Функции президента рф в соответствии с конституцией. Основные функции и полномочия президента российской федерации


Основные функции Президента России определены в ст. 80 Конституции РФ. Для реализации функций Президенту предоставлены соответствующие полномочия, т.е. каждой функции корреспондируют определенные полномочия.

Президент России является гарантом Конституции РФ. В этом качестве он должен защищать Конституцию РФ, т.е. обеспечивать се соблюдение другими органами государственной власти, должностными лицами, иными субъектами. В юридической литературе имеется мнение о том, что полномочия Президента могут быть реализованы только при наличии соответствующего закона. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 31.07.1995 № 10-П отметил, что это означает отказ от прямого действия Конституции. Поддерживая приоритет законодательного регулирования вопросов, относящихся к предметам ведения Российской Федерации, Конституционный Суд не исключил возможность использования Президентом своих полномочий как гаранта Конституции в тех случаях, когда соответствующий круг общественных отношений не урегулирован федеральным законом.

Президент не наделен правом оценивать конституционность нормативного акта палаты Федерального Собрания, он лишь может обратиться в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом.

Президент России является гарантом прав и свобод человека и гражданина. В этом качестве Президент выступает при реализации всех своих полномочий. Реализация этой функции Президентом происходит через: воздействие на законодательную, исполнительную и судебную власть путем определения основных направлений государственной политики; участие в федеральном законодательном процессе; участие в формировании и функционировании высших органов государственной власти; непосредственное руководство органами власти во всех важных сферах государственной жизни, а также взаимодействие с ними при решении общегосударственных задач.

Президент в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Для реализации этой функции Президент наделен полномочиями Верховного главнокомандующего, который в мирное время осуществляет общее политическое руководство вооруженными силами, а в чрезвычайных обстоятельствах осуществляет непосредственное руководство ими.

Президент как глава государства обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Отношения Президента РФ с другими органами государственной власти строятся на основе принципов самостоятельности и независимости органов государственной власти, с одной стороны, и единства власти – с другой. Необходимость обеспечения единства государственной власти определяет обязанность Президента принимать меры для преодоления разногласий между органами государственной власти в случаях, когда такие разногласия препятствуют нормальному осуществлению государственной власти и реализации прав и свобод человека и гражданина.

Согласительные процедуры используются Президентом для разрешения конфликтов и разногласий, во-первых, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и, во-вторых, между органами государственной власти субъектов РФ. Формами согласительной процедуры могут быть: переговоры, третейский суд, оказание так называемых добрых услуг.

Президент РФ как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики Российского государства. Эта функция конкретизируется в праве Президента обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Хотя послания Президента адресованы Федеральному Собранию, однако они обязательны для исполнения прежде всего Правительством РФ.

Полномочия Президента по реализации основных функций можно классифицировать по сферам общественных отношений, в которых они реализуются.

Полномочия Президента России в области прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ прежде всего определяет Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Это приоритетные задачи Президента, которые определяют содержание остальных президентских полномочий, реализуемых им как лично, так и через органы государственной власти.

В широком смысле все полномочия Президента РФ, закрепленные Конституцией России, федеральными конституционными законами и федеральными законами, направлены на достижение главной цели – гарантировать права и свободы человека и гражданина.

В узком смысле Президент имеет конкретный перечень полномочий в области правового статуса личности. Прежде всего это принятие решений по вопросам гражданства в случаях натурализации, т.е. приобретения гражданства по заявлению определенного лица при соблюдении необходимых для этого условий, оптации (перехода части территории одного государства к другому) и т.д. Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте РФ действует образованная им Комиссия по вопросам гражданства.

К ведению Президента отнесено предоставление политического убежища. Порядок предоставления политического убежища регулируется Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21.07.1997 № 746. К полномочиям Президента относится принятие указа о помиловании, который принимается в результате рассмотрения персонального обращения к Президенту осужденного.

В числе полномочий Президента РФ: награждение государственными наградами; присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий. Президент вправе учреждать новые награды. Так, Указом Президента РФ от 08.08.2000 № 1463 был утвержден Статут ордена Святого Георгия, Положение о знаке отличия – Георгиевском Кресте и их описание. Для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с государственными наградами, при Президенте действует образуемая им Комиссия по государственным наградам. Президент утвердил Положение об этой комиссии.

Полномочия Президента России в сфере взаимодействия с Федеральным Собранием. Во взаимоотношениях с Федеральным Собранием Президент РФ назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Президент имеет право на роспуск Государственной Думы в связи с трехкратным отклонением Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства, предложенных Президентом (ст. 111 Конституции РФ) и выражением Государственной Думой повторно в течение трех месяцев недоверия Правительству. В последнем случае если Государственная Дума выразила недоверие Правительству, то Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением палаты. При повторном, в течение трех месяцев, выражении недоверия Правительству Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ст. 117 Конституции РФ).

При проведении парламентского расследования по фактам грубого и массового нарушения прав человека итоговый доклад, утвержденный палатами Федерального Собрания, направляется Президенту России.

Существенные полномочия принадлежат Президенту России в области законодательного процесса. Они позволяют гарантировать со стороны главы государства принятие законов, отвечающих интересам соблюдения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Президент Российской Федерации вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Он вправе наложить вето на принятый закон и вернуть его на новое рассмотрение. Причинами отклонения закона может быть принципиальное несогласие с основными положениями закона или его отдельных разделов, глав, статей, нарушение процедуры обсуждения и принятия закона. Посредством выполнения этих полномочий Президент обеспечивает и гарантирует единое правовое пространство на всей территории России.

На практике также имеют место регулярные встречи, совещания и консультации Президента с руководством палат Федерального Собрания по наиболее важным проблемам внутренней политики, и прежде всего по актуальным законопроектам.

Президент назначает своих полномочных представителей в Государственной Думе и Совете Федерации. Представители Президента назначаются иногда и для участия в рассмотрении конкретных законопроектов, вносимых от имени Президента в Государственную Думу.

Полномочия Президента России в сфере взаимоотношений с Правительством РФ. Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; в силу ст. 83 и 117 Конституции РФ принимает решение об отставке Правительства РФ без участия Государственной Думы; но предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров.

Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка.

13 мая 2000 г. Указом Президента в Российской Федерации был учрежден институт полномочного представителя в федеральном округе, назначаемого Президентом и ответственного перед ним.

Задачами полномочного представителя являются: организация в федеральном округе работы по реализации основных направлений внутренней и внешней политики, сформулированной и адресованной Президентом РФ органам государственной власти; контроль за исполнением решений федеральных органов государственной власти; представление Президенту РФ докладов об обеспечении национальной безопасности, политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе.

Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, в состав которого входят министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, директор Службы внешней разведки, директор Федеральной службы безопасности и другие лица.

Президент формирует Администрацию Президента – рабочий орган Президента, исполняющий возложенные на него права и обязанности.

Полномочия Президентш России в сфере взаимодействия с судебной властью и прокуратурой. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает судей других федеральных судов. Президент не только участвует в формировании судебных органов, но способствует совершенствованию судебной системы России. С этой цель при нем создан Совет по вопросам совершенствования правосудия.

Президент взаимодействует с органами прокуратуры. Он вносит в Совет Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ; предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. Поскольку из Конституции РФ и Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" вытекает обязательность отстранения от должности Генерального прокурора РФ на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела, Президент РФ во исполнение указанных предписаний не только вправе, но и обязан – в отсутствие иного регулирования – издать акт о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности (Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 № 17-П).

Генеральный прокурор ежегодно представляет Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Полномочия Президента России в области формирования и деятельности органов государственной власти субъектов РФ. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ). Так, Президент РФ приостановил своим указом действие постановления администрации Красноярского края от 22 февраля 1994 г., которым назначался референдум по проекту краевого закона "Об основах непосредственного народовластия и организации государственной власти в Красноярском крае", поскольку реализация постановления администрации привела бы к нарушению ряда положений федеральной Конституции, в частности ч. 2 ст. 66 и ч. 1 ст. 77, устанавливающих процедуру принятия устава края.

Президент РФ осуществляет согласительные процедуры в случае конфликтных ситуаций между органами государственной власти субъектов РФ.

Более подробно основы взаимодействия Президента России и законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации закреплены в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Они заключаются в следующем.

По представлению Президента России законодательные органы государственной власти субъекта РФ оформляют решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. Президент РФ вправе вынести предупреждение высшему должностному лицу субъекта Федерации, отрешить его от должности, распустить законодательный орган государственной власти субъекта РФ в случаях, установленных указанным Федеральным законом.

Полномочия Президента России в области обороны и безопасности. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, Президент вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.

Более подробно полномочия Президента России в области обороны перечислены в ст. 4 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне". В частности, он утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; план применения Вооруженных Сил РФ; мобилизационный план Вооруженных Сил РФ, а также программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний; назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Кроме того, Президент России утверждает: структуру, состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований; штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также штатную численность гражданского персонала; принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований от соединения и выше. Он утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности; положения о Министерстве обороны РФ и федеральных органах исполнительной власти (органах), уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, определяет вопросы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области обороны.

Президент РФ издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Полномочия Президента России в области внешней политики и международных отношений. Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, непосредственно инструктирует министра иностранных дел. Он ведет переговоры, устанавливает прямые контакты с главами иностранных государств, наносит визиты в зарубежные страны, подписывает международные договоры РФ. Однако подписанные Президентом международные договоры подлежат ратификации Федеральным Собранием, которая производится путем принятия федерального закона обеими палатами Федерального Собрания. Ратификация международного договора подтверждается ратификационной грамотой, которую подписывает Президент РФ.

Президент России осуществляет перечисленные полномочия лично без какого-либо уполномочивающего на то документа. Однако он может уполномочить подписать международный договор определенное лицо и от своего имени предоставить ему для этого соответствующий документ.

Выполняя функции главы государства, Президент РФ принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. В верительных грамотах указывается, что послу поручено представлять интересы своего государства в Российской

Федерации. Отзывные грамоты прекращают полномочия посла иностранного государства в России.

После консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания он назначает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Полномочия Президента России в области принятия правовых актов. Правовыми актами Президента являются указы и распоряжения.

Указы Президента могут быть нормативными и ненормативными.

Указы нормативного характера могут издаваться Президентом РФ как по предметам ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Примером нормативного указа Президента является Указ от 21.07.1997 № 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища". Ненормативные указы Президента носят правоприменительный характер и издаются по вопросам награждения орденами и медалями Российской Федерации, предоставления политического убежища, присвоения высших воинских и высших специальных званий в отношении конкретных физических лиц.

Президент РФ обязан обеспечивать включение в конституционный текст поправок и изменений посредством официального опубликования актов, принятых в порядке ст. 136 и 137 Конституции РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 137 Конституции РФ при изменении наименования субъекта Федерации обязанность относительно включения такого изменения в текст ст. 65 Конституции РФ реализуется указом Президента на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном порядке (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 №15-11).

Не противоречит Конституции РФ издание Президентом указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Однако действие таких указов ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 11-П).

Распоряжения Президента РФ принимаются по оперативным, кадровым и организационным вопросам и имеют, как правило, ненормативный характер. Однако по вопросам организации Администрации распоряжения Президента могут быть нормативными.

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории России.

Основные функции Президента Российской Федерации определены в статье 80 Конституции Российской Федерации. К ним относятся:

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российский Федерации, прав и свобод человека и гражданина;

Президент Российской Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Первая и одна из важнейших функций Президента как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина рассматривается как обязанность Президента, прежде всего, обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за рамки своей компетенции. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, а не Конституций субъектов Российской Федерации, но поскольку последних должны соответствовать Федеральной Конституции, то функцию президента необходимо рассматривать как всей системы Конституционной законности в стране. Президент не может не принимать участия, если хоть один орган государственной власти не соблюдает Конституцию Российской Федерации, а тем более, если при этом каким - либо образом ущемляются права и свободы каких - либо групп или слоев населения. Президент не только имеет право, но и обязан принимать меры по ликвидации нарушений Конституции Российской Федерации, вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза безопасности государства и правам человека в мирное время.

Таким образом, вышесказанное означает, что Президент несет персональную ответственность за организацию бесперебойной работы механизма защиты Конституции и прав человека и гражданина.

Выполняя вторую функцию по охране государственного суверенитета, независимости России, ее государственной целостности, обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, Президент Российской Федерации действует, не выходя за рамки своих полномочий, установленных действующей Конституцией. Президент обязан определить нарушения или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и предпринять соответствующие меры по их нейтрализации. Эти действия могут быть поэтапными или одновременными, если речь идет о внезапной внешней агрессии, когда требуются решительные меры.

Каждый орган (институт) государственной власти, в рамках своей компетенции, обязан выполнять функции, которые направлены на реализацию Конституции, на защиту прав и свобод личности. Однако институты государственной власти только частично обеспечивают действие Конституции, поэтому перед Президентом стоит задача сохранить устойчивость государства в целом, потому что только в этих условиях органы государственной власти и должностные лица смогут нормально осуществлять свои полномочия, в нормальном конституционном режиме. Выделяется также главенство Президента в государственной системе. Потому что Президент обеспечивает условия, при которых все институты власти способны выполнять свои функции, а также об обязанности президентского контроля за тем, чтобы все институты власти действовали в рамках своих полномочий и не один из институтов власти не мог посягнуть на прерогативы другого, насильственными методами присвоить власть в стране или чьи - либо властные полномочия.

Третья функция Президента Российской Федерации указывает на его возможность в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства. Ранее эта функция принадлежала Съезду народных депутатов Российской Федерации. Однако это не означает, что Президент Российской Федерации играет роль всемогущего правителя страны, на которую претендовал Съезд. Это обусловлено рядом факторов:

  • 1. в действующей Конституции последовательно реализована модель разделения властей. В прежней Конституции это лишь провозглашалось, но так и не было окончательно закреплено.
  • 2. Президент определяет не вообще все внутреннюю и внешнюю политику государства, а лишь ее основные направления.
  • 3. реализация данного полномочия ограничивается правовым условием - соответствием Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Смысл данной функции Президента в следующем. Президент является главой государства, но одновременно он обладает политическим представительством (мандатом), вручаемым ему народом на прямых всеобщих выборах. Рассматривая данную функцию важно установит, какова роль данного полномочия применительно к другим органам государственной власти. Определяя основные направления внутренней и внешней политики, Президент провозглашает собственное понимание государственных приоритетов. В соответствии с Конституцией Президент не должен ни с кем согласовывать свое мнение о направлениях политики. Но с реальности он не может не считаться не с ситуацией в стране, ни с состоянием бюджета, ни с общественным мнением. Однако это не значит, что основные направления политики, определяемые Президентом, должны рассматриваться, как такие, которые могут быть лишь приняты к сведению другими органами власти.

Основные направления политики определяются Президентом в различных формах:

ежегодные послания Парламенту, содержащие как оценку положения дел в стране, так и будущие государственные задачи;

бюджетные послания Президента страны Правительству Российской Федерации;

тематические концептуальные документы Президента;

указы, а также некоторые публичные выступления Президента Российской Федерации.

И четвертая, не менее важная функция Президента как представителя Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях. Президент, представляя Российскую Федерацию внутри страны, выступает от имени всех федеральных властей во взаимоотношении, прежде всего с властными структурами субъектов Федерации. Примером представительства Президента может служить подписание им от имени федеральной власти договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Президент представляет Российскую Федерацию и в отношениях со структурами гражданского общества. Однако он вправе использовать только полномочия, установленные Конституцией. Руководители других федеральных органов власти также могут вступать в отношения с органами власти субъектов Федерации и общественными структурами, но они могут представлять только конкретный государственный орган, в то время как Президент представляет все государство в целом.

В представительстве в международных отношениях Президент олицетворяет Российскую Федерацию как государство - субъект международных отношений, страну суверенную и независимую. Президент подписывает международные договоры, участвует в переговорах от имени России либо поручает это тому или иному государственному должностному лицу.

В соответствии с международным правом, Президент пользуется правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства.

В данной главе был рассмотрен конституционный статус Президента Российской Федерации. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что на Президента Российской Федерации, который является главой государства и главным должностным лицом возложены задачи и функции направленные на обеспечение слаженного функционирования, как государственных органов, отдельных граждан, так и всего государства в целом.

Под функциями Президента РФ следует понимать основные направления его деятельности, вытекающие из особого положения данного органа в системе разделения властей.

Основные функции Президента Российской федерации как главы государства определены в ст. 80 Конституции.

Президент Российской Федерации:

1) является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

2) в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;

3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

4) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

5) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Рассматривая данную функцию необходимо иметь в виду, что любой государственный орган, осуществляя свои полномочия, должен исполнять Конституцию, соблюдать и защищать права и свободы граждан. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие Конституции РФ. Реализуя данное направление деятельности, Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти субъектов Федерации неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, только перед Президентом ставиться задача охранять устойчивость конституционного строя в целом, и только при этих условиях все иные органы государственной власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

Реализуя данное направление деятельности, Президент имеет право:

Обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ по вопросу о конституционности федеральных законов (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ);

Отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ);

Приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции или нарушения прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ);

В своих ежегодных посланиях Федеральное Собрание ориентировать парламент на первоочередное рассмотрение каких-либо законопроектов и др.;

Важной функцией Президента РФ как главы государства является деятельность по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Конституция предписывает, что осуществление этой функции должно проходить в «установленном Конституцией порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ и соответствующими федеральными конституционными законами).

Принципиальной является и функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. По существу ч.2 ст. 80 Конституции РФ определяет, что Президента РФ занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Президенту отводится роль «арбитра» в разрешении споров между ветвями и органами государственной власти. Исходя из этой роли, глава государства вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и во взаимоотношениях органов власти Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст. 80 Конституции РФ на Президента возложена функция определения основных направлений внутренней и внешней политики государства . Традиционными формами осуществления данной функции являются: ежегодные послания Президента Федеральному Собранию РФ, содержащие оценку государственного и общественного развития, а также перспективные цели и задачи; бюджетные послания Президента Правительству; концептуальные указы Президента РФ, публичные выступления.

Одной из характеристик главы государства является наличие представительской функции. Он представляет государство как внутри, так и на международной арене. Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие страны. «Внутреннее представительство» проявляется, прежде всего, во взаимоотношениях главы государства с органами государственной власти субъектов федерации, общественными структурами, населением и т.д.

Основные функции и полномочия Президента РФ можно подробно изучить в статье 80 Конституции РФ. Для каждой обязанности предопределены отдельные полномочия.

Глава РФ значится гарантом Конституции РФ, который обязан следить за ее соблюдением иными органами власти или субъектами.

У него нет прав для оценивания легитимности принятых Федеральным Собранием актов, но это компенсировано возможностью подать запрос в Конституционный Суд. Также он гарантирует сохранение свобод и соблюдение прав всех своих граждан, что осуществляется всеми его полномочиями, которые выполняются с помощью:

  • влияния на исполнительную, законодательную и судебную власть методом определения главных направлений политики страны;
  • содействия в государственном законодательном процессе;
  • содействия в образовании и участие в функционировании органов власти высшего уровня;
  • руководства органами власти во всех областях жизнедеятельности страны и содействие в решении государственных целей.

Президент, согласно Конституции, предпринимает меры по охране суверенитета страны и ее целостности благодаря данным ему полномочиям Президента России, который в мирное время реализует общее политическое руководство вооруженными силами, а при ЧС применяет их.

Также он организует деятельность компонентов государственной власти, при необходимости – координирует их, обеспечивая эффективность взаимодействия. Его отношения с органами власти построены по принципу независимости каждого из них и единства общей власти.

Обеспечивать единство власти необходимо, чтобы преодолеть конфликты между ее органами, когда они идут вразрез с интересами государства, соблюдением прав граждан. Меры по разрешению данных моментов принимает Президент. Он может использовать разные средства для организации взаимодействия на уровне государственной и региональной власти. Меры могут быть применены в формате:

  • переговоров;
  • третейского суда;
  • предоставления добрых услуг.

Президент расставляет приоритеты в направлениях внешней и внутренней политики, указывает на более значимые. Данная функция детализируется в праве Президента обратиться к Федеральному Собранию с ежегодными сообщениями о положении в государстве, помимо главных направлений политики РФ. Однако, хоть эти обращения и адресуются Федеральному Собранию, они обязательны к выполнению, в первую очередь, Правительством.

Власть Главы государства по выполнению главных функций можно разделить по областям социальных отношений, в которых они осуществляются.

Полномочия Президента в области прав и свобод человека

Как уже говорилось выше, Глава нашей страны обеспечивает неприкосновенность прав и свобод граждан, что значится его главными задачами, которые определяют последующие. Он их осуществляет персонально и через органы власти.

У него есть определенный список прав и обязанностей в сфере правового статуса субъекта. Он принимает решения связанные с гражданством, по заявлению субъекта, при условии соблюдения им нужных требований. Чтобы предварительно можно было рассмотреть вопрос гражданства, при Президенте есть специально сформированная Комиссия, но запросы, связанные с политическим убежищем он ведет лично. Для разрешения последнего вопроса предусмотрено Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, что утверждено Президентским Указом от 21.07.1997 № 746. Глава страны уполномочен принимать указы о помиловании, которые он принимает, рассматривая личные обращения осужденных.

Помимо прочего он уполномочен:

  • присваивать награды государственного значения;
  • присуждать воинские звания – почетные, высшие и специальные;
  • утверждать новые награды.
Пример 1

Указом Президента РФ от 08.08.2000 № 1463 был назначен Статут ордена Святого Георгия, Положение о знаке отличия – Георгиевском Кресте с соответствующими описаниями.

Для решения этих вопросов при Президенте также существует специальная Комиссия по наградам государства. Положение об этой комиссии было утверждено им лично.

Полномочия во взаимоотношениях с Федеральным Собранием

В круг полномочий главы государства входит назначение референдумов и выборов в Государственную Думу, это реализуется посредством взаимодействия с Федеральным собранием. Президент вправе расформировать Государственную Думу, если депутаты не приняли предложенного кандидата на пост Председателя Правительства три раза подряд. То же самое произойдет при выражении недоверия правительству три месяца подряд. В данном случае Президент полномочен не принимать решение ГД, либо заявить об отставке действующего Правительства. Если это повторяется снова в течение установленного срока, то Президент отстраняет Правительство или расформировывает Государственную Думу.

Итоговые доклады по проведению парламентских расследований, имеющих отношение к нарушенными правами граждан в массовом масштабе и с грубостью, сперва рассматриваются Федеральным Собранием, и только после этого адресуются Главе государства.

Значительной властью Президент наделен и в сфере законодательного процесса, что гарантирует с его стороны принятие законов, которые направлены на соблюдение и защиту основных прав и свобод человека, на охрану суверенитета РФ, ее независимости и целостности. Глава РФ может вносить законопроекты в Думу, подписывать и опубликовывать ФЗ, обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, главных направлениях внутренней и внешней политики страны. Он может наложить запрет на принятый закон, а затем вернуть его снова на рассмотрение. Поводом для отклонения закона может стать категорическое несогласие с главными положениями закона или его конкретными главами, разделами, статьями, несоблюдением регламента проведения, обсуждения и принятия закона. С помощью исполнения данных полномочий Президент может предоставить и гарантировать целостное правовое пространство в стране.

Глава РФ может регулярно встречаться, совещаться или консультироваться с руководством палат Федерального Собрания по предмету важных внутригосударственных политических и актуальных законопроектов.

Он определяет представителей в Думе и Совете Федерации, наделив их соответствующими полномочиями. В некоторых случаях такие представители могут быть назначены, чтобы поучаствовать в определенных законопроектах, которые вносятся от имени Президента в Государственную Думу.

Полномочия по взаимодействию с Правительством РФ

Президент вправе:

  • избирать Председателя Правительства с разрешения Государственной Думы;
  • возглавлять заседания Правительства;
  • отправить в отставку Правительство РФ без участия Государственной Думы;
  • по согласованию с Председателем Правительства определить на должность или освободить от нее заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;
  • выставлять на рассмотрение Государственной Думе кандидата на место Председателя ЦБ России;
  • поднимать вопрос перед Думой о снятии с поста Председателя ЦБ.

Указом Президента РФ от 13.05.2000 был создан институт компетентного представителя в федеральном округе, который назначается Президентом, и ответственным перед ним.

К задачам этого представителя относятся:

  • формирование работы в федеральном округе во внешней и внутренней политике, которая сформирована и адресована Главой РФ органам государственной власти;
  • контролировать реализацию решений федеральных органов государственной власти;
  • предоставлять Президенту доклады связанные с обеспечением национальной безопасности, а также политическим, социальным и экономическим положением в федеральном округе.

Президент организует и председательствует в Совете Безопасности РФ. В его структуру входят министры обороны, внутренних и иностранных дел, руководитель Службы внешней разведки, руководитель ФСБ и др.

Глава государства создает Администрацию Президента, которая исполняет все положенные ей права и обязанности.

Полномочия по взаимодействию с судебной властью и прокуратурой

Президент предоставляет Совету Федерации кандидатов на посты судей Конституционного, Верховного, Арбитражного Суда РФ и др. Он участвует в создании органов судебной власти и модернизации судебной системы в целом.

Для этих целей при Президенте РФ есть Совет по вопросам связанным с совершенствованием правосудия.

Помимо этого, он взаимодействует с прокуратурой, представляет кандидата на пост Генерального прокурора РФ в Совете Федерации или предлагает снять его с этого поста.

Так как согласно Конституции РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» при заведении уголовного дела на Генерального прокурора, он отстраняется от должности, Президент имеет право и обязан, при условии отсутствия другого регулирования, издать соответствующий акт о его временном отстранении (Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 № 17-П).

Генеральный прокурор каждый год докладывает Президенту о положении законности и правового порядка в стране, а также об осуществленной деятельности для их укрепления.

Полномочия связанные с формированием и работой органов региональной власти

Глава Государства имеет право прекращать функционирование актов органов исполнительной власти субъектов России, если они противоречат Конституции или ФЗ, международным договоренностям РФ или нарушают права и свободы человека до принятия какого-либо решения на этот счет судом.

Пример 2

Указом Президента было приостановлено действие постановления администрации Красноярского края от 22.02.1994. Он назначил референдум связанный с законопроектом «Об основах непосредственного народовластия и организации государственной власти в Красноярском крае», так как осуществление этого постановления привело бы к нарушению некоторых положений Конституции, а именно ч. 2 ст. 66 и ч.1 ст. 77, которая обеспечивает принятие устава края.

Глава РФ реализует процедуры по решению конфликтных ситуаций среди органов власти субъектов РФ.

Более детально принципы взаимодействия Президента с органами исполнительной и законодательной региональной власти РФ изложены в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», которые состоят в оформлении решения законодательными органами власти субъекта РФ, связанного с тем, что обладатель высшей должности на уровне субъекта РФ наделяется всеми положенными ему по должности полномочиями.

Президент имеет право:

  • выдать предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ или отстранить его от должности;
  • расформировать орган государственной власти субъекта РФ в делах, которые установлены указанным ФЗ.

Полномочия в сфере обороны и безопасности

Как главнокомандующий Вооруженными Силами, Президент может:

  • ввести военное положение в стране или ее регионе, оповестив об этом Совет Федерации и ГД, в случаях какой-либо агрессии или угрозы, направленной в адрес государства;
  • ввести режим ЧП в стране или ее конкретном регионе с немедленным оповещением Совета Федерации и ГД, в случаях и обстоятельствах, которые предусмотрены ФЗ и Конституции;
  • утвердить военную доктрину РФ;
  • назначить или отстранить высшее командование Вооруженных Сил РФ.

Более развернуто его полномочия в этой сфере перечисляются в ст.4 ФЗ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне». Так, он может утвердить:

  • разработки, планы строительства и совершенствования Вооруженных Сил РФ, войск и их формирований, а также органов;
  • планы ядерных и иных особых испытаний и проведение конкретных из них;
  • назначение служащих на воинские должности, которые подразумевают награждение воинскими званиями высших офицеров, временное отстранение от службы или увольнение, как предусмотрено ФЗ.

Помимо этого Президент утверждает:

  • структуру, состав Вооруженных Сил РФ, иных войск и их формирований;
  • численность штата военных Вооруженных Сил, иных войск и формирований, органов и гражданского персонала;
  • принятие решений о размещении или перемещении Вооруженных Сил, иных войск и формирований;
  • общевоинские уставы, положения:
    • о Боевом знамени воинской части;
    • о Военно-морском флаге РФ;
    • о военных советах, комиссариатах;
    • о военно-транспортном обязательстве;
  • положения:
    • о Министерстве обороны РФ и федеральных органах исполнительной власти;
    • о представителях в сфере управления иными войсками, формированиями и органами;
  • об определении вопросов координации работы органов исполнительной власти субъектов РФ и федеральных в сфере обороны.

Президент России издает указы:

  • о призыве граждан РФ на военную службу, сборы;
  • об увольнении со службы граждан РФ, которые проходили службу по призыву, предусмотренному ФЗ.

Полномочия в сфере внешней политики и международных отношений

В сфере международных отношений функции и полномочия Президент РФ реализует через:

  • руководство внешней политикой страны и направление инструкции министру иностранных дел;
  • проведение переговоров;
  • налаживание прямого контакта с президентами других стран;
  • визиты в другие страны;
  • подписание международных договоров.

Но подписание таких договоров подлежит ратификации Федеральным Собранием, которая осуществляется принятием ФЗ обеими палатами Федерального Собрания и подтверждается специальной грамотой, подписанной Президентом РФ.

Вышеперечисленные полномочия Президент реализует самостоятельно без каких-либо специальных для этого документов, но ему можно наделить полномочиями для подписания международного договора субъект, предоставив ему от своего имени соответствующий документ.

Исполняя функции и полномочия Президента РФ, он принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей, в которых указано, что послу поручено представлять интересы своего государства в РФ. Отзывные грамоты останавливают действие полномочий посла другого государства в РФ. После консультаций с необходимыми комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания он избирает послов РФ в международных организациях и других странах.

Полномочия в области утверждения правовых актов

Правовыми актами Президента выступают указы и распоряжения. Указы бывают нормативные и ненормативные.

Нормативные Указы издаются Президентом РФ в области общего ведения государства или совместно с его субъектами.

Пример 3

Указ Президента от 21.07.1997 № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления РФ политического убежища»

Ненормативные указы издаются по предмету:

  • награждений орденами и медалями РФ;
  • обеспечения политическим убежищем;
  • присвоения воинских и высших специальных званий конкретным субъектам.

Президент должен включать в конституционный текст поправки и изменения при помощи официального публикования актов, утвержденных ст.136 и 137 Конституции РФ. Согласно ч.2 ст.137 Конституции РФ, при смене названия субъекта страны обязательство вносить эти изменения в текст ст.65 Конституции РФ, что осуществляется указом Президента, основываясь на решении субъекта РФ, утвержденного в установленном порядке.

Президенту можно издавать указы по восполнению недостатков в правовом регулировании вопросов, которые требуют законодательного решения, если они не перечат Конституции РФ и ФЗ, но действительны они лишь до утверждения необходимых актов.

Решения Президента РФ ненормативного характера, как правило, осуществляются по вопросам:

  • оперативным;
  • кадровым;
  • организационным.

Но организационные вопросы Администрации также бывают нормативные.

Указы и распоряжения Главы государства должны не противоречить Конституции РФ и ФЗ. Их соблюдение и исполнение обязательно в стране.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ, согласно которой он:

1. Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

2. В установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

3. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

4. Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он, прежде всего, должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения. Президент не только вправе, но просто обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза территориальной целостности, безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях, - естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента. Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Как гарант прав и свобод граждан Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия и впредь до принятия федеральных законов принимать указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих и др.), по борьбе с организованной преступностью и т. д.

Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Ясно, что и здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий, установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Так, только сам Президент и в меру своего разумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и предпринять соответствующие действия, которые могут быть поэтапными, если, конечно, речь не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когда требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок объявления войны, нов наш век, полный непредсказуемых событий, может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого оперативного и адекватного реагирования. Каждый, кому дороги интересы России, должен признать, что грош цена всей конституционной законности, если Президент не реализует свою конституционную функцию, хотя и сформулированную в весьма общих выражениях, и допустит территориальный распад государства, внешнее вмешательство во внутренние дела или развитие сепаратизма.

Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции должно проходить в «установленном Конституцией РФ порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного Суда (следует помнить, что в России другие органы государственной власти правом толкования Конституции РФ не обладают).

Весьма сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие от ряда стран (Франция и др.) Президент РФ не называется в Конституции РФ «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент РФ и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

Конституционные функции Президента РФ конкретизируются и дополняются Законом РФ «О безопасности» (в редакции от 25 июля 2002 г.). Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, а граждане, общественные и иные организации и объединения объявляются Законом субъектами безопасности.

В этом Законе закреплены некоторые функции и полномочия Президента РФ. Так, Президент РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, возглавляет Совет Безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности. Следовательно, именно Президент РФ напрямую (т.е. минуя Председателя Правительства) руководит перечисленными в Законе силами безопасности: Вооруженными Силами, Федеральной службой безопасности, органами внутренних дел, внешней разведкой, Федеральной службой охраны, обеспечивающей безопасность органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их высших должностных лиц, налоговой службой, формированиями гражданской обороны, пограничными войсками, внутренними войсками, службой правительственной связи и информации, обеспечения безопасности средств связи и, информации и др. Эти силы управляются самостоятельными министерствами и ведомствами, руководители которых подчинены Президенту РФ (Министерство обороны, Министерство юстиции, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Федеральная служба охраны, Служба внешней разведки, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственная техническая комиссия, Федеральная служба железнодорожных войск, Государственная фельдъегерская служба).

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по обеспечению национальных интересов и безопасности Российской Федерации Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе сформулированы национальные интересы России, угрозы национальной безопасности и задачи по обеспечению национальной безопасности.

Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в федеральные округа (это и есть право представительства «внутри страны»), и эти представители являются должностными лицами, представляющими Президента. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, принятые должностными лицами от имени Российского государства без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).

Полномочия Президента РФ

Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полномочия носят прерогативный характер, т. е. принадлежат исключительно ему, в других - соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей.

На основании четвёртой главы конституции президент России осуществляет следующие полномочия:

Назначает с одобрения Государственной думы председателя Правительства Российской Федерации;

Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

Принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

Представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка; а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;

По предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;

Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;

Формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

Утверждает военную доктрину Российской Федерации;

Формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

Назначает и освобождает полномочных представителей президента Российской Федерации;

Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

Назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В соответствие с требованием конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания;

Назначает выборы Государственной думы в соответствии с конституцией и федеральным законом;

Распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных конституцией;

Назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

Вносит законопроекты в Государственную думу;

Подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию президентом РФ в течение семи дней и обнародованию;

Обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государств;

Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;

Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

Ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

Подписывает ратификационные грамоты;

Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей;

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе;

Решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

Награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

Осуществляет помилование.


Похожая информация.