Илия II, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич). Патриарх Илия II: «В жизни все главное


HTML-код для вставки на сайт или в блог:

– Ваше Высокопреосвященство, благословите. Благодарим вас, что вы согласились поговорить о таком удивительном человеке, как Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. Он очень многое сделал для Церкви и Грузии. Как вы думаете, как ему это удалось?

– Хочу поприветствовать читателей сайта Православие.Ru и поздравить с наступающим праздником Святого Рождества Христова и новолетия, всем пожелать Божьей милости, радости и крепкого здоровья.

Этот год является юбилейным для нашей Церкви и нашего Святейшего Патриарха-Католикоса всея Грузии Илии II, поскольку 25 декабря исполняется 35 лет со дня его интронизации, а 4 января 2013 года – 80 лет со дня его рождения. Годы своего служения Святейший назвал «солнечной ночью». Он говорит, что они были тяжелыми годами, годами испытаний, и если бы его не поддерживала милость Божия и любовь людей, ему было бы трудно все это преодолеть.

Мне посчастливилось некоторое время жить в Патриаршей резиденции в Тбилиси, где я мог воочию наблюдать, как живет Святейший. Каждое утро он начинал с молебна святому дня и каждый вечер молился за вечерним богослужением. После того, как в Патриархии был обустроен храм святого Илии Пророка, Святейший каждый день присутствовал на литургии, которую служили жившие там священники. Вспоминается его глубокий молитвенный настрой. Во время служб Патриарх всегда поминал большое число людей из своего помянника. Как бы поздно он не возвращался, каким бы уставшим он ни был (например, после возвращения из зарубежного путешествия), он всегда шёл в храм и совершал вечернее правило, всегда приносил благодарение Господу и лишь потом позволял себе отдыхать.

Этот молитвенный настрой чувствуется во всех словах и деяниях Патриарха, даже в самом здании Патриархии. Святейший не пропускал ни одной службы, в праздники и воскресные дни сам всегда служил литургию и призывал всех священнослужителей и монахов любить богослужение, совершать его со страхом Божиим, исправно и с глубоким благоговением.

В резиденции Патриарха всегда много народа, особенно в праздничные дни. Приемы идут с утра и до позднего вечера. Часто мы, молодые архиереи, чувствуем усталость к концу дня, в особенности, если в этот день много мероприятий, а Католикос-Патриарх, несмотря на годы, бодро стоит на ногах, встречает каждого пришедшего, всем улыбается и ни одним жестом не выдает усталости, озабоченности или обременения. Радость, находящаяся в нем, передаётся всем людям, которые к нему приходят. Это уникальное его свойство: рядом с ним становится мирно, спокойно и радостно. И это чувствуют все, не только мы, чада Церкви, но и люди, которые приходят к нему с разными официальными визитами: члены правительства, парламента, иностранные гости. Умиротворение, которое присутствует в Патриархе, разливается вокруг него, касается сердец всех находящихся рядом людей.

Святейший почти всю жизнь (если исключить годы обучения в школе) провел в лоне Святой Церкви. С раннего детства он посещал храм. Его родители были верующими людьми, они построили храм в честь святой Нины во Владикавказе. В 18 лет Ираклий, про – так звали Патриарха до пострига, – поступил в семинарию, а затем и в Академию в Сергиевом Посаде, учился в обители преподобного Сергия Радонежского. Церковь стала для него жизнью, и сам он всю свою жизнь посвятил служению Церкви.
Вместе со своей Церковью и своим народом он прошел все невзгоды коммунистического режима, все тяжести первых лет независимой Грузии, трудности 90-х годов, гражданской войны. Святейший Патриарх своим примером, своим словом, а самое главное, своей добротой и доброделанием поддерживал народ Грузии. Доброту Патриарха чувствовали на себе тысячи людей: он помогал семьям погибших во время событий в Цхинвали, в Абхазии, семьям погибших в гражданской войне, людям, которые остались без кормильцев – вдовам, сиротам, старикам, да и вообще всем людям, которые просто попали в беду, кто оказался в тюрьме. Его доброта и милость охватили всю Грузию.

Святейший Патриарх Илия является отцом грузинского народа, пользуется самым высоким авторитетом в нашей стране. Этот авторитет зиждется на вере в Бога и на добродетелях.

Святейший Патриарх всегда подчеркивал, что власть Церкви – власть небесная, а не земная, что Церковь добивается лишь того, чтобы люди увидели красоту Божию, почувствовали милость Творца к людям и возымели желание общаться с Богом. Вот к чему призвана Церковь. Ее главная задача состоит не в том, чтобы копить земные богатства и даже не в том, чтобы строить многочисленные храмы и монастыри, а в том, чтобы возрождать людские души. Патриарх всегда напоминает об этом молодым священнослужителям.

Авторитет Святейшего давно вышел за пределы нашей страны. Его уважают не только как церковного деятеля, который всегда призывает к миру, взаимоуважению и любви, но и как очень талантливого человека, иконописца и композитора. Он написал множество церковных и симфонических произведений – прекрасных образцов классического музыкального искусства. Его свойство творить, творить красивое и ценное, проявляется во всем. Все вокруг него окутано красотой, любовью и возрождением людских душ.

Оценка трудов Святейшего впереди. А мы просто счастливы, что живем в одно время с этим великим человеком, трудимся вместе с ним в деле воссоздания Грузинской Церкви и грузинского государства. Мы благодарны Патриарху за то, что он дал нам эту возможность, поскольку все нынешние члены Священного Синода Грузинской Православной Церкви лично рукоположены Патриархом Илией II.

– Есть поговорка: «Человек становится великим тогда, когда у него есть великий учитель». Вы очень близко общаетесь с Патриархом и наверняка знаете, кого он считает своими учителями и духовными наставниками.

– Святейший много рассказывает о тех людях, с кем имел духовное общение, вспоминает своих учителей по семинарии и академии – ректоров и педагогов. Часто вспоминает об архимандрите Шио (Дзидзава) из Теклатского монастыря и Святейших Патриархах – грузинских Каллистрате и Ефреме и московском Алексии I, о , об архимандрите Серафиме (Романцеве), который служил в Сухуми, о схиархимандрите Виталии и других священнослужителях. Среди них были и его прямые наставники, и те, чей пример назидал. Святейший рассказывает нам о том, как они жили, как служили, что говорили. Все эти люди имели глубокое влияние на его духовное становление, и он вбирал в себя их добродетели: их мудрость, терпение, молитвенность, милосердие, манеру общения с людьми. Сейчас он все это щедро передает нам.

– Были ли у вас какие-нибудь интересные истории, связанные с Патриархом Илией II?

– Многое было. Я расскажу только один случай.

Однажды меня, тогда ещё простого монаха, послали в Патриархию по делам. Это было в те годы, когда Патриархия обустраивалась. Привезли кипарисы, те самые, что сейчас растут во дворе. Тогда их нужно было посадить. Я шёл по двору, а в голове роились дурные мысли. И вдруг ко мне подошел послушник и сказал: «Святейший говорит: “Там монах ходит по двору, у него в голове дурные мысли, позовите его, пусть он вам поможет посадить кипарисы”…».

– Значит, он прочитал ваши мысли?

– Я не знаю, как это произошло, но я очень хорошо это помню.


– А можете ли вы вспомнить какую-то литургию, которую вы служили со Святейшим?

– В акафисте «Слава Богу за всё», написанном митрополитом Трифоном, есть слова: благодарю Тебя, Господи, за благодатные ощущения и удивительную легкость, которую мы ощущаем во время богослужения, это и есть прикосновение Твоей благодати к нашим душам. И это благодать чувствуется, когда литургию служит Святейший Патриарх Илия II.

– Всем грузинам известна написанная Патриархом Илией песня: «Я устал, я устал. Приди ко мне, Господь!» Вы не знаете, когда и в связи с чем он ее написал?

– Это песнопение было написано во время его служения в Батуми.

– Ваше Высокопреосвященство, владыка Андрей, мы благодарим вас за беседу. Что лично вы бы могли пожелать Святейшему Патриарху Илии в его юбилей?

– Я бы пожелал в первую очередь здоровья и многих лет жизни нашему Католикосу-Патриарху. Он нужен всем нам: и Церкви, и народу. Если кто-то не понимает того значения, которое Святейший имеет в современной истории Грузии, то я скажу вам, что Патриарх Илия – это тот человек, кто объединяет вокруг себя всех людей Грузии, несмотря на их вероисповедание и национальность. А ещё я пожелал бы всем нам, чтобы патриаршее слово было всеми нами услышано, понято и исполнено.

(Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич; род. 4.01. 1933, Орджоникидзе (до 1931 и с 1990 Владикавказ, в 1944-1953 Дзауджикау)), Католикос-Патриарх всей Грузии, архиеп. Мцхетский и Тбилисский (с 23 дек. 1977). История рода Гудушаури насчитывает 15 веков. По преданию, царь Грузии св. Вахтанг Горгасали (V в.) стал восприемником основателя рода И.- Гудуши, сына Сно, соратника царя. Шиолашвили - одна из ветвей рода Гудушаури, потомки Шиолы Гудушаури (XVII в.), известного своим мужеством. Именем Шиолы названа Шиолская крепость в Казбегском р-не. Родители И. принадлежали к крестьянскому сословию и жили в Пшаво-Хевсурской вол. Тионетского у. Тифлисской губ. (ныне Казбегский р-н Грузии): отец, Георгий Семенович (1883-1967),- в с. Сно, мать, Наталия Иосифовна Кобаидзе (1895-1962),- в с. Сиони. В 1927 г. они купили дом во Владикавказе и зимы проводили там.

И., 4-й ребенок в семье, был крещен в день Рождества Христова архим. Тарасием (Канделаки; впосл. епископ Цилканский, секретарь Католикоса-Патриарха сщмч. Кириона III (Садзаглишвили)) во владикавк. ц. св. равноап. Нины, в то время находившейся в юрисдикции Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Восприемницей стала мон. Зоила (Двалишвили; позже настоятельница жен. мон-ря Бедиа в Абхазии, в 50-70-х гг. настоятельница жен. мон-ря Самтавро в Мцхете). Младенца нарекли в честь мч. Ираклия Севастийского и царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798), при котором 24 июля 1783 г. был подписан Георгиевский трактат с Россией. Семья Георгия и Наталии вела христианский образ жизни. В доме находили убежище гонимые советской властью духовные лица, оказавшие значительное влияние на формирование мировоззрения будущего Католикоса-Патриарха. Семью хорошо знал Католикос-Патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе ; 1932-1952), связывавшийся через Георгия с владикавк. православными грузинами.

И. вспоминает, что с его родителями дружили и горцы-мусульмане, которые часто гостили в их доме. В 1947 г. супруги вместе со своими единомышленниками воздвигли в Дзауджикау правосл. храм в честь Покрова Пресв. Богородицы (ныне в Ставропольской и Владикавказской епархии РПЦ). В 1997 г., во время празднования 50-летия основания церкви, здесь по приглашению служил И. Среди наиболее почитаемых святынь церкви - Моздокский список Иверской иконы Божией Матери , память о грузинах - основателях храма.

В 1952 г. Ираклий окончил рус. среднюю школу № 22 в Дзауджикау и поступил в МДС, затем продолжил обучение в МДА (1956-1960). Уже на 1-м курсе ДС он был награжден за лучшее курсовое сочинение. На 2-м курсе МДА он решил принять постриг. Получив благословение ректора МДА проф. прот. Константина Ружицкого и Патриарха Московского и всея Руси Алексия I , он уехал в Тбилиси за благословением Католикоса-Патриарха Грузии Мелхиседека III (Пхаладзе) . Католикос-Патриарх, убедившись в твердом решении семинариста, благословил старца еп. Степанаванского Зиновия (Мажугу) постричь его.

Постриг был совершен 16 апр. 1957 г. в тбилисском храме во имя св. блгв. кн. Александра Невского, настоятелем которого был еп. Зиновий. Новопостриженный был наречен в честь прор. Илии. В Великий четверг, 18 апр., в патриаршем кафедральном соборе Тбилисский Сиони Католикос-Патриарх Мелхиседек III рукоположил его во диакона. 10 мая 1959 г. Патриарх Московский Алексий I в ц. во имя прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры рукоположил И. во иерея и наградил его золотым крестом.

В 1960 г. И. защитил в МДА соч. «История Иверского монастыря на Афоне» и был удостоен степени кандидата богословия. Выпускнику была предоставлена возможность продолжить научную деятельность в академии, однако И., связывавший свое будущее со служением в ГПЦ, поехал в Тбилиси к Католикосу-Патриарху Ефрему II (Сидамонидзе) , который посоветовал поступить так, «как подсказывает сердце».

И. вернулся в Грузию и был назначен клириком кафедрального собора во имя свт. Николая в Батуми, в дек. 1960 г. стал настоятелем храма (до 1967). 19 дек. того же года был возведен в сан игумена, 16 сент. 1961 г.- в сан архимандрита. И. считает Аджарию местом, где он «впервые осознал значение слова «паства»». Часть населения Аджарии исповедовала ислам, деятельность молодого пастыря способствовала укреплению Православия в регионе и росту числа православных.

Архиерейское служение

25 авг. 1963 г. Католикос-Патриарх Ефрем II в сослужении митр. Урбнисского Давида (Девдариани; впосл. Католикос-Патриарх Давид V (VI)), митр. Кутаисско-Гаенатского Наума (Шавианидзе), еп. Сухумско-Абхазского Леонида (Жвания) и еп. Степанаванского Зиновия (Мажуги) хиротонисал И. во епископа Шемокмедского и назначил своим викарием, а 17 мая 1969 г. возвел его в сан митрополита. Осенью 1964 г., невзирая на сопротивление со стороны властей, Католикос-Патриарх Ефрем II и И. добились открытия в древнегруз. столице Мцхете единственного в то время в Грузии духовного учебного заведения - Пастырских богословских курсов им. еп. Гавриила (Кикодзе), к-рые возглавил И. В 1965 г. курсы были реорганизованы в Мцхетскую ДС, И. оставался ректором ДС до 26 мая 1972 г.

1 сент. 1967 г. И. был переведен в Сухумско-Абхазскую епархию . В знак уважения к прихожанам, представителям различных наций, И. во время богослужения совершал возгласы на груз., церковнослав., абх. и греч. языках.

С 1964 по 1977 г. И. возглавлял ОВЦС ГПЦ. И. уделял особое внимание вопросу признания в православном мире восстановленной в 1917 г. автокефалии ГПЦ. Несмотря на то что в 1943 г. автокефалию признала РПЦ, остальные Поместные Церкви по-прежнему рассматривали ГПЦ на правах автономной. В 1964 г. И. принял участие в 3-м Всеправославном совещании на о-ве Родос (1-15 нояб.), где, приведя доказательства в пользу исторической обоснованности автокефалии ГПЦ, поставил перед К-польским Патриархатом вопрос о признании этого факта на международном уровне и об определении места в диптихе, соответствующего положению Церкви. Не достигнув взаимопонимания с участниками совещания, И. в знак протеста оставил заседание.

И. высоко ценил роль подвизавшихся на Афоне груз. монахов в развитии национального самосознания и культуры, поэтому 1-я его печатная публикация (1966) была посвящена одному из наиболее значимых святых ГПЦ - подвижнику и переводчику на груз. язык Свящ. Писания и святоотеческой лит-ры прп. Георгию Мтацминдели (Афонскому).

Особое внимание архиерей уделял также работе по защите прав человека. Личность И., его вера, преданность Церкви, богословское образование и широкий кругозор вызывали всеобщее уважение и на родине, и за рубежом. 28 июня - 4 июля 1970 г. в Женеве на заседании комиссии «Церковь и общество» Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), членом которого ГПЦ стала в 1967 г., И. призвал участников конференции осудить неприемлемые для человечества биологические эксперименты и с осторожностью отнестись к технологическим успехам, ибо «нецелевое использование научно-технического прогресса принесет большой вред».

И. принимал участие во мн. международных форумах в Чехословакии, США и Греции, в заседаниях Богословской комиссии при Христианской мирной конференции (ХМК) в Амстердаме (1974) и в Бухаресте (1975). В 1976 г. находился с официальным визитом в Индии, встречался с Президентом страны Фахруддином Али Ахмедом и премьер-министром Индирой Ганди, а также принял участие в заседании Богословской комиссии ХМК в Бангалоре, где были затронуты вопросы прав личности. В 1977 г. И. в составе делегации ГПЦ участвовал в работе Всемирной конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (Москва).

7 апр. 1972 г. преставился Католикос-Патриарх Ефрем II. По единодушному мнению груз. паствы и клира, Патриарший престол должен был занять И. Однако его кандидатуру отклонил председатель Совета по делам религий при Совете министров СССР В. А. Куроедов , сославшись на срыв совещания на о-ве Родос в 1964 г. 1 июня 1972 г. на XI Соборе ГПЦ Католикосом-Патриархом был избран Давид V (VI) (Девдариани).

В 1972 г. И. был награжден правом ношения 2-й панагии, в 1975 г.-бриллиантового креста на скуфье.

9 нояб. 1977 г., после кончины Католикоса-Патриарха Давида V(VI), решением большинства голосов собравшегося в тот же день Свящ. Синода ГПЦ Местоблюстителем Патриаршего престола был избран И. 23 дек. в Тбилисском Сиони состоялся XII Поместный Собор ГПЦ, Главой Церкви стал Сухумско-Абхазский митр. Илия. 25 дек. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели состоялась интронизация, на к-рой присутствовали архиереи ГПЦ, делегации РПЦ во главе с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и Армянской Церкви во главе с Католикосом Вазгеном I . По свидетельству современников, «наплыва такого количества людей не было во Мцхете после 12(25) марта 1917 года - дня восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви».

Торжественно прозвучали слова И., обращенные к собравшимся: «Я осознаю ту тяжелейшую и в то же время почетную обязанность, которую возложил на меня Господь под сводами этого святого храма... Преклоняю главу пред Грузинской Церковью и ее паствой - грузинским народом, которому должен служить с благоговением всеми силами и разумом своим, с той верой, защищая и сохраняя которую наш малочисленный народ пролил столько крови».

Патриаршее служение

На момент интронизации И. высшее священноначалие ГПЦ было представлено 7 архиереями; действовали 15 епархий (в т. ч. 5 вдовствующих), 34 церкви (были зарегистрированы) и 4 мон-ря (не имели регистрации). Из-за давления советской идеологической пропаганды паствы почти не было, отсутствовала богослужебная и духовная лит-ра. Уже в следующем, 1978 г. И. хиротонисал 4 новых епископов; были проведены торжества, посвященные 1500-летию создания 1-го груз. агиографического произведения - Мученичества св. Шушаник; Грузию посетили церковные делегации из США, К-поля, Антиохии, с Афона. По состоянию на янв. 1979 г. в Грузии действовали уже 46 зарегистрированных церквей, священно- и церковнослужителей насчитывалось до 80 чел.

Уделяя особое внимание просвещению паствы, И. определил, что каждый вечер вторника в Тбилисском Сиони будет читаться 3 проповеди, одну из к-рых всегда произносил он сам. 8 февр. 1978 г. на заседании Свящ. Синода ГПЦ было принято решение о создании Издательского отдела Патриархии и выпуске официального периодического печатного органа ГПЦ. 23 марта 1978 г. на заседании Совета по делам религий было разрешено издание церковного календаря в 2 видах: стенного листового и складывающегося карманного общим тиражом 5 тыс. экз. С 1979 г. тиражом 1 тыс. экз. стал выходить ж. «Джвари Вазиса» (Крест виноградной лозы).

При Тбилисском Сиони была открыта воскресная школа, при к-рой на добровольных началах проводились занятия в группах по обучению церковному чтению, клиросному пению, рукоделию. Представители молодежи, несмотря на давление со стороны властей, грозивших исключением из ун-та и увольнением с работы, бесплатно исполняли послушания чтецов, иподиаконов, преподавателей,переписчиков, уборщиков и др. Популярность И. среди верующих и уважение к нему привлекали даже членов семейств высокопоставленных груз. партийных работников, к-рые стали тайно посещать Сиони. Значительно возросла численность верующих и в др. церквах: напр., в сухумский кафедральный собор на Пасху 1978 г. (29 апр.) пришли 5 тыс. чел., в то время как в предыдущие годы на службе было не более 1,5 тыс. верующих.

Светские власти не оставили без внимания происходившие в ГПЦ изменения: в отчете уполномоченного Совета по делам религий по Грузинской ССР Т. Онопришвили за 1979 г. выражена крайняя обеспокоенность активными действиями Первоиерарха, укреплявшего епископат ГПЦ и привлекавшего к священнослужению новые кадры. В документе особо отмечалось, что в отчетном году был впервые укомплектован 1-й курс Мцхетской ДС (16 очников и 7 заочников), на 2-м обучались 8, на 3-м - 5 студентов; ГПЦ направила семинаристов на обучение в МДС и МДА, в Ленинградскую ДС, на богословский фак-т Афинского ун-та. И. настоятельно рекомендовали снизить число проводимых им богослужений и произносимых проповедей; Онопришвили был освобожден от занимаемой должности по причине «неудовлетворительной работы».

В течение 2 лет Патриаршества И. были рукоположены 34 священнослужителя, несмотря на то что выбор духовного поприща в то время считался унизительным. И. продолжал ходатайствовать о регистрации фактически действовавших церквей и мон-рей и об открытии храмов, здания к-рых были заняты советской инфраструктурой. В 1980 г. он направил в Совет по делам религий ходатайство об открытии наиболее значительных для ГПЦ духовных центров: тбилисских церквей свт. Николая, вмч. Георгия, Джварисмама, Болниси, Метехи , Анчисхати , монастыря Лурджи и др., кафоликонов мон-рей Кватахеви , Шемокмеди , Шиомгвиме , Зарзма , Сапара , Гелати, Икалто , Мартвили , Давидгареджийского, храмов Ананури , Цаиши , Греми , Эртацминда, Самтависи , Кинцвиси , Цроми , Баракони, Болнисского Сиона , Атени Сиони, в Зугдиди и др. В Грузии действовали 5 монастырей (не все были зарегистрированы Отделом по делам религий): Бетаниа (мужской), Самтавро, Ольгинский , Джикети, Теклати (женские). И. писал Председателю Правительства Грузинской ССР: «Непонятно, почему не было принято во внимание то, что монастырь Шиомгвиме является действующим, у которого есть настоятель, и там не прекращалось богослужение? Ставится вопрос, причем в грузинском монастыре орган? Рассмотрим положение и других церквей: в Метехском храме, где погребена св. вмц. Шушаник (V в.),- молодежный театр, проводятся спектакли с танцами; в великолепном Пицундском храме, где была кафедра Католикоса-Патриарха в Западной Грузии, находится орган и проводятся концерты, церковь свт. Николая в Тбилиси превращена также в концертный зал, в Анчисхатской Патриаршей церкви - мастерская, в церкви Богородицы в Надзаладеви - баня, в Цхнетской церкви - пекарня. В городах и районах Грузии множество церквей и монастырей превращены в склады, в места общественных развлечений и отдыха».

Уполномоченный Совета по делам религий Г. Майсурадзе в отчете от 9 нояб. 1987 г. вновь указывал, что ГПЦ особое влияние оказывает на молодежь, чему причиной «приход молодого, энергичного, более образованного, умного и гибкого Ильи II». Майсурадзе также отмечал, что, несмотря на ограниченные возможности ГПЦ издавать церковную лит-ру, «эта ситуация используется рационально... основным ориентирующим средством для верующих является настольный календарь в объеме 25-27 печатных листов». Вскоре стал выходить «Богословский сборник». С 1990 г. издается церковная газ. «Мадли» (Благодать), с 1999 г.- газ. «Сапатриаркос Уцкебани» (Ведомости Патриархии). Под эгидой Издательского отдела Грузинской Патриархии стали выходить научные труды и учебники, богословская лит-ра, издаются оригинальные памятники древнегруз. церковной лит-ры и переводные произведения.

В 1985 г. И. добился разрешения Совета по делам религий на издание Библии в переводе на совр. груз. язык. Библия была издана в 1989 г., 26-30 июня в Тбилиси прошел научный симпозиум, посвященный проблемам перевода Библии, в котором участвовали представители Болгарской, Польской, Финляндской, Элладской Поместных Церквей, ученые из ин-тов перевода Библии (Швеция, Великобритания) и Библейских об-в (Франция, Греция, ФРГ, США).

Изменение политического курса СССР в 1988 г. сказалось и на положении ГПЦ. За этот год были открыты 45 церквей. На территории Азербайджанской ССР в юрисдикции ГПЦ в церкви в г. Кахи служили 2 священника и псаломщик, на территории Армянской ССР были восстановлены 2 церкви, где служили 2 священника. В том же году открылась Тбилисская Духовная Академия , в этом поддержку И. оказал уполномоченный по делам религий А. Циклаури. Мцхетская ДС была перенесена в Тбилиси и находилась в одном здании с ДА. В речи на торжественной церемонии открытия академии 1 окт. И. отметил, что «в академии не только будут воспитываться образованные духовные лица, но это учебное заведение должно превратиться в центр научных исследований, с которым будут связаны как духовные лица, так и ученые, мы будем сотрудничать с другими высшими учебными заведениями, а также с православными христианскими учебными центрами».

В 1994 г. при Тбилисской ДА начал функционировать Богословский ин-т. Обучение в ин-те проводится на 3 фак-тах: психологии и религиеведения, искусствоведения и педагогики, иконописи и реставрации. 25 мая 1995 г. в Кутаиси возобновила работу Гелатская академия, основанная св. царем Давидом IV Строителем при мон-ре Гелати и широко известная еще в средневековье. Членами новой академии стали видные груз. ученые. Духовные учебные заведения открылись в Кутаиси, Ахалцихе, Батуми (ДС); в Поти, Кварели, Кобулети, Гори, Зугдиди, Цхалтубо (духовные гимназии). В 2007-2008 гг. при Грузинской Патриархии начали работу курсы сестер милосердия, высшее муз. уч-ще для регентов церковных хоров, колледж экологии и озеленения, курсы пчеловодства, школы иконописи, перегородчатой эмали, резьбы по камню и дереву, рукоделия. В 2008 г. при Грузинской Патриархии был основан светский Грузинский ун-т им. св. ап. Андрея Первозванного.

С 1999 г. радиостанция Патриархии Грузии «Иверия» ведет передачи на все крупные города страны, к-рые также транслируются по спутнику и Интернету. В 2007 г. Патриархия приступила к вещанию на собственном телеканале «Иверия» (с 2009 «Эртсуловнеба» (Единодушие)).

По инициативе И. в годы его предстоятельства были канонизированы мн. святые, прославившиеся как в древности, так и в XIX-XX вв., среди них - прав. Илия Чавчавадзе (канонизирован 20 июля 1987); Католикос-Патриарх Грузии сщмч. Амвросий (Хелая) , сщмч. Назарий (Лежава) и пострадавшие с ним, святители Гавриил (Кикодзе) и Александр (Окропиридзе) , сщмч. Григорий (Перадзе) , прп. Алексий (Шушания), сщмч. Феодор Квелтели (18-19 сент. 1995); родители св. равноап. Нины преподобные Завулон и Сосанна (23 дек. 1996); мч. Цотне Дадиани (26 окт. 1999); сщмч. Кирион III (Садзаглишвили), свт. Зосим Кумурдойский , сщмч. Феодор Ачарели , прп. Иларион Грузин (Канчавели), Кларджетские преподобные отцы и жены , праведные Тбели Абусердидзе и Евфимий Такаишвили (18 окт. 2002); Лазские мученики, исп. Евфимий (Кереселидзе) , Бетанийские преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе) (18 авг. 2003); свт. Георгий Чкондидели , митрополиты священномученики Досифей (Церетели) и Евфимий (Шервашидзе) , сщмч. Димитрий Кипиани , царь Имерети св. Соломон II (27 июня 2005); царь мч. Вахтанг III (23 дек. 2005) и др.

В 1979 и 1995 гг. в патриаршем соборе Светицховели И. совершил чин освящения св. мира. Стали традиционными крестные ходы по местам, где осуществляли миссию просветители Грузии - св. ап. Андрей Первозванный (от Аджарии до Мцхеты) и св. равноап. Нина (от оз. Паравани до Мцхеты).

14 окт. 2002 г. в Светицховели Президент Грузии Э. Шеварднадзе и И. подписали конкордат - Конституционное соглашение ГПЦ с гос-вом, 2-й по значению после Конституции Грузии закон страны, регулирующий отношения Церкви и гос-ва (подробнее см. в ст. Грузия).

Весьма значительным событием, происшедшим за период патриаршего служения И., стало приуроченное к 2000-летию Рождества Христова возведение в Тбилиси на народные пожертвования и средства меценатов нового патриаршего кафедрального собора - лавры Самеба (Св. Троицы; 1995-2004). Этот наиболее крупный собор в Грузии и один из самых больших в православном мире (77×65 кв. м, высота 68 м) имеет 11 престолов.

На торжественной литургии после освящения собора (23 нояб. 2004) И. сослужили архиереи и клирики К-польской, Александрийской, Антиохийской, Русской, Сербской, Румынской, Кипрской, Элладской, Польской, Албанской Православных Церквей, а также Православной Церкви в Америке. И. назвал Самеба «автопортретом грузинского народа».

8 февр. 2005 г., в день почитания св. царя Давида IV Строителя, И. учредил Международный благотворительный фонд Католикоса-Патриарха Грузии «Возрождение и развитие духовности, культуры и науки». При нем в 2006 г. был основан Международный центр груз. церковной музыки и народной песни. Одним из основных направлений своей деятельности фонд Католикоса-Патриарха определил поддержку внедрения превентивных мер в борьбе против наркомании.

Особое внимание И. уделяет вопросам милосердия. Он издал указ, в к-ром призвал верующих посвящать каждую субботу ближнему: посещать больных, заключенных, обездоленных и по возможности словом или делом оказывать им помощь. В апр. 1990 г. И. направил письменное обращение Президенту СССР М. С. Горбачёву с призывом отменить смертную казнь и заменить ее иным наказанием, проявить милосердие к осознавшим свои ошибки, покаявшимся и готовым к исправлению. И. регулярно посещает места лишения свободы, встречается и беседует с заключенными. Почти во всех местах заключения в Грузии устроены молитвенные комнаты или уголки; по просьбе узников и с их помощью строятся храмы. Особый интерес к вере проявляют несовершеннолетние заключенные.

По настоянию И. в последнее время духовным лицам разрешено не только навещать заключенных, но и ходатайствовать об их помиловании, что дало возможность Католикосу-Патриарху и в целом ГПЦ предоставить свободу сотням заключенных; такие освобожденные ведут христ. образ жизни, регулярно причащаются и не замечены в совершении тяжких преступлений. По благословению И. в 2002 г. в Грузии был восстановлен институт полковых священников, что, по мнению Католикоса-Патриарха, «в значительной степени будет способствовать духовному возвышению военнослужащих».

И. проявляет особую опеку по отношению к лишенным родительской заботы детям и не имеющим пристанища пожилым людям. В 90-х гг. XX в. монахини искали на улицах детей, лишившихся родителей в годы гражданской войны в Грузии. Сироты находили приют в тбилисском Преображенском жен. монастыре. Позже был открыт детский дом ГПЦ при монастыре Дзегви . Церковь следит за судьбой сирот даже после их выпуска из детского дома. Патриаршие детские дома были открыты в Ахалкалаки, Батуми, Бедиани, Сачхере, Сурами. Также были основаны бесплатные столовые для всех нуждающихся, независимо от их национальности и вероисповедания. Под эгидой ГПЦ созданы объединения матерей, потерявших детей; члены таких семей духовно и материально поддерживают друг друга, что позволило многим из них выйти из кризиса и начать новую жизнь.

И. всегда находится в эпицентре всех происходящих в стране событий. 9 апр. 1989 г., во время массового митинга в Тбилиси на проспекте Руставели перед зданием Правительства Грузинской ССР (ныне парламента), где звучали призывы к выходу Грузии из состава СССР, И., обеспокоенный тем, что к проспекту стягивались советские военные части, в 3 ч. ночи вышел к митингующим и призвал народ к умиротворению, настаивая на том, чтобы демонстранты пошли вместе с ним молиться в находящуюся рядом ц. Квашвети. Однако большинство участников митинга не вняли его словам; в результате столкновения с военными частями погибли 19 чел. Личность И. и его участие в событиях сыграли значительную роль в преодолении грузинским народом боли трагедии 9 апр., объявленного в Грузии Днем скорби, и последующих дней.

В дек. 1991 - янв. 1992 г. в стране вспыхнула гражданская война. И. старался примирить враждующие стороны, дал согласие на проведение в Патриархии переговоров между ними. Встречи имели определенный результат, хотя избежать столкновения все же не удалось. Этот тяжелый для Грузии период этноконфликтов привел к разрушениям, жертвам и прекращению многолетних связей между грузинами и абхазами и грузинами и осетинами, а также к военным действиям между Грузией и Россией в авг. 2008 г.

Однако, несмотря на это, ГПЦ и РПЦ сохранили дружественные отношения, т. о. показав мировой общественности, что именно Православие является той основой, на которой возможно будущее мирное сосуществование 2 соседних суверенных гос-в. При содействии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и председателя ОВЦС РПЦ митр. Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева; ныне Патриарх Московский и всея Руси) И. смог вывезти тела погибших из зоны конфликта (Цхинвальский р-н), дав возможность родным похоронить их по правосл. обычаю. И. активно участвовал в ведении переговоров и процедуре освобождения военнопленных.

Особое внимание И. уделяет вопросу исправления демографической ситуации в Грузии. Католикос-Патриарх обратился к жителям Грузии с новой инициативой: «В случае желания родителей крестным отцом каждого третьего ребенка любой семьи, независимо от их этнической принадлежности, станет лично Католикос-Патриарх». Первое такое крещение прошло 19 янв. 2008 г. в Самеба. На данный момент состоялось 8 крещений (последнее - 28 сент. 2009). И. имеет уже 3,7 тыс. крестников. Увеличение числа регистрируемых браков и рождаемости в Грузии, которое наблюдается за последние 2 года, специалисты квалифицируют как демографический бум, основным фактором которого они называют именно инициативу И.

По состоянию на кон. 2009 г. усилиями И. состав высшего клира ГПЦ увеличился до 39 архиереев; в юрисдикцию Церкви входит столько же епархий. Пять из учрежденных при И. епархий восстановлены на исторических территориях Грузии (Лазети, Тао-Кларджети, Эрети, Ташири), принадлежащих ныне Армении, Азербайджану и Турции: это Ахалцихско-Тао-Кларджетская, Батумо-Лазская, Дманисско-Агарак-Таширская, Дедоплисцкаройско-Некресская и Эретская епархии. 17 окт. 2002 г. для приходов Зап. Европы была учреждена Западноевропейская епархия . В предстоятельство И. были открыты свыше 1,5 тыс. церквей и 170 мон-рей, где служат 3,2 тыс. духовных лиц.

Внешнеполитическая деятельность

И.в первые годы Патриаршествабыла прежде всего направлена на решение вопроса о признании автокефалии ГПЦ К-польским Патриархатом и др. Поместными Православными Церквами. 4 марта 1990 г., в день празднования Торжества Православия, К-польский Патриарх Димитрий I (Пападопулос) передал И. грамоту, удостоверяющую «издревле существующее независимое управление Грузинской Церкви и исторический и традиционно подтвержденный древними грамотами Патриарший титул грузинского Первоиерарха... как архиепископа Мцхетского и Тбилисского, Католикоса-Патриарха всей Грузии». Было определено место ГПЦ в диптихе: 11-е после Болгарской Православной Церкви (БПЦ); в диптихе РПЦ и большинства др. Поместных Православных Церквей - 6-е после РПЦ.

Большое внимание И. уделяет восстановлению отношений с зарубежными мон-рями, в свое время принадлежавшими ГПЦ, в особенности с Иверским мон-рем (Ивироном) на Афоне и с Крестовым мон-рем в Иерусалиме.

Католикос-Патриарх всегда проявляет заботу по отношению к грузинам, проживающим за рубежом; всячески старается укрепить в них национальные чувства и поддержать стремление возвратиться на родину, чему также способствуют груз. священники, служащие в груз. общинах за рубежом.

И. с самого начала своего патриаршего служения установил теплые взаимоотношения с правосл. Церквами и их Предстоятелями и главами других конфессий; Предстоятели Церквей обменялись визитами. Углублению отношений способствовало и избрание И. на пост президента ВСЦ (1978-1983). И. принимает участие в различных международных конференциях и неизменно как на внутрицерковной, так и на внешнеполитической арене отстаивает миротворческую позицию.

Будучи Местоблюстителем Патриаршего престола, он принимал участие в состоявшейся 14 дек. 1977 г. в Троице-Сергиевой лавре встрече Глав и представителей Церквей и религ. объединений СССР, во время к-рой выразил протест против производства нейтронного оружия и его размещения на территории стран Зап. Европы. В 1978 г. выступил против массовых гонений и убийств армян в Бейруте (Ливан). В 1983 г. на заседании ВСЦ в Женеве И. и председатель ОВЦС РПЦ митр. Кирилл призывали вывести советские войска из Афганистана, что было примером большой гражданской смелости. В 1990 г. были завершены начатые по благословению И. работы по установлению места захоронения пленных немцев в Тбилиси. 29 апр. 1991 г. И. направил Президенту Турции Т. Озала письмо, в к-ром осудил факт допроса К-польского Патриарха Димитрия I тур. властями.


Каталикос-Патриарх всей Грузии Илия II у гроба Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Храм Христа Спасителя. Москва. Фотография. 9 дек. 2008 г.

29 мая 2001 г. на встрече в Тегеране с руководителем Организации по вопросам исламской культуры и связей Ирана аятоллой М. Али Ташкири И. отметил, что высоко оценивает инициативу диалога между цивилизациями, с к-рой выступил президент М. Хатами. В частности, И. указал на то, что хотя «бытие Православной Церкви далеко от международной политики, но созданная в мире ситуация естественно требует высказать и наше мнение в этом направлении... Религиозные лидеры тоже обязаны поддержать механизмы создания мировой безопасности, что заключается в следующих направлениях: 1. Активизация и расширение ООН новыми структурами, где право решающего голоса будут иметь все независимые государства, члены ООН; 2. Признание территориальной целостности и фиксированных границ, существующих на сегодняшний день; 3. Реальные действия для достижения мирного сосуществования между мировыми государствами; 4. Создание международных вооруженных сил для мировой безопасности».

Судьбе малочисленных наций посвящено выступление И. на Международном форуме «Глобализация и диалог между цивилизациями», прошедшем в 2002 г. в Тбилиси. Католикос-Патриарх отметил, что глобализация неизбежна и связана с научно-техническим прогрессом, что, однако, не должно приводить к поглощению крупными странами духовных и национальных ценностей малых стран в целях создания единой, но безликой культуры.

В февр. 2003 г. в Тбилиси было распространено заявление И., резко осудившего положение в Ираке. «Время холодного мира,- отметил он,- в ближайшем будущем может стать серьезной угрозой для тысяч и миллионов… людей». В 2007 г. И. подверг критике факт размещения в прессе нек-рых европ. гос-в карикатур на Мухаммада, осудив их как оскорбление религ. чувств верующих.

По инициативе И. в окт. 2007 г. в Тбилиси прошел Международный форум мира, в работе к-рого приняли участие ученые из Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, России, США, Чехии, представители Болгарии, Армении и Литвы. В рамках форума состоялся 3-й Международный симпозиум «Диалог цивилизаций - просвещение и воспитание как возможность сотрудничества сторон»; его организаторами стали Международный центр христ. исследований при Грузинской Патриархии и Гелатская АН. Были затронуты темы духовного просвещения, религ. этики, практической педагогики, просветительных технологий, интерференции культур, диалога цивилизаций.

7 июня 2008 г. в Баку Глава Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде и И., «намереваясь продолжить совместные труды ради созидания мира на Кавказе», подписали мирную декларацию. В документе отмечено, что Управление мусульман Кавказа и ГПЦ «обладают уникальным опытом межрелигиозного сотрудничества, который приносит добрые плоды и может служить поучительным примером... Стремление народов жить в добром соседстве, не отчуждая себя друг от друга, храня взаимопонимание и взаимоуважение,- это единственный путь, гарантирующий прочный и справедливый мир, освященный благословением Всевышнего».

В апр. 2007 г. И. был приглашен в Кувейт и Бахрейн, где он встретился с гос. и религ. деятелями ислам. стран. Это первый в новейшей истории прецедент, когда христ. религ. лидер с офиц. визитом посетил араб. страны.

В марте 2007 г. И. с офиц. визитом посетил Москву и Троице-Сергиеву лавру, принял участие в презентации XIII т. Православной энциклопедии, в состав к-рого вошла серия статей, посвященных Грузии и ГПЦ, сослужил Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II на литургии в храме Христа Спасителя. 24-27 дек. 2008 г. состоялся ответный визит в Грузию российской церковной и общественной делегации, приуроченный к 31-й годовщине интронизации И. Делегацию возглавили митр. Оренбургский и Бузулукский Валентин (Мищук)


Иверская икона Божией Матери. Иконописец Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II. XX в. (кафедральный собор Самеба в Тбилиси)

Проповеди и послания И. в 3 томах имеют большую популярность; эти издания стали для мн. верующих настольной книгой. В них с особой остротой поставлены вопросы, в ответах на которые, по мнению И., нуждается сегодня груз. народ,- независимость, свобода, воспитание мышления, экономическое развитие страны.

И. принадлежит неск. молитвословий, среди к-рых наиболее известны: Покаянная молитва, хвалебные песни Св. Троице, Пресв. Богородице, свт. Николаю, архиеп. Мирликийскому, и вмч. Георгию, молитва «За мир и благополучие Родины». Особое значение И. придает разработанному им для всей паствы ГПЦ суточному 7-кратному молитвенному правилу и часто отмечает, что это самое важное, что он совершил. Молитвы правила читаются по часам: в 6.00 (начальные молитвы, Пс 22, «Спаси, Господи, люди Твоя»), в 9.00 («Отче наш», Пс 50, «Богородице Дево»), в 12.00 («Отче наш», Пс 90, «Милосердия двери»), в 15.00 («Отче наш», Пс 142, тропарь св. Нине), в 18.00 («Отче наш», Пс 69, тропарь вмч. Георгию), в 21.00 («Отче наш», Пс 127, тропарь свт. Николаю) и в 00.00 («Отче наш», Пс 133, молитва об усопших, «Се, Жених грядет в полунощи»).

В 2007 г. был записан диск «Слава в вышних Богу», куда вошли созданные И. муз. композиции церковных произведений: Трисвятое, «Ис полла эти, деспота», «Отче наш», ектения при рукоположении, «Милость мира», «Покаяния отверзи ми двери», «Свят Господь Бог наш», заупокойная ектения, «Прииди ко мне, Господи», исполняемый на акафисте гимн св. Нине «Радуйся, прекрасная» и песня на стихи груз. поэта Важа Пшавелы «Эрекле перед боем». Песнопения на музыку И. часто исполняются на церковных и народных праздниках.

В 2007 г. в Тбилиси был издан альбом с воспроизведением икон, написанных И.: «Троица», «С нами Бог», «Ветхий денми», «Грузия под покровом Всевышнего», Иверской и Влахернской икон Божией Матери, образов архангелов Михаила и Гавриила, прор. Давида, св. царей Соломона II и Вахтанга Горгасали, св. царицы Тамары и др. Иконы работы Католикоса-Патриарха можно увидеть в Самеба, в Тбилисском Сиони, в ц. Пресв. Богородицы в монастыре Манглиси , в кафедральном соборе св. царя Вахтанга Горгасали в Рустави, в Грузинской Патриархии. Его кисти принадлежит фреска с изображением св. царицы Тамары в ц. Пресв. Богородицы в Дидубе (Тбилиси); в соавторстве с ним разработана иконография Спасителя для росписи в куполе Самеба. Католикосу-Патриарху принадлежат также живописные и скульптурные портреты известных груз. мирян.

Награды и звания

И. является почетным членом МДА (с 1978); почетным доктором богословия Нью-Йоркской ДА (с 1991); действительным членом Международной академии информатизации при ООН и почетным членом Критской ДА (с 1997); почетным доктором богословия Свято-Тихоновской ДС Православной Церкви в Америке (с 1998); почетным доктором богословских наук Тбилисского государственного ун-та (с 2003); почетным членом АН Грузии (с 2005).

Имеет много церковных наград и светских знаков отличия, среди которых - ордена св. равноап. Нины и вмч. Георгия (ГПЦ) «за усердное служение Церкви Христовой» (1972 и 1977); орден св. Иоанна Рильского 1-й степени (БПЦ; 10 мая 1977); орден Дружбы народов «за большую патриотическую деятельность в защиту мира и в связи с 50-летием»; орден св. царя Давида IV Строителя (высшая гос. награда Грузии) «за восстановление независимости Грузинской Православной Церкви, за духовное и физическое спасение грузинского народа, за особый вклад в строительство государственности и борьбу за воссоединение страны» (1997); орден Славы (высшая гос. награда Азербайджана) «за развитие отношений между Грузией и Азербайджаном» (июнь 2005); Золотой орден хитона Господня (ГПЦ) «за неоценимые заслуги перед грузинским народом» (27 июня 2008); орден Культурного наследия (Международная федерация русскоязычных писателей стран СНГ) «за просветительскую и общественную деятельность, социальную ответственность и значительный личный вклад в дело сохранения и приумножения мирового культурного наследия» (июль 2008); орден св. кн. Ярослава Мудрого 3-й степени (Украина) «за многолетнее пастырское служение и милосердно-благотворительную деятельность, за выдающийся личный вклад в развитие грузино-украинских духовных связей» (17 окт. 2008) и мн. др.

Деятельности И. посвящены документальные фильмы «В гостях у Патриарха» (режиссер Г. Шалуташвили, 2007) и «Крест Патриарший» (режиссер Г. Торадзе, 2007), кн. «Патриарх» (2005), монографическое исследование С. Вардосанидзе «Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II» (2008) и кн.-альбом «Солнечная ночь» (2008). Следует отметить, что последнее название - это слова, принадлежащие И., которыми он характеризует период своего Патриаршества.

Арх.: Шиолашвили Ираклий Георгиевич, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II: Личное дело // ГАРФ. Ф. 6991 Р. Оп. 7. Д. 193.

Лит.: На интронизации нового Предстоятеля Церкви Грузии // ЖМП. 1978. № 4. С. 46-51; Никитин В. Из жизни Грузинской Православной Церкви // Там же. 1980. № 12. С. 63-64; Визит Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II // Там же. 1996. № 12. С. 29-34; Празднование 25-летия Первосвятительского служения Предстоятеля Грузинской Православной Церкви // Там же. 2003. № 1. С. 94-95; Дуларидзе Л. Четверть века патриаршего служения: 25 лет со дня интронизации Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II // Там же. С. 92-94; Шихашвили Г. Католикос-Патриарх Грузии Илия II об актуальных вопросах социально-экономического развития // Логос. Тбилиси, 2004. № 3. С. 82-84 (на груз. яз.); Патриарх / Ред.: М. Кацадзе, прот. Г. Звиададзе и др. Тбилиси, 2005 (на груз., англ. языках); [Илия II]: Сб., посвящ. Католикосу-Патриарху Илии II в связи с его 75-летием и 30-летием его интронизации / Груз. Нац. АН; ред.: Р. Метревели, Н. Гиошвили, М. Инасарадзе. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); Еркомаишвили А. Прекрасный музыкант // Там же. С. 31-33; Надирашвили Ш. Святейший и Блаженнейший Патриарх Илия - покровитель духовности грузинского народа // Там же. С. 79-83; С нами Бог: Альбом / Ред.: прот. Г. Звиададзе. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); Солнечная ночь: Жизнь и служение Католикоса-Патриарха Грузии Илии II / Ред.: М. Курдиани, Н. Чавчавадзе, Л. Тогонидзе и др. Тбилиси, 2008 (на груз., англ. языках); Вардосанидзе С. Католикос-Патриарх всей Грузии Святейший и Блаженнейший Илия II. Тбилиси, 2008 (на груз. яз.).

Католикос-патриарх всея Грузии Илия II сегодня прибудет в Москву, где 21 января ему будет вручена премия Международного общественного фонда единства православных народов.

25 декабря 2012 года исполнилось 35 лет Патриаршего служения Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. Те изменения, которые произошли за эти годы в Грузинской Церкви, поражают: народ обрел веру, храмы и монастыри восстановлены, возрождены церковные искусства. Но еще более изумляют всенародная любовь и уважение к Патриарху.

В буквальном смысле слова «отец» всех грузин, любящий и любимый ими. «Я не могу без вас, - как-то обратился он к своей пастве, - и вы не можете без меня». Эта фраза самым точным образом характеризует взаимоотношения народа и Патриарха в Грузии.

Патриарху Илии удается участвовать и в жизни общества, и в жизни каждого человека, будь-то высокопоставленный чиновник, академик или нищий, пришедший за подаянием. Обычно после одной встречи со Святейшим люди уходят преображенными. Почувствовав истину, они тянутся к источнику истины Христу. Патриарх говорит тихо, кротко, просто, но силу имеет каждое его слово.

При расставании у нас непроизвольно вырывается из самого сердца: «Ваше Святейшество! Мы с Вами были, словно в раю!» - «Приезжайте почаще, и вы часто будете в раю», - отвечает с улыбкой Святейший Патриарх.

От всей души мы желаем Патриарху Илии крепости душевных и телесных сил и щедрой помощи Божией в его Первосвятительском служении. А нашим читателям предлагаем интервью, записанное в августе 2012 года в Патриаршей резиденции в Тбилиси.

Ваше Святейшество! Позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы согласились принять нас сегодня и обратиться к русскому народу и к России, в которой Вас очень любят!

Я сердечно приветствую все народы Российской Федерации. И желаю, чтобы с ними всегда пребывали мир и благополучие. Я сердечно приветствую Вас и благодарен за то, что Вы прибыли к нам и потрудились.

Праздник святого Георгия

- Как Вы в атеистические годы избрали путь служения Церкви?

Я рос в православной, очень доброй семье. Мои родители старались всегда помогать другим. Моего отца звали Георгий. Праздник святого Георгия отмечается у нас в Грузии два раза в году. И вот когда он наступал, наш дом заполняли нищие. Вместе с ними мы садились за стол. Потом поприветствовать моего отца приезжали знатные лица нашего края.

У нас часто собиралось духовенство, изгнанное из своих церквей и монастырей. Мы их оберегали, кормили, поили, одевали. В нашем доме находилась русская монахиня, матушка Палладия, которую мы очень любили; у нее была отдельная комнатка. После службы она приносила мне и дарила гривенник. Гривенник - это 10 копеек. За гривенник я покупал двух красных «петушков» на палочке.

Мы ходили в храм . И это знаменательно: в миру меня звали Ираклием, а по молитвам пророка Илии я стал Илией.

Позднее мой отец купил два участка земли на нашей улице во Владикавказе и на них устроил молитвенный дом в честь Покрова Божией Матери (это было сразу после войны или в последний военный год). И я помню, как много верующих, которые ходатайствовали о его открытии, приходили к нам. Они повторяли: «Мы идем к Филоненко» (уполномоченному по делам религии). И вот это врезалось в мою память: что каждый день они ходили к Филоненко, иногда ездили в Москву. И это продлилось до тех пор, пока «Москва» не разрешила им открыть молитвенный дом. Тогда нам прислали замечательного духовного отца - священника Емелиана Касимова.

«Неужели в семинарии и академии вас этому учат?»

Вот в такой семье я рос, и это определило мой путь. Когда я окончил среднюю школу, то по ходатайству служившего у нас молодого священника я был направлен в Загорск, в Троице-Сергиеву лавру, подал свои документы и был принят в число студентов.

- Кто в духовном плане оказал на Вас наибольшее влияние?

Многие. Моя крестная мать монахиня Зоили (Валишвили). Она часто приезжала к нам. Духовным отцом нашей семьи был осетин - отец Михаил Зацоев. Он тоже духовно влиял на нашу семью.

Когда я начал учиться, ректором Московских духовных школ был отец Константин Ружицкий, умный, духовный и мудрый человек. Я очень его уважаю, и люблю, и благодарю. У меня в резиденции висит его портрет. Большое впечатление производила его супруга, матушка Мария.

Нас исповедовал отец Петр, лаврский архимандрит. И когда я говорил о себе, что вот, я грешный, такой, сякой, и гордость, и все…, он начинал плакать, спрашивал: «Неужели в семинарии и академии вас этому учат?»…(вздыхает) . Такие высоко духовные лица были в Троице-Сергиевой лавре.

- А здесь в Грузии… отец Шио (Дзидзава)?

Отец Шио уже в бытность моего епископства. Он приезжал ко мне из Цхакайя (современный город Сенаки) сначала в Батуми, потом в Сухуми и исповедовал меня, принимал участие в богослужении. Необыкновенный человек! Немного юродствовал. Я очень полюбил его. Он был старше меня, и когда он замечал, что мне трудно, говорил: «Владыка - на исповедь». Когда же он видел, что из-за какого-то греха я был взволнован, он обнимал меня: «Молись, владыка, не переживай. И со мной случалось такое». Этим он утешал меня.

Может быть, такое никогда с ним и не случалось, но он был настолько снисходителен и благороден, что брал этот грех на себя ради того, чтобы утешить меня. И когда я заканчивал исповедь, он обнимал меня со словами: «Владыка, теперь ты уже ангел. Господь да простит твои прегрешения».

Стоять выше конфликта

Замечательных подвижников Вы встречали, Ваше Святейшество. Что на их примере самое главное в духовной жизни для нас, современных христиан?

Вы знаете, все главное. Нет ничего второстепенного. И молитва - главное, и пост - главное, и отношения между людьми - главное. Нельзя быть верующим человеком и ненавидеть людей. Я не могу сказать, что верующий человек должен быть святым. Святым должен быть, но не получается иногда. Не иногда, а часто. И мы уповаем на милость Божию, на Его милосердие. Господь покроет наши грехи.

Самое главное еще - отношение к Церкви верующего человека и отношение к духовнику. При этом духовник должен быть смиренным: привести верующего человека к Богу, а сам - остаться в тени. Он не должен заслонять видение Господа человеком. Так что все - главное. Надо быть открытым. Надо быть любвеобильным. Надо быть милостивым. Надо видеть нужды других людей.

- Но как практически этому научиться? Очень часто мы живем без любви, даже с близкими ссоримся!

Я всегда ставлю себя на место другого человека. Если человек недоволен тобой или сказал дерзкое слово, то нужно искать причину не в нем, а в себе, стоять выше конфликта. Не отвечать с раздражением. У нас был очень мудрый Патриарх Каллистрат, и однажды ему человек, чем-то расстроенный, говорит: «Вы - ». А Патриарх ему так спокойно ответил: «Я не Иуда, я Католикос-Патриарх всея Грузии». И тот ушел.

Наверное, главное - иметь смирение. Если человек имеет смирение, то он терпит все и переносит. Знаете, мы очень часто показываем себя, показываем людям, что мы верующие, что мы благочестивые и так далее. А на самом деле мы - самые грешники. Прежде всего, я говорю о себе. Надо всегда помнить, что мы видим внешние черты человека, лицо человека. А Господь видит сердце человека.

Творчество - это потребность

С детства я восхищаюсь Грузией. Для меня это жемчужина, которая сияет всему миру, соединяя в себе красоты природы, древнейшие памятники культуры, щедрость души, традиционные ценности. Что Грузия для Вас?

Однажды я сказал на проповеди нашему народу, что я не знаю, я - в Грузии или Грузия - во мне. Грузия действительно выделяется своей искренностью, правдивостью. Это я говорю не потому, что я грузин. Я побывал почти во всех Православных Церквах и не видел такого любвеобильного народа, как в Грузии. Когда приезжают Патриархи, они удивляются: откуда это? И в то же время грузины - не фанатики, они просто добрые верующие люди. Мы очень любим искусство, красоту…

Я иногда пишу музыку. Вы слышали мою музыку?

- Да, я очень люблю Вашу музыку. И это мой следующий вопрос - что значит творчество в Вашей жизни?

Творчество - это потребность. Оно само приходит. Эта музыка, она внутри, в моем сердце и разуме. Она не может находиться постоянно сокрытой, поэтому выходит наружу.

Однажды, будучи епископом или митрополитом, я приехал в Москву. На улице стояла дождливая погода. А в моем номере (не то в «Советской» гостинице, не то в «Украине») было пианино. Я сел и начал перебирать клавиши. Получилась музыка, которую я назвал «Мысли о прошлом и грядущем».

Мое первое сочинение - это музыкальная обработка молитвы «Святый Боже». Никто тогда не знал, что я пишу музыку. Я и сам относился к этому как-то несерьезно. И вот я сопровождал Святейшего Патриарха Ефрема на конференцию в Прагу.

«Трисвятое»

«Κύριε ελέησον»

«Agnus Dei»

Нас привезли в большой зал. Вероятно, этот зал раньше был храмом. Я увидел в глубине сзади большой орган и сказал Святейшему: «Я сейчас приду». Поднялся наверх и сыграл Трисвятое. Наш Святейший сразу понял, что это я и что это за молитва. Он стал петь: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Теперь эта молитва облетела весь мир и где есть грузины, там они поют это «Святый Боже».

- Ваше «Святый Боже» я впервые услышала на Кипре…

Вот… А потом, года три тому назад, был новогодний концерт в Батуми. И одна наша известная певица исполнила «Ave Maria» Шуберта, и настолько эмоционально, что у меня появилось желание написать самому. Но представляете, как трудно, после Баха, и Гуно, и Шуберта писать «Ave Maria»?!

«Ave Maria» значит «Радуйся, Мария». Это «Богородице, Дево, радуйся», точно те же слова, только добавлено: «Божия Матерь, помоги мне ныне, во время кончины». Одна из самых древних молитв.

И вот я начал подбирать ноты в Грузии, а потом поехал в Германию на исследование здоровья и там закончил. Получилось то, что получилось. Не знаю, Вам нравится или нет?

«Ave Maria»

- Со слезами на глазах слушала я это произведение, исполнявшееся на концерте в Париже. Так меня тронула Ваша музыка! Она доступна для каждого человека и касается самого сердца. Спасибо Вам!

Некоторым не нравится, что я написал несколько произведений на латинские тексты. Но я же писал их не для храма, а для концерта.

Надо быть близким к народу

Сегодня распространено мнение, что вера и наука несовместимы. Ваш пример доказывает обратное! Как и почему Вы решились вести диалог с научной интеллигенцией? В чем видите его смысл?

Это традиция Грузинской Церкви - иметь хорошие отношения с учеными. Каждый монастырь исторически был не только местом, где подвизались монахи, но и культурным, и научным центром. Там делали переводы, сочиняли оригинальные произведения и т. д. Поэтому мы просто следуем традиции. Например, Президент Грузинской Академии наук почти каждое воскресение приходит к нам, приходят и профессора. Мы беседуем не только о научных исследованиях, но и об их нуждах.

За 35 лет Вашего Патриаршества сделано невероятно много. Как было возможно духовно возродить страну за столь короткий и исторически непростой период?

Это воля Божия. Когда произошла моя интронизация, то ко мне пришел один человек, очень духовный, и сказал: «Это настолько тяжелый крест, что Вам трудно будет нести его. Поэтому молитесь за грузинских царей и Патриархов, и они Вам будут помогать». И мы каждую службу, особенно патриаршую службу, поминаем всех грузинских царей и всех Патриархов. Это помогает.

К нам приезжал Александрийский Патриарх Николай, и он говорил, что в Грузии столько святых мучеников, и преподобных, и святителей, что она всегда пребудет под покровом Божиим и Божией Матери. Так оно и есть: наши храмы переполнены верующими людьми.

Надо быть близким к народу. Не надо свысока смотреть на людей. Народ - это наши братья и сестры, наши духовные чада. Я всегда был близок к моей пастве со дня интронизации. Я помню, мы договорились с властью, что можно будет пустить в Светицховели шесть тысяч, не больше. Но как нахлынул народ: люди заполонили все улицы, и двор, и храм. Они прорвали кордоны, и милиционеры побросали свои посты. Такой была наша первая встреча.

А после того люди все прибавлялись, и прибавлялись.

Ваше Святейшество! Пожалуйста, Ваше благословение русскому народу и пожелание, каким Вы видите наше будущее! Мы всегда чувствуем Вашу любовь и молитву за Россию, Ваше доброе отношение к нам.

Я прошу Господа, чтобы Господь сохранил ваши народы в мире, любви и благополучии. То, что произошло между Россией и Грузией, - открытая рана. Но это не влияет на отношения между нашими народами. Наши народы по-прежнему любят друг друга. И мы молимся о Вашей Церкви, о , о других иерархах. Я думаю, что те недоразумения, которые произошли между нами, будут урегулированы.

Грузия всегда любила и любит Россию. В России множество святых подвижников. Видите роспись на этой стене? Здесь среди грузинских святых изображены преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Мы очень чувствуем их помощь, их молитву.

Бог да благословит русский народ, всех верующих для делания добра. Спасибо вам!

Сердечно благодарю митрополита Димитрия Батумского и Лазского за помощь в подготовке этого материала. Фото - из открытых Интернет-источников.

Дата рождения: 4 января 1933 г. Страна: Грузия Биография:

Его родители были родом из Казбегского района: отец, Георгий Симонович Шиолашвили — из села Сно, мать, Наталья Иосифовна Кобаидзе — из села Сиони. В 1927 году они приобрели дом во Владикавказе, где позже родился будущий Патриарх. Новорожденный был крещен в день праздника Рождества Христова в грузинском храме. Младенца назвали Ираклием в честь грузинского царя Ираклия II.

В 1952 году Ираклий Шиолашвили окончил 22-ю среднюю школу города Орджоникидзе (ныне Владикавказ) и поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1956 году, а затем продолжил обучение в Московской духовной академии.

16 апреля 1957 года в храме святого Александра Невского в Тбилиси студент II курса Духовной академии Ираклий Шиолашвили по благословению Католикоса-Патриарха Мелхиседека III был пострижен в монахи с именем Илия в честь cвятого пророка Божия Илии. Постриг совершил старец-епископ Зиновий (Мажуга), тогда же предсказавший монаху Илии Патриаршее служение. Два дня спустя Католикос-Патриарх Мелхиседек рукоположил его во иеродиакона в кафедральном Сионском Успенском соборе в Тбилиси.

10 мая 1959 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I рукоположил иеродиакона Илию во иеромонаха.

В 1960 году будущий Католикос-Патриарх окончил Московскую духовную академию. За сочинение на тему «История афонского Иверского монастыря» ему была присуждена степень кандидата богословия. После окончания Академии он вернулся на родину и был назначен клириком кафедрального собора в Батуми. В 1961 году был возведен в сан игумена, а затем архимандрита.

26 августа 1963 года архимандрит Илия был хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария Католикоса-Патриарха Ефрема II.

С 1963 по 1972 год епископ Илия нес послушание ректора Мцхетской духовной семинарии, которая в то время была единственной духовной школой в Грузии. В 1967 году был переведен на Абхазскую кафедру, а в 1969 году возведен в сан митрополита.

23 декабря 1977 года Илия II был избран Католикосом-Патриархом всея Грузии. Интронизация Илии II состоялась 25 декабря 1977 года.

В 1978-1983 годы Католикос-Патриарх Илия II был президентом . В 1997 году Грузинская Православная Церковь вышла из этой организации.

Титул Предстоятеля: Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский .

Патриаршая резиденция находится в Тбилиси.

Образование:

1956 г. — Московская духовная семинария.

Архиепископ Мцхетский и Тбилисский. В миру Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили.

Биография

Родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе (ныне г.Владикавказ, Северная Осетия) в семье переселенцев из Грузии. В 1952 году, после окончания средней школы, поступил в Московскую духовную семинарию, затем продолжил учeбу в Московской духовной академии.

В 1959 году принял монашество. В 1960 году, после окoнчания академии, его просили продолжить научную деятельность, но в связи с нехваткой священнослужителей иеромонах Ираклий вернулся на родину и был назначен на служение в Батумский кафедральный собор. За верную службу в 1961 году был возведен в чин игумена, затем в чин архимандрита, а 26 августа 1963 года католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II рукоположил его в епископы и назначил Шемокмедским епископом, а также патриаршим хорепископом (викарием).

Одновременно с этим епископ Илья с 1963 по 1972 год был ректором Мцхетской духовной семинарии (в то время единственного духовного учебного заведения в Грузии). В 1967 году епископ Илья был переведeн в Абхазскую епархию. В 1969 году был возведeн в митрополиты. 9 ноября 1977 года, после кончины католикоса-патриарха Давида V, по распоряжению Святейшего Синода был назначен Патриаршим Местоблюстителeм, а 23 декабря 1977 года был избран католикосом-патриархом всея Грузии. 25 декабря 1977 года состоялась его интронизация под именем Илья II .

В 1978-1983 годах католикос-патриарх Илия II был президентом всемирного совета церквей. Он награждeн высшими наградами патриархов Антиохии, Иерусалима, Александрии. России, Грузии, Греции, Болгарии, Румынии и почти всех православных церквей мира. Нью-Иоркская духовная академия присудила католикос-патриарху Илии II почeтное звание доктора богословия.

За те годы, в течение которых Илия II возглавляет Грузинскую православную церковь, были открыты новые духовные учебные заведения: в Батуми, Ахалцихе и Кутаиси были открыты духовные семинарии, в Хуло - духовное училище и гимназия, а также также гимназии в Тбилиси, Батуми, Зестафони. После многих веков была восстановлена Гелатская духовная академия и находящаяся под эгидой Церкви Гелатская академия наук. Число епархий выросло до 39. Пять из учрежденных при Илие II епархий восстановлены на территориях за пределами современной Грузии (Лазети, Тао-Кларджети, Эрети, Ташири), принадлежащих ныне Армении, Азербайджану и Турции: это Ахалцихско-Тао-Кларджетская, Батумо-Лазская, Дманисско-Агарак-Таширская, Дедоплисцкаройско-Некресская и Эретская епархии. 17 октября 2002 года была учреждена также Западноевропейская епархия. Открыты свыше 1,5 тыс. церквей и 170 монастырей, где служат 3,2 тыс. духовных лиц .

По благословению Илии II издана Библия на современном грузинском языке, богословские сборники, учреждены газеты, брошюры и книги, журналы, три вида календарей. По его инициативе создан центр при патриархии, отделы мисcионерства и евангелизации, издательский, отдел поиска и защиты святынь, отдел взаимоотнашений с военными и правоохранительными органами, а также финансово-экономический и внешнеполитический отделы, информационная служба, основан молодeжный центр "Дзлеваи", гуманитарная служба, служба паломничества и др.

В конце 2016 года Илия II перенес вирусную инфекцию, которая повлекла за собой воспаление желчного пузыря. Из-за ухудшения состояния здоровья Илия II не смог присутствовать на литургии в честь 39-летия со дня его интронизации 25 декабря 2016 года.

2 февраля 2017 года Илия II отправился в берлинскую клинику для планового обследования состояния здоровья. 12 февраля 2017 года источник телеканала "Рустави-2" сообщил, что патриарха пытались отравить . В аэропорту Тбилиси был задержан руководитель службы по управлению имуществом патриархии Грузии отец Георгий Мамаладзе, который направлялся в Германию. У него в багаже правоохранители обнаружили яд и оружие .

Примечания

  1. Илия II, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич) // Официальный сайт Московского патриархата.
  2. Цифры по состоянию на конец 2009 года.