Конституционные основы гражданского общества в российской федерации. Конституционный основы гражданского общества в рф


Термин "гражданское общество был предметом научного внимания Аристотеля и Цицеро на, Гоббса и Локка, Гумбольдта и Маркса и многих других мыслителей прошлого. Естественно, что с развитием самого общества взгляды ученных на его природу постепенно трансформировались. Абстрагируясь от многообразия исторических фактов и ситуаций, можно выделить три спектра мнений и три основных этапа формирования данного понятия.

На заре человеческой цивилизации гражданское общество полностью отожествлялось с государством. В более поздний период (XVIII - XIX в. в) общество стало восприниматься либеральными теоретиками как реакция на опасность беспредельного вмешательства государства в частную жизнь индивида, произвольного ограничения его свободы. В последние годы все более заметной в науке становится тенденция поиска оптимальных возможностей между человеком, государством и гражданским обществом, выявления содержательных моментов, отражающих богатство взаимоотношений между людьми, разнообразие их личных и коллективных интересов.

Решающее значение для характеристики гражданского общества имеет его многогранная естественная связь с правом. С одной стороны, лишь в условиях гражданского общества действительно могут быть реализованы естественные права человека, обеспечена правовая защищенность отдельной личности, с другой - только при наличии конституционно-правовой стабильности, развитой правовой системы и системы правосудия возможно формирование гражданского общества.

Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу доверия и миролюбия, уважения к правовым традициям и законам, обще-гуманистическим нравственным и духовным идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

В научных кругах активно заговорили о гражданском обществе в начале 90-х годов. Данная проблема органично увязывалась с задачей построения правового государства в обновленных суверенных государствах (СНГ), и термин получил широкое распространение в литературе по конституционному праву. Однако в Конституции 1993 года о гражданском обществе прямо нигде не упоминалось, тогда как Конституция 1995 года в преамбулу термин: "сознавая себя миролюбивым гражданским обществом…". А потому возникает вопрос: можно ли вести речь о категории, которая не получила законодательного закрепления в качестве конституционной в основных разделах Конституции? Полагаем, что да. В пользу этого говорят следующие аргумента: 1) конституционное право как научная учебная дисциплина не должно, да и не может быть адекватно тексту Основного Закона; 2) категория "гражданское общество", прошедшая проверку временем, традиционно связывается с идеями конституционализма не случайно. Само гражданское общество есть источник и основа возникновения и развития конституционно-правовых форм; 3) положения разделов 1 и 2 Конституции РК фактически отражают сложившиеся в теории представления о содержании и структуре гражданского общества; 4) рассматриваемая категория исторически и логически неразрывна с категорией "правовое государство", цель создания которого заложена в Конституции РК; 5) без всестороннего анализа гражданского общества нельзя раскрыть значение конституционных положений о демократическом, светском, правовом и социальном характере национальной государственности в РК.

Гражданское общество в Республике Казахстан - реальность XX столетия. Но многие его черты и качества еще находятся на стадии развития и формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленностью выхода экономики к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. И все же, несмотря на названные сложности, формирование гражданского общества в Казахстане, как и в других странах, идет в русле мирового развития с сохранением позитивного опыта собственного прошлого, своих самобытных черт. Оно зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Одним из действенных рычагов здесь является конституционно-правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, определение круга правомочий его структурных элементов. Значение такого правового регулирования заключается в решении при помощи права двух основных задач: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина; установить обязанности государства перед гражданским обществом.

УДК 342.41

Конституционные основы и механизмы защиты гражданского общества

Аннотация. Положения Конституции Российской Федерации являются фундаментальной основой для развития гражданского общества. Однако на практике встречаются противоречия конституционных принципов и российских реалий как на федеральном, так и на региональном уровне.

Автор рассматривает различные подходы к толкованию гражданского общества, обращаясь к трудам Платона, Аристотеля, Д. Локка, Ш. Монтескье, Г. Гегеля и К. Маркса. Сравнивая и анализируя их взгляды, автор приходит к наиболее общему определению гражданского общества.

Анализируя основы конституционного строя Российской Федерации, автор выявляет существующие противоречия и предлагает пути их устранения. По мнению автора, конституционные основы являются фундаментом формирования гражданского общества.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации; конституционные права и свободы; конституционные основы; гражданское общество.

Abstract. Constitutional foundations of the Russian Federation are the fundamental provisions for the development of civil society, but in practice there is a contradiction of the constitutional principles and Russian realities, which contributes to the need to study this issue both at Federal and regional levels.

This article considers the constitutional framework in collaboration with civil society. Initially, the Author considers various approaches to the interpretation of civil society, citing as examples the views of such scientists as D. Locke, Montesquieu, Hegel and Marx, comparing and analysing their views, the author comes to the most common definition of civil society.

Analyzing the fundamentals of the constitutional system of the Russian Federation, the author reveals the contradictions to them and offers solutions to address them, and identifies the principal mechanisms for the protection of constitutional rights and freedoms. In the end, the author comes to the opinion that the constitutional framework is the Foundation for the formation of civil society, since they contain provisions which form the basis of all public foundations, and therefore their elimination will contribute to the full development of civil society.

Keywords: The Constitution of the Russian Federation; constitutional foundations; civil society.

Гаршина А.М.,

студентка юридического факультета Финансового университета H [email protected]

наше время весьма актуальны вопросы, связанные с гражданским обществом. Граждане, развиваясь и формируя свою правовую культуру, хотят сами участвовать в управлении государством и решать общественные дела. Однако зачастую из-за этого возникает множество проблем, так как каждый стремится действовать, руководствуясь своими интересами. Поэтому именно гражданское об-

Научный руководитель: Курилюк Ю.Е., кандидат юридических наук, доцент кафедры «Конституционное и муниципальное право».

щество призвано решить конфликты интересов и создать благоприятную среду для всех социальных слоев и классов.

Гражданское общество - это особое понятие, к единому толкованию которого еще не пришли, такой вывод можно сделать исходя из различных аналитических исследований, которые так или иначе затрагивают эту тему.

Нет точной даты появления самого термина «гражданское общество», однако можно утверждать, что он имеет довольно долгую историю. В античной философской это понятие появилось впервые у Цицерона, но оно также есть в трудах Платона и Аристотеля. Идеи, которые присутствовали в античности, являются базисом для всех последующих теорий гражданского общества.

По мнению Аристотеля, гражданское общество есть общество граждан, т.е. разницы между обществом и гражданским обществом нет

В своем знаменитом диалоге «Государство» Платон разделяет «частное», которое он относит к семье, и «общественное», которое принадлежит государству. При этом данные категории едины. Гражданское общество не может существовать как без государства, так и без до-государственного состояния общества. Вместе с тем оно является обязательным условием существования сообщества людей. Из этого следует, что «гражданское общество» равнозначно с обществом в современном понимании, и оно является основанием для обособления его от государства.

В «Политике» Аристотеля также присутствует разделение на «семью» и «общество», последнее, по сути, является государством. Семья - это «первичная ячейкой общества», которая является и подчиненной государству, и целью его существования. Государство у Аристотеля является союзом равноправных граждан, живущих в полисе или как общество, созданное из нескольких селений. Основой общества и государства Аристотель называет частную собственность, а целью - ее защиту. По мнению Аристотеля, гражданское общество есть общество граждан, т.е. разни-

цы между обществом и гражданским обществом нет.

Особое значение данное понятие стало приобретать в XIX веке, когда были опубликованы работы на эту тему. Например, Д. Локк в своих трудах представлял гражданское общество как социум, живущий по естественным законам вне политики . В свою очередь Ш. Монтескье понимал гражданское общество как отношения между индивидом и государством, выраженные не напрямую, а через различные субъекты .

Многих ученых интересовал вопрос гражданского общества, например, Гегель считал, что гражданское общество - это совокупность групп с различными интересами, которые основываются на определенных потребностях, осуществляемых посредством труда . В марксизме, в свою очередь, под этим термином понимались материальные отношения людей, образованные определенным способом производства. В настоящее время под гражданским обществом обычно понимают общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним .

Гражданское общество должно поддерживаться извне, и поэтому оно не может существовать без законодательно регулируемого правового государства. В нашей стране основным нормативно-правовым актом является Консти -туция, которая закрепляет принципы организации государства и его взаимоотношения с обществом и человеком, т.е. основы государственного строя. К конституционно-правовым основам относятся: федерализм, который разграничивает предметы ведения и полномочия между государственной властью Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, при этом обеспечивая целостность государства; демократический политический режим; республиканская форма правления,при которой органы государственной власти избираются на определенный срок, а граждане обладают различными правами; человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что предписывает государству предоставлять права в полном объеме и способствовать их реализации и защите; суверенитет многона-

ционального народа, т.е. верховенство народной власти; государственный суверенитет, что предполагает верховенство и независимость государственной власти Российской Федерации; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; признание России светским государством; Российская Федерация - социальное государство, что обязывает власть создавать и поддерживать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека; рыночная экономика, которая поддерживает различные формы собственности; идеологическое многообразие и политический плюрализм, которые запрещают установление единой идеологии и однопартийной системы. Именно на этих основах базируется все остальное законодательство, так как они являются ядром всего права. Конституционные основы закреплены в первой главе Конституции РФ и содержат всего 16 статей.

Основы конституционного строя являются фундаментальными в системе права, и поэтому им не должны противоречить остальные нормативные правовые акты. Так, например, ч. 1 ст. 4 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» полностью повторяет ст. 14 Конституции РФ. Также в п. 1 ст. 3 Уголовного Кодекса РФ прописано: «Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений», что опять доказывает, что данный нормативный правовой акт основывается именно на главе 1 Конституции РФ. Приведем также в пример ФЗ «О референдуме в Российской Федерации», который гласит: «Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа...», что также соответствует Конституции.

Однако не все нормативные правовые акты полностью соответствуют Конституции РФ, и из-за этого возникают коллизии и противоречия в праве. К примеру, ст. 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республикан-

ской формой правления». В то же время в п. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации прописано: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство». Но разве может существовать государство внутри другого государства? Конституционный Суд в своем определении от 06.12.2001 г. № 250-О разъяснил, что понятие «республика» (государство), отражает особенности субъектов Российской Федерации, связанные с историческими, национальными и иными факторами, но никак не признает их полного государственного суверенитета. А это значит, что данное противоречие является мнимым и разрешать его не нужно.

В главе 1 ст. 21 Конституции Республики Та -тарстан говорится о том, что данный субъект имеет свое собственное гражданство. В Кон -ституции Республики Башкортостан данного положения нет, а это значит, что данные субъекты неравноправны,и это противоречит ч.1 ст. 5 Конституции РФ.

Гражданское общество должно поддерживаться извне, и поэтому оно не может существовать без законодательно регулируемого правового государства

На наш взгляд, необходимо устранить существующее противоречие,разработав единые начальные положения для всех субъектов Российской Федерации. К ним можно будет отнести следующие положения: провозглашение принципов демократии, законности, народовластия; сохранение единства и целостности территории; главенство прав и свобод человека и гражданина; разделения властей; наличие единого экономического пространства и единого гражданства.

Помимо того, что конституционно-правовые основы находят свое отражение во всех нормативных правовых актах, они в свою очередь имеют специфический механизм защиты. Раньше считалось, что само наличие Конституции уже гарантирует и реализует защиту основ государства и права. Однако сейчас мало кто придерживается данной точки зрения. Основам конституционного строя нужна защита как от внешних, так и от внутренних

угроз. При этом требуется не только противостоять различным угрозам,но и гарантированно противостоять им.

Защиту основ конституционного строя обычно перекладывают на государство. Однако представители государственной власти порой сами представляют опасность для конституционного строя, так как существует возможность обойти различные законы. Поэтому подлинная гарантия защиты основ конституционного строя базируется на организации общества, которая бы обеспечивала контроль, исключая любые попытки нарушения Основного Закона.

Президент Российской Федерации, согласно ст. 80 Конституции РФ, является гарантом Конституции, что означает его прямую ответственность за соблюдение ее основ. Федеральное Собрание принимает федеральные законы во исполнение и соблюдение Конституции РФ. А Правительство обязано следить за соблюдением Конституции и ее основ.

Российская Федерация - социальное государство, что обязывает власть создавать и поддерживать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека

Еще одной особенностью правовой охраны основ конституционного строя является то обстоятельство, что не только все государственные органы обязаны обеспечивать соблюдение конституционных норм и принципов, но и органы местного самоуправления также должны следить за соблюдением данных норм во всех населенных пунктах Российской Федерации.

Еще одним органом, призванным защищать и охранять конституционные основы, является Конституционный Суд. В его полномочия и функции входят: толкование Конституции и ее основ, проверка законов, подзаконных актов и международных договоров на непротиворечие Конституции.

Конституционно-правовые основы охраняют и различные нормативные правовые акты, например ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», который регулирует порядок при-

обретения, восстановления и прекращения гражданства.

И еще одним важнейшим методом защиты конституционно-правовых основ является сложный механизм их изменения. В положения первой главы Конституции нельзя внести поправки, она изменяется и дополняется только всенародным голосованием. А перед ним, согласно п. 2 ст. 135, если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Гражданское общество - это общество, в котором создаются все условия для благоприятного развития человека посредством наделения его определенными правами. Глава 1 Конституции Российской Федерации создает базу для формирования и развития этих прав, так как в ней закреплены основы конституционного строя. Статья 1 Конституции определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Статья 3 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип народовластия, который формирует основы для становления и развития гражданского общества в демократическом государстве. Статья 13 Кон -ституции Российской Федерации устанавливает принцип идеологического многообразия и политического плюрализма, который также является основополагающим для развития гражданского общества. Таким образом, конституционные правовые основы являются базовыми для формирования гражданского общества.

Литература

1. Савноков Л.Л. Некоторые подходы к осмыслению гражданского общества// Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 7 С. 101-105.

2. Тихомиров Ю.А. Гражданское общество в фокусе права // Журнал российского права. 2013. № 10.

3. Демидова Л. А., Сергеев В. И. Адвокатура в России. М.: Юстицинформ, 2006. С. 569.

4. Дурнова И.А. Правовой механизм защиты основ конституционного строя Российской Федерации. Саратов, 2013. С. 226.

Введение

Понятие гражданского общества

Основные характерные черты гражданского общества

Конституция России - фундамент гражданского общества

Заключение


Введение

Современная Россия является государством формирующегося гражданского общества, для которого характерна развернувшаяся в последние годы активная дискуссия о проблемах формирования гражданского общества. Многие его черты и качества еще находятся в стадии развертывания и формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности.

Актуальность темы обусловлена тем фактом, что конституционные принципы гражданского общества в современной России представляют собой надежный законодательный базис для его развития. Однако налицо масса проблем несоответствия российских реалий провозглашенным конституционным принципам, что создает дополнительный стимул и необходимость исследования, возникающих в российском социуме и государстве проблем в целях реализации положений Основного Закона в законодательной практике, как федерации в целом, так и на региональном и местном уровнях власти.

Целью настоящей работы является исследование конституционные основы гражданского общества в современной России.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

Рассмотреть понятие гражданского общества;

Исследовать основные характерные черты гражданского общества;

Изучить основные конституционные принципы, гарантии и отдельные положения, составляющие фундамент формирования и развития гражданского общества в современной России.

Понятие гражданского общества

Понятие «гражданское общество» уходит своими корнями к античности - к идеям Аристотеля («государство-полис»), Цицерона («естественное право» граждан). Разработка этого понятия связана уже с новым временем, с XVIII веком, когда пришедшая на мировую арену молодая буржуазия начинает осознавать свои социальные интересы (концепции Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Канта, Г. Гегеля). В XX веке развиваются многочисленные теории гражданского общества. Большинство из них связывает его возникновение с появлением гражданина как социально и политически активной личности, обладающей определёнными правами и наделённой обязанностями. Становление и развитие гражданского общества рассматривается в тесной связи со становлением и развитием правового государства, высоко развитой цивилизации .

Советское обществоведение игнорировало теорию и практику гражданского общества, следуя положению марксизма о том, что в результате победы пролетариата над буржуазией общество сольётся с социалистическим государством, будет полностью подчинено и поглощено им, поскольку социалистическое государство является гарантом и выразителем всеобщего (и общественного и государственного) интереса. Сегодня остро осознаётся необходимость не только теоретической разработки концепции гражданского общества, но и путей его формирования в реальной исторической практике. Всё большее число теоретиков и политиков приходит к выводу, что неразвитость гражданского общества в России является основным тормозом на пути демократизации. В связи с этим остро ощущается необходимость выявления основных черт и качеств самого понятия «гражданское общество».

Назовем такие элементы и ценности гражданского общества, которые являются также представлениями о нормах индивидуального существования в обществе:

а) требование личной безопасности;

в) принцип равенства всех перед законом;

г) право каждого на частную собственность;

д) институт контрактных отношений между индивидами, между индивидами и группой;

е) признание индивидуальных различий, уважение и терпимость (толерантность) к другому человеку.

Несущие структурообразующие элементы в этом наборе: личность и собственность.

Гражданское общество - это система частных лиц, групп, институтов, не зависящих от политической власти государства. Институты гражданского общества: семья, церковь, образование, добровольные союзы и организации во всех сферах жизни общества. Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между индивидами, не опосредованными государством. По-другому можно сказать, что гражданское общество есть совокупность неполитических отношений, существующих вне рамок политической структуры государства, вне рамок государственных структур и органов, но не вне рамок государства вообще. Жить в государстве и быть вне его невозможно. Речь идёт о том, что государство создаёт рамочные законы, общие «правила игры» для самодеятельности, самоорганизации, для организующихся «снизу» объединений граждан во всех сферах его жизнедеятельности. Эти «рамочные законы» одинаково значимы как для личности, так и для самого государства. С одной стороны, они вводят в правовое пространство многообразную деятельность личности в обществе, а с другой, - являются законодательным ограждением личности от прямого вмешательства в её дела со стороны государственной власти. Гражданское общество - это «амортизатор» между человеком и государством, не позволяющий последнему превратить свою власть в прямой диктат. Тем самым создаётся система для саморазвития социальной, социокультурной и духовной сфер, их самовоспроизводства от поколения к поколению.

В результате получается прямо независимая от государства система общественных институтов и отношений, призванных обеспечить условия для самореализации как отдельных индивидов, так и коллективов, их коллективных и индивидуальных интересов. В гражданском обществе, таким образом, свободно развивается ассоциативная жизнь (т. е. самодеятельные объединения) или так называемая публичная (общественная) сфера.

Для гражданского общества типичными являются горизонтальные связи: властная государственная вертикаль не его среда воздействия. Фундамент горизонтальных связей гражданского общества - это экономические отношения, основанные на частной собственности. Основанные на частной собственности эти отношения обеспечивают значительную экономическую самостоятельность человека, производителей. Второй слой горизонтальных связей гражданского общества - социокультурные отношения, куда включаются семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие связи. Наконец, третий, верхний слой образуют отношения, связанные с индивидуальным выбором, с политическими и культурными предпочтениями, ориентациями (группы интересов, политические движения, клубы, политические партии). Основная сущностная черта таких отношений - их самоорганизация, самодеятельность. Они возникают «снизу», из глубины интересов человеческих общностей. Их существование связано одним общим стремлением к совместной жизни.

Итак, для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных связей, тогда как управление по вертикали обеспечивает государство.

Основные характерные черты гражданского общества

Гражданское общество, характеризуемое как автономная деятельность частных лиц и их объединений, независимых непосредственно от государства, включает весь комплекс отношений при взаимодействии свободных, равноправных людей за пределами государственного регулирования. Обозначим основные черты гражданского общества.
Во-первых, гражданское общество целесообразно рассматривать как материал политического сообщества, элемент демократии, как инструмент демократических преобразований. Гражданское общество выступает и как элемент общественной интеграции: интеграции территориальной, внутриобщественной по признаку национальному, конфессиональному, корпоративному, объединения элит и масс и т.п.
Во-вторых, субъектный состав гражданского общества формируется из свободных и равноправных людей, единолично либо коллективно строящих отношения на основе свободы выбора. Общие цели и задачи формируются не по воле государственной власти, а в ходе общественной инициативы и публичной самодеятельности различных ассоциаций, групп людей, отдельных индивидов. Причастность к гражданскому обществу характеризует политическую развитость человека. Гражданское общество - сфера самодеятельности свободных индивидов, организаций и ассоциаций граждан, не зависящих в своей деятельности от органов и учреждений государства.

В-третьих, существование гражданского общества как саморегулируемой системы обеспечивается гарантированными государством политическими свободами и демократическими институтами, свободными экономическими отношениями, возможностью судебной защиты демократических, политических и экономических свобод в случае их ущемления.

В-четвертых, в построении отношений в рамках гражданского общества участие государства, его аппарата не предполагается. Вмешательство государства не требуется в силу того, что интересы субъектов гражданского общества лежат вне непосредственной деятельности государства. Более того, независимость от государства обеспечивает самому государству демократический политический режим. Чем больше государство способно «доверить» обществу дел и чем меньше государство вмешивается в процесс принятия обществом решений, тем больше оснований относить установившийся в государстве политико-правовой порядок к либеральному, демократическому. В то же время гражданское общество не стихийное явление. Оно организовано структурно (хотя структура подвержена изменениям), не лишено управленческих институтов. В его рамках существует и контроль.

В-пятых, формирование межличностных отношений в рамках гражданского общества необходимо связано с демократическим развитием государства. Любые демократические преобразования в государстве требуют воспитания гражданственности в членах общества: социально активный и экономически деятельный индивид должен осознавать меру своей личной свободы, ответственности и долга.

В-шестых, утверждение гражданского общества влечет преобразование форм и способов функционирования государства. Вовлеченность общественности в процессы формирования политики государства, экономических, социальных и иных общегосударственных программ, общий уровень гражданственности населения и общества способны существенно изменить структуру политической власти в государстве или приоритеты внутренней политики через изменение, например, избирательного или налогового законодательства .

И наконец, последнее, политической характеристикой гражданского общества, точнее, качеством, указывающим на его зрелость, выступает его функционирование в правовом государстве.

Конституция России - фундамент гражданского общества

Россия, как одно из цивилизованных государств мировой экономической системы, начинает развиваться по экономическим законам, по которым развивались остальные мировые державы. А за экономикой идет становление политической системы, ее развитие и совершенствование.

Наличие единых законов, указывающих направление и конечную точку маршрута, не исключает своеобразность движения для каждой страны. Теоретически конечная точка маршрута для всех демократических государств одна, но путь к ней может иметь специфические особенности, и Россия - не исключение из этого правила. Особенности могут существенно осложнить или облегчить процесс экономического и политического развития государства.

Особенности РФ:

Во-вторых, традиционно сильны коллективистские начала у населения, привычка трудиться коллективом, прячась от ответственности.

В-третьих, столетиями сформирована привычка «уповать на доброго царя», т.е. подчиняться сильной авторитарной власти и все блага ждать только от нее.

В-четвертых, длительная оторванность и разрыв экономических связей с развитыми мировыми державами.

В-пятых, отсутствие у большинства населения надлежащей информации о происходящем .

Можно назвать ряд других, но это - основные.

Поэтому построение гражданского общества в России может быть реализовано при решении следующих задач:

Приход во властные государственные структуры лиц, понимающих необходимость построения гражданского общества.

Преобразование политической системы, которое связано с созданием настоящих партий, опирающихся на определенные круги населения, а не считающие себя просто чьими-то представителями, по сути никого не представляя.

Создание партий сможет вовлечь в политическую жизнь широкие народные массы.

Создание «среднего класса» и, как следствие этого, изменение социально-экономической структуры общества. Понятие «средний класс» для России еще необходимо определить, так как средний класс в Великобритании или в Германии не может сейчас быть одинаков с Россией. Очевидно, что средний класс не появляется за считанные месяцы или годы.

Создание экономической основы гражданского общества, которое бы основывалось на эффективном товарном производстве, а не на вывозе сырья.

Достижение экономической свободы и самостоятельности граждан при условии создания достаточного количества рабочих мест с высокой оплатой труда.

Повышение роли граждан в социально-политической жизни общества и развитие гражданской культуры.

Гражданское общество немыслимо без широкого идеологического и политического плюрализма, который обусловлен свободой человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности.

Конституция России, принятая в 1993 г., создает благоприятные условия для формирования полноценного гражданского общества. Однако сам процесс с неизбежностью потребует длительного переходного периода, постоянного внимания к нему и помощи со стороны государства.

Конституция РФ (ст. 8) устанавливает разнообразные формы собственности, равным образом защищая их.

Основы конституционного строя закрепляют важнейшие характеристики российского государства как демократического, федеративного и правового государства с республиканской формой правления (ст. 1); устанавливают источник государственной власти, принцип неделимости суверенитета и высшие формы осуществления народовластия (ст. 3); формулируют начала федеративного устройства (ст 4-5); определяют взаимоотношения граждан, государства и общества с закреплением приоритета человека, его прав и свобод (ст. 2). Равным образом закрепляются и иные конституционные положения: признание РФ социальным государством (ст. 7); гарантирование системы местного самоуправления (ст. 12); светский характер государства (ст. 14); забота о природных ресурсах как основы жизнедеятельности народов России (п. 1 ст. 9). Глава об основах конституционного строя, таким образом, составляет первичную основополагающую нормативную базу всех положений Конституции РФ, всего текущего и конституционного законодательства.

Конституционное закрепление народовластия в качестве основы российского общества с развертыванием системы политических, организационных и правовых гарантий - одна из существенных отличительных черт Конституции РФ. Государственная власть не может быть самостоятельна и независима от народа, поскольку она призвана осуществлять его совокупную волю и интересы. Одной из идеологических установок недалекого прошлого было утверждение, что власть принадлежит народу, а реально ее осуществляла партийно-политическая элита. Исключительно важным для утверждения народовластия в России являются конституционные положения о недопустимости присвоения кем-либо функции верховной суверенной власти (п. 4 ст. 3).

Закрепляя организацию государственной власти, Конституция РФ в рамках парламентарно-президентской республики учреждает президентскую власть как наиболее приемлемую в условиях геополитического положения России. Президент РФ - не только символ единства нации, но и гарант общественно-политической стабильности, единства и территориальной целостности страны. Характерным при этом является развитие парламентской демократии как одного из путей утверждения правовой государственности.

На конституционном уровне закрепляются основные демократические принципы организации и функционирования государственной власти - участия граждан в управлении делами государства (ст. 3, 32 и др.), разделения властей (ст. 10), идеологического и политического плюрализма (ст. 13), обеспечивающие необходимую и наиболее полную реализацию народовластия, а вместе с этим - и эффективность управления обществом. Отмеченные выше принципы защищены не только провозглашением их в качестве составной части конституционного строя, но и соответствующими гарантиями .

Конституция РФ закрепляет суверенитет Российской Федерации как верховенство, полноту и единство государственной власти. Традиционно в суверенитете различают три его составляющие: народный, национальный и государственный суверенитет. Народный суверенитет выражает верховную политическую волю народа; национальный - право наций на самоопределение, создание самостоятельных либо в рамках содружества национально-государственных образований; государственный суверенитет - это воплощение независимости и самостоятельности государственной власти внутри страны, а также в сфере международных, межгосударственных отношений. Практика реализации суверенитета отрицает его абсолютный характер, допуская определенные ограничения, связанные вопросами войны и мира, с обеспечением безопасности, с защитой прав человека, с сосуществованием различных стран и народов, но эти ограничения вытекают из общепризнанных принципов конституционного и международного права.

Закрепляя федеративное устройство России в качестве основополагающего принципа ее конституционного строя (ст. 1), Конституция РФ в построении федерализма исходит из принципа не конституционно-договорной, а конституционной федерации. При этом федерализм в России основывается на государственной и территориальной ее целостности, равноправии и самоопределении народов, единстве системы государственной власти с разграничением предметов ведения и полномочий между государственными органами Федерации и ее субъектов. Исторически сложившаяся многонациональность страны обусловливает то обстоятельство, что суверенной по Конституции РФ является воля многонационального народа России (п. 1 ст. 3).

Федеративное устройство России исходит из права народов на самоопределение, однако это право реализуется с учетом определенных международно-правовых, конституционных положений, исторических и других условий, например, в случае дискриминации, угнетения или геноцида народа. Принцип федерализма - это не только сфера межнациональных, но и всех экономических, духовных и политических отношений. Данное обстоятельство при многовековой общности народов, совместном проживании, ведении хозяйства, сохранении национальных языков, культуры и традиции создало ряд уникальных факторов российского государства, которые не позволяют сводить самоопределение народов только к их праву на отделение, на выход из России, как иногда думают или делают вид, что думают, некоторые «слишком честолюбивые» политики национальных республик, преследуя своекорыстные интересы.

Федеративное устройство Российской Федерации объединяет в качестве самостоятельных ее субъектов республики (национально-государственные образования), края, области и города федерального значения (территориальные образования) и автономные образования (автономная область, автономные округа) (ст. 65).

Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что в условиях развивающегося гражданского общества в России, любой народ может найти форму своего самовыражения и развития в рамках федерации без необходимости строить суверенное государство. В единстве сила, возможность свободной экономической интеграции и социального развития государства. Базовый закон (Конституция РФ 1993) провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

Российское, как и любое другое демократически развитое государство, призвано обеспечить мир, гражданское согласие и благополучие общества. Именно поэтому государство характеризуется не только в качестве политического, но и социального учреждения. Идеалы и идеи государства не могут быть реализованы вне данной экономической и политической реальности. Кстати говоря, указанная выше конституционная норма не отличается социальным, достаточно богатым содержанием. Поэтому в ней нет указания на достижение такого жизненного уровня народа, который отвечает современным условиям цивилизации.

Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, что является отражением такого ее качества, как верховенство Конституции. Все законы и нормативные акты, принимаемые на федеральном уровне, субъектами Федерации и органами местного самоуправления, должны строго соответствовать Конституции. Любая норма права, которая входит в противоречие с основами конституционного строя, признается антиконституционной, независимо от того, идет ли речь об экономических, социальных или политических отношениях, взаимоотношениях граждан, государства и общества. Эти конституционные положения имеют особое значение для всей системы правотворчества, а в равной мере и для правоприменительной деятельности государства.

Традиционно конституционный строй общества складывается не только из Конституции, но и из системы конституционных законов, которые конкретизируют и развивают нормы и принципы, закрепленные в Конституции. На основе действующей Конституции РФ предстоит принять целый ряд федеральных конституционных законов с целью дальнейшего развития и углубления процессов построения демократического правового государства среди них. Реализуя правовой механизм, эти законы вместе с Конституцией РФ будут надежно работать на необратимость процессов демократического обновления и преобразования российского общества.

Согласно Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного (публичного) права, а равно и заключаемые международно-правовые договоры являются неотъемлемой частью правовой системы России, что приобретает значение не только для регулирования внутригосударственных (гражданско-правовых, трудовых, уголовных и т.д.) отношений, но и всего развития национального права.

Конституция РФ является документом переходного периода. С ее принятием еще не завершено формирование конституционного строя в России. Поэтому утверждение общечеловеческих, гуманистических идеалов, социального и правового государства, общенациональной идеи станут главными слагаемыми конституционно-правового развития, формирования гражданского общества в России, его укрепления, а также конституционного оформления, учитывая особенности России на этом пути, связанные с ее национальным составом и геополитическими интересами как в Европе, так и в Азии. Россия - Евразийская страна, и не считаться с этим невозможно. Баланс между интересами Запада и Востока очень хрупок, а это налагает на Россию дополнительные задачи, которые сможет решить только она сама.

Заключение

гражданский общество государство конституция

Гражданское общество - это состояние общества, когда человек признается высшей ценностью, соблюдаются и защищаются его права и свободы.

К конституционным основам гражданского общества в России можно отнести следующие положения.

Конституция России в статье 1 определяет Российскую Федерацию как демократическое, федеративное, социальное, светское государство с республиканской формой правления. Статья 3 Конституции РФ закрепляет принцип народовластия (народного суверенитета), который определяет основы организации демократического государства, принадлежность и основные формы осуществления в нем публичной власти.

Статья 13 Конституции РФ закрепляет один из основополагающих принципов демократического общества - идеологическое и политическое многообразие. В соответствии с ч. 3 ст. 13 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

Таким образом, демократическое государство обязуется защищать права и свободы, принадлежащие как гражданам Российской Федерации, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства. Государство способствует политической свободе, при которой под контролем общества и его организаций находится государственная и общественная жизнь, основывающаяся на правовых ценностях, идеалах демократии и справедливости.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2009. - 284 с.

Грудцына Л.Ю. Концепция формирования и поддержки государством институтов гражданского общества: возникновение, развитие и содержание. // Законодательство и экономика. - 2011. - N 9. - 163 с.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, 2010. - 291 с.

Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. - М.: Маркет ДС, 2009. - 358 с.

1. Понятие и основополагающие принципы гражданского общества 2. Структура гражданского общества и конституционное закрепление важнейших институтов гражданского общества: а) социальная система российского общества и ее конституционное регулирование; б) экономическая система и ее конституционное закрепление; в) политическая система, ее структура и конституционное закрепление; г) духовно-культурная и информационная системы, конституционное обеспечение их развития. 3. Основные направления и закономерности становления и формирования гражданского общества в Российской Федерации.

Два направления в определении понятия гражданского общества Общество не поглощается государством. Существуют определенные области общественной жизни, автономные от государства, относительно независимые от него. Общество отождествляется с общественным строем в целом. Государство рассматривается в качестве официального выражения гражданского общества.

Аристотель Перед тем, как определить, что есть государство, необходимо выяснить понятие о гражданине, ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество. Потребность в общении и воспитание гражданской добродетели реализуются в государстве, которое служит «общему благу» , является высшей формой человеческого общежития. Макиавелли Н. Государь, имеющий возможность и право управлять подданными с помощью страха и насилия, не будет этим злоупотреблять, не будет нарушать имущественных и личных прав подданных, чтобы не возбудить их ненависть.

Кант И. Гегель Г. Главный путь сочетания свободы каждого со свободой других – формирование гражданского общества. Гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в процессе длительного и сложного процесса исторической трансформации от средневековья к новому времени, при котором из естественного, «некультурного» состояния «люди должны вступить в гражданское общество, ибо только в последнем правовые отношения обладают действительностью» .

Авакьян С. А. Гражданское общество - это все то, что не относится к государству, это ядро общества. Матузов Н. И. Гражданское общество - это сфера общественных отношений, в своей основе не подконтрольная государством, но связанная с последним и взаимообусловленная им. Яценко И. С. Одним из главных свойств гражданского общества является его рефлексия, т. е. то, как общество обобщает себя, как оно осознает свою роль в стране, по отношению к государству. Гражданское общество – это совокупность отношений и институтов, функционирующих независимо от государственной власти и способных на неё воздействовать.

1. экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; 2. безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3. легитимность и демократический характер власти; 4. равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; 5. правовое государство, основанное на принципе разделения властей; 6. политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; 7. свобода слова и печати, независимость средств массовой информации; 8. невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; 9. эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

1. республиканская форма правления (ст. 1 Конституции Российской Федерации); 2. принцип разделения властей (ст. 10 Конституции Российской Федерации); 3. правовой характер государства (ст. 1 Конституции Российской Федерации); 4. демократический характер государства (ст. 1, 3 Конституции Российской Федерации); 5. социальный характер государства (ст. 7 Конституции Российской Федерации); 6. приоритет основных прав и свобод гражданина Российской Федерации (ст. 2 Конституции Российской Федерации); 7. демократические принципы функционирования политической системы (ст. 13 Конституции Российской Федерации); 8. свобода экономической деятельности (ст. 8 Конституции Российской Федерации).

СОВРЕМЕННЫЙ ТИП ОБЩЕСТВА ЗАВИСИТ ОТ ГАРАНТИРОВАННОСТИ И ЗАЩИЩЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ОСНОВ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА СТЕПЕНИ ЛЕГИТИМНОСТИ, ДЕМОКРАТИЗМА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МНОГООБРАЗИЯ И ЗРЕЛОСТИ СТРУКТУР ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО включает в себя три уровня: 1. семейные неформальные связи индивидов; 2. экономические отношения; 3. общественно-политические отношения Структурные элементы гражданского общества: 1. семья; 2. религия, религиозные объединения; 3. воспитание, образование, наука, культура; 4. собственность, свободный труд, предпринимательство; 5. общественные объединения; 6. средства массовой информации

Запрещению подлежат общественные объединения, цели и действия которых направлены на (ст. 13 Конституции Российской Федерации): 1. насильственное изменение основ конституционного строя; 2. нарушение целостности Российской Федерации; 3. подрыв безопасности государства; 4. создание вооруженных формирований; 5. разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Модели формирования Общественной палаты субъекта Российской Федерации посредством проведения Гражданского Форума (Пензенская область) путем делегирования в состав Палаты представителей общественных объединений путем утверждения членов Палаты представителями органов государственной власти (чаще всего Губернатором)

НАПРАВЛЕНИЯ государственной поддержки развития институтов гражданского общества Изменение принципов функционирования органов государственной власти Содействие развитию институтов гражданского общества Налаживание надежных механизмов диалога между государственными и общественными структурами

Социальные задачи правового государства по отношению к гражданскому обществу Обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности Охрана труда и здоровья людей Проведение гуманной демографической политики

Конституционно-правовой механизм гарантированности основ гражданского общества в России включает в себя: 1. совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности институтов гражданского общества; 2. создание правовых механизмов, гарантирующих гражданское общество от незаконного, произвольного вмешательства государства и его органов; 3. повышение уровня общественного контроля и надзора за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления; 4. повышение уровня ответственности государства и его органов за посягательства на права и интересы гражданского общества; 5. повышение уровня правовой культуры населения.

Гражда?нское о?бщество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, которые способствуют образованию обратных связей между обществом и государством. Впервые термин «гражданское общество» был подробно рассмотрен

Одно из общепризнанных определений гражданского общества: гражданское общество есть объединение людей для удовлетворения своих потребностей вне и возможно против государства в аспекте сохранения свободы, собственности и безопасности его граждан.

Институтами гражданского общества можно считать все негосударственные организации: политические партии, профсоюзы, общественные неправительственные организации, прессу и т. д. Разумеется, это не относится к тоталитарному обществу, где все упомянутые институты носят государственный характер и гражданское общество подменено государством.

Реализуется в виде самоорганизующихся посреднических групп.

Общественно-политические процессы развития гражданского общества в современной демократической России неразрывно связаны с развитием ее конституционных основ.

Конституционное развитие России происходит сложно и противоречиво. Тем не менее, на современном этапе развития нашего общества созрели условия для формирования целостной системы гражданского общества и ее конструктивного взаимодействия с системой государственной и местной власти. Сущность этого процесса можно определить как поэтапный переход от государственного (властного) к государственно-общественному управлению в масштабах страны, субъектов федерации и на местном уровне. Проблема развития гражданского общества - это, в первую очередь, проблема взаимодействия государства и общества, органов власти и общественных объединений в решении всего спектра социально-экономических и общественно-политических задач.

Новая Конституция провозгласила Россию правовым государством, в центре внимания которого, как и всего общества, находится человек, его права и законные интересы, которые признаются высшей ценностью. Никогда за всю многовековую историю России даже в период, когда самодержавие, казалось, пошло на конституционные уступки, человек не выдвигался в центр государственной политики, а его интересы всегда открыто игнорировались властью.

В России, впервые за всю ее многовековую историю, реально реализуются гражданские права и свободы по отношению ко всему населению. Вопрос лишь заключается в качестве и полноте обеспечения этих прав и свобод.

Становление демократического правового государства в России зависит не только от самого государства, но и от каждого его гражданина. Если каждый человек станет стремиться к процветанию страны, отстаивать собственные и коллективные интересы, выполнять возложенные обязанности, только тогда возможно развитие России как правового государства с развитым гражданским обществом.

Сегодня одной из важнейших потребностей России является развитие и усиление влияния гражданского общества и Конституция РФ является базовым документом для его развития. В этом заключается основной потенциал Основного Закона страны. Государству необходим общественный центр политической поддержки. В условиях демократии от гражданского общества исходят стратегические инициативы во всех областях национального строительства, а государство только выполняет общественный заказ. Однако, полноценный диалог между обществом и властью возможен лишь при наличии развитой системы гражданских институтов.

Одним из важнейших прав является право участвовать в референдуме, избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.