Оригинальное панно. Панно на стену своими руками — делаем шедевры из подручных средств


Панно является элементом декора и его назначение состоит в украшении интерьера и заполнении пустого места на стенах или потолке. Звучит очень похоже на описание картины, не правда ли? Чем отличается оно от картины, если оба варианта декора призваны украсить помещение? Ответ прост: картина является предметом искусства живописи, а панно может состоять из чего угодно. Тесто, пластик, гипс, бисер, ткань, дерево – нет предела фантазии, когда дело касается изготовления панно и материал для декора может быть любым. Если есть желание сделать свой интерьер уникальным, то панно с этим отлично справится!

Определение масштабов работы

Первый этап в создании настенного панно – определиться с дизайном будущего изделия. Если уже известно, на каком месте будет оно располагаться, то это усложняет задачу. Нужно взвесить цветовое решение, размеры, какими будет оно обладать, вписывается ли материал, из которого планируется его изготовить, в общую картину интерьера.

Итак, определяемся: размер, цветовое решение и то, какие материалы будут использованы. Это первый шаг. Если это возможно, то стоит нарисовать эскиз планируемого изделия. Это поможет учесть все нюансы в исполнении задачи.

Если за основу берется кусок картона, холст или любая другая твердая поверхность, то на ней делаются разметки: где и как будут располагаться элементы декора. Если основа-ткань, то она натягивается на основу (например, на кусок фанеры, доски или пластика), а остаток ткани закрепляется с тыльной стороны. После того, как поделка будет выполнена, ее помещают в рамку и вешают на стену.

Есть еще один вариант изготовления панно на тканевой основе. Потребуется взять твердую основу, например, гипсокартонный лист нужного размера и приклеить к нему поролон. На полученную мягкую основу и натягивается ткань. В этом случае можно обойтись без рамы.

После всех приготовлений можно приступать к основной части изготовления: декорированию.

Виды панно своими руками

Рассмотрим основные виды, используемых в декорировании:

Тканевые Это все варианты вышивки, аппликаций и гобеленовой техники, которые выполнены на ткани. Техника выполнения может быть какая угодно: от ручной вышивки до машинной, сделанной серийным производством.
Каменные Часто выполнены в мозаичной технике. Используются натуральные камни, которые считаются благородными: базальт, мрамор и другие. Реже в таких изделиях присутствует и искусственный камень.
Из керамики Изготавливаются с применением керамических плиточек и обычно размещаются в ванной или кухне.
Скульптурные Объемный вариант изделия, который изготавливается из специальной штукатурки, гипса или металла.
Графические Все, что выполнено с помощью различных видов печати. Это могут быть репродукции произведений живописи, фотопечать.
Прочие виды Здесь представлены изделия ручной работы, которые выполнены с использованием любых подручных материалов. Соленое тесто, дерево, засушенные цветы и растения, ракушки, глина, бисер – нет предела фантазии для украшения.

Приведем примеры изготовления различных видов панно:

Из отпечатков фруктов и овощей

При создании этого панно может участвовать и ребёнок, так как оно очень простое в исполнении. Яркий, цветной дизайн этого творения идеально подойдет для кухни.

Для изготовления понадобятся:

  • Твердые овощи или фрукты (это могут быть яблоки, любые цитрусовые, груши, капуста и др.);
  • Краска (гуашь, масло, акрил);
  • Основа, на которой будет производиться декорирование. Это может быть картон, доска, ткань, натянутая на лист гипсокартона.

Поверхность основы предварительно обезжиривается и окрашивается в нужный оттенок. Фрукты и овощи разрезаем на половинки и окунаем их в краску. Краситель лучше всего налить тонким слом в тарелочку. Прикладываем окрашенный фрукт разрезанной стороной к основе и получаем штамп.

Штампы делаются в любом угодном месте на основе, но лучше всего выглядят изображения, которые расположены симметрично.

Из бумаги

Существует множество вариантов изготовления творений из бумаги. Давайте рассмотрим основные из них:

Из круглых бумажных конструкций

Это изделие можно сделать своими руками за час и это отличное средство украсить интерьер, а также получить массу положительных эмоций.

Подготовим материалы:

  • Цветная бумага;
  • Скрепки;
  • Скотч;
  • Булавки;
  • Степлер.

Порядок действий:

  1. Лист бумаги сворачивается гармошкой, наподобие веера.
  2. Гармошку сгибаем пополам.
  3. Степлером закрепляем грани у сгиба, чтобы гармошка не распадалась и получился маленький веер. Соединяем три таких веера и получаем круг.
  4. Гармошки разных цветов можно объединять в один круг, тогда панно получится еще ярче.
  5. Множество кругов соедините вместе, прикрепляя их к стене английскими булавками. Размер кругов и самой композиции может быть каким угодно большим и принимать любую форму.

Из фотографий

По сути, это коллаж из фотографий или художественных картинок, который может как иметь определенную тематику, так и быть абсолютно абстрактным. Фотографии объединяются в одну композицию и закрепляются на стене, либо другой основе. Вариант дизайна: объединить множество изображений моря и неба.

Из цветной бумаги

Вариантов изготовления поделки из цветной бумаги великое множество. Мы сегодня предлагаем вариант «Цветки из сердечек», который подойдет даже для детского мастер-класса. Он весьма прост в исполнении, является отличным средством для развития мелкой моторики ребенка, а смотрится потрясающе!

Нам понадобится:

  • Офисная цветная бумага;
  • Основа для панно;
  • Карандаш;
  • Ножницы;
  • Картон;
  • Краски;
  • Кисточки;
  • Рамочка.

Приступим к выполнению:

  1. Вырезаем шаблон в виде сердечка. Чтобы сделать один цветок, нам понадобиться от восьми таких сердец. Все сердечки в цветке должны быть одинакового размера.
  2. Складываем сердце пополам и получаем лепесток.
  3. Приклеиваем цветок из таких лепестков на основу. Это может быть картон или стена.
  4. Чтобы изготовить листики цветка, нужны более мелкие зеленые сердечки.
  5. Выкладываем цветы в любом порядке, в зависимости от общей формы желаемого панно. Это может быть форма сердца, а можно выложить цветы и в форме дерева. Проявляем фантазию и воплощаем ее в жизнь!

Из газетных трубочек

Газеты могут отлично подойти для изготовления панно своими руками.

Необходимые материалы:

  • Газеты;
  • Спица для вязания;
  • Клей;
  • Проволока;
  • Кисть;
  • Ножик;
  • Акриловая краска.

Порядок действий:

  1. Газетный лист разрезаем ножом на две части.
  2. Наносим на эти части тонким слоем клей.
  3. Накручиваем листы газет на спицу по диагонали. Должны получиться тонкие трубочки.
  4. Берем акриловую краску и прокрашиваем газетные трубочки в нужный цвет.
  5. Промазываем получившиеся жгутики клеем еще раз и заворачиваем концы каждой газетной трубочки так, чтобы получилась спираль. Оба конца нужно закрутить в противоположные стороны, если хочется получить форму морского конька. Можно сделать круг: для этого нужно просто свернуть всю трубочку по спирали.
  6. Спиральки закрепляем резинками и оставляем на 24 часа для высыхания.
  7. Убираем резинки и составляем из получившихся элементов нужный рисунок. Элементы можно сразу крепить на стену, либо создавать панно на заранее подготовленной основе.

Круги из газетных трубочек можно раскрашивать различными цветами, соединяя в одном круге несколько оттенков. Интересно смотрятся круги с градиентом: переходом из одного цвета в другой.

Из обоев

Это интересное решение, которое оживит Ваш интерьер и придаст ему еще больший уют.
Есть несколько способов самостоятельно сделать панно из обоев:

  • Техника лоскутков

Вырезаем фрагменты из имеющихся обоев. Кусочки могут быть любой формы, но должны подходить друг к другу. Учитывайте общий вид всей будущей композиции. Например, можно вырезать квадратики с цветами из трех разных видов обоев и совместить их вместе в несколько рядов в определенной последовательности. При этом парные элементы не обязательно располагать симметрично.

  • Техника целых обоев

Берем обои с нужным изображением (например, веткой сакуры), аккуратно вырезаем его и вставляем в рамку, либо приклеиваем на стену и украшаем молдингом или панелями.

  • Сочетание стилей

Здесь дизайн ограничивается лишь Вашей фантазией! Сочетайте цельные куски обоев с мелкими вырезанными фрагментами. Это современный и недорогой способ украсить свой дом.
Важно! Если не можете определиться со стилем будущей композиции, то стоит присмотреться к изображению цветов и растений в неярких оттенках. Это всегда уместно и красиво смотрится.

Из соленого теста

Этот вид панно один из самых бюджетных, так как для его изготовления требуется минимум материала и обычно все необходимое есть дома всегда.

Предлагаем вариант лепного панно, где будут отпечатаны ручки и ножки Вашего ребенка. Это творение позволит Вам украсить спальню Вашего малыша оригинальным способом и надолго сохранить память о его детстве.

Нам понадобится:

  • Мука;
  • Соль;
  • Цветная гуашь (по желанию).

Порядок действий:

  1. Берем муку и соль в пропорциях два к одному. Два стакана муки перемешиваются со стаканом соли, затем добавляется вода. Примерный объем воды на такое количество муки и соли составит 125 мл.
  2. Замешиваем крутое тесто. Если оно прилипает к рукам, то добавляем еще муки. Тесто должно быть эластичным и не прилипать к рукам.
  3. Если хочется сделать панно цветным, то самое время добавить гуашь, разукрасив ей тесто.
  4. Раскатываем тесто. Приблизительная толщина его должна быть около 2 сантиметров. Форма кусочка теста может быть любой.
  5. Подносим тесто к малышу и аккуратно вдавливаем его ладошку и ступню в массу. Нажатие должно быть легким, но достаточным для оставления следа.
  6. Делаем в тесте два сквозных отверстия – это для будущей ленточки, на которой потом будет висеть панно.
  7. Выкладываем все на противень и закрываем бумагой для выпечки.
  8. Разогреваем духовку до 90 градусов и ставим туда тесто для сушки. Это займет примерно два – два с половиной часа. Необходимо перевернуть аккуратно тесто один раз, в середине просушивания.
  9. Раскрашиваем получившееся панно цветной или белой гуашью, вдеваем ленту в отверстия - вуаля! Очень трогательное и милое украшение для вашего дома готово!

Из ткани

Оформление панно тканью вошло в моду не так давно: только в последние годы любители хенд-мейда обратили на ткань свое пристальное внимание. Такое изделие идеально подходит для интерьера в стиле прованс. Рассмотрим основные виды тканных панно, которые можно сделать своими руками:

Пэчворк

Используются различные техники для изготовления таких панно, но общее у всех одно: это использование лоскутков ткани в произведении. В интернете есть множество выкроек таких изделий. Панно могут быть как на тканевой основе, так и на жестких конструкциях. Ткань для изготовления понадобиться любая: от кусочков тюли до обрезков старого постельного белья.

Фетр для творчества

Панно из фетра является одним из самых популярных среди рукодельниц. Нужны лишь кусочки фетра разных цветов, выкройка будущих деталей картины, нитки с иголкой либо клей и основа, на которую планируется закрепить все детали панно. Фетр - очень благодатный для творчества материал: он поможет воплотить все фантазии в жизнь. Панно из фетра станет отличным украшением гостиной или прихожей.

Панно из мешковины

Мешковина на вид крайне невзрачный материал, но начинает играть совсем другими красками, когда мастерицы применяют ее в своем творчестве. Мешковиной можно обтянуть рамку для панно, можно использовать как основу для других материалов: бусин, кружева и других. Этот грубый материал идеально подчеркивает нежность и утонченность других тканей.

Панно из шерсти

Панно из шерсти является самым простым изделием в технике мокрого валяния. Это интересный процесс, в котором шерсть уплотняется определенным способом для того, чтобы получить войлок. Рисунок на таком панно может быть любым: все зависит от мастерства рукодельницы.

Если вы хотите взять одноцветный кусок ткани и нарисовать на нем определенную картину, то учитывайте, что это не так просто, как кажется. Стоит потренироваться на черновике, а потом уже переходить к той ткани, которую планируете использовать на панно.

Из бисера

В этом варианте панно все или часть его элементов выполнены из бисера. Для начала делаются сами элементы, а потом уже закрепляются на основу и, по желанию, оформляются в рамку.

Из ниток и гвоздей

Это далеко не новый, но очень интересный способ сделать панно своими руками! Здесь царит минимализм в выборе материалов, но от этого панно не становится пресным и скучным, а, наоборот, притягивает восхищенные взгляды.

Весь смысл в том, что на твердую основу забиваются гвоздики. Это можно сделать хаотично, а можно и по определенной схеме, которые с успехом можно отыскать в интернете. Между гвоздями в несколько слоев натягиваются нити. Благодаря этому, создается некий рисунок.

Из пуговиц

Идеальный вариант для начинающих! Пуговицами можно декорировать панно, выполненное из ткани или бумаги, а можно создать изделие, полностью сделанное из пуговиц. Для этого понадобится

  • Клей ПВА;
  • Пуговицы;
  • Основа.

Порядок выполнения:

  1. Нарисуйте на основе эскиз: где будут располагаться пуговицы и какой рисунок они должны все вместе изобразить.
  2. Приклейте пуговицы клеем ПВА к основе.

Дизайн может быть любой: надписи, абстракция, флора и фауна и другие.

Зеркальное панно

Современное панно, созданное из кусочков зеркал. Сложные его варианты смогут изготовить лишь специалисты, а простые – очень даже доступны для самостоятельной работы. Зеркальное панно станет дополнительной подсветкой в комнате.

Необходимые материалы:

  • Зеркальные плитки;
  • Жидкие гвозди;
  • Основа с деревянными планками, если планируется наклеивать зеркала не прямиком на стену.

Принцип работы понятен: совмещаем различные зеркальные кусочки и крепим их в нужном порядке к стене или другой основе на жидкие гвозди.

Деревянные панно

Выполнены обычно в абстрактном стиле из самых разных пород дерева. Очень выгодно в классическом интерьере смотрятся деревянные панно с инкрустированными полудрагоценными камнями.


Сухие цветы и листья

Отлично подходит для детского творчества. Определяемся с сюжетом будущей работы, а затем на твердую основу (картон, ДВП) с помощью клея приклеиваем засушенные цветы и листья (веточки можжевельника, листья деревьев - подойдет любая флора). Отличным дополнением станут зернышки, семечки и веточки.

Крупа и семечки

На твердую, уже окрашенную основу наносится эскиз будущей картины. Затем, крупа и семечки крепятся на основу с помощью клея ПВА. Крупные зернышки нужно клеить каждую индивидуально, а мелкую россыпь, к примеру, рис, следует насыпать на уже нанесенный на основу клей.

Декоративная штукатурка

Весьма затратный и трудоемкий процесс. Все выполняется на заранее оштукатуренной поверхности. Делается набросок рисунка, а затем специальная штукатурка наносится с помощью трафарета или самостоятельно корректируется инструментами. Этот вид используется для украшения стен и потолков разнообразными изображениями.

Гипсовая шпаклевка

По аналогии похоже на процесс изготовления из декоративной штукатурки. Возможно, потребуется чуть больше трудозатрат, ведь все рельефы в изображении на панно выполняются при помощи специального шприца или шпателя.

Декупаж

Панно, выполненное в технике декупаж, способно украсить любую стену: будь то кухня или коридор. Эта техника заключается в том, чтобы наклеивать на выбранную поверхность вырезанные картинки, элементы декора, а затем покрыть все это несколькими слоями лака. Общая идея произведения может быть любой.


Желание обновить не так давно отремонтированный, но уже поднадоевший кухонный интерьер, нередко посещает многих из нас. Один из способов без кардинальных переделок внести в интерьер яркие штрихи, вдохнув тем самым в комнату новую жизнь, – украсить участок стены панно с элементами росписи. Панно, сделанное своими руками – та самая «изюминка», которая способна отразить характер и предпочтения хозяйки кухни, настроив атмосферу на нужный лад. Какие виды панно уместно будут смотреться в кухонном интерьере и как сделать такой элемент декора своими руками, рассмотрим подробнее.

Некоторые ошибочно полагают, что панно – это та же картина. На самом деле картина представляет собой произведение живописного искусства. Панно же не обязано быть шедевром. Оно призвано лишь выступать ярким «пятном», которое выполняет роль завершающего штриха в убранстве кухни, придающее целостность облику.

Панно – стильный способ украсить кухонный интерьер

Панно для кухни может иметь какую угодно форму и размер. В зависимости от используемого материала изготовления они бывают нескольких видов:

  • Тканевые. Аппликации, вышивки на ткани и гобелены могут быть выполнены серийно или вручную.
  • Графические. Тематические изображения и репродукции произведений искусства создаются с использованием современных техник печати.
  • Деревянные. Резные панно из лиственных и хвойных пород часто дополняют инкрустацией из полудрагоценных камней.
  • Керамические. Мозаичные картины выкладывают из мелких элементов и осколков керамической плитки.
  • Скульптурные. Представляют собой мини-скульптуры из металла, фактурной штукатурки или обыкновенного гипса.

Отдельно стоит выделить панно ручной работы, которые изготавливают из самых разнообразных материалов: глины и соленого теста, сухоцветов и круп, бисера и морских ракушек.

Для защиты поверхности хрупких материалов, которые страдают от повышенной влажности и колебаний температур на кухне, композиции покрывают прозрачным или тонированным лаком выбранного оттенка

Главное, что стоит учитывать при выборе или изготовлении декоративного элемента своими руками – кухня представляет собой функциональное помещение. В ее пространстве часто витают всевозможные запахи, а на стенах оседают мельчайшие частицы пищевых жиров. По этой причине декоративные элементы должны быть выполнены из практичных материалов, способных выдерживать воздействие влаги при частом мытье.

Варианты расположения аксессуаров

Настенное панно располагают в тех зонах комнаты, которые хотят визуально выделить. Это может быть фартук рабочей стенки или место возле обеденного стола.

Резные панно отлично смотрятся в классическом интерьере

При оформлении кухни больших размеров дизайнеры рекомендуют использовать несколько однотипных элементов из одной серии, подвешенных на разных стенах комнаты.

Совет: мозаичные картины из керамической плитки устойчивы к воздействию влаги, а потому их лучше использовать для оформления рабочей зоны кухни.

Керамические панно, сочетаясь с другими отделочными материалами, способны создавать неповторимый интерьер

При выборе панно на кухню важно учитывать его размеры. Стены малогабаритных кухонь стоит украшать маленькими композициями. Они не будут привлекать на себя слишком много внимания, тем самым зрительно уменьшая пространство.

Крупные изображения оставьте для больших кухонь. Они могут занимать значительную часть стены, встраиваться в ниши и оформляться подсветкой. Маленькие картины способны легко «потеряться» на просторной стене большой кухни.

Интересно будет смотреться панно–обманка с изображением винтовой лестницы

Нарисованная винтовая лестница, расположенная в углу комнаты, визуально раздвигает границы. Для достижения желаемого эффекта создания иллюзии дополнительного пространства важно грамотно вписать панно так, чтобы лестница органично дополняла интерьер, а не выглядела ненужным элементом.

Декор для разных стилей интерьера

При обустройстве кухонного интерьера следует руководствоваться правилом: каждому помещению свой вид, рисунок и размер. Тематика украшения должна соответствовать стилю интерьера.

Для кухонь, оформленных в классическом стиле, отлично подойдут панно с изображением спелых фруктов и овощей, манящие живописные пейзажи и репродукции работ великих художников.

Панно с ароматными кофейными зернами будет каждый раз поднимать настроение, напоминая о приятной встрече с друзьями

Резные деревянные и керамические панно органично впишутся в интерьер кухни, оформленной в стиле кантри или прованс. Это могут быть настенные композиции с использование засушенных фруктов, специй и цветов.

Панно для стиля кантри и прованс

Достойным дополнением современных интерьеров типа хай-тек или минимализм выступят динамичные картинки с изображением вечерних городских пейзажей или необычных абстракций. Сюда хорошо впишутся графичные панно в минималистичном строгом обрамлении.

Кухонное панно под интерьер в современном стиле

Подчеркнуть изысканную строгость и красоту кухни в стиле лофт способны настенные композиции, сделанные из старых афиш, пожелтевших страниц книг и иллюстраций из журналов.

Трудно поверить, что такое оригинальное украшение сделано из обычных винных пробок

Всевозможные коллажи, абстракции и пейзажи прекрасно подойдут для обеденной зоны.

Интересно смотрятся модульные композиции, в которых изображение раздроблено на несколько отдельных частей

Подвешенные рядом изображения создают единую целостную картину.

Правильно подобранное по оформлению и стилю панно способно выгодно подчеркнуть дизайн интерьера, придав ему свою «изюминку» и индивидуальность.

Создание натюрморта из яичной скорлупы

В современном искусстве очень популярен эффект искусственного состаривания поверхности, именуемый «кракле». Его получают путем покрытия изделий специальными аэрозольными красками или каркелюровым лаком. Но создать такой необычный эффект можно и с помощью обычной яичной скорлупы.

Выпуклая поверхность измельченных кусочков позволяет создавать объемные мозаики

Техника изготовления декоративного панно из яичной скорлупы не слишком сложна в исполнении, освоить ее может любой желающий. Она включает ряд основных этапов.

Выбор необходимых материалов

Для изготовления яркого и аппетитного натюрморта потребуется:

  • 2 отрезка древесноволокнистых плит;
  • салфетки или рисовая бумага;
  • очищенная яичная скорлупа;
  • прозрачный файл А4 или А3 формата;
  • акриловый грунт;
  • декупажный клей;
  • акриловые краски;
  • клей ПВА.

В качестве прочной основы для создания композиции удобно использовать оргалит. Он отлично держит форму и обладает превосходными влагостойкими свойствами. Размер заготовки зависит от габаритов создаваемой композиции.

Наносить изображение удобно кистью и поролоновыми губками

Заранее необходимо подготовить скорлупу с нескольких яиц. Для работы подходит скорлупа как с сырых, так и с вареных яиц любых оттенков. Снятую с яиц скорлупу следует очистить от следов органики, удалив внутреннюю пленочку и промыв их в содовом растворе.

Формирование яичного кракле

Выложив вырезанную из плиты заготовку лицевой стороной вверх на ровную поверхность, покрывают ее грунтовочным составом. Акриловый грунт удобно наносить поролоновой губкой. Так он распределяется более равномерно, да и высыхает быстрее.

Процесс создания яичного кракле довольно трудоемок. Он отнимает наибольшее количество времени. Выкладывать начинают от центра или с угла листа, располагая яичную скорлупу выпуклой стороной наружу.

На участок заготовки, покрытый клеем ПВА, выкладывают небольшой кусочек яичной скорлупы и слегка прижимают

При нажиме пальцем или зубочисткой скорлупа покроется сеточкой трещин и распадется на несколько кусочков, устлав собой часть поверхности основы. С помощью спички или зубочистки, передвигают кусочки, придавая им желаемое положение и заполняя пустоты на листе.

Покрыв лист кусочками дробленой яичной скорлупы, для придания прочности поверхности изделие покрывают еще одним слоем ПВА

Кусочками скорлупы покрывают полностью всю поверхность. Основу с готовой скорлупной мозаикой оставляют на 5-8 часов до полного высыхания.

Нанесение изображения

После полного высыхания клея заготовку покрывают акриловым грунтом и повторно сушат.

Чтобы ускорить процесс, поверхность можно подсушить с помощью фена

В качестве изображения для декупажа можно использовать любую красивую многослойную салфетку или распечатку, взятую из сети. Отлично подходит для этих целей рисовая бумага, приобрести которую не составит труда в специализированных магазинах. При создании панно можно брать не весь рисунок на салфетке, а только вырезать из нее кусочек нужного размера.

Ваша задача – приклеить салфетку без складок

Для получения ровной, лишенной складок поверхности нужно верхний слой салфетки, на который нанесено изображение, положить лицевой стороной на файл. Файл аккуратно прикладывают к сухой заготовке так, чтобы рисунок занял нужное положение. Нанесенный фрагмент разравнивают пальчиками. Аккуратно убирают файл.

Изображение покрывают декупажным клеем

Когда клей подсохнет, остается всего пару штрихов: подрисовать красками некоторые элементы на картине, придав им большую выразительность, и покрыть панно лаком.

Инсталляции из подручных материалов

Сделанные своими руками панно – настоящая авторская работа, способная выступить достойным украшением интерьера и предметом гордости его обладательницы.

Тканевые «картины» в технике пэчворк

Нарядным украшением кухни в стиле шебби-шик или прованс способно выступить текстильное панно в технике пэчворк. Настенные композиции, сшитые из остатков ткани, которые перекликаются с оформлением мебели и окон, будут гармонично вписываться в дизайн помещения.

Оригинальные композиции из текстильных аксессуаров

Чтобы сделать такое панно на листе бумаги, необходимо нарисовать полноразмерный эскиз. Затем из отдельных бумажных листов сделать выкройки элементов рисунка для аппликации. Убедившись в соответствии размеров, выкройки переносят на отрезы ткани. Разложив элементы аппликации на основе, подгоняют их друг к другу, аккуратно закрепляя булавками.

Нитки для тканевой аппликации подбирают в тон, либо делают контрастный контур

При использовании фигурок в композиции для придания объемных форм их набивают остатками тонкого синтепона. Составленную композицию приклеивают или пришивают к основе.

На лоскутном панно уместно будут смотреться карманы для мелочей и крючки для полотенец

Для создания функциональной композиции «картину» из ткани можно дополнить вместительными кармашками для хранения кухонных аксессуаров.

«Вкусные» композиции из сухих ягод и специй

Использование сухих цветов, фруктов, орехов и ароматных специй – модная тема.

Для создания композиции потребуется рамка с подложкой и содержимое ваших шкафчиков. Смело можете использовать:

  • кофейные зерна;
  • цитрусовые цукаты;
  • палочки корицы;
  • высушенные головки цветов;
  • орехи и фасоль;
  • любые виды круп;
  • даже бублики и баранки.

Процесс создания композиции довольно прост. Отрез картона, размер которого соответствует размерам рамки, устилают мешковиной или любой другой выбранной тканью. Материал закрепляют на основе, фиксируя с помощью гвоздей или «сажая» его на термоклей.

На лицевой стороне ткани раскладывают крупные композиционные элементы, выбирая наиболее привлекательный вариант расположения: общий узор или орнамент из отдельных мини-картин.

Определив для себя, как будет выглядеть готовая композиция, разложенные на полотне материалы поочередно приподнимают над основой и после нанесения клея выкладывают на прежнее место. Подвесить «картину» можно на обычный шнурок, либо же прикрепить к металлической поверхности с помощью магнитов.

Основой для изготовления роскошных инсталляций способны выступить любые подручные материалы: пожелтевшие атласы, крышки от бутылок, столовые приборы… Выбор ограничивается только стилевым направлением кухонного интерьера и вашей фантазией.

Видео мастер-класс: объемное панно для кухни

Панно на стену, их виды и размещение, подготовка основы композиции, техника ее изготовления из различных материалов.

Основные разновидности панно на стену


Настенные панно могут различаться по многим параметрам:
  • Материалу, которым может служить что угодно: пластик и ткань, дерево и картон, бумага, проволока и мех, открытки и фотографии, пуговицы и пряжа, осколки зеркала и мозаика, ветки, сухие листья и прочее.
  • Технике исполнения, использующей вязание, чеканку, вышивку, резьбу по дереву, приклеивание и инкрустацию. При этом декоративный элемент может представлять собой переплетение линий и геометрических фигур, абстрактное изображение или иметь определенный сюжет.
  • Форме, которая может быть любого размера и геометрии. Декоративные панно на стену изготавливаются в виде овалов, многоугольников, криволинейных фигур и часто состоят из нескольких отдельных элементов. В зависимости от размеров картины могут служить главным акцентом интерьера или его украшением.
  • Эффекту 3D, который является новым веянием времени в создании подобных композиций. Такое панно изготовить сложно, но вполне реально. Трехмерный эффект в этом случае достигается при помощи объемных бумажных аппликаций, различных выступов и пр. Аппликации могут имитировать барельеф, горельеф и уникальные резные работы. Красиво смотрятся «мягкие» объемные панно с узором, созданным при помощи мелких обойных гвоздей, оснащенных декоративными шляпками.
  • Освещению, которое делает панно не только элементом декора, но и придает ему практические свойства. Светодиодная подсветка позволяет, например, использовать панно в роли ночника. Уровень освещения можно регулировать количеством светодиодных элементов.
Перед тем как сделать своими руками панно на стену, следует подумать о месте его расположения. От этого зависит цветовое решение, размер и форма будущего полотна. Расстояние от поверхности пола до панно обычно составляет 170 см.

Если планируется изготовить зеркальное панно, его следует устанавливать так, чтобы на поверхность картины падало искусственное или естественное освещение. При этом отраженный и рассеянный свет создаст в комнате визуальную гармонию.

Настенные панно из картона, пробки и других подручных материалов отлично выглядят на свободном пространстве. Поэтому располагать такой декор возле других предметов интерьера, например, полок, фотографий и картин, не рекомендуется.

Подготовительные работы перед изготовлением настенного панно


Существует множество вариантов изготовления декоративных панно на стены любого помещения. Фотографии готовых изделий можно найти в каталогах либо разработать свой собственный проект. Для начала можно попробовать нанести планируемый рисунок панно на лист бумаги. Имея такой эскиз, будет проще определить будущие размеры картины и материалы, необходимые для ее создания.

Если в качестве декора будет использоваться ткань, можно взять в качестве основы кусок пластика, доску или любой материал, имеющий твердую поверхность. На основу нужно натянуть ткань, а ее припуски закрепить с тыльной стороны заготовки. Готовую поделку устанавливают в раму, а потом на стену.

Ткань можно также натянуть сразу на раму, а поверхность украсить приклеенными кусочками пробки, монетами или декоративными бумажными элементами.

Панно можно изготавливать и без рамы. Для этого потребуется кусок гипсокартонного листа или фанеры. Лицевую часть заготовки нужно оклеить поролоном или синтепоном, а затем полученную «подушку» обтянуть тканью. После этого изделие можно декорировать.

Как сделать панно на стену своими руками

Ниже мы рассмотрим процесс изготовления наиболее популярных панно из различных материалов.

Настенное панно из цветных пуговиц


В каждом доме наверняка имеется баночка или шкатулка, в которую на протяжении нескольких лет складывали пуговицы разного цвета: маленькие и большие, с отверстиями или дужками. Если их накопилось слишком много, панно из таких элементов может легко украсить привычную для взгляда стену.

Для его изготовления понадобятся основа, которой могут служить доска, картон или натянутая на раму ткань, клей, копировальная бумага, пуговицы, карандаш, подобранный рисунок или собственная фантазия.

Оригинальным решением может быть создание на стене своими руками панно «денежное дерево»: считается, что оно должно приносить в дом достаток. Конечно, лучше его изготавливать из монет, но они зелеными не бывают. Поэтому цветные пуговицы для такого панно будут вполне уместны, тем более, что компоновать их в одном рисунке с монетами никто не запрещает.

Изготовить такое панно можно так:

  1. На основу следует нанести рисунок дерева с мощным стволом и пышной кроной.
  2. Подобрать пуговицы коричневого и зеленого цвета различных размеров и оттенков.
  3. Нужные места основы требуется промазать клеем и поочередно наклеить на них пуговицы. Оклейку следует начинать со ствола дерева, так как он частично будет скрыт под кроной. Пуговицы, имитирующие листья, нужно клеить, заводя их на ствол - зеленая «листва» должна свисать.
В осеннем варианте «денежного дерева» можно использовать дополнительно красные и желтые пуговицы. В этом случае будет уместной их компоновка с монетами: их серебристый цвет может создать фон выпавшего инея, а желтый - украсить крону.

Панно на стену из теста


Подходящим материалом для изготовления панно является соленое тесто. Оно хорошо разминается и поддается лепке. В отличие от пластилина, тесто можно высушить до твердого и прочного состояния. А если после этого лепнину покрыть лаком, она может храниться в течение столетий.

Чтобы приготовить соленое тесто потребуется два стакана муки, стакан мелкой соли, 125 мл воды и столовая ложка обойного сухого клея либо крема для ухода за кожей. Вместо последних двух компонентов часто используют нерафинированное масло растительного происхождения.

Качественное тесто должно быть упругим и плотным, хорошо разминаться и не липнуть к рукам. Его вязкость регулируется добавлением муки, а клейкость - маслом. Цвет тесту можно придать, используя пищевые красители, а аромат - куркумой, корицей, мускатным орехом и другими пряностями.

Панно изготавливается в таком порядке:

  • Из приготовленного теста следует слепить картину либо изготовить для нее отдельные фрагменты в виде фигурок, которые потом можно будет собрать в единую композицию. Ее тематика и деталировка зависят только от фантазии исполнителя и его художественного вкуса.
  • После завершения лепки панно нужно отправить для сушки на час в духовку, температура которой не должна превышать 80 градусов. Вместо духовки можно использовать тепло радиаторов отопления, но в этом случае процесс затянется на пять дней и более.
  • Высохшее панно можно покрасить акварелью, гуашью или акриловой эмалью. Дополнительный слой лака, нанесенного на поверхность картины, сделает ее долговечной.

Настенное панно из гвоздей и ниток


Использование обычных ниток и гвоздей позволяет создавать поистине удивительные картины для настенных панно. Для работы понадобятся доска, которая будет служить основой композиции, много мелких гвоздей, ножницы и молоток, скотч, разноцветные нитки и трафарет рисунка, который можно распечатать, найдя его в интернете.

Изготовление панно из гвоздей и ниток осуществляется в такой последовательности:

  1. В первую очередь следует вырезать трафарет и неподвижно закрепить его на доске с помощью скотча.
  2. Затем по контуру рисунка и его частей нужно набивать гвоздики, дублируя их расположением детали трафарета. При этом смысл рисунка должен быть понятен даже в том случае, если после набивки полностью убрать с доски трафарет. Подробная его обрисовка гвоздями поможет в дальнейшем не запутаться при выделении фрагментов картины обтягиванием нитками определенного цвета.
  3. После вбивания последнего гвоздя трафарет можно удалить и начинать работу с пряжей. Для этого конец нитки нужно закрепить на одном из гвоздиков и наматывать пряжу на каком-либо определенном участке: к примеру, на цветочном лепестке. Определенный порядок в этой работе не важен. Главное - это соблюдать везде равномерную намотку нитей.
  4. Подобным образом следует «закрасить» пряжей каждый отдельный фрагмент рисунка.

Панно на стену из плитки


Настенный декор можно изготовить из фрагментов любой плитки: кафеля, мозаики, зеркальных изделий и прочих. Для работы над панно понадобятся: основа для наклейки материала, кусочки разных плиток, клей и декоративные дополнительные элементы - пробки, камешки, бусинки и т.д.

Дальнейшие действия выполняются в таком порядке:

  • Необходимо подобрать целые плитки разного вида и дополнительный декор. Плитку на нужные фрагменты можно разрезать «болгаркой» или плиткорезом.
  • Поверхность основания будущего панно следует очистить. Это может быть фанера, доска или часть гипсокартонного листа.
  • После очистки или мытья базовая поверхность должна высохнуть.
  • Используя прозрачный клей, следует зафиксировать на основе основные фрагменты панно. Для основного слоя покрытия нужно использовать нейтральные оттенки плитки, чтобы выделить изысканность остальных фрагментов плиточного панно.
  • Упростить работу может изготовление предварительного эскиза. Для этого нужно разложить все декоративные элементы и пометить их. После этого можно будет понять, куда и в каком порядке следует приклеивать каждый кусочек плитки.
  • Композицию можно дополнительно разнообразить мелкими деталями: ракушками, бисером, камешками, которые можно найти дома или купить.
  • После укладки плитки следует выполнить затирку швов. Пространство между элементами панно нужно заполнить специальной мастикой при помощи резинового шпателя. После этого излишки мастики необходимо аккуратно удалить влажной губкой и дать панно высохнуть.

Настенное фотопанно


Неповторимый авторский декор можно получить на стене, используя фотографии из личного архива. При их выборе необходимо помнить, что фотопанно должно вызывать только положительные эмоции. Поэтому не рекомендуется использовать фото с изображением умерших людей или утерянных домашних питомцев, которые в дальнейшем будут вызывать постоянное чувство депрессии. Гораздо уместнее в панно будут выглядеть материалы с мест отдыха, где удалось побывать, или снимки с красивым пейзажем.

Изготовить из фотографий панно несложно. Для этого нужно купить большую застекленную рамку и заполнить ее памятными фрагментами из жизни. Однако создать уникальное фотопанно с ажурным рисунком будет еще лучше. Для этого используется специальная техника квиллинг (от слова quill «птичье перо» англ.), которая не требует особых расходов.

Для работы по такой методике понадобятся: картон, ножницы, пять деревянных реек, баллончик белой краски, клей ПВА и четыре рамки для фото.

Используя деревянные рейки, нужно изготовить каркас, а затем наклеить на него рамки. После этого между рамками следует выложить узор, состоящий из полосок бумаги, скрученных по технике quilling. После окончания оформления панно его несущую конструкцию стоит покрасить из баллончика.

Зеркальное панно на стену


Для изготовления зеркального панно необходимо пройти несколько этапов работы:
  1. Создать эскиз с указанием нужных размеров.
  2. Вырезать из листа зеркала элементы будущего панно и пронумеровать их.
  3. Края деталей следует обработать и уложить в нужном порядке на фанерный лист.
  4. Создавая из фрагментов композицию, ее детали следует клеить на «жидких» гвоздях.
  5. Зеркальное панно можно украсить мелкой мозаикой, уложенной в виде прямоугольника или ромба.
При установке панно следует соблюдать некоторые правила:
  • Поверхность для крепления на ней зеркальной композиции должна быть идеально гладкой, в противном случае возможно искажение изображений.
  • Боковые края картины не должны совпадать с линиями наружных углов - следует предусмотреть багет или бордюр.
  • Ограничительные линии панно могут быть любыми: прямыми, наклонными, вертикальными, горизонтальными и круглыми.

Настенное панно из бамбука


Для изготовления бамбукового панно нужно просто наклеить на стену растение в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении. Таким способом можно декорировать изголовье кровати, выделить пространство для бытовой техники или выложить зимний сад в гостиной. Кроме этого, стволами бамбука часто делят помещения, образуя декоративные колонны, барные стойки или перегородки.

При изготовлении бамбукового панно в нише стены необходимо соблюдать ряд требований:

  1. Композицию не следует располагать вблизи отопительных приборов.
  2. В помещении должна поддерживаться определенная влажность.
  3. Для вентиляции растения изнутри в каждом позвонке его ствола нужно сделать небольшое двухмиллиметровое отверстие.
  4. Бамбук нужно покрыть лаком в несколько слоев.

Панно на стену из камня


Для изготовления своими руками панно на стену можно использовать натуральный камень. Это может быть гранит или мрамор, хотя этот минерал отличается хрупкостью. Элементы для панно вырезаются обычно по шаблону. Их приклеивают на подготовленную полимерную основу или устанавливают прямо на стену. Отлично смотрится каменная мозаика.

Для настенного панно подходит керамический гранит. Изготовление композиции ведется с использованием небольшой плитки с гладкой поверхностью и размером стороны 1-2 см. Шероховатую плитку обычно применяют при устройстве напольных панно.

Настенное панно из газет


Такое панно выглядит довольно креативно, тем более что материал для его изготовления найдется у каждого. Для работы понадобятся газеты или журналы, краска, ножницы, клей и канцелярский нож.

Дальнейшая инструкция такова:

  • Газеты нужно нарезать на листы.
  • Полученные бумажные заготовки следует скрутить в трубки, скрепляя каждую из них с помощью клея.
  • Трубки необходимо окрасить в разные цвета.
  • Чередуя разноцветные элементы будущего панно, их нужно укладывать вкруговую.
  • Кругов разных размеров должно быть много.
  • Затем стоит сшить прочной бечевой изготовленные круги друг с другом.
  • Готовым панно можно украшать стены.
Таким способом можно изготавливать очень разные панно, которые выглядят необычно, и догадаться, что они изготовлены из обычной газеты, практически невозможно.

Смотрите видео о настенном панно:


Надеемся, вы разобрались с тем, как на стене сделать панно. Такая работа дает для творчества немыслимый простор. Можно создать любой авторский декор и украсить помещение своим шедевром. Для многих такое занятие стало не только удовольствием, но и постоянным хобби. Желаем удачи!

Все люди ищут любые способы для того, чтобы украсить свой дом и сделать его более уютным и привлекательным. Красивые панно своими руками отлично впишутся в интерьер. Перед тем как приступить к творению, необходимо узнать, что такое панно.

Панно – это живописное произведение, предназначенное для заполнения участков стен или потолка. Хозяева своих домов смогут использовать подручные материалы для его создания. В этой статье вы узнаете, как и из чего можно создать панно своими руками.

Мы предлагаем вам оригинальные идеи того, какое панно можно сделать в домашних условиях. Для реализации своих замыслов совсем необязательно быть художником или дизайнером. Если у вас есть желание и хорошая фантазия, то вы с легкостью украсите свой дом личными современными изделиями.


Панно для кухни

Сейчас мы проведем мастер класс того, как сделать панно своими руками для кухни. Вместе попробуем создать картину из всего, что есть на кухне. Это могут быть макаронные изделия, крупы, крышки от бутылок, битая посуда, ненужные вилки, ложки или чашки.

Также можно использовать орехи, специи, кофейные зерна, сухофрукты и даже соленое тесто. Искусственные фрукты и овощи тоже идеально подойдут в качестве материала.

Для создания изделия необходимо подготовить:

  • универсальный клей;
  • рамку;
  • твердый картон;
  • кусок мешковины.

Сначала следует подготовить основу и можно приступать к работе. Если вы не знаете, что же именно изобразить на своей картине, посмотрите в интернете фото как сделать панно.

Фотопанно для спальни

Стену комнаты, в которой вы проводите половину своего времени можно украсить семейными фотографиями, создав из них коллаж. Приступим к изучению инструкции как правильно сделать панно для спальни.

Для изделия будет уместным использовать снимки, с которыми вас связывают хорошие воспоминания. Или же взять свои лучшие фотографии, сделанные на протяжении всей жизни и расклеить их на стене в хронологическом порядке.


Чтобы создать коллаж, необходимо подготовить:

  • несколько рамок для изображений одинакового или разного размера;
  • универсальный клей;
  • фотографии.

Вставить изображения в рамки для фото не сложно, это сможет сделать каждый. Дальше следует приклеить рамки к стене и панно готово. Свое изделие можно дополнить памятными вещицами, надписями, ленточками или отпечатками ладоней.

Коллаж из фотографии сможет украсить не только стену спальни, но и гостиной. Причем для его создания не обязательно подготавливать одинаковые рамки. Они могут быть круглые или квадратные, с абсолютно разными размерами и формами.

Панно из обоев

После ремонта в доме всегда остаются кусочки обоев. Хозяйки привыкли не выбрасывать их, чтобы использовать в будущем. Этот день настал, обои пригодятся для создания панно. Их можно наклеить на всю стену сверху на другие обои и использовать как основу, если они однотонные и без рисунка. Сверху на них хозяева смогут пофантазировать, нарисовать какую-нибудь абстракцию или просто сделать разноцветные полоски.

Обои с узорами можно поместить в большую рамку, сделав таким образом оригинальную картину. Если у вас сохранилось огромное количество разных кусочков обоев, вырежьте из них небольшие одинаковые квадраты и приклейте на стену в детской или другой любой комнате.

Панно из пуговиц

Еще есть один отличный вариант создания оригинального украшения на стену. Для него нам понадобится найти:

  • пуговицы;
  • рамку;
  • картон или кусок обоев без рисунка;
  • карандаш;
  • клей.

Для начала следует сделать рисунок, а потом основу изделия. Берем карандаш и рисуем что-нибудь. Например, животное или дерево. Если не умеете рисовать, используйте трафареты. Также можно распечатать рисунок на принтере.

Картон или обои с изображением прикрепляем к рамке с помощью клея. Дальше приклеиваем пуговицы сверху на рисунок и оригинальное украшение на стену готово.


Панно из ниток и гвоздей

Используя нитки и гвозди можно сделать красивую и уникальную картину, которая украсит любую стену в вашем доме. Чтобы создать данное изделие, следует подготовить:

  • деревянную доску для основы;
  • разноцветные нитки;
  • маленькие гвозди;
  • трафарет рисунка (нарисованный самостоятельно или распечатанный из интернета);
  • ножницы;
  • молоток.

Вырезаем трафарет и прикрепляем ее к основе скотчем. Его мы уберем когда будет забит последний гвоздь. Дальше по контуру рисунка вбиваем гвозди. К одному из них привязываем нитку и наматываем. Можно мотать зигзагами, линиями или создать собственный узор. Главное чтобы в итоге нить была везде равномерно намотана.


Мы познакомили вас с основными идеями создания оригинального и современного украшения на стену. Ознакомившись с информацией и узнав, что такое панно, вы сможете сделать собственное изделие из всего, что есть под руками.

Фото панно своими руками

Почему бедность – это болезнь
http://nautil.us/issue/47/consciousness/why-poverty-is-like-a-disease
Здоровье гика,
Финансы,
Биотехнологии
Перевод
image

По описанию моих достижений на сегодняшний день вы никогда бы не догадались, что я рос в нищете и голоде.

Моя последняя зарплата за год перевалила за $700 000. Я член Общества национальной безопасности имени Трумана [занимается поиском и продвижением будущих лидеров американской нации – прим. перев.] и член Совета по международным отношениям. Мой издатель недавно выпустил мою последнюю серию книг по количественному распределению глобальных финансов.

И всего этого мне недостаточно. Я постоянно ощущаю себя в состоянии «бей или беги», жду подвоха, или наступления голодных дней. Я даже решил не заводить детей, поскольку, несмотря на все успехи, я не чувствую у себя наличия безопасной финансовой подушки. Минимальное состояние счёта, при котором я готов подумать о детях – это очень большая цифра. Если бы вы были знакомы со мной лично, вы могли бы уловить признаки стресса, неуверенности в себе, беспокойства и депрессии. И услышать про Теннеси.

Ни один житель Теннеси не скажет вам, что он просто из Теннеси. Он обязательно добавит: восточное, западное или среднее. Моя жизнь начиналась в Восточном Теннеси, в городке Роквуд региона Аппалачия. Я был самым старшим из четырёх детей в семье, доход которой не позволял содержать и одного. Каждая пятидесятническая церковь этого героинового захолустья пахла одинаково: тяжёлая смесь дешёвого моющего средства и ещё более дешёвого елея, с небольшой примесью забытой надежды. Одна из этих брошенных церквей и была, по сути, моим детским домом и школой.

Учебный класс представлял собой одну комнату, в которой 20 человек, возрастом от детсадовского до 12-го класса занимались по методичке «ускоренного христианского обучения». Нам раздавали буклеты, которые мы должны были читать самостоятельно. Мы сами проставляли себе оценки за домашнюю работу. Не было никаких лекций, и у меня не было учителя. Иногда жена проповедника раздавала тесты. Нам не разрешалось ничего делать. Там не было ни фильмов, ни музыки. Могли пройти годы, во время которых не происходило ничего, что отличало бы один год от другого. Не шло речи и ни о каких социальных мероприятиях.

Я проводил всё своё время, размышляя над простыми вопросами. Откуда возьмётся мой следующий обед? Будет ли у меня завтра электричество? Я наблюдал, как моя мама пытается от стыда спрятать талоны на еду на кассе продуктового магазина. Я помню, как уже в восемь лет испытывал панику из-за постоянной неопределённости по поводу абсолютно всех аспектов жизни, от еды до одежды и обучения. Я знал, что моя жизнь не может быть нормальной. Что-то не так было с тем крохотным микрокосмосом, в котором я родился. Я просто не знал, что именно.

Повзрослев, я думал, что понял, что там было не так. Я всегда считал, что моё воспитание сделало меня осторожным и осмотрительным. Но за несколько последних десятилетий выяснилось много нового. Мы узнали, что стресс, связанный с бедностью, может менять вашу биологию так, как мы и не представляли ранее. Он может уменьшить поверхность мозга, укоротить теломеры и продолжительность жизни, увеличить шансы на ожирение и склонность к чрезмерному риску.

А сейчас уже появляются сведения по поводу того, что эти изменения могут быть ещё глубже – вплоть до уровня, на котором наши тела собирают сами себя, изменяя типы клеток, из которых они сделаны, Возможно, даже до экспрессии генов, с которыми тело играется, как с кубиком Рубика, брошенным в стиральную машинку. Если результаты исследований получат подтверждение, это будет означать, что бедность – это не просто социально-экономическое состояние. Это будет уже набор связанных симптомов, которые можно предотвратить и лечить, и даже наследовать. Иначе говоря, результаты бедности начинают очень сильно походить на симптомы болезни.

Слово «болезнь» несёт в себе отрицательный оттенок. Я не имею в виду, что бедные люди какие-то плохие или испорченные. Я имею в виду, что бедные люди больны, а все остальные говорят им, что их состояние – необходимая, временная и даже положительная часть современного капитализма. Мы говорим бедным, что у них есть шанс вырваться, просто достаточно усердно работая; что мы все одинаково вовлечены в систему, раздающую поровну награды и наказания. Мы указываем на редкие истории «из бедняков в богачи», как это произошло со мной, и всё это укладывается в шаблон меритократии [букв. – «власть достойных», – прим. перев.].

Но мои достоинства не имеют отношения к тому, как я оттуда вырвался.

Мы можем не помнить 1834 год как рекордный, но он был таким, в области органической химии. Именно тогда Жан Батист Дюма и Юджин Пелиго дистиллировали из нагретых опилок и проанализировали прозрачную жидкость, которую они назвали метиленом, а мы зовём метанолом, древесным спиртом. Основан он на метиловой группе, состоящей из одного атома углерода, связанного с тремя атомами водорода. И как оказалось 150 лет спустя, метиловые группы играют важнейшую роль в экспрессии генов.

Осенью 1991 года Аарон Разин и Говард Цедар опубликовали необычную работу «Метилирование ДНК и экспрессия генов», в которой показали, что работа экспрессии генов очень напоминает змею, туго свернувшуюся вокруг посоха Асклепия. На прочных переплетениях нашего генетического кода находятся метиловые группы, контролирующие, как туго наш генетический код обвивается вокруг особых белков под названием гистоны. Чем туже скручена часть кода, тем меньше вероятность её влияния на что либо, то есть, тем меньше вероятность её «экспрессии». Это один из столпов эпигенома: ваш человеческий облик определяется не только ДНК, но и тем, каким её частям ваш эпигеном позволяет проводить экспрессию.

Шесть лет спустя Майкл Мини, профессор из Университета Макгила, специализирующийся на биологии стресса, вместе с коллегами опубликовал революционный результат: качество материнской заботы влияет на эпигеном крыс, на глюкокортикоидные рецепторы стресса в гиппокампе, а также на реакцию гипоталамо-гипофизо-надпочечной оси (HPA) на стресс. Сходные эффекты позже были обнаружены у зебровых амадин, которые, как и люди, социально моногамны, и у которых детей растят оба родителя. Уровни информационной РНК глюкокортикоидных и минералокортикоидных рецепторов у птиц, лишённых матерей, были понижены, в связи с чем у взрослых птиц гормоны стресса оставались повышенными гораздо дольше. Исследователи писали, что эпигенетические механизмы могут отвечать за эти изменения – но они этого не доказали.

У человеческих детей эпигенетические изменения в экспрессии генов рецепторов стресса, приводящие к усиленной реакции на стресс и проблемам с настроением, исследователи связали с жестоким обращением в детском возрасте. А в прошлом году исследователи из Университета Дьюка нашли, что «низкий социоэкономический статус во время взросления связан с увеличением метилирования ближайшего промотора серотонинового транспортера», приводящего миндалевидное тело к предрасположенности к «реактивности, связанной с угрозой». И хотя предрасположенность к высоким уровням стресса имеет свои плюсы (к примеру, обучение в состоянии стресса может ускоряться ), основная суть этих исследований такова: хронический стресс и неуверенность в детстве приводит к тому, что во взрослом возрасте со стрессом справляться сложнее.

С одной стороны, эпигенетика предлагает интригующее изложение нашей жизни, идущее вспять вплоть до основной «программы», делающей вас тем, кто вы есть. Но в этой области существуют и фундаментальные противоречия. В июне прошлого года команда исследователей из Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна в Бристольском университете и Европейский институт биоинформатики опубликовали работу, в которой описывали, как эта область загрязнена неправильной интерпретацией результатов исследований. К примеру, часто исследователями причину путают со следствием (заболевания могут привести к появлению эпигенетических маркеров, и наоборот); подделывают или неправильно интерпретируют статистику; смешение переменных приводит к видимой корреляции параметров; не учитывается большая переменчивость эпигенома от клетки к клетке.

Джон Грилли, один из соавторов исследования, считает, что некоторые заметные результаты в этой области, включая те, что получил Мини, страдают от указанных проблем. «Во время исследования Мини считалось, что если я наблюдаю изменение метилирования ДНК в клетках крыс, которых не облизывала мама, или в клетках детей из низшей социально-экономической группы, или кого там ещё, тогда я узнаю о том, как люди перепрограммируются под воздействием условий окружающей среды». Но изменение метилирования ДНК объясняет не только то, была перепрограммирована клетка или нет. Они также связаны с пропорциями подтипов клеток, у каждой из которых есть свои эпигеномы, имеющихся у сравниваемых организмов. Грилли с соавторами называют это метаэпигеномом.

Но Грилли отмечает, что даже если этот молекулярный механизм будет не перепрограммированием клеток через метилирование, а сдвигом подтипа клеток – тут всё равно есть о чём поразмышлять. «Даже если вы обнаружите изменение пропорций, допустим, подтипов клеток в периферийной крови, которое связано с такими вещами, как низкий социально-экономический статус, это будет очень интересным открытием, – говорит он. – Тогда мы опять вернёмся к вопросу определения того, что такое эпигенетика». Возможно, что сдвиг в подтипах клеток наследуем, хотя это и не включает перепрограммирование клеток через метилирование. Тим Спектор из Королевского колледжа в Лондоне, к примеру, обнаружил варианты ДНК-последовательностей, связанные с вариациями подтипов клеток.

Изучение биологического эффекта стрессов, связанных с бедностью, находится ещё на ранних этапах. При этом она уже дала нам множество механизмов, способных обеспечить такие эффекты, многие из которых содержат наследуемый компонент. Если, допустим, беременная женщина подвергается стрессу бедности, её плод и гаметы плода могут пострадать от этого, в результате чего эти эффекты распространяются по меньшей мере и на её внуков. А может, и далее.

Исследования мышей и дрозофил показали, что эпигенетические особенности, схожие с теми, о которых говорил Мини, могут передаваться по наследству и сохраняться, по меньшей мере, в десятках поколений. Последствия таких вещей, как диета и предродовой стресс наследуются не только через модификацию гистонов, но и через метилирование ДНК и некодирующие РНК . В исследовании от 2014 года отпрыски мыши, натренированной опасаться определённого запаха, также боялись этого запаха, хотя до этого они его не чувствовали. Этот эффект сохранялся в течение двух поколений . У людей наследуемые последствия стресса наблюдались по меньшей мере в трёх поколениях у людей, чьи предки страдали от массового голода (голодной зимы 1944 года в Нидерландах ), перебоев с едой (Эверкаликский эксперимент ) и при Холокосте. Последствия курения или жевания табака родителями в молодом возрасте могут передаваться их детям в зависимости от пола, что доказывает наличие эпигенетических эффектов у людей . Согласно наблюдениям от 2014 года, «несколько исследований людей указывают на существование эпигенетических эффектов по мужской линии, которые нельзя объяснить культурным или генетическим наследованием».

Даже на текущем этапе мы можем извлечь кое-какую информацию из науки. Во-первых, стрессы, связанные с бедностью, имеют биологические последствия, длящиеся всю жизнь. Во-вторых, есть доказательства того, что эти последствия могут передаваться по наследству, либо через воздействие на плод, либо через эпигенетику, через подтипы клеток или как-то ещё.

И эти научные данные заставляют нас пересмотреть краеугольный камень американской мифологии и нашей политики, направленной на бедных: возможность без чьей-либо помощи пробиться наверх. Истории о людях, самостоятельно сделавших себя, вырвавшихся из их окружения благодаря упорной и тяжёлой работе. Опора платформы меритократии, где награды якобы справедливо попадают к тем, кто их наиболее заслуживает.

О каком самостоятельном выходе из окружения или справедливом распределении можно говорить, если бедность травмирует участников «соревнований»? Особенно, если она ещё и передаётся через поколения? А уродливое следствие из гипотезы «самостоятельного выхода», говорящее о том, что люди, не выбравшиеся из тяжёлых обстоятельств, заслуживают их, имеет ещё меньше смысла в свете мрачной биологии бедности. Когда звучит выстрел стартового пистолета, бедные оказываются далеко позади стартовой линии. Я-то так точно был там, несмотря на мой текущий успех.

Так как же я выбрался оттуда? Случайно.

Очень легко было бы рассказать мою историю, объяснив всё талантами и упорной работой, поскольку именно этим нас кормят все, от Голливуда до политических деятелей. Но это было бы неправдой. Моё бегство произошло благодаря последовательности удивительно маловероятных событий, ни одно из которых не было подвластно мне.

К 14 годам я уже в течение 8 лет пытался самообучаться при помощи ксерокопированных буклетов, без учебников, планов уроков, помощи или хотя бы учителя. Я отчаянно пытался выбраться и ужасно боялся стать таким же, какими были окружающие меня люди. Так что я взял телефонную книгу и начал обзванивать профтехучилища, колледжи, всех и вся, кто мог бы дать мне возможности. Случайно и неожиданно я попал на президента общинного колледжа [двухгодичный колледж, готовящий специалистов средней квалификации для работы на территории местного сообщества – прим. перев.] Шерри Хоупп. Когда я впервые встретил её, мне было, наверное, 12 лет, и даже в том возрасте я смог понять, что моя история не была для неё уникальной.

В том же колледже я познакомился с Брюсом Кэнтреллом, профессором, заменившим мне отца, когда мне было 15, и я был беден. Он тоже рос в бедности, но в результате выбился в люди. Мы особенно не разговаривали о нашем опыте, но как-то сразу нашли общий язык. Несколько лет спустя он ушёл в политику и сделал меня управляющим своей предвыборной кампании. Мы выиграли, и я получил бесценное образование в области реальной и бесцеремонной политики округа Роан. Я буду вечно благодарен Брюсу и Шерри. С их помощью я, наконец, получил диплом колледжа.

Проявлял ли я инициативу? Конечно. Многие интерпретировали мой побег из бедности как подтверждение существования меритократии, оправдывающей всю систему. Но захолустье заполнено людьми, настолько же отчаянно пытающимися выбраться оттуда, как и я, и предпринимающими такие же изобретательные меры. Так что я – исключение, подтверждающее правило – правило, что побег из бедности возможен только по случайности, а не из-за неких достоинств.

У меня есть родственники и друзья, насколько же умные и трудолюбивые, как и я сам, и примерно с таким же, или с лучшим, образованием. Но никто из них не выбрался из бедности. Один из них тоже попал в общинный колледж, но только после того, как стал свидетелем того, как его лучший друг покончил с собой под воздействием наркотиков. Это оказался билет в один конец в жизнь, наполненную эмоциональными проблемами. Другому повезло попасть в аккредитованную бесплатную среднюю школу, где дают гораздо больше знаний, чем в курсе «ускоренного христианского образования». Он стал героиновым наркоманом. Для них путь к образованию не стал, как для меня, чудесно свободным от преград. Они не стали, как я, главой компании, торгующей деривативами на Уолл-Стрит. Они не пишут, как я, о бедности. Они живут в ней. И на сегодня я могу насчитать порядка 20 родственников и друзей, которые распрощались с жизнью через оружие или героин. Не сомневаюсь, что уже в этом году их количество увеличится.

Почему так мало людей вырываются из бедности? Могу засвидетельствовать по опыту – не из-за того, что у одних достоинство больше, чем у других. Это из-за того, что быть бедняком значит по-крупному рисковать. Асимметрия результатов для бедных так огромна, поскольку быть бедным очень дорого. Представьте, что вы потеряли работу, потому что не работал ваш телефон, или вы не сдали экзамен, потому что вы целый день провели в реанимации из-за недуга, который был бы устранён своевременным лечением. Такие вот простые несчастья могут запустить водоворот неудач, из которого не удастся выбраться. Реальность в том, что если вы бедны, и сделали всего одну ошибку – вам конец. Жизнь превращается в азартную игру со смертью в виде проигрыша.

А теперь представьте, что ваш мозг устроен так, чтобы умножать субъективное ощущение стресса на 10. В результате вы фокусируетесь на краткосрочных планах. Тем, кому по рождению повезло не ознакомиться с исчислением бедняков, кажется, что бедняки раз от раза принимают неоптимальные решения. Но выбор бедняков в их обстоятельствах весьма разумен. Нельзя рассуждать об оптимальных решениях, рассчитанных на долгий период, если у вас осталось еды на два дня. Стресс приобретает совершенно новое значение, и от него очень нелегко избавиться.

Стандартный американский миф о меритократии неправильно оценивает такие истории, как моя. Накопленный социальный капитал американских институтов – стабильная передача власти, власть закона, предпринимательство – конечно же, создаёт экономические чудеса каждый день. Но эти институты в первую очередь подходят для экспоненциального роста капитала там, где он уже есть, а не для создания нового капитала там, где он нужен обществу. Истории, подобные моей, считаются архетипами, и мы все неоправданно верим в то, что способ достичь скорости убегания существует для целых сегментов населения. Но я тут представляю историю успеха по типу «из грязи в князи», и я заявляю, что эта история – миф. Термин «меритократия» придумали в 1958 году чтобы насмехаться над самой идеей получения наград за достоинства. Мы забыли, что нужно смеяться, и шутка обратилась против нас самих.

Пора нам по-другому отнестись к бедности и учесть новые научные данные, описывающие её.

Возьмём образование. Один из наиболее активных исследователей связи между бедностью и достижениями в учёбе, а также последующими экономическими проблемами, это Роланд Фрайер из Гарварда. Вместе с коллегами он в работе «Для этого может не понадобиться помощь всей деревни: увеличивая достижения бедных» [аллюзия на поговорку «воспитывать ребёнка нужно всей деревней», означающую, что ребёнка воспитывает всё местное сообщество – прим. перев.] сфокусировался на том, чтобы уменьшить разницу в достижениях между богатыми и бедными, используя различные стратегии обучения в школе.

Но стандартный показатель разницы достижений – успехи в математике – это симптом, а не причина. Когда поддержка социальных программ для школьников прекращается, их положительный эффект сходит на нет, и мы начинаем скептически относиться к уничтожению бедности. Но академические успехи – не главная проблема. Проблема в неопределённости и стрессе. Когда национальная оценка образовательного прогресса в 2011 году не обнаружила в Америке ни одного города, где больше чем хотя бы 25% восьмиклассников из чернокожих или латиноамериканских семей владели бы математикой и чтением на уровне своего класса, мы должны обвинять в этом школы, или же заключить, что мы проиграли в нейробиологической гонке ещё до того, как проверяли этих детей?

Мы должны использовать полученные наукой знания по поводу бедности, а не игнорировать их. Программы по устранению бедности, такие, как условные денежные пособия, награждают родителей или опекунов за конкретные действия, к примеру, за отслеживание посещаемости школы или профилактику здоровья. Они поощряют устранение стрессов и долгосрочное планирование, и это выходит далеко за рамки простой сдачи экзаменов – они обеспечивают именно то чувство уверенности, которое необходимо поражённому бедностью мозгу. В работе 2009 года Лиа Ферналд и Меган Ганэр показали, что такие программы уменьшили уровни кортизола в слюне и риск умственных и физических заболеваний в течение жизни . Таких программ должно быть больше. К примеру, так называемые программы длительного ухода за ребёнком: они занимаются развитием детей от рождения и первые три года его роста [в США федеральный закон дает право матери взять неоплачиваемый декретный отпуск длительностью 12 недель, начиная не ранее, чем за 2 недели до предполагаемой даты родов при условии, что будущая мать проработала в компании больше года – прим. перев.].

Наше новое научное понимание влияния бедности может изменить и медицинское обслуживание взрослых людей. В 2009 году Майкл Мини, Густаво Турецкий, Мойше Зиф и их коллеги брали пробы гиппокампа у жертв самоубийств, испытавших в детстве насилие, и проверяли метилирование ДНК, управляющее экспрессией гена NR3C1. Они обнаружили увеличенное метилирование в районе промотера NR3C1, которое другие исследования напрямую связывали с уменьшением экспрессии белка под названием нейротрофический фактор мозга (BDNF). BDNF относится к самым активным нейротрофическим факторам, управляющим ростом и развитием новых нейронов даже в зрелом возрасте. А уровень экспрессии может передаваться по наследству. В исследовании от 2015 года была обнаружена связь между NR3C1 и уменьшением экспрессии BDNF у младенцев, чьи матери отмечали наличие у себя симптомов предродовой депрессии .

Может статься, что BDNF – ваш лучший друг, если вы взрослый и желаете изменить вашу нейробиологию. Он может открыть путь к изменению структуры мозга именно в тех областях, которые сильнее всего пострадали от ранних стрессов и бедности: префронтальной коры, гиппокампа, и всей гипоталамо-гипофизо-надпочечной оси. А эти участки мозга управляют долговременной памятью, эмоциями и отложенными наградами. Всё это признаки людей, лучше справляющихся с учёбой в юности и больше достигающих в зрелости . Небольшие дозы кетамина оказывают воздействие, схожее с быстрыми антидепрессантами, и это напрямую связано с увеличением уровней BDNF .

Я бы и сам попробовал такое лечение. Но мой основной интерес в изучении бедности находится в другом месте. Он проистекает из беспокойства по поводу будущего.

Мы стоим на краю обрыва и нам необходимо срочно пересмотреть наше понимание бедности и неравенства. Западные нео-либералы рассказывают нам сказки о том, что если ты будешь упорно работать, то всё образуется. А если ничего не образовывается, то во всём винят жертву, и не оставляют ему выбора. Брекзит, Ле Пен и поражение Хиллари Клинтон – это примеры проблем, происходящих из неравенства и бедности. Уже расчехлены вилы Пикетти [французский экономист, написавший популярную книгу об экономическом неравенстве в Европе и США – прим. перев.], и марш глобального беспорядка можно остановить, только применяя меры, противостоящие краплёной колоде, которую получает и ненавидит каждый, родившийся в бедности, включая и меня.

Уверен, что итальянская партия «Движение пяти звёзд» в этом году запустит референдум по выходу из ЕС, и что у Марин Ле Пен есть все шансы выиграть французские выборы [не выиграла, но собирается участвовать в парламентских выборах – прим. перев.]. ЕС может взять на себя вину за поражение глобалистов и развалиться уже через два года.

Подобные тренды ускоряются поверьем, по которому бедняки не смогли ухватиться за возможности, созданные глобализированным рынком. Этот миф пора придушить – и появляющиеся эмпирические научные исследования бедности могут помочь нам в этом, если мы окажем им заслуженное ими внимание.