Антиква построение. AD — Архитектурная дизайн-студия


Основы шрифта и технологии графики Основы шрифта и технологии графики Построение шрифта Антиква Дюрера Построение шрифта Антиква Дюрера Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды и дизайна, кафедра Дизайна Ст. преподаватель Вознесенская Т.В. Практическая работа 1 Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды и дизайна, кафедра Дизайна Ст. преподаватель Вознесенская Т.В. Практическая работа 1




Предыстория 3 В эпоху Возрождения искусству шрифта уделялось большое внимание. Во второй половине 15 века нача­ лось активное изучение римского монументального письма. исследования показали, что многие трактаты по искусству шрифта базировались на утерянном труде Леонардо да Винчи (),




5 По сложности построения и методике графического анализа шрифтовой формы эти два знака являются классическим образцом шрифтового искусства. Все последующие трактаты в доста­ точной степени поверхностны и ограничиваются анализом только внешних пропорций знаков. Литеры работы Леонардо


6 В 1509 году издал свой трактат ученик Леонардо да Винчи Лука Пачиоли "О Божественной пропорции". В этом трактате знаки строились на основе квадрата и круга: Толщина вертикального элемента знака "Н" была равна 1:8 квадрата, толщина горизонтального элемента была равна 1:3 вертикального. Все знаки отличает совершенство внешних и внутренних пропорций. Последователи Леонардо


7 В 1525 году Альбрехт Дюрер издает свой знаменитый труд -"Правила измерения...", предназначавшийся для архитекторов, значительная часть которого была посвящена построению шрифтов. Антиква Дюрера


8 Дюрер конструировал латинский алфавит на основе квадрата, уделяя большое внимание построению овалов. Толщина вертикального элемента знака "Н" была равна 1:10 квадрата, толщина горизонтального элемента была равна 1:3 вертикального. Дюрер первый дал для отдельных знаков алфавита несколько вариантов построения Антиква Дюрера


9


10 В 1529 году вышел трактат французского мастера Жоффруа Тори () "цветущий луг". В своем трактате Жоффруа Тори сопоставляет пропорции знаков с пропорциями человеческого тела на основе круга и квадрата. Квадрат был разделен на 10 частей по горизонтали и вертикали, толщина вертикального элемента знака "Н" была равна 1:10 квадрата. Горизонтальный элемент располагался в горизонтальном зрительном центре, в других трактатах он ставился в геометрическом центре (оптический, зрительный центр всегда несколько выше геометрического). Антиква Дюрера


































27













40 Рекомендуемая литература способов шрифтового дизайна [Текст] : шрифты, достигшие совершенства. : пер. с англ. / Wilson Harvey/ Loewy; дизайн P. Burgess, B. Wood. - М. : РИП-Холдинг, c. : ил. - Пер. изд.: Rockport Publishers, Inc., U.S., А. Королькова. Живая типографика. -- М.:IndexMarket, 2007.


43 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

Шрифт может быть нарисован с применением чертежных инструментов или без них. Шрифт нарисованный «от руки»отличается более выраженным индШрифт может быть нарисован с
применением чертежных
инструментов или без них.
Шрифт нарисованный «от
руки»отличается более
выраженным индивидуальным
характером

Орудия рисования шрифта

Карандаш средней твердости. Для мелкого
шрифта- более твердый.
Резинка- мягкая.
Линейка- 2 разные. Для карандаша- тонкая и
прозрачная (видно часть рисунка под ней).
Для туши – деревянная, металлическая с
косым срезом внутрь- исключает затекание
туши.
Треугольник- прозрачный
Рейсфедер-2 шт. для толстых линий и для
тонких (более длинные и острые щечки)
Рейсфедер подтачивают на мелкозернистом
бруске

Орудия рисования шрифта 2.

Тонкое перо (несколько)
Циркуль со сменными наконечниками
(с графитом, с иглой, в виде
рейсфедера)
Кисти: Маленькая акварельная с
острым кончиком (прокрываем контуры
букв), Колонковые (1,2,3)- рисуем
мелкий шрифт

Единый стиль в шрифте

Производит цельное впечатление, текст
легко воспринимается.
Для достижения стилевого единства шрифта
важно строить все буквы по единому
принципу.
Малейшее отклонение этого конструктивного
принципа отрицательно сказывается на
графике шрифта.
Если буква «О » выполнена на основе круга,
а буква «С»- на основе эллипса, значит в
построении округлых форм взяты за
основание два различных принципа.

Наиболее распространенный способ- построение букв в квадрате. Для примера изучим конструкцию «Антиква» и «Гротеск»

Определим светлоту шрифта За толщину основного штриха примем 1/10 стороны квадрата. - Это будет единицей измерения основного штриха для всех

1.
Определим светлоту шрифта За толщину
основного штриха примем 1/10 стороны
квадрата.
- Это будет единицей измерения
основного штриха для всех букв
алфавита.
2.- Разделим все стороны квадрата на 10
равных частей и вычертим сетку. Она
поможет конструировать буквы.
3.- Толщина соединительных штрихов
составляет определенную часть
основного штриха, например-1/2; 1/3;……

Упрощенная «антиква»

Сетка показана на квадрате перед
буквой А.
Здесь в компоновке букв важную роль
играют круги разного диаметра (1/10,
2/10, 3/10 стороны квадрата.)
С помощью тех же кругов образуются и
засечки.

10.

11.

12. Зависимость формы шрифта от выбранной формы геометрических фигур.

Шрифт можно построить на основе
различных прямоугольников, ромбов и
….
Во всех случаях правила построения те
же, что и при построении на основе
квадрата

13. Отправные формы- - буква «Н» и «О»

На основании этих букв можно
построить весь алфавит
Буква «Н» определяет ширину и
высоту букв, толщину основных и
соединительных штрихов,
местоположение и характер засечек.
Буква «О» определяет характер
округлых форм и расположение нажима
(вертикальное или наклонное)

14.

15. Оптические иллюзии.

Остроконечные и округлые штрихи некоторых
букв выведены за верхнюю и нижнюю линии
квадрата.
Это не является недостатком- т.к. устраняет
оптические иллюзии, будто одни буквы ниже
других.
По размеру верхние и нижние удлинения
строчных букв, обычно равны. В буквах,
имеющих как верхнее, так и нижнее
удлинение(ф) (f), (p)- верхнее удлинение
короче

16.

17.

18.

19. Принципы оформления шрифта

Четкость, удобочитаемость
Простота, отсутствие бесцельных штрихов
Пропорциональность штрихов и элементов в
буквах
Стилевое единство шрифта и изображений
/орнамента. иллюстраций/
Композиционное единство всего построения
Связь рисунка букв с орудием письма.
Связь рисунка букв с содержанием текста и
назначением шрифта

20. Шрифт «Гротеск»

Строится по сетке. Выбирается
толщина буквы. Высота. Строится
сетка на основе квадрата. Ширина
размера ячейки = ширине
вертикального штриха буквы.
В примере- Отношение толщины
основного штриха к высоте буквы- 1/5

21. Построение шрифта гротеск по модульной сетке. Широкий гротеск

22. Построение рубленого шрифта по модульной сетке

Задание1.

Нарисовать по модульной сетке алфавит «Гротеск »
широкий. По пропорциям- 1/5 ширина основного
штриха к высоте буквы. Ширина буквы Н - 4 клетки.
Ширина остальных букв пропорционально этой
букве. Высота буквы- 4 сантиметра.
Выполнять карандашом, линейкой, треугольником.
После уточнения буквы, обвести и сделать заливку
черной тушью или гуашью, краевые линии выполнять
пером, заливки- тонкой кистью.
Работа выполняется на листе ватмана размером А-3
, продуманно композиционно располагается в листе.

Специальность 07.2500.62 «Дизайн» Институт сервиса моды и дизайна, кафедра Дизайна Ст. преподаватель Вознесенская Т.В. Основы шрифта и технологии графики Практическая работа 1 Построение шрифта Антиква Дюрера Альбрехт Дюрер 2 Предыстория В эпоху Возрождения искусству шрифта уделялось большое внимание. Во второй половине 15 века началось активное изучение римского монументального письма. исследования показали, что многие трактаты по искусству шрифта базировались на утерянном труде Леонардо да Винчи (1452-1519), 3 Литеры работы Леонардо сохранились два знака, дотируемое 1500 годом, которые, с большой вероятностью, современные исследователи приписывают Леонардо да Винчи. 4 Литеры работы Леонардо По сложности построения и методике графического анализа шрифтовой формы эти два знака являются классическим образцом шрифтового искусства. Все последующие трактаты в достаточной степени поверхностны и ограничиваются анализом только 5 внешних пропорций знаков. Последователи Леонардо В 1509 году издал свой трактат ученик Леонардо да Винчи Лука Пачиоли "О Божественной пропорции". В этом трактате знаки строились на основе квадрата и круга: Толщина вертикального элемента знака "Н" была равна 1:8 квадрата, толщина горизонтального элемента была равна 1:3 вертикального. Все знаки отличает совершенство внешних и внутренних пропорций. 6 Антиква Дюрера В 1525 году Альбрехт Дюрер издает свой знаменитый труд -"Правила измерения...", предназначавшийся для архитекторов, значительная часть которого была посвящена построению шрифтов. 7 Антиква Дюрера Дюрер конструировал латинский алфавит на основе квадрата, уделяя большое внимание построению овалов. Толщина вертикального элемента знака "Н" была равна 1:10 квадрата, толщина горизонтального элемента была равна 1:3 вертикального. Дюрер первый дал для отдельных знаков алфавита несколько вариантов построения 8 Антиква Дюрера 9 Антиква Дюрера В 1529 году вышел трактат французского мастера Жоффруа Тори (1480-1533) "цветущий луг". В своем трактате Жоффруа Тори сопоставляет пропорции знаков с пропорциями человеческого тела на основе круга и квадрата. Квадрат был разделен на 10 частей по горизонтали и вертикали, толщина вертикального элемента знака "Н" была равна 1:10 квадрата. Горизонтальный элемент располагался в горизонтальном зрительном центре, в других трактатах он ставился в геометрическом центре (оптический, зрительный центр всегда несколько выше геометрического). 10 Антиква Дюрера 11 Модульная сетка для построения Антиквы Дюрера 1. Основа – квадрат, разделённый на 10 частей 1/10 - модуль 12 Построение литеры Н. 13 Построение литеры Н. 14 Построение литеры Н. 2. Строится горизонтальная засечка радиусом в 1 модуль. 15 Построение литеры Н. Остальные засечки строятся аналогично 16 Построение литеры Н. 3. Второй основной элемент строится симметрично 17 Построение литеры Н. 4. Соединительный элемент нижней границей проходит по центру квадрата и имеет толщину 1/3 от основного 18 модуля. Построение литеры Н. 8М 10 М 19 Пропорция построенной литеры равна 4/5 – этот шрифт относится к группе нормальных шрифтов по ширинам Построение треугольных литер Треугольные буквы выходят за границу квадрата 20 Построение треугольных литер 21 Вспомогательная параллельная линия на расстоянии 2М от наклонного элемента. О неё опускается перпендикуляр на наклонный элемент из т. на высоте 2М от линии шрифта. Построение треугольных литер 2M R = 2M 22 Построение треугольных литер 2M R = 2M 23 Построение треугольных литер 2M 24 R = 2M Внутренняя засечка. Вспомогательная линии строятся на расстоянии ½ М от линии шрифта и от внутренней линии наклонного элемента Построение треугольных литер R=½M 25 Построение треугольных литер R = 1/2M 26 27 Построение круглых литер 28 В ц. квадрата – окружность R=1/2 M. Две диагонали. Т. пересечения окружности с правой диагональю является центром окружности овала литеры О Построение круглых литер Т. пересечения окружности с левой нижней диагональю является центром окружности второго овала литеры О 29 Построение круглых литер 30 Построение круглых литер. Вариант 2. R=5M 31 Построение круглых литер. Вариант 2. R=1/3M 32 Построение круглых литер. Вариант 2. Построение внутренних овалов 33 Построение круглых литер. Вариант 2. Построение наружных овалов 34 Построение круглых литер. Вариант 2. Построение наружных овалов 35 Построение круглых литер. Вариант 2. Построение наружных овалов 36 Построение круглых литер. Вариант 2. Построение наружных овалов 37 Построение круглых литер. Вариант 2. Построение выносного элемента 38 Построение круглых литер. Вариант 2. Построение круглых литер. Вариант 2. Вариант 1. 41 Лигатуры Рекомендуемая литература 1. 1000 способов шрифтового дизайна [Текст] : шрифты, достигшие совершенства. : пер. с англ. / Wilson Harvey/ Loewy; дизайн P. Burgess, B. Wood. - М. : РИП-Холдинг, 2005. - 297, c. : ил. - Пер. изд.: Rockport Publishers, Inc., U.S., 2005 2. А. Королькова. Живая типографика. -- М.:IndexMarket, 2007. 42 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов. 43

Антиква + Гротеск

Антиква (Antiqua, Serif typefaces; от лат. antiquus — древний) — собирательное название шрифтов с засечками.

Форма знаков антиквы происходит от гуманистического минускула (письма) итальянского Ренессанса XIV-XV вв. (строчные) и капитального шрифта Древнего Рима начала н.э. (прописные). Первая наборная антиква появилась в Италии и Германии во 2-й половине XV в. и была значительно усовершенствована в 70-х гг. XV в.

Классификация антиквенных шрифтов:

  • Антиква старого стиля;
  • Переходная антикву;
  • Антиква нового стиля;
  • Брусковая антикву.
Гротески (гротесковые шрифты, рубленые шрифты (Sans Serif, Gothic)) — собирательное название шрифтов без засечек.

В Англии и Франции они чаще называются Sans Serif, в Америке Gothic, в Германии Grotesk. Как правило, гротески имеют основные и соединительные штрихи практически одной толщины (неконтрастные) или с малозаметной разницей в толщине штрихов (малоконтрастные). Гротески также различаются по апертуре и форме концевых элементов знаков типа «С».

Классификация гротесковых шрифтов:

  • Старые гротесковые шрифты;
  • Новые гротесковые шрифты;
  • Геометрические гротесковые шрифты;
  • Гуманистические гротесковые шрифты.
Соединение разных шрифтовых гарнитур «антиква — гротеск» является одной из самых распространенных шрифтовых пар.

В данном тотеме антиква в большинстве случаях используется для основного текстового содержания, а гротеск, в свою очередь, — для дополнительного (заголовки, сноски, подписи и т.д.).

При грамотном подборе шрифтов, сочетание «антиква — гротеск» является одним из самых выигрышных решений, поэтому и столь популярна, хотя не является общеобязательным каноном.

Достижение контраста в данной паре является следствием синтеза разных шрифтовых гарнитур, которые также ещё и разные по своему типу.

Значительная проблема заключается в нахождении в гарнитурах единства.
Одним из важных критериев при сочетании антиквы и гротеска является схожесть их внутренней структуры.

Пропорции являются главными структурными параметрами шрифта — величина очка, размер выносных элементов, степень открытости, степень динамичности, а также степень разноширинности знаков.

Вышеописанные параметры, в свою очередь, находятся в определённой взаимосвязи, что означает следующее — открытые шрифты, как правило, динамичны и разноширинны, а закрытым свойственна статичность и одноширинность.

При сочетании шрифтов некоторые буквы являются подсказками, которые дают понимание о возможность комбинации рассматриваемых шрифтов. К примеру, надо обращать внимание на высоту строчных букв (x-height) h и b.

Надо также отметить, что шрифты, которые обладают большей высотой x-height, читаются намного легче.

Создавая шрифтовые пары, надо помнить, что при наличии одного и того же кегля шрифты могут иметь разную высоту строчных знаков. Следовательно, для цельности и при необходимости ощущения единого размера шрифта, надо подбирать кегль шрифтов в зависимости от роста строчных знаков, оставляя при этом одинаковый интерлиньяж.


Сравнивать и находить некое единство желательно и у следующих букв — a, g и e.

Атиквенные и гротесковые шрифты бывают открытыми и закрытыми, динамичными и статичными.
Именно при выборе антиквы и гротеска со схожими характеристиками образовываются с одной стороны контрастные, а с другой — гармоничные пары.

Структура шрифта важна, но также не менее значимым является характер шрифта и его идеология, которая была заложена во время создания.

Именно поэтому, шрифтовая пара «Bodoni + Futura» имеет право быть — свойственное данным шрифтам стремление к геометрической чистоте является связующем звеном для данной пары.

Сильный характер, в свою очередь, объединяет шрифтовую комбинацию «ITC Charter + ITC Franklin Gothic».

Сочетать гарнитуры только по принципу единства авторства шрифтов можно, но делать надо это крайне осторожно, так как не всегда и не все шрифты одного и того же дизайнера являются близкими по отношению друг к другу по общей структуре и концепции.


Антиква + Скрипт

Историческое соответствие и подобие является основными принципами при подборе антиквы и каллиграфического шрифта.

Антиква + Антиква

Иногда текстовый и заголовочный шрифты специально проектируются друг для друга. Такой парой является шрифт Svetlana, который был разработан для текстовой версии шрифта Bazhanov Display.

Также текстовую антикву можно использовать в качестве заголовочной. Но её характер должен быть более ярким.

Шрифты пар «Bazhanov Display — Svetlana» или « Еlizabeth — Bodoni» не рекомендуется использовать с равным кеглем, так как они очень похожи и получить контраст в данных парах можно только с помощью разницы в размере. Зато антиквы, которые структурно различные, лучше не использовать вместе вовсе, за исключением гарнитур с ярко выраженной декоративностью.

Гротеск + гротеск

Создавая текстовую пару «гротеск — гротеск» надо учитывать, что заголовочные должен играть соло, а текстовой быть оркестром. Поэтому вполне вероятно, что одному из них будет свойственен слегка декоративный характер, а другому, в свою очередь, — строгий. Также надо помнить, что при комбинировании гротесков похожей эстетики и близкого времени разработки даст в итоге более гарантированный результат.

Рассматриваемые примеры шрифтовых пар — Quadrat Grotesk и ITC Franklin Gothic, Reforma Grotesk и Bell Gothic, относятся к группе старых гротесков. Но также и гротески, которые разные по духу, каковыми являются Oliver и Pragmatica, при грамотном использовании, могут очень хорошо дополнять друг друга.

Стоит избегать таких комбинаций, как FreeSet — Pragmatica и Pragmatica — ITC Franklin Gothic.

Первая пара, в буквальном смысле слова исключается, так как данные шрифты абсолютно разные по стилю (один шрифт открытый, другой — закрытый), к тому же имеют ещё и одинаковую силу выразительности. В данном тотеме никто не может уступить и отойти на задний план.

Вторая пара состоит из шрифтов, где один — Pragmatica ,относится к группе новых гротесков, а второй — к группе старых. В основе создания новых гротесков заложен принцип развития построения старых гротесков. В итоге, они очень схожи, поэтому сочетая их невозможно получить положительный результат.