Пантелеймонов монастырь на афоне. Русский на афоне свято-пантелеимонов монастырь


МОНАСТЫРЬ ПАНТЕЛЕИМОНОВ

Монастырь святого вмч. Пантелеимона расположен на берегу моря между Ксенофонтовым монастырем и пристанью Дафни. Обитель известна также как Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, Киновия Каллимахов, или Руссик.

Первоначально монастырь святого Пантелеймона, иначе называемый Фессалийским, стоял на месте, известном сейчас как Палеомонастирон (то есть, старый монастырь). Его построил некий богатый христианин из Фессалии. Сначала в нем жили греки и русские, причем греческих иноков было больше. Однако после освобождения Руси от татаро-монгольского ига он наполнился жаждущими духовного подвига русскими иноками. После недолгого периода процветания в 14 веке монастырь столкнулся с экономическими трудностями и настолько обнищал, что вынужден был занимать деньги и отдавать в залог монастырскую собственность и ценную богослужебную утварь. Период упадка длился до середины 18 века, когда монастырь, в конце концов, закрылся окончательно. Русский путешественник и писатель 18 века по фамилии Барский рассказывал, что при первом своем посещении этого монастыря, нашел там четверых иноков - двоих русских и двоих болгар, а, приехав повторно, обнаружил, что монастырь совершенно пуст. Из дошедших до нас рукописей явствует, что в лучшие времена в монастыре святого Пантелеймона насчитывалось до трех тысяч монахов.

Со временем общине монастыря удалось взять ситуацию под контроль, и греческая братия решила покинуть полуразрушенные здания и перебраться на новое место, поближе к морю, где монастырь и стоит в настоящее время. Новые постройки были возведены между 1800 и 1820 годами при финансовой поддержке правителя Молдо-Влахии Скатлатоса Каллимахеса. Новый монастырь получил статус киновии. Начало войны Греции за независимость привело к новому экономическому кризису, и в 1840 году монастырь снова стал принимать русских. Наши соотечественники стали приходить в таком количестве, что вскоре настоятелем стал русский инок, и через некоторое время монастырь оказался целиком в русских руках. Щедрые дары и пожертвования Русской Царской Семьи способствовали быстрому возрождению монастыря, и к концу 19 века в нем подвизалось уже более тысячи монахов из России. Кроме того, выходцы из России расселились по всей территории полуострова.

В главном Свято-Пантелеймоновом соборе находится чудотворная икона святого великомученика Пантелеймона, а также ковчег с его честной головой.

В древней Никомидии (ныне турецкий город Измит), где он пострадал 27 июля (9 августа н.ст.) 305 г., совершаются ежегодные праздничные торжества. Известно, что в императорской сокровищнице в Византии кровь и молоко, собранные при усечении великомученика Пантелеймона, вплоть до 10 века сохранялись как особо почитаемые святыни, дарующие исцеления страждущим. По преданию, на том месте, где должна была состояться казнь, росла старая маслина, и к ней его привязали, чтобы отсечь голову ударом меча, но не успел мученик закончить свою предсмертную молитву, как один из воинов второпях размахнулся мечом и нанес, казалось бы, смертельный удар. Однако железный меч вдруг сделался мягким, как воск, и перегнулся вокруг шеи святого мученика, не оставив никаких следов. Тогда воины в ужасе упали перед ним на колени и стали умолять о прощении. Несмотря на их категорический отказ от казни святой Пантелеймон велел им выполнить царский указ после окончания его молитвы. Когда голова великомученика покатилась по траве, из раны вместо крови потекла белая жидкость - как молоко. А когда она впиталась в землю под маслиной, прямо на глазах у людской толпы, теснившейся поодаль от места казни, на иссохшем дереве появились спелые плоды. Те, которые брали и ели эти чудесные маслины, исцелялись от любых болезней. Когда нечестивый царь Максимиан узнал о таких удивительных событиях на месте казни святого, он приказал срубить маслину и сжечь ее вместе с телом великомученика. Но даже огонь не тронул тела, которое нашли под пеплом догоревшего костра неповрежденным. Через некоторое время на старом корне выросла новая маслина, как бы символизируя смерть и воскресение для новой жизни. От «воскресшей» маслины святого великомученика Пантелеймона русский монах взял косточку, принес на Святую гору Афон и посадил в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре. Косточка пустила побег, и со временем выросла маслина. Эта маслина, выросшая из косточки того чудотворного дерева, - целебная. Многие из заболевших монахов и паломников, с верой и молитвой съедавших ее дивные плоды, исцелялись от различных болезней и душевных недугов. С чудесной маслиной великомученика Пантелеймона связано одно из афонских предсказаний сродни тому, что со священным Мамврийским дубом Авраама. Будто, когда он высохнет, то придут последние времена. Так и маслина великомученика Пантелеймона своим иссыханием словно укажет на угасание русской обители и оскудение иноческого подвизания на всей Святой Горе Афон. К большому сожалению, никомидийская маслина, которая росла у алтаря Свято-Пантелеймонова собора, засохла.


Соборный храм вмч. Пантелеимона

23.05.2016

Монастырь святого великомученика Пантелеимона расположен на берегу моря между Ксенофонтовым монастырём и пристанью Дафни. На своём нынешнем месте у моря обитель появилась после 1765 года. До того она находилась в другом месте, дальше от побережья. Теперь там расположен так называемый «старый» или «нагорный» Русик, или «монастырь Фессалоникийца», основанный в начале XI века. Именно тогда на Святую Гору пришли первые русские монахи. Первоначально они обосновались в монастыре Ксилургу. Довольно быстро он заполнялся выходцами из Руси, так что вскоре здесь стало тесно. Поэтому Священный Кинот по просьбе игумена Лаврентия передал русским монахам опустевший к тому времени монастырь Фессалоникийца. Обитель же Ксилургу была преобразована в скит и остаётся им по настоящее время.

Источников об истории Русика до XIII века поч­ти не сохранилось из-за пожара, полностью разрушившего весь монастырь вместе с архивами и библиотекой. Однако известно, что император Андроник II Палеолог своим хрисовулом утвердил имущественные права обители. Позднее о ней заботились также многие сербские короли, поддерживавшие монастырь щедрыми подаяниями, и, конечно, русские цари.

Во времена монгольского ига на Руси монахи Русика в большинстве своём были греками. Однако после 1497 года начинается массовый приток русских иноков на Святую Гору. В Треть­ем Уставе (1394 г.) Пантелеимонов монастырь значится пятым в порядке иерархии афонских обителей. Однако после краткого периода расцвета монастырь беднеет и попадает в долги. Тогда он и лишается ряда своих владений.

К середине XVIII века врата Русика закрылись, и монастырь вновь попал в руки греков. Братия решила переселиться поближе к морю. Там и был построен, с помощью правителей балканских и придунайских княжеств, нынешний Пантелеимонов монастырь.

Особо щедрые пожертвования сделали в первой четверти ХIХ века господарь Молдо-Валахии Скарлат Каллимах (именно на его средства был возведён соборный храм). В 1806 году Патриарх Каллиник V своим указом утвердил в монастыре общежительный устав.

В годы Греческого восстания Русик, как и большинство афонских обителей, вновь пришёл в запустение. Начались длительные тяжбы с Ксенофонтовым монастырём по вопросу о границах. Монастырь находился в бедственном положении, когда в 1840 году в нём вновь стали появляться русские насельники. Вскоре они, как и прежде, составляли большинство братии. В 1875 году впервые после долгих лет был избран русский игумен, и Русик стал действительно русским монастырём. К концу ХIХ века только в Пантелеимоновом монастыре жило более 1000 монахов (справедливости ради следует сказать, что среди них были и греки, и южные славяне). Множество русских жило и в других монастырях, скитах и келлиях Святой Горы.

Архитектурный ансамбль монастыря с его многочисленными многоэтажными постройками и высокими куполами храмов производит впечатление небольшого города. Однако сильный пожар 1968 года нанёс ощутимый ущерб обители - был полностью уничтожен Царский архондарик (восточный братс­кий корпус).
Соборный храм монастыря, как гласит надпись над входом в притвор, был построен в 1812-1821 годах. Напротив входа в собор находится трапезная, построенная в 1890 году и расписанная в 1897 году; она может вместить до 800 человек. Над трапезной возвышается колокольня, где находится множество русских колоколов, знаменитых по всему Афону. В Русике, помимо соборного, есть и другие храмы.

Монастырю принадлежат пять келлий: преподобного Евфимия, бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, Живоносного Источника, первомученика Стефана и великомученика Георгия Победоносца (две последних расположены в Карее; в келлии великомученика Георгия находится представительство монастыря при Киноте).
Кроме этого, Русику принадлежат: подворье Хромица (или Хромитисса) недалеко от Урануполя - там живут несколько русских монахов; скит Ксилургу, или, как его называют на Афоне, «Богородица», неподалёку от монастыря Пантократор; пустынный скит «Новая Фиваида» на юго-западе Святой Горы и скит Старый Русик.

В обители хранятся мощи многих святых: глава великомученика Пантелеимона, стопа апостола Андрея Первозванного, а также частицы Честного Креста, множество икон, облачений, крестов и т. д. В отдельном двухэтажном здании располагается богатая библиотека монастыря.

Монастырь Святого Пантелеймона на горе Афон с его впечатляющими зданиями, является духовным маяком и важным местом паломничества для всего русского мира.

Святой Пантелеймон основан в ХI веке. Это производит впечатление маленького городка с большим количеством многоэтажных зданий и высоких храмовых куполов.
В 13 веке монастырь сгорел и был восстановлен при финансовой поддержке Андроника II Палеолога и сербских правителей. Населяли его греческие и русские монахи, а с 1875 года монастырь становится исключительно русским. К 1903 году его населяли уже около полутора тысяч русских монахов.

Главный соборный храм монастыря святого великомученика и целителя Пантелеймона был построен в начале 19 века и знаменит замечательными, росписями, выполненными в лучших традициях русской иконописной школы. Вторым соборным храмом монастыря является храм Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь находятся чудотворная икона Божией Матери Иерусалимской , а также икона Иоанна Предтечи и древнейшая икона святого великомученика Пантелеймона . Третий храм назван в честь святителя Митрофана, воронежского чудотворца.

Колокол храма св. Пантелеймона считается самым большим на Балканах. Находится он на первом этаже колокольни над Трапезной. Весит колокол 13 тонн, в диаметре 2,70 м и 8,71 м в окружности.

Монастырь имеет 15 часовен и 5 келий, из которых 2 находятся в Кареи. Он также имеет подворья Chromitsa, скит Xilurgu , Новая Фиваида и так называемое Paleomonastiro.
В монастыре есть много ценнейших икон, реликвий и церковных облачений. Богатейшая библиотека монастыря насчитывает 1320 греческих рукописей, 60 славянских и более 20.000 книг, греческих и русских.

Святыни : В храме св. Пантелеймона хранится глава святого Пантелеймона и частицы мощей Иоанна Предтечи, великомучениц святой Параскевы и святой Марины, святых Иосифа Обручника, Иоанна Златоуста, апостола Фомы и другие бесценные святыни.

Престольный праздник монастыря: 9 августа (27 июля), в день Святого великомученика и целителя Пантелеимона.
Другие праздники: 3 сентября (21 августа), икона Божией Матери «Светописанной»;
24 сентября (11 сентября), в день "Русского святогорца", Преподобного Силуана Афонского;
14 октября (1 октября), Покров Пресвятой Богородицы.

Паломничество на Афон - Русский, Свято-Пантелеимонов монастырь
Чтобы посетить монастырь Святого Пантелеймона Святой Горы, паломнику необходимо получить разрешение, визу на въезд на Афон – так называемый диамонитирион , который нужно предварительно заказывать заранее с помощью нашего сервиса.
«ГЕНИКО» диамонитирион (общее разрешение) - дает право оставаться на ночлег в любом монастыре Святой Горы(при наличии свободных мест). Можем оказать содействие в организации размещения в монастыре и забронировать места для ночлега .
После получения диамонитириона который выдается в конторе (Графио Проскинитон, греч. «ΓΡΑΦΕΙΟ ΠΡΟΣΚΥΝΗΤΩΝ»), расположенной в городе Урануполис, паломник следует в офис перевозок, где покупает билет на паром. Отплытие парома из Уранополя в монастыри западной части Афона до Дафни осуществляется ежедневно в 9:45.

Паломники могут добраться до Монастыря Святого Пантелеймона а)паромом из Урануполис или из Дафни или мз м. Ксенофонт, б)пешком от м. Ксенофонт или от м. Ксиропотам.

Пантелеимонов монастырь

Рядом со входом в Свято-Пантелеймонов монастырь находится увеличенная копия фотографии 1903 г. на которой чудесным образом среди монахов была запечатлена Пресвятая Богородица.

Монастырь святого Пантелеимона на Афоне (греч. Μονή Αγίου Παντελεήμονος); также известен как Россикон (греч. Ρωσσικоν) или Новый Руссик - один из 20-и «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Традиционно считается «русским», хотя по составу насельников стал вполне русским лишь в последней четверти XIX века, когда перешёл под фактический контроль Российской Церкви и российского правительства (вплоть до начала Первой мировой войны).
Как и все прочие афонские монастыри, будучи патриаршей ставропигией, находится в прямой канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; насельники, по действующей с 1924 года Уставной Хартии Святой Горы, обязаны принимать гражданство Греческой Республики (даётся автоматически при поступлении в монастырь). В настоящее время занимает 19-е место в иерархии святогорских обителей.

Первая обитель русских монахов на Афоне - монастырь Богородицы Ксилургу . Первые сохранившиеся официальные документы этого монастыря относятся к началу XI века и свидетельствуют о том, что насельники его были русскими. Начиная же с 1169 года русские монахи перешли на жительство в более просторный монастырь святого Пантелеймона (обитель Фессалоникийца), называемый также Русским монастырем или Русиком.

Там иноки подвизались с помощью Божией при поддержке русских великих князей и царей почти шесть столетий вплоть до XVIII века, когда из-за непрерывных войн России с Турцией приток россиян на Святую Гору прекратился и в Русском монастыре остались одни греческие монахи.

Во времена монголо-татарского ига на Руси большинство монахов были греками и сербами.
В конце XV-XVI в монастыре жили преимущественно сербы, что засвидетельствовано документами переписки администрации обители с московскими властями того времени.

В 1667 году епископ Иериссонский Христофор построил здесь небольшой храм уже на новом месте и освятил его в честь вознесения Господня.
В XVIII веке монастырь пришел в такое бедственное состояние, что в 1726 году в нём, по свидетельству Василия Григоровича-Барского («первое посещение Афонской Горы»), осталось лишь двое русских и двое болгарских монахов при игумене-болгарине. В 1735 году монастырь был объявлен греческим.
Около 1770 года греческие иноки Пантелеимонова монастыря переселились в принадлежавшую монастырю прибрежную келлию в честь Воскресения Христова, где в начале XIX века году монастырь был заново отстроен господарём Валахии Скарлатом Каллимахи; а Старый Россик остался действовать как скит.

Крестный ход вокруг храма святого великомученика и целителя Пантелеимона в престольный праздник 1999 года.

Щедрые дары делал господарь Молдо-Валахии Скарлат Каллимах, на пожертвования которого и возвели соборный храм. Над входом в притвор имеется надпись, которая гласит, что собор был построен в 1812-1821 годах. На сегодняшний день он увенчан русскими куполами – луковками и с позолоченными крестами. Известно и то, что император Андроник II Палеолог своим хрисовулом удостоверил имущественные права монастыря. Заботились о Россике и многие сербские крали, которые поддерживали монастырь, а также дарили ему подворья.
С 1806 года в монастыре с указом Патриарха Каллиника V подтвердился общежительный устав.

После восстановления нормального течения жизни на Афоне (с прекращением турецкой военной оккупации) в 1830 году, после Адрианопольского мира, монастырь не получил своих прежних имений назад, так как они отошли другим монастырям за долги; Протат даже хотел исключить обитель из списка монастырей, но такое решение было отклонено Вселенским Патриархом Константином I.
Русское присутствие в монастыре стало возрождаться с прибытием в него в 1830-х иеромонаха Аникиты (князь С. Ширинский-Шихматов) и иеромонаха Иеронима (купеческий сын Иван Соломенцов; † 1885). После кончины 24 марта 1846 года общего духовника русских на Афоне старца иеросхимонаха Арсения отец Иероним стал преемником его по духовному влиянию на Святой Горе между русскими, и не только между ними, но даже и среди греков, болгар, сербов, и святогорцев других народностей. Отец Иероним не искал этого влияния, это было естественным плодом его подвижнической жизни, опытности духовнической и сердечного участия ко всякому нуждающемуся.
Игуменом с 1821 года был грек Герасим, благоволивший русскому присутствию.
Монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии и во второй половине XIX века весьма разросся и расстроился.
В 1861 году духовной собор старцев Свято-Пантелеймонова Русского Афонского монастыря постановил отправить в Россию иеромонаха Арсения Минина для сбора добровольных пожертвований. В августе 1867 года он привёз в Москву в Богоявленский монастырь святыни из Афонского Пантелеймонова монастыря, для которых позднее, на деньги благотворителей, им была построена Афонская часовня (в 1929 году закрыта и снесена большевистскими ордами).

В 1876 году в России появилось отделение Пантелеймоновского монастыря. На Черноморском побережье Кавказа, в гористой местности, при устье реки Псырцха, в 25 верстах к северу от Сухуми монахи основали Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Когда-то на этом месте стоял древний храм; на его развалинах и построили новую обитель. Спустя год, во время войны 1877 года, постройки были разрушены. Однако Ново-Афонский монастырь быстро оправился и превратился в богатую и цветущую обитель с обширным и многообразным хозяйством. Он поддерживал связь со своим «родителем» - Старым Афоном.

Первым русским игуменом стал в 1875 году архимандрит Макарий (Сушкин). Значительный рост количества насельников из России вызывал трения и конфликты; русские насельники желали официального признания российской юрисдикции за монастырём, а также иными русскими поселениями на Афоне.

С 1875 года служба в храме ведется на греческом и славянском языках.
Напротив собора построенная в 1890 году трапезная, вмещает 800 человек.

Внутренний дворик. Слева виден угол Свято-Пантелеимонова храма.

Один из монашеских корпусов

Колокольня с башенными часами

Колокольня расположена над трапезной и была сооружена в 1893 году. Здесь находится второй по величине колокол в мире. В окружности этот колокол имеет 8 м. 71 см., диаметр - 2, 71 м., а вес 13 000 кг. Часы бьют через каждые 15 минут. Время в Русском монастыре своё: сразу после захода солнца начинается новый день, то есть в этот момент на часах 12 часов ночи. За временем здесь следят и постоянно (кажется раз в неделю) корректируют местоположение стрелок.

В Руссике, помимо этого собора есть и другие храмы. К собору пристроен придел Успения Богородицы, где богослужения совершаются на греческом языке. На западной части от библиотеки расположен храм святого Митрофана Воронежского. Но здесь, как и в других храмах монастыря, богослужения по-славянски. В северной обители находятся храмы, а также храмы – параклисы, в честь Вознесения Господня, великомученика Димитрия, преподобного Сергия, преподобного Герасима, Архангела Михаила, святых Константина и Елены, святых равноапостольныхблаговерных князя Владимираи княгини Ольги, а также храм Покрова с приделом святого благоверного князя Александра Невского, украшенный иконами в золотых ризах и позолоченным иконостасом. Но, после разрушительного пожара из восьми храмов, которые находились в южной части монастыря, сохранились только два, преподобного Саввы и святителя Николая.
За пределами монастыря Панделеймона расположены еще 2 храма, а также 5 келий, преподобного Евфимия, великомученика Георгия, святителей Космы и Дамиана, Живоносного Источника и первомученика Стефана. В келье великомученика Георгия находится представительство обители при Киноте.

В начале XX века российский Святейший Синод и правительство рассматривали и сам монастырь, и всех русских насельников на Афоне как находящихся также и в их юрисдикции (наряду с оттоманским подданством), каковая практика была прямо запрещена Уставом Святой Горы, принятым в 1924 году. Хотя после второй мировой войны Московский Патриархат (РПЦ) и власти СССР числили Пантелеимонов монастырь среди обителей РПЦ, к тому не было никаких церковно- или гражданско-правовых оснований. В конце 1980-х насельникам монастыря Вселенской Патриархией было прямо указано на недопустимость возношения имени Московского Патриарха на общественном богослужении.
К концу XIX века стал самым большим монастырём на Святой Горе по площади и численности братии. К 1903 году там насчитывалось 1.446 монахов, а к 1913 г. - более 2000. Россикон многократно страдал от пожаров, наиболее известные случаи: в 1307, когда монастырь был сожжён каталонскими пиратами, и в 1968 году.
Первым из руководителей России, посетившим Россикон, был Владимир Путин (9 сентября 2005 года).

Вид на Свято-Пантелеимонов монастырь со стороны монастыря святого Ксенофонта

Роспись купола над Великими монастырскими вратами

Подвижники, реликвии и сокровища

Монастырь отмечен подвигами ряда русских насельников, наиболее известный из которых - старец Силуан , скончавшийся здесь в 1938 году.
Гордость монастыря - библиотека, сильно пострадавшая во время пожара 1959 года, и несколько бесценных реликвий, среди которых мощи Святого Пантелеимона , стопа Андрея Первозванного , честная глава апостола Луки , мощи Иоанна Предтечи , апостолов: Петра, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы ; первомученика Стефана, Исаакия Далмацкого, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирила Иерусалимского, Трифона и многих других. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери , именуемая "Иерусалимскою ", икона св. Иоанна Предтечи , древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеймона и икона священномученика Харалампия .
Библиотека обители расположена в двухэтажном здании. Здесь содержится приблизительно 1320 греческих и 600 славянских рукописей, а также богато украшенные миниатюрами Евангелие и 16 Слов святителя Григория Богослова. В библиотеке также хранится свыше 20000 печатных греческих, русских и славянских книг.
В XIX веке колокола монастыря считались самыми большими в Греции.

Вид на монастырь

Престольный праздник монастыря 27 июля (9 августа), день великомученика и целителя Пантелеймона.

Современное состояние

По состоянию на 2006 братия монастыря составляла около 50 монахов и послушников.

Также монастырю Святого Пантелеимона в разное время принадлежали:

Старый Нагорный Русик . (Ныне в нем проживает один монах Иона).

Строения Старого Русика: храмы и высокая башня. В верхней части старинной башни (пирг), в храме святого Иоанна Предтечи, принял монашеский постриг будущий святой Савва Сербский. После пострига, в знак того. что мир более не имеет над ним власти, царственный юноша, твёрдо решивший стать иноком, сбросил своё княжеское одеяние воинам, посланным его отцом, возвратить сына. Впоследствии и его отец прибыв на Афон, также принял постриг с именем Симеона, оставив свой царский трон в Сербии. После кончины на Афоне преподобного Симеона его мощи прославились обильным мироточением и чудотворениями.

На Старом Русике храмы: Святого великомученика и целителя Пантелеимона и Почаевской иконы Божией Матери, построенные благодаря щедрым пожертвованиям из России во второй половине XIX века.

Старый Нагорный Русик

Храм Святого великомученика и целителя Пантелеимона

В Нагорном Русике до постройки новых храмов на этом месте находился престол древнего храма. В конце XVIII века русский монастырь переместился на западный берег Афона, так как число братии увеличилось.

Храм Почаевской иконы Божией Матери

Андреевский скит . (После смерти последнего русского насельника, перешел к монастырю Ватопед).

Андреевский скит

Скит Новая Фиваида . (В этом скиту 3 года подвизался с братией иеромонах Рафаил (Берестов)).

Самый крупный на Афоне русский скит «Новая Фиваида» был основан в 1882 году на землях Пантелеймонова монастыря с благословления Игумена Макария. Отшельники могли жить сами по себе в отдельных хижинах, но включались в состав Пантелеймонова братства.

Кроме того, на территории скита был построен особый корпус для пантелеймоновцев, пожелавших удалиться от деятельной монастырской жизни. В 1883 году здесь была освящена первая церковь во имя святых преподобных Афонских отцов. Вскоре появились и малые храмы - параклисы, то есть часовни, приделы.

В самом названии «Фиваида» заложен глубокий смысл. Фиваида - это колыбель монашества, местность в Египте близ Фив, заселенная иноками на заре христианства.

Позже Иоанн Златоуст писал: «Ступайте в Фиваиду, вы найдете там пустыню прекраснее рая, тысячи хоров ангелов в человеческом образе, целые племена мучеников. Там вы увидите адского тирана скованным, а Христа славным и победоносным».

В 1913 году патронировавшее христианский Восток Российское правительство, разрешило спор о «имяславии», вывезя монахов на военных кораблях в Россию. Так началось угасание скита. В 20-е годы XX века курс греческого государства на эллинизацию Афона поставил препоны для пополнения рядов русского монашества.

Пантелеймоновцы унесли из скита что сумели, а что нет - оставили под открытым небом. И лишь в 2000 году старец Рафаил, бывший насельник Валаамского монастыря, привел в Фиваиду учеников и принялся за ее восстановление. Скит возродился.

Скит Новая Фиваида

Скит Крумница (Кормилица). Находится на границе Афона, там расположены многочисленные виноградники монастыря.

Ильинский скит . (Основан Паисием Величковским, ныне приписан к монастырю Пантократор).

Скит Ильи Пророка

Скит святого пророка Илии расположен на северо-восточном склоне Афонской горы, на холме весьма красивом и живописном, но пустынном. С трёх сторон этот скит окружён высокими горными склонами, покрытыми вечною зеленью лесов и кустарников. И только с восточной стороны он совершенно открыт, обнаруживая тем самым великолепный вид на море с лежащими вдали, на голубой глади вод, тёмными пятнами островов.

Когда скит восставался из развалин после турецких разорений и нуждался в помощи, туда явился замечательный человек, выдающийся ктитор и благодетель, - иеромонах Аникита, в миру князь Ширинский-Шахматов. Но полного процветания скит достиг лишь при старце Паисии втором. Этот трудолюбивый настоятель перестроил весь скит и к 1850 году закончил большой план своих работ.

Число иноков снова стало умножаться и вскоре опять уже недостовало помещений для вновь поступивших. И потому он воздвиг ещё один огромный корпус, в котором устроил две церкви. Жертвенные благодетели из России помогли скиту устроить величественный собор и в тоже время удовлетворить все потребности обители.

Всё это привело её в то цветущее состояние, которое она обрела на-кануне первой мировой войны, когда представляла собою огромную и благолепную общежи-тельную обитель... Предание гласит, что знаменитый подвижник и основатель Свято-Ильинского скита, великий старец Паисий был человеком, сеявшим вокруг себя семена христианской кротости, и необыкновенной доброты. его простодушная, искренняя лас-ковость согревала каждого, кто имел радость с ним встретиться... Самым сильным воспоминанием паломников является память о церковных службах в этой благо-лепной и тихой обители. Всенощное бдение здесь, на Афоне отличается своею кроасотою и своеобразием. Под праздники служат всенощную, в прямом смысле этого слова - она длится всю ночь. Самая длинная служба, продолжается часов шестнадцать: великая вечерня начинается примерно в восемь вечера, а литургия кончается после полудня. Но это - в престольный праздник.

Обычная всенощная длится часов семь-восемь, то есть ночь - это время, когда монахи, как считается, должны бодрствовать. В церкви обычно есть стасидии - стоячие кресла, где можно стоять, упираясь в подлокотники, иногда можно присесть на сиденье. Один из монахов ходит и смотрит, не заснул ли кто. Задремавшего он тихонько постукивает по плечу: «Проснись, брат!»

На Афоне такая интенсивная молитвенная жизнь не проходит бесследно: если человек все время проводит в церкви, если он все время молится, ежедневно открывает помыслы, если он, даже не будучи хорошим, все время стремится быть таковым, - он не может не начать меняться к лучшему...

Служба начинается практически в полной темноте. Едва горят лишь лампадки перед ликами Христа и Богородицы в нижнем ярусе иконо-стаса и лампадка чтеца, свет от которой падает только на страницу открытой книги. Поют антифонно на два клироса и очень протяжно. Это неспешное, благоговейное внимание хора к словам канонарха, это ловимое сердцем и износимое из сердца, как хвала и молитва, повторяет пение их... Подобно пению, и чтение отличается точностью, правильностью и выразительностью.
Впечатление глубокое и неизглади-мое в душе оставляет это чудное пение и богослужение...

Скит Богородицы Ксилургу (Древодела). Древнейшая русская обитель в мире, ныне в нем проживают 3 монаха во главе с иеромонахом Николаем (Генераловым).
Скит Ксилургу находится на восточном склоне Святой Горы Афонской в дремучей дубраве, среди строгих красот пустынной природы.

В бытность преподобного Антония (X век) Афон заключал в себе 50 тысяч иночествующих разных наций и до 150 обителей, в том числе и «Обитель Руссов» с придаточным названием «Ксилургу» (т.е. Древоделя).

Соборный храм скита освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы, это один из самых древнейших храмов на Святой Горе. Другой малый храм - во имя преп. Иоанна Рыльского. Третий храм освящён в 1890 году во имя славянских просветителей святых Кирилла и Мефодия и расположен над трапезной (на фото слева).

В Успенском храме скита хранится чудотворная икона Божией Матери "Гликофилуса" ("Сладкое лобзание") и древняя икона Успения Пресвятой Богородицы.

В 1080 году указом греческого императора Алексия Комнина повелено было отделить 1/20 часть всей Святой горы и передать её в собственность русским инокам. Отсюда стала значиться и славиться наша русская обитель на Афоне.

Благочестивые предки наши, жаждавшие безмолвного уединеия ради спасения души своей, стали приходить сюда в таком множестве, что в половине XII столетия они уже не вмещались в тесных стенах Ксилургу и чувствовали немалую нужду в помещениях.

Если мы обратим свой взор из скита на восточное побережье Афона, то увидим прекраснейший собор, возвышающийся посреди обители. Это бывший русский скит святого пророка Илии. Расположен скит рядом с монастырём Пантократор, который получил право на владение им в конце XX века.

Расположенный на западной стороне Афонского полуострова, между Ксенофонтовым и Ксиропотамовым монастырями, занимает девятнадцатое место в иерархии Святого Афона. Название обители происходит от святого великомученика Пантелеймона, которому она посвящена, но личность её основателя остаётся неизвестной. Основание монастыря приписывается русским инокам и датируется серединой XVIII века, если речь идет о сегодняшнем местоположении обители. В действительности же история братии монастыря святого Пантелеймона ведёт своё начало с конца X века, когда русские монахи поселились в монастыре Пресвятой Богородицы Ксилургу (Древодела), который в настоящее время существует как скит Успения Богородицы. Славянская традиция приписывает основание этого монастыря святому равноапостольному князю Владимиру (958-1015), правителю Киевской Руси.

В связи с увеличением числа русских монахов в скором времени монастырь Ксилургу был покинут. Русской братии в 1169 году была предоставлена обитель Фессалоникийца , посвященная святому великомученику Пантелеймону; в ней русские монахи оставались в течение шести веков, до 1765 года. Позже, когда и эта обитель была в основном покинута, она стала называться Палеомонастиро (Старый монастырь) или Старый Русик, став экзартимой главного монастыря.

Пребывание братства в монастыре Фессалоникийца было связано с различными испытаниями, как это происходило со всеми монашескими сообществами в те времена. В 1307 году обитель была разграблена пиратами, в результате чего большая часть её была разрушена. Несколько лет спустя, в 1345 году, монастырь нашёл поддержку в лице сербского правителя Стефана Душана и византийских императоров из династии Палеологов, а именно Андроника II, Иоанна V и Мануила II, при этом в 1394 году Третий Устав Святой Горы ставит обитель на пятое место в афонской иерархии.

В эпоху османского владычества монастырь переживает трудные времена, хотя до середины XVI века его развитие всё ещё продолжается; при этом братия, как представляется, состоит в равной мере из русских и греческих иноков. Однако с середины XVI до середины XVIII веков наступают периоды запустения.

С середины XVIII века начинается период восстановления при поддержке господаря Молдовы Иоанна Теодора Калдимаки (1690-1780), который был одним из главных благотворителей в этот новый период жизни монастыря. В 1760 год- братия перебирается в небольшую Воскресенскую обитель, которая была построена как раз на том месте, где сегодня расположен, тогда как бывшая обитель Фессалоникийца преобразуется, как уже говорилось, в его экзартиму. Поддержка правителей Молдовы продолжается со стороны Скарлата Калллимаки (1773-1821), и в итоге в 1803 году монастырь стал общежительным, а в 1806 году был назван Константинопольским патриархом Каллиником V “подлинной киновией династии Каллимаки”.

Во время Греческой национально-освободительной войны для Свято-Пангелеймонова монастыря снова настали тяжёлые времена, в то время как с 1835 года начали прибывать в обитель русские иноки, которые, ввиду численного преимущества и других исторических обстоятельств, сначала становятся большинством, ас 187 5 года берут на себя управление монастырем.

К концу XIX века (к 1895 году) число русских монахов достигло 1000 человек и продолжало расти до 1913 года, по с началом русской революции в 1917 году этот рост остановился полностью.

Как уже упоминалось, вернулся к общежительному устрою в 1803 году, в котором пребывает и до сих пор. Монастырь в настоящее время более известен как “Русский монастырь” (“Россикон”), в то время как церковное богослужение в соборе обители, в соответствии с сигиллием 1875 года, проводится па греческом и русском языках.

Кафоликон, освящённый в честь святого Пантелеймона (память отмечается 27 июля), построен в XIX веке; начал строиться в 1812 году, а завершён был в 1821 году. Соответствует афонскому тину в сочетании с элементами русского стиля, особенно заметными в характерных куполах. Фрески тоже характерны для русского искусства и относятся к XIX веку.

Монастырь недавно возвел новый филиал водосвятия, рядом с главным входом, в то время как старый, находящийся спереди и слева от входа в трапезную, отличается чем, что не имеет купола и столбов. Колокольня монастыря построена в 1893 году, имеет 32 колокола весом более двадцати тонн, при этом самый большой имеет окружность 8,71 метра и весит 13 тонн.

Трапезная, расположенная в западном корпусе, была построена и расписана русскими иконописцами в конце XIX века. Это одна из самых больших трапезных Святой Горы , которая вмещает до 1000 человек. Кухня также находится в западном корпусе монастыря, рядом с трапезной.

Кельи монахов занимают северный и южный корпусы обители. Архондарик до пожара 1968 года располагался в большом зале внутри обители, но с тех пор находится в здании за пределами её ограды, рядом с морем. Монастырь Святого Пантелеймона имеет свою аптеку, стоматологический кабинет, приют для престарелых, а также просфорное и свечное производство, фотолабораторию и мастерскую по реставрации икон.

Монастырь имеет около 35 пареклисов на своей территории и за её пределами. Особенно известны часовня святого благоверного князя Александра Невского и Покровская часовня, которая в действительности является внушительным храмом с большим количеством икон и позолоченным иконостасом, там же хранится и мозаичная икона святого благоверного князя Александра Невского. В часовне святого Митрофана, расположенной к западу от библиотеки, служба ведётся па русском языке, в то время как в часовне Успения Богородицы , находящейся сзади кафоликона, богослужение идет на греческом языке.

В ризнице монастыря хранится множество реликвий, таких как религиозная утварь, облачения, кресты, части Древа Животворящего Креста Господня и большое количество святых мощей. В хранилище икон обители есть очень много ценных образов, к примеру святого Иоанна Предтечи, святого великомученика Пантелеймона и Богородицы Иерусалимской.

В библиотеке монастыря имеется более 1.000 греческих рукописей н около 600 славянских, некоторые из них написаны на пергаменте, в то время как многие иллюстрированы. Библиотека также располагает богатой коллекцией греческих и русских печатных книг, общим числом более 25.000.

Свято-Пантелеймонову монастырю принадлежит скит Успения Божией Матери , называемый ещё и просто “Богородица”, являющийся бывшим монастырем Ксилургу. К остальным экзартимам обители относятся немало келлий, одна из которых, святого Георгия, является представительством монастыря в Кареях, и две кафизмы, одна из которых — это вышеупомянутая Палеомонастиро (Старый Русик). Монастырю принадлежит также покинутое поселение Новая Фиваида , или Гурноскит, а также подворье Хромицы , находящееся у границы Афона с регионом Уранополиса. Пристань обители построена совсем недавно.

Насчитывает сегодня в общей сложности около 80 иноков, живущих в самом монастыре и его экзартимах.

Услуги индивидуального гида, по организации паломничество на Афон, а также трансфер Салоники Урануполис, помощь в получении специальной визы «диамонитирион «,