Эмоциональное развитие детей в условиях доу. Опыт работы по развитию «Эмоционально-волевой сферы детей в условиях ДОУ


На чтение 7 мин. Просмотров 4k.

Детские эмоции

В дошкольном возрасте происходит активное формирование личности. Ребенок проявляет любопытство и любознательность, оценивает происходящие вокруг него события, учится общаться, осознает свою значимость.

Эмоциональное развитие проявляется в формировании социально-нравственного поведения, дошкольник осознает себя частью социума.

Значение эмоций

Эмоции отражают внутреннее состояние дошкольника, его отношение к окружающим процессам. Эмоции руководят действиями ребенка.

Ребенок начинает осознанно проявлять эмоции, но пока не умеет их контролировать.
Поэтому дошкольник на все реагирует в состоянии аффекта, т.е. бурными, сильными эмоциями с глубоким переживаниями и снижением самоконтроля. Отсюда детская непосредственность и искренность. Дети этого возраста открыто проявляют как положительные (радость, восторг), так и отрицательные эмоции (гнев, грусть), но смена настроения происходит внезапно.


отражается в мотивируемых поступках. Эта цепочка имеет и обратную связь. Если изменилось настроение, нужно искать причину, а не ругать или наказывать. Таким образом, родители насильно навязывают ребенку положительное отношение и запрещают проявлять отрицательные эмоции, которые в равной степени необходимы для формирования правильного восприятия у ребенка понятий «плохого» и «хорошего». Психика дошкольника только формируется, поэтому следует аккуратно выбирать формы эмоционального воздействия. Зная эту связь, совсем не трудно изменить настроение у ребенка, ведь дети легко «переключаются».

Эмоциональное развитие по возрастам

Хотя дошкольное детство охватывает период от 1 года до 7 лет, по степени эмоционального развития его можно разделить на 3 временных участка.

Эмоциональные особенности ребенка 1-3 лет:

  • желания выражаются через специфические эмоции;
  • пока не умеет делать выбор;
  • не осознает последствия своих действий;
  • для него очень важна оценка взрослого;
  • отсутствует эмпатия;
  • эгоцентризм и завышенная самооценка.

В этот период зарождает самосознание. Ребенок начинает проявлять признаки самостоятельности, распознает свое отражение, отзывает на имя, употребляет личностное местоимение.

Развитие эмоциональной сферы 4-5 летнем возрасте:

  • проявление аффективных реакций;
  • эмоциональное предвосхищение;
  • ребенок пытается ;
  • формирование цепочки «желание — предвосхищение — направленное действие — соответствующая эмоция»;
    оценивает свое поведение.

Весь спектр эмоций детей этого возраста завязан на климате в семье. Появляются новые интересы, навыки, формируются мотивы. Эмоции усложняются, ребенок ощущает гнев, грусть, застенчивость, восторг и иные эмоции. При этом он уже выражает их не плачем или смехом, а через речь и мимику.

Но дошкольники еще не могут контролировать свои переживания и эмоции, которые уже становятся произвольными и разумными. Для этого возраста характерно формирование эстетических и нравственных чувств.

Дети 6-7 летнего возраста уже хорошо осознают правила общества, и в соответствии с ними подстраивают поведение.
В этом возрасте постепенно созревает чувство долга. Уже к 5 годам появляется моральное сознание, способствующее пониманию дошкольником предъявляемых требований. Дошкольник соотносит их к своим поступкам, а также действиям сверстников и взрослых. К 6-7 годам это чувство долга проявляется особенно ярко.

Развитие любознательности активно способствует проявлению удивления и радости новым открытиям. Творческая, художественная деятельность стимулирует развитие эстетически чувств.

Эмоциональная система, тем временем, еще остается незрелой. При неблагоприятных условиях у ребенка проявляются отрицательные эмоции, поведенческие нарушение, снижение самооценки, переживание тревоги и обиды. Все эти эмоции естественны, но детям дошкольного возраста очень трудно выражать отрицательные эмоции. Порой взрослые запрещают их проявлять, усугубляя положение. Нередко ребенок к 6 годам уже начинает контролировать свои чувства, прятать эмоции, но внутри кроется обида и гнев, отражающиеся на физическом и психическом здоровье. Поэтому позитивные эмоции важны в развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Можно выделить основные эмоциональные особенности детей этого возраста:

  • формируются моральные, интеллектуальные и эстетические чувства;
  • эмоции отражают физическое и психическое состояние ребенка;
  • появляется чувство долга;
  • речь помогает осознавать свои эмоции.

Эмпатия у дошкольников

Полноценное эмоциональное развитие не может происходить без формирования эмпатии — стремлению к сопереживанию и состраданию. Ребенку с сформированной эмпатией легче понять чувства и поступки другого, стремится ему помочь. Такие дети дошкольного возраста быстрее социализируются, свободно общаются, учеба в школе дается им легче.

Советы родителям, как развивать у своего ребенка эмпатию:

  • в семье должен быть сформирован благоприятный климат любви и взаимопонимания;
  • развивайте положительные стороны характера;
  • объясняйте, как в конкретной ситуации правильнее поступить, поясняйте, к каким результатам могут привести такие поступки. Не бойтесь разбирать ситуации из жизни;
  • в каждом обществе есть свои принципы, с которыми ребенка обязательно нужно знакомить;
    сопереживайте ребенку;
  • хвалите за хорошие поступки;
  • играйте с детьми.

И, самое главное, для своего ребенка нужно быть примером. Дети этого возраста буквально «впитывают» в себя поведение своих родителей и неосознанно копируют.

Проверка эмоционального развития

Определить развитие эмоциональной сферы можно с помощью следующих методов: опрос, тестирование, анализ рисунков, анкетирование, наблюдение, беседа.

Основное внимание обращается на эмоциональный фон ребенка, насколько выражены и подвижны эмоции, пытается ли он их контролировать, имеет ли место эмоциональная нестабильность. В результате выявляется весь эмоциональный диапазон, которые ребенок дошкольного возраста понимает и может передать, в т.ч. посредством речи. Наблюдается, как ребенок реагирует на различные происходящие явления вокруг себя. Определяется, восприимчив ли он к чувствам людей, понимает ли их эмоции.

Формирование эмоциональной сферы

В настоящее время большая часть дошкольников дают неадекватную реакцию на многие вещи, игнорируют чувства других людей, не умеют сопереживать, не пытаются контролировать эмоции. Во многом это связано с недостатком общения. много времени проводят за компьютером, планшетом или телевизором. И дело не в полезности информации, а сколько времени они так проводят, и сколько времени им уделяют родители. В результате на лицо неполноценное эмоциональное развитие дошкольников.

Хорошо, если ребенок посещает детский сад и общается со сверстниками, т.к. это стимулирует эмоциональное развитие дошкольников. Но этого не достаточно! Благоприятная атмосфера в семье и регулярное общение, развивающие игры и положительные эмоции способствуют гармоничному развитию личности.

Если человек эмоционально благополучен, он достигает больших успехов в жизни, более целеустремлен, легко находит контакт с людьми. Эмоциональное благополучие формируется в детстве. И если родители не хотят уделить ему время своего настоящего, значит они обкрадывают его будущее. Положительная эмоциональная сфера дошкольника благотворно влияет на познавательные процессы, не может обойтись без общения с родителями.

Эмоциональная сфера дошкольника формируется во время общения с другими детьми, игр, в т.ч. подвижных, во время творчества, чтения, трудовой деятельности, прослушивания музыки.

Можно выделить основные компоненты для развития:

  • режим дня;
  • самостоятельное творчество;
  • физическая активность;
  • совместная деятельность;
  • игры;
  • чтение;
  • занятия с использованием наглядных пособий.

Эмоциональное воздействие как способ воспитания

Основная цель подобного воспитания — направлять эмоции детей, а не подавлять их. Разъяснить ребенку его поступок и обсудить плохое поведение будет лучшем решением, чем наказание. Во-первых, ребенок на примере будет учиться распознавать, что «хорошо» и «плохо», прекрасный пример для разбора жизненной ситуации. Во-вторых, родители будут лучше понимать своих дошколят.

Обычно эмоциональное развитие происходит в следующих направлениях:
1. Формируются навыки сопоставлять и различать эмоции в целом (на картинках);
2. Формируется навыки сопоставлять и различать эмоции людей.

Воздействовать на ребенка можно посредством игр. Ребенок дошкольного возраста лучше воспринимает такую форму подачи и дольше сохраняет интерес. Различают сюжетно-ролевые, коммуникативные, подвижные, психогимнастические, мимические, а также игры на развитие воображения и производительности. Положительный эффект дают прослушивание музыки, чтение сказок и их обсуждение, знакомство с живописью.

В ходе таких игр ребенок будет переживать различные позитивные эмоции, пытаться объяснять что именно он чувствует, сравнит свой опыт с другими детьми. Таким образом, ребенок станет лучше понимать себя и окружающих, тем самым стимулируя свое эмоциональное развитие.

I. Условия возникновения опыта.

Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в XXI веке, особое место занимает психическое здоровье детей. Одним из факторов, влияющих на психическое здоровье детей, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложноорганизованную систему регуляции поведения ребёнка.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей.

Взрослые порой часто не знают, как побороть всё возрастающую детскую жестокость, агрессию, враждебность.

Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество.

Признаки агрессивности проявляются уже в детстве. В качестве основных причин агрессивности у детей можно выделить следующие:

  • демонстрация насилия по телевидению,
  • экономическое неблагополучие семьи,
  • социальная нестабильность в обществе,
  • недостатки воспитания,
  • неблагополучная семейная обстановка,
  • низкий уровень эмоционально-волевой сферы,
  • несформированность механизмов саморегуляции поведения.

У детей дошкольного возраста агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью.

Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности: эоционально-потребностной сферы.

Основная цель моего опыта – адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, обеспечение психоэмоционального благополучия.

II. Актуальность.

Эмоции ребёнка – это послание о его состоянии окружающим его взрослым.

Дети трёх - пяти лет уже в состоянии ярко проявлять внутреннее эмоциональное состояние, распознавать эмоциональное состояние окружающих. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании взаимодействий и привязанностей.

Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?».

Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.

Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций: радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх. Каждая эмоция, имеет своё мимическое выражение, одни распознаются легче, другие - труднее. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений к людям.

Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.

Эмоции, как мне кажется, это сама естественность поведения ребёнка, непосредственность.

Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, как справедливо указывал Л.С.Выгодский, с глубоким изменением в мотивационно - эмоциональной сфере личности ребёнка.

Работая с детьми, я пришла к выводу: воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.

Настроение улучшает и процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Люди, наделённые развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства.

Но я заметила, что эмоции связаны и с забыванием. Ребёнок быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения.

Эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем, принятые в состоянии эмоционального напряжения решения, как правило, не выполняются.

Для психического здоровья, на мой взгляд, необходима сбалансированность эмоций. Поэтому, при воспитании эмоций важно научить детей не бояться отрицательных эмоций, ибо не возможно представить себе какую-то деятельность без ошибок и неудач.

В настоящее время у детей часто отмечается состояние эмоциональной напряжённости, и как следствие, напряжённые отношения в детском коллективе.

Я хочу, чтобы у детей, которые приходят ко мне в группу было всегда хорошее настроение, чтобы они чувствовали себя уверенно. Поэтому в совместной деятельности с детьми я использую игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других.

III. Ведущая педагогическая идея.

Особенности эмоциональной атмосферы общества не замедлили проявиться в виде эмоционального отчуждения. Эта проблема заявляет о себе сегодня в самых разных сферах:

  • во взаимоотношениях мужчин и женщин как базиса построения семьи,
  • во взаимоотношениях между родителями и детьми,
  • во взаимоотношениях между педагогами и детьми,
  • во взаимоотношениях между общественными учреждениями и семьёй в разделении функций обучения и воспитания ребёнка.

Причины, заставившие меня более внимательно отнестись к этой проблеме – это эмоциональные нарушения в поведении детей. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения ребёнка (возбудимое или депрессивное настроение), в виде особенностей характера (раздражительный, гневный, угодливый), неумение детей адекватно проявлять собственные эмоции, учитывать эмоции окружающих и реагировать на них.

Исходя из этих проблем, важным фактором в работе педагога становятся:

  • раскрытие роли эмоций как мощного инструмента воспитания и обучения ребёнка,
  • поиск методов, приёмов управления развитием эмоциональной сферы ребёнка, а также коррекции и профилактики эмоциональных нарушений у детей.

Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Именно здесь для ребёнка расширяется сфера его деятельности, растёт круг значимых и менее значимых людей, осваиваются новые социальные отношения. Всё это сопровождается насыщенными эмоциональными проявлениями.

При кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития.

Мой опыт направлен на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, произвольности.

IV. Теоретическая база опыта.

История изучения эмоций в российской психологии переживала периоды взлёта и падений. Ещё в XIX веке психиатр И.А. Сикорский писал в своей книге «Воспитание в возрасте первого детства»: «Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций (например, воля, рассудок), и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону их душевной жизни».

В 1914 году психолог Н.Н. Ланге считает, что эмоции незаслуженно обойдены вниманием исследователей в пользу «сестёр» - мышления и воли. Возможно причиной такого отношения к эмоциям явились трудности, возникшие с их экспериментальным изучением.

В 1924 году в книге «Психология детства» психолог и педагог В.В.Зеньковский отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по их значению в развитии ребёнка.

Примерно в тоже время, в 1926 году, психолог А.С.Выгодский писал в «Педагогической психологии»: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

Невнимание, невостребованность и даже как бы несуществование в течении ряда лет проблем воспитания, связанных с определёнными сторонами эмоциональной жизни ребёнка, можно объяснить специфическими для нашей страны причинами социального характера. Частично это можно объяснить длительным отсутствием запроса на исследовательские работы в области эмоций.

Однако в условиях последующей перестройки социально – экономического уклада жизни в нашей стране и связанных с этими изменениями трудностей эмоциональная атмосфера общества не обрела стабильность. И как в прошлый период относительно стабильного уклада жизни, так и в сегодняшний – нестабильный – переживаниями людей нашего общества, к сожалению, являются переживания страха и агрессии.

И всё-таки…. В последние годы интерес к проблеме эмоций и чувств значительно вырос. Безусловно, это сопряжено с большими переменами в жизни нашего общества. Лишь в последнее время проблема эмоционального благополучия детей становится предметом серьёзных теоретических обсуждений (В.П. Зинченко, А.Б. Орлов, В.И. Слободчиков).

Итак, основные задачи современной психологии и педагогики эмоций состоят в следующем:

  • уточнение роли эмоций для всего психического развития ребёнка, особенно в период дошкольного возраста,
  • раскрытие роли эмоций как мощнейшего инструмента воспитания и обучения детей,
  • поиск методов, приёмов, техник управления развитием эмоциональной сферы ребёнка, а так же коррекции и профилактики эмоциональных нарушений у детей.

V. Технология опыта.

Работа с детьми.

Мой опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с трёхлетнего возраста (вторая младшая группа). Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется за счёт слов, обозначающих эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для детей этого возраста словом «настроение».

Работая с детьми не один год, общаясь с ними из дня в день я пришла к выводу: формирование эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать приоритетных задач воспитания. Известно, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка: меняются его взгляды на мир, отношение с окружающими, но сама эмоциональная сфера качественно не меняется. Её надо развивать.

Замыкаясь в телевизоре, компьютере дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние другого человека, реагировать на него. Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется мне весьма актуальной.

Кому, как не педагогам, понятно, что нужно стремиться поддерживать в ребёнке радостное настроение, воспитывать умение находить радость. Непросто создать такое радостное настроение, когда ребёнок впервые приходить в группу. Дети все разные по характеру, интересам, темпераменту, развитию эмоциональной сферы. Непривычная обстановка, незнакомые взрослые – всё это настораживает, волнует, угнетает.

Поэтому я стараюсь прежде всего снять напряжение, создать в группе такую обстановку, чтобы каждый чувствовал: именно его здесь ждут. Почувствовав себя нужным, ребёнок легче переживает перемену в своей жизни. С первых дней я пытаюсь установить эмоционально положительные отношения и с каждым ребёнком в отдельности и со всеми детьми в целом.

Изучив литературу по эмоциональному воспитанию дошкольников таких авторов как А.Д.Кошелев, Н.Л. Кряжева, В.М. Минаева, за основу своей работы я взяла принципы, предложенные педагогом из города Новосибирска Н.Головкиной:

  • Я не всезнайка. Поэтому я не буду стараться быть им.
  • Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыта любящим детям.
  • Я люблю, когда меня принимают такой, какая я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребёнку и ценить его.
  • Я – единственная, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребёнка.
  • Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребёнка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчить удары.
  • Я чувствую страх, когда беззащитна. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребёнка с добротой, лаской и нежностью.

Чтобы работа с детьми носила целенаправленный характер, решила определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться. За основу взяла диагностику, разработанную Л.П.Стрелковой, выделяя следующие параметры:

  • адекватная реакция на различные явления окружающей действительности,
  • адекватная реакция на эмоциональное состояние других людей,
  • широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане,
  • адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

На основе результатов диагностики был составлен тематический план работы с детьми.

В течение года в совместной деятельности с детьми я провожу игры и другие мероприятия, на которых использую элементы психогимнастики, аутотренинга, способствующие воспитанию эмоций.

Дети охотно играют в «Поварята», «Дотронься до…», «На что похоже настроение». Снизить уровень агрессивности у детей стараюсь в играх, в которых можно драться, например «Бой подушками» и т.д. Любят дети игры с карточками, изображающими различные эмоции («Как ты себя чувствуешь?», «Встреча эмоций» и т.д.).

Кроме игр, для развития эмоциональной сферы, я провожу целенаправленную совместную организованную образовательную деятельность, в ходе которой дети переживают различные эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с тем, как и что переживали герои литературных произведений.

Ценность такой работы заключается в следующем:

  • расширяется круг понимаемых детьми эмоций,
  • дети начинают лучше понимать себя и других,
  • у них чаще наблюдается эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

В результате работы по эмоциональному воспитанию детей, в группе сложились определённые традиции. Мы завели «Дневник настроений». Утром, придя в группу, дети ставят свои фотографии с той пиктограммой, с каким настроением они пришли, а если оно меняется в течение дня, то они переставляют свою фотографию. Дневник концентрирует внимание детей на своих эмоциях и на эмоциях окружающих.

Весело и душевно у нас проходят сладкие вечера, дни рождения детей. Стало традицией пить чай с разными вкусностями. Такие вечера снимают психоэмоциональное напряжение.

Педагогическую работу я строю с учётом следующих положений:

  • Системность организации психики ребёнка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путём воздействия на другие психические процессы (ощущение, воображение, мышление) и их регуляцию.
  • Опора на возрастные возможности дошкольников. Воплощению этого принципа способствует учёт интересов детей, определяемых возрастом (сказки, игры и т.д.).
  • Поэтапность педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельности, всё же особо хочется подчеркнуть игру. Она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной и других сферах личности.

В своей работе я использую следующие формы организации работы с детьми:

  • утренние и вечерние круги,
  • работа во время организованной образовательной деятельности в малых группах, при этом состав группы не постоянный – в течение учебного года у каждого ребёнка появляется возможность поработать со своими сверстниками,
  • организация взаимодействия малых групп между собой,
  • обмен мнениями между детьми и взрослыми (ребёнок не должен боятся высказывать свою точку зрения),
  • отказ от жёсткой регламентации деятельности дошкольников,
  • построение партнёрских взаимоотношений между детьми и педагогами,
  • просмотр мультфильмов, использование аудиозаписей и других технических средств обучения,
  • экскурсии, целевые прогулки,
  • тематические вечера.

Раскрою задачи и варианты для каждой возрастной группы.

Вторая младшая группа.

Основными задачами на этом возрастном этапе являются:

Побуждение детей к эмоциональному реагированию,

Поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые).

Для реализации этих задач я применяла сенсорные игры, игры с водой (пускать кораблики, купать игрушки, наполнять водой пластиковые ёмкости и т.д.). Параллельно с сенсорными играми я проводила игры, направленные на развитие моторных механизмов эмоциональной экспрессии, прежде всего по жестикуляционной выразительности. Сюжетной основой для таких игр выступали произведения детских писателей, фольклор.

Во второй младшей группе знакомила детей с лексикой, отражающей наиболее яркие эмоциональные состояния: радость, веселье, злость, испуг, печаль. Основную роль в решении этих задач выполняют литература, фольклор. Читая сказки, рассказы я акцентировала внимание детей на слова, характеризующие определённые эмоциональные состояния. Одновременно, я демонстрировала проявление эмоций в мимике, жестах, интонациях, побуждала детей к определению эмоциональных состояний.

Дети этого возраста должны научиться видеть и воспроизводить характерные особенности эмоциональных состояний. Для этого я использовала иллюстративный материал, театрализованную деятельность. Например, используя серию сюжетных картинок и наборы карточек с изображением героя в разных эмоциональных состояниях, я предлагала детям подобрать к каждой сюжетной картинке карточку, соответствующую настроению героя.

Средняя группа.

На этом этапе решалось больше задач, связанных с эмоциональным состоянием детей. Это, прежде всего, расширение опыта эмоционального реагирования. Для этого я использовала сенсорные игры.

В среднем возрасте я пополняла «эмоциональный» словарь детей словами, обозначающими различные настроения, словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень злой, совсем не страшный и т.д.), учила подбирать синонимы (радостный – весёлый; грустный – печальный – тоскливый и т.д.); находить слова, конкретизирующие эмоциональные состояния, понимать эмоциональные характеристики.

Чтобы облегчить детям процесс овладения эмоциональным словарём, формирования умения анализировать эмоции с помощью слов я обращалась к литературе, использовала наглядный материал. Я старалась учить детей определять и дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам, замечать изменения в настроении. Для решения этих задач я проводила беседы с использованием пиктограмм.

Старший дошкольный возраст.

К задачам этого возрастного этапа относятся следующее:

Совершенствование опыта внешнего оформления эмоций,

Стимулирование самобытности эмоционального реагирования.

Для решения этих задач я использовала серию эмоционально-экспрессивных игр. Я старалась подвести детей к мысли: от настроения человека во многом зависят его взгляд на окружающий мир, отношения между людьми.

Поддерживая в ребёнке радостное настроение, я стараюсь укрепить его психическое здоровье.

Я искренне надеюсь, что работа в этом направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким, насыщенным, что каждый из них сможет гордо сказать: «Пусть всегда буду Я!».

Работа с родителями.

Для достижения наилучшего результата необходима организация совместной деятельности воспитателя и родителей, родителей и детей. Поэтому, я прежде всего изучила отношение родителей к проблеме эмоционального воспитания. С этой целью я провела анкетирование родителей, которое показало, что из 26 семей серьёзно к этой проблеме относятся всего 5. По результатам анкетирования я составила план работы с родителями.

На первом этапе работы я познакомила родителей с формами и особенностями игр по эмоциональному развитию детей, а также старалась подключить к процессу развития эмоциональных способностей и навыков детей.

Я предусмотрела следующие формы работы с родителями:

  • родительские собрания с чаепитием, где информировала их о целях, задачах, особенностях эмоционального развития;
  • анкетирование родителей с целью получения информации об особенностях детско–родительских отношений и индивидуальности ребёнка;
  • знакомство родителей с результатами педагогического наблюдения.

На следующем этапе я подключила родителей к созданию групповой атмосферы, предметной среды, позволяющей формировать детское сообщество. В этом мне помогли:

  • домашние задания по участию в групповых делах (оформление и оснащение группы);
  • участие родителей в праздниках;
  • совместные мероприятия родителей с детьми «Понимаем ли мы друг друга?» с использованием уже знакомых детям игр и упражнений на развитие эмоциональных способностей в ситуациях общения;
  • домашние задания «Вместе с детьми», в которых родителям предлагается дома повторить отдельные игры и упражнения, разученные на занятиях, с целью поддержания и улучшения контакта родителей с детьми.

В организации мероприятий по познанию эмоциональной сферы ребёнка я использовала следующие формы работы с родителями:

  • анкетирование ребёнка с помощью родителей на тему «Вот я какой!», которое позволяет родителям совместно с ребёнком заметить, осознать и пережить приятные минуты, совместно изучая индивидуальность ребёнка;
  • домашнее задание (рисунок «Моя семья» с последующем оформлением выставки);
  • организация досуга с семейными конкурсами, чаепитием;
  • совместный тематический рисунок «Что нас радует?», где передаются совместные занятия в семье, приносящие удовольствие, радость;
  • разучивание с родителями психогимнастических упражнений;
  • совместные рисунки родителей и детей «Что нас радует», «Что нас огорчает», «Чего я боюсь» и т.д.;
  • анкета – отзыв о проведённой работе в течение года.

Эти формы работы позволили мне вместе с родителями понять причины трудностей в эмоциональном развитии ребёнка и их специфики, выяснить особенности социальной ситуации формирования личности ребёнка, найти возможности помочь ему.

Последующее анкетирование подтвердило целесообразность выбранного направления работы. Из 26 семей серьёзно к этой проблеме стали относиться 20.

VI . Новизна.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности.

В современной отечественной психологии часто используются понятие «эмоциональный комфорт», «эмоциональное развитие». Авторы современных программ также считают, что воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого ребёнка, способствовать развитию эмоциональной сферы, понимать его душевное состояние, причины душевного дискомфорта и выбирать оправданную с этой точки зрения форму педагогического воздействия.

Вместе с тем, работа по развитию эмоциональной сферы традиционно считается прерогативой психологической службы. Однако, не в каждом дошкольном учреждении есть психолог, и даже если он есть, работа по развитию эмоциональной сферы должна стать особой заботой педагога.

Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс воспитателем детского сада, предлагает включение педагогом различных средств эмоционального развития и использование их в течение дня.

Совместная с педагогом деятельность, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмоциональную сферу ребёнка.

VII . Результативность.

Результатом такой работы стало ее эффективность и положительное влияние на психическое здоровье детей.

Внедрение здоровьесберегающих технологий, комплексный подход к оздоровлению, развитию эмоциональной активности использование психогимнастики, аутотренига в режиме дня, дали положительные результаты:

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ:

  • отношение детей к нравственным нормам повысилось с 11% (3 детей) в 2009 г до 80% (20 детей) в 2011г;
  • увеличилось число лидеров с 31% (8 детей) в 2009г до 70% (18 детей) в 2011г;
  • снизилась агрессивность с 38% (10 детей) в 2009г до 8% в 2011г (2 детей).

Работа оказала влияние на функциональное состояние детей и на состояние их здоровья, улучшились показатели как физического так и психического здоровья детей

Проведенная работа в целом показала, что применение игр на улучшение эмоционального состояния в режиме дня, разнообразие форм мероприятий делает возможным улучшение состояния здоровья, психического и физического развития детей в ДОУ.

В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ:

  • возрос интерес родителей к эмоциональному развитию ребёнка с 11% (3 семьи) в 2009г до 62% семей (16 семей) в 2011г;
  • активность участия родителей в педпроцессе увеличилась с 23% (6 семей) в 2009г до 77% (20 семей) в 2011г.;
  • повысилась педагогическая компетентность с 19 % (5 семей) в 2009г до 65% (17 семей) в 2011г.

Я считаю, что работа прошла успешно, и дети, и родители получили необходимые знания, умения и навыки. Очевидно, что в главном направлении деятельности была обеспечена взаимосвязь всех составляющих здоровья – физического, психического и социального. Это позволило повысить эффективность педагогической деятельности в целом.

Представленная система работы позволяет эффективно решать вопросы полноценного психического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность положительном эмоциональном восприятии жизни.

Перспективу своей деятельности вижу в продолжении работы по формированию эмоциональной сферы дошкольников. и развитии активной деятельности в тесном сотрудничестве с семьей воспитанников, постоянный поиск и внедрение современных технологий.

VIII . Адресная направленность.

Моя работа для всех, кто работает с детьми в детском саду и занимается их воспитанием. Предложенный практический материал может оказаться полезным при планировании и осуществлении деятельности в дошкольном учреждении. Главное – учитывать потребности ребёнка, а так же возможности педагога в конкретной ситуации. Предлагаемы игры и занятия не являются средством решения всех проблем, однако позволяют создать благоприятную атмосферу для развития ребёнка.

При реализации работы по эмоциональному развитию важно учитывать этапность поставленных целей и задач.

1. На первом этапе педагогу необходимо пробудить в детях эмоциональную активность, доверие к себе и другим людям, чувство Мы.

2. На втором этапе важно обратить внимание на интерес детей к сверстникам, развитие эмпатии, способности сопереживать, понимать, видеть, слышать другого.

3. На третьем этапе обратить внимание на формирование позитивных представлений детей о себе. Главная задача педагога – обеспечить сознание ребёнком своей значимости, гордости за свои успехи, познание своей индивидуальности.

4. На четвёртом этапе важно обратить внимание на эмоциональную восприимчивость детьми себя и сверстников, способность самовыражения. Это возможно при эмоциональной открытости самого педагога при взаимодействии с детьми.

5. На пятом этапе важно вести детей, опираясь на их чувства принадлежности к группе, умение воспринимать другого, согласовывать свои действия, достигать успеха в группе.

Тема: «Эмоциональное развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ»

Цель : Знакомство участников с опытом использования игровых технологий, направленных на развитие эмоций у дошкольников.

Задачи :

1. Актуализировать знания педагогов о важности дошкольного периода детства для развития эмоциональной сферы.

2. Содействовать формированию у педагогов представлений об использовании игровых технологий, направленных на социально – личностное развитие дошкольников.

3. Изготовить пособие «Веселый светофор»

С. Л. Рубинштейн отмечал, что один и тот же процесс может быть (и обыкновенно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным , и волевым. Однако в зависимости от содержания процесса, возрастных или индивидуальных особенностей, ведущей может стать или интеллектуальная составляющая, или эмоциональная , или волевая. Очевидно, что в отношении к дошкольному периоду в целом, и к раннему дошкольному детству в особенности, именно эмоциональная составляющая является доминантной и определяющей.

Организуя среду ДОУ, необходимо её сделать такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально -чувственной сферы ребенка раннего возраста как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития .

Охарактеризуем более подробно каждое из названных условий .

Эмоционально -поддерживающий компонент среды

Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе детей раннего возраста необходимо научиться соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие : возбуждение, расслабление, переживание, организация эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими и т. д.

На первом этапе – адаптации ребенка к ДОУ :

Установление эмоционального контакта с ребенком ;

Вовлечение его в происходящие вокруг события : «(Имя, посмотри на меня», «Подойди ко мне на минутку» , «Покажи игрушку, что она делает» и т. д. ;

Создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;

Обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе;

Формирование у детей положительного отношения, принятия ситуации пребывания в группе ДОУ и т. д.

Эмоционально -настраивающий компонент среды

При обустройстве эмоционально -настраивающего компонента окружающей среды учитываются следующие обстоятельства. Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка.

Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, воспитатель продумывает организацию жизни ребенка : удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т. д.

При этом стоит иметь в виду два обстоятельства. Первое – приобретение в группу оборудования, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка . А второе – пересмотреть имеющиеся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально- развивающую направленность .

Эмоционально -стабилизирующий компонент среды

Потребность в безопасности и защите проще всего наблюдать именно у маленьких детей . Дошкольники испытывают тревогу, переходящую в аффекты, если меняется обстановка вокруг. Не случайно, всем известны трудности адаптационных периодов у детей при поступлений в ДОУ. Определенным гарантом удовлетворения потребности в безопасности является для ребенка-дошкольника наличие определенных режимных моментов. Режим дня – это определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей , поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма .

Эмоционально -активизирующий компонент среды

Активизация эмоциональных состояний происходит, когда случается «радость узнавания» , или при встрече с чем-то новым, необычным (но не пугающим для ребенка) . Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Поэтому воспитателю необходимо целенаправленно включать игры и игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально -чувственной сферы ребенка. К таковым относятся :

Игры с детьми на накопление эмоций ;

Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;

Игры на преодоление негативных эмоций ;

Игры на снятие эмоционального напряжения , релаксацию;

Игры на развитие эмпатии у детей и другие .

Так как же мы можем подействовать на развитие эмоций у детей? (ответы) . Но сначала хотелось бы вспомнить, какие эмоции мы знаем. Все мы хорошо знаем игру «Угадай-ка!» и я хочу сейчас немного поиграть с вами.

1. Мои глаза слегка прищурены.

Уголки рта слегка приподняты.

Я смеюсь.

(Радость)

2. Глаза слегка сужены.

Уголки рта опущены.

(Грусть)

3. Мои брови нахмурены и сдвинуты.

Зубы стиснуты.

Губы плотно сжаты.

Ноздри расширены и дрожат.

Я сжимаю кулаки.

Я хочу ударить.

(Злость)

4. Мои брови приподняты.

Рот слегка приоткрыт, округлён.

Глаза широко раскрыты.

Я восклицаю: «О-о-о!» или «Ах!»

(Удивление)

5. Мои брови приподняты и слегка сведены к переносице.

Глаза очень широко открыты.

Я хочу защититься, спрятаться, убежать.

(Страх)

6. Когда мне интересно, я сосредотачиваюсь.

Я смотрю внимательно на предмет.

Мои брови слегка сведены.

(Интерес)

7. Я опускаю и отворачиваю голову в сторону.

Я прячу глаза.

У меня краснеет лицо, уши.

Я испытываю …

(Стыд)

Эмоционально -тренирующий компонент среды

Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики. Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой : развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции , правильно их выражать и полноценно переживать.

Подводя итоги, отметим следующее. Становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для раннего детства должно стать одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ДОУ.

Я хочу познакомить вас с пособием «Весёлый светофор» . Этот светофор располагается у нас вначале кабинета. Приходя на занятие, дети подходят к пособию и сразу же отмечают своё настроение. Я обязательно фиксирую для себя, с каким настроением ребёнок пришёл на занятие. Для работы нам нужно три круга – красный, желтый и зеленый. К каждому из них мы приклеим белый круг меньшего диаметра, для изображения эмоции. Примечание: кроме уголка эмоций, данное пособие может быть использовано в играх по ПДД – как макет светофора. Ленточки, позволяют перекручивать стороны светофора между собой (так можно уменьшить количество эмоций – например: для малышей). Для распознавания настроения у детей, используются обычные прищепки.

Круг красного цвета означает, что у ребёнка плохое настроение, он грустит или печалится. Круг желтого цвета означает, что у ребёнка, пришедшего на занятие, спокойное, нейтральное настроение, без эмоций. Круг зелёного цвета – это, конечно же, веселье, радость, настроение прекрасное. Я хочу пожелать вам сегодня, чтобы и у вас, уважаемые коллеги, от нашей встречи осталось только хорошее «зеленое» настроение!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 26 «Теремок»

Перспективное планирование

«Развитие эмоциональной сферы дошкольников в условиях ДОУ»

/старший возраст/

Разработала:

Воспитатель

Кузьминых В.М.

г. Йошкар-Ола

2012г.

Введение

Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для детей нашего столетия, то проблема эмоционального развития наверняка займёт одно из первых мест. И в этом нет ничего удивительного. Нагрузка на психику сейчас несравнимо больше чем раньше. В этом виноват и ритм современной жизни, и обилие информации, и калейдоскоп событий и лиц. Наши дети естественно делят с нами эти трудности.

В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.

Таким образом, можно выделить особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:

  • ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
  • изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
  • чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
  • формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Эти задачи решаются на занятиях по театрализованной деятельности. Игры-занятия проводятся с дошкольниками и способствуют тому, чтобы они смогли и захотели "превратиться" в героя любого литературного произведения, разыграть сценки из жизни, ситуации. Вот, где ребенок становится настоящим волшебником, который творит добро, приносить радость другим и себе.

Игра - драматизация служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В тоже время, внесение в игру нового эмоционального опыта (переживания радости от общения со сверстниками или от перевоплощения в роли и т.д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводят к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.

Форма организации

Цель

СЕНТЯБРЬ

  1. Упражнение «Доброе животное»
  1. Игра «День рождения»
  1. Игра «Хороводы сказочных героев»
  • Снятие психомышечного напряжения, обучение детей понимать чувства других, сопереживать, сплочение детского коллектива.
  • Сплочение группы и создание в ней благоприятного эмоционального фона
  • Развитие выразительности движений, мимики, раскованности.

ОКТЯБРЬ

  1. Занятие «Знакомство с эмоцией радости»
  1. Психогимнастика «Ручеёк радости»
  2. Этюд «Встреча с другом»
  1. Игра «Весёлое путешествие»
  • Знакомство с эмоцией радости, развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, способствовать развитию выразительности жестов, обучение элементарным приёмам регулирования поведения.
  • Развитие воображения, чувства эмпатии, снятие психомышечного напряжения.
  • Развитие способности распознавать и передавать эмоциональное состояние.
  • Создание благоприятного эмоционального фона; вовлечение детей в игру; развивать умение распознавать настроение музыкального произведения

НОЯБРЬ

1. Игра – музыкальная импровизация.

2. Занятие «Путешествие в сказку»

3. Занятие « Я знаю, я умею, я могу!»

  • Создавать положительный эмоциональный фон; развивать навыки общения ребёнка со сверстниками; формировать у детей представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей

ДЕКАБРЬ

  1. Занятие «Перевоспитаем Страшилку»
  1. Занятие «Встреча с медведем»
  2. Упражнение «Маленький храбрец»
  3. Психотехника «Волшебный клубочек»
  • Знакомство с эмоцией страха; Развитие воображения и творческих способностей; умение изображать эмоцию страха схематически и изображать мимикой.
  • Развивать умение различать страх и испуг
  • Коррекция эмоции страха.
  • Повышение самооценки, снятие психомышечного напряжения, устранение страхов, создание положительного эмоционального фона

МАЙ

  1. Игра – музыкальная импровизация.
  1. Занятие «Путешествие в сказку»
  1. Занятие « Я знаю, я умею, я могу!»
  • Развивать умение быстрого и точного определения по пиктограмме эмоционального состояния, свободное воплощение его в мимике, пластике и интонациях; развивать двигательно-звуковую творческую активность
  • Повторить пройденное и закрепить знания, умения детей;

формировать у детей представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей

  • создавать положительный эмоциональный фон; развивать навыки общения ребёнка со сверстниками; формировать у детей представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей

В ходе работы я изучила общие аспекты развития эмоциональной сферы дошкольника. Увидела, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта.

Способы поведения, которые мы, естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны, часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками. Поэтому для развития эмоциональной сферы дошкольника необходима специальная работа в этом направлении.

Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.


Эмоции сопровождают нас всю жизнь. Любое явление природы нейтрально, а мы раскрашиваем его красками своего восприятия. Любое взаимодействие между людьми создаёт особую эмоциональную ауру, ту особую среду, в которую втягиваются предметы, люди, животные, в ней одухотворяются явления природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Росинка» г. Вольска Саратовской области»

___________________

Консультация для педагогов ДОУ

«Эмоциональное развитие дошкольников»

Подготовила и провела

педагог-психолог

Маленкова Елена Павловна

« Эмоция - это нечто, что переживается

Как чувство, которое мотивирует,

Организует и направляет

Восприятие, мышление и действия»

(К. Изард «Психология эмоций»)

Эмоциогенная среда очень хрупка, её нарушения, «поломки» совершаются порой одним взглядом, словом, каким-то одним жестом, поступком. Люди с негативными эмоциями не способны думать о хорошем, видеть положительное в окружающих и уважительно относиться к себе. Задача родителей - научить ребёнка мыслить позитивно. Эмоциональность влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие ребёнка, она сказывается и на его интеллектуальном развитии. В последнее время много внимания уделено проблеме взаимосвязи эмоций и интеллекта, а также их влияние на достижение успеха. Мышление находится в прямой зависимости эмоций. В общей «лестнице» психического развития логическое мышление формируется на основе образного, которое, в свою очередь, тесно связано с эмоциональным развитием ребёнка.

Вся система воспитания и образования до сих пор продолжает строиться на основе развития интеллекта, неизмеримо меньше внимания уделяя становлению эмоциональной сферы. Акцент в обучении на эмоциональной сфере - это наиболее верное решение, т.е. по образному выражению Л.С. Выготского, «действовать на аффект, чтобы добраться до интеллекта». Другими словами, во главу планирования занятий, уроков положить систему управления и формирования базовых эмоций личности, а осуществлять эту работу на учебном, программном материале. Важным становится тот факт, что, опираясь именно на эмоциональную сферу ребёнка можно решить целый ряд проблем в его развитии в процессе формирования личностной сферы. Работая над формированием эмоций, расширением их диапазона, созданием «тонкого эмоционального реагирования», педагог, родители обеспечат развитие резервных потенциальных возможностей ребёнка, и тем самым создадут основу для его успешного обучения. Если за основу работы педагога взять работу по воспитанию базовых эмоций, как составного компонента личности ребёнка, то любое занятие, урок должны включать в себя задачу по формированию какой-то эмоции, её уточнению, адекватному воспроизведению и т.п. Каждая из них имеет свою шкалу (варианты) проявлений, свои причины и последствия проявления. Эмоции образуют основные структуры сознания.

Необходимо помнить, что эмоции неизменны; меняется лишь форма их проявления. Радость – всегда радость; печаль – печаль, а вот форма проявления в детстве, отрочестве, зрелости – разная.

Формирование каждой базовой эмоции значимо для работы над личностью ребёнка. Базовые эмоции - это веер направлений работы педагога и родителей по развитию эмоционально – волевой сферы ребёнка, через которую можно будет скорректировать и поведение, и речь, и мышление! Благодаря огромной роли эмоций в регуляции деятельности ребёнка-дошкольника его мышление носит «эмоционально-образный» характер, который надолго остаётся доминирующим в структуре детского интеллекта. Эмоции всегда с нами, и переживание эмоций в значительной степени определяет наше восприятие и интерпретацию окружающего мира. Вот именно поэтому важны и необходимы профилактические мероприятия по сохранению и обогащению эмоционального мира ребёнка. Взрослый, желающий видеть ребёнка счастливым, должен помнить:

  • доверительные отношения с ребёнком, если ребёнок доверяет, он сможет выразить свой негатив словами. Проговаривание вслух чувств, оказывающих отрицательное воздействие на существующий образ «Я», помогает ослабить эти чувства и они уже не окажут такого разрушительного воздействия на психику;
  • использование игр с куклами, ролевых игр в работе с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками. Различные роли кукол, выполняемые ребёнком, позволят ему посмотреть на ситуацию с разных точек зрения и проявить различные эмоции. Ролевая игра способствует обучению владению собственными эмоциями, сюжетами для таких игр следует выбирать разные ситуации, предполагающие яркое проявление эмоций, чувств. Например: «День рождения», «Цирк», «Больница», «Семья», «В зоопарке», «Злая собака» и другие;
  • снятие эмоциональных зажимов с помощью игр, танцев, пластики, физических упражнений;
  • создание условий для того, чтобы ребёнок ощущал себя комфортно и оценивал себя положительно (хвалить ребёнка в присутствии других детей и взрослых; исключить сравнения детей; оказывать психологическую поддержку, проявляя искреннюю заботу о ребёнке);
  • в основе познавательной деятельности малыша лежит сенсорный процесс, вызывающий эмоции.

Главное – всегда помнить о развитии эмоциональных устремлений детей!