функций, не более того.

Убив оленя, волки прекращают охоту, пока не кончится все мясо и голод не заставит их снова приняться за дело.


Кто такие матерые, прибылые, переярки?

Матёрый (матёрик) - это, как говорят ученые, доминирующий, то есть главный, волк - вожак! Он заводит потомство и владеет участком. Матерый может быть и самцом, и самкой. Именно они составляют главную пару в волчьей стае.
Не достигшие года щенки называются прибылыми. Они самые младшие в семье. Их может быть 7-9,
но, как правило, 3-5. Прибылые находятся на попечении взрослых волков, по началу в основном матери, матерой волчицы.

Переярки - это дети предыдущего года рождения , оставшиеся на участке родителей. Весной и ранним летом они живут на окраинах семейного участка и поддерживают отношения с родителями. Во второй половине лета приближаются к центру участка, а осенью объединяются с родителями и младшими братьями и сестрами. Переярков, как правило, в семье меньше, чем прибылых, так как не все дети остаются с родителями на второй год. Бывают и семьи без переярков.



В некоторых семьях взрослых волков бывает больше двух. По отношению к паре матерых остальные занимают подчиненное положение и чаще всего не обзаводятся потомством. Часто их относят к переяркам, хотя это не совсем верно. По возрасту это взрослые звери, но по своей роли в семье они близки к переяркам. Матерые, прибылые и переярки составляют типичную волчью семью, которая может быть и проще, и сложнее.

Вожак - высший социальный ранг. Предполагает ответственность за всю стаю. Вожак решает вопросы местообитания, охоты, защиты, всех организовывает, устанавливает ранги в стае.


Своим преимущественным правом на пищу вожак пользуется по собственному усмотрению. Например, отдает свою долю щенкам, если еды недостаточно. В его задачи входит забота обо всех, а щенки - будущее стаи. Однако, если голодающий вожак окажется не в состоянии руководить стаей, в опасности окажутся все, поэтому его преимущественное право на пищу не оспаривается.

В период устройства логова и выкармливания щенков главной становится матерая самка, и ей подчиняются все члены стаи. Американский исследователь Давид Мич высказал предположение о "разделении труда" и лидерства между полами в зависимости от времени года и вида деятельности.
Волки в стае, в том числе и пара матерых, не всегда ровесники. Если волчица старше и опытнее своего партнера, то она может определять и маршрут, и тактику охоты, руководя выбором жертвы. Если же старше супруг, то именно от него зависит решение большинства жизненно важных вопросов, он даже выбирает место для будущего логова.

Старший воин - организовывает охоту и охрану, претендент на роль вожака в случае его гибели или невозможности руководить стаей.

Мать - взрослая волчица, которая имеет опыт воспитания волчат. Обязанности матери она может выполнять как по отношению к своим детенышам, так и по отношению к детям менее опытных матерей.

Рождение «детей» не переводит автоматически волчицу в ранг матери. Как и для любого другого ранга, здесь требуется определенное психофизическое развитие, способность принимать решения, необходимые для жизни.


В задачи матери входит выращивание и воспитание потомства.

В случае нападения на стаю именно матери уводят всех слабых в безопасное место, в то время как воины держат оборону.

Старшая мать - при необходимости может занять ранг вожака. Со старшим воином никогда не конкурирует. Освободившийся ранг занимает наиболее достойный, способный управлять стаей.

Никаких поединков для выявления более сильного не происходит.


В период вскармливания и выращивания детей все матери стаи находятся под особой защитой и опекой.

Размножение - у волков и эта сторона жизни организована очень красиво. Один раз в год стая разбивается на семьи, чтобы произвести на свет и вырастить потомство. К размножению допущены не все. Основное условие - понимать свое место и роль в большой семье-стае. Поэтому те, кто не имеет пары, живет в маленькой волчьей семье третьим, помогая охотиться и воспитывать волчат.


Пары волков - на всю жизнь. Если один из партнеров умирает, новая пара не создается…

Опекун - несет ответственность за воспитание волчат. Выделяется два подранга: пестун и дядя.


Пестун - молодые волчицы или волки, не претендующие на ранг воина, подросший молодняк предыдущего помета. Они находятся в подчинении матерей и выполняют их распоряжения, получая навыки воспитания и обучения подрастающих волчат. Это их первые обязанности в стае.


Дядя - это взрослый кобель, не имеющий собственной семьи и помогающий выращивать волчат.


Сигнальщик - оповещение стаи об опасностях. Решение принимают более ответственные члены стаи.


Щенок - это шестой ранг, никакой ответственности, кроме послушания старших, но дает преимущественное право на питание и защиту.


Инвалид - не увечная, а просто старая особь, имеет право на питание и защиту. Волки заботятся о своих стариках.


Зачем волку тонкий нюх?

Животные постоянно общаются между собой, и порой формы этого общения (коммуникации) бывают весьма сложными. У млекопитающих сильнее всего развиты три вида коммуникации: химическая, то есть с помощью запахов, акустическая, то есть с помощью звуков, визуальная (зрительная) то есть с помощью поз, мимики и жестов.

Химическая коммуникация - самая древняя форма общения животных, она появилась уже у одноклеточных. У большинства млекопитающих тонкое обоняние. А семейство собачьи среди них - признанные "нюхачи". Так что волк пользуется своим носом очень активно и постоянно: и на охоте, и собирая информацию о собратьях. Нам трудно представить, сколько узнают об этом окружающем мире собака или волк с помощью носа. Они не только различают огромное количество запахов, но и очень долго помнят их.



Однажды я видел, как ручной волк после долгой разлуки вспоминал человека. По внешнему виду зверь не узнал его. Голос, вероятно, о чем-то смутно напомнил ему - волк ненадолго насторожился, но потом снова стал ходить по клетке. Нос же "сказал" все и сразу. Едва слабый порыв воздуха от открытой двери донес знакомый запах, как безразличный прежде волк преобразился: бросился к самой решетке, заскулил, запрыгал от радости... Так что память запаха для волка самая надежная и крепкая.

Волк не только помнит, но и, как говорит один старый охотник, думает носом. Действительно, охотясь, он обязательно учитывает ветер. От направления ветра зависит вся тактика охоты стаи. Засадчики, то есть волки, которые ближе всех подходят к добыче, всегда идут так, чтобы ветер дул к ним со стороны жертвы. Это выгодная позиция - и потому, что так жертва не учует волка, и потому, что волки многое узнают о жертве по ее запаху. По нему можно выбрать "лучшую" жертву и потом, не сбиваясь, преследовать именно ее.

Когда волки рычат или пищат?

Слышат волки гораздо лучше человека, и то, что нам кажется невнятным шорохом, для волка - отчетливый звуковой сигнал. Слух помогает избежать опасности, общаться и искать добычу. Волки издают много разных звуков - они рычат, фыркают, пищат, скулят, визжат, по-разному лают и воют.
Назначение этих сигналов разное. Например, рыча, волк сообщает о намерении напасть или, наоборот, активно защищаться. Фырканием предупреждает сородичей об опасности. Чаще всего это сигнал взрослых, адресованный малышам. Заслышав его, волчата прячутся в укрытие или затаиваются.


Скулят волчата почти сразу же после рождения, если им не уютно - голодно или холодно, - это их первый акустический сигнал. Скулить могут и взрослые, когда им плохо.
Визжат в основном слабые, низкоранговые волки, когда им угрожают или когда на них нападают более сильные сородичи. Визг "обезоруживает", смягчает нападающего, успокаивает его. А выражая дружелюбие, волки пищат.


Все эти сигналы они издают, находясь довольно близко друг от друга - на растоянии от нескольких сантиметров до десятков метров. Однако есть у волков и звуковые сигналы "дальней связи" - это лай и вой.

Почему волки лают и воют?

Лают волки на крупного хищника (тигра, медведя) или на человека при грозящей им опасности. Но только если опасность еще не слишком серьезная. Так что лай относится к сигналам предупреждения. Волки лают гораздо реже, чем домашние собаки, а воют часто.
Можно сказать, что вой - своеобразное "звуковое лицо" всего рода Canis, а особенно волка. Узнать о том, что где-то живут волки, обычно можно как раз по вою. Бывает он одиночным - когда голос одного волка другие не отвечают и групповым - когда воет несколько зверей, не важно, находятся они рядом или далеко друг от друга. Вместе воют переярки, оказавшись далеко от родителей и прибылых, либо все члены семьи.
И, конечно, воют волки по-разному.

Матерый - очень низко и длинно, отдельная нота звучит не меньше 20 секунд. Это ровный, густой, мощный голос очень сильно воздействует на человека. Волчица воет более коротко (10-12 секунд). Ее голос тоньше, чем у взрослого самца. Переярки, воя, поскуливают и взлаивают. Их ноты по длительности такие же, как у волчицы, или еще корче. Молодые (прибылые) волчата взлаивают, визжат и взвывают.
Во время осенних семейных "спевок" волчата держаться все вместе. Их хор похож на какофонию.
Семейный хор, в котором учавствуют все - и матерые, и переярки, и прибылые, - один из самых впечатляющих "концертов" в наших лесах. Ведь воют волки, как правило, на вечерней заре или ночью. Их голоса плывут в темнеющее небо и будят в человеке что-то неподвластное разуму. Порой по спине бегут мурашки, причем не от страха, а от какого-то необъяснимого ощущения.



Воют волки очень громко, так что человек различает этот звук за 2,5, а то и 4 км. Волки же слышат друг друга с еще большего расстояния - это зависит и от погоды. Словно знакомые с теорией передачи информации, они почти никогда не воют, если условия слышимости плохие. Даже пережидают звук летящего самолета, идущего поезда или сильного ветра.

До сих пор подлинное значение воя в жизни стаи до конца не понятно. Ясно, что соседние семьи оповещают им друг друга о своем присутствии и так избегают нежелательных встреч. Ясно и то, что иногда родители воем сообщают щенкам, что приближаются к дневке с добычей, а малыши о том, где они находятся. Но самое важное, что именно вой создает общее гармоничное настроение в стае. Этим роль воя похожа на роль музыки для людей. Может, поэтому-то он и воздействует на нас так сильно. Но вой, выдавая присутствие волков, которые отзываются на вабу (подражание вою) охотников, оказался их "ахиллесовой пятой" в противоборстве с человеком.

Какими тропами ходят волки?

Многие считают, что волки - бродяги и скитальцы. Верно это лишь отчасти: ходят они вовсе не где попало, а подчиняясь строго определенному порядку и в хорошо известных местах.
У волчьей стаи есть свой, как говорят ученые, участок обитания. И волки знают его, как свои пять пальцев. Они великолепно ориентируются на местности и помнят о всех своих прежних маршрутах, поэтому и ходят постоянными и самыми удобными тропами.

А.Н. Кудактин, много лет изучающий волков на Кавказе, несколько раз проделывал такой опыт: поднимался по склону в одно и тоже место разными путями, в том числе и волчьей тропой. И всегда оказывалось, что идти по ней легче, и быстрее всего.
Идя по ровному заснеженному болоту, где, казалось бы, нет никаких примет, волки точно выходят на старый след, давно уже засыпанный снегом. Однако они прекрасно знают не только местность.

Они в курсе всего происходящего вокруг: им известно, где живет медведь и где он залег в берлогу, где пасутся лоси или кабаны. Волки замечают малейшие изменения в знакомых местах. Изучающий тактику передвижения волков по участку американский зоолог Р. Петерс считает, что у них есть мысленная карта своего участка обитания.

Что такое буферная зона?

У волков, как и у многих других зверей, окраины участков обитания соседних стай порой перекрывают друг друга. Тогда в этих местах образуются буферные зоны. Здесь могут повстречаться волки - соседи, а так как отношения между стаями чаще всего бывают очень враждебными, то это самые опасные места на участке.
Поэтому, заходя в буферные зоны и усиленно метя их, волки все же стараются надолго не задерживаться и, если добычи обеим стаям хватает, не охотятся там. Можно сказать, что буферная зона - своего рода заповедник для оленей и других копытных, созданный самими волками.


Когда же на основной территории становится мало добычи, волки соседних стай начинают охотится и здесь. Встретившись в этих местах, они, как правило, жестоко дерутся, и часть зверей гибнет.

Чем меньше остается волков, тем меньше копытных они уничтожают, постепенно восстанавливается численность оленей, и система "хищник - жертва" снова приходит в равновесие.




Язык объщения волков

ОБРАЗ ЖИЗНИ ВОЛЧЬЕЙ СЕМЬИ (СТАИ)

Волчья семья (стая) сложилась как тесное, устойчивое и оптимальное для борьбы за существование сообщество, связанное кровным родством, по следующим причинам:

в семье-стае облегчается выкармливание и воспитание потомства;

в семье легче и менее рискованно добывать пищу, поскольку обеспечивается взаимопомощь при добыче и совместное использование добытого или найденного;

семья закрепляет за собой и охраняет определенный кормовой участок, куда не допускаются "чужие".

Это приводит к упорядочиванию использования пищевых ресурсов и исключает крупные конфликты между стаями, что обеспечивается во многом господством жесткой дисциплины, безоговорочным исполнением приказаний старших, особенно руководителя стаи - матерой волчицы. Такой образ жизни волков является одной из главнейших причин их приспособленности к различным условиям и сохранению волка как вида почти во всех странах мира, несмотря на столетия преследования его человеком. Волк способен обеспечивать воспроизводство и устойчивость популяции, а временами и значительные "всплески" численности и расширение зоны обитания. Успешная деятельность волков в семье-стае, безусловно, возможна лишь при хорошем развитии языка общения, передачи и приема информации, что великолепно достигнуто волками в процессе длительной борьбы за существование. Основой волчьего языка является звуковая сигнализация, а в ней главным элементом - вой. Звуковое общение посредством чрезвычайно многообразного воя присуще только волкам. Ни один из крупных хищников России не использует столь многозначный вой. Вместе с тем известно нередкое использование воя и омерзительного хохота у некоторых пород гиен в Африке, причем эти крупные хищники, по некоторым морфологическим признакам схожие с волками, тоже ведут стайный способ охоты, аналогичный волчьему. Язык волка коренным образом отличается, скорее даже противоположен языку другого представителя семейства собачьих - домашней собаки:

из звуковых сигналов взрослый волк чаще всего использует вой и чрезвычайно редко лает или взлаивает;

собака, напротив, чаще всего лает, а вой, довольно однообразный, издает лишь в некоторых ситуациях.

Системы жизни волков и собак диаметрально противоположны:

домашние собаки, одичав, сбиваются в крупные стаи, по 20 и более особей и полигамны. Так же ведут себя гиеновидные собаки Африки, поддающиеся приручению;

волки никогда не сбиваются в крупные стаи, но живут только моногамными семьями или, в случае необходимости, в одиночку;

приручение волка, даже выросшего в доме человека, очень сложно, неустойчиво, а поведение такого "домашнего" волка нередко становится непредсказуемым и даже опасным.

Противоположность волчьего языка и образа жизни языку и поведению собаки заставляют вспомнить соображение широко известного биолога-охотоведа М. П. Павлова о сомнительности распространенного мнения о происхождении домашней собаки от волка. Такой же точки зрения придерживаются и другие ученые. Так, по В. Соколову и О. Россолимо, "еще одну до сих пор не решенную проблему составляет определение статуса домашней собаки" (Бибиков, 1985, стр. 23). Весьма возможно, что в семействе собачьих (Canidae) создались независимо собаки (Canis), впоследствии собаки домашние (Canis familiares), и волки. Представляется, что идиллические картины добродушных, похожих на дворняжек волков, нарисованные в книге канадца Ф. Моуэта "Не кричи: "Волки!" едва ли могут быть приняты на веру. Возможно, в условиях Канады или севера США при изобилии диких животных (оленей, зайцев, грызунов и др.) волки не опасны для домашних животных и человека, поскольку дикая фауна обеспечивает полное и легкодоступное питание хищников, и им нет никакой необходимости рисковать, нападая на домашних животных или людей, Но в условиях России и других стран, где легкой добычи для волков существенно меньше, голодные волки рвут домашних животных и становятся опасными для человека. Поэтому картины жизни волков и выводы Ф. Моуэта, некритически принятые для условий, где волки нередко голодают, наносят вред стремлениям если не уничтожить волков, то снизить их численность до приемлемого уровня для сохранения как вида. По Л. Крушинскому, Е. Мычко, М. Сотской и А. Шубкиной, "около 30% волков средней полосы России потенциально способны напасть на человека." (Бибиков, 1985, с. 287). Это еще раз подтверждает необходимость борьбы с волками в России.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ О ВОЛЧЬЕМ ЯЗЫКЕ

Разновидности воя волков и других сигналов.

Основу языка волков составляют следующие элементы звуковой сигнализации:

главнейший - вой с его непередаваемыми разновидностями и оттенками. Более того, возможно, что вой издается волками не только в диапазоне частот, слышимых человеком, но и в других диапазонах, доступных волкам;

фырканье и звонкий лай;

рычание, клацанье зубами, визг, скуление, взлаивание;

Кроме звуковой сигнализации, передача и прием информации волками ведется посредством следов жизнедеятельности, запахов и визуально.Это могут быть:

мочевые точки;

следы передвижения (следы ног, остатки шерсти на кустах и деревьях и др.);

поскребы на земле или на снегу, следы вывалявшихся волков на земле или снегу, падали и т.п.;

гнездо (место вывода и первоначального выращивания волчат);

логово в широком понимании этого термина как система гнезда и дневных лежек, обычно в пределах кормового участка данной семьи;

запахи волков; они не только индивидуальны, но часто неуловимы человеком, хотя прекрасно улавливаются и различаются волком;

непосредственные контакты зверей в воспитательных, агрессивных и других целях.

Имеет значение и визуальная информация. Здесь особое внимание уделяется весьма разнообразной мимике, положению и движениям тела, ушей и хвоста. (Бибиков, 1985, с.295-303). Неразгаданных тайн воя волков так много, что это заставляет ученых прийти к следующему выводу: вой является самым загадочным и вместе с тем наиболее притягательным феноменом в биологии волка. В настоящее время не существует не только единого мнения о функции данной звуковой реакции, но подвергается сомнению и сама постановка вопроса (А. Никольский, Н. Фроммольт, 1989). Таким образом, по своему многообразию, как это ни парадоксально, волчий язык, особенно вой, сходен с языком людей. Волки воют преимущественно на зорях и ночью, но иногда, особенно после гибели одного из членов семьи, и днем. В этом случае вой особенно част и продолжителен. Так, после отстрела волчицы жители соседней деревни дали следующее красочное описание тоскливого, горестного воя: "Волки с неделю выли утром, вечером, иногда днем, ажно плакали". (Бологов, 1982). При этом вой строго индивидуален, так же, как голоса и интонации людей. Четкую характеристику индивидуальности воя матерого дает старейший волчатник МООиР Василий Петрович Петров: "Один кобель голосистый, другой гнусавый, один воет длинно, другой покороче". И все же при всем многообразии волчьего воя можно выделить некоторые стойкие особенности. Прежде всего, как и голоса людей, вой волков отчетливо различается по половозрастному признаку:

вой матерого волка - густой и низкий, очень редко с взлаиванием;

вой матерой волчицы - на значительно более высоких нотах; иногда имеет место скуление и взлаивание;

вой переярков - на еще более высоких нотах с частым взлаиванием, иногда поскуливанием;

Как уже отмечалось, высота звука, тональность, частота повторения, продолжительность, склонность к вою в разные часы суток - все различно, индивидуально.

Назначение звуковых сигналов, особенно воя.

Волки вкладывают в вой совершено определенные значения: угрозу, тоску, отчаяние, грусть, сигнал о пойманной или найденной добыче, призывы, ласковые интонации по отношению к волчатам и др. Волчица, возвращаясь к логову, негромким скулением нежно созывает разбредшихся волчат, на логове она коротко и негромко отвечает воем на вой возвращающегося матерого. Волчица или матерый, заслышав неумелую подвывку, заподозрив извечного врага - человека, резким фырканьем или рыком с клацаньем зубами обрывают неуместный ответный вой переярков или тявканье прибылых, а если они не послушаются мгновенно, то и накажут непослушных. Когда волчата подрастут, сигналы тревоги служат командой подросшим волчатам: "Всем спрятаться и затаиться". В последние дни беременности и в первые дни после щенения волчица лежит "крепко", беззвучно. Одинокая волчица во время гона призывно воет, поджидая самца, но услышав его ответ, сама не отвечает и не идет навстречу. Способности волка к определению направления на источник воя таковы, что он с первого раза точно его определяет и, как по пеленгу, выходит на него. Матерый, возвращаясь к логову обычно позже волчицы, издает свой обычный вой, но несколько более слабый, короткий: "Я на подходе". Матерый иногда огрызается на волчат, требующих у него отрыжки, старается отойти, но после вмешательства волчицы все же срыгивает. Заслышав умелую вабу голосом самца или вой конкурента, посягающего на его кормовой участок, матерый с яростным рычанием идет ему навстречу для битвы. Были случаи, когда в азарте он "вылетал" к искусному подвывале с явно агрессивными намерениями.

Одиночный и групповой вой.

Одиночный вой служит для связи между членами семьи-стаи, определения местонахождения одиночек, предупреждения о занятости территории, установления контактов разнополых зверей в период гона, выражения состояния особи, для созыва волчат и заботы о них со стороны родителей, сигнала добычи, тревоги и др.

Групповой вой служит для сплочения семьи-стаи и выражения ее состояния, Возможно, групповой вой дружной, многочисленной и мощной семьи-стаи служит доказательством прочной занятости данного кормового участка.

Смысл звуковых сигналов.

Определение смысла звуковых сигналов весьма необходимо для организации успешной охоты, но они столь многообразны, что приведенные нами данные - лишь первое приближение к познанию волчьего языка и далеко не свободно от ошибок.

Сигнал созыва волчат матерой образно описан В. Бологовым (1986). Звуки напоминают "ау" перекликающихся в лесу женщин, но как бы перевернутые - "у-у-у-у-а-а". Продолжительность небольшая, всего 4-7 секунд. Описывается случай, когда после гибели волчицы около гнезда стал часто появляться матерый и, не доходя до гнезда 300-400 м, издавал для волчат длительный сложный вой с "успокаивающе нежными" интонациями.

Сигналы предупреждения об опасности.

Фырканье обычно используется волчицей, ре же матерым для предупреждения волчат. После этого сигнала волчата проворно скрываются и затаиваются в защищенных местах. Звонкий лай и вой, чередующийся с фырканьем, - редкий сигнал, и нам не доводилось его слышать. А. Никольский и К. Фроммольт (1989) так описывают его: "Реакция волков на своего злейшего врага - человека не ограничивается фырканьем Звонкий лай, очень похожий на лай собаки или на вой, чередующийся с лаем. Когда волки разберут обман неумелой вабы, волчица при конце воя обрехом, слогом "гамм" сразу обрывает ответ выводка". В. Бологов (1986) запрещающий сигнал матерого сравнивает с мощным "гов-гов", после чего волчата моментально умолкают и затаиваются. Попытаемся дать "вольный перевод" некоторых фраз волчьего языка.Вот сперва тихо затянул свое "у-у-у-у" матерый, словно провода гудят под ветром, Звук все крепнет, тон чуть выше, и вот уже на весь лес раздается густой, тягучий вой. Чувствуется мощь здоровенного волчицы. А под конец грозным предупреждением звучит еще более басистое "о-о-о-о" или "о-о-о-а-а": "Слышите, эта мой и моей семьи лес, мой кормовой участок, берегись, чужак!" Вот с неизбывной тоской затянула в два колена матерая: "у-у-у-у-у", "у-у-у-о": "Как сохранить еще не совсем окрепших, но шустрых волчат? Что-то разбрелись они. Куда делся тот, самый крупный, лобастый, который вечно затевает возню и драки. Мать здесь, иди сюда, несмышленыш!"

Нераспознанные сигналы волчьего языка.

Опытные охотники-волчатники неплохо разбираются в волчьем языке, Однако, несмотря на столетия охоты на волка, на многочисленные научные исследования и публикации по биологии и повадкам волков, мы до сих пор не знаем (и едва ли скоро будем знать) многие особенности волчьего языка, способов общения волков. Например, не известны сигналы, которыми пользуются волки при организации и проведении совместных охот. А различная сигнализация совершенно необходима для организации и осуществления волчьих охот, которые весьма разнообразны. При их проведении валки отлично используют условия местности, учитывают особенности поведения своих жертв. С. Корытин и Д. Бибиков читают, что "богатство охотничьих приемов - одна из главных причин необычайной экологической пластичности волка, способности выдерживать интенсивное преследование" (Бибиков, 1935, стр.323).Вот один из примеров. Семья-стая при кочевом образе жизни нередко проводит групповые, весьма добычливые охоты. При этом, подобно нашим охотам "загоном", семья-стая разделяется на загонщиков и "стрелков", то есть волков на номерах. Но какими сигналами они организуются, как устанавливается распределение обязанностей кому идти в загон, а кому обходить добычу, становиться на верном лазу и стремительно перехватить жертву? Или как организуется охота на крупного и, опасного зверя, например, лося, когда часть волков отвлекает сохатого с головы, причем они не нападают на него, увертываясь от копыт и рогов, но не дают ему хода, а другие волки нападают сзади и с боков? Рвут промежность, бедра, живот и бока, в результате чего жертва погибает от потери крови. Известен случай, когда на морозе от хваток волков сзади и с боков, кровь вперемешку со снегом замерзала на задних ногах лося, превращая их в кровавые тумбы. О высокой организации групповых охот свидетельствует и следующее. Несмотря на то, что такие волчьи охоты производятся систематически, мы ни разу не видели волков, погибших от копыт или рогов или следов их поражения. Публикаций о гибели волков от лосей или оленей, насколько нам известно, нет, а красивые картины об этом, скорее, придуманы. Гибель волков во время охоты, конечно, бывает, но чрезвычайно редко. Неоспоримо, что столь разумные приемы многочисленных коллективных волчьих охот могут быть организованы и проведены только с обменом информацией, подачей еще неизвестных команд или очень тихой звуковой сигнализацией, то ли совершенно бесшумно, мимикой, прикосновениями, телодвижениями, то ли каким-либо иным способом. Именно необыкновенно развитая система сигнализации (обмена информацией) обеспечивает тесно сплоченной семье-стае высокую эффективность коллективных охот, а следовательно, и выживаемость в самый трудный зимний период. Как отмечалось выше, даже в той части звуковой сигнализации, которую может слышать человек, еще много неясного. Но совсем неизвестна нам вполне вероятная гамма волчьего языка на частотах, не слышимых человеком. А ведь известно, что волк иногда принимает позу для воя, запрокидывая голову, но самого воя при этом люди не слышат. В свете сказанного и в прикладном и в научном плане необходим широкий сбор сведений о волчьем языке и дальнейшие исследования этого феномена.

Дополнительные особенности воя, важные для обучения подвывке.

Как отмечалось, вой матерого отличается густотой тона, басом или баригоном, мощностью и продолжительностью, почти всегда без перерывов. Вой, особенно низкий вначале, в середине немного повышается, а заканчивается опять на низкой ноте. Это длительное "гудение" почти на одной низкой ноте сходно с протяжным "у-у-у-у" или "у-у-уоо", а иногда с еще более коротким басистым, грозным окончанием "у-у-у-у-о-а-а". Изредка вой матерого бывает с небольшим перерывом. Длительность воя различна, как и степень "гнусавости". Дыхательный аппарат матерого волка значительно совершеннее, чем у человека, поэтому волк иногда может "тянуть" на одном дыхании больше чем человек, до 20-25 секунд, но в большинстве случаев длительность воя - порядка 15 секунд. При помощи современной акустической аппаратуры, использованной А. Никольским и К. Фроммольтом (1989) при содействии В. Бологова, удалось получить в условиях Центрального лесного заповедника фонограммы воя крупного волка (вероятно, матерого). Длительность воя была всего 8-10 секунд. Это подтверждается и на подслухе и при подвывке. Выводок откликается на подвывку "среднего" вабельщика длительностью порядка 10 секунд. Кстати, известный волчатник Московской области А. П. Изотов успешно имитировал вой матерого подвывкой длительностью 10-12 секунд. Волчица воет на высокой ноте, сравнимой с тенором, заунывно и тоскливо. Слышится долгое "уу-у-у" с переходом в конце колена на "о-о-о" или "а-а-а". Воет волчица "в два колена" с коротким перерывом между ними или без перерыва, только с заметным ослаблением, как бы замиранием звука. Длительность одного "колена" всего 5-7 секунд. На магнитофонной кассете, розданной участникам семинара волчатников МООиР в июне 1996 года, записаны подвывки А. Изотова и Ф. Васильева, а также натуральный вой волчицы без полных перерывов между "коленами" общей длительностью 10-13 секунд и разноголосое, тонкое, то ослабевающее, то усиливающееся тявканье, взвизгивание и взлаивание волчьего выводка в августе, длительностью порядка 1-1,5 минуты. Переярки воют высоким тоном, еще короче, чем матерые. Кроме того, их вой отличается взвизгиванием и взлаиванием, обычно в конце "колена". Прибылые (щенки) голосят по щенячьи. По мере подрастания они обучаются основам волчьего языка, постепенно осваивая короткие подвывания с частым тявканьем, взвизгиванием, все приближаясь к звуковой сигнализации переярков.

Время воя по сезонам.

Вой волков можно услышать почти круглый год, только в период гона, в середине зимы, и в период щенения вой редок. В период гона это или призывный вой созревших волчиц, или перекличка переярков, иногда басовые партии матерых самцов. Поздней весной и в начале лета матерые

обычно избегают выть, боясь выдать местоположение гнезда. По необходимости их вой бывает кратким и не громким. Частота воя по месяцам представлена на графике. Наиболее часто волки воют в июле-августе, когда волчата, окрепнув и достигнув 1-1,5 месячного возраста, активно перемещаются и когда матерые и прибылые начинают менять логова (дневные лежки, временные логова, дневки).Дневки бывают в удобных, хорошо защищенных местах. Зимой, в сильные холода - это густой еловый подрост и т.п. защищенные от ветра места, но во второй половине зимы, когда начнет пригревать солнце - нередко на солнцепеках. С течением времени и переярки, до второй половины лета болтающиеся отдельно, начинают все чаще присоединяться к матерым с волчатами, образуя уже полную семью-стаю. В этих условиях особенно необходимо звуковое общение. Одиночный вой в основном требуется для связи между членами семьи. Часто воют матерые на подходе к логову, а волчата, иногда и переярки, им отзываются. Нередка также и перекличка переярков. Бывает, что проголодавшиеся волчата, не дождавшись матерых, начинают скулить, взвизгивать и подтявкивать. Попозже появляется и групповой вой семьи-стаи, наступает пора наиболее частых "волчьих концертов". В суточном разрезе чаще всего валки воют в сумерках, на зорях. Наиболее вероятно услышать вой в течение 1-2 часов после заката солнца или перед рассветом. В это время особенно возможен групповой вой. Нередок вой ночью. Днем волки отдыхают, Вой их крайне редок, а при необходимости перекличка или сигналы потерявшимся прибылым осуществляется тихо - коротким подвыванием или взвизгиванием.

Что люди знают о волках? То, что они свирепы и опасны, вероломны и коварны. Что их надо уничтожать. Так думают о волках те, кто о них ничего не знает.

На самом деле волки очень редко нападают на людей. Как и все хищники, они охотятся, что бы прокормиться и живут своей жизнью, стараясь держаться подальше от людей. Предлагаю вам приподнять завесу тайны и окунуться в загадочный мир – мир Волка.

Волки обитают на Земле уже более миллиона лет. Произошли они от плотоядных хищников, живших около 100 миллионов лет назад, от волка произошли собаки.

Род волки (Lupus) объединяет волков, койотов, шакалов, диких и домашних собак – наиболее крупных представителей семейства волчьих. Кроме того, к этому семейству относятся все лисы, песцы, енотовидная собака и гривистый волк. Как и собаки, волки очень понятливы. К тому же у каждого волка особый характер: есть осторожные, дерзкие или самоуверенные, они держатся в волчьем обществе свободно и непринужденно, а других не видно и не слышно.

Волки обитают в горах, лесах и на равнинах Северного полушария. Подобно всем живым существам, они, как говорят биологи, занимают в дикой природе свою экологическую нишу. На территориях своего обитания волки являются самой много численной группой из тех хищников, что охотятся на крупных млекопитающих.

Волк – большой? «Большой», – не очень подходящее определение для волка. Обычно волк-самец весит около 50 килограммов, волчица – килограммов на 5 меньше. Их высота в холке – около 75 сантиметров, а длина от носа да кончика хвоста достигает 1,5 – 2 метров.

Волки – общественные животные: они живут семьями. В любой стае есть свой «табель о рангах», а в нем каждому отведено свое место. Сильные и агрессивные волки верховодят, а те, кому нужна твердая рука, подчиняются им. Волчью стаю – группу животных, связанных родством и взаимной симпатией, – возглавляют волк и волчица. Остальные ее члены – их отпрыски (от крохотных щенят до 2-3 летних подростков). Обычно в волчьей семье бывает 6 – 7, а иногда и 15 животных. Самый сильный волк в стае становится вожаком. Править ему помогает подруга – волчица. Чтобы остальные подчинялись, лидеры должны обладать сильным характером. Все решения, касающиеся жизни стаи, принимает именно эта пара. В стае, где за порядком следит вожак, волки между собой обычно не дерутся. Однако с чужаками или нарушившими границу владений волками-одиночками стычки случаются часто.

Каждая волчья стая охотится только на своей территории. Хозяева строго охраняют и метят ее, предупреждая соседей, что им следует держаться подальше. Любой непрошеный гость будет наказан.

В больших стаях часто бывает так, что какого-нибудь волка травят все его сородичи. Иногда отверженному становится совсем невмоготу, и он вынужден покинуть стаю. Почему человека-нелюдима называют волком-одиночкой? Потому что он напоминает волка, который ушел из стаи и живет сам по себе. С течением времени в стае происходят изменения. Претенденты на роль вожака остаются в стае и ждут своего часа. Другие волки, повзрослев, уходят, чтобы скитаться в одиночку. Но и они могут создать свою стаю, если им повезет встретиться с одинокой волчицей. Если волк и волчица хотят править стаей, они должны подчинить своей воле всех остальных ее членов и заставить их беспрекословно выполнять свои законы.

Вожак господствует над самцами стаи, а его подруга поддерживает порядок среди волчиц. Вожаки постоянно напоминают своим «подчиненным», кто в стае хозяин: рычат на них, кусают, гоняют и даже сбивают с ног, предпочитая проделывать это на глазах у всей стаи.

Одного сурового, пристального взгляда вожака или его подруги достаточно, чтобы те, на кого он нацелен, покорились. Заискивающе ухмыляясь, волки валятся на землю, а затем, если удастся, крадучись убегают. Иногда они ложатся на спину, как бы говоря: мы знаем, кто здесь самый главный.

То, как волк держит хвост, говорит о его положении в стае. У вожаков он высоко поднят, у их «поданных» опущен, а стоящие на низшей степени в волчьей семье поджимают хвост.

Члены стаи выказывают вожаку любовь и уважение в приветственной церемонии. Ползком, с прижатыми ушами и приглаженной шерстью они приближаются к вожаку или к его подруге, лижут и осторожно покусывают ему морду.

Волки – одни из самых верных животных , они сильно привязываются к товарищам по стае. Свои чувства они выражают мимикой и телодвижениями. «Волчий язык» сплачивает стаю и помогает ей действовать заодно. В приливе нежности волки облизывают друг друга и трутся мордами.

Хвост нужен волку и для того, чтобы выражать свои чувства. Если хвост задран и его кончик немного изогнут, это означает, что волк вполне уверен в себе. У дружелюбно настроенного волка хвост опущен, но самый кончик его смотрит вверх. Волк с поджатым хвостом либо чего-то боится, либо так сообщает о своей симпатии.

Весной волки двигаются больше, чем в остальное время года, так как у них начинается гон, они создают пары и растят детёнышей (по одному выводку в год). Волчья стая, как правило, состоит из близких родственников, и между собой они, практически, не дерутся. Волки способны на сильную эмоциональную привязанность, моногамны и выбирают пару на всю жизнь.

Волк – идеальный семьянин: не устраивает скандалов, не ходит налево, не подаёт на развод, не заводит себе молоденькую волчицу, всю добычу приносит в семью. Очень любит своих детей. О волчатах обычно заботятся не только родители, но и вся родственная стая. Свои чувства животные передают при помощи мимики и движений тела.

Серого зверя можно назвать мифическим. В древности к нему относились с почтением и уважением за храбрость, смекалку, выносливость. Воинственные племена считали его своим предком. В расцвет патриархата волка сравнивали с женихом, похитителем, умыкнувшим невесту.

У наших Предков образ волка был связан с плодородием и со жрецами – волхвами. Волк был как бы посредником между людьми и богами. Его считали охранителем от зла. С приходом христианства серый стал спутником Георгия Победоносца и воспринимался, как солнечное божество.

Древнегреческий бог света Аполлон иногда назывался еще Аполлоном Ликейским – «Волчьим». Волк был священным животным древнеегипетского бога Упуаута (Вепуата), культовым городом которого был Сиут, на греческий лад – Ликополь, что в переводе на русский означает «Волкоград».

В скандинавских мифах волки называются «псами Одина». Основателей города Рима – Ромула и Рема – как известно по легенде, вскормила волчица, посланная Марсом.

А ещё можно посадить во дворе, на даче, возле дома – волчье лыко. Это растение посвящено волку. Цветёт оно в апреле – начале мая бледно-розовыми или белыми цветами. Кору настаивают на спирту и лечат настойкой застарелый ревматизм. Ягоды растения для человека ядовиты. Зато можно их использовать для приворота жениха или мужа. Вернее для сохранения верности – 5 красных спелых ягод закапывают на два сантиметра в землю и ставят на это место туфли мужчины носами по направлению к дому.

А нектар, собранный пчёлами с волчьего лыка, превращается во вкусный и ароматный мёд, который тоже обладает магическим действием: если пить с ним чай вдвоём с любимым, то любовная связь становится неразрывной. Так же благотворно влияет на супружескую верность статуэтка волка, стоящая в спальне.

Волк интригует, потому что он не дает себя приручить. Он много сотен лет присутствует в нашей культуре и природе. Эти факты лишь подтверждаются тем, что он фигурирует в распространенных фразеологизмах.

Интервью с профессором Силезского университета, антропологом, фольклористом и меметиком Доброславой Венжовец-Зюлковской (Dobrosława Wężowicz-Ziółkowska).

Polityka: Человек человеку волк; таскал волк - потащили и волка; о волке речь, а волк за гумном; волк в овечьей шкуре. Почему в нашем языке так много волков?

Доброслава Венжовец-Зюлковска: Волк интригует, потому что он не дает себя приручить. Он много сотен лет присутствует в нашей культуре и природе. Эти факты лишь подтверждаются тем, что он фигурирует в распространенных фразеологизмах. Однако смысл разных пословиц со временем стирается, и мы зачастую встречаемся с их неверным, далеким от изначального употреблением. Или с непониманием, упрощением, стандартизацией. Например, выражение «человек человеку волк» относится лишь к одному аспекту волчьей природы: враждебности к другим особям, агрессивному отношению к жертве. По сути, эта пословица больше говорит о людях, чем о волках.

- Так как волк не дает себя приручить, так как мы не разводим его на мясо и не носим его мех, мы пытаемся подчинить его в языке?

Ваши предположения, возможно, верны, но есть еще кое-что другое. Люди наблюдают за природой и делают выводы. Так работает и с волком. Его приручение через дискурс вместе с изучением характера этого животного нашло отражение не только в пословицах, но в мифах, сказках, романах, фильмах. Таким образом, мы включаем его в культуру, в язык и, действительно, каким-то образом используем в собственных нуждах.

- Но лучше «не будить волка»?

В культуре славян издавна было поверье, что если произнести настоящее имя какого-то существа, то через мгновение оно предстанет во всей красе. Поэтому горцы Подгалья боялись произносить слово «медведь» и говорили «он». Он бродит по холмам, Он бродит по лугу. Веру в магическую силу слова можно найти в иудаизме и, например, в современной поп-культуре. Суть такого мышления сводится к убеждению, что каждое существо обладает настоящим и «внешним» именем. И знание настоящего имени дает нам над этим созданием власть. Соответственно, раскрытие настоящего имени - это своего рода акт отчаяния. Народное творчество часто изображает сказочного героя, который взамен за услугу, помощь, которую он оказал во время своих приключений, узнает имя своего помощника. И, как это бывает в сказках, в пограничной ситуации звучит имя этого помощника, он появляется и помогает герою. Это может быть волк или Конек-горбунок, золотой олень и даже яблоня. Любопытно, что чаще всего - это дикие звери.

- Сколько волков живет в Польше?

Специалисты говорят, что 600-700 штук.

- Волк появился в Европе до человека?

Историки культуры, археологи и палеонтологи говорят, что примерно 60 тысяч лет назад волки уже жили на наших территориях. Человек разумный, которым считается кроманьонец, появился в Европе около 50 тысяч лет назад, значит, волк его опередил.

- Полярные волки более невозмутимы и спокойны, чем их пугливые европейские родственники. Это связано с цивилизацией?

Определенно. Волки - очень умные и наблюдательные животные, они быстро обучаются, не имея контактов с человеком, они ведут себя спокойно. В последние 400 лет мы охотились на наших европейских волков и убивали их, поэтому они стали осторожными. Они перестали показываться нам на глаза, почти никто не встречается сейчас с дикими волками, шансов их увидеть почти нет. Люди уничтожают естественные места обитания этих животных. Мы строим автострады, железные дороги, жилые районы, заводы и вторгаемся на их территорию.

- «Они живут группами, создают семьи, в которых есть альфа-особь, устраивают групповые акции и отличаются враждебным отношением к чужакам», - пишите вы в своей книге «Волки и люди». Что нас еще объединяет?

Страх перед волками и отрицательное отношение к ним вызваны, скорее всего, тем, что нам свойственно так много общего. Волк был конкурентом человека: мы охотились на копытных. Кто-то должен был проиграть. Нас объединяет высокий уровень интеллекта, модель родительства. Волки, как люди, заботливо ухаживают за детенышами, находят или создают укрытие, где они могут разместить свое потомство, кормить и учить его. Они очень привязаны к своим родственникам. Они играют, как мы, а во время игр забывают о своих обычных ролях. Они умеют организовывать собственное пространство, человек делает то же самое, но более экспансивно. Нас объединяет и коммуникация: волки умеют звать, предостерегать, передавать информацию. Волчица и волчата общаются очень интенсивно.

- О чем говорят волки, когда они воют?

Они не только воют, они лают, пищат, визжат и издают массу звуков на такой частоте, которую мы не слышим. А говорят они: «Где ты, осторожно!» «Я нашел еду». Они сообщают об угрозе, расстоянии, которое их разделяет.

- Воя на луну, они не сочиняют стихов?

Возможно, это песни. Тоскливые завывания (которые также издают собаки, чувствующие приближение смерти своего компаньона) с точки зрения человеческих категорий можно назвать траурным произведением.

- Когда волк стал собакой?

Этот процесс завершился самое позднее 10 тысяч лет назад. Хотя это не совсем верное определение: мы продолжаем развивать собак, выделяя при разведении полезные нам качества.

- Интересный драматический треугольник: волк, человек, собака. Собака сам выбрала жизнь с человеком или человек ее к этому принудил?

Если можно сказать, что убивать матерей, забирать из гнезд беззащитных щенков, запирать их и приучать к зависимости от пищи, которую дает человек, это не принуждение, то их не принуждали. Относительный симбиоз мог наступить гораздо позднее, когда молодняк появлялся на свет в неволе. Привязанность, преданность, повиновение вожаку стаи - эти биологические черты волков оказались в отношениях с человеком губительными: они стали основой для порабощения и зависимости от человека. И так появилась собака.

- Выиграла или проиграла собака, оставшись с человеком?

Выиграл волк, сохранив свои изначальные ценности, дикость и свободу. Но вопрос кто выиграл, а кто проиграл - это как раз антропоцентрический взгляд, к которому мы привязаны.

- Мы рассказываем детям и себе сказки: «Ну, погоди», «Танцующий с волками», в 80-е и 90-е годы была популярна электронная игра с волком, который ловил падающие яйца. Какое место занимает сейчас волк в поп-культуре?

Волк уступает место вампирам и оборотням, а присутствующий в культуре образ волка - это фигура, с помощью которой мы вводим укрощенную дикость в сферу своей активности. В «Ну, погоди» волк всегда проигрывает, остается в дураках. Жестокость и чрезмерная свобода оказываются побежденными, а адресат, ребенок, радуется: ощущая собственную слабость он ассоциирует себя, скорее, с зайцем.

- А не с курящим сигареты волком.

С ним ребенок может связать все свои страхи, возможно, фигуру строгого отца. В финале заяц убегает. Поп-культурный волк также бывает носителем других ценностей, например, привязанности и солидарности, как в «Танцующим с волками», или романтичной любви, как в «Клыкастой братве». В моих исследований фольклора вырисовывается, однако, несколько другой образ волка, более близкий к интерпретациям Эриха Фромма (Erich Fromm).

- Связанным с Красной шапочкой?

Да, здесь волк - символ мужского начала и того, чего оно хочет добиться. Фромм считает красный головной убор, шапочку, символом менструации. Так появляется рассказ об опасностях, которые подстерегают взрослеющую девушку. Волк старается заставить ее свернуть с указанной матерью дороги, а в финале ест девочку. Приходит лесник, распарывает волку брюхо, освобождает Красную шапочку. Разговор с волком, который переоделся в бабушку, в польском варианте сказки сильно сокращен. Девочка, например, спрашивает волка, почему у него такие большие руки, а он отвечает, чтобы лучше ее обнять. Поедание с точки зрения психоанализа тоже представляет интерес. Изучая фольклор, я пришла к выводу, что поедание, разрывание на части, укусы - это синоним сексуального акта, причем, не только в сказках. Есть такая мазурская песенка: «Лен у бора я полола, боялась волка, волк там рыскал, волк как прыгнул, сделал мне ребенка».

- Молодого человека, который становился косарем, называли Волком.

Это еще одна тема. В этих обрядах, связанных с посвящением в косари, волком называли новичка, чужака, который должен пройти испытания, чтобы стать своим.

- Немного напоминает историю собаки.

Да. Собака постепенно стала нашей, вошла в стаю. Волк остался собой, а для нас стал символом.

- Каким?

Темной стороны нашей природы, связанной с инстинктами. Волк - как дух леса, который бродит между деревьями. Это темное пятно, выделяющееся на фоне снега, что следует понимать как прямо, так и метафорически. Волк - это нечто необузданное, независящее от нашей воли. Мы подчинили себе почти всю природу, но не волка. Это пугает и завораживает. Дополнением его образа служит гипнотизирующий взгляд, необычный голос, умение прятаться и быть невидимым, стремление обходить стороной поселения человека. Это добавляет демонических черт.

- Юзеф Бахуж (Józef Bachórz) подсчитал, что Мицкевич (Adam Mickiewicz) в своих произведениях 394 раза упоминает лошадь, 233 - собаку и 71 - волка. Какого волка?

Разных. У Мицкевича много волков. В самой известной басне «Пес и волк» происходит, например, очень интересный разговор. Голодный волк выходит из леса и спрашивает у сытого пса, как тому живется (по его виду он делает вывод, что его брат хорошо устроился). Пес нахваливает службу у человека, волк слушает и рассматривает пса, а потом замечает след от веревки на шее. Он решает, что «кусок худой на воле без затей обеда рабского вкусней», и убегает в лес. Так заканчивается басня. Если учесть, что в тот период Польши практически не существовало, волк Мицкевича оказывается фигурой патриотического выбора свободы, который не соглашается на привлекательные предложения захватчиков. Но еще есть волк Гедимина (эпизод из поэмы «Пан Тадеуш»: литовскому князю является во сне железный волк, который наводит его на мысль об основании города - Вильно, – прим. перев.) или Гервазий (герой того же произведения, - прим. перев.), символизирующий прирученного волка.

- Как мы можем пробудить волка к себе? И стоит ли это делать?

Мне вспоминается фрагмент стихотворения Йонаша Кофты: «Когда молчишь, молчишь, молчишь, приходит волчий аппетит - к поэзии, что дремлет в нас, возможно». Может быть, волк пробуждает поэзию, которая скрывается под нашим желанием потреблять все, что нас окружает. Я говорю не о сложении стихов, а о поэзии в более широком смысле - понимании мира через призму его истинных имен, а не их заместителей, которыми мы обычно пользуемся.

- Что это значит?

Поэт - это человек, который находит истинные имена окружающих его предметов, умеет проникнуть в сокрытое, втиснутое в штампы. Он говорит, например: «ночь подобна басу, а месяц высок, как сопрано», открывая перед изумленным наблюдателем ночного пейзажа связь между голосом и космосом. Он расширяет наше видение вещей, и в этом похож на ученого, хотя и использует иные инструменты.

- Вы считаете, что нам ближе к собаке, чем к волку.

К сожалению, к собаке. Мы занимаемся автодоместикацией - сами себя одомашниваем, и в связи с этим можем наблюдать регресс человечества. Мы ведем себя, как наши домашние питомцы: объедаемся нездоровой пищей, играем в мячик, а голос и космос нас не интересуют.

- Вся надежда на волка?

Мне так кажется. Конечно, в метафорическом волке, по которому мы иногда скучаем. Это тоска по свободе, независимости, выходу из круга норм, по дикости.

- А желание быть оборотнем?

Это фигура временно плененного в оковах культуры человека, которому ближе к животным.

- Оборотень становится самим собой, но дорого за это расплачивается: он теряет над собой контроль, убивает, его ловят.

Так это выглядит в традиционном изложении. С другой стороны, появляется вопрос, почему этот образ столько лет будоражит наше воображение, что в нем привлекательного. Оборотень пробуждать часть человеческой дикости, начинает жить собственной жизнью, делает такие вещи, которых мы, как культурные животные, в себе не видим, но по которым, возможно, тоскуем.

- Какое качество вы бы позаимствовали у волка?

18.08.2010 | О чем говорят волки

Но будоражит, веселит эта песня души людям, тесно общающимся с ручными волками. «Проснувшись, Крис, как обычно, стал роскошно зевать… Волки в свою очередь, позевывая и потягиваясь, показались из-под кровати. Человек и звери обменялись негромкими интимными звуками, создавшими соответствующее настроение, и вдруг волки завыли во весь голос… Изумленные и обрадованные, мы переглянулись и составили им квартет. Я свешивалась с изголовья постели, глядя в красную разверстую пасть Леди. Курок голосил прямо в лицо Крису… Отныне, проснувшись, мы всегда поднимали вой…» Так пишет в своей книге «Тропами карибу» Л.Крайслер.
Не раз приходилось нам ложиться и вставать под вой волков. Десятки раз спешили мы подсмотреть, как ведут они себя в этот момент. Обычно волки оживленно прохаживались при этом, вытянув хвосты, приподняв головы, и пели разноголосо мелодично, с явным удовольствием. Но, может, так беззаботно воют волки лишь в неволе, когда они сыты и в полной безопасности? И что вообще означает волчий вой? Почему он так разнообразен, так не похож один на другой?

Поскольку волки охотятся на крупных животных, для стаи необходима полная упорядоченность, координация индивидуальных возможностей всех животных. Основа понимания животными сигналов и ответа на них проиллюстрирована экспериментами зоолога Б.Гинзбурга. Группа молодых волков была изолирована от старых зверей. Когда молодые выросли, то в их стае сформировалась такая же организация, какая бывает в обычных волчьих стаях: все сигналы, используемые волками в жизни, были налицо и правильно воспринимались животными. Поскольку в этом опыте сохранилась возможность взаимного обучения молодых волков, был поставлен другой эксперимент: новорожденного щенка полностью изолировали от других волков. Спустя 10 месяцев у молодого волка оказался сформированным весь звуковой репертуар, типичный для внутривидовой коммуникации волков.

Однако когда волка подсадили к собратьям, оказалось, что он не понимает смысла их звуков. Новичку потребовалось пять дней для того, чтобы научиться правильно понимать видовые сигналы. Тем самым было выяснено, что волкам для нормального общения в дополнение к врожденным, прочно закрепленным представлениям о сигналах требуется, хотя и непродолжительный, но все же процесс живого обучения. У волков различают общую коммуникацию и коммуникацию индивидуальную. При общей коммуникации используются основные сигналы, принятые для всех представителей вида, а при коммуникации между живущими вместе зверями употребляются еще и дополнительные сигналы, которым мало знакомые друг с другом особи должны обучаться. В результате такого индивидуального общения внутри семьи образуется более тесное групповое общение.

У волков выделяют десять основных типов звуков: вой, лай, глухое взлаивание, визг, скулеж, хныканье, рычание, шипение, фырканье и тявканье. Помимо этого, Л.Крайслер пишет о двух редких сигналах, наблюдаемых ею при общении с волками: «разговоре», когда волк хочет что-то сказать, издавая короткие эмоциональные «сообщения», и долгом, пылком, страстном «рассказывании». Обычно для волков и клацанье челюстями.
Между всеми этими звуками наблюдаются переходные, а также смешанные звуки. Для общения на малых расстояниях волки используют далеко не весь свой звуковой репертуар, сигналы становятся разнообразнее при увеличении расстояния между животными. А специально проведенный анализ воя одного и того же волка позволил выявить одиннадцать вариантов этого звука, каждый из которых соответствовал определенной ситуации. Манера воя зависела от погоды, эмоционального состояния животного, а также от окружающей обстановки. Л.Крайслер выделяет радостно общительный, траурный, охотничий, призывной вой. Твердо определенный стандарт существует только на траурный вой, другие виды широко варьируют, не изменяя смысла.

Вой является основным дистанционным средством общения волков. Посредством воя волки передают всю важную для них информацию. Человек не в состоянии передать голосом различные нюансы волчьего воя, однако известный ученый Ясон Константинович Бадридзе, всю жизнь занимающийся волками, научил своих волков шести звукам-символам. Например сигналам «пища», «на север», «на юг» и т.д. Выпущенные на волю волки передавали придуманные человеком сигналы по наследству, этими сигналами впоследствии пользовались и их потомки. Любопытный рассказ о «волчьем телеграфе» поведал нам в своей книге канадский натуралист Фарли Моуэт: «По-настоящему мое образование в области волчьей лингвистики началось с появления эскимоса Утека. Как-то мы вдвоем наблюдали за волчьим логовом, но безрезультатно.
Вдруг Утек приложил руки к ушам и внимательно прислушался. Я ничего не услышал и никак не мог понять, что привлекло его внимание, пока он не шепнул: «Слушай, волки разговаривают». Я напряг слух, но, если волк и вел радиопередачу, то работал не на моей волне. Казалось, в эфире нет ничего, кроме зловещего стона комаров, но Георг (вожак волчьей стаи), спавший на гребне, внезапно сел, навострил уши и, повернув свою длинную морду к северу, запел. Это был вибрирующий вой. Низкий вначале, он заканчивался на самой высокой ноте, какую только способно воспринять человеческое ухо. Утек схватил меня за руку и расплылся в довольной улыбке: «Волки говорят - карибу (олени) пошли». Оказывается, волк с соседнего участка, лежащего к северу, не только сообщил, что давно ожидаемые карибу двинулись на юг, но и указал, где они сейчас находятся. Более того, и это было совсем невероятно, выяснилось, что сам волк-сосед оленей не видел, а просто передал информацию, полученную им от волка, живущего еще дальше».

Перемещаясь по лесу, волки проверяют дорогу перед собой периодическим воем. Ведь стаи-соседи сторонятся друг друга. Чуть сошлись - жесточайшая схватка, в которой один-два волка получают тяжелые травмы. Поэтому в лесу словно идет бесконечный диалог: «Убирайтесь с нашей дороги!» - «Еще чего, сами пробегайте скорее». Если стая сильная и уверена в своих силах, она игнорирует грозный вой и двигается вперед. И тогда соседям приходится решать, вступать в бой или ретироваться. В большинстве своем грозная вокальная отповедь - пустая бравада, за которой следует бегство втихомолку. Случается, что стая храбрится, пока не увидит противника, а заметив издали врагов, мчится прочь, поджав хвосты. Если стая осмотрительно отмалчивается, она уступает территорию без боя. Но порой волки выжидают: вдруг чужаки сами поймут, что забрели к соседям без приглашения. Ведь вторгается стая на чужую территорию чаще ненароком - погонятся за дичью, зарежут, в спешке съедят, сколько успеют, и домой. Пока вой помогает избежать ненужных встреч, он полезен, но если появляются сознательные агрессоры, не обращающие внимание на метки законных хозяев, подать голос - выдать себя.
Поскольку выть почем зря чревато неприятностями, для подачи голоса в ответ должны быть важные мотивы. Учитывается все: где находится стая - в центре своих владений или на периферии, около логова или на месте встреч, есть ли в стае волчата и сколько возле них взрослых.
Свернуть с первоначального маршрута волки никогда не поленятся, лишь бы не рисковать ненужной встречей с соседями. Но если они сильно голодают, а добыча заманчива или поблизости волчата, тут уж не до уступчивости. Стая грозно оповещает: «Идите своей дорогой, проходу не дадим, в клочья разорвем».
Убив крупную добычу, волки место, где припрятана убоина, охраняют рьяно. На вой чужаков они отвечают: «А ну валите отсюда, это наше!» Но по мере того как мясо убывает, волки осторожничают, взвешивая, а стоит ли откликаться - вдруг навстречу спешит бесшабашная стая, которая ищет драки?
Зато в конце февраля - прочь осмотрительность! В преддверии весны и гона кровь играет в жилах. Тут уж чужой не суйся! Самые кровавые столкновения стай падают на брачный период. Размер стаи в любой сезон отражается на ее храбрости: 4-6 волков куда скромнее используют свои вокальные возможности, чем 7-10. Но вот наступает апрель, и разнузданной агрессивности как не бывало, снова пошли осторожничать.
В мае-июне в семье появляются волчата. Волчица - хозяйка в логове, волк зачастую даже не подходит к нему с добычей, а вызывает самку голосом и отдает ей принесенное мясо на некотором расстоянии от норы. Вызов состоит всего-то из одной полной басовой ноты у самца и писклявой высокой у самки, которая сообщает, что у логова все благополучно. Причину выть на логове следует искать в потребности зверей круглогодично жить сообща, семьей, в необходимости постоянно общаться с ее членами.
В июле-августе, когда волчата покидают логово, над лесом висит вой: одни волки усиленно охотятся и прощупывают перед собой дорогу завыванием, а другие, не желая бросить молодняк и уступить дорогу, голосом гонят прочь незваных гостей. Пока волчата не способны быстро бегать, при звуках чужого воя одна часть стаи отвечает: «Место занято!», а другая срочно эвакуирует детей в безопасное место. В драке стай молодняку несдобровать. В хорошую погоду мощный заунывный волчий вой слышан за несколько километров, напоминая то гудение множества проводов в морозный день, то завывание ветра в трубе, а то и отдаленную разноголосую песню веселой деревенской компании.
Но вот волчата подросли, ходко следуют за взрослыми, геройство больше не требуется, можно возвращаться к тактике уклонения от встреч. Стая опасливо откликается на чужие сигналы и агрессивность проявляет только возле добычи.
В июле резко увеличивается потребность в кормах, доставляемых в логово. В поисках кормов родители часто оказываются в разных сторонах друг от друга. Подавая голос, матерые определяют на слух, кто где находится, и по интонации воя догадываются о найденной добыче. Когда волчица уже постоянно ходит за добычей, волчата, предоставленные сами себе, начинают все дальше уходить от логова. По утренним и вечерним зорям старые, принеся добычу, созывают молодняк. В большинстве случаев, когда человек попадает в район логова, оба старых волка начинают выть.
Но не только матерые с волчатами общаются воем в этот период. Старшие дети, хотя и уходят от родителей, но держатся неподалеку. Настигнув или найдя добычу, они шлют родителям сигнал, они воют, сообщают, где находится еда. Матерые слышат, запоминают, откуда исходит звук, иногда отвечают. Выбрав момент, матерые отправляются в указанное место за провизией. В результате переярки как бы «заготавливают» мясо семье, чем и оказывают помощь родителям в воспитании прибылых. Прибылые, как бы ни были они голодны, сами, по собственной инициативе, голоса на логове не подают. Но стоит только малышам заслышать голос волка, как в поддержку его или в ответ они начинают скулить и лаять. Нередко они гурьбой бегут к тому месту, откуда провыл волк. Такое поведение волчат свидетельствует о том, что какой-то определенный тон воя волка в пределах логова воспринимается ими как сигнал о доставленной добыче.
В августе волки трех поколений объединяются вместе и начинают выть по ночам. Они теперь все чаще встречаются группами, а иногда и всей семьей. Наиболее общая функция воя - поддержание в стае консолидации, стремление к объединению. В описании поведения, сопровождающего спонтанный групповой вой, когда звери начинают выть, казалось бы, без видимых причин, все, наблюдавшие волков, единодушно подчеркивают дружественный характер взаимодействия между животными непосредственно до и во время этой акустической демонстрации. А. Мури, например, так описывает поведение волков, собравшихся для спонтанного воя: «…я увидел двух черных и двух серых самцов, они сошлись на линии горизонта, размахивая хвостами и явно выражая свое расположение. Затем энергичные действия прекратились и пять морд поднялись к небу. Их вой мягко растекался по тундре. Группа распалась резко - мать вернулась к норе, а четыре волка углубились в сумерки, сгустившиеся на востоке».
«Некоторые волки любят попеть больше других и прибегают на «спевку» из какой угодно дали, и надо видеть, как часто дышат они при этом, как горят их глаза и как страстно, по мере приближения, они начинают подвывать, широко раскрыв пасти, не в силах сдержать себя». Как отмечали супруги Крайслер, вой волков не «шумный базар», а приятное общественное событие.
Консолидирующий вой находится под контролем самки, что, естественно, вытекает из специфики социальной организации волчьей стаи. Около нее держатся подросшие щенки, всегда принимающие участие в групповом вое, к этой же группе в период повышения стайности тяготеют и переярки. Кроме того, все члены стаи в течение всего года привязаны к участку территории, на котором размещается логово и, следовательно, постоянно поддерживают связь с самкой. В естественных условиях волки обычно воют в вечерние часы, реже ночью и рано утром. А вот частый вой, особенно повторяющийся днем, может свидетельствовать об осложнении в жизни семьи или особи. Опытные охотники говорят, что августовский ночной вой служит признаком того, что здесь будет логово в следующем году.
В течение года волки наиболее часто воют зимой, когда стайность достигает максимума. Повышается активность воя также в конце лета, начале осени, когда стая начинает особенно широко перемещаться в пределах семейного участка. В это время для волков более характерен одиночный и вызванный групповой вой. Осенью, широко перемещаясь по участку, волки обычно собираются вместе для дневного отдыха. Одиночные звери, возвращаясь после длительного отсутствия на дневку, при приближении к ней обычно воют. С дневки, расположенной за сотни метров от воющего животного, ему отвечают все, кто на ней находится. Заразительность воя в этот период особенно высока, и этим пользуются охотники, разыскивая стаю. Даже не слишком умелая имитация воя вызывает ответный вой стаи, находящейся на дневке.
Обычно человек слышит вой за полтора-два километра. По вою можно различить пол и возраст зверя. Матерый воет басисто и длинно. Его однократный вой длится 20-25 секунд. При имитации воя матерого человек испытывает затруднение из-за недостатка выдыхаемого воздуха, матерая воет выше и короче, ее вой более сложен и заунывен, иногда создается впечатление, что воют два волка. Голоса переярков отличаются однотонностью и звучностью. Нередко они воют тенором, иногда заканчивают вой поскуливанием и лаем.
Волк хорошо отличает вой своих собратьев от магнитофонной записи, какой бы точной она ни была. Он даже скорее ответит на не очень точное подражание его голосу человеком, чем на настоящий вой, записанный на пленку.
Вой, чередующийся с лаем, могут издавать как взрослые самки, так и самцы, потревоженные человеком около логова, дневки и добычи. Звук этот редко удается услышать человеку. Вой, чередующийся с лаем, очень демонстративный и порой длится десятки минут.
Звуками для общения волки пользуются как на близком, так и дальнем расстоянии. На близком расстоянии, когда животные видят друг друга, антагонистическое поведение волков сопровождается рычанием, лаем и визгом. Оно более свойственно взрослым животным и характерно для близких контактов между ними, когда нарушается индивидуальная дистанция и возрастает вероятность конфликта. Более высокоранговые животные чаще обращаются с рычанием и лаем к подчиненным животным или занимающим в стае низкий ранг. Самки рычат и лают реже самцов. В брачный период рычание и в меньшей степени лай направлены на поддержание индивидуальной дистанции между партнерами. Рычание обычно предотвращает прямые столкновения между самцами, а в некоторых случаях оно влечет за собой подчинение партнера. Доминирующее животное всем своим видом выражает намерение прекратить активность оппонента. Низкоранговые животные выражают подчинение визгом, который блокирует агрессивные намерения партнера. Доминирующий волк никогда не визжит, и чем ближе ранги между партнерами, тем реже удается услышать их визг.
Рычание и глухой лай с одной стороны и визг с другой являются антиподами, хотя все три звука выражают отрицательное отношение к партнеру. Однако если рычанием или глухим лаем волки демонстрируют равенство между партнерами, то визг означает подчинение одного другому. Он также означает согласие прервать предшествующую визгу активность.
Волки, особенно самцы, также лают, охраняя большие порции мяса или когда к ним приближается другой самец. Часто лай останавливает приближение зверя. В аналогичных ситуациях волки и рычат. Однако лай сопровождается выпадами в сторону противника, а рычание нет. Из чего следует, что рычание представляет собой более мягкую угрозу, чем лай.
Волчицы, воспитывающие молодых, в момент беспокойства за них подают сигналы подзыва волчат, а также сигналы, предупреждающие о близости человека. Это серия коротких, мягких звуков, напоминающих фырканье, следующих с интервалом около секунды. Услышав фырканье, волчата разбегаются и затаиваются. Особенно часто волки предупреждают щенков этими звуками около логова или вблизи семейной дневки. Причем волчицы реагируют не только на обнаружение человека, но и на его следы. Знакомя волчат со следами человека, волчица издает фыркающие звуки, устанавливая у молодых связь со следами человека как источника опасности.
Звуковые реакции волков на человека не ограничиваются фырканьем. В литературе описывается звонкий лай, очень похожий на лай собаки. Существует предположение, что таким образом волчица запрещает волчатам выть.
Подобно собакам волки умеют и скулить. Этим звуком они выражают стремление установить контакт с партнером по группе, а при содержании в неволе и с человеком. В основе скуления лежит мотивация, прямо противоположная звукам антагонистического поведения. Во время скуления волки никогда не демонстрируют оскал. Все их движения в это время выражают дружелюбие и стремление установить контакт с партнером по группе. Однако такая демонстрация дружелюбия не всегда находит понимание. Нередко в ответ на приветственное скуление зверя встречает угрожающий оскал и рычание, особенно со стороны более высокоранговых животных.
Есть у волков и другие звуковые сигналы, например ворчливые разговоры. В одном из наблюдений за стаей диких волков описывается, как один из них, выступающий в роли загонщика при охоте на оленей, в течение пяти минут выражал ворчанием свое неудовольствие двум другим волкам после неудачной охоты.
Конечно, из всех звуковых сигналов, свойственных волкам, вой является самым выразительным, широко известным и одновременно самым загадочным. Жаль только, что все реже удается услышать его обыкновенному человеку в природных условиях.

ВНИМАНИЕ!

Использование материалов сайта на некоммерческих интернет-сайтах и сайтах общественных организаций разрешается только с указанием источника и установкой гиперссылки на сайт Национального Фонда Святого Трифона.
Размещение всех материалов Фонда в СМИ и с коммерческими целями осуществляется на договорной основе.