Беседа хорошие манеры. Классный час на тему: "Хорошие манеры"


Беседа из цикла «Хорошие манеры».

«Добрые слова».

Цель: прививать детям манеры доброго, вежливого общения, как с взрослыми, так и со сверстниками; воспитывать уважение к русскому языку.

Сегодня мы поговорим с вами о том, что нас постоянно окружает, с чем мы встаем утром и ложимся вечером, чем обмениваемся, когда встречаем друзей, соседей.

Всем приветствиям знакомым

Наш народ сердечно рад.

Слово доброе зовем мы

Половиною добра.

«Добрые слова» – что же это за слова? Назовите их. (Дети называют слова: доброе утро, здравствуйте, спасибо, пожалуйста, и другие).

Когда люди произносят эти слова? (Высказывания детей: при встрече, когда обращаются с просьбой, когда благодарят и так далее).

Отправляясь в школу

С ранним ветерком попутным,

Всем, кто встретится, подряд

Говорю я «С добрым утром».

И пока я здесь играю –

«Добрый день» друзьям желаю.

А с вечерними лучами

В дом вхожу я со словами:

«Добрый вечер!»

Назовите, какие добрые слова вам встретились в этом стихотворении.

(Ответы детей).

Истину простую с детства

Каждый затвердить готов:

Мудрая приветствий –

Это мать всех наших слов.

Всегда при встрече нужно приветствовать друг друга. Молодые первыми здороваются со старшими. Сверстники – кто подходит первым. Первым здоровается и тот, кто входит в помещение, где уже есть люди. Мальчикам, мужчинам при входе в помещение необходимо не только здороваться, но ещё и снимать головной убор.

Мы выходим в путь из дома.

Перед нами белый свет.

Всем своим друзьям, знакомым,

Шлем мы ласковый привет.

Если мы будем всегда соблюдать эти нехитрые правила, то люди будут нас встречать с теплом и улыбкой.

Народная мудрость гласит: «Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».

Не забудьте сказать вежливые слова, если нужно что-то попросить. Вспомним рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». Кто помнит, какое доброе волшебное слово шепнул старик мальчику? (Ответы детей - пожалуйста).

Помните какие волшебные превращения произошли: и сестра краски дала, и бабушка – пирожок, и брат на рыбалку взял. А всего одно слово!

Ну а уж, если вам в чем-то помогают, угощают чем-то вкусным, выполняют вашу просьбу – не забудьте сказать «Спасибо».

«Брать легко, отдавать трудно» – гласит народная мудрость.

Иногда мы очень спешим и не успеваем сказать добрые слова. Это очень огорчает других людей, окружающих нас – наших мам, пап, бабушек и дедушек, наших друзей и подруг. Например: угостили друзья Алину мороженым.

Только у одной Алинки

Мнение о том свое:

Не добьёшься за подарки

Благодарности её.

У меня вопрос «Будем ли мы дружить с этой девочкой Алиной? Если нет, то почему?»

(Высказывания детей).

А сейчас вам всем нужно запомнить «Золотые правила» вежливого обращения.

  1. Дома, в школе и на улице не забудь говорить вежливые слова «Привет», «Здравствуй», «Добрый день».
  2. Младшие первыми приветствуют старших. А мальчики первыми приветствуют девочек.
  3. Обращаясь к кому-либо с просьбой или с вопросом, поклонись слегка – это будет означать приветствие. Вспомни при этом слово «пожалуйста».
  4. Получив подарок или покупку, или ответ на свой вопрос, не забывай сказать доброе слово «спасибо».
  5. Если нечаянно толкнул или обидел кого-то, тотчас же извинись.

Это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать и выполнять.

Что вы сегодня узнали нового? (Высказывания детей).

Беседа на тему: «Этикет, или просто хорошие манеры».

Цель: воспитание нравственной культуры личности, отношения к миру и другим людям, которое определяется степенью культуры общения общества. Познакомить с историей происхождения этикета. Дать первоначальное представление об этикете и значимости в жизни человека. Оборудование : слайды и иллюстрации.

Ход мероприятия

Педагог . Ребята, сейчас я прочту короткое стихотворение, которое поможет вам узнать тему нашей беседы.

Этикет – серьезный он

Так не топайте как слон.

Здесь поклон, вам – привет,

Вот что значит этикет.

Педагог. Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету.

Итак, что же такое Этикет? Правила поведения, которые необходимо знать и соблюдать каждому человеку, называются - этикетом . С этими правилами мы знакомимся с раннего возраста и продолжаем познавать их на протяжении всего детства, а может всей жизни.

Откуда же появились различные правила этикета?. В течение тысячелетий люди искали такие формы общения друг с другом, при которых всем было бы комфортно. Сложившиеся за тысячелетия правила поведения помогают людям понимать друг друга, избегать конфликтов. Очень древнюю историю имеет обычай рукопожатия. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять. Например, ёщё в средние века зародилась традиция снимать шляпу и ли перчатку при приветствии. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы. (Показ слайдов)

Педагог. Слово Этикет произошло от французского слова - этикетка, ярлык.

О происхождении данного слова существует любопытная версия. Согласно этой версии, оно возникло благодаря главному садовнику французского короля Людовика Х IV . Садовник пожаловался королю на дворян, вытаптывающих лужайки Версальского парка, не обращая внимания на многочисленные запреты. На одном из своих приёмов король распорядился раздать карточки с правилами поведения. От французского названия такой карточки - "этикетки" - и произошло слово этикет . Этикет - совокупность правил поведения, касающихся отношения людей (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Педагог. Часто соблюдение этикета называют - хорошими манерами.

"Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение ".

Что такое манеры, как вы думаете? (Ответы детей)

И так, манеры - это искусство вести себя с людьми в любых жизненных ситуациях. Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Педагог . Перечислите, какие хорошие манеры нам знакомы? (Ответы детей сопровождаем показом слайдов)

У двери пропускаем вперед старших и девочек.

Встаем при встрече и разговоре со взрослыми и т. д.

Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, неумении сдерживать свое раздражение, намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ.

Педагог. В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Даже была такая поговорка: “Этикет делает королей рабами двора” .

Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

Педагог. И еще один пример абсурдного поведения.

Иногда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Педагог. В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием “Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

- придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов или титулованных особ;

- дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при общении друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах или переговорах;

- воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

- общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Педагог. Проверим вашу внимательность. (Показ слайдов)

Как называлась первая на Руси книга по этикету? (Домострой).

Как называлась книга, изданная при Петре I? (Юности честное зерцало).

О чём эта книга? (Правила поведения молодёжи в обществе).

Какие основные виды этикета вы знаете?

Какой вид этикета регламентирует порядок и правила поведения при переговорах официальных лиц. (Дипломатический).

Педагог . Этикет имеет национальные черты. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем или национальными традициями и обычаями. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие.

Как мы приветствуем друг друга? Покажите ваши приветствия друг другу. (Дети показывают свои приветствия.)

(Педагог читает стихотворение "Приветствия")

Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,
«До свиданья!», «Будь здоров!»,
«Я вас рада видеть очень»,
«Мы не виделись сто лет»,
«Как дела?», «Спокойной ночи»,
«Всем пока», «Прощай», «Привет»,
«Буду рад вас видеть снова»,
«Не прощаюсь!», «До утра!»,
«Всем удачи!», «Будь здорова!»
И «Ни пуха, ни пера!».

А вот как приветствуют друг друга в разных странах : ( Показ слайдов )

    древние греки – “Радуйся!”,

    современные греки – “Будь здоровым!”,

    арабы – “Мир с тобой!”,

    индейцы – “Все хорошо!”,

    англичане и американцы – пожимают друг другу руку,

    китайцы – пожимают руку себе самому,

    лапландцы – трутся носами,

    латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку,

    японцы – кланяются.

Педагог. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас людей, которые могли бы любить и уважать нас, если бы мы были более воспитаны. Хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека. Культурный человек – тот, кто не только создает произведения культуры, но и стремится сберечь то, что было создано до него. Он не ломает вещей, не мешает жить окружающим своим поведением, оказывает помощь всем, кто в ней нуждается. Скромен, аккуратен, внимателен и заботлив.

Читает стихотворение " Что такое этикет?"

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

Педагог . Как вы думаете, о чём эти строки. (Рассуждения детей .) .И так Вы, поняли что Этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности и морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной. А теперь послушайте несколько афоризмов - высказываний известных людей:

Этикет - когда ведешь себя чуточку лучше, чем это совершенно необходимо (У. Каппи).

Хорошие манеры - это ум, образованность, вкус и стиль, смешанные настолько искусно, что вам уже не нужны ум, образованность, вкус и стиль (П. О"Рурк).

Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований (Р. Эмерсон).

Хорошие манеры - лучшая защита от дурных манер другого (Ф. Честерфилд).

Манеры человека - это зеркало, в котором отражается его портрет (И. Гете).

Важно, чтобы каждый из вас учился хорошим манерам и следовал следующему принципу:

«Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступили с вами» .

Классный час на тему « Хорошие манеры»

Цель: раскрыть смысл понятия «хорошие манеры».

Задачи:

    способствовать формированию качеств личности ребёнка: доброта, отзывчивость, дружелюбность

    способствовать развитию вежливости у учащихся

    способствовать формированию культуры поведения

1 сценка:

Здорово, Дэн!

Здорово, Жека!

Как дела? Где тусуешься?

Да так, дела фиговые! Училка много задала.

Не делай, всё равно пара будет!

А меня как – то это не колышет.

Ну ладно, пока, а то меня ещё родичи ждут.

Везуха тебе, а мне ещё мозги парить надо.

2 сценка:

Здравствуй, Алина!

Здравствуй, Настя!

Как твои дела?

Спасибо, хорошо. А твои?

Тоже неплохо.

Как поживают твои родители?

Нормально.

До свидания, Алина!

До свидания, Настя!

Ребята, чем отличаются эти ситуации? За кем вам приятнее было наблюдать? Почему? А нужно ли учиться правилам хорошего тона, хорошим манерам?

(учащиеся высказывают своё мнение).

Вот сегодня этому и посвящается наш классный час.

Тема « Хорошие манеры»

На одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людовика XIV , имевшее прозвище Король – солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. Предлагаю самые важные правила поведения записывать в «Памятку воспитанного человека», которые лежат у вас на столах. Сегодня мы с вами узнаем правила воспитанного человека. Каким должен быть воспитанный человек? Раскрывая правила мы будем записывать их на лучах идущих от человечка. Итак, начинаем нашу работу.

Чтобы раскрыть 1 правило воспитанного человека, я предлагаю составить «Словарь вежливых слов». В нашу школу на имя нашего класса пришло звуковое письмо. Послушайте его.

«Что? Где? Когда?»

В разных странах люди приветствуют друг друга по – разному.

« Здоров ли ваш скот? – произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят «Я тебя вижу». В Китае спрашивают «Ели вы сегодня?» А как это звучит по – русски?

«»Здравствуйте!» - тем самым мы желаем друг другу здоровья.

Ребята, об этом удивительном слове «здравствуйте» поэт В.Солоухин написал стихотворение. Для вас его прочтёт ваша одноклассница

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте» больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Ребята, очень важно уметь правильно здороваться. Вот сейчас мы и посмотрим, как вы умеете приветствовать друг друга.

    Ребята, кто должен здороваться первым, если встретились старший и младший?

    2. Ребята, кто-то из вас идёт с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе?

    3.Ребята, представьте: вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что на передней площадке стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться?

4.Ребята, кто первым подаёт руку при приветствии: старший младшему или наоборот?

(учащиеся высказывают своё мнение)

Итак, мы с вами вспомнили как нужно здороваться.

Какое первое вежливое слово мы запишем в «Словарь вежливых слов»?

здравствуйте

А чтобы добавить другие вежливые слова, вы закончите мои предложения

    Растает даже ледяная глыба от слова тёплого (спасибо)

    Зеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)

    Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо)

    Когда нас бранят за шалости, говорим мы (извините, пожалуйста)

    Не забудьте, что на прощание говорить всем нужно (до свидания)

Раскрываем первое правило воспитанного человека. Каким должен быть воспитанный человек?

1 правило - Говорить вежливые слова .

(наклеивают лучик, надписывают первое правило)

Ребята, мы переходим с вами ко второму лучику, ко второму правилу.

В жизни невозможно жить без друзей. Плохо человеку быть одному. А что такое дружба? Умеете ли вы дружить? Друга потерять очень легко, если не ценить.

Сейчас, ребята, я предлагаю вам 3 ситуации. Вы их послушайте и должны мне дать ответ: Как бы поступил настоящий друг.

(учащиеся инсценируют мини-сценки)

1 ситуация

Саша!

Заходи, Женя!

Пошли на речку купаться. Водичка прелесть!

Мне некогда. Картошку нужно дочистить.

2 ситуация

Алло!

Ку-ку! Хи-хи! Ха-ха!

Алло! Это кто?

Ку-ку! Хи-хи! Ха-ха!

Алло! Я слушаю. Кто это?

Да это же я, Диана! Не узнала что ли!

Нет.

3 ситуация

Ты почему на велосипеде не катаешься?

А ты никому не скажешь?

Нет.

Я не умею.

(учащиеся высказывают своё мнение)

Ребята, случается так, что друг может обидеть своего товарища, посмеяться над неудачей, оставить в беде. Если так поступить, то можно остаться без друзей. И не случайно, про дружбу сложено много замечательных песен. Вот одна из них, подпевайте, кто знает.

Песня « Настоящий друг»

Раскрываем второе правило воспитанного человека. Каким должен быть воспитанный человек?

2 правило - Дорожить дружбой .

Чтобы раскрыть третье правило воспитанного человека мы проведём физкультминутку и немного отдохнём.

Солнышко проснулось

В небе потянулось (встают на носочки, тянут руки вверх)

Стало всем теплей.

Мы друг к другу повернулись,

Наклонились, улыбнулись

И душе светлей.

Сели – встали, сели – встали

Это мы сильнее стали

Чтобы маме помогать,

Поскорее подрастать.

Повертели головой,

Завертелся шар земной.

Что, друзья, остановитесь

И на место все садитесь.

Вы впервые встречаете человека. Вы ещё с ним и слова не сказали, а впечатление о нём уже есть. Кто – то вызывает симпатию, а с кем – то не хочется общаться. Почему? Посмотри на себя со стороны. Как ты выглядишь? Какое производишь впечатление? Подумай, нет ли у тебя каких – нибудь дурных привычек, которые раздражают окружающих: грызть ногти, шмыгать носом, громко разговаривать и др. Если они у тебя всё же есть, постарайся от них избавиться, а главное избавить от них окружающих. Следи за собой всегда и везде. Помни, что ты среди людей. Тогда все будут встречать тебя радостной улыбкой и говорить: «Какой приятный человек!» В человеке должна быть внутренняя и внешняя красота.

Раскрываем третье правило воспитанного человека:

3 правило- Следить за собой .

Ребята, мы продолжим наш классный час «Хорошие манеры и переходим к четвёртому лучику, к четвёртому правилу воспитанного человека.

Добрым быть совсем - совсем непросто

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит

Радуются взрослые и дети.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть

И завертится Земля быстрей,

Если станем мы с тобой добрей.

Как вы думаете, каким ещё должен быть воспитанный человек?

Добрые дела и поступки совершают только добрые, душевные, вежливые люди. Добрые дела людям добром и возвращаются. Есть такая русская пословица «За добро добром и платят». Эту русскую пословицу мы и запишем четвёртым правилом воспитанного человека. Ребята, придёте сегодня домой и посмотрите на себя в зеркало и спросите себя: «Что я сделал сегодня доброго? Что могу сделать хорошего завтра? Будем верить и стараться делать так, чтобы доброты было больше вокруг нас.

4 правило - За добро добром и платят .

Мы продолжаем нашу работу.

Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что – нибудь хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые слова? Вот сейчас и попробуем это сделать.

Мы с вами поиграем в комплименты. Что такое комплимент?

Комплимент – любезные, приятные слова, одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы. Мы будем говорить друг другу комплименты: мальчики будут говорить девочкам, девочки – мальчикам.

(учащиеся говорят друг другу комплименты)

Комплименты написаны на карточках двух цветов: розовый (вытягивают мальчики) , фиолетовый (вытягивают девочки).

-…Какая ты, сегодня красивая!

- …Твои глаза светятся ясным солнцем.

- …Ты душа и радость наша.

- …Ты царица, тобою будем мы гордиться.

- …У тебя сегодня очень красивая причёска.

- …В твоих глазах я вижу синие озёра.

Сколько в тебе обоняния!

- …Ты красива, как поутру цветы в росе.

- …Какая у тебя очаровательная улыбка!

- …Ты, себя сегодня показал с хорошей стороны.

У тебя красивые ботинки.

-…Ты настоящий рыцарь!

Тебе очень идёт цвет нового костюма!

Так поступают настоящие мужчины!

Ты очень сильный, смелый, ловкий!

На тебя можно надеяться.

Надеюсь, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные и что очень важно правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным, друзьям, знакомым и делайте это как можно вежливее.

Раскрываем пятое правило воспитанного человека:

5 првило - Уметь общаться с людьми.

С чем можно сравнить воспитанного человека? (учащиеся высказывают своё мнение)

Правильно с солнышком.

Вот он воспитанный человек, (зачитывают правила на солнышке),который:

    Говорит вежливые слова.

    Дорожит дружбой.

    Следит за собой.

    За добро добром и платит.

    Умеет общаться с людьми.

Это солнышко можно добавить ещё лучиками с правилами воспитанного человека. Здесь только их часть.

(учащимся раздаются памятки о классном часе)

Берегите ваши памятки. Я верю, они всегда вам помогут

Если каждый человек будет выполнять эти правила, то в мире будет царить радость, хорошее настроение.

Давайте, подведём итог нашего классного часа. Что же такое хорошие манеры?

Манеры – особенность поведения, образ действия, внешние формы поведения.

Нашу работу я предлагаю закончить стихами.

Если мы воспитаны,

Вежливы мы даже,

То о нас плохого

Никогда (не скажут)

Мы старушке место

В транспорте (уступим)

Маме помогая,

Хлеб к обеду (купим)

С другом на уроке

Мы болтать (не будем)

И сказать спасибо

Мы не позабудем

В комнате порядок

Наведём, конечно

И друзей поздравим

С праздником сердечно.

В разговоре взрослых

Перебить (не сможем)

И в несчастье другу

Мы всегда поможем

Слабому в защите

Верно, не откажем

И о тайне друга

Никому не скажем.

Вежливые дети

Это просто клад!

Вам и нашим гостям я хочу пожелать:

Хорошие манеры

Нам нужны всегда

Как воздух, солнце, вера

Как чистая вода.

Пусть вежливость, тактичность

Всем в жизни помогают

А доброта и скромность

Душу украшают.

Дарите радость людям

И пусть всегда так будет!

Мне сегодня очень понравилось как вы работали. Всем огромное спасибо!

Рефлексия

А чтобы узнать понравилось ли вам, я попрошу при выходе из класса оставить свой смайлик.

До свидания!

Беседа c детьми подготовительной группы
«Учимся быть вежливыми и воспитанными»

Цель: прививать детям манеры доброго, вежливого общения, как с взрослыми, так и со сверстниками; воспитывать уважение друг другу.

Сегодня мы поговорим с вами о том, что нас постоянно окружает, с чем мы встаем утром и ложимся вечером, чем обмениваемся, когда встречаем друзей, соседей.
Всем приветствиям знакомым
Наш народ сердечно рад.
Слово доброе зовем мы
Половиною добра.
«Добрые слова» – что же это за слова? Назовите их. (Дети называют слова: доброе утро, здравствуйте, спасибо, пожалуйста, и другие).
Когда люди произносят эти слова? (Высказывания детей: при встрече, когда обращаются с просьбой, когда благодарят и так далее).
Скажите, а каким голосом произносятся эти слова? (Высказывания детей: вежливым, спокойным, радостным, уважительным).
Отправляясь в школу
С ранним ветерком попутным,
Всем, кто встретится, подряд
Говорю я «С добрым утром».
И пока я здесь играю –
«Добрый день» друзьям желаю.
А с вечерними лучами
В дом вхожу я со словами:
«Добрый вечер!»
Назовите, какие добрые слова вам встретились в этом стихотворении.
(Ответы детей).
Истину простую с детства
Каждый затвердить готов:
Мудрая приветствий –
Это мать всех наших слов.
Всегда при встрече нужно приветствовать друг друга. Молодые первыми здороваются со старшими. Сверстники – кто подходит первым. Первым здоровается и тот, кто входит в помещение, где уже есть люди. Мальчикам, мужчинам при входе в помещение необходимо не только здороваться, но ещё и снимать головной убор.
Мы выходим в путь из дома.
Перед нами белый свет.
Всем своим друзьям, знакомым,
Шлем мы ласковый привет.
Если мы будем всегда соблюдать эти нехитрые правила, то люди будут нас встречать с теплом и улыбкой.
Народная мудрость гласит: «Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».
Не забудьте сказать вежливые слова, если нужно что-то попросить. Вспомним рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». Кто помнит, какое доброе волшебное слово шепнул старик мальчику? (Ответы детей - пожалуйста).
Помните какие волшебные превращения произошли: и сестра краски дала, и бабушка – пирожок, и брат на рыбалку взял. А всего одно слово!
Ну а уж, если вам в чем-то помогают, угощают чем-то вкусным, выполняют вашу просьбу – не забудьте сказать «Спасибо».
«Брать легко, отдавать трудно» – гласит народная мудрость.
Иногда мы очень спешим и не успеваем сказать добрые слова. Это очень огорчает других людей, окружающих нас – наших мам, пап, бабушек и дедушек, наших друзей и подруг. Например: угостили друзья Алину мороженым.
Только у одной Алинки
Мнение о том свое:
Не добьёшься за подарки
Благодарности её.
У меня вопрос «Будем ли мы дружить с этой девочкой Алиной? Если нет, то почему?»
(Высказывания детей).

А сейчас вам всем нужно запомнить «Золотые правила» вежливого обращения.
Дома, в школе и на улице не забудь говорить вежливые слова «Привет», «Здравствуй», «Добрый день».
Младшие первыми приветствуют старших. А мальчики первыми приветствуют девочек.
Обращаясь к кому-либо с просьбой или с вопросом, поклонись слегка – это будет означать приветствие. Вспомни при этом слово «пожалуйста».
Получив подарок или покупку, или ответ на свой вопрос, не забывай сказать доброе слово «спасибо».
Если нечаянно толкнул или обидел кого-то, тотчас же извинись.
Это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать и выполнять.
Что вы сегодня узнали нового? (Высказывания детей).

Беседа «Этикет, или Просто хорошие манеры»

Цель: Ознакомить ребят в необходимости изучения основ этикета.

Ход мероприятия

Воспитатель: Представим, что перед нами два указателя. Один из них показывает путь в страну Вежливости, а другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть?

(Если дети выбирают страну Вежливости, то воспитатель предупреждает, что путь туда лежит через страну, в которой нет никаких правил.)

Воспитатель: - Итак, мы попали с вами в страну, где нет никаких правил. Главные лозунги в этой стране: «А я так хочу!», «А мне все равно!», «Я самый – самый!», «Мне все нипочем!» Представьте минуточку, что можно увидеть на улицах этой страны.

(Дети обмениваются мнениями.)

Воспитатель: - Хотели бы вы остаться в такой стране хотя бы на день, два, на неделю? Почему?

А теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этикета. Ей уже несколько веков, но она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только следовать правилам поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране царят доброта и мир. В этой стране каждый человек немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет в трудной ситуации, будет рад твоим успехам, как своим собственным.

Если вы хотите хоть немного стать добрыми волшебниками, вам непременно нужно познакомиться с правилами этикета, правилами, по которым нужно вести себя в обществе, среди людей, правилами культурного поведения.

Итак, тема нашего занятия «Этикет, или Просто хорошие манеры».

Воспитатель: Обще принятые нормы этикета просты и всем доступны, но только постоянное их соблюдение сделает манеры человека красивыми, а самого человека обаятельным.

Что такое манеры? (Способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми.)

Памятка «Хорошие манеры»

1.Воспитанный человек пунктуален, он никогда не опаздывает, будь то работа, вечеринка или встреча с приятелем.

    Он никогда не сядет за стол раньше старших.

    У двери он пропустит старшего или девочку.

    Если вошел в помещение, где уже присутствуют его коллеги или друзья, он здоровается первым.

    Встает, разговаривая со старшими.

6. Зная, что впереди девочки, мальчик может себе позволить идти, только в определенных случаях:

    если плохая дорога;

    когда спускается по лестнице;

    когда открывает дверь;

    при входе в лифт или когда требуется взять на себя трудное и опасное дело;

    когда выходит из транспорта.

Воспитатель: Манеры человека проявляются в жестах, мимике и пантомиме. И составляют его внешний облик, а также нравственный уровень личности: тактичность, любезность, скромность и доброжелательность или их отсутствие.

Ученые утверждают, что во время беседы через восприятие мы получаем лишь 20-40% информации. Остальное приходится на жесты, мимику, пантомиму, интонацию речи.

Жесты – это, прежде всего, движение рук. Исследователи насчитывают более 700 тыс. различных движений рук. Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения, наших чувств. Жесты могут быть соответствующими требованиям этикета, нежелательными и недоступными.

Например, недопустимо держать руки в карманах, показывать пальцем, размахивать руками и др.

Нежелательные жесты:

    бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложка и др.) в руках;

    вертеть пуговицу собеседника;

    дергать за рукав во время разговора;

    хлопать по плечу, виснуть на ком-либо;

    болтать ногами, сидя за столом.

Мимика – выражение лица (улыбка, взгляд, смех).

Лучший рисунок лица его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех, смех по причинам, которые не известны другим: ведь кто-то может принять этот смех на свой счет и очень обидеться. А вот если девочка, например, умеет благодарить взглядом, улыбкой, кивком головы за оказанную ей любезность и др., это считается признаком хорошего тона, учтивости и воспитанности.

Пантомима – движения тела (осанка, походка, поза).

Что пантомима может рассказать о человеке? (Ответы детей.)

Да, пантомима может многое рассказать о человеке. Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.

Практическая часть. Упражнения- игры на развитие мимики, жестов, пантомимики.

Вывод: Хорошим манерам надо учиться. Человек должен быть сдержанным в манерах. Должен уметь контролировать себя.