Почему в пасху не ходят на кладбище. Почему нельзя ходить на кладбище на пасху


МОЖНО ЛИ ХОДИТЬ НА КЛАДБИЩЕ НА ПАСХУ?

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.


Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

SATOR

AREPO

TENET

OPERA

ROTAS

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать - блаженная Моника, благочестивая христианка - перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, - не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, - кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, - мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище - это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день... праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так - значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК

Пасха – главный для православных христиан праздник – в 2019 году будет отмечаться 28 апреля. Накануне, в Страстную седмицу, верующие приводят в порядок свои дома и готовятся к встрече праздника.

Начиная со Страстной пятницы все работы по дому нужно прекратить, нельзя трудиться на приусадебном участке или даче, стирать, шить, вязать, вышивать, а также мыться, стричься и т. п.

В Страстную субботу не стоит поминать усопших, хотя посещать кладбища не запрещается. И вот наступает светлый день Пасхи, когда заканчивается Великий пост и многие запреты для верующих снимаются.

«Можно ли на Пасху поехать на кладбище?» – интересуются некоторые люди. Действительно, такая традиция появилась в советские годы, когда многие храмы были закрыты.

В те времена россияне были лишены духовного общения и отстранены от церкви. Тогда и сложился обычай посещать могилы родственников в этот день. Чтобы хоть как-то отметить праздник, люди посещали могилы своих родных и близких.

Церковь же на вопрос: «Разрешено ли в Пасху посетить кладбище?» отвечает отрицательно. Не только в этот день, но и в течение всей пасхальной недели (Светлой седмицы), когда мы отмечаем светлый и радостный праздник Воскресения Христова, не принято огорчаться и печалиться.

Напротив, следует радоваться, угощать друзей и родных, приглашать их к себе в гости. Одним словом, делать все, что приносит радость вам и другим людям.

Пасхальную неделю также называют Славная, Великая, Радостная, Красная, Великоденская. В эти дни богослужение в храмах совершается по особому чину с пасхальными песнопениями. Во многих церквях в Светлую седмицу всем желающим разрешается звонить в колокола.

Можно ли ездить на Пасху на кладбище?

Нет, в соответствии с издавна сложившимися традициями это не принято. На Пасху и в Светлую седмицу в православных церквях не ставят свечи за упокой усопших и не поминают почивших.

Людей, которые умирают в это время, отпевают особым способом. Православная церковь не рекомендует верующим посещать места захоронений усопших.

Ведь Пасха – это, прежде всего, радость о будущей жизни, спасении людей, торжество жизни над смертью. Так что в праздник Пасхи на кладбище не ездят.

Для этого существуют другие специальные дни или, как их принято называть, родительские субботы. Именно субботы, которые в Ветхом завете назывались днями покоя, а в Новом – днями прощения и отпущения грехов, наиболее подходят для молитв об упокоении умерших.

В родительские субботы принято поминать умерших близких, посещать кладбища и приводить в порядок могилы родственников, подавать милостыню и угощать нищих. Считается, что чем щедрее будет подаяние в церкви, тем лучше будет чувствовать себя душа усопшего на том свете.

Церковным православным календарем установлено несколько таких дней: это Троицкая родительская суббота, Дмитриевская суббота, Мясопустная суббота, Усекновение главы Иоанна Предтечи, дни поминовения усопших в Великий пост (вторая, третья и четвертая субботы от начала поста) и Радоница.

Также установлен День памяти погибших в Великой Отечественной войне, который имеет фиксированную дату – 9 мая, все остальные дни поминовения переходящие.

Когда можно съездить на кладбище после Пасхи?

День, когда нужно посещать могилы родственников и приводить их в порядок после Пасхи – это Радоница, второй вторник от Христова Воскресения, который в 2019 году выпадает на 7 мая.

Ее также называют Радуница, Навий день, Красная горка, Могилки, Радожное, Радунец, Радостное, Радушное воскресенье. В некоторых странах, например, в Беларуси и на Украине, это официальный выходной, установленный специально для поминовения умерших.

За несколько веков сложились традиции этой памятной даты, многие из которых соблюдаются поныне. Накануне Радоницы стоит посетить кладбище, чтобы сделать там уборку. В старину это было принято делать начиная с Навского четверга на пасхальной неделе.

На Радоницу в храмах совершается панихида, на которой священники возносят молитвы за умерших. Верующие вспоминают о том, как Христос сошел в ад и вывел оттуда уверовавших в него людей, избавив их от духовной смерти.

Как говорит церковь, в этот день не стоит предаваться глубокой скорби. Поминая усопших, верующие выражают веру в бессмертие души и всеобщее воскресение.

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – писал святитель Иоанн Златоуст.

Отправляясь на заупокойную литургию, люди готовят записки с именами усопших родственников или друзей. Эти листочки опускают в подготовленные урны или передают батюшке. Можно принести в качестве пожертвования для бедных продукты: хлеб, сладости, фрукты, овощи, а также муку для просфор, кагор для совершения литургии и др.

На Радоницу принято угощать друзей и знакомых, чтобы те тоже помянули покойных. Однако угощение должно носить лишь символический характер, ведь в этот день главное – молитва за ушедших в мир иной родных и за их будущее воскресение.

Обычай же оставлять на могилах продукты и спиртные напитки, устраивать там затсолья, является пережитком язычества, ведь души усопших не нуждаются в мирской пище. В православных семьях подобный обычай соблюдаться не должен.

Также на Радоницу нельзя ругаться, кричать, сквернословить и плохо отзываться об усопших.

Надеемся, что в этой статье вы найдете ответ на вопрос, ездят ли в Пасху на кладбище, и проведете этот день в соответствии с православными традициями.

Церковь считает, что нельзя ходить на кладбище в Пасху – это нарушает традиции православного христианства. Пасха – это праздник Христова Воскресения, которому радуются христиане всего мира. Не следует омрачать праздник торжества жизни, превращая его в “день кладбища”. Для поминовения, поминальных панихид отведены определенные дни, которых следует придерживаться.

Пасха для многих не только большой праздник, но и день, когда они отправляются на кладбище поминать близких. Эта традиция соблюдается в течение нескольких поколений. Никто уже не помнит, когда и по каким причинам сложился обычай идти к могилам усопших на Пасху. Посещающие могилы в этот день и не знают, что по мнению православной церкви нельзя ходить на кладбище в Пасху, нарушая все уставы.

Пасха – великий день, когда христиане по всему миру радостно празднуют Воскресение Иисуса, и это светлое торжество несовместимо со скорбью об усопших. Именно поэтому нельзя ходить на кладбище в Пасху. Церковные каноны не рекомендуют также приходить к местам погребения в Рождество, на Троицу, Благовещение, некоторые другие христианские праздники.

В пятницу Сын Божий принял смерть мученика на кресте, искупая тем самым грехи человечества. После этого его перенесли в пещеру, где и оставили. В воскресенье ночью Мария Магдалина с другими христианками пришла проститься с Иисусом, отдать ему последнюю уважительную дань.

Совет. Сходите на исповедь в церковь!

Войдя в пещеру, они обнаружили, что там нет тела Иисуса, а появившиеся ангелы обрадовали их вестью, что Сын Божий воскрес. Большая радость тут же разнеслась по всем христианам, люди ходили от дома к дому и сообщали о вести, веселились и поздравляли друг друга. Жизнь одержала верх над смертью, поэтому нельзя ходить на скорбное кладбище в Пасху, омрачая ее торжество.

С тех пор в пасхальный день стало обычаем ходить по домам и сообщать о Воскресении Христа. И в наши дни в деревнях дети начинают ходить по домам еще затемно, получая за хорошее сообщение подарки. Пасха – важнейший праздник христианства. В этот день принято кушать куличи, красить яйца, поздравлять родственников с великим днём, ходить в церковь, накрывать обильные столы, радостно веселясь.

Нужно ли ходить на кладбище на Пасху?

Посещение могил сопровождается печалью и скорбью, связанными с утратой близких людей – это противоречит светлой торжественности дня. По этой причине церковь советует не путать эти понятия. Просвещенные верующие понимают, что на кладбище в Светлую Пасху ходить нельзя, нарушая особую праздничность дня. Для посещения могил близких есть специальные, особые дни.

Пояснения священников

Церковь утверждает, что нельзя ходить на кладбище на Пасху, но страшным грехом это не признает. Всеволод Чаплин , глава одного из синодальных отделов, сообщил, что ходить к могилам в пасхальный праздник люди приучились в советское время. Они не были осведомлены о православных традициях. Чаплин уверен, что помолиться об усопших можно и в этот день, но в “день кладбища” превращать его не нужно. Патриарх Алексий II выразился по этому поводу, что дни поминовения церковью строго определены, и Пасха к ним не относится.

В какие дни ходить на кладбище?

Об ушедших в иной мир забывать непригоже , нужно посещать могилы, поминать. Ходить в Пасху на кладбище нельзя, но есть другие дни, в которые можно и нужно устраивать поминание. Перед посещением желательно сходить на службу в церковь, помолиться, для выполнения поминовения передать записочку с именами усопших. Молитва – это самое большое, что может дать живой мертвому. Даже памятник и обустроенная территория у захоронения не столь существенны – это только благая традиция.

Посещать могилы можно в следующие дни:

1. Дмитриевская суббота. Следует после дня мученика Дмитрия Солунского (8 ноября) в субботу. В православии считается родительской субботой, днем всеобщего поминовения.

2. Троицкая родительская суббота непосредственно перед Троицей. Считается вселенской. В этот день проходит общецерковное поминовение усопших, во время панихид церковь поминает всех христиан, упокоившихся в мире ином.

3. Субботы Великого поста (2,3,4) – в эти дни можно помянуть лично дорогих людей.

4. Мясопустная суббота. Приходится на день за неделю до поста (Великого). Считается вселенской субботой, когда устраиваются поминальные трапезы, люди ходят к могилам.

5. Радоница . Каждый год день поминовения приходится на вторник, следующий через неделю после Пасхи. Именно в этот день убирают могилки.

6. Дни годовщин смерти. Отмечаются по календарю.

Смысл богослужений во время двух вселенских суббот заключается в молитве за всех почивших, даже независимо от личной близости, в особенности за тех, кого некому помянуть.

Можно ли ходить на кладбище на Пасху и поминать усопших? Этот вопрос волнует многих, а что говорит церковь: Читайте ответ священника.

Скоро православные люди будут праздновать Светлое Христово Воскресение – праздник Пасхи. В этот день, по традиции, едят куличи и крашенные яйца, а многие также ходят на кладбище, чтобы поминать усопших родственников. Эта традиция сложилась много лет назад, но сейчас церковь говорит, что ходить на Пасху на кладбище нельзя.

Но с другой стороны, власти во многих городах России специально пускают на Пасху на кладбище дополнительные автобусы. Вроде бы и не хочешь, а тебя будто подталкивают! Так можно ли ходить на кладбище на Пасху? А если нельзя, то почему?

Можно ли ходить на кладбище на Пасху: что говорит церковь

Православные священники на самом деле не одобряют посещений кладбища на Пасху, объясняя это тем, что самый светлый для верующих праздник не должен быть омрачен оттенком скорби. В Пасхальную неделю в церквях не поминают усопших, в Светлую Седмицу не служат панихиды. А для умерших в праздничную неделю даже устраивают отпевание по особому чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

Ответ священника. А вот протоиерей Сергий Архипов, священник Покровского храма, г. Жиздра, Калужской области, в православном журнале «Фома» дает следующий ответ на этот вопрос: «С точки зрения православной традиции, посещать кладбища на Пасху не следует. Христово Воскресение - это торжество жизни над смертью, свидетельство того, что у Бога - все живы. Пасха - день радости, а не скорби. Поэтому в течение всей пасхальной седмицы в храмах не проводятся заупокойные службы и панихиды».

«Когда мы в Пасху едем на кладбище, мы обнаруживаем не только духовную нечуткость, но и полное непонимание смысла спасительного христианского учения», — говорит Иеромонах Иов (Гумеров), отвечая на подобный вопрос на портале «Православие.ру ».

Почему появился обычай ездить на Пасху на кладбище

По этому вопросу есть несколько мнений.

Некоторые считают, что обычай ходить на кладбище на Пасху зародился еще до Октябрьской революции. В небольших деревнях погосты располагались рядом с церквями, а церкви были далеко не во всех селах. Верующие за много километров приходили пешком на ночную службу, приносили угощения. А наутро, так как уже прошли большое расстояние, заодно посещали могилы родственников.

Другие считают, что традиция ездить на кладбище на Пасху появилась уже в безбожное Советское время.

Ответ священника. «За участие в Пасхальном богослужении или просто за освящение пасхального кулича и яиц человек запросто мог получить выговор на службе, лишиться очереди на квартиру, потерять должность. Поэтому вместо храма люди стали в день Пасхи посещать могилы своих родных, тем более что традиционно в России кладбище было расположено неподалеку от церкви. Это было, своего рода религиозное диссидентство, когда верующий человек, лишенный возможности посещать храм, все же отмечал, как мог, отнятый у него церковный праздник, – так пишет в журнале «Фома» Сергий Архипов.

Когда ходить на кладбище и поминать усопших, если не на Пасху?

Церковь говорит, что поминать усопших и посещать кладбища нужно на девятый день после Пасхи – в Радоницу. Именно вторник следующей после Светлой седмицы недели является в Церкви особым днем поминовения усопших. Традиция эта русская. У православных Ближнего Востока и Греции она отсутствует.

“Христос воскресе!” - слышишь это восклицание в первый день Пасхи, и душа наполняется такой невероятной радостью, что нет сил держать ее в себе. Хочется скорее бежать и делиться ею с живыми и мертвыми. Но можно ли посещать могилы родных и близких в светлый праздник, если для этого в религиозном календаре отведен отдельный день - Радоница?

У католиков нет запрета посещать кладбище на Пасху. Многие в этот день, побывав на службе в костеле, спешат на могилки. Не найдем запрета посещать кладбище в какой-либо день и в Уставе православной церкви. Но, учитывая человеческую психологию, православная церковь все же советует воздержаться от поминания усопших в этот день. Не зря Пасху зовут Светлым праздником, а неделя после нее носит название Светлой седмицы. Это время радости и ликования, даже за богослужением мы слышим преимущественно одни песни. И во всем этом нет места грусти и сожалению о произошедшем. А придя на кладбище, особенно на могилы тех, кто недавно покинул нас, мы наверняка пустим слезу, взгрустнем, что дорогого человека нет с нами в этот день.

По одной из версий, народная традиция ходить на могилки на Пасху появилась в советское время. Поскольку верующие не имели возможности посещать храмы, а желание разделить радость праздника было, стали собираться на кладбище, которое отчасти заменило верующим церковь. Однако времена изменились. Безусловно, никто не прогонит сегодня с могилок в день Пасхи. После пасхальной службы можно сходить на кладбище, чтобы поздравить ушедших в мир иной с праздником. Но следует помнить, что и в день Пасхи, и всю Светлую седмицу в церкви не поминают усопших и не служат панихиды, то есть привычным способом “пообщаться” с умершими не получится. Церковный устав разрешает совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмицы, начиная с Фомина понедельника.

Мы приходим на Радоницу на могилы своих близких не просто с целью очередного посещения, а с радостной вестью о Воскресении Христовом. Именно радость лежит в основе названия этого дня. Вполне естественно, воскрешая в памяти образ дорогого нам человека, немного всплакнуть, но безутешно рыдать над могилой не стоит. Своим Воскресением Господь показывает, что будущая жизнь есть, поэтому мы должны приходить на могилы близких с верой, что наша разлука относительна и временна. Однако поскольку все мы небезгрешны, то должны понимать, что нашим близким может понадобиться помощь, чтобы попасть в том, другом мире в лучшее место. И наша обязанность - молиться за них, совершать добрые дела в память о них и раздавать милостыню. Именно этого жаждут от нас усопшие святые. А не конфет, оставленных у памятника, или красного яичка, закопанного в землю могилки.

Церковь категорически против того, чтобы на кладбище приносили любые продукты питания. Косвенным образом это может служить осквернению могил. Птицы и животные, которых притягивает запах продуктов, начнут разрывать их на могилах, оставят свой след на местах захоронений. Еще хуже, когда могилы начинают поливать алкоголем. Это все пережитки язычества, - говорит протоиерей Евгений Свидерский. - Все понимают, что усопшие не нуждаются в материальной пище. Им намного нужнее пища духовная - молитва.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Пять правил для отмечающих Радоницу

Прежде чем посетить кладбище, придите в храм. Подайте записку с именами усопших близких, побудьте на службе, отслужите панихиду.

Можете поставить свечки за упокой - они ставятся около распятия, большего или маленького. Маленькое находится на специальном столике, который называют “канун”. На нем стоят маленькие подсвечники, где и следует затеплять приобретенные в церковной лавке свечи.

Свечу стоит зажечь и придя на кладбище. Совершите литию (буквально означает “усилинное моление”) - чин, которой можно найти в православном молитвослове.

Приберите могилку, просто помолчите и вспомните покойного.

Не устраивайте трапезу на кладбище, не оставляйте на могилках еду - лучше отдайте лишнее нищим или нуждающимся. Пожертвования в виде продуктов можно оставить и на панихидном столе в храме. Впоследствии они будут розданы служащим храма, неимущим или отправлены в детские дома и другие учреждения, о которых заботится тот или иной храм.